Сильные молитвы от одиночества и тоски: Николай Чудотворец, Матрона, Ксения Петербугская

Молитвы от одиночества и сильной тоски

Молитва от одиночества помогает встретить любимого человека и прожить с ним всю жизнь. Обращаться к Богу с просьбой об обретении семейных уз необходимо как женщинам, так и мужчинам, ведь сказал Господь: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Кому нужно читать и в каком случае

Одиночество — самый страшный враг всех людей.

Одиночество — это состояние души человека, который, может быть, живет в густонаселенном городе, каждый день ездит в переполненном метро и ходит на работу, где также встречает людей, но в то же время испытывает страшную тоску от недостатка общения, внимания и любви. У таких людей формируется внутренний дискомфорт, нет чувства цельности и защищенности.

Встретиться со своей второй половинкой им поможет сильная молитва к:

  • Господу Богу;
  • Богоматери;
  • Николаю Чудотворцу;
  • Ксении Петербуржской;
  • Матроне Московской;
  • другим угодникам.

Молиться следует перед иконой Семистрельной Божьей Матери и другими Ее ликами. Богородица родила Своего Сына во спасение человечества и стала Матерью всех людей. Ей под силу менять судьбу молящегося человека.

Как работает молитва

Одиночество может привести нас к Богу, а может и оттолкнуть от Него. Есть люди, которым не под силу перенести отсутствие семейного счастья, и тогда они начинают унывать, отчаиваться. Внешние обстоятельства будут лишь копировать внутреннее устроение человека — так действует духовный закон. Искренняя же молитва подарит сердцу радость и надежду, а за ними придет избавление от проблем, подаваемое Богом по заступничеству святых.

Молитва — это большая сила, которая меняет судьбу человека.

К каким святым можно обратиться

Одиночество не знает границ, возраста, богатства и бедности, никто от него не застрахован. Встретить человека, который станет нам родным и близким, поможет молитва святым угодникам Божьим.

Обращение к Николаю Чудотворцу

Святитель Николай — покровитель всех православных христиан, и не только их. Он откликается на мольбы даже тех людей, которые принадлежат к другим религиозным конфессиям. Поэтому его знают и почитают во всем мире.

«Святитель Николай, моли Бога о нас!»

Молитва к святой Матроне

Если одолевает уныние, разочарование от несбывшихся надежд, обязательно нужно обратиться к св. Матроне. По возможности приехать в Москву, в Покровский женский монастырь, и приложиться к мощам подвижницы, написать записочку. Господь и Его святые любят каждого из нас и находятся совсем рядом. Нужно лишь помнить об этом и просить помощи в молитвах.

«Матушка Матрона, моли Бога о нас!»

Обращение к Господу Богу

Одиночество нередко становится причиной депрессии, уныния. Если это произошло, нужно обратиться к Богу с молитвой. Отец Небесный не оставит нас наедине с трудностями, в нужное время пошлет просимое. Молитва просветит ум и душу, подарит веру, терпение и рассудительность в поисках любимого человека.

К Ксении Петербургской

Особо помогает в устроении семейной жизни Ксения Петербургская. Доказательством этому служат свидетельства очевидцев о чудесных деяниях этой святой. Многие девушки и женщины смогли выйти замуж с ее помощью.

Помолиться можно перед иконой в храме или дома, передать записку в монастырь или съездить в Санкт-Петербург на Смоленское кладбище в часовню, построенную на месте захоронения подвижницы.

«Святая Ксения Петербуржская, моли Бога о нас!»

К Пресвятой Богородице

Будучи распятым на кресте, Иисус Христос в лице апостола Иоанна Богослова усыновил Пресвятой Богородице весь род человеческий. Она Матерь всех людей и заботится о каждом из нас, посылает помощь всем молящимся и нуждающимся. Молитва к Богородице всегда самая сильная и действенная. Но если вторая половинка, несмотря на все наши усилия, пока не появилась в жизни, отчаиваться не следует: возможно, время еще не пришло. Просите заступничества Пресвятой Девы:

Варианты молитв от одиночества

Из любой трудной ситуации нужно искать выход. Многие делают это посредством молитвы. Обращаясь к Богу за помощью, мы способны избавиться всех наших проблем, внутренних и внешних. Когда речь идет о спасении от одиночества, нужно просить Всевышнего, чтобы Он научил нас любить других людей.

Это главная жизненная задача каждого человека на земле, и Творец готов всячески помогать нам в этом.

От одиночества и уныния

Одиночество, неустроенность личной жизни рано или поздно влекут за собой состояние уныния и даже отчаянья. Мы оглядываемся вокруг и видим счастливые семьи, детей. Невольно из сердца вырываются упреки в адрес Бога, ропот, недовольство судьбой. Это неверный подход к проблеме, который способен только осложнить ситуацию. Молитва одинокого человека к Богу избавит просящего от депрессии, даст силы жить, надеться на лучшее и добиваться желаемого.

От одиночества женщине о повторном замужестве

Если женщина овдовела, в церкви существует особый чин венчания для повторного союза. Не одобряются новые браки при живом супруге. Исключение составляет случай, когда распад первого союза произошел по вине мужчин, уличенных в прелюбодеянии. Женщины, не найдя в себе силы простить измену, долгие годы остаются одни, будучи в расцвете сил. Происходит это не по их вине, и поиск мужской половинки продолжается. Есть и другие причины, по которым церковь позволяет супругам разводиться. Например, когда с мужем невозможно оставаться из-за его пьянства или жестокого обращения.

