Собор Благовещенский Московского Кремля: описание, история, где находится

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший памятник русской старины

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1489 год
Координаты: 55°45’00.1″N 37°37’01.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Московский Кремль представляет собой архитектурный ансамбль, включающий в себя много исторических зданий-памятников русской архитектуры. Туда же входит и один из самых известных московских храмов – Благовещенский собор.

Этот древнейший столичный православный собор был построен во второй половине 15 века – сначала как храм для семьи великого князя, а впоследствии – для царской семьи.

Вид на собор с Соборной площади

История строительства Благовещенского собора Московского Кремля

Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна – это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского. Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название. Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.

Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый – из камня. Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля. Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы – лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам – Кривцову и Мышкину.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.

Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало. Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача. Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.

Дата закладки нового храма – 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.

Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля

История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III. Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон – только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым. А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии – сказать наверняка сложно.

Вид на южный фасад собора

Но самое интересное в другом – на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции – хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида. Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий. В одной считается, что данные изображения – своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой – приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.

История названия Благовещенский собор Московского Кремля

Князь Василий III не щадил казенных денег на строительство нового храма, и это чувствуется во всем – в дорогой церковной живописи, в изготовлении окладов икон из серебра и золота. Кстати, немало золота было потрачено и на золочение главок храма. Позолоты было так много и она так ярко и красиво блестела на солнце, что за храмом закрепилось третье по счету название «Златоверхий» (после Благовещенского и «на Царском дворе у сеней»).

Вид собора от Архангельского собора

Если уж продолжать рассказывать о всем великолепии храма, то следует уpпомянуть и его полах. Ведь они выложены сплошь из драгоценных камней – агата, мрамора, яшмы. Яшму по одной из исторических версий царь Алексей Михайлович получил в подарок от персидского шаха.

Русские государи очень любили и опекали Благовещенский собор. После постройки и освящения храма во времена Василия III, этот храм перешел под опеку его сына Ивана Грозного.

История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона

В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени – сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня. Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы – в виде креста. Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.

Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.

Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним – он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!

Благовещенский собор и. куранты

Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом – именно отсюда начинается история знаменитых курантов. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека. Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие – история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба. Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.

Благовещенский собор-музей нашего времени

Последний раз Благовещенский собор был подвергнут разрушениям в 1917 году, когда Кремль обстреливался из пушек. Один из снарядов практически полностью уничтожил знаменитое крыльцо Ивана Грозного, где он увидел комету-предвестника своей смерти.

Когда большевики пришли к власти, их правительство переехало в 1918 году в Москву. Благовещенский собор, как и Московский Кремль, был закрыт. Сейчас собор практически не функционирует как церковное сооружение, на его территории работает музей.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Владимирский Собор в Санкт-Петербурге

Соборы и Храмы

Краткое описание

Туристов со всего мира привлекает уникальная архитектура и мощная энергетика Владимирского собора в Санкт-Петербурге, а для коренных жителей города – это намоленное место, где они восстанавливают душевное равновесие, наполняясь потоком Духовной Энергии. После посещения собора надолго остается чувство умиротворения и радости.

История Собора

История величественного храма началась в XVIII столетии с маленькой временной церкви, расположенной в частном доме, которую посещали горожане, живущие в округе. Места для прихожан не хватало, и тогда в 1745 году была построена небольшая церквушка из дерева, основой для которой стала старая часовня.

Эта церковь быстро пришла в ветхое состояние, и городские жители обратились к императрице с просьбой о постройке нового здания

В 1760 году был заложен каменный фундамент для грандиозной стройки. Сбор средств организовал Иоанн Кириков, который не дожил до освящения храма 13 лет, он погиб от руки грабителей. Точная дата открытия неизвестна, освятили храм в 1783 году.

Перестройка церкви сопровождалась перепланировкой окружающей территории, так появилась одноименная площадь – Владимирская.

История образа

Храм назван именем Чудотворной Иконы Божьей Матери, по преданию она была написана Лукой на столешнице, за которой до этого трапезничали Спаситель и Богоматерь.

Увидев сотворенный Святым Апостолом образ, Пречистая Дева произнесла: «Благодать Родшегося от Мя и Моя с сим образом да будет»

В XII столетии был сделан список с образа и подарен в киевское княжество Юрию Долгорукому, оригинал же находился в Константинополе.

