Пятидесятница, День Святой Троицы: история праздника, что можно делать и как празднуют

Празднование Дня Святой Троицы: значение, традиции, когда в 2021

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Пятидесятница, Троицын день, или просто Троица—одно из важнейших событий в истории Церкви, которое стало праздником.

Икона Святой Троицы

Содержание страницы

  • Когда отмечается в этом году по православному церковному календарю
    • Сколько дней проходит от Пасхи до Троицы
  • Что произошло в этот день согласно Евангелию
  • В чем смысл этого праздника
  • Символы Сошествия Святого Духа по толкованиям святых отцов
  • Особенности богослужения
  • Икона
  • Как проводят этот день христиане
  • Проповедь на Пятидесятницу прот. Димитрия Смирнова
    • Похожие статьи

Когда отмечается в этом году по православному церковному календарю

День Святой Троицы установлен на восьмую неделю (воскресный день) по Пасхе. В этом году Пасха празднуется 2 мая, а День святой Троицы 20 июня.

Сколько дней проходит от Пасхи до Троицы

Двунадесятый праздник был назван Пятидесятницей потому, что событие сошествия Святого Духа произошло в пятидесятый день после Пасхи (при этом сама Пасха считается первым днем).

Что произошло в этот день согласно Евангелию

Христос в течение сорока дней после Воскресения являлся любимым ученикам, говоря им о Царствии Божием. Собрав апостолов в Иерусалиме, Господь сказал им оставаться там, потому что спустя некоторое время они будут крещены Духом Святым.

Троица, как и Пасха, связана с ветхозаветными традициями. У иудеев спустя пятьдесят дней после Песаха начиналась жатва, и первые плоды злаков жертвовали Богу. Недаром Господь Иисус Христос именовал учеников «делателями жатвы», но это совсем другая жатва – духовная, а Троица – день начала апостольского служения — проповеди христианского учения во всем мире.

И еще одна параллель: Моисею на пятидесятый день после Пасхи был дан Богом Закон на горе Синай, это стало фундаментом ветхозаветной церкви. Но человечеству теперь дарован не Закон, но Дух Святой и благодать. В этот день рождается Церковь Нового Завета.

Апостолы пребывали в Иерусалиме, в Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря, ожидая благой вести. Их было двенадцать – на место предавшего Спасителя Иуды Искариота был избран апостол Матфий.

Апостолы получили дары:

  • проповедовать;
  • исцелять больных;
  • изгонять бесов;
  • разуметь разные языки;
  • отпускать грехи.

В тот день в Иерусалиме собралось множество людей из разных мест: из Рима и Египта, Месопотамии и Понта. Праздновали ветхозаветную Пятидесятницу — день, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Это случилось на пятидесятый день после того, как Моисей вывел свой народ из египетского пленения.

Люди эти говорили на разных языках. Когда апостолы начали проповедовать на их родных наречиях, люди не могли в это поверить. Они принялись насмехаться и говорить, что апостолы, дескать, пили много сладкого вина. Тогда апостол Петр «возвысил голос» и возвестил, что Иисус Христос, как и было предсказано в пророчествах Ветхого Завета, был распят на кресте, воскрес, на сороковой день вознесся, чему сами ученики были свидетелями, а в этот час ниспослал Дух Святой на своих апостолов. Петр призвал собравшихся к покаянию и крещению.

Сами ученики Христовы заповедали особо отмечать этот день. Христиане соблюдали их наказ с первых веков распространения учения Христа. Еще Тертуллиан (ум. ок. 220-240 г.) свидетельствовал об этом.

В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, на котором был принят догмат о единосущии и равенстве всех Лиц Святой Троицы и об исхождении Святого Духа от Отца.

Официальное утверждение празднования Пятидесятницы связано с решениями Второго Вселенского Собора.

В чем смысл этого праздника

Этот праздник – один из главных у христиан. Явление Святого Духа как Третьего Лица Святой Троицы стало рождением Церкви.

По свидетельству Деяний апостолов, 3 000 свидетелей чуда и проповеди апостола Петра были крещены в этот день. И христианство стало распространяться по миру, просвещая все народы.

Этому способствовала проповедь апостолов. До Пятидесятницы они были обычными людьми, хотя и избранными самим Христом. Но все же им были свойственны сомнения, страх, честолюбие. Просвещенные Святым Духом, апостолы без страха несли Истину, возвещая о Христе. Они не страшились мученичества и самой смерти, ведь это была встреча с Господом.

Благодать того дня и до наших дней пребывает в церкви. Апостолы рукополагали епископов, пресвитеров, диаконов для служения. И каждый священнослужитель в самой маленькой и бедной церкви несет в себе ту благодать, и она сохраняется в Таинствах.

Символы Сошествия Святого Духа по толкованиям святых отцов

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на том, что и ветер, и языки пламени были нематериальны, а лишь подобны ветру и пламени материального мира. Это было проявление благодати, недаром сказано «языки, как бы огненные»- чтобы не думать и не говорить в образах чувственного о Святом Духе.

Златоуст также объясняет, почему за всех апостолов говорит Петр: он служил «устами всех», а остальные апостолы подтверждали его свидетельство.

Блаженный Феофилакт говорит о важности совпадения Пятидесятницы христианской с Пятидесятницей иудейской:

Событие Пятидесятницы – одно из ключевых в христианстве, привлекало умы многих толкователей. Помимо Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского свои толкования оставили нам святитель Феофан Затворник, блаженный Феодорит Кирский, святитель Филарет Московский (Дроздов), архиепископ Аверкий (Таушев) и многие другие, в числе которых и современные богословы и священнослужители, например, архимандрит Тихон (Шевкунов), автор книги «Несвятые святые».

Особенности богослужения

Православная церковь – это Церковь не только живущих на земле сегодня, но и усопших. «У Бога нет мертвых», и День Святой Троицы предваряет Троицкая родительская суббота.

В сам праздник Пятидесятницы проходит одна из самых торжественных служб Православной церкви.

Праздник символизирует силу Святого Духа, который животворит все на земле. Поэтому в это день в убранстве храма и облачениях преобладает зеленый цвет — цвет жизни.

«Царю Небесный» — стихира, поющаяся на шестой глас, звучит в первый раз после Великого поста. С этого дня она возвращается в начальные молитвословия как церковных служб, так и домашнего молитвенного правила христианина.

Вечером субботы накануне Троицы совершается Всенощная.

На Великой Вечерне звучат паремии — чтения из книг Ветхого Завета.

Первая, из Книги Чисел, повествует, как на праведников сходил Святой Дух. Затем читаются отрывки из Книги пророка Иоиля и Книги пророка Иезекииля – предзнаменования событий Пятидесятницы.