Можно ли снять печать одиночества с помощью молитв

Среди верующих бытует ложное мнение, что есть некий венец безбрачия. Это термин из лексики колдунов и знахарей, а также недобросовестных экстрасенсов. Венец безбрачия придумали, чтобы легко было брать деньги с доверчивых людей. Свою жизнь и судьбу мы выстраиваем сами: каждое мгновение делаем выбор между добром и злом, Богом и Сатаной, решаем, пойти нам вверх, к небу, или упасть в ад. Если свою судьбу строить при помощи Господа, а не ходить к колдунам, ее удается изменить в лучшую сторону.

Избавиться от одиночества непросто, ведь нужно полностью измениться самому и взглянуть на свою жизнь по-новому. Есть действенные методы, и один из них — чтение православных молитв. Они очищают душу, несут в себе свет и даруют радость. Это влечет за собой добрые слова, поступки. Меняется мировоззрение — оно становится более оптимистичным, позитивным и вносит в отношения с окружающими симпатию, любовь и доверие. И родной человек в результате обязательно найдется.

Еще один совет: творите добро, и вам воздастся. Недаром в древности, когда человек делал кому-нибудь доброе дело, ему говорили: «Дай Бог тебе хорошую невесту (жениха)».

Уроки праведного старца

Сегодня Православная Церковь вспоминает событие, примечательное не только своим духовным значением, но и исключительной эмоциональностью. Это событие встречи любящей души с Богом. Глубокой духовной радостью, выношенной и выстраданной не годами даже, а столетиями пронизано это событие. Дивный старец принимает на руки Богомладенца и возвещает благую весть о спасении мира: «ибо видели очи мои спасение Твое!»

По закону в сороковой день Пресвятая Богородица приносит младенца Иисуса в Храм и здесь встречает праведного старца Симеона. В сердечной тишине хранит Пресвятая Владычица великую тайну Боговоплощения, но радость, непонятная ещё большинству людей, уже известна старцу, и «от избытка сердца» глаголют его уста. Он говорит о спасении человечества от грехов, о восстановлении утраченного богосыновства, в то время, когда Иисус ещё бессловесным Младенцем покоится на руках Праведника.

Фрагмент мозаики храма Воскресения Христова (“Спас-на-крови”)

Удивительная глубина и ясность прозрения! Через многие годы люди услышат глаголы, исходящие из уст Божиих, будут свидетелями величайших и невиданных доселе чудес, но в глухоте и в слепоте своей многие из них так и не увидят, не поймут, не примут своего Спасителя…

Примерно за 300 лет до рождества Христова египетский царь Птолемей пожелал перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. По преданию праведный Симеон был одним из семидесяти двух толковников, кому была доверена эта высокая миссия. Старцу выпало переводить известное пророчество пророка Исайи, где говорится, о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына». И вот премудрому толковнику показалось, что в текст вкралась ошибка, и вместо слова «Дева», нужно написать «Жена». Это он и собрался сделать, но тут явился ангел, остановил руку Симеона и предрёк, что тот не умрёт, пока не увидит осуществление пророчества о рождении Бога от Девы…

И вот настал долгожданный миг, когда восприняв на руки Божественного младенца, праведный Старец воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу твоему с миром!»

Для нас эта история, поучительна, во-первых, тем, что нельзя «исправлять» и толковать Священное Писание по своему разумению. Святые Книги настолько превосходят наш естественный разум, что каждый из нас должен много потрудиться, чтобы понять их правильно. Но ещё более мы призваны потрудиться в том, чтобы стать не читателями только, но исполнителями Святых слов. Именно этот труд вводит человека в духовную жизнь.

Кроме того, своё понимание Священных текстов надо сверять с пониманием общецерковным, потому, что можно ложь принять за истину, и в обольщении своём всё дальше уходить от истины, мня себя чуть ли не избранным боговидцем. К сожалению, так случается. Это страшное помешательство называется прелестью, и оно всегда основано на самолюбии, стремлении себя и своё мнение поставить выше мнения Церкви. Очень многие отпали таким образом от Христа и погибли, потому, что именно Церковь это – Тело Христово и вне Церкви единства со Христом нет и не может быть. Вообще для спасения человеку нужна не только вера в Бога, но и доверие всему, что составляет содержание Церковной жизни. Очень многое может быть не понятно в духовной жизни, но мы не можем проверить – истина это или нет, если не доверимся, опытно не пройдём путь воцерковления. Вот это доверие со смирением и приводит нас, в конце концов, к Богу. И путь такого смирения указал нам Праведный Старец.

Удивительно ещё то, что Симеон Богоприимец узнал Спасителя в безмолвном младенце! Мы скажем: Духом Святым прозрел Старец великую тайну Боговоплощения. Да, но что мешало так же Духом прозреть Истину множеству других людей? Сколько их – прохожих, случайных, мудрых и простецов, пытливых да глумливых… сколько их встречали Господа на своём пути. И что? «Осанна, осанна!» А через неделю: «Распни!» Тоже ведь встреча… но только иная, страшная.

