Псалтирь 50

Псалом Давида № 50

50 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 50 (со Славой) слушать:

КАФИЗМА 7

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 50 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

50-й псалом – очень известная покаянная молитва. Он был составлен пророком Давидом, создателем псалмов, после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в страшном грехе – в том, что он из-за своего влечения к женщине послал на заведомую смерть человека.

События, которые предшествовали написанию этого псалма описаны во 2-й книге Царств (гл. 11 и 12).
Однажды Давид увидел красивую женщину, которую звали Вирсавия, и возжелал ее себе в жены. Но на тот момент она была замужем за человеком, которого звали Урия, он находился в воюющей на тот момент армии Давида. В предстоящем сражении с аммонитянами, по приказу Давида, Урия был поставлен в самое опасное место, где и был убит. Об этом знал только Давид и военачальник, которому он отдал такой приказ.
После гибели Урия, Давид женился на Вирсавии, этот брак ни для кого не показался странным, вскоре и сам царь забыл о своем грехе.
Через год у них родился сын и тут к Давиду явился от Бога пророк Нафан и в разговоре рассказал притчу:
В одном городе жил богач, у которого были большие стада и бедняк, имевшего всего одну овцу, которую он любил и даже кормил из своих рук. Однажды к богачу пришел гость и тот решил его угостить, но свою овцу он колоть не захотел и силой отобрал у бедняка овечку и угостил своего гостя. После этого рассказа Нафан спросил:

«Какой суд произнесешь ты, царь, над сим жестоким богачем?»

В ответ Давид сказал, что конечно же смерти, а бедняк должен быть вознагражден.

После этих слов пророк Нафан сказал, что этот суд Давид произнес для самого себя и передал ему то, что говорил Господь Бог:

Я поставил тебя царем над Израилем, избавил тебя от рук Саула и отдал в твою власть весь дом его и все царство его. И если бы еще чего не доставало тебе, Я все то дал бы тебе, согласно желанию твоему. А ты что сделал? Несмотря на все эти благодеяния Мои, ты презрел слово Божие, попрал Закон Его и совершил величайшее преступление: ты убил Урию Хеттеянина для того, чтобы завладеть его женою. Вот тебе наказание за это: сын твой от Вирсавии умрет

Обличение пророка разбудило Давида от своего греха, он осознал свой проступок и отчаянно раскаялся в нем. Это раскаяние и мольбу Бога о помиловании мы знаем теперь, как покаянный псалом, которым до сих пор ежедневно молятся все христиане.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 50 ПСАЛМА

Пс.50:3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё
Давид, после обличения Нафаном, с ужасом осознал свой грех и первые слова покаяния он начинает с мольбы о помиловании. От Господа Давид получил дар пророчества и множество других милостей, он, как праведник и избранник Божий, тем более осознает свою вину перед Богом.

Пс.50:4-5 Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною
Наипаче значит здесь: «многократно, много раз». Омый означает: «смой, отмой».
Давид просит Бога смыть с него грязь, которой очернена его душа. Грешник уже знает от Нафана, что Господь помиловал и простил его, но ему этого мало- он умоляет Всемилостивого Бога смыть с себя всю скверну. И не раз, а наипаче (многократно) омыл бы его от беззакония и таким образом очистил бы совсем от греха прелюбодеяния и убийства.
Поэтому молю Тебя, Всемогущий Боже, омый мя Твоею благодатию: вместо воды у Тебя есть благодать всеочищающая, вместо крови от жертвой приношений, которою мы очищаем дома свои, есть у Тебя всеочищающая кровь Сына Твоего, Которого я ожидаю, в Которого верую, кровь Которого омоет грехи всего мира, у Тебя есть и Дух Святый всеочищающий, Ты Сам, по всемогуществу Своему, можешь меня очистить от греха моего, посему горькими слезами молю Тебя: помилуй меня!
Потому, что преступления свои я знаю, и грех мой непрестанно (есть выну) предо мною: вот почему, о Боже, я молю Тебя.
Я все время помню о своем грехе, вижу мой беззаконный поступок с Вирсавиею, перед моими газами все время как будто стоит, пронзенный стрелой, несчастный Урий, вижу, как он взывает о мести мне.

Пс.50:6 Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.
В своей исповеди Давид признается, что он понимает против кого он сделал этот грех, говоря: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло.
Каждый грешник, когда забирает у кого-то, например, собственность, его честь, труды или здоровье, грешит не только против этого ближнего, а еще против Бога и против себя. Этими делами он оскверняет свою душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, злобою и другими пороками.
Так и Давид, согрешив против Господа, согрешил против Урии, его жены и против самого себя, осквернив свою душу.
Над Давидом, который был царем, не было человеческого суда, никто на земле не мог требовать от него оправданий, никто, кроме одного Судии. Поэтому Давид говорит:
пред одним Тобою я согрешил и на глазах у Тебя я сделал великое зло, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд через Нафана пророка. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, поэтому вижу справедливость, правду в твоих словах.
Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.

