Притча о том, зачем Смерти коса. Неожиданная концовка.

Новое в блогах

Сообщество «Русский мир»

  • О сообществе
  • Блог
  • Фото

Притча о том, зачем Смерти коса.

Притча о том, зачем Смерти коса.

Неожиданная концовка. — Вы — кузнец?

Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь. — А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента. — Стучаться? Хм… Не пробовала, — ответил голос.

Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент. — Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья. — Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец. — Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть. — Логично, — согласился Василий, — не поспоришь. Что мне теперь нужно делать? — Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть. — А потом? — А потом наточить, если это возможно. Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной. — Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать… — А-а-а… Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете? — Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец. — Вам виднее. Как вы себя чувствуете? — Да вроде нормально. — Нет тошноты, головокружения, болей? — Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец. — В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу. Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов. Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток. — Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий. Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену. Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью. — Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно. Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца. — Что вы сказали? — тихо произнесла она. — Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое… — Оружие? Вы сказали оружие? — Может я не так выразился, просто… Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали. — Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы. — Я… Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий. — Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько? — Н-не знаю… — Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу. — Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец. Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села. — Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, — а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь? — Но… А как же?… — Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало! Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон. Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца. — Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия. — Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой. — Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса… Глаза Смерти заблестели. — Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак! Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской. — Можно один вопрос? — послышалось сзади. — Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она. — Да. — Дорога в рай… Она уже давно заросла травой. Евгений Чеширко.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 11-я по Пятидесятнице

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: «Царство Небесное подобно царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов – это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости – не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать – требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом – то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение – не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою – Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

Читайте также:  Даниловское кладбище могила Матроны адрес, как добраться

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31, 1–2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы – не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ – это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель­ствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли­вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Евангелие. Притча о званных на вечерю (от Луки, гл. 14, ст. 16–24)

Выслушайте слова св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные им в его великом Апокалипсисе: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19, 6-9).

Блаженны званные на брачную вечерю Агнца.

Об этой брачной вечере сказал Господь свою великую притчу о званных на вечерю, которую слышали вы в нынешнем евангельском чтении.

Евангелист Лука говорит, что некоторый человек устроил вечерю великую, а апостол Матфей иначе говорит о том же самом: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего…» (Мф. 22, 2).

Вот то, что говорит Матфей, чрезвычайно близко подходит к словам апостола Иоанна Богослова, которые читал я вам сейчас в Апокалипсисе.

Эта вечеря была именно брачный пир Сына Божия, а Сам Бог Отец устроил эту великую вечерю. Что же дальше слышим мы?

Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено для брачного пира Сына Божия, Которого скрыл Лука под видом некоторого человека.

И когда все было готово, когда настало время ужина, послал он раба сказать званным: «Идите, ибо уже все готово».

Заранее были приглашены, были заранее званы на брачный пир некоторые избранные.

Кто были эти избранные, кого первых звал Господь на брачную вечерю Сына Своего?

Это были вожди народа израильского, это были учители его – первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины народа – их в первую очередь звал Господь на пир Свой.

Он даже не ограничился однократным приглашением: когда все было готово к пиру, Он опять послал раба сказать, что все готово, идите, идите на пир.

И как ответили эти избранные, эти вожди народа израильского?

«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня».

А по-славянски сказано гораздо лучше: «Молю тя, имей мя отречена», – отрекаюсь от твоей вечери.

Он купил землю и поэтому считал совсем неинтересным брачный пир Христов, вечерю Сына Божия. Ему дороже была земля, купленная им, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земному обратил сердце свое, только к земным благам направлены все стремления его, все помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием, она ему неинтересна, важнее та земля, которую купил.

«Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; молю тя, имей мя отречена».

Он купил пять пар волов, значит, не был бедным человеком: он был богат, и из-за этих пяти пар волов отказался от вечери в царстве Божием.

О, окаянный любостяжатель! О несчастный, привязанный всем сердцем только к богатству, только к благам земным.

Знаем, знаем мы, что кто вступит раз на путь любостяжания, никогда не сходит с него, ибо любостяжание всецело овладевает сердцем человека, делает сердце это ничем ненасытимым, ибо чем больше приобретает человек, тем больше разгорается его страсть к приобретениям, тем ненасытимее хочет он новых богатств.

«Третий сказал: я женился; и потому не могу прийти».

Первые два все-таки извинялись, а этот даже не извинился, он просто и грубо говорит: не нужна мне твоя вечеря. Я женился, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже твоей вечери. Имей мя отречена.