Святой Образ поместили в киевском монастыре, но через несколько лет один из сыновей Долгорукого – Андрей – решил перевезти икону на север государства. Во время переезда, после отдыха в городе Владимир лошади, везущие платформу, на которой находилась икона, остановились и не захотели двигаться дальше.

Князь в молитвах обратился к Спасительнице за помощью. В видении ему явилась Богородица и повелела оставить икону в этом городе, с тех пор она носит имя – Владимирская.

Перемещения иконы:

  • в 1480 году Лик Спасительницы перевозят в московский патриархат и размещают в Успенском Соборе, во Владимире остается копия, которую сотворил Андрей Рублев
  • после революции образ помещают в Третьяковской галерее, где она пробыла до конца ХХ столетия
  • в 1999 году ее переправляют в Толмачи, в церковь Святого Николая

Со времен появления Чудотворного образа зафиксировано немало удивительных событий, связанных с ним.

  • В конце XIV столетия был совершен крестный ход с Великим Образом на руках. Люди просили Богородицу защитить их от хана Тамерлана, напавшего на Русь. Во сне Тамерлану явилась Спасительница и приказала остановить войну. Хан повиновался и отступил.
  • Шествие вдоль городских стен с Чудотворной иконой на руках спасло столицу от нападения татар в середине XV столетия. После многолюдной молитвы горожан к Богородице по непонятным причинам татары прекратили осаду города.
  • Бой с татаро-монголами так и не состоялся в конце XV столетия. Русские воины вышли навстречу врагу, неся в первом ряду икону Спасительницы. Враг сразу отступил.

Много чудес и исцелений связаны с Чудотворной иконой. Молитвы к ней всегда услышаны, они ни раз спасали в период тяжких испытаний страну и каждого, кто обращался к ней с верой и надеждой. В знак благодарности люди приносили жемчуг, золотые и серебряные кольца, которыми украшали Образ Спасительницы.

В Соборе находится копия Чудотворной иконы, почитаемая не менее чем оригинал, который помещен в киот с пуленепробиваемой защитой и находится в музее Третьяковской Галереи.

Статус храма

Собор, в котором находится Чудотворный образ, считается самым главным и значимым в своем регионе. Соборный статус храму присвоили в 2000 году. Он дается навечно и не подлежит пересмотру, поэтому собор занимает особое положение – от простого храма его отличает то, что Божественные Службы проводят только Высшие Духовные Священнослужители:

  • епископ
  • архиепископ
  • патриарх
  • митрополит

Категорию Кафедрального Собора присваивают по каким-либо особым причинам, Божественные Литургии в них проводит епископ. В таком Соборе обязательно присутствие кафедры – специального епископского трона, который устанавливается с восточной стороны от алтаря.

Архитектура

С середины XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны в столице начали возводить традиционные христианские пятиглавые церкви, которые пришли на смену храмам, архитектурой напоминающие лютеранские.

Имя автора Владимирского архитектурного комплекса до сих пор точно неизвестно. Есть версия, что это мог быть швейцарский зодчий Антонио Трезини.

Известны имена других мастеров, трудившихся над возведением храма:

  • С. Чевакенский
  • А. Ринальди
  • И. Старов
  • А. Квасов

Двухэтажное здание построено в классическом строгом и сдержанном стиле, но фасады и колокольни украшены пышными элементами барокко:

  • лепным декором
  • коринфскими колоннами
  • лучковыми арками
  • множеством скульптур, расположенных на фасадах

Куполами и фигурными башнями разной величины, опять же в стиле барокко, украшены каменные часовни и боковые дополнительные престолы.

В соборе имеется несколько престолов.

На нижнем теплом этаже они освящены в честь святых:

  • центральный – Иоанна Дамаскина
  • северный – священномученника Харлампия
  • южный – пророка Илии

На верхнем холодном этаже престолы посвящены Святым Ликам:

  • основной – Владимирской Божьей Матери
  • правый – Всех Скорбящих Радость
  • левый – Софии и ее дочерям Вере, Надежде, Любови
Читайте также:  Архангел Рафаил

Основной массив пятикупольного сооружения удивительно цельно сливается с колокольней, высота которой 67 метров.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона “Нерукотворный спас” с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей – верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Собор Владимирской иконы Божией Матери построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Расписание богослужений
  • 8 Ссылки

История

Собор Владимирской иконы Божией Матери принадлежит к архитектурным памятникам 2-ой половины ХVIII века. Главный Престол его верхнего храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, неусыпной и милосердной Заступницы Земли Русской. Собор Владимирской иконы Божией Матери как бы находится под ее благодатью, сохранившей храм для возрождения в наше время.

