Собор Екатеринбургских святых

Собор Екатеринбургских святых

Урок 1. Святость как цель христианской жизни.
Идеал святости – сам Бог: «Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48) Святые как путеводные указатели на пути достижения святости. Что нужно для достижения святости?

Урок 2. Собор Екатеринбургских святых.
Собор как собрание верующих для церковного богослужения, посвященного святым, и как сонм Екатеринбургских святых. 11 февраля – празднование Собора Екатеринбургских святых. Состав Собора Екатеринбургских святых. Как изучать жития Екатеринбургских святых?

Уроки 3-4. Святая Екатерина – небесная покровительница Екатеринбургской митрополии.
Знакомство с житием святой Екатерины. Святая Екатерина – покровительница уральского края. Наречение городу на Исети имени Екатеринбург. Храмы в честь святой Екатерины. 7 декабря – День святой Екатерины, именины города Екатеринбурга. Молитвенное обращение к святой.

Уроки 5-6. Начало православия на уральской земле.
Первые храмы и монастыри. Верхотурье – духовный центр Урала. Свято-Николаевский и Покровский монастыри. Св. прав. Симеон Верхотурский, блж. Косма Верхотурский: знакомство с житием, иконографией.

Урок 7. Валаамские традиции на уральской земле.
Становление духовной жизни в Верхотурском монастыре. Прп. Арефа (Катаргин) и прп. Илия (Чеботарев).

Уроки 8-9. Начало Екатеринбурга.
Основание Екатеринбурга как завода-крепости. Наречение имени. Первые храмы (Екатерининский собор, Богоявленский кафедральный собор). Ново-Тихвинский женский монастырь. Екатеринбургское духовное и епархиальное женское училища.

Уроки 10-11. История моего города (села) и его святынь.
Основание. Первые храмы, их священнослужители и прихожане. Храмовые святыни.

Урок 12. Верхнетагильская икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (1753г.) – общероссийская святыня.
История обретения и становление почитания святыни – от XVIII в. до наших дней. Верхнетагильский храм – место служения сщмч. Иоанна Вишневского и сщмч. Иосифа Сикова.

Урок 13. Прпп. Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский.
Свято-Николаевский женский монастырь. Город Туринск.

Урок 14. Духовная жизнь Екатеринбургской епархии перед революцией.
События первых десятилетий XX века и их влияние на духовную жизнь епархии. Священство, монашествующие и миряне во времена революционных потрясений.

Уроки 15-16. Cвятые Царственные Страстотерпцы.
Император Николай II – государь, семьянин. Деятельность государя по укреплению Церкви, канонизация святых. Царская Семья – образец христианской семьи. Царские дети.

Урок 17. Царская Семья и Урал.
Царская Семья и прославление св. прав. Симеона Верхотурского. 1914г. – изготовление сени для мощей св. Симеона на средства Царской Семьи. Принесение из Екатеринбурга иконы небесных покровителей Екатеринбургских. Арест Царской Семьи. Екатеринбург – место заточения и гибели Царственных Страстотерпцев. Места памяти Царской Семьи на Урале.

Уроки 18-19. Великая княгиня Елисавета Феодоровна: жизнь в делах любви и милосердия.
Прощение убийцы супруга. Дела милосердия. Марфо-Мариинская обитель. Арест. Заточение в Алапаевске. Мученическая кончина свв. прпмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары.

Урок 20. Церковь и революция на Урале.
Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий. Изучение жития, документов.

Урок 21. Новомученики и исповедники Екатеринбургские, пострадавшие в первые годы Советской власти.
Сщмч. Аркадий Гаряев (†1918, 1/14 июля). Сщмч. Константин Богоявленский (†1918, 14/27 июля). Сщмч. Вячеслав Луканин (†1918, 3/16 августа).

Урок 22. Екатеринбургская епархия в 20-30 гг.
Гонения на Церковь со стороны власти, закрытие церквей, расколы. Вскрытие мощей св. прав. Симеона Верхотурского и Верхотурские новомученики. Знакомство с историей своего или ближайшего храма, действовавшего в 20-30-е гг.

Урок 23. Сщмч. Аркадий (Ершов).
Архипастырская деятельность, противораскольнические труды, мученическая кончина.

Урок 24. Новомученики моего города / района.
Изучение житий по книге «Жития святых Екатеринбургской епархии».

Урок 25. Новомученики, связанные с моим храмом.
Изучение житий по книге «Жития святых Екатеринбургской епархии».

Урок 26. Жизнь епархии в военные и послевоенные годы.
Священнослужители, монашествующие и миряне в годы войны и послевоенные годы. Открытие храмов. Хрущевские гонения. Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин).

Урок 27. Возрождение духовной жизни епархии.
1988г. – год тысячелетия Крещения Руси. Открытие ранее закрытых храмов, строительство новых. Возвращение Церкви мощей св. прав. Симеона Верхотурского. Прославление Царской Семьи. Работа по изучению и канонизации святых новомучеников. Храмы во имя новомучеников.

Урок 28. Школьная Богословская конференция.
Организация школьной конференции с представлением подготовленных работ. Представление лучших работ на Детско-юношескую богословскую конференцию Екатеринбургской митрополии.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне Санкт-Петербурга — действующий православный храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Собор является памятником архитектуры, стиль которого специалисты определяют как переходный от барокко к классицизму. Каменный пятиглавый храм с трехъярусной колокольней был спроектирован итальянским архитектором Антонио Ринальди, авторству которого принадлежат Китайский дворец в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец и другие шедевры, сформировавшие исторический облик северной столицы и ее пригородов.

