Савва Сербский

Савва Сербский

Савва Сербский

Савва

Фреска Святого Саввы из Милешевского монастыря
оригинальное имяСвети Сава
имя в мируРастко Неманич
монашеское имяСавва
родился1169?
умер14 января 1236
почитаетсяСербской православной церковью
день памяти27 января (14 января по юлианскому)
покровительобразования, науки
трудыЖитие Святого Симеона, другие сочинения.

Святой Савва (сербск. Свети Сава ) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, известный религиозный, культурный и политический деятель своего времени.

Содержание

Биография

Был младшим сыном великого князя Стефана Немани, его светское имя было Растко. Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают 1169 или 1174 (иногда и 1175). Он родился в горах Голии возле современной Подгорицы. В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Сначала он путешествовал в русский монастырь, позже переселился в греческий монастырь Ватопед.

Через несколько лет отец Саввы отрёкся от престола и присоединился к нему, получив имя Симеон. Они вдвоём создали монастырь Хиландар на Афоне. Монастырь, построенный на средства сербских князей в середине XII века, тогда же стал центром сербского монашеской жизни. Он и сейчас остаётся одним из самых известных монастырей Афона и относится к сербской патриархии. После смерти отца Святой Савва вёл аскетический образ жизни, оставался на Афоне до конца 1207 года. В память об отце им написано «Житие Святого Симеона».

Деятельность

В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским. Создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219. В 1233 году передал эту должность своему ученику Арсению Сремскому.

Перед смертью совершал паломничество в Иерусалим. В Палестине он основал монастырь Святой Архангел и больницу для православных паломников. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 и был похоронен в болгарской столице Тырново. Сын Святого Саввы, сербский король Владислав (он же зять болгарского царя Асена), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева.

Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Синан-паша не унёс их оттуда в Белград, где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594. После освобождения от Турции сербский народ и православная церковь решили построить на том месте храм посвящённый Святому Савве в знак благодарности за всё, что он сделал для своего народа и церкви. Однако вероятно, что мощи были сожжены не там где сейчас стоит храм, а на горе Чупина-Умка, которая раньше называлась тоже Врачар. По народным преданиям при сожжении была спасена рука Святого Саввы, и она находится сейчас возле Плеваля.

День Святого Саввы празднуется 27 января или 14 января по юлианскому календарю. С 1830 года Святой Савва считается покровителем школ.

См. также

  • Храм Святого Саввы
  • Савва Освященный
  • Савва Сторожевский

Ссылки

  • Сайт посвящённый Святому Савве
  • Общество Святого Саввы
  • Биография
  • Собрание произведений

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Савва Освящённый
  • Савва Рагузинский-Владиславич

Смотреть что такое “Савва Сербский” в других словарях:

САВВА СЕРБСКИЙ — в миру Ростько (Ростислав) (1169 1237), сербский церковный деятель, святой покровитель Сербии. Младший сын Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного. С 18 лет монах на Афоне, возобновил Хиландарский монастырь, ставший в средние века центром… … Большой Энциклопедический словарь

Савва Сербский — в миру Растько (Ростислав) (1169 1237), первый архиепископ Сербии (с 1219). Младший сын Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного. С 18 лет монах на Афоне, возобновил Хилендарский монастырь, ставший в средние века центром сербской духовной… … Энциклопедический словарь

Савва Сербский — СÁВВА СÉРБСКИЙ, в миру Растько (Ростислав) (1169–1237), сербский церк. деятель, святой покровитель Сербии. Младший сын Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного. С 18 лет монах на Афоне, возобновил Хиландарский монастырь, ставший в ср.… … Биографический словарь

САВВА — (сербский Сава, до пострижения Растко) (около 1174 1235), основатель автокефальной сербской церкви, первый архиепископ Сербии (1219). Сын Стефана Немани. В 1219 короновал своего брата Стефана Первовенчанного по православному обряду. Савва… … Современная энциклопедия

Савва — (сербский Сава, до пострижения Растко) (около 1174 1235), основатель автокефальной сербской церкви, первый архиепископ Сербии (1219). Сын Стефана Немани. В 1219 короновал своего брата Стефана Первовенчанного по православному обряду. Савва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Савва — Сáвва (סַבָא) еврейское Род: муж. Этимологическое значение: мудрец, старик, старец, Отчество: Саввич, Саввович Саввишна, Саввовна Производ. формы: Сáввушка, Сава, Сав(в)очка, Сáвка, Савик, Савёнок, Савульчик Иноязычные аналоги: англ … Википедия

Савва — ы, муж.Отч.: Саввич, Саввична.Производные: Саввушка; Сава; Ава.Происхождение: (Арам. saba старец, дед.)Именины: 25 янв., 27 янв., 1 февр., 21 февр., 15 марта, 10 апр., 12 апр., 15 апр., 28 апр., 7 мая, 26 июня, 21 июля, 2 авг., 9 авг., 9 сент.,… … Словарь личных имен