Служба утрени содержит полиелей и два канона праздника (Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина).

Звучит Евангелие от Иоанна:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. И Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин. 20: 19-23)

В раннехристианской церковной традиции оглашенных крестили на Пятидесятницу. Об это традиции напоминает то, что на Литургии вместо Трисвятого поют «Елицы во Христа креститеся».

Прихожане внимают словам апостола и евангелиста Иоанна:

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк» (Ин. 7:37-40).

На Великой вечерне прихожане вслед за иереем трижды встают на колени, звучат семь молитв: о Православной Церкви, о спасении души, а также об упокоении всех «прежде почивших православных христиан» и всех усопших, даже тех, кто по грехам, совершенным при жизни, пребывает в аду.

Помимо того, что это двунадесятый праздник и одна из самых торжественных церковных служб в году, в православной Церкви есть удивительная традиция. В этот день храмы украшают молодыми березами, церковный пол выстилают свежей травой. Это напоминание о том, что Господь сотворил мир во всей его красоте, сотворил для человека.

Следующий день именуется Духовым Днем, и его богослужение повторяет в основном службу Пятидесятницы.

Воскресным вечером малое повечерие с чтением канона Святому Духа. Верующие просят просветить их светом истины. В понедельник – торжественная утреня с великим славословием, повторяющая службу Дня Святой Троицы.

Икона

В Книге Бытия Ветхого Завета рассказывается о том, как праведному Аврааму в Мамврийский дубраве явились три странника и возвестили о чудесном рождении сына, Исаака, и о том, что в его потомстве «благословятся… все народы земли». Это восемнадцатая глава Книги Бытия. А в следующей, девятнадцатой, странники прямо названы ангелами. Так что сюжет «Гостеприимство Авраама» — один из первых в иконографии Святой Троицы.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Позднее у ангелов появляются нимбы, а крестообразный нимб одного из трех ангелов позволяет отождествить его с Иисусом Христом.

Существуют также иконописные изображения события Сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице. Сверху, с небес, на сидящих учеников сходят разделенные языки пламени. Иногда осенение Святым Духом символизируется потоками света.

Сошествие Святого Духа

На некоторых иконах можно видеть пророка и царя Давида в царской короне. В руках у него полотно, а на нем двенадцать свитков. Апостол Петр в проповеди цитировал пророческие слова пророка о Воскресении Христа.

Иногда фигура царя в короне трактуется как символ всего человечества, к которому будет обращена проповедь апостолов. Царь в плену, в темнице, но через апостолов к ним обратится Христос, который есть «Истина и жизнь».

Если место под Сионской горницей оставлено пустым, это символ гробницы, опустевшей после Воскресения Иисуса Христа.

О незримом присутствии Христа на иконах говорит также незанятое пространство между апостолами Петром и Павлом.

У ранних христиан на иконах Пятидесятницы присутствует Богородица.

Свитки или книги в руках учеников Христа символизируют научение и просвещение народов.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей. Происхождение: из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см. Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115

Вероятно, самой известной в мире иконой можно назвать «Троицу» Андрея Рублева, которая являет собой запечатленный в красках законченный богословский трактат.

Как проводят этот день христиане

Этот праздник дает каждому возможность разделить со всей Вселенной чудо схождения животворящего Святого Духа. Поэтому следует побывать в храме, причаститься Святых Христовых Таин.

По русской традиции Троица всегда сопровождалась гуляниями. Причем это были не застолья, а именно прогулки. Люди шли на природу, в леса, рощи, сады, несли букеты цветов. В этот день принято было кататься на лодках, ездить на острова. Празднично одетые люди, свежий воздух, весеннее тепло, множество цветов создавали удивительную атмосферу.

Праздничные трапезы в этот день тоже происходили, но главным была радость, а вот алкоголь не приветствовался.

Цветы, которые держали в руках во время богослужения, приносили домой и бережно хранили весь год. Уходя из храма, старались взять немного травы, устилавшей церковный пол. Трава считалась освященной, ее заваривали и пили во время болезни.

Народная традиция не предписывала в этот день какие-либо мирские труды. Все, что не является жизненно важным, можно перенести на другой день. А День Святой Троицы —для молитвенной радости.

Смысл праздника Святого Духа выражен в словах: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».

Это слова праздничного кондака, которые по церковно-славянски звучат так:

«Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха». (Кондак праздника, глас 8)

Марина Рогова

Проповедь на Пятидесятницу прот. Димитрия Смирнова

Что означает пятиконечная звезда в православии?

Пентаграмма как символ в сознании православного человека приобрел отрицательный характер. Звезда трактуется как абсолютно не христианский символ, ассоциируется со злом. Но это совершенно не соответствует действительности, так как значение пятиконечной звезды в православии очень важное.

Что означает звезда в православии

Для иудеев звезда означает Пятикнижие данное Господом Моисею. Это книги, в которых сконцентрированы основные законы и определен сам ритм жизни евреев: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В них суть ветхозаветной веры.

Но пентаграмма воплощает и все основные догматы христианства, а также является видимым их обозначением:

  • у звезды пять лучей, главный луч направлен вверх, пять лучей пентаграммы обозначают полную реализацию основных догматов христианства;
  • два луча означают то, что Иисус Христос Бог и человек одновременно неслитно, нераздельно, неслиянно;
  • три луча это обозначение Пресвятой Троицы, одной из главных доктрин христианской Церкви, на чем держится все вероучение.

Интересный факт! Человечеству пентаграмма известна уже более 3000 лет. В разных культурах и религиях этот символ встречается. А применение звезды в качестве христианского символа, обусловлено, помимо прочего, и тем, что она схожа с крестом, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Пятиконечная звезда также связана с Рождеством Христовым. Ведь это именно её увидели волхвы и она привела их младенцу Христу. Поэтому пятиконечная звезда в православие имеет также значение Вифлеемской звезды.

Читайте о звездах:

Пентаграмма связана с Преображением Господним. Евангельским событием, когда Иисус Христос на горе Фавор преобразился перед своими учениками, так что от него исходило ослепительное сияние Божественного света.

В иконографии этот момент отражен в иконе Преображение Господне, которую написал прп. Андрей Рублев. Там как раз Христос изображен на фоне пятиконечной звезды, а она и есть символ того самого Божественного света и одновременно является видимым выражением основных православных догматов: о Пресвятой Троице и Богочеловечности Иисуса Христа.

Читайте также:  Значение цветов куполов православных храмов России

Важно! У католиков пять концов пентаграммы также символизируют пять ран Иисуса Христа: две на руках, две на ногах и одна от копья под ребро. Это знак страданий Богочеловека за людей. В православие такая трактовка звезды менее распространена, но также имеет своих приверженцев.

