Сила любви (время чтения 9 минут)

Сила любви

СИЛА ЛЮБВИ

В палате для безнадёжно больных лежали двое: девочка четырёх-пяти лет и женщина лет сорока пяти.

У девочки была опухоль мозга, запущенная четвёртая стадия.
Девочка была сиротой, ей оставалось жить неделю, когда в её палату положили женщину, больную раком лёгкого с прогрессирующими метастазами в кости и другие органы.
У этой женщины тоже никого не было из родных и близких.
Мать этой женщины умерла, отца она никогда не знала, бывший жених, узнав, что она забеременела, настоял на аборте, после чего она осталась бесплодной.
Так и жила с тех пор — одинокая и раненая душой, постепенно стала всех ненавидеть.
И вот она, безнадёжно больная, находится в клинике для «умирающих». Скоро её жизнь наконец-то закончится.
Но почему её надо было класть в одну палату со стонущим, кричащим, зовущим без конца маму, ребёнком, женщина не понимала.
Девочка её раздражала.

На второй день их совместного проживания стоны девочки становились всё нестерпимее для женщины.
«Нет, я больше не могу это терпеть, — сквозь зубы бормотала женщина, — когда же эта несносная девчонка умрёт? Мне тошно от своих болей и приступов. Не могу так больше, не могу. Слышь, Господь, хватит издеваться надо мной!
Ты мне даже умереть спокойно не даёшь, но я покажу Тебе, я покажу! Со мной шутки Твои не пройдут!» — скрежетала зубами женщина.
Потом у неё начался приступ, и она потеряла сознание.

Придя в себя, женщина решила отключить аппарат, который поддерживал жизнь в девочке, и тем самым избавить себя и эту несчастную от страданий.
Она подошла к кроватке девочки, та тихо стонала. Чтобы отключить аппарат, женщине надо было наклониться над девочкой и у самой шеи вытащить клапан.
Когда она наклонилась и взяла пальцами нужный ей клапан, девочка впервые за эти дни затихла, потом радостно открыла глаза и сказала: «Мама. Мама, ты пришла, наконец!» Обняла дрожавшую женщину и тихо заснула.
Женщина застыла на месте, всё ещё держа клапан в руке. Ноги и руки затекли, но она стояла и тихо плакала, чтобы не разбудить девочку. Спустя некоторое время женщина нашла возможность аккуратно прилечь рядом с ребёнком. Потом и она заснула.

Проснулась женщина от непривычного для неё чувства пристального внимания.
И правда — на кровати сидела девочка, вся в трубках, со смешными всклокоченными волосиками, и пристально смотрела на женщину. Когда та проснулась, девочка серьёзным голосом спросила:
— Мама, ты где так долго пропадала? Я уже заждалась тебя здесь!
Что поделать, надо как-то отвечать. И женщина сказала:
— Дочь, твоя мама много работает. Я только вчера из командировки. Может, прекратишь меня отчитывать и обнимешь?
Тут же вся серьёзность девочки пропала без следа, она улыбнулась и бросилась маме на шею.
— Я знала, что ты придёшь за мной! Все говорили, что у меня нет мамы, нет тебя, ты представляешь? Но я им не верила.
А ещё они говорят, что я скоро умру! Тоже неправда. Им что, больше делать нечего, мам, как только запугивать людей? — так шептала девочка на груди у женщины и просто не могла остановиться.

Пока девочка шептала слова и прижималась к груди женщины, последняя горестно думала, что болезнь рядом и ждёт своего часа, только на краткий миг дав девочке счастье обрести мать, пусть и не настоящую, и такую же безнадёжно больную и измученную.
«Боже, что за новую уловку Ты придумал мне на прощание?» — думала женщина.
На минуту девочка замолкла — начинался приступ головной боли. Яростный и мучительный. Малышка не показывала, что у неё что-либо болит, но женщина-то знала. Она сказала девочке:
— Доченька, ты тихонечко приляг со мною рядом, я тебя обниму, и мы будем лежать вместе, хорошо? Давай отдохнём!

Малышка легла на бочок так, чтобы всё время видеть маму, смотрела, стараясь реже мигать, и улыбалась, стараясь не показать, что у неё болит голова. Так и заснула девочка, всё время улыбаясь. Ночью начался кризис. Врачи пришли, развели руками и сказали, что конец близок.
Девочка металась в бреду, не приходя в сознание. Женщина всё время сидела рядом. Собственные приступы боли она уже не чувствовала. Её жизнь сейчас была отдана девочке.
Женщина снова заговорила с Богом.
— Бог, я много раз говорила тебе плохие, обидные слова. Если можешь, прости. Я ненавидела жизнь и себя — прости. Я не умела и не хотела любить — прости. Ничего не прошу для себя, и нет в моём сердце жалости к себе. Хочу только сказать: что бы Ты ни решил, пусть будет так, как Тебе надо. Если можно, то забери боль доченьки моей и позволь мне разделить её боль со своей. Спасибо, Бог, что выслушал, я знаю это.

На следующее утро девочка затихла совсем. Женщина подумала, что ребёнок умер. Тихо смотрела она на лицо девочки и улыбалась…
Вдруг девочка открыла глаза и сказала:
— Мама, ты можешь найти мне рисовальный альбом и цветные карандаши? Мне срочно надо кое-что сделать, — вид у неё был очень серьёзный, бровки нахмурены, в глазах — мысль.
«Жива моя девочка!» — подумала женщина.
Радость прилила к её сердцу и она была такой силы и мощи, что, казалось, сердце сейчас просто разорвётся от счастья.
— Солнышко, ты как себя чувствуешь? — ласково и необыкновенно нежно спросила она.
— Мамочка, теперь, когда ты вернулась из командировки, я только и делаю, что чувствую себя хорошо, но вчера мне снился сон: прилетели два чёрных дракона и хотели сжечь мою кроватку. Я сказала одному из них, что у меня есть мама, и показала кулак. Тот дракон, что изрыгал на меня огонь, испугался и сказал, что ему здесь больше делать нечего.
«Здесь поселились радость, любовь и сила, — сказал он, — здесь нет еды. Нам тут больше нечем поживиться».

Новые рентгеновские снимки показали невозможное — полное отсутствие опухолей и метастаз — полное исцеление, стойкую ремиссию у обеих.
У этих странных пациенток взяли анализы для исследований и отправили из больницы, поскольку эта палата была необходима другим безнадёжно больным людям.
Мать с дочкой вернулись домой и больше никогда не расставались надолго.

Друзья, все болезни – ничто перед Всемогущим Богом.
Смысл жизни не в том, чтобы вылечиться, а в том, чтобы найти Того, Кто является источником жизни!
Тогда жизнь снова обретает смысл: дарить своё тепло и нежность другому человеку, своей семье, всем окружающим людям.
И дарить любовь надо бескорыстно. Всем сердцем.

«Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский

По образу служения старец Силуан занимает несколько особое место среди святых Русской Православной Церкви XX века. Земная жизнь его окончилась в 1938 году. Он не оказался среди исповедников и мучеников за Христа, ему был уготован путь строгого аскетического подвижничества, но, будучи молитвенником за мир, он глубоко переживал драму современного мира…

День памяти преподобного Силуана Афонского

2411 сентября – День памяти преподобного Силуана Афонского.

