Рождество Христово в православии: история праздника, традиции и чем отличается от католического

Рождество: история и традиции праздника

Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. Праздник Рождества Христова – это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Даже наш календарь отсчитывает вот уже третье тысячелетие именно с этого момента.

Такое важное событие свершилось, как известно, тихо и неприметно: Мария и Иосиф, придя на перепись в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились в пещере для скота (вертепе), где ночной порой и родился Младенец Иисус.

Первыми после этого пришли к пещере не цари и не священники, а простые пастухи, которым, по свидетельству евангелистов, поведали о великой радости ангелы. А в небе зажглась яркая звезда – она для всех нас и поныне один из главных символов Рождества.

Эта звезда и привела через некоторое время в Вифлеем трех мудрецов (волхвов) с Востока. История сохранила даже их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. С помощью расчетов и древних пророчеств они узнали о том, что должен родиться Спаситель мира, и принесли Ему свои дары: золото, как символ царской власти (сохранилось 28 пластинок с орнаментом), благоухающие смирну и ладан (до нас дошли около 70 шариков-бусинок). До сих пор эти дары хранятся в монастыре на горе Афон.

” Когда начали ежегодно праздновать Рождество, сейчас достоверно неизвестно. Но уже с IV века его дата (разнящаяся в западном и восточном церковных календарях) остается неизменной, а сложенное тогда Григорием Богословом праздничное слово до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается – славьте!».

Сейчас Рождество – официальный, а вместе с тем очень домашний и любимый праздник во многих странах мира.

Традиции празднования Рождества

Именно празднику Рождества мы обязаны многими замечательными традициями. Самый известный символ праздника – конечно, украшенная елочка! Сначала это было ветви деревьев, сплетенные в венок (наверняка многие знают про ветви омелы в Англии) и украшенные яблоками, цветами. Говорят, что уже в VIII веке в Европе наряжали к Рождеству именно елку, украшая ее лакомствами (сладостями, орехами, фруктами), колокольчиками и свечами.

” Многие украшения поначалу имели символический смысл. И сейчас звезда, венчающая рождественскую ель, напоминает нам о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам.

Специальные легкие елочные игрушки появились позднее. А в последние столетия нарядные ели, бывшие рождественским украшением домов, «вышли» и на площади городов.

Другая, ставшая всеобъемлющей, рождественская традиция – дарить подарки всем родным и близким, берущая свое начало от даров, которые принесли волхвы. Для тех, кто далеко от нас в этот день, уже полторы сотни лет существуют замечательные рождественские открытки, не только бумажные (часто сделанные своими руками), но теперь и виртуальные.

Иногда подарки в разных странах «помогают» дарить рождественские гномы или Пэр Ноэль, Дед Мороз или Санта-Клаус, но, думается, приятно и просто взаимно обменяться дарами и открытками.


Интересной традицией празднования Рождества Христова стало изготовление вертепов, как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой – словом, участниками тех событий.

Как празднуют Рождество в разных странах

Французы были одними из первых, кто начал делать специальные стеклянные елочные шары (заменяющие яблоки). И сейчас ель непременно украшает в рождественские и новогодние дни каждый французский дом, а рядом стоят… ботинки или сапоги, куда таинственным образом попадают подарки для детей. После посещения праздничной мессы – семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена.

В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки.

В Швеции елка украшена цветами и – булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу.

В Сербии (где Рождество, как и в России, отмечают 7 января) празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому. Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага.


В Германии
многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка (традиционные цвета её убранства – красный и зеленый).

За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно – индюшка и «штоллен», традиционный пирог-кекс.

В Англии уже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин.

” Праздничное меню здесь, как и положено в Англии, очень традиционное: индейка, пудинг, печенье с запеченными внутри записочками-поздравлениями, печеные каштаны и картошка. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы!

Праздник Рождества в России

За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.

Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни. Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий – едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. А в ночь на Рождество во всех храмах проходит праздничное богослужение, после чего праздник продолжается в семьях.

Каких-то определенных традиционных блюд, в отличие от празднования Пасхи, на Руси нет – на стол ставится всё, что порадует домашних. В рождественские дни каждый хозяин старается вкусно угостить любого гостя.

В каждой стране сложились свои популярные рождественские песни. Немало таких песен и у нас – точнее, в России поют, славя Рождество Христово, и украинские, и белорусские святочные песни.

” Иногда, как в прошлые века, дети с пением обходят дома, неся яркую звезду; хозяева же одаривают их угощением.

В XIX веке Рождество стало праздноваться не только в храмах и домах, но и более широко: стали проходить рождественские балы и приемы, появился обычай наряжать елку гостинцами, яблоками и класть под нее подарки – эту моду «привезла» из Европы царица Александра Федоровна.

Советская власть, борясь с религией, старалась не просто запретить этот праздник, но даже изгладить память о нем. Запрещенная поначалу елка, правда, в послевоенные годы вернулась в дома, уже в качестве «официально разрешенной» новогодней, а звезда на ней из золотой стала «кремлевской» – красной пятиконечной.

Однако во многих российских домах в течение всего минувшего века поздравляли друг друга с Рождеством, дарили подарки и даже устраивали праздники, в первую очередь для детей. А в уцелевших храмах неизменно совершались торжественные праздничные службы.

” Официально праздник Рождества вернулся в Россию в 1990 году.

И сейчас сохранился обычай широкого празднования Рождества. Этот праздник – во многом «детский», и во всех воскресных школах бывают интересные елки, концерты, утренники или представления. Устраиваются гуляния, игры для детей и взрослых.

На протяжении всех Святок (до 18 января) христиане ходят с поздравлениями и праздничным славлением друг к другу. А в первую очередь навещают тех, кому одиноко и нелегко: приходят к больным, домой и в больницы, в детские дома, дома престарелых, даже (по возможности) передают подарки в тюрьмы. Ведь Рождество Христово напоминает нам о том, что свет, любовь и добро живут в каждой душе.

Желаем вам и всем вашим близким в эти праздничные дни счастья, любви, мира и спокойствия!

Святой Роман Сладкопевец

Музыка — один из важных ключей к человеческой душе, и любой человек, побывавший на богослужении в церкви, согласится с этим утверждением. Церковная музыка совершенно особенная, таинственная сфера влияния на человека, через нее, переживая катарсис, приходят к очищению души и покаянию, она поднимает человека над миром страстей и приближает к Богу.

В истории церкви с возникновением богослужебных песнопений связано имя Романа Сладкопевца, являющегося зачинателем жанра церковной музыки.

Житие святого

Роман Сладкопевец был рожден в маленьком городке Емесе, что находится в Сирии, хотя являлся греком по происхождению. Понимание своего предназначения пришло к Роману с малых лет, поэтому он, устремленный сызмальства к Богу, избегал всяческих неблагочестивых поступков. В пору своего отрочества он отправился в город Берит (сейчас Бейрут), чтобы служить пономарем в одной из городских церквей.

По восшествии на императорский престол Анастасия I, святой Роман переехал в Константинополь, где стал служить в храме Пресвятой Божией матери. По воле же божией через небольшое количество времени Роман был принят пономарем в храм Святой Софии — центр православной культуры тех лет.

Невзирая на то, что в детстве Роман не имел возможности получить духовное образование, и даже просто обучиться грамоте, дела его во славу Господа существенно превосходили многих иноков.

Такая устремленность к духовной сфере не осталась незамеченной, и Романа заметил патриарх Евфимий, ставший затем его наставником и даже покровителем. Конечно, такое положение вещей не могло не вызвать зависть по отношению к Роману со стороны других клириков. Следует заметить, что и для патриарха такое покровительство стало причиной некоторых проблем с духовенством Константинополя.

Чудесный сон

Многие из священнослужителей старались отомстить Роману за так удачно складывающуюся духовную карьеру и устраивали ему разного рода испытания. Одно из них случилось на праздник Рождества Христова, на службе, где присутствовал сам император. Так, во время торжественного богослужения, когда Роман расставлял по храму светильники, некие клирики, лукавством заставили выйти молодого человека на амвон и исполнять хвалебную песнь Господу, что вовсе не соответствовало обязанностям Романа.

Клирики же прекрасно знали, что на тот момент Роман не обладал в достаточной мере музыкальными дарованиями и, выйдя на пение, непременно станет предметом насмешек. Так и произошло. Испытав унижение, в отчаянии Роман пал пред ликом Пресвятой Божией Матери и долго плакал и молился, а после отправился домой, где вскорости предался сну, дабы забыть тяготы прошедшего дня.

Во сне же ему явилась сама Богородица и передала в руки некий свиток, повелел открыть уста и съесть этот свиток. Исполнив завет Богоматери, святой Роман проснулся, и еще не придя в себя полностью от происшедшего с ним во сне, почувствовал снизошедшую на него Божию благодать. Вспомнив о вчерашнем унижении, он возблагодарил Матерь Божию за те знания, которые она передала ему во сне.

Доверившись Господу, святой Роман отправился в церковь, где как раз происходила всенощная служба, и пришло время воспевать праздничные песнопения. В храме Роман вновь вышел на амвон и исполнил сочиненный им самим кондак в честь Великого праздника Рождества Христова, но таким голосом, что все присутствующие в храме диву дались, услышав столь сладостные песнопения.

Патриарх Анастасий I, присутствующий в этот момент на службе, удивился совершившемуся в храме на глазах у всех, чуду и спросил Романа о том, как узнал он об этом дивном пении и как обрел дар такого величайшего исполнения песен Божиих. На что Роман, не стесняясь прихожан храма, рассказал об истории, случившейся с ним во сне и о явлении ему Матери Божьей. Услышав историю обретения чудесного дара песнопения те клирики, которые строили козни Роману, испытали стыд за свои поступки, раскаялись и попросили у него прощение. Патриарх после случившегося присвоил Роману сан дьякона и прозвал его Романом Сладкопевцем.

Интересно! За свою жизнь преподобный Роман создал около тысячи молитв и гимнов, предназначенных для исполнения на различных церковных праздниках.

Прожив долгую жизнь, посвященную Господу, Роман Сладкопевец отошел в мир небесный в 556 году, однако его певческое наследие живо и по сей день.

Христианское воспитание

Равно как о жизни, так и о воспитании и образовании святого Романа Сладкопевца существует самые разные гипотезы.

  • Так согласно одним данным, Роман происходил родом из христианской семьи и знал о Боге с раннего возраста, однако, не отличался грамотностью.
  • По другой же версии, опираясь на созданные святым Романом поэтические произведения, ученые выяснили, что юноша, вероятно, имел классическое образование, потому как с легкостью включал в тексты своих кондаков как медицинские термины, так и имена Платона, Демосфена и Гомера.

Опираясь на медицинские познания, исследователи биографии Романа сделали вывод, что скорее всего святой происходил из еврейской семьи, так как в те времена евреи, помимо ростовщичества, занимались медициной.

Почитание

В России памятником святому Роману Сладкопевцу выступает храм Рождества Пресвятой Божией Матери, находящийся в Санкт-Петербурге при Петербургской государственной консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения, связанного непосредственно с музыкой, с особой теплотой чтят память преподобного Романа. Студенты и преподаватели консерватории считают Романа Сладкопевца своим покровителем, вероятно поэтому в стенах этого заведения хранится икона с образом этого святого.

На заметку! Памяти преподобного Романа Сладкопевца посвящены несколько храмов. В России эти храмы расположены в Санкт-Петербурге, Сибири и Нижнекамске, также известен один храм, построенный в честь святого на Украине, в Киеве.

Молитвенные просьбы

Как уже было сказано, особым почитанием пользуется святой Роман у музыкантов, как профессиональных, так и любителей, а особенно тех, кто связал свою жизнь с церковным пением. Потому и молятся чаще всего этому святому с такими просьбами, как:

  • развитие музыкального таланта;
  • помощь в профессиональной самореализации;
  • избавление от неуверенности перед выступлениями на публике.

Также к святому Роману обращаются с молитвой, когда требуется защита от зависти и недобрых людей, избавление от разного рода пороков и грехов, при немощи перед пониманием Священного Евангелия и молитв.

Мужчины, носящие имя святого, либо их родители, могут обращаться к Роману Сладкопевцу за помощью во многих нуждах, так как он является их наипервейшим святым заступником.

Еще о православной молитве:

Факты о жизни

Кондак, исполненный Романом Сладкопевцем после явления ему Богородицы во сне до сих пор звучит в церкви во время рождественских служб:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Дни памяти и мощи

Ежегодно 14 октября (1 октября по старому стилю), в день Покрова Пресвятой Богородицы, отмечается день памяти святого Романа Сладкопевца.

К большому сожалению, информации о том, где находятся святые мощи Романа Сладкопевца, до сих пор не найдено. Однако прихожане многих храмов часто обращаются в молитвах перед иконой святого Романа.

Кроме того, этот святой представлен на иконе Покрова Божьей Матери, неслучайно в этот праздник церковь отмечает день его памяти.

Заповеди и творения

Одной из важнейших заповедей жизни Романа Сладкопевца является верность Господу Богу и следование той участи, которую Он для каждого уготовил. Житие святого прямое тому подтверждение, ведь именно благодаря вверению себя в руки Бога святой Роман создал столько значительных поэтических и песенных творений.

Интересно! Совершенно все творения этого святого отличают такие черты, как простота, но при этом богатство и изящество стихотворной формы, отсутствие аллегорий, однако пафос христианских тем.

К сказанному выше стоит добавить, что полного исследования как жизни Романа Сладкопевца, так и его творчества до сих пор нет. Более того, со сменой типа церковного пения от кондаков до более простых канонов, судьба поэта и святого Романа становится, к сожалению, известна все меньшему кругу людей.

Труды

Среди наиболее известных русских переводов Романа Сладкопевца известны следующие:

  • кондаки и икосы;
  • песни святого Романа на страстную седмицу;
  • плач Пресвятой Богородицы при кресте;
  • кондак на Рождество Христово;
  • кондак на Светлую Пасху;
  • кондак на неделю ваий;
  • кондак на пятидесятницу;
  • гимн на Иуду Предателя;
  • кондак Иосифу Праведному.

Письма и цитаты

Письма и послания, написанные святым Романом, не переведены на русский язык и для нашего читателя не доступны. Прежде чем перейти к цитатам поэтического творчества Романа Сладкопевца, необходимо заметить, что в России многие кондаки стали известны благодаря переводам известного лингвиста и языковеда Сергея Сергеевича Аверинцева.

Далее представлены несколько цитат из кондаков святого Романа:

  • Горьки воды пучины губительной,
    сладки яства гортани заморские;
    и плывут человеки над бездною,
    понуждаемы чревом и алчностью,
    предают себя палубе зыблемой,
    небрегут о погибели горестной…
  • Похоронившие себя вместе с Христом через крещение
    и воскреснувшие вместе с Ним, в пении воскликнем, говоря:
    «Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало?
    Ибо воскрес Господь — Жизнь и Воскресение».
  • Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,
    Не могут по морю свой путь совершать,
    Ибо сам корабль их препятствует бегу,
    Не помогает ни кормчего ловкость, ни руль.
    Так же и все, плывущие к Царству Небесному,
    И всякой добродетели груз на себя возложившие,
    Но обнаженные милосердия, Не могут достигнуть пристани неба
    И не получат
    Нетленный венец.

В целом же жизнь Романа Сладкопевца демонстрирует нам, людям, пример духовных подвигов и верности своего делу и Господу. Всю свою жизнь святой Роман наполнил молитвами, постами и изучением церковных основ, ибо к этому его призвал сам Бог.

Чудеса

О чудесах, происходящих не без участия святого Романа, ходят церковные легенды, о многих из них часто рассказывают сами священники.

Читайте также:  Именины в октябре женские имена по церковному календарю и мужские

Так известен случай, когда в храме праздновался день памяти блаженной Ксении Петербуржской и в те годы ей не было еще посвящен отдельных текстов для проведения служб, однако количество книг и молитвенников, необходимых для проведения богослужения поражало. Батюшка, всерьез переживая запутаться в книгах и в склонении имени святой помолился Роману и служба прошла гладко.

В другой раз равно такое же чудо было отмечено при чтении канона Богородице в одну из вечерних служб. Оказалось, что кондак занимает большое количество страниц, к тому же написан единым предложением, что осложняло его прочтение, как говорится, на одном духе. И вот священник, с чьих слов записана эта история, обратился с молитвой к святому Роману и на одном дыхании, на удивление другим священникам, прочитал написанное так, что не был утрачен смысл текста.

Никто из присутствующих священнослужителей не усомнился в этот момент в помощи святого.

Творец рождественского кондака: центральный эпизод жития и его отражение в изобразительном искусстве

Алексей Гудков

Соискатель Российского государственного гуманитарного университета


И рече ко мне: сыне человеч, снеждь свиток сей, и иди и рцы сыном Израилевым.

Иез. 3:1

В истории литургического творчества прп. Роман Сладкопевец (кон. V в. — ок. 556) известен как один из первых великих гимнографов и непревзойденный мастер кондакарного жанра [1]. Наша статья посвящена изобразительной традиции и символической интерпретации центрального эпизода «Жития» св. Романа — эпизода, благодаря которому «дурноголосый» и неграмотный пономарь Роман стал «сладкоголосым» гимнографом и автором главного рождественского песнопения, за что был прославлен Церковью в лике святых под именем Сладкопевца.

Согласно «Житию», будущий святой, сириец по происхождению, несмотря на многие добродетели, был несведущ в греческой грамоте и отличался слабым неприятным голосом. Будучи пономарем храма Софии Константинопольской, он был приближен к себе патриархом Евфимием, что вызвало зависть со стороны остальных клириков. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова в присутствии императора и патриарха они силой вытолкнули его на амвон и заставили исполнять хвалебные песнопения, но своим голосом Роман вызвал лишь всеобщие насмешки. Тогда, придя домой, он стал истово молиться перед иконой Божией Матери и так заснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руке. Она протянула этот свиток Роману и повелела съесть его. Роман исполнил наказ Божией Матери и, восстав ото сна, тотчас почувствовал прилив «неизреченныя сладости и утехи духовныя», в уме своем ощутил «разумение книжное, отверзе бо ему Дева Богородица, якоже иногда [2] сын ея апостолом, ум разумети писания; и наполнися сердце его премудрости великия». С того момента голос Романа преобразился и «течаше от уст его аки река премудрость» [3]; а первыми словами «сладкогласого» гимнографа, когда тот взошел на амвон, были: «Девая днесь Пресущественнаго раждает» — начальная строка знаменитого рождественского кондака.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Роману певцу →

Наиболее раннее из известных нам изображений явления Богородицы спящему Роману присутствует на одной из миниатюр Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, fol. 78r). Этот Минологий, созданный в начале XI в. для императора Василия II Болгаробойцы, является древнейшим из дошедших до наших дней иллюстрированных греческих агиографических сборников. Миниатюра с изображением Божией Матери и прп. Романа принадлежит кисти мастера Мины. Манера исполнения миниатюры близка к живописи периода македонского ренессанса с характерными для нее античными чертами. Роман изображен полулежа, над ним склонилась Богородица; в правой руке у нее находится свиток, который она вкладывает в уста будущего гимнографа. Гармонично расположенные фигуры окружены гористым пейзажем, на заднем плане возвышается церковь. Моделировка объема дается свободными штрихами и цветовыми пятнами. Живо переданы движения и выражения лиц персонажей. Цвета подобраны с тонким вкусом. Миниатюра имеет золотой фон.

Сцену ночного видения прп. Романа мы также находим на миниатюре Троицкого (Лаврского) кондакаря начала XIII в. (РГБ. Троицк./I. 23, л. 1об.). К сожалению, живопись имеет много утрат. Роман представлен полулежа. Нижняя часть туловища накрыта красной материей. Богородица в тёмно-вишнёвом мафории протягивает ему свиток. Рисунок отличается приятной цветовой гаммой, изяществом и плавностью линий.

Кроме того, довольно часто мотив вкушения свитка встречается в иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы, с которым совпадает день памяти гимнографа (1 (14) октября). Особенно это характерно для русских икон второй половины XVI–XIX вв. Работ с интересующим нас сюжетом довольно много. Перечислим лишь некоторые из них: 1) икона «Покров Божией Матери» третьей четверти XVI в., происходящая из Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение);

2) икона новгородского письма второй половины XVI в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); 3) икона среднерусского письма конца XVI в. (Музей-заповедник «Коломенское»); 4) икона начала XVII в. (собрание Новодевичьего монастыря); 5) палехская (предположительно) икона XIX в. (Ярославский художественный музей). Причем какая-либо последовательность в расположении на иконах эпизода «выпивания» хартии попросту отсутствует: мы находим его в самых разных частях живописной композиции.
Св. Роман был отнюдь не первым, кто обрел свой дар, вкусив преподнесенный ему свиток (κεφαλίς, βιβλαρίδιον, κονδάκιον, τόμος) — исписанный с одной или двух сторон кусочек хартии (χάρτης). Что же стоит за этим сюжетом?

Впервые мотив вкушения хартии встречается нам в видении пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Съев данный ему Богом свиток, который в устах его был «сладок как мед», Иезекииль тут же исполнился пророческого дара и божественной благодати (Иез. 3:1–3). Аналогичным образом обретает свой пророческий дар Иоанн Богослов: приняв «раскрытую книжку» из рук ангела, Иоанн, повинуясь небесному гласу, съедает ее (Откр. 10:8–10). Впоследствии этот инициатический мотив мы также находим в житиях прп. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста.

Согласно «Житию» св. Ефрема (ок. 306–373), преподобный, будучи еще юношей, отрекся от мира и, уйдя в пустынные горы, стал предаваться посту и молитве. Через некоторое время одного из отцов расположенного неподалеку монастыря посетило видение: некий таинственный муж, сияющий словно ангел, держал в руке «свиток написан» и вопрошал о том, кто может принять и сохранить его; тогда глас с неба ответил сияющему мужу, что никто не достоин, кроме Ефрема; после этого ангелоподобный муж вложил свиток в рот стоявшего перед ним молодого подвижника. Утром выяснилось, что схожее видение посетило и другого инока, только вместо сияющего мужа свиток, «написаный внутрь и извне», нес сонм ангелов. Тогда же оба инока увидели, что Ефрем выступает перед братией с поучительными речами — «яко источник» истекает из его уст [4].

В «Житии» свт. Иоанна (ок. 347–407) мы встречаем рассказ про то, как будущий святой после смерти матери поселился в монастыре. Вскоре затем тамошний старец Исихий, отличавшийся прозорливостью, в одну из ночей «восхищен бысть умом, и виде таковое видение»: два благолепных мужа в сияющих белых одеждах снизошли с небес и вошли к молящемуся Иоанну; первый из них держал «свиток написан», а второй — ключи; назвав Иоанна «новым Даниилом» [5], они сказали ему, что посланы Самим Христом; после этого первый муж протянул ему свиток с такими словами: «Приими свиток сей от руки моея, аз бо есмь Иоанн возлегий на перси [6] Господни на Тайней вечери, и оттуду почерп божественная Откровения. Дает же и тебе Господь уведати вся Премудрости глубины, яко да питаеши людей не гиблющим учения брашном [7], и да заградиши усты твоими еретическая и иудейская уста, глаголющая беззаконие на Бога нашего»; второй же муж «подаде» Иоанну ключи, представившись при этом апостолом Петром, которому «вверены суть ключи Царствия» [8].

Как иллюстрация к житию свт. Иоанна Златоуста особого внимания заслуживает фреска «Явление Христа-Премудрости св. Иоанну Златоусту» на северной стене вимы храма Св. Софии в Охриде 1037–1056 гг.: Христос-Премудрость в виде ангела с крестчатым нимбом во главе апостольского лика является возлежащему на ложе св. Иоанну и вкладывает в его уста некий чудесный свиток, при этом на чело святителя падают лучи, исходящие от лика Св. Софии. Очевидно, что изображенный на фреске свиток содержит текст литургии, полученный свт. Иоанном в виде откровения от Самого Христа — как «дар Премудрости».

Инициатические обряды и религиозные практики, связанные с ритуальным употреблением в пищу того или иного вещества, известны с глубокой древности. При этом считалось, что инициируемый наследовал определенное свойство, присущее вкушаемому предмету. Данное свойство могло быть как имманентным, присущим предмету по природе, так и приписываемым. В качестве потребляемого вещества обычно выступала частица чего-то (или кого-то) глубоко чтимого, овеянного сакральным ореолом. Для ближневосточной традиции, на почве которой рождается христианство, таким предметом исстари была книга — сакральные письмена, изначально имевшие форму свитка.

К IV в. под влиянием ближневосточной духовности в восточной части Римской империи также сложилось особое, чрезвычайно почтительное отношение к письменам. В восточнохристианском Средневековье, пропитанном идеей парусии (греч. «присутствие»), письменный текст воспринимался как полноценная замена непосредственного общения, будь-то с Богом или человеком. Симптоматично, что для обозначения как «записанного голоса» (письма), так и «незаписанного голоса» (устного сообщения) использовался один и тот же термин — «λόγος» [9]. Полученное письмо вне зависимости от содержания считалось поводом к радости и воспринималось как благодеяние, милость (χάρις). А, описывая свои чувства при получении писем, свт. Иоанн Златоуст даже употребляет термин «ненасытимость» [10].

Для рассматриваемой традиции также характерно сравнение рубцов от бичей и ран от гвоздей и копья на теле Христа с пурпурным письмом, а самого тела — с писчей хартией. «Христос-Бог наш, трость Креста в красные чернила Своей Крови обмакнув, Ты по-царски подписал нам хартию о прощении грехов» — поется в стихире-славнике на «Господи воззвахъ» Крестопоклонной недели [11]. Другими словами, божественная Кровь соотносилась с чернилами, а Тело — с писчим материалом.

В Византии существовал интересный и знаковый во многих отношениях ритуал, прообразом для которого послужило таинство евхаристии: с целью облегчения процесса обучения грамоте ребенка приводили в церковь, выводили чернилами на дискосе 24 буквы греческого алфавита, смывали написанное вином и давали мальчику испить эту смесь вина и растворенных в нем букв; при этом читались отрывки из Нового Завета [12]. Напомним, что, согласно «Житию» св. Романа, будущий гимнограф не «съедает», но «выпивает» (!) хартию. Более того, данное событие происходит накануне Рождества, то есть за день до явления в мир воплощенного Слова-Логоса. Символичным представляется и то обстоятельство, что первое явление обретенного дара имело место ни где-нибудь, но в храме, посвященном Софии Премудрости Божией, отождествляемой в Предании со Вторым Лицом Св. Троицы (1Кор. 1:23–24), то есть все с тем же воплотившимся Логосом. А образ Софии-Христа в свою очередь соединяется в православной традиции с образом «божественной книги».

В связи с сюжетом поедания хартии следует также учитывать, что по средневековым представлениям еда есть не просто физиологический акт, но ритуальное действо, чин, отсылающий к Тайной Вечере. Принимая нечто от того или иного человека (а тем паче сакрального существа), мы свидетельствуем не только дружеское расположение по отношению к нему, но и полное духовное единение с ним. Более того, вместе с вкушаемой пищей мы приобщаемся к его ментальным качествам, наклонностям и талантам, будь-то добрым или злым. Так, если обретение некоего дара, божественной благодати, связывалось с принятием вовнутрь чего-либо, полученного из рук подвижника, святого или ангела; то, например, согласно представлению, широко бытовавшему в среде русского крестьянства, причиной запоя был бес, которого проглатывали вместе с вином. Неслучайно в Средние века среди православных соблюдался запрет разделять трапезу с еретиками и иноверцами, принимать от них пищу и даже употреблять общую с ними посуду, дабы и самим ненароком не приобщиться к ереси, впасть в скверну. Данные запреты до сих пор соблюдают некоторые старообрядцы, потчующие гостей-иноверцев из специально предназначенной для этой цели посуды — «инородческой чашки».

Помимо историй пророка Иезекииля, Иоанна Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и Романа Сладкопевца схожие инициатические сюжеты содержатся также в житиях свв. Амвросия Медиоланского (ок. 339–397), Андрея Критского (ок. 660–740) и Сергия Радонежского (1314–1392). Однако в них роль свитка отведена пчелам (Амвросий Медиоланский), причастию (Андрей Критский) и кусочку просфоры (Сергий Радонежский). Лицо спавшего младенца Амвросия покрыл рой пчел, которые, влетая в открытые уста ребенка, оставляли на его языке мед. Немой от рождения Андрей Критский заговорил в возрасте 7 лет, получив дар речи через первое причастие. Отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) обретает книжное знание, съев кусочек просфоры, который дает ему повстречавшийся в лесу инок.

Если эпизоды житий Андрея Критского и Сергия Радонежского не требуют пояснений — и там, и там, как и в случае с хартией, речь идет о принятии во утробу божественного Слова, после чего оба получают соответствующие дары; то случай Амвросия Медиоланского на первый взгляд вызывает некоторое недоумение. Однако данное недоумение легко разрешается, если обратиться к корпусу ассоциаций и представлений, связанных с пчелой и медом в Средние века. Эти ассоциации и представления берут свое начало не столько в ближневосточной, сколько в античной традиции, где образ пчелы неразрывно связан с искусством слова. В дохристианское время греки называли пчел «птицами муз» и связывали их с поэтами, философами и пророками, грань между которыми в древности не проводилась. В Древней Греции пчелы и мед выступали аналогом ближневосточной хартии, принимая на себя инициатическую функцию подателей пророческого вдохновения и поэтического дара. Впрочем, в аналогичном ключе пчелы часто упоминаются и в ближневосточной традиции. Начнем с того, что имя «Пчела» (евр. deborah) носят две героини библейского повествования, одна из которых является кормилицей, а другая — пророчицей. Пчела «мудростью почтенна» (Притч. 6:8), а «плод ее — лучший из сластей» (Сир. 11:3). Сама же мудрость (σοφία) уподобляется меду, что каплет из уст Церкви-невесты в «Песне песней» (Песн. 4:11). Нелишне будет вспомнить и слова Книги Притчей Соломоновых: «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души» (16:24). А мед, как известно, приносят пчелы.

Таким образом, в житийном повествовании хартия, просфора, пчела и приносимый ею мед представляют собой взаимозаменяемые знамения божественной благодати, милости (χάρις), принятие которых выступает символическим аналогом таинства евхаристии.

Подведем итог. Отношение к написанному слову, к книге, как к сакральному объекту, инициатическому носителю нетленных истин, мы встречаем на всем временном и географическом протяжении восточнохристианской культуры, центральным концептом которой становится Слово как Λόγος ο Θεός. «Святые писания» в виде свитка или кодекса выступают не только непременным атрибутом многих изображений Христа, ангелов и святых, но и в качестве символа христианства как такового. Путь приобщения к истине, к обретению духовных даров и благодати лежит через «божественную книгу», которую нужно «вкусить», «наполнить» ею утробу, «насытиться» ею.

Оказавшись во чреве инициируемого, божественное Слово мистическим образом усваивается и «прорастает» в его утробе, являясь в виде творческого (словесного) дара. Именно это и произошло с прп. Романом — автором сотен молитвенных песнопений, первым из которых был знаменитый рождественский кондак.

Примечания

[1]. В дореформенной богослужебной традиции, а сегодня в старообрядчестве, прп. Роман именуется не иначе как «Роман певец кондакорей».
[2]. Иногда̀ — когда-то, некогда, прежде.
[3]. Житїѧ свѧтыхъ въ 4-х кн. Кїевопечерскаѧ лавра, 1764. Кн. 1: септемврїй, октоврїй, ноемврїй. Л. 158–158об.
[4]. Указ. соч. Кн. 2: декемврїй, їаннуарїй, февруарїй. Л. 439–439об.
[5]. Имеется в виду пророк Даниил.
[6]. Пе́рси — грудь.
[7]. Бра́шно — еда, пища, угощение.
[8]. Указ. соч. Кн. 1: септемврїй, октоврїй, ноемврїй. Л. 362об.
[9]. Сметанин В. А. Византийское общество XIII–XIV вв. (по данным эпистолографии). Свердловск, 1987. С. 169, 185–186. 2 значения имеет и славянское «слово»: 1) собственно «слово» и 2) «буква», «литера» (Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. М., 2007. С. 24).
[10]. Лебедевъ А. П. Профессiя церковнаго писателя и книжное дѣло въ древне-христiанское время: (Черты одной изъ сторонъ церковно-исторической жизни II–V вѣковъ) // Прибавленiя къ Творенiямъ св. Отцовъ. Ч. 41. Кн. 1. М., 1888. С. 235.
[11]. Трїѡдь постнаѧ. М.: Типографїя при Преѡбраженскомъ богадѣленномъ домѣ, 1910. Л. 329.
[12]. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973. С. 57; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 214.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Преподобный Роман Сладкопевец

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

В Сирии, в городе Эмесе, родился человек, о котором пойдёт наш рассказ. Мы ничего не знаем о его детстве, не знаем даже, был ли он грек, еврей, или араб…

«Гоните этого барана из храма!»

История не сохранила имён его родителей. Видимо, были это люди небогатые, они не смогли даже научить сына грамоте. Зато известно, что они были христианами и воспитали своего сына в благочестии и чистоте.

Мальчик надевал чистую рубаху и сандалии, шёл в храм, и ему казалось, что Ангелы поют и голоса их, возносясь под купол, устремляются к самому Божиему Престолу. И душа его, как птица, рвалась вслед за дивными звуками песнопений.

Однажды он, не удержавшись, запел вместе с хором. Но у него не было ни голоса, ни слуха, и с губ Романа сорвалось что-то вроде жалкого ягнячьего блеяния.

Дети рядом засмеялись, взрослые зашевелились, священник с укоризной посмотрел в сторону Романа, а из той части храма, где находились патриции и богатые торговцы, раздался чей-то недовольный голос:
– Гоните этого барана из храма!

Читайте также:  Псалмы Соломона

Низко сгибаясь, пряча заалевшее лицо, мальчик пробрался к выходу, убежал в оливковую рощу и долго плакал там, моля Господа о прощении. Ведь он не хотел совершить ничего плохого, он только хотел петь вместе с хором! Но, так любя песнопения, он был лишён способности петь…

Роман рос, становился юношей, но насмешки преследовали его, и он попросил у родителей благословение на жизнь в другом городе. Родители не стали возражать – ведь подрастали младшие дети, и им было кому помочь.

Роман паломником в пыльном хитоне отправился пешком по нелёгкому пути до Константинополя.

Он шёл по пескам полуострова Малая Азия, отдыхал и пополнял запасы воды в редких оазисах, блаженствовал, когда дорога выводила его к зелёным рощам, кедровым перелескам, а дикие оливы кормили его своими сытными плодами.

Чем ближе к столице, тем плотнее становилась толпа странников, тем быстрее они шли. И вот, как мираж в пустыне, встал перед ними дивный город. Сердце Романа тревожно билось: что ждёт его здесь, на этой прекрасной, но чужой земле?

В Константинополе Романа взял к себе пономарём Патриарх Евфимий.

Роман помогал священникам готовиться к службам: зажигал лампады, готовил и подавал кадильницу. Когда служба заканчивалась и прихожане расходились, он долго ещё оставался в любимом храме: тщательно убирал его, готовя к следующей службе, и молился в алтаре.

В ушах его продолжали звучать богослужебные песнопения, наполняющие душу тихой радостью, и светлая детская улыбка не сходила с его уст.

Патриарх пытался найти для Романа учителя, но книжная премудрость ускользала от незадачливого ученика. Он с восхищением смотрел на молодых служителей, искусных в чтении сложнейших богослужебных текстов, и готов был прислуживать им, помогая во всём.

Но на его сердечную заботу преуспевшие в грамоте гордецы кидали вслед обидные слова: чтец-горемыка, безграмотный невежда… И только Патриарх ценил его доброе, отзывчивое сердце и чистую, смиренную душу. Роман знал, что есть на свете человек, который любит его и доверяет ему.

Чудесный сон

Однажды Роману приснилось, что какая-то Женщина в простых скромных одеждах вошла в его келью и остановилась у изголовья. Он увидел лик необыкновенной красоты, а одежда Её сияла, словно расшитая звёздами.

Ни одна из придворных красавиц, которых он видел сегодня в храме, не могла сравниться с дивным величием Гостьи.

Роман почувствовал, что Она знает о нём всё, что Она пришла утешить и принять его под Свой покров. Да, именно Ей он молился сегодня так искренне и чистосердечно!

Богоматерь с участием и теплом смотрела на него. В руках Её был маленький свиток, и Она сказала дивным голосом:
– Открой уста.

Послушно, как ребёнок, Роман разжал губы. Владычица продолжила:
– Съешь это, сынок.

Роман с великим благоговением разжевал свиток и проглотил. Сон тут же оставил его, и он вдруг почувствовал в сердце необыкновенную радость и ощутил, что разум его просветился. Теперь он мог постичь то, в чём прежде был совершенно беспомощным и терпел неудачу за неудачей. И если несколько часов назад он покинул храм в печали и с горькими слезами, то сейчас он возвращался туда как бы летя на крыльях; а в сердце его слагалась чудесная песнь…

Слезы засверкали даже в глазах царя…

Началась божественная служба. Служил Патриарх с епископами и священниками; присутствовали царь, придворные, военачальники, императрица Ариадна и придворные дамы.

Наступило время пения, и неожиданно для всех на амвон вышел Роман. Он был бледен, но спокоен, словно чья-то уверенная рука вела его.

Роман развернул свиток, который держал в руках, и вдохновенно запел сочинённую им песнь. Его музыка то замирала, как шелест осенних листьев в безветрие, то рокотала морским прибоем и журчала ручьём, то поднималась на высоту снежных вершин и рассыпалась огненными лучами солнца, то падала легко, как роса на луга, то расцветала, как розы в райском саду.

Возможно, мы никогда не узнаем, как звучала эта ангельская музыка, но слова сохранились до наших дней, и мы ежегодно воспеваем чудо Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Прозвучала прекрасная мелодия, и в храме воцарилась полная тишина. Роман видел лица, глаза, устремлённые на него с восхищением: уж не Ангел ли слетел с Небес, чтобы усладить их души чудным пением?

Преподобный видел глаза Патриарха Евфимия, полные радости за него; видел, как сползла надменная маска с лица царя и слёзы засверкали в глазах, казалось бы, отвыкших плакать; видел счастье в глазах императрицы Ариадны, улыбки восторга на лицах придворных, слёзы умиления в глазах простолюдинов, сверкающие ярче, чем драгоценности богачей. И те, кто ещё вчера травил его и издевался над ним, плакали, потрясённые этим чудом.

Свернув свой свиток, преподобный Роман скромно спустился с амвона, чтобы затеряться в толпе. Но к нему уже спешили посланные Патриархом священники. Евфимий пригласил Романа в алтарь, обнял его и спросил, кто сочинил столь дивное боговдохновенное произведение. Роман открыл ему то, что с ним произошло. Патриарх предложил ему стать диаконом. После службы клирики окружили Романа:
– Припадаем к ногам твоим, отец диакон! Прости нас, если можешь!
– Я не держу на вас зла, братья, – искренне ответил преподобный Роман, обнимая каждого.

Как же он мог не простить их, ведь все святые умеют прощать и спешат простить всех, подражая в этом Господу Иисусу Христу.

С тех пор преподобный украшал богослужения своим прекрасным пением и вдохновенными молитвами. За необыкновенный голос и ангельские мелодии люди прозвали его Сладкопевцем.

Молитвы преподобному Роману Сладкопевцу

Каждый из нас, наверняка, присутствовал в православном храме на богослужении и был покорен благозвучием церковных песнопений, возносящихся к самому куполу церкви.

Роман Сладкопевец, день поминовения которого православные отмечают 14 октября, по праву считается творцом и покровителем церковного хора. Читая молитву святому Роману Сладкопевцу, надо помнить о его духовном вкладе в развитие песнопения, ведь именно им было написано немало духовных песен для богослужения.

  1. Житие Романа Сладкопевца
  2. В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?
  3. Текст молитвы Роману Сладкопевцу
  4. Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)
  5. Тропарь, глас 8
  6. Ин тропарь, глас 3
  7. Ин тропарь, глас 3
  8. Кондак, глас 8

Житие Романа Сладкопевца

Родом будущий Преподобный был из Сирии, где и получил духовное образование, так как с ранних лет чувствовал в себе желание служить господу Богу. Позже он переехал в Константинополь, где стал служить клириком в христианском храме Святой Софии (V век). Особенно нравились Роману праздничные богослужения, и, хоть он не обладал ни слухом, ни голосом, он очень активно помогал в их проведении. За усердие и старания юноши его очень любил Патриарх, а вот другие клирики, видя благосклонность его к юноше, стали притеснять и высмеивать Романа. Однажды его вытолкнули во время церковной службы на обозрение прихожан и ему пришлось петь. Конечно, он осрамился и убежал из храма.

Всю ночь он провел в страданиях и усердных молитвах перед ликом Богородицы, не ведая, что через века люди будут просить его о творческом вдохновении, вознося молитву Роману Сладкопевцу о пении.

Святая Дева Мария явилась усердному юноше, протягивая бумажный свиток и повелевая съесть его. После этого Роман стал обладателем чудесного голоса, музыкального слуха и поэтического дарования. На следующей службе он поразил всех песнопением своего первого кондака, так как голос его был прекрасен, а слова чудесны.

В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

Текст молитвы Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: / прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́ / и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Ин тропарь, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я, / ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в, / преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче, / оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́, / та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́, / и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га. / Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х, // да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Ин тропарь, глас 3

По́двигом поста́, моли́твы и бде́ния,/ глубино́ю ве́ры и смиренному́дрия/ от ю́ности совле́клся еси́ ве́тхаго челове́ка,/ равноа́нгельному житию́ уподо́бився,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ досто́ин был еси́ явле́ния Богоро́дицы,/ я́же повеле́ ти ди́вный сви́ток съе́сти,/ и тем препода́ ти дар песнотворе́ния,/ а́бие воспе́л еси́, я́ко А́нгели Небе́снии,/ сла́ву Воплоти́вшемуся из Нея́ Сы́ну Бо́жию./ Моли́ся за ны ко Го́споду,/ дарова́ти всем воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца/ согла́сное пе́ние,// мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо пре­кра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

14 октября – День преподобного Романа Сладкопевца.

1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца.

Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения — тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему — Роман Сладкопевец.

Жизнь святого Романа Сладкопевца:

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой — греками, по третьей — иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.

Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах.

Неприятное происшествие:

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.

К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство — начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Получение дара:

Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.

Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.

День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак.

Текст его сегодня известен всем православным христианам:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.

Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.

С той поры жизнь преподобного сильно переменилась — разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».

Читайте также:  Иоанновский монастырь на Карповке

Следует отметить, что не только кондаки составлял святой. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.

Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений — акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.

Преподобный Роман трудился учителем пения, служителем церкви и церковным поэтом до самой своей смерти. Скончался он около 556 года.

Послесловие:

Преподобный Роман Сладкопевец удостоился весьма громких титулов как невероятно плодовитый на произведения сочинитель. Буви называл его не иначе, как «Пиндар ритмической поэзии». Крумбахер именовал Романа одним из великих поэтов византийской эпохи. Но, несмотря на неприкрытое восхищение, адресованное преподобному, на смену созданному им стилю составления песнопений пришел другой, плодами которого явились каноны. Имя же автора известных и поныне кондаков и акафистов оказалось благополучно и совершенно незаслуженно забыто.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает:

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

Молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу.

Молитва 1

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому преподобному Роману Сладкопевцу ТРОПАРЬ, ГЛАС 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Романе премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК, ГЛАС 8

Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Роман Сладкопевец: в чем помогает?

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников – прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях – Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник – житие святого Артемия – имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману – другая группа свидетельств – канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно – во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому – кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

Ссылка на основную публикацию