Преподобный Захария Печерский, постник

Преподобный Захария Печерский, бесов изгоняющий

“Постническаго ради твоего жития, блаженне Захарие,/ яко приемый велию на бесы крепость,/ моли и нам техже козней избыти,/ получити грехов прощение/ и велию милость”.

(Тропарь преподобного Захарии, постника Печерского, глас 3)

Среди Собора преподобных Печерских отцов всегда особое место занимал святой преподобный Захария, Постник Печерский, который подвизался в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры в XIII – XIV веках.

Верно сказано святыми отцами, что пост – подвиг лёгкий, но приносящий много плода. Телесные подвиги считаются более лёгкими, чем душевные, например, чем перенесение оскорблений, укоризн, унижений и т.п. Но в своём посте преподобный Захария подражал древним отцам-пустынникам: он вкушал пищу один раз в день после заката солнца, а также известно, что он не вкушал ни печеной, ни вареной пищи, а питался лишь травами. Посредством настолько строгой аскетической жизни преподобный стяжал такую благодать и силу молитвы, что только от одного имени святого Захарии трепетали бесы!

Среди преподобных отцов-печерских Захария Постник и стал известен тем, что по его молитвам изгонялись бесы, а также излечивались различные душевные недуги. По преданию, преподобный Захария ещё при жизни удостоился видеть ангелов. В лике святых он был прославлен церковью в семнадцатом веке.

Мощи этого дивного святого и сейчас покоятся в Дальних пещерах. Над ракой с его мощами находится его икона, на которой кротким взором и благословляющим жестом встречает преподобный всех приходящих к нему.

Нередко в литературе можно встретить историю, которую ошибочно относят к детству преподобного Захарии Постника, отождествляя его с сыном одного из киевских жителей Иоанна, которого также звали Захария, и который отдал все свое наследство на украшение Печерского храма, а потом и сам принял иноческий постриг в обители. Но рассказ этот относится к периоду игуменства преподобного Никона Печерского, почившего в 1088 году, что было практически на 200 лет раньше жизни преподобного Захарии Постника.

Рассказ этот следующий. «Во время игуменства блаженного Никона два мужа киевских, Сергий и Иоанн, однажды, молясь пред явленной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, увидели исходящий от нее великий свет и тотчас положили заключить между собой духовное братство. Иоанн пред смертью своей вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы серебро и золото он отдал Захарии, когда тот придет в совершенный возраст. Захария, достигши пятнадцатилетнего возраста, просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец, Иоанн, раздал все имение свое нищим, а ему не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или, по крайней мере, третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною ему отказал в этом. «Если ты не взял ничего из имения моего отца, – сказал юноша, – то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом». Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву. Он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А исходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему не милостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме». И все бывшие здесь пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота – вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и скончался в Печерском монастыре».

Несмотря на то, что данный рассказ часто ошибочно относят к детству преподобного Захарии Постника, он достаточно назидательный и его нередко приводят в пример, предупреждая об опасности давать ложную клятву.

Память преподобного Захарии Постника Печерского православная церковь ежегодно празднует 6 апреля (24 марта по старому стилю).

Молитвами преподобного Захарии Печерского да сохранит и помилует на всех Господь!

  1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. – /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. – М.: 1897. Электронный источник: Слово пастыря.

Житие преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Преподобный родился на христианском Западе, но духовной отчизной называл православный Восток. Иночество святитель принял в Вифлеемской обители, которая располагалась недалеко от тех мест, где появился на свет Иисус Христос. Иоанн Римлянин много путешествовал, стремясь вдохновиться опытом христианских подвижников. Традиционно считается аскетическим писателем, богословом и зачинателем западного монашества.

Письменные свидетельства о жизни этого святителя чрезвычайно малы: информация сохранилась в текстах Г. Марсельского, патриарха Палладия, папы Григория I, Кассиодора и других.

