Сколько святых в Русской Православной Церкви, чудотворцы, список

13 самых почитаемых православных святых

Иван Охлобыстин выбрал тринадцать самых, на его взгляд, почитаемых православных святых и объяснил, за что их чтут

Поделиться:

Кто: Николай Угодник.

За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.

Стоит отметить, что Николай Угодник — бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.

Кто: Спиридон Тримифунтский.

За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым. Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.

Кто: Ксения Петербуржская.

За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку — потому что тогда торговля шла значительно лучше.

Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.

Кто: Василий Блаженный.

За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.

Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.

Кто: Прасковья Пятница.

За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.

Кто: Иоанн Воин.

За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.

Кто: Преподобный Кукша Одесский.

За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.

Кто: Александр Свирский.

За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.

Кто: Серафим Саровский.

За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.

Кто: 40 Севастийских мучеников.

За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.

Кто: Феодор Ушаков.

За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.

Кто: Даниил Московский.

За что почитают: Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.

Кто: Святой Вонифатий.

За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.

Скрижали завета

Как выглядели скрижали с 10 заповедями?

Попытка реконструкции

Рассказывается в одной из легенд, что когда Моисей разбил первые экземпляры скрижалей, то они разбились на кусочки и разлетелись в разные стороны. И слова с отрицанием “Не. ” из заповедей “Не воруй”, “Не прелюбодействуй”, “Не пожелай” отлетели к бедным людям, а остатки фраз – уже без отрицания – к богатым: “воруй”, “убивай”, “прелюбодействуй”. Так и определила судьба разбитых первых скрижалей жизнь человечества даже до наших дней .

Что такое Скрижали Завета?

Моисей, несомненно, является одной из великих и почитаемых личностей. Он выполнил повеление Бога, доведя Божий народ из Египта до Земли Обетованной, многажды вступаясь за поведение людей пред Богом.

Моисей считается также законодателем: он не только написал первые 5 книг Библии – Закон (Тора), он принёс с горы Синай, где пребывал в общении с Богом 40 дней в посте, каменные скрижали с 10 основополагающими заповедями.

Вид на гору Синай из космоса: на вершину этой горы спустился Бог, чтобы дать человечеству основу закона – десядь запрведей

Скрижаль – старо-славянское слово, производное от (с)кра «груда, камень». Скрижаль первично — «рассеченная плита». На иврите употреблено слово “лухот аБрит”, то есть дословно “доски союза”. Думается, если бы событие получения 10 заповедей от Бога происходило бы в наши дни, их назвали бы какими-нибудь современными словами, типа “оригинал контракта”, “экземпляры договора”. Договор в данном случае – паритетный, то есть составлен в таком виде, что либо партнёр по договору соглашается и подписывается, либо нет. Свои условия выставить он не может. В наши дни такие договоры достаточно часты: например, покупая что-либо в интернете, вы либо принимаете условия продажи или проходите мимо. В случае с Богом Библия почти всегда выставляет паритетные договора. Но есть случаи и когда человек может в виде просьбы вносить свои коррективы. Подробнее в главе “Понятие завета”.

Из книги Евреям мы знаем место дальнейшего их пребывания: они были помещены в Ковчег Завета вместе с расцветшим жезлом Аарона и кувшином с манной небесной.

Почему заповедей на скрижалях именно 10?

Некоторые полагают: так было легче запоминать их по пальцам руки.

Почему написанное на скрижалях мы называем “заповедями?”

В Библии Моисей сам дал такое название.

Что стало с разбитыми скрижалями?

По некоторым легендам они находятся радом с неразбитыми в Ковчеге Завета.