Где и как изображается

Пентаграмма нередко встречается в оформлении православных храмов, в особенности тех, что были построены до 1917 г.

Вот только некоторые из них:

  • Вифлеемский собор Рождества Христова;
  • Спас на Крови в Санкт-Петербурге.

Храм Спаса на Крови, имеет изображение звезды даже на фасадах, а не только на внутренней росписи храма. Иконописные изображения Богородицы также дают нам возможность увидеть пентаграмму на мафории (верхней одежде) Божией Матери.

В данном случае изображаются три звезды: две на плечах и одна на лбу. Символизируют они то, что Богоматерь была девой до Рождества Христа, во время ношения плода и после Его рождения.

Рисуют пентаграмму в православной традиции следующим образом:

  • все пять лучей равнозначны по размеру;
  • выделяется верхний луч;
  • два нижних луча расставлены равномерно в стороны.

В целом получается довольно гармоничная фигура, которая действительно напоминает крест. На иконе Преображения Андрея Рублева, звезда перевернутая, луч верхний опущен вниз.

Таким образом, пентаграмма имеет древнее происхождение, но является христианским символом, в котором воплощается учение о Пресвятой Троице и Боговоплощении, а также о девстве Богородицы до, во время и после рождения Иисуса Христа.

Кроме того, это символ страданий Христа за человечество. Можно сказать, что звезда кратко и емко излагает в одном изображении все основные доктрины христианства.

Читайте еще о Христе:

Где еще используется пентаграмма

В настоящее время пятиконечная звезда сильно дискредитирована в глазах православных по следующим причинам:

  • перевернутую пентаграмму стали использовать оккультисты, для составления специальных пентаграмматомов, символов-заклинаний, в том числе и на вызов нечистых духов;
  • звезда стала символом советского государства самого богоборческого в истории человечества, существование такого режима стало причиной репрессий против миллионов верующих людей.

Но все же, несмотря на использование звезды силами враждебными христианству, она продолжает оставаться символом, который органично принадлежит христианству. А значит звезды над кремлевскими башнями, и на погонах военных не должны вызывать отторжения и неприятия.

  1. Что означает шестиконечная звезда в православии?
  2. Восьмиконечная звезда в православии
  3. Что означает слово «ипостась» в православии?
  4. Что означает «Аминь» в конце молитвы и в православии

Здравствуйте! С Воскресным днем! Помогите принять правильное решение. Ребенку купили комбинезон, на котором изображено много звезд различных размеров. Звезды пятиконечные. Сенодня батюшка на причастии сказал, что лучше не носить такую одежду и порекомендовал поменять. Так вот я в замешательстве, неужели это так все серьезно? Помогите. Спаси Господи!

Добрый день. Мнение священника по данному вопросу — его личный взгляд. Вы можете с ним согласиться, а можете нет. Это не какой-то основополагающий богословский вопрос. Да, многие верующие люди и священники могут усматривать различные знаки и символы во всем, что нас окружает. Правильно ли это? На наш взгляд, не совсем. Очень маловероятно, что вы купили малышу комбинезон с настоящими пентаграммами, имеющими сатанинский подтекст. У ребенка на одежде просто яркий, цветной, детский принт, эти звезды не несут никакого значения и смысла, кроме декоративного. Так разве правомерно рассматривать такой рисунок, как пентаграмму? На наш взгляд очевидно, что нет. Таких «знаков» при развитой фантазии можно вокруг находить десятками ежедневно. К примеру, можно увидеть крест на полу в пересечении линий плитки или паркета и запретить на него наступать. Можно ли попирать ногами христианский крест? Конечно же, нет. Можно ли наступить на две пересекающиеся линии на полу в узоре паркета? Конечно, да. Примерно также и со звездами на комбинезоне.

Остерегаться и избегать нужно настоящей сатанинской символики, когда звезды, перевернутые кресты и прочее изображается с вполне обозначенным смыслом и значением. Конечно, одежду с такими знаками православный христианин носить не должен. Но выискивать пентаграммы в пересечении любых пяти линий в любом рисунке — это уже чересчур. У нас так много реальных духовных проблем, так много зависти, гордости, злобы и прочих очень больших и значимых грехов, что просто странно тратить свои силы на выискивание скрытых символов в детских рисунках.

Тем не менее, если вы постоянные прихожане данного храма, или если этот священник является вашим духовником — возможно, правильнее будет согласится с ним и не надевать в храм подобную одежду, зная о взглядах батюшки. Все таки, это не настолько принципиальный вопрос, и, возможно, правильнее будет смириться тут и не раздражать лишний раз священника или других служителей храма одеждой, которую они считают неподобающей. Отнеситесь к этому, как к тренажеру смирения, ведь из каждой житейской ситуации можно вынести духовную пользу.

Пятиконечная звезда в Православии

  1. Пятиконечная звезда – значение и как рисовать в Православии
  2. Пентакль в христианстве
  3. Где рисуют и изображают пятиконечную звезду в Православии
  4. Пентаграмма на иконе Преображения

Пятиконечная звезда — значение и как рисовать в Православии

  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Некоторые знаки и символы различных эпох — например, изображение рыбы, по которому узнавали друг друга некоторые общины первых христиан, — канули в небытие. Другие живут на иконах и в книгах, в живой церковной традиции. Множество таинственных символов есть в Православии. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. Менялась культура и мировосприятие человека. Неизменным оставалось лишь слово Божие.

Одним из таких символов является пятиконечная звезда, также называемая пентаграмма или пентакль. Сегодня она ассоциируется, в первую очередь, периодом советской власти в России. Ее можно увидеть на многих европейских и российских домах. Многие утверждают, что это сатанинский, колдовской, масонский знак. Тем не менее, пятиконечные звезды можно встретить и на иконах, киотах, в украшении православных храмов. Это не просто украшение, пентаграмма имеет ряд значений в Православии.

Пентакль в христианстве

  1. Молебен Сергию Радонежскому
  2. Молебен о замужестве
  3. Молитва Архангелу Михаилу — сильная защита

Звезда с пятью лучами — один из древних символов. Изначально он не несет значения зла. Наряду с шестиконечной звездой Давида и восьмиконечной звездой — октограммой, звездой Богородицы — это библейский символ. Пятиконечная звезда относится к символике Ветхого Завета, которая по сей день используется и в христианстве, и в иудаизме.

Пентаграмма ассоциируется с Пятикнижием, называемым в иудаизме Торой — библейскими книгами, написанными пророком Моисеем. Они также почитаются и всеми христианами.

Также пять лучей звезды означают пять ран Господа Иисуса на Кресте (прибиты ко Кресту были руки и ноги Спасителя, пятая рана — рана от копья).

