Преподобный Кукша Одесский: Молитва, иконы, житие

Житие святого преподобного Кукши Одесского

Отец Кукша, проявивший за свою долгую жизнь опыт духовного служения и верность христианской религии, чрезвычайно заботился о страждущей пастве. Верующие приходили к нему, чтобы избавиться от безбожия, горя и нужды. Старец становился великим оплотом в борьбе против зла, сурово нагнетающего свою силу.

Преподобный святитель помогал пастве встать на трудную, но праведную дорогу к Всемилостивому Господу.

Жизнеописание

Преподобный Кукша родился 12 (24) января 1875 года в селе Арбузинке Херсонского уезда Николаевской губернии в семье Кирилла и Харитины и был крещён с именем Косьма; в семье было ещё два сына — Фёдор и Иоанн — и дочь Мария. Потомок старинного рода православных казаков-украинцев, воинов Христовых Поднепровья с деда-прадеда. Среди представителей казачьей фамилии Величко казачий летописец Самуил Величко.

В 1895 году отправился с паломниками в Святую землю. Прожив в Иерусалиме полгода, Косьма на обратном пути посетил гору Афон. Здесь он пожелал подвизаться в монашестве, однако вернулся на родину, чтобы получить благословение родителей. В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Косьма вновь посетил Иерусалим, в течение полутора лет он нёс послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, в которой подвизался 11 лет. Позже послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество с именем Ксенофонт.

Во время Первой мировой войны служил братом милосердия в санитарном поезде Киев — Львов. С 1913 по 1932 год служил в Киево-Печерской лавре. В 1931 году во время изнурительной болезни пострижен в великую схиму с именем Кукша, а ещё через два года рукоположён в сан иеромонаха и стал служить в одной из действующих киевских церквей, поскольку все монастырские храмы были закрыты большевиками.

В 1935—1938 годах служил в храме при Воскресенской слободке.

В 1938 году был арестован, был приговорен к пяти годам заключения, срок отбывал в посёлке Вильва Соликамского района Молотовской области (ныне Пермский край). В 1943 года на три года был отправлен в ссылку в Кунгур без права совершения богослужений, жил в колокольне единственной действовавшей на тот момент городской церкви. После долгих мытарств на ссылках вернулся в Киев, а впоследствии был переведён в Почаевскую лавру, потом в монастырь в селе Крещатике на Буковине, а после его закрытия в 1960 году — в Успенский монастырь в Одессе. К нему тянулось многие прихожане и верующие, власти пытались изолировать святого от общения с мирянами.

Почил 24 декабря 1964 года.

Кукша Одесский был восприемником при монашеском постриге будущего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Чудеса преподобного

Пребывая в Иерусалиме произошли два чудесных происшествия, символично пророчествующие дальнейший духовный путь подвижника.

Существовала традиция, что первый искупавшийся в Силоамской купели получит дар деторождения. Косьма оказался в воде случайно, люди же иронизировали на тему этого забавного происшествия. Житие святого показало, что Кукша породил большое духовное потомство. Второй чудесный случай гласит о том, что во время богослужений на юного подвижника пролился елей из лампады. Пришедшие же паломники радостно собирали масло с одежд Косьмы и совершали символичное помазание.

Преподобный явил миру божественные чудеса, вселяя в паству искреннюю веру во Всемогущество Всевышнего Отца.

Однажды он излечил тяжелобольную дочь охранника лагеря. Святой уговорил мужчину принять обет христианства во имя исцеления ребенка, и последний, плача, согласился на этот праведный шаг. Как-то раз Кукша помог решить научную задачу одного ученого. В беседе преподобный разъяснил проблему простыми словами, а мужчина никак не мог понять, как необразованный старец обладает такими познаниями.

Ещё интересные статьи о православии:

Силой молитвы Кукша помог вернуть женщине книгу с акафистами. Он говорил: все, что даровано милостыней, возвращается.

Молитва и тропарь

Преподобноисповедник Кукша Одесский

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче, усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестиво живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления.

Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных.

Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господнею жизнь нашу, да в Законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас и всех в скорбех сущих, болезнями душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруй. Над всеми же сими испроси и нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго Богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление, умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое и безгрешное житие.

Поминай нас, недостойных, у престола Вседержителя, испроси мирную христианскую кончину и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем, с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо преблаженне отче наш.

Кондак, глас 8:

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

О чем молятся Макарию Желтоводскому и Унженскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Благодаря своей любви к Господу и ревностному следованию всех законов, преподобный Макарий Желтоводский был награжден даром исцеления. Он старался как можно большему количеству людей рассказать о христианстве и обернуть их в него.

Житие святого Макария

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец еще с самого младенчества проявил Божественную благодать, которая почивала на нем. Будучи маленьким он постоянно плакал и кричал во время звона церковных колоколов. Родители просто не знали, что уже и делать. Однажды отец сказал, что если он не перестанет, но тот возьмет его в храм. Как только мальчика принесли в святое место, тот сразу начал смеяться. Плакал только когда его оставляли дома.

Он очень приуспел в познании грамоты и значительно опережал сверстников. Большую часть суток он читал книги. Будучи отроком он тайно покинул отчий дом и ушел в монастырь. Вся братия очень почитала его за соблюдении поста и выполнение всех иноческих правил.

Только спустя 3 года родителям стало известно о судьбе своего сына. Отец старался поговорить с сыном, то тот сказал, что они встретятся в следующей жизни. Из-за славы он решил удалиться подальше от всех. Он стал отшельником неподалеку от озера Желтые воды. В 1435 году тут он устроил обитель для любителей безмолвия во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он проповедовал слово Божье и крестил желающих в озере.

