Рождественские святки на Руси

Какого числа Святки в 2021 году, история, традиции и обычаи

Святки – волшебное время, приходящееся на зимние праздники. Этот период всегда неизменный, он начинается с ночи перед Рождеством и заканчивается ночью перед Крещением. В народе эти дни называют «от звезды до воды», а само название волшебного времени происходит от глагола «святить». В это время христиане прославляют Иисуса Христа.

Праздники имеют свою многолетнюю историю возникновения, они окутаны множеством традиций, связанных с каждым днем. В эти даты запрещено проводить определенные действия, потому что время принято посвящать совершенно другим делам. Популярностью в народе пользуются приметы и поверья, связанные с периодом святок.

Это время рекомендуют проводить весело и с пользой, посвятить его общению со своей семьей. В период Святок издавна принято навещать родственников и дарить символические подарки. Девушки на Руси гадали в эти даты, считалось, что в период от Рождества до Крещения открываются небеса, потому можно получить самое точное предсказание и узнать, что ждет в будущем. Как гадать на Рождество и Святки читайте в этих статьях.

Когда начинаются и заканчиваются Святки в 2021 году

Святки – самое необычное и загадочное время. В этот период воздух наполняется особой силой и волшебной энергией, потому различные чудеса не вызывают удивления у людей. Святки называют Святочной неделей, хотя длится она несколько дольше.

Первый день праздников начинается в ночь перед Рождеством, 6 января с восходом первой звезды. Конец праздничного периода приходится на вечер перед Богоявлением (Крещением Господним). Этот праздник замыкает рождественские каникулы.

История возникновения и что это за праздник такой

Первые упоминания о Святках датируются 4 веком. В это время греческие христиане проводили пышные гуляния в течение 2 недель после отмечания Рождества Христова. Праздник распространился и на Руси, но обрел свои традиции. Часть из них – языческие, было принято наряжаться в ряженых, плясать и гадать.

Православная Церковь не поддерживала проведение языческих ритуалов славянами. Позднее было предложено решение вопроса. Представители духовенства предложили христианам смывать грехи на Крещение. Согласно традициям, обряд смывания грехов в проруби в виде Креста помогал очистить тело и духу, отогнать от нее Лукавого, приходящего в Святки. Так принято и по сей день. Крещение замыкает череду святочных гуляний.

Традиции и обычаи русского народа на Святки

В период Святок люди посещают храмы. Обязательно православные христиане присутствуют на служениях на Рождество и Крещение Господне, проходят обряд причастия и исповедуются. В эти дни принято быть терпимее и великодушнее, подавать милостыню, помогать тем, кто нуждается. Нельзя забывать и собственной семье. В течение праздников принято найти время, чтобы посетить родственников.

Традиции празднования на Руси, что дарили

Традиция дарить подарки пришла к нашим предкам из язычества. Она была напрямую связана с ритуальными подношениями Божествам. Люди, встречающиеся в период Святок, должны были обменяться друг с другом различными предметами. Это могли быть копеечные сувениры, сделанные своими руками или дорогостоящие подарки. Такая традиция сохранилась и до сих пор, люди ждут Рождества и других праздников, приходящихся на Святки, потому что знают, что не останутся без презента. Сегодня дарят сладости, фрукты, небольшие подарки олицетворяющие тепло и уют, детям преподносят игрушки.

Что клали под подушку на Святки костромские

Для проведения специального обряда костромские девицы клали под кровать своей матери сковороду. Делали они это в ночь перед Рождеством и Крещением. Таким образом они пытались узнать имя суженного, явившегося к будущей теще на блины. Считалось, что гадание с привлечением матери – более достоверное.

Основная сложность в том, что мать не должна была ничего знать о ритуале, потому кухонную утварь в ее спальню надо было пронести незаметно. Утром следующего дня девушки интересовались о грезах матери и выведывали, не довелось ли ей часом угощать какого-либо паренька румяными блинчиками.

Игры на Рождественские и Крещенские Святки

Обязательным элементом игры были колядки. Молодые парни и девушки и даже дети наряжались в новую одежду, расшитую разными украшениями перед праздником. Днем перед Рождеством и Крещением Господнем они ходили по улицам исполняли церковные песнопения.

