Псалом 108 «Отмщение врагам»

Псалом 108

Среди огромного числа людей, живущих сейчас и живших когда-то, не найти двух одинаковых, поэтому не удивительно, что не всегда удается прийти к взаимопониманию. За всю историю человечества всегда были враги, которые злословием и недобрыми делами старались создать другим проблемы. Таким людям царь Давид написал псалом 108 «Отмщение врагам», где описал все свои чувства к врагам.

  1. Текст молитвы псалом 108
  2. На церковнославянском языке
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Когда следует читать псалом 108?
  6. Толкование псалма Давида 108
  7. Правила чтения

Текст молитвы псалом 108

На церковнославянском языке

В конец, псалом Давиду
1 Боже, хвалы моея не премолчи,
2 яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым,
3 и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.
4 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся,
5 и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.
6 Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго.
7 Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех.
8 Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин:
9 да будут сынове eго сири, и жена eго вдова:
10 движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих.
11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть eго, и да восхитят чуждии труды eго.
12 Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго.
13 Да будут чада eго в погубление, в роде едином да потребится имя eго.
14 Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится.
15 Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их.
16 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.
17 И возлюби клятву, и приидет eму, и не восхоте благословения, и удалится от него.
18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу eго, и яко елей в кости eго.
19 Да будет eму яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.
20 Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою.
21 И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.
22 Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.
23 Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи.
24 Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.
25 И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими.
26 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей,
27 и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю.
28 Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.
29 Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим.
30 Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его,
31 яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида.
1 Боже, на хвалу мою не промолчи!
2 Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным,
3 и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины.
4 Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился;
5 и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою.
6 Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него,
7 когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех.
8 Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой;
9 да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою;
10 скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих.
11 Да взыщет заимодавец всё, что есть у него, и пусть разграбят чужие труды его;
12 да не будет у него заступника, и да не будет милующего сирот его;
13 пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его.
14 Да воспомянется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них
16 за то, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его.
17 И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него.
18 И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как елей, – в кости его;
19 да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою.
21 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо благо – милость Твоя.
22 Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне.
23 Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу;
24 колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет елея.
25 И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 и да познают, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это.
28 Проклянут они, а Ты благословишь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится.
29 Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим.
30 Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его,
31 ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою.

История написания

Жизнь Давида, будущего царя Иудеи и Израиля, никогда не была простой. За тысячу лет до нашей эры шли всё те же междоусобные войны, брат шёл на брата, а убийство врага считалось почетным. Давид же жил честно и обращался к Богу с просьбами покарать своих врагов. При правлении царя Саула, предшественника Давида, у последнего не раз была возможность занять престол. Если бы Давид убил Саула, то стал бы царем раньше, но никогда он даже руки не поднял на него.

В основу псалма Давида 108 легла 28 глава Второзакония, где описаны проклятия. Возможно, что все слова написаны для еврея Доика, который предал не только Давида, но и 300 священников, чем обрек их на смерть.

Когда следует читать псалом 108?

Мелкие недомолвки или ссоры могут происходить каждый день, даже незнакомый человек может стать причиной неприятностей или испорченного настроения, однако это не повод обращаться к псалму 108.

Важно понимать, что проклятия очень сильны и опасны, неправильное их использование может навлечь беду на того, кто их произносит. На суд Божий следует отдавать человека, читая псалом 108, если он грешит:

  • ведет себя неподобающе, оскорбляет, кощунствует;
  • не хочет мирно разрешить конфликт;
  • не прислушивается к словам священнослужителей.

Толкование псалма Давида 108

Слова псалма 108 на русском языке содержат не только чувства читающего, но и проклятия в адрес его врага. Во многом эти ужасные проклятия сбылись для недругов Давида, поэтому его считают пророческим.

300 священников были жестоко казнены, реки крови текли в это время, как и описывал Давид. Такое же происходило и во времена гонения на последователей Иисуса Христа. Сиротство детей и вдовство жен, наказания и беды, которые посылает Давид в псалме 108 своим врагам, многие пытаются использовать в свою пользу. Но нельзя забывать о пророческой силе этих слов, обрекать людей на страдания зря.

Не все знают, как правильно читать псалом 108 «Отмщение врагам», зачастую обращают внимание лишь на его название.

Правила чтения

Первое, что нужно сделать перед прочтением псалма 108 – успокоиться. Для этого можно прочитать «Отче наш». Лишь в спокойствии можно оценить, заслуживает ли человек тех проклятий, которые будут ему уготованы. Важно понимать, что лишь Бог будет решать, заслуживает ли враг наказания, и если он невиновен, все ужасы вернуться к тому, кто их наслал.

Псалом 108 можно найти в молитвослове, так как это не порча — читая его, человек отдает суд Богу, а не вершит его сам. И всё же обращаться к этому тексту нельзя по воскресеньям и в христианские праздники.

Псалом 121

Пророк Давид всю свою жизнь служил Богу. О своей вере он говорил и другим народам. Давид хотел сделать так, чтобы все израильтяне собирались вместе в Иерусалиме на три главных праздника. Чтобы эти посещения стали полезными и приятными для народа, царь Давид написал несколько песней для путешествия. Одна из таких песней и составляет — псалом 121.

  1. Текст молитвы псалом 121
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Для чего читают псалом 121?
  6. Толкование псалма Давида 121

Текст молитвы псалом 121

На церковнославянском языке с ударениями

1 Возвесели́хся о ре́кших мне: в дом Госпо́день по́йдем.

2 Стоя́ще бя́ху но́ги на́шя во дво́рех твои́х, Иерусали́ме.

3 Иерусали́м зи́ждемый я́ко град, ему́же прича́стие его вку́пе.

4 Та́мо бо взыдо́ша коле́на, коле́на Госпо́дня, свиде́ние Изра́илево, испове́датися и́мени Госпо́дню,

5 я́ко та́мо седо́ша престо́ли на суд, престо́ли в дому́ Дави́дове.

