Проведение Стоглавого собора русской православной церкви

Стоглавый собор

Стогла́вый собо́р — церковно-земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.

Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя), а также архиепископы Акакий (Тверская епархия), Гурий (Смоленская епархия), Касьян (Рязанская епархия), Киприан (Пермская епархия), Никандр (Ростовская епархия), Савва (Крутицкая епархия), Трифон (Суздальская епархия), Феодосий (Новгородская епархия) и еще один Феодосий (Коломенская епархия)

Собор был созван по инициативе Макария и Сильвестра [1] . Текст повестки, предположительно составлен Сильвестром. В соборе нашла выражение борьба иосифлян и нестяжателей, поддерживая которых царь надеялся провести секуляризацию. Решения собора, выраженные в 100 главах (Стоглав), носили компромиссный характер.

Содержание

Хронология

Дата проведения собора вызывает споры. Е. Голубинский признает дату 23 февраля за начало работы Собора, тогда как священник Д. Стефанович, говорит в своей магистерской диссертации, что Собор начался в первых числах января 1551 г., что к 23 февраля он мог и окончиться. А к маю была составлена редакция решений собора [2] .

Решения собора

Принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.

Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне. Царь говорил, между прочим, на соборе, что его бояре и вельможи впали во многие корысти и хищения, называл их лихоимцами, хищниками, творящими неправедный суд; но в то же время он признал, что всех обид и разорений, происшедших от бессудства и лихоимания властей, исправить невозможно, и просил оставить «друг другу вражды и тяготы». На Стоглавом соборе царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства [3] .

Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды, и на придерживающихся их: двоеперстие, сугубую аллилуйю и пр.

Примечания

  1. Сергей Левицкий, “Очерк по истории русской философии” т.1
  2. Стоглавый Собор 1551 года
  3. Судебники 1497 и 1550 гг. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (DVD)
  • Статья посвященная 455-й годовщине Стоглавого Собора [1]
  • Игумен Кирилл (Казанская духовная семинария), «Русские канонические постановления об изобразимости Бога», глава 5 [2]
  • Архимандрит Макарий (Веретенников) «Стоглавый собор 1551 года», Журнал Альфа и Омега, № 1(8) 1996 [3]
  • Сергей Левицкий, Очерк по истории русской философии т.1

См. также

  • Старообрядчество
  • Стоглав

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Колник, Юрай
  • Орки (Warcraft)

Смотреть что такое “Стоглавый собор” в других словарях:

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским … Русская история

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Современная энциклопедия

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Большой Энциклопедический словарь

Стоглавый собор — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно–земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стоглавый Собор — церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного и представителей Боярской думы. Состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским… … Энциклопедический словарь

Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы (См. Боярская дума), заседавший в Москве в январе феврале 1551 (окончательное завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё название получил от сборника соборных … Большая советская энциклопедия

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв. февр. 1551 (окончат. завершение работ С. с. относится к маю 1551). Свое назв. получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, Стоглав … Советская историческая энциклопедия

Стоглавый собор — церковно земский собор в Москве в январе мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Краткий словарь историко-правовых терминов

Стоглавый собор — см. Стоглав … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Стоглавый собор — Стогл авый соб ор (1551) … Русский орфографический словарь

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что приносят в церковь на поминальный стол

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Очень часто в православном храме рядом с тетраподом (подсвечника для поминовения усопших) на столе лежат различные продукты питания. Эти продукты являются ничем иным как поминовения почивших близких. Такой обряд еще называют панихидой. Это заупокойная служба. Она состоит в молитвенном поминовении усопших. На протяжении чтении панихиды священник сосредотачивает свое внимание на том, что души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию. Поминальная служба проводится именно рядом поминального столика.

Так уж устроен мир, что рано или поздно мы теряем близкого человека, и чтобы он в мире ином мог обрести мир и покой по церковным традициям в храме нужно заказать службу панихиды. Это служба, на которой священник читает молитвы за упокоение души умершего. Считается, что такие молитвы помогают быстрее обрести покой. Когда заказывается такая служба принято нести определенный набор продуктов, как жертвование за проведение службы, который ложатся на специальный поминальный стол. Какими должны быть продукты для поминального стола мы рассмотрим ниже.

Что принято нести в церковь

Милостыня верующим за чтение молитвы за «восстановление погрешней и даровании покоя душе» выражается в виде продуктов. И так, что должно быть на поминальном столе. Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов. Если тот день, когда вы заказываете службу нет никакого церковного праздника или поста тогда это может быть:

  • хлеб, крупы;
  • растительное масло;
  • молочные продукты;
  • сахар, мука;
  • овощи, фрукты;
  • рыба;
  • конфеты, печенье и т.д.

Если вы подаете записку на службу в пост. Тогда набор продуктов должен составляться согласно церковных традиций, и они не должны содержать запрещенные продукты в пост. Другими словами, в такие дни не стоит класть такие продукты на поминальный стол в церкви как яйца, мясо, молоко и т.д.

Также нужно детально изучить церковный календарь. На день Радоницы (9 день после Пасхи) для поминовения принято нести яйца, пасхи, куличи. Конечно каждый человек сам лично выбирает набор продуктов. На сегодня не существует никаких конкретных списков, которые необходимо собирать для поминовения. Главное, чтобы эти продукты отдавались в церковь с чистой душой и благими намерениями.

Вместе с продуктами на поминальный стол прихожане также кладут записки с именами усопших родных за которых и нужно читать молитву.

Нужно также отметить, что чаще всего на поминовение подают записки и несут продукты на 9,40 день после смерти. Также обязательно поминают на 1,2 ,3 год. Также на протяжении года существуют специальные поминальные дни, когда принято проводить поминовение.