Святой праведный Симеон Богоприимец

Праведный Старец всей своей жизнью готовился к встрече с Богом, ждал этой встречи, и с каждым днём ожидание его превращалось в крайнюю жажду. Вот, поди, отними у человека воду: о чём он будет думать через несколько дней? И что ему будет тогда до денег, до вещей, до приятелей, до развлечений… Из великой, непонятной другим и, может быть, не заметной жажды родилась эта великая встреча. И нам без этой жажды крайней никак нельзя, невозможно спастись. Потому, что Спаситель является тем, кто понимает гибельность своего положения и жаждет спасения!

Сердце праведного Симеона было очень тонко и точно настроено на познание Истины. Никакие мнения человеческие, связанные со страстями, его не интересовали. Это был по настоящему Боголюбивый муж и именно за эту чистоту и пламенность веры Господь привёл Симеона в такое состояние духовной трезвенности, что он просто не мог ошибиться. Вдумайтесь только – сколько младенцев перевидал Праведный старец на своём веку, скольких он держал на руках и ни разу никого он не дерзнул назвать Спасителем.

Ребёнок, потерявший мать, не может успокоиться никем и ничем. Он будет плакать всё громче и безотраднее, пока не отыщется та единственная, кого он ищет и ждёт. Вот такая же тесная связь существовала между Святым старцем и Богом. И причиной этой связи было не что иное, как искренняя и бескорыстная любовь Симеона. Он именно любил Бога ради Него Самого. Не ждал никаких выгод, пусть даже духовных. Никаких! Просто любил Бога и всё! Больше своей жизни! И за это Господь дал ему так ясно ведать Себя, как это только возможно для человека. И это второй урок Праведного старца.

Ну и третий урок заключается в том исключительном терпении, которое показал Праведный старец, прежде чем сбылось пророчество.

Вы подумайте только – триста лет он ждал исполнения обетования! Да каждый из нас и за тридцать лет уже сто раз отчаялся бы, разнюнился бы, опустил руки… Почему? Да потому, что мы нетерпеливы. Всё нам подавай здесь и сейчас! А терпения нет единственно потому, что нет настоящей веры. Не просто веры в Бога, а жизни, деятельного исполнения своего упования. Вот апостол Павел говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого». Заметьте, не ожидание только, а осуществление! То есть нужно не сидеть, сложа руки и ждать, когда сбудется то, во что мы верим, а самим строить с Божьей помощью свою вечную жизнь. Дорасти нам ещё нужно до встречи с Господом, доболеть, доплакать, доотдать своё, кровное… дораспяться со всеми своими Я-ками.

Старец святой дождался, и встреча была подстать! «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Здесь «отпускаешь» имеет обратное значение, то есть: «Разрешаешь меня от земных уз, от грубой телесности, допускаешь меня к Себе, даёшь насладиться всей полнотой общения и единства с Тобой!» Какая любовь, какая привязанность, какая жажда. и за триста лет она ничуть не иссякла, а напротив – достигла своего пика, когда уже действительно было невмоготу терпеть. И вот в этот самый миг явился Господь.

Жизнь для Симеона была как темница и не потому, что он триста лет прожил и устал, а потому, что знал, что такое подлинная Свобода! А знал потому, что искал её всем сердцем и всей душей и всем своим разумением. Свобода во Господе! А мы что о свободе знаем? Билль о правах? Гуманитарные штаны… вера в рассрочку… надежда на килограммы… любовь под залог имущества… и запсчастье в придачу.

Сретение — это не просто встреча души с Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в последней степени, ничего больше не желающей знать кроме Господа своего… души, совершенно забывшей себя и весь мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога, встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только возможно для человека! Праведный Симеон – это живой образчик боголюбивой души, и таким должен стать каждый из нас. Только так и никак иначе!

СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ

Прав. Симеон Богоприимец

Симеон Богоприимец (IV в. до н.э. – I в.), праведный

Память 3 февраля, 1 декабря – перенесение мощей в 351 году (Греч.) [1])

Был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возведено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия – Христос Господь.

Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название “Перевод 72-х толковников”. Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.)

Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына” (Ис. 7, 14), он решил, что слово “Дева” здесь употреблено ошибочно, вместо слова “Жена”, и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: “Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы”. С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.

И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.

Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля”. Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: “Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2, 22-35).

О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет.

В VI веке святые мощи его были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; + 1232).

В XIII веке, после IV крестового похода и разгрома западными рыцарями Константинополя, мощи св. Симеона в числе множества других реликвий были увезены на Запад. Считают, что святыня предназначалась для дальнейшего перенесения в Венецию, но шторм на Адриатическом море привел к отклонению судна от курса и его прибытию к побережью, которое ныне входит в состав Хорватии. Мощи св. Симеона с этого времени оставались в Задаре, который в те времена принадлежал Венеции.

В 2007 г., во время паломничества в Святую землю, римо-католический архиепископ Задарский Иван Прендя встретился с православным Патриархом Иерусалимским Феофилом III. В ходе беседы прелат согласился возвратить мощи св. Симеона в Иерусалим, в православный монастырь, посвященный этому святому. Архиепископ Прендя умер в январе 2010 года, но его преемник, архиепископ Зелимир Пулич, выполнил обещание, которое дал его предшественник на кафедре. В октябре 2010 года в Задаре прошла церемония, в ходе которой мощи св. Симеона Богоприимца были переданы представителям Иерусалимского Патриархата.