6 Вопроси́те же я́же о ми́ре Иерусали́ма: и оби́лие лю́бящым тя.

7 Бу́ди же мир в си́ле твое́й и оби́лие в столпостена́х твои́х.

8 Ра́ди бра́тий мои́х и бли́жних мои́х глаго́лах у́бо мир о тебе́.

9 До́му ра́ди Го́спода Бо́га на́шего взыска́х блага́я тебе́.

На русском языке

1 Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».

2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —

3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,

4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.

5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.

6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!

7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!

8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»

9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

История написания

По еврейской Библии псалом 121 написан царем Давидом. Написан он был в то время, когда Кивот Завета уже был перенесен в Иерусалим. Псалом 121 — это песнь восхождения. Ранее его воспевали левиты, когда шли к храму в Иерусалим на религиозные праздники. Воспевали песнь евреи, которые только возвратились из плена. В псалме ярко выражена не только радость человека, который вернулся домой с чужбины, но и любовь к своему родному дому, своей семье, и, конечно же, к Богу.

Для чего читают псалом 121?

Псалом 121 читают во время поездки в другую страну, а также о благословении и сохранении жизни вдали от своего дома. Также считалось, что данный псалом можно читать, чтобы сберечься от сглаза и всякого другого несчастья, которое может причинить вред человеку. Псалом дает силы на борьбу, а самое главное в этой борьбе — это истинная вера во Христа, которая способна на великие чудеса.

В храме принято использовать тексты на старославянском языке, но дома можно читать псалом 121 на русском языке. Перед прочтением псалма, необходимо настроиться на молитву. Можно слегка приглушить свет и зажечь лампадку у икон. Сосредоточьтесь полностью на том, что читаете. Текст псалма читается без интонации, негромко.

Толкование псалма Давида 121

Для лучшего понимания смысла 121 псалма, нужно разобрать каждый его стих подробно:

  • Стих 1-5 — сообщает о том, что три раза в год евреи ходили в Иерусалим на главные праздники. Царь Давид сильно возрадовался тому, когда пришло время, снова идти в дом Господень. Он восхваляет внешний облик города, стоя у ворот Иерусалима;
  • Стих 6-9 — говорится о том, что Иерусалим это центр всего народа иудеев. Каждый паломник молит Господа о том, чтобы Он сохранил Иерусалим ради своих единоплеменников евреев.

Псалом 121

По надписанию еврейской Библии (в Вульгате и у LXX-ти имени автора не указано) этот псалом принадлежит Давиду. Написание его должно относить к тому времени, когда Кивот Завета был уже перенесен во вновь построенную скинию в Иерусалим, когда этот город обстроился и когда начались и были установлены путешествия евреев к этой национальной святыне, каковое путешествие поддерживалось и поощрялось Давидом. Место этого псалма среди той группы их, большинство из которых написано во время плена или вскоре после него, не противоречит надписанию, так как этот псалом, как общенародная песнь, мог употребляться евреями особенно усиленно во время возвращения из плена и после плена при путешествиях в Иерусалим. Считать же его написанным в позднейшую эпоху (плена или после него) не дозволяют те места содержания псалма, где говорится о полном благоустроении и величии Иерусалима, об установлении в нем суда и укреплении дома Давидова ( Пс.121:2–5 ), чего тогда не было, а было много нестроений. Название скинии “дом ом Господ ним» ( Пс. 121:1 ) не противоречит происхождению псалма от Давида, так как последний часто это название прилагает к скинии и даже Моисеевой (ср. Пс. 5:8, 22:6, 26 и др.)

Я возрадовался, когда сказали мне идти в дом Господень (1). Вот мы стоим в воротах Иерусалима, города сплошь застроенного, где стоит престол Давида и куда стекаются все колена (2–6). Просите мира и процветания Иерусалиму ради братьев моих и ради дома Господа, Бога нашего (7–9).

Пс.121:1 . Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».

Указание на обычай «троекратного в продолжение года хождения в Иерусалим на великие праздники для поклонения Господу». Этот обычай, соблюдавшийся даже во время Судей, был с особенной силой восстановлен во времена Давида. Слова эти могли, конечно, повторяться и евреями, возвращавшимися из плена или даже пред окончанием его, когда они исполнены были пламенного желания возвратиться в родную Палестину и увидеть священные места.

Пс.121:2 . Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, –

Пс.121:3 . Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,

Город Иерусалим представляется обнесенным оградой с сооруженными в ней воротами; он – слит в одно, т. е. застроен зданиями, тесно примыкавшими друг к другу. Таким Иерусалим не был при возвращении и значительное время спустя после возвращения из плена, когда его стены и дома были в развалинах.

Пс.121:4 . куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.

Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорит за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло.

Пс.121:5 . Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.

«Престолы суда, престолы дома Давидова» . Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного “суда” . С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят «престолы дома Давидова» .

Пс.121:6 . Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!

Пс.121:7 . Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!

Пс.121:8 . Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»

Пс.121:9 . Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и «ради дома Господа» , ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу.

Читайте также:  Номера экстренных служб Библии

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. – 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 121-го. – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 22 – профессор Александр Павлович Лопухин
  3. Толкование на Псалмы – Псалом 122 – епископ Палладий (Пьянков)
  4. Объяснение священной книги псалмов – Песнь Степеней, 121 – протоиерей Григорий Разумовский
  5. Толкование на псалмы – 121 – святитель Афанасий Великий

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Кому и как помогает псалом 121 об исцелении от сглаза

Когда наступают трудные времена, человек обращается к Господу Богу с мольбой и просьбой на лучшее, не видя спасения в обычных вещах. Всевидящий слышит наши молитвы и просьбы на улучшение той или иной ситуации. Псалом 101 – это молитва от грусти, когда человек открывает душу Всевышнему и обращается с помощью к Наставнику и Заступнику от множества невзгод.

