Преподобный Иосиф Песнописец и его творения

История придела преподобного Иосифа Песнописца в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино

Храмовая икона преподобного Иосифа Песнописца

История придела преподобного Иосифа Песнописца в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино

Автор: протоиерей Николай Киселев , почётный настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино

В московском Знаменском храме в Захарьино, одном из древнейших в Андреевском благочинническом округе (ныне Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства города Москвы – прим. авт. сайта Фавор-Гора ), северный придел освящен во имя преподобного Иосифа Песнописца, великого византийского гимнографа IX века.

Преподобный Иосиф Песнописец – святой, не имеющий широкого почитания в России. Однако его имя с древности было хорошо известно русским людям по многим богослужебным текстам Октоиха, Триодей и Минеи. Начиная с XI–XII веков его имя входит в Месяцеслов: память преподобного Иосифа – 4 / 17 апреля.

Преподобный Иосиф родился около 800 года на острове Сицилия и потому носил имя Сикелиота. Спасаясь от сарацин, его семья бежала в Грецию, где Иосиф пятнадцатилетним отроком поступил в монастырь и уже в молодые годы был посвящен в иерейский сан. Вместе со своим учителем, известным поборником иконопочитания преподобным Григорием Декаполитом († около 835, память 20 ноября / 3 декабря) Иосиф оказался в самом центре борьбы с ересью иконоборчества.

Посланный легатом в Рим, преподобный Иосиф по проискам врагов был захвачен на море пиратами и передан иконоборцам, которые без малого десять лет держали исповедника в темнице на острове Крит. В Житии преподобного говорится, что вестником избавления его от уз был Святитель и Чудотворец Николай, который явился ему в тюрьме 20 января 842 года и, чудесным образом восхитив его на небо, перенес в один миг к стенам Царьграда.

Следующие пять лет жизни преподобный Иосиф провел в затворе вместе со своим другом, учеником преподобного Григория Декаполита преподобным Иоанном (память 18 апреля / 1 мая), до кончины последнего в 847 году. Позднее в основанном им Никольском монастыре близ церкви святого Иоанна Златоуста, где-то к западу от Константинополя (в конце XIX века это место называлось бывшим Николо-Косульским монастырем), преподобный Иосиф собрал вокруг себя множество подвижников православного благочестия, в большинстве своем из греков-сицилийцев. Преподобный Иосиф перенес в монастырь мощи своих друзей – преподобных Григория Декаполита и Иоанна, а также мощи святого апостола Варфоломея, которому посвятил престол новоустроенного храма.

Перед наступлением дня памяти апостола Варфоломея, 13 июня 852 (или 853) года, преподобный Иосиф удостоился видения в царских вратах самого апостола, который «взял со священной трапезы Святое Евангелие и положил его на грудь преподобному, благословил его и отошел». С того поворотного во всей его жизни момента преподобный Иосиф получил дар написания церковных песнопений. Биографы святого подчеркивали «высокую монашескую настроенность преподобного Иосифа, его кротость, смирение, непамятозлобие, его стремление всех умиротворить, участливое отношение к бедствующим, которым он помогал словом и утешением, к нищим, которым он подавал пропитание, к странникам и чужеземцам, которых он принимал со всем радушием гостеприимного хозяина».

За тридцать лет своей песнотворческой деятельности вдохновляемый Божественной благодатию поэт создавал службы различным святым и праздникам почти непрерывно, несмотря на свою многотрудную жизнь. В 857 году в результате придворных интриг был смещен и отправлен в ссылку патриарх Константинопольский Игнатий, а с ним и его сподвижник преподобный Иосиф, который затем одиннадцать лет находился в изгнании в Херсонесе в Крыму. В 867 году преподобный Иосиф был возвращен в столицу императором Василием Македонянином, а восстановленным на патриаршем престоле святителем Игнатием ему было пожаловано почетное звание скевофилакса, то есть хранителя священных сосудов собора святой Софии.

