Преподобный Павел Фивейский, Египетский отшельник

Символ Веры

Преподобный Павел, первый отшельник Верхней Фиваиды

Первый христианский монах Преподобный Павел Фиве́йский, Отшельник

Святого Павла приходится назвать первым отшельником или потому, что он действительно поселился первый в глубине пустыни, или потому, что о нем первом из пустынников дошли несомненные сведения. Преп. Антоний был очевидцем, а св.Иероним историком его жизни.

Он родился в Нижней Фиваиде в царствование римского императора Александра Севера приблизительно в 228 году христианской эры. Богатые его родители дали ему прекрасное воспитание. Он тщательно изучил греческий и египетский языки. Но уже тогда добродетели были главным его стремлением.

В пятнадцать лет он осиротел. У него осталась только старшая сестра. Если бы он любил жизнь, теперь бывшие в руках его значительные средства дали бы ему полную возможность насладиться ею. Но не к тому лежала его душа. Очень необыкновенен тот путь, который привел его в пустыню.

В то время императоры Деций и Валериан воздвигли на христиан гонение, которое особенно сильно чувствовалось в Египте и в Фиваиде. Потому ли, что Павел не доверял своим силам, или потому, что Бог желал спасти его от смерти, чтобы выработать из него первого инока-подвижника, так или иначе, но он решил скрыться в одном загородном доме. Недолго, однако, он оставался тут в безопасности. Муж его сестры, в расчете воспользоваться его состоянием, составил изменнический план. Он хотел выдать его преследователям, чтобы воспользоваться конфискацией его имущества. Ни страх перед Богом, ни обязанности родства, ни юность Павла, ни слезы его сестры не могли смягчить этого изверга. Павлу пришлось искать спасения жизни во вторичном бегстве, и между животными он нашел наконец ту безопасность, в которой отказали ему близкие люди.

Сперва он отошел недалеко, так как его намерением было ненадолго отступить перед грозой. Но, привыкая постепенно к ужасам пустыни, углубляясь со всяким днем в обширные безлюдные пространства этой страны, он достиг наконец горы, в которой нашел запертую пещеру. Он раскрыл вход в нее, чтобы проникнуть туда и узнать, что в ней находится.

Павел нашел там помещение, образованное из сплетенных пальмовых ветвей, и тут же был источник, воды которого, протекши на коротком пространстве в виде маленького ручейка, пропадали в земле недалеко от истока. Казалось, что это место когда-то было обитаемо. Вокруг были видны развалины домов и кое-где были разбросаны горны и молотки.

Павел решил, что это место ему указано Провидением. Он отказался от всех мирских расчетов и поселился в этой пещере на все время жизни, какое ему оставалось. Когда он износил свою одежду, он сделал себе рубаху из пальмовых листьев. Плоды этого дерева служили ему пищей. Вода источника утоляла его жажду. Все это казалось достаточным человеку, воспитанному в роскоши богатого дома, и он все свои заботы сосредоточил на своей душе. Смирение Павла скрыло от нас его духовные труды в этом долгом уединении. Но чудеса, ради него сотворенные Богом, и великие созерцания, до которых он возвысился, доказывают, что жизнь его здесь была более ангельской, чем человеческой.

Эту небесную жизнь он вел до 113 лет. И тут Господу было угодно сделать его известным церкви через посредство преп. Антония, который проводил тогда уединенный образ жизни и которому было 90 лет. Вот как произошло это счастливое открытие. Однажды у преп. Антония возникла мысль, что раньше него никто в пустыне не вел подвижнической жизни. В следующую же ночь Господь обнаружил перед ним его заблуждение, открыв ему в сновидении, что в глубине пустыни живет отшельник, который превосходит его и возрастом, и заслугами, и что Антоний должен поторопиться свидеться с ним.

Покорный Гласу Божию, Антоний на рассвете взял свой посох и отправился в путь, превозмогая немощь своего тела, удрученного бременем годов и изнуренного суровой жизнью. Уже настал полдень. Но и жгучие лучи солнца, раскаляющие в эту пору пустыню, не ослабили его рвения. Вдруг он встретил гиппоцентавра, т. е. чудовище, у которого половина тела была похожа на человека, а остальная часть на лошадь.

Опасаясь, не видит ли он перед собой демонский призрак, он осенил себя крестным знамением и заговорил с чудовищем, спрашивая, где живет служитель Божий. Чудовище, пробормотав что-то непонятное, протянуло руку, указывая, в каком направлении надо идти, и обратилось в бегство.

Св. Иероним, который передает это обстоятельство, рассуждает, не был ли то призрак, которым демон хотел испугать преп. Дитония и отклонить его от предприятия, или это могло быть настоящее чудовище, какие попадались иногда в Африке и особенно в Фиваиде. К этому можно добавить, что Плиний уверяет, будто он видел такое чудовище в Риме, где его тело было набальзамировано.

Как бы то ни была, то было неединственное чудовище, которое Антоний .встретил на своем пути. Он еще с удивлением размышлял о первой встрече, как в глубине каменистой долины увидал новое чудовище другого вида. Оно было малого роста, имело рожки на лбу и козлиные ноги. Антоний снова прибег к знамению нашего спасения и с этим духовным орудием не побоялся подойти к нему и спросить, кто он такой. ,

Это чудовище оказалось менее пугливым, чем первое, и ответило членораздельными звуками:

– Я смертный, я один из тех обитателей пустыни, которым язычники поклоняются под именем фавнов и сатиров. Я послан к тебе своими товарищами, чтобы просить тебя вознести за нас молитвы к Тому, Кто твой Бог и наш Бог, и Кто, как мы знаем, пришел спасти мир.

Святой старец не мог слышать, как это чудовище исповедывало Славу Христа, без того, чтобы не разразиться потоком радостных слез, закипевших у него в груди. Он ударил своим посохом оземь и воскликнул в пылу переполнявшего его восторга:

— Горе тебе, Александрия, что ты поклоняешься чудовищам, как богам? Горе тебе, город разврата ставший убежищем демонов, рассеянных по всей земле! Какое найдешь ты себе теперь оправдание? Звери возвещают величие Христово, а ты воздаешь этим зверям почести, которые принадлежат только Богу!