Опять человек, преданный всем сердцем земному.

«И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».

Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал хозяин вечери по улицам города?

Это те, о которых говорит апостол Павел в послании Коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1, 27-29).

Это были нищие и телом, и духом, это были смиренные, простые люди, которые не кичились своей мудростью, ибо книжной мудрости не имели, были необразованными людьми.

А ведь вы же знаете, что Своих святых апостолов Господь Иисус Христос избрал именно из таких, из ничего не знающих от науки, от мудрости человеческой, простых рыбарей. Потом еще 70 избрал.

Они из тех, которые ходили за Ним, а ходили толпы людей, совсем иначе настроенных, чем вожди израильские, ненавидевшие Христа из зависти к Нему.

Это были люди простые, хотя и грешные, и тяжко грешные, как мытари и блудницы, но которые омывали слезами своими ноги Его и отирали их распущенными волосами.

Это были не мудрые, не знатные – это были униженные.

Они чувствовали сердцем своим, хотя и грешным, но сохранившим чуткость, святость Господа Иисуса, чувствовали огромный контраст между Христом, Святейшим святых, и самими собой, сосудами греха и нечистоты.

И эта святость Христова привлекала к Нему их – всех этих хромых, спотыкающихся на греховных путях своих; всех этих слепых, ничего не видевших в сердце своем, что надлежало бы видеть, в чем надлежало покаяться.

Это они – нищие, хромые, слепые, убогие – это они обратили сердца свои к Спасителю нашему, их собрал раб господина по улицам города. Но осталось еще место.

И тогда «господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14, 17-24).

Кого это велел Он искать по дорогам загородним, по проселочным путям, по изгородям?

Это язычники, среди которых с такой быстротой распространилось евангельское слово, это язычники, жившие далеко, далеко от Иерусалима, это язычники той великой империи Римской, которая покорила себе весь тогдашний мир. Это они, покоренные в течение трех веков проповедью о Христе, это они, пролившие в этом процессе своего познания Христа так много крови, мученики Христовы – это они, темные язычники, блуждавшие по перепутьям.

Это их призвал Господь.

Знаете вы, что Евангелие Христово в течение трех веков покорило себе весь тогдашний языческий мир. Вот кем наполнилась горница, уготованная для пира.

Св. Матфей прибавляет еще нечто важное, о чем умолчал Лука: «Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 11-13).

А это кто: одетый не в брачную одежду? Это один из тех, которых немало даже среди нынешних христиан, один из тех, кто не понимает, что «царство Божие силой берется, и употребляющие усилия восхищают его».

Это тот, который полагал, что получив отпущение и прощение грехов в таинстве крещения, уже чист; это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие.

Не хотят видеть той грязи, которой так много в сердцах их, не хотят сознавать, что одеты в грязное рубище, зловонное рубище, сотканное из их грехов, и все-таки смеют лезть на вечерю Христову.

О как нужно их изгнать, не терпеть присутствия их! Как допустить их к участию в вечере великой?! В царстве Божием место только святым и более никому.

Ну что же, скажем ли, что притча Христова относится только к тем древним людям, врагам Христовым, вождям народа израильского, и нечестивым книжникам и фарисеям?

Не скажем, не скажем: слова Христовы вечны, имеют они вечное и непрестающее значение и в наши дни, и для нас, живущих почти через две тысячи лет, имеют глубокое значение. Ибо подлинно, разве не все люди, которых Он искупил Божественною Кровью Своею, призваны на вечерю в царстве Божием?

А многие ли откликаются на призыв?

О как их мало, как мало!

О Господи! Как страшно, что вечеря Христова уничижается!

Огромное, огромное множество людей так поступают: им нет дела до царства Небесного, они не верят в вечную загробную жизнь, не верят в Бога и в Царствие Его вечное; они идут своим путем, отвергши путь Христов.

Что же, пусть идут – их воля, но пусть смотрят, куда придут. Увидят, увидят, поймут, что отвергли, над чем смеялись и издевались.

Но в роде человеческом далеко не все таковы.

Из числа отвергших вечерю Христову есть много, очень много таких, которые веруют в Бога, которые любят Христа и хотели бы войти в Царство Небесное.

Но на вечерю они не идут, но Христу, зовущему на вечерю, отвечают: «Имей мя отречена».

Почему, почему вы не идете?! Они смущенно отвечают: как нам идти, ведь над нами будут смеяться, будут издеваться. Можем ли мы идти против течения, можем ли не жить той жизнью, которой все живут? Можем ли выдаваться из среды людей мира сего? Ведь зависим от них во многих отношениях, боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них.