О памяти перенесения мощей

“Палестино-грузинский календарь” X века и родственные ему грузинские манускрипты сохранили традицию праздновать перенесение мощей апостола Иакова, брата Господня, праведных Симеона Богоприимца и Захарии, отца Предтечи, 1 декабря, а их обретение – 25 мая 351 года. Они основываются на дошедшем до нас в нескольких грузинских рукописях письме некоего Иоанна, которое содержит повествование об этих событиях. Один латинский документ X века (BHL 4099) подтверждает указанную дату, отождествляя при этом Симеона и Захарию с двумя иудейскими священниками, которые, присутствуя при мученичестве святого Иакова, обличили своих единоверцев за это деяние и сами подверглись той же участи [2].

Прав. Симеон Богоприимец. Русская икона

Молитвословия

Тропарь прав. Симеона, глас 4 (из Акафиста):

Симео́н ста́рец дне́сь весели́тся,/ восприя́т на руку́ свою́ Младе́нца Преве́чнаго Бо́га,/ от у́з пло́ти разреши́тися прося́ и вопия́:// ви́деста о́чи мои́// спасе́ние Твое́ ми́рови.

Кондак прав. Симеона, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь:)

Ста́рец дне́сь отреши́тися от ю́з моля́шеся сего́ жития́ тле́ннаго, / Христа́ восприя́т на ру́ки,// Зижди́теля и Го́спода.

Тропарь прав. Симеона Богоприимца и св. Анны пророчицы, глас 1

Ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не,/ во объя́тия прие́мый Спа́са, Го́спода./ Весели́ся и ты́, честна́я проро́чице А́нно,/ возвести́вши прише́ствие в ми́р Христа́ Бо́га на́шего,/ сокруши́вшаго держа́ву вра́жию,/ и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак прав. Симеона Богоприимца и св. Анны пророчицы, глас 8

Во избра́нных Бо́жиих, блаже́нне ста́рче Симео́не,/ на Небеси́ предстои́ши пред лице́м Христа́ Бо́га,/ Его́же во хра́ме, я́ко Младе́нца руконоси́маго,/ во объя́тия своя́ от всепречи́стых ру́к прия́л еси́/ и со А́нною проро́чицею я́ко Бо́га испове́дал еси́./ Те́мже похва́льными гла́сы убла́жаем ва́с:/ ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не,/ ра́дуйся, проро́чице честна́я А́нно,// ра́дуйтеся, Бо́га во пло́ти позна́вшии.

Использованные материалы

  • “Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица”, житие в календаре на портале Православие.RU:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6839.htm
  • “Акафист праведному Симеону Богоприимцу”, страница Миссионерско-апологетического проекта К Истине:
    • http://troparion.narod.ru/trop18.htm (тропарь из Акафиста)
  • Минея-февраль, изд. Московской Патриархии, с. 51, 795:
    • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb51.html (кондак)
    • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb795.html (тропарь и кондак прав. Симеону и св. Анне)

[1] “Память перенесения мощей святого апостола Иакова, брата Господня, и святых Симеона и Захарии” / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. II. – С. 417.

[2] Garitte. Calendrier, p. 227. 232 et 400. См. “Память перенесения мощей святого апостола Иакова, брата Господня, и святых Симеона и Захарии” / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. II. – С. 417.

С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.

Историю Сретения, то есть встречи младенца Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем, евангелие от Луки (Лк. 2:22-39) описывает очень лаконично. Про Симеона сказано только, что он был уже очень стар, и что «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).

В то же время во многих житиях праведного Симеона (например, в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского и их многочисленных пересказах) говорится, что Симеон был один из тех семидесяти переводчиков (или как часто выражается русская церковная традиция: «толковников»), которые в III веке до Р.Х. перевели еврейскую Библию на греческий язык. Когда, переводя Исайю, Симеон прочел пророчество о рождении Мессии («Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)), он усомнился в рождении Спасителя от Девы. И тогда ему явился Ангел, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Симеон прожил 360 лет – и предсказание ангела исполнилось в момент Сретения.

Легенды, связанные с Септуагинтой

«Легенда, связывающая Симеона Богоприимца с Септуагинтой, т.е. переводом Семидесяти толковников, достаточно поздняя, – рассказывает Михаил Селезнев. – О том, что Симеон Богоприимец имел какое-то отношение к «переводу Семидесяти» ничего не говорится ни в толкованиях святоотеческой эпохи на евангелие от Луки, ни, например, в очень подробных комментариях к этому евангелию блаженного Феофилакта Болгарского (1078 — 1107), где немало строк посвящено Симеону Богоприимцу. Ни слова о том, что была какая-то связь между ним и переводом Семидесяти! Отсутствует упоминание о переводе Ветхого Завета Симеоном и в молитвословиях праздника Сретения (есть в акафисте, но это текст совсем недавний по своему происхождению). Легенда, о которой идет речь, появляется, по-видимому, уже в зрелом средневековье, причем, скорее всего, сперва – у христиан-сирийцев. От них она переходит к христианам-арабам, к грекам, а от греков – к славянским народам. Западному христианству эта легенда не известна».

Впрочем, история возникновения Септуагинты вообще богата легендами. Это касается даже самой истории о приглашении семидесяти старцев из Палестины для перевода Ветхого Завета на греческий язык. Событие это описано в так называемом «Послании Аристея».