Житие святителя

Происхождение святителя остается под большим вопросом, однозначного ответа найти не удается. Некоторые исследователи предполагали, что он родился в Галлии, другие — в Палестины или в Афинах. Г. Марсельский, как самый авторитетный источник, утверждает, что Иоанн являлся скифом, поэтому при упоминании о месте рождения принято говорить о территории современной Добруджи (север Балканского полуострова).

Сам Кассиан описывал свою родину как страну лесистую и холодную, обремененную распространением еретических воззрений и не имевшую совсем монастырей.

  • Предполагается, что имя Иоанн святитель получил при Крещении или во время пострига. Имя Кассиан в произведениях самого аскета не упоминается, но используется церковными писателями, которые занимаются его жизнеописанием. Прозвище Римлянин, закрепленное за ним на территории Руси и Византии, встречается у святого Фотия, предполагавшего, что Иоанн родился в Риме. Однако здесь ближе всего гипотеза о том, что Кассиан являлся латинским автором, а не греческим.
  • Святитель родился в состоятельной христианской семье и был воспитан по церковным канонам. В своих сочинениях Иоанн упоминал только сестру, которая приняла монашеский сан в монастыре, основанном самим Кассианом. Образование он получал через домашнего учителя, который преподавал классическую литературу Греции и Рима. Святитель отлично знал оба языка, ему легко давалась литература и общение.
  • В 380 г. Иоанн вместе с близким другом Германом принимает решение отправиться в Святую землю. Здесь они принимают монашество и поступают в Вифлеемскую обитель, расположенную недалеко от пещеры Рождества Спасителя. Находясь в Палестине, Кассиан знакомится с устройством аскетического общежития и набирается опыта подвижничеств. Вскоре Иоанн и Герман получают разрешение отправиться в Египет, чтобы ближе узнать распорядки здешних монастырей. Есть предположение, что к этому шагу они пришли после встречи с египетским подвижником по имени Пинуфий, настоятелем крупного монастыря в городе Манефисе (Эль-Манзала).

На заметку! Иоанн Кассий считается аскетическим богословом, ученым, который сумел систематизировать и популяризировать православную религию на христианском Западе. Его учения об устройстве монастырей, жизни аскетов и созерцании божественного принесли Римлянину колоссальную известность.

Однако большое значение святитель уделял и догматическим взглядам. Он рассматривал проблемы современного ему богословия, вопросы о состоянии души после грехопадения, спасительного движения свободной воли во спасение, а также учение о смысле искупления, совершенного Мессией. В основе его рассмотрения стояла полемика с разнообразными ересями.

Пребывание в Египте, Константинополе и Риме

Морем Иоанн и Герман достигли порта Танис, располагавшегося в восточной части дельты реки Нил. Вскоре они прибыли в монастырь настоятеля Пануфия, где познакомились с отшельниками, живущими на холмах рядом с солеными озерами. Спустя время они посетили пустыню, которая называлась Скит. Здесь святители встречали многих подвижников, навещали старцев и задавали им религиозные вопросы, слушали наставления и совершали ежедневную молитву, пока не вступили в общину.

  • Только через семь лет сурового аскетического испытания Иоанн и Герман вернулись, как и обещали, в Вифлеем. Однако через некоторое время вновь отправились в Египет, где провели несколько лет. Кассиан собрал большой материал для собственных сочинений.
  • В начале V века на территории Египта разгорелись споры насчет сочинений Оригена. Все святители, симпатизировавшие древнему богослову, вынуждены были удалиться из страны и жаловаться на состояние императору и Константинопольскому патриарху И. Златоусту. Иоанн и Герман были в числе тех монахов, которых изгнали из Египта.
  • Константинопольский патриарх радушно принял изгнанников, дав убежище и своё покровительство. Вскоре Иоанн включил некоторых монахов в часть клира, Германа он сделал клириком, а Кассиана — диаконом. Последний неохотно принял сан, потому что усматривал здесь некое препятствие к созерцанию. Впоследствии Римлянин выказывал колоссальное уважение Иоанну Златоусту, выделяя его добродетельные качества и литературные таланты.
  • Вскоре Константинопольского патриарха обвинили в финансовых злоупотреблениях и отправили в ссылку. Кассиан и Герман отправились в Рим, где перед ликом императора пытались доказать невиновность святителя, вручив письмо и опись сокровищницы. Здесь они провели 12 лет, Иоанн получил чин пресвитера и встал на должность советника епископа.