Савва — свят. (1169 1237), в мире Растько (Ростислав), младший изсыновей Стефана Немани, брат Стефана сербского Первовенчанного. На 18 мг. оставив предоставленное ему отцом удельное княжение, С. удалился наАфон, где принял монашество, возобновил… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Савва имя нескольких святых : — 1) C. персидский мученик за Христа, умер 327 г. 2) С. Готский, утоплен за Христа в Валахии; мощи его при Василии Великом перенесены в Kecapию, 3) С. Стратилат, родом гот. военачальник имп. Аврелиана; за Христа утоплен в Тибре в 272 г. 4) С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Савва, имя нескольких святых — 1) C. персидский мученик за Христа, † 327 г. 2) С. Готский, утоплен за Христа в Валахии; мощи его при Василии Великом перенесены в Кесарию, 3) С. Стратилат, родом гот. военачальник имп. Аврелиана; за Христа утоплен в Тибре в 272 г. 4) С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский Чудотворец

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на “и”) можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Преподобный Савва Сторожевский

16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры. Здесь, во время игуменства преподобного Саввы, трудился знаменитый иконописец Андрей Рублев и создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Первое житие преподобного Саввы Сторожевского было написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Примечательно, что краткое житие преподобного переложил на современный литературный язык великий русский поэт А. С. Пушкин.

Содержание:

Житие преподобного Саввы Сторожевского

О детских и отроческих годах преподобного Саввы, до прихода его в монастырь, сведений не сохранилось. Неизвестны так же год и место его рождения. Житийная повесть начинается с того времени, как юный подвижник пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него иноческий постриг. Под руководством великого игумена, инок Савва упражнялся в посте и богомыслии, пребывая в непрестанном подвиге, смирении и трудах. За свое благочестие и внутреннее преуспеяние он был удостоен священнического сана и был избран духовником обители.

После победы на Куликовом поле, благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, согласно своему обету, задумал создать общежительную обитель во имя Пресвятой Богородицы. Он обратился за помощью к преподобному Сергию, и преподобный облюбовал уединенное место на реке Дубенке, где поставил церковь, а потом создал и монастырь в честь Успения Богоматери. Настоятелем был назначен преподобный Савва, как весьма опытный и искусный инок, способный к отческому попечению о братии (по другим источникам, вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Свято-Успенского Дубенском монастыре является весьма спорным, так как игуменом в то время был другой Савва — Стромынский).

Преподобный Савва пользовался уважением не только среди монастырской братии и простых мирян, но и в княжеском роде. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. В 1395 году (по другим источникам — в 1399 г.) Юрий Звенигородский обратился за благословением к преподобному Савве на поход в Волжскую Булгарию. Преподобный благословил князя на ратный подвиг и предсказал ему славную победу. Сражение окончилось полным разгромом противника: Юрий Звенигородский сумел взять 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань, и с той поры стал еще больше почитать святого старца.

После кончины преподобного Сергия, преподобный Савва, вняв мольбам братии, около шести лет управлял Троицкой обителью, так как благословленный на игуменство Никон Радонежский удалился на это время в затвор. Тогда, подобно своему богоносному наставнику, он извел источник за северной стеной монастыря, так как братия страдала от нехватки воды. Но в 1398 году благочестивый князь Юрий Звенигородский утвердился в благом намерении создать в своих окрестностях иноческую обитель и пригласил с этой целью преподобного Савву. Место было выбрано на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Возложив всю надежу на Пресвятую Богородицу, святой подвижник поселился на новом месте, где в скором времени поставил деревянную церковь в честь Рождества Пречистой и соорудил себе маленькую келью. Постепенно вокруг него стала собираться братия, и богомудрый старец с отеческой любовью принимал всех и наставлял на путь спасения. Так в скором времени устроился новый общежительный монастырь. Звенигородский князь всячески опекал обитель и делал большие вклады. Незадолго до преставления преподобного он поставил величественный каменный храм в честь Рождества Богородицы (вместо прежнего, деревянного), который сохранился и до наших дней.

Читайте также:  Священномученик митрополит Владимир Богоявленский

Читать онлайн в оригинале

Чувствуя приближение к вечности, преподобный Савва стал стремиться к большему уединению и для этого выкопал себе в версте от монастыря небольшую пещеру. Преставился угодник Божий в глубокой старости, 3 декабря 1407 года, преподав всем мир и последнее целование. Преемником своим он назначил одного из учеников, также по имени Савва. Весть о его блаженной кончине быстро разлетелась по Звенигородским окрестностям: на погребение собралось множество народа, все прощались с преподобным, словно с родным отцом. Тело преподобного Саввы было предано земле с правой стороны у Богородице-Рождественской церкви.