Святые мощи

В 1439 году эти края часто поддавались набегам татар. Не пощадили они и святого места, Макария и многих других взяли в плен. Хан пожалел его и отправил обратно с прочими пленными. Одно требование было обращено к нему по поводу того, что он не должен селится на прежнем месте. Поэтому они отправились за 240 км в Галицкие края. На берегу озера Унжа он поставил крест и построил келию.

Через 5 лет он заболел и приставился к Господу. Мощи Макария Желтоводского покоятся в:

  • Макариево-Унженском Троицком монастыре;
  • Свято-Троицком соборе.

Есть сведения, что они хранились в серебряной раке, которую татары украли. Стараясь ее открыть они ослепли и бросили эту затею. Большая часть тех, кто хотели надругаться над святыней, погибли.

О чем молятся Макарию Желтоводскому и Унженскому

Еще при жизни случалось большое количество чудес. Богобоязненный образ жизни и искренняя любовь к Господу были одарены способностью исцелять даже молитвой. Поэтому большое количество стремилось встретится с ним и попросить о помощи. Даже после смерти вереница не стала меньшей. Преподобному возносят свои молитвы:

  • об исцелении от различных недугов;
  • защите от нападения врагов;
  • укреплении веры;
  • выборе правильного решения.

Чтобы привлечь к себе внимание святого, стоит обращаться к нему со специальной молитвой. Вот ее текст.

«О, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мака́рие! Ве́руем, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́. Сего́ ра́ди с умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий, не премолчи́ о нас моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостиво призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да про́сит нам вся, ели́ка са́ми собо́ю или́ чрез други́х кого́ согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты подви́жниче доброде́телей, о́тче наш Мака́рие, ве́си не́мощь естества́ на́шего и тя́жесть и скорбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Го́спода Бо́га, да николи́же нас оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т нас от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х по́хотей, да прии́мем от Го́спода Бо́га тобо́ю и вся потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бед и напа́стей, а среди́ их неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств ты же и бесо́в возду́шных и ве́чныя му́ки изба́витися и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго, с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Многие считают, что большей силой слова обладают в день Макария Желтоводского. Их есть несколько:

  • 20 июня;
  • 7 августа;
  • 15 сентября;
  • 5 февраля.

Произносить молитвенные тексты можно не только в храмах, но и в домашних условиях. Старайтесь максимально отвлечься от окружающих факторов. Лучше всего это получится сделать перед ликом святого. Приобрести его можно в церковной свечной лавке. Еще желательно зажечь свечу.

Если же вы захотите преклониться к иконе с частицей мощей преподобного Макария Желтоводского, то Вам необходимо будет посетить поселок Марьино. Подробную информацию по поводу маршрута и служб можно найти в Интернете.

Обитель, основанная самым святым

Речь идет именно о том месте, которое появилось еще в 1435 году. Изначально это была пещера на берегу озера, в которой и обитал инок. Позже к нему стали подтягиваться люди за советом. Он рассказывал им о Христе и религии. Именно для того, чтобы желающие могли остаться рядом с ним, и был основан монастырь.

Со временем Волга изменила свое русло и поглотила озеро. Именно поэтому теперь он находится на берегу. Набег татар полностью разрушил святыню. Но однажды во сне 1620 года святой пришел к иноку Авраамию и сказал, чтобы тот отправился на восстановление святыни. Уж через 6 лет тут были возведены 2 церкви:

  • Троицкая;
  • Успенская.

Со временем произошло развитие и обрастание прочими сооружениями. В округе стали образовываться новые селения. Именно в этот период монастырь Макария Желтоводского в Нижегородской области стал сильнейшим культурным и хозяйственным центром. При развитии ярмарки неподалеку финансирование его было достаточно серьезным. Но в связи с некоторыми политическими событиями торговлю было перенесено в другое место.

Обитель стала ветшать, затем случился пожар. В 80 годах 19 века возобновлен как женский, но потом снова был закрыт. Советские власти размещали в нем детский дом, эвакогоспиталь, отрасль зооветеринарного техникума. Только в 1991 году было принято решение по его возвращению религиозной общине. Ныне – это действующий храм, куда за помощью постоянно идут многие верующие.

Есть немало упоминаний о том, что на мощах происходят чудеса. Но нужно помнить о том, что должна быть еще и искренняя вера в Господа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Макарие чудотворце:

О преподобном Макарии

О преподобном Макарии краткое слово

Читайте также:  Иаков Железноборовский

Угодник Божий Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. От младенчества лежало на нём особое благословение Божие. Это узнавалось потому что как только звон колокола начинал созывать верующих к службе, лежащий в люльке младенец выказывал беспокойство, но как только заносили дитя в храм, то он сразу же успокаивался и улыбался матери. Если же пытались оставить на время службы дома, начинал плакать.

В подробном житии его описано, что в детстве он отличался живым умом и превосходно успевал в обучении, но игр с детьми не любил, более предпочитая степенность и рассудительность. Много времени проводил за чтением книг. Каждый день бывал на молитве в храме.

В возрасте двенадцати лет, движимый желанием особо угождать Богу, Макарий тайно покидает родительский дом. Одевается в одежды нищего, называется жителем другого города и поступает в Печерскую обитель приняв иноческий постриг от руки святого архимандрита Дионисия, будущего архиепископа Суздальского.

Спустя три года отец находит его, но Макарий отказывается видеться с ним, говоря, что он теперь более принадлежит Отцу Небесному, чем отцу земному.

Выделяясь высокой жизнью в монастыре, он обретает славу у многих, но тяготится человеческими похвалами и принимает решение уйти в безлюдное место на реку называемую Луг. Там он обустраивает хижину для уединенной молитвы, но долго скрываться ему не удалось. Сначала к нему начинают приходить люди для духовного совета, потом образуется монашеское братство и строится храм Богоявления.