На заметку! Наибольшую известность на христианском Западе Иоанн римлянин приобрел в XI столетии. Святитель представлялся как основоположник западного монашества и покровитель обители святого Виктора, который некогда был велик, но пал от рук вандалов.

Некоторые авторы утверждают, что Кассиан привозил сюда мощи Вифлеемских младенцев и первых свидетелей явления Мессии. Папа Урбан, благодетель монастыря святого Виктора, поместил честную главу Иоанна в серебряный и богато украшенный ковчег. Части мощей Римлянина хранились за главным алтарем. Тело же Иоанна похоронили в мраморном саркофаге, который поместили в крипту церкви.

Галльский период

Стремясь к уединению, преподобный Кассиан поселился в городе Массилия (Марсель), где приобрел доверие епископа Прокула. Спустя время Иоанн обосновал в галльских землях два монастыря. Женскую обитель, как предполагается, Римлянин создавал для родной сестры, а мужская пустынь расположилась на вершине горы, рядом с гробницей святого Виктора. Кассиан использовал опыт пребывания на христианском Востоке, создавая хорошо организованную монашескую общину.

  • Святитель отличался подвижничеством и умением давать верные духовные советы, в Южной Галлии он приобрел колоссальный авторитет. Здешние настоятели обращались к Римлянину с просьбой о том, чтобы он помог в организации монашеского общежития и составил письменное руководство. В начале V столетия Кассиан написал свои главные сочинения, которые повлияли на становление аскетичного бытия не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.
  • Правила, обозначенные в книгах, имели корни из глубокой древности, времен Ветхого Завета, Спасителя и учеников. Законы эти непреложно соблюдались подвижниками на протяжении четырех столетий. Автор предстал прямым проводником аскетического учения, созданного отцами-пустынниками и подтвержденного их опытом.
  • По некоторым утверждениям, Иоанн Римлянин в 426 г., будучи занятым в написании своего труда «Собеседования», участвовал в полупелагианской полемике, рассматривающей вопросы божественной благодати и провидения. Кассиан вел скрытую борьбу с учением Блаженного Августина, что привело к некоторому отрицанию последнего в галльских областях.
  • Одновременно с этим Римлянин выступал против трактатов Нестория при помощи своей книги «О воплощении Господа». Это сочинение грешит догматическими неточностями и недостатками письма, что связывают с преклонным возрастом Кассиана и его слабым здоровьем на тот момент. Иоанн скончался в Массалии около 435 г, католическая церковь официально не канонизировала Кассиана, но он чтится как марсельский святой.

Жизнеописания других святых:

В своем учении Иоанн Римлянин признает Единородное Слово и Иисуса Христа тождественными. Истинная вера заключена в утверждении, что Сын Божий един во все времена. Все это произошло вслед за тем, как Бог соединился с человеком, и нельзя полагать, что Слово и Сын Божий были разделенными сущностями. Человеческая природа настолько сочетаемая с Господом, что невозможно отделить одно от другого во времени и страдании.

Исходя из его рассуждений, можно сказать: Сын человеческий спустился с небес, а Господь великой Славы был распят. По мнению Кассия, соединение произошло в момент зачатия Святым Духом Девы Марии.