Десять заповедей перечисляются в Ветхом Завете дважды: в Исх
20 и Втор 5. Вполне возможно, что они и отражают тексты с разбитых и с не разбитых скрижалей. В этих двух текстах есть некоторые отличия:

  • обоснование субботы отличается
  • в некоторых местах стоит дополнительный союз “и”
  • Запрет на желание чужой жены во Втор 5, а в Исх 20 – на чужой “дом”
  • В исх 20 в конце нужно соединить две заповеди в одну, чтобы получить число 10 для всех заповедей

О содержании Скрижалей Завета

В 10 заповедях не охватываются законодательно все области человеческого бытия и права. В 10 заповедях Бог охраняет Свой титул Бога, избрание народа для завета с Ним, а также честь идостоинство человека как такового.

Во Второзаконии 12 – 25 – декалог истолковывается.

Как могли выглядеть каменные скрижали?

Народная еврейская память сохранила изображение скрижалей в виде прямоугольников с верхними закруглёнными углами: вышитый на шёлке символ Скрижалей Завета из старой Иерусалимской синагоги

По одной из иудейских легенд, скрижали были сделаны из драгоценного камня гранат. Примечательно, что символом Торы – Закона Моисеева – в иудаизме считается фрукт гранат. В нём всегда содержится 613 косточек. В Торе записано 613 заповедей.

Необработанный камень гранат – по преданиям из него были вытесаны доски для 10 заповедей

Согласно другому предположению, каменный материал для скрижалей был взят на горе Мория (Храмовой горе), с того камня, на котором, возможно, Авраам когда-то должен был принести в жертву сына и на котором, позже была возведена Святая Святых и был поставлен Ковчег Завета. В Ковчеге же Завета находились уже скрижали завета и, таким образом, камень вернулся на своё место. Камень, от которого был взят материал для скрижалей, также считается Краеугольным камнем Земли – с него яко бы Бог начинал Своё творение. Сегодня над этим камнем возведён мусульманами золотой купол. Возможно, когда будет время возводить Третий Храм золотом с этого купола воспользуются для построения Святая Святых.

Мог камень, из которого были изготовлены скрижали, иметь изначально сердцевидную форму?

По преданию это был драгоценный камень на подобие граната, расколотый на две части и отшлифованный на внутренней стороне. Позже через пророка Бог говорит о будущем, что Он заключит новый завет и тогда напишет закон не на каменных скрижалях, а на плотяных сердцах людей. Поэтому уместно сравнение двух скрижалей, которые принёс с горы Моисей с формой сердца.

Краеугольный камень Земли – по некоторым легендам именно он послужил материалом для каменных Скрижалей Завета

Приблизительно 400 лет после того, как Моисей показал и зачитал текст перед народом, возникает эта стела с надписью о военных событиях.

Форма стелы, датируемая 850 годами до н.э., также несколько напоминает изображаемую иудеями на своих артефактах форму скрижалей

Камень должен был быть достаточно крупным, потому что на обоих из них должно было уместиться примерно столько текста, сколько изображено на картинке ниже. Хотя по некоторым другим преданиям считается, что текст был написан с обеих сторон камня.

Столько текста должно было быть приблизительно начертано на каждой из скрижалей.

Но на этом изображении “выгравирован” современный ивритский шрифт.

Изображённый здесь текст датируется приблизительно 50 годами после появления скрижалей.

На подлинных скрижалях шрифт должен был выглядеть примерно так. В то время алфавит ещё только вошёл в жизнь людей и каждая буква вырисовывалась в соответствии с её названием.

На надписи этого кинжала одного из воинов Иисуса Навина, участвовавшего во взятии города Лахиш в Земле Обетованной, хорошо видно как тщательно вырисовывалась буква “р” в форме головы.

Что такое скрижали Моисея и их значение в православии

Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.

Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.

История появления скрижалей

Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.

Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.

Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.

Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.

Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.

Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.

Читайте о заповедях:

Заповеди Старого и Нового завета

Будет неверным отметить, что заповеди Нового Завета противоречат и отменяют Десять Заповедей. Наоборот, новозаветные Заповеди Блаженства дополняют старозаветное учение. Подтверждением этому служат слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Говоря мирским языком, законы Нового Завета требуют от человека большего внимания к внутреннему миру, мыслям и желаниям.

