Сергий и Герман Валаамские

Икона Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские были миссионерами, проповедовали Христианство в Карелии и, по наиболее достоверному преданию, поселились на Валаамском острове в 1329. Подробное житие их утрачено. Основанная Сергием и Германом Спасо-Преображенская общежительная обитель стала светочем Святого Православия и прославилась делами благотворительности. После блаженной кончины старцев Сергия и Германа у их гробницы стали совершаться чудеса и исцеления. Спасая святыню от злобы шведских захватчиков, монахи не раз переносили мощи в Великий Новгород, но затем возвращали их в монастырь. В 1721 по Ништадтскому мирному договору Валаам отошел к России, а чуть ранее, в 1718, мощи преподобных упокоились в Преображенском соборе обители.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. Имена Сергия и Германа внесены в Месяцеслов по повелению Императора Александра I Благословенного, посетившего Валаам в августе 1819. В XIX веке по инициативе святителя Игнатия (Брянчанинова) в Валаамской обители началось сооружение нового Преображенского собора. Освящение закладного камня было совершено 30 июня ст. ст. 1887 года после Божественной Литургии у мощей святых Сергия и Германа в Успенской церкви, в присутствии прадеда и прабабки ныне здравствующей Главы Российского Императорского Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны – Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны. Как повествует монастырская летопись: «(…) Из церкви шествие направилось к месту закладки храма, к которой приступили по совершении молебствия. Настоятель положил в приготовленное в камне место святые мощи, а Их Высочества вылили освященный елей и положили монеты того года; иеродиакон прочитал надпись на металлической доске о времени закладки, совершенной в присутствии Их Высочеств. Первый кирпич положен был Великим Князем…». Строительство собора завершил игумен Гавриил (Гаврилов). В течение 1891-1893 была завершена отделка интерьеров нижней церкви. 26 июня ст. ст.

1892 преосвященным Антонием (Вадковским), Епископом Выборгским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии, в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны и их сыновей Великих Князей Бориса и Андрея Владимировичей, был освящен главный престол нижней церкви собора в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Верхняя церковь собора была освящена во имя Преображения Господня 19 июня ст. ст. 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны, их сына – будущего первого Императора в изгнании Кирилла I Владимировича и матери его будущей супруги Императрицы Виктории Феодоровны – Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Эдинбургской и Саксен-Кобург-Готской.

После революции 1917 года и отделения от Российской Империи Великого Княжества Финляндского Валаамский монастырь остался на финляндской территории. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 обитель подверглась бомбардировкам ВВФ СССР. Когда Карельский перешеек отошел к СССР, братия монастыря покинула его и основала Ново-Валаамский монастырь. Обитель преп. Сергия и Германа была разорена и осквернена богоборцами.

Духовные связи между братией и Императорским Домом Романовых сохранялись и после революции. Последний старец Валаамского монастыря иеросхимонах Михаил Младший (в миру Питкевич) (1877-1962) в довоенный период был в числе иноков, противостоящих под руководством иеросхимонаха Михаила Старшего модернистским реформам, проводимым под давлением Константинопольского Патриархата. С 1945 в юрисдикции Московского Патриархата. После передачи Ново-Валаамского монастыря в юрисдикцию Финляндской Автономной Церкви в 1957 вернулся в СССР. Отец Михаил упоминался близким к Императорской Семье в изгнании протоиереем Стефаном Ляшевским в его письме Государю Великому Князю Владимиру Кирилловичу от 8/21 июля 1957 как один из молитвенников за Императорский Дом.

В послевоенный период Валаамский монастырь продолжал варварски разрушаться. В 1989 на остров прибыли первые 6 иноков, и началось возрождение великой обители. Ныне Валаамский монастырь вновь стяжал духовную славу Северного Афона.

Дни памяти: 11/24 сентября (перенесение мощей в 1718) и 28 июня/11 июля (преставление свв. старцев Сергия и Германа в 1353).

Молитвы преподобным Сергию и Герману Валаамским

О велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Молитва Преподобным Сергию и Герману, Валаамским Чудотворцем

О преподобнии, Богоноснии, преблаженнии отцы наши Сергие и Германе, зрителие славы Божия в Небеснем Царствии! Не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающим: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще же Небесному Царю, о преблаженнии, молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране низпослати обилие благ земных: Благочестивейшей Великой Государыне нашей ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЕ на враги победу и одоление даровати и Дом ЕЯ в мире и тишине сохранити: нас же всех в вере и добродетели утвердити, избавляти же присно от вожделений греховных и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящия уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающия сохраняти, путешествующим спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати: яко Того вси есмы творение, и того есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.