Текст молитвы псалом 101

Поскольку это древняя книга, точной хронологии и истории о написании, а также авторстве не имеется. Большинство мнений специалистов и ученых разделились на две категории. Анализ этого писания выявил двойственные результаты в процессе его исследование. Теологи — это богословы, люди, занимающиеся изучением писания, выдвинули две версии:

  1. Одни говорят о том, что песнь написана царем Давидом в период междоусобиц и восстания его сына Авессалома, который склонял на сторону придворных и служащих в королевстве людей. Он своими поступками преследовал родного отца. Такое предательство стало ударом для Давида. Большинство придворных отвернулись от него, даже полководцы и армия стали на сторону сына, желающего заполонить трон отца. Потерянный, преданный и одинокий царь Давид вынужден прятаться, был подавлен, разбит и сломлен. Единственное его спасение – мольба к Господу Богу о защите. Ведь руки его опустились, а спасения он не нашел.
  2. Другая часть предполагает, что в тексте показаны события вавилонского пленения евреев. Когда измученные евреи просили о помощи, а авторство песни теологи приписывают пророкам Даниилу или Неемии. Но даже в этой истории нет стопроцентной точности.

Мы можем только предполагать историю создания этих чудесных песен. Но неизменным остается одно — это мольба о помощи к Богу.

Псалом 142 текст

Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын егоПсалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его.
1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей1 Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей
2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый.2 и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих.
3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.3 Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века.
4 И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое.4 И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё.
5 Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся.5 Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял.
6 Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе.6 Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля.
7 Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров.7 Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
8 Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.8 Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою.
9 Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох.9 Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег.
10 Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.10 Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды.
11 Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою.11 Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою,
12 И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.12 и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой.
Слава:Слава:

С какой целью читают псалом 101?

Для лучшего понимания читают дома на русском языке. Такой текст будет вам более доступным и понятным для чтения и ознакомления. Что касается богослужения, большинство песен исполняется в старославянском варианте.

На церковнославянском языке

На русском языке

Обращаться к тексту священного письма нужно в следующих ситуациях:

  • когда вас одолевают трудные времена, а именно отчаяние;
  • теряется смысл в жизни и не хочется жить;
  • опускаются руки, и нет надежды в будущем, а каждый прожитый день дарит вам чувство тоски;
  • вы не в силе справиться с бедами и трудностями, когда кажется что проблему невозможно решить.

Читают перед иконами стоя на коленях, при этом зажигают лампадку или свечу.

Важно понимать и осознавать, что эта молитва никак не сопутствует вызвать жалость к себе или утешение, она помогает добиться раскаяния за все совершившиеся деяния.

Правила чтения

Для того, чтобы чтение псалмов имело ожидаемый результат и принесло радость и любовь тому, кто обращается с просьбой, необходимо придерживаться таких Церковных правил:

  • перед чтением посетить храм;
  • поставить по 3 свечи перед ликами Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Святого Николая;
  • зажечь свечу перед образом Пречистой Девы Марии и произнести следующие строки:
  • после осенить себя крестным знамением и вернуться назад;
  • приобрести 12 свечей и вышеуказанные иконы святых;
  • дома поставить образы и зажечь все свечи, дав им догореть до конца;
  • от чистого несколько раз сердца прочесть молитву “Отче наш” и Псалом 90 на замужество;
  • перейти к чтению молитвы Богородице;
  • трижды перекреститься;
  • убрать иконы и в будущем периодически обращаться к ним со своими мольбами и просьбами относительно вопросов замужества, брака, семьи.

Также стоит помнить ещё об одной важной православной молитве – 45 псалом: помогает выйти замуж, жить в любви и согласии, обрести долгожданное счастье в браке, построить крепкую и дружную семью. Величайшее слово православия – псалом

Чтобы выйти замуж, жить в любви и радости, нужно верить в его силу и быть истинным христианином. И Бог озарит своим благородным светом и подарит наивысшую благодать – вечную любовь и вечную жизнь

Величайшее слово православия – псалом. Чтобы выйти замуж, жить в любви и радости, нужно верить в его силу и быть истинным христианином. И Бог озарит своим благородным светом и подарит наивысшую благодать – вечную любовь и вечную жизнь.

Текст самого сильного псалма на замужество:

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы услышите чтение 45 псалма, который читают на скорое замужество и счастье:

Толкование псалма 101

Для точного толкования и разбора песни обращались к первоначальной истории и к каждому стиху по отдельности.

Псалом 101 состоит из 29 стихов. В первых строках идет описание отчаянного положения автора. Все это и акцентируется в подписи к самому тексту рукописного священного письма, где рассказывается о том, что трудности будут сопутствовать всем. Не имеет значения царь ты или обычный пастух, трудности это часть жизни.

Первые строки описывают отчаяние, уныние автора перед началом бедствий и обликом врага. Именно враг посеял в нем зерно тоски и горя, заставил его опустить руки. Автор ассоциирует себя с высохшей травой, который наклоняется в сторону дуновения ветра. Он не будет сопротивляться обстоятельствам, и в считанные секунды такая трава превращается в прах.

В следующих строках сравнивает себя с пеликаном, привычным обитанием которого есть океаны и моря, а он появляется в пустыне, где нет ни малейшего признака воды. Эти строки переплетаются с историей еврейского народа, оторванного от своего дома и обречен на вечные хождения и поиски себя. Так и царь Давид был покинут всеми и загнан в преследования своим родным сыном.

Глубокое раскаяние описывается в стихах автора. Он признает ошибку и вину перед Господом и воспевает его всемогущество и величественность. Мольба о спасении не утихает с его уст, он всячески пытается достучаться до Бога и его милости. В этой милости он видит спасение от всех своих бед и грехов. Спасение это и видят евреи в поисках своего дома и пристанища.

Далее идут стихи 17-23, где автор верит в лучшие дни и будущее, радуется мысли об уверенности и о том, что ситуация наладится, Всевышний услышит молитвы и подарит благодать, чтобы покрыть беды и несчастья.