В наши дни помимо проведения богослужений и традиционных обрядов служители храма занимаются обширной просветительской и благотворительной деятельностью. При соборе Святого равноапостольного князя Владимира действуют воскресная школа, детский хор, проводятся оглашения (катехизация), лекции, мастер-классы, паломнические поездки, ведется насыщенная и разнообразная общинная жизнь.

Расписание богослужений

На официальном сайте собора публикуются расписания богослужений на предстоящую неделю, с учетом праздников, постов и других событий церковного календаря. Богослужения в Князь-Владимирском соборе проводятся ежедневно.

По будням: с утра — в 9:45 часов — Исповедь; в 10:00 часов — Божественная литургия; в 18:00 — Вечернее богослужение.

По воскресеньям и праздничным дням:

В канун праздника — Всенощная в 18:00 часов, исповедь — 17:30 часов. Ранняя Божественная Литургия — в 7:00 часов, поздняя — в 10:00 часов. Вечерняя служба — в 18:00 часов.

История Князь-Владимирского собора

Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 г. деревянной церкви св. Николы на Мокруше. Мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости. В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы — получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719—1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.

По новому замыслу, храм должен был стать пятиглавым, в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Первоначальный вариант был одноглавым, таким же как в соседний собор Петропавловской крепости. Выбор пал на проект итальянского архитектора Антонио Ринальди, который взялся достраивать храм и завершил черновое строительство к 1772 г.

Сройка снова прервалась на несколько лет, и заканчивал возведение церкви и ее отделку архитектор И. Е. Старов. 1 октября 1789 г. собор был освящен под новым именем — вместо Успенского, он получил имя Князь-Владимирского. Причиной такого изменения стали важные исторические победы на южных рубежах Российской империи. Именно в это время в составе Российской империи появляется Таврическая губерния на месте Крымского ханства, а в Петербурге архитектор И. Е. Старов строит Таврический дворец.

Успешные военные действия в Причерноморье и в Крыму оживили историческую память о князе Владимире, принявшем христианство и породнившемся с Византийским монаршим домом. Исторические параллели с деяниями князя Владимира создали символическую ауру преемственности отечественной истории. В эти же годы императрицей был учрежден орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней.

Кавалерский статус собора

С 1845 г. Князь-Владимирский собор получил статус кавалерского, он стал считаться капитульным храмом ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Традицию назначать церкви, закрепленные за определенным орденом, ввел в конце ⅩⅧ в. Павел Ⅰ. На фасаде собора, ставшего капитульным, помещалось изображение ордена, а в престольный праздник святого, чье имя носил орден, в храме собирались на торжественную трапезу кавалеры в особых костюмах.

Кавалерами ордена Св. Владимира с первых лет его учреждения становились известные государственные чины и военноначальники. Среди них Александр Голицын, Григорий Орлов, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков, император Николай Ⅱ. Во второй половине ⅩⅨ в. орден выдавался за выслугу (35 лет) многим военным и гражданским чинам России. Знак ордена Св. Владимира размещен над входом в Князь-Владимирский собор. Композиция изображает двух ангелов, держащих орден заключенный в массивный позолоченный медальон, увенчанный императорской короной.

Интересно, что в годы советской власти Князь-Владимирский собор практически не прекращал богослужений, выстоял во время гонений на церковь и был открыт для прихожан даже во время блокады. В годы войны в нем служил митрополит Ленинградский, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Алексием Ⅰ, награжденный медалью «За оборону Ленинграда».

На официальном сайте храма можно совершить 3D-прогулку по всему собору, рассмотреть иконы и внутреннее убранство и даже подняться на колокольню.

Как добраться

Князь-Владимирский собор находится на Петроградской стороне в Успенском сквере, образующем треугольник на пересечении улицы Блохина, проспекта Добролюбова и переулка Талалихина. Вход в храм находится в непосредственной близости от станции метро «Спортивная», фиолетовой ветки метро М5, со стороны проспекта Добролюбова.

На панораме Яндекс Князь-Владимирский собор

Рядом на проспекте Добролюбова находятся остановки трамвая № 6, 40, Т1; троллейбуса № 7 и автобуса № 191. С тыльной стороны собора в Талалихинском переулке останавливаются автобусы № 5 М, 10, 128, троллейбусы № 1, 9, 31 и маршрутные такси № К-10, К-30, К-32, К-127, К-149, К-175.

Можно доехать до Князь-Владимирского собора на такси. В городе работает большое количество различных перевозчиков, в том числе Яндекс. Такси, Gett и Maxim. Машину можно вызвать через мобильное приложение, заказать по телефону или просто проголосовать на улице.

Совсем рядом на ул. Блохина, д. 15 расположен Музей-клуб Котельная «Камчатка», тот самый, где работал кочегаром в 1986—1988 гг. Виктор Цой. А в 10 мин ходьбы в восточном направлении находятся Министерская и Кронверкская набережные Невы, откуда рукой подать до Ленинградского зоопарка и Петропавловской крепости.

На видео Литургия в Санкт-Петербургском соборе Святого равноапостольного князя Владимира

Князь-Владимирский собор: режим работы 2021, как добраться и официальный сайт

Санкт-Петербург Храмы и монастыри Санкт-Петербурга Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге — один из любимых петербуржцами храмов. Назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.

Адрес Князь-Владимирского собора

Улица Блохина 26.

Как добраться до Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Станция метро «Спортивная». Купола храма видны при выходе из метро.

Режим работы Князь-Владимирского собора в 2021 г.

  • Ежедневно, кроме воскресенья, с 9:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • По воскресеньям и церковным праздникам с 6:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • Расписание богослужений можно уточнить на сайте

Стоимость билетов в Князь-Владимирский собор в 2021 г.

Вход свободный. Собор является действующим храмом.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть “Успение на Мокрушах”. По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Наружное убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Храм во имя князя Владимира является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом.

Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным. Но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин “Оплакивание Христа” Паоло Веронезе и “Преображение” Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место – в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция “Святая Евхаристия” (работа В. Васнецова).

Читайте также:  Порча, сглаз, проклятия что делать

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге — Северной столице России находится один уникальный храм, выстроенный по принципу корабля, кормчим которому выступает Иисус Христос. Этот храм — Князь-Владимирский собор, известен своей особенностью архитектуры, соединившей черты барокко и классицизма.

История постройки

Основательницей Собора выступает сама Екатерина Великая, привлекшая к архитектурным работам известного Антонио Ринальди, стараниями и фантазией которого в одном из старинных городских кварталов появился этот строгий на вид храм.

Вызывает интерес история возникновения Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге. Дело в том, что впервые в этом месте храм возник еще в 1708 году и посвящен он был Николаю Чудотворцу — одному из самых почитаемых святых.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

Спустя довольно малое время на месте этой небольшой церквушки возникла новая, имеющая 2 предела — Успенская церковь, в 1740 году в этом месте уже стоял храм, выстроенный из камня. И лишь спустя 25 лет, по указу государыни Екатерины Великой итальянский архитектор приступил к разработке архитектурного плана собора, который по его задумке должен был стать пятиглавым.

Из истории также известен тот факт, что Антонио Ринальди, начав строительство, не смог его окончить и завершить постройку храма было доверено русскому архитектору — Ивану Старову. Быть может, по этой причине собор впитал в себя 2 разных архитектурных стиля, но при этом не потерял внешней красоты. В 90-е годы XVIII века произошло освящение собора в честь Святого князя Владимира, принесшего на русские земли христианскую веру.

1823 год в истории храма знаменателен тем, что в этот период в архитектуру собора были добавлены некоторые элементы стиля ампир, а в 1845 году храм был признан главным среди соборов Святого Владимира.

По счастливому стечению обстоятельств даже в самые тяжелые времена советской власти Князь-Владимирский собор не пострадал и до наших дней сохранился в практически первозданном виде.

Интересно! История собора тесно связана с именами, известными по всему миру. Среди прихожан храма историки отмечают Александра Пушкина и всю его семью, Николая Римского-Корсакова, Александра Блока.

Современное состояние

Сегодня помимо традиционных богослужений храм живет активной жизнью, выполняя также просветительскую функцию (в нем имеется библиотека христианских книг, осуществляется выпуск журнала «Вода живая», организуются лектории для тех, кто верует или просто интересуется историей православия), а также социальную, занимаясь благотворительностью и осуществляя посильную адресную помощь нуждающимся.

Описание архитектуры

Построенный изящно и утонченно Князь-Владимирский Собор, совмещает в своем архитектурном облике, как говорилось выше, черты барокко, классицизма и даже ампира. Известно, что при его застройке архитектором были соблюдены античные пропорции храмов, дополненные округлыми окнами, арками и лепниной.

В целом, можно сказать, что Владимирский Собор представляет собой здание в 2 этажа, особый тип архитектуры выделяет его среди других строений Владимирского проспекта.

Внимание! О Князь-Владимирском Соборе ходят легенды, рассказывающие о необыкновенной силе, которую даруют стены собора тому, кто к ним прикоснется.

Наружное убранство

Если говорить об архитектуре времени правления Екатерины Великой, то можно, без всякого сомнения, сказать, что Князь-Владимирский Собор — самое лучшее архитектурное сооружение того времени. В первую очередь вызывает восхищение пятиугольная форма строения и его величественная колокольня в 57 метров.

При таких масштабах архитекторам удалось сохранить в соборе легкость, изящество и совершенно особую красоту архитектуры нехарактерную для культурной столицы России.

Внутреннее убранство

Внутри храм поделен на три нефа, потолки имеют купольную форму — центральный выстроен в форме большого круга, и вокруг него расположены 4 дополнительных купола.

Внутри храм максимально прост и даже в некоторой степени строг. На его стенах вы не встретите росписей и фресок, с помощью скудного оформления стен удается держать весь акцент на иконостасе храма.

Единственное изображение, имеющееся в соборе, это живописное представление четырех евангелистов, автором которого предположительно является Карл Брюллов. Еще западная сторона храма украшена точными копиями картин Паоло Веронезе и Рафаэля, изображающими момент оплакивания Христа и момент его преображения.

Деятельность прихода

Основная задача храма — проведение ежедневных богослужений. Каждое утро в 9.00 по будням и в 7.00 и 10.00 по дням воскресным, проходит Божественная литургия, по окончании которой проходит таинство причастия и исповедь.

Вечерние службы начинаются и по будням, и по воскресным и праздничным дням в 18.00. При соборе работает воскресная школа и духовно-просветительские клубы, о расписании которых можно узнать на официальном сайте Князь-Владимирского Собора.

Святыни и престольные праздники

Одна из чтимых святынь собора — точная копия иконы Владимирской Богоматери, написанная евангелистом Лукой. Лик Божией Матери облачен в жемчужные украшения, венец Богоматери хрустальный, а риза выполнена вызолоченной нитью.

Второе по ценности иконописное изображение — Спас Нерукотворный, представляющий один из многих иконописных образов Иисуса Христа и дарующий каждому, кто соприкоснется с этой святыней, помощь во всех делах свыше.

В разные времена в этом соборе хранились иконы разрушенных храмов, так в 1935 году и Киево-Печерской лавры в собор был привезен Образ Успения Богородицы.

Основным престольным праздником храма считается Сретение иконы Владимирской Богоматери, который отмечается ежегодно 8 сентября. Кроме того, праздничные богослужения проходят по основным церковным праздникам.