Почитание и прославление преподобного Саввы Сторожевского

Местное почитание преподобного Саввы Звенигородского началось сразу же после его преставления. Первая икона преподобного была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. В гра­мо­те 1539 го­да пре­по­доб­ный Савв­а на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. В се­ре­дине XVI в. бы­ло со­став­ле­но опи­са­ние чу­дес. Общецерковное прославление преподобного состоялось в 1547 году, по инициативе монастырской братии и митрополита Московского Макария, а 19 (29) января 1652 года, после 245 летнего пребывания в сырой земле, были обретены нетленные мощи святого. Дубовая гробница с мощами была поставлена в Богородице-Рождественском соборе у южных врат алтаря.

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь, глас 8:

П устыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Г осподним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Саве Сторожевскому →

Чудеса преподобного Саввы Сторожевского

Молитвами преподобного Саввы совершались многочисленные исцеления, не раз и после отшествия в мир иной он оказывал чудесную помощь насельникам своей обители, когда те были в опасности или терпели какую-либо нужду. Чудесным образом была написана и первая его икона.

Однажды, уже через много лет после своего преставления, преподобный Савва явился во сне игумену Дионисию, который был искусным иконописцем, назвался по имени и повелел написать свой образ. Тогда Дионисий призвал к себе древнего старца Аввакума, который, пришедши в юном возрасте в обитель, видел преподобного еще живым, и стал подробно расспрашивать о его наружности. Убедившись, что видение было истинным, Дионисий написал икону преподобного по тому образу, какой он увидел во сне. По прошествии некоторого времени, этот же игумен Дионисий впал в сильное искушение по навету нерадивых иноков, которые составили против него клеветнический донос к великому князю Иоанну Васильевичу. Князь сначала поверил клевете, и игумен стал сильно скорбеть по этому поводу. Но преподобный Савва опять явился ему во сне и велел ни о чем не печалиться, но положиться на волю Божью. И, таким образом, по молитвам преподобного, клеветники оказались посрамлены, а игумен, после объяснения с великим князем, с большой честью возвратился в свою обитель.

Открытию мощей угодника Божьего преподобного Саввы также предшествовало одно чудесное обстоятельство. Как-то отбившись от свиты во время охоты в Звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович чуть было не погиб при одиночной встрече с медведем. Но тут явился благолепный старец и отогнал зверя прочь. Спрошенный об имени, он назвал себя Саввою и иноком Сторожевской обители и быстро скрылся в лесу. Благодарный царь поспешил в обитель, чтобы найти этого инока, но там не оказалось ни одного старца по имени Савва. Тогда царь, взглянув внимательно на образ преподобного Саввы Сторожевского, уразумел, что ему явился сам святой. Он велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления св. мощей преп. Саввы к торжественному открытию.

В 1812 году, когда Наполеон подошел к Москве, в Саввино-Сторожевском монастыре расположился отряд вице-короля итальянского принца Евгения (Эжена) Богарне. Солдаты сразу же занялись мародерством, не щадя и церковного имущества. Но, как рассказывал позже сам принц Евгений, вскоре, то ли во сне, то ли наяву, пред ним предстал грозный старец в черном монашеском облачении. Он приказал ему не расхищать обитель, обещая за это благополучный исход на родину. Когда устрашенный Евгений узнал по образу на иконе явившегося ему старца, то приказал опечатать церковь и направил свое войско к Москве. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом — сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

Преподобный Савва Сторожевский. Иконы

Преподобный Савва изображается в традиционном монашеском одеянии. Поверх подрясника накинута черная мантия (палий) — длинная, без рукавов, накидка с застежкой на вороте. Черный цвет мантии — символ покоя, совершенного отрешения от суетного внешнего мира, а также отказ от собственных страстей. Правая рука святого воздета в благословляющем жесте, а в левой находится свернутый свиток — символ Евангелия Божия. В других иконографических вариантах в левой руке святого может находиться развернутый свиток или икона Божией Матери с Богомладенцем Христом.

Прп. Савва (фрагмент). Икона. Москва. Средина XVII в. Деисусный ряд собора Сторожевского монастыря Преподобный Савва Сторожевский, с житием в 12 клеймах. 1835 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Прп. Савва Сторожевский. Икона. Москва. XVII в. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь Святые преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. 2-я пол. XIX века. Мстёра, старообрядческая школа (Алексей Суслов) Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII в. Подмосковье Прп. Савва. Шитая пелена. Фото начала XX века. Москва. XVII в. Преподобный Савва Сторожевский. Современная икона

В августе 2007 года у входа в Саввино-Сторожевский монастырь был открыт памятник прп. Саве Сторожевскому (скульптор Сергей Сорокин).

Саввино-Сторожевский монастырь

Ныне действующий Саввино-Сторожевский монастырь (РПЦ) расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области.

В честь преподобного Саввы Сторожевского освящен придел Собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, построенного в начале ХV века.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря с приделом в честь преп. Саввы Сторожевского

В XV—XVII веках обитель играла немаловажную стратегическую роль в обороне западной стороны столицы, а также стала любимым местом молитвы многих русских царей. Здесь бывали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной и их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь превратился в загородную царскую резиденцию. В это время в обители были возведены дворец государыни, царские палаты и внешние каменные стены. Храмы обители расписывали самые известные иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.