Пять концов означают, как и крестное знамение, символику Троицы. Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы. Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец означают соединение вместе человеческой и Божественной природ во Христе.

Ассоциации звезды и Господа основываются на словах Книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), где Христос говорит: «Я потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая» (глава 22, стих 16).

Где рисуют и изображают пятиконечную звезду в Православии

Символ пятиконечной звезды встречается нечасто, однако может быть использован в оформлении экстерьера и интерьера храмов, в резьбе киотов (большие напольные рамы для икон).

Пентаграмма используется в интерьере и наружном оформлении стен собора Рождества Христова в Вифлееме.

Над крестом Вифлеемского храма установлены выкованная пятиконечная звезда, причем ночью она подсвечивается.

В самом Вифлеемском соборе Христова Рождества над чудотворным образом Рождества вышита по бархату в киоте золотая пятиконечная звезда.

В Иоанна-Богословском храме в Москве, на стенах храма изображены пятиконечные огненные звезды.

Знак пятиконечной звезды был богословски осмыслен на иконе «Преображение Господне», став знаком силы Фаворского света и благодати Христа.

Пятиконечная звезда наряду с восьмиконечной обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.

Звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.

Пентаграмма на иконе Преображения

На иконах «Преображения Господня», самой известной из которых является образ, написанный великим иконописцем Андреем Рублевым, изображение Господа Иисуса Христа вписано в пятиконечную звезду, означающую свет Преображение Вседержителя и Его пришествие в земной мир с Небес. Поэтому на иконе Преображения пятиконечная звезда перевернута верхним лучом вниз.

Преображение — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. Празднуется он ежегодно 19 августа. По своей значимости он стоит наравне с Рождеством Христовым и праздником Святой Троицы — Пятидесятницей. В этот день воспоминается событие явления Иисусом Христом Своей Божественной природы обычным людям — его ученикам. Трое из них стали свидетелями Преображения с виду обычного Человека, Которого они знали как Своего Учителя по имени Иисус, во Всемогущего Бога, освещающего неземным Светом всё вокруг.

Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.

Молитвы в праздник Преображения Господня — это обращение ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой. Преображение — один из самых любимых народом праздников. Это день, когда каждый из нас вспоминает о том, что стоит попросить, помолиться — и наша жизнь будет освещена Светом и советом Христовым. Не пренебрегайте и беседой со священником: Господь по вашей вере скажет вам через священника именно Свою волю.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново

Что символизирует пятиконечная звезда в православии ?

Любознательность подтолкнула меня просмотреть имеющиеся материалы в интернете.
Не смотря на то, что пятиконечная звезда, пентаграмма считается символом нечистой силы я с удивлением обнаружил это элемент применённый два раза в храме Рождества Христова в Вифлееме .

Пятиконечная звезда над Храмом Рождества Христова в Вифлееме.

Напольный киот для иконы в символике которого используется пятиконечная звезда красного цвета в храме Рождества Христова в Вифлееме.


Можно встретить мнения, что пятиконечная звезда это архаично-традиционное изображение Вифлеемкой звезды, которое встречается в мозаичном украшении :

Красная звезда в Доме Господнем. Мозаичное панно из Америки, Мехико.

Перевёрнутая пентаграмма является символом Преображения Господня в традиционной иконографии :

Постепенно перевернутая пентаграмма стала символом преображения Христа, а также его сошествия в мир (поэтому она направлена лучом вниз). В частности можно вспомнить знаменитую икону Андрея Рублева «Преображение Господне», написанную им в начале XV века, где Христос изображен на фоне хорошо видимой перевернутой пентаграммы.

Здесь надо подчеркнуть, что Андрей Рублев – это один из знаменитейших и наиболее почитаемых православных иконописцев, который, к слову, был причислен к лику святых. Он был автором многих правил, которые впоследствии стали канонами иконописи и тот вклад, который он привнес, до сих пор ощущается в иконописи.

Ассоциации Спасителя с пятиконечной звездой также иногда аргументировалась и цитатами из библии, например: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).

Копия иконы Андрея Рублева «Преображение Господне»

Три звезды на мафории Богоматери — одна на челе и две на плечах — являются традиционными элементами богородичной иконографии, признаками девства Марии до, во время и после рождества Христова.

Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»).
Вторая половина XVIII века.
Дерево, левкас, масло. Оклад: начало XX века. Серебро, чеканка, гравировка, эмаль по скани, драгоценные камни, золочение.
Патриаршая резиденция в Москве.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге изобилует изображениями пентаграмм. Перечисленное – это не исключения, а лишь яркие и известные примеры.

В большинстве крупных храмов, церквей или базилик можно, в том или ином виде, найти изображение пентаграммы.

Данная тема несколько раз обсуждалась в интернете и на форумах.
Есть достаточно хорошие статьи на эту тему, в которых достаточно доказательств того, что пентаграмма является одним из древнейших христианских символов, конечно без серпа и молота.

Не приводя примеров её использования богоборцами, можно сказать, что не зависимо от этого она не может потерять для христианина священного значения.

Если этот символ употребляется двояко, то вероятно ему нужно вернуть былую славу.

Если промыслом Божиим было предначертано нашим родителям и дедам, да и нам самим нести службу, сражаться и умирать под этим христианским символом, то нужно знать, что символ этот православный.

И звёзды над столицей — не символы зла, а символы имеющие широкое значение в православии — ран Спасителя, Преображения Господня, Вифлеемской звезды и Рождества, звезды на мафории Богоматери.

Да, использовали этот символ богоборцы, да — невежи, да — люди желающие истребить православие, но пожалуй никто не может однозначно утверждать, что эти символы употреблялись советской властью исключительно в ритуальных сатанинских целях.

Исторически пентаграмма стала символом великих жертв народов населяющих сначала территорию Российской Империи, затем СССР — жертв невинных и жертв сознательно отдавших жизнь за будущее.

Этот символ, как один из древнейших символов искупительной жертвы Спасителя должен быть реабилитирован и как элемент памятников воинской славы получить христианское значение.

Перевёрнутая пятиконечная звезда в Православии?

Появилось много статей, где утверждается, что пятиконечные звезды, в том числе и перевернутая – православные символы, более того, что они «символизируют» Богородицу(?) и даже Иисуса ХРИСТА.(?!) И основывается это утверждение на том, что, дескать, в христианской архитектуре, декоре, и даже на иконах встречаются эти символы.

Читайте также:  Захария Серповидец - пророк из 12 малых пророков

Давайте разберёмся в этом вопросе.