И не хотят идти против течения… И плывут по течению…

Плыви, плыви, смотри только, куда приплывешь – в полном отчаянии приплывешь.

Ты боялся насмешек и издевательств людей мира сего, а не боялся ли ты слов Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Кто постыдится Меня пред человеки, постыжусь того и Аз пред Отцом Моим Небесным».

Этого не боишься, это для тебя меньшее значение имеет, чем насмешки людей мира сего? Это не побуждает ли тебя плыть против течения?

Не в нашей власти таких удержать, но в нашей власти осознать ужас отречения от царства Небесного, от вечери Христовой.

Нам нужно сознавать, что заслужим мы отречение от нас Самого Господа Иисуса Христа, если посмеем Ему сказать: «имей мя отречена», если не решимся плыть против течения, если выше всего не будем ставить заповеди Христовы, не боясь того, что скажут о нас люди мира сего.

О как бы я хотел, чтобы среди вас, малого моего стада, не нашлось ни одного, кто заслужил бы осуждение от Христа, зовущего на вечную Свою вечерю, чтобы не оказался никто изгнанным с вечери Христовой за то, что пролез туда в грязной, зловонной одежде греха.

Жизнь коротка, все скоро умрем, так подумаем же о том, что оставшиеся дни наши надо употребить на то, чтобы очистить сердца свои и стать достойными участниками великой и вечной вечери Христовой.

Всех нас да сподобит этой радости Господь и Бог наш Иисус Христос!

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Притч. 3:11

Свт. Василий Великий

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Не все недуги происходят естественно, но случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких вещественных начал, в каких случаях, как мы видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказание за грехи. Таковым надобно в безмолвии, оставив врачебные попечения, терпеть насланную на них болезнь, пока не познают своих прегрешений, по примеру сказавшего: Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих 7:9).

Пространные аскетические правила.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Читайте также:  Иоанн Лествичник

Если Господь наказывает того, кого любит, и наказывает с тем, чтобы исправить, то и братья, а тем более священники, обнаруживают не ненависть, а любовь к тем, кого таким же образом наказывают для исправления. Да и Сам Бог через пророка Иеремию предвозвестил это и обозначил наше время, говоря: И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием (Иер 3:15).

Об одежде девственниц.

Сщмч. Климент Римский

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Примем наказание, на которое никто не должен досадовать, возлюбленные! Взаимно делаемое нами друг другу вразумление хорошо и весьма полезно, ибо оно прилепляет нас к воле Божьей. Ибо так говорит святое слово: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс 117:18), ибо кого любит Господь, того наказывает (Притч 3:12). Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (Иов 5:17-19).

1-е послание к Коринфянам.

Блаж. Августин

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX).

…Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.

Проповеди.

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, – там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.

О терпении.

И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение (Мф 26:41; Мк 14:38; Лк 22:40), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай ( Притч 3:11; Vulg).

О благодати и свободной воле.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить. Поэтому размышляй так: как Лазарь получил злое в жизни своей, так и я с радостью потерплю страдания в жизни настоящей, чтобы приобрести славу в жизни будущей; ибо Господь не отмстит дважды (Наум 1:9; LXX) за одно и тоже. В Книге Иова повествуется, почему этот святой и непорочный муж столько потерпел в жизни своей.

Письма.

Тертуллиан

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

А если верим, что нечто послано Богом, то пред кем же более, как не пред Ним, мы обязаны обнаруживать терпение? Он ведь поучает нас благодарить и радоваться тому, что мы удостоились божественного наказания. Кого, говорит, люблю, того наказываю. О, блажен тот раб, при исправлении которого присутствует Господь.

О терпении.

Магн Аврелий Кассиодор

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

[Господь] посещает с жезлом, когда строго наказывает; так и апостол пишет коринфянам, говоря: Чего вы хотите? С жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости? (1 Кор 4:21). Посещает также и с побоями, когда требуется менее суровое наказание для нас. Ведь одно дело – удары палкой, другое дело – побои. Ясно, что смотря чем грешит народ христианский, тем и наказывается, ибо ведет его Господь ко спасению, как и Соломон говорит: ибо Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX).

