Пророчества православных старцев о последних временах и приходе антихриста

Достоверные пророчества прп. Серафима Саровского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Какие предсказания действительно принадлежат преподобному?
    • Полезные материалы
    • О будущем России
    • О царе
  • Что говорил святой о последних временах
    • Об антихристе
    • О конце света и своем воскрешении
    • Похожие статьи

Какие предсказания действительно принадлежат преподобному?

Его духовный авторитет был бесспорен еще при жизни, любовь верующих к преподобному Серафиму не иссякает до наших дней. Потому особенно драгоценны слова старца, его поучения, наставления. Их с любовью записывали духовные чада. Есть среди на зидательных слов и такие, которые можно оценивать как пророческие, посвященные судьбам России, Церкви. Но все ли из них действительно принадлежат «всемирному светильнику» Серафиму?

Иконография: Серафим Саровский, преподобный Датировки: XX в. Начало XX века. Происхождение: д.Александрово, Лихославльский район. Материал: Дерево, масло. Материал оклада: стекло. Размеры иконы: высота 28,7 см, ширина 24,5 см.

«Грешный раб Божий»

Несомненно, великий подвижник стяжал дар прозорливости, что подтверждают многочисленные рассказы его почитателей. Многим из них он дал ценные советы, направил на верный путь. Известен случай с генералом, приехавшим к старцу из любопытства. Преподобный рассказал ему всю жизнь, все совершенные грехи, так что военачальник вышел из кельи, горько рыдая.

Полезные материалы

Иногда батюшка отвечал на пис ьма, не только не читая их, но даже не распечатывая. Или давал ответы на вопросы пришедшего до того, как он их задаст.

Сам прп. Серафим, когда его однажды спросили, каким образом он видит грехи, скорби приходящих к нему, ответил, что это ему не дано .

«Я, грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим, и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы».

Тем ценнее для нас каждое его слово, по воле Господа сказанное.

Говорил или нет?

Подвижник родился во 2 половине XVIII века, а отошел ко Господу в 1833 г. Большую часть жизни он провел как монах , в Саровской пустыни. Труд, молитва, а в последние десятилетия жизни – старчество – вот то, что составляло содержание его жизни .

Ни одно житие преподобного не говорит о том, что он находил время для создания письменных сочинений. Современный исследователь жизни святого, историк В.В.Степашкин, обнаружил всего несколько автографов старца на деловых бумагах.

Все духовное наследие прп. Серафима составляют записи его духовных чад, почитателей, часто сделанные после бесед, по памяти.

Множество пророчеств преподобного по рассказам его духовных детей приводят:

  • митр. Вениамин (Федченков), одно из первых житий преподобного названо им «Всемирный светильник »;
  • митр. Серафим (Чичагов) , которым создана « Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»;
  • писатель С.А.Нилус в известной книге «Великое в малом» ; Нилус впервые нашел записи бесед преподобного с Н.А.Мотовиловым. Они содержат большую часть известных ныне верующим пророчеств великого старца.

Однако во всех этих источниках не всегда легко отделить подлинные выск азывания святого от домыслов ил и собственных рассуждений духовных детей старца, или просто любивших его верующих . Д алеко не каждый, решающий записать изречения преподобного , исходил из слов свт. Димитрия Ростовского: «Не буди ми лгати на святого».

Иконография: Серафим Саровский, преподобный. Датировки: XX в. начало ХХ в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 22 см, ширина 17,5 см. В среднике иконы представлено поясное изображение святого. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Впрочем, прямая ложь все же вряд ли имела место. Скорее, многие почитатели святого додумывали сказанное им, иногда излагали по-своему. Например, Н.А.Мотовилов, «служка Серафимов», его почитатель, оставил подробные записи пророчеств святого о судьбах России. Однако современные историки видят в них не только возможные выска зывания духоносного старца, но также собственные рассуждения Мотовилова, которые к святому уже не имеют отношения.

К тому же, некоторые сомнения вызывает личность автора, его духовное состояние. Да и взгляды Николая Александровича должны быть подвергнуты критическому рассмотрению в свете православного учения. Вот лишь неко торые, известные историкам фактов. Они приводятся В.В.Степашкиным в книге, посвященной преподобному (2018 г.):

  • Мотовилов познакомился со старцем только в 1831 г., за полтора года до кончины преподобного, поэтому близким его духовным чадом не мог быть; по этой же причине его нельзя рассматривать как главного биографа старца;
  • п о данным архивных источников, Мотовилов страдал душевным заболеванием , облегчение от которого, с его слов, наступило по молитвам прп. Серафима;
  • однако, «Записки» Мотовилова, найденные в свое время С.А.Нилусом на чердаке его дома, несут на себе печать некоторой экзальтированности, свойственной душевно не вполне здоровым людям.

