Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Святитель Нифонт Новгородский

21 апреля (8 ст. ст.) Церковь чествует память русского святого ХII века — святителя Нифонта Новгородского, первого новгородского пастыря, удостоившегося архиепископского сана. Святой Нифонт особенно известен как миротворческий посредник между враждующими удельными князьями и строгий блюститель церковных канонов.

Содержание:

Житие святителя Нифонта Новгородского

О детстве и юности святого Нифонта сведений практические не сохранилось. Родился он в последней четверти XI столетия в городе Киеве или его ближайших окрестностях, при крещении младенца назвали Никитой. В юных годах принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, где игуменом в то время был добродетельный старец Тимофей.

Будущий святитель, благодаря своей высокой подвижнической жизни, стал известен далеко за пределами Печерского монастыря. Так, когда в 1130 году престарелый Иоанн, епископ Новгородский, оставил свою кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, русские святители и князья единогласно положили избрать на Софийский престол блаженного Нифонта, «мужа свята и зело боящася Бога».

Управлять новгородской паствой было очень нелегко: именитые горожане пользовались дурной славой за свой вольнолюбивый и буйный нрав и во время двадцатишестилетнего архипастырского служения Нифонта они до 10 раз переменяли у себя князей. В 1134 году, после неудачного военного похода новгородского князя Всеволода, в Новгороде поднялся мятеж, и митрополит Киевский Михаил II, чтобы привести в чувство враждующие стороны, был вынужден наложить церковное запрещение на весь город. По свидетельству летописи, «новгородцы с князем их Всеволодом опечалишася зело», и святитель Нифонт отправил в Киев игумена Исаию к митрополиту с челобитьем, смиренно моля его даровать прощение и благословение преступному Новгороду. Тогда Михаил, уважая ходатайство Нифонта, сам прибыл в Новгород, чтобы лучше вразумить строптивый народ своим личным присутствием.

В 1135 году новгородскому святителю удалось предотвратить крупное кровопролитное столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. И в последующее времена Нифонт всегда заботился о водворении мира и согласия в Русской земле.

Святитель Нифонт твердо держался канонических правил, не боясь отстаивать свои принципы и перед державными князьями. В 1136 году, когда по изгнании князя Всеволода в Новгороде стал править черниговский князь Святослав Олегович, он без колебаний отказался благословить его брак, который имел слишком близкую степень родства. В результате Святослав был вынужден венчаться в своей домой церкви у пришедшего вместе с ним черниговского священника. Но и после этого ревностный архипастырь неоднократно обличал князя за нарушение церковной заповеди. (Следует отметить, что князь Святослав не удержался в Новгороде: с небольшим перерывом он правил там не более 3 лет, в 1138 году своенравные новгородцы изгнали черниговского князя, а жену его заточили в Варваринский монастырь).

В другой раз новгородский епископ вступил в открытую оппозицию к великому князю Изяславу II, когда тот, узнав о смерти Михаила II, в 1147 году созвал церковный собор, чтобы самостоятельно, не сообщаясь с Константинопольским патриархатом, поставить нового киевского митрополита. В летописях не сказано, что именно побудило князя решиться на это. Может быть, причиной было тогдашнее неустройство в самой Греческой церкви, которая в это время тоже оставалась без патриарха; или этого требовала польза и честь Русского государства, потому что путешествие в Грецию было связано с большими затруднениями и издержками. Изяслав мог руководствоваться также и личным нерасположением к грекам, которые самовольно покидали свою паству: последний киевский митрополит, грек по происхождению, скорбя о непрекращающихся княжеских междоусобицах, удалился в Константинополь, где и скончался. Выбор великого князя пал на простого русского инока-затворника Клима Смолятича, известного своей подвижнической жизнью и большой богословской образованностью — летописи называли его «философом». Вместо благословения Константинопольского патриарха епископ Черниговский Онуфрий, возглавлявший этот собор, предложил посвятить Клима главою святителя Климента, папы Римского (мощи святого принес из Херсонеса равноапостольный князь Владимир, получив их в дар от херсонского епископа), что и было принято князем и некоторыми из епископов.

Но святитель Нифонт, предвидя, что тогдашние бедствия России могут еще увеличиться и ввиду расторжения духовного мира и единения церквей, категорически воспротивился нарушению установившейся традиции, утверждая, что избрание митрополита без патриаршего благословения несогласно с православным преданием святой восточной церкви.

Нифонт никак не соглашался признать законным рукоположение Клима и не хотел с ним служить в Софийском храме. «Ты недостойно поставлен, — говорил он, — и не благословлен от великого Собора, и не твердо твое посвящение, ибо ты не возносишь на литургии имени патриаршего». Удалившись в Новгород, Нифонт не переставал воссылать свои обличения, и «тако вражда бысть многа», как свидетельствует летописец. В конце концов в 1149 году великий князь вызвал Нифонта в Киев с намерением примирить иерархов. Однако поскольку Нифонт бескомпромиссно отстаивал свою позицию, называя Клима не «пастырем», а «волком», Изяслав не отпустил его домой, но отправил в заточение в Киево-Печерский монастырь. Освободил святителя князь Георгий Долгорукий, который в 1150 году победил Изяслава и стал сам княжить в Киеве.

Новгородцы с большой честью приняли своего любимого пастыря и смотрели на него теперь как на исповедника истины. Патриарх Николай IV Музалон высоко оценил твердую принципиальность Нифонта и послал к нему похвальную грамоту, где сравнивал его с первыми святыми отцами, пострадавшими за православие. Тогда же он почтил его архиепископским саном. Между тем князь Изяслав сумел добиться возвращения великокняжеского престола, и поставленный по его воле Клим продолжал управлять митрополией в условиях церковного раскола. Только в 1154 году, после смерти великого князя, Клим Смолятич был вынужден окончательно оставить Киевскую кафедру.

Основываясь на том, как настойчиво защищал Нифонт права цареградского патриарха на русскую церковь, как старательно проводил греческое влияние на Русь и как отчетливо знал почти все установления и обычаи греческой церкви, некоторые ученые выдвигают версию о его греческом происхождении, что, впрочем, маловероятно и бездоказательно.

