Рука Фатимы для православных, значение, можно ли носить

Амулет Хамса (рука Фатимы) — легенды, значение, активация, правила ношения

Среди множества популярных талисманов особое место занимает амулет хамса. Его используют во многих восточных странах, и каждый народ рассказывает про оберег свою легенду. Историки утверждают, что этот защитный знак был известен жителям Древней Месопотамии.

Хамса амулет — история и значение

Слово «хамса» имеет древнееврейское происхождение и означает число «пять». Но этот амулет распространен не только среди приверженцев иудаизма и ислама.

Из истории происхождения знака божественной ладони

У мусульман есть целая легенда, связанная с этим оберегом, который в исламском мире называют «рука Фатимы». Сказание повествует о дочери пророка Мухаммеда, которая была поражена, увидев, что ее муж Али привел в дом вторую жену.

Молодая женщина в этот момент готовила халву и, выронив от изумления ложку, продолжала помешивать горячее варево рукой. Боль душевная была столь велика, что про физическую боль Фатима и не думала. Так появился амулет, ставший символом терпения, самоотверженности и веры.

Значение символа в христианстве и других религиях

Хамса по форме своей напоминает ладонь, поэтому в различных традициях оберег символизирует руку.

  • У христиан амулет именуется «Божья десница». В трудную минуту Бог протягивает верующему руку помощи. Считается, что странник, имеющий при себе оберег, находится под защитой самого Господа. Священный знак встречается на картинах с духовной тематикой.
  • В иудаизме талисман называется «рука Мириам» в честь сестры библейского патриарха Моисея. Амулет также символизирует пять книг Торы, Священного Писания иудеев.
  • После того как арабы были изгнаны из Испании, хамса долгое время имела хождение в этой стране. Лишь в 1526 году католическая церковь ввела запрет на использование арабского талисмана.
  • В Древней Финикии талисман носил имя «рука Танит» в честь богини Луны, духовной защитницы Карфагена.
  • Символ под названием «рука Атут» использовали древние египтяне, которые считали его знаком плодородия.
  • Американские индейцы наносили на тело татуировку в форме ладони с глазом. По индейским поверьям, этот знак давал человеку сверхъестественный дар предвидеть события будущего.
  • Жители греческого острова Кипр воспринимали похожий знак как руку богини любви Афродиты.

Что представляет собой амулет и какими качествами обладает

Хамса – символ раскрытой ладони, но при этом фигура обладает симметрией: крайние пальцы идентичны по форме и размеру. Цвет амулета – синий либо голубой. Также допускается инкрустация оберега драгоценными камнями с голубым или лазурным оттенком.

Для усиления энергетики талисмана в центр ладони помещают дополнительный знак. Выбор зависит от традиции страны. Это может быть звезда Давида, око, полумесяц или другой символ, смысл которого заключается в защите от темных сил. Также используется магическое число пять.

Оберегу приписывают следующие свойства:

  • защита от порчи, сглаза и других видов энергетической атаки;
  • притягивание позитивных потоков энергии, привлечение удачи;
  • помощь в гармонизации внутренней силы, нейтрализация тревоги, беспокойства;
  • создание вокруг владельца амулета благостной атмосферы, которая настраивает окружающих на дружеский лад.

Форма и материалы, используемые для изготовления оберега

В разных культурах «рука Фатимы» имеет свою специфику. Чаще всего встречается вариант в виде симметричной руки, на которую нанесена надпись (например, фрагмент молитвы). Такая хамса используется в виде подвески на стене либо изображения на ковре (напольном или настенном). Подобный оберег привлекает в дом благополучие, а также охраняет жилище от стихийных бедствий.

«Руку Фатимы» можно подвесить в салоне автомобиля, и она обеспечит защиту водителя, пассажиров и самой машины. Использование хамсы:

  • сделает поездку легкой и увлекательной;
  • предотвратит ДТП, повреждение и угон транспортного средства.

Более широкое распространение имеют нательные украшения, в которых используется священная эмблема: кулоны, браслеты. Чтобы оградить себя от несчастий, привлечь удачу в жизни и любви, следует обеспечить контакт талисмана с телом.

При изготовлении защитного оберега применяются разные материалы:

  1. Ткань.
  2. Древесина.
  3. Керамика.
  4. Благородные металлы (золото, серебро, платина).
  5. Обычные металлы, которые затем покрывают голубой эмалью.

Хамсу можно украсить драгоценными и полудрагоценными камнями, кристаллами. Часто используется бирюза. Кстати, если оберег имеет зеркальную поверхность, то он способен отражать любое, даже самое мощное воздействие. Камни лучше подбирать под себя, предварительно ознакомившись с их магическими свойствами. Также стоит проверить, насколько камень совместим с вашим гороскопом.

Дополнительную силу придают «руке Фатимы» знаки, размещенные в центре ладони. Особой популярностью пользуется раскрытое голубое око или (как вариант) египетский глаз Гора. Согласно поверьям, хамса с такой эмблемой наделяет владельца вселенской мудростью и покровительством светлых богов.

Как активировать талисман

Чтобы амулет хамса обрел необходимую силу, проведите процедуру активации. Знатоки предлагают выбрать тот способ, который вы сочтете более удобным.

Активация хамсы с помощью стихий

В эзотерике принято выделять четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. Каждая из них обладает собственной энергией. Если талисман получит силу всех четверых, он станет надежным защитником от любых энергетических атак.

Для ритуала активации понадобится:

  • чаша с водой;
  • небольшое количество соли (можно использовать речной песок или почву);
  • пламя восковой свечи;
  • чтобы активировать воздух, нужно подуть на хамсу.

Перед началом обряда подержите амулет в руках, ощутите его энергетику. Пристально посмотрите на оберег, обратитесь к нему, будто вы говорите с самым верным надежным другом. Не спешите, дождитесь отклика – хамса начнет излучать тепло. Теперь начинайте ритуал, по очереди воздействуя на оберег разными стихиями. Логичнее начать с земли – посыпать предмет солью. Потом окуните амулет в воду, пронесите над пламенем свечи и в заключение подуйте на него. На каждом из четырех этапов произносите священную формулу (последнее слово зависит от этапа активации):

Направляю на тебя землю/воду/огонь/воздух

Когда пройдены все четыре ступени, проговорите финальную фразу:

Защити меня от всех бед. Отрази обратно стрелы зла.
Убереги от несчастий, защити от коварства.