В заключительных строках возвеличивается Господь и преподносится ему хвала, как единому Защитнику и Создателю. Бог для всех вечен, и только праведные найдут в нем спасение и радость.

101:1,2 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. 2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.

Молитва того, кто в страданиях изливает душу свою пред Богом и унывает чрезмерно: лучше всего в таких случаях беседовать с Богом, Он, по крайней мере, ни слабым не назовёт, ни упрекать не станет в том, что довёл себя до такого духовного состояния. Выговоришься ему — Он и поможет, и легче станет на сердце. Псалмопевец описывает ощущения человека, переживающего состояние чрезмерного духовного упадка и отчаяния.

101:3-5 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда воззову к Тебе], скоро услышь меня; 4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; 5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;

В такие минуты отчаяния можно решить, что Бог совсем отвернулся от страждущего, поэтому и кажется всё внутри выжженной степью, где нет ни одного живого и зеленеющего росточка. Полная апатия и безразличие — ко всему, даже к еде.

101:6,7 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. 7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;

От воплей внутренних можно иссохнуть так, что останутся кожа да кости, что пеликан в пустыне, что филин на развалинах, что человек в таком отчаянии — все одинаково лишены возможности жить полноценной жизнью и обречены на верную гибель: пеликан без воды не выдержит и нескольких суток.

101:8-10 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. 9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. 10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,

Пропадает сон и ночь становится тяжким бременем одиночества, слёзы не просыхают, ежедневные поношения от злопыхателей — доводят до полного изнеможения, конца этом у — не видно у того, кто страдает.

101:11-13 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. 12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. 13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.

Скорбящий думает в этот момент, что Бог совсем оставил его, ибо разгневался на что-то. Но он помнит и о том, как был вознесён Богом до недавнего времени: то есть, всё было в порядке. А теперь он чувствует приближение полного увядания, в отличие от Бога, который вовеки процветает, ибо Бог вовеки праведен и память о Нём у человечества не исчезает.

101:14,15 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время; 15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.

Эти тексты говорят о том, что скорбь плачущего связана не с его личными неприятностями, а с печальной участью Сиона — скорее всего, речь идёт о городе Иерусалиме и храме Иеговы, разрушенных Вавилонскими войсками. Плачущий уверен, что Бог непременно помилует этот город, ибо жители его полюбили уже даже камни его (развалины храма, похоже) и о прахе его (сожжённого города) жалеют. Скорбящий скорбит о разрушении храма в Иерусалиме и желает, чтобы Бог восстановил Своё благоволение к народу Своему.

101:16,17 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. 17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;

Плачущий верит, что настанет и для Сиона — благодатное время, из руин и из пепла восстанет святыня Господня, и тогда все цари земли убоятся славы Божьей, ибо Тот, кто восстановил руины из пепла — сильнее всех.

101:18-21 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. 19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, 20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, 21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,

Певец уверен, что Бог непременно увидит скорбящих к Нему и плачущих о святыне Его, о восстановлении Иерусалима — непременно напишется памятная книга для всех последующих поколений, чтобы знали о величии и могуществе Бога Израиля и о том, как Он помогает с небес — земле и слышит стон узников, обречённых на смерть. Речь идёт о надежде на возвращение из Вавилона иудеев, пленённых Навуходоносором, и восстановление поклонения Богу в Иерусалимском храме.

101:22,23 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме, 23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.

Плачущий верит, что не только пленённый ныне народ Бога (Израиль по плоти), но и все народы Земли однажды соберутся к Богу Израилеву на Сион — придут к нему на поклонение в храм Его и услышат, как на Сионе возвещают имя Его те, кто стонал от ужасов приближения смерти, поняв, что Бог освободил всех от тисков смерти.

Когда это произойдёт? В тысячелетнем правлении Иисуса Христа, когда будет воскресение праведных и неправедных, когда небесные соправители Христа будут обучать все народы земли слову Господа и законам Его, ведя всех воскресших к духовному совершенству (Евр.11:40). Этот же момент описывает и Захария в 14:16-21.

101:24,25 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. 25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.

Скорбящий просит Бога не лишить его жизни в половине дней, назначенных для человека, он ещё хочет увидеть добрые дни, ибо мало пожил.

101:26,27 В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; 27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;

Поющий уверен, что вначале, прежде, чем пустить на землю человека, Бог основал Землю и устроил небеса для него, но он знает также и о том, что Бог намеревается ИЗМЕНЯТЬ и небеса и землю. Как видим, не об уничтожении земли и небес речь идёт, а об изменении их.

101:28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.

Сам же Бог — не изменяется вовеки, чем и надёжен для человечества: стабильностью и постоянством Своим.

Читайте также:  Акафист Преображению Господню, читать акафист

101:29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Поющий уверен, что однажды потомство рабов Божьих перестанет так страдать, как страдает поющий этот псалом, и утвердится навеки в Божьем миропорядке.

Псалтирь

Для поиска по Библии на мобильном устройстве нажмите по ссылке

Главы: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150

Глава 101

1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. 2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. 3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе

, скоро услышь меня; 4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; 5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; 6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. 7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; 8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. 9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. 10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, 11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. 12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. 13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. 14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время; 15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. 16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. 17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; 18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. 19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, 20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, 21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, 22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме, 23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. 24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. 25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. 26 В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; 27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; 28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. 29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Псалом 121

1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем.

2 Стояще бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме.

3 Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе.

4 Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение израилево, исповедатися имени Господню:

5 яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому давидове.

6 Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя.

7 Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих.

8 Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе.

9 Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.