Вечером они захаживали по домам, воспевали хозяев дома, желали им счастья и добра, хорошего урожая, а за это получали монетку или угощение. Скупиться было нельзя. От того, как одарит хозяин дома коляду, зависело благополучие в следующем году.

Игры не прекращались и ночью. Одинокие женщины сдавали свои дома молодежи, чтобы те весело провели время и насладились приятной компанией. Чтобы подростки вели себя, как полагается, в домах оставались пожилые женщины и контролировали порядок. Молодые всячески изворачивались, уходили из под контроля, веселились с песнями и плясками.

Были и другие игры на Святки, например – переодевание. Женщины шили красивые сарафаны, украшали их бусами, а мужчины готовили военную форму и подходящую обувь. В праздничную ночь происходило переодевание. Часто это делали перед поездкой в соседние деревни, где можно было одурачить незнакомцев. Девушки в военной форме покоряли барышень из соседнего села и уговаривали их выйти замуж. С наступлением утра шутки заканчивались, но молодежь запоминала подобное веселье на весь год.

Народные приметы и поверья на Святки

В течение 7 дней после Рождества Христового нельзя было подметать избу. Согласно поверью, лучше мусор сохранить в доме, чем вымести его из избы – в противном случае будут ссоры. Чтобы семья жила спокойно, чистоту в доме наводили перед Рождеством, а потом убирались 14 января. Собравшийся мусор выметали из дома и сжигали на костре.

Существуют и приметы, для каждого дня Святок:

  • 6 января – если первая звезда появится рано, год будет благостным, позднее появление звезды сулит тревоги и проблемы;
  • 7 января – если первым в дом войдет мужчина, ссор не будет весь год, зайдет женщина – все девицы переболеют;
  • 8 января – из дома выносят битую и колотую посуду, чтобы прожить следующий год счастливо;
  • 9 января – во дворе забивали осиновые колья по углам, для защиты от нечистой силы;
  • 10 января – метель в этот день пророчит дождливое лето;
  • 11 января – если разжечь во дворе костер, он сожжет все болезни и тревоги, год будет благодатным;
  • 12 января – солнечная погода к раннему потеплению;
  • 13 января – чем обильнее праздничный стол, тем богаче грядущий год;
  • 14 января – принято надевать обновки, чтобы привлечь богатство;
  • 15 января – если женщина споткнется об кошку, ждать измены супруга;
  • 16 января – нельзя хвалиться и гордиться в этот день, можно навлечь беду;
  • 17 января – ясное звездное небо к сильному морозу, тучи – Крещение будет теплым;
  • 18 января – погода в этот день покажет, чего ждать на Масленицу;
  • 19 января – открытие небес, все молитвы будут услышаны Господом.

Что нельзя делать в период пока идут Святки

В Святочную неделю существуют определенные запреты, которых следует придерживаться, чтобы не навлечь беду. Основные правила:

  1. Строжайший запрет на женитьбу и помолвку. Считается, что девушка, сватанная в это время, будет несчастлива в браке.
  2. Нельзя охотиться и ловить рыбу в это время. Добытчику, нарушившему запрет, грозит беда.
  3. Запрещено заниматься рукоделием. Нарушение этого правила приведет к проблемам со здоровьем, вплоть до полной слепоты.
  4. Нельзя ругаться с друзьями и родственниками. Скандалы в эти даты приведут к серьезным болезням и способны навлечь беду на весь род.
  5. Не стоит занимать деньги – весь год придется провести в нужде.
  6. Запрещается проводить уборку в доме, иначе вместе с мусором его покинет достаток и счастье.

В течение святочной недели нельзя отказывать в просьбах о помощи. Нужно постараться стать добрее, найти немного средств и оказать поддержку тем, кому она нужна. Все добрые дела, сделанные от чистого сердца, в эти дни приумножаются и позволяют искупить собственные грехи.

Как отмечают Святки, что можно делать

Сейчас Святки принято отмечать в кругу семьи. В первые дни празднования можно ходить в гости, посещать своих родственников. Не принято приходить в чужой дом с пустыми руками, обязательно нужно подготовить подарок для его владельца. В день Рождества Христова и Крещения Господнего стоит найти время для посещения храма и обряда причастия. Праздничные дни лучше проводить с семьей, забыв о работе и домашних делах.