Почитание на христианском Востоке

Среди православных монахов аскетические произведения Иоанна Римлянина возымели уважительное отношение. В Палестине его узнали посредством кратких изложений. Святитель Фотий, носивший чин Константинопольского патриарха, упоминал о четырех книгах на греческом языке.

  • Богослужения в честь преподобного впервые проходили в Византии, зачинателями являлись монахи Палестины. Имя Кассиана встречается в константинопольских памятниках X столетия. Святому предопределили церковную дату — 29 февраля, его почитают в качестве исповедника, учителя умиротворенной созерцательной молитвы. На богослужениях большое внимание уделяют его основным сочинениям. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 г.
  • В православной Церкви Кассиана почитают через иконографию, изображения встречались в монастырях XIII века. На сохранившихся образах святой предстает с седой бородой, треугольной формы, в монашеских одеждах. На одной иконе он — с головным убором, на другой — без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римлянина.
  • Память о нем появилась в месяцесловах, изданных в российской столице в 1689 г. Очерки дополняли сведениями, взятыми из латинских книг, исследователи указывали на том, что преподобный был учеником И. Златоуста. Здесь же говорилось: Кассиан написал текст-опровержение учения Нестория, а также организовал два монастыря.
  • В начале XXI почитание возродилось в Румынии, куда входит родина святителя — Малая Скифия. В 2001 г. организовали обитель в честь Кассиана, место для возведения выбрали близ города Тыргушора.
Читайте также:  Сильная Молитва за мужа Николаю Чудотворцу

Преподобный Иоанн обрел славу почитаемого аскетического богослова, сумевшего систематизировать учения древних, где излагаются каноны монашеского общежития. Преподобный жил в странах христианского Востока и Запада, что помогло ему сблизить мировоззрения двух частей одной религии. Он отличался праведностью в поведении и стремлением развить идею монашества.

Важно! Сегодня имя Иоанна Кассиана прославлено, ему выделяют церковные богослужения, а его сочинения имеют большой вес в среде священства.

На христианском Западе Иоанн известен как аскетический писатель, в своих главных сочинениях («О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования») он проанализировал опыт православного Востока и представил читателям перечень правил для внутренней и внешней жизни монашества.

Ещё интересные статьи о православии:

В этих произведениях чётким образом, литературно обработанные и оформленные, передаются сведения о религиозных традициях и практиках, используемые египетскими святыми подвижниками IV века.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День памяти святителя Иоанна Кассиана Римлянина 14 марта. Первое имя ему дали при крещении или монашеском постриге, а второе «Римлянин» закрепили за ним на Руси и в Византийской империи. Иногда некоторые богословы в своих трудах называют его Кассианом.

Житие Иоанна

Святитель родился в богатой православной семье в Галлии, которая была частью Римской империи. Он и был воспитан в христианском духе и получил хорошее образование в домашних условиях. Его учитель преподавал литературу, поэтому Иоанн знал греческий и латинский язык.

Падение Рима под натиском варваров вызвало период расцвета монашества. Вместе с другом Германом он отправился в Вифлеем, где они принимают иночество. В Палестине знакомятся с устройством общежития и постигают опыт подвижничества. Встретившись с настоятелем обители города Манефиса, идут в Египетские земли, чтобы изучить местные монастыри. Через 7 лет возвращаются в Вифлеем, но отправляются вновь в Египет, где Кассиан собирает колоссальный материал для своих произведений.

Когда разгорелись споры в отношении трудов Оригена, те, кто его поддерживали, покинули страну, в их числе были Герман и Иоанн. Глава Константинопольской церкви Златоуст доброжелательно принял беженцев и дал приют. Герман получил сан клирика, Кассиан – диакона.

Когда патриарха Константинополя обвинили в денежных махинациях, они направились в Рим и пытались оправдать Златоуста, вручив императору сокровища. Здесь они прожили двенадцать лет. Иоанн получил сан священника и стал советником архиепископа.