Пс.50:7-8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.
Исповедуясь, Давид продолжает, что он и зачат во чреве матери с беззакониями, рожден был во грехе, т.е. с самого начала своей жизни он был грешен.
Он говорит: Ты справедливый и суд Твой справедлив, потому что Ты любишь истину, а я с самого рождения был грешником. Я умоляю тебя о помиловании и не оправдываюсь перед Тобою, но Ты Сам мне открыл тайну о первородном грехе, предназначенного к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
В последних словах Давид говорит, что ему, как пророку, открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).

Пс.50:9-10 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости ослабевшие
Иссоп — пряное душистое растение, которое растет в горах и на старых стенах. Он служил символом очищения, из-за своих очистительных свойств он употреблялся для окропления кровью пасхального агнца (Исх.12:22), для очищения прокаженных (Лев.14:4, 6, 52), при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою (Чис.19:6, 9, 18).
В ветхозаветном обряде очищения священник с помощью окропления иссопом очищал того, кто признавался нечистым. Кроме этого обряда, Давид говорит еще и об омовении: омыеши мя; и паче снега убелюся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега.
После своих молитв Давид хотел бы узнать, что он действительно прощен, что его грех очищен и совесть его была бы спокойна: я знаю как бы говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, но каким образом я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: слуху моему даси радость и веселие, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: возрадуются кости смиренныя.

Пс.50:11 Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь
Грехи порока Давида противны Богу и поэтому он умоляет Господа не взирать на них: отврати лице Твое от грехов моих, чтобы Тебе никогда не видеть их, и вся беззакония моя очисти, изгладь их из Твоей вечной памяти так, как бы их и совсем никогда не было, чтобы ни я, ни кто другой не мог вспоминать о них.

Пс.50:12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.
До тех пор, пока сердце очернено грехами – жизнь будет тяжелой, а все усилия по ее исправлению – тщетны, возможны лишь незначительные изменения. Без помощи Божией невозможно исцелить больную душу и склеить разбитое грехами сердце до первозданной чистоты.
И поэтому Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (во утробе) духа правды, который был у него раньше, — молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца.

Пс.50:13-14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.

Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
Предшественник Давида на троне, царь Саул, был отвергнут Богом и лишен Его поддержки. И Давид понимает, что своим поступком он сам достоин такой же печальной участи, его грех также может повлечь за собой это отвержение, поэтому пророк умоляет: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв.
Господь всегда через Святого Духа помогал Давиду во всех его делах, без этой помощи – Давид никто и он четко знает об этом.
Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, прошу — утверди во мне сего Духа, чтобы он, как и раньше, руководил бы мной, моим сердцем, волей и словом, царствовал бы в моей душе.
Самая главная награда сейчас для Давида – это продолжение общения с Духом Святым.

Пс.50:15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся
Своим грехом Давид подал дурной пример своим подданным, он понимал, что об этом проступке уже все знают и только своим примером праведной жизни он может поменять у них греховный образ мыслей о себе.
Он как бы берет грешников на поруки перед Богом и просит помиловать не только себя, но и их за их грешные мысли. Ведь они были соблазнены примером Давида, он же сам и просит помиловать их и обязуется содействовать возвращению грешников на путь правды:
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые (грешники) к Тебе обратятся. Т.е. когда Ты, по очищении моем от греха, дашь мне снова возможность жить на праведном пути, тогда я сам научу всех таких же грешников, как и я, и покажу праведный путь. И тогда эти нечестивые последуют моему примеру и тоже обратятся к Тебе с раскаянием.

Пс.50:16-17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
И снова Давид вспоминает свой грех, и опять молится о прощении греха невинно пролитой крови Урии. Любой, кто знает об этом, может указывать Давиду на эту кровь, ему обязательно надо освободиться от тяжкого груза:
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, т.е. Боже, Спаситель мой, смой с меня это преступление (кровопролитие), и тогда: возрадуется язык мой правде Твоей, т.е. язык мой будет выражать радость от оправдания меня Тобою в этом тяжком преступлении.
Ведь без Божиего оправдания, Давид не сможет восхвалять Господа: похвала из уст грешника- оскорбление Бога, а потому я не дерзаю превозносить Тебя до тех пор, пока освобождением меня от крови (греха) не развяжешь язык мой. Тогда отверзеши устны мои, и уста мои радостно возвестят хвалу Твою.