Декалог же был предназначен людям с огрубевшим сердцем и сознанием, которое никогда не знало истинного Бога. Для тех людей было достаточным соблюдение правил воздержания от чего-либо. В Заповедях Блаженства все довольно серьезно: теперь одна лишь мысль о смерти ближнего равняется смертному греху.

Интересно! «Скрижали» — слово славянского происхождения. Имеет несколько значений, такие как «камень», «доска». На иврите Скрижали Завета имеют название «Лухот а-Брит», что дословно означает «доски союза».

Значение каждой заповеди

В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:

  • в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком;
  • вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу;
  • третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно;
  • четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа;
  • в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения;
  • в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара;
  • седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной;
  • восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток;
  • в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его;
  • десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.

Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Скрижали Завета

Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. לוּחוֹת הַבְּרִית ‎, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.

Содержание

Заключение Завета

Согласно Пятикнижию [1] , Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх.32:15-16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх.32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх.34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор.10:1-5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх.34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.

Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.

Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю. С тех пор этот день получил название День Искупления (Йом Кипур) — наиболее священный еврейский праздник.

История Скрижалей

Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме [2] . По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге [3] , и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну [4] . Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов [5] .

Скрижали в культуре и искусстве

Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.

Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.

Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг. Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы (). Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей [источник не указан 650 дней] .

Сноски и источники

  1. Исх.34:28; Втор.4:13, -11
  2. I Цар. 8:9
  3. Талмуд, Баба Батра 14б
  4. Тосефта, Сота 7:18
  5. Талмуд, Иома 52б

Ссылки

  • Скрижали Завета — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Ковчег завета
ЛюдиКолена Израилевы • Левиты • Первосвященник • Веселеил • Колено Иуды • Аголиав • Кааф • Колено Левия • Иеремия • Иисус Навин • Самуил • Соломон • Менелик I • Эфиопские евреи
СодержимоеСкрижали Завета • Десять заповедей • Манна • Ааронов жезл • Херувимы • Медный свиток
МестаГора Синай • Иерихон • Иордан • Святая святых • Гай • Силом • Гива • Гилгал • Авен-Езер • Храмовая гора • Купол Скалы • Колодец душ • Шартрский собор • Тана Киркос • Собор Святейшей Девы Марии Сиона

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Голос Свободы (подкастинг)
  • Виноградные

Смотреть что такое “Скрижали Завета” в других словарях:

Скрижали Завета — (Лухот hа брит) Когда кончил Господь говорить с Моисеем на горе Синай, Он дал ему две скрижали откровения . каменные скрижали, исписанные перстом Божьим (Исх. XXXI, 18). Эти две С, на которых выбиты были десять заповедей, стали основой Завета … Энциклопедия иудаизма

Скрижали Завета — (Исх.24:12 , Втор.4:13 , 2Кор.3:3 , Евр.9:4 ). Под сим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божия. Четыре первые заповеди, написанные на одной доске, содержат в себе познание и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Скрижали Завета — каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии) … Православный энциклопедический словарь

Скрижали Завета — две каменные плиты, на которых Сам Господь написал десять заповедей Закона Божьего. Первые четыре заповеди были написаны на первой доске, а остальные – на второй. Так Господь Сам разделил данный Им Закон на две части, так как в них заключено… … Православная энциклопедия

Скрижали — Скрижали[1] или поматы (от греч. крышки) нашиваемые на мантию архиерея спереди вверху и внизу прямоугольники из материи красного или зелёного цвета. Описание Внутри верхних скрижалей изображаются кресты или иконы, в нижних скрижалях могут… … Википедия

Скрижали — евр. лухот. Скрижали из различных материалов употреблялись раньше, как письменная принадлежность. Две скрижали завета, на которых были вырезаны 10 заповедей Божиих, были сделаны из камня (Исх. 34:1). Две первые были сделаны самим Богом и… … Словарь библейских имен

Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десятословиеили десять заповедей . В связи с ними в Библии впервые упоминается описьменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Богвпервые открыл людям искусство письма.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Скрижали — – под Скрижалями разумеются каменные доски, на которых самим Богом начертаны были заповеди закона. Призывая Моисея на гору для получения сих скрижалей, Господь сказал: Взойди ко Мне на гору, и будь там, дам тебе скрижали каменные и закон и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ковчег завета — Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов. Ковчег Завета … Википедия

Каменные скрижали Моисея: интересные факты и значение реликвии

Что такое скрижали

Впервые это слово упоминается в Святом Писании, где рассказывается об истории обретения реликвии. Помимо банального лексического значения, термин обладает глубоким сакральным смыслом.

Скрижали Моисея – одна из загадок древности

Происхождение слова

На старославянском языке слово «скрижали» означает «разделенные доски», при этом нет четкого указания, из какого материала они должны быть изготовлены. С иврита термин переводится как «доски завета» или «договор». То есть, по сути, Всевышний заключает божественный союз с верным Ему иудейским народом.

Значение понятия

В Святом Писании скрижали предстают перед нами в виде каменных плит с высеченными на них Законами Божьими. Именно их Господь продиктовал пророку Моисею на горе Синай, чтобы тот передал заповеди идущим за ним евреям. Однако, если абстрагироваться от библейской трактовки, слово вполне может означать материал для письма. Так, на Ближнем Востоке для клинописи использовали глиняные или каменные таблички.

Определение понятия «скрижали»

История появление скрижалей

Историю обретения артефакта можно прочитать в Книге Исхода. Там подробно описывается момент получения скрижалей, когда Моисей стоял на вершине Синая, а вокруг бушевала стихия. Сквозь гул, сверкание молний и грохот грома он отчетливо слышал глас Божий, который диктовал заповеди, а невидимая рука наносила их на каменные плиты.

Спустя сорок дней пророк спустился с горы, чтобы даровать скрижали иудейскому народу, однако был неприятно поражен. Люди, ввиду долгого отсутствия своего пастыря, воздвигли себе золотого тельца и начали поклоняться сотворенному идолу. В гневе Моисей разбил каменные плиты, а их осколки разлетелись далеко по пустыне. Позже, когда евреи искренне покаялись, он вновь взошел на Синай, где Господь опять даровал ему священные письмена.

Историю обретения артефакта можно прочитать в Книге Исхода

Долгое время частички первых скрижалей вместе с новыми каменными досками хранились в ковчеге Завета, бывшим главной святыней походного храма. Когда иудеи закончили свое странствие по пустыне, реликвия обрела почетное место в храме Соломона, который был выстроен специально для нее. Однако спустя несколько веков Навуходоносор, царь Вавилона, уничтожил Иерусалим, а древний артефакт бесследно исчез. До сих пор археологи и ученые пытаются найти след пропавших скрижалей, но пока что их поиски не увенчались успехом.

Внешний вид и размеры

Некоторые богословы утверждают, что каменные плиты были высечены Моисеем из престола Господнего. Существует также мнение, что материалом для скрижалей послужил гранат (натуральный камень бордово-черного цвета). В длину и ширину реликвия была практически одинаковая – около 60 см, а толщина ее составляла примерно 20 см. При этом вес святыни достигал почти полтонны.

Сейчас скрижали принято изображать с закругленным верхом, однако изначально каменные доски были строго прямоугольными. Можно предположить, что отсюда произошло и известное выражение про «краеугольный камень», как нечто незыблемое или крайне важное.

10 заповедей были нанесены таким образом, что читались с любого ракурса, а буквы словно висели в воздухе, поддерживаемые божественным чудом.

Видео «Кем был библейский пророк Моисей?»

В этом видеосюжете рассказывается о величайшем пророке Ветхого Завета Моисее.