Как и многие петербургские храмы, нынешний собор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте своей деревянной предшественницы. Церковь Во имя Божией Матери, Владимирской иконы, была построена в так называемых Дворцовых или Придворных слободах, находившихся позади Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов. Своё основание она получила в 1746 году в доме Ф. Якимова, где был установлен походный иконостас. Приход первого деревянного пятикупольного храма, построенного из купленного в 1747 году деревянного здания церкви преподобного Сергия стараниями обер-гофмаршала императорского двора Д. А. Шепелева и комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Ф. Якимова, составили чины придворного ведомства, расквартированные в этой части города. Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы Петровны, данного барону И. А. Черкасову, управляющему Кабинетом Ее императорского величества, о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».

Заложенная и освященная в 1747 году деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери известном смысле стала прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.

25 августа 1748 года в новой деревянной церкви архиепископом Феодосием был освящен престол во имя Владимирской Божией Матери. На следующий день после освящения в храмовый праздник на Литургии в новоосвященной церкви присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая в пользу храма 300 рублей. Через год в трапезе церкви был устроен еще одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина, тезоименитым которому был начальник придворных слобод, упомянутый выше управляющий Кабинетом Ее императорского величества, барон И. А. Черкасов, также пожертвовавший свои средства на строительство церкви

В 1756 году Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков, которого многие годы спустя старожилы назовут даже строителем каменного храма. Отец Иоанн Кириков был основным добытчиком средств, не раз отправлявшимся и в Новгород и в Москву со специальными книжками для сбора пожертвований на строительство храма.

Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20 августа 1761 года. Через 8 лет закончили строительство первого этажа каменного храма с тремя престолами. Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен 8 ноября 1768 года архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены были и оба боковых престола,— на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия (22 февраля), а на северной — но имя св. пророка Илии (30 июня). Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери окончательно устроена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом 9 апреля 1783 года. В том же году по проекту архитектора Д. Кваренги было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. Архивные документы не сохранили имя архитектора—автора проекта каменного храма. Преданием первоначальный проект приписывается знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли. Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетня—А. И. Мельникова, А. Гольма, А. И. Руско.

По своей архитектуре Собор Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами. Ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колокообразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады — разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, так же выполненные в стиле барокко. К северу от здания собора находится колокольня, фасады которой решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарем. Отметка звонницы — 40,5 м, основания креста – 64,1 метра от поверхности земли.

Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание Собора Владимирской иконы Божией Матери замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.

Интерьер Верхнего храма определяют массивные пилоны, лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах, принадлежащих по мнению специалистов одним из ведущих скульпторов того времени. Нижний часть храм приземист с пониженным сводчатым покрытием и массивными полонами освещается окнами боковых кораблей. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трех престолов, не сохранился.

Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России. Памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Б. Ф. Растрелли лучшими мастерами елизаветинской эпохи, иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия. Иконостас Собора Владимирской иконы Божией Матери представляет собой образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас вероятно поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 гг.

В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол — во имя святых великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. После этого Собор Владимирской церковь стала шестипрестольной.

Храм был закрыт в 1930 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.

В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы—учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и Пoчетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

7 апреля 1990 года, на Благовещение, было совершено освящение храма Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (патриархом Московским и Всея Руси (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же ключарем храма был назначен кандидат богословия, митрофорный протоиерей отец Владимир Фоменко. Продолжая установленную традицию последующими настоятелем храма был Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). С 1996 года по настоящее настоятелем является Его Преосвященство Преосвященнейший Владыко Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Приходской штат духовенства, состоит из пяти священников, трех диаконов и одного псаломщика.

С августа 1991 года и по настоящее время председателем приходского совета является Иван Сергеевич Раевский. За этот период были выполнены работы; установка на купола собора и часовен 8 позолоченных крестов, отреставрирован верхний храм. Покрыты медными листами главные купола собора, а так же купол колокольни, купола двух часовен с реставрацией их фасадов. Обновлен интерьер верхнего храма Владимирской иконы Божией Матери. Архимандритом Симоном освящен правый придел в честь святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Современное состояние

В настоящее время ведутся проектные и реставрационные работы по воссозданию иконостасов верхнего и нижнего храмов, а также украшению собора предметами церковного декоративно-прикладного искусства.