Преподобный, ища более глубокой молитвы, начинает тяготиться образовавшемся многолюдством. Он оставляет одного из братий настоятелем и тайно уходит в место, называемое Жёлтые Воды, находящееся на восточном берегу Волги. Но и здесь он не смог надолго укрыться от людей.

Вначале к нему приходят иноверцы. Чуваши и мордва. Приносят дары. Мёд, хлеб, пшеницу. Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему. Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил. Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы. Вокруг его уединённой кельи образуется новая, вторая по счету, монашеская община. Макария избирают настоятелем. Настоятельствует он достаточно долго, слава о его обители разносится по всей России. Многие приходят издалека, желая принять иночество у него. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы.

Монастырь славится внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего привлекает людей праведная жизнь монахов.

В это время Богу было угодно особо испытать веру святого Макария. На обитель нападает один из татарских военачальников Улуахмет, изгнанный из Золотой Орды. Монахи не могли долго защищаться. Почти вся братия была скоро убита, и монастырь предают огню. Макария, с немногими оставшимися в живых, взяв в плен, приводят к татарскому воеводе. Но слава преподобного к тому времени была столь велика, в том числе и среди татар, потому что преподобный благодетельствовал и им, что воевода сильно разгневался на своих воинов, сказав: «Вы знали о святой его жизни и посмели напасть на обитель. Бог один и у нас, и у них. Вам придётся держать ответ перед Богом за сделанное зло». После чего велел отпустить Макария, немногих уцелевших иноков с ним и ещё около четырёхсот мирян, не считая женщин и детей. Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству. Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев.

Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный — видя повсюду множество убитых, плакал. Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места.

Был июль. Народ не мог идти по дорогам, но, опасаясь столкнуться с отрядами татар, углубились в лес и шли болотами по нехоженым местам. Еды было немного. Народ изнемогал. Начались скорби. Однажды, народу удалось загнать крупного лося в непроходимый тупик и поймать его. Привели к преподобному, прося благословения освежевать его и съесть. И вот тут, особо открывается в житии величие веры Богу старца Макария. Ему в то время было 90 лет. Помолившись, он велел отпустить лося, сказав: «До окончания (Петрова) поста осталось три дня. Имейте веру. В день празднования апостолов этот лось сам придёт к нам. И мы, во славу Божию, тогда съедим его. Пока же терпите». Лося, отрезав у него одно ухо, отпустили.

И действительно, в день празднования апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по вере старца вышел к ним лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками привели к преподобному Макарию, и он благословил лося в пищу. Далее, на всём протяжении их пути им попадалась различная дичь к пропитанию народа.

Наконец вышли в пределы города Унженска. (Ныне, поселок Унжа Макарьевского района Костромской области)

В городе знали о Макарии и о его святой жизни. С радостью приняли его и готовы были выделить лучший дом, но пустыннолюбивая душа преподобного и в 90 лет искала одиночества для молитвы. Макарию показали место на горе в 20-ти верстах ниже Унженска, где он поставил крест. Рядом была устроена келья. Вскоре собралась вокруг него братия. Случилось это особо знаменательное событие для города Макарьева в 1439-ом году. С этого года можно отсчитывать рождение нового, третьего основанного преподобным монастыря и впоследствии города, носящего его имя по сей день.

В это время преподобный Макарий, прослуживший Богу в монашестве 75 лет, получает дар исцеления болезней и дар изгнания демонов. Упоминается случай исцеления слепой.

Спустя пять лет, на 95 году жизни, Макарьев приходит в город Унженск, зная о дне своей кончины, прощается со всеми и (25 июля 1444 года) мирно отходит к Тому, Кому служил постами и молитвой всю жизнь.

Тут, казалось бы, можно было бы завершить краткий пересказ жития чудного русского святого… днём праведной кончины его, но невозможно не упомянуть многочисленные чудеса, обильно начавшиеся в день отхода его души ко Господу Иисусу Христу.

Город Унженск и окрестности его, в день преставления святого, наполнились чудным благоуханием. Люди — в домах и на улицах вдыхали этот аромат, бросали повседневные дела и спешили припасть к телу преподобного. Многие плакали. Тело его отнесли в монастырь и там многим Бог даровал исцеления от различных болезней.

Чудеса исцелений продолжались многие годы. Описаны случаи чудесного избавления города Унженска от нашествия татар в 1522-ом году и города Солигалича в 1535-ом году, когда осаждаемые молились преподобному находясь в значительном меньшинстве и надеясь только на Бога. И тогда по молитвам святого Макария враги без видимой причины или в панике убегали, или начинали в безумии убивать друг друга, думая что сражаются с русскими. Известны и иные случаи частной помощи в их бедах особо почитавшим преподобного Макария людям.

Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского (Унженского) началось вскоре после его преставления.

В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений у мощей преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев, и в том же году имя его было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.

Ныне мощи преподобного хранятся в Макарьевском соборе Свято-Троицкого Макарьево-Унженского мужского монастыря.

Преподобный Макарий Желтоводский

Здравствуйте, дорогие друзья!

Преподобный Макарий Желтоводский Родом из Нижнего Новгорода, он в 12 лет тайно покинул родной дом и принял пострижение в Нижегородской Печерской обители. Здесь «непрестанно в молитвах воспевая Бога», преподобный Макарий отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его пред всей братией.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский

«Бегая мира» и тяготясь славой своих подвигов, смиренный Макарий удалился из Печерской обители на берег реки Волги «и водворихся в пустыню», подвизаясь в одной из пещер. Здесь он усердно терпел пустынное одиночество. Узнав о его пустынническом житие, к нему стали стекаться ревнители благочестия, и он устроил для них обитель во имя Святой Троицы, названной Желтоводской. Здесь он проповедовал Христа окрестным черемисам и чувашам. После разорения обители в 1439 г. казанскими татарами, преподобный Макарий с братией и многими жителями переселился в Галичскую страну. Во время этого переселения по молитвам преподобного Макария все сопутствующие ему были питаемы чудесным образом. Поселившись на берегу Унжи, он основал здесь Унженскую обитель. В этой обители подобно ангелу в непрестанной молитве и строгом посте прожил преподобный пять лет. Почил о Господе преподобный Макарий в возрасте 95 лет, в 1444 году.