В дни Святок стоит забыть о проблемах и бедах. Нельзя плакать и расстраиваться в праздники, иначе как сулит суеверие, слезы придется проливать весь год. Все праздничные дни надо провести в хорошем расположении духа, с улыбкой, радуясь каждому дню.

Святки – волшебное время, в течение которого сбываются самые заветные мечты. В праздничные дни людям приходят вещие сны, содержащие значимые подсказки. Вокруг царит добро и строго запрещено совершать неблаговидные поступки – за них можно получить строгое наказание.

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября 2020 года

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

История празднования

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Другие праздники Рождества:

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

Значение праздника

Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

О других Богородичных праздниках:

Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан, поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу — семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.
Читайте также:  Икона Табынской Богоматери в чем помогает, значение, молитвы

Народные приметы

21 сентября — это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.

  • Птицы поднимаются ввысь, в небо — осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
  • Ясное солнце на Богородицу — означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
  • Утреннее небо звездное, ясное — к скорому наступлению морозов.
  • Туман на Рождество — предвестник дождей. Если он быстро рассеивается — нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
  • Дождь с раннего утра — ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
  • Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
  • Сохнет быстро роса — к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда — то следует ожидать много снега.
  • Ветер 21 сентября — к зиме малоснежной и ветреной.
  • С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело — нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
  • Яркое и теплое солнышко — к частым оттепелям в холодную зиму.

Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».

Действительно, появление на свет Божий Девы Марии — Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.

Рождество Пресвятой Богородицы

Событие праздника и его эортологическая динамика

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия»[1]. Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой»[2]. Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских.

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века.

В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».

Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви.

Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.

Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717).

В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.

На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось рождение Святой Девы[3].

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII–XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу литургии.

Праздник в православном богослужении

Синайский канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.

Анализируя отдельные редакции Студийского типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и некоторых других), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX–XII столетий и был воспринят на Руси X–XIV веков, можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего устава: на «Господи, воззвах» кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая – синхронная, вторая – стоит на месте современной третьей, а третья – на месте четвертой; «Слава и ныне», глас 2 подобен «Доме Евфрафов». На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен «В нощех воздежите руки вашя». Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи – по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях – и ирмос, и стихи по дважды, поскольку в первых песнях было по три стиха, а в последних – по два. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На Хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобен «Доме Евфрафов»[4].

При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского устава, на который в XII–XIII веках перешла Греческая, в XIV веке – южнославянские, в конце XIV – начале XV столетий – Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на «Господи, воззвах» повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть и только тропари (без ирмоса), другие, главным образом славянские, предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника – дважды; на литургии на Блаженных полагаются песни только из первого канона.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).

Святоотеческая экзегеза праздника

Событие праздника Рождества Пресвятой Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной?

Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой – вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин)[5].

И, конечно, святые отцы неустанно прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово, не в воздухе носящееся, но – Небесное; не обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам “посланнаго с небес Хлеба жизни” (см.: Ин. 6: 32–33)… Сегодня произрос предсказанный в пророчестве (см.: Ис. 11: 2) “Жезл из Корене Иессеова”, от Которого “Цвет изыдет”; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры» (святитель Григорий Палама).

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий).

Читайте также:  Как усилить молитву Св. Николаю?

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Католическое Рождество Пресвятой Богородицы при этом имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava).

Нужно сказать, что вообще по составу и композиции богослужение Римо-Католической Церкви значительно отличается от православного. Преобладающее место в нем занимают псалмы, а затем чтения библейские и святоотеческие (стоит оговориться, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы специальных гимнов не имеет, извлекая их из общей Богородичной службы)[6].

Те и другие предваряются и заключаются отдельными стихами, частью из псалмов и вообще из Библии, применимыми к празднуемому событию. Среди них встречаются стихи и не из Библии, а составленные разными церковными писателями. Данные гимнографические произведения, сопровождающие и псалмы, и чтения, похожие на прокимны православной службы и называемые антифонами («около псалмов») и респонсориями («около чтений») и составляют главный праздничный певческий материал богослужения.