Саввино-Сторожевский монастырь

Вскоре после революции монастырь был закрыт и разорен. 17 марта 1919 года были вскрыты мощи преподобного Саввы. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была окончательно закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Богородице-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Рака с мощами преп. Саввы Сторожевского

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

Саввино-Сторожевский монастырь и старообрядчество

Примечательно, что в 1667 году, в честь приезда в Москву иностранных патриархов, утвердивших церковные реформы ХVII века, колокольных дел мастером Александром Григорьевым в Саввино-Сторожевском монастыре был отлит самый знаменитый Большой Благовестный колокол, весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звуком, равного которому не было в России: по преданию, звон его долетал и до самой Москвы. В 1941 году Большой Благовест решили снять на переплавку, но в ходе работ он упал и разбился. В настоящее время от него остался лишь осколок языка весом 700 кг, который выставлен на обозрение. Колокол Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

В Саввино-Сторожевском монастыре подвизался один из самых известных старообрядческих святых — Никанор Соловецкий. В 1654-1658 гг. он был настоятелем обители. Впоследствии Никанор стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту старой веры.

САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский чудотворец

Савва Стороже́вский (+ 1406), Звенигородский чудотворец, преподобный

Память 19 января на первое обретение мощей, 10 августа на второе обретение и перенесение мощей в 1998, 3 декабря на преставление, в Соборах Московских и Радонежских святых

Очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия.

Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия, игумен Никон, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Прп. Савва Сторожевский

Скончался в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Было определено совершать ему память 3 декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.

Долгое время считалось, что святые мощи преподобного, которые в 1920-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, затем были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь в 1980-е стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыне, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (тогда — эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они.

25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. 23 августа 1998 года состоялось перенесение мощей преподобного в его обитель. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

Молитвы

Тропарь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́;/ тем и Христо́с я́ко пресве́тла тя свети́льника чудесы́ обогати́./ Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Госпо́дним жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ Боже́ственнаго све́та незаходи́мое свети́ло яви́лся еси́,/ чуде́с луча́ми все́х просвеща́еши,/ притека́ющих к моще́м твои́м,/ Са́вво преподо́бне, о́тче наш.

Преподобный Савва Сторожевский

Радонежские святые старцы оставили заметный след в истории православия. Одним из первых учеников святителя земли русской был Савва Сторожевский, жизнь которого имеет много общего с земным путём учителя.

Жизнеописание

Савва Сторожевской — один из любимых духовных детей преподобного Сергия Радонежского. Вся его земная жизнь была связана со служением Господу.

Ранние годы

О детстве и юности святителя Саввы отсутствуют достоверные сведения. Возможно, он происходил из богатой семьи смоленских бояр. Набожный юноша рано удалился от мирской жизни, обретя своё место в Троицкий обители.

Как и учитель, он вёл подвижническую жизнь, проводя время в молитве, праведном труде и посте. Его любили и прислушивались мудрым наставлениям и иноки, и миряне. Долгое время он являлся духовником троицкой братии.

Интересно: некоторое время считалось, что по благословению святителя Сергия Савва возглавлял общину Дубенского Успенского монастыря. Но современные исследования доказывают, что настоятелем этой обители являлся Савва Стромынский.

Зрелость

Когда Никон Радонежский, возглавивший Троицкую обитель после кончины основателя, уединился для отшельничества в своей келье, монастырская братия избрала своим главой общинного духовника. С 1392 по 1398 гг. он стоял во главе монашеской общины, основанной Сергием Радонежским.

В своей наставнической деятельности новый игумен равнялся на своего учителя, личным примером направляя братьев на праведный путь. Инок Савва являлся духовником не только своих братьев во Христе, но и звенигородского князя Юрия Дмитриевича, который начал близ своей вотчины на горе Сторожи небольшой деревянной церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы.

Вокруг этого храма в конце XIV в. началось строительство монашеской обители, которую в 1398 г. возглавил духовный отец князя. Важную роль сыграли звенигородский князь и настоятель Троицкой обители в жизни святого иконописца Андрея Рублёва. Молодого инока пригласили для росписи главных храмов Троицкой и Рождественской обители, а также звенигородского Кремля.

С благословения праведного мужа были созданы образы звенигородского чина и «Троица», расположенная в иконостасе соборного храма Троицкой обители. Таким образом, старца считают духовным отцом талантливого иконописца. Савва возглавил обитель на горе Сторожи в глубокой старости, но несмотря на почтенный возраст, он проводил дни свои в праведных трудах, посте и молитве.

Для уединения престарелый монах выкопал у основания горы пещеру, в которой предавался долгим слезным молитвам. Земной путь преподобного Саввы Сторожевского завершился в третий день декабря 1406 г. Он был с почетом погребен в созданной им обители.