Где в церкви поминальный стол

Верующие, которые ходят в церковь не ежедневно, а только от случая к случаю наверняка не знают где в церкви находится поминальный стол. Как правило такой стол стоит рядом с кануном где ставят свечки за упокой стоит поминальный стол. Этот канун как правило имеет квадратную форму. Но не всегда. Во многих храмах это может быть подсвечник круглой формы.

Если войти в церковь и спросить у бабушек где ставят свечки за упокой они могут сказать, что для Бога все живы и ставьте где захотите. Но нужно учитывать, что в каждой церкви существует много своих правил и традиций. Но несмотря на это у всех есть именно этот поминальный уголок. Очень часто он располагается напротив с распятием Христа.

Помните, что в поминальные дни нужно не только заказывать церковные панихиды, но и при посещении церкви не лишним будет раздать милостыню нищим, при этом прося у них чтобы они помолились за усопшего.

Поминальный стол

При погребении тела усопшего христиане знают, что его душа жива. Родные и близкие в молитвах вспоминают ушедших из земной жизни, собираясь вместе на поминки в день похорон, а также на третий, девятый и сороковой день после похорон, на годовщину смерти, в дни рождения.

В православии принято перед трапезой поминания всем родственникам и друзьям собраться на богослужение, отстоять панихиду, и после этого можно идти домой и садиться за стол.

В чем смысл поминок

Поминальный стол — в церкви это специальное место, куда складывают принесенные продукты для раздачи нуждающимся, в семье — набор традиций и кушаний, которые обязательно присутствуют при поминовении умершего человека.

После прочтения молитв «Отче наш» и «Богородице Дево радуйся» люди приступают к принятию еды, в разговорах вспоминая добрые, и только добрые дела усопшего.

Ещё о поминовении усопших:

Покупая или готовя кушанья дома для пожертвования в храме, следует непрестанно молиться, делать все с благодарностью Богу и открытым сердцем, наполненным милостью к нуждающимся. Если в доме нужда, то горячая молитва заменит все пожертвования. В отличие от язычества православные верующие понимают, что мертвые не нуждаются в еде, но данная традиция основана на милости.

Православная церковь поддерживает эту традицию по причине того, что многие умершие ушли на тот свет и унесли с собой груз грехов. Оставшиеся живые своими молитвами, милостыней и добротой встают перед Богом в молитвенном прошении об облегчении участи умершего грешника, поэтому о нем не говорят плохо.

Никто из живущих на земле не знает, как действуют ходатайственные молитвы, но Православная Церковь утверждает, что они действенны и на Небе.

Важно! Хочется особо подчеркнуть, что оставление еды на могилах не имеет ничего общего с православием, это чисто языческий обряд. Продукты привлекают кладбищенских котов и собак, которые оскверняют могилы, оставляя после себя только печаль.

Поминальный стол в церкви

В каждом храме есть особое место для принесенной еды, которую оставляют перед богослужением. Поминальный стол, как правило, располагается недалеко от тетрапода, на котором ставятся свечи в память об умерших.

Ставить свечи за усопших является обычаем, пришедшим с дохристианского периода, когда светильники освещали скинию во времена пророка Моисея. Свет является водительством Духа Святого и символизирует Закон Божий. Иисус для христиан — Свет Нерукотворный, Он пришел, чтобы вывести человечество из тьмы.

Вначале свечу возжигали в начале богослужения перед чтением Евангелий, затем воспламенялись все свечи. Ныне в православии существует обычай ставить и зажигать свечи перед иконами, во время молитвенных обращений, на могилах и перед портретами усопших.

Свеча — символ молитвы, свет тянется к Творцу, а чистый воск символизирует раскаяние и приобретение чистоты. Подходить к кануну следует с любовью и прощением к тому человеку, во имя которого ставится свеча, плата за нее стала добровольным пожертвованием, в нем проявляется вера и поклонение.

После богослужения начинается служба за упокой умерших, во время которой поминают усопших. При этом священник делает акцент на том, что все мы предстанем перед судом Божьим.

Совет! Если вы не частый посетитель храма, то лучше подойти к церковной лавке или людям, помогающим в храме, и уточнить место нахождения кануна — светильника со свечками за упокой души и поминального уголка.

В каждом храме имеются свои традиции и уголок для поминовения. Все принесенные продукты выкладывают в специальном месте до начала богослужения, чтобы во время заупокойной службы батюшка освятил пожертвования и окропил их святой водой.

Какие продукты приносят на поминальный стол

Продукты, оставленные на поминальном столе для милости, должны быть эстетически упакованными:

  • хлеб и хлебобулочные изделия, купленные или изготовленные дома, кладутся в пакеты;
  • сахар, крупу и муку также следует упаковать так, чтобы пакет не порвался;
  • растительное масло следует плотно закрыть в емкости, если оно не упаковано в стандартную бутылку;
  • конфеты и печенье желательно упаковать порознь;
  • овощи и фрукты должны быть самыми лучшими, отборными;
  • вино для причастия.
Читайте также:  Молитва Паисию Святогорцу

Запрещено приносить в церковь свежие яйца, молочные продукты, мясо и рыбу. Яйца, пасхи и куличи разрешено приносить только на Радоницу, 9-ый день после Воскресения Господнего. Чтобы не попасть впросак, накануне панихиды лучше подойти в храм и уточнить список продуктов.

Помимо продуктов на поминальном столе оставляют записку с именем усопшего, свечи, купленные в церковной лавке, и масла.

Еда, принесенная в церковь без молитвенного прошения, не имеет своего духовного значения, она может и накормить бездомного, но усопшему никак не поможет. Молитва, молитва и вера имеет силу в потустороннем мире. Для достижения Царства Небесного нужно приложить духовный труд и милостыню, в данном случае это еда, положенная на стол поминовения.