Изъяснение псалмов.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Научая слушателя своего выражать преданность Богу, Богопочтение, еще и терпеливым перенесением посылаемых Богом бедствий, Премудрый сравнивает эти бедствия с тяжелыми для питомца приемами человеческой ветхозаветной педагогики: как эта последняя, по воззрению Премудрого (Притч XIX:18; XXIII:13), неизбежно включает систему физических воздействий (таково значение евр. мусар; греч. παιδία; лат. disciplina, слав. русск. наказание), так и всякого рода бедствия в руках, посылающего их Бога имеют педагогическую цель – воспитание в народе Божием и всех его членах истинной преданности Богу и верности Его завету (ср. Втор VIII:5, I:31; Пс CXVII:18; Плач III:33).

Только дети безрассудные пренебрегают уроками родителей, воспитателей и наставников, не вразумляются их мерами строгости. Таким детям уподобляются те, которые, принимая от рук Божиих наказание за свои грехи, не вразумляются, даже озлобляются против Бога. Предостерегая слушателей или читателей своих от подобного настроения, Премудрый поучает (ст. 12) видеть в посылаемых Богом бедствиях знаки отеческой Его любви к человеку, желающей отвести его от пути неправды и наставить на путь правды и добродетели. Вторая половина стиха 12 – несколько иначе читается в евр. масор., Вульг. и русск.; укеав эт бен ирце, quasi pater in filio complacet sibi, и благоволит к тому, как отец к сыну, – чем у LXX и слав.: μασιγοῖ δἐ παντα ὑιόν, ὅν παραδέχεται, биет же всякаго сына, его же приемлет. Ввиду того, что при чтении LXX слав. гораздо лучше удерживается параллелизм обоих половин 12-го стиха чем, при чтении еврейск. масор. т., – чтение LXX-ти заслуживает предпочтения (аналогию ст. 12 представляет Иов V:17-18), тем более, что это чтение буквально воспроизведено и в послании к Евреям, гл. XII ст. 6. Приведя в Евр XII:5-6 слова Притч III:11-12 , священный писатель послания к Евреям в пояснение слов Премудрого присоединяет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания…, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр XII:7-8).

Притчи | глава 24

24:1, 2 Неразумно ревновать успеху злых людей или желать общения с ними. Они обладают способностью тянуть окружающих вниз, заставляя их опускаться на их уровень. Какой же это уровень? Их разум постоянно замышляет насилие, и их речь сосредоточена на злом.

24:3, 4 Дом может символизировать жизнь человека. Прекрасная, величественная жизнь строится не нечестием, а благочестивой мудростью. Нечестие разрушает жизнь, а разум придает ей прочность и целостность. Нечестие опустошает ее, а истинное познание (рус. – “умение”) наполняет ее всякой драгоценной и прекрасной обстановкой.

24:5, 6 Мудрый человек может обладать большей силой, чем сильный человек, а человек думающий – могущественнее мускулистого гиганта. Война может вестись посредством мудрых советников, и чем больше таких советников, тем лучше.

24:7 Мудрость кажется навеки недоступной для глупца. Он никогда не сможет говорить с авторитетом, как это делают старейшины у ворот города.

24:8, 9 Тот, кто использует данные ему Богом возможности для изобретения новых форм зла, зарабатывает себе прозвище “злоумышленника”. Помысел глупости – грех, и высокомерный кощунник, зачерствелый в своем нечестии, зарабатывает презрение и омерзение у окружающих.

24:10 Одно из испытаний истинной сущности человека заключается в том, как он ведет себя под давлением. Если он сдается, когда жизнь становится слишком неуютной, он не обладает необходимыми качествами.

Христос, коль шаг мой покачнется,
И к отступленью помыслы взметнут,
Если пустыня или тернии пробудят жалобы,
Господь, Ты ноги Свои покажи.
В крови, со шрамами гвоздей Твои мне ноги покажи.
О мой Иисус, Ты ноги покажи Свои.
О Бог, осмелюсь ль я тогда показывать Тебе
Мои стопы и мои руки?
Эми Кармайкл

24:11, 12 Когда невинные люди уводятся в газовые камеры, печи, и истребляются многочисленными другими методами, – когда нерожденные младенцы уничтожаются в клиниках при абортах, – непростительно стоять рядом и быть свидетелем этого, и не попытаться спасти их. И также бесполезно ссылаться на незнание. Как сказал Данте, “Самые жаркие места в аду сохраняются для тех, кто в период великого морального кризиса сохраняет нейтралитет”.

Затрагивает ли это нас, верующих, которым вверена Благая Весть спасения? Мужчины и женщины погибают без Христа. Иисус сказал: “Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве” (Ин. 4:35). Осмелимся ли мы сохранять нейтралитет?