Из «огня»

Мир держал Симеона крепко: родительское благословение – прежде окончательного избрания жизненного пути пройти военную службу – привело его из Тамбовской губернии в столицу. Возможно, отец надеялся на то, что строгий распорядок солдатской жизни с его дисциплиной изменят душевный настрой сына в сторону большей практичности, а юношеские мечты о монашестве понемногу войдут в спокойное русло мирского благочестия. Расчет был верным: в казарме при многолюдстве и постоянной занятости держать ум в молитве было невозможно. Внешние условия располагали к тому образу жизни, который вели его сверстники. А душа страдала от суеты, от «голода» по молитвенной жизни и еще от того, что, ощутив призыв Божий, он не нашел в себе сил и решимости исполнить то, к чему влекло его сердце – узнав вкус благодати, вернулся к «пище пресной».

Желание посвятить жизнь монашескому деланию возникло у Симеона рано. Верующая крестьянская семья, где Бога чтили, где труд был и необходимостью и добродетелью, привила ему воздержанность, дала правильный настрой: все, что ни делаешь, делай с молитвой, с памятью об ответе и о конечной цели земных трудов. Праздным он не был никогда, даже занятия в школе был вынужден оставить, проучившись всего «две зимы», – надо было помогать отцу и братьям. И, вот в этой-то простоте, не от изнеженности, а от привычки жить по-Божиему, родилось и окрепло стремление потрудиться для Господа безраздельно, и Симеон высказал отцу свое сокровенное желание – принять постриг в Киево-Печерской лавре.

Послушание родительской воле было для него свято, и, вот, на несколько лет – армия, казарма…Однако даже сослуживцы замечали признаки того разлада, который был у него внутри: «умом он на Афоне и на Страшном Суде».

За несколько времени до окончания срока службы Симеон направился к о. Иоанну Сергиеву, решив испросить у Кронштадтского пастыря благословение на монашество. Отца Иоанна он не застал, и лишь оставил записку с просьбой помолиться о том, чтобы «мир его не задержал».

И молитвами святого праведного Иоанна совершилось дело необычное: на следующий же день в своей казарме Симеон почувствовал море огня, «адское пламя», которое гудело вокруг него с тех пор непрестанно до того самого момента, пока он не расстался с миром и не пришел послушником на Святую Гору, в русский Пантелеимонов монастырь.

Полвека на Афоне

Сорок шесть лет провел он в обители с общежительным уставом. Внешняя жизнь монаха однообразна: работа на мельнице, труд эконома, заведование мастерскими и торговой лавкой не могут поведать о главном, о внутреннем делании – непрестанной, борьбе со страстями, об очищении ума и сердца от суетных и греховных помыслов, об обучении молитве.

Главной трудностью на пути монашеского подъема оказалось для него то, что не было у него учителя, старца, того, кто помог бы опытным советом, оградил от опасностей, неизбежных для всякого новоначального подвижника, и самой обязанностью к послушанию поставил душу в то положение, угодное Богу – «исполнителя духовных уроков» без примеси горделивого мнения.

Были на этом пути и преткновения, и напряженная внутренняя брань, ведомая до конца, во всей полноте, лишь самому монаху. Воспоминания подвижника сохранили только некоторые случаи, малую толику того, что довелось ему пережить. В них есть рассказ о том, как, будучи еще неискушенным, отпросился он в Старый Русик для жизни в безмолвии, настоял на своем, не послушал совета игумена и получил урок: через некоторое время был вынужден вернуться назад с болезнью, до конца напоминавшей ему о важности монашеского послушания. Есть в них и свидетельство о том, как было дано ему рано «узнать Бога» через откровение, «взойти на Небо», и каким трудным оказался потом подъем после поражения помыслами тщеславия и гордости, как горько было потерять «вкус» благодати.

В 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911-м принял схиму с тем же именем. Но и под защитой монашеского покрова мысленная невидимая брань продолжалась годами. Пятнадцать лет он вел непрерывную борьбу за бесстрастие в строгом посте, бдениях с небольшими перерывами на сон, при постоянном откровении помыслов и частой исповеди.

«Побеждать врагов христовым смирением»

Не имевший учителя, преп. Силуан Афонский в своих наставлениях, переведенных теперь уже на разные языки, стремился поделиться с людьми, желающими проводить жизнь подвижническую, плодами своего опыта. И главной темой всех его поучений к монахам становится тема смирения.

Если только возможно, – увещевает он, – постарайтесь поручить себя духовному руководству. Это простейший, наиболее удобно-проходимый путь духовного возрастания.

«Кто хочет непрестанно молиться, тот да будет во всем воздержан и послушен старцу, которому служит. Он должен чисто исповедоваться и помышлять, что и духовником и старцем управляет Господь благодатию Своею, тогда не будет у него плохих мыслей против них. Такого человека за его святое послушание будут учить благие мысли от благодати, и он будет преуспевать во смирении Христовом.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, – и если нет опытного наставника и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живет Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво и как может в нем жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное»[i].

Ведомо преп. Силуану и то, что в современном мире не так много наставников, искушенных в духовной брани, знакомо и одиночество и сомнения души, ищущей руководства и не находящей опытного «проводника». Но и таковых афонский подвижник призывает не отчаиваться, а во всем полагаться на Промысел: «Когда нет добрых наставников, то должно предаваться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатию будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается…»[ii]

И монашествующим, и мирянам напоминает преп. Силуан о цели христианской жизни стяжании благодати Святого Духа, и о том, за что, за какие провинности она может оставить того, кому Господь дал вкусить ее плодов: «Из-за гордости теряется благодать Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в молитве…»[iii]

Гордость влечет за собой тщеславие, неприязнь к брату и его осуждение, зависть и нечистые помыслы, пристрастие к земным вещам. И тогда «опустошенная и унылая душа скучает о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».

Как вернуть милость Божию, Его благорасположение, свет, оживляющий и просвещающий душу? И на этот вопрос есть ответ в наставлениях старца Силуана: «Смиряй себя как можно больше; держи ум свой в сердце и во аде. Чем больше смиряешь себя, тем больше получаешь дары от Бога»[iv].

Не о наружном, показательном смирении говорит здесь старец, а о том чувстве, которое не должно покидать тех, кто обручили себя Христу: памяти о грехах, о милости Божией к нам и об Его прощении, которые сами по себе уже могут изгнать из души и превозношение, и ревнивое состязание с ближними: «Когда душа познает Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа…

Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада…других видеть во славе Тайна сия смирения Христова – велика, и невозможно ее объяснить.

От любви душа всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются»[v]

До скончания дней пребывая на Святой Горе, устремляясь душой на Небо, святой старец не оставлял и молитвы за мир, зная об его пороках, об умножающемся нечестии и об оскудении веры, и от этого не меньше любя людей и желая им спасения. «Молиться за мир – кровь проливать», говорил он, и поминал всех: и подвизающихся, и грешных, видя и в них «больных», нуждающихся в большем внимании, более усердной помощи.

[i] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение – во смирении. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I. С. 680-681.

[ii] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение – во смирении. С. 682.

[iii] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I. С. 213.

[iv] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. С. 211.

[v] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. С. 211.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  1. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. — Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990
  2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию. — Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Братство Святителя Тихона, 1997
  3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма близким людям: Переписка с семьей прот. Бориса Старка. -М.: Отчий дом, 1997
  4. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I.
  5. Преподобный Силуан Афонский (+ 1938). Седмица. Ru. Церковно-Научный центр «Православная энциклопедия» (http://www.sedmitza.ru/text/437636.html)
  6. С. Девятова. Преподобный Силуан Афонский. Православные старцы XX века. (http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/devyatova_pravoslavnye_startsy_15-all.shtml)
  7. Преподобный Силуан Афонский. http://silouan.narod.ru

Читайте также:

СИЛУАН АФОНСКИЙ

Прп. Силуан (Афонский)

Силуан Афонский (1866 – 1938), схимонах, преподобный

В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда [1] Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: “. Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: “Ты, Иван Петрович, погорел”, а он отвечает: “Бог даст, поправлюсь”. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: “Смотри, у нас воруют снопы”, а он: “Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, – стало быть, у него нужда есть”.

Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.

По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице.

В 1896 г. пострижен в монашество с именем Силуан.

В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: “Прими – это благодать”, душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что “всю жизнь надо плакати о грехах своих – таков путь Господень”, – и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других “возводящих на небо” учений, питающих гордость человеческую.

Прп. Силуан Афонский. Русская икона (XX в.)

В 1911 году пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. “Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению”. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи. что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом. чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

Он писал записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым).

Скончался 24 сентября 1938 г. во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: “Никого прежде конца не ублажай”. Уже после кончины старца отцы афонские говорили: “Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов. Кончина его в этом убедила”. Незадолго до смерти в ответ на вопрос: “Старец, Вы хотите умереть?” он сказал: “Я еще не смирился”, но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

Прп. Силуан Афонский

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

В 1992 г. его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю/ и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, усе́рдный подража́телю,/ всеблаже́нне о́тче Силуа́не,/ ты́ бо, зо́ву Ма́тере Го́спода Си́л вне́мляй,/ зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́/ и в Го́ру Афон’скую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́,/ иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми/ благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в,/ е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́:/ Го́споди мо́й, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я,// спаси́ ми́р и на́с от вся́ких лю́тых.

Кондак, глас тот же

Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный/ и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то,/ Бо́гу возлю́бленне Силуа́не,/ о по́двизе твое́м Це́рковь Ру́сская ра́дуется,/ и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси́ христиа́нстии лю́дие,/ веселящ’еся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются./ Его́же моли́ о на́с, равноа́нгельне богове́дче,// во е́же спасти́ся на́м, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.

Записки прп. Силуана

Прп. Cилуан Афонский. Фреска

Записи преподобного Силуана, переданные отцу Софронию (Сахарову), представляли собою несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни.

Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком “малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений Святых Отцов, он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным” [2]. Поэтому писания преподобного Силуана не всегда соответствовали правилам правописания и требовали существенного редактирования. Уже сама способность преподобного Силуана письменно изложить столь великие мысли можно по праву считать чудом Божиим (Достаточно сравнить вторую часть книги “Старец Силуан” (“Писания старца Силуана”) с письмами преподобного Силуана к монахине Силуане (Соболевой) [3]).

В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном Иоанно-Предтеченским монастырем в Эссексе, приведены фотографии нескольких станиц этих оригинальных записей преподобного Силуана [4].

Литература

  • Софроний (Сахаров), архим., Старец Силуан, Эссекс: Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990.

Использованные материалы

  • Краткое житие из “Патерика новоканонизированных святых” (Альфа и Омега. -1998. -N 4(18). -С.200-202).
    • http://silouan.narod.ru/zhitsil1.htm
  • А. Л. Гуревич. Работа архимандрита Софрония (Сахарова) над книгой “Старец Силуан”
    • http://silouan.narod.ru/rabota1.htm
  • Светлана Девятова. “Православные старцы XX века”. Миссионерский листок под ред. еп. Александра (Милеанта)
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/startzy_20_v. 461
  • Житие из книги: Акафистник. Вып 1. – Нижний Новгород, 1996. – С. 371-374
    • http://silouan.narod.ru/texts/zhitie03.htm
  • Минея. Сентябрь. Изд. Моковской Патриархии, с. 348, 353-354 (молитвословия):
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep349.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep354.html и http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep355.html

[1] Важнейшие селения европейской России. Тамбовская губерния. Список важнейших селений. Лебедянский уезд, частный генеалогический сайт Вячеслава Довбешко, http://поиск-липецк.рф/2014/01/

[2] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24-25

[3] Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери // Христианос. -Рига, 1991. -№ 1. -С.70-76

[4] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. C. 24-25, 116-117

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Житие преподобного Силуана Афонского, в чем помогает и от чего молятся

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православном мире существует достаточно большое количество святых, к иконам и мощам которых регулярно приходят верующие. Они приходят к ним не просто, а с просьбами и молитвами об исцелении и наставлении на истинный житейский путь. Также молитва к святым помогает излечить душу от многих переживаний, а порой и пройти и выдержать достаточно сложные ситуации в судьбе.

Одним из святых к которому выстраиваются очереди из верующих является преподобный Силуан Афонский. В данной статье узнаем о чем молятся Силуану Афонскому и в чем помогает Силуан Афонский.

Житие святого Силуана Афонского

Афонский отец Силуан родился в 1866 году в Тамбовской губернии. Он имел мирское имя Степан. На Афон он приехал в 1892 году. Семен родился в крестьянской семье. Он прошел военную службу, после чего на протяжении 46 лет жил в монастыре.

Когда Силуану было 4 года, с ним приключилась одна история, которая, наверное, послужила выбором будущего его житейского пути. Его отец был очень гостеприимным мужчиной к странникам. Однажды он пригласил в гости книгоношу. Он надеялся на то, что странник расскажет какую -то новую интересную историю. Угостил его чаем и едой. Но узнать, что либо новое, и интересное, отцу не удалось.

Вопреки всем ожиданиям книгоноша сидел и доказывал отцу, что Бога нет, а Христос не Бог. Маленький Семен это все слушал и думал про себя « когда я вырасту, то пойду по всей земле искать Бога». А после того как книгоноша ушел мальчик спросил у отца «отец ты учишь меня молится Богу, а книгоноша говорит то его нет?» на что ему отец ответил: «я думал, что он умный и мудрый, а оказалось что он дурак. Сынок Бог есть. Не слушай его». Но несмотря на такой ответ душа мальчика не успокоилась.

С тех пор прошло 12 лет. Семен вырос, стал здоровым, крепким парнем. Он работал не далеко от их села, в имении князя Трубецкого. Работал он там столяром. У артельщика, в которого работал мальчик была кухарка с деревни. Однажды она посетила богомолье и могилу подвижника –затворника Иоанна Сезеновского.

После возвращения она пришла к ним и рассказала, что узнала, какие там бывают чудеса. Многие подтверждали ее слова и говорили, что Иоанн святой человек.

Слушая эту беседу, Степан подумал: «Если он святой, значит, Бог с нами и незачем мне ходить по всей земле и искать его». После того как он вновь обрел веру, мальчик пришел к отцу и стал проситься что бы тот отпустил его в Киево — Печерскую лавру. На что отец ответил: «Сначала окончи военную службу, а потом будешь свободен. Пойдешь куда захочешь».

Со временем Семен забыл о своих позывах идти служить к Богу. Он начал продолжать разгульную молодую жизнь с девками, гармошками и т.д. Однажды после весело проведенного времени, он задремал и в состоянии неглубокого сна он увидел, как в его рот вползла змея. Он ощутил чувство мерзости и проснулся. Вдруг он услышал голос: «Ты проглотил во сне змею, тебе противно? Так а мне хорошо смотреть на то, что ты делаешь?»

Парень посмотрел вокруг, но ничего не увидел. По его глубокому и несомненному убеждению, то был голос самой Богородицы. Именно этот вторичный зов и послужил решающим для дальнейшего жития преподобного Силуана Афонского.