О загробной участи умерших:

Принесенные с покаянием продукты помогут лукавому стать откровеннее, жестокому — милостивее, черствому душой — добрее. В поминальной милости скрыто огромное значение для живых, в ней покаяние, прощение и доброта, которыми можно поделиться с умершими в духовном мире.

Принося в храм продукты, мы демонстрируем в милосердии не столько память к умершему человеку, а сколько любовь и прощение к усопшему. После панихиды продукты передаются священнослужителя, помогающим в храме и также нищим и нуждающимся, находящимся в церкви или около нее.

Поминальная трапеза для родных и близких

Накрывая поминальный стол для близких людей, знавших покойника, христиане никоим образом не стараются таким образом «накормить» усопшего или задобрить Бога.

Во время поминок еда является определенной формой милости, совершаемой ради ушедшего из земной жизни человека. Это традиция нужна, в первую очередь, живым, чтобы наполнить сердца добротой, прощением, милостью. В современном мире все чаще поминки проводят в местах общепита, что удобно в пору тяжелой для семьи утраты.

На заметку! Ритуал поминок и меню не имеют строгих канонов ни для первого, девятого или сорокового дня.

Сервировка стола

На поминальный обед никого не приглашают, но будет нелишним сообщить близким друзьям о месте и времени его прохождения. На поминках христиане воздают дань памяти умершему, делятся воспоминаниями, подогревая огонек памяти о нем в сердцах других людей.

При сервировке поминального стола следует обратить внимание на цвет скатерти, она не должна быть яркой или с цветочным орнаментом. Создать определенную атмосферу поминок помогут черные ленточки, бантики, цветочки, разложенные на скатерти в разных местах. В небольших вазочках можно поставить хвойные или мировые ветки.

На заметку! В давние времена на поминках не пользовались ножом и вилкой, они, как колющие и режущие предметы были запрещены на поминовении ушедших в мир иной. Теперь об этом обычае практически все забыли.

Для усопшего человека также ставится стул, около него тарелка и стакан, накрытый кусочком хлеба. Традиционно расставляются тарелки, рюмки, стаканы и кладутся столовые приборы. На видном месте стоит фотография умершего, около нее зажигается свеча, которая горит на протяжении всего поминального обеда.

Ритуал проведения поминок дома

Поминальный обед, как уже писалось выше, начинается с молитвы «Отче наш», ее читает священник или кто-то из присутствующих

Далее всем присутствующим предлагается кутья, приготовленная из риса или пшеницы и меда, иногда с добавлением изюма и разноцветных круглых конфет. Злаковые зерна являются символом вечной жизни и будущего воскрешения.

Рецепт приготовления кутьи

Главное блюдо обеда на поминках должно быть рассыпчатым и хорошо проваренным. Секретом рассыпчатости станет правильное соотношение риса и воды и время варки.

  • 1 стакан риса;
  • 2 стакана воды;
  • 50 г изюма;
  • 2 ст. л меда;
  • щепотка соли.
  1. Рис промыть 4-5 раз, чтобы сливаемая вода стала практически прозрачной.
  2. Залитый водой рис поставить на большой огонь, дать каше закипеть, после чего огонь уменьшить до минимума. Следить, чтобы вода, не выкипела.
  3. Добавить промытый изюм.
  4. Как только на поверхности риса не останется воды, огонь выключить, и оставить кашу «томиться» под полотенцем.
  5. В чуть теплую кашу добавить мед и оставить кутью до полного остывания.

Все желающие стоя произносят траурные речи, выказывая соболезнование родным и близким. Вспоминая жизнь усопшего, говорят об интересных моментах его жизни, благодарят Бога за встречу на земле с этим человеком и выражают надежду на встречу на Небесах.

Важно! Не следует забывать, что трапеза приурочена трагическому событию, потере близкого человека, поэтому на ней неуместно звучать шутки и анекдоты, вызывающие смех и веселье.

Заканчивать поминки следует молитвой «Отче наш».

Что приготовить на поминки во время поста

В каждом регионе страны свои обычаи и традиции в приготовлении тех или иных блюд. Церковь не регламентирует меню поминального стола, однако высказывается против употребления алкоголя. К сожалению, на этот запрет практически никто не обращает внимания.

Идеальными блюдами для постного обеда являются:

  • овощной борщ;
  • картофельное пюре;
  • тушеная капуста;
  • чечевичные котлеты;
  • гороховое пюре, приправленное жареным луком;
  • жареные и маринованные грибы;
  • нарезка из овощей;
  • каши;
  • соленья.

Мясо прекрасно заменит соя, баклажанная и кабачковая икра разнообразят поминальный стол.

Совет! Даже если вы не придерживаетесь поста, из уважения к усопшему и хозяевам, придите на поминки. Ведь дело не в еде, а в общении и памяти о покойном.

Рецепт приготовления чечевичных котлет

Уникальное блюдо, умелое приготовленное, с успехом заменит котлеты во время поста.

Ингредиенты на 20 штук котлет:

  • 250 г зеленой чечевицы;
  • 50 г гречки;
  • 1 луковица;
  • 1 морковь;
  • 2 зубчика чеснока;
  • приправа для котлет;
  • растительное масло — 100 мл;
  • соль, перец по вкусу.
  1. На ночь крупы смешать и залить кипяченой водой из расчета 2 части воды на 1 часть крупяной смеси.
  2. На следующий день оставшуюся жидкость необходимо слить.
  3. Лук очистить и порезать мелкими кубиками.
  4. Морковь натереть на крупной терке.
  5. В сковороде разогреть растительное масло и добавить лук с морковью.
  6. Овощную смесь хорошо притушить, в конце добавить толченый чеснок.
  7. Крупы и тушеные овощи выложить в миску, вымесить, измельчить до состояния пасты при помощи блендера или дважды пропустить через мясорубку.
  8. Добавить специи и снова все тщательно перемешать.
  9. Мокрыми руками сформировать небольшие котлетки.
  10. Жарить на хорошо разогретой сковороде до появления румяной корочки.