Святитель Никон прославился еще и как усердный церковный строитель. По его почину был отреставрирован главный городской собор Святой Софии, создано в самом Новгороде и его пределах множество других церквей. Заложенная при нем древняя новгородская церковь во имя Успения Божьей Матери существует и доныне. В 1156 г, незадолго до своей кончины, он построил в городе Пскове благолепную церковь Преображения Господня и при ней учредил Спасо-Мирожский общежительный мужской монастырь.

Святитель Нифонт поддерживал духовную дружбу с преподобным Антонием Римлянином и часто посещал его обитель. В 1131 году он рукоположил его в священники и поставил игуменом над братией, а в 1147 году, когда преподобный отошел ко Господу, святитель Нифонт сам, при сослужении всего священного собора, совершил погребение честного тела угодника Божия и положил его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Преставился святитель 8 апреля в 1156 году на месте своего пострижения, в Киево-Печерском монастыре, где остановился, намереваясь встретить пребывавшего из Царьграда законного митрополита Константина. Но утружденному годами старцу уже не суждено было дойти до Киева. Он увидел в тонком сне явившегося ему преподобного Феодосия, который сказал: «В добрый час пришел ты к нам, брат и сын мой Нифонт, отныне ты будешь с нами неразлучен». В руках у преподобного был свиток со словами: «се аз и дети, яже ми дал есть Бог». После этого святитель пал в непродолжительную болезнь и в субботу на Светлой Седмице скончался. Согласно своему завещанию, святитель был погребен в Феодосиевой пещере, впоследствии его святые мощи были перенесены в Ближние Антониевы пещеры.

Литературное наследие святителя Нифонта Новгородского

Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угодников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, т.е. с 1116 г.

С именем святителя Нифонта непосредственно связан один из древнейших памятников русской литературы, известный под названием «Вопрошание Кириково». Это каноническое богословское сочинение в вопросно-ответной форме, написанное Кириком Новгородцем, иеродиаконом Антониева монастыря в Новгороде, в 40-50-е годы XII века. Здесь поднимаются вопросы о богослужебной практике, причащении, постах, чиноприеме в православие католиков, а также прочих иноверцев и язычников, взаимоотношения полов в среде мирян и духовенства. Большое внимание уделено темам материнства, детства, суеверий, нравственного благочестия. Первый оригинал этой книги не сохранился, до нашего времени дошла Кормчая ХIII века (хранится в Московской патриаршей библиотеке), где «Впрашание Кириково» представлено в качестве приложения к основному тексту.

История почитания и прославления Нифонта Новгородского

Документальные свидетельства о почитании Нифонта как святого встречаются с середины XV века. В 1549 году, на втором Макарьевском Соборе, состоялось его общецерковное прославление.

В 1462 г. насельник Киево-Печерской лавры инок Кассиан написал «Слово о Нифонте Новгородском», которое в 1558 году псковский священноинок Варлаам дополнил новыми сведениями. Самое подробное «житие» святителя Нифонта было составлено в 1687 в Старорусском Косинском монастыре неизвестным автором, который собрал воедино все известные устные предания и летописные повести о святом.

Святитель Нифонт Новгородский. Иконы

Самые древние иконы святителя Нифонта, которые известны на сегодняшний день, относятся к середине ХVII века. Большинство других изображений были написаны уже в более позднее время и многие из них не соответствуют древним традициям иконного письма.

Святитель Нифонт Новгородский. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей Собор Новгородских святых (фрагмент). Святитель Нифонт Новгородский. Рисунок (прорись с иконы). Россия, XVIII век Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Москва, конец 1920-х — начало 1930-х годов. Ризница Троице-Сергиевой Лавры Русские святые (фрагмент). Святитель Нифонт Новгородский. Рисунок (перевод с иконы). Россия, 1814 год. Лист 5. Музей СпбДА Святитель Нифонт Новгородский. Скан из книги

Спасо-Мирожский монастырь

В основанном по благословению святителя Нифонта Спасо-Мирожском мужском монастыре в начале ХVI века некоторое время подвизался св. прпмч. Корнилий. В 1567 году, при Иване Грозном, в обители прославилась чудесами икона Божией Матери, которая получила название «Мирожской».

До секуляризации церковных земель монастырь был одним из самых богатых на Руси, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую. Здесь велась также псковская летопись.

Спасо-Мирожский монастырь. Современный вид

В настоящее время монастырь действует, в 2010 году весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. При монастыре работают иконописные школы для взрослых и детей.

Преподобный Павел Фивейский , Египетский , отшельник

День памяти

Житие

Житие преподобного Павла Фивейского, отшельника

Пре­по­доб­ный Па­вел Фивей­ский ро­дил­ся в Егип­те, в го­ро­де Фива­и­де. Остав­шись си­ро­той, он мно­го пре­тер­пел от сво­е­го ко­ры­сто­лю­би­во­го род­ствен­ни­ка из-за ро­ди­тель­ско­го на­след­ства. Во вре­мя го­не­ний Де­кия (249–251) на хри­сти­ан свя­той Па­вел, узнав о ко­вар­ном за­мыс­ле пре­дать его в ру­ки го­ни­те­лей, по­ки­нул го­род и уда­лил­ся в пу­сты­ню.