Господь наделил преподобного Макария ещё при жизни даром исцеления. По его молитвам была исцелена слепая и бесноватая девушка.

Мощи святого почивают в Унженской обители. Доступ для поклонения мощам открыт для всех желающих испросить молитвенной помощи преподобного Макария. Многие чудеса и исцеления живительным потоком проистекают от благодатной святыни и сейчас. Смиренная и искренняя молитва верующих, подкрепленная предстательством святого, творит чудеса.

Чудо избавления от набега татар

Преподобный Макарий вел активную проповедь православия среди местного населения. Духовно окормлял и молитвенно охранял те места, где вел свою подвижническую жизнь.

И после смерти не оставлял святой Макарий своим заступничеством христиан тех мест, ставших для преподобного родными. В 16 веке на Руси многие территории подвергались татарским набегам. Так в течение трех дней и трех ночей осаждался город Солигалич Костромской области. Но все их попытки чудесным образом отбивались. Сохранились свидетельства того, что татары не могли ворваться в город, так как им являлся и грозно предупреждал о тщетности их намерений взять город, некий монах.

На четвертый день татары решили поджечь город. Все горожане горячо взмолились святому Макарию. Через некоторое время пошел очень сильный дождь и погасил пламя. Татары, видя явные чудеса и небесное затупничество, защищавшее город, в ужасе обратились в бегство. Несколько сотен татар попытались совершить набег на монастырь и захватить серебряную раку с мощами преподобного Макария. Но и здесь святой не дал посрамить веру православную. Все расхитители и кощунники были поражены слепотой. Жители Солигалича были глубоко благодарны чудесному избавлению от вражеского захвата. В память и благодарность при городском соборе была выстроена часовня.

Преподобный Макарий был прославлен в 1619 году.

МАКАРИЙ

(1349 (?), г. Н. Новгород – 25.07.1444 (?), г. Унжа (ныне село Макарьевского р-на Костромской обл.)), прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня – в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых), Желтоводский и Унженский, основатель мон-ря в честь Богоявления на р. Лух, Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря, Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря.

Житие

Лит. история Жития М. полностью не реконструирована. Существует неск. классификаций списков памятника, учитывающих не только особенности его текста, но и количество, состав примыкающих к нему описаний чудес и статей монографических сборников, посвященных святому.

В. О. Ключевский разделил известные ему 4 списка на 2 редакции: Краткую (Первоначальную) и Пространную (Ключевский. Древнерус. жития. С. 324; эта классификация принята большинством исследователей). Краткая редакция (нач.: «Сей преподобный отец Макарий родился в Нижнем Новеграде, честна сын родителю…») встречается в списках XVI в. Пространная редакция (нач.: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»), по мнению исследователя, возникла не ранее 1615 г., когда к чудесам Краткой редакции были прибавлены еще 6, первое из к-рых датировано 1615 г., и не позднее 1633 г.- времени включения ее в Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. № 694. Л. 340). Составитель Пространной редакции пользовался Кратким Житием, украсив его словесно, но не распространив фактическую основу текста.

Н. В. Понырко считает, что возникновение Краткой редакции Жития с чудесами может быть датировано временем, близким к завоеванию Казанского царства в 1552 г. ( Понырко . 1988. С. 291). Ее создание связано либо с Унжей (или Унженским мон-рем), либо с Солигаличем, где М. уже в XVI в. был местночтимым святым. Среди списков Краткой редакции исследовательница выделила те, в к-рых прижизненное чудо М. (об исцелении дочери унжанина Федора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Такие списки, возможно, представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес» (Там же. С. 292). Л. П. Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе – древнейший список Краткой редакции с 10 чудесами (РГБ. Ф. 310. № 332, посл. треть XVI в.). По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном лит. центре, скорее всего в Москве, возможно Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решен ( Тарасенко . 2006. С. 56-57). Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (нач.: «Вѣренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвященный М.

Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвященный М. (Макариевский сборник),- ИРЛИ. Колл. В. В. Лукьянова. № 51, сер. XVIII в.,- и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д. Р. Ерофеев, к-рый обнаружил еще 2 сборника, близкие по составу,- РНБ. F.I.861 и РНБ. ОЛДП. F.21). В Макариевский сборник вошло не только Житие, «Слово похвальное», но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого ( Понырко . 1990. С. 58-69). Ерофеев считает правомерным выделять 5 редакций Жития ( Ерофеев . 2001. С. 59-68). Помимо Краткой редакции с 10 чудесами, наиболее распространенной в списках (перечень см.: Там же. С. 60-62), исследователь обнаружил 3 списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами: РНБ. Тит. № 3517; РНБ. Q.I.82; РНБ. Погод. № 741. В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском мон-ре (в тексте указаны названия деревень Унженского у.), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах. » могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., к-рым датируется 1-е чудо ( Ерофеев . 2000. С. 43-45).

Читайте также:  Храм Спаса Всемилостивого в Митино, расписание богослужений

Этот вариант Краткой редакции с 16 чудесами был положен в основу Пространной редакции Жития (перечень списков: Он же . 2001. С. 62). По мнению исследователя, она создавалась в Унженском мон-ре по инициативе игумена. В предисловии редактор признаётся: «. воли повелевшего не преслушавшу ми, убоях бо ся преслушанию смертнаго прещения, раб бо есмь и рабское теку житие». Об этом же сообщается и в последнем чуде Пространной редакции: «…и рещи, хощу аще Бог благоволит ми и поспешит не дерзновением же хотельным ми, но завещанием повелительным». Ерофеев уточнил и время создания Пространной редакции – 1625 г., обратив внимание на ее сообщение о принесении в Москву ризы Господней (хотя Пространная редакция связывает это событие с 1615 г.; Там же. С. 63-64).