Молитва иная Преподобным Сергию и Герману, Валаамским Чудотворцем

О преподобнии и Богоноснии отцы наши Сергие и Германе, земнии Ангели и небеснии человецы, молитвеницы теплии и ходатаи за мир непрестаннии, Валааму покрове и похвало и всем верным всегда готовое прибежище и заступление! С верою и любовию припадающе к раце честных мощей ваших, умиленно молим вас: не забудите чад своих, яже от молвы житейския в пустыни сей собрали есте: не отступите николиже от нас, но неусыпным предстательством вашим оградите нас от злых козней вражиих: утолите возстание страстей: укрепите немощь нашу в духовных бранех и подвизех, предлежащих нам: отжените всякое уныние и печаль греховную от сердец наших, и Небесное утешение низпослите нам во трудех и скорбех наших. Сохраните, о преподобнии, святую обитель вашу от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго обстояния. Молитеся, преблаженнии, усердно молим вас, за Благоверную ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ нашу, за весь Царственный Дом, за Христолюбивое воинство и за всю Державу Российскую: да сохранит их Господь в мире, здравии, во всех благих преспеянии: да дарует им на враги победу и во всякой добродетели да укрепит. Помяните в молитвах ваших, угодницы Божии, и окрестную страну сию Карельскую, иже светом Христовым просветили есте: да утвердится в ней Вера Православная, и да ничтоже успеют вси возстающие на малое стадо сие и от Церкве Святыя отторгнути е тщащиися. Услышите, милосерднии отцы наши, и всякаго человека, с верою приходящаго к вам и благодатныя помощи вашея требующаго: будите сирым и обидимым заступницы, скорбящим утешение, болящим цетители, изнемогающим укрепление, сущим в пути хранители, в мори плавающим управители и пристанище небурное. В страшный же час смертный предстаните всем нам, якоже блазии ходатаи и темных зраков демонских дерзновеннии прогонителие: да в мире и покаянии скончавше земное поприще наше, достигнем и вечных благ наслаждения, и купно с вами да воспоем и прославим Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Сергию и Герману Валаамским

Тропарь преподобных, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских, глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Кондак преподобных, глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Акафист святым преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцем

Сергий Радонежский, преподобный всея Руси

Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVI в.

Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

При беспристрастной оценке исторических событий порой открываются неожиданные вещи. Сопоставляя русское и европейское Средневековье‚ видишь‚ что возрождение культуры в России началось едва ли не раньше‚ чем в Европе. И что уж совсем удивительно‚ это возрождение носило христианский характер. Русь‚ придавленная татарщиной на протяжении более двухсот лет‚ не могла бы сохранить свои традиции‚ свое культурное поле без веры‚ без опоры на Церковь. Без веры вообще ничего невозможно создать. Леонардо‚ Микеланджело‚ Лютер‚ Макиавелли – все эти “титаны” европейского Возрождения были глубоко верующими людьми. Они верили в Бога, но и во всемогущество и силу человеческого разума‚ в истинность его эстетического чувства‚ в способность человека создавать прекрасное‚ в его право творить и изменять мир. Европейское возрождение еще очень далеко от богооставленности и богоотвержения. Оно только готовится снять с Творца ответственность за судьбы мира и передать ее людям. Но герои‚ готовые принять эту ответственность‚ в Европе уже выросли. Счастье‚ что в России еще долго не находилось подобных людей.

Русская действительность с 1237 года не располагала к парению души. Ценность отдельной человеческой личности в условиях ига была предельно низкой. Рассуждения о способности этой личности повлиять на историю‚ изменить ее ход‚ наверное‚ вызывали горькую усмешку. Ни последний холоп‚ ни великий князь не могли надеяться устроить по собственной воле даже свою судьбу. Благосостояние и жизнь любого человека на Руси зависели от исхода соперничества за ханский престол‚ благосклонности или самодурства ордынских наместников‚ колебаний цен на мировом рынке работорговли‚ падежа скота или неожиданной засухи в Великой степи. Одна Церковь могла свободно не признавать над собой власти Орды. Не вмешиваясь напрямую в политический процесс‚ она помогала людям сохранить веру в свои силы. Перед лицом хана падали ниц даже князья‚ но перед Богом каждый человек был свободен. Ребяческий атеизм и человекопоклонство не потому худо прививались тогда на Руси‚ что она была отсталой‚ но потому что отказ терпеливо нести свой крест‚ означал поистине рабскую зависимость от кочевничьей нагайки. Преодоление ига не было возможным для человека делом. Упование на Бога давало не только надежду на загробное спасение‚ но и твердый фундамент для земного государственного и хозяйственного строительства. Потому что всякий желающий спастись в будущей жизни‚ должен был “поработать Богу” и “до конца претерпеть” все тяготы в настоящей. Плодом такой работы и такого терпения и была вся жизнь преподобного Сергия.

Житие его‚ удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым‚ дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала своей жизни‚ еще даже до земного рождения Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями. Он трижды кричит во время литургии‚ находясь в чреве матери‚ отказывается брать грудь матери в постные дни‚ не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно осознают‚ что в их семье происходит явление святого. Однако же им не приходит в голову каким-то образом возвысить своего ребенка‚ отделить его от других на основании проявившихся в нем талантов. Культ вундеркинда до сих пор с трудом прививается в русской традиции воспитания. Знамения‚ таланты и сама святость даются человеку от Бога‚ и потому родители‚ а вслед за ними и повествователь‚ прежде всего, прославляют Создателя‚ а потом уже любуются творением. Варфоломея в детстве оберегают‚ но не более‚ чем следует лелеять каждого ребенка. Его не освобождают ни от домашнего труда‚ ни от повседневных обязанностей‚ ни от школьного обучения.