По­се­лив­шись в пе­ще­ре у под­но­жия го­ры, пре­по­доб­ный Па­вел, ни­ко­му не ве­до­мый, про­жил в ней 91 год, неустан­но мо­лясь Бо­гу днем и но­чью. Пи­тал­ся он фини­ка­ми и хле­бом, ко­то­рый при­но­сил ему во­рон, одеж­дой из паль­мо­вых ли­стьев укры­вал­ся от хо­ло­да и зноя. По смот­ре­нию Бо­жию, уже неза­дол­го до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Пав­ла, Бог от­крыл о нем пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му (па­мять 17 ян­ва­ря), ко­то­рый так­же под­ви­зал­ся в Фива­ид­ской пу­стыне. Од­на­жды свя­то­му Ан­то­нию при­шла мысль, что ед­ва ли есть дру­гой та­кой пу­стын­ник, как он, и то­гда он услы­шал глас: “Ан­то­ний, есть раб Бо­жий, ко­то­рый со­вер­шен­нее те­бя и преж­де те­бя по­се­лил­ся здесь в пу­стыне. Иди в глу­би­ну ее и най­дешь его”. Ан­то­ний по­шел и на­шел пе­ще­ру свя­то­го Пав­ла. Пре­по­дав Ан­то­нию урок сми­ре­ния, пре­по­доб­ный Па­вел вы­шел ему на­встре­чу. Стар­цы на­зва­ли друг дру­га по име­ни, об­ня­лись и дол­го бе­се­до­ва­ли. Во вре­мя бе­се­ды при­ле­тел во­рон и при­нес им обо­им хлеб. Пре­по­доб­ный Па­вел от­крыл пре­по­доб­но­му Ан­то­нию при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны и за­ве­щал по­хо­ро­нить его. Пре­ста­вил­ся свя­той Па­вел во вре­мя мо­лит­вы, стоя на ко­ле­нях. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний ви­дел, как его свя­тая ду­ша в окру­же­нии Ан­ге­лов, про­ро­ков и апо­сто­лов вос­хо­ди­ла к Бо­гу. Два льва при­бе­жа­ли из пу­сты­ни и ког­тя­ми вы­ры­ли мо­ги­лу. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­хо­ро­нил свя­то­го стар­ца и, взяв его одеж­ду из паль­мо­вых ли­стьев, уда­лил­ся в свою оби­тель. Одеж­ду эту пре­по­доб­ный Ан­то­ний хра­нил как ве­ли­чай­шую свя­ты­ню и на­де­вал толь­ко два ра­за в год – на Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Па­вел Фивей­ский в 341 го­ду, ко­гда ему бы­ло 113 лет. Он не ос­но­вал ни од­ной оби­те­ли, но вско­ре по­сле его кон­чи­ны яви­лось мно­го под­ра­жа­те­лей его жиз­ни и по­кры­ли пу­сты­ню оби­те­ля­ми. Пре­по­доб­ный Па­вел счи­та­ет­ся от­цом пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ства.

В XII ве­ке те­ло свя­то­го Пав­ла по во­ле им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла (1143–1180) бы­ло пе­ре­не­се­но в Ца­рь­град и по­ло­же­но в Пе­рив­лепт­ской оби­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Впо­след­ствии оно бы­ло пе­ре­не­се­но в Ве­не­цию и, на­ко­нец, в Вен­грию в Офеи; часть гла­вы его на­хо­дит­ся в Ри­ме.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Павлу Фивейскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Па́вле, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Павел, дух твой.

Кондак преподобному Павлу Фивейскому, глас 3

Я́ко свети́ло незаходя́щее мы́сленнаго Со́лнца,/ соше́дшеся, днесь восхва́лим в пе́снех:/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неразу́мия,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́,// фиве́ев украше́ние, Па́вле преподо́бне, отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.

Перевод: Как свет немеркнущий духовного Солнца, собравшись, сегодня прославим в песнопениях, ибо воссиял ты всем, находящимся во тьме неразумия, всех возводя к Божественной высоте, Фиваиды украшение, Павел преподобный, отцов и постников твердое основание.

Мой небесный покровитель: преподобный Павел Фивейский. Житие святого

Павел Фивейский (греч. Παῦλος ὁ Θηβαῖος ), Павел Египетский, Павел Отшельник, Павел Пустынник — первый православный монах и отшельник, проживший в пустыне 91 год и упокоившийся на 114-м году жизни в 341 году по Рождестве Христове. Память его отмечается Церковью 28 января (15 января ст.ст.).

Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Когда преподобный Антоний Преподобный Антоний Великий — первый учредитель монашеского жития. Память его совершается 17-го января. Пещера, в которой он подвизался, находилась в южном Египте, в диком и необитаемом месте Фиваиды, на восточном берегу р. Нил жил со своими учениками в Египетской пустыне, ему пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии, что когда подумал так, то услышал в видении голос, который говорил:

— Антоний! Есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему скорее, пока он не отошел к Господу.

Услышав это и придя в себя, старец тотчас взял свой посох и поспешил в пустыню, пламенно желая поскорее найти того, о ком ему было открыто. Был полдень, и стало так жарко, что от солнечного зноя раскалились даже камни; старец изнемогал телом, но дух его был бодр, и он не думал возвращаться назад с предпринятого пути. Хотя он и не знал, куда далее идти, но сохранял твердость и говорил:

— Я верю, что Бог покажет мне, как обещал, Своего раба.

Проходя по этой суровой и недоступной пустыне, старец не видел ничего, кроме следов зверей; пробыв в пути уже второй день и проведя вторую ночь в молитве, он не знал, куда направиться далее. На рассвете третьего дня он увидел вдруг волчицу, которая шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к пещере Пещера преп. Павла, на горе Холзим, в прямую линию от горы Антония отстоит не более, как на четыре версты, но она отделена столь высокою и крутою стеною, что обход вокруг нее очень продолжителен, почему преп. Антонию и пришлось употребить на весь путь около двух дней , в которой жил Святой угодник Божий Павел. Старец пришел в радость при виде пещеры, но обитатель ее, заметив приближение Антония, запер дверь изнутри.

Павел Фивейский и преподобный Антоний: знакомство

Подойдя, старец постучал, но ответа не было, и он продолжал стоять снаружи и безуспешно стучать. Видя, что ему не отворяют двери, он упал на землю пред входом в пещеру и молился до самого шестого часа, чтобы сподобиться ему войти внутрь и увидеть того, кого он отыскал с таким трудом.