Как уже упоминалось выше, в 1982 году Семен приехал на Святую Гору и поступил в Русский монастырь св. великомученика Пантелеймона. С этого времени у него началась подвижническая жизнь. По Афонским обычаям новоприбывший послушник должен был провести первые несколько дней в покое. При этом ему нужно было вспомнить все свои грехи и детально изложить их на бумагу. После чего обязательно нужно было исповедоваться.

Эти несколько дней в покое породило в парне горячее раскаяние, и он с большой готовностью и великим страхом изложил все свои житейские деяния.

В монастыре его любили и хвалили за исправную работу. Однажды к нему начали являться бесы. Он по глупости начал с ними разговаривать. Бесоведенияначали его преследовать все чаще и чаще. Он уже полностью замучался от борьбы с ними. Как то к нему пришло ведение, в котором его осиял Божественный свет. Он был, как бы изъят из мира духом и возведен на небо.

Такое введение ему дало вторую, воскресшую жизнь. После того он перестал видеть и разговаривать с бесами. С того времени и до конца своих дней он взял привычку спать урывками и в любое свободное время молится за всех и за живых и за мертвых.

Он скончался на Афоне в возрасте 72 лет. Еще до конанизации многие люди ехали к нему как к святому старцу. Канонизирован он был в 1988 году.

О чем просят Силуана Афонского

Не все знают, в чем помогают мощи Силуана Афонского. Но вопреки этому к его мощам едут очень много людей со всего мира. Стоит отметить, что сегодня Икона Преподобного с частицей его мощей находится в Афонском Подворье, которое находится в Москве. О чем же молятся и просят мощи Силуана Афонского. К образу старца приезжают помолиться с просьбами о помощи в самых разных житейских ситуациях:

  • При сильных головных болях,
  • В незнании как правильно поступить,
  • В непослушании,
  • В дерзости,
  • При тщеславных помыслах,
  • В печали по Богу,
  • В отчаянии,
  • В скорби,
  • В помощи прощения обид,
  • О гордом и строптивом,
  • О завистниках,
  • О примирении враждующих.

В настоящее время Преподобный стал одним из наиболее посещаемых верующими в Православной Церкви. Об этом свидетельствует день памяти этого святого, который попадает на 24 сентября. В этот день молитвы к святому являются самыми сильными.

Текст молитвы к Силуану Афонскому

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена).

Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.

Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися.

Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.

Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.

Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит.

Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися.

Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео с молитвой к Преподобному Силуану:

Православная Жизнь

24 сентября Православная Церковь чтит память подвижника начала XX века – прп. Силуана Афонского.

О нем сказано достаточно много, и вряд ли я здесь напишу что-то новое. Когда читаешь житие или труды святых отцов, обращаешься к их высказываниям, то нередко упускаешь какие-то важные нюансы, именно так у меня получилось с прп. Силуаном. Многим из нас известно его наставление: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», – но на самом деле это обращенные к старцу слова Христа.

Каждый, пожалуй, согласится, что приведенная фраза – замечательна, но далее этого соглашательства дело не идет. Слова нас не задевают, не мотивируют к конкретным действиям, не заставляют глубже задуматься над ними. И дело здесь, конечно, не в словах, ведь мы попросту часто не осознаем, что за ними стоит или в каких условиях они были произнесены. Известный французский православный богослов Жан-Клод Ларше в одном из своих трудов уделил немало внимания осмыслению приведенной фразы как раз на основании наследия прп. Силуана, чем мне и хотелось бы поделиться.

Для начала необходимо напомнить, когда же Христос обратился к старцу. Это было второе явление Спасителя прп. Силуану, первое произошло на пятнадцать лет раньше. Когда афонский подвижник молился в своей келье, то вдруг огромный бес, заслоняя иконы, встал перед ним и ждал поклонения себе. В этот же момент в комнату старца налетело множество других бесов, которые всеми силами пытались разрушить его молитву. Прп. Силуан воззвал: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?», – на что Спаситель отвечает: «Гордые всегда так страдают от бесов». Тогда старец снова обращается: «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя», – и далее уже звучат известные нам слова Христа: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Это видение сильно повлияло на жизнь прп. Силуана, отныне Господне наставление становится важнейшим правилом и лейтмотивом всех его действий. А ведь действительно, когда осознаешь, как и когда была произнесена рассматриваемая нами фраза, то у самого уже как-то меняется к ней отношение.

Теперь, так же, как это сделал Жан-Клод Ларше, давайте разложим данное наставление на две части: 1. Держи ум твой во аде; 2. и не отчаивайся; и разберем каждую из них в отдельности.

Первая часть фразы имеет несколько измерений. Старец Силуан обращает внимание на то, что адом мы сами иногда именуем тяжелые жизненные обстоятельства, поэтому «держание ума во аде» есть терпеливое и безропотное перенесение этих обстоятельств. Как и следовало ожидать от подвижника-аскета, корень страданий он видит в гордыне: «Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир». Мы помним, что Спаситель его самого обвинил в отсутствии смирения, и, естественно, что прп. Силуан это прекрасно усвоил, потому и нас вопрошает: «За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что не имеем смирения». Он был чуток к страданиям людей в этом мире, а потому, начиная с самого себя, отмечал, что именно с них (т. е. с земных страданий) и получают начало страдания адские: «По делам моим я достоин мучений и на земле, и во аде».

Следующий смысл первой части фразы связан непосредственно с действием бесов. Инфернальные существа, являясь, скажем так, жителями ада, присутствуют и действуют также и на земле, именно поэтому осознанная борьба с ними, противостояние им должны быть неотъемлемой частью христианской жизни. Сам старец неоднократно подвергался открытому нападению бесов, более того, видел их не только ночью, но и днем. Он много лет страдал от их воздействия. Мы, конечно, далеки от высоты его духовности, а потому Господь нам не попускает такой явной брани, ведь мы ее попросту не перенесем. Но вот что интересно: «За гордость мою, – говорит прп. Силуан, – Господь попустил врагу дважды сотворить брань с моею душою так, что душа моя стояла во аде», – и далее он конкретизирует, в чем, собственно, состояло проявление гордости: «Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Господь милостиво дает тебе познать. что значит быть в борьбе с бесами». Таким образом, мы видим, что оставление покаяния и сокрушения о старых грехах является тем проявлением гордыни, из-за которой Господь попускает действие нечистых духов. Думаю, что это наставление довольно актуально и для нашей духовной жизни.

Итак, давайте обобщим сказанное: согласно мнению и личному опыту прп. Силуана, существует прямая связь между гордыней (и отмеченными ее проявлениями) и мучениями, причиняемыми инфернальными сущностями на этой земле, а единственное противоядие – это смирение. Об этом же говорит, например, тот же прп. Антоний Великий: «Видел я однажды все сети врага, распростертые на земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? – но услышал глас, говорящий мне: “Смиренномудрие’’».

С действием бесовских сил неразрывно связано состояние богооставленности, воплощением чего и является вставший во время молитвы между иконами и подвижником демон. Мужественное перенесение этого состояния, вместе с постоянным желанием снова обрасти благодать, – еще один смысловой уровень первой части рассматриваемой фразы. «О, братья, – пишет прп. Силуан, – если бы вы могли разуметь томление души, которая носила Духа Святого, а потом потеряла Его. Томление это нестерпимо. Душа тогда в неописуемой скорби и печали… Когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о небесном и слезно ищет Господа».