Труды преподобного Кассиана

Через время, ища покоя и уединения в Галльских землях, он основал две обители одну женскую для сестры, другую мужскую на вершине горы. Используя опыт подвижничества на Востоке, он умело организовал иноческую общину. Здесь он заслужил большое уважение умением давать советы и помогать в создании монашеских общежитий. В «Собеседовании» Иоанн Кассиан Римлянин проанализировал опыт подвижничества и изложил список правил для жизни иноков.

Также особо чтимым среди монахов считается писание «Восемь страстей» Иоанном Кассианом Римлянином. Список включает:

  • чревоугодничество;
  • прелюбодеяние;
  • корыстолюбие;
  • гнев;
  • тоску;
  • отчаяние;
  • высокомерие;
  • гордыню.

Он дал советы, как бороться со страстями. Например, злость направлять в необходимое русло, а не на людей, против вожделения молитвы недостаточно, необходимо заняться физическим трудом.

До наших дней дошли также творения Иоанна Кассиана Римлянина:

  • «О воплощении Христа против Нестория»;
  • «О постановлениях киноитян»;
  • «Собеседования египетских отцов».

Молитва

С молитвой принято обращаться к иконе преподобного для укрепления веры в Господа, избавления от греховных страстей, для помощи в учении о духовной жизни.

О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны. Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим. Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Кассиане:

Преподобный Кассиа ́ н (Иоа ́ нн Кассиа ́ н) Римлянин, иеромонах

День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по ме­сту рож­де­ния и язы­ку, на ко­то­ром пи­сал, при­над­ле­жал За­па­ду, но ду­хов­ной ро­ди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Во­сток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от то­го ме­ста, где ро­дил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 го­ду пре­по­доб­ный с ду­хов­ным бра­том Гер­ма­ном в те­че­ние се­ми лет пу­те­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пу­стыне, чер­пая из ду­хов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных по­движ­ни­ков. Вер­нув­шись в 397 го­ду на ко­рот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, ду­хов­ные бра­тья три го­да под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а за­тем от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 го­ду кон­стан­ти­но­поль­ский клир на­пра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I во гла­ве по­соль­ства – ис­кать за­щи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му свя­ти­те­лю.

В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был по­свя­щен у се­бя на ро­дине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву во­сточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Ка­сто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417–419 го­дах на­пи­сал 12 книг “О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий” па­ле­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бе­сед с пу­стын­ны­ми от­ца­ми, чтобы дать со­оте­че­ствен­ни­кам об­раз­цы об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей и по­зна­ко­мить их с ду­хом по­движ­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Во­сто­ка. В пер­вой кни­ге “О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий” речь идет о внеш­нем ви­де мо­на­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и мо­литв; в тре­тьей – о чине днев­ных мо­литв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине от­вер­же­ния от ми­ра; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бе­се­дах оте­че­ских на­став­ник в по­движ­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан го­во­рит о це­ли жиз­ни, о ду­хов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях от­ре­че­ния от ми­ра, о же­ла­ни­ях пло­ти и ду­ха, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о мо­лит­ве. В по­сле­ду­ю­щие го­ды пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном на­пи­са­но еще че­тыр­на­дцать бе­сед: о со­вер­шен­ной люб­ви, о чи­сто­те, о Бо­жи­ей по­мо­щи, о ра­зу­ме­нии Пи­са­ния, о да­ро­ва­ни­ях Бо­жи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о че­ты­рех ро­дах ино­ков, о жиз­ни от­шель­ни­че­ской и об­ще­жи­тель­ной, о по­ка­я­нии, о по­сте, о ноч­ных ис­ку­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии ду­хов­ном, да­но тол­ко­ва­ние слов “не еже хо­щу, сие тво­рю”. В 431 го­ду свя­той Иоанн Кас­си­ан на­пи­сал свое по­след­нее со­чи­не­ние про­тив Несто­рия, в ко­то­ром со­брал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих во­сточ­ных и за­пад­ных учи­те­лей. В сво­их со­чи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан ос­но­вы­вал­ся на ду­хов­ном опы­те по­движ­ни­ков, за­ме­чая по­клон­ни­кам бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (па­мять 15 июня), что “бла­го­дать да­ле­ко ме­нее все­го мож­но за­щи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и го­вор­ли­вым со­стя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Ци­це­ро­на”. По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (па­мять 30 мар­та), “ве­ли­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но”. Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но по­чил в 435 го­ду.