Это чудовище не дождалось, чтобы пустынник предложил другие вопросы, и обратилось в бегство с такой поспешностью, словно у него были крылья.

“Пусть, — прибавляет св. Иероним, — это не покажется невероятным, так как в царствование императора Констанция в Александрию привели живым одного такого сатира, которого после смерти положили в рассол и доставили в таком виде в Антиохию, чтобы показать его императору”.

Между тем наш святой путник имел перед собой путеводной нитью только следы диких зверей и уже два дня шел, не зная куда. Так попустил Бог, чтобы испытать его. Когда настала ночь, он ее провел всю

в молитвах, чтобы небо дало ему новые указания. И, когда начал брезжить день, ин увидел издали волчицу, бежавшую вдоль холма. Он стал следить за ней глазами, пока она не исчезла; и, подойдя к этому месту, он достиг пещеры, где находился тот, кого он искал.

Он бросил взор внутрь пещеры, чтобы посмотреть, что там есть, но темнота была так велика, что он ничего не мог разглядеть. Это не удержало его, и, постояв немного, чтобы передохнуть, он пошел ощупью. Наконец он увидел слабый свет, мерцавший издали, и тут он понял, что это и есть жилище отшельника, которого открыл ему Бог.

Радость, что он нашел его, придала ему смелость; он ускорил шаги и в стремительности, с какой он шел, задел камни и произвел шум. Тогда обитатель этого уединенного места, которого тишины никто еще не нарушал, услыхал его и запер дверь своей кельи.

Антоний, видя, что отшельник отказывает ему в приеме, бросился на землю у его порога и заклинал его в самых трогательных выражениях не лишать его того утешения, за которым он пришел столь издалека и с такими трудностями.

– Ты знаешь,— говорил он, — кто я, откуда явился и какая причина привела меня. Я сознаю, что я недостоин тебя видеть, но я не удалюсь, прежде чем ты не дашь мне этого счастья. Запретишь ли ты войти в твою пещеру человеку, когда ты позволяешь входить в нее зверям? Я тебя искал, я тебя нашел; я стучу теперь у твоей двери: если ты не согласишься отворить мне, то я решился умереть, прося тебя о том; я надеюсь, что, по крайней мере, тогда ты будешь настолько милосерд, что погребешь меня.

Павел сделал вид, что не сдается на его просьбу, и ответил изнутри своей кельи: — Никто не умоляет с угрозами и не мешает брань со слезами. Как хочешь ты, чтобы я тебя принял, когда ты говоришь, что пришел лишь для того, чтобы умереть?

В то же время он отпер дверь со сладкой улыбкой; и они воздали друг другу целование с той любовью, которая объединяет святых, и назвали друг друга по имени, которые они знали по ниспосланному им от Бога дару прозорливости.

Затем они вместе помолились, чтобы возблагодарить Господа, после чего, снова обменявшись целованием мира, Павел сел около своего гостя и сказал ему так:

— Вот тот, которого ты отыскал ценой таких трудов, которого тело, изнуренное старостью, покрыто седыми волосами; вот перед тобой человек при конце своего жизненного пути, готовый рассыпаться в прах. Скажи же мне: как стоит мир? Возводят ли новые постройки? Кто ныне царствует? Есть ли еще люди, ходящие во тьме и поклоняющиеся демонам?

Антоний ответил на все эти вопросы. И во время этой беседы ворон принес цельный хлеб и положил на землю возле них. Это послужило для обоих святых новым поводом прославить милосердие Божие.

— Смотри, — сказал Павел, — как благ Господь, промышляющий о нашем пропитании. Уже шестьдесят лет Он ежедневно этим способом посылает мне полхлеба. Сегодня, когда ты пришел. Он даровал двойное количество, чтобы показать, как Он заботится о тех, кто Ему служит.

Они возобновили свою благодарственную молитву и расположились около источника для трапезы. Но, когда надо было разделить хлеб, они хотели взаимно уступить друг другу честь преломить его; Павел настаивал на правах гостя, а Антоний на правах возраста. Наконец, они сговорились: оба они взялись за хлеб, каждый со своей стороны, и таким образом разделили его.

Вся следующая ночь прошла в молитве; а на другой день, продолжая беседу, Павел сказал Антонию:

– Уже давно, брат мой, я знал о твоем пребывании в этой пустыне. Уже давно Бог возвестил мне, что ты, как и я, посвятил свою жизнь на служение Ему: вот настал последний мой час. Всегда имея жажду соединиться с Христом, я хотел еще принять из рук Его венец правды, и дивный Бог послал тебя, чтобы предать мое тело погребению, или, лучше сказать, чтобы вернуть персть персти.

Антоний, слыша, что он говорит о близости своей смерти, залился слезами и заклинал его не покидать его или просить у Бога, чтобы он, Антоний, последовал за Павлом, но Павел отвечал:

– Ты не должен желать того, что для тебя всего приятнее. Без сомнения, для тебя было бы большим счастьем быть освобожденным от тяготы этого смертного тела, но твои братья еще нуждаются в твоем примере. Прошу тебя, если это тебе не слишком трудно, пойди за мантией, которую дал тебе епископ Афанасий, и принеси ее для моего погребения.

Он просил его об этом не потому, что для него составляло какую-нибудь разницу быть погребенным в мантии или без мантии, но он хотел удалить Антония на несколько дней и избавить его от печали видеть его смерть. Кроме того, он показывал этим, что и в смерти не прерывает духовного общения со святителем Афанасием, необоримым защитником православной веры против ереси Ария.

При упоминании о мантии Афанасия Антоний еще более убедился в том, что Дух Божий пребывал с отшельником, потому что только путем чудесного откровения он мог узнать, что этот святитель подарил его сподвижнику мантию. Он не смел возражать, мог только пролить слезы, целовал ему глаза и руки и отправился в свой монастырь.