Если все сказанное попробовать свести в одну мысль, подвести некоторый итог, то тогда наставление афонского старца будет выглядеть примерно так: «Постоянно помни, что по причине грехов твоих ты заслуживаешь наказание и адские муки». Прп. Силуан сам многократно напоминает себе, что он достоин лишь ада: «Я недостоин Бога и рая. Я достоин мук адских и буду вечно гореть в огне», – также и другом месте он пишет: «Нужно считать себя хуже всех и осудить себя во ад. Хорошо душу свою приучить помышлять: “Я буду гореть в огне адском”». Единственным спасением здесь является глубокое осознание своей греховности и осуждение себя. Получается, что смирение и самоосуждение – это две стороны одного аскетического делания, позволяющие постоянно держать «ум во аде». Вместе они обязательно должны подкрепляться твердым упованием на Бога и постоянным соизмерением своих сил с поставленными целями: «Но надо знать при этом свою меру, чтобы не перетрудить души. Изучи себя и давай душе подвиг по силе ее», – подытоживает старец.

Теперь мы гармонично переходим ко второй части наставления Христа: «. и не отчаивайся». Тяжелым грехом прп. Силуан называет состояние, когда человек считает себя достойным адских мук, но при этом отчаивается. Получается, что в таком случае отчаяние сокрушило его: «Многие отчаиваются и пропадают. Души их дичают и не хотят потом ни молиться, ни читать, ни даже мыслить о Боге», – пишет старец. Он сам рассказывает, что один раз угодил в эту яму и едва не погиб: «В одно время напал на меня дух отчаяния: мне казалось, что Бог отринул меня вконец и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность». Поэтому так важно, осудив себя на муки, иметь и твердое упование на Бога. У каждого из нас есть свой внутренний опыт встречи с Господом, когда Его благодать касалась нашего сердца. Возможно, это были какие-то краткие мгновения, от которых осталось лишь одно воспоминание, но именно на нем и должна быть основана та надежда, которая не позволит нам рухнуть в бездну отчаяния: «И если бы Господь не дал мне познать Себя Духом Святым, – говорит прп. Силуан, – и если бы не помощь пресвятой и благой Владычицы, то отчаялся бы я в своем спасении».

Изложение этой статьи, возможно, кажется несколько сумбурным или далеким от нашей реальной жизни. Я понимаю, что большинство из нас напрямую не встретится с бесами и адом вплоть до собственной смерти, но это отнюдь не значит, что градус их действия в нашей жизни каким-либо образом снижается. Наоборот, демоны – злейшие враги наши и тот факт, что мы не осознаем и не видим их работы, подвергает наши души большой опасности. Именно поэтому столь важен опыт таких подвижников, как прп. Силуан Афонский. Дай Бог нам всем сил и благоразумия прислушаться к нему и хоть немного реализовать его наставления на пути своего личного восхождения в Царство Небесное.

Протоиерей Владимир Долгих

Житие преподобного старца Силуана Афонского

В 1998 году на праздновании тысячелетия со дня крещения Руси, множество новых мучеников и подвижников вошли в список почитаемых Церковью святых. Были среди них и пострадавшие в годы безбожных гонений и просиявшие еще во времена старой России, на рубеже 19-20 веков. Среди последних был и старец Силуан — выходец из русского крестьянства, принявший монашество на горе Афон, и ставший великим подвижником и молитвенником за весь мир.

Житие старца Силуана Афонского впервые записал архимандрит Софроний, еще задолго до канонизации святого.

Жизнь до принятия пострига. Крестьянин Семен

В одном из сел Тамбовской губернии жила обычная крестьянская семья. Шел пятый год после отмены крепостного права, когда на свет у них появился мальчик, которого назвали Семеном. Кроме него в семье было еще семеро детей.

В те времена начиналось движение по борьбе с безграмотностью в крестьянской среде. В селах старались открывать школы. Семен ходил учиться только два года, затем родители были вынуждены посылать его на работу, поскольку семье приходилось тяжело. Но читать мальчик все-таки научился.

Отец Семена очень сожалел, что его сын не может ходить в школу. Сам он всю жизнь испытывал тягу к знаниям и был удручен своим невежеством. С этим обстоятельством связан один случай, впервые затронувший в душе Семена религиозные струны.

Однажды отец мальчика пригласил в гости продавца евангелий. Он надеялся услышать от «книжного человека» что-нибудь ученое и душеполезное. Ребенок внимательно вслушивался в разговор взрослых. Его поразили слова гостя о том, что «нету никакого Бога». «Как это нет?! А где же Он? — подумал будущий подвижник — Тогда надо непременно Его отыскать! Когда я вырасту, я исхожу всю-всю землю и найду Бога!»

Когда гость ушел, мальчик спросил отца, почему Бога нет, если Ему все молятся? Крестьянин махнул рукой и ответил: «Не слушай, что дурак говорит! А я-то думал, человек умный. »

С тех пор это желание встречи с Богом поселилось в глубине души мальчика и прошло с ним через всю его жизнь. Когда Семен стал молодым юношей, он еще раз услышал зов неба. На этот раз более явственный.

В это время с богомолья вернулась одна из крестьянок и стала рассказывать о чудесах недавно преставившегося затворника Иоанна Сезеновского. Семен все это слушал и думал: «Ну, значит, никуда не делся Бог, раз есть такие святые. И не надо Его искать». С этого времени, юноша почувствовал тягу к монашеству. Наступил для него период какого-то просветленного состояния. Весь мир будто изменился.

Спустя долгие годы, старец так расскажет об этом времени: «Были у нашего князя красивые дочери, вид которых меня беспокоил, а тут вдруг стал я на них смотреть как на сестер. Лишь с чистой братской любовью». Юноша просил у отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру, но тот разрешил сыну уйти в монахи только после военной службы.

Недолго длилось это просветленное состояние. Всего месяца три. А потом постепенно Семен забылся, увлекся всякими соблазнами и утратил чистоту жизни. Надо упомянуть, что в молодости он обладал огромной физической силой и превосходным здоровьем. О его «богатырстве» ходили легенды. Например, как он удерживал брыкающуюся лошадь, или съел за раз целое ведро яиц.

Незадолго до военной службы, Семен снова услышал небесный зов, теперь уже в буквальном смысле. К тому времени он уже увлекся всякими гуляниями и даже завел любовницу. Как-то раз, после подобного «веселого» вечера, Семен лег спать. И ему приснилось, будто в его рот заползает змея.

Испытав острое отвращение, он проснулся, и вдруг услышал голос: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Голос был необыкновенной красоты. И юноша почему-то понял, что с ним говорила Пресвятая Дева.

С этого времени с разгулом было покончено. Вскоре Семен ушел в армию, где прослужил в саперном батальоне в лейб-гвардии Санкт-Петербурга. Все это время мысль о монастыре ни на минуту не оставляла его. В 1882 году, сразу после армии, Семен приехал на Афон, где постригся в Пантелеимоновском монастыре, под именем Силуан.

Годы монашества

Монашеством закончилась первая борьба с искушениями в жизни святого Силуана. Постриг стал его первой победой. Но духовная война продолжается всю жизнь, и чем ближе человек к святости, тем ожесточеннее.

Молодого монаха очень полюбили все насельники обители за его кроткий нрав и прилежное исполнение обязанностей. Многие его хвалили. Стали у него появляться мысли, о том, какая его жизнь теперь праведная и безгрешная. Состояние души стало каким-то тревожным.

Еще читайте о православных подвижниках:

Вскоре начались видения. Силуану стали являться злые духи. Хорошего духовного наставника в монастыре не было, и молодому иноку не с кем было посоветоваться. Он совершил ошибку — стал вступать с бесами в разговор. Это привело к тому, что его душу охватило отчаяние и безысходность. Так продолжалось долго.