Творения в библиотеке

  • Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей
  • Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне
  • Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде
  • Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта
  • Conferences

Труды о святом в библиотеке

  • Аскетические воззрения прп. Иоанна Кассиана Римлянина (Феодор (Поздеевский), архиепископ Волоколамский)
  • Марсель и Вифлеем (Н.Ерофеева)
  • Память преподобного отца нашего Кассиана Римлянина (святитель Димитрий Ростовский)
  • Преподобный Иоанн Кассиан (А.Фокин)
  • Сотериология преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (Георгий Малков)

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Кассиану Римлянину, глас 8

Посто́м предочи́стився, прему́дрости пости́гл еси́ разуме́ние,/ от пусты́нных же Богоно́сных оте́ц научи́лся еси́ страсте́й обузда́нию./ Того́ ра́ди пода́ждь нам твои́ми моли́твами/ пло́ти на́шея ду́ху послуша́ние:/ еси́ бо наста́вник, Кассиа́не преподо́бне,// всем пою́щим о Христе́ твою́ па́мять.

Перевод: Предварительно очистившись постом, ты достиг познания мудрости. От Богоносных отцов, живущих в пустыне, ты научился сдерживанию страстей. Поэтому подай нам твоими молитвами послушание нашего тела нашему духу, потому что ты учитель, преподобный Кассиан, всех воспевающих во Христе твою память.

Кондак преподобному Кассиану Римлянину, глас 4

Преподо́бен быв, Бо́гу возложи́лся еси́,/ и просвеща́я до́брыми ви́ды, Кассиа́не,/ я́ко со́лнце облиста́л еси́/ сия́нием Боже́ственных твои́х уче́ний,/ сердца́ всех чту́щих тя всегда́ просвеща́я./ Но приле́жно моли́ Христа́,// о и́же любо́вию те́пле восхваля́ющих тя.

Перевод: Будучи преподобным, ты вручил себя Богу и, блистая добрыми идеями, Кассиан, как солнце просиял ты сиянием Божественных твоих учений, сердца всех почитающих тебя всегда просвещая. Настойчиво моли Христа о тех, кто с любовью горячо прославляет тебя.

Молитва вторая преподобному Кассиану Римлянину

О, Богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Кассиа́не! Боже́ственных А́нгелов сожи́телю, понесы́й тяготу́ дневну́ю, в нищете́ пожи́вый, Боже́ственными дара́ми обогати́выйся! Ты ны́не с преподо́бных собо́ры водворя́яся, с пра́ведных ли́ки веселя́ся, помяни́ нас, доброде́тельное твое́ житие́ похваля́ющих, и не оста́ви нас безпо́мощны. При́зри на на́ше житие́, волну́емое жите́йскими обурева́нии, да не потопи́т нас грехо́вная бу́ря, ниже́ да пожре́т нас па́губнаго отча́яния глубина́. Услы́ши моли́тву нас гре́шных, моля́щихся, и не пре́зри моле́ния нас немощны́х, уловля́емых диа́вольскими се́тьми, всю́ду злы́ми угнета́емых, вся́каго бла́га лиша́емых, уны́нием омрача́емых и малоду́шием одержи́мых. Виждь, свя́те, я́ко смири́ся в персть душа́ на́ша, и враго́м ненави́дящим нас бы́хом в пора́дование, лука́выми де́лы умерщвля́еми весь день, заблуди́хом бо вои́стину, я́ко о́вцы не иму́щия па́стыря. Ты твои́ми богоприя́тными моли́твами ми́лостива сотвори́ нам Еди́наго Человеколю́бца Бо́га, да не возда́ст нам по злым дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но да предваря́т ны благи́я Его́ щедро́ты, в ми́ре, единоду́шии и благоче́стии утвержда́юще живо́т наш. Мы о Богоблаже́нне, на тя по Бо́зе упова́ем, тобо́ю хва́лимся, твое́ свято́е и́мя на по́мощь призыва́ем и, к твоему́ чудотво́рному о́бразу недосто́йнии припа́дающе, тя мо́лим. Моли́, о́тче наш Кассиа́не, Христа́ Бо́га, да, изба́вльшеся от злых на́ших, с тобо́ю ве́чных благ сподо́бимся, благода́тию и щедро́тами Го́спода на́шего Иису́са Христа́, су́ща Благослове́нна со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Что значит Бог для человека?