Читайте также

Псалом 144. Алфавитный псалом: великое славословие

Псалом 144. Алфавитный псалом: великое славословие Этот псалом алфавитный, в еврейском тексте отсутствует лишь одно двустишие, начинающееся с буквы «нун». Высказывается предположение, что оно было утеряно, и большинство комментаторов приветствуют дополнительное

Псалом 77

Псалом 77 Учение Асафа.1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и

Псалом 98

Псалом 98 [Псалом Давида.]1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость;

Псалом 99

Псалом 99 Псалом [Давида] хвалебный.1 Воскликните Господу, вся земля!2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.4 Входите во врата Его со славословием, во дворы

Псалом 100

Псалом 100 Псалом Давида.1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не

Псалом 101

Псалом 101 1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь

Псалом 102

Псалом 102 Псалом Давида.1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя

Псалом 103

Псалом 103 [Псалом Давида о сотворении мира.]1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею

Псалом 104

Псалом 104 1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.5 Воспоминайте чудеса

Псалом 105

Псалом 105 Аллилуия.1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением

Псалом 106

Псалом 106 [Аллилуия.]1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного

Псалом 107

Псалом 107 1 Песнь. Псалом Давида.2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,5 ибо превыше небес милость Твоя и до

Псалом 108

Псалом 108 Псалом Давида.1 Боже хвалы моей! не премолчи,2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;4 за любовь мою они враждуют на меня, а я

Псалом 109

Псалом 109 Псалом Давида.1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде

Псалом 110

Псалом 110 Аллилуия.1 Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании.2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр

Псалом 111

Псалом 111 Аллилуия.1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.5 Добрый

Псалтирь | псалом 121

Похоже, данный псалом был записан рукою Давида специально для народа Израиля, приходящего в Иерусалим на поклонение во время трех больших праздников. Именно в царствование Давида Иерусалим был впервые выбран местом, где Господь положил память имени Своего. Наряду с другими средствами, Господь использовал и новизну места, дабы привить Своему народу любовь к Иерусалиму как к святому городу, несмотря на то что совсем недавно он был в руках иевуссев. Обратите внимание:

(I) С какой радостью нужно входить в Иерусалим (сти.1, 2).

(II) С каким почтением народ относился к святому городу (ст. 3-5).

(III) Как люди заботились об Иерусалиме и молились о его благополучии (ст. 6-9). При пении данного псалма мы должны думать о евангельской церкви, которая названа «вышним Иерусалимом».

Песнь восхождения Давида.

Стихи 1-5. В этих стихах:

I. Говорится о наслаждении, с каким Давид и другие благочестивые израильтяне приходили к Господу и служили Ему во время всеобщего поклонения (ст. 1, 2).

1. Приглашение посетить дом Господень было очень желанным. Радовался и сам Давид и хотел, чтобы каждый израильтянин говорил: «Возрадовался я, когда меня позвали прийти в дом Господень». Обратите внимание:

(1) такова воля Всевышнего, чтобы мы все вместе дружно поклонялись Ему, чтобы многие собирались в ожидании Его на всеобщем поклонении. Мы должны поклоняться Господу и у себя дома, но этого недостаточно, надлежит также идти в дом Господень и отдавать Ему дань уважения там, не оставляя собрания своего.

(2) Мы должны не только иметь согласие между собою, но и подбадривать друг друга, воодушевлять идти на всеобщее поклонение Господу. «Пойдем», не просто: «Не могли бы вы пойти и помолиться за нас, а мы останемся дома», но «Пойду и я» (Зах 8:21). Не просто: «Вы пока идите, а мы потом придем, когда освободимся» или: «Мы пойдем первыми, а вы приходите после нас», но: «Пойдем вместе в знак почитания Господа и для взаимного назидания и ободрения». Сами по себе мы медлительны и ленивы, и другие тоже таковы, поэтому нам нужно побуждать и «подтачивать» друг друга на благое дело, подобно тому как металл точит металл.

(3) Радующийся в Господе возрадуется призыву и возможности ждать встречи с Всевышним. Сам Давид, хотя его религиозная ревность и не нуждалась в сильном побуждении, не почитал за унижение милостивый призыв идти в дом Господень с самыми ничтожными из своих подданных. Нашим естественным желанием должно быть, чтобы наши друзья-христиане, имея благое дело в руках, звали и нас присоединиться к ним.

2. Перед идущими в дом Господень открывалась прекрасная перспектива. Они говорят о ней со святой торжественностью: «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим». Пришедшие издалека и утомившиеся в дороге, они утешаются надеждой вскоре увидеть Иерусалим, что станет вознаграждением за все тяготы пути. Мы будет стоять там как рабы; место в Иерусалиме желанно, хотя мы и окажемся «между сими, стоящими здесь» (Зах 3:7);

пусть это даже будет место у порога (Пс 83:11). Теперь мы нашли место покоя для ковчега и именно здесь пребудем.

II. Возносится хвала Иерусалиму, как в Псалме 47:13.

1. Это был прекрасный город не только благодаря своему расположению, но и архитектуре. Он был возведен как город – здания не были разбросаны где попало, но стояли стройными рядами, улицы были красивыми и просторными. Он был построен гармонично – слитый в одно, здания укрепляли и поддерживали друг друга. И несмотря на то, что город был разделен на верхнюю и нижнюю части после выдворения иевуссеев, находясь в полном распоряжении народа Божьего, он был слит в одно. Иерусалим служит прообразом новозаветной Церкви, слитой в одно в святой любви и христианском общении, как один город.

2. Иерусалим – святой город (ст. 4), место, где израильтяне встречались друг с другом: куда восходят колена как один из всех уголков страны, будучи коленами Господними, в послушании повелению Всевышнего. Иерусалим – место, предназначенное для их общей встречи, и они собираются:

(1) чтобы получить наставления от Бога, приходят по закону Израилеву, дабы послушать, что им скажет Господь, и принять во внимание Его слово.

(2) Воздать Всевышнему хвалу, славить имя Господне, на что у нас есть масса причин, особенно для знающих закон Израилев. Если Господь говорит с нами посредством Своего слова, у нас есть все основания ответить Ему благодарением. Обратите внимание, с какой миссией мы приходим на всеобщее поклонение, – благодарить и славить Господа.