Как добраться

Князь-Владимирский Собор находится в городе Санкт-Петербурге по адресу — улица Блохина, д. 26.

Если добираться до собора на метро, то стоит проехать до станции «Спортивной» и по выходе из метро практически сразу будут видны купола храма — в этом направлении и необходимо двигаться.

Князь-Владимирский собор: режим работы 2020, как добраться и официальный сайт

Со времен основания города Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы начал формироваться жилой квартал. Этот район стал называться «Мокруша» из-за того, что его часто заливало при наводнениях, а сама местность становилась болотистой. По традиции в России было принято возводить храмы в тех местах, которые осваивались для жилых районов. Именно в этом месте начинается строительство будущего Князь-Владимирского собора.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Краткое описание

Князь-Владимирский собор — капитульный храм ордена Святого Владимира. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и находится в Петроградском районе.

При соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

Духовно-просветительская и общественная жизнь собора

При Князь-Владимирском соборе работают и проводятся:

  • различные лекции, мастер-классы по религиозной тематике
  • младшая и средняя воскресные школы
  • православный детский хор Горчичное зернышко
  • любительский и профессиональный взрослые хоры
  • просветительский центр для паломников Княже Владимире
  • просветительская дружина Витязи
  • футбольная команда Княжичи
  • летний лагерь на озере Селигер
  • библиотека
  • церковная лавка
  • церковный дом
  • благотворительный фонд

Настоятели

Настоятели[5]
ДатыНастоятель
… — …
1717—1721священник Иоанн Максимов
1722 — …протоиерей Симеон Ярмерковский
1725—1730священник Михаил Иванов
1730—1739священник Петр Федотов
1740—1745протоиерей Тимофей Семенов
1745—1778протоиерей Иаков Борисов
1779—1786протоиерей Емеллиан Пименович Черенцовский
1787священник Матфий Иванов
1787 — 1 (12) марта 1793священник Тимофей Автономов (…—1793)
1793—1796священник Василий Третьяков
1796 — 20 апреля (2 мая) 1824протоиерей Михаил Борисович Каменский (…—1824)
1824 — 2 (15) декабря 1856протоиерей Николай Макаров (…—1856)
1857—1858протоиерей Константин Тимофеевич Никольский (1824—1910)
1858—1859священник Николай Черновский
1859—1862священник Александр Петрович Соколов
1862—1868протоиерей Владимир Петрович Полянский (1810—1869)
1868—1869иерей Павел Николаевский
1869 — 4 (16) марта 1886протоиерей Алексий Антонович Светлов (1829—1886)
3 (15) апреля 1886 — 1887протоиерей Евфимий Петрович Голинский (1827—1906)
1887—1911протоиерей Василий Иванович Полетаев
1911—1912протоиерей Никанор Михайлович Темномеров (1862—1912)
1912—1919протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1872—1937)
август 1919 — май 1922протоиерей Михаил Фёдорович Союзов
1922—1926протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий (обновленец)
ноябрь 1927 — арестован 9 августа 1930протоиерей Павел Иоаннович Виноградов (1874 — расстрелян 1938)[6]
1930 — арестован 17 февраля 1932протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
1 марта 1932 — 14 ноября 1936протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
ноябрь 1936 — 4 марта 1937архиепископ Николай (Ярушевич) (1891/1892—1961)
март — арестован 27 августа 1937епископ Тихон (Рождественский) (1881—1937)
ноябрь 1937 — 4 марта 1938протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
март 1938 — 19 мая 1939протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
май 1939 — 17 февраля 1941протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
февраль 1941 — 3 февраля 1942протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1888—1985)
февраль — 1 июля 1942протоиерей Николай Иванович Ломакин (…—1965)
июль 1942 — 12 января 1944протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
январь 1944—1945протоиерей Филофей Петрович Поляков (…—1958)
1945 — 24 апреля 1947протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
1947—1948епископ Симеон (Бычков) (1882—1952)
30 июня 1949 — 23 февраля 1953протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
… — …
август 1967 — 26 ноября 1969протоиерей Евгений Владимирович Амбарцумов (1917—1969)
1974… — 1981…протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род.1932)
1987-1997протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род1932)
16 сентября 1997[7] — настоящее времяпротоиерей Владимир Устинович Сорокин (род. 1939)
  • Вид на собор с северо-запада
  • Аэрофотосъёмка собора и проспекта Добролюбова
  • Колокольня в Рождество 2020 года
  • Вечерний вид храма с набережной Макарова
  • Крест, венчающий центральный купол собора
  • Четыре таких креста венчают боковые купола собора
  • Крест, венчающий колокольню собора
  • Ангелы над входом в собор

Собор равноапостольного князя Владимира: расписание богослужений и святыни

Сегодня в храм приходит большое количество прихожан. Здесь находится много чудотворных икон:

  • образ Николая Чудотворца,
  • лик Христа Спасителя,
  • образ Богоматери «Изображение и мера»,
  • святой лик Пантелеймона,
  • старинное Евангелие и многое другое.

Храм открыт ежедневно с раннего утра до позднего вечера. На главном столе в церкви всегда находятся Святые Дары и Чаша, что дает возможность в любое время причастить ребенка или больного человека. Богослужения в храме происходят по следующему расписанию:

  • В будние дни обряд исповеди происходит в 9:45 утра, служения в 10:00 и 18:00.
  • По выходным и праздничным дням исповедь проходит в 6:45 утра, богослужения в 7:00, 10:00 и 18:00.

После проведения богослужений каждый прихожанин может заказать молебен о здравии своем или близких. Также принимаются панихиды. По предварительной договоренности в храме проводят таинства Крещения и Венчания.

Точный адрес церкви ул. Блохина дом 26.

Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесске

Его найти не тяжело так как этот храм любят многие жители города и каждый из них всегда подскажет как лучше к нему добраться. Рядом с ним находится Успенский сквер, где будет приятно прогуляться после посещения церкви.

Читайте также:  Богоявленский собор Ногинска, расписание богослужений

Храни Вас Господь!

Религиозное значение

Для православных христиан собор Князя Владимира имеет особое место среди всех Питерских святынь. В нем расположено множество икон, которые несут религиозный потаенный смысл. Они очень ценны для паломников и прихожан. Многие съезжаются с разных уголков мира, чтобы поклониться им.

Внутри обители стены украшены разнообразными иконами. Но, примечательно, что фресок на стенах храма не найдено даже при реставрации. Единственное, чем украшены своды — строки из библейского писания. Обратите внимание! Из наиболее значимых икон, в коллекции церковного учреждения есть икона Божией Матери — “Скоропослушница”.

Женские имена по святцам для девочек на 2020 год

Как назвать ребенка? Подобрать подходящее имя и угодить всем родственникам? Об именинах святых и о том, как помочь малышу стать решительным или мягким.

Этот образ был доставлен в Санкт-Петербург с горы Афон, находящейся в Греции. К помощи от этой иконы обращаются люди, которые ищут решения в сложной ситуации, беременные женщины, желающие, чтобы на свет появился здоровый малыш.

В коллекцию входит список Спаса Нерукотворного. Он произведен с иконы, которую нашли в Домике Петра Великого. Этот образ сопровождал императора даже во время Полтавской битвы. Также в соборе имеется икона святителя Николая. (см. Православный праздник Пятидесятница)

Ключевой образ всей коллекции — икона Владимира Крестителя.

Культурное значение

В современном мире храм получил особый статус, это объект культурного наследия народов Российской Федерации. Присвоен статус не напрасно, ибо для россиян это значимый памятник архитектуры.

Невозможно не посетить это церковное сооружение. В Санкт-Петербурге оно обращает на себя внимание из-за множества интересных деталей. Храм торжественный, блеск его куполов озаряет все вокруг светом, а нарядное убранство колонн и окон заставляет остановиться и полюбоваться любого приезжего гостя.

При основательнице храма — Екатерине Великой, он назывался “теплым” собором.

Построенное по всем канонам, сооружение отлично сочеталось с антуражем города.

На фоне серых облаков, которые часто появлялись в Питере, цветовая гамма храма казалась радостной. Преимущественными оттенками собора были белый и голубой, они вызывали отрадные чувства у прихожан.

Календарь садовода и огородника Урала на 2020 год

Каждый, у кого есть свой участок земли с какой-либо огородной культурой хочет, чтобы почва была плодородной. Как этого добиться?

С конца XVIII века православные прихожане посещали церковь, чтобы поклониться святым. В храме расположены важные иконы для христианского мира. Сейчас собор действует, как религиозный центр.

История воздвижения

Впервые построили храм в виде небольшого здания. Нужно отметить, что церковь перестраивалась не один раз. Она имела разные виды и формы. Впервые его освятили в честь святого Николая Чудотворца. Немного позже его перестроили и сделали постройку с двумя приделами.

И только спустя 30 лет его перестроили с использованием кирпича и камня. Когда храм очередной перестроили, и он имел пятиглавую форму его освятили в честь князя Владимира. Он был даже главной церковью орденом князя. В советские времена, когда велась борьба с религиозностью храм по каким-то причинам не тронули. Он продолжал свою работу.

Лучшая статья для Вас, переходите: Домский Собор в Риге

При храме велись работы и собиралась информация о жертвах большевистских гонений верующих. И в конце 90-х годов эта информация была опубликована в специальном издании.

Архитектура и убранство[ | ]

Убранство верхней церкви
Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви.

После возвращения церкви верующим поначалу богослужения проходили только в верхней церкви. С сентября 2020 года совершаются регулярные богослужения в открытом после капитального ремонта нижнем храме преп. Иоанна Дамаскина. Одновременно происходит постепенное создание иконостасов нижнего храма, в стиле «елизаветинского» барокко, в проекте которых использованы мотивы и обыграны детали иконостаса верхнего храма, выполненного по рисунку Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви, были утрачены в середине XX века.

В 1886 году купола собора были покрыты золотом, но в 1930-х годах позолота была смыта, а купола были покрашены чёрной краской. С 2014 года проводилось золочение куполов собора и колокольни, завершившееся в 2020 г.[2]

Владимирский собор в Санкт-Петербурге: история

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

История

Углубимся к истокам, с которых началось создание этого великого религиозного сооружения. Становление церковного учреждения на месте современного собора было задумано во времена Петра Великого — 1708 году. Церковь сооружалась из дерева и была посвящена Святому Николаю.

На этом возведение храмовых сооружений не закончилось, и с 1713 по 1719 церковь переделали в мазанковый Успенский собор. Деревянная Николаевская часть теперь относилась к одному из уделов храма, центральным стал Успенский, а вторым боковым — Предтеченский.

Но статус собора Успенское церковное учреждение получило не сразу. Сперва, в 1717 году работали лишь боковые уделы, и когда был закончен основной, в 1719 году церковь стала собором по приказу царя.

Анной Иоанновной был принят в проект церковный камень, но из-за дальнейших исторических событий идея не была воплощена в жизнь.

Лишь в 1765 году возобновились действия по постройке, обитель было решено сделать пятиглавой, по чертежам Ринальди.

Во время первой стадии строительства в 1772 году Успенский деревянный собор вспыхнул пламенем, и задел недавно начатый каменный храм. Вся работа была погублена.