Наблюдая за этим обучением‚ мы видим еще одну знаменательную подробность. Любой человек‚ даже святой‚ не представляет собой идеала земного совершенства. Столь важная для подвижника вещь‚ как грамота‚ дается ему хуже‚ чем братьям. И все окружающие мягко‚ но настойчиво требуют от него усилий и старания в учебе. Преподобный как будто не оправдывает их ожиданий. В житии прямо говорится‚ что Варфоломей учился читать “не прилежно” и “не слушал учителя”. Такое отношение к учебе не одобряется‚ но искупается тайной молитвенной просьбой мальчика к Богу. Чудесное исполнение этой просьбы не должно наводить нас на мысль о пренебрежении к труду (им наполнена вся жизнь преподобного). Здесь скорее нужно видеть проявление равной милости Бога ко всякому просящему. Школьный период жизни преподобного более всякого другого развенчивает мысль о каком-либо превосходстве святого над прочими людьми. Для русского просвещения‚ для русской культуры чужда мысль о заранее избранной “духовной элите”‚ предназначенной для власти или руководства “невеждами”. Сергий сам был подобным невеждой‚ а получив доступ к премудрости‚ никогда не забывал‚ Кому она принадлежит.

Не забывал он и послушания‚ первой добродетели всякого свободного от своеволия христианина. Имея перед собой уже ясно видимую жизненную цель‚ монашество‚ он, тем не менее, смиряет себя ради отца и матери‚ оставшись ухаживать за ними. Все‚ кто привык говорить о том‚ что монашество учит человека презирать семью‚ найдут в этой главе жития пример того‚ как первое исходит из второго. Здесь пример преподобного побуждает нас не пренебрегать сегодняшними обязанностями‚ как бы важны и велики не были наши планы. Человек‚ по-настоящему верующий‚ никогда “не пройдет по людям” ради исполнения своего самого “высокого” желания‚ но‚ напротив‚ охотно “наступит на горло” себе‚ когда увидит нужду ближнего. Преподобный Сергий‚ вся жизнь которого была великой жертвой Богу‚ начал свой подвиг с малой жертвы своим родителям‚ и‚ что особенно важно‚ сделал это с радостью.

Читайте также:  Какой псалом читать чтобы найти работу

С радостью же он приступает и к осуществлению дела своей жизни‚ постижению Троицы. Поражает философский размах этого труда. Догмат о святой Троице – труднейший для понимания в христианстве. Он не был полностью раскрыт для простонародья не только в Киевской Руси и в Европе‚ но и в самой Византии. Именно на почве учения о Троице в христианстве возникали самые серьезные расколы и ереси. Высота тайны триединого Божественного Существа‚ казалось‚ должна была испугать человека‚ с таким трудом научившегося читать. Однако преподобный Сергий берется за проникновение в нее также решительно‚ как уходит из мира. Заметим‚ свой храм в лесу он строит и освящает вместе с братом еще до пострижения в монахи. Идея строительства и самая тяжелая часть труда принадлежит ему‚ однако, он отказывается от дерзости самовольного поиска истины и ждет‚ пока старший брат не решит‚ кому будет посвящен храм.

В этот момент решалась судьба Русской Церкви‚ да и всей русской культуры. Попробуйте представить ее себе без Лавры‚ без Андрея Рублева‚ без храмов в честь Святой Троицы. И такое решение передано преподобным Сергием в чужие руки‚ причем у него уже был ответ на свой вопрос. Тут имеет значение не только смирение перед старшим‚ но и внутренняя честность‚ присущая всякому исследователю. Каждый‚ кто приступает к изучению и познанию Бога‚ человека или мира‚ не смеет настаивать на своей догадке‚ прежде чем не получит ее подтверждения извне. Жаждущий открыть нечто миру‚ пусть выслушает сперва‚ что говорит ему мир. “Больший из вас да будет вам слуга”.

Это уже другая страница жизни преподобного. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией‚ распоряжаться по хозяйству‚ руководить их духовным деланием. Традиции старчества были в ту пору почти утрачены на Руси. Игуменство открывало перед Сергием искушение занимать подчиненных тем трудом,‚ которого он не сносил сам. И потому он не мог исполнить игуменского служения, не увеличив своей повседневной работы. Епифаний пишет‚ что преподобный “без лености братии‚ как купленный раб‚ служил: и дрова для всех колол‚ и толок зерно‚ и жерновами молол‚ и хлеб пек‚ и еду варил [. ]; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил”.

Особенно примечателен рассказ о том‚ как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо‚ взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством‚ но если вспомнить, что в обители тогда был голод‚ и монахи роптали на игумена‚ требуя от него разрешения собирать милостыню‚ такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том‚ что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.

Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого‚ о его терпении. При том гармоничном сочетании труда и молитвы‚ которое было присуще Сергию‚ он ничуть не тяготится бедами и скорбями‚ посещающими монастырь. Не спешит скорее разрешить их‚ хотя сознает‚ что имеет для этого возможности. Он доверяет Богу до самого конца и тогда‚ когда не прозревает явного смысла событий. В результате хлеб в обитель привозят ангелы‚ а родник пробивается на самой вершине холма. Возвратившийся в монастырь старший брат пытается затеять в церкви спор о первенстве. Преподобный уходит от этого спора. Уходит в буквальном смысле слова‚ не пытаясь ответить‚ не требуя заступничества митрополита или князя‚ даже не прося Бога восстановить справедливость. Прожив год на реке Киржач и основав новый монастырь‚ он также легко возвращается. Его настолько трудно смутить‚ что когда крестьянин‚ пришедший издалека посмотреть на прославленного игумена‚ отказывается узнать Сергия в оборванном старике‚ копающем грядки‚ преподобный только ласково отвечает: “Не печалься! Что ищешь и чего желаешь‚ тотчас даст тебе Бог”.