На каждой из главнейших служб – вечерне и утрене (которая делится на ночную службу – nocturnum и утреню в собственном смысле, называемую ad laudes – хвалитны) – празднику также посвящены один-два гимна, соответствующие стихирам.

Кроме того, о праздновании говорят имеющиеся в каждой службе (большей частью по одной) краткие молитвы.

Конечно, имеются и приспособленные к празднику чтения (lectiones). Это сравнительно большие, положенные на утрене (в количестве девяти) и на литургии (из Апостола и Евангелия) отрывки, которые сопровождены стихами, аналогичными прокимну и аллилуарию (graduale и sequentia), а также фрагменты из гомилий святых отцов. На Рождество Богоматери предписаны на утрене первое, второе и третье чтения из первой главы Песни песней; четвертое, пятое, шестое – из слова блаженного Августина; седьмое и восьмое – из комментария блаженного Иеронима на Мф. 1: 1–16, читаемое за литургией; девятое – о мученике Адриане.

На литургии, где «Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова»[7], вместо Апостола устанавливаются Притч. 8: 22–35 и уже указанный евангельский фрагмент.

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»).

Иконография праздника

Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.

Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям.

Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.).

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью. Основные сюжетные линии исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

21 сентября 2009 г.

[1] Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 14.

[4] См. подробнее: Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 44–47; Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы // http://www.patriarchia.ru/db/text/40778.html

[5] Здесь и далее цит. по: Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 149–151.

[6] Там же. С. 176–182.

[7] Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Кн. 3. С. 224.

Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году: когда и как правильно отмечать

Когда впервые начали праздновать Рождество Пресвятой Богородицы

Судя по письменным источникам христиане начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы довольно поздно – в V веке. Первые упоминания о празднике встречаются у Константинопольского патриарха Прокла и римского папы Геласия, оба жили в пятом веке.

О Рождестве Пресвятой Богородицы пишут святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и святитель Епифан.

А первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по приказу равноапостольной царицы Елены еще в IV веке.

Какие события связаны с Рождеством Пресвятой Богородицы

О Рождестве Пресвятой Богородицы не рассказывается ни в одном из четырех канонических Евангелий. Информацию о нём хранит свод письменных источников, не входящих в Библию, и устное Священное Предание.

В апокрифическом “Евангелии Иакова” II века говорится, что Дева Мария родилась в семье благочестивых, уже немолодых, супругов Иоакима и Анны. Иоаким был богатым человеком из рода царя Давида, но однажды священник не разрешил ему принести жертву в храме, мотивируя это тем, что у него не было детей. Бездетность в ветхозаветном Израиле считалась проклятием.

Иоаким сильно огорчился и решил не возвращаться к жене. Вместо этого он отправился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.

. А в это время его жена Анна горячо молилась Богу и просила дать ей ребенка. В одно и то же время обоим супругам явился ангел и возвестил, что у них родится дитя, о котором будут говорить во всем мире.

Спустя девять месяцев Анна родила дочь Марию. В возрасте трех лет девочку отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Но это уже совсем другая история, а мы вернемся к празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Как изображают Рождество Пресвятой Богородицы на иконах

На иконах, посвященных этому событию, в самом центре обычно изображают мать Пресвятой Богородицы – святую Анну. Она лежит на высоком ложе. Её окружают повитухи, служанки, женщины с дарами, чуть в стороне служанки омывают в купели новорожденную Марию.

Со временем сюжет усложнялся и дополнялся новыми подробностями. На иконах стали изображать стол с дарами, птиц, водоем и прочие мелкие детали.

Иногда икону Рождества Пресвятой Богородицы дополняют сюжетами из истории праздника – Иоаким в пустыне, явление ангела и так далее.

Самые древние сохранившиеся изображения Рождества Пресвятой Богородицы относятся к X-XI векам. В основном это фрески старых храмов: Софийского собора в Киеве, грузинского храма Успения Богородицы в Атени, Преображенского собора Мирожского монастыря.