Текст Жития в Макариевском сборнике, по мнению Ерофеева, относится к 4-й редакции памятника (начало такое же, как и у Пространной: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»; Тарасенко называет ее Унженской редакцией кон. XVII – нач. XVIII в.). К фактическим добавлениям этой редакции относятся сообщение о поставлении М. игуменом Желтоводского мон-ря, известие о пострижении преподобным Григория Пельшемского, включена новая гл. «О Богодарованном источнице воды, егоже преподобный отец Макарий от земли произведе», более подробно изложен рассказ о преставлении и погребении преподобного. К известным по тексту Пространной редакции 16 чудесам добавлены 23 чуда и приведены краткие описания 66 исцелений, происшедших в Унженском мон-ре (Там же. С. 65). По мнению Ерофеева, составление этой редакции относится к 1688-1740 гг. (Там же); Т. В. Марелло датирует ее написание временем после 1730 г., возможным автором называет настоятеля Унженской обители Леонтия (1714-1727) ( Марелло . 2004. С. 461). Однако этой датировке и атрибуции противоречит известность Унженской редакции Жития свт. Димитрию Ростовскому, на основе к-рой им была создана своя редакция Жития для Четьих-Миней (К., 1705. Т. 4: Июнь-авг. Л. 409 об.- 415 об.).

Нижней границей создания Унженской редакции можно признать 1689 г., поскольку этим временем Тарасенко датирует старшие списки «Сказания по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнѣйшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожныхъ агарянскихъ внуковъ, и запустѣнии, и по многих лѣтехъ паки на томъ же мѣсте устроении ея», которое в сокращенном виде включено в унженские сборники. Создание памятника было связано с возобновлением мон. Авраамием (Алексием; † 1640) в 1620 г. Желтоводского мон-ря, разоренного татарами в 1439 г. (одним из первых на текст Сказания обратил внимание П. И. Пискарев; см.: Пискарев . 1846. С. 3-11). В «Сказании о зачатии…» повествованию о возобновлении мон-ря предшествует пересказ части Жития М. об основанных преподобным обителях. Источником сведений, как указано в тексте, было Житие святого. Рассказ об устроении М. монашеской жизни на Жёлтых Водах в этом тексте расширен сведениями из Минейной редакции Жития Григория Пельшемского («Мы же сия увѣдѣхом от Жития преподобнаго отца Григория Пельшемскаго» (РНБ. ОЛДП. Q.728. Л. 254 об.)) о постриге М. Григория в иноки в Желтоводском мон-ре. В связи с этим появилось и сообщение об игуменстве М. в этой обители: «Сей подвижникъ, преподобнейший Макарий, и во игуменствѣ бысть многа лѣта, и сего убо в Житии его не писано». И далее автор еще раз подчеркивает статус М. в обители: «Здѣ же написахомъ о семъ сего ради, понеже мнози невѣдуще сего, любо прятся, указующе на Житие его, и глаголютъ, яко не бысть святый Макарий ни во единой своей обители игуменом, но точию строителем монастыремъ» (Там же. Л. 254 об.- 255). Унженская редакция «Сказания о зачатии. » известна под названием «Сказание, како прежняя Желтоводская преподобнаго отца нашего Макариа обитель обновися явлениемъ его» (нач.: «О Желтоводстѣй убо обители, яже в предѣлѣх Нижняго Новаграда, близъ великия рѣки Волги…»). В этой редакции опущена 1-я часть текста о созданных М. обителях; лит. обработке подверглась 2-я часть, в к-рой появилось повествование о 3-кратном явлении М. иноку-строителю Авраамию с призывом возобновить Желтоводский мон-рь, но при этом редактор опустил описание жизни Авраамия до принятия пострига и прихода на Жёлтые Воды. Вероятно, работа с текстом «Сказания, како. обитель обновися…» проходила одновременно с созданием Унженской редакции Жития М., т. к. в Минеях Димитрия Ростовского приведен текст не только Жития, но и Унженской редакции этого сказания.

По мнению Ерофеева, редакция Макариевского сборника (Унженская редакция) впосл. подверглась сокращению, но в рассказе о пострижении М. Григория Пельшемского автор новой, 5-й редакции расширил повествование источника, использовав Житие Григория Пельшемского ( Ерофеев . 2001. С. 66-67). Этот поздний вариант текста исследователь назвал сокращенной редакцией Макариевского сборника: РНБ. Тит. № 1275 (нач.: «Блаженству тезоименитый угодник Божий Макарий родися в Нижнем Новегороде от родителей благочестивых и боящихся Бога…»). На самом деле она представляет собой рукописную копию Жития М. редакции свт. Димитрия Ростовского.

