Причастие в церкви как подготовиться и как проходит обряд

Как проходит причащение в Церкви

Святое причащение – важнейший обряд православия, в процессе которого вино и хлеб освящаются и употребляются в пищу. Таким образом происходит приобщение христиан Телу и Крови Иисуса Христа. Святая евхаристия (что значит “благодарение” на греческом) занимает важнейшее место в богослужебном круге.

Установление таинства причащения

Этот обряд имеет Божественное установление и упоминается в Писании. Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Произошло это перед предательством Иуды и началом крестных мучений Иисуса.

Спаситель с учениками собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу – этому событию потом дали название тайной вечери. Христос уже знал, что скоро ему предстоит отдать Свои честную кровь и пречистое тело для искупления грехов людского рода.

Он благословил хлеб и поделил его среди апостолов, сказав, что это тело Его. После этого дал ученикам чашу вина и велел ученикам пить, ибо это кровь Его, изливаемая во искупление грехов. После этого Иисус заповедовал ученикам, а через них преемникам (пресвитерам, епископам) совершать таинство постоянно.

Евхаристия – это не воспоминание того, что было когда-то, причащение считается повторением той самой тайной вечери. Через канонически рукоположенного священнослужителя Господь наш делает вино и хлеб Своими святыми Кровью и Телом.

Как в православии готовиться к евхаристии

Основными условиями участия в причащении считаются вера, крещение. Чтобы выполнить святой обряд, человеку надлежит соблюсти ряд норм – сущностных и дисциплинарных.

К сущностным условиям относятся:

  • Исповедь. Перед причащением обязательно нужно исповедоваться.
  • Понимание смысла. Человек должен сознавать, что он причащается, чтобы соединиться с Господом, вкусить вечерю для освобождения от грехов.
  • Искреннее желание. Христианину должно быть присуще горячее и искреннее желание причащения.
  • Душевный мир. Православный человек, идущий ко святому причащению, обязан желать примирения с близкими, душевному спокойствию. Всеми силами он должен стараться удерживаться от раздражения, злобы, осуждения, суетных разговоров.
  • Церковность. Христианин не должен отступать от церковных канонов. В случае совершения тяжких грехов, отступления от веры следует соединиться с Церковью покаянием.
  • Духовная жизнь. Верующему нужно постоянно понуждать себя к деланию добрых дел, противиться соблазнам, греховным помыслам, возникающим в душе. Помочь в этом призваны молитва к Всевышнему, чтение Евангелия, проявление любви к ближним, воздержание и истинное покаяние.

Из сущностных условий вытекают дисциплинарные, способствующие приобщению к Богу:

1. Литургический пост. По церковной традиции перед святой евхаристией необходимо соблюдение поста. С полуночи ничего не пьют и не едят, чтобы подойти к Святой Чаще натощак. На Пасху, Рождество и в дни других ночных праздничных служб длительность литургического поста не меньше 6 часов. Курящие люди должны воздерживаться от своей привычки.

2. Исповедь. Происходит она накануне вечером или перед Литургией утром. Из-за загруженности священников исповедь в некоторых приходах может совершаться за несколько дней до причащения. В присутствии священника нужно чистосердечно раскрывать душу Богу, не скрывая ни одного греха. Очень важно иметь намерение исправиться, не совершать прежних ошибок. Перед исповедью стоит помириться с обиженными и обидчиками, попросив смиренно у них прощения.

3. Телесный пост или говение. 3-дневный пост, перед таинством воздержитесь от молочной и мясной пищи, но если есть какие-то проблемы со здоровьем, достаточно не кушать и не пить с 00:00 до начала службы. Чем реже православный причащается, тем строже должен быть пост, и наоборот. Самое долгое говение длится неделю, если христианин причащается каждое воскресенье, то достаточно поститься в среду и в пятницу, а также 4 главных поста.

4. Домашние молитвы. Не стоит забывать о чтении молитв и дома. Молитвы ко святому причащению, а также утренние и вечерние молитвы, чтобы глубже раскаяться в своих грехах, после причащения не забывайте читать утренние и вечерние молитвы каждый день.