1. Звёздам поклонялись как «богам» язычники в древнем мире (Египет, Вавилон, Персия) и, безусловно, как-то их изображали. На глиняных предметах, найденных археологами, есть изображения пятиконечных звёзд, сделанных за 3,5 тыс. лет до Рождества ХРИСТОВА.
Поэтому утверждать, что пятиконечная звёзда – именно христианский символ, по крайней мере, неправомерно.

2. С древних времён перевёрнутая пентаграмма, своим начертанием очень напоминавшая морду козла – символа Бафомета (диавола), использовалась язычниками-сатанистами для ритуальных действий и обозначения идола.

3. Христиане не занимались ни чёрной, ни «белой» магией, звёздам не поклонялись, а потому, в первые 10 веков своего существования не делали особой разницы в изображении звёзд – самые разнообразные звёзды, в том числе и пятиконечные, и первёрнутые, встречаются на иконах и в архитектуре того времени.

4. Отношение к звёздам вообще было всегда положительное, поскольку они – светят во тьме, по ним исчисляли время и путь мореплаватели и путники. Их ассоциировали с ангелами (Вифлеемская звезда). Иисус Христос называет Себя «звездой светлой, утренней». «Я есмь . звезда светлая и утренняя»(Откр.22:16). Хотя, естественно, имеется в виду вовсе не утренняя планета Венера, и не легкомысленная «богиня» Венера, отождествляемая с этой планетой.
Звезда Светлая и Утренняя значит, что Свет Миру – ХРИСТОС воссиял на Заре Творения.

5. Конечно, некоторые звёзды имели особый смысл.

5.1. Так шестиконечная звезда, ещё с ветхозаветных времён, воспринималась как символ всего Тварного мира (6 лучей – 6 Дней Творения).
В Православной иконографии – на иконах Феофана Грека и Андрея Рублёва «Преображение» шестиконечная (а не пятиконечная перевёрнутая, как утверждают некоторые несведущие в иконографии «специалисты»!) символизирует преображенный Иисусом ХРИСТОМ Тварный мир. Верхний луч истончён и заслоняется Ликом ХРИСТА, который будучи БОГОчеловеком, преображаясь на горе Фавор перед учениками, Своим воплощением и Воскресением преображает весь Тварный мир и возводит его к БОГУ.

На иконе Адрея Рублёва виден над нимбом ХРИСТА конец шестого луча, увенчанный крестиком, а над плечами Спасителя – основание этого луча. В дальнейшем иконописцы, повторяя это сюжет, иногда и вовсе полностью замещали шестой луч Ликом и фигурой ХРИСТА. На иконе Феофана Грека шестой луч чётко изображённой шестиконечной звезды также частично заслонён Ликом ХРИСТА.

Шестиконечная звезда была на печати Царя Соломона, а потому её иногда называют «Печать Соломона». Её также можно увидеть на иконах, в орнаменте, в архитектуре, наравне с другими звёздами.

5.2. Особое значение в Православии имеет Восьмиконечная звезда. Изображается как два, чаще всего, перекрещивающихся креста.
Это – Вифлеемская звезда как символ Славы, Истины и Крестных страданий ХРИСТА. Это и звёзды на плечах Богородицы, как символы света и чистоты. Восьмиконечные звёзды преобладают в Православной иконографии, хотя встречаются и другие.

5.3. Пятиконечная звезда издревле во всех народах почиталась как охранный, защитный знак, знак истины, власти, духовности, совершенства.
Очень почитался у евреев как символ Пятикнижия Моисея, данного ему Самим БОГОМ. Именно в Ветхом Завете присутствуют многочисленные предсказания рождения ХРИСТА-Спасителя и Помазанника БОЖИЯ (Мессии). Поэтому в Вифлееме можно встретить изображение пятиконечных звёзд, как символа Ветхозаветной звезды, указывающее на Рождение ХРИСТА. Хотя сама Вифлеемская Звезда на месте Рождения ХРИСТА изображена с 14 лучами.

Широко были распространены пятиконечные звёзды в католическом мире. Поскольку католики привыкли выискивать во всём некий тайный смысл, эти звёзды олицетворяли для них «пять радостей» Богородицы, пять ран Христа и т.п.
И это продолжалось до начала Инквизиции, когда вдруг выяснилось, что все маги, «ведьмы», колдуны, а также тамплиеры (масонский орден) в своих тайных магических ритуалах используют именно пятиконечную звезду, чаще всего перевёрнутую. После этого перевёрнутая пентаграмма,(«ведьмина нога»), стала отождествляться именно с тёмными силами, диаволом и её использование в христианских Храмах резко сократилось.

В XX в. сатанисты открыто признали, что перевёрнутая пентаграмма – символ сатаны и сатанинской церкви, используемый ими для призвания тёмных сил. После чего, перевёрнутая пентаграмма в народном сознании иначе и не воспринимается. А тут ещё коммунисты подсуетились, с их красными звёздами и богоборческой ненавистью к Церкви. Кстати, они планировали поставить памятник Иуде Искариоту, хорошо хоть не сатане.

Перевёрнутую пентаграмму как символ диавола, в настоящее время, широко используют неоязычники. По этому факту, можно сделать вывод – кому они молятся. Впрочем, они утверждают, что у них кроме этого ещё от 365 до 33000000 «божков» (бесов или демонов?), но им и этого мало. Наверное, поэтому некоторые из неоязычников пытаются доказать на основе извращенного понимания иконы «Преображения», что «символ» ХРИСТА – «перевёрнутая пентаграмма». То есть, кощунствуют и богохульствуют, приравнивая БОЖЕСТВЕННОЕ к диавольскому. Большей лжи трудно придумать. Впрочем, обычная бесовская уловка – подменить добро злом и уравнять их в правах. Итак, со значением перевёрнутой пентаграммы всё ясно.

Конечно, никто сейчас не пытается стереть и выломать перевёрнутые пятиконечные звёздочки со старинный христианских икон, фресок и орнаментов. Все прекрасно понимают, что в те далёкие времена изображение этих звёзд не имело сегодняшнего значения, и было связанно с положительным восприятием звёзд вообще, а также являлось, наравне с другими разнообразными звёздами, общепринятым декоративным украшением.

Правильные пятиконечные звезды в Православии в России использовались крайне редко, гораздо реже, чем восьмиконечные, шестиконечные и многолучевые, а после революции – тем более.

Пентаграмма широко используется в США, в Израиле, в исламских государствах. И говорить о том, что пятиконечная звезда – православный символ, опять же, невозможно.

В России светское использование Правильных пятиконечных звёзд широко распространено. Более того, пятиконечные звёзды являются символом Победы и героического подвига народов СССР во время Великой Отечественной войны. Именно поэтому для народа России они имеют свой высокий исторический смысл и особое значение, и совершенно не связаны с религиозной окраской.