Последнее ключевое возобновление строительства наступило в 1783 году, под руководством Старова. Собор в современном виде мы получили в 1789 году, тогда его освятили в честь князя Владимира.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

Собор в честь Князя Владимира

При императрице Екатерине II было решено назвать храм в честь Владимира Крестителя. Это решение имело социальную составляющую. Во многих городах Российской империи имелись церкви и монастыри, именуемые в честь этого святого.

Санкт-Петербург на тот момент — столица государства. Иметь там православную обитель Владимира Красное Солнышко важно, поэтому государыня приняла столь ответственное решение.

Князь Владимир в 988 году совершил великий подвиг для всего православного мира — крестил языческую Русь. Этим поступком он объявил начало нового течения государственной жизни — улучшения связей между Византией (христианской столицей) и Русью. Это коснулось экономической, политической и духовной жизни двух стран.

Благодаря Владимиру, на территорию Руси пришла письменность, изобретенная Кириллом и Мефодием. Знаменуется эра каменных сооружений в будущей России. Строятся храмы в значимых городах государства. С этого момента складывается единая для всех славянских племен религия во главе с одним богом.

Все эти заслуги делают Владимира великим святым, его память необходимо увековечить в храмах и соборах.

Архитектура здания

Спустя несколько сотен лет после постройки, архитектурное решение впечатляет и в современности. Внешне этот храм похож на Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Колокольня высотой в 57 метров привлекает изяществом форм, которые органично сочетаются со строгостью линий. На звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из них был вылит в 1779 году, весит он пять тонн. Мотивы барокко прослеживаются в овальных окнах и лучковых фронтонах.

Князь-Владимирский собор является одним из величайших шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи.

Собор равноапостольного князя Владимира: расписание богослужений и святыни

Сегодня в храм приходит большое количество прихожан. Здесь находится много чудотворных икон:

  • образ Николая Чудотворца,
  • лик Христа Спасителя,
  • образ Богоматери «Изображение и мера»,
  • святой лик Пантелеймона,
  • старинное Евангелие и многое другое.

Храм открыт ежедневно с раннего утра до позднего вечера. На главном столе в церкви всегда находятся Святые Дары и Чаша, что дает возможность в любое время причастить ребенка или больного человека. Богослужения в храме происходят по следующему расписанию:

  • В будние дни обряд исповеди происходит в 9:45 утра, служения в 10:00 и 18:00.
  • По выходным и праздничным дням исповедь проходит в 6:45 утра, богослужения в 7:00, 10:00 и 18:00.

После проведения богослужений каждый прихожанин может заказать молебен о здравии своем или близких. Также принимаются панихиды. По предварительной договоренности в храме проводят таинства Крещения и Венчания.

Точный адрес церкви ул. Блохина дом 26.

Лучшая статья для Вас, переходите: Вознесенский собор город Новочеркасск

Его найти не тяжело так как этот храм любят многие жители города и каждый из них всегда подскажет как лучше к нему добраться. Рядом с ним находится Успенский сквер, где будет приятно прогуляться после посещения церкви.

Храни Вас Господь!

Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней.

Первый храм святителя Николая существовал здесь уже с 1708 г., затем была построена церковь Успения Божией Матери. Каменное здание существующего пятиглавого собора строилось по проекту Антонио Ринальди. Он разработал и запоминающийся рисунок крестов собора. Завершалось строительство под руководством архитектора И.Е. Старова.

Собор был освящен в 1789 году в память 800-летия Крещения Руси в честь святого равноапостольного князя Владимира. Своими мудрыми шагами князь достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира, принес славянам просвещение и культуру.

Собор является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом. Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным.

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву, выполнен в стиле ампир. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве.

Собор никогда не закрывался, а в годы Великой Отечественной войны был важнейшим духовным оплотом осажденного города. Горячая молитва перед чудотворными иконами Божией Матери «Казанской» и «Скоропослушницей», святителя Николая стала одной из примет тех 900 блокадных дней. И сегодня приходящие в Князь-Владимирский собор могут поклониться старинным чудотворным иконам.

С 1845 года Собор является кавалерским для ордена святого князя Владимира, который был вторым по значимости в Империи. Девиз ордена: «Польза, честь и слава». Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 г. подтвердил орденский статус храма. В Соборе установлено орденское знамя, ведутся списки кавалеров ордена. Продолжая традицию, в 2008 году в соборе был создан Всероссийский Помянник с целью молитвенного поминовения наших соотечественников, умноживших славу и честь России (более 16 млн. человек).

Особый интерес у туристов и паломников вызывают экспозиции, которые устанавливаются рядом с входом в храм – Рождественский вертеп, Пасхальная экспозиция, экспозиция «Просветители», посвященная св. князю Владимиру и просветителям Руси. Длина экспозиций 6 м, все фигуры выполнены в натуральную величину, звучат праздничные песнопения.

Читайте также:  Богоявленский собор в Елохове, история, святыни, расписание

В 2020 году, в рамках празднования 1000-летнего юбилея святого князя Владимира, проведена масштабная реставрация Собора — первая за 225 летнюю историю. Посетители и паломники могут увидеть Собор в его первозданной красоте.

Три века истории храма

В 1708 г. на месте «Мокруши», первого жилого квартала, подверженного частым наводнениям, первопоселенцы построили небольшую церковь святого Николая. С тех пор архитектурный памятник неоднократно реконструировали. В 1719 г. Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге превратился в трехпрестольный храм – из двух боковых (Никольского и Предтеченского) и главного – Успения Богоматери. В освящении участвовал Петр I. Еще через полстолетия Екатерина II при помощи итальянца Антонио Ринальди возвела здесь пятиглавую церковь. Современный вид – виртуозная смесь раннего классицизма и позднего барокко – заслуга основателя российского архитектурного классицизма Ивана Старова. Интерьер – простой и уютный.