Некритический подход к дневникам Мотовилова , который был распространен до последних лет, привел к тому, что ныне прп. Серафиму часто приписывают пророчества:

  • о создании в последние времена всеславянского царства;
  • о росте территорий России;
  • о захвате Константинополя, Иерусалима силами России, а также многих других стран;
  • о том, что антихрист родится «между Москвой и Петербургом»;
  • о Восьмом Вселенском Соборе, и многие другие.

Каковы же пророчества святого, которые можно действительно определить, как высказанные им лично?

О будущем России

Однажды преп одобный сказал, что видел духом Русскую землю, п окрытую как бы кадильным дымом. Это были молитвами множества святых, явленных и неявленных. Т вердая вера людей всегда была для св. Серафима залогом того, что, как бы ни согрешила Россия, Господь ее «паки помилует».

Но не вызывают сомнения также другие слова святого, о том, что если произойдет отступление от веры , Русь не будет помилована. Святому открыто было, что время такое наступит: от веры отступят не только простецы, но даже многие архиереи, священники. Три дня святой, по его словам, молился о том, чтобы Господь отвел это испытание, но ему было отказано в этой просьбе.

Н.А.Мотовилов пишет, что, «по точному выражению отца Серафима», «до рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

Многие видят эти слова преподобного как вполне очевидное указание на духовный крах России и последовавшие за ним революционные события, а также надежду на последующее духовное возрождение страны.

О царе

В понимании высказываний святого, которые касаются царской власти России, ее судьбы – больше всего путаницы. Возникла она из-за того, что записи пророчеств, относящихся к царствованию Николая I , со временем стали понимать как относящиеся к правлению его внука, последнего русского императора Николая II .

Такой оказалась судьба следующих слов преподобного:

« В начале царствования сего Монарха будут несчастия и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец поднимется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая и жизнь Государя долговременная ».

В начале XX в. антимонархически настроенные публицисты приводили это как пример несбывшегося «пророчества» о правлении Николая II . На самом же деле, преподобный предсказывал духом более близкие к нему по времени события:

  • восстание декабристов (1825 г.) ;
  • чуму 1830 г. ;
  • военные неудачи Николая I .

Еще один спорный вопрос – история о том, что во время канонизации преподобного 19 июля 1903 г. юродивая Паша Саровская якобы передала Николаю II , посетившему ее, письмо старца Серафима, адресованное ему лично. Ни подлинник этого письма, ни содержание архивы тех лет не сохранили . Существует несколько рассказов о том, что письмо якобы вызвало шок у императрицы, самого Николая, так как касалось их будущего. Историки предполагают, что подобные рассуждения могли появиться постфактум, после гибели царской семьи.

Что говорил святой о последних временах

Достаточно долгое время за предсказания прп. Серафима о конце мира принимали собственные рассуждения Мотовилова, помещенные в его записках.

Из сохранившихся слов святого, по крайней мере, известно, что подобные разговоры он вел неохотно. Митр. Вениамин (Федченков) приводит случай с одним монахом, который спрашивал святого о том, не ныне ли уже наступает конец мира. Старец отвечал:

«Радость моя! Ты много думаешь о Серафиме убогом. Мне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно».

Участь христиан последних времен, говорил святой, будет незавидной, ибо они испытают на себе самое страшное – богооставленность, подобную той, что ощутил Сын Божий на Кресте. Однако, не нужно совершенно отчаиваться: произойдет это лишь на краткое время перед самым Пришествием Христовым.

Об антихристе

Известное многим пророчество о рождении антихриста в России «в городе, называемом Москво-Петроградом», как утверждают историки, не имеет отношения к святому. Рассуждение принадлежит Н.А.Мотовилову.

Предсказания о пришествии антихриста, которые можно считать подлинными словами преподобного, относятся не ко всей России, а к любимой старцем Дивеевской обители.

Прп. Серафим Саровский на фоне Дивеевской обители

Например, известны слова, не раз сказанные инокиням: «До антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете». Это может пониматься, как предсказание на ступления времени гонений, что полностью сбылось после революции 1917 г. Вместе с тем, эти «антихристовы времена» — еще не собственно конец мира. Можно сказать, что преподобный понимает «антихриста» в том же смысле, что, например, ап. Иоанн Богослов, называющий так всякого противящегося Господу ( 1 Ин . 2:18 ).