Активация хамсы с помощью свечи

Другой способ наполнения талисмана силой требует лишь наличия горящей свечи и спокойной обстановки. Но во время обряда надо максимально сконцентрироваться на магическом предмете, постараться вложить в него всю свою душу. Зажгите свечу и, взяв в руку хамсу, обратитесь к талисману со словами:

Пусть печали не смогут переступить эти ворота,
Пусть трудности не придут к этим стенам,
Пусть не растут раздоры в этом месте,
Пусть этот дом будет полон радости, благословения и мира.

Обращаясь к амулету с молитвой, представьте, что из области вашего сердца идет волна энергии, которая заполняет хамсу защитной силой. Слейтесь с амулетом, ощутите, что вы соединены с ним невидимой нитью. В этом случае «рука Фатимы» станет мощным оберегом.

Татуировка с изображением оберега

Иногда люди наносят защитные символы на тело в виде татуировки. Традиция существует много столетий. Священную эмблему можно нанести на следующие участки тела:

  • правое запястье;
  • внешнюю сторону бедра или голени;
  • тыльную сторону шеи;
  • спину в области между лопатками (в этом случае символ наиболее эффективен).

Чтобы тату служило оберегом, а не обычным рисунком на теле, наносить его надо не в салоне, а у знахаря.

Татуировку «рука Фатимы» могут наносить и женщины. В этом случае символ на теле:

  • обеспечит защиту всех членов семьи от темных сил и злых людей;
  • принесет в дом уют и спокойствие;
  • гармонизирует отношения с мужем;
  • одинокой женщине поможет притянуть любовь достойного человека.

Женщины могут ограничиться рисунком хной, который называется мехенди. Изображение не будет держаться долго, его хватит от силы на месяц, но узор при этом обладает всеми защитными функциями.

И мехенди, и татуировку необходимо активировать, как было рекомендовано выше.

Как правильно носить, где вешать символ

Если вы выбрали «руку Фатимы» в виде кулона, можно носить амулет на цепочке (желательно из благородного металла) либо на кожаном шнурке. Талисман должен соприкасаться с открытым телом.

Амулет надевают и на запястье. Например, его можно прицепить к браслету или заказать отдельный браслет с нанесенным символом хамсы. Браслеты принято носить на левой руке, чтобы защититься от сглаза и порчи. Если сразу после активации браслет надеть на правое запястье, то он поможет исполнить загаданное желание.

Как и любой оберег, хамсу можно нанести на ткань в виде принта или вышивки. Последняя, особенно сделанная с любовью, обладает более сильной энергетикой. Рисунок на одежде не только стильно смотрится, но и отражает враждебное влияние извне.

Очень эффективно работает хамса, если амулет носят оба супруга или пара влюбленных. Это удваивает силу амулета, который гармонизирует отношения партнеров, оберегает их любовь от завистливых личностей.

Также изображение с «рукой Фатимы» размещают в офисах и кабинетах. В этом случае эмблема:

  • создаст атмосферу благожелательности;
  • оградит вас от зависти коллег;
  • направит вас на линию судьбы, ведущую к успеху;
  • поможет генерировать новые идеи в бизнесе.

Послесловие

Древний амулет хамса является мощным защитным инструментом, сила которого проверена многовековой историей. «Рука Фатимы» отразит любое негативное воздействие и убережет от несчастья. Но помните: оберег служит лишь тому, чья душа чиста и кто не желает людям зла.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • Защитный оберег для собаки: купить или сделать своими руками?
  • Звезда Руси – славянский оберег, наделенный необычайной силой
  • Славянские рунические обереги – как правильно подобрать и активировать талисман для защиты

    святитель Савва Сербский

    Биография

    Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

    Читайте также:  В чем помогает Анисия Солунская, Икона, житие, дни памяти

    Тропарь святителю Савве Сербскому, глас 3

    Пути, вводящаго в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил есй / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

    Ин тропарь святителю Савве Сербскому, глас 8

    Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Тропарь в честь перенесения мощей святителя Саввы Сербского, глас 3

    Пути, вводящего в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил еси / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

    Кондак святителю Савве Сербскому, глас 8

    Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника, / Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти: // радуйся, отче Савво Богомудре.

    Ин кондак святителю Савве Сербскому, глас 2

    Струями слез твоих, Богоносне Савво, / церковь телесную очистив, / слуга бысть Святыя Троицы, / сохраняй отечество свое непобедимо, // тому бо ты еси утверждение.

    Святой Савва – ангел-хранитель Сербии

    Святитель Савва, архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном основателя самостоятельного сербского государства Стефана Немани и дочери греческого императора Романа—Анны. Стефан Неманя за годы своего правления (1168—1196) объединил большую часть сербских земель и добился их политической независимости. Младший сын его Ростислав стал впоследствии создателем автокефальной Сербской Церкви.

    Рождение святого Саввы было особым даром Божиим благочестивым супругам Стефану и Анне. Они, имея уже двух сыновей, обратились к Господу с молитвой о даровании им сына, который стал бы насадителем благочестия в их отечестве. Стефан и Анна дали обет после рождения сына не иметь супружеского союза и хранить чистоту. Их молитва была услышана: в 1169 году у них родился сын, которого назвали Ростиславом.

    С раннего детства святой Растко усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. Он любил пост, избегал празднословия и смеха, был приветлив, нищелюбив и кроток. Святой Растко часто читал Священное Писание, учась по нему началу премудрости—страху Божию. В юношеском возрасте он не предавался развлечениям, свойственным молодости, но любил размышлять о подвижнической жизни и часто молил Господа указать ему надлежащий путь ко спасению. Господь услышал Своего избранника и послал ему русского инока из афонского Пантелеимонова монастыря, который увлек благочестивого юношу рассказами о подвижнической жизни на Святой Горе. Святой Растко дал обет Богу оставить мир и подвизаться на Афоне. Тайно от родителей, в сопровождении нескольких преданных людей семнадцатилетний юноша отправился на Афон. Благополучно достигнув цели, он поселился в русском Пантелеимоновом монастыре.

    Через некоторое время родители отыскали сына и послали за ним воеводу с отрядом воинов. Но юному князю удалось усыпить бдительность присланных за ним стражей. По его просьбе игумен устроил обильную трапезу для гостей, после которой они пошли в церковь. Утомленные непривычно длительной службой и разморенные выпитым вином, воины во время чтения кафизм уснули. Тогда святой Растко тихо покинул церковь и ушел в башню Старого Руссика, где священноинок постриг князя с именем Савва. Когда воины проснулись, постриг уже был совершен. Преподобный Савва послал родителям свои мирские одежды, отрезанные волосы и письмо, в котором умолял не сожалеть о его поступке, но за все благодарить Бога.