Смотри, как удлинились тени вокруг нас,
Уж скоро дню конец, закат.
Как можем мы оставить их, потерянных и одиноких?
Христос грядет – зови их всех войти!
Анна Шиптон

24:13, 14 Мед здесь используется как символ мудрости. И первое, и второе полезно и сладко на вкус. Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Иначе говоря, человеку, который обрел мудрость, гарантировано светлое будущее и осуществление всех его надежд.

24:15, 16 Бессовестный человек предостерегается от попыток лишить праведника его дома. Возможно второй оказался под воздействием временных трудностей, и нечестивый готов вцепиться когтями в его имущество.

Праведник может впасть в трудности или неприятности семь раз, но раз за разом снова будет вставать на ноги. Нечестивый может при первой же неудаче впасть в погибель.

24:17, 18 Человек доброго характера никогда не должен радоваться, когда его врага настигают неприятности, или наслаждаться его падением. Если Господь видит человека, скрывающего в своем сердце злорадствующий, мстительный дух, Он посчитает это злорадство более достойным наказания, чем вину его противника.

24:19, 20 Писание вновь предостерегает нас не расстраиваться, видя кажущийся успех злодеев, и не завидовать нечестивым. На этот раз в качестве причины указывается на то, что нечестивым приготовлено весьма неблагоприятное будущее. Им не приходится ждать ничего хорошего. Вместо этого, свет их жизни угаснет.

24:21, 22 Эта притча прививает почтение и уважение к Господу, а также к царю как к Его представителю. Она предостерегает от соучастия тем, кто намеревается изменить установленные Богом власти или свергнуть правительство. Оба вида мятежа принесут внезапную, непредсказуемую погибель виновным в них.

Божье Слово учит христианина повиноваться человеческому правлению до тех пор, пока это не заставляет его идти на компромисс с верностью Господу. Если правительство приказывает ему неповиноваться Господу, тогда он должен отказаться исполнять эти указания и смиренно понести последствия этого. Ни при каких обстоятельствах христианин не должен присоединяться к заговору свержения действующей власти.

Б. Дальнейшие слова мудрых (24:23-34)

24:23-26 Здесь начинается новая подборка высказываний, принадлежавших мудрым, которая продолжается до стиха 34.

Омерзительно выказывать лицеприятие, или лицемерие, когда производится суд между правильным и неправильным. Судья, размывающий границы моральных разделений, оправдывая виновного, будет проклят людьми и осужден народами. С другой стороны, судьи, обличающие грех, будут вознаграждены Богом и благословляемы людьми. Выносящие честные и справедливые приговоры заслужат поцелуй одобрения от народа.

24:27 Так же, как, прежде, чем построить дом, человек должен расчистить деревья и обработать землю, также, прежде, чем заводить семью, он должен сначала привести в порядок свою жизнь. Таким образом, эта притча может служить предостережением от слишком поспешного вступления в брак и принятия на себя ответственности, которую он возлагает на человека, прежде, чем тот готов к этому в духовном, эмоциональном и материальном отношении.

24:28, 29 Не при каких обстоятельствах никто не должен выдвигать ложное свидетельство против своего ближнего, или распространять лживые слухи о нем. Даже если этот ближний действительно совершил все эти вещи, нет никакого оправдания тому, чтобы воздавать злом за зло.

24:30-34 Автор проходил мимо виноградника ленивого человека и увидел, что все заросло терном и сорняками. Повсюду разрослась жгучая крапива. Каменная ограда обрушилась и лежит в руинах. Все это – наглядный урок для нас. Когда человек постоянно просит еще немного поспать, “еще 5 минуток”, вы можете быть уверены, что бедность одолеет его, как разбойник на большой дороге, как вооруженный грабитель.

Когда мы уступаем лености в духовных вопросах, наша жизнь (виноградник) оказывается зараженной делами плоти (тернами и крапивой). Она больше не приносит плод для Бога. Наша духовная защита (ограда) оказывается сломленной, и сатана легко захватывает власть. Следствием нашего охлаждения и отступления от Бога становится обнищание души.

Читайте также:  Святые Костромской земли

12 притч: Христос о Царствии Небесном

Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При этом Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие …

О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.

Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)

Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Притча о плевелах (Мф 13:24-30)

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Притча о зерне горчичном (Мф 13:31—32)

Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1—16)

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)

Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2—14)

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны.

Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о закваске (Мф 13:33)

Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Притча о неводе (Мф 13:47—50)

Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Притча о десяти девах (Мф 25:1—13)

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Притча о жемчужине (Мф 13:45—46)

Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35)

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Притчи про Бога

Притчи на тему «Бог»

  • 591
  • 18
  • 2
  • Сборники
  • Поделиться

      Притча о первой ступеньке к Богу

      Один человек пришёл к старцу и сказал:

      — Я хотел бы полюбить Бога — научи меня!

      — Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?

      — Я не интересуюсь мирскими делами — любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу.

      Старец снова сказал:

      — Вспомни еще раз: любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка — хоть кого-нибудь?

      — Я ведь уже сказал тебе: я человек религиозный, а не обычный мирянин. Меня интересует только путь к Богу.

      — Пока это невозможно: сначала ты должен кого-нибудь полюбить, — сказал старец. — Это будет твоя первая ступенька. Ты спрашиваешь про вершину, а сам не ступил на первую ступеньку. Иди и хоть кого-нибудь полюби.

      • 50
      • 5
      • Сборники
      • Поделиться

          В храм не пускают

          • 143
          • 6
          • 2
          • Сборники
          • Поделиться

              Разговор с Богом

              Однажды, смог я смелости набраться
              И Господа забрать ГОРДЫНЮ попросил.
              – Нет, от ГОРДЫНИ надо отказаться,
              Забрать нельзя, – вердикт его гласил!

              Тогда я попросил мне дать ТЕРПЕНЬЕ,
              – ТЕРПЕНЬЕ не дают, – ответил Бог.
              – ТЕРПЕНЬЕ – испытания творенье,
              Приобрести не каждый его смог.

              Тогда я попросил мне выдать СЧАСТЬЕ.
              – Благословенье дам, а СЧАСТЬЕ – нет,
              Зависит от тебя: ты будешь СЧАСТЛИВ,
              Иль, может, нет? – таков его ответ.

              – Тогда убереги меня от боли! –
              Опять отказ? Но почему? Скажи!
              – В страдании крепчает сила воли,
              И к Богу устремлён полёт души!

              – Коль СИЛУ хочешь – дам я испытанья,
              Для МУДРОСТИ – проблемы,- их реши,
              Только такой возможен путь познанья,
              Ты, главное упорствуй, не спеши!

              – Я понял что просить: любви к людям!
              Любить иных, как любишь ТЫ меня!
              В любви всегда с тобой мы рядом будем.
              – О, мудрый Бог, благодарю тебя!

              P.S. Чего хотел – не получил,
              Но получил всё то, что было нужно!

              • 75
              • 3
              • Сборники
              • Поделиться

                  Притча о кресте

                  • 78
                  • 3
                  • Сборники
                  • Поделиться

                      • 76
                      • 3
                      • Сборники
                      • Поделиться

                          В дремучем крае, во скиту
                          На острове далеком
                          Монахи жили в старину,
                          Молясь там одиноко.

                          Уже прошло немало лет,
                          Как, взяв святой водицы,
                          Они ушли в дремучий лес
                          В глухом краю молиться.

                          В пещерке жили. На двоих
                          Всего одна рубаха –
                          Другого не было у них.
                          Так жили два монаха.

                          Грибы варили на обед,
                          По ягоды ходили.
                          И, есть у них еда иль нет,
                          Христа благодарили.

                          Одну молитву каждый час
                          Монахи сотворяли:
                          О, Господи, помилуй нас!
                          Другой они не знали.

                          И вот, прошло немало лет,
                          На остров одинокий
                          Приплыл на быстром корабле
                          Церковный чин высокий.

                          И удивился: где псалмы?
                          Где гласы, где седален?
                          Неправильно, неверно вы
                          Молитвы сотворяли!

                          Монахи – в слезы! Научи!
                          Мы будем век учиться,
                          Как нужно утром и к ночи
                          Нам правильно молиться.

                          Владыка все им разъяснил,
                          Благословил с улыбкой,
                          Сел на кораблик и поплыл
                          По глади моря зыбкой.

                          И вдруг он видит: позади
                          Бегут по водной глади
                          Монахи с криком: «Погоди,
                          Владыко, Бога ради!»

                          Бегут, не замочив и ног,
                          И молят со смиреньем:
                          «Напомни нам ещё разок
                          Последнее моленье!»

                          Владыка охнул, осенив
                          Себя крестом, и снова
                          Во все глаза глядит на них,
                          Не в силах молвить слова!

                          Когда же речь и капля сил
                          К Владыке возвратились,
                          Промолвил: «Господи, спаси!
                          Молитесь, как молились!»

              Ссылка на основную публикацию