Монашество пренебрегает миром‚ но не людьми в нем. Преподобный бежит от человеческой славы‚ но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец‚ принесший умершего сына‚ и великий князь Дмитрий‚ идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения‚ решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен. Но вот победа одержана‚ и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа‚ а потом и митрополита. И преподобный также решительно отказывается‚ обещая в случае повторения просьбы уйти в леса‚ “туда‚ где его никто не сыщет”. Одно дело – стоять за правду‚ другое – принимать почести.

Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей‚ опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри‚ отковано в Лавре. История каждого из них – это история его основателя‚ часто ученика преподобного‚ или же послушника его учеников. Через столетие после смерти святого мы уже видим поразительное разнообразие типов подвижничества от Иосифа Волоцкого и Пафнутия Боровского до Нила Сорского и Кирилла Белозерского. К этому многоцветью Сергий тоже приложил свою руку. Возможность различных духовных путей к единой цели доказывает‚ что он основал в Лавре не партию‚ не орден‚ а братство христиан‚ главная задача которых подчиняться не людям и уставам‚ написанным людьми‚ но самому Богу. И как братья они не похожи друг на друга‚ но все чем-то неуловимо напоминают отца. Преподобный Сергий почти на 400 лет определил общий тип русской святости‚ а когда время совсем уже изменилось, его достойным наследником явился преподобный Серафим Саровский.

Подводя итоги и пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения‚ хочется еще раз напомнить‚ что мы имеем дело не с ученым‚ а с мудрым человеком. А значит, это скорее не авторитет‚ а пример. Пример не только для подражания‚ но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу.

Сергий Радонежский: чем прославился, биография и деятельность

  • 3 Июля, 2019
  • Личности
  • Панькова Оксана Владимировна

Преподобного Радонежского чудотворца Сергия по праву считают игуменом и печальником русской земли, а также самым чтимым святым иноком с древних времен и до нынешних дней. Он основал несколько святых обителей, но самую большую известность получила Троице-Сергиева лавра (Московская обл., г. Сегиев Посад).

Подвиги этого святого иеромонаха пришлись на очень тяжелую эпоху, когда вся Русь страдала от гнета монголо-татарского ига, а для обретения независимости нужно было строить единое и сильное государство.

Великий подвижник

С именем Сергия Радонежского связано возникновение духовной культуры и возобновление монашества на Древней Руси. Монашеский путь начинали великие киево-печерские преподобные отцы Антоний и Феодосий.

Сергий Радонежский был воином, который никогда не держал в своих руках оружия, но сделался опорой в борьбе с монголо-татарами, вдохновив князей объединиться и встать на защиту независимости Руси.

Князя Донского он благословил на битву на Куликовском поле, которая произошла в 1380 году. В помощь ему – славному князю – он послал двух иноков Пересвета и Осляблю, некогда бывших воинами. Победа их войска принесла значительное усиление молодого государства.

Житие Сергия Радонежского

Богоносный отче Сергий, которого в миру звали Варфоломеем, родился 3.05.1314 г. (по старому стилю) в небольшом селении Варницы, недалеко от Ростова. Его отцом был поместный боярин Кирилл, служивший у удельных князей на ростовских землях, а мать звали Марьей, которая занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.

Еще до рождения сына за божественной литургией в храме его мать Мария и прихожане слышали его трехкратное восклицание, когда начинали читать Евангелие, в момент Херувимской песни и когда священник произносил слова: «Святая святым».

С самых первых дней младенчества Варфоломей по постным дням – средам и пятницам – не принимал материнского молока. В семь лет его вместе с родными братьями Стефаном и Петром стали обучать грамоте.

Чудесный случай

Варфоломею учеба давалась нелегко, и поэтому учитель часто ругал его. Родители мальчика очень сильно за него переживали. А он слезно молился Богу и просил о помощи. В биографической истории Сергия Радонежского описан один очень удивительный случай.

Как-то раз отец послал его пасти табун княжеских лошадей, а некоторые из них отбились от группы и зашли в лес. Мальчик немедленно отправился на их поиски. Выйдя на пригорок, он увидел красивый дуб и под ним – молящегося благообразного старца, который, завершив молитву, вынул из своей котомки кочежец, в котором лежали частицы просфоры. Взяв одну из них он, перекрестив, дал съесть ее отроку со словами о том, что в знамение Божией благодати и понимания Священного Писания Господь ему отныне дает такие знания грамоты, каких нет у его братьев и сверстников.

Потом старец засобирался в дорогу, но Варфоломей попросил его зайти к ним в дом погостить. Родители накрыли стол, чтобы достойно встретить гостя. Но старец пожелал сначала вкусить духовную пищу и попросил отрока читать Псалтырь. Мальчик стал легко и внятно читать, чему все кругом сразу удивились. Перед уходом старец сказал, что велик их сын будет перед Господом и народом своим и станет избранной обителью Духа Святого.

Сергий Радонежский. Почему Радонежский

В 1328 году семья Варфоломея стала терпеть серьезные нужды в недостатке хлеба из-за частых набегов татар и тяжких даней и решила перебраться в Радонеж.

Старший брат женился, а состарившиеся родители приняли иночество и до самой кончины прожили в Хотьково-Покровском монастыре. После их кончины Варфоломей и его брат Стефан тоже захотели стать иноками этого монастыря.