Желание видеть преп. Павла придавало ему бодрость, словно вся сила его ума перешла в его изнуренное тело. Когда он пришел в монастырь, его ученики, обеспокоенные его отсутствием, вышли к нему навстречу и стали его спрашивать, где он так долго пробыл; но, не давая им объяснения и полный весь впечатления от добродетелей Павла, он, ударяя себя в грудь, говорил:

— Горе мне, несчастному грешнику, так незаслуженно носящему имя отшельника! Я видел Илию, я видел Иоанна в пустыне, или, что ближе к истине, я видел Павла в раю:

Эти слова возбудили еще большее любопытство в его учениках. Они еще настоятельнее просили у него объяснения, но он ответил лишь словами Писания: — Есть время говорить, есть время молчать. И, даже не подумав подкрепиться какой-нибудь пищей, он взял мантию св. Афанасия и поспешил опять к преп. Павлу, боясь, как бы тот не умер в его отсутствие. Едва он прошел часа три, как внезапно увидал преп. Павла подымавшимся в небо в ослепительном свете в сонме блаженных духов.

— О, — закричал он, бросаясь на землю и посыпая голову свою песком, — о, Павел, зачем ты покинул меня! Зачем не дал ты мне возможности проститься с тобой!? И неужели я должен был потерять тебя так рано, узнав тебя так поздно?

В то же время он ускорил шаги и совершил остальную часть пути с такой скоростью, что сам был ею изумлен.

Дойдя до пещеры, он нашел тело отшельника, который стоял на коленях с поднятой головой и с руками, протянутыми к небу. Это положение тела, которое не могло быть принято трупом, заставило Антония предположить, вопреки бывшему ему видению, что Павел еще жив, и он стал рядом с ним помолиться, но, не слыша его вздохов, которые вырывались обыкновенно у него во время молитвы, он, поняв, что преподобный Павел умер, бросился к нему на шею, чтобы дать ему печальное лобзание.

Облегчив немного свою скорбь этим выражением любви, он вынес тело из пещеры, чтобы погребсти его, и пел при этом молитвы и псалмы. Но, когда он захотел приготовить могилу, то был чрезвычайно смущен отсутствием какого-нибудь орудия для копания.

“Если я вернусь, — рассуждал он сам с собой, — мне нужно три дня для возвращения. Если же я останусь здесь, дело нисколько не подвинется. Лучше всего, о, Господи, мне умереть и последовать за Твоим доблестным воином, предав около него последнее издыхание!”

Так размышлял он, а Бог послал ему двух львов, которые выбежали из глубины пустыни с длинными гривами, развевавшимися по ветру. Антоний сперва несколько испугался и возвысил свой ум к Богу, прося помощи. Но эти звери, вопреки своей природной лютости, приблизились к телу святого Павла, улеглись у его ног и, махая хвостами, испускали мощный рев, чтобы свойственным им способом выразить сожаление о его смерти. Затем они стали разгребать когтями землю и, нарочно отбрасывая песок в обе стороны, образовали ров, достаточный, чтобы вместить драгоценные останки отшельника.

Совершив эту работу, они, как будто желая получить от Антония награду за труд, подошли к нему, двигая ушами, и, опустив головы, стали лизать ему ноги и руки.

Антоний понял по этим ласкам, столь необыкновенным для этих диких животных, что они просят его благословения. Он воздал хвалу Иисусу Христу, всесильную волю Которого творили эти звери, и произнес за них к Богу краткую молитву:

“Господи, без воли Которого не упадает ни один лист с дерева, не гибнет ни малейшая птица, дай этим львам то, что Ты считаешь для них необходимым!”

После этого он дал им знак удалиться и, приняв на свои плечи тяжесть тела праведного отшельника, положил его в могилу и засыпал его песком.

Отдав таким образом останкам преподобного Павла последний христианский долг, он вернулся в свой монастырь, унося с собой одежду из пальмовых листьев, которую сплел себе святой старец. Он рассказал своим ученикам все происшедшее и ежегодно в великие дни Пасхи и Троицы имел обыкновение одевать на себя эту драгоценную одежду.

Св. Иероним, описавший эту жизнь и узнавший о ней из уст учеников преп. Антония, заключает свой рассказ о ней следующими прекрасными размышлениями.

“Я спрошу у тех, кто обладает столькими сокровищами, что даже не может их счесть, кто воздвигает дворцы из мрамора, кто заключает в одном ожерелье из бриллиантов и жемчугов цену нескольких наследств, — спрошу их, в чем нуждался этот старец, лишенный всего. Вы пьете из кубков, украшенных драгоценными камнями, а он удовлетворял жажду из пригоршни; вы рядитесь в одежды, сотканные из золота, а он был одет хуже, чем последний из ваших рабов. Но небо открылось для этого нищего, а ваше великолепие не помешает быть низверженным в ад. Как ни был он гол, он сохранил белое одеяние своего крещения, а вы с вашими безумно дорогими одеждами утратили его. Павел восстанет во славе, хотя теперь он покрыт лишь грубыми песками; а столь богато украшенные гордые памятники, заключающие ваш прах, не предохранят вас от вечного огня. Сжальтесь же над самими собой. Пощадите, по крайней мере, те сокровища, которые вы так любите! К чему погребать трупы в золоте и шелку и к чему сохранять тщеславие среди вздохов и слез? Разве в драгоценных тканях тела богатых будут сохранены от тления? Кто бы ни прочел эти строки, вспомни, молю, о грешном Иерониме, который, если бы Бог предоставил это на выбор, предпочел бы бедное рубище Павла с его добродетелями пурпуру царей со всем их могуществом”.

Нельзя без волнения читать это сказание. Вот необыкновенный закал душ!

Пробыв столько десятилетий без общения с людьми, Павел, когда пришел к нему человек, и тогда не порывался к нему и еле позволил увидать себя. Что могли сказать друг другу в эту беседу эти два человека, с такой искренностью, силой и исключительностью искавшие Бога? Какие духовные тайны, доселе заключенные во внутреннем мире этих людей, не получили здесь выражения на языке человеческом?