3. Иерусалим – царский город (ст. 5). Там стоят престолы суда. Поэтому у народа была причина любить Иерусалим, ибо там муж по сердцу Божьему вершил праведный суд. Гражданские права народа гарантировались наравне с удовлетворением духовных нужд. Люди были довольны системой правосудия, установленной в Иерусалиме, как и мы довольны нашей системой в Вестминстере. Обратите внимание: взору благочестивого было приятно лицезреть закон Израилев и престолы суда вместе, ибо в таком близком соседстве закон и суд содействуют друг другу. Так пусть же престолы суда руководствуются законом Израилевым и гарантируют соблюдение данного закона.

Стихи 6-9. В этих стихах:

I. Давид призывает народ пожелать Иерусалиму блага (ст. 6, 7). Просите мира и благоденствия Иерусалиму, в особенности молитесь о единстве всего населения и о защите от вторжения врагов. Мы должны искренне желать мира, чтобы самим обрести покой; об этом следует усердно молиться, ибо сие есть дар Божий, о котором надобно просить Господа. Тот, кто сам не может сделать что-либо для обеспечения мира Иерусалиму, способен молиться о нем, что зачастую является чем-то большим, чем простое выражение доброй воли; таков установленный Всевышним способ обретения милости. О мире и благоденствии новозаветной Церкви, особенно в нашей стране, следует с усердным желанием молиться каждому из нас. Итак:

1. Здесь нас вдохновляют на молитву о мире для Иерусалима: «да благоденствуют любящие тебя!» Мы должны молиться об Иерусалиме не по традиции и не потому, что это модно, но по принципу любви к Божьему руководству и поклонения Всевышнему; и когда мы стремимся к всеобщему благоденствию, то заботимся и о собственном благополучии, ибо Господь любит врата Сиона настолько сильно, что полюбит и всех возлюбивших Иерусалим, так что они воистину будут благоденствовать; по крайней мере, души верующих будут преуспевать в постановлениях Всевышнего, которые они так любят.

2. Здесь мы получаем руководство, как молиться и какими словами: «Да будет мир в стенах твоих» (ст. 7). Нас учат молиться (1) за всех жителей вообще – всех пребывающих в стенах, от мала до велика. Мир да пребудет в твоих укреплениях, дабы на них не напали враги, а если бы и напали, то не одолели бы, чтобы стены по-настоящему защищали город.

(2) В особенности за царя и всех правителей: да пребудет благоденствие в чертогах великих людей, стоящих у руля и управляющих государственными делами, ибо от их преуспевания зависит благополучие населения. Те, что победнее, склонны завидовать процветанию дворцов, но их учат молиться за благоденствие чертогов.

II. Давид полон решимости и независимо от того, как поведут себя другие, оставаться Иерусалиму верным другом.

1. В своей молитве он сказал: «Я вижу, как колена радостно собираются здесь по закону Израилеву, и вопрос уже решен – быть Иерусалиму местом, где Господь положил память имени Своему, и посему говорю я: «Мир тебе!»» Давид не произносит: «Пусть другие помолятся за мир для всех – священники и пророки, ибо это их дело, и народ, которому больше ничего не остается, а я в это время буду бороться за него и править», но: «Я также буду молиться об этом».

Читайте также:  Введение Пресвятой Богородицы в храм Господень - история и значение праздника

2. Молитва псалмопевца подкреплена его стремлениями: «Со всей своей силой желаю блага тебе». Мы должны делать для всеобщего благоденствия все от нас зависящее, иначе наши молитвы не будут искренними. Возможно, кто-то скажет: «Ну и что, что Давид ходатайствовал о благополучии Иерусалима – ведь это был его собственный город, он защищал интересы своей семьи». Это действительно так. Однако сам псалмопевец говорит о других причинах своей заботы о благоденствии Иерусалима, как, например, о доброжелательном отношении (1) к общине святых: «Ради братьев моих и ближних моих, то есть ради чистых сердцем израильтян, которых я считаю братьями своими (1Пар 28:2), которые часто поклонялись вместе со мной Господу и к которым я привязался всем сердцем».

(2) К Божьим постановлениям – по любви Давида к дому Бога его (1Пар 29:3). Псалмопевец находил величайшее наслаждение во всеобщем поклонении и поэтому молился о благополучии Иерусалима. Наша забота о всеобщем благоденствии лишь тогда нелицемерна, когда исходит от искренней любви к Божьим постановлениям и к верным поклонникам Господа.

Читаем Псалтирь. Псалом 121

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем говорить о Псалтири и сегодня будем изучать 121-й псалом. Мы уже говорили, что вступили в круг псалмов, которые имеют преднаписание «Песнь степеней, 121». Каждая ступенечка приближает нас к Богу: как древних евреев она вела из Вавилона в Иерусалим, так нас она ведет от земной жизни к жизни вечной, в Царствие Небесное. И каждая – ступенечка добродетели, к которой мы должны присоединиться в своей жизни, которую мы должны полюбить и исполнить. Этот псалом о благочестии, и это третья ступенечка, или третья степень благочестия. Очень для нас важная, ведь если человек не имеет благочестия, то он не может почитать святыни, и тогда отсутствует святость в его душе – отсутствует благоговение перед святынями. А когда у человека нет ничего святого, тогда он творит беззаконие. И не случайно в нашей жизни есть такое выражение: «нет ничего святого в душе»; тогда это страшный человек.