Автор послания, называющий себя Аристеем, рассказывает про свое участие в посольстве из Александрии в Иерусалим. В начале послания пересказывается разговор между царем Птолемеем II Филадельфом (285-246 гг. до Р.Х.) и его вельможей Деметрием Фалерским, заведующим царской библиотекой, которому царь поручил собрать все книги мира. Деметрий, отчитываясь о проделанной работе, сообщает царю, что «законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». Царь, заинтересованный, посылает в Иерусалим посольство, в которое входит и Аристей. Приехав в Иерусалим, Аристей встретился с первосвященником Елеазаром и беседовал с ним об иудейской вере. Первосвященник убедил Аристея в разумности еврейских пищевых запретов (например, куницы, в изложении Аристея, считаются у евреев нечистыми животными потому что «имеют постыдное устройство: они зачинают ушами, а детей рождают через рот»). Иерусалимский первосвященник предоставил в распоряжение египетского царя семьдесят два переводчика, отличающихся образованием и знатностью рода (по 6 от каждого колена), а также список Торы («драгоценные пергаменты, на которых был золотыми еврейскими письменами записан Закон»). Прибыв в Александрию, переводчики в течение семи дней пируют с царем, который задает каждому из них по вопросу («Кого мы должны назначать начальниками над войсками?», «Какой человек достоин восхищения?», «Чему царь должен уделять наибольшее время?» и под.). Мудрые ответы евреев-переводчиков приводят царя и его приближенных в изумление. По завершении пира переводчиков поселяют в отдельном здании, где они переводят весь еврейский закон за 72 дня. Александрийские евреи и царь Птолемей торжественно одобряют перевод. Евреи произносят проклятие на тех, кто изменит хоть одно слово из написанного.

«Если внимательно вчитываться в «Послание Аристея», – говорит Михаил Селезнев, – то многие детали начинают казаться откровенно сказочными и вызывать сомнения. Например, вот как Аристей описывает Палестину: «Страна эта имеет все в изобилии, так как всюду хорошо орошается и прочно защищена. Ее окружает река, называемая Иорданом, которая никогда не пересыхает. Разливаясь, подобно Нилу, она около времени жатвы увлажняет большую часть страны». Автор явно жил в Египте, знал что Египет дар Нила и думал, что так должно быть везде.

В качестве главы Александрийской библиотеки, для которой делается перевод еврейской Библии, в «Послании Аристея» выступает знаменитый античный ученый и политический деятель Деметрий Фалерский (ок. 350 – ок. 280 гг. до Р.Х.). Однако известно, что с воцарением Птолемея II Филадельфа Деметрий был выслан из Александрии. Это еще один явный анахронизм. Сейчас «Послание» принято датировать II в. до Р.Х., примерно на сто лет позже описываемых в нем событий.

В I в по Р.Х. «Послание Аристея» пересказывают близко к тексту Иосиф Флавий и Филон Александрийский. Позднее, однако, повествование Аристея начинает обрастать все более сказочными подробностями, например, рассказом о том, что семьдесят старцев запирали для работы по одному (или попарно) в специально оборудованные для этого комнаты, а потом обнаруживалось, что они, не сговариваясь, перевели текст одинаково. Ни в «Послании Аристея», ни у Иосифа, ни у Филона этой детали нет.

Очень часто перевод Семидесяти упоминает св. Иустин Философ, который впервые, противопоставляя Септуагинту и еврейский текст, обвинил евреев в порче Писания. О том, как совершился перевод Библии, Иустин пишет: «Когда Птолемей, египетский царь, устроил библиотеку и старался собрать сочинения всех людей, то… послал к царствовавшему тогда у Иудеев Ироду и просил переслать к нему книги пророчеств. Царь Ирод послал эти книги, написанные на еврейском языке. Но поелику египтяне не знали, что в них написано, то Птоломей снова послал и просил прислать людей для перевода их на греческий язык». Это явно иная версия, чем та, с которой мы сталкиваемся в «Послании Аристея». Начать с того, что посольства посылаются не к иерусалимскому первосвященнику, а к царю Ироду, который жил на два с половиной века позже, чем Птолемей Филадельф! Кроме того, согласно св. Иустину, при Птолемее переведен не один лишь Закон Моисеев, а все пророческие книги (Закон Моисеев, как видно из писаний св. Иустина, входит для него в число пророческих книг)».

На протяжении столетий повествование о создании Септуагинты обрастало все новыми и новыми легендами – сперва в еврейской, затем в христианской среде. Одна из них – рассказ о том, что к числу переводчиков принадлежал Симеон Богоприимец. Но легенды, даже если они не имеют под собой исторического зерна, могут нести важное символическое значение.

Символика событий и чисел

Рассказ о том, как родители принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм и как старец Симеон признал в нем Мессию занимает немаловажное место в евангелии от Луки. Это – символ преемственности Ветхого и Нового Заветов. Даже ученики Иисуса не сразу поняли, что Иисус – Мессия, но старец, олицетворяющий Ветхий Завет, знал это с самого начала.

Важную символическую роль в древнем мире (да и в средневековье) играют числа. Для нас числа – это чисто фактическая информация, а для человека архаической культуры, было вполне естественно, услышав в повествовании какое-то число, почувствовать его символическое значение.