При патриархе Константинопольском Фотии (с 877 года) преподобный Иосиф, стяжавший высокий духовный авторитет, был назначен духовником клира Константинопольской епархии. Был он и придворным песнописцем императора Василия Македонянина, царствование которого известно самым широким храмоздательством, обилием церковных торжеств и молений, чинопоследование которых требовало от преподобного Иосифа создания новых песнопений.

Многие службы святой угодник Божий создавал по заказу царя и патриархов, настоятелей монастырей, управителей отдельных местностей и частных лиц, желавших увековечить в канонах память о тех или иных событиях и святых. Его перу принадлежат 464 канона в годичной Минее. Последний, послехерсонесский период творчества преподобного Иосифа (867–883 годы) был наиболее плодотворным. Тогда им были созданы 67 канонов на будни Октоиха и 110 канонов Триодей Постной и Цветной, а также знаменитый канон Пресвятой Богородице на утрени Субботы Акафиста, написанный по заказу святого Патриарха Фотия.

Преподобный Иосиф скончался 3 апреля 883 года. Всю свою жизнь он посвятил служению Церкви. Вскоре по кончине угодник Божий был прославлен в лике святых.

Выражая общее мнение о поэзии преподобного Иосифа, автор его жития диакон Иоанн (Х век) писал: «От людей косных бегут сон и леность, когда они слышат песнопения преподобного Иосифа. Стремящиеся к совершенной жизни находят в них дивное отдохновение, возмущаемые сердечными движениями укрощают смущения, радующиеся начинают плакать от полноты чувств и восторга. Поэты в стихах преподобного находят сокровища для своих творений, и все народы переводят песни Иосифа на свой язык».

Более тысячелетия творчество преподобного отца нашего исповедника Иосифа Сикелиота Песнописца возвышает, умиляет и подвигает к покаянию православных христиан, которые, найдя путь спасения во Христе и Его Церкви, ответно хвалят, молятся и благодарят учителя Православия, подвижника, исповедника, церковного поэта и творца канонов преподобного Иосифа Песнописца.

Ежегодно 4 / 17 апреля память преподобного Иосифа Песнописца празднует вся Полнота Вселенского Православия.

Для российской столицы почитание преподобного Иосифа Песнописца имеет особое значение, так как его память приходится на день первого летописного упоминания о Москве – 4 апреля 1147 года.

В тот день, в пятницу пятой седмицы Великого поста, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в приграничном «градце Москове» на Москве-реке собрались на совет Суздальский князь Юрий Долгорукий, хозяин, и его гости – князья Рязанский Владимир и Новгород-Северский Святослав. Князья думали о наведении законного порядка на Руси, об искоренении междоусобиц. Более чем вероятно, что утром того дня в походной церкви была совершена Божественная литургия Преосвященных Даров, которой предшествовала, согласно Церковному Уставу, рядовая служба по Триоди и Минее с каноном святого дня – преподобному Иосифу Песнописцу.

С 1987 года на территории Москвы существует храм, в котором есть придел, посвященный преподобному Иосифу. Храм этот был основан гораздо раньше, в середине XVII века, но московским стал именно в 1987 году, когда территория села Захарьино Подольского района Московской области была передана в собственность города.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино был основан в 1648 году – сначала как усадебная деревянная церковь в имении окольничьего Тимофея Феодоровича Бутурлина. В 1672 году ее сменил приходской каменный храм, построенный на средства боярина Григория Григорьевича Ромодановского.

История Иосифова придела Знаменской церкви началась в 1846 году при священнике Иоанне Петровиче Уарове, служившем там с 1836 по 1869 год. В те годы число прихожан этого храма значительно выросло. Незадолго до того, в 1843 году, в полуверсте от Захарьино было проложено новое Варшавское шоссе, ведущее из Москвы на Подольск и далее на юг, в Крым, и на юго-запад Российской Империи – в Белоруссию и Польшу. Вдоль шоссе быстро вырастали зажиточные ямские деревни, жители которых занимались извозом, торговлей, садово-огородным и ночлежным промыслом. Все они были захарьинскими прихожанами.