Обращаясь к последним временам, предшествующим уже концу мира, с в. Серафим говорит о расширении обители, ее благосостоянии, но на очень короткое время. Затем всех христиан ждут такие гонения, что «Ангелы едва будут успевать брать души». Наконец, придет сам антихрист, но войти в монастырь не сможет, ибо «Канавка будет вам стеною до небес». Речь идет о Святой Канавке вокруг монастыря, вырытой по повелению святого и называемой им «стопочками Царицы Небесной». Смысл этого пророчества в настоящее время неясен .

О конце света и своем воскрешении

Существует множество преданий о том, что прп. Серафим предсказывал свое воскрешение накануне конца мира, а также то, что после этого он будет проповедовать всемирное покаяние, вернувшись в Дивеевскую обитель. Источником подобных легенд является книга С.А.Нилуса, основанная на «Записках» Н.А.Мотовилова, и, кроме того, письма Н.А.Мотовилова к императору Николаю I .

Понимание этого предания различны.

  • Буквальное, речь идет о реальном воскрешении святого перед концом света. Современные духовники, например, прот. Димитрий Смирнов, указывают, что буквальное понимание воскрешения Серафима накануне Второго Пришествия не согласуется с Писанием. По словам священника, в нем ясно говорится о пришествии перед концом мира пророков Еноха и Илии, возможно, Иоанна Богослова. Но никаких других указаний на воскрешение отдельных святых до Пришествия Христова Писание не содержит.
  • Пророчество может быть понято, как предсказание о втором обретении мощей преподобного, которое состоялось в 1991 г.; 1 августа, в годовщину канонизации святого его мощи торжественно перенесены в Дивеево , где, по слову прп. Серафима, «среди лета запели Пасху». Это действительно было возвращение в любимую обитель. Само обретение мощей, конечно, способствовало обращению людей к вере, покаянию.

О всеобщем воскресении святой говорил вполне согласно с церковным преданием. Он советовал избегать житейских попечений , молиться, готовить свою душу к встрече с Господом:

« Лучше для нас презирать то, что не наше, то есть временное и преходящее, и желать нашего, то есть нетления и бессмертия. Ибо когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого богосозерцания, подобно Апостолам при божественнейшем Преображении и приобщимся превышеумного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими ».

Может быть, м ы дожили до последних времен, о которых предсказывал преподобный. Возможно, Господь отсрочит последний Суд, дав время на покаяние. Но житейские бури проносятся одна за другой, пугая, смущая. А потому для всех, желающих, подобно современникам старца, узнать, не наступает ли уже конец, актуален его кроткий совет:

Что такое проскомидия о здравии в православии

Перед Таинством Причащения священники проводят первую часть Литургии — проскомидию. Проскомидия о здравии в православии — священный обряд, во время которой осуществляется особое приношение перед Богом родных и близких, имена их указаны в записке.

В чем заключается обряд проскомидии

Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)

Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.

Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.

Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.

Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.

Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.

Таинство Причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.

С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.

Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела. Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.

В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.

О других церковных поминовениях:

Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.

Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.

Как подать записку о здравии на проскомидию

Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.

Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)

Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.

Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)

Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:

  • должен быть крещенным по православным обрядам;
  • верить в силу исцеления от Бога;
  • отказаться от пагубных привычек, очищаясь телесно и душевно.

Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома. Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении».

Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.

Записки о здравии бывают двух видов:

  • разовые;
  • длительные.

Разовые списки бывают разные:

  1. Разовая простая записка читает алтарником.
  2. Заказная записка читается священником, притом не раз, а дважды. Первый раз заказная записка читается на проскомидию, когда священник вынимает кусочки специального хлеба, которые впоследствии опустят в вино — символ Крови Иисуса. Второй раз заказной список читается во время проведения ектеньи, в конце Литургии.
  3. Особая записка прочитывается четырежды:
    • проскомидия;
    • ектенья;
    • дважды молебен.

При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.

Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.

Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.

Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.

Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.

Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.

Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.

Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.

С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.

Проскомидия или обедня

Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.

Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.

Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

Далее храм наполняется благоуханием ладана, который разносится от кадила иерея. Ладан — один из даров волхвов, пришедших первыми поклониться младенцу, будущему Царю царей.