Через время Варфоломей уговорил Стефана, и они вместе решили стать отшельниками, основав посреди дремучего леса пустынь. Там они возвели деревянную часовенку во имя Святой Троицы, где теперь построена Троице-Сергиева лавра.

Но Стефан пустынную жизнь долго не выдержал и, оставив брата, ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где познакомился с иноком – будущим святителем Московским и всея Руси Алексием.

А Варфоломей с именем Сергий принял иноческий постриг – в честь мучеников Сергия и Вакхи.

Слухи о молодом отшельнике пошли по всей округе, и уже через несколько лет возле Сергиева скита появились новые насельники.

Образование монастыря

Постепенно образовалась обитель – Троице-Сергиев монастырь. Святой Сергий Радонежский установил новые обязательные правила для жития иноков. Он запретил принимать инокам подаяние, чтобы они питались за счет своих трудов. И сам подавал пример, находясь в ежедневных трудах. Монастырь рос и с годами превратился в один из красивейших на Руси.

Молва о великом подвижнике дошла и до Царьграда. Вселенский патриарх Филофей наградил игумена Сергия крестом, параманом, схимой и грамотой за добродетельное житие. А по благословению и напутствию московского святителя Алексия иеромонах Сергий образовал в монастыре общежительный устав. Кстати, известен и тот факт, что митрополит Московский и всея Руси Алексий буквально перед своей кончиной хотел отца Сергия видеть кандидатом на пост первосвятителя. Но тот отказался, так как искал жизни смиренной и уединенной.

Миротворчество игумена Сергия

Святой Сергий Радонежский был мудрым и кротким и мог одним словом воздействовать на грубые и ожесточенные сердца людские. Он часто примирял враждующих князей и хотел, чтобы они подчинились великому князю Московскому, ведь надо было дать отпор чужеземцам, постоянно терзавшим землю русскую.

Великий князь Дмитрий Донской, получив благословение от владыки Сергия, отправился со своим войском на предстоящее сражение на Куликовом поле. В помощники игумен Сергий отправил двух схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и даже предсказал полную победу.

В сентябре 1380 года, в день Рождества Богородицы, победа над татаро-монголами была одержана. Во время боя прп. Сергий и вся монастырская братия молились, чтобы Господь даровал победу русскому князю с его воинством.

Новые обители преподобного Сергия

Кроме Свято-Троицкого монастыря, преподобный Сергий стал основателем еще нескольких монастырских обителей, среди которых – Свято-Благовещенский (Киржач, 1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (Коломна, 1385 г.), Высоцкий (Серпухов, 1373 г.) и Свято-Гергиевский скит на Клязьме (1365 г.).

В эти скиты и монастыри преподобный Сергий отправил своих учеников, чтобы они стали там настоятелями. Ими было создано около 40 монастырей.

Верующий народ в память о покровителе всея Руси стал возводить храмы в честь прп. Сергия Радонежского, которых можно насчитать несколько десятков.

Чудеса преподобного Сергия

Чем прославился Сергий Радонежский? В житии святого описано множество чудес, совершенных этим удивительным человеком. Народ приходил к нему из разных уголков Руси за духовными советами и исцелением. Как-то раз он даже оживил мальчика, умершего на руках своего отца, принесшего его к игумену.

Описан и еще один чудесный случай, когда преподобному Сергию сослужил Сам Ангел Господень, но игумен запретил об этом рассказывать кому-либо, пока не закончилась его земная жизнь.

За благочестивую жизнь игумен Сергий Радонежский удостоился небесного видения от Господа. Однажды он молился перед иконой и после молитвы присел, чтобы передохнуть. А потом, повернувшись лицом к своему ученику Михею, он произнес, что их ждет чудесное посещение, и спустя несколько мгновений явилась Пресвятая Богородица со святыми апостолами – Петром и Иоанном Богословом. Все вокруг залил яркий свет, от которого преподобный упал на землю. Явившаяся Богородица, благословляя, прикоснулась к нему руками и сказала, что всегда будет покровительницей его обители.

Отхождение к Господу

За полгода перед своей кончиною, предчувствуя этот час, прп. Сергий Радонежский призвал к себе всю братию и указал выбрать следующим настоятелем одного из его учеников – опытного духовного наставника – монаха Никона (1352-1426 гг.). И напоследок завещал всем внимать себе, иметь страх Божий, душевную чистоту и нелицемерную любовь.

Читайте также:  Рождество Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

25.09.1392 г. (по старому стилю) жизнь Сергия Радонежского подошла к концу, и душа его отошла к Господу. Свое тело он наказал положить на общем монастырском кладбище, но это огорчило братию, и по благословению митрополита Киприана тело игумена было положено в церкви.

Память о святом

Самым достоверным источником о Сергии Радонежском, являющимся памятником древнерусской литературы, стало знаменитое «житие», написанное в 1417-1418 гг. его учеником Епифанием, которое с годами было переработано и дополнено Пахомием Логофедом.

Если говорить об иконах, то до наших дней дошел шитый покров – одно из самых древнейших изображений, датируемое 1420 годом, которое сейчас хранится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры. На нем можно разглядеть, как выглядел Сергий Радонежский, хотя бы примерно.

Существует и древнейшая житийная икона с девятнадцатью клеймами, создание которой приписывается кругу мастера Дионисия, и датируется она 1480 годом.

Обретение мощей

5.07.1422 года (по старому стилю) были обретены нетленные мощи прп. Сергия. Когда вскрыли гробницу, все увидели не только целое и нетленное тело, но и нетронутую временем одежду святого.