Пс.50:18-19 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит
В ветхозаветной Церкви были приняты жертвоприношения из «чистых» животных — быков, коров, овец и т.д. Животное подводилось к жертвеннику храма, а жрецы, с помощью левитов, закалали животное и проливали кровь около жертвенника и на полу пред святилищем. Потом жертву сжигали в огне. Если жертва была очистительная – тушу сжигали полностью, это называлось всесожжением. А если сжигались некоторые части, например сердце или печень, то это называлось благодарственной жертвой, при этом некоторые части животного отдавались жрецу.
Об этом и говорит Давид: Если бы Тебе, Господи, угодны и нужны были жертвы (яко аще бы восхотел еси жертвы), я принес бы Тебе их (дал бых убо), но Ты их не хочешь (всесожжения не благоволиши). Ведь речь здесь идет о жертвах в виде животных.
А на самом деле Богу, в первую очередь, нужно сердечное раскаяние и смирение: жертва (угодная) Богу — дух сокрушен, т.е. душевное сокрушение о содеянных грехах, потому что только человека смиренного и искренно сокрушающегося о грехах своих Бог не отвергает: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Пророк Давид говорит, что только одни материальные жертвы, без человеческой души того, кто их приносит, Богу не нужны. Ничего не изменилось и сегодня, даже самая большая и дорогая свечка, поставленная без настоящей любви и веры не принесет никакой пользы.

Читайте также:  Именины в марте мальчиков и девочек по церковному календарю

Пс.50:20-21 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Ублажи — значит: «будь добр, облагодетельствуй»; благоволением значит то же, что милостью. Дальше Давид молится за святую гору Сион и за святой Иерусалим. Ему, как пророку, известно, что когда-то возле этой горы будет совершена величайшая жертва, за наши грехи пострадает Сын Божий, а сам Иерусалим станет главным городом, из которого начнет распространяться вера, где родится Церковь.
Благоволиши — «окажешь благорасположение, проявишь внимание или примешь с удовольствием»; жертву правды значит то же, что жертву оправдания (жертву о грехе); возношение и всесожигаемая— это разные типы жертв (подробнее в ст.18). Олтарем в ветхозаветной Церкви назывался жертвенник, на котором приносились жертвы Богу.
Когда Ты облагодетельствуешь Своею милостью гору Сион, ублажиши благоволением Твоим Сиона, и когда окажешь покровительство Иерусалиму, тогда благоугодны будут Тебе (благоволиши жертву правды) приносимые в храме его жертвы и всесожжения, тогда будут приносить на жертвенник, посвященный Тебе, не мелких малоценных животных, но крупных быков и тельцов (тогда возложат на олтарь Твой тельцы), и все эти жертвы, как прообразовательные, будут приятны Тебе ради той великой жертвы, на которую отдаст Себя здесь же, в Иерусалиме, Агнец Божий, Единородный Сын Твой, за грехи всех людей.

Эту великую покаянную, сильнейшую молитву из всех псалмов, Церковь рекомендует к ежедневному прочтению. Ставя в пример царя Давида, как согрешившего и позже раскаявшегося в своем грехе, этот псалом показывает, какой должна быть любовь к Богу и к правде. Даже совершив тяжкий грех, нельзя отчаиваться, самое главное в этом случае – это раскаяние.

Совершив тяжкий грех и быв за него наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением этим возвратил к себе любовь Божию. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, еще более привязался к Нему верою и любовью, на опыте познав, что без ограждения и защиты Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, соделанный нами, скорее ведет нас к отчаянию, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается, а человек, погрязший во грехах, с течением времени от увеличения грехов делается бесчувственнее, нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе мы видим вообще на людях. Сколько люди грешат, сколько совершают ужаснейших преступлений, но стараются скрыть свои пороки в душе своей, не стыдятся своего безобразия, не считают нужным каяться, каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога и огорчаем Его, но признаем достаточным для покаяния одни слова, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. А у иных и такого вида покаяния не бывает. Нас даже самая смерть не страшит, не заставит принести истинное покаяние — такое покаяние, какое принес Давид.
Воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души убелены были, как снег, чтобы и нам получить Царствие Небесное со всеми святыми.

Псалом 90

Издавна каждый верующий знал, что при любых ситуациях он может обратиться к Богу. Обращением к нему были Псалмы. Они до сих пор считаются сильнейшими молитвами. Самым употребляемым является хвалебный Псалом 90. Также он несет и другое название «Живые в помощи Вышняго». Многие верующие убедились на собственном опыте, что молитва может помочь в опасных ситуациях.

  1. Текст молитвы псалом 90
  2. На старославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История создания
  5. Для чего читают псалом 90?
  6. Толкование
  7. Правила чтения

Текст молитвы псалом 90

Псалмы входят в состав сборника Псалтырь, который является частью Ветхого Завета Библии.

На старославянском языке с ударениями

Самым употребляемым вариантом является старославянский.

Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.

На русском языке

Существует современный перевод текста на русском языке Псалом 90.

Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

История создания

Во многих источниках еврейский вариант молитвы Псалом 90 не имеет заголовка. Но в «Переводе семидесяти толковников» он есть, и переводится как «Хвалебная песнь Давида». Это название вошло в переводы на другие языки. Написан он пророком Давидом. Главная идея текста молитвы Псалом 90 в том, что Господь – защитник каждого истинного в него верующего. Данная хвалебная песнь отличается от остальных горячей верой, живостью языка и возвышенностью мысли.

Для чего читают псалом 90?

Хвалебная песнь универсальна. Верующие читают ее при любых затруднительных сложных ситуациях. Прибегают к помощи молитвы в таких случаях:

  • Опасность со стороны завистников и злых людей;
  • Если есть вероятность сглаза, порчи, недоброго слова;
  • Чтобы оградить себя и своих близких от любой нечисти;
  • Если есть страхи и опасность попасть под дурное влияние;
  • Защита семьи и дома от внешних неблагоприятных факторов;
  • При угрозе жизни и здоровья.

Толкование

Стихи 1-2. Защиту можно найти у Всевышнего. «Живущий под кровом Всевышнего» можно всегда рассчитывать на защиту Господа. Кров – это место, где любой путешественник найдет пристанище.

Стихи 3-8. Злые враги могут создавать любую опасность, избавление от них может дать Бог. В истине Божьей можно найти защиту. В 4 песне Господь сравнивается с птицей, которая защищает птенцов своим крылом. В стихе 5 описывают опасности, которые в земном мире могут происходить с каждым. Но только истинная вера может помочь.

Стихи 9-16. С 10 стиха мы встречаем обещания безопасности верующему и его дому. Господь велит охранять праведников своим Ангелам. Кто действительно горячо верит в Господа, тот получит защиту от бедствий, опасностей, болезней, нечисти и недугов. Бог услышит и праведника вознаградят за верность и веру.

Правила чтения

Молитву Псалом 90 на русском языке лучше читать наизусть, чтобы при любой опасности воспользоваться своим знанием. Еще с древних времен многие отправлялись на войну, зная текст этой песни. Именно в такое нелегкое время смерть стоит за спиной, и только Ангелы и Господь может помочь. Поэтому праведники:

  • Учили наизусть тексты молитв;
  • Вшивали пояса с Псалмом 90 в одежду;
  • Носили с собой и зачитывали ежедневно.

На данный момент чтение Псалма 90 нисколько не изменилось.

В Православии читают молитву Псалом 90 во время богослужения 6 часа. Перед литургией его зачитывают последним из шести.

В Католической церкви Псалом 90 читают в первое воскресенье Великого поста и при вечерней службе.

В иудаизме песнь зачитывается в похоронных обрядах 7 раз, а также в субботы на утренних молитвах.

Псалом 90

Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90:1–4 рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника ( Пс.90:7–8 ). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь ( Пс.90:16 ). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.

Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насы тит” (14–16).

Пс.90:1 . Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

Пс.90:2 . говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

«Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.

Пс.90:3 . Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

Пс.90:4 . перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Пс.90:5 . Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

Пс.90:6 . язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Пс.90:7 . Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Пс.90:8 . только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» – от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности ( «под крыльями Его будешь безопасен» ). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. “Ужас ы ночи” – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; ( “от сряща” слав. библ. – случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» – от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь “тысяч у и десять тысяч» (круглые цифры) – в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.

Пс.90:10 . не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

«Не приключится тебе зло» – бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» – ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.

Пс.90:11 . ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

Пс.90:12 . на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

Пс.90:13 . на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Пс.90:14 . «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Пс.90:15 . Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

Пс.90:16 . долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Господь будет охранять своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск – очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» – не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.

Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.

В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3–8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.

Этот псалом – заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасени я» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. – 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 90-го. – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толковая Псалтирь – Псалом 90 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  3. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  4. Толкование на Псалмы – Псалом 90 – епископ Палладий (Пьянков)
  5. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета – профессор Александр Павлович Лопухин
  6. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 90 – архиепископ Ириней (Клементьевский)
  7. Толкование на Книгу Бытия – святитель Филарет Московский (Дроздов)
  8. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 90 – протоиерей Григорий Разумовский
  9. Беседы на Псалмы – святитель Иоанн Златоуст
  10. Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – святитель Феофан Затворник
Читайте также:  Молитва святому Иоасафу Белгородскому о здравии, ежечастная, на каждый час

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

90 Псалом — текст молитвы «Живый в помощи Вышняго»

Молитва 90 Псалом «Живый в помощи» творит чудеса. Если верующий произносит эти слова, то даже в самые трудные минуты Господь подсказывает, что необходимо делать дальше. Данный священный текст может исцелять больных людей, оберегать от несчастий, быть лучшей и сильной защитой (как и молитва матери).

Произносить молитву нужно в храме перед Ликом Христа или дома перед иконостасом. Молитвенник обязательно должен быть крещен в православии и носить на теле крест.