Звучит прошение к Богу о милости принятия дара в виде частиц просфор, опущенных в вино. Иерей просит Господа помянуть как присутствующих в церкви, которые подали записки, так и тех, за кого просили молиться.

После этого Царские ворота открываются как символ Воскресения Господнего, вход Его в Небесное Царство и человеческое спасение.

После проскомидии начинается вторая, торжественная часть Литургии.

Что такое проскомидия?

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

  • на жертвеннике,
  • при закрытом алтаре,
  • вполголоса.

Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

  1. Проскомидия совершается над пятью богослужебными просфорами.
  2. Читается молитва, после чего…
  3. Из одной просфоры вырезают середину в виде кубика. Эта часть просфоры — символ Агнца Христа, принесшего Крестную жертву.
  4. На дискос, круглое блюдо, символ яслей, в которые положили Христа, кладут «агничную» просфору. Именно этой частью мы Причащаемся.

Из остальных просфор вынимают части

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов — от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Записки на проскомидию

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Значение проскомидии

Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.

Читайте также:

  • Искусство благодарить
  • Та самая Тайная Вечеря
  • Дар Евхаристии

Что такое проскомидия о здравии: значение и порядок совершения обряда

Значение проскомидии

В переводе с греческого этот термин означает «принесение» или «приготовление», что полностью передает суть ритуала. В первые века после возникновения христианства люди сами пекли просфоры, которые вместе с вином приносили на богослужение, а по окончании обряда забирали обратно домой.

Таинство евхаристии – церковный ритуал, который помогает очистить душу и стать ближе к Господу

Сегодня проскомидия – это предваряющее Божественную литургию действо, заключающееся в приготовлении Святых Даров для Таинства евхаристии. Во время священнодействия поминаются все живые и усопшие, имена которых поданы батюшке со специальной запиской.

Часто прихожане путают этот ритуал с обедней, однако разница здесь проста. Во время проскомидии священник вынимает маленькие частички из просфоры согласно количеству поминаемых людей. А вот при проведении обедни он зачитывает записки под хоровое пение «Достойное есть».

Обряд, предваряющий Божественную литургию, символизирует омовение Кровью Спасителя, а также являет собой единение церкви. Кусочки хлеба, утопающие в вине, олицетворяют воскрешение и последующую вечную жизнь. Метафорически это означает жертву Христа, которой он искупил все человеческие грехи. Так, благодаря проскомидии душа очищается от страстей, однако только от тех, в которых мирянин покаялся перед Господом.

Видео «Что такое проскомидия?»

В этом видеосюжете представлено полное описание церковного ритуала.

Время совершения проскомидии

Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня. А вот когда Божественная литургия переходит в вечерню, его проводят после полудня, однако только до наступления сумерек. Согласно церковному уставу для проскомидии подходят все дни недели, кроме:

  • среды и пятницы Сырной седмицы;
  • понедельника, вторника, а также четверга на протяжении всего Пасхального поста;
  • Великой Пятницы (если только она не выпадает на Благовещение);
  • пятницы перед Рождеством и Богоявлением.

Также обряд запрещено совершать в дни литургии Преждеосвященных даров:

  • понедельник, вторник, среда Страстной недели;
  • понедельник, вторник, четверг со второй недели Пасхального поста;
  • среда, пятница первых шести седмиц Великого поста;
  • вторник, четверг пятой недели Пасхального поста.

Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня

Приготовление к проскомидии

На церемонию, предваряющую Божественную литургию, прихожане обычно приносят с собой просфоры и другие дары. Священнослужители подготавливают хлеб для проведения Таинства Евхаристии, а также вино. Они надевают праздничную ризу, в которой проводят ритуал, прося у Господа за людей, упомянутых в записках. Для совершения обряда церковь предполагает специальную евхаристическую утварь, относящуюся к двум главным православным событиям: Рождество и Распятие Спасителя. Такими предметами являются:

  • чаша для освящения вина;
  • блюдо для разделения просфор;
  • звездица, символизирующая Вифлеемскую звезду;
  • обоюдосторонний ножик с треугольным лезвием;
  • матерчатые платы, которыми отдельно покрываются дискос и потир;
  • материя, соединяющая вместе чашу с металлическим блюдом;
  • кадильник;
  • антиминские губки;
  • латунный ковш;
  • сосуды для священного хлеба, вина и воды.