В 1427 году, ровно через 5 лет после обретения мощей, в честь прп. Сергия произошло основание Троице-Сергиева Варницкого монастыря.

Существует еще одна очень интересная информация о Сергии Радонежском, а точнее о его святых мощах. Ее раскрыл внук священника Павла Флоренского.

Перед Пасхой в 1919 году, в Лазареву субботу, советские власти должны были устроить вскрытие мощей прп. Сергия. Под вопросом оказалась безопасная сохранность мощей, по этому поводу собрались на тайное совещание отец Павел, отец Кронид, граф Ю. Олсуфьев, М. Шик и П. Мансуров, которые через время приняли священнический сан.

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову – будущему епископу Новгородскому – владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Троицкая осада

Рассказывая о защитнике земли русской, надо обязательно напомнить о том, какой глубокий духовный, экономический и политический кризис постиг Россию на рубеже конца XVI и начала XVII века. Наступил период великой смуты – прекращение властвования династии Рюриковичей и избрание на престол Бориса Годунова. Противостояние между боярами и дворянами обострились. В России – страшный голод. В народе – мнение, что правление Годунова не благословлено Богом. Возле Москвы стали образовываться шайки разбойников. В Польше появился самозванец, выдававший себя за цесаревича Димитрия. Король Польши Сигизмунд III идет войной за русский престол. Лжедмитрий I вступил в Россию, в июне 1605 года его убивают в результате боярского заговора.

К власти приходит боярин Василий Шуйский. Однако опять появляются слухи, что в Польше все еще жив цесаревич Димитрий. Польша разрабатывает тактику, в которой предлагалось соединить Русь с Польшей и подчинить Русскую Церковь Папе Римскому.

Войска Лжедмитрия II расположились в Тушино, Москва оказалась в осаде, Троице-Сергиев монастырь стал стратегическим объектом, через который правительство Шуйского поддерживало связь с другими городами и получало от них подкрепление. Троицкие иноки стояли на стороне законной власти и призывали народ противостоять врагу. Монастырь стал оплотом гражданской и религиозной свободы.

23 сентября 1698 года поляки под командованием панов Сапеги и Лисовского подошли вплотную к стенам монастыря.

Война и победа

Сдача монастыря означала не только измену русскому царю, но и измену православной вере.

25 сентября был днем памяти прп. Сергия Радонежского, все собрались в монастырском храме и стали горячо молиться своему святому о защите от врагов.

Силы были неравные – защитников монастыря насчитывалось 2400, осаждавших врагов – 30 000 человек. Обороной командовали воеводы князь Долгорукий и боярин Голохвостов. Шесть недель длился штурм монастыря, пушки не умолкали, кругом все горело и грохотало.

Успешной защите монастыря способствовали упование на всесильную помощь Божию, Пресвятой Богородицы, обещавшей быть неотступной защитницей, и преподобному Сергию, который неоднократно являлся инокам и ратникам, ободряя и утешая их.

В ночь с 3 на 4 ноября поляки и бывшие с ними казаки видели, как в обители ходили два старца, похожие на святителей Сергия и Никона. Один осенял стены крестом, другой окроплял их святой водой. Казаки испугались такого видения и убежали вместе с атаманом Стеаном Епифанцем, оставив поляков.

Поляки отошли. В монастыре началась цинга, из-за которой погибло много людей. Защитников оставалось очень мало.

Весной опять начался штурм. Но тут пришла поддержка. Атаковав неприятеля с разных сторон, русские воеводы разорвали кольцо осады. Наступила долгожданная победа. Обороняли Троице-Сергиев монастырь в период с 23.09.1608 г. по 12.01.1610 г.

Таким образом, по словам святителя Московского Филарета, обитель прп. Сергия оказалась практически единственной территорией тогдашней Руси, не опороченной скверной ни самозванческой смуты, ни иноземных захватчиков.

Чудотворные исцеления

Теперь же помолиться преподобному игумену святой русской земли в храм Сергия Радонежского и лавру приезжают сотни тысяч паломников.

Монахами лавры описано много самых разных случаев чудотворного исцеления, чтобы люди имели веру и надежду на помощь, после получения которой у каждого появится желание задуматься над своей жизнью и измениться в лучшую сторону. А возможно, кто-то подумает и над тем, готов ли он так защищать свою родную землю, как защищали ее наши предки.

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», – учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей “стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился”. Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин – рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский – на Клязьме.

Читайте также:  Молитва о любви

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и “со слезами молился Богу”.

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, “старца благообразного, подобного ангелу”, рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой “тихими и кроткими словами” мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. “Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить”, – произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, “нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву”, после чего открылся источник воды.

Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. “Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило”, говорится в житии.

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и “не хотел платить за него денег”. Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал “заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь”. Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день нельзя проводить генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

Преподобный Сергий Радонежский

Святой Сергий Радонежский родился в семье бояр, в 1322 году, в селе Варницы Ростовского княжества. Имя мальчику было дано Варфоломей в честь апостола.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь построен на родине Преподобного в 1427 году

Родители преподобные Кирилл и Мария были людьми благочестивыми и, несмотря на свое положение, жизнь вели весьма скромную, помогали бедным и странникам. Детей своих тоже не баловали, с малых лет сыновья приучались к труду, обучались грамоте. Старший Стефан и младший Петр учились прилежно и быстро все схватывали, а вот средний брат Варфоломей учился с трудом, чем был очень огорчен. Мальчик молился Господу о даровании ему «разумения в учении книжном».