Почитание и память

После смерти звенигородского старца между наследниками Дмитрия Донского разразилась междоусобная война, в которой победу одержали сыновья Василия Дмитриевича. Победители постарались удалить из исторических хроник созидательную деятельность Юрия Звенигородского и его окружения.

Эта доля постигла и имя Саввы Сторожевского, который ещё во время земной жизни почитался монахами и мирянами как чудотворец и прорицатель. В течение 150 лет звенигородский старец почитался как местный святой. На первом Поместном соборе в 1547 г. митрополит Макарий предложил официально канонизировать основателя Сторожевского монастыря в преподобном лике.

Ещё через столетие по инициативе царя Алексея Михайловича были обретены мощи первого Сторожевского настоятеля. Этот правитель из рода Романовых оказывал мужской Саввиной обители особое покровительство. На деньги, выделяемые царской казной, произошла грандиозная перестройка монастырского комплекса, в результате которой обитель приобрела близкий к современному состоянию внешний вид.

Нетленные мощи святого старца, установленные в Рождественском храме, привлекали множество верующих людей. Богоборческая власть изъяла святыню. Основная часть была утеряна в хранилищах чекистов в доме на Лубянской площади. Но благодаря Божией помощи честная глава преподобного Саввы долгое время хранилась в семье Михаила Успенского, спрятавшему святыню в саду своего дачного участка.

В 1985 г. наследники Михаила Михайловича передали мощи преподобного Саввы наместнику столичного Данилова монастыря отцу Евлогию. В течение 10 лет святыня хранилась в алтарной части храма Вселенских соборов.

Важно! 23 августа 1998 г. прошло торжественное перенесение святых мощей в звенигородский Саввино-Сторожевской монастырь. Патриарх Алексий II провозгласил этот день праздником второго обретения и перенесения мощей преподобного старца.

Чудеса и явления

За праведную жизнь и смиренно служение Господь даровал святому Савве Сторожевскому дар прозрения и совершения чудес, совершаемые по усердной молитве.

К прижизненным чудесам относятся следующие события:

  1. За стенами Троицкой и Сторожевской обители до настоящего времени бьют источники, обладающие лечебными свойствами. Они появились по горячей молитве игумена Саввы. Вблизи этих ключей святой муж устроил уединенные скиты.
  2. В 1399 г. князь Юрий Дмитриевич перед походом земли волжских булгар пришёл к своему духовному отцу, прося о благословении и молитве за благополучный исход трудного похода. Старец, по милости Божией обладающий даром провидения, благословил воина и предсказал ему славную победу и скорое возвращение на родную землю. Русское войско под командованием звенигородского князя покорило множество городов и земель, распространяя в них православную веру.

После завершения земного пути святой муж продолжает помогать верующим людям и радеть за русскую землю перед Господом. В монастырской летописи звенигородской обители упоминается множество чудесных исцелений от физических и духовных недугов, произошедших по молитве преподобному мужу. Насельники монастыря несколько раз являлись свидетелями явления святого старца на монастырской территории.

С одним из таких явлений связано обретение святого образа основателя обители.

Однажды игумену Дионисию во сне явился седовласый инок, повелевший монаху написать его образ. Изумленный игумен спросил у старца как его зовут и услышал ответ, что явился ему Савва, основатель обители звенигородской. Утром Дионисий призвал старейшего инока обители, видевшего основателя живым, и попросил описать его. После ответа старого монаха у Дионисий не осталось сомнений, что именно преподобный Савва явился ему во сне.

Талантливый иконописец выполнил волю святого мужа и перенёс его лик на икону, которую поставили на могиле предстоятеля.

Являлся преподобный Савва Сторожевской и мирянам. В начале 1652 г. посетил звенигородскую обитель царь Алексей Михайлович. В один из дней он отправился на охоту. Сопровождающие монарха разбрелись по лесу, оставив правителя одного, и в этот момент на него вышел медведь. Огромный зверь наступал на царя, который молился, надеясь на помощь Господа.

В ответ на его молитву рядом возник старец в монашеской одежде, при появлении которого медведь отступил и ушёл в лес. Алексей Михайлович спросил старого человека как его зовут. Инок сказал, что имя его Савва, а домом его является Сторожевской монастырь.

Вернувшись с охоты, царь стал расспрашивать о монахе у монастырской братии, но никто не знал насельника с таким именем. И только увидев святой образ, работы Дионисия, царь понял, что избавил его от смерти преподобный Савва. После этого события Алексей Михайлович инициировал открытие захоронения праведника, в ходе которого обнаружились его нетленные мощи. Они были установлены в главном монастырском храме.

Множество чудес произошло по молитве у честных мощей звенигородского старца. Он не только помогал в людских несчастьях и болезнях, но и защищал свою обитель от врагов. Осенью 1812 г. в Звенигород пришёл отряд французских солдат под командованием генерала Евгения Богарне. Неприятели заняли кельи и постройки монастырской братии, разоряя и оскверняя храмы.

Однажды принцу явился старец в иноческих одеждах. Он грозно попросил генерала запретить солдатам бесчинствовать в монастыре и грабить святыни. Также монах предсказал, что, выполнив его просьбу, Богарне сохранит жизнь и Господь будет с ним во всех сражениях. Утром Евгений отослал почти весь отряд в Москву, а сам пошёл в храм, где увидел икону старца, обратившегося к нему в ночном видении. Принц опечатал Рождественский собор личной печатью и выставил около него личную охрану.

Интересно: Евгений Богарне благополучно вернулся из русского похода во Францию. В последующих наполеоновских войнах он ни разу не был ранен. Его потомки переселились в Россию и приняли православие.

Дни памяти

Основатель монастыря поминается Сторожевской монашеской общиной ежедневно, но наиболее торжественно отмечаются следующие даты:

  • преставление святого Саввы (3 декабря);
  • первое обретение мощей (19 января);
  • перенос честных мощей звенигородского игумена в новую сень (30 июля);
  • второе обретение мощей преподобного мужа (23 августа).

В эти дни в звенигородский монастырь прибывают множество паломников, которые просят святого мужа о помощи в исцелении душевных и физических недугов, об укреплении веры, о помощи в поиске работы.

Преподобный Савва Сторожевской — один из самых почитаемых русских святых предстоятелей. Его прижизненные деяния и посмертные чудеса оставили заметный след не только в душах православных людей, но и в истории православия и Российского государства.

Икона Саввы Сторожевского

  1. ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
  2. ИКОНОГРАФИЯ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО – КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО НА ИКОНЕ
  3. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
  4. АГИОГРАФИЯ СВЯТОГО САВВЫ
  5. ЧУДЕСА СВЯТОГО САВВЫ
  6. МОНАСТЫРЬ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ЗВЕНИГОРОДЕ
  7. ИСТОЧНИК И СКИТ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ
  8. ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
  9. В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

  1. ИКОНА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
  2. ИКОНА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
  3. ИКОНА СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
  4. МОЛЕБЕН ИКОНЕ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Преподобный Савва Сторожевский — один из первых и ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Святой Савва во многом повторил его подвиги: он также самостоятельно основал известный монастырь, названный его именем, и руководил духовной и политической жизнью князей русских. Недавно, в 2007 году, в Саввино-Сторожевском Рождественском монастыре были совершены торжества 600-летие канонизации — прославления преподобного Саввы в лике святых.

ИКОНОГРАФИЯ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО — КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО НА ИКОНЕ

  1. МОЛЕБЕН ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ
  2. МОЛЕБЕН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
  3. МОЛЕБЕН О ДАРОВАНИИ ДЕТЕЙ
  4. МОЛЕБЕН ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Образ святого всегда выполнен в достаточно простом стиле, однако его всегда можно узнать по иконе в руках и, конечно, подписи под изображением.

    • Самый распространенный образ показывает святого Савву в схимнической одежде — черной или коричневой монашеской мантии с капюшоном на плечах. Его правая ладонь сложена в жесте священнического благословения молящихся.Значение этого жеста на иконе и в жизни — благословением именем Иисуса Христа. Пальцы правой руки при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.
    • Святой смотрит прямо на молящегося. У него удлиненная светлая борода, волосы также светлые и седоватые, немного вьющиеся, лоб открыт.
    • В левой руке святой держит икону Богоматери Одигитрии, а иногда также свиток, символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Зачастую свиток развернут и в нем написаны поучения святого, сохранившиеся в житии.
    • Фон на иконе обычно золотой или голубой — символы пребывания преподобного в райских обителях, в свете Божией благодати.
    • В XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного), написана икона, похожая на портрет святого. Создаются такие образы и сейчас — они каноничны, можно молиться святому перед ними.
    • Интересный тип иконографии преподобного Саввы Сторожевского — образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО

Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны — есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился — носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, — а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души. Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.

Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.

Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.

В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь. Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления — так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань). Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.

Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.

Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.

АГИОГРАФИЯ СВЯТОГО САВВЫ

В XVI веке Маркелл Безбородый Хутынский — игумен Новгородского Хуторского монастыря — создал житие святого Саввы, собрав сохранившиеся агиографические (житийные) сведения и записал чудеса, сотворенные звенигородским святым.

Удивительно, но это житие дошло до нас в переводе на русский самого Александра Сергеевича Пушкина. Около 1830 года он переложил его с церковнославянского на русский. Этот текст при публикациях творчества великого поэта многие годы опускали: действительно, Пушкина стремились представить вольнолюбием и революционером, а между тем духовные стихи поэта и, в том числе, житие почитаемого им святого Саввы Сторожевского выбивались из общих представлений о его личности. Перевод жития был кратким, без пространных описаний чудес преподобного, поэтому современные исследователи считают его заготовкой для некого крупного произведения, не написанного классиком.

Интересно, что Пушкин называет редким именем Саввы одного из героев «Евгения Онегина» — благочестивого отца Татьяны. Беловой автограф жития по сей день хранится в Пушкинском доме — Институте русской литературы в Петербурге, и ознакомиться с ним может любой желающий.

ЧУДЕСА СВЯТОГО САВВЫ

Житие сохранило немало описаний прижизненных и посмертных чудес преподобного, кроме изведения из земли двух источников воды:

    • Царь Алексей Михайлович Романов почитал святого Савву своим покровителем: царь на охоте спасся от разъяренного медведя, с легкостью изгнанного простым старцем в монашеской мантии. Царь спросил его об имени, и старец ответил, что он Савва, инок Сторожевской обители. В то время в монастыре не было ни одного монаха с таким именем, и Алексей Михайлович понял, что ему явился сам святой. С тех пор царь взял обитель, пребывавшую в забвении, под свой покров, даже не позволяя никому из придворных помогать ей: во всем он обеспечивал монастырь и его иноков.
    • В 1812 году, во время Отечественной войны, святой Савва явился Эжену Богарне, наполеоновскому генералу, занявшему обитель. Его солдаты пытались творить кощунства в монастыре, но святой предупредил Богарне о том, чтобы он остановил бесчинства и относился к святыням обители с благоговениям — тогда Господь сохранит его и в войне. Генерал не сразу понял, кто был пришедшим к нему иноком, и узнал его лишь по иконе. Действительно, сохранив монастырь, Богарне и сам выжил в проигранной Францией войне. Эту историю он рассказал и русским военачальникам.

МОНАСТЫРЬ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ЗВЕНИГОРОДЕ

Строительство монастыря было завершено около 1405 года: трудами и молитвами святого, при участии Звенигородского князя в обители были воздвигнуты несколько храмов, сохранившихся по сей день жемчужин древнерусской архитектуры. Кроме того, для росписи церквей и создания иконостаса храма был приглашен преподобный Андрей Рублев — также инок Троице-Сергиевой обители. Возможно, это был один из первых иконописных опытов святого Андрея, позже расписывавшего Успенские соборы Владимира и Москвы — ключевые храмы Руси, ставшего автором величайшего шедевра древнерусской иконописи — Святой Троицы.

Монастырь в древние времена находился в стратегически важном для Московской Руси месте, защищая ее с запада. Здесь часто молились царя и великие князья от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.

Интересно, что знаменитая «Рублевка», Рублево-Успенская трасса обязана своим появлением монастырю святого Саввы. Она была проложена для царского богомолья — посещения обители уже после смерти святого Саввы.

В годы гонений на Церковь при большевиках обитель, претерпевшая многие войны и трудные времена, была закрыта. Огромный колокол, ставший одним из «вестников Звенигорода» — этот город назван так по колокольному звону, прославившему его — был разбит. Обитель то превращали в музей, то размещали в нем разные учреждения.

Возрождение духовной жизни началось здесь в 1995 г. здесь проживают несколько десятков монахов. Возобновлена традиция большого крестного хода в день памяти святого Саввы.

ИСТОЧНИК И СКИТ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Для глубокой сердечной молитвы в уединении преподобный Савва любил удаляться из обители. В Звенигородском монастыре он имел келью в пещере, ископанной в овраге. Сейчас здесь стоит церковь, построенная в 1870 году в память святого, а неподалеку бьет источник.

Еще один источник находится у стен Троице Сергиевой лавры. Если идти направо от ворот обители, пройдя мимо пруда, точней и Звонковой башен, можно увидеть небольшую деревянную часовню, освященную честь святого Саввы. Под ней бьет родник, появившейся по молитве святого из-под земли в период его игуменства в обители.

Вода в обоих источниках двух обителей целебная. Есть свидетельства об исцелениях после окунания в эти источники с молитвой. Также воду берут домой, пьют с благоговением и молитвой преподобному во исцеление души и тела.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО

Мощи святого Саввы были обретены нетленными 19 января 1652 года. Сегодня они пребывают открыто для всех в соборе Рождества Богородицы Сторожевской обители, справа от Царских врат. Во времена гонений на Церковь они были увезены из обители и вновь возвратились в нее лишь в 1998 году. Для того, чтобы к ним приложиться, многие совершают паломничество в обитель.

Праздник в честь преподобного Саввы установлен соборным определением 1549 г.. 3 декабря — отмечается преставление святого Саввы в 1407 году.

Также днями памяти святого является

19 января — обретение мощей преподобного (1652 год).
30 июля — перенесение мощей игумена Звенигородского Саввы в обновленную сень (1847 год).
23 августа — второе обретение мощей преподобного Саввы и перенесение их в возрожденный Саввино-Сторожевский монастырь (1998 год).

В эти дни совершаются особо торжественные богослужения в обители и в храмах, освященных в честь преподобного, а также во всей Московской области, где особо почитается преподобный как заступник края. Образ святого выносится на середину храма, накануне совершается Всенощное бдение, в сам день памяти — торжественная Божественная литургия. Также могут совершаться молебны с акафистом святому. В эти дни за богослужениями поются особые краткие молитвы — тропари и кондаки святому. Их также можно читать по памяти и онлайн в любые трудные или опасные моменты жизни:

В пустыне ты стал ростком добра, преподобный Савва: с юности ты чисто жил, духовному учителю твоему, преподобному Сергию, следуя, и его назиданиями ум к небу поднимал, твоей обители наставником мудрым стал, потому и Христос прославил тебя чудесами, как яркий светильник благодати Своей Савва, отец наш, моли Его о спасении душ наших.
С юностью ревностью о Боге ты горел, любил чистоту жизни и презирал мира этого красоту и суету, следовал своему умудренному Богом учителю, святому Сергию, в трудах и бдениях, посте и молитве, и подвигах. На реку Сторожу ты пришел ради безмолвия и строгости духовной, стоя же и не засыпая в подвигах ради Бога, получил разумение Божие, видел и козни демонов, и их нападения отражал, озарение Святого Духа принял, сияя как звезда пресветлая всем людям, Господу верным. Потому почитаем тебя как премудрого и светозарного предстоятеля и пастыря стаду овец православных, светом твоим просвещая и всех, приходящих к тебе с верой, отец наш Савва, молись ко Господу Иисусу Христу, да спасет Он души наши.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Святому Савве Сторожевому молятся о многих нуждах. В обители всегда немало паломников со всей России и даже из других стран. В Православии есть традиция молиться каждому святому, прося его о том, в чем он прославился при жизни или чудесами посмертными. Святого Савву просят:

  • О хорошей работе и карьерном росте — ведь сам он многими подвигами получил несколько начальственных постов;
  • Об избавлении от трудностей на работе;
  • Об укреплении веры;
  • О спасении в опасности и трудных обстоятельствах — ведь святой спас царя даже от разъяренного медведя;
  • Об исцелении в болезнях — после смерти преподобный Савва после молитв к нему исцелял многих иноков и паломников его обители;
  • О чистоте души и тела.
  • Как и любому святому, ему молятся также о помощи в избавлении от грехов и пороков, о силе воли, об искренней молитве без лени.

Молитву святому преподобному Савве Сторожевскому можно читать онлайн по тексту ниже:

О чествуемый всеми, святой начальник обители Сторожевской, ныне же Небесного Иерусалима гражданин, ставший сам обителью Пресвятой Троицы, преподобный отец наш Савва! Ты имеешь великую силу перед Милостивым Владыкой Богом молиться о братии обители твоей и всех духовных детях твоих, которых по духу усыновляешь. Не промолчи в ответ на молитвы наши, но сам ко Господу за нас проси, не отвернись от людей, почитающих тебя с верой и любовью.
Попроси у Царя над всеми царями, Господа Иисуса Христа, мир Церкви нашей, под знамением креста борющейся с духами злобы, будь ходатаем обо всех нас: даруй архиереям величие и святость, монахам добрую помощь в подвигах аскетических; святой обители твоей, городу и всем городам и странам мира охрану; миру всему безмятежность и покой, избавь всех от голода и гибели; старым и больным людям подай утешение и укрепление сил, юношам и младенцам помоги в вере не сомневаться, в учении Христа возрастать, в чистоте и целомудрии быть; вдовам и сиротам будь милостивым заступником, пленникам подай радость и возвращение в дома их, немощным даруй исцеление, малодушным спокойствие, заблудшим с пути истинного дай исправление, согрешившим сознательно или по невниманию — раскаяние, а всем, нуждающимся в помощи благодатной, поддержку своевременную.
Не разочаруй нас, к тебе с верой приходящих, помогай нам, как отец добрый детям, нести крест, данный нам в жизни, как данный Самим Христом, — с благодушием и терпением, помоги каждому завершить жизнь свою в мире и покаянии и с крепкой надеждой на милосердие Божией переселиться в селения небесные. Там и ты после трудов и подвигов пребываешь с Ангелами и всеми святыми и вечно славишь Бога во Пресвятой Троице Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами преподобного Саввы да хранит вас Господь!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Савва Сторожевский: икона, о чем молятся, молитва, источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.

Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.

В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.

Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.

Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде

Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.

Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.

Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.

В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.

Источник Саввы Сторожевского

В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.

Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.

Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым

Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.

Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.

Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.

Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.

Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.

Скит Саввы Сторожевского

Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.

В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.

В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.

Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.

Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает

К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.

  • Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
  • Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
  • Святой помогает всем своей незримой рукой;
  • Он направляет заблудшие души к Богу;
  • Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.

Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:

  • о праведности;
  • о укреплении веры;
  • о исцелении себя или близких;
  • о здравии;
  • о непорочности.

Икона Саввы Сторожевского

Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.

На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.

Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского:

Ссылка на основную публикацию