Тарасенко выделяет в особую редакцию Жития т. н. желтоводские списки (ГИМ. Увар. № 1197 (398) (105); № 105; РГБ. Пискар. № 119, XVII в. (введены в научный оборот Понырко); РНБ. ОЛДП. Q.728; ГАКО. Ф. 558. Оп. 3. № 365 (обнаружены Тарасенко)). В их составе – текст Пространной редакции, 16 посмертных чудес, «Слово похвальное» и «Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнѣйшаго отца нашего Макария. », причем «Слово похвальное» помещено не после текста Жития, как традиционно в рукописях, содержащих Пространную редакцию, а после посмертных чудес святого. В пользу желтоводского происхождения сборников говорят изменения в заголовке похвалы святому: «Слово похвальное преблаженнѣйшему и всепреподобнѣйшему великому отцу нашему святому Макарию, игумену Желтоводскому и чюдотворцу Российскому» (РНБ. ОЛДП. Q.728. Л. 242; ср. в др. сборниках: «По житии преподобнаго отца Макария Желтовоцкаго, Уньжескаго чюдотворца. Слово похвальное, почитаемое на память честнаго преставления его. Благослови, Отче»). В названиях нек-рых глав Жития в желтоводских сборниках подчеркивается игуменство М., напр., «О преставлении преблаженнѣйшаго и всепреподобнѣйшаго святаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго, великаго чюдотворца российскаго» (Там же. Л. 187). Однако данные рукописи представляют собой новый вид тематического сборника, посвященного М., а не особую редакцию Жития. Тарасенко обратила внимание на краткие версии Жития, включенные в Святцы и Пролог («редакции Святцев и Пролога»). В печатные Святцы Житие М., тропарь и кондак святому были включены в 1646 г. (нач.: «Макарий бе во дни великаго князя Василия Васильевича Московского»; опубл.: Карбасова . 2011. С. 297-298). В рукописных собраниях С.-Петербурга выявлено более 10 списков Месяцесловной редакции, их можно разделить на 2 группы: рукописи, в которых месяцесловная запись с тропарем и кондаком восходит к Святцам 1646 г.; тот же текст, но без тропаря и кондака (как в последующих изданиях Святцев) – РНБ. O.I.54. Л. 390-391; РНБ. СПбДА. A.II.315. Л. 112-112 об.; РНБ. Q.I.392. Л. 124 об.- ЭК ИРЛИ (ПД)).

Редко в Месяцесловах встречается более пространный вариант текста Жития без тропаря и кондака (нач.: «Сей родися в Нижнѣмъ Новѣградѣ, сынъ Ивана и Марии, в царство великаго князя Василиа Василевича»; РНБ. O.I.52. Л. 299-300 об.; РНБ. Тит. № 3109. Л. 174 об.- 175 об.). В нем более подробно повествуется о «нашествии агарян», кратко сказано о том, что М. «отпущенъ бысть съ честию» вместе с «2040 мужей, кромѣ женъ и дѣтей». После сообщения о том, что М. прожил 95 лет, может следовать краткое изложение посмертного чуда об освобождении Унжи в 1522 г. от татар (кон.: «…тако и обитель свою избави, остоящую от града Унжи за 15 поприщъ» (РНБ. Тит. № 3109. Л. 175 об.)). Одной из особенностей Месяцесловной редакции Жития является сообщение о времени преставления святого – «и успе в лѣто 6912 [1404]». То, что эта дата «несходна» с хронологией Жития, отметил еще архим. Желтоводского мон-ря Тихон Макариевский (1675-1677) в приписке, оставленной им на полях Нижегородского списка Пространной редакции Латухинской Степенной книги (текст приписки см.: Сиренов А. В . Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 456-457). Как отметил А. В. Сиренов, эту редакцию Степенной книги архим. Тихон завершил в 1678 г. и «некоторое время дополнял основной текст приписками на полях, в которых особенное внимание уделял местной нижегородской истории и теме турецкой агрессии» (Там же. С. 369). Ошибочность даты преставления святого, допущенная в Месяцесловной редакции Жития, отмечена и в «Летописании о преподобном отце Макарии, Унженском чудотворце», известном пока в единственном списке нач. XVIII в.- РНБ. F.I.861. Л. 173-174 (нач.: «Во Псалтирѣхъ с вослѣдованием, въ Месяцословѣ печатаютъ под именемъ преподобнаго чудотворца Макариа…»). Автор «Летописания о преподобном отце Макарии…» в отличие от архим. Тихона исправил ошибку и указал «6952 лето». По его словам, о том он «справился» в «подлинном Житии чудотворцове» (Там же. Л. 173), т. е. в Житии Унженской редакции, поскольку только в этой редакции указан год преставления М.: «Въ лѣто от сотворения мира 6952, от Спасителнаго же воплощения Бога Слова 1444-е» (РНБ. ОЛДП. F.21. Л. 96).

Как и бо́льшая часть рус. Житий, Житие М. появилось в издании печатного Пролога 1661 г. (нач.: «Сей убо преподобный отец наш Макарий родился в Нижнем Новеграде»). В рукописной традиции Проложная редакция распространения не получила; пока можно назвать только один список – РНБ. Солов. № 827/937. Л. 284 об.- 286 об. Возможно, Проложная редакция Жития входила в состав конволюта из собрания Унженского мон-ря (№ 1098). Из описания этого кодекса следует, что одна из тетрадей, написанная монахом обители Леонидом, содержала краткое сказание о жизни М. и была пожертвована в монастырскую б-ку в 1695 г. ( Херсонский . 1887. С. 92. Примеч.). Для Проложной редакции Жития, по мнению Тарасенко, характерны краткость и ясность текста, отбор сюжетов, отражающих главные этапы жизни и духовного становления святого; в ней отсутствуют чудеса ( Тарасенко . 2006. С. 58).

Житие редакции свт. Димитрия Ростовского представляет собой текст Унженской редакции, сокращенный в характерной для свт. Димитрия манере: нет деления текста на главы, опущены риторические части памятника и нек-рые цитаты из Свящ. Писания, но при этом расширен сюжет о постриге М. св. Григория Пельшемского (сказано об уходе Григория Пельшемского из отчего дома в мон-рь («и родителей своихъ оставивъ») – подробность, известная по Минейной редакции Жития этого святого). В данном случае свт. Димитрий использовал Житие Григория Пельшемского, подготовленное им для 1-го тома своих Миней (Жития святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 153-153 об.). В составе Жития М., отредактированного свт. Димитрием Ростовским, помещены прижизненное чудо М. и первые 4 посмертных чуда.

Несмотря на широкое распространение Жития М. в русской книжности XVI – 1-й пол. XVIII в., мало что известно о его рецепции современной ему агиографической традицией; Ключевский установил заимствование предисловия из Пространной редакции Жития М. автором Жития Галактиона Вологодского (40-е гг. XVII в.).