Какие народные традиции связаны с Рождеством Пресвятой Богородицы

Праздник приходится на сентябрь. С этим временем естественным образом связан сбор урожая и окончание летних полевых работ. Крестьяне традиционно благодарили Богородицу за собранный урожай и просили ее помощи на будущий год.

На это время приходится осенний “мясоед” – период между постами, в данном случае между Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо, запасая, так сказать, жирок перед долгой холодной зимой. К тому же осенний мясоед – традиционная пора свадеб.

НА ЗАМЕТКУ

В Иерусалиме есть православный монастырь святой Анны. На его территории расположен храм Рождества Божией Матери. А под зданием монастыря находится небольшая пещера. Предание гласит, что это часть дома Иоакима и Анны, в котором и родилась Дева Мария. По другой версии, дом этот находился поблизости: в 70 метрах от монастыря стоит католическая базилика, и католики говорят, что тот самый дом стоял именно на этом месте.

Рождество Пресвятой Богородицы

В сентябре Православная Церковь отмечает сразу два двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня. Рождество Пречистой следует раньше другого праздника. Отмечается он 21 сентября по новому стилю. Праздник имеет свою историю.

  1. История появления праздника
  2. Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии
  3. О родителях Приснодевы Марии
  4. Особенности богослужения

История появления праздника

Свидетельства о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы появились в истории довольно рано. Уже в четвертом веке Нашей эры имеются упоминания о нём. Известно, что святая Елена велела воздвигнуть храм в честь этого праздника в Палестине.

В творениях святых отцов первых веков христианства есть упоминания об этом празднике, а именно:

  • у св. Иоанна Златоуста;
  • блаж. Августина;
  • св. Прокла;
  • св. Епифания и др.

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников». Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода. Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что было наказанием за грехи. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте. Но для этого Он должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он ничем не выделялся среди людей. Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя и без участия мужского пола.

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова. Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше. Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это. Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью. «Все имеют детей, кроме нас» — думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически. Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Читайте также:  Преподобный Авксентий Вифинский, отшельник, пресвитер

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня : «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Богородицы — история из Закона Божия

Рождество Пресвятой Богородицы

Родство Иисуса Христа, изложенное в Евангелии от Матфея, дает нам понять, что для спасения человека Господь из всех земных народов избирает израильский и из всех родов израильских – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона. Из их потомства и родиться по плоти Господь Иисус Христос. Избрание Пресвятой Девы Марии, через которую и было положено наше спасение, является последним звеном цепи Божественных избраний. Поэтому Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы можно считать дверью, открывающей нам путь в Царствие Божие.

Рождество Пресвятой Богородицы – самый первый двунадесятый праздник нового церковного года, который начинается 1 сентября по старому стилю или 14 сентября по новому. Православные богослужения не только Богородичных праздников, но и в остальные дни года, всегда пропитаны особым почитанием и прославлением Божьей Матери, так как Она занимает особое место по отношению к Господу Иисусу Христу и ко всему роду человеческому. И сегодня, на вечернем богослужении первого Богородичного Праздника в этом году, в песнопениях и канонах этой службы мы увидим все основные черты, характеризующие отношение Святой Церкви к Божьей Матери.

Поспешим же, дорогие братия и сестры, в сегодняшний вечер и завтра утром, на прекрасное, торжественное богослужение в честь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!

Тропарь
(главная молитва праздника)

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Ниже представляем Вашему вниманию небольшое повествование о том, что предшествовало рождению Девы Марии.

В тихом городке Назарете жили праведные супруги Иоаким и Анна. Иоаким — из рода царя Давида, а Анна — из рода священников. Они жили в любви и довольстве, но детей у них не было. Много молились Иоаким и Анна, чтобы Господь дал им ребёнка; они принесли Богу обет, что посвятят Ему дитя, которое у них родится. Но время шло, они уже начали стареть, а дети не рождались.

Евреи считали бездетность супругов знаком гнева Божия. Однажды Иоаким отправился в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертву. Но его грубо оттолкнули, сказав: «Ты не достоин приносить жертву, ведь Бог не дал тебе детей». Иоаким после этого ушел в пустыню и долго скорбел и молился там.