Святыни

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским. а также образ св. прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Престольные праздники

Видео

Как добраться

Проезд: до станций метро «Владимирская», «Достоевская».

Адрес: 191025, Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 20

Расписание богослужений

в соборе богослужения совершается ежедневно.

В 9:00 – Литургия. По воскресеньям и двунадесятым праздникам совершается две Литургии, в 7:00 и в 10:00. Исповедь начинается за полчаса до начала Литургии.

В 18:00 – вснощное бдение.

На вечерней службе поются акафисты:

В понедельник акафист прп. Серафиму, Саровскому чудотворцу;

в четверг – акафист свт. Николаю, Мир Ликийских чудотворцу;

в воскресенье – акафист Иисусу Христу и Пресвятой Богородице (поочередно).

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург

Предшественницей Князь-Владимирского собора была мазанковая Успенская церковь, имевшая три придела. Церковь начали строить в 1713 году.

Первыми были достроены и освящены приделы — Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы.

Царь лично присутствовал на церемонии и даровал храму статус собора, ведь по размеру и количеству престолов он превосходил и Петропавловский собор и Исаакиевский собор.

Храм получил свое посвящение не случайно. Это была своего рода отсылка к Успенскому собору Московского Кремля: Петербург таким образом обозначал свое «преемничество» по отношению к древней столице.

Там же, на Мокрушах, рядом с собором, устроили подворье Местоблюстителя, после чего Петербург стал центром не только государственного, но и церковного управления.

История Владимирского Собора

Данный Собор настолько старинный, что к сожалению, точная данные с точной датой его открытия утеряны. Известно лишь то, что строительные работы по его возведению были начаты в 60-е годы 18 столетия. Храм представляет собой пятиглавое здание, в котором собраны все русские архитектурные традиции.

В 1745 году на месте современного Собора стояла деревянная церковь. Строительные работы по возведению каменного здания были начаты только спустя 15 лет. Автором проекта был известный швейцарский архитектор. На то время он считался главным архитектором в Санкт-Петербурге.

Кроме Собора Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт–Петербурге по его проектам были построены и другие известные храмы такие как Пантелеймонский и Спасо-Сенновская.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Главной иконой священного строения считается чудотворная «Владимирская» икона Божьей Матери. Она была написана евангелистом Лукой. Этот святой лик некоторое время был в Иерусалиме и Константинополе, после чего была перевезена в Москву, а после ее привезли в этот храм в честь нее он и получил свое название.Перед ней преклонялось много прихожан и вскоре о ее чудотворной действии начали расходится слухи по всей округе, а потом и за ее пределами.

В знак благодарности о чудесах, которые она совершала верующие приносили жемчуг и украшения из драгоценных металлов. Поэтому сегодня святой лик весь унизан жемчугом и другими украшениями. Где находится оригинал святого образа сегодня к сожалению, не известно. После окончания революции, верующие часто пытались его вернуть, но со временем он был утерян. Сегодня в Соборе находится точная копия святого образа. К нему также приходит много верующих и читает молитвенные прошения о помощи в разных жизненных трудностях.

Обязательно к прочтению: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Нужно отметить, что история этого священного места в некотором роде с семьей Пушкиных. Родители его жили не далеко от церкви и он, как только к ним приезжал обязательно заходил сюда, чтобы преклонится перед святым ликом.

История постройки

Основательницей Собора выступает сама Екатерина Великая, привлекшая к архитектурным работам известного Антонио Ринальди, стараниями и фантазией которого в одном из старинных городских кварталов появился этот строгий на вид храм.

Вызывает интерес история возникновения Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге. Дело в том, что впервые в этом месте храм возник еще в 1708 году и посвящен он был Николаю Чудотворцу — одному из самых почитаемых святых.

Спустя довольно малое время на месте этой небольшой церквушки возникла новая, имеющая 2 предела — Успенская церковь, в 1740 году в этом месте уже стоял храм, выстроенный из камня. И лишь спустя 25 лет, по указу государыни Екатерины Великой итальянский архитектор приступил к разработке архитектурного плана собора, который по его задумке должен был стать пятиглавым.

Из истории также известен тот факт, что Антонио Ринальди, начав строительство, не смог его окончить и завершить постройку храма было доверено русскому архитектору — Ивану Старову. Быть может, по этой причине собор впитал в себя 2 разных архитектурных стиля, но при этом не потерял внешней красоты. В 90-е годы XVIII века произошло освящение собора в честь Святого князя Владимира, принесшего на русские земли христианскую веру.