Умножившейся пастве трудно было поместиться в небольшом храме. Проявляя заботу о прихожанах, владелица Захарьинской усадьбы Варвара Осиповна Новицкая выделила на ремонт храма две с половиной тысячи рублей. За последующие три года тщанием В.О. Новицкой к отремонтированному в 1846 году храму была пристроена обширная двухпридельная трапезная и колокольня над папертью. Южный придел по решению Московской Духовной Консистории был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В.О. Новицкая испросила у Священноначалия благословение устроить в северном приделе престол во имя преподобного Иосифа Песнописца, Небесного покровителя своего отца, генерала Осипа Ивановича Новицкого. Тем самым возрождался один из древних христианских обычаев построения храма за душу почившего сродника (называемую у сербов «задушбиною»).

Род полтавских дворян Новицких (в отличие от единофамильных дворян Черниговской и Псковской губерний) был известен со второй половины XVII века. Этот род начал и прославил казачий полковник Илья Федорович Новицкий († 1705). Военными были и трое его сыновей.

В течение XVIII века Россия вела частые войны, во время которых выдвинулись и переехали на жительство в Россию многие представители малороссийских дворянских фамилий. Среди них были и дворяне Новицкие, ставшие помещиками в Захарьине. Владевший этим селом с 1800 года Осип Иванович Новицкий сделал военную карьеру в Сибири. В 1799 году он был переведен из Иркутска в Москву и в чине генерал-майора возглавлял Московский военный комиссариат до выхода в отставку в 1810 году.

Генерал Новицкий проявлял заботу о содержании Знаменского храма в Захарьино. В 1820-е годы, при служении в храме священника Алексия Левашева, на средства генерала были оштукатурены и побелены фасады храма, а кровли его впервые покрыты кровельным железом. Интересно, что это благотворительное деяние О.И. Новицкого получило отражение на одной из икон преподобного Иосифа Песнописца 30-х годов XIX века, которая находится в собрании музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. На пейзажном фоне иконы встречаются мотивы, удивительно напоминающие захарьинские реалии. Справа от святого Иосифа мы видим изображение вознесенной на пригорке над озером небольшой нарядной белокаменной церковки с луковичной главкой и помещениями алтаря и паперти, покрытыми новыми ярко-зелеными кровлями. Очень вероятно, что эта икона была заказана и подарена родными к 70-летию со дня рождения генерала О.И. Новицкого в 1835 году и может датироваться этим годом.

Икона из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В XIX веке храм был значительно перестроен и расширен. В советское время он был закрыт, использовался как колхозный склад и база кинопроката.

Возрождение Знаменского храма началось в 1990 году. За прошедшие с тех пор годы собран крепкий приход, налажено регулярное богослужение в храме и приписной к нему Троицкой часовне на Щербинском кладбище, действует воскресная школа для детей и взрослых. Восстановлены храмовое здание и церковный дом, отреставрированы настенные росписи и иконостасы с напольными киотами в стиле русского барокко.

При храме создан церковно-краеведческий музей имени протоиерея Николая Сироткина, служившего в Захарьино с 1869 по 1923 год. В музее имеется архив, состоящий из изданий и документов по истории Церкви, книгохранилище церковных книг, коллекция икон, изразцов и бытовой утвари XVII–XIX столетий.

В 2007 году вышла из печати книга «Памятник земли Московской церковь Знамения в Захарьино», в которой прослежена богатая история храма, расположенного в самой южной точке современной Москвы.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Исидор Пелусиот

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Он был примером противостояния гонениям христиан. Немало раз писал письма Исидор Пелусиот царям и прочей знати для того, чтобы демократическим путем решить тот или иной спор, а также помощь избежать наказания верующим.

Житие святого

Известно о нем, что появился на свет в зажиточной и благородной семье Александрии. В данном центре мудрости ему было дано замечательное образование, кроме этого и постигались основы религии. Основными предводителями всего его жития были учения предшественников, особенно Иоанна Златоуста.