Рядом с тушеной капустой и картофельным пюре никто и не заметит подмены мяса чечевицей.

Меню поминального обеда

Меню для поминок первого, девятого, сорокового дня, на годовщину или другую памятную дату практически не отличается ни количеством блюд, ни их приготовлением.

Если в этот день ограничения в приеме пищи по церковным канонам, то на стол подают разнообразные блюда:

  • Закуски могут состоять из мясного, рыбного и овощного ассорти.
  • Фаршированные яйца.
  • Жареная рыба станет альтернативой для тех, кто не употребляет мяса.
  • 2-3 салата могут быть как мясными, так и рыбными.

Рецепт приготовления салата из курицы

Сытный и красивый на вид салат разнообразит меню на столе.

  • Куриное филе — 500г;
  • Консервированная кукуруза — 200 г;
  • Сыр твердый — 300 г;
  • Огурцы соленые средних размеров — 5 шт;
  • Сухарики из черного хлеба — 300г;
  • Яйца вареные — 4 шт;
  • Майонез — 200 мл;
  • Соль, перец по вкусу.
  1. Филе отварить или можно купить копченое, что придаст блюду особую пикантность, и порезать небольшими кубиками.
  2. Сыр, огурцы порезать соломкой.
  3. Измельчить яйца.
  4. Сухарики можно купить или приготовить самостоятельно, обжарив на сухой сковороде кусочки черного хлеба.

Все ингредиенты сложить в общее блюдо. Перед подачей на стол добавить соль, перец и майонез и вымешать.

После тяжелого дня первое блюда придаст физические силы утомленным людям, можно подать красный борщ, суп с фрикадельками или куриный бульон с лапшой.

Рецепт куриного бульона с лапшой

Это блюдо готовится просто и быстро, но есть некоторые секреты.

  • куриная тушка;
  • 1 луковица, можно с шелухой, сняв только верхний слой;
  • 1 морковь;
  • пучок зелени;
  • 1 лавровый листочек;
  • соль по вкусу.
  1. Для приготовления прозрачного бульона берем хорошо промытую куриную тушку, разрезаем ее 3-4 куска.
  2. В глубокую кастрюлю наливаем достаточное количество и ставим вариться на сильном огне до закипания. Как только вода покроется пеной, собираем ее шумовкой. Если время появления пены упущено, она осядет на дно. Поправить пробел поможет сырая вода. В бурно кипящий бульон влить сырую холодную воду и быстро снять вновь образовавшуюся пену.
  3. Бросаем в бульон луковицу, морковь. Огонь уменьшаем до минимума, и оставляем вариться курицу до полной готовности.
  4. За 10 минут до окончания варки кладем лавровый листик и небольшой пучок петрушки или укропа, а можно и их смесь.
  5. При полной готовности все добавки вытягиваем. И получаем идеально прозрачный, вкусный бульон, который остается только посолить.

Совет! Лапшу можно отварить отдельно, добавить в нее несколько ложек растительного масла, чтобы не слиплась, хорошо стряхнуть, и блюдо готово.

На второе, как правило, подают из мяса или птицы. Это могут быть отбивные, гуляш или биточки.

Рецепт приготовления отбивных из рубленого куриного филе

Приготовление этого времени занимает минимум времени.

  • 600 г куриного филе;
  • 2 луковицы;
  • 5 л майонеза;
  • 5 л картофельного крахмала;
  • 5 яиц;
  • ½ ч.л. соли;
  • молотый перец;
  • 2 зубчика чеснока.
  • растительное масло для жарки.
  1. Куриное филе и лук порезать как можно мельче.
  2. Смешать в глубокой миске все ингредиенты, кроме растительного масла, оставить на полчаса.
  3. Выпекать на сковороде в достаточном количестве хорошо разогретого растительного масла, как оладушки, ложкой выкладывая смесь.

Это блюдо вкусно как в горячем, так и холодном виде.

На гарнир подают картофельное пюре, каши из любой крупы, чаще это рис с овощами или гречка.

Рецепт приготовления ризотто

Красивое название ризотто на самом деле является смесью риса с правильно подобранными и приготовленными овощами.

  • 300 г риса;
  • 600 г воды:
  • 2 моркови;
  • 2 луковицы;
  • растительное масло для тушения овощей;
  • большой красный болгарский перец;
  • консервированный горошек — 200г;
  • консервированная кукуруза — 200 г;
  • соль, перец по вкусу.
  1. Отварить рассыпчатый рис.
  2. Овощи нарезать кубиками. Каждый овощ отдельно потушить в растительном масле на медленном огне до готовности, и приправить солью и перцем. В этом деле главное не переборщить, лучше меньше, да лучше.
  3. Открыть банки с консервированным горошком и кукурузой, жидкость слить.
  4. Готовый горячий рис смешать с овощами, и ризотто можно подавать на стол.

Тонкие блины с джемом или медом являются завершающим блюдом. В качестве напитков на стол ставится газированная вода, простая и сладкая, компот из сухофруктов и кисель.

Совет! Выпечка, конфеты, фрукты, выставленные на высоких вазах, по окончанию поминок раздаются всем желающим, для этого заранее следует подумать о кулечках.

«Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты

Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov

Родительская суббота выпала нынче накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Нечасто так бывает, кстати. Нет, то, что ближайшая суббота к празднику всегда поминальная, это понятно, просто между ними чаще всего бывает еще несколько дней, а тут вот совсем рядом. И как-то тепло от этого, что ли.

Утром мы вспоминаем всех почивших, ушедших из этого мира, а уже вечером возносим молитвы к Той, для Кого дети земные не разделены чертой жизни и смерти, для Которой мы все, здесь некогда жившие и ныне живущие, – причина неустанной заботы и особой просьбы перед престолом Небесного Отца.

Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей

Кстати, отчего же все-таки родительская-то? В общем-то, речь, наверное, не только о родителях, тем более что они далеко не у всех ушли. Здесь есть какой-то общий момент – память предков, дедушки, бабушки, прабабушки, вообще все те, кто был некогда с нами, жил прежде нас, кого мы когда-то короткое время знали, а возможно, что и не знали.

Память Церкви не принадлежит какой-то отдельной группе людей, она всеобъемлюща, потому что охватывает и тех, кого, возможно, и помнить-то некому. И оттого эта память вселенская, и оттого само поминовение о всех прежде усопших от века.

Обернешься так в свою родословную, ну и кого ты там особенно помнишь-то? Хорошо, если где-то фотографии старые остались, а имена, а кто кому кем приходился? А ведь какие-то сто лет. А дальше что?

Неизвестность? Грустно и стыдно, конечно, от таких мыслей. И вот потому в эту особую поминальную субботу мы возносим свои прошения о ВСЕХ прежде почивших, потому-то в этих словах молитв я словно бы прошу: да, Господи, коротка моя память, как и сама эта суетная жизнь, иногда вчерашний день-то в подробностях теряется, но Ты же знаешь, и для Тебя случайно прошедших в этих коротких отрезках нет, и потому не оставь их, ибо в нашей памяти им места не нашлось, но утешь и не лиши их Света Своего.

Пусть там, где зажглась свеча, загорятся и сердца, и этот пульс будет маленьким посланием куда-то туда, где время окончено, как весть о том, что мы не оставляем, не забываем, что пусть не сохранила память имена и лица, но в сердце остались благодарность и надежда, а именно через них мы узнаем друг друга не только в этой жизни, но и вопреки векам, которые уже прошли и остались пропастью между нами. И там, где рука прикоснулась к давно сглаженному временем холму, там, конечно же, отзовется Небо и наша память станет той путеводной нитью для тех, чьи дороги в этом времени и месте давно уже завершились.

Читайте также:  Варсонофий Оптинский

Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве

Часто спрашивают, хотя, в общем-то, наверное, и сами знают: батюшка, а что принести на панихиду? Ну, панихидные столы у нас в эти дни – дело известное… Туда, и это знают все, наверное, надо что-то положить. И вот тут начинается то, что затмевает главное. Принесите в храм себя. Никакие крупы, сахар, вообще никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве, зажгите свечу, но оставьте этот свет от нее в своей душе, не надо вступать в сражение за подсвечник, не там место под солнцем, в конце концов, пусть она останется просто в руке или же даже на любом свободном подсвечнике.

В Церкви живые и усопшие не разделены формой подсвечника, хотя и есть отдельное место для свечей и панихидный стол.

Но думать, что молитва будет действеннее от правильно поставленной свечки, совсем не серьезно. Свеча погаснет, она догорит, но, выходя из храма, надо уносить с собой те слова и мысли, которые вы посвятили своим ушедшим любимым людям. Прийти и отметиться, что вот, мол, отстоял панихиду, был на родительской, съездил на кладбище и вообще долг выполнил – это не о любви. О любви – наша живая вера, что конца никому нет и, как в песне Шевчука, «даже тем, кто не с нами».

Боль этой разлуки, разлуки с теми, кого мы не сможем увидеть, встретить и обнять в этом мире, к сожалению, неотменима. Она рубцом останется и будет напоминать о себе, но пусть эта рана станет и знаком того, что я все же жив, а раз жив, то, значит, и люблю. И не перестаю любить. Ведь как бы просто было, если бы смерть была лишь тяжелой психической травмой. Потому что так устроен человек, что какой-нибудь иной тяжелый шок, который он перенес, порой просто вычеркивается из памяти. Попадает человек в аварию и вот совсем не помнит этого самого страшного момента крушения и боли. Отрезало память. Но со смертью не так. И гораздо больнее.

И все же во всех этих страшных, убивающих чувствах в дни прощания и незаживающей боли все равно остается кое-что очень важное: люблю, не перестаю любить, мне больно, но я не верю всем этим венкам, этому гробу, этой жуткой и страшной потере. Не верю, потому что люблю. И значит, где-то здесь будет место, в котором откроется самая важная весть о том, что это не конец, что это не предел всему и не тупик. А значит, не все.

Смерть – страшный и упрямый педагог

А может быть, однажды и откроется человеку, что в дни своих страданий и переживаний об уходе близкого жалел-то он в большей степени себя… Помните, как обычно прежде на Руси причитали: на кого ж ты меня покинул? То есть это мне сейчас плохо, это меня оставили, это мне нехорошо. А как тому, кто ничего нам сказать и что-то объяснить уже не может?

Мне очень нелегко об этом говорить, но все-таки, наверное, смерть в каком-то смысле страшный и упрямый педагог. Да, как ни странно, но она все-таки учит. Во всяком случае, становится некой отправной точкой. А куда и в какую сторону от этой точки пойти, зависит уже от человека. Это, может быть, длительные, на годы растянутые стадии переживания утраты, а возможно, и совсем иной путь. Путь, когда человек обретает способность вырасти над ней и над собой, прорасти сквозь нее, стать иным и обрести надежду. И вот тут я уверен в том, что эти ростки – они есть в абсолютно любом человеке. Мы в большей или меньшей степени все-таки научены своим сердцем.