Эти искушения Силуан пытался победить непрерывной молитвой. С того времени и до конца своих дней, преподобный уже не ложился спать. Засыпал он урывками, во время молитв, не больше, чем на полчаса.
Но побороть искушение все никак не удавалось. Проходили месяцы, силы Силуана начали сдавать. Один раз он, сидя в полном изнеможении, подумал: «Бога умолить невозможно». И почувствовал такое беспросветное отчаяние, словно уже пребывал в аду.

И вот, когда уже, казалось, силы тьмы победили, явился Господь, и в одно мгновенье развеял мрак. В тот день Силуан, как обычно, пошел на службу в церковь… и увидел Христа. Невозможно описать это словами, но он понял, что вся его жизнь была сном, и есть только одна настоящая реальность. Та, которая в раю, которую он почувствовал сейчас…

Долгие годы вспоминал он эту минуту. Немало еще выпало ему подобных испытаний. Ведь путь, который для него предусмотрел Господь, был самым тяжелым из всех возможных путей. Многие борются со своими страстями или со злом, являемым через людей, а святому Силуану выпала открытая война со злыми духами. Лицом к лицу. И если бы не та живая встреча с Богом, то, по собственным словам преподобного, не выдержал бы он этой войны.

Следующие 15 лет состояли из долгих периодов богооставленности и бесовских видений, и коротких передышек, когда тьма отступала, и Силуан понимал, что на самом деле Бог все это время был рядом. И вот, однажды ночью, когда Силуан молился, злые духи стали мешать ему, встав между ним и иконами, так что он не мог поклониться.

Тогда преподобный обратился мысленно ко Христу и спросил Его: «Господи! Хочу Тебе молиться, а бесы не дают. Что мне делать, чтобы одолеть их?» И был в его мыслях ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». — «Как мне стяжать смирение?» — «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Так святой своим сердцем постиг тайну мирового зла и борьбы с ним. Он понял, пережил на собственном опыте, что именно гордость некогда погубила первых людей и лишила их рая. И через смирение лежит путь к победе над злом.

Читайте о духовной жизни православного христианина:

С этого времени, он стал много молиться за всех людей, которые томятся в аду. Монахи знают, что подобные молитвы очень тяжелы и сопровождаются жесточайшей духовной войной. Но преподобный Силуан за пятнадцать лет выдержал такую борьбу, что злые силы уже ничем не могли его смутить или напугать. Молился святой и о живых, пребывающих в грехе, и обо всем мире. Будучи святым, он, однако, разделял тоску лишенных Света Божия и сострадал им.

Так и жил этот великий молитвенник, непрестанно «держа ум свой во аде», дабы вымолить спасение или облегчение мук тем, кто там заключен. Быть может, для того Бог и предусмотрел для него такую непереносимую борьбу, чтобы закалить его дух, и подарить заступника даже самым отчаянным грешникам.

Книга «Старец Силуан» архимандрита Софрония

Желая уберечься от гордыни, святой Силуан старался держаться незаметно. Большая часть монастырской братии видела в нем только «мельника», «эконома». Мало кто догадывался, что среди них живет великий святой.

Никто в мире так бы и не узнал об этом тайном подвижнике, если бы у Силуана не появился близкий ему по духу ученик — архимандрит Софроний, который подружился с преподобным, за несколько лет до его смерти.

Жизнь и поучения старца Силуана были записаны Софронием в виде книги.
Книга состоит из трех частей.

  • В первой описывается житие святого, его опыт духовной борьбы. Также в ней собраны различные высказывания старца, услышанные его учениками в личных беседах. Все это составляет целое учение о взыскании спасения человеческой душой.
  • Во второй части опубликованы записи самого святого. При жизни старец вел что-то вроде дневника, куда записывал свои мысли о Боге и пути к Нему. Надо сказать, что хотя Силуан почти не имел образования, за годы в монастыре он очень хорошо изучил Святое Писание и творения отцов церкви. А главное, у него был свой собственный живой опыт веры и духовного возрастания.

Записи старца Силуана отличаются глубиной и своеобразным стилем изложения, который его читатели сравнивали с «неторопливой молитвой». «Дух Святой научил меня, и потому я пишу о Боге без труда, ибо Он влечет меня писать» — сказал сам святой в своих дневниках.

  • Третья часть — это доклад, прочитанный архимандритом Софронием на одном из собраний православных в Париже. Здесь он, как-бы, объединяет усвоенное от старца Силуана и пережитое на своем опыте под одной темой — «Основы православного подвижничества».

В этой книге архимандриту Софронию хорошо удалось передать духовный облик и взгляд на мир своего святого учителя. Взгляд этот мистический, отчасти пророческий. В книге, среди прочего, есть мысли об огромном значении молитвы и праведности для существования всего мира. По словам преподобного, когда ослабевает молитва, начинаются всякие беды и потрясения. А если бы случилось так, что все люди разом устремились к Богу, полностью бы изменилась вся жизнь, и наступил бы рай еще на земле.

Преподобный Силуан дожил до 72 лет и умер в 1938 году.

Для справки! День памяти Силуана Афонского — 21 сентября (11 по старому стилю). На горе Афон в монастыре святого Пантелеимона хранятся его честные останки.

Икона Силуана Афонского

  1. ИКОНА СИЛУАНА АФОНСКОГО, В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ И КАКОВО ЖИТИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА
  2. ИКОНА СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО – ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ
  3. ЖИТИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО В РОССИИ
  4. ЖИТИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО В ГРЕЦИИ – НА АФОНЕ
  5. СЛОВА, СОВЕТЫ И КНИГИ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
  6. ПОЧИТАНИЕ СИЛУАНА АФОНСКОГО
  7. В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

ИКОНА СИЛУАНА АФОНСКОГО, В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ И КАКОВО ЖИТИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА

  1. ИИСУСОВА МОЛИТВА
  2. МОЛИТВА ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ СЕРДЦА И ДУШИ
  3. МОЛЕБЕН О РАБОТЕ
  4. МОЛЕБЕН КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Силуан Афонский — святой старец русского происхождения, совершивший многие подвиги на Святой горе Афон в Греции.Его знают во всем мире. Как святой он канонизирован в лике преподобных подвижников. Церковные иерархи Константинопольской Церкви по свидетельствам народа причислили его к лику святых официально. Верующие люди молятся ему — ведь старец действительно помогает с Небес.

Во все века Господь не оставлял ни одно поколение людей без святых подвижников, с которых можно было бы брать пример и прислушиваться к совершенным для человека наставлениям. Так и в конце XIX — начале ХХ века явлен был миру старец-монах, принесший в мир мудрость и духовную силу Афонской горы — святой Силуан. Своими трудами и молитвами он испросил у Бога множество духовных даров и добродетелей: смирение, прозорливость, дар пророчества и исцеления, искренняя любовь ко всем людям и страх Божий, терпение и изгнание бесов молитвой. Он скончался относительно недавно, в 1938 году.

Множество свидетельств осталось об исцелении по его молитвам даже при тяжелейших заболеваниях. Святой Силуан прославился дарами чудотворная и прозорливости, особенно же — умной молитвы, то есть постоянной молитвы к Богу. Он прозорливо, по благодати Божией, видел душу и ум человека. Господь открывал ему все это ради его молитвы, аскетических подвигов и самоотверженного служения людям.