А что у нас самое святое в жизни? Это Господь. Это, конечно, мать, которая родила нас, наши родители. Это Родина-мать, это наша земля, на которой мы родились и которая открыла нам свет Христовой истины. Это Божья Мать, наша Покровительница и Заступница. Это сама Церковь Христова, о которой святые отцы говорят: «Кому Церковь не мать – тому Бог не Отец». Есть нечто непререкаемо святое в нашей жизни, чему мы никогда не должны изменять, и это не просто чувство патриотизма, а именно чувство святости, благочестия. Это рассуждение берется не из светской жизни, а из знания Священного Писания, из чтения Псалтири и других Книг Ветхого Завета, где очень четко раскрывается красота и необходимость благочестия в душе каждого человека. И зародиться оно может только от воспитания; его опять-таки дают родители своим детям – и дети развиваются по жизни через видение того примера, что дарят им самые дорогие, самые близкие люди в их жизни. А кто они? Это наши дедушки, бабушки, папы, мамы, дядюшки, тетушки и крестные родители: вся жизнь человека есть некий пример для подрастающих поколений, это открытие им их внутреннего стремления видения святости и святынь, которые необходимо почитать в течение всей своей жизни. И об этом говорили нам наши предки, и мы все помним своих бабушек и дедушек, рассказывавших нам, как нужно жить, почитать свое Отечество, родителей, как относиться к Церкви Христовой, что можно делать, а что нельзя, что правда в этой жизни, а что грех и к чему ты должен стремиться. Этот псалом, очень глубокий, показывает благочестие и то, как в древности старцы учили молодежь и открывали для нее очень важное.

И вот они как раз говорили – и с этого и начинает псалом сей Псалмопевец: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Как глубоко он говорит – «возвеселихся» о тех, кто говорит: «В дом Господень пойдем». Такая радость открывается от мысли, что евреи возвращаются из вавилонского плена в свой дом, в Иерусалим, но они не говорят, что идут найти богатство своих земных домов, посетить свою родину, – они говорят: «Мы в дом Господень идем». В этом доме есть что-то великое и очень важное. Да, разрушен храм, но возможно его восстановить, возможно приносить жертвы Богу за весь род Израильский, за весь народ, за своих детей. То есть мы возвращаемся к своим святыням, и через это можем служить Господу, мы можем опять стать детьми Божьими: опять вернуться к исполнению тех заповедей и того Закона, что Господь оставил им.

«Стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме». Здесь речь о радости, с которой старцы говорят, что они возвращаются в дом Господень. Да, будет тяжелый, трудный путь, неизвестно, какие будут испытания на этом пути, какие враги встретятся, с кем придется сражаться, чтобы дойти до Иерусалима, но их это не страшит: они уже видят, как ноги их встанут во дворех дома Господня в Иерусалиме. Святые отцы говорят, почему у них такое представление: за 70-летнее пленение еще остались старцы, которые юношами ходили в этот храм и полюбили его; и всю жизнь они жили в вавилонском пленении, а перед глазами их стоял храм Господень, самая великая святыня, которая открывала им возможность общения с Богом. И это приносило глубочайшую радость. Мы знаем об этом, когда верующие люди, оставляя все, бегут в храм Божий, чтобы помолиться, или, оставляя все, встают на молитву, потому что для них это самое важное. Это приносит такую глубокую радость, такое утешение, наслаждение, что не пойти в храм Господень означает лишить себя самого блаженного состояния, самого радостного состояния, самого любимого занятия. Для верующего человека самое страшное – лишиться храма и возможности молиться и прославлять Господа. И, конечно, старцы вспоминают это состояние и начинают передавать юношам то чувство, что они испытывали, когда были в храме, открывают юношам, какое значение имеет храм, передают свой опыт благочестивого отношения к нему.

«Иерусалим зиждемый яко град, eмуже причастие eго вкупе»; затем они говорят об Иерусалиме. Сказали о святыне, а затем о том, что за святыней град Иерусалим, где и находится эта святыня. Град великий – не просто град, это зиждемый яко град: он построен как самый настоящий город со всей атрибутикой, построен плотно, совокупно, не прерывается в своих строениях. Но он очень велик, он действительно могущественный, и он красивый, имеющий по тем временам огромное население. И он имел и архитектурную красоту, узкие улочки, малые дворы и плотные строения – все, что подобало древним городам. И когда мы бываем в городах, которые имеют древнюю историю, то обязательно заходим в старый город – с узкими улочками, плотными строениями. Настолько реально все это описывает Псалмопевец, что мы как будто попадаем в древний город Иерусалим.

«Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню». Сюда собирались колена Израилевы по заповеди Божией исполнить свидения, то есть заповеди Божии. И в праздники пасхи, пятидесятницы, праздник кущей евреи всегда собирались в эти дни в Иерусалим, чтобы принести жертву Богу, помолиться, возблагодарить Его за обетование, которое Он дал людям и исполнил. Он дал Аврааму обетование об этой земле, что Он даст наследство народу, умножит народ и он будет бесчисленным, как песок морской. И это все дал Господь: и богатство, и Иерусалимский храм. И они приходили в праздники возблагодарить Бога, почувствовать отношение Бога к ним через исполнение заповеди Божией: утвердиться в своей вере и утвердить веру в своих детях. Затем они уходили в уделы, благословленные Богом для каждого колена. И там они, конечно, встречались еще и с другим явлением – идолопоклонством других народов. Оно было наполнено чем-то своим, больше земным, греховным: человеческая душа к этому тоже имеет стремление, и чтобы утвердиться в благочестии, в верности своей вере и своему Богу, им и было необходимо прибывать в храм.

Ну а что такое: прийти всем коленам на праздники? Это значит почувствовать особую обстановку радости и веселья. Когда большая семья собирается вместе – это всегда радость, веселье, общение, рассказ о жизни, о каких-то впечатлениях. И раз было меньше греха, то было больше впечатлений о помощи Божией, больше рассказов, как Господь участвует в их жизни, помогает им укрепляться, умножаться через детей; их тоже приводили сюда, к Храму Господню. Было общение, особенно у мужчин, которые собирались на военное дело. И со всех колен собирался народ и шел защищать свое отечество или совершать очередные военные действия. Потом они возвращались в свои дома, в семьи, у них рождались дети, они не виделись. И местом встречи был Иерусалимский храм, сам Иерусалим. Поэтому здесь столько и было торжества, веселья, столько благодарности и столько смысла. Конечно, этот город давал огромнейшую силу, надежду на преодоление будущих трудностей.

«Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове». Опять-таки Псалмопевец очень глубоко говорит, что это не просто город – это город царственный. И здесь есть вся атрибутика: престолы царей, которые являются судьями для своего народа, здесь ты можешь обрести правду, здесь тебя покроют и за тебя заступятся. Все необходимое в этом городе есть. И прежде здесь были престолы священников, а сейчас престолы царей, которые и являлись судьями для этого народа.

«Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя». Псалмопевец призывает, чтобы все молились о мире в Иерусалиме – это место благости, молитвы, общения человека с Богом, и оно таково даже до сего дня, ведь здесь совершена Великая Жертва Бога во имя спасения человека. Это град святой, это град великий, это град, который редко когда имел мир, но этот град несет мир духовный, мир Божественный в жизнь, исполняет радостью сердца многих и многих верующих людей. Поэтому он говорит: вопросите мира этому городу, и мира, и обилия любящим тебя, любящим град Иерусалим, живущим в нем, посвятившим себя ему, друзьям Иерусалима, любящим град Иерусалим. Для тех вы просите мира и молитесь, и я уверен, что Господь не просто слышит эти молитвы, но дает мир желающим мира Иерусалиму, даже до сего дня. Тогда во имя святыни в Иерусалиме, древнего Иерусалимского храма, где был на земле единственный светильник истинного богопочитания. Сегодня для христиан Иерусалим град, где есть Гроб Господень, Голгофа – место искупительной Жертвы нашего Божественного Спасителя, места любви Божественной ко всему роду человеческому, ко всем людям, жившим до и после крестных страданий, живущим сегодня и тем, кто будет жить во все времена. Из этого места исходит любовь Бога. Там камни засвидетельствовали проповедь нашего Господа, Его хождение по земле, Его страдания. Они пропитаны кровью нашего Божественного Спасителя, на них возлегло Его пречистое тело после смерти. Они видели неизреченный Божественный свет Его Преображения и свет Его Божественного Воскресения. Это, конечно, глубина. И посещающие этот город всегда остаются восторженными, наполненными, всегда имеющими желание, как древние евреи, вернуться в этот град и поклониться месту Божественной проповеди и месту Божественного страдания, месту искупительной Жертвы нашего Господа. Каждый посещающий этот город всегда желает мира этому месту, и мир сегодняшний дает возможность паломникам со всего мира приехать в этот град и помолиться у этих святых алтарей, построенных на месте страдания нашего Божественного Спасителя.

«Буди же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих». Буди мир даже и среди народа, и войска Твоего, чтобы оно не обнажало оружие и не шло на битву. Чтобы они находились в Иерусалиме, но пребывали в мире. И чтобы мир был, как говорит Псалмопевец, в столпостенах твоих. Святые отцы говорят, чтобы было еще и изобилие в этом граде. Стены свидетельствуют о целостности града, и если есть целый град, то, естественно, в нем мир, в нем и богатство. Любой город – место не только духовного сосредоточения, но и место экономического сосредоточения: в больших городах очень хорошо развивается экономика, много народа, гостей, туристов, производства и так далее; город, если он пребывает в мире, развивается, становится богаче, жители его укрепляются. И вот здесь Псалмопевец говорит: пусть будет мир и в людях, живущих в этом городе, чтобы в нем было полное изобилие, которое может радовать, только когда мир есть. Плохо, если цел город, но в городе – голод, говорят святые отцы. Но если есть изобилие и нет мира, то не может радовать это изобилие…

Святые отцы не забывают и о духовной части этого псалма. Ежели мы так молимся и просим, то в этом граде должны быть, конечно же, и духовные богатства: «Не стоит город без святого, а деревня без праведного», говорит наша пословица. Если не будет и духовного изобилия, то не будет стоять град: благочестие должно обязательно пребывать в этом граде, а оно связано и с почитанием святыни, и с молитвой, что человек творит. И, как Псалмопевец называет исполнение заповедей в этом псалме очень хорошим словом «свидение», с исполнением заповедей Божиих.

«Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе». Вот как глубоко просматривается исполнение заповеди Божией о любви к Богу и ближним: здесь говорится о любви к храму Божьему, о радости, что мы возвращаемся и можем послужить на месте, где он стоял, и можем восстановить его. Первая часть говорит о любви, которую человек несет к Богу, а вторая часть, вот здесь уже, это о любви к ближним. «Ради братий моих, ради ближних моих». Чтобы все колена могли приходить сюда, в эти праздники, и прославлять имя Божие, приходить и укрепляться в благочестии, передавать глубину и красоту веры истинного богопочитания, укреплять любовь у детей к Иерусалиму как граду, который становится свидетелем общения человека с Богом через храм, что находится в нем.

«Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе». Благая кому? Благая, конечно, народу этому. Но потому, что этот народ есть, и не сам по себе город и его стены заслуживают внимания, но храм, который находится в этом городе. «Дому ради Господа Бога нашего» – это единственный храм. Ради него – любовь, счастье и благосостояние этого народа.

Конечно, глубочайший псалом, который особенно серьезно звучит в наше время, когда нет такой ценности отношения к храму Божьему. Нет храмов Божиих – и нет спасенья и благосостояния человека на этой земле, нет радости, нет глубины, нет богатства, нет мира: строительство храмов Божиих – это великая возможность сохранить свой город в мире, веси и села сохранить в мире, дать будущее нашим детям, дать возможность их духовного развития. Вот что значит благочестие, почитание храма Божьего и служение Господу Богу, желание мира ближним своим. Все утверждение в нашей жизни исходит от общения с Богом, от возможности благочестивого отношения к храмам Господним, где приносится даже до сегодняшнего дня Бескровная Жертва о людских неправдах и о спасении всего рода человеческого. Глубочайший псалом…

Я думаю, что он должен и читаться в домах наших, особенно нашим детям, и объясняться им: насколько важно хранить любовь к храму Божию, почитать его, молиться в нем, любить его, прославлять святое имя Бога нашего в храмах Господних. И за это Господь будет наделять и миром, и благосостоянием наши семьи.

Ссылка на основную публикацию