Мы любим, а значит, где-то уповаем, что всякому расставанию вечным все равно не быть.

И потому вопреки официальному цвету скорби – черному, Церковь поминает своих ушедших чад в белых и сияющих цветах.

Ночь этой жизни всегда темнее всего перед рассветом. А значит, мы не можем перестать быть. И потому не перестает быть Любовь.

ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА

Кануном в церковной среде именуется день, предшествующий тому или иному празднику. Но есть и выражение «милостыня на канун», и означает оно совсем другое: принесение в храм тех или иных продуктов для трапезы — в память об усопшем. В основном приходящие в Церковь люди воспринимают эту традицию интуитивно — в ней нет ничего сложного, она по-житейски понятна каждому. Но все же уточним некоторые моменты, чтобы те, кто только начинает церковную жизнь, могли избежать неправильного понимания и суеверий.

1. Как возникла традиция?

Традиция приносить в храм все необходимое для общей трапезы берет свое начало в первых веках христианства. Верующие собирались вместе для совершения Евхаристии, которая переходила затем в обычную вечерю, то есть в ужин. Известны с тех времен и поминальные агапы, то есть трапезы в память об усопших.

2. Что приносить?

На канун можно приносить любые продукты, кроме мясных и сырой рыбы. Не стоит, конечно, приносить и алкоголь — если есть желание пожертвовать в алтарь бутылку кагора для богослужений, лучше приобрести его в церковной лавке, так как далеко не всякое вино пригодно по качеству для совершения Литургии. Продукты должны быть плотно упакованы, не распространять никакого запаха, не пачкать ничего вокруг. Они не должны быть просроченными или на грани срока годности. В дни многодневных постов приносят только постное, соответствующее строгости поста по уставу.

На отпевание и в дни поминок в храм приносится кутья. Ее, в отличие от других приношений, затем забирают домой, на поминальный стол. Но можно оставить отдельное блюдо с кутьей и для храмовой трапезы.

3. Когда приносить?

Обычно продукты в храм приносят тогда же, когда заказывают об усопшем панихиду (во время служения которой пища и освящается для общего стола). Как правило, это девятый и сороковой день по кончине, годовщины рождения и смерти покойного, день его именин, а также дни, когда совершаются так называемые вселенские панихиды, именуемые в народе родительскими субботами, и Радоница. Однако ничто не мешает нам творить такую милостыню в любое время, когда у нас есть возможность и этого желает наша душа. При этом можно заказать поминовение усопшего на Литургии, сорокоуст о упокоении или просто помолиться сердцем.

В Церкви есть периоды, когда поминовение усопших по уставу не совершается: дни Великого поста (кроме суббот), Страстная седмица, время от Пасхи до Радоницы, от Рождественского сочельника до Крещения Господня, двунадесятые праздники. Приношения в храм в эти дни обычно тоже не совершаются.

Приносят продукты обычно в утренние часы, когда служится Литургия.

4. Куда приносить?

Чаще всего в храме есть панихидный стол, который нетрудно заметить по уже лежащей на нем снеди. В небольших церквях это может быть тумбочка, коробка или корзина. В некоторых храмах продукты для общей трапезы можно принести непосредственно в трапезную, снабдив запиской с именами усопших для поминовения.

5. Куда потом деваются продукты?

Употребление продуктов с кануна зависит от того, какова приходская жизнь храма и его деятельность. Практически везде они используются для приготовления трапезы после Литургии, раздаются священникам, сотрудникам храма и малоимущим прихожанам. Если социальное служение прихода включает в себя сотрудничество с центром для бездомных, кризисным приютом для женщин и т.п., часть приносимого периодически передается туда. Если при храме действует своя просфорня, мука высшего сорта отдается для выпекания просфор.

6. Распространенные заблуждения

Некоторые считают, что поминать усопших нужно, обязательно жертвуя какие-нибудь сладости. На самом же деле род и вид пищи не имеет значения. С практической точки зрения — для приготовления общей трапезы — ценнее порой бывают банка рыбных консервов или бутылка масла, чем килограмм карамели. Грешат суеверием те, кто обязательно подкладывает в приношение луковицу — «чтобы слезы лились здесь, а не на том свете». А вот обычай приносить любимую еду покойного нельзя назвать ни суеверным, ни каноническим: если это делается из тех же соображений, по которым некоторые кладут в гроб любимые вещи усопшего, то это проявление язычества, если же мы просто готовим какие-то блюда, вспоминая об усопшем с любовью, ничто не мешает принести их и в храм.

Петропавловский листок, №29 август 2017

Продукты на поминальный стол в церкви

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ?

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов(на рисунке), приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.Также можно в церковной лавке приобрести масло для лампад,ладан,кагор,свечи для пожертвования в алтарь, в память об усопших.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Как правильно принять поминальные конфеты

Из этого материала вы узнаете, что приносят в церковь на поминальный стол, а именно какие продукты следует приносить и какие не стоит нести в определенные дни или же вовсе не приносить. Также поинтересуйтесь, что подают в качестве напитков на стол во время поминок – одобряет ли в принципе церковь распитие спиртного во время такого процесса.

Какую роль несет данное действие

Мнения о том, что таким образом люди как бы «подкармливают» своих близких на том свете любимой при жизни едой или же это как плата-пожертвование Господу за место в раю для усопшего – ошибочны. Самое главное, что важно для покойника – это ваша молитва от чистого сердца. Бывает, что умерший прожил недостойно свою жизнь, мог совершать грехи и т. д. Тогда православная церковь советует родным молиться о прощении его прегрешений. А принесенные продукты – это милостыня от вас самих, не с конкретной целью «кому-то для чего-то», а как знак ваших добрых и чистых намерений, для всеобщего блага.