Суть и содержание надписей

Согласно Библии, скрижали представляют собой краткоизложенные законы Божьи, по которым следует жить еврейскому народу. Десять тезисов, нанесенных на две каменные плиты, составляют лишь часть основных жизненных правил. Полный свод, состоящий из 613 заповедей, содержится в Моисеевом Пятикнижии.

Цель и значение реликвии

Сейчас, как и много веков назад, артефакт значит одно – божественный союз между Всевышним и избранным народом, коим стали иудеи. До VI в. до н. э. скрижали хранятся в ковчеге Завета, как главная христианская святыня. Они символизируют единобожие, поклонение одному Господу, а также крепкую веру, которую невозможно пошатнуть постоянными нападками язычников. Даже после исчезновения реликвия не утратила своей важности для верующих, оставаясь незримым напоминанием о древнем соглашении, которое Создатель заключил с людьми.

Скрижали представляют собой краткоизложенные законы Божьи

Значение каждой заповеди

На какой язык ни переводились бы 10 заповедей, суть их всегда остается неизменной:

  • «Я Господь, Бог твой…» – призыв к единобожию, а также строгий запрет поклоняться иным богам, кроме Господа;
  • «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» – это продолжение первой заповеди, завещающей признать только одного Бога;
  • «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… » – запрет беспокоить Создателя без видимой причины;
  • «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» – у евреев суббота считается выходным, как и у Всевышнего, который на седьмой день созерцал Свое Творение, а потому шаббат принято проводить в молитвах, вознося славу Творцу;
  • «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» – согласно Святому Писанию, соблюдение этой заповеди дарует праведнику долгие годы жизни;
  • «Не убивай» – отсылка к библейской истории Каина и Авеля, показывающая нам ценность чужой жизни, которую забрать имеет право лишь Господь;
  • «Не прелюбодействуй» – согласно законам Божьим, повенчанные перед лицом Создателя должны быть верными друг другу, а несоблюдение этого принципа будет караться смертной казнью;
  • «Не кради» – странствуя 40 лет по пустыни, иудейский народ во главе с Моисеем влачил очень жалкое существование, провизии и ресурсов было мало, а потому воровство считалось страшным грехом;
  • «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – задолго до появления Израильского царства власть была сосредоточена в руках судей, а потому честность являлась основой не только правосудия, но и нормального, цивилизованного общества;
  • «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его… ничего, что у ближнего твоего» – эту заповедь можно толковать дословно, однако более широкий смысл кроется в том, что нельзя никому завидовать.

Образ реликвии в наши дни

Являясь главной христианской святыней, скрижали нашли свое отображение в мировом искусстве и культуре.

В культуре

Несмотря на сведения о прямоугольной форме, каменные таблички принято изображать двойными, с закругленным верхом. Иногда они даже могут напоминать раскрытую книгу. При этом письмена всегда отображаются симметрично – по пять заповедей на каждой стороне.

Скрижали Завета

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные плиты, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения. Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам. Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Оглавление

Первые и Вторые Скрижали [↑]

Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.

Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).

В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу. Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым. 28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея. Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.

Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).

Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. (Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями). Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета [↑]

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета [↑]

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции [↑]

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

Скрижали Моисея: факты и загадки истории

Библейские сказания не первый век занимают умы ученых. Изучаются священные тексты, а при раскопках на Ближнем Востоке находятся очередные артефакты, которые часто задают больше вопросов, нежели находят ответы. Каменные скрижали и начертанные на них заповеди — одна из таких загадок.

  1. Что такое скрижали Завета
  2. Происхождение слова
  3. Значение понятия
  4. Библейское сказание
  5. История появления
  6. Суть и содержание надписей
  7. Цель и значение реликвии
  8. Толкование
  9. Местоположение
  10. Образ реликвии в наши дни
  11. В культуре
  12. В искусстве
  13. Интересные факты
  14. Другие похожие артефакты
  15. Золотые
  16. Изумрудные
  17. Видео

Что такое скрижали Завета

Данный образ пришел к нам из Библии и прочно закрепился в культуре и искусстве. Здесь стоит выделить смысловой, исторический, религиозный и лингвистический аспекты.