5. Супружеские телесные отношения. От них следует отказаться в ночь перед святым обрядом.

Дети дошкольного возраста освобождаются от всех условий и допускаются к святому причастию с семьей или с одним из родителей. Для детей старше 7 лет меру литургического и телесного поста, участия в богослужении, чтения молитв определяют родители, посоветовавшись со священником. Для многодетных, кормящих матерей дисциплинарные условия могут отменяться вовсе.

Причащение: как совершается

До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы “Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.

Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.

Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.

После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.

Как часто причащаться?

Преподобный и подвижник Серафим Саровский ходил к причастию во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Не нужно уклоняться от святого обряда, считая, что недостоин его.

Святой праведный Мечев говорил, что на земле нет человека, достойного причащения. Но, добавлял он, люди все-таки причащаются по особому милосердию Божию, потому что не человек создан для таинства, а оно для него. Стремиться к таинству следует для очищения духа, врачевания души, даже считая себя недостойным такой великой благодати.

Люди нуждаются в спасительном источнике, чтобы пребывать с Христом. Человек с язвами грехов после причащения будет светлеть душой и очищаться с каждым разом все больше. Святая евхаристия должна сопровождать человека всю жизнь.

Стоглавый собор

Стоглавый собор — важнейшее событие в церковной жизни России. Его результатом стало подписание законодательного акта, регламентирующего многие стороны общественной и церковной жизни страны. Одни решения так и остались на бумаге, другие изменили историю России и Русской Православной Церкви.

Почему собор был назван Стоглавым

Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.

Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.

Участники собора

Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.

Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.

Предпосылки и задачи Стоглавого собора

Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.

Решения, принятые на Соборе, были призваны укрепить дисциплину в рядах духовенства, определить порядок борьбы с пережитками язычества, обличить порочное поведение некоторых священнослужителей, установить порядок возведения храмов и поддержать иконографию.

Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.

На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.

Как проходил собор

Собор начался с молебна. После торжественного богослужения царь представил собравшимся обновленный и дополненный Судебник. Иван Грозный предложил для обсуждения 69 вопросов, которые в Стоглаве были названы «царскими».

Всю работу Собора условно делят на 2 этапа:

  1. Совещание по ключевым вопросам;
  2. Обработка собранного материала.

Возможно, работа над обеими частями собора проходила одновременно, одни решения дополняли другие.

Структура Стоглава

В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.

Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.

В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:

  • Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
  • Обличение нехристианской жизни мирян;
  • Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
  • Вопросы вотчин и государственной казны.

Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе

Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:

  • Было осуждено ростовщичество в среде священников;
  • Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
  • Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
  • Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
  • Был установлен контроль над монастырской казной;
  • Установлена пошлина для вступления в брак.

Семейно-брачное право

Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.

  • Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
  • Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
  • Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
  • Законно жениться можно было только 3 раза;
  • Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.

Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним.

Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.

Итоги собора

  • Главным итогом Собора была систематизация норм действующего церковного права;
  • Собор осудил пережитки язычества, особенно такие, как пьянство и пристрастие к азартным играм;
  • Собранием было принято решение, касающееся монастырей, в которых могли проживать и женщины, и мужчины;
  • Сформирован институт старост духовенства;
  • Было узаконено двуперстное сложение пальцев при крестном знамении;

Поздняя трактовка решений Стоглава

Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.

Постановления Стоглава были признаны безрассудными и невежественными. Вслед за этим, была подвергнута сомнению и подлинность документа. Следовательно, его перестали считать законодательным актом.

Важно! Критика решений Стоглавого собора породила глубокий раскол между старообрядцами, возводившими Стоглав в ранг незыблемой истины, и представителями ортодоксального учения.

Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению. Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа.

Критиковали Стоглав Феофилакт Лопатинский и архиепископ Никифор Феотока. Участники собрания были обвинены в невежестве, а язык документа был назван слишком простонародным. Поздние исследователи Стоглава не идеализируют решения собора, но подчеркивают, что он был выдающимся явлением в истории церковного и гражданского права.

Проведение, решения и значение в истории Стоглавого собора

В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.

И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.

  1. Что такое Стоглавый собор
  2. История события
  3. Предпосылки и причины проведения
  4. Место проведения и участники
  5. Структура собора
  6. Основные положения
  7. Решаемые вопросы
  8. Сборник решений собора
  9. Финансовые вопросы
  10. Нравственность духовенства
  11. Безнравственность мирян
  12. Богослужение и религия
  13. Семья и брак
  14. Церковный суд
  15. Церковное землевладение
  16. Вопрос подлинности Стоглава
  17. Значение события в истории
  18. Видео

Что такое Стоглавый собор

Мероприятие представляло собой второй по счету Земский собор в русской истории. Так назывался государственный орган сословно-представительной монархии, существовавшей в России в XVI-XVII веках.

Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз.

Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.

История события

Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.

Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.

Предпосылки и причины проведения

Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.

Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.

Место проведения и участники

Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.

Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:

  1. Макарий, митрополит московский и глава РПЦ.
  2. Акакий, епископ Тверской.
  3. Гурий, епископ Смоленский.
  4. Кассиан, епископ Рязанский и Муромский.
  5. Киприан, епископ Пермский и Вологодский.
  6. Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
  7. Савва, епископ Крутицкий, Сарский и Подонский.
  8. Трифон, епископ Суздальский и Тарусский.
  9. Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский.
  10. Феодосий, епископ Коломенский и Каширский.

Структура собора

Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.

Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.

Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:

  • ограничивалась власть на местах;
  • расширялись права представителей служилого сословия;
  • упорядочивание отношений между феодалом и крепостным, права крестьянской общины на самоуправление;
  • «прогрессивная» шкала штрафов — в зависимости от социального положения истца;
  • регламентация правил судебного поединка.

Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.

По главам же распределение такое:

  1. Открытие собора, участники и тематика (гл. 1-4).
  2. Первая часть царских вопросов (гл. 5).
  3. Ответы (гл. 6-40).
  4. Вторая часть царских вопросов (гл. 41).
  5. Ответы (гл. 42-98).
  6. Упоминание о посольстве в Троицкий монастырь (гл. 99).
  7. Ответы митрополита Иоасафа, замечания и дополнения (гл. 100).
  8. Приговор о вотчинах (гл. 101, добавлена позднее к основному списку).

Основные положения

Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.

При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.

В целом же положения касались следующих тем:

  • унификация церковных обрядов и богослужения;
  • дисциплина и моральный облик духовенства;
  • работа церковных судов;
  • уклад жизни монастырей;
  • укрепление веры в народе и борьба с остатками язычества.

Решаемые вопросы

В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.

Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:

  • фискальные вопросы и пополнение государственной казны;
  • управление делами в монастырях;
  • упорядочение богослужения;
  • предрассудки и пережитки языческих верований среди народа.

Сборник решений собора

Соборное, либо царское и святительское уложение — так назван сборник постановлений собора в тексте самого документа. И лишь к концу XVI века утвердилось более известное нам название — Стоглав.

Он собрал и систематизировал не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.

Финансовые вопросы

Сбор пошлин перестает быть делом архиерейских чиновников и переносится на низовой уровень. Для этого теперь существует выборная должность поповских старост — помощников местного епископа по хозяйственным, фискальным и надзорным делам. Старосты существовали и ранее, однако с этого момента они избираются повсеместно.

Именно материально-денежный вопрос оказался тем аспектом, где были сокращены льготы религиозных учреждений в наибольшей степени. Так, церкви запретили ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и недвижимости в дар без царского дозволения. За нарушение вводятся санкции.

Государство начинает преследовать людей, укрывающихся в монастырях от уплаты податей под благовидными предлогами. Таких нарушителей надлежало находить, выдворять обратно, вернуть к работе и несению повинностей согласно их сословной принадлежности.

Нравственность духовенства

Официально признавались нестроения и слабая дисциплина в рядах церковнослужителей. Утверждение должности старост было призвано также улучшить надзор за благочинием и надлежащим отправлением служб. Старостам подчинялись десятские священники в сельской местности, также выборные.

Постановление осуждает бесконтрольное попрошайничество, которым порой оборачивался сбор милостыни монахами. Важным нововведением стало создание так называемых «двойных» монастырей. Отныне монашествующие обоих полов могли проживать в одной обители, но при условии строгого обособления мужчин и женщин, соблюдения устава и хранения целомудрия.

Безнравственность мирян

Внимание уделялось также исправлению нравов, царящих в народных массах. Сохранились свидетельства, что служители церкви писали царю жалобы на все еще сохранявшиеся пережитки языческих культов и дохристианских обычаев. Небрежное отношение к службам, недостаток благоговения среди верующих и даже волхвование на просфорах — все это, согласно тексту уложения, стало обыденностью русской жизни того времени.

Западное влияние привело к известному распространению моды на бритье бород, что явно шло вразрез с предписаниями церкви и древними нормами благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа либо отлучения и почти приравнивалось к «ереси» и «латинству». Принимались меры против колдовства, скоморошества, азартных игр и некоторые других народных увеселений.

Богослужение и религия

Благодаря влиянию митрополита Макария на обсуждение выносились также богослужебные и религиозные вопросы, по которым на тот момент также накопилось немало нестроений.

Поэтому официально утверждаются следующие нормы православных обрядов:

  • двоеперстное крестное знамение;
  • сугубая (двукратная) аллилуйя;
  • крещение через полное троекратное погружение;
  • запрет иереям проходить Царские врата без богослужебного облачения (риз и епитрахили);
  • наличие антиминса с частицей мощей как обязательное условие освященности церкви;
  • служба после колокольного звона;
  • отправление богослужения священником только в облачении.

Семья и брак

Устанавливается брачный возраст с 15 лет для юношей и с 12 — для девушек.

Венчать дозволялось лишь первый брак — второй теперь разрешалось лишь благословлять, но с наложением епитимьи на 1-2 года, третий же не благословлялся вовсе и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак не признавался таковым вовсе, считался преступлением, блудом и «свинским житием».

Церковный суд

Уложение разделяет светскую и церковную систему судопроизводства на две отдельные ветви. Так называемые «несудимые грамоты» отменялись — монастыри и приходские клирики отныне становились подсудными епископам своей епархии.

Церковнослужители более не могли быть привлечены к государственному суду.

Впрочем, нововведение столкнулось с трудностями, ибо сразу поменять систему не удавалось. Принимается компромиссное решение в виде права священников представлять свои интересы в светском суде через собственных выборных представителей. Однако их роль в судопроизводстве так и не была четко определена.

Церковное землевладение

Проблема церковных земельных угодий и другого имущества оказалась едва ли не самой острой и злободневной из описанных в тексте уложения. В этом отношении священнослужители разделялись на две соперничающие группировки. Нестяжатели составляли меньшинство, однако поддерживались царской Избранной радой, включая и священника Сильвестра, приближенного Ивана Грозного. Иосифляне же составляли большинство и численно доминировали среди участников собора.

Нестяжатели исповедовали аскетический подход и предлагали ограничить монастырское землевладение, допуская изъятие угодий в пользу государства. Их противники — иосифляне — продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих обширными землями и контролирующих запасы продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.

Тема землевладения оказалась острой и не включена в текст уложения, хотя и поднималась в обсуждении.

Однако вышедшая позднее в качестве дополнения глава, известная как «Приговор о вотчинах», говорит о следующих путях решения земельного вопроса:

  1. Архиереям и монастырям запрещено приобретать земельные угодья без царского разрешения.
  2. Равно и запрещается без доклада царю дарить земли монастырям.
  3. При этом допускается дарение наделов «на помин души» только при установлении условий и порядка их выкупа родственниками составившего завещание.
  4. Указанные выше законы не имели обратной силы и не распространялись на сделки и договоры, совершенные ранее.
  5. Отныне в случае нарушений вотчина должна конфисковаться в пользу государства без каких-либо компенсаций любой из сторон.

Вопрос подлинности Стоглава

Изучение уложения, текстологический анализ и реальная дата создания долгое время были одной из острых проблем в отечественной историографии.

Вплоть до середины XIX века его подлинность оспаривалась.

В 1862-м году выходит первое издание — теперь читать текст документа могли все желающие. Но даже в предисловии происхождение уложения оспаривается, оно описывается как сборник «черновых записок».

Такой подход во многом объяснялся позицией РПЦ — многие постановления документа позднее оказались отменены реформой патриарха Никона и действовали лишь в среде раскольников. Однако исследования профессора истории Беляева позволили обнаружить так называемые наказные списки Стоглава, подтвердившие историческую достоверность документа.

Но и в дальнейшем историки не исключали, что в тексте уложения присутствуют и более поздние по времени вставки.

Значение события в истории

Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.

Они отразили следующие процессы в жизни общества:

  • укрепление личной власти царя и института самодержавия в целом;
  • смещение баланса сил внутри феодального класса в пользу дворянства;
  • формирование сословного общества с собственными органами управления и внутренней организацией у отдельных социальных слоев;
  • дальнейшее развитие и укрепление институтов сословно-представительной монархии.

Видео

В этом видеоролике священнослужитель отвечает на вопрос о смысле названия Собора, его значении и роли в церковном расколе при патриархе Никоне.

Стоглавый собор 1551 года. История России

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) – отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

  • митрополита Макария – председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.
  • 1-4-я главы – сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 – в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Стоглавый собор 1551 года основной целью считал преодоление “нестроений” в жизни Русской церкви. Следовало благоустроить и упорядочить все стороны духовной жизни. В ходе работы был прослушан огромный список вопросов и сообщений. Во всех них описывались недостатки и трудности церковно-народной жизни. Собор обсуждал проблемы церковного управления, соблюдение церковного устава в богослужении. Для осуществления последней задачи необходимо было избрать поповских старост – благочинных. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам избрания грамотных и достойных служителей алтаря. Возникли вопросы о создании духовных училищ, где подготавливали бы священнослужителей. Это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников – десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о “двойных” монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, “Аристотель” – сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Икона “Святая Троица”

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись “Святая Троица” без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об “изобразимости Божества” (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить “несудимые” грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава – “Приговор о вотчинах”. В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

  • они поспособствовали усилению самодержавия;
  • изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
  • царская личная власть была укреплена;
  • начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
  • вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет – в 1666-1667 годах – на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками – старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Стоглавый собор: систематизация прав Русской Церкви

Зимой 1551 года царь Иван Грозный созвал собор для пересмотра и обновления уложений, контролирующих все сферы жизни. На собрании присутствовали представители светской и церковной власти. Доподлинно неизвестно был свод уже составлен в феврале 1551 года, или же его постановления редактировались до июля. Стоглавый собор просуществовал 100 лет. Лишь во времена патриарха Никона церковные правила полностью переписали, а Стоглав объявили вне закона.

Предпосылки созыва Стоглавого собора

В середине XVI века Церковь представляла собой жалкое зрелище. Среди священнослужителей было много пьяниц, в монастырях процветало ростовщичество. Книги содержали много описок и противоречивых данных. Все это подрывало авторитет Церкви. Не доверяя духовникам, люди все чаще практиковали языческие обряды. Для борьбы со всем этим и был созван Стоглав.

Иван Грозный искренне верил в свое родство с византийскими императорами. Поэтому он без колебаний возложил на себя миссию по наведению порядка в Церкви. В самом своде упоминается, что священнослужители были рады приглашению царя. Духовенство хотело укрепить церковную дисциплину, а также повысить авторитет в глазах прихожан. Но, скорее всего, в ходе обсуждений постановлений свода между Иваном Грозным и митрополитом Макарием неоднократно случались разногласия.

Работа Стоглавого собора

Собор был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен. Молодой царь впервые проявил свои писательские таланты, зачитав сочинение в художественном стиле. В нем он описал тяжелое сиротское детство, издевательства бояр. Иван IV не забыл покаяться в грехах, чем заслужил поддержку со стороны духовенства.

Работа над Соборным уложением проходила в два этапа:

  • Обсуждение всех вопросов.
  • Обработка и корректировка материала.

Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные проблемы для обсуждения. Иван Грозный сам составлял список вопросов. Участники собора имели право высказаться на предложенные темы, но выдвигать свои не могли. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Стоглаве в основном приводились не ответы, а документы, в соответствии с которыми принимались решения.

Главные цели Стоглава

Стоглавый собор – это законодательный акт из 100 глав (из-за этого и получил такое название). Это был главный документ для Церкви. В соответствии с его положениями духовники обязаны были упорядочить все сферы церковной жизни. На соборе был поднят огромный перечень вопросов, касающихся церковно-народной жизни. Предстояло провести огромную работу по устранению всех недостатков.

Наибольшее внимание уделялось:

  • Проблемам церковного управления.
  • Соблюдению церковного устава в богослужении.
  • Избранию грамотных служителей алтаря.
  • Открытию духовных училищ для подготовки достойных священнослужителей.

Духовники были вынуждены признать безнравственность некоторых своих коллег, порочивших церковь. На соборе решили создать институт поповских старост. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность ведения службы, а также нравственность самих священников.

Дополнительно на соборе обсуждались пережитки язычничества, народные бесчинства. Осуждалось пьянство, судебные поединки. Запрещались представления скоморох, азартные игры. Церковнослужители обратили свое внимание и на еретические книги. Многие сборники средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены. Не одобрялось общение с иностранцами.

Многие уложения свода касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили двоеперстное сложение при крестном знамении. В Московской типографии печатались исправленные церковные книги. Священнослужители обсуждали и правила иконографии. Именно в 1551 году Святую Троицу было принято изображать в виде трех ангелов.

Суды и землевладения церковников

На соборе разделили гражданскую и духовную власть. Были отменены «несудимые» грамоты. Все монастыри, приходские причты оказались подсудными своим епископам. Гражданские суды не имели права судить церковнослужителей. А вот священники могли присутствовать на светских заседаниях, присылая своих выборных старост.

У Ивана Грозного остро стоял вопрос с увеличением государственных земельных наделов. Поэтому на соборе он предложил сократить церковные владения. В итоге было решено:

  • Запретить высшему церковному руководству покупать вотчины без разрешения царя.
  • Принимать земельные наделы на помин души, но при условии составления порядка обратного выкупа земли родственниками.
  • Запретить дарить вотчины монастырям. Возможны были исключения, но с обязательным донесением царю.
  • Запретить продажу вотчин людям из других городов.

На сделки, совершенные до Стоглава, распространялись старые правила. А вот уже с 1551 года к продаже земель относились с большой осторожностью. Нарушение договора наказывалось конфискацией вотчины в пользу государства.

Итоги проведения Стоглавого собора

Свод новых законов позволил Ивану Грозному в значительной степени укрепить самодержавие. Среди феодалов большую силу начали набирать дворяне. Именно на них опирались другие вельможи. Дворяне самостоятельно формировали отношение к государю. С каждым десятилетием все сильнее проявлялось разделение общества на сословия. В каждом слое предусматривалась внутренняя организация.

Стоглавый собор разработал систему взаимоотношений между духовенством, государством и народом. Церковь обрела большую независимость. Несмотря на ограничение землевладений, никто не мог посягнуть на имущество храмов и монастырей.

Стоглав имел много недостатков. Противоречивые рекомендации, отсутствие конкретных ответов на некоторые вопросы стали причиной раздора внутри Церкви. В итоге уже через 100 лет патриарх Никон признал положения Стоглава неразумными. Не желая обвинять участников собора в невежестве, было решено объявить об их непричастности к составлению свода.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Стоглавый собор русской православной церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для принятия особо ответственных решений в христианстве происходили собрания. На них приглашались очень важные люди, которые высказывали свое мнение относительно того или иного аспекта и после приходили к общему знаменателю. Не стал исключением подобного и Стоглавый церковный собор 1551 года. Его еще часто называют Грозным, так как именно царь Иван присутствовал на нем. На нем также присутствовала и боярская рада. Основной причиной собрания было укрепление положения Церкви в борьбе с еретическими движениями.

Почему Стоглавый собор так называется?

Данный термин означает съезд представителей церкви и правительства, который состоялся в Успенском соборе Москвы в январе-феврале. Последняя дата даже относится к маю месяцу. Название его связано с тем, сто количество глав в нем равно именно этому количеству. Это название утвердилось ближе к концу 16 века. Решения, которые были приняты на нем, относятся к некоторым сферам жизнедеятельности:

  • церковного землевладения;
  • религиозно-церковного;
  • государственно-экономического;
  • судебного;
  • уголовного права с церковным аспектом.

Все это помогает урегулировать проблемы, возникающие в различных отраслях жизни человека.

Значение собора

Значение Стоглавого собора заключалось в том, что принятый перечень решений должен был нормализовать каким-то образом взаимоотношения между иосифлянами и нестяжателями. Они несли в себе некий компромиссный характер. Кроме этого он пытался ознакомится с такими насущными вопросами:

  • возвращение полномочий церкви;
  • борьба с порочным поведением представителей церкви и усиление дисциплины;
  • введение цензуры на переписку, перепись книг, церковных имен и прочего;
  • определение полномочий церковного суда;
  • унификация церковных служб и обрядов;
  • борьба с пережитками язычества у населения.

Работа Стоглавого собора русской православной церкви состояла из 2 частей:

  • совещание с обсуждением основных пунктов;
  • обработка материалов.

На соборе царь предоставил некоторые уставные грамоты и новый Судебник. Он просил всех присутствующих ознакомится с ними и принять решение в чью-то пользу. Кроме того он заявлял, что большинство вельмож и бояр начали брать себе т вещи, которые им не принадлежат, тем самым значительно увеличивая свое состояние. Но и в то же время признал, что все, что произошло нельзя исправить и стоит простить друг другу.

Большинство из перечисленных пунктов не утратили своей актуальности и до сегодняшнего дня. А вот некоторые были вскоре отменены и подвержены критике и проклятиям. О данном списке законов просто забыли со временем практически на целое столетие. Только в 60 г. 19 века книгу опубликовали в Англии.

Кто занимался решением проблемы?

Как уже было сказано, на нем был Иван Грозный и Боярская дума. Но кроме них были и святые Стоглавого собора, мнение которых принималось во внимание. Некоторые представители власти говорили о том, что в последнее время термин «святые» к ним особенно уже не относился. Ведь они также не без греха. Среди них самыми явными представителями были:

  • митрополит Макарий;
  • Феодосий, архиепископ Великого Новаграда и Пскова;
  • Никандр, архиепископ Ростовский;
  • Касьян, епископ Рязанский;
  • прочие архимандриты и игумены.

В некоторых документах можно встретить упоминание о них, как о «небопарных орлах». Но таких упоминаний совсем не много.

Отношение к данной книге было различным. Каждый ученный судил о нем в зависимости от своих убеждений. Кроме того, часто на подобные решение влияла и политическая ситуация в стране.

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1551

Московский собор 1551, получивший название Стоглавого, так как писатели XVII в. называли список его постановлений «Стоглавником» (ввиду разделения того на 100 глав). Позднее за сборником постановлений Московского собора 1551 г. закрепилось название Стоглав.

Открыт собор был самим царем. На соборе присутствовали преимущественно представители духовенства: митр. Макарий, 9 архиепископов и епископов, многие архимандриты, игумены, духовные старцы и священники.

Были и представители светской власти: в обращении к членам собора царь поименовывает свою братию, всех любимых своих князей, бояр и воинов. По своему значению это был один из важнейших соборов Московского государства.

Собор был созван главным образом ввиду того, что многие священные обычаи «поизшаталися»: многое было учинено в церкви по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные заповеди оставались в небрежении.

В руководство собору царь предложил сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них собора и составляют главное содержание постановлений (Стоглава). Они затрагивают следующие темы:

1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйя и о некоторых других церковных обрядах;

2) об упорядочении епархиального управления и суда путем учреждения новых органов надзора над духовенством, устранения светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и поборов с духовенства и мирян;

3) об устранении злоупотреблений при управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни;

4) об улучшении различных сторон мирского быта (меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и пр.).

Была затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь возвещал собору о своих «нужах и земских нестроениях». Он предложил собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и если в них не окажется ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить своими подписями (гл. 4).

Сюда же относятся постановления собора о новом общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых грамотах (гл. 67) и пр.

Известно также, что царь имел в виду внести на рассмотрение собора целый ряд весьма важных вопросов: о местничестве, об организации службы, о поместьях и вотчинах, о корчмах, мытах и т.д., но эти вопросы в Стоглав не включены, так что нельзя сказать, обсуждались они на соборе или нет.

Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных вопросов, собор дал свои ответы в сравнительно краткое время; заседания, открытые 23 февраля, закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и возвращены оттуда.

Как в подборе материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество со времени возникновения ереси жидовствующих. Две борющиеся партии в среде духовенства и культурного общества – иосифляне и нестяжатели — должны были столкнуться не только на соборе, но и в период приготовлений к нему.

Созыв собора для обсуждения церковных нестроений вовсе не был в интересах иосифлянского большинства. Почин в этом деле скорее всего мог исходить или от митрополита, или из среды партии нестяжателей.

Известно, что митрополит написал царю обширный «ответ» в защиту вотчинных прав церкви. Он мог быть составлен только до собора, потому что после постановлений собора о том же предмете такое послание было совершенно излишне. Значит, возбуждались вопросы о секуляризации церковных имуществ, и к митрополиту обращались за указаниями, почему он и написал свой «ответ».

Позднее (1553) Троицкого игумена Артемия обвиняли в том, что он писал царю, убеждая его «села отнимати у монастырей»; Артемий хотя и отрицал такой факт, но не скрыл своей точки зрения на вопрос и в то же время признал, что о чем-то государю «писал на собор».

Далее известна анонимная статья, перечисляющая «многая неисправления, яже есть неугодна Богу и неполезно души»; почти все указания статьи проникли в Стоглав в форме царских вопросов или постановлений собора. Эта статья найдена в сборнике, принадлежавшем члену собора, рязанскому епископу Кассиану, горячему противнику Иосифа Волоцкого и его последователей.

В том же сборнике помещены и другие статьи, вошедшие в состав Стоглава, а рядом с ними – знаменитая кормчая Вассиана Патрикеева. На постановления собора оказали влияние и некоторые мысли Максима Грека.

Все эти соображения говорят в пользу догадки, что почин созвания собора и его программа исходили из среды нестяжателей, которые, при помощи Избранной рады и при содействии митрополита, наметили обширный круг реформ в области церковного и государственного управления.

Нестяжатели как бы готовились дать иосифлянам генеральное сражение, но победа осталась на стороне последних; на соборе их оказалось большинство, и по многим спорным вопросам они были поддержаны митрополитом.

Такой исход борьбы повлиял и на дальнейшую судьбу немногих влиятельных противников иосифлян: Артемий и Кассиан лишились своих мест, первый, сверх того, был судим и сослан в заточение.

Приводить в исполнение постановления собора выпало на долю тех, кто в этом был совсем не заинтересован, а митрополит без деятельной поддержки ничего не мог сделать. Естественно, что при таких условиях «почти все узаконенное собором было забыто и все пошло по старому, как бы совсем и не бывало собора, деяния которого превратились в простой исторический памятник».

Ссылка на основную публикацию