На что обратить внимание?

  • Изящные кресты куполов и колокольни (проект Ринальди).
  • Барельеф святого Владимира над входом (поддерживают два ангела).
  • Три прохода-нефа (внутри) и сине-белая цветовая гамма – символы корабля, в котором кормчий – Христос.
  • Античные элементы и сдержанность интерьера (пилястры, круглые окна, арки).
  • Вместо фресок – библейские надписи у центрального круглого купола.
  • Стенды с историей православия и фотографиями.
  • Рождественские ясли вертеп и две часовни (на территории).
  • Богатый иконостас в стиле ампир и роскошные рамы икон. Особенно интересны скульптурные композиции – 2,5 метровая металлическая лоза винограда (в ограде), на которой записаны все церковные служители, начиная с 1700 г., и крест из камней – освященный памятник врачам и учителям.

Часы и правила посещения

Вход в храм абсолютно бесплатный, так как он на сегодняшний день является действующим. Посетить святыню можно в любой день с 9:45 до 20:00, а в церковные праздники и по воскресеньям с 6:45 до 20:00. Богослужения во время Великого Поста начинаются с девяти утра.

Любой желающий может не только посетить Князь-Владимирский собор, чтобы ознакомиться с его убранством, но и присоединиться к любому из богослужений.

Князь-Владимирский собор отличается своей архитектурой и проектом, ведь он построен по принципу корабля, в котором Христос выступает кормчим.

Радует глаз насыщенный синий и белый цвет, отсутствие фресок и нагромождений убранства, строгость классицизма и оригинальные мотивы барокко, богатая история храма, редкие святые иконы внутри – все это привлекает в собор не только жителей Петербурга, но и его многочисленных гостей.

История возникновения

Места эти начали застраиваться в новом городе одними из первых. Здесь, вдоль берега Малой Невы, на запад от Петропавловской крепости располагался Городской остров со слободой первостроителей и небольшой деревянной церквушкой святого Николы «на Мокрушах», поставленной в 1708 году.

Интересный факт. Название «Мокруши» — мокрая, болотистая местность — очень точно говорит об условиях, в которых жили и возводили «град Петров» его первые граждане. Вначале все сооружения ставились деревянными, кое-где — глинобитными или «мазаными» — бревенчатый каркас обмазывался раствором глины вперемешку с соломой. Естественно, в болотистой местности дельты Невы такие строения быстро разрушались.

Случилось так и с церковью святого Николы, которую уже через пару лет из сгнившей деревянной начали перестраивать в мазанковый храм, главный престол которого – Успенский – в 1719 году был освящён в присутствии самого Пётра I. Новой, уже Успенской церкви, превосходившей размерами и числом пределов (всего – 3) другие тогдашние храмы города —Троице-Петровский, Исаакиевский, Петропавловский — был присвоен статус собора.

Но и этот собор не простоял долго. В 1740 году правящая на тот момент Анна Иоановна повелела перестроить разрушающийся мазаный храм на каменный. Работы поручили архитектору Земцову, а после его смерти – Пьетро Трезини.

Интересный факт. В ходе строительства каменного храма оказалось, что алтарь в нем ориентирован на юг, а не восток, как принято у православных. Скорее всего, досадную ошибку сделал архитектор, но работы приостановили ввиду несоответствия церковным канонам.

Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург

Содержание:

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге всегда был особенным храмом среди всех петербургских церквей. Он — словно зеркало русской истории и архитектуры, а заодно — символ преемственности двух столиц: Москвы и Петербурга.

Царь Петр I закладывал новую столицу с расчетом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые кварталы. Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, — даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название «Мокруши».

Где селились люди — неизменно тут же ставили храм. В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского собора — мазанковой церкви о трех престолах.

Строительство Князь-Владимирского собора

Предшественницей Князь-Владимирского собора была мазанковая Успенская церковь, имевшая три придела. Церковь начали строить в 1713 году.

Первыми были достроены и освящены приделы — Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы.

Царь лично присутствовал на церемонии и даровал храму статус собора, ведь по размеру и количеству престолов он превосходил и Петропавловский собор и Исаакиевский собор.

Храм получил свое посвящение не случайно. Это была своего рода отсылка к Успенскому собору Московского Кремля: Петербург таким образом обозначал свое «преемничество» по отношению к древней столице.

Там же, на Мокрушах, рядом с собором, устроили подворье Местоблюстителя, после чего Петербург стал центром не только государственного, но и церковного управления.

Строительство современного Князь-Владимирского собора

В 1740 году уже новая царица — Анна Иоанновна — распорядилась поставить рядом с деревянным каменный храм на три тысячи молящихся. Проект поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини. Он предполагал построить одноглавую церковь, похожую на собор Петропавловской крепости. Стройка началась, здание возвели под своды и. законсервировали: дворцовый переворот, Елизавета Петровна на престоле.

Лишь через семь лет новая императрица повелела все-таки достроить собор, но окончательный план утвердили лишь в середине 60-х годов XVIII века, уже при Екатерине II. Тогда победил проект Антонио Ринальди.

Новый собор отстроили вчерне за шесть лет. К 1772 году он дополнил городскую панораму, открывавшуюся из окон Зимнего дворца, а его колокольня превратилась в ориентир для судов, заплывавших в Малую Неву. Оставалось выполнить внутреннюю отделку храма, но произошел пожар и на десять лет опять забросили строительство — на первое место вышли внешнеполитические задачи – борьба за выход России к Черному морю.

В 1783 году Таврическую губернию включили в состав Российской империи. В таврическом Херсонесе князь Владимир принял крещение и матушка Екатерина вспомнила о долгострое Успенского храма (ведь с момента его закладки прошло уже более сорока лет). Императрица захотела увидеть достроенный собор, а посвящение должно быть Великому князю Владимиру.

Достраивал церковь архитектор Иван Егорович Старов. Помощник Старова М.Е. Мелентьев взял на себя все руководство отделочными работами внутри храма. Строительство ожило в 1783 году. Через три года освятили Никольский придел, а в 1789 году и главный престол — во имя святого равноапостольного князя Владимира.

Так появился в Санкт-Петербурге тот Князь-Владимирский собор, который мы видим сейчас.

Архитектура Князь-Владимирского собора

Князь-Владимирский собор — пожалуй, самое величественное культовое сооружение Санкт-Петербурга эпохи раннего классицизма. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца.
Два придела собора, Успенский и Никольский, — это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.
Князь-Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Петербурга.

Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного. Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».

Интересно отметить применение барочных элементов (еще не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе. Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — наметанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными. Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов — добро пожаловать в классицизм.

Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице. Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко. Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого ее «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа». Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль. «Техзадание» было дано, форма определена изначально, и дальше зодчие занялись ее наполнением по факту, выработкой чего-то своего в рамках предложенной им данности. Логическая ясность, регулярность, ордерность, монументальность — это все уже присутствует в самых ранних произведениях русского классицизма, еще находящегося в той или иной степени под влиянием барочной стилистики. Екатерине II удалось то, чего не удалось Петру: волевым усилием изменить архитектурный облик страны.

Князь-Владимирский собор внутри

В XX веке Князь-Владимирский собор на некоторое время попал «под обновленцев», а потом, в 1926—1927 годах, стоял закрытым. Но то был лишь краткий период безвременья, вскоре храм вновь распахнул двери для православных. Соответственно, удалось избежать тотального дикого расхищения, сохранить уникальные интерьеры.

Окончательная отделка храма относится к 1780-м годам и принадлежит блистательному И. Е. Старову, достраивавшему здание после пожара. Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту этого зодчего. Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие стенописи; только в парусах под барабаном главного купола — традиционные изображения евангелистов, предположительно принадлежащие кисти Карла Брюллова. Стены изнутри покрашены в темно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера; этими пилястрами зрительно усилены могучие пилоны, делящие прямоугольное в плане здание на три нефа.

Благодаря такому решению собор изнутри выглядит еще строже, чем снаружи! На этом «скупом» фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас — настоящее украшение храма, замечательное произведение художественной резьбы. Иконостас моложе самого храма (1823 год), а по стилистике — это чистый ампир. Его авторы, согласно господствовавшим в XVIII — конце XIX века вкусам, демонстративно дистанцировались от русской традиции XVII столетия — так называемого «высокого иконостаса» — и обратились к теме относительно низкой «алтарной преграды», характерной более для Западной Европы: с двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами. Иконостасы приделов отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол.

Интересно, что, помимо традиционных икон, интерьер храма украшают картины. Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова «Святая Евхаристия» из Князь-Владимирского собора Киева, а на стенах — копии «Преображения» Рафаэля и «Оплакивания Христа» Паоло Веронезе.

Князь-Владимирский собор расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Князь-Владимирский собор расписание богослужений

Богослужения в Князь-Владимирском соборе совершаются каждый день. В будни в 9:45 начинается исповедь, затем, в 10:00, — литургия, в 18:00 — вечерняя служба. Что касается праздников и воскресений, то накануне этих дней служат всенощную — в 18:00; в 7:00 начинается ранняя Божественная литургия, а в 10:00 — поздняя.

Контакты

  • Адрес: 197198, Россия, Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26
  • Телефон: +7 (812) 233-68-65
  • Сайт: www.vladimirskysobor.ru

Как добраться самостоятельно

Поезжайте до станции метро «Спортивная»; далее следует пройти по проспекту Добролюбова до пересечения с Храмовым переулком.

Расположение собора на карте Санкт-петербурга

Всероссийский помянник в Князь-Владимирком соборе

В Князь-Владимирском соборе есть удивительная вещь — Всероссийский помянник. По своей сути это электронный синодик. В дореволюционной России синодики хранились почти в каждой семье и представляли собой своего рода родословную, в которой значились все члены семьи с датами рождения и смерти иногда вплоть до десятого колена!

Настоятель собора отец Владимир Сорокин решил возродить традицию синодиков, только в масштабе всей страны. Труд огромный. Буквально по крупицам собиралась информация о погибших за Отечество, блокадниках, солдатах и офицерах, жертвах репрессий, моряках-подводниках, ликвидаторах катастрофы на Чернобыльской АЭС, бойцах, погибших в Афганистане, Героях Советского Союза и России — в помянник за семь неполных лет его существования вошли миллионы фамилий. Чтобы получить все эти сведения, отец Владимир связывается с разнообразными организациями — от обществ поисковиков до Министерства обороны и общества «Мемориал», ведет переписку с региональными архивами и составителями местных Книг памяти.

Когда информации накопилось изрядно, один из прихожан разработал компьютерную программу, в которую внесли все эти данные. Придумали, как оформить электронный синодик внешне, чтобы он, по возможности, не раздражал наиболее консервативных прихожан, осуждавших настоятеля за то, что тот «затащил в Божий дом странную машину».

Пополнить Всероссийский помянник может любой желающий — достаточно сообщить в храм сведения о своих погибших близких. Если информация скудна, можно обратиться к специалистам — они всегда помогут в обращении с помянником, направят в архивы дополнительные запросы.

Создание Всероссийского помянника оказалось делом столь важным, что отец Владимир Сорокин за свои труды удостоился медали «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества», которую вручают по инициативе Министерства обороны.

Ссылка на основную публикацию