ИКОНА СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО — ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ

  1. МОЛЕБЕН СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
  2. МОЛЕБЕН О ЗАМУЖЕСТВЕ
  3. МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ — СИЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • На иконе святой изображается как глубокий старец с длинной и густой седой бородой. Он одет в облачение схимника с крестами и капюшоном, на голове — монашеский клобук (круглая шапка с наметкой — длинной тканью, спускающейся по плечам в знак благодати Божией, окутывающей монаха).
      Святой Силуан находится к смотрящему в полоборота, вся поза его показывает устремленность к небесам — в левый верхний угол иконы, где изображен Христос.
    • Преподобный обычно изображается на золотом фоне, как бы в сиянии благодати (традиционный фон для греческих икон, ведь и святой Силуан жил в Греции). Фигура Христа, уменьшенная по размеру в сравнении со святым, расположена в синем треугольнике меж облаков — так показано, что Господь пребывает в райских Небесных обителях, а святой Силуан изображен молящимся в благодати Божией, но на земле. Господь посылает святому Силуану благословение жестом сложенной правой руки.
    • Икону святого Силуана легко узнать не только по редкой позе преподобного, но и по развернутому свитку, который он держит. На свитке написаны слова поучений святого или текст Священного Писания.
    • Черты лица преподобного имеют большое портретное сходство с ним, поскольку осталось много прижизненных фотографий преподобного.

ЖИТИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО В РОССИИ

Будущий отец Силуан родился с мирским именем Семен (Симеон) в 1866 году в Тамбовской губернии. Родители его были благочестивыми крестьянами. Будущий святой много работал с ними в поле, но и во все воскресные и праздничные дни посещал церковь. Уже в юности он захотел послужить Богу в монашестве. Читая жития святых (обычное повседневное чтение многих крестьянских семей до революции), будущий подвижник узнал о Киево-Печерской лавре и просил туда поступить, однако отец предложил ему окончить сначала военную службу — проверить твердость своего намерения.

Действительно, ожидая службы Семен начал вести жизнь более разгульную, общаться с девушками, танцевать. Очевидно, что делал он не столь безобидные дела, поскольку однажды ему было видение: заснув, он увидел заползающего ему в рот отвратительного змея. В ужасе проснувшись, будущий святой услышал голос Богоматери, говорившей, что как ему было противно ощущать змею, так и Ей противно смотреть на его греховные дела. Святой Силуан не раз рассказывал об этом видении, говоря, что после него он оставил все развлечения и решил после военной службы уйти на Афон.

Действительно, проходя службу в Петербурге, он постоянно «держал ум на Афоне». Он навестил святого Иоанна Кронштадтского, желая поговорить с ним, однако не смог пообщаться, и лишь оставил записку, чтобы тот подал ему свое пастырское благословение. В тот же день Семен — будущий Силуан — почувствовал, что стоя посреди казармы он пребывает как бы в адском пламени, то есть должен уйти из мира.

Иоанн Кронштадтский — святой, имя которого известно во всем православном мире. Еще при жизни он, священник большого собора неподалеку от столицы, основатель большого столичного монастыря, был известен всей Российской империи и творил дивные чудеса. Он был прославлен Богом за свою добродетельную жизнь, наполненную молитвами о нуждающихся, заботами о бедняках и алкоголиках, которых в портовом Кронштадте было много, проповедью и миссионерством. Своих детей у него не было, и пастырь добрый, скромный священник словно усыновил всех несчастных, приходивших к нему. Миллионы жертвовали ему, и все он раздавал нищим и нуждающимся, просящим о поддержке. Молва об исцелениях, изгнании нечистой силы из людей, чудесном изменении судеб после молитвы отца Иоанна шла по всей стране.

Очевидно, что святой Силуан также сомневался в возможности ухода на Афон, но святой Иоанн Кронштадтский послал ему чудесное знамение Божией благодатью. Действительно, освободившись от службы, Семен раздал деньги и подарки родным и завершил все дела на родине, а затем ушел на гору Афон, где и прожил следующие 46 лет до самой смерти. Казалось бы, там более не происходило с ним никаких событий, но святой невидимо миру сражался с демонами и молился за людей, ведя аскетическую и трудную жизнь.

ЖИТИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО В ГРЕЦИИ — НА АФОНЕ

Святая Гора Афон (полуостров в южной оконечности Греции, испещренный скалами, потому и называющийся Горой) — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери. На Афоне существует несколько форм монашеской жизни: монастыри общежительные, где все имущество общее; монастыри особножительные, где каждый зарабатывает трудом своих рук на свое пропитание — но сейчас таких почти нет; и уединенные скиты с домиками-каливами и крохотными церковками. Зачастую каливы стоят совершенно отдельно, их обитатели ведут уединенную жизнь.

В 1882 году Семен приехал на Святую Гору и стал послушником Пантелеймоновского Русского монастыря. Здесь он, в первую очередь, исповедовался — сам он писал, что именно первая афонская исповедь показали ему, что такое настоящее покаяние.

Возможно, именно тогда была написана им молитва, известная сегодня как молитва Силуана Афонского в печали, которую можно читать онлайн:

Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе, и со слезами ищу Тебя. Ты украсил небо звездами, воздух — облаками, землю же — морями, реками и зелеными садами, где поют птицы. Но душа моя любит лишь Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен.
Только Тебя желает душа моя, Господи. Приди и вселись в душу мою, и очисти меня от грехов моих. Ты видишь с высоты святой славы Твоей, как скучает душа моя по Тебе. Не оставь меня, раба Твоего; услышь меня, просящего, как пророк Давид:
«Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».

Жизнь святого Силуана в монастыре была очень напряженной духовно. После себя он оставил ряд книг и поучений, которые и сегодня пригодятся каждому православному христианину. Он описывает важнейшие искушения, которые могут приходить подвижнику от бесов, как приходили последовательно и к нему:

  • Искушения плоти, соблазнов греха. Так хотелось святому вернуться в мир, больше того — отчаяние наполняло его именно от того, что он по искушению дьявола действительно желал вернуться. Удержало святого только воспоминание о видении змея и огорчении Божией Матери.
  • Искушение тщеславием, ощущение величия своих подвигов и молитв.
  • Ощущение невозможности исправляться и изменяться духовно.
  • Многую борьбу вел святой с демонами, и однажды он был духовно поднят Господом в Небесное Царство. Ощущение общения с Самим Господом навсегда оставило в нем впечатление.

Святой Силуан не имел собственно духовных наставников, кроме обычных священников, которым исповедовался, однако образцом для него всегда был святой Серафим Саровский, к тому времени прославленный Русской Православной Церковью. Преподобный Серафим — один из самых любимых святых России. Он жил недавно на рубеже XVIII и XIX веков. Святой Серафим Саровский встречал всех, приходящих к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Его душа словно все время была на небесах, рядом с Господом, Которому он полностью посвятил свою жизнь. Сначала он отрекся от мира полностью, пребывая в безмолвии. Не раз на него нападали разбойники или завистники, избивая и пытаясь обокрасть — однако красть у него было нечего, а на злобу он отвечал лишь жалостью и любовью к обидчикам… Когда сподобился он взойти на степень святости, живя праведной жизнью и постоянно пребывая в молитве, Господь призвал его нести свой свет людям: он стал принимать всех желающих услышать его совет.

Так и святой Силуан после восхождения на Небо стал молиться обо всем мире, спокойно противостоя личным искушениям. Он советовал всем молиться за других, говоря, что благодаря молитвам друг за друга сохраняется мир, и они сопоставимы с подвигом отдания жизни за другого.

Интересно также, что в отличие от многих затворников и святых отшельников преподобный Силуан всю жизнь жил по правилам общежительного устава, выполняя обычные трудовые подвиги и помогая всей монастырской братии. Старец скончался там же, в Пантелеимоновском монастыре, в возрасте 72 лет, прожив в обители 46 лет.