Макарий Желтоводский

Память: 25 июля/7 августа — упокоение, 12/25 октября — обретение мощей

Кто даст мне криле яко голубине; и полещу и почию.
Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни.
Чаях Бога спасающего мя
от малодушия и от бури (Псал. 54, 7-10)

Преподобный Макарий, великий пустынножитель и чудотворец, «похвала и утверждение всей Российской земли», родился в Нижнем Новгороде в семье посадских людей в 1349 году, во времена княжения Константина Васильевича, прославившегося благочестием и силой против врагов. Родители преподобного Иоанн и Мария отличались благочестием, среди сограждан были примером в семейной и общественной жизни. Питая взаимную друг к другу любовь, они хранили в своем сердце твердую веру, заботились о чистоте душевной и телесной, во всех нуждах обращались с молитвой к единственному Подателю всех благ — Богу. Они жили в приходе нижегородской церкви святых Жен Мироносиц. Их дом находился рядом с храмом, который они с благоговением посещали. До сих пор указывают на то место, где, по преданию, жили родители преподобного, и где родился сам преподобный.

В две­на­дцать лет он тай­но ушел от ро­ди­те­лей и при­нял ино­че­ский по­стриг в Ни­же­го­род­ской Пе­чер­ской оби­те­ли от свя­то­го Ди­о­ни­сия (впо­след­ствии ар­хи­епи­ско­па Суз­даль­ско­го; † 1385; па­мять 26 июня). Со всем пы­лом юно­ше­ской ду­ши он от­дал­ся де­лу спа­се­ния: стро­жай­ший пост и точ­ное ис­пол­не­ние ино­че­ских пра­вил от­ли­ча­ли его пе­ред все­ми бра­ти­я­ми.

В юношеские годы он принял иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а впоследствии основал две монашеские обители — Богоявленский монастырь на реке Лух и знаменитый Троицкий монастырь близ озера Желтые Воды.

В монастыре Макарий проявил себя как строгий аскет. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрёл почёт и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.

Читайте также:  Помню, Люблю, Скорблю стихи любимому

Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. “Протяни мне, по крайней мере, свою руку”, – просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения.

В 1435 году тут он устроил обитель для любителей безмолвия во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он проповедовал слово Божье и крестил желающих в озере.

Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве.

Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселялись рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а еще немного времени спустя начали строить храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария.

Прошло несколько лет, и, как прежде, святому стал в тягость почет, к тому же миряне, во множестве приходившие к нему за советом, нарушали его безмолвие; не терпя такой жизни, преподобный поставил одного из братии в настоятели и втайне от всех покинул монастырь. Снова странствовал он лесами. Место, в котором он остановился, называлось Желтые Воды и находилось на восточном берегу Волги, рядом с небольшим озером. Местность эта очень приглянулась Макарию. Здесь он жил в маленькой келье, трудясь в одиночестве и непрестанно молясь Богу.

К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан.

Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена. Тогда хан даровал свободу заволжскому старцу, но последний испросил вместо убиенных 40 своих учеников отпустить с собою 40 плененных мужчин “разве жен и детей”. Таким образом, с преподобным пустилиось в путь около 200 или более человек. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере.

На возвратном пути из Казани, с отпущенными пленниками, Макарий, по преданию, остановился близ того места, где ныне город Свияжск . Здесь он положил начало еще одной пустыни, которая также стала носить его имя – Макарьевская Свияжская подгорная .

Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа , преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель . Окрестные жители благоговели перед ним за защиту, которую он всегда успешно оказывал бедным против их притеснителей.

Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

Невдалеке от устроенной преподобным пустынником обители одна отроковица была слепа, и, кроме того, страдала от нападений дьявола. Ее отец по имени Феодор, бывший в Москве по торговым делам, искал лекарства для исцеления своей дочери. Но задумался о тщете человеческой помощи без покровительства Божия и вспомнил об Унженском подвижнике. Вернувшись из столицы, он решил свою единственную дочь привести к стопам Макария и просить его молитв о ее исцелении. В одно время с отцом явилось подобное благочестивое намерение о болящей дочери и у матери. Прибыв домой, Феодор рассказал супруге о своем обете, данном Богу в Москве, вспомнила и она о своем намерении. Из разговора выяснилось, что их желания относительно дочери совпали. Поэтому, не медля, приступили они к выполнению общего обета: вместе с больною дочерью отправились в пустынь к благочестивому подвижнику. Придя в его обитель, испросили у него благословение и поведали ему о дочери, страждущей слепотою и бесовским наваждением. Вслед за этим усердно просили Макария, чтобы он помолился об их дочери для ее исцеления. Смиренный пустынник отказывался, почитая себя недостойным грешником. Сердобольные родители продолжали просить Макария с большим усилием. Видя в них упование на Бога и усердие, он сказал, наконец, им в утешение: «Знайте, что Бог может спасти, если вера ваша явлена будет пред Ним. По вере вашей освободит Он дщерь от нападения дьявольского и глазной болезни». Между тем взял в руки честной крест и ознаменовал им больную отроковицу. Вслед за этим ее глаза прозрели, а вместе с прозрением она освободилась и от нападения дьявола. Исцеленная дочь возрадовалась с родителями радостью неизреченной. При выходе из Унженской обители все они воздали благодарение милосердному Богу и Его усердному молитвеннику.