    Через некоторое время преподобный Савва перешел в монастырь Ватопед. Отсюда он совершил путешествие по Афону, во время которого посетил святых отцов-отшельников, подвизавшихся в пещерах, и поклонился всем афонским святыням. Восхищенный жизнью святых подвижников, преподобный Савва также хотел поселиться в пустыне, но игумен не благословил его на этот путь, пока не утвердится на первой ступени общежития через послушание. Преподобный Савва покорился воле игумена и смиренно стал выполнять различные монастырские работы. Молодой инок носил рубище и ходил босиком.

    Отец преподобного Саввы со временем смирился с тем, что его сын стал монахом, и послал на Афон дорогую церковную утварь и много денег. Преподобный Савва употребил дар отца на постройку церквей. В ответ на просьбу родителей навестить их он ответил советом также принять монашество: «Веру имей, отче,— писал он,— что, оставив земное царство, ты приобретешь Небесное; если же презришь слова мои, не надейся увидеть меня в этой временной жизни». Под влиянием сына Стефан Неманя и его жена Анна ушли в монастырь. Престол перешел к старшему сыну Немани, тоже Стефану. При постриге Стефан получил имя Симеон, а его жена – Анастасия. В 1197 году святой Симеон пришел на Афон к сыну. Он сделал богатый вклад в Ватопед и другие святогорские монастыри. К тому времени святой Симеон был уже стар и слаб, поэтому преподобный Савва стал работать с особым усердием за себя и за отца.

    Преподобные Савва и Симеон обновили Ватопед, построили там несколько церквей. На их средства были отремонтированы и украшены многие афонские храмы. По просьбе святого Саввы греческий император Алексий III передал в собственность сербского княжеского дома небольшой запустелый монастырь Хилендар, и с того времени началась новая страница в его истории. Святой Савва отреставрировал и расширил древний храм обители, построенный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; вокруг монастыря построил крепостную стену с высоким пиргом (башней). Внутри стен он устроил кельи для иноков, а все здания монастыря обновил и украсил. Святой Савва купил земли, расположенные вокруг обители, и несколько других монастырей присоединил к Хилендару. Так был создан на Афоне еще один славянский монастырь.

    Святым Саввой было положено основание хилендарской библиотеки. Материально обеспеченный и прославленный подвигами своего первого игумена, святого Саввы, Хилендар надолго сделался средоточием христианского просвещения для славян. Игумен Савва написал для иноков устав, который включал и порядок службы, и порядок жизни и управления монастырского. Устав святого Саввы гласит, что Хилендар должен быть общежительным монастырем. Монахам не позволяется иметь никакой собственности, пищею должно пользоваться в общей трапезной в установленное время, одежду также получать только от монастыря. Каждый день братия должны исповедовать свои грехи духовнику. Тем, кто чувствует себя свободным от нечистых помыслов, от гнева, ропота, памятозлобия, разрешалось приобщаться Святых Таин три раза в неделю. Иноки Хилендарского монастыря доныне живут по уставу святого Саввы.

    Когда внешняя и внутренняя жизнь монастыря была устроена, святой Савва решил исполнить свое давнее желание жить в безмолвии. Поставив вместо себя другого игумена, он удалился в Карею — центр Афона. Там он выстроил уединенную келлию и церковь во имя преподобного Саввы Освященного и поселился с тремя иноками, которые совершали богослужения в храме. Святой Савва усилил свои подвиги: ежедневно прочитывал Псалтирь, пищу употреблял раз в день, совершал особые поклоны в конце каждой службы. Во время безмолвия в Карее он написал устав для Карейской келлии и житие своего отца, преподобного Симеона, который скончался еще до поставления святого Саввы игуменом Хилендарского монастыря, 13 февраля 1200 года. По молитве святого Саввы Господь прославил мощи преподобного Симеона: они стали источником благовонного целительного мира.

    Вскоре после смерти отца святой Савва был хиротонисан епископом Ерисским Николаем во пресвитера, после чего вернулся в Карейскую келлию.

    По просьбе брата Стефана святой Савва перевез нетленные мощи своего родителя, преподобного Симеона, в Сербию, в монастырь Пресвятой Богородицы на реке Студенице. На родину он ехал через город Солунь (Фессалоники), где был посвящен в архимандриты. Святой Савва некоторое время управлял братией Студеницкой обители.

    В Сербии преподобный Савва к своим обычным подвигам иноческим присоединил труды апостольские. В разных городах Сербии он утверждал Православие, восстанавливал порядок в церковной службе, основывал обители, строил церкви, восстанавливал мир между враждующими. Так, преподобный Савва примирил своих братьев Булка и Стефана. Своим словом он убедил Вулка подчиниться старшему брату и не злоумышлять против него. Стефана святой Савва венчал на царство—впервые в истории Сербии. Благодаря ему была предотвращена кровавая война между Сербией и Болгарией. За праведную жизнь Господь наделил Своего верного служителя даром чудотворений: многие по его молитве получали исцеление, одержимые освобождались от нечистых духов. Трудами преподобного Саввы православное благочестие все более утверждалось на сербской земле. Слава о святом подвижнике распространилась по всей Сербии. Это тяготило смиренного инока, и он вновь удалился на Афон.

    После отъезда святого Саввы перестало течь миро из раки преподобного Симеона. Царь Стефан обратился к святому брату с просьбой вернуться и помолиться над гробом отца. Преподобный Савва не поехал сам, а послал своего ученика с молитвенным обращением к отцу, в котором просил преподобного Симеона не лишать соплеменников благодатной помощи и быть предстателем за них перед Богом. После литургии это послание было прочитано над гробом преподобного Симеона, и в знак услышания просьбы святого Саввы из раки вновь стало истекать миро.

    Интересы Сербской Церкви побудили преподобного Савву отправиться в Малую Азию и ходатайствовать у греческого императора и Константинопольского Патриарха, которые тогда пребывали в Никее, о назначении в Сербию архиепископа-серба. Его прошение было удовлетворено с условием, что он сам возглавит Сербскую Церковь. В 1219 году, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, Константинопольский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. Тогда же святой Савва добился для сербов права впредь самим избирать архиепископа Собором сербских епископов независимо от Константинопольского Патриарха. С того времени Сербская Церковь, прежде возглавляемая епископами-греками, стала автокефальной. Святитель Савва разделил Сербию на 12 епархий. Первыми епископами стали хилендарские монахи—ученики святого Саввы.