Пятиконечной звезде более 5 тысяч лет

Интересной, но мало затронутой темой является символика пятиконечной звезды. Этот несложный символ — один из древнейших, им начали пользоваться еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Он получил распространение во многих культурах и имеет большую смысловую нагрузку. Одна и та же, различающаяся лишь цветом, звезда присутствует в символике Соединенных Штатов, Евросоюза, Советского Союза, Китая и многих других стран и общественных движений.

Так как она широко используется для передачи различных смыслов и идей, для лучшего их понимания кратко рассмотрим некоторые основные ее значения.

Андрей Рублёв. Преображение Господне. 1405 г

А вообще первое известное использование пятиконечной звезды приходится на государства Шумера в Междуречье за 3000 лет до н. э. В их письменности такая пиктограмма обозначала угол, маленькую комнату, яму.

У древних пифагорейцев пентаграмма (от слова пентаграмос — пятилинейный), означала пять убежищ, куда был помещен первобытный хаос во время создания мира, и они находились в Тартаре. Тьма, находящаяся в этих убежищах, считалась источником души мира, а также источником мудрости. Эта пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху.

Символ богини правящей этим потусторонним миром — яблоко, так как при разрезе в нем можно увидеть пентаграмму. Поэтому пентаграмма была также символом здоровья и богини Гигиеи. Кроме того, Пифагор утверждал, что в геометрии пентаграмма является математическим совершенством. Но, не углубляясь в математические характеристики этой фигуры, пойдем дальше.

В каббале пентаграмма одним лучом кверху означает мессию. Пентаграмма также является символом печати Соломона и некоторое время была официальной печатью Иерусалима.

Для мусульманина она может означать пять столпов мусульманской веры и пять ежедневных молитв.

В христианской Европе пятиконечная звезда имела целый ряд символических значений. Кроме оставшегося со времен древнего мира символа здоровья, она символизировала пятью лучами пять чувств, пять пальцев. В религии пентаграмма использовалась как символ пяти ран Христа, пяти радостей Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Она также символизировала Вифлеемскую звезду в Рождество (в России Вифлеемская звезда была семиконечной).

Одним из главных значений пятиконечной звезды был символ человеческой природы Христа, поэтому в эпоху Возрождения, когда человек и человеческая личность начали принимать все большее значение, этот символ стал также более важным. Пятиконечная звезда напоминает человека с вытянутыми в стороны руками и расставленными ногами, наподобие рисунков Леонардо да Винчи. С развитием гуманизма и атеизма звезда начала означать просто человеческую личность, как новую высшую ценность новой эпохи.

По настоящему же широкое распространение пятиконечная звезда и гуманистические идеалы получили во время Великой французской революции. С приходом новой богоборческой идеологии, человек выносился на первое место в системе ценностей, и звезда в гуманистическом значении, стала одним из важнейших символов. В результате этих изменений звезда получила также широкое распространение и в военной символике сначала французской республики, а потом и других стран. В этой сфере она символизировала бога войны Марса, по преданию родившегося из лилии, которая напоминает пятиконечную звезду. Этот знак используется и для опознавания и для различных других обозначений.

С распространением ценностей и социальных сил новой эпохи начала свое распространение и пятиконечная звезда. Она всегда была важным знаком в символике масонов, социальной силы, начавшей обретать мировое значение после французской и американской революций. Кроме древних и оккультных значений, звезда стала широко использоваться ими для публичного выражения их идей — духовного совершенствования человека и возведение человека во главу всей системы ценностей в атеистическом варианте. Поэтому звезда широко используется в государственной символике многих стран, построенных по масонским чертежам — Соединенных Штатов, где звезды на флаге означают также Царство Небесное, Евросоюза и других.

Пятиконечную звезду используют также многие движения и организации, ее символика при этом часто связана либо с масонскими силами, стоящими за ними, либо с принявшим ее в свою символику коммунистическим движением.

Звезду с двумя лучами кверху использует церковь «святых последнего дня» или мормонов. Перевернутая звезда с лучами разных цветов символизирующая Вифлеемскую звезду также является символом крупнейшей фратерналистской организации — ордена Восточной Звезды. Этот орден объединяет около миллиона масонов в ранге не ниже мастера и известен своей благотворительной деятельностью.

Перевернутая пентаграмма с двумя лучами кверху — один из главных символов сатанистов. Такая пентаграмма означает Тартар или ад, место, куда заключены падшие ангелы. Внутри перевернутой пентаграммы также часто рисуют голову Бафомета в виде головы козла. Все это символизирует античеловеческую природу и поклонение животной страсти. Три обращенных вниз луча звезды также означают отвержение святой Троицы.

Пентаграмма также часто встречается и у язычников, служа им одним из символов веры — пять концов звезды означают землю, воду, воздух, огонь и дух. Хотя в древности языческая пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху, сейчас она, как правило, изображается кверху одним лучом, чтобы не вызывать ассоциаций с сатанистами. Как в древности, так и сегодня пентаграмма остается важным символом для друидов, викканцев, нео-пифагорийцев и других групп, исповедующих язычество и практикующих магию.

В 20-ом веке, когда коммунистическое движение начало приобретать мировое значение, и в России произошла социалистическая революция, новому государству понадобились новые символы. Первоначально красная звезда с плугом и молотом была принята как эмблема и опознавательный знак Красной Армии. Здесь звезда символизировала бога войны Марса, и эта эмблема олицетворяла защиту мирного труда.

После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем.

Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию , как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих.

Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда.

К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев.

Впрочем, в первые годы, из-за имевшихся в ядре большевистской организации антихристианских и сионистских элементов, было принято изображение звезды двумя концами кверху. Первый советский орден Красного Знамени имел именно такое перевернутое изображение звезды.

Но подобный символ вызвал такое неприятие в обществе, что скоро от этого отказались и официально утвердили изображение звезды одним лучом кверху.

Но новой стране требовалась также новая государственная символика, и красная звезда оказалась достаточно подходящим и популярным для этого символом. Поэтому скоро она переместилась со знамен несущей освобождение мировому пролетариату армии на герб и знамена первой строящей коммунизм страны. В советской государственной символике красная звезда рядом с серпом и молотом стала означать единение трудящихся пяти континентов единым началом и целью. Красный цвет символизировал братство и кровь, пролитую за свободу трудящихся всего мира.

Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги, но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали.

Официально символ под названием «марсова звезда с плугом и молотом» был утвержден приказом Л. Троцкого от 7 мая 1918 г. Там же было сказано следующее: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».

Сначала «марсова звезда» носилась на треугольной колодке, цепляемой на левой стороне груди. Однако эта форма оказалась неудобной, и ювелирная фирма предложила размещать звезды на венках из лавровых и дубовых листьев, которые остались от старых знаков.