Видно, даже в великом пустынножителе Антонии не совсем умерла потребность, составляющая один из типичнейших признаков человека, — общения с себе подобными, и сколько трагизма в этом вопле души:

“Неужели я должен потерять тебя так рано, так поздно узнав тебя?”

Не то же ли бывает и с нами? Как часто томимся мы одиночеством и наконец встречаем нужных нам людей лишь для того, чтобы, пережив несколько часов счастья от общения с ними, навсегда их утратить. Где же утешение? Что может смягчить тоску такой, как нам кажется, несправедливой разлуки? Только одно то, что смягчает всякую земную скорбь: надежда на вечность, в которой заглажены будут все изъяны и скорби земные. Быть может, нам суждено пережить всю полноту общения с родственными нам душами лишь тогда, когда и они и мы в условиях небесной жизни разовьемся в те совершенные типы, на которые в земную нашу пору и лучшие из нас представляют из себя лишь слабый намек.

Житие Парфения Киевского

Его глаза проникали в самые глубины человеческой души, его плоть казалась прозрачной оболочкой чистой и светлой, как день, души. Ласковая, тихая речь мягко ложилась на душу, открывая внутреннему взору каждого человека простые истины. Именно так характеризовали святого старца люди, имевшие возможность встретиться с ним в назидательных беседах.

Житие и православное воспитание

Будущий святой родился в Тульской губернии, в селе Симоново Алексинского уезда в 1792 году. Его отец был пономарем. Все детство мальчика проходило в бедности, поэтому с ранних лет он понял — ни к чему материальному в этом мире не стоит слишком прикипать душой.

Несмотря на скудный достаток семьи, Петр Краснопевцев, а именно так звали в миру Парфения Киевского, в 1805 году благополучно окончил духовное училище и был переведен в семинарию.

Начало духовного пути

Как-то на каникулах он остановился на ночлег по пути домой. Взглянув в ночное небо, парень ощутил необъяснимую радость в душе. В это время над ним появился белый голубь, который парил в воздухе то вверх, то вниз, но не улетал. К утру птица не улетела, но стала невидима глазу. Как впоследствии признавался Парфений, с этого момента ему захотелось чего-то неземного, в сердце запала какая-то сладость. Ничто мирское больше не прельщало его.

Другой интересный случай произошел с юношей, когда он задремал под деревом. Открыв глаза, Петр увидел старца, который промолвил следующие слова: «Странен монах и земен мертвец». После сказанного старец развернулся и скрылся в лесу. Парень побежал за ним, но не нашел. Однако высказывание незнакомца глубоко запало в душу Петра.

Служение в Киево-Печерской Лавре

В 1814 году во время очередных каникул студент посетил Киево-Печерскую лавру, в которой ему захотелось остаться навсегда. Спустя год Петр покинул семинарию с той целью, чтобы уехать в лавру. Но родители настаивали на том, чтобы он стал пономарем в родном селе. Ему даже начали подыскивать супругу. Однако, поняв, что стремления сына совершенно иные, мать и отец приняли его выбор. В 1819 году Петр поступает в Киево-Печерскую лавру.

Первое время он несет послушание в винограднике и саду. После этого его перевели на просфорню. Любое дело Петр выполнял с большим прилежанием. При этом отличался большой скромностью в быту. Будущий подвижник старался жить так, чтобы ничто не отвлекало его ум и сердце от неустанной молитвы Господу.

Однажды произошел показательный случай, продемонстрировавший высокий духовный уровень и сострадательность молодого послушника. Малоимущий странник зимой украл у Петра тулуп, но братия сумела поймать вора. Увидев виновника, Петр попросил, чтобы его отпустили вместе с тулупом. Свое решение он аргументировал достаточно просто — он с братией живет в тепле, а этот бедняк в стужу без крова над головой дрожит от холода. В итоге тулуп остался у странника, а Петр ему еще и денег дал, с условием, что тот больше не будет воровать никогда.

Молитвенное правило

Оценив усердие, с которым нес послушание Петр, его назначили начальником просфорни. Как-то раз в часы напавшего на подвижника уныния, ему явился Никодим Просфорник с Псалтирью в руках. С той поры эта книга стала главной в молитвенном правиле Петра. Он ежедневно вычитывал Псалтирь полностью и вскоре выучил все псалмы наизусть.

Не довелось за всю жизнь испытать Петру брань с помыслами плотскими. Единственный раз он задумался о том, как могут грешить люди, какое в этом удовольствие, а на следующий день был вызван наместником. Оказалось, что Антонию, будущему Воронежскому архиепископу, было послано откровение свыше и он решил предостеречь своего подопечного о недопустимости таких помыслов.

После этого, по словам самого преподобного, он еще отчетливее стал понимать, насколько важно беречь себя от приближения к греху не только телесному, но и умственному.

Монашество

Монашеский постриг Петр Краснопевцев принял в 1824 году. Его нарекли Пафнутием. После посвящения в монахи Пафнутий был рукоположен в иеродиакона. Вскоре монах заболел — его начали мучать сильные головные боли. Тем не менее он находил в себе силы не роптать на судьбу и без тени нареканий на Бога с большой любовью продолжал служить ему.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла — греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, — можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели — к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.

Единственная мера, к которой прибегал Пафнутий в периоды сильного обострения недуга, это освобождение от некоторых послушаний. Его переводили на служение в Дальние пещеры.

В 1826 году он смог вернуться к своим обязанностям начальника просфорни. Но через два года вновь попросил перевода и был направлен в Китаевскую пустынь. Когда Пафнутий оправился от очередного обострения, то смог вернутся и продолжить служение в храмах Дальних пещер.

В 1829 году Пафнутия посвящают в иеромонахи. Как раз накануне ему было видение, в котором он предстал в алтаре перед Архиереем и его Женой. Архиерей назидал его взять Евангелие и священнодействовать. А Жена сказала, что поручается за него. Тогда монах узнал в женщине Пречистую Деву Марию.