— Отопри мне, раб Христов, отопри! Ведь ты знаешь, кто я, откуда и зачем пришел, ибо тебе открыл то Бог. Знаю я и сам, что недостоин видеть твое святое лицо, тем не менее, не уйду отсюда, пока не увижу тебя. Не скрывай же себя, если тебя открыл мне Бог: ты принимаешь зверей, — зачем же отвергаешь человека? Я нашел тебя после долгих поисков, и вот стучу, чтобы ты отпер мне. Если же ты не отопрешь, то я умру на твоем пороге, и ты похоронишь здесь труп мой.

Многое и другое говорил он ему со слезами и укорял его за суровость. Тогда угодник Божий отвечал ему изнутри пещеры и сказал:

— Можно ли просить с угрозами, или укорять со слезами? Ты удивляешься, что я не отпираю тебе. Это — потому, что ты хвалишься, что пришел умирать здесь.

С такими словами Святой отпер дверь, и они обняли друг друга и облобызались, называя один другого по имени, потому что каждому из них Бог открыл имя другого. Когда они сели, преподобный Антоний сказал:

— Радуйся, Павел, избранный сосуд и огненный столп, житель сей пустыни!

Святой Павел отвечал:

— Хорошо, что ты пришел, солнце, посвящающее всю вселенную, наставник спасаемых, уста Божьи, населивший пустыню и прогнавший из нее дьявола! Но зачем ты предпринял такой великий труд, идя ко мне, грешному и ничтожному человеку? Вот ты видишь пред собою дряхлого старца, беспорядочно покрытого сединами, видишь человека, готового обратиться в прах и тление. Но любовь не знает препятствий, — и ты пришел. Скажи же мне, прошу тебя, — как живут теперь люди, в каком положении находится мир? Есть ли все еще идолопоклонники, и вместе с тем, не продолжаются ли гонения на верующих?

— Твоими молитвами, — отвечал Антоний, — мир находится в благополучии, гонения прекратились, и Церковь прославляет Истинного Бога. Но так как ты упомянул о гонениях, то прошу тебя, — расскажи мне, ради Бога, о себе и открой, по какой причине ты ушел из мира в эту далекую пустыню?

Павел Фивейский рассказывает историю своего пребывания в пустыне

Я родился Год рождения Павла Фивейского по житии его определяется так. Когда Антоний пришел к Павлу, он уже 91 год был в пустыне, в которую удалился 22-х лет. Следовательно, ему было 113 лет. Антоний, родившийся в 25-м году, пришел к нему 90 лет от роду. Следовательно преп. Павел родился около 228 года в Фиваиде Фиваида — область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем, назывался, по имени главного города, и вообще весь верхний (южный) Египет , начал свой рассказ Святой Павел, — и у меня была сестра; которую родители еще при жизни своей выдали замуж. Будучи сами православными, они, дав мне светское образование, наставили меня и в истинах православной веры. Умирая, они разделили между нами свое богатое имение. По смерти их, муж моей сестры, из лихоимства, задумал присвоить себе следующую мне часть имущества и вознамерился предать меня, как христианина, на мучение нечестивому князю, чтобы, погубив меня, таким образом, завладеть моим наследством. Царем был тогда Декий Декий — римский император, жестокий гонитель христианства, царствовал с 249-251 г. . Он преследовал всех христиан, и от страха пред измышляемыми им жестокими мучениями трепетала вся Фиваида. В то время был взят нечестивыми гонителями один христианский юноша. Его долго мучили, чтобы склонить к отречению от веры Христовой, но — напрасно. Наконец, его привели в цветущий и душистый сад и, положив навзничь на роскошную постель, привязали к ней мягкими веревками его руки и ноги. Когда все ушли из сада, то пустили туда к юноше одну молодую девушку, чтобы она соблазнила его на грех. Бесстыдная девица обнимала и целовала юношу, всячески стараясь обольстить его. Что же сделал доблестный страдалец, после того как уже претерпел столько мучений? — Видя себя в опасности плотского прельщения, он откусил зубами язык и выплюнул его в лицо блудницы; страшною болью он поборол в себе страсть, оплевал кровью лицо и одежды развратницы, сам же, с помощью благодати Христовой, устоял в чистоте. Другого юношу, оставшегося твердым в христианской вере, после многих мучений обнажили и, вымазав все тело медом, поставили его со связанными в плечах руками на солнечный зной; думали, что, жалимый пчелами, осами и шершнями, он не стерпит и согласится на принесете идольской жертвы. Но мужественный страдалец, хотя все тело его было искусано и покрыто кровью до такой степени, что он утратил даже образ человеческий, не отрекся, однако, от Христа. Видя все это, а также — и все более возрастающую злобу мужа моей сестры, которой не могли укротить ни слезы сестры, ни родство, я оставил ему все и убежал в эту пустыню. С помощью Божьей, я постепенно дошел до сего места. Найдя эту пещеру с источником воды внутри ее, я понял, что Сам Господь назначил мне здесь место обитания. Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и изготовляя себе одежду из листьев.

Преподобный Павел Фивейский принимает хлеб из рук ворона

Когда Святой рассказывал это, вдруг прилетел ворон, держа в клюве хлеб. Тихо положив пред ними хлеб, он улетел и скрылся в воздухе. Видя изумление блаженного Антония, Святой Павел сказал:

— Это Господь многомилостивый и человеколюбивый послал обед нам, Своим рабам. Вот уже шестьдесят лет я получаю полхлеба. Но по случаю твоего прихода Христос Господь удвоил дар и послал Своим воинам целый хлеб.

Взяв этот хлеб, великие угодники Божьи стали просить друг друга благословить и преломить его, каждый поставляя другого выше себя по чести. Святой Павел хотел почтить преподобного Антония, как гостя, преподобный же Антоний — святого Павла, как хозяина дома и старшего по возрасту. И долго они с любовью спорили между собой. Наконец, блаженный Павел взял хлеб с одного края, а другой вложил в руки преподобному Антонию: хлеб тотчас сам переломился посредине, и каждый получил свою половину.