Порядок совершения обряда

Ритуал проводится в алтаре при закрытых вратах церковнославянским языком. Священник совершает его вполголоса, так как обряд символизирует Рождение Христа, пришедшего в наш мир очень тихо. Сначала батюшка читает молитву над пятью просфорами, разложенными на блюде. Далее он вырезает ножиком из середины Большого хлебца кубик, обозначающий Жертвенного Агнца, который кладет на дискос. После этого вынимает из остальных просфор кусочки поменьше:

  • во имя Пресвятой Девы Марии;
  • Иоанна Крестителя;
  • апостолов;
  • пророков;
  • святых;
  • всех членов церкви.

Маленькие кусочки просфор священник складывает вокруг Агнца в определенном порядке, установленном церковным уставом.

Следующий этап проскомидии – прочтение записок о здравии и упокоении. Батюшка с каждым произнесенным именем, вырезает кусочек из меньших хлебцов, проговаривая: «Помяни, Господи (имя)». После окончания ритуала все частички опускаются в потир с вином, а священнослужитель зачитывает молитву.

Завершая обряд, батюшка выносит звездицу. Ею он покрывает кусочек от Большой просфоры, чтобы того не касались матерчатые полотна для покрытия чаши и дискоса. Покровцы символизируют пеленки, которыми укрывали новорожденного Иисуса, а также саван, используемый после Его мученической смерти.

Далее церковнослужитель проводит каждение стен храма и присутствующих прихожан. Ладан используется неслучайно, ведь именно он был первым даром волхвов, которые пришли навестить младенца Христа.

Заканчивая священнодействие, батюшка молитвенно просит Всевышнего принять просфоры, смоченные вином, как священный дар, а также даровать милость всем упоминаемым в записках. Затем вход к Алтарю торжественно открывают, метафорически отворяя для всего человечества Врата Царства Небесного, дарующего вечную жизнь. Далее богослужение плавно перетекает во вторую часть Божественной литургии.

Как подать записку о здравии на проскомидию

Перед началом ритуала прихожане, как правило, подают священнослужителю специальные записки, где упоминают имена тех, за кого просят помолиться. Общая молитва, усиленная единой верой, помогает справиться с болезнью, тяжелым материальным положением или прекратить полосу жизненных неудач. Однако чтобы она возымела действие, человек, о котором молятся, тоже должен предпринять некоторые усилия:

  • принять крещение согласно православию;
  • иметь искреннюю веру в Божью помощь;
  • вести праведный образ жизни, регулярно молитвами очищая свое тело и душу.

Записки обычно пишут на небольших бланках, которые продаются в храме. Однако церковный устав дозволяет использовать половинку обычного тетрадного листа. Обязательно сверху указывается цель поминания: за здравие или за упокой.

На одном бланке можно написать не более десяти имен. Они вносятся печатными буквами или хорошо разборчивой прописью в родительном падеже. Вначале можно указать статус поминаемого (заключенный, болеющий, странствующий, младенец).

Записки обычно пишут на небольших бланках

Сегодня каждая церковь, принадлежащая Московскому патриархату, открыта для подачи прошений на проскомидию. В бланк можно вносить абсолютно любые имена, кроме тех людей, которые не приняли православную веру или не прошли обряд Крещения.

Проскомидия является неотъемлемой частью Таинства Евхаристии. Богослужение построено таким образом, что священнодействия плавно перетекают друг в друга, при этом каждое из них имеет свой смысл. Совершая обряд над Священными Дарами, происходит воззвание к Господу, чтобы Он простил грехи и позволил Своим детям воссоединиться с Ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое проскомидия о здравии или об упокоении

Проскомидия — первая, подготовительная, часть Божественной Литургии.

  • Символика проскомидии
  • О здравии и об упокоении
  • Когда еще поминают…
  • Интересное видео

Часть церковной службы, предваряющая Божественную Литургию, называется проскомидией.

А что такое проскомидия, каков ответ священника? Это очень важное в православии действо: в ходе него приготавливаются вино и хлеб, символизирующие Кровь и Тело Христовы, для апогея Литургии — Таинства Причащения. При этом вынимаются частички из просфор с перечислением имен из поданных прихожанами записок и молитвой за них — как живых, так и покинувших сей мир.

Название «проскомидия» в переводе с греческого означает «приготовление», что в принципе и составляет суть действа. Еще одно значение — «принесение». Сохранилось оно с тех древних времен, когда первые христиане необходимые для Литургии просфоры выпекали сами и вместе с вином приносили с собой, а после совершения проскомидии хлеб забирали домой.