Вскоре Пафнутий становится духовником братии, а затем его переводят в Успенский собор. В 1833 году иеромонах нес послушание книгопродавца в типографии лавры.

Схимничество

Через пять лет подвижник принял схиму. У него было большое и разнообразное келейное правило, включающее молитвы к Иисусу Христу, Богородице, Псалтирь и Евангелие. Он часто задавался вопросом, правильно ли он следует к цели схимнического подвига. Вопрошая к святым, отец Парфений сподоблялся благодатных посещений, во время которых укреплялся словами богоугодников в своем стремлении.

В теплое время года Парфений часто подолгу бывал в Голосеево, любил уходить в лес для уединенной молитвы. К нему не иссякал поток посетителей, желающих поговорить с подвижником. Стремясь к уединению, старец думал прекратить это общение, но во сне увидел, как его духовные чада отгоняют от него палками свирепого зверя, и оставил этот замысел.

Многие из тех, кто встречались с отцом Парфением, отмечали его необыкновенно чистый и проникновенный взгляд, простоту и прозорливость.

В преклонном возрасте преподобный жил в блюстительских кельях Ближних пещер. С каждым годом ему становилось все сложнее спускаться в церковь прп. Антония для совершения Литургии, поэтому ему организовали церковь в самих блюстительских кельях. Поскольку подвижник готовился к отходу из земного мира, храм назвали Сретенским.

Жизнь святого оборвалась 25 марта 1855 года. Он тихо предал свою душу Господу и был погребен в храме иконы Богородицы «Живоносный Источник» в Голосеево.

Почитание преподобного

В народе память старца почиталась сразу же после его кончины. В Украинской Православной Церкви его прославили в лике святых в 1993 году 27 июля. Общецерковное почитание началось с 2007 года после проведенного Архиерейского Собора РПЦ, давшего свое благословение на это.

На заметку! Парфения Киевского вспоминают 25 марта по старому стилю или 7 апреля по новому стилю.

Мощи

В советскую эпоху церковь Голосеевского монастыря была разрушена. Сейчас мощи прп. Парфения, который был там похоронен, находятся под спудом возродившегося храма иконы Богоматери «Живоносный источник».

Великому подвижнику не раз являлись сам Господь, святые и архангелы. Весь жизненный путь он прошел с непоколебимой любовью и верой в Бога. А сегодня занимает достойное место в сонме святых, отвечая на молитвы верующих.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Парфения Киевского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди всех православных святых особое место занимает преподобный Парфений Киевский. В день его памяти 25 марта собирается много верующих, чтобы произнести молитвенное прошение с различными просьбами. О чем молятся святому и чем ценны наставления прп. Парфения Киевского вы узнаете из нашей статьи.

Краткое житие святого

В мирской жизни святого звали Петр. Родился он в Тульской губернии. Его семья была бедной. С самого детства мальчик глубоко веровал в Господа Бога. Он отличался младенческой чистотой и добротой. Свое спасение от бедности он видел только в молитвах, поэтому возносил их в свободную минутку.

Еще в юном возрасте, во время обучения в духовной семинарии, Петр пешком дошел до самой Киево-Печерской лавре. Увидев ее он ощутил невероятную радость. Тогда он и решил, что останется в ней послушником. На протяжении больше чем 10 лет он проработал на просфоне. Он не отказывался от тяжких работ, а трудился как и многие другие послушники. Ежедневное молитвенное прошение усиливало его веру и придавало силы для работы.

Спустя некоторое время преподобный постригся в монахи.Тогда ему и дали имя Пафнутий и стал духовником Лавры, который выучил псалтырь наизусть и читал молитвы до 300 раз на сутки. Спустя три года в 46 лет его постригли в схиму. Перед смертью Парфений прожил в уединении. Местом уединения была ближняя пещера в лавре. Умер он 25 марта 1855 года в день Благовещения пресвятой Богородицы.

На протяжении всей своей жизни преподобному было несколько видений с Богородицей и монахом, после чего он и посвятил свою жизнь проповеди и духовной жизни.

Преподобный на протяжении всей жизни читал евангелие. Он его знал наизусть и просил у своих учеников изучить его и читать так как и он ежедневно. Молитву на Евангелии Парфения Киевского читают и по сей день. Святой не только читал, но и писал молитвенные прошения. В молитвослове можно найти ежедневную молитву и не только.

Когда читают молитву Иеросхимонаха Парфения Киевского

Самой известной считается ежедневная молитва Парфения Киевского. Ее текст достаточно длинный текст. Современные священники и церковные историки задумались, а в чем вообще суть данного молитвенного прошения и о чем она? Нужно отметить что молитва сложена самим преподобным. Она начинается из просьб:

  • о даровании светлых помыслов;
  • недопущении зла и негативных мыслей;
  • избавлении от гнева;
  • прося о месте в вечности.

В основной части молитвы уделяется внимание просьбам перед Всевышним и Богородицей о даровании возможности получить достойное место В Царствии Небесном.

По мнению священнослужителей православной веры это очень важный момент. Ведь все мы в этом мире гости и каждый из нас уйдет с этого мира. Если человек будет ежедневно читать молитвы, тогда он попадет в царствие небесное. Заключительная часть складывается с даровании благ своим близким и родным. В самом конце прошения просят об всех несчастных и больных верян. Также в молитве просят о здравии:

  • убогих;
  • умирающих;
  • тяжелобольных.

И особенно об упокоении всех людей.Так как молитвенное прошение большое ежедневно его читать очень сложно. Но несмотря на это при желании ежедневного чтения молитву рекомендуют сократить самостоятельно, выбрав основное для себя. Читать прошение можно как в храме, так и дома. Главное перед началом чтения получить благословение от священнослужителя. Также рекомендуется приобрести икону преподобного. Она будет служить вашему дому защитой от негатива и всего плохого.