90 Псалом: текст молитвы на церковно-славянском языке с ударениями

Живы̀й в по̀мощи Вы̀шняго, в кро̀ве Бо̀га Небѐснаго водворѝтся.
Речѐт Го̀сподеви: Засту̀пник мой есѝ и Прибѐжище моѐ, Бог мой, и упова̀ю на Него̀.

Яко Той изба̀вит тя от сѐти ло̀вчи, и от словесѐ мятѐжна, плещма ̀ Своѝма осенѝт тя, и под крилѐ Его надѐешися: ору̀жием обы̀дет тя ѝстина Его.
Не убоѝшися от стра̀ха нощна̀го, от стрелы̀ летя̀щия во дни, от вѐщи во тме преходя̀щия, от сря̀ща, и бѐса полу̀деннаго.

Падѐт от страны̀ твоея̀ ты̀сяща, и тма одесну̀ю тебѐ, к тебѐ же не приблѝжится, оба̀че очѝма твоѝма смо̀триши, и воздая̀ние грѐшников у̀зриши.

Яко Ты Го̀споди, упова̀ние моѐ, Вы̀шняго положѝл есѝ прибѐжище твоѐ.
Не приѝдет к тебѐ зло, и ра̀на не приблѝжится телесѝ твоему̀, я̀ко Ангелом Своѝм заповѐсть о тебѐ, сохранѝти тя во всех путѐх твоѝх.

На рука̀х во̀змут тя, да не когда̀ преткнѐши о ка̀мень но̀гу твою̀, на а̀спида и василѝска насту̀пиши, и поперѐши льва и змѝя.

Яко на Мя упова̀, и изба̀влю ѝ: покры̀ю ѝ, я̀ко позна̀ ѝмя Моѐ.
Воззовѐт ко Мне, и услы̀шу его: с ним есмь в ско̀рби, изму̀ его и просла̀влю его, долгото̀ю дней испо̀лню его, и явлю̀ ему спасѐние Моѐ.

90 Псалом: текст молитвы на русском языке

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!».

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

90 Псалом текст (картинка)

Как правильно читать молитву 90 Псалом

Главное при чтении молитвы Псалом 90 (впрочем, как и чтении любой молитвы) – это правильно произносить слова и не торопиться. Интонация должна быть спокойной, а голос — не раздраженным и ровным.

Можно преклонить колени, если текст читается в присутствии больного человека. В этом случае, будет хорошо, если читающий человек положит во время читки свои руки на то место, которое болит.

При прочтении молитвы 90 Псалом еще нужно:

  • взять в руки Святой образ Иисуса Христа;
  • произнести молитву 3 раза;
  • при прочтении молитвы «Живый в помощи» первый раз выдержать небольшую паузу, перекреститься 3 раза и после этого приступать ко второму прочтению.

Если соблюдать это правило, то действие молитвы к Господу Богу не заставит себя ждать. Так же, читая священный текст, обязательно стоит надеть нательный крестик – это максимально притягивает внимание Господа к верующему.

Священники утверждают, что стоит верить в то, что произносит человек, так как без веры в молитву ничего не случится. С другой же стороны, полагаться лишь на молитву не стоит, это лишь текст, смысл которого невозможно потрогать.

Прочитав Псалом 90, необходимо спокойно подумать о том, как справиться с ситуацией, взвесить все варианты решений.

Толкование

Авторство псалма неизвестно, но это чудесное и поэтическое творение – верное доказательство того, что Бог является надёжной защитой каждого, кто верит в Него. Найдя в Нём опору и утешение, уверовавшего не коснутся зло и нечисть, а помощь и утешение станут его постоянными соратниками.

Живя под кровом Всевышнего, мы находим прибежище, место, где чувствуем себя в безопасности, где царит покой и умиротворение. Мы находимся в тени от поджидающих нас сумятиц и невзгод.

Всем бедствиям, раз за разом, случающимся в нашем мире, даётся интересное аллегорическое название – «сети ловца», что означает возможную опасность, либо напасти от недоброжелателей, а выражение «гибельная язва» – символ болезни, от которой недалеко до смерти. И встречающийся здесь живописный образ птицы, охраняющей человека, словно птенца, которого подстерегает дикий ястреб.

Несчастья и гибель поджидают нас на протяжении всего существования, и силой своей веры мы способны оградить себя от лиха. «Ужасы в ночи», «стрела, летящая днём», «язва, ходящая во мраке», «зараза, опустошающая в полдень», красивые, но, в то же время, устрашающие определения того, на что мы можем наткнуться, находясь на тонкой грани между жизнью и смертью. И, аналогичная смыслу гипербола: «там, где тысяча и десять тысяч бы пали, верующий в Него и уповающий на Него будет оставлен во спасение». Обещание, что как праведник, так и дом его будут находиться в безопасности, а Ангелы – служители Божьи, обязуются оберегать праведника, какие бы напасти с ним не случились. И на руках понесут и зла не допустят, не преткнётесь о камень ногою своей.