Символика проскомидии

Совершается эта служба в алтаре. Того, как это происходит, находящиеся в церкви не видят — это первый символ: скрытность действа напоминает о скрытности Рождества Христова, которое произошло в пещере неведомо и невидимо для мира.

Просфоры для таинства. Все действо совершается над пятью богослужебными просфорами. Прочитав особые молитвы, священник из одной из них вырезает середку в виде кубика. Называется эта часть просфоры Агнцем и символизирует самого Спасителя, принесенного в жертву на заклание.

Круглое блюдо, стоящее на подставке, называется дискос и тоже является символом — яслей, куда был помещен новорожденный Богомладенец. На дискос и кладут «агничную» просфору. Именно эта часть просфоры и будет использована при Причащении.

Из остальных четырех «хлебушков» вынимаются частицы:

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов — от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Просфора на дискосе. Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

Таким образом, если человек подал на свечном ящике записки на проскомидию, он может быть уверен: тех, чьи имена в них написаны, хоть и невидимо для молящихся, но уже помянули.

Вынутые по запискам прихожан частицы тоже помещаются на дискос — рядом с теми, что вынуты из пяти богослужебных просфор. Лежащие на дискосе в этом порядке, они являются символом всей Церкви Христовой.

О здравии и об упокоении

Лучше всего проскомидию осветит ответ священника. Протоиерей Димитрий поясняет:

— Посещающие церковь, получая или покупая просфору, видят, что она как будто поклевана. Это следы от изъятия ее частиц во время проскомидии. Обычно записки на эту службу подаются о здравии и об упокоении. И на этой службе поминаются как живые, так и ушедшие в мир иной христиане. Замечу кстати: поминаются лишь крещеные православные христиане. За инаковерующих в этом ритуале не молятся, поэтому в записку на проскомидию их имена вносить не надо.

Записки с именами следует отдавать заранее. Все вынутые из просфор мякиши, символизирующие поминаемые души и собранные на дискосе, после Божественной Литургии с особой молитвой погружают в чашу с вином.

Текст молитвы содержит просьбу к Иисусу Христу, чтобы Он очистил грехи упомянутых в записках христиан Своей пролитой за грехи всего мира Кровью. Это считается бескровной жертвой и является высшим церковным поминовением.

Поскольку проскомидия совершается перед основной службой, подавать такие записки надо задолго до ее начала, лучше всего накануне, указав необходимую дату.

Когда еще поминают…

Подавать записки за здоровье и за упокой можно и на другие службы. В некоторых храмах — у каждого свои правила — практикуются так называемые простые и заказные записки. В первом случае имена прочитываются только на проскомидии. Во втором — те же имена звучат, кроме этой службы, еще и во время обедни, как еще называют Литургию, и молебна.

Поминаются люди Божии на:

  • Литургия. Литургии (обедне), когда имена читаются вслух;
  • сугубой ектенье (особом молении), после чтения Евангелия;
  • молебне;
  • панихиде (только об усопших);
  • сорокоусте.

Сказать однозначно, какое поминовение на какой службе лучше или, так сказать, действеннее, невозможно: в любом случае это — молитва, а сила церковной молитвы, когда бы они ни звучала, одинакова.

Нередко многих интересует и сбивает с толку разница в сумме пожертвований на разные службы, в частности — совсем небольших на проскомидию. Значимость службы от этого нисколько не страдает, как уже упоминалось, это высшая степень поминовения, и она должна быть доступной каждому в максимальной степени.

Несколько слов о молебне

Это богослужение чаще всего служится после Литургии, иногда в любое время — по мере необходимости.

На молебне молятся только за живых. Это особая служба, на которой молятся только за живых. Заказать ее можно, так сказать, адресно: Спасителю, Богородице или кому-то из особо чтимых святых.

Скажем, о здоровье больного, как правило, молятся великомученику и святителю Пантелеимону; о путешествующих — свт. Николаю Чудотворцу и т.д., что нужно и пометить в записке.

Молебны бывают просительными или благодарственными. Если с первыми все понятно, то вторые — обязательны, когда ваша мольба исполнена.

Если был заказан молебен, то записка читается и при совершении проскомидии в алтаре, и на молебне — уже вслух.

Проскомидия и сорокоуст

Сорокоуст является особенным молением, и совершают его в продолжение 40 Божественных Литургий. Если человек жив, но, возможно, болен, заказывается сорокоуст о здравии. Однако молиться таким образом можно за любого человека, если желаешь ему духовной помощи.

Если человек умер, такая служба проходит об упокоении его души. Когда ее лучше заказывать?