СЛОВА, СОВЕТЫ И КНИГИ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО

Господь прославил Своего верного слугу не только даром чудотворения, но и даром слова: мудрые советы его разошлись по всему миру. При жизни святой делился духовным опытом и давал советы людям в конкретных ситуациях. При жизни и после смерти, до официального прославления в лике святых люди ехали к нему как к святому чудотворцу и прозорливцу, прикладывались к могиле святого, обретая благодать исцеления души и тела.

От поучений святого до нас дошли те, которые были записаны и соединены в книги другими людьми. Советы Силуана Афонского можно найти в книгах о нем иеромонаха Софроний и епископа Диоклийского Каллиста, например, «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского». Книги дополнены богословским комментарием. В них содержится также житие преподобного.

Святой не был хорошо образован и не говорил красноречиво, но в переписке и записанных наставлениях явно видна глубина его души и его мудрость:

  • Главное, что отгоняет от нас милость и благодать Божию — отсутствие смирения. Тогда душа скорбит, не ощущая Божьего присутствия.
  • Добрые качества и таланты человеку посылаются ради Христа, Божией милостью.
  • О своих и чужих грехах нужно плакать.

ПОЧИТАНИЕ СИЛУАНА АФОНСКОГО

Канонизирован святой старец был в 1988 году. Память Силуана Афонского совершается 24 сентября.

Сегодня и в России, и в Греции существует множество храмов, освященных в честь святого Силуана Афонского. Мощи преподобного были обретены на Афоне и пребывают в Пантелеймоновском монастыре. Часть их передана в Россию сразу после канонизации святого.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы преподобному Силуану: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, помимо дней памяти, также в любой беде, при трудных жизненных обстоятельствах:

Пламенел ты любовью ко Господу, как преподобный Серафим, подражал плачущему о народе пророку Иеремии усердно, о преподобный и блаженный отец наш Силуан, услышав зов Матери Господа Сил, змея греховного мудро отвергая, на Гору Афонскую от суеты мира удалился, здесь в трудах и молитвах со слезами получил многую благодать Святого Духа. Воспламени ей и наши сердца, помоги с тобой умиленно просить Бога: Господи мой, Жизнь моя и Радость Святая, спаси весь мир и нас от бед.
Исповедник смирения и мудрости дивный, любимый Богом Силуан, доброта твоя и любовь к людям были согреваемы Духом Святым, и до сегодняшнему дня о подвигах твоих Церковь Русская радуется, а иноки Горы Афонской и все христиане, веселясь духовно, в любви сыновней к Богу устремляются. Ему же молись о нас, равноангельный боговидец, чтобы спастись нам, подражая тебе в горении любви.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

К мощам святого на Афоне едет множество людей со всего мира. Однако не все знают, что икона Силуана Афонского с частицей его мощей находится в Афонском Подворье в Москве, неподалеку от Дома Русского Зарубежья.

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Святой Силуан имеет благодать помощи в разных обстоятельствах:

  • При мигрени, болях головы,
  • При трудностях выбора, принятии решения,
  • В борьбе с многими грехами: тщеславия, гордости, отчаяния,
  • В борьбе с упрямством, непослушанием, дерзостью детей,
  • В депрессии, унынии, тоске,
  • Об избежании клеветы и зависти,
  • Обо всех людях, особенно о примирении врагов.

Молитву святому Силуану Афонскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О дивный угодник Божий, отец наш Силуан! По благодати, тебе от Бога данной, со слезами и силой молиться о всей Вселенной — о мертвых, живых и нерожденных — не молчи, но молись ко Господу за нас, рабов Божиих (имена) к тебе приходящих с усердием и твоего ходатайства умиленно просящих.
Проси, о блаженный старец, Усердную Заступницу рода христианского Божию Матерь, Марию Деву, Благословенную всеми людьми Богородицу, Которая чудесно призвала тебя быть верным подвижником в Ее земном винограднике, где избранники Божии просят Бога простить Бога грехи наши, быть милостивым и долготерпеливым к нашим беззакониям, чтобы не помнил он наши обманы, ложь и прегрешения, но по невыразимой милости Господа нашего Иисуса Христа подать нам щедроты Божии и спасти нас по великой Его любви ко всем нам.
О, угодник Божий, с Владычицей мира, благословенной Богородицей — Святейшей Игуменией Афона и святыми подвижниками афонскими проси доброго жребия земного у Господа Бога Слова, да сохранит он Святую Гору Афонскую и пустынников ее от всех бед и нападений вражьих, в мире и благоденствии. Да будет монашество всех иноков сегодня мирным, да хранят их Ангелы святые от зла, избавляя Духом Святым, в вере и любви ко всем братьям, да творят они молитвы обо всех людях до конца времен и просят Господа о Единственной Святой, Соборной и Апостольской Церкви и всем мирянам путь к спасению указывают, чтобы Церковь Земная и Небесная всегда славила Творца Бога и Отца Света, просвещая и освещая мир в вечной правде и при Божией благодати.
Народам земли всей попроси у Бога мирное и спокойное житие, дни благие, дух смирения, мудрости и любви ко всем, добродетели и помощь в спасении, дух страха Божьего. Пусть злоба и беззаконие, которые могут истребить любовь Божию в людях и ввергнуть их в противную Богу вражду и братоубийство, исчезнут в силе Божественной любви и правды, чтобы на небесах и на земли воссияло имя Божие, чтобы была воля Его святая в людях, пусть воцарится мир и Царствие Божие на всей земле.
Проси, святой Силуан, угодник Божий, и земному Отечеству твоему — земле Русской мир, необходимое и небесное благословение, чтобы покровом всесильным Матери Божией были мы укрыты, чтобы избавились мы от голода, погибели, землетрясения, пожара, убийств, нашествия врагов и гражданских войн, от всех врагов видимых — людей злых и невидимых — духов темных, чтобы была Россия Святым Домом для Богородицы, Благословенной всеми людьми, до конца веков. Да осенит нас сила Животворящего Креста Господня, и да сохранимся мы все от зла в любви Божией непрекращающейся.
Нам же всем, во тьму грехов прогруженным и не имеющим ни покаяния теплого, ни страха Божьего, оскорбляющим и огорчающим всегда любящего нас всех безмерно Господа, попроси, о Силуан святой, у Него, Щедрого Бога нашего, чтобы Своей благодатью великой посетил и оживотворил Он Сам души наши, чтобы злобу и гордость, уныние, смятение и нерадение о праведности в сердцах наших уничтожил.
Молимся тебе и еще о том, чтобы нам укрепиться благодатью Всесвятого Духа, согреться любовью Божией, пребывать в любви ко всем людям дальним и ближним, со смирением и мудро помогать друг другу и распинаться духовно в молитве, в правде Божией утверждаться, в благодатной любви ко Господу, добродетелях благодатных укрепляться и в сыновней любви к Нему приближаться.
Да творим мы сами волю пресвятую Божию, да проходим путь временной жизни благочестиво и в чистоте, без стыда, чтобы со всеми святыми удостоились мы Небесного Царства и благословения Господа Иисуса Христа, Которому от всех земных и небесных людей и Ангелов да будет честь и прославление вечно, в Троице Святой, со Безначальным Отцом Его и Духом Благим и Животворящим все. Аминь.

Да благословит вас Бог молитвами святого Силуана!

Читайте также:  Именины Ксении по православному календарю
Ссылка на основную публикацию