Наставления

Ценными являются и наставления святого, которые он записывал на протяжении всей жизни в лавре. Они наставляют православных верян быть добрыми, помогать бедным и нуждающимся в этом людей. Более детально изучить наставления можно в специальном сборнике, который можно приобрести в церковной лавке.

Икона

На иконе преподобный изображен вместе с новопрославленных преподобных Киево-Печерской лавры. Преклонится перед иконой можно в храме Киево-Печерской Лавре, которая находится в городе Киев. Добраться к ней просто: от станции метро Арсенальная, ходят троллейбусы и автобусы №62, 444. От метро и пешком можно прогуляться. Пешком через парк это займет не больше 10-15 минут.

Текст молитвы иеросхимонаха Парфения Киевского выглядит так:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.

Храни Вас Господи!

В этом видео вы можете услышать как читается молитва святому Парфению Киевскому:

Молитвы и наставления

Содержание

Наставления

Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через Отца нашего и Наставника и во всем следовать его рассуждению.

Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое – от нас.

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога – ни до порога.

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

Изречения

Потеря благодати страшнее всех потерь.

Чем ближе приближаешься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя.

Никогда не должно последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

Пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника.

Наши желания и намерения рассеиваются, как прах. Итак, всеконечно, должны мы предаться воле Водителя нашего.

Неизреченная польза проистекает из уединения.

Кто стяжал страх Божий, для того нет на земле ни скорби, ни радости.

Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и чаще размышляй о смерти.

Пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.

Честь, от человеков бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовью совершенною, как самого себя, но без пристрастия, т. е. не желай присутствия или видения любимого человека и не услаждайся мыслью о нем.

Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.

Будет только то, что определил Господь.

Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее – принудь себя на противное; хочется облокотиться, сидя – воздержись; и так во всем.

Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.

Для принятия Святого Духа необходимо изнурить плоть: даждь плоть и приими Дух.

Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, не горда, не злобива, не величава, не прозорлива, воздержна и боящаяся Бога.

Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот, обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – в тебя перельются те же добродетели.

У человека нечистого и страстного и вещи его заражены страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

Монах должен жить один, а другой с ним – Господь. Монах любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.

Без молитвы нельзя снести уединения, без уединения нельзя стяжать молитвы. Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом.

Никто не возвращался в келлию свою таким, каким вышел из нее.

Святые скорбями совершаются.

Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде.

Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие «огнь поядаяй есть». Однажды в течение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огонь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чистое. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: «Терние, покрывавшее поле, грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божие, тобою за нее чтомое».

Страстные Евангелия прочитывайте, когда прилучится, наипаче в скорбное время.

Молчание собирает, а глаголание расточает.

Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование чудотворцев печерских.

Молитва ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.

Предсмертная молитва иеросхимонаха Парфения Киевского

1. Когда я, удрученный болезнью, восчувствую, приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.

2. Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.

3. Когда очи мои в последний раз орошатся слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами моими: Господи, помилуй меня.

4. Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.

5. Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.

6. Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.

7. Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.

8. Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе с врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.

9. Когда смертный пот оросит меня, и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.

10. Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.

11. Когда в теле моем прекратится все ощущение, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.

12. Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.

13. Когда душа предстанет лицу Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.

14. Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.

15. Когда тело, оставленное душею, сделается добычей червей и тления и, наконец, весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.

16. Когда трубный глас возбудит всех при втором Твоем пришествии и раскроется книга деяний моих: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного раба Твоего (имя). В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь.

Источник: Благословенная душа : жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского / [сост. Ирина Хрулева]. – Москва : Синтагма, 2008. – 319 с. ISBN 5-7877-0007-4

Вам может быть интересно:

  1. Письма – преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)
  2. Молитвы – преподобный Александр Свирский
  3. Молитвы – святитель Филарет Московский (Дроздов)
  4. Как надобно молиться – святитель Феофан Затворник
  5. Ангел молитвы – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  6. Об умной или внутренней молитве – преподобный Паисий (Величковский)
  7. В мире молитвы – праведный Иоанн Кронштадтский
  8. Молитвы, составленные в заключении – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
  9. Учение о молитве по Добротолюбию – игумен Варсонофий (Верёвкин)
  10. О молитве Иисусовой – преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского

Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского

Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, всё Упование моё! Не оставь меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне эту чистоту духа, эту простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце моё, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня всё противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих.

Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание моё в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровью Твоей. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услышь желания всех вопиющих к Тебе, избавь от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена)[5]: пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их, меня ради грешного, но пролей на них благость Твою.

Господи! Молю Тебя обо всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и всё, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днём милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; будь пастырем заблудших, вождём и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирот, помощником угнетённых, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанному концу – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.

После этого принеси молитву своими словами о здравии и спасении отца твоего духовного, родителей, родственников, друзей, знакомых и вообще обо всех тех, кто особенно нуждается в помощи Божией, находясь в болезни, трудных обстоятельствах, в дороге, вдали от дома; помолись также о своих особенных нуждах и проблемах.

Молитва об усопших

Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей (имена), родных и знакомых (имена)[6] и прости им все согрешения их, вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное и приобщение к Твоей бесконечной и блаженной жизни. Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения к жизни вечной усопших отцов и братьев наших и всех православных христиан, даруй им оставление грехов и прегрешений и всели их со святыми Твоими там, где светит свет лица Твоего, и сотвори им вечную память. Аминь.