Сев у источника, рабы Христовы ели и насытились. Потом они напились из этого источника, имевшего чистую и весьма приятную воду. По совершении благодарственной молитвы, они снова сели и пробеседовали всю ночь до утра. С наступлением дня, Святой Павел сказал авве Антонию:

— Я давно, брат мой, знал, что ты обитаешь в этой пустыне, и хотел бы, живя с тобою, вместе служить нашему Владыке. Но так как пришло время моей кончины, которой я всегда ждал с радостью, желая «разрешиться и быть со Христом» (Фил.1:23), то Господь и послал тебя ко мне, чтобы ты схоронил мое смиренное тело и предал землю земле.

Услышав это, Антоний воскликнул со слезами:

— Не оставляй меня, отец мой, одного, но возьми меня с собою!

— Тебе нужно не о себе заботиться, — отвечал Святой Павел, — но о благе ближнего. если для тебя благо было бы в том, чтобы, освободившись от тягости плоти, последовать за Агнцем на небеса, то польза прочей братии требует, чтобы ты пока еще наставлял и укреплял их. Прошу тебя, сходи поскорее в свой монастырь и принеси подаренную тебе епископом Афанасием Здесь разумеется св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, искренно почитавший и любивший египетских подвижников, сам подвижник, глубоко уважавший преп. Антония Великого мантию, чтобы покрыть ею мое тело.

Святой Павел просил об этом не потому, что нуждался в мантии. Он не заботился о том, нагим или покрытым будет схоронено в земле его тленное тело, которое он одевал столько времени финиковыми листьями. Он хотел лишь того, чтобы его душа разлучилась с телом в безмолвии уединения, поэтому он и отсылал от себя преподобного Антония в монастырь.

Антоний был очень удивлен тем, что услышал об Афанасии и о мантии. Видя в Павле как бы Самого Христа и почитая пребывающего в нем Бога, он не осмелился более возражать ему. Долго молча и со слезами он целовал его очи, и руки и потом поспешил исполнить приказание: против своего желания отправился в монастырь, изнемогая телом, но духом побеждая немощи своей старости.

Когда Антоний подходил к своей келье, два ученика встретили его и спросили:

— Где ты пробыл столько времени, отец наш?

— Горе мне, дети мои, — отвечал Антоний, — горе мне грешному, мнимому иноку. Сам я только называюсь иноком, но видел того, кто по истине, есть Илья, Иоанн в пустыне. Я поистине видел Павла в раю.

Ученики хотели услышать об этом подробнее и стали просить его, чтобы он рассказал. Антоний же, закрывая уста рукою, сказал:

— Для всякой вещи есть время: время говорить, и время молчать (Еккл.3:1-7).

И захватив с собою мантию, нисколько не отдохнув, не взяв с собою даже пищи на дорогу, он вышел и снова поспешно отправился в пустыню, чтобы застать еще в живых святого Павла, ибо боялся, как бы, в случае замедления, тот не умер без него.

Павел Фивейский сподобился блаженной кончины

На другой день часу в третьем, находясь в пути, авва Антоний увидел в воздухе чины Ангелов и соборы пророков и апостолов, а посреди них — душу святого Павла, которая, блистая более, чем солнце, восходила на небо. Святой Антоний, упав на землю, посыпал свою голову песком и с рыданиями восклицал:

— Зачем ты, Павел, оставил меня? Зачем уходишь без последнего целования? Так долго я не знал тебя, и так скоро, когда узнал, ты оставляешь меня!

Впоследствии блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом остальную часть пути с такою скоростью, как будто бы летал на крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы даже не чувствовал земле под своими ногами. Скоро он достиг пещеры и, войдя в нее, увидел святого стоящим на коленях с простертыми вверх руками и вверх же обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал вместе с ним на молитву и Антоний. Прошел час, и, так как от святого Павла не было слышно ни слов, ни вздохов молитвенных, блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он уже мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает поклоненье Богу, пред Лицом Которого все живо. Долго он плакал и рыдал, целуя святое тело преподобного; потом обвил его принесенною с собою мантиею и по христианскому обычаю начал петь употребляемые при погребении псалмы. Но он не мог придумать, как ему совершить погребенье святого, так как не принес с собою заступа, чтобы вырыть могилу.

— Возвращаться ли в монастырь за орудием? — размышлял он — Но туда три дня пути. Здесь ли оставаться? Но без заступа я не могу сделать ничего.

— Останусь я лучше здесь и умру, как должно, испустив последнее дыханье близ Твоего, Христе, воина!

Тело преподобного Павла погребают львы пустыни

Когда он думал об этом, вдруг из глубины пустыни приходят два льва, рыкая и как бы плача о потере святого. Антоний сначала несколько испугался, но потом когда увидел, что кроткие, подобно агнцам, звери лежат у тела святого и жалостно рыкают, точно плачут, дивился кротости этих зверей. Они же начали когтями своими рыть землю и, выкопав яму значительный глубины, снова припали к телу святого с сильным рыканьем, как бы прощаясь с ним. Потом, подойдя к преподобному Антонию, стали лизать руки и ноги его, как бы прося благословенья и молитвы. Преподобный, видя, что и звери преклоняются пред Богом, славил Христа и говорил:

— Господи, без Твоей воли не падают на землю ни лист с дерева и ни одна птица, дай, как Ты знаешь, благословенье Свое этим зверям.

Потом, указывая рукою на пустыню, он велел зверям уйти туда. Когда они скрылись, авва Антоний похоронил честное тело святого и преподобного отца Павла, первого пустынножителя, скончавшегося 113 лет от роду Преп. Павел Фивейский скончался в 341 году. Тело его, по воле Византийского императора Мануила Комнена (1146-1180 гг.), перенесено было в Константинополь и положено в монастыре Богородицы Перивлепты, затем в 1240 году перенесено было в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офен. Часть главы его сохраняется в Риме .

Всю следующую за погребением ночь преподобный Антоний провел над могилою святого в слезах и молитве. С наступлением же утра отправился обратно в свой монастырь, захватив с собою сплетенную из финиковых листьев одежду святого. Придя в свою обитель, он подробно рассказал обо всем своим ученикам, в назидание их. Одежду же св. Павла он берег и чтил настолько, что надевал ее только два раза в год: в праздник св. Пасхи и в Пятидесятницу.