  • За только что ушедшего, так называемого новопреставленного;
  • в день памяти;
  • в день рождения;
  • тогда, когда просто захочется помянуть.

Поскольку это поминовение происходит на Литургии, то, естественно, в алтаре каждый раз совершается проскомидия, т.е. возносится уже описанная бескровная жертва за людей, вписанных в записку.

Приготовительная служба перед Литургией, называемая проскомидией, — это, как уже говорилось, ее важная часть, показывающая единство всех членов Церкви, которых объединяет Кровь Христова и вера в Него.

Важность ее очень хорошо изложена в одной книге, повествующей о посмертных приключениях героини. Каждый день ей, попавшей на тот свет, птица приносила и бросала хлеб, который очень поддерживал ее и спутника.

Когда же душе было позволено вернуться в тело, выйдя из клинической смерти, оказалось, что на каждой Литургии женщину поминала ее близкая подруга, а получаемый хлеб — не что иное, как вынутая на проскомидии частица из просфоры.

Интересное видео

Как отличить Проскомидию от Сорокоуста? Что скрывается за названиями Церковных записок

Каждый человек, заходящий в православный храм, стремится поставить свечи и подать записки, даже если эти визиты бывают всего несколько раз в жизни.

Сегодня мы расскажем вам, как не запутаться в сложных названиях и заказать молитвенное поминовение своих живых и умерших родственников в Православной Церкви.

1. Виды записок.

Подаваемые в церкви записки можно разделить на две большие группы: 1) за здравие (живых людей, крещеных в Православии), 2) за упокой (умерших людей, крещеных в Православии).

2. Когда можно подать записку?

Записку можно подать в любое время. Однако, если вы хотите, чтобы за ваших родственников помолились в определенный день, лучше побеспокоиться об этом заранее.

3. Записка «на проскомидию».

Проскомидия совершается перед Божественной литургией. В это время заготавливаются вино и хлеб для совершения таинства Евхаристии (Причащения). Во время проскомидии священник вынимает из просфор (богослужебного литургического хлеба) маленькие частички, называя имена живых и умерших людей, написанные в записке. Вынутые из просфор частицы во время Литургии погружаются в Святую Чашу. Во время этого священник говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

4. Записка «на Литургию/Обедню».

Если вы подали записку с таким названием, имена людей, за которых вы хотели бы помолиться, будут помянуты на проскомидии и во время Божественной литургии на сугубой ектенье (так называется особое моление).

5. «Сорокоуст».

Такой вид записок предусматривает поминовение в течение 40 Литургий. Записки «на сорокоуст» подаются, как правило, об умерших сразу после их смерти, а также о живых, нуждающихся в особенной молитвенной поддержке, ввиду болезни или тяжелых жизненных обстоятельств.

6. Молебен

Если вы хотите, помолиться Иисусу Христу, Богородице или кому-то из святых в храмах города Витебска, подавайте записку «о здравии» на молебен. В таком случае поминовение будет совершаться и на проскомидии, и на Литургии, и во время самого молебна. В других епархиях Русской Православной Церкви порядок поминовения записок «на молебен» может отличаться.

7. Панихида

Панихида совершается, как правило, после Божественной литургии и молебна. Подавая записку «на панихиду», вы перечисляете имена людей, которые уже умерли. Такой вид записок подразумевает, что поминовение будет совершаться на проскомидии, во время Божественной литургии и в ходе самой панихиды.

8. Как правильно написать записку?

В православных храмах есть специальные бланки, на которых написано, за живых или умерших вы будете молиться.

Имена в вашем списке должны стоять в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого?». Например, имя Катя в записке будет выглядеть так: «Екатерины».

9. Сокращения перед именами.

Иногда перед именем можно встретить сокращение. Мы перечислим самые распространенные из них.

О здравии: прот. – протоиерей, иер. – иерей (о священниках), мон. – монах/монахиня, ин. – инок/инокиня, млад. – младенец (ребенок до 7 лет), отр. – отрок/отроковица (ребенок от 7 до 14 лет), бол. – болящий (болеющий человек), непраздн. – беременная женщина.

Об упокоении: новопр. – новопреставленный (умерший от 1-го до 40-го дня), приснопом. – приснопоминаемый (человек у которого на этот день выпадает дата смерти или рождения).