Анна была дома; от людей она услыхала об обиде, которую нанесли мужу. Она вышла в сад и села под лавровое дерево. Подняв глаза, увидела в ветвях гнездо с птенцами. Анна взмолилась ко Господу: «И птице Ты дал радость в детях, а меня наказываешь гневом Своим». И явился ей Ангел Господень и сказал: «Молитва твоя услышана. У вас родится Дочь, благословенная более всех дочерей земных. Имя Ей будет Мария». Услышав это, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога.

Между тем Ангел Господень явился к Иоакиму и сказал ему те же слова, прибавив: «Поди в Иерусали; там у Золотых Ворот встретишь жену твою». Супруги радостно встретились и вместе вошли в Храм принести благодарственную жертву. После этого они вернулись в Назарет.

А потом у Иоакима и Анны родилась Дочь; Её назвали Марией и посвятили Богу.

Преблагословенная Заступница наша, молящаяся за нас у престола Сына Твоего! Не хватит нам мудрости и разума по достоинству воспеть хвалу Тебе. Воистину Ты пророчила, что будут ублажать Тебя все народы, и сотворил Тебе величие Сильный (Лк 1:48). Слава Сыну Твоему, научившему нас любить и прощать. Аминь!

Рождество Пресвятой Богородицы

  • Рождество Богородицы
  • Фильм о Рождестве Богородицы
  • Протоевангелие Иакова о Рождестве Богородицы

Рождество Богородицы

«Начало нашего спасения» — так Церковь называет день Рождества Богородицы. Спас нас Иисус, сын Марии — но Он не смог бы этого сделать без согласия Марии на Воплощение — ибо Он ничего не делает без человеческой свободы.

Чтобы впустить в мир Создателя, понадобилась Та, Кто была достаточна совершенна, чтобы впустить Его. Это была Мария.

О ПРАЗДНИКЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Праздник Рождества Богородицы установлен в IV веке. Он посвящен «началу нашего спасения». Рождеству Девы Марии (8/21 сентября). Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II века — так называемом «Евангелии Иакова».

Благочестивая иудейскоая чета — Иоаким и Анна, — скорбели, что Господь не дал им потомства. Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, один книжник сказал ему: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле» — в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия.

Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! — воскликнула Анна. — Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».

И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. «Анна была у дверей дома своего, — читаем мы в апокрифе, — и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на шею ему, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией.

Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, это предание пользовалось авторитетом и любовью у народа. Часто к нему обращались поэты, иконописцы и великие западные художники — например, Джотто.

Нам же важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, и в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.

Кондак праздника:

Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.»

Из книги «Таинство, слово, образ» отца Александра Меня

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РОЖДЕСТВЕ БОГОРОДИЦЫ

«Похвальное слово Богородице» Прокл Константинопольский (насколько нам известно, это первое упоминание о празднике)

ПРОПОВЕДИ НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Дмитрий Смирнов — первая, вторая и третья проповеди

БОГОСЛОВЫ О РОЖДЕСТВЕ БОГОРОДИЦЫ

Полемика С. Булгакова с догматом Непорочного Зачатия Девы Марии в книге «Купина Неопалимая»

БОГОСЛУЖНИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

«Рождество Пресвятой Богородицы» — богослужебное пение в исполнении иеродиакона Германа (Рябцева)

Протоевангелие Иакова о Рождестве Богородицы

Важно помнить, что «Протоевангелие от Иакова» — апокриф, т. е. эта книга не была признана Церквоью богодухновенной. Евангелие же ничего об этом событие не упоминает. Вот что этот текст сообщает о Рождесвте Богородицы:

I. В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господней, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.

II. А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господнен, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господнен, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности, Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.

III. И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи.

IV. И тогда предстал пред ней ангел Господнен и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей:

муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем. И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

V. Утром он понес свои дары, говоря: Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне. И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе. И сказал Иоаким: теперь я знаю, что Господь смилостивился ко мне и отпустил мне все грехи, и вышел из храма, оправданный, и пошел в дом свой. Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь. По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария.

Фильм о Рождестве Богородицы

Фильм о Рождестве Богородицы из цикла «Лето Господне»

Ссылка на основную публикацию