Молитва преподобному Кассиану Римлянину

Богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Кассиа́не! От ю́ности возлюби́в па́че всего́ Христа́, земна́я и вре́менная презре́л еси́, и, ангелоподо́бным житие́м твои́м ду́шу и те́ло от страсте́й очи́стив, безстра́стия сокро́вище стяжа́л еси́, и, Боже́ственными дара́ми обоготи́вся, зако́ны Богому́дрые в наказа́ние и исправле́ние и́ноком написа́л еси́, и усе́рдный де́латель в вертогра́де Христо́ве яви́лся еси́, сам творя́ и ины́х сло́вом и де́лом науча́я, сугу́бое восприя́л еси́ воздая́ние от Бо́га. Ему́же с чинонача́лии А́нгельскими предстоя́, при́зри на нас, обурева́емых жите́йских попече́ний волна́ми, и помози́ нам, да не увлече́т нас бу́ря страсте́й на́ших в бе́здну грехо́вную. Услы́ши нас, гре́шных, святу́ю па́мять твою́ ублажа́ющих, и моли́ся Христу́ Бо́гу о нас, немощны́х, мгло́ю уны́ния омрача́емых и малоду́шием неду́гующих, да Боже́ствненною благода́тию свое́ю просвети́т омраче́ние ума́ на́шего и укрепи́т нас на пути́ спасе́ния, и́мже пра́во ходя́ще, вни́дем в Живо́т ве́чный. Виждь, о́тче святы́й, не́мощь на́шу душе́вную, серде́чное озлобле́ние и неду́ги теле́сныя, одержа́щие нас по грехо́м на́шим; виждь, я́ко благи́ми де́лы обнища́хом зело́, виждь и ми́лостива сотвори́ к нам Человеколю́бца Бо́га моли́твами твои́ми, да не возда́ст нам по дело́м на́шим, но да яви́т над на́ми непобеди́мое Свое́ человеколю́бие и милосе́рдие и да́рует нам проще́ние прегреше́ний на́ших. Ты, подви́жник быв и учи́тель и́ноческому житию́, моли́ Подвигополо́жника Христа́, да и нас, немощны́х, укрепи́т благода́тию Свое́ю в по́двигах воздержа́ния, поще́ния, моли́твы, целому́дрия и самоотверже́ния. Тебе́ даде́ся благода́ть плода́ми присноживо́тнаго уче́ния твоего́ насыща́ти и услажда́ти сердца́ рачи́телей благоче́стия, помози́ и нам предста́тельством твои́м терпели́вно и ра́достно восприя́ти и нести́ благо́е и́го Христо́во и до́бре подвиза́тися в исправле́нии и обновле́нии жития́ на́шего. О всеблаже́нне о́тче наш Кассиа́не, чудотво́рней ико́не твое́й покланя́ющеся и свято́е и́мя твое́ в по́мощь призыва́юще, мо́лим тя, я́ко хада́тая и засту́пника на́шего: моли́ Го́спода Бо́га, Спаси́теля ми́ра, да сохрани́т первопресто́льный град сей и святу́ю оби́тель сию́ от вся́кия беды́ и напа́сти, от враго́в ви́димых и неви́димых, да да́рует нам благостоя́ние с преспе́янием в Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, земле́ плодоно́сие и изоби́лие, и нас всех, недосто́йных, изба́ви моли́твами твои́ми от належа́щия нам ско́рби и ну́жды. Испроси́ у великодарови́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Труды на иностранных языках