Происхождение слова

Это слово, как и многие другие религиозные термины, берет свои корни из старославянского языка и обозначает рассеченные доски — не обязательно каменные. На иврите это наименование звучит как «лухот ха-брит», то есть «доски завета». На языке Библии последнее слово также может означать «союз» или «договор». То есть смысловой акцент ставится на соглашении, которое, согласно Писанию, Бог заключил с еврейским народом.

Значение понятия

Термин чаще всего используется в библейском контексте для описания каменных плит с начертанными на них заповедями, которые Бог дал пророку Моисею. Но в более широком смысле значение слова — это плита или доска с текстом, то есть речь идет о материале для письма как таковом. А им в древности могли также выступать дерево и особенно глина, если речь идет о ближневосточном регионе с его знаменитой клинописью.

Библейское сказание

Святыня впервые упоминается в книге Исход — второй части Пятикнижия Моисея, или Торы, согласно традиции иудаизма.

История появления

Тора, или Пятикнижие Моисея, повествует, что заповеди были переданы пророку свыше на горе Синай. Тем самым был заключен завет, или договор, между единым Богом и евреями.

Однако окружающие народы продолжали оставаться язычниками, поклоняться идолам и сохранять многобожие. Похожая культура и родственные семитские наречия упрощали проникновение чужих культов в еврейскую среду – данное явление хорошо описано в Ветхом Завете. Как и то, что Моисей в гневе разбил не только золотого тельца, но и каменные плиты с заповедями.

Однако Бог даровал их повторно — и теперь они бережно сохранялись в Ковчеге Завета. Этот специальный саркофаг был переносным и сопровождал евреев-кочевников во время странствий и военных походов, а после хранился в Святая Святых Первого храма, построенном царем Соломоном в Иерусалиме.

Суть и содержание надписей

Согласно Писанию, на камне были высечены 10 заповедей — краткое изложение божественного закона и правил жизни, которым должен следовать избранный народ. Однако всего заповедей 613 — они перечислены в Торе.

Цель и значение реликвии

Таблицы с заповедями, высеченные божественным знамением в камне, стали свидетельством союза, заключенного Богом с людьми. Эти предписания обрели силу закона для евреев, ставших с этого момента избранным Богом народом. Ковчег Завета выполнял роль святыни и бережно охранялся.

После завоевания Ханаана и перехода к оседлой жизни реликвия нашла место в храме Соломона. Она стала свидетельством веры в единого Бога в условиях продолжавшейся экспансии языческих культов и фактического двоеверия, когда позиции иудаизма на Земле Обетованной были еще недостаточно крепки.

Толкование

Десять заповедей также известны как Декалог. В зависимости от того или иного библейского перевода формулировки могут отличаться в деталях, но суть одинакова:

Я есть твой Бог и да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Предписывается почитание единого Бога. Также налицо прямой запрет поклоняться Творцу и иным божествам одновременно — что в тех условиях было весьма актуально.

Не сотвори себе кумира, не служи ему и не поклоняйся.

Здесь налицо логическое продолжение первой заповеди — и недопустимость чужеродным культов в материальном выражении. Идолопоклонство категорически запрещается. В наши дни это воплотилось в пословицу, которая порицает чрезмерное увлечение чем-либо и превращение в предмет поклонения.

Трактовка данного запрета различается. Иудаизм понимает его буквально — имя Бога табуировано, вместо него используются разные эпитеты. На иврите также очень часто применяется термин «Ашем» (буквально «Имя»). Другое понимание заповеди — человек не должен беспокоить Творца без лишней надобности и стремиться переносить на него ответственность за свои действия.

В еврейском календаре суббота, или шаббат, является седьмым днем недели. Считается, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой лишь созерцал свое творение. Так и верующему предписывается отдыхать в этот день и посвящать его молитве.

Традиционное для всех культур уважение и забота о родителях будет вознаграждено долголетием — так гласит этот закон.