Читайте также:  Акафист Божией Матери Целительница, читать акафист

Не забудьте также раздать милостыню просящим при храме с просьбой помолиться об умершем близком вам человеке. Помните, что только искренность и чистота ваших побуждений даст возможность вашим молитвам о покойнике быть услышанными.

Можно ли брать угощения на кладбище?

Хотелось бы, чтобы у людей сложилась правильная картина об еде на кладбище. Есть одна ситуация, при которой брать с собой угощение не запрещается, а наоборот поощряется. Угощения берутся с целью раздать их неимущим. Милостыня — одна из сильнейших проявлений добродетели.

На территории многих кладбищ имеются часовни или храмы. Рядом всегда можно найти нищих и бомжей, которые просят подаяния. Лучший способ помочь им — дать пищу и накормить. За деньги они смогут купить себе алкоголь, потому пожертвование еды одновременно станет актом проявления доброты и не потакание грехам вроде пьянства. Вы можете дать как праздничную еду, так и купленные в супермаркете продукты. Самое главное требование — отдать человеку еду искреннее, с надеждой на то, что она спасет его и принесет радость. Можно попросить человека помолиться о покойном.

Что принято приносить на поминальный стол — какие продукты

Прежде всего, следует уточнить, не является ли день, когда вы хотите заказать службу о покойнике, днем во время поста. Если это так, то приносятся продукты по указанию церкви – только постные, то есть никаких продуктов животного происхождения (без молока и яиц). Мясо вообще не принято носить в храмы, так как оно несет в себе смерть, которой не должно присутствовать в доме Господа.

К принесенным продуктам, как правило, крепятся бумажки с именем усопшего, чтобы впоследствии те, кто будет это есть, смог помолиться о нем. Такими людьми являются священнослужители, работники прихода, многодетные семьи или семьи, которые попали в трудные жизненные условия и также находятся на попечении храма, а также инвалиды и бездомные при нем.

Что приносят в церковь на родительскую субботу

В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику.

В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.

Заупокойная процессия начинается в субботу утром, затем проходит общая панихида. Умерших родителей принято поминать именно в этот день. Люди пишут имена усопших родителей на листочках, молятся за упокой и прощение грехов.

Можно ли употреблять алкоголь на поминках

Поскольку чистосердечная молитва, исполняемая в здравом уме, и опьяненное состояние – понятия несовместимые, то церковь отрицает распитие алкогольных напитков при поминовении усопших. Ведь суть поминок как раз-таки в том, чтобы помолиться об упокоении души умершего. Однако, у нашего народа отказ от спиртного на поминках, в том числе в день похорон, встречается крайне редко. В любом случае, подавать к столу вино и водку или нет – выбор остается за вами.

Стоит все же учесть, что если принято употреблять спиртное во время поминок, то весь процесс не должен стать шумным и веселым застольем. Конечно же, недаром бытует мнение, что о покойниках плохого не говорят, и часто собравшиеся близкие для умершего человека люди начинают вспоминать добрые или веселые моменты из его жизни. В этом нет ничего плохого, но главное – мера. Самое основное в данном процессе – молитва.

Что из еды надо нести на кладбище?

В общем из этого следует, что еду на кладбище и на могилы родственников в принципе носить логично и даже скорее нужно. Но тогда какую?

Есть довольно много продуктов которые можно принести на поминки и похороны в виде милостыни и подаяния.

Из еды для предназначенной для традиционного поминания можно особо выделить, кутью, символ вечной жизни и перерождения и её аналоги, блины и яйца, пасхальные или обычные, в принципе о смысле этой еды я уже писал отдельно.

Также можно принести печенье и конфеты, так как они сладкие и якобы символизируют сладкую загробную жизнь после смерти в раю, традиционные пирожки, просто хлеб, рис, куличи, о значении которых я также писал и другие подобные мучные и прочие высоко калорийные продукты.

Очень многие, по неизвестной им традиции берут и водку, и даже оставляют ее на могилах налитую в пластиковые стаканчики, либо еще чаще просто сами её употребляют в честь погибших, так сказать, в виде «наркоза для своей души».

Какую еду не надо нести на могилу?

Естественно, официальная церковь, очень сильно не одобряет любой алкоголь, ведь они знают что это скорее языческий, или даже магический обряд, о смысле которого мы поговорим немного позже. Но в основном, по интуиции многие люди это делают, видя в этом какой-то смысл, ну или просто они любят выпить по любому поводу.
Мясную же еду и другую скоропортящуюся, точно не стоит нести на могилу, иначе она может быстро протухнуть и люди которые будут её есть могут отравиться и уйти в мир иной в след за вашими предками, можно сказать, от части по вашей вине. На могилах и возле земли антисанитария, поэтому не надо шутить.

Можно ли отдавать поминальную еду животным, собакам, птицам?

На самом деле можно её кормить даже животных, в этом также есть смысл, как минимум по тому, что добрые дела, сделанные в честь души покойного, также говорят, что засчитываются, а кормить животных это доброе дело.

Поэтому, в идеале, можно взять с собой немного пшена для птичек (иногда также считается что душа умерших может принимать облик птиц или других животных и прилетать на свои могилы в особые дни поминания), возможно даже ворон, и какую-нибудь еду для собак, и конечно главное для нищих и просто верующих, и небогатых людей, которых благо не мало в наше время.

Еда нужна для того чтобы они поминали, поэтому лучше проследить чтобы они её получили, и в принципе все равно съедят они её дома или на кладбище. Сам факт того, что они её взяли уже многое значит, позже будет понятно почему. Но в любом случае они знают зачем эту еду принесли и берут её сознательно. А если они еще и помолятся или хотя бы произнесут имя ваших покойных, то еще лучше.