«Аспид», «василиск» и «дракон» – ядовитые змеи и образы бед, от которых Всевышний избавит того, кто пошёл по пути праведному и возлюбил его.

Фраза «С ним Я в скорби» говорит о том, что, несмотря на надёжную защиту, абсолютного освобождения от бед может и не быть. Но рука помощи, протянутая праведнику с небес, всегда окажет поддержку и вернёт ему душевное равновесие.

И насытит Господь земными днями того, кто прославит его – уверовав в Него, можно жить с чувством, что жизнь будет долгой и благочестивой.

Псалом 90 “Живый в помощи” из книги Псалтирь

Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго» написан пророком Давидом после избавления от смертельной болезни – моровой язвы. Молитва относится к самым сильным и имеет особое значение в жизни православного христианина в минуты сильной тревоги, страха, в сложной жизненной ситуации, которая кажется безвыходной.

В псалме 90 человек уповает на Бога, просит его защиты и помощи с верой, что Господь – покровитель, любящий и всепрощающий:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Прослушайте псалом “Живый в помощи Вышняго” на русском языке в исполнении диктора.

Псалом 90 учат наизусть или записывают в блокнот. Некоторые предпочитают носить его на специальном пояске. Во времена, когда запрещено было надевать крест Господний, поясок вшивали под подкладку одежды, как защиту от беса.

Известно много реальных историй, когда просящие получали помощь Божью в самых опасных ситуациях и даже побеждали смерть. Важно, чтобы слова молитвы произносились с пониманием и горячей верой. Иначе, чтение псалма 90 не имеет смысла.

Как правильно понимать текст псалма 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, – означает, что Господь хранит всех верующих, кто искренне надеется на помощь Божью и ищет в Нем защиту.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, – какие бы опасности не подстерегали человека, Господь способен уберечь от них, спасти заплутавшую душу от рук нечистого, как птицу из сети.

и от словесе мятежна – от злых языков и клеветы.

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его – Господь ограждает нас от всех невзгод, закрывает могущественными крыльями, как птицы своих птенцов.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго – защитит от ночных страхов, убийц, воров, смертельных болезней, пронзающих, как стрела, духа лености.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое, – в жизни человека тысячи испытаний и скорбей, но с верой в Бога их возможно преодолеть.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия, – никто и ничто не причинит тебе вреда, если твоя вера непоколебима.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое – Бог способен сотворить самое великое чуда. Господь Иисус есть спасение.

Когда читают «Живый в помощи Вышняго»

Защищающий от всех бед псалом 90 читается в богослужении 6-го часа, на Великом Повечерии, погребении и панихидах. «Живый в помощи Вышняго» входит в перечень основных молитв, которые возносятся в самых тяжелых жизненных ситуациях. Пока положение дел не изменится, читается:

По каким случаям обращаются к Псалму 90

Кто искренне взывает к помощи Божьей, тот получает ее во многих затруднительных ситуациях:

Псалом 90 – подарочный формат

Псалом “Живый в помощи” в исполнении церковного хора

Псалтырь в жизни христианина

150 псалмов, в том числе и псалом 90, собраны в одной из главных книг Ветхого Завета – Псалтири, написанной царем Давидом и апостолами. На ее создание ушло 800 лет. Более 80 псалмов принадлежат пророку Давиду, и ему посвящен 151 псалом.

«Псалмами» называются молитвенные песнопения, которые исполнялись под псалтирион – старинный музукальный струнный инструмент. Содержание псалмов – это размышления о человеческой жизни, его душе, укрепление в истинности веры.

Во времена Руси Псалтырь стали использовать не только для богослужений. Она стала настольной книгой в каждой православной семье. К Псалтыри обращались как источнику знаний, по ней обучались грамоте и воспитывали детей.

Когда читают псалмы? Неусыпаемая псалтирь в монастыре.

Сегодня Книгу Псалмов читают ежедневно на утренних и вечерних богослужениях. Всю Псалтирь прочитывают в каждую седмицу, а в Великий пост – дважды в неделю.

В молитве дома к псалмам обращаются при душевном беспокойстве или внешних проблемах. Псалтырь читают в моменты отчаяния, скорби, страха, боязни искушения, физической опасности и многих других случаях. В псалмах верующие находят утешение, бодрость духа, укрепление веры в благополучном разрешении дела.

В монастырях Книгу Псалмов монахини читают беспрерывно, сменяя друг друга, днем и ночью, упоминая живых и усопших. Такая молитва называется «Неусыпаемая Псалтырь», т.е. она не прерывается. Т.к. это монастырская треба, ее можно заказать в любом монастыре как за упокой души погребенного, так и за здравие своих родных. Обычно ее заказывают на 40 дней, но можно и на любой другой срок.