Библейская притча о Каине и Авеле повествует, как впервые в мир людей вошла смерть, — и это было братоубийство, совершенное по неведению. Здесь утверждается ценность жизни ближнего.

Осуждается супружеская измена. Муж и жена должны хранить друг другу верность, а ее нарушение в ветхозаветное время сурово наказывается — вплоть до смертной казни. Однако ограниченная полигамия допускалась – согласно библейским текстам, у многих еврейских патриархов были наложницы.

После ухода из египетского рабства евреи кочевали по пустыне в условиях скудости и ограниченности ресурсов. Воровство в этих условиях справедливо признавалось тяжким грехом.

Ветхий Завет особо отмечает важность исполнения клятв и верности данному слову. До появления первых царей Израиля длительное время роль правителей исполняли судьи. Поэтому в данных условиях честность свидетеля была крайне важна как элемент правосудия и общественных отношений в целом.

Не возжелай жены ближнего и никакого его имущества.

Заповедь иногда трактуется как общее осмысление запрета на воровство и прелюбодеяние. Но обычно ее понимают проще — не завидуй ближнему и тому, что он имеет.

Местоположение

Первоначально Ковчег Завета с реликвией хранился в Скинии собрания — специальном шатре, своего рода походном храме, который сооружался на время стоянок. Позднее Ковчег находился в Первом храме. Но где сейчас хранятся скрижали Моисея — неизвестно. После разрушения Храма история святыни обрывается. Есть мнение, что завоеватели увезли ее в Вавилон. Другая версия гласит, что израильский царь Иосия спрятал святыню, дабы спасти от поругания чужеземцами.

Распространено мнение, что каменные таблички с заповедями — лишь легенда и метафорическое отображение первых нравственных законов в истории человечества. Но многие историки и археологи не теряют надежды обнаружить ветхозаветный артефакт и верят в его реальность. На Святой Земле активно ведутся раскопки.

Образ реликвии в наши дни

Святыня и ее образ нашли свое место в христианской культуре и цивилизации, как и многое другое из Ветхого Завета.

В культуре

В массовом сознании прочно закрепился образ каменных табличек с округлым верхом либо имеющих форму страниц открытой книги. Заповеди при этом написаны симметрично — слева и справа.

В искусстве

Такой способ изображения был заложен итальянскими художниками эпохи Ренессанса. Моисей, получающий заповеди от Бога или несущий их народу, — популярный сюжет в живописи того времени.

Интересные факты

Вот некоторые из них:

  1. Число заповедей равно количеству пальцев на двух руках. Есть мнение, что это совпадение не случайно.
  2. Термин «заповедь» в еврейском и греческом оригинале также значит «слово» или «речение».
  3. Согласно преданию, в Ковчеге Завета вместе со вторым экземпляром надписей хранились и разбитые части первого.
  4. Другая легенда называет драгоценный камень гранат, взятый на Храмовой горе, в качестве материала для изготовления артефакта.
  5. В произведения искусства заповеди часто записаны буквами современного иврита. Однако древнееврейский язык того времени использовал финикийский алфавит. Поэтому текст на табличках в реальности выглядел бы совсем иначе (см. картинку ниже).

Другие похожие артефакты

Впрочем, термин применяется и для схожих по назначению реликвий со священными текстами у других народов и в иных религиях.

Золотые

Были обнаружены при раскопках в Италии в местности, где проживали этруски — доримское население этих мест. Надпись двуязычная — на собственно этрусском и пуническом (диалект финикийского). Она посвящена жертвоприношению от имени правителя.

Изумрудные

Реальность данного артефакта ставится под сомнение. Он не обнаружен, до наших дней дошел лишь текст на латинском языке, датированный 1541 г. и посвященный магии и алхимии в духе позднеантичной философии герметизма.

Видео

Моисей, принимающий от Бога заповеди, — один из известных сюжетов в изобразительном искусстве.

Ссылка на основную публикацию