«В предании о переводе Закона Моисеева (Торы) на греческий язык фигурируют 70 переводчиков, – говорит Михаил Селезнев. – «Семьдесят» число символическое: именно столько старейшин помогали Моисею вести народ через пустыню (Исх. 24:9-11; Числ. 11:16-25). Они вместе с Моисеем «видели Бога Израилева», больше того — Бог уделил им от «духа, который был на Моисее» и они «стали пророчествовать». 70 старейшин были свидетелями того, как Бог дал Моисею Закон. В свою очередь, 70 переводчиков греческой Библии как бы продолжают дело Моисея, сделав этот Закон понятным для грекоязычной диаспоры. Это – символ преемственности между эпохой Моисея, когда Израилю был дарован Закон и эпохой перевода этого Закона на греческий язык, который в тот момент был языком всего Восточного Средиземноморья. Своего рода намек на то, что Септуагинта – повторение Синайского откровения.

Но есть и еще один ряд ассоциаций у числа 70. В генеалогии потомков Ноя (Быт. 10) раввинистическая традиция насчитывает семьдесят народов; согласно позднейшим еврейским легендам семьдесят ангелов во время строительства Вавилонской башни научили людей семидесяти языкам; семьдесят народов были представлены на корабле, на котором плыл пророк Иона; на семидесяти языках прогремел голос Божий с синайских высот. Если это представление о том, что на земле живет 70 народов было уже в эллинистическом иудаизме, то атрибуция греческого перевода Закона Моисеева 70 толковникам словно бы намекает на обращенность перевода ко всем народам земли. Ведь по-гречески тогда говорили не только греки, но, можно сказать, вся ойкумена!

Можно вспомнить также семьдесят апостолов Христа у евангелиста Луки (заметим, что двухтомник Лука-Деяния уделяет особенное внимание миссии к язычникам). 70 апостолов как бы продолжают дело 70 толковников – подобно тому как 70 толковников продолжали дело 70 старейшин, окружавших Моисея.

В ряде дошедших до нас версий истории о переводе Библии на греческий фигурируют, однако, не 70, а 72 переводчика. 72 – это своего рода «округление» числа 70 до ближайшего числа, кратного 12. В этом тоже скрыт свой символизм: ведь когда-то, на горе Синай Закон был дан всем 12 племенам Израиля. Значит, «правильный» перевод, эквивалентный оригинальному, тоже должен быть делом всех 12 племен Израиля. Неважно, что ко времени Птолемея Филадельфа от 12 племен осталось лишь три: Иуды, Вениамина и Левия, остальные рассеялись. В «правильном», настоящем переводе должны в равной мере участвовать все 12 племен! Только тогда можно будет говорить о преемственности между Законом Моисея и его греческим переводом!

Для христианской традиции Ис 7:14 – ключевое пророчество, связывающее Ветхий и Новый Заветы, пророчество о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына». Но вокруг этого пророчества всегда шла дискуссия с евреями, которые читали «Молодая женщина во чреве приимет» и, как правило, соотносили это пророчество с рождением царя Езекии (вторая половина VIII в. до Р.Х.). Именно в контексте этой полемики и возникает образ Симеона как переводчика. Он – праведный еврей, воплощение Ветхого Завета. И вот он, сперва усомнившись (намек на полемику христиан с евреями), затем уверовал и написал «Дева…» – после чего был удостоен того, чтобы видеть исполнение пророчества в Новом Завете.

По наиболее распространенному варианту легенды (отраженному, в частности, у св. Димитрия Ростовского) Симеон прожил 360 лет. Это число дней в году. Не в нашем календарном году, стремящемся к астрономической точности (365,259636 дней), а в архаическом лунно-солнечном календаре, где год это 12 месяцев по 30 дней. Соответственно 360 лет – это «год годов», полный цикл, в котором столько же лет, сколько дней в году. Когда легенда говорит нам о том, что Симеон прожил 360 лет, это означает, что он, сказавший «Ныне отпущаеши…» прожил свое «полное время», полностью завершил отмерянный ему срок.

Но есть и еще один смысл в этом упоминании 360 годов: прошел полный цикл времен с тех пор, как Симеон поставил в своем переводе слово «Дева», – и настала пора исполнения пророчества. Оно тоже ждало «исполнения времен», ждало своего срока».

* * *
Рассказ об участии Симеона Богоприимца в переводе 70 толковников – легенда, но она лишь усиливает и подчеркивает ту роль «моста» между двумя Заветами, которую играет образ Симеона Богоприимца в евангелии от Луки.

Православные молитвы ☦

Житие святого праведного Симеона Богоприимца

Оглавление:

Краткое житие святого праведного Симеона Богоприимца

Святой праведный Симен Богоприимец был мужем праведным и благочестивым, ожидавшим утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем. (Лк. 2, 25-27). Еще задолго до Рождества Христова египетский царь Птоломей II Филадельф (285 – 247 гг. до Р.Х.) пожелал иметь в своей библиотеке еврейские книги на греческом языке. Для этого по его просьбе из Иерусалима в Александрию были присланы из всех колен Израилевых 72 самых опытных в знании законов и сведущих в греческом языке старцев. В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Священное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис. 7, 14). Старец усомнился и хотел исправить слово «Дева» на слово «жена». Но явившийся Ангел Господень удержал руку старца и возвестил ему, что он не умрет, пока не увидит исполнения этого пророчества. Прошло около 270 лет. И когда Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм, праведный Симеон познал, что Сей есть обещанный Миссия, предреченный пророком Исаией, рожденный от Девы. Святой преставился, прожив на земле 360 лет.

Полное житие святого праведного Симеона Богоприимца

По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир истинного Мессии (Лк.2:2). Древние историки о получении Симеоном этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского народа семьдесят ученейших мужей. В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа».

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием. Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от вселукавого диавола.

Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по законному обычаю (Исх.13:2), в храм, в это время пришел туда же и праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял Богомладенца на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).

После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк.2:34-35).

Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын, Которому слава во веки, аминь.

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

День памяти святых Симеона и Анны – 16 февраля

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица — святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

Дата празднования

День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы отмечается в Русской Православной Церкви 16 февраля по новому стилю. Этот день входит в дни попразднства праздника Сретения Господня.

Что можно есть в день памяти

Поста в день памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы нет.

Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии — Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2, 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38).

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.

Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Тропарь Симеону Богоприимцу

Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.

Кондак Симеону Богоприимцу

Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.

Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге

A.Savin Источник: Википедия.

Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы стоит на пересечении улиц Моховой и Белинского в Санкт-Петербурге. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом.

На освящении храма в 1734-м присутствовала сама императрица. До 1802 года церковь причислялась к придворным храмам.

На колокольне храма высотой в 47 метров находились куранты. Первые часы с боем когда-то привезли сюда из Воскресенской церкви при Меншиковском дворце, но были утеряны во время одной из реставраций. Куранты восстановили только в 1905 году.

В 1938 году безбожная советская власть закрыла храм Симеона и Анны, и долгое время он использовался как склад. В 1980-х здание передали метеорологическому музею. В 1995 году храм был возвращен верующим.

Митрополит Антоний Сурожский. Сретение, воскресенье о мытаре и фарисее

(15 февраля 1976 г.)

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое. Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, — и оказался ни с чем.

Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь.

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, собирались для молитвы по домам, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей — десять лет.

Поэзия о праведном Симеоне Богоприимце и Анне Пророчице

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.

На заставке Gerbrand van den Eeckhout (1621–1674). Сретение

Чудо Симеона Богоприимца

Однажды в Иерусалиме, когда я находилась в городе по каким-то делам, ко мне подошла незнакомая женщина и очень осторожно, извиняясь, задала внезапный вопрос:

– Почему вы стали монахиней?

Улыбнувшись, я ответила краткой фразой, чтобы быстрее отделаться:

– Бог меня призвал, а я не смогла отвергнуть Его любовь!

К моему удивлению, ответ понравился этой женщине. Но отвертеться мне не удалось: она уже просила поговорить более обстоятельно в кафе. Я согласилась. И за чашкой кофе она рассказала мне свою историю. О том, как пришла к вере в Иисуса Христа.

Женщину звали Ревекка. Живя в Соединенных Штатах, она попала в страшную автомобильную аварию, лечилась очень долго, пришлось сделать несколько операций. За это время ее муж нашел себе другую женщину. Оставшись совсем одна, поскольку детей у них не было, она решила перебраться в Израиль по программе репатриации. В новой стране, начиная жизнь буквально заново, она стала искать утешение в религии, регулярно посещая занятия по иудаизму.

Ревекка была прилежной ученицей, внимательно изучала ветхозаветные книги, иудейские традиции и образ жизни. Однажды во время разбора 53-й главы Исаии у нее случились первые преткновения с раввином. Ревекка вновь и вновь задавала вопросы, на которые учитель лишь взволнованно отвечал:

– Я не буду отвечать на ваш вопрос, потому что именно такие вопросы задают обычно христиане!

Это повторялось несколько раз, и раввин даже стал намекать, уж не христианка ли Ревекка.

Таким удивительным образом Ревекка, которая никогда раньше не интересовалась христианством, после того особого дня начала читать Евангелие. Конечно, и здесь ее пытливый ум задавал очень много вопросов. Информацию она искала в интернете, ведь христиан среди ее знакомых не было, потому, сбиваясь с ног в поисках ответов, однажды она взмолилась:

– Господи, пусть об Иисусе мне расскажет еврей, только тогда я смогу в Него поверить!

Через пару дней Ревекка пришла к Стене плача в Иерусалиме. В женском отделении она заметила женщину, которая горячо молилась и при этом горько плакала. Сердце у Ревекки доброе, и она подошла ближе, осторожно спросив рыдавшую о ее горе. В ответ услышала:

– Дорогая моя, я не о себе плачу, а о бедном заблудшем Израиле!

И Ревекка услышала: «Я не о себе плачу, а о бедном заблудшем Израиле, отвергнувшем Спасителя!»

И в растроганное сердце Ревекки полились слова о Распятом и отвергнутом народом Израиля Господе, об удивительных и сбывшихся пророчествах, о том, что спасение можно обрести только через веру в Него!

Встреченная у Стены плача женщина оказалась мессианской еврейкой, человеком, посланным от Бога, но крещение приняла Ревекка спустя некоторое время в протестантской общине. Через пару лет она перешла в Англиканскую церковь, придя к выводу, что протестанты искажают заповедь Спасителя об участии верных в Евхаристии (см.: Мф. 26: 26–28). Нужно отметить, что все время, будучи протестанткой, а потом посещая Англиканскую церковь, она несколько раз в неделю ходила на курсы по изучению Ветхого и Нового Заветов.