Окончание молитв

Достойно есть прославлять Тебя, истинную Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Господа нашего. Честью честнейшую Херувимов и славою славнейшую Серафимов, непорочно Бога Слово родившую, истинной Богородицей Тебя величаем.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Читайте также

Пастырство оптинского иеросхимонаха Льва

Пастырство оптинского иеросхимонаха Льва В Оптину пустынь в 1829 г. прибыл иеросхимонах Лев, который и положил начало духовного руководства как братии, так и мирян, обращавшихся к нему.О. Леонид был родом из купцов г. Карачаева Орловской области. В молодости он занимался

Пастырство оптинского иеросхимонаха Макария

Пастырство оптинского иеросхимонаха Макария Иеросхимонах Макарий (в миру Михаил Иванов) родился в селе Железняки Орловской губернии 20 ноября 1788 года, от благочестивых родителей. Из своих детских воспоминаний о. Макарий рассказывал впоследствии, как однажды, стоя с

Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского

Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского Соименный девству [1], святой Парфений родился в Мелитополе [2]. Отец его, по имени Христофор, был диаконом одной из церквей этого города. Парфений с детства не был научен грамоте, но, слушая в храме Божественное

Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского

Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского Соименный девству [1], святой Парфений родился в Мелитополе [2]. Отец его, по имени Христофор, был диаконом одной из церквей этого города. Парфений с детства не был научен грамоте, но, слушая в храме Божественное

Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского

Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского Соименный девству [1], святой Парфений родился в Мелитополе [2]. Отец его, по имени Христофор, был диаконом одной из церквей этого города. Парфений с детства не был научен грамоте, но, слушая в храме Божественное

Подробности о смерти иеромонаха Аникиты со слов диакона Парфения, находившегося при Русской миссии в Афинах и присутствовавшего при его кончине

Подробности о смерти иеромонаха Аникиты со слов диакона Парфения, находившегося при Русской миссии в Афинах и присутствовавшего при его кончине Во время путешествия своего по Сирии иеромонах Аникита получил в Яффе предписание Святого Синода о назначении его к Русской

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Воздыхание ко Господу (предсмертная молитва святого преподобного Парфения Киевского)

Воздыхание ко Господу (предсмертная молитва святого преподобного Парфения Киевского) 1. Когда я, удрученный болезнью, восчувствую приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.2. Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и

МОЛИТВА ЕЖЕДНЕВНАЯ ИЕРОСХИМОНАХА ПАРФЕНИЯ КИЕВСКОГО

МОЛИТВА ЕЖЕДНЕВНАЯ ИЕРОСХИМОНАХА ПАРФЕНИЯ КИЕВСКОГО Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О, мой Господи, Создатель мой, все упование мое! не остави

4. Из жизни иеросхимонаха Амвросия оптинского старца.

4. Из жизни иеросхимонаха Амвросия оптинского старца. Много всегда говорили о прозорливости отца Амвросия. Он старался скрыть от людей этот свой дар и не имел обыкновения предсказывать. Но в тех советах, которые он давал, этот дар обнаруживался во всем своем непостижимом

6. Из жизни Парфения, иеросхимонаха Киево-Печерского.

6. Из жизни Парфения, иеросхимонаха Киево-Печерского. Плотских страстей, плотской борьбы, нечистых помыслов не знал Петр (мирское имя его) вовсе. И тот путь, царский, которым шел подвижник, привел его к великим духовным дарам.По пострижении, 20 сентября 1824 года, в монашество, с

7. Из жизни иеросхимонаха Феофила.

7. Из жизни иеросхимонаха Феофила. Иеросхимонах Феофил родился в киевской губ., в г. Махновке, в октябре 1788 г., и был одним из двух близнецов. Назвали его при крещении Фомою.Мать начала разом кормить грудью обоих детей, но Фома, к ее изумлению, не хотел брать груди и чувствовал

8. Из жизни иеросхимонаха Макария, старца Оптинской пустыни.

8. Из жизни иеросхимонаха Макария, старца Оптинской пустыни. Не одни только души врачевал этот старец. Помазуя елеем из лампады, горевшей в его келье пред чтимою им Владимирскою иконою, старец приносил великую пользу больным телом, и случаи таких исцелений немалочисленны.

Письмо иеросхимонаха Иоанна (Малиновкина) к святителю Игнатию [2091 ]

Письмо иеросхимонаха Иоанна (Малиновкина) к святителю Игнатию [2091] № 104 Ваше ВысокопреподобиеДостопочтеннейший Отец Архимандрит!Милостивое ваше внимание ко мне, убогому старику, дает мне право осмелиться представить вам, с глубочайшим моим к вам почтением и уважением,

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Преподобный Парфений Киевский

Преподобный Парфений Киевский

Святой Парфений (в миру Петр Иванович Краснопевцев) [1] родился 24 августа 1792 года в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии в семье бедного причетника. Он с детства привык терпеливо переносить тяготы бедности, прибегая к Богу в молитве. Отроком Петр поступил в Тульское духовное училище, а по окончании курса в 1805 году был переведен в семинарию.

Сердце его горело любовью к Богу, и однажды он сподобился видения небесного голубя, парившего прямо над ним. После этого, как сам он впоследствии рассказывал, «в сердце его запала какая-то сладость и желание чего-то нездешнего», так что ничто земное его более не прельщало. В другой раз перед ним явился благообразный старец-монах, который сказал ему: «Монах тот, кто иной и умерший для мира», – и удалился в чащу, так что Петр уже не смог отыскать старца. С тех пор мысль о монашеской жизни не оставляла юношу, особенно после паломничества в Киево-Печерскую лавру (1814). Тогда он остался в лавре на послушании, но в 1815 году был вынужден вернуться в семинарию по требованию начальства. Однако в том же году подал прошение об увольнении, которое и было удовлетворено.

Впоследствии святой из-за того, что не получил полного образования, нередко именовал себя невеждой и неученым. Однако родители и после увольнения не отпустили сына в монастырь. Они убедили его поступить на должность причетника в родное село и намеревались его женить, уже найдя невесту. Петр не стал перечить родителям и согласился на помолвку, но, не дождавшись дня свадьбы, ушел в Киев. Два месяца спустя он был вынужден вернуться в село, но за время его странствия невеста была выдана замуж. И хотя родители не оставляли попыток женить Петра, всякий раз дело расстраивалось. Наконец, по воле местного архиерея, с которым согласились и родители, Петр в 1819 году навсегда ушел в Киев.

В лавре он получил послушание просфорника, проходил его с усердием и, несмотря на усталость, ежедневно прочитывал всю Псалтирь. В 1824 году он был пострижен в малый монашеский образ с именем Пафнутий и вскоре рукоположен в иеродиакона.