    Много трудов положил святой архипастырь для искоренения неправомыслия и утверждения Православия в Сербии. Он побуждал всех, кто не состоял в церковном браке, венчаться, даже если супруги дожили невенчанными до старости. Святитель ездил по всей стране и назидал паству в истинной вере, разоблачал лжеучения богомилов и других еретиков. Не раз святитель Савва спасал свою родину от войн и разорения. Благодаря ему венгерский король отказался от похода на Сербию. Иноческие уставы в монастырях святитель Савва исправил по образцу афонских и палестинских. Деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и государства сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель проходил покадить над гробом своего отца, от мощей преподобного Симеона источалось благоуханное миро.

    Свой земной путь святитель Савва закончил странником. За несколько лет до смерти он благословил своего ученика Арсения быть Архиепископом Сербским, а сам отправился в путешествие по святым местам. Святой Савва побывал в Палестине, Сирии, Персии, Армении, посетил пустынников Ливии и Фиваиды, поклонился святыням Иерусалима. Повсюду святой Савва собирал священные останки святых, которые впоследствии передал Сербской Церкви.

    Скончался святитель Савва в болгарском городе Тырнове 12 января 1237 года и там же с честью был погребен. Через год его нетленные мощи были перенесены сербским королем Владиславом (племянником святого) на родину в Милешево, в обитель, построенную королем в Герцеговине, наследственной области преподобного Саввы. От мощей святителя и даже от опустевшей его гробницы в Тырнове исцелялись многие больные. В 1595 году турки, поработившие сербов, перенесли святые мощи преподобного Саввы в Белград и там предали сожжению (это событие воспоминается 6 мая). В настоящее время на этом месте стоит храм святой Марии.

    Тропарь преподобному Савве Сербскому, глас 8:

    Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

    (Минея январь. Ч.2. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002)

    Православная Жизнь

    Свя­ти­тель Сав­ва, пер­вый ар­хи­епи­скоп Серб­ский, в ми­ру Ро­сти­слав (Рас­т­ко), был сы­ном са­мо­держ­ца Сер­бии Сте­фа­на Нема­ни и Ан­ны, до­че­ри гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на. С ран­не­го дет­ства он усерд­но по­се­щал цер­ков­ные служ­бы и пи­тал осо­бую лю­бовь к ино­кам. В сем­на­дца­ти­лет­нем воз­расте, встре­тив рус­ско­го ино­ка со Свя­той Го­ры Афон, Ро­сти­слав тай­но оста­вил от­чий дом и при­был в рус­ский Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь.

    Свя­ти­тель Сав­ва, пер­вый ар­хи­епи­скоп Серб­ский

    Отец его, узнав, что сын на Афоне, сна­ря­дил це­лую дру­жи­ну с вер­ным во­е­во­дой и на­пи­сал пра­ви­те­лю об­ла­сти, ку­да вхо­дил Афон, что, ес­ли ему не вер­нут сы­на, он пой­дет на гре­ков вой­ной. При­быв в мо­на­стырь, во­е­во­да ве­лел глаз не спус­кать с Ро­сти­сла­ва. Во вре­мя ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния, ко­гда упо­ен­ные ви­ном во­и­ны усну­ли, Ро­сти­слав при­нял по­стриг (1186 г.) и по­слал ро­ди­те­лям свою мир­скую одеж­ду, во­ло­сы и пись­мо. Инок Сав­ва су­мел убе­дить сво­их дер­жав­ных ро­ди­те­лей при­нять мо­на­ше­ство. Отец пре­по­доб­но­го (па­мять пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, во ино­че­стве Си­мео­на, ца­ря Серб­ско­го, 13 фев­ра­ля) вме­сте с сы­ном под­ви­зал­ся в Ва­то­пед­ской оби­те­ли. На Афоне они об­но­ви­ли серб­ский Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь, и эта оби­тель по­лу­чи­ла зва­ние цар­ской став­ро­пи­гии. В Хи­лен­дар­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Сав­ва был по­свя­щен в диа­ко­на и за­тем во пре­сви­те­ра. В Со­лу­ни за свои ино­че­ские по­дви­ги на Свя­той Го­ре пре­по­доб­ный был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та. В 1219 го­ду в Ни­кее на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы все­лен­ский пат­ри­арх Гер­ман ру­ко­по­ло­жил ар­хи­манд­ри­та Сав­ву в сан ар­хи­епи­ско­па всей Сер­бии. При этом пре­по­доб­ный Сав­ва ис­про­сил у гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра пра­во ищу­ще­му до­сто­ин­ства ар­хи­епи­ско­па быть по­свя­ща­е­мым в Сер­бии со­бо­ром епи­ско­пов, что бы­ло очень важ­но для то­го вре­ме­ни ча­стых войн меж­ду во­сточ­ны­ми и за­пад­ны­ми вла­сти­те­ля­ми. При­быв из Ни­кеи на Свя­тую Го­ру, свя­ти­тель в по­след­ний раз обо­шел все мо­на­сты­ри, по­кло­нил­ся всем церк­вам и, вспо­ми­ная бла­жен­ное жи­тие пу­стын­ных от­цов, в глу­бо­ком со­кру­ше­нии про­стил­ся с по­движ­ни­ка­ми, «ис­хо­дя из Свя­той Го­ры, как бы из неко­е­го Бо­же­ствен­но­го рая». По пу­ти с Афо­на, удру­чен­ный тя­же­стью раз­лу­ки со Свя­той Го­рой, свя­ти­тель ед­ва шел. Толь­ко сло­ва явив­шей­ся свя­то­му во сне Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – «имея Ме­ня Спо­руч­ни­цею к Ца­рю всех, Сы­ну и Бо­гу Мо­е­му, о сих ли еще скор­бишь?» – выз­во­ли­ли его из уны­ния, пе­ре­ме­нив пе­чаль на ра­дость. В па­мять об этом яв­ле­нии свя­ти­тель за­ка­зал в Со­лу­ни две боль­шие ико­ны Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­став­лен­ные им в церк­ви Фило­ка­лии.

    Читайте также:  Храм 12 апостолов в Ховрино, расписание богослужений, история, адрес

    В Сер­бии де­я­тель­ность пер­во­свя­ти­те­ля по устрой­ству дел Церк­ви и оте­че­ства со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Во вре­мя ли­тур­гии и все­нощ­ной, ко­гда свя­ти­тель при­хо­дил по­ка­дить над гро­бом сво­е­го от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на, свя­тые мо­щи ис­то­ча­ли бла­го­ухан­ное ми­ро.

    Ве­дя пе­ре­го­во­ры с вен­гер­ским ко­ро­лем Вла­ди­сла­вом, объ­явив­шим вой­ну Сер­бии, про­слав­лен­ный небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми свя­ти­тель не толь­ко до­ста­вил же­лан­ный мир сво­е­му оте­че­ству, но и при­вел в пра­во­сла­вие вен­гер­ско­го мо­нар­ха. По­ло­жив на­ча­ло ис­то­ри­че­ско­му су­ще­ство­ва­нию са­мо­сто­я­тель­ной Серб­ской Церк­ви, свя­ти­тель Сав­ва спо­соб­ство­вал так­же утвер­жде­нию серб­ской го­судар­ствен­но­сти. Чтобы укре­пить неза­ви­си­мое го­су­дар­ство сер­бов, свя­той ар­хи­епи­скоп Сав­ва вен­чал на цар­ство дер­жав­но­го бра­та Сте­фа­на. По пре­став­ле­нии Сте­фа­на, вен­чав на цар­ство его стар­ше­го сы­на Ра­до­сла­ва, свя­ти­тель Сав­ва от­пра­вил­ся в Свя­тую Зем­лю «со сле­за­ми об­ло­бы­зать свя­той Гроб Хри­стов и страш­ную Гол­го­фу». Вер­нув­шись на ро­ди­ну, свя­ти­тель бла­го­сло­вил и вен­чал на цар­ство Вла­ди­сла­ва и, для боль­ше­го утвер­жде­ния пре­сто­ла серб­ско­го, об­ру­чил его с до­че­рью бол­гар­ско­го кня­зя Аса­на. Свя­той пер­во­свя­ти­тель обо­шел всю зем­лю Серб­скую, ис­пра­вил ино­че­ские уста­вы по об­раз­цу афон­ских и па­ле­стин­ских, по­стро­ил и освя­тил мно­же­ство церк­вей, утвер­ждая пра­во­слав­ных в ве­ре. За­вер­шив свой по­двиг на ро­дине, свя­ти­тель, на­зна­чив сво­им пре­ем­ни­ком иеро­мо­на­ха Ар­се­ния, ру­ко­по­ло­жив его во епи­ско­па и пре­по­дав всем бла­го­сло­ве­ние, от­пра­вил­ся в невоз­врат­ный путь, же­лая «окон­чить дни свои стран­ни­ком в зем­ле чу­жой». Прой­дя всю Па­ле­сти­ну, Си­рию и Пер­сию, Ва­ви­лон, Еги­пет и Ана­то­лию, по­всю­ду по­се­щая свя­тые ме­ста, бе­се­дуя с ве­ли­ки­ми по­движ­ни­ка­ми, со­би­рая свя­щен­ные остан­ки свя­тых, свя­ти­тель окон­чил свое стран­ствие в Тыр­но­ве, в Бол­га­рии, в до­ме род­ствен­ни­ка ца­ря Аса­на, где с ду­хов­ной ра­до­стью пре­дал свою ду­шу Гос­по­ду († 1237). При пе­ре­не­се­нии свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Сав­вы в Сер­бию в 1237 го­ду ис­це­ле­ния бы­ли столь мно­го­чис­лен­ны, что бол­га­ры ста­ли роп­тать на Аса­на, «за­чем он усту­па­ет та­кое со­кро­ви­ще». На ро­дине свя­ти­те­ля его чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в церк­ви Ми­ле­ше­во, да­руя ис­це­ле­ние всем при­хо­дя­щим с ве­рою. Жи­те­ли Тыр­но­ва про­дол­жа­ли по­лу­чать ис­це­ле­ния от остат­ков гро­ба свя­ти­те­ля, ко­то­рые бла­го­че­сти­вый Асан при­ка­зал со­брать вме­сте и по­ло­жить во вновь со­ору­жен­ную гроб­ни­цу.

    На­сле­дие свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го жи­вет в пра­во­слав­ном цер­ков­ном пре­да­нии сла­вян­ских на­ро­дов. С его име­нем свя­за­но пер­вое вве­де­ние Иеру­са­лим­ско­го уста­ва в сла­вян­ских ино­че­ских оби­те­лях, по Ти­пи­ку свя­то­го Сав­вы до­ныне жи­вет Серб­ский Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Афоне. При­над­ле­жа­щая свя­ти­те­лю ре­дак­ция Корм­чей кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми Алек­сия Ари­сти­на ста­ла наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной в Рус­ской Церк­ви. В 1270 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му Ки­рил­лу был при­слан из Бол­га­рии пер­вый спи­сок Корм­чей свя­то­го Сав­вы. С него бы­ла спи­са­на од­на из древ­ней­ших рус­ских Корм­чих – Ря­зан­ская Корм­чая 1284 го­да. Она, в свою оче­редь, лег­ла в ос­но­ву пе­чат­ной Корм­чей, из­дан­ной в 1653 го­ду и неиз­мен­но с тех пор пе­ре­из­да­вав­шей­ся в Рус­ской Церк­ви. Та­ков вклад свя­ти­те­ля Сав­вы в ка­но­ни­че­скую со­кро­вищ­ни­цу пра­во­сла­вия.

    Молитвы

    Тропарь святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 8

    Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Са́вво прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

    Кондак святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 2

    Струя́ми слез твои́х, Богоно́сне Са́вво,/ це́рковь теле́сную очи́стив,/ слуга́ бысть Святы́я Тро́ицы,/ сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо,// тому́ бо ты еси́ утвержде́ние.

    Молитва святителю Савве I, архиепископу Сербскому

    О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, святи́телю Христо́в Са́вво, Се́рбския земли́ первопресто́льниче, храни́телю и просвети́телю, всех же христиа́н благонаде́жный пред Го́сподем предста́телю, тебе́ припа́даем и мо́лимся: даждь нам бы́ти прича́стником любве́ твоея́ к Бо́гу и бли́жнему, е́юже при жи́зни свята́я душа́ твоя́ преиспо́лнена бысть. Озари́ нас и́стиною, просвети́ ум и се́рдце на́ше све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ нас тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно, да бу́дем и мы ча́да твоя́ не по и́мени то́кмо, но всем житие́м на́шим. Моли́ся, святы́й архиере́ю, о святе́й Правосла́вней Це́ркви и оте́честве твое́м земно́м, при́сно тя любо́вию чту́щем. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу ве́рных твои́х чти́телей, ми́лости и по́мощи твоея́ и́щущих, бу́ди всем нам в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех посети́тель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный ми́лостивый покрови́тель и защи́титель, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́рное получи́ти и ца́рствие Христо́во унасле́довати. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние, да сла́вим и пое́м ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Святитель Савва Сербский

    «Вот, боголюбивые мои, догмат Православных Святоотеческих Преданий. Следуя ему, и мы также веруем и так исповедуем, а всех еретиков и всякую ересь проклинаем» – свт. Савва Сербский.

    (из Жичкой беседы о правой вере)

    Святой Савва Сербский – первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам и день памяти этого Святого в Русской Православной Церкви приходится на 12 января (по ст. ст.), хотя в Сербии память этого Святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов и выяснилось, что, действительно, Святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14 числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.

    Вклад Святого Саввы Сербского в утверждение Вселенского Православия весьма велик. Благодаря отцу Стефану Немани (в будущем св. Симеона Мироточивого) четкое определение принадлежности Восточной Церкви после раскола в 1054 году наполнило смыслом всю жизнь и неутомимую деятельность Святого Саввы на благо утверждения истины. Надо отметить, что его отец Стефан Неманя, а после и брат Стефан, находились в вассальной зависимости от папы Римского. С 1062 года главным пастырем Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима и ему подчинены были епископии Сербии и Албании. Отец Саввы Стефан Неманя видел, что латинство, чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. В младенчестве своем, рожденный в Зете, Стефан Неманя был крещен латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от православного Рашского епископа Леонтия, как повествуют об этом в его житии его сыновья, свт. Савва и св. Стефан. Без этого шага отец свт. Саввы Стефан Неманя не только бы не достиг могущества великого жупана всей Сербии, но и не уцелел бы в своей маленькой области Рашской. Ему пришлось воевать со всеми отдельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что он был заключен родными братьями в подземную пещеру в монастыре Джурджевы Ступови. Но Сербский народ встал на сторону православного Стефана. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом латинства; вера чистая восточная было по душе народу; приняв ее на своем родном языке во время свв. Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие латинства.

    На Святой горе по одобрению византийского царя Алексия Третьего Ангела свт. Савва и отец его (в монашестве Симеон) откупили старый разрушенный монастырь Циг и к 1199 году возвели Хиланадар. После смерти отца, почившего на руках своего сына, Савва был склонен к уединению, потому он поселился в Карее, в построенной им самим отшельнической келии. Ради строгости жизни им был составлен краткий Карейский типик (устав отшельнической жизни). Строжайший пост (пища один раз в день, в понедельник, среду и пятницу без елея и вина), непрестанная молитва, ежедневно прочитывалась вся Псалтирь, в субботу и воскресение на утрене перед Литургией прочитывался целый Евангелист. Во время безмолвия в Карее свт. Савва написал житие своего отца, преподобного Симеона Мироточивого. Позднее свт. Саввой был написан Хиландарский типик, более полный, (для братии), которого монахи этого монастыря придерживаются до сих пор. По этому уставу монахам не позволялось иметь никакой собственности, даже одной медной монеты, пищею должны были пользоваться в общей трапезе и по келиям ничего не держать съестного, одежду также полагалось получать от монастыря. Каждый день братия должны были исповедовать грехи игумену, если он есть (позднее игуменьей Хиландара стала икона Богородицы Троеручица), или духовнику, игумен должен был учить всех и каждого пути спасения. Те, которые чувствовали себя свободными от нечистых помыслов, гнева, ропота, памятозлобия, могли приобщаться Святых Тайн три раза в неделю; иначе только раз в неделю; в прочем это решал духовник. Празднословие запрещалось, сидит ли брат в келии или работает, он должен был иметь в устах молитву или церковное песнопение. Подле монастыря Савва устроил гостиницу для принятия странных, нищих и больных: им обитель должна была доставлять пищу и одежду. Несмотря на склонность свт. Саввы к уединенным подвигам, Господь иначе распорядился его жизнью. Из любви к истине и своему народу ему вскоре пришлось оставить Святую Афонскую Гору.

    Кровавые Крестовые походы на Восток в 1203 году ради освобождения гроба Господня от мусульман окончательно погубили Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга. Кроме того внутри Сербии большой вред происходил от еретиков богомилов и внутренних распрей между братьями Вуканом и Стефаном. Чтобы примирить братьев и ради ограждения Сербии от влияния латинян, свт. Савва решается в 1208 году перенести мощи своего отца преподобного Симеона на Родину. Мощи были положены в монастыре Студеница – со временем этот монастырь стал очагом Православия и средневековым центром просвещения и культуры. Равносильным по значению монастырю Студеница, позднее становится монастырь Жича, возведенный свт. Саввой. Великой заслугой свт. Саввы перед Богом и сербским народом было обретение независимости Сербской Православной Церкви от папского престола. После усердной молитвы и глубоких размышлений во время непродолжительного пребывания на Святой Горе Афон в 1219 году Савва отправился в Никею к патриарху и царю Феодору Ласкару, чтобы испросить независимость от Охридской архиепископии и устроить Поместную Сербскую Православную Церковь. Никейский патриарх Мануил рукоположил Савву в первого архиепископа Сербского, тогда же вновь рукоположенный архиепископ Савва испросил позволения независимо и самостоятельно рукополагать Сербских епископов на поместном соборе без участия Никейского патриарха. Обретя формальную независимость, архиепископ Савва вернулся в Сербию для рукоположения епископов и устроения Поместной Церкви. Чтобы определить взаимоотношения между Церковью и государством в 1219 году свт. Савва составил «Номоканон» (Законоправило) или «Кормчую Книгу», которая позднее, принесла большую пользу и России. «Кормчая Книга» святителя Саввы представляет собой свод правил, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. «Кормчая Книга» Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Святых Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы “Отче наш”, Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина. Древнейший русский список этой «Кормчей Книги» – Рязанский 1284 г. «Кормчая Книга» – это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян. Основное издание «Кормчей Книги» в России совершилось только в 1650 году, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Кормчая Книга стала основой прав в Российской империи и оставалась таковой до 1917 года. В «Кормчей Книге» отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов применения в управлении государством ее евангельского значения стало Сербское королевство. Архиепископ Савва находил взаимопонимание и поддержку во всех своих начинаниях со стороны родного брата, им коронованного короля Стефана. Сербская Православная держава по евангельскому примеру Марфы и Марии в государственной симфонии просуществовала до 1389 года, то есть до Косовской битвы.

    В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Из жития свт. Саввы мы знаем, что юный Растко (мирское имя свт. Саввы) тайно ушел на Святую Гору Афон вместе с русским монахом. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.

    Подготовила Екатерина Василевич

    Источники:

    др. Слободан Ристанович: «Савва Неманич – Святой Савва в истории и традиции» Белград 1990 год

    Житие Свв. Симеона Мироточивого и Святителя Саввы, Сербских чудотворцев. Шамордино 1916 год

    «Кормчая Книга» ( Воскресение, Санкт-Петербург, 2011)

    Татьяна Римская и Савва Сербский. Святые, которым молятся студенты

    Качество жизни человека во все времена зависело от накопленных им знаний. Но сегодня, в век высоких технологий, полученное нами образование ещё более важно для всей нашей жизни. 25 января Церковь вспоминает сразу двух великих святых, которым мы молимся о достижении успехов в учёбе. Сегодня мы расскажем вам о святителе Савве Сербском и мученице Татьяне Римской.

    Читайте также:  Михаил Черниговский

    Святая Татьяна, учительница христианок

    Если спросить сегодняшних учащихся, почему мученицу Татьяну Римскую считают покровительницей студентов, многие вспомнят про Московский государственный университет. Это учебное заведение было открыто в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны и инициативе великого русского учёного Михаила Ломоносова. Поскольку императрица подписала свой указ именно в день памяти мученицы Татьяны, ей и присвоили покровительство наукам.

    Между тем, не всё так просто. В житии самой мученицы Татьяны Римской говорится о том, что её отец трижды избирался римским консулом. То есть, святая принадлежала к одному из знатнейших родов Римской империи и получила лучшее образование своего времени. А поскольку её родители были также и тайными христианами, дева с юности была хорошо знакома со Священным Писанием и трудами Отцов Церкви.

    Когда Татьяна достигла совершеннолетия, то решила всё своё время посвятить Церкви. Римский папа поставил деву диакониссой, то есть учительницей для женщин-христианок. Татьяна готовила новых верующих ко крещению, раскрывая для них основы христианской веры, а также надзирала за порядком в женской части храма во время богослужений, распределяла пожертвования и ухаживала за больными.

    Духовный талант Растко Неманича

    В день памяти святой мученицы Татьяны Римской Церковь вспоминает и другого покровителя учащихся. Растко Неманич был сыном великого жупана (князя) Сербии Стефана Немани. Отец стремился воспитать из Растко будущего правителя и собрал к нему лучших учителей. Но молодой княжич, хотя и преуспевал в науках, с детства стремился к молитве и уединению. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Растко сбежал на Афон и постригся в монахи с именем «Савва».

    Поначалу, Стефан Неманя глубоко скорбел о выборе своего сына. Но переписка с юным подвижником, всё более возраставшим в духе и разуме, перевернула и его сердце. Через некоторое время сам Стефан оставил престол другому своему сыну и прибыл на Афон к Савве, где также принял постриг с именем «Симеон». Мать святого Саввы, княгиня Анна, также полюбила монашество через его рассказы, стала инокиней и стяжала благодать Духа Святого.

    Родители святого Саввы Сербского прославлены в лике святых как преподобные Симеон Мироточивый и Анастасия Сербская. В дни своего подвига на Святой горе, святые Савва и Симеон возродили на Афоне заброшенный монастырь «Хиландар» и наполнили его сербскими иноками. Святой Савва оставил для нас собственноручно написанное житие своего отца.

    Прекращение братоубийственной войны

    Уходя в монастырь, Стефан Неманя оставил престол не старшему сыну Вукану, а среднему Стефану, которого считал более способным. Вукан покорился этому решению, но жажда власти подтачивала его сердце. Через несколько лет он объявил брату войну. Святой Савва не мог спокойно смотреть на то, как сербы убивают друг друга в распре двух родных братьев, и решил примирить их.

    Он поднял из раки нетленные мощи своего святого родителя и торжественно перевёз их с Афона в сербский монастырь Студеница. Туда же, по зову младшего брата, прибыли Симеон II и Вукан. В Стуненице Савва смиренно и с большой любовью уговорил братьев примириться.

    Перед гробом своего отца князья Вукан и Стефан II простили друг друга. Общим решением, Стефан II остался правителем большей части Сербии, а Зетское княжество на юге страны отошло в удел Вукану. При этом оба брата настояли на том, чтобы святой Савва возглавил и укрепил Церковь в Сербии. Сегодня многие молятся Святому Савве о прекращении вражды с близкими.

    Основание Сербской Церкви

    В правление Стефана Немани православных храмов и монастырей было мало, и все они находились в канонической зависимости от Константинополя. В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили столицу Византии, а патриарх бежал в Никею, где короновал нового императора и многими трудами начал восстанавливать разрушенную жизнь Церкви. На Сербию его сил и внимания уже не оставалось.

    По смиренной просьбе Саввы, Константинопольский патриарх рукоположил его в архиерейский сан и дал автокефалию Сербской Церкви. Святитель Савва деятельно принялся за возрождение духовной жизни в стране. По всей Сербии начали воздвигаться новые храмы и монастыри. Монастырь в Жиче стал резиденцией архиепископов. Через некоторое время архиепископ Савва создал восемь новых епископских кафедр, куда поставил архиереями своих учеников из Хиландара и Студеницы.

    Благодаря заботам святителя, в Сербии расцвели культура и наука. В отдалённые области отправились миссионеры с проповедью Евангелия. При монастырях стали во множестве переводить книги. Именно в это время, в Сербии на славянский язык перевели «Кормчую книгу». В стране в большом количестве начали появляться школы, а их выпускники стали создавать собственную сербскую литературу, которая позднее оказала влияние на литературу Руси.

    Не случайно, что в день российского студенчества Святая Церковь чтит память именно святителя Саввы Сербского и мученицы Татьяны Римской. Господь не оставляет нас своим промыслом! Ещё при жизни эти великие святые преуспели в учении сами и сумели помочь в этом многим христианам. Сегодня, предстоя перед престолом Всевышнего, они также молятся за всех, постигающих науки. Помолитесь им за себя и Ваших учащихся близких!

    Подать записку на Литургию:

    Великомученице Татьяне Римской у ее святых мощей:

    40 молебнов великомученице Татьяне Римской у ее святых мощей:

    Савва Сербский

    «Вот, боголюбивые мои, догмат Православных Святоотеческих Преданий. Следуя ему, и мы также веруем и так исповедуем, а всех еретиков и всякую ересь проклинаем» — свт. Савва Сербский.

    (из Жичкой беседы о правой вере)

    Святой Савва Сербский – первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам и день памяти этого Святого в Русской Православной Церкви приходится на 12 января (по ст. ст.), хотя в Сербии память этого Святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов и выяснилось, что, действительно, Святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14 числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.

    Вклад Святого Саввы Сербского в утверждение Вселенского Православия весьма велик. Благодаря отцу Стефану Немани (в будущем св. Симеона Мироточивого) четкое определение принадлежности Восточной Церкви после раскола в 1054 году наполнило смыслом всю жизнь и неутомимую деятельность Святого Саввы на благо утверждения истины. Надо отметить, что его отец Стефан Неманя, а после и брат Стефан, находились в вассальной зависимости от папы Римского. С 1062 года главным пастырем Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима и ему подчинены были епископии Сербии и Албании. Отец Саввы Стефан Неманя видел, что латинство, чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. В младенчестве своем, рожденный в Зете, Стефан Неманя был крещен латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от православного Рашского епископа Леонтия, как повествуют об этом в его житии его сыновья, свт. Савва и св. Стефан. Без этого шага отец свт. Саввы Стефан Неманя не только бы не достиг могущества великого жупана всей Сербии, но и не уцелел бы в своей маленькой области Рашской. Ему пришлось воевать со всеми отдельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что он был заключен родными братьями в подземную пещеру в монастыре Джурджевы Ступови. Но Сербский народ встал на сторону православного Стефана. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом латинства; вера чистая восточная было по душе народу; приняв ее на своем родном языке во время свв. Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие латинства.

    На Святой горе по одобрению византийского царя Алексия Третьего Ангела свт. Савва и отец его (в монашестве Симеон) откупили старый разрушенный монастырь Циг и к 1199 году возвели Хиланадар. После смерти отца, почившего на руках своего сына, Савва был склонен к уединению, потому он поселился в Карее, в построенной им самим отшельнической келии. Ради строгости жизни им был составлен краткий Карейский типик (устав отшельнической жизни). Строжайший пост (пища один раз в день, в понедельник, среду и пятницу без елея и вина), непрестанная молитва, ежедневно прочитывалась вся Псалтирь, в субботу и воскресение на утрене перед Литургией прочитывался целый Евангелист. Во время безмолвия в Карее свт. Савва написал житие своего отца, преподобного Симеона Мироточивого. Позднее свт. Саввой был написан Хиландарский типик, более полный, (для братии), которого монахи этого монастыря придерживаются до сих пор. По этому уставу монахам не позволялось иметь никакой собственности, даже одной медной монеты, пищею должны были пользоваться в общей трапезе и по келиям ничего не держать съестного, одежду также полагалось получать от монастыря. Каждый день братия должны были исповедовать грехи игумену, если он есть (позднее игуменьей Хиландара стала икона Богородицы Троеручица), или духовнику, игумен должен был учить всех и каждого пути спасения. Те, которые чувствовали себя свободными от нечистых помыслов, гнева, ропота, памятозлобия, могли приобщаться Святых Тайн три раза в неделю; иначе только раз в неделю; в прочем это решал духовник. Празднословие запрещалось, сидит ли брат в келии или работает, он должен был иметь в устах молитву или церковное песнопение. Подле монастыря Савва устроил гостиницу для принятия странных, нищих и больных: им обитель должна была доставлять пищу и одежду. Несмотря на склонность свт. Саввы к уединенным подвигам, Господь иначе распорядился его жизнью. Из любви к истине и своему народу ему вскоре пришлось оставить Святую Афонскую Гору.

    Кровавые Крестовые походы на Восток в 1203 году ради освобождения гроба Господня от мусульман окончательно погубили Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга. Кроме того внутри Сербии большой вред происходил от еретиков богомилов и внутренних распрей между братьями Вуканом и Стефаном. Чтобы примирить братьев и ради ограждения Сербии от влияния латинян, свт. Савва решается в 1208 году перенести мощи своего отца преподобного Симеона на Родину. Мощи были положены в монастыре Студеница – со временем этот монастырь стал очагом Православия и средневековым центром просвещения и культуры. Равносильным по значению монастырю Студеница, позднее становится монастырь Жича, возведенный свт. Саввой. Великой заслугой свт. Саввы перед Богом и сербским народом было обретение независимости Сербской Православной Церкви от папского престола. После усердной молитвы и глубоких размышлений во время непродолжительного пребывания на Святой Горе Афон в 1219 году Савва отправился в Никею к патриарху и царю Феодору Ласкару, чтобы испросить независимость от Охридской архиепископии и устроить Поместную Сербскую Православную Церковь. Никейский патриарх Мануил рукоположил Савву в первого архиепископа Сербского, тогда же вновь рукоположенный архиепископ Савва испросил позволения независимо и самостоятельно рукополагать Сербских епископов на поместном соборе без участия Никейского патриарха. Обретя формальную независимость, архиепископ Савва вернулся в Сербию для рукоположения епископов и устроения Поместной Церкви. Чтобы определить взаимоотношения между Церковью и государством в 1219 году свт. Савва составил «Номоканон» (Законоправило) или «Кормчую Книгу», которая позднее, принесла большую пользу и России. «Кормчая Книга» святителя Саввы представляет собой свод правил, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. «Кормчая Книга» Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Святых Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы «Отче наш», Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина. Древнейший русский список этой «Кормчей Книги» — Рязанский 1284 г. «Кормчая Книга» — это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян. Основное издание «Кормчей Книги» в России совершилось только в 1650 году, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Кормчая Книга стала основой прав в Российской империи и оставалась таковой до 1917 года. В «Кормчей Книге» отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов применения в управлении государством ее евангельского значения стало Сербское королевство. Архиепископ Савва находил взаимопонимание и поддержку во всех своих начинаниях со стороны родного брата, им коронованного короля Стефана. Сербская Православная держава по евангельскому примеру Марфы и Марии в государственной симфонии просуществовала до 1389 года, то есть до Косовской битвы.

    В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Из жития свт. Саввы мы знаем, что юный Растко (мирское имя свт. Саввы) тайно ушел на Святую Гору Афон вместе с русским монахом. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.

  • Ссылка на основную публикацию