Как правильно “Псалтырь” или “Псалтирь”?

Приемлемы оба варианта названия книги – Псалтирь ( женский род ) и Псалтырь ( мужской род ). Слово “Псалтырь” считается устаревшим, хотя точнее отражает фонетические особенности русской речи. Сегодня чаще всего встречается именно “Псалтирь”, это наименование происходит от названия греческого струнного инструмента .

Где купить книгу Псалтырь?

В интернет-магазине “Крестильное” нет в продаже Псалтири, так как у нас в основном представлена детская библейская литература. Книгу можно приобрести в любом православном книжном магазине или церковной лавке. Издания доступны как на старославянском языке, так и в переводе на русский.

90-й псалом: Живый в помощи Вышняго

В этой статье Вы найдёте истории, связанные с 90-ым псалмом «Живый в помощи Вышняго», а также текст самого псалма, который был написан царём Давидом.

Девяностый псалом важен в нашей духовной жизни и любим многими православными христианами. Псалом читается, когда люди нуждаются в особой защите: когда им бывает страшно, когда они оказались в трудной ситуации и не знают, как справиться с ней без помощи свыше. 90-й псалом заключает в себе огромную надежду на Бога, как на Защитника и понимание того, что Бог не наказывает людей за проступки, а помогает им. Некоторые учат наизусть текст псалма, кто-то носит с собой поясок с 90 псалмом, кто-то выписывает текст в блокнот. Важно понимать, что без твердой веры, без понимания того, о чем говорится в псалме царя Давида, все это не имеет никакого значения.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, — это значит, что тот, кто живет, надеясь на Бога, живет под кровом Небеснаго, под защитой Господа. Бог распространяет над верующим Свой Покров. Бог содержит человека под Небесным кровом. Как в родном доме верующий чувствует себя в этом мире, если он молится, читает 90 псалом и обращается к Богу, как к Отцу и Защитнику.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, — какие бы опасности не подстерегали человека, Богу под силу защитить нас от любой из них. Бог покрывает нас Своими Руками, поддерживает нас, как родители поддерживают под руки своего малыша. Мы под крылом у Господа, так птица покрывает крыльями своих птенцов, чтобы защитить их от опасности.

Читайте также:  Православные монастыри, соборы и церкви

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое, — Бог обращается со Своей милостью к каждому из нас, если мы обращаемся к Нему с искренней верой, старается жить по заповедям Божьим. В жизни человека много скорбей и испытаний, но тем, кто проходит их с искренним упованием на Бога, легче перенести их.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое, — уверенность в помощи Божьей, в том, что Он обязательно нас услышит и придет, помогает нам справляться с трудностями и порой являет настоящие чудеса. Ведь все, что не подвластно человеку, подвластно Богу. Именно для этого, чтобы ощутить поддержку Господа, обычно читается 90 псалом — Живый в помощи Вышняго.

90 псалом — Живый в помощи Вышняго. Текст молитвы

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Живый в помощи Вышняго. Как молитва помогает людям

Живый в помощи Вышняго

Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90 псалмом, знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI-Xв. до н. э.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.

« Осенью 41-го мне было семь лет, моей сестре Сонечке пять. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 42-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа Гущин Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой – Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи, и перебралась к нам в Москву от голода конца тридцатых из Брянской области. Вспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода, и то, как осенью 41-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные.

Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: «Гудериан подошел к Туле, Гудериан подползает к Москве…» У меня, ребенка, это слово «Гудериан» почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке. Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: «Господи, пришел конец света!»

Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: «Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет». Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия. Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, но молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили. За капустными листьями мы ездили почти всю осень, но помню, как однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро «Сокол», прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала.

У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка, молились. «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». А бабушка с утра была такой просветленной, радостной, я ее такой видела только один раз, когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны. Она нам сказала, что в этот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90 псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 56-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор».

Гущина Наталья Андреевна

«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 41-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой «Живый в помощи Вышнего» и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли «Живые помощи» или даже «Живые помочи», иногда «Помощи солдата». Знали, что она творит чудеса – обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки. Меня, я так считаю, она спаса не раз. Однажды, подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми – под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: «Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!» И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом, прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось… До 44-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 44-м ранило, пока был в сознании, молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. «Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым, да еще и с боевыми наградами – разве не чудо?»

Петр Егорович Завьялов

«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама – Анастасия Ивановна умерла, когда мне не было и года, у нее был порок сердца, ей было двадцать два. Папу забрали на фронт в августе 41-го, погиб он в 44-м, и воспитывал меня мой дедушка – Павел Степанович и его сестра, я ее называл тетей Раей. От мамы у меня осталась только две вещи.

Фотография, где они с отцом – как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой «Живый в помощи Вышняго». Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная – тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка… Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые – и гранаты держали, и патроны, у меня, например, целый арсенал был – это считалось шиком, один пацан со двора так и погиб.

Случались серьезные драки – с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся – выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне – ничего.

Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь, ценою своей жизни» Леонид Петрович Мозганов.

Войны только начинают люди, заканчивает их Сам Бог. Без учета этого даже самая подробная летопись Великой Отечественной войны будет неполной. К сожалению, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа в годы войны – тема малоизученная. И мы просим Вас, дорогие читатели народной «Российской газеты», присылать нам свои свидетельства помощи Божьей во время Великой Отечественной войны. Давайте писать эту летопись вместе.

В сокращении опубликовано в Российской газете

Псалом 90 — история, смысл, особенности молитвы

Узнайте все самое интересное и полезное о псалме 90, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Псалом 90: история создания

90-й псалом является одним из самых известных молитвенных песнопений. Он содержится в Псалтыри – книге Ветхого Завета, насчитывающей около полутора сотен псалмов (жанр духовных песнопений). Псалом 90 на русском языке очень популярен среди верующих. Он также известен православным христианам по своим первым словам: «Живый в помощи Вышняго».

Автором этого псалма, как и основной части Псалтыри, является ветхозаветный еврейский царь и пророк Давид, живший в 11-10 веках до нашей эры. Текст был написан им в качестве благодарности и хвалы Богу после чудесного избавления израильского народа от эпидемии моровой язвы.

Псалом 90 на русском языке: толкование

В греческой Псалтыри этот псалом называется «Хвалебная песнь Давида». В данном заголовке отражена главная тема псалма – Бог защитит и утешит каждого, кто уповает на него. Отличительной чертой этой священной песни является диалогичность. В псалме присутствуют 2 рассказчика. Они подробно описывают, как Бог защищает и помогает тем, кто верует и надеется на Него. С помощью ярких, поэтичных образов псалом повествует, что блажен каждый, кто имеет Покровителем Бога. И что Всевышний убережёт уповающего на Него от любой опасности.

Приводятся различные примеры опасности: сеть ловца (символизирует путы дьявола). Летящая стрела (имеет и буквальное значение, и переносное – грехи и страсти). Мятежные словеса (то есть клевета и злословие). Аспид, василиск, лев, змий (дикие животные и нечистые духи). Полуденный бес (символ греховного дневного расслабления, лени, чревоугодия). А также телесные раны, и ночные страхи. Кроме того, в псалме сказано, что уповающий на Бога не только убережется от врагов, но и увидит их падение и справедливое наказание.

Последние строки псалма особенно торжественны. Всё вышесказанное подтверждается словами самого Бога: Он услышит, спасёт всех познавших и возлюбивших Его.

90-й псалом в богослужении и домашней молитве

Псалом 90 используется как на богослужениях, так и в домашней молитве, в повседневной жизни. Когда читается псалом 90? В Православии его читают на службе 6-го часа, который посвящён Распятию Иисуса Христа. А также на Великом Повечерии, во время отпевания и панихиды.

Верующие зачастую используют этот псалом и в домашней молитве. Чтение псалмов толкуется церковным преданием и традициями как крайне сильное оружие против дьявола. Упражнение в псалмопении воспитывает в человеке преданность и благодарность Богу, способствует укреплению душ верующих в борьбе с нечистыми духами и страстями.

Псалом как молитва в опасности

Псалом 90 уже много веков читается христианами в опасных ситуациях. Причем не только во время бесовских наваждений, но и при нападении врагов, опасных животных, а также, чтобы защититься от злословия и клеветы. Христианским воинам разных исторических эпох в одежду вшивали текст этого псалма, написанный на бумаге или ткани. Но, разумеется, использовать текст псалма только в качестве защитного амулета недостаточно. Нужно обращаться к Богу словами царя Давида и надеяться на Его милость и помощь.

Как псалом помог войну пережить

Известно большое количество историй о том, как 90-й псалом помогал в опасных ситуациях. Особенно много таких свидетельств связано с различными ситуациями в периоды военных действий. Во время Великой Отечественной Войны. Некоторые из них описаны в книгах Виктора Николаева “Живый в помощи”, Андрея Фарберова “Спаси и сохрани” и Марии Гордовой “Ветер Нежность”.

В последней, например, приводится рассказ участника Великой Отечественной войны Петра Завьялова. Петра призвали в армию, мать дала ему листок с 90-м псалмом и велела зашить в гимнастерку. Молитва неоднократно спасала жизнь рассказчика: он выжил в Сталинградской битве и Курской дуге. В 1944 году он потерял листок с псалмом, позже получил ранение. Но Пётр уже хранил эту молитву в сердце и, пока был сознании, молился. Врач потом сказал, что он родился в рубашке. Пётр Завьялов закончил службу в Германии и благополучно вернулся домой с боевыми наградами.

Ссылка на основную публикацию