Единственным украшением его кельи были распятие и икона Пресвятой Богородицы. Пафнутий все более и более посвящал себя молитве и переписыванию святоотеческих творений, в особенности преподобного Исаака Сирина. В 1830 году он был рукоположен в иеромонаха, а спустя некоторое время назначен духовником лавры. Помимо иноков, ему приходилось принимать также множество мирян. Со скорбью взирая на грехи приходивших к нему людей, он ополчался прежде всего на сам грех и, с болью душевной молясь о кающихся, не приписывал никакого грехопадения злобе человеческой и обдуманному намерению согрешить, а только исконному врагу нашего спасения.

В 1838 году он принял великий ангельский образ – схиму с именем Парфений, в честь святого Парфения Лампсакийского (память 7 февраля), явившегося ему незадолго до пострига. Приняв схиму, преподобный Парфений всецело предался молитве, которая стала с той поры непрестанной. Он повторял слова, услышанные им от Самой Богородицы во время молитвы перед Ее иконой: «Схимничество есть посвящение себя молитве за весь мир». Он испытывал чрезвычайное благоговение перед Пресвятой Богородицей, Которая не раз являлась ему, и, пылая любовью к Ней, часто повторял: «Иисусе и Марие, Вы бо радосте моя!» Воодушевленный таким благоговением, он составил многочисленные молитвы Христу и Матери Божией, которые впоследствии получили широкое распространение в России. Он именовал Пресвятую Богородицу Пещеро-Лаврскою Игуменьей и видел в Ней совершенный образец монашеского жития.

Преподобный жил в тесной келейке, напоминавшей пещеру. Единственное окно в ней было закрыто иконой Матери Божией, перед которой горела неугасимая лампада. Он обычно говорил: «На что мне свет чувственный? Она, Пречистая, – свет очей и души моей». Он часто удалялся в лес при Голосеевской пустыни для уединенной молитвы, а возле своей кельи поставил собственный гроб, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Однажды зимой разбойник снял с него шубу из овчины. Когда грабитель был пойман, преподобный сказал, что тот не сделал ему никакого зла, и даже послал этому человеку денег на пропитание.

Последние 17 лет жизни святой Парфений ежедневно служил Божественную литургию. Присутствующих на ней охватывало глубокое умиление. Изможденная и истонченная постами и бдениями плоть святого старца стала как будто прозрачной, и казалось, будто это ангел мира, воспевающий хвалу Богу. Ему часто являлись святитель Иоанн Златоуст, архангел Михаил и святой Иоанн Предтеча, и Сам Христос укреплял его в благочестивой ревности о святой Евхаристии. Когда святой Парфений по болезни уже не мог служить сам, он весь последний год жизни каждый день приходил в церковь и причащался святых Христовых таин. Преподобный почил в мире в 1855 году, в Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения.

В молитве, которую преподобный Парфений повторял ежедневно и которая стала сокровищем православного благочестия, есть такие слова: «Господи! Отыми от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающую Твоему присутствию и развлекающую внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы сие развлечение было непроизвольно, и, отвращая ум, да не отвращу от Тебя сердце…»

[1] Прославлен в 1994 г. Украинской Православной Церковью в качестве местночтимого святого.

Преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев)
Молитвы и наставления

Наставления

Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через Отца нашего и Наставника и во всем следовать его рассуждению.

Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое – от нас.

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога – ни до порога.

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

Изречения

Потеря благодати страшнее всех потерь.

Чем ближе приближаешься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя.

Никогда не должно последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

Пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника.

Наши желания и намерения рассеиваются, как прах. Итак, всеконечно, должны мы предаться воле Водителя нашего.

Неизреченная польза проистекает из уединения.

Кто стяжал страх Божий, для того нет на земле ни скорби, ни радости.

Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и чаще размышляй о смерти.

Пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.

Честь, от человеков бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовью совершенною, как самого себя, но без пристрастия, т. е. не желай присутствия или видения любимого человека и не услаждайся мыслью о нем.

Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.

Будет только то, что определил Господь.

Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее – принудь себя на противное; хочется облокотиться, сидя – воздержись; и так во всем.

Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.

Для принятия Святого Духа необходимо изнурить плоть: даждь плоть и приими Дух.

Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, не горда, не злобива, не величава, не прозорлива, воздержна и боящаяся Бога.

Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот, обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – в тебя перельются те же добродетели.

У человека нечистого и страстного и вещи его заражены страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

Монах должен жить один, а другой с ним – Господь. Монах любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.

Без молитвы нельзя снести уединения, без уединения нельзя стяжать молитвы. Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом.

Никто не возвращался в келлию свою таким, каким вышел из нее.

Святые скорбями совершаются.

Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде.

Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие «огнь поядаяй есть». Однажды в течение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огонь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чистое. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: «Терние, покрывавшее поле, грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божие, тобою за нее чтомое».

Страстные Евангелия прочитывайте, когда прилучится, наипаче в скорбное время.

Молчание собирает, а глаголание расточает.

Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование чудотворцев печерских.

Молитва ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.

Предсмертная молитва иеросхимонаха Парфения Киевского

1. Когда я, удрученный болезнью, восчувствую, приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.

2. Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.

3. Когда очи мои в последний раз орошатся слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами моими: Господи, помилуй меня.

4. Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.

5. Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.

6. Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.

7. Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.

8. Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе с врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.

9. Когда смертный пот оросит меня, и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.

10. Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.

11. Когда в теле моем прекратится все ощущение, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.

12. Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.

13. Когда душа предстанет лицу Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.

14. Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.

15. Когда тело, оставленное душею, сделается добычей червей и тления и, наконец, весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.

16. Когда трубный глас возбудит всех при втором Твоем пришествии и раскроется книга деяний моих: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного раба Твоего (имя). В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь.

На сайте собрано 31 318 изречений святых отцов и учителей православной церкви.

Ссылка на основную публикацию