Изначально он определенный временной промежуток преподавал риторику, но не получая удовольствия от данного занятия, принял решение отправится в Нитрийскую пустыню. Спустя год он возвратился в Пелусий. Ему был дарован сан священника и задача заключалась в том, что он должен был обучать верующих. После восхождения на трон некого Евсевия, начались гонения и святой отправился в пустыню.

Читайте также:  Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы

Там он остановился в монастыре, недалеко от Афнея, где и провел остаток жизни. День святого Исидора принято отмечать 17 февраля.

О чем просят у иконы святого

Множество людей для получения помощи свыше, обращаются с молитвами к святым. Он ни есть исключением. В большей части к него просят о:

  • помощи в принятии важных решений;
  • даровании познания;
  • укреплении веры;
  • избегании совершения ошибок.

Довольно часто произносят свои мольбы перед иконой. Но это не обязательно. Важно верить, что Ваша вера поможет осуществится задуманному.

Тропарь преподобному Исидору Пелусиотскому, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу / и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо / прилежати же о души, вещи безсмертней:// темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.

Кондак преподобному Исидору Пелусиотскому, глас 4

Денницу другую тя Церковь обретши, преславне, / твоих словес молниями освещаема, / взывает ти:// радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.

Творчество

Так как это был очень образованный человек, который на все имел свой взгляд, то будет не удивительно, что после него осталось немало творений Исидора Пелусиота. Хоть и сохранились они не все, но из них становится понятно, что он старался оценивать все ситуации и делать из них независимые выводы.

Есть сведения, что наследие данного творца составляет около 10000 писем, но до нас сохранились всего 2090. В основе их содержания заложен нравственный и экзегетический смысл. Его относили к антиохийской школе. Толкования Писания было направлено на понимание Божьего слова, а не подтягивания его под исторические, филологические и прочие понятия.

Он утверждал, что те, кто воспринимает Ветхий Завет исключительно как пророчества о Христе, ошибаются и сводят в самый низ все основы и принципы веры. Поэтому о Библии Исидор Пелусиот говорил так, что не следует домыслы строить на том, чего там нет на самом деле. А все домыслы – это дело рук язычников.

Многие его труды и в наше время пользуются активным спросом, поэтому каждый желающий может ознакомится с ними для своего всестороннего развития.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом Исидоре:

Преподобный Исидор Пелусиот

Св. Исидор родился около 360 г. в благородной и знаменитой семье из Александрии. Он был связан родством с патриархом Феофилом и его племянником св. Кириллом [1] . В этой столице античной премудрости он получил отличное духовное и светское образование. Исидор ревностно стремился следовать учению отцов — своих предшественников, в особенности св. Иоанна Златоуста, одним из главных последователей которого он считается.

Вначале он некоторое время преподавал риторику в городах восточной части дельты Нила. Но любовь к Богу вскоре заставила его отказаться от бесплодных удовольствий преходящей жизни, и он удалился в Нитрийскую пустыню. Через год подвижнической жизни Исидор, руководимый заботой о созидании Церкви, вернулся в Пелусий. Там епископ Аммоний рукоположил его в священника и поручил обучать верующих и оглашенных. Его ораторский талант и глубокое знание Священного Писания, которое он приобрел в безмолвии, прославили его как учителя на весь Египет. Многие иудеи и язычники обратились, слушая его проповеди.

Но когда в 413 г. епископом Пелусия был избран некий Евсевий, Церковь подверглась такому гонению, что Исидору пришлось бежать в пустыню. Он остановился в монастыре неподалеку от Афнея, где и провел остаток дней затворником [2] . Он постоянно носил грубую власяницу и питался, подобно св. Иоанну Крестителю, травой и листьями.