1823 год в истории храма знаменателен тем, что в этот период в архитектуру собора были добавлены некоторые элементы стиля ампир, а в 1845 году храм был признан главным среди соборов Святого Владимира.

По счастливому стечению обстоятельств даже в самые тяжелые времена советской власти Князь-Владимирский собор не пострадал и до наших дней сохранился в практически первозданном виде.

Интересно! История собора тесно связана с именами, известными по всему миру. Среди прихожан храма историки отмечают Александра Пушкина и всю его семью, Николая Римского-Корсакова, Александра Блока.

Современное состояние

Сегодня помимо традиционных богослужений храм живет активной жизнью, выполняя также просветительскую функцию (в нем имеется библиотека христианских книг, осуществляется выпуск журнала «Вода живая», организуются лектории для тех, кто верует или просто интересуется историей православия), а также социальную, занимаясь благотворительностью и осуществляя посильную адресную помощь нуждающимся.

Святыни

Основная ценность храма — иконостас верхнего престола. Он входит в десятку уникальных творений церковного искусства. Проект иконостаса разрабатывал сам Растрелли. В жизнь его воплотили лучшие мастера елизаветинской эпохи.

Но самое главное, чем действительно гордится Владимирская церковь (Санкт- Петербург), – иконы. На первом месте сам образ Божией Матери, попавший в Россию в начале двенадцатого века из Византии. Ее автор — евангелист Лука, запечатлевший Марию с мужем и маленьким Христом за принятием трапезы.

Если смотреть на икону с обратной стороны, то можно увидеть изображение престола и орудия страстей.

Еще одна святыня собора – «Нерукотворный спас». Это икона с изображением Спасителя славится тем, что, по легенде, придает силы для преодоления трудностей, помогает побороть недуги и дает подсказки в решении проблем. Именно этой чудотворным образом славится Владимирская церковь (Санкт-Петербург).

Строительство современного Князь-Владимирского собора

В 1740 году уже новая царица — Анна Иоанновна — распорядилась поставить рядом с деревянным каменный храм на три тысячи молящихся. Проект поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини. Он предполагал построить одноглавую церковь, похожую на собор Петропавловской крепости. Стройка началась, здание возвели под своды и… законсервировали: дворцовый переворот, Елизавета Петровна на престоле.

Лишь через семь лет новая императрица повелела все-таки достроить собор, но окончательный план утвердили лишь в середине 60-х годов XVIII века, уже при Екатерине II. Тогда победил проект Антонио Ринальди.

Новый собор отстроили вчерне за шесть лет. К 1772 году он дополнил городскую панораму, открывавшуюся из окон Зимнего дворца, а его колокольня превратилась в ориентир для судов, заплывавших в Малую Неву. Оставалось выполнить внутреннюю отделку храма, но произошел пожар и на десять лет опять забросили строительство — на первое место вышли внешнеполитические задачи — борьба за выход России к Черному морю.

В 1783 году Таврическую губернию включили в состав Российской империи. В таврическом Херсонесе князь Владимир принял крещение и матушка Екатерина вспомнила о долгострое Успенского храма (ведь с момента его закладки прошло уже более сорока лет). Императрица захотела увидеть достроенный собор, а посвящение должно быть Великому князю Владимиру.

Достраивал церковь архитектор Иван Егорович Старов. Помощник Старова М.Е. Мелентьев взял на себя все руководство отделочными работами внутри храма. Строительство ожило в 1783 году. Через три года освятили Никольский придел, а в 1789 году и главный престол — во имя святого равноапостольного князя Владимира.

Так появился в Санкт-Петербурге тот Князь-Владимирский собор, который мы видим сейчас.

Расписание богослужений Собора Владимирской иконы Божией Матери

Божественные Литургии проводятся в Соборе и по сей день. Они проходят по следующему расписанию:

По будним дням ежедневно божественные Литургии проходят в 9:00 утра, в 18:00 вечерние.По выходным и праздничным дням по утрам проводят две утренние Литургии в 7:00 и 10:00 утра, в 18:00 – вечерние. После проведения богослужения проводят таинство причастия, а ха пол часа до его начла проводят таинство исповеди.

Точный адрес Собора: г. Санкт–Петербург, проспект Владимирский дом 20.

Добраться к храму не трудно. Самые ближайшие станции метро: «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская», «Гостиный двор». От станций метро нужно немного прогуляться пешком.

Храни Вас Господь!

Читайте еще:

Софийский собор в Киеве Богоявленский собор в Ногинске Знаменский кафедральный собор Тюмень Смольный собор в Санкт-Петербурге Софийский собор в Полоцке Cобор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади Собор святого князя Владимира в Киеве Собор Свято-Михайловский город Ижевск Свято-Троицкий Измайловский собор Санкт-Петербург Морской Никольский собор Кронштадт Никольский морской собор Никольский Собор в Нижнем Новгороде

Как добраться

Князь-Владимирский Собор находится в городе Санкт-Петербурге по адресу — улица Блохина, д. 26.

Если добираться до собора на метро, то стоит проехать до станции «Спортивной» и по выходе из метро практически сразу будут видны купола храма — в этом направлении и необходимо двигаться.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-ПетербургеСвято-Троицкий Измайловский собор в Санкт-ПетербургеПетропавловский собор в Санкт-ПетербургеСпасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

Интересные факты

Многих замечательных людей видели стены этого храма. В 1828 году именно во Владимирской церкви отпевали знаменитую няню А. Пушкина Арину Родионовну. Говорят, что поэт лично присутствовал на отпевании и был страшно подавлен. В 1887-1888 годах на территории Владимирской церкви проходила часть торжеств, посвященных девятисотлетию крещения Руси. Рассказывают, что прихожанином этого храма в последние годы своей жизни был писатель Ф. Достоевский. В церкви ежегодно совершают панихиду памяти этого знаменитого человека, а совсем недалеко от собора находится его дом-музей.

Петербуржцы очень любят этот уютный и вместе с тем имеющий величавый, грандиозный вид собор. Многие из них говорят, что, входя в него, они ощущают, как на душе даже в пасмурный день сразу же становится светло. Именно во Владимирский собор некоторое время назад привозили удивительную икону Богородицы, постоянно находящуюся в Костромском монастыре.

Князь-Владимирский собор: режим работы 2021, как добраться и официальный сайт

Санкт-Петербург Храмы и монастыри Санкт-Петербурга Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге — один из любимых петербуржцами храмов. Назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.

Адрес Князь-Владимирского собора

Улица Блохина 26.

Как добраться до Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Станция метро «Спортивная». Купола храма видны при выходе из метро.

Режим работы Князь-Владимирского собора в 2021 г.

  • Ежедневно, кроме воскресенья, с 9:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • По воскресеньям и церковным праздникам с 6:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • Расписание богослужений можно уточнить на сайте

Стоимость билетов в Князь-Владимирский собор в 2021 г.

Вход свободный. Собор является действующим храмом.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть “Успение на Мокрушах”. По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Наружное убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Храм во имя князя Владимира является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом.

Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным. Но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин “Оплакивание Христа” Паоло Веронезе и “Преображение” Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место – в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция “Святая Евхаристия” (работа В. Васнецова).

Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-Петербурге: раскрываем суть

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 9 правок.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.

Сбор средств на освещение нижнего храма

Дорогие братья и сестры!

Дорогие братья и сестры!

С вашей помощью Приходской совет Собора расплатился за большие церковные паникадила (люстры), освещающие нижний храм.

Напоминаем вам, что продолжается сбор средств на малые паникадила (люстры) и настенные бра для нижнего храма. Кружка для целевого пожертвования установлена в храме на втором этаже около Тихвинского образа Божией Матери.

Вы можете опустить ваши пожертвования в кружку, передать казначею Собора (тел. 712-44-24), а также перевести на расчетный счет прихода.

По вашему желанию ваши имя и фамилия могут быть вписаны в книги жертвователей на возрождение храма.

Храни вас Господь!

Приходской Совет собора Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор — краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко — коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени. Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России. Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

История

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.

В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил две часовни и ограду.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Архитектура и убранство

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви, были утрачены в середине XX века.

В 1886 году купола собора были покрыты золотом, но в 1930-х годах позолота была смыта, а купола были покрашены чёрной краской. С 2014 года проводилось золочение куполов собора и колокольни, завершившееся в 2019 г.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Литература

  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Владимирской иконы Божией Матери: Исторический очерк. — СПб.: «Алмаз», 2000. — 223 с.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Ссылка на основную публикацию