Однажды потерялись у них жеребята, которые паслись на поле. Отец отправил Варфоломея отыскать их. В лесу отрок встретил старца черноризца, которому поведал свою печаль о том, что не даются ему знания. Благословив мальчика просфорой и помолившись, монах пообещал, что отныне учение будет даваться Варфоломею легко, и он станет учиться лучше всех своих сверстников. Так и свершилось. Поэтому Сергий Радонежский покровительствует всем учащимся и помогает в учении, заступаясь за нас перед Богом.

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Вскоре семья Варфоломея переехала в Радонеж.

После смерти родителей юноша Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь (там и покоятся родители Сергия Радонежского). В то время старший брат Стефан иночествовал в этом монастыре после смерти жены.

Оставив монастырь, Варфоломей с братом построили в лесу келью с небольшой церковью в честь Святой Троицы. Здесь и была основана скромная обитель, которая в будущем стала Лаврой.

1342 год считается основанием Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – центра монашества и иконописи на Руси.

Вскоре Стефан ушел, не выдержав сурового и аскетичного образа жизни, и стал игуменом московского Богоявленского монастыря.

Варфоломей же остался пустынножительствовать, не страшась трудностей, терпеливо, без ропота перенося все испытания и лишения. Игумен Митрофан совершил постриг юноши, дав ему имя Сергий, и благословил на дальнейшую монашескую жизнь. Тогда преподобному Сергию было 23 года.

Много искушений пережил святой, оставшись один в лесу. Но с помощью Божией все преодолевал. Даже дикие звери чувствовали святость Сергия и не трогали его, становились ручными. А один медведь все время приходил к Сергию и выпрашивал еду.

М.В. Нестеров «Юность преподобного Сергия»

Весть о том, что в Радонежских лесах подвизался молодой монах, стала распространяться среди людей, многие приходили и хотели остаться вместе с подвижником. Но Сергий отговаривал желающих, рассказывал о лишениях и трудностях жизни в лесу. Но кого-то все же оставлял. Так появились первые 12 учеников Преподобного, стала расти обитель, куда впоследствии потянулось множество людей.

Сергий ввел строгий устав в обители. Жили монахи только «от своего труда», очень скромно и бедно, часто голодали, не хватало даже средств для совершения богослужений. Но по молитвам святого Сергия братия не раз спасалась – появлялись благодетели, благодаря которым находились средства на расширение и строительство обители.

А еще являлась батюшке Сергию Пресвятая Богородица вместе с апостолами Петром и Иоанном. Пречистая тогда произнесла: «Не ужасайся, избранник мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих и обители твоей. Не скорби более, ибо отныне она всем будет изобиловать, и не только до тех пор, пока ты будешь жив, но и по твоем ко Господу отшествии неотступна буду от твоей обители, подавая неоскудно потребное и снабдевая ее и покрывая». Так Пресвятая и сегодня покровительствует Лавре и защищает её.

Трудился святой Сергий наравне со всеми, не гнушаясь никакой работой: и готовил, и строил, и шил одежду, одним словом, трудился «как раб купленный».

М.В. Нестеров Отрывок из триптиха «Труды преподобного Сергия»

Со всех концов земли русской потянулись в обитель паломники. Кто-то шел за исцелением, кто-то за подсказкой, кто-то просто хотел увидеть святого подвижника. Всех принимал Сергий Радонежский, будь то простой мужик или князь.

Кстати о князе. Наверное, всем известен исторический эпизод, когда Дмитрий Донской в 1380 году сам пришел в обитель просить у преподобного благословения на сражение с татарами. Святой Сергий дал в помощь князю двух иноков – схимонаха Андрея (в миру Ослябю) и схимонаха Александра (в миру Пересвета) и предсказал победу. Ранее же преподобный сам убедил удельных князей подчиниться Московскому княжеству и объединиться против Орды.

А.Д. Кившенко «Прп. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву»

За полгода Сергий Радонежский предчувствовал свою кончину и повелел передать управление обителью своему ученику преподобному Никону, сам же начал безмолствовать. В сентябре 1392 года святой подвижник собрал всех своих учеников в последний раз и дал им напутственные слова: помнить, в первую очередь, о небесном, жить в смирении и блюсти душевную чистоту. Также старец завещал похоронить себя на кладбище вместе с прочими усопшими братиями.

25 сентября (8 октября) 1392 года преподобный Сергий Радонежский, причастившись Святых Христовых Тайн и произнеся молитву «В руце Твои предаю дух мой, Господи», мирно отошел к Богу. Тотчас же всю келью наполнил благоуханный аромат.

Весть о кончине великого подвижника разнеслась по разным уголкам страны, и люди стали стекаться к гробу святого, чтобы проститься. Однако братия, вопреки завещанию Преподобного, посчитала более достойным похоронить святого в церкви Святой Троицы, что и было сделано.