В чем истинный смысл оставления куличей и еды на кладбище?

Итак, вроде бы понятно зачем оставлять еду на кладбище и приносить её туда, но есть люди, которые хотят до всего докопаться и понять в чем же истинный смысл этого странного ритуала.

Ведь за всем скрывающимся лоском, «правильностью» и логичностью этого прекрасного христианского обряда, он всё-таки однозначно основан на языческих ритуалах, существовавших еще задолго до нашего времени, и даже задолго до возникновения христианства как такового.

Так как подобные традиции существовали и у славян, в древнем Египте и в древней Иудее, откуда пошло все христианство и у множества других народов, в том числе встречается во всех обрядах черной магии и подобных религиях.

Итак, почему же на самом деле оставляют еду на поминках и раздают её нищим, если сегодня всем и так понятно, что 95% не помолятся за умерших, а половина её даже не съест, а просто

заберет к себе домой повинуясь разрушительному инстинкту жадности и чревоугодия, нескольких из смертных грехов. А кто-то даже пойдет продавать эти пасхи, конфеты и прочие угощения, другим людям.

Напитки для поминального стола

Поминальную трапезу можно сопроводить разного рода напитками. Их можно приготовить самим, как например, домашний лимонад из имбиря и лимона, для которого нужно:

  • 3 л воды;
  • 6 лимонов;
  • 75 г сахара;
  • 75 г имбиря.

Очищенный имбирь следует натереть на терке и вместе с сахаром вскипятить в воде. После этого нужно добавить сок лимонов и дать лимонаду настояться. Данный напиток окажется ко всему еще и очень полезным.

Можно приготовить ягодный морс или сбитень. Для приготовления последнего используют:

  • 2 л воды;
  • 200 г сахара;
  • 2 щепотки корицы;
  • 10 сухих гвоздик;
  • 10 г имбиря;
  • 400 г меда.

Напитка по данному расчету должно хватить на немалое количество людей.

Также можно сварить узвар или другой обычный компот из свежих фруктов или сухофруктов. Если же нет возможности, времени или желания заниматься подготовкой напитков, то отлично сойдут для этой цели покупные соки и минеральная вода, которую предпочтительно брать не только газированную, но и без газа.

Поминальные традиции

После смерти

Традиционно о покойнике принято заказывать в церкви панихиду, которая читается на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Накануне третьего дня следует прийти в церковь с набором продуктов для поминального стола, при этом не забыть оставить их вместе с запиской, на которой будет имя или имена тех, о ком будет служиться панихида. Затем нужно уведомить о своем намерении отслужить панихиду священнослужителя, а дальше они уже укажут, что и как делать.

Во время панихиды близкие умершему люди молятся и держат в руках зажженные церковные свечи, а затем устанавливают их на канун, сопровождая словами:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Данный текст повторяется трижды.

На поминках в 9-й день на столе должно быть то, чем можно угостить любого пришедшего помянуть усопшего. В этот день никого не созывают на поминки, все желающие приходят сами. Трапезу начинают с кутьи, затем едят щи, в остальном на стол подают пирожки и прочую скромную еду, которую также можно будет раздать тем, кто присутствовал или отнести нищим с просьбой помянуть умершего. Главное в этот день – недостойное кушанье, а искренняя молитва о покойнике.

На 40-й день важно поминать усопшего добрым словом и молиться Господу о прощении его грехов. Трапезу начинают также с трех ложек кутьи, а на стол ставят мясные, рыбные блюда, салаты и бутерброды, ну, и, конечно же, гарнир, зачастую в виде отварного или тушеного картофеля.

Годовщина смерти

В такой день близкие приходят на могилу усопшего, убираются на ней, зажигают свечу или ритуальную лампаду, тихо поминают умершего и молятся о нем. В этот день также можно пригласить священника на кладбище.

Есть на кладбище можно только освященную в церкви кутью, пить также не желательно. Принесенную на могилу еду «за Царство Небесное» лучше забрать с собой, чтобы потом раздать.

Что принято нести в церковь

Милостыня верующим за чтение молитвы за «восстановление погрешней и даровании покоя душе» выражается в виде продуктов. И так, что должно быть на поминальном столе. Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов. Если тот день, когда вы заказываете службу нет никакого церковного праздника или поста тогда это может быть:

  • хлеб, крупы;
  • растительное масло;
  • молочные продукты;
  • сахар, мука;
  • овощи, фрукты;
  • рыба;
  • конфеты, печенье и т.д.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли вязать в церковные праздники ответ священника

Если вы подаете записку на службу в пост. Тогда набор продуктов должен составляться согласно церковных традиций, и они не должны содержать запрещенные продукты в пост. Другими словами, в такие дни не стоит класть такие продукты на поминальный стол в церкви как яйца, мясо, молоко и т.д.

Также нужно детально изучить церковный календарь. На день Радоницы (9 день после Пасхи) для поминовения принято нести яйца, пасхи, куличи. Конечно каждый человек сам лично выбирает набор продуктов. На сегодня не существует никаких конкретных списков, которые необходимо собирать для поминовения. Главное, чтобы эти продукты отдавались в церковь с чистой душой и благими намерениями.

Вместе с продуктами на поминальный стол прихожане также кладут записки с именами усопших родных за которых и нужно читать молитву.

Нужно также отметить, что чаще всего на поминовение подают записки и несут продукты на 9,40 день после смерти. Также обязательно поминают на 1,2 ,3 год. Также на протяжении года существуют специальные поминальные дни, когда принято проводить поминовение.

Лучшая статья для Вас, переходите: Какими должны быть венчальные кольца

Ссылка на основную публикацию