Очень часто мы приходим в храм, когда в жизни что-то случается, и человек понимает, что своими силами справиться он не сможет. Очень важно помнить, что оставленная в храме записка не решит автоматически всех проблем. Самому человеку, подающему список имен своих близких людей, нуждающихся в церковной молитве, очень желательно лично присутствовать на богослужении и молиться вместе со священнослужителями.

О том, как правильно обращаться к православным священникам, вы узнаете из нашей следующей статьи.

Кристина Догодька
Фото автора

Проскомидия — что это, для чего и как совершается

Что такое проскомидия

Проскомидия это первая, подготовительная часть Литургии Она совершается в алтаре при закрытых Царских вратах. «Проскомидия» – греческое слово, переводится как «приношение». О каком приношении идет речь? О хлебе и вине – основных веществах для совершения Литургии. На это указывают слова Евангелия:

“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:26-28).

Проскомидия входит в состав двух основных видов православного богослужения – Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого.

История появления проскомидии

Еще в первые века христианства верующие приносили на Литургию вещества для совершения Таинства – хлеб и вино. Наилучшие приношения отбирались для Евхаристии. А оставшееся шло на общий ужин, называемый «агапа», или «вечеря любви». Эти трапезы имели литургическое значение и до IV века на них и совершалось Таинство Причащения.

Постепенно Литургия отделяется от «агапы» и начинает совершаться по утрам. Отделение произошло по причине невоздержанности некоторых христиан, отчего священная трапеза больше стала напоминать светский ужин. Но традиция приношений хлеба и вина христианами на богослужение сохраняется. К концу IV века проскомидия закрепляется в чине Литургии. Правда, не в начале, а посередине службы. Лучшие приношения отбирали диаконы вскоре после чтения Евангелия перед пением Херувимской песни. Затем приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

Постепенно это стало происходить не в самом храме, а в отдельном помещении. Таким образом решили избежать суеты во время богослужения. Так и появляется привычная форма проскомидии. Со временем она стала совершаться перед началом общественного богослужения.

Проскомидия — что это означает в Православии

Проскомидия это не только лишь подготовка вещества для совершения Таинства Причащения. Как первая часть Литургии она имеет важное символическое значение. На проскомидии мы вспоминаем Рождество Иисуса Христа от Девы Марии и одновременно страдания и смерть Спасителя. Рассмотрим, что происходит на проскомидии.

Все начинается с входных молитв, которые читают священник и диакон перед началом священнодействия. Затем они облачаются и совершают омовение рук.

После подготавливают Священные сосуды и Жертвенник – специальный стол, на котором и будет совершаться проскомидия. В храме в это время начинают читать Часы (небольшие богослужения суточного круга, состоящие из псалмов и молитв). Основное действие проскомидии – это подготовка просфор и вина.

Просфоры на проскомидии

Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.

Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный момент Литургии станет Телом Христовым.

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Об этом говорит святой патриарх Герман: «Дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима».

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Символика проскомидии

После приготовления Агнца священник берет Потир – специальную чашу, и вливает в нее вино в соединении с небольшим количеством воды. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46):

«В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою раствореннаго».

Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это совершается в воспоминание евангельских слов: «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода Ин 19:34).

Растворение вина водою называют «святым соединением», оно станет впоследствии Кровью Христовой. Затем на Дискос ставится Звездица – она представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Она символизирует Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2).

Звездица и покровцы

После чего Потир и Дискос со Звездицей покрываются специальными расшитыми узорами покровами. Наибольший из них называется Воздух, а два другие — Покровцы. Покрова символизируют погребальные пелены Христа. Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха святой Симеон Солунский:

«иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (то есть плащаницу)».

При установке Звездицы и покрытием покровами совершается каждение каждого элемента священнодействия. Затем открывают завесу над Царскими вратами алтаря и совершают каждение Дискоса и Потира, алтаря и всего храма. Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8). На проскомидии кадило с вложенным в него ладаном символизирует дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну.

Завершение проскомидии

Священник в это время продолжает вынимать частицы из маленьких просфор в память живых и усопших членов Церкви. Служители алтаря читают имена христиан, за которых накануне подали специальные записки о поминовении. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священник вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Все частички, вынутые в память живых и усопших членов церкви, будут по окончании Литургии опущены в Потир с Кровью Христовой. Погружение в Кровь Христову символизирует омытие грехов христиан поминавшихся на проскомидии. Вот почему из всех видов молитвенных поминовений, именно молитва на проскомидии считается наиболее действенной.

На этом проскомидия завершается, и по окончании чтения Часов, следует вторая часть литургии — Литургия оглашенных.

Ссылка на основную публикацию