Спустя 30 лет одному благочестивому человеку явился святой Сергий Радонежский во сне и повелел передать слова его к братии монастыря: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» Ведь место, где покоилось тело преподобного Сергия, было постоянно в воде. 5 июля 1422 года преподобный Никон достал нетленные мощи и одежды святого. Они были положены в новую раку и временно поставлены в деревянном храме, откуда потом были перенесены в новый каменный собор во имя Святой Троицы, где покоятся и поныне.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского

Преподобным Сергием, кроме Троице-Сергиевой Лавры (статус лавры, т.е. большого важного монастыря, получен в 1744 году) были основаны и другие монастыри, где настоятелями ставились ученики преподобного. Это Благовещенский монастырь в Киржаче, Старо-Голутвин монастырь в Коломне, Высоцкий монастырь в Серпухове и Георгиевский монастырь на Клязьме. В свою очередь, многочисленные ученики святого тоже основали монастыри и обители.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

По всей земле разошлись последователи Сергия Радонежского, которые пытались вести такую же подвижническую жизнь, как и их наставник. Эти ученики, подобно птицам, что были в видении святого Сергия. Тогда он увидел множество птиц «зело красных» и услышал голос: «Сколько видишь ты этих птиц, так и умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они, если восхотят последовать стопам твоим».

Памятный знак “Чудо о птицах” в Сергиевом Посаде, посвященный 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

И сбылось реченное, и по сей день, преподобный Сергий является примером не только для монашествующих, но и для мирян, напоминая нам о самом главном: любви, нравственной чистоте, смирении и вере. Преподобный Сергий Радонежский всегда был помощником русскому народу, как при жизни, так и после своей кончины. И в наше время множество чудес совершается по молитвам к этому русскому святому.

Сергий Радонежский – загадочный христианский святой

Каждая уважающая себя религия может похвастаться своими святыми. Обычно святым приписывают разные чудеса, акты самопожертвования, строгости и смирения. Вспомним библейскую заповедь: не убий! Такими белыми и пушистыми были святые. Но есть в православном христианстве один преподобный, который, если разобраться, имел к христианству весьма посредственное отношение. Речь идёт о Сергие Радонежском. Что с ним не так? Давайте разбираться.

Сергий был не просто патриотом своей земли, но ещё и активным общественным деятелем. Есть подозрения считать, что Троице-Сергиевский монастырь, где он заведовал, превратился в центр подготовки молодых дисциплинированных специалистов, откуда в своё время выпустились воины-монахи Пересвет с позывным “Александр” и Ослябя с позывным “Родион”. Современному христианину это может показаться чем-то невероятным… Священник превращается… нет, не в распальцованного бизнесмена, как это часто бывает в наше время, а в настоящего наставника для бойцов, элитного подразделения того времени. Судя по многим уликам, можно уверенно сделать вывод, что православное христианство на Руси тогда было совершенно иным, чем мы себе сейчас представляем. Скорее всего, между христианством и старой дохристианской, ведической верой не было чётких границ, но об этом чуть позже.

За время своей службы в церкви Сергий Радонежский воспитал много учеников, которые основали до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей. В них, по примеру Сергиева монастыря был введен общежительный устав, что в какой-то степени напоминает устав воинский. Получается, древнерусский монастырь был прототипом современных военных частей, где основными мотивами для дисциплины были патриотизм и работа над собой.

Сергий Радонежский поспособствовал не только развитию монашества на Руси, но и созданию своеобразных баз, где жёсткой дисциплиной и аскетизмом воспитывались потенциальные воины. В случае острой необходимости они были способны превратиться из монахов в бойцов.

В период своего игуменства Сергий запретил монахам просить подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили за счёт собственного своего труда, сам подавая в этом пример. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий отказался. Это говорит о том, что он не был карьеристом.

Сергию Радонежскому приписывают сильное влияние на военно-политическую ситуацию на Руси в те времена. К нему приходили высокопоставленные лица за советом перед принятием важнейших решений, то есть святой выступал в качестве советника по внутренним и внешнеполитическим делам.

Именно благодаря Сергию Радонежскому Московское княжество не стало торговой колонией генуэзцев, когда Мамай предложил местным властям не очень-то выгодную для региона сделку с Генуей. Хотя многим предложение показалось выгодным, преподобный Сергий Радонежский заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех».

Именно Сергий Радонежский настроил Дмитрия Донского на победу в междоусобной схватке на Куликовом поле. Многие летописцы уверены, что преподобный вселил уверенность в князя и дружину, несмотря на численное превосходство армии Мамая.

После победы в Куликовской битве великий князь стал относиться с ещё бо́льшим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его скрепить духовное завещание, которое впервые узаконило новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну.

Несмотря на чёткую и однозначную позицию официальной истории, до сих пор точно неизвестно, в каких отношениях с татарами была Русь, кто с кем воевал и почему. Это же касается Куликовской битвы, в которой участвовали выпускники монастыря Сергия Радонежского. Да и сам святой косвенно участвовал в ней. Без его заверений в успехе русских вряд ли победа Донского была бы обеспечена.

В качестве наиболее достоверного изображения этого сражения возьмём старую ярославскую икону, датируемую серединой 17-го века. Принято называть её так: «Сергий Радонежский. Житийная икона».

Почему мы должны верить именно этому образу? Дело в том, что практически все иконы, которые покрывали по традиции олифой, со временем темнели, и примерно раз в 100 лет их опять покрывали основой и рисовали заново. Это означает, что под верхним изображением иконы находятся как минимум ещё одна старинная икона. Нижний слой представляет особый интерес. В 1959 году смогли снять верхние слои и таким образом, на жаргоне реконструкторов, “раскрыли” её самую первую редакцию.

Ссылка на основную публикацию