Последние дни своей многотрудной жизни преподобный Макарий проводил в тех же подвигах, к которым привык с малых лет. Редко оставлял он Унженскую пустынь, и то не иначе, как по духовной нужде. Достигнув 95 лет, великий подвижник благочестия посетил город Унжу для спасительного наставления его жителей. Здесь маститый старец сделался нездоров. Кончина ему была известна. Отходя к Господу, он приобщился Святых Таин и заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную и воз любленную им Унженскую обитель. Помолившись в последний раз Господу, он с одра смертной болезни прощался со всеми, завещав радость, мир и благословение. 25 июля 1444 года окончил свою земную жизнь преподобный Макарий, названный по двум знамен тым его обителям Желтоводским и Унженским чудотворцем. Всего он прожил 95 лет, из которых 83 года пребывал в монашестве. Когда преподобный скончался, великим Московским княжеством управлял тот же Василий Васильевич Темный, который помог ему устроить Желтоводскую обитель. По преставлении угодника Божия чудное благоухание распространилось повсюду, не только в городе, но и во всех окрестностях. Тотчас узнали, что преподобный Макарий отошел к Господу, пред Коим честна и самая смерть преподобных.

Со всех окрестных сторон стекалось к преставившемуся иноку множество народа. Все плакали неутешно о лишении такого подвижника, общего благодетеля и к Богу усердного молитвенника. По собственному завещанию преподобного его честное тело торжественно несли из города в пустынь со свечами и духовным пением. Кроме духовных лиц, народ с чувством сожаления провожал угодника Божия, следуя за ним 15 верст пути. На пути четыре раза останавливались с гробом, и на этих местах вскоре были поставлены часовни, в память прикосновения к ним святых мощей. В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всею подобающей честью. Как при перенесении, так и при погребении, совершались многие различные исцеления над пришедшими к нему с верой.

В этой обители святой Макарий пять лет жил, подобно ангелу, в посте и непрестанной молитве. Он обрел блаженную кончину в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года.

И после смерти святой Макарий не оставлял своим заступничеством христиан тех краев, охраняя их от набегов татар. В 1522 году они три дня и три ночи осаждали город Солигалич в Костромской земле, но все попытки штурма были отбиты явлением грозящего неприятелю монаха. На четвертый день татары подожгли город. Тогда народ горячо взмолился святому Макарию о помощи – тотчас же пошел ливень и погасил пламя. Татары в ужасе обратились в бегство. 300 из них совершили набег на его монастырь и попытались захватить серебряную раку с мощами, но были поражены слепотой. В благодарность за чудесное вмешательство святого ему посвятили часовню при городском соборе.

В 1619 году патриарх Филарет официально прославил преподобного и внес день его памяти в богослужебные книги. Около 1670 года тело святого Макария было обретено нетленным в полностью сохранившемся монашеском облачении.

МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ

Прп. Макарий Унженский. Фреска

Макарий Желтоводский, Унженский (1349 – 1444), чудотворец, преподобный

Родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в семье благочестивых родителей.

В 12 лет тайно ушёл из дому и, назвавшись безродным странником, принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия Суздальского. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Только через три года родители преподобного узнали, куда он скрылся. Отец пришёл к нему и слёзно умолял сына лишь о том, чтобы тот вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. “Протяни мне, по крайней мере, свою руку”, – просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой.

Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги, где подвизался в пещере близ озера Жёлтые воды, твёрдым воздержанием и терпением преодолевая брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам и крестил магометан и язычников в озере, которое затем стали называть Святым озером.

Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобный Макарий был взят в плен.Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Жёлтом озере.

На обратном пути из Казани они Макарий, по преданию, остановился близ того места, где ныне город Свияжск. Здесь он положил начало ещё одной пустыни, которая также стала носить его имя – Макарьевская Свияжская подгорная.

Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от него на берегу озера Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель. Окрестные жители благоговели перед ним за защиту, которую он всегда успешно оказывал бедным против их притеснителей.

17 сентября 1442 года преподобному явилась икона Божией Матери, которая стояла на воздусе. С тех пор этот образ стал называться Макарьевским.

Скончался 25 июля 1444 года в возрасте 95 лет, на пятом году своей жизни в Унженском монастыре. По преставлении угодника Божия, чудное благоухание распространилось повсюду – не только во граде, но и во всех окрестностях. Народ плакал неутешно.

Прп. Макарий Желтоводский. Икона

Ещё при жизни преподобный Макарий был наделён благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины святого многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.

В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля.

Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1670 году. Поныне часть их находится в Унженской обители, а глава преподобного – в Желтоводском монастыре.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Дне́сь гра́д тво́й Га́лич тобо́ю хва́лится,/ в конце́х бо его́ пресве́тло,/ я́ко ве́лие со́лнце, возсия́л еси́/ и чудесы́ твои́ми, преподо́бне Мака́рие, вся́ озари́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия// и спасти́ся гра́ду твоему́ от пога́нскаго наи́тия.

Ин тропарь, глас 4

Богому́дрый Желтово́дския оби́тели первозда́телю,/ Бо́гом поста́вленный мона́шескаго жития́ сто́лпе,/ благопи́санный досточу́днаго по́стничества о́бразе,/ Богозда́нный Ду́ха Свята́го сосу́де,/ златоза́рное Ру́сския земли́ свети́ло всесве́тлое,/ мо́лим тя́, о́тче Мака́рие,/ светоза́рною моли́тв твои́х луче́ю разреша́й мра́чных страсте́й на́ших о́блак.

Кондак, глас 2

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́, преподо́бне:/ о́н бо же́злом мо́ре раздели́,/ ты́ же стра́сти, я́ко Амали́ка, победи́л еси́/ и непрохо́дную пусті’ню немяте́жным умо́м проше́л еси́,/ в не́йже моли́твами твои́ми ве́лие чу́до сотвори́л еси́:/ гла́дныя лю́ди до изоби́лия прекорми́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ пода́ти все́м печа́льным уте́шение,/ Мака́рие, о́тче приснопа́мятне,// и́же Га́личестей стране́ и все́й Росси́йстей земли́ похвала́ и утвержде́ние.

Ссылка на основную публикацию