Святыми молитвами преподобных отцов наших Павла и Антония, да сподобит нас жребия Своих угодников Христос Господь наш, Которому с Отцом и Святым Духом, честь и слава во веки. Преподобне отче наш Павел Фивейский, моли Бога о нас! Аминь.

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Павел Фивейский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На иконе Павла Фивейского изображают с ветками пальмового дерева, вороном и львами. Согласно преданиям он прожил в уединении девяносто лет, ел только плоды финиковой пальмы и хлеб, которым делился ворон, а могилу после смерти ему вырыли львы. День почитания 28 января.

Житие Павла Фивейского

Павел был родом из Египта и рано остался без родителей. Он долго терпел издевательства со стороны родственника, который претендовал на наследство. Во время преследований христиан императором Декией, боясь доноса своего опекуна, ушел из родных мест и жил в пустыне. Он спал на земле, а покрывалом служили листья пальмы. Об этом подвижнике никто не знал 90 лет.

Господь послал откровение Антонию Великому, что существует неизвестный отшельник в Фиваидской пустыне. Антоний отправился в путь и нашел пещеру подвижника, который дал ему урок смирения. Он долго не открывал дверь. Когда он вышел навстречу, то Антоний увидел глубокого старца. Они долго вели беседу, Павел узнал, что закончились преследования христиан. Ворон принес им покушать хлеба.

Старец чувствовал скорую кончину и попросил Антония Великого совершить погребение его тела. Умер он во время молитвы, душа с ангелами поднялась к Господу. Два льва пришли и лапами вырыли яму. Старец умер, когда ему было больше ста лет. Антоний предал тело старца земле, забрал одеяние из пальмовых листьев и хранил как святыню. Скоро после его гибели многие стали подражать его образу жизни. Святой Павел является основателем подвижничества.

Мощи преподобного

В двенадцатом столетии мощи Павла Фивейского по распоряжению царя Мануила были перевезены в Царьград, нынешний Константинополь, и отданы на хранение в монастырь Пресвятой Богородицы. Позже останки святого передали в город Венецию, затем в Венгрию. По другим источникам — они бесследно исчезли и место нахождения неизвестно.

Монастырь в честь святого

Монастырь Павла Фивейского расположен недалеко от Каира в Аравийской пустыне. Построен над пещерой в пятом столетии, где веком раньше жил отшельник. Первые иноки были греко-католики. На обитель неоднократно нападали бедуины. С шестнадцатого по семнадцатое столетие монастырь пустовал. В начале восемнадцатого века благодаря Папе Александрийскому Иоанну XVI началось восстановление.

Основные строения – это четыре красивых храма:

  • стены украшены фресками, на потолке изображены страусиные яйца;
  • в одном из храмов находится позолоченный образ Иоанна Крестителя;
  • на территории обители мельница, булочные, родник Святого Павла

Молитва Павлу Фивейском короткая но очень сильная. Читают ее верующие во всякой житейской нужде.

Начало добродетельныя явился еси небоходныя яве стези, треблаженне Павле, жительства мирови: ибо восхождения духовная положил еси добре в души твоей, имиже краю прикоснулся еси добродетелей воздержанием и болезньми многими.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом отшельнике Павле Фивейском:

Павел Фивейский

Павел Фиве́йский, Павел Египетский, Павел Отшельник (умер ок. 341 г.) — первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным.

Содержание

Жизнеописание

Сведения о жизни Павла Фивейского крайне скудны, практически единственным источником биографической информации является его житие, которое впервые приводит Иероним в своём труде «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus).

Согласно ему Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Деция (249-251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался со св. Павлом вплоть до смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, св. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Традиционно датой его смерти считается 341 год.

Несмотря на то, что Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для отшельнических монашеских обителей, что даёт основание считать его первым христианским монахом-отшельником в истории.

Почитание и реликвии

Память Павла Фивейского отмечается 15 января в католицизме, 15 января в православии (по юлианскому или григорианскому календарю, в зависимости от принятого в поместной церкви календаря), 9 февраля в Древневосточных церквях, в том числе в Коптской православной церкви. У коптов почитание св. Павла широко распространено, встреча св. Павла со св. Антонием — популярный сюжет коптской иконописи. Иконографические атрибуты св. Павла — пальмовое дерево, ворон, два льва (по легенде, они вырыли могилу святого).

В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан существующий по сей день монастырь св. Павла. Мощи Павла, вместе с мощами Паисия Великого в V веке были перенесены Исидором Пелусиотским из Египта в Писидию (Малая Азия).

В XII веке, согласно преданию, мощи святого Павла были перенесены в Константинополь. Позднее они были перенесены в Венецию, в церковь Сан-Джулиано; а частично в Рим.

В 1250 году был основан католический монашеский орден паулинов (полное название — Орден святого Павла, первого отшельника), названный в честь Павла Фивейского.

См. также

  • Монастырь Святого Павла Фивейского

Ссылки

  • Преподобный Павел Фивейский на сайте Православие.Ru

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Октябрьский (посёлок в Архангельской области)
  • Иулиан Аназаврский

Смотреть что такое “Павел Фивейский” в других словарях:

ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ — Египетский, отшельник (ск. 341), родился в египетском городе Фиваида около 228. После кончины родителей ему пришлось претерпеть много скорбей от своего родственника, который, желая завладеть наследством, донес языческим властям о том, что Павел… … Русская история

Авва Павел Фивейский — Павел Фивейский Павел Фивейский, Павел Египетский, Павел Отшельник (умер ок. 341 г.) первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным. Житие Сведения о жизни Павла… … Википедия

Павел Отшельник — Павел Фивейский Павел Фивейский, Павел Египетский, Павел Отшельник (умер ок. 341 г.) первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным. Житие Сведения о жизни Павла… … Википедия