Какое-то время форма и расположение звезды сильно варьировались. 29 июля 1918 г. Троцкий издает еще один приказ, где красную звезду обязывали носить на околышке фуражки. Покрытый лаком, значок-кокарда был более выпуклой формы, а лучи звезды имели более округлые края.

Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии.

Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.).

Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений).

Читайте также:  Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Конечно, новая символика (не без пропаганды противников советской власти) поначалу вызывала у части простого народа суеверное опасение. Недаром 11 февраля 1919 г. на конференции 2-й Советской (Украинской) дивизии начальник ее политотдела И. Минц сетовал, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…».

А тут еще большевики допустили и недосмотр, расположив новый символ двумя лучами вверх. Это видно и по первым нагрудным знакам, и на некоторых большевистских плакатах (например, плакат Д. Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!» 1919 г.). А, как я уже писал , после работы Э. Леви такое положение звезды стало трактоваться как знак сатанизма. При этом совсем забылось, что перевернутая пентаграмма была на печати императора Константина (того, который сделал христианство официальной римской религией) и вообще долгое время трактовалась как символ Преображения Иисуса Христа (это можно увидеть, например, на иконе Андрея Рублева ). Естественно, обнаружив такую реакцию, большевики придали звезде более «благопристойное» положение.

Давайте посмотрим, как объясняли простому народу символику Красной Звезды сами комиссары РККА в листовке 1918 г.:

«…Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего.
Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа…. Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии».

На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и « буденовкой » (последнее название и прижилось).
Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии.

В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 12-лучевой (по числу союзных республик).

Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации.

В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага).

Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами.

Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии.

Символы солнца суваро-булгарского народа

Пятиконечная звезда символ или пентаграмма является одним из самых распространенных знаков всех времен и народов. У него множество различных значений, которые зависят от обращения граней и формы. Возраст знака насчитывает более пяти тысяч лет. Впервые он упоминался в шумерских письменах около 3000 лет назад. Пентаграмма окутана множеством предрассудков. Ее часто связывают с сатанизмом.


Пентаграмма считается символом охраны и безопасности и известна более 3 тысяч лет. Ее использовали в различных магических ритуалах.

История появления

Пятиконечную звезду начали использовать шумеры. Она была символом любви и страсти. Такие талисманы приносили счастье в личной жизни. Также узлы и ямы. В Древнем Вавилоне этот знак имел похожее значение.

Первобытный хаос при сотворении мира означала пятиконечная звезда у Древних Греков. Ее лучи означали пять мест скованного Тартара. В этих местах приобретаются мистические способности и считаются источником мудрости.

В средневековой Европе это символ сатаны.

Римский император Константин первый использовал пентаграмму как амулет и включил ее в свою печать.


В Вавилоне считали, что пентакль — это оберег, который защищает дом. А Пифагор называл такую звезду символом совершенства и начала жизни.

Символ пятиконечной звезды есть и в каббале. Он означает Мессию. Пентакль Солнца был изображен на перстне Соломона.

У мусульман это пять столпов мудрости, пять намазов, которые должны делать правоверные.

В годы французской революции ее выбрали, потому что этот символ удобно наносить. Это знак бога войны Марса, который был рожден из цветка лилии с пятью лепестками, также символ Венеры.

После революции пятиконечную звездочку использовали гуманисты и масоны.

Восьмиконечная звезда в православии. Предпосылки появления

Пятиконечную Вифлеемскую звезду сменила шестилучевая примерно в пятнадцатом веке. Вообще, этот символ возник в начале периода неолита. Он означал шесть сторон света. Всем известно, что их четыре (восток, запад, север, юг), но, к примеру, жители Древней Индии, видя символ с таким количеством лучей, понимали его значение как «шесть сторон горизонта.»

Согласно этому объяснению, пентаграмма будет представлять собой защиту, а пентакль — объединение элементов и дух в совершенной гармонии. Различные исследователи подчеркнули очевидное сходство пентаграммы с формой человека с вытянутыми ногами и руками. Фактически иллюстрация, приписываемая Агриппе или Тихо Браю, иллюстрирует сходство пропорций в этом изображении, в котором показаны пять планет и луна в центральная точка — гениталии. Совпадение?

Как бы то ни было, в Викке его символизм выходит за рамки простого смысла, образуя конгломерат очень разнообразных эзотерических знаний. Например, утверждается, что пять переплетающихся треугольников представляют силу пяти чувств человека: зрение, слух, прикосновение, запах и вкус являются шестым чувством, ощущаемым в центре звезды. Кроме того, в некоторых викканских традициях перевернутая пентаграмма — ничто зло; Совсем наоборот: это символ статуса того, кто перестает быть «инициатором», чтобы перейти на следующий уровень.

Затем, в какой-то из периодов, в России была семиконечная Вифлеемская звезда. Когда-то маги носили такой же символ, как отличительный знак, но с указанием планеты возле каждого луча.

Описание

Символ звездочки означает равенство, веру, власть, силу и доблесть. У пифагорийцев эта эмблема означала гармонию. Это математическое совершенство, скрывающее в себе золотое сечение, господство духа над материей.

Пентакль украшает соборы и церкви по всему миру. Используют звезду на военных наградах и орденах. Это главный талисман евреев-хасидов. Пятиконечная звезда это плодородие, здоровье, богатство, сила. Это пять добродетелей, которые необходимы для человеческого развития.

Этот магический знак в культуре и религии имеет разные значения. Его еще называют пентаграммой. Все считают, что он наделен защитной силой и используют в качестве талисмана и оберега.

Одним из значений пятиконечной звезды в православии считаются раны Иисуса на его теле, отождествляющие муки Христа. Она способна оберегать от злых сил. Ее гравировали на доспехах рыцарей и на мечах, вешали на входных дверях. Пятиконечная звезда может скрывать в себе духовное возрождение.

Символизирует фигуру человека и означает Царствие Небесное, попадание в рай, рассвет.


Вопреки распространенному мнению, пентаграмма не является символом сатаны.

Пентакль трактуется, как 5 углов звезды Давида:

  • углы знака могут значить четыре стихии природы — дерево, землю, воду, металл;
  • это 5 пальцев;
  • чувства человека;
  • святое письмо Маисея к евреям — пятикнижение;
  • руны, которые были подарены Иисусом матери;
  • 5 граней на плоде разврата (яблоке).

Правильно рисовать звезду следует, не отрывая карандаш от бумаги, вершина ее должна состоять из одного треугольника.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Сегодня этот знак присутствует во всех православных храмах, символизируя Россию. Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ у нас, в России, говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская.