Аскетический писатель, монах, богослов, основателей монашества в Галлии, перенесший на Запад уставы восточных обителей.

Биография

Предварительные сведения

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.

В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.

За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Галльский период

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.

Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем слава о нём как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии, и распространилась по всей Южной Галии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования. ».

Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).

Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Читайте также:  Англиканский собор Святого Андрея в Москве, как добраться, адрес

ИОАНН КАССИАН

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 350 – 435), иеромонах, преподобный.

Родился ок. 350 г. в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи [1]. Отсюда произошло и название его «Римлянин». По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток.

В Вифлееме, в монастыре, расположенном недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял монашество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде, Скитской пустыне, Асии и Каппадокии, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.

Скончался мирно в 435 году.

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг “О постановлениях киновий” [2] палестинских и египетских и 10 книг “Собеседований египетских отцов” [3], чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге “О постановлениях киновий” речь идет о внешнем виде монаха; во второй – о чине ночных псалмов и молитв; в третьей – о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой – о чине отвержения от мира; в восьми остальных – о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов “не еже хощу, сие творю”.

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что “благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона”.

По словам преподобного Иоанна Лествичника, “великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно”.

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) “Воскресное чтение”. 1854-1855 и 1858-1859; “Добротолюбие”. т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же – В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.

Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте Православие.ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life530.htm
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
    • http://www.saint.gr/1939/saint.aspx

[1] по иным сведениям – в Дакии Понтийской (Dacia Pontica)

[2] «Πρὸς Κάστορα Ἐπίσκοπον, περὶ τῶν ὀκτὼ τῆς κακίας λογισμῶν, γαστριμαργίας, πορνείας, φιλαργυρίας, ὀργῆς, λύπης, ἀκηδίας, κενοδοξίας καὶ ὑπερηφανείας» – К Кастору Епископу о восьми злых помыслах – чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, печали, унынии, тщеславии, гордыне. Приведен в первом томе Добротолюбия.

[3] «Πρὸς Λεόντιον ἡγούμενον, περὶ τῶν κατὰ τὴν Σκήτην ἁγίων Πατέρων καὶ λόγος περὶ διακρίσεως» – К Леонтию игумену, собеседования от Скитских святых Отцев и о различиях. Приведен в первом томе Добротолюбия.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, житие и творения

Дни памяти

В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв.

Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года.
Галльская область являлась частью Западной Римской империи. В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям, в частности о Божием Промысле и предопределении.
В целом IV и V века – это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями

Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества. На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни». Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.
Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.
Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке:

папа Климент Римский (I в),
блж.Августин (IV-V вв),
блж. Иероним Стридонский (V в),
свт. Григорий Великий (V-VI в),
папа Мартин Исповедник (VI в).

Несколько лет странствовал по Египту

Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.
В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество. В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом. Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом

Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.
Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя. Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.
Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

До нас дошли три книги преподобного

Одна из них – «О воплощении Христа против Нестория» – носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы. Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель.
Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному. В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.
Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение.

Разделял восемь видов страстей

В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними. Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным.
В борьбе со страстью блуда, отмечал прп. Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд.
Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа. Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.
Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник

Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией.
Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.
Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути.
Прп. Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе. И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».
«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Основал два монастыря

Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

Подготовил Иван Коваленко

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Ссылка на основную публикацию