Павел — вла, муж.Отч.: Павлович, Павловна; разг. Павлыч.Производные: Павелка; Павлик; Павлуня (Павлюня); Павлуся (Павлюся); Павлуха; Павлуша; Павля; Павлюка; Павлюкаша; Павша; Пава; Паха; Паша; Пашата; Пашуня; Пашута; Пашуха; Паня (Пана); Панюта; Панюха; … Словарь личных имен

Павел — латинское Производ. формы: Павлик, Пашка, Паша, Павлуша, Пашенька, Паха, Пашок, Павлян,Пашуля Иноязычные аналоги: англ. Paul арм. Պողոս белор. Павал, Паулюк болг … Википедия

Павел — в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде в город императора Аврелиана, он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П., египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309… … Биографический словарь

Павел в христианской церковной истории — В христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (ум. в 273 г.); при въезде в город имп. Аврелиана он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П. египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309 г. 3) П.,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Павел, в христианской церковной истории — В христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (ум. в 273 г.); при въезде в город имп. Аврелиана он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П. египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309 г. 3) П.,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Павел — – несколько деятелей, известных в христианской церковной истории, из которых назовем: 1) П. египтянин, замучен в 309 г. в Кесарии Палестинской; 2) П. – отрок, за исповедание Христа обезглавлен в Византии около 275 г.; 3) П. –… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Платон (Фивейский) — Архиепископ Платон Архиепископ Костромской и Галичский 15 февраля 1857 12 мая 1877 Предшественник: Филофей (Успенс … Википедия

«Люди молитвы оставляют нам надежду»

Размышления в день памяти преподобного Павла Фивейского

Преподобный Павел не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни, которые покрыли пустыню монастырями. Он считается если не основателем, то праотцем православного монашества и весьма почитаем всеми Православными Церквами. Жизнь этого святого, невзирая на то, что с формальной точки зрения является далекой для нас, практически недостигаемой, всё же по своему внутреннему содержанию очень близка и важна. Особенно в сегодняшнее время. Время, когда подвиг внутренний, незаметный, кроткий, подвиг маленького человека кажется столь скромным и неприметным, что им с легкостью пренебрегают перед возможностью в очередной раз заняться проблемами глобальной геополитики, быть в курсе всех событий и идейных течений. В этих обстоятельствах очень важно вспомнить подвиг преподобного Павла Фивейского. Его духовные усилия, мирового значения подвиг имел только один вектор – борьба с грехом, подступающим к рубежам собственной души. Тем не менее, этот вектор оказался действительно важным и определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, всей Церкви.

«Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия – и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», – говорил о нашем времени преподобный старец Паисий Святогорец. Кажется, что наступило время, когда просто невозможно оставаться равнодушным. И это действительно так. Равнодушие, обманчивая безмятежность сегодня могут стоить слишком дорого. Однако вопрос о выборе христианского ответа, христианского действия остается открытым. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но всё это в конечном итоге не приносит мир. В личной жизни мы нередко стремимся обосновать ту или иную позицию Божественной Правдой и не получаем должного ответа, не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся. В Евангелии от Луки есть очень красноречивый момент: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12: 13–14).

Господь может войти в нашу жизнь, в жизнь общества только через двери нашей души! Он не замедлит прийти, если мы скажем Ему: «Господи, войди в мое сердце и сотвори суд Свой; войди в мою жизнь и направи ее, потому что я слишком много доверял себе». С таким желанием – желанием суда внутреннего – некогда убежал в пустыню преподобный Павел – и Господь через него посетил многих верных. Так же задолго до преподобного призывали Бога святые три отрока в печи Вавилонской: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты всё это на нас за грехи наши. Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И всё, что Ты навел на нас, и всё, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду» (Дан. 3: 26–31). И Господь посетил верных рабов, а через них – посетил Свой народ.

Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. Возьмемся за это с жаром

К этому пути нас призывает безмолвная жизнь преподобного Павла, ставшая светом для мира. К такому ответу на вызовы суетной действительности призывал нас и преподобный Паисий Святогорец: «Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. Возьмемся за это с жаром и станем жить духовно… Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь, чтобы вы смогли дать трудностям отпор. Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная Благодать. И если войдет в нас добрая обеспокоенность (где мы находимся и что нам предстоит встретить), то это нам очень поможет принять необходимые меры и приготовиться. Жизнь наша пусть будет более умеренной. Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди».

От нашего выбора, от нашей борьбы на подступах собственной души зависит действительно много. Нельзя этим пренебрегать, нельзя здесь быть беззаботным. «Несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность, – говорил старец Паисий. – Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет всё в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду».

28 января. Преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Преподобномученика Пансофия Александрийского.

15 января по старому стилю / 28 января по новому стилю
воскресенье
 Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).
Прмч. Пансофия (249–251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Свт. Герасима, патриарха Александрийского (1714).
Сщмч. Михаила Самсонова пресвитера (1942).

Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 2 Тим., 296 зач., III, 10–15. Лк., 89 зач., XVIII, 10–14.
Начало Постной Триоди.
На утрене по 50-м псалме – «Покаяния отверзи ми двери. » (до Недели 5-й Великого поста включительно).

Тропарь воскресный 1-го гласа
Тропарь:
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жизнь./ Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче:/ сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Кондак:
Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве,/ и мир совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Ева ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты еси́, Иже всем подая́, Христе́, воскресе́ние.

Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3:
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви/ и к Нему́ присту́пим, гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся// Бог Сый Отцу́ Собезнача́льный.

Тропарь преподобному Павлу Фивейскому, глас 8
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Па́вле, дух твой.

Кондак преподобному Павлу Фивейскому, глас 3
Я́ко свети́ло незаходя́щее мы́сленнаго Со́лнца,/ соше́дшеся, днесь восхва́лим в пе́снех:/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неразу́мия,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́,// фиве́ев украше́ние, Па́вле преподо́бне, отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.

Тропарь преподобному Иоанну Кущнику, глас 8
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу прии́м бо крест после́довал еси́ Христу́, и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прихо́дит бо: прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней: тем же и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Иоа́нне, дух твой.

Кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 2
Возлюби́в, прему́дре, нищету́ неокра́дому,/ роди́телей твои́х бога́тство возненави́дел еси́/ и, Ева́нгелие в рука́х твои́х держа́,/ после́довал еси́ Христу́ Бо́гу, Иоа́нне,/ моля́ся непреста́нно о всех нас.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Тим.3:10–15; Лк.18:10–14)
Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом.

Преподобный Павел Фивейский, Египетский, отшельник

Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия (249–251) на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню.

Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому неведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. По смотрению Божию, уже незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому (память 17 января), который также подвизался в Фиваидской пустыне.

Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Во время беседы прилетел ворон и принес им обоим хлеб. Преподобный Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его.

Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов, восходила к Богу. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца и, взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу.

Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями. Преподобный Павел считается отцом православного монашества.

В ХII веке тело святого Павла, по воле императора Мануила (1143–1180), было перенесено в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы. Впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офеи; часть главы его находится в Риме.

Преподобный Иоанн Кущник

Преподобный Иоанн Кущник, сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке, получил прекрасное воспитание. Он любил читать духовные книги и, поняв тщетность мирской жизни, предпочел «паче пространного пути тесный и болезненный, и зело жестокий». Упросив родителей подарить ему Евангелие, он тайно удалился в Вифанию. В обители «Неусыпающих» он принял иноческий постриг. Молодой инок с усердием начал подвизаться в обители, удивляя братию своей непрестанной молитвой, безропотным послушанием, строгим воздержанием и терпением в трудах. Спустя шесть лет его постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника.

Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах, надеясь, что их молитвами он, с помощью Божией, и родителей увидит, и козни диавола победит. Игумен дал ему свое благословение.

Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со своего стола, Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.

Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына. Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома. Святой Иоанн завещал родителям похоронить его на месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое он носил при жизни.

Скончался святой в середине V века, ему было не более 25 лет. Над местом его погребения родители построили храм Божий и при нем странноприимный дом. В ХII веке глава святого была перенесена крестоносцами в Безансон (Франция), мощи преподобного находятся в Риме.



Преподобный Прохор Пшинский

Пре­по­доб­ный Про­хор Пшин­ский под­ви­зал­ся в пу­стыне Вран­ской на ре­ке Пшине и ос­но­вал там оби­тель. Из­ве­стен как один из са­мых стро­гих по­движ­ни­ков ино­че­ско­го жи­тия. Пре­ста­вил­ся в кон­це Х ве­ка. От мо­щей пре­по­доб­но­го со­вер­ша­лись чу­де­са. По Серб­ской ле­то­пи­си, бла­го­че­сти­вый ко­роль Ми­лю­тин (1276–1320) по­стро­ил храм во имя пре­по­доб­но­го Про­хо­ра.

Святитель Герасим II (Палладас), Александрийский, патриарх

Святитель Герасим ро­дил­ся в Ханда­ке на ост­ро­ве Крит. Пер­вым учи­те­лем бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха был его отец – про­то­пре­сви­тер Фе­о­дор. По­сле до­маш­не­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния ро­ди­те­ли от­пра­ви­ли его в Ве­не­цию для по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в ве­не­ци­ан­ской Флан­ги­а­но­вой кол­ле­гии. Там он в те­че­ние немно­гих лет при­об­рёл ос­но­ва­тель­ные по­зна­ния и изу­чил язы­ки: гре­че­ский, ла­тин­ский и ев­рей­ский.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния его в Ев­ро­пе тур­ки овла­де­ли Ханда­ком по­сле дол­говре­мен­ной оса­ды. Узнав о судь­бе сво­ей ро­ди­ны и о смер­ти от­ца сво­е­го, Ге­ра­сим ушёл в Пе­ло­пон­нес, где встре­тил­ся с мно­ги­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми сво­и­ми, из­бе­жав­ши­ми раб­ства и бес­че­стия, и от­ту­да пе­ре­се­лил­ся в Ка­сто­рию.
В здеш­ней мит­ро­по­лии, ко­то­рая то­гда за­ви­се­ла от Охрид­ско­го ар­хи­епи­скоп­ства, опре­де­ли­ли его учи­те­лем и про­по­вед­ни­ком. Бла­го­че­стие и дар про­по­вед­ни­ка рас­по­ло­жи­ли к нему мест­ных хри­сти­ан, и он по­свя­щён был на оси­ро­тев­шую ка­фед­ру Ка­сто­рий­скую и стал их ар­хи­пас­ты­рем, но нена­дол­го. Неко­то­рое вре­мя управ­лял Адри­а­но­поль­ской ка­фед­рой.
По­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го Пар­фе­ния (он же Про­хор), по­гиб­ше­го в Смирн­ском хра­ме от зем­ле­тря­се­ния в 1688 го­ду, Ге­ра­сим был из­бран но­вым пат­ри­ар­хом. Пат­ри­арх от­ли­чал­ся рев­ност­ной и свя­той жиз­нью, от­ме­чен­ной чер­та­ми юрод­ства Хри­ста ра­ди.
Был об­ви­нён в но­во­вве­де­ни­ях в чин Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в мо­мент пре­ло­же­ния Свя­тых Да­ров. Де­ло до­шло до Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха, и пат­ри­арх Ге­ра­сим был оправ­дан.
Управ­лял Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью в Егип­те в те­че­ние 22 лет. Раз­ные при­тес­не­ния от ту­рок и непо­слу­ша­ние са­мих хри­сти­ан по­бу­ди­ли его от­ка­зать­ся от пат­ри­ар­ше­ства, и он, из­брав пре­ем­ни­ком се­бе Ли­вий­ско­го мит­ро­по­ли­та Са­му­и­ла, ро­дом хиос­ца, оста­вил свою ка­фед­ру 20 ян­ва­ря 1710 года и уда­лил­ся на Афон, где вско­ре скон­чал­ся.
Свя­ти­тель Ге­ра­сим был про­слав­лен Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, по­сле че­го ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 7 мая 2003 го­да его па­мять бы­ла вне­се­на в ди­птих свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Ссылка на основную публикацию