Несмотря на это, были ссылки на отношения этого символа с отдаленным происхождением традиции Компостела с языческими коннотациями. Во всяком случае, трудно представить это представление за пределами области Компостела, и у него не было популярного влияния, которое достигли другие символы Якобе, такие как раковина гребешка и персонал. Во многом это связано с тем, что иконография звезды, не являясь частью обычного наряда паломников, осталась незамеченной. Паломникам и посетителям города часто приходится спрашивать о значении звезды, которую они наблюдают в указанных местах.

Как уже говорилось выше, на иконах Пресвятой Девы Марии изображается восьмиконечная звезда, значение которой очень важно в православии. Это понятно лишь только по одному факту, что символ располагается на плечах и голове Богородицы. На иконе «Неопалимая купина» и вовсе образ Божьей Матери вписан в октограмму (так еще называется символ с двумя наложенными друг на друга квадратами, образующими восьмиконечный символ). Звезда тесно связана с Богородицей, ее тайной.

Говорят, что открытие было сделано странными огнями, огнями, которые привлекли внимание отшельника Пайо и людей этого места. Слово «звезда» не упоминается в любое время. Однако популярность этого факта привела к тому, что этот термин, очень запоминающийся и выразительный, использовался почти исключительно. Иконографически это было также наиболее подходящее решение для представления этих огней, и мы можем наблюдать это в иконографии, как мы указывали.

Возможно, из-за навязывания этой двойной реальности — выразительной и иконографической — звезда появляется как элемент, через который гробница раскрывается в самом решающем документе для современного возрождения паломников в Компостелане. Одним из самых выдающихся современных защитников звездной символики, неотделимых от Якобеана, был французский Луис Шарпантье. Он утверждает, в соответствии с другими авторами, что Камино де Сантьяго будет происходить в древнем маршруте, отмеченном на небесах звездами.

Если вспомнить значение символа с восемью лучами, то по традиции его понимали как вечность, непоколебимую устойчивость и выход за пределы этого мира. Также октограмма — знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Талисман Венеры

Основой для данного оберега является пятиконечная звезда, которая вписывается в круг и имеет один верхний луч, направленный вверх. В каждом ее углу нарисованы символы или буквы. Это 5 имен ангелов утренней звезды. Изготавливают ее вручную. Это любовный пентакль, помогающий в поиске своей второй половинки.

Пентакль Соломона

Соломон был великим магом. Чаще всего на печати его изображена шестиконечная звезда. Также используется и пятиконечная. Гравируется на серебре, заключается в круг. Это защита от порчи и сглаза.

Коммунистический символ

В 20 веке этот знак стал символом коммунизма. В центре изображения располагался серп и молот. Военное значение бога Марса здесь ассоциировалось с ненападением и мирным трудом людей советского государства.


Пятиконечная звезда встречается на флагах многих стран — Новой Зеландии, Марокко, Эфиопии.

Красный цвет символизировал братство и пролитую кровь за свободу. 5 лучей это 5 континентов. Звезда украсила герб СССР. Изображать на флаге стали прямую звезду, лучи ее направлены вверх. Она не заключенная в круг, лучи не имеют смысловой нагрузки. Звезда была изображена на пионерском значке.

Лев Троцкий, который являлся членом масонскя ложи, знающий тайный смысл этого знака предложил его в качестве символа коммунизма.

Перевернутая пентаграмма

Перевернутую пятиконечную звезду любят использовать в ритуалах сатанисты. Она обрела популярность, благодаря Элифасу Леви в 20 веке. Сам к оккультизму он прямого отношения не имел. Он вписывал перевернутую пентаграмму в круг, как знак дьявола, а в нее помещал козлиную голову. Пентаграмма активно используется в черной магии. Множество ритуальных обрядов проводятся с ее помощью.

Значение звезды у разных народов

Восьмиконечная звезда — символ равновесия, порядка, созидания, если ее вписать в окружность. Так в древности обозначали календарь, времена года (все материальное меняется, но главное остается неизменным).

Их судьба была пределом Земли. Среди других аргументов он поддерживает свою теорию в разных географических названиях того маршрута, который связан с космосом и звездами. Они подчеркивают церковь Евната — она ​​была интерпретирована по своей этимологии в Баске как дверь для восхождения душ к звездам — ​​и Эстелла, чей топоним неразрывно связан с латинской стеллой.

Этот раздел включает в себя те объекты, обычно древние, которые по их использованию стали истинными символами различного значения. Точно так же включаются символы, которые были преобразованы в объекты, амулеты, иногда культовые, разных видов. Большинство из них имеют почти универсальный и вневременный охват или использование.

Восьмилучевая звезда встречается в культе латышей, удмуртов. В виде сдвоенного креста или с раздвоенными концами ее можно увидеть в народных орнаментах у финнов и карел, а также у северных народов (например, финно-угорских). Здесь она означает путеводность и возрождение, является символом света и славы.

В римской мифологии этот стержень был перенесен глашатаями или посланниками, такими как Меркурий. У штанги есть две переплетенные змеи, а не гирлянды. Согласно мифу, Меркурий увидел, что две змеи сражаются и мирно разделяют их с кадуцей. Змеи перестали сражаться в данный момент и разошлись. В греческой мифологии кадуцей был дан Аполлоном Гермесу. Согласно Гомерскому гимну Гермесу и Аполлодору, кажется, что следует выделить два посоха, которые затем были объединены в единое целое: во-первых, обыкновенный шлем вестника и второй волшебный посох, как и другие божества.

Кроме того, звезду с восемью лучами можно встретить на гербах республики Карелия, Лихославля и его района (жителями которых тоже являются карелы), Колумбии, Перу. На флагах Великобритании и Филиппин тоже прослеживается восьмеричная символика.

Восьмиконечная звезда, значение которой у египтян было тождеством божественного знака, встречается и у шумеров. В их языке именно этим символом обозначали слово, которое переводится как «бог, звезда, небо».

Белые луки, с которыми первоначально украшали геральдический коллектив, были бы заменены более поздними художниками для двух змей, хотя сами древние оправдывали их как остаток какой-то характеристики бога или считали их символическими представлениями о благоразумии, жизни и здоровье В более поздние времена кадуцей был также украшен парой крыльев, выражающих скорость, с которой посланник богов переместился с одного места на другое.

Иногда его путают с Родом Асклепия, который используется в некоторых странах как символ медицины. Эти две переплетенные змеи кадуцей также представляют собой число и являются символом баланса между антагонистическими силами. Кроме того, они представляют собой вечное космическое движение, основу возрождения и бесконечность. Это формальная вертикальность символа бесконечности.

Считается, что восьмиконечный знак символизирует семь периодов в истории человечества, а восьмой луч — жизнь будущего века. То есть то время, когда наступит царство Божье.

Ссылка на основную публикацию