В этот период и произошла моя встреча с Ревеккой. Знакомство с нашей верой вызвало у нее огромный интерес, и она сразу заметила, что учение Церкви намного глубже того, что она изучала до сих пор. Почитание Божией Матери и икон она категорически отвергала. Тем не менее с тех пор у нас завязалось знакомство, перешедшее в периодическое общение.

Однажды Ревекка позвонила мне по телефону и как-то сразу спросила:

– А вы к Марии, Матери Иисуса, обращаетесь с молитвой?

Разгорелась полемика. Мне пришлось только глубоко вздохнуть и ожидать момента, чтобы поменять тему. И тут в моем в уме возникла мысль: говори сейчас! Но по телефону, не видя человека, с которым разговариваешь, очень трудно вести такой сложный диалог. В дополнение были еще и языковые трудности, ведь я не в совершенстве владею английским. Что сказать? Но я решил попробовать…

– Скажите мне, Ревекка, Ковчег Завета был великой святыней в Ветхом Завете, или святым считалось только то, что было внутри?

– Да, конечно, и Ковчег, и то, что внутри, – всё было святыней, – ответила она.

– Как же так? Разве простой ящик, ну, конечно, позолоченный, может быть святым? Ведь это настоящее идолопоклонство! – продолжала я свой маневр.

Ревекка в недоумении замолчала.

– Послушайте, – продолжала я. – Ящик ветхозаветный освятился тем, что находилось внутри! Так и Пречистая Дева, нося в утробе Богомладенца Христа целых девять месяцев, освятилась Его присутствием. В конце концов, недостойная женщина не могла родить Бога!

И вдруг после этих слов я услышала в телефонной трубке какие-то непонятные звуки, сначала всхлипы, а потом женщина просто зарыдала навзрыд. Я испугалась. Но затем среди этих рыданий я услышала:

– Спасибо, матушка, спасибо вам, что сказали! Я сейчас немедленно помолюсь Богородице, на коленях помолюсь Ей!

На этом наш разговор прервался.

Через некоторое время Ревекке захотелось посетить Горненский монастырь, поскольку ее привлекала монашеская жизнь. Тогда мне пришлось исполнить ее давнюю мечту, показать свою келью. Увидев внутри множество икон, Ревекка встала посредине комнаты и с удивлением смотрела то на меня, то на иконы.

– Матушка Мариам, – смущенно произнесла она, – вы молитесь перед иконами? И целуете их?

– Да, конечно! Моя келья – это мой маленький рай, а иконы – его неотъемлемая часть!

После этих слов Ревекка подошла ближе к иконному углу и стала внимательно рассматривать иконы. Вдруг она увидела совершенно маленькую иконку, взяла ее в руки и спросила:

– Святой Симеон Богоприимец. Видите, он на руках держит Богомладенца Христа.

Я уже было начала объяснять ей символику иконы, особый язык цветовой окраски, жестов, изображаемых предметов… но мои объяснения оказались ей не нужны. Ревекка стояла, прижимая к сердцу иконку, целовала ее, а лицо женщины буквально светилось, как у человека, нашедшего бесценное сокровище.

Ревекка стояла, прижимая к сердцу иконку старца Симеона. И вдруг попросила: «Отдайте мне ее!»

– Матушка, пожалуйста, – вдруг услышала я, – дайте мне эту икону, я вам любые деньги заплачу, вы сможете себе купить потом другую. Я не смогу отсюда уйти без нее!

Мне пришлось отдать иконку, хотя она мне была и самой дорога. Подарок одной сестры-монахини все-таки.

Это было великое чудо старца Симеона. Ревекка с тех пор стала почитать иконы, а иконку старца Симеона носила по всему Иерусалиму, показывая в своих кругах. Многие люди, даже мессианские евреи, стали благодаря общению с Ревеккой видеть в иконах отображение евангельской тайны.

P.S. В дополнение хотелось добавить, что, наверное, самая лучшая икона святого старца Симеона, которую мне пришлось видеть, находится в Иерусалиме в греческом монастыре во имя Симеона Богоприимца в Катамонах. Это точный список с чудотворной иконы, которая была явлена в XV веке в Великом Новгороде и хранилась в Покрово-Зверином монастыре. Под иконой сохранилась надпись: «Точный список “мера и подобие” иконы, явленной в Новгороде». Список с этой чудотворной иконы был преподнесен Катамонскому монастырю паломниками из России, возможно даже, что из самого Зверина монастыря в Великом Новгороде. Сама чудотворная икона праведного Симеона Богоприимца, держащего на руках Богомладенца Христа, прославилась избавлением жителей Новгородских и Псковских пределов от страшного морового поветрия в 1467 году. Для этой иконы акафист святому Симеону Богоприимцу составила будущая знаменитая игумения Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря Таисия (Солопова, 1842–1915) во время своего пребывания в Покрово-Зверином монастыре. Прославленная икона была, однако, утрачена в 20-е годы XX века в период тяжкого безбожного лихолетья.

Монахиня Мариам (Юрчук),
насельница Горненского монастыря,
гид, автор путеводителей по Иерусалиму и Святой Земле

Ссылка на основную публикацию