Св. Исидор явил собой живой образец добродетели и учености, был подобен светильнику, поставленному на горе и разливающему повсюду свой свет. Не страшась преследований и ненависти людей, живущих по плоти, он многие годы учительствовал посредством многочисленных писем, емких и глубоких. До нас дошли более двух тысяч его посланий. Отвечая на обращения из разных краев, он с духовной прозорливостью разъяснял трудные места Священного Писания, опровергал ложные толкования иудеев, объяснял таинства Пресвятой Троицы и Воплощения Господа, посрамлял ариан, несториан, савеллиан и других еретиков. С лирической теплотой св. Исидор воспевал величие священства и порицал недостойных своего призвания священников, диаконов и монахов. Он упрекал магистратов, наместников и императора Восточной Римской империи Феодосия II (408-450), невзирая на их мирское могущество, напоминал правителям об их долге по отношению к народу Божию и к святой Церкви. Отовсюду он изгонял порок, внушал любовь к правосудию и добродетели, уверенно судил о делах мира, оставаясь всегда вне его.

Когда свт. Кирилл, ставший архиепископом Александрии, решил не поминать в диптихах за Божественной литургией имя свт. Иоанна Златоуста вслед за своим дядей, слишком пылким Феофилом, тогда св. Исидор отправил ему послание. В нем он напоминал, что Сам Бог учил нас не верить слухам и нашим предрассудкам, дабы выносить справедливое суждение. Прочитав письмо и укрепленный божественным видением, свт. Кирилл, смиренно изменив мнение, не только восстановил поминовение святого Константинопольского архиепископа, но и стал одним из ревнителей его почитания.

Через несколько лет (433), видя, что св. Кирилл слишком резко спорит с архиепископом Антиохийским Иоанном после осуждения Нестория на Ефесском Соборе, Исидор снова написал ему, прося пойти на разумный компромисс ради восстановления мира: «Как отец ваш, поскольку так вам угодно называть меня, но скорее как ваш сын, я заклинаю вас положить конец этой ссоре, дабы упрямство, связанное с нанесенным вам оскорблением, не отразилось на живой Церкви, вызвав в ней вечный раскол под предлогом благочестия» [3] .

Однако эту власть, подобную рвению древних пророков и признаваемую Божиими людьми, такими, как св. Кирилл, он приобрел ценой многих страданий [4] . Св. Исидор оставался непоколебимым перед лицом неурядиц и великих трудностей, стоявших тогда перед Церковью, потому что был уверен, что через страдание и крест мы достигнем вечной жизни и что Церковь готовится к своей будущей славе. В этом убеждении он принял смерть как освободительницу, словно победный венец за свою долгую битву (+ между 435 и 440).

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

17 февраля 2012 г.

[1] По новейшим исследованиям, он был родом из Пелусия и не был связан с семьей Феофила. См.: Evieux. Р. IsidoredePeluse, 1995 и издание «Писем» св. Исидора, подготовленное тем же автором (5С 422), которым мы следуем в реконструкции хронологии его жизни. По другим свидетельствам, прп. Исидора рукоположил св. Афанасий Великий и, следовательно, он был в весьма преклонном возрасте во время епископства св. Кирилла.

[2] «Житие» говорит о Лихносском монастыре близ Пелусия.

[3] Письмо 370 // РС 78, 392.

[4] В «Житии св. Исидора», дошедшем в так называемом «Императорском Минологии» (Х1 в.), говорится, что Феофил, по диавольскому наущению, запретил ему священническое служение, что и дало святому повод уйти на Пелусийскую гору.

Канон святому преподобному Исидору Пелусиоту

Припев: Преподо́бне о́тче Ис и́дор е, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 17 февраля (04 февраля ст. ст.)

Глас 6.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Сокруше́ннаго се́рдца стена́ние услы́шав, Влады́ко, души́ моея́ лю́тое сокруше́ние исцели́ моли́твами преподо́бнаго Твоего́, Христе́, я́ко Всеси́лен.

Вше́д, ты́, богоно́се, в де́тельную доброде́тель, Иси́доре, виде́нием чи́стым и кра́сным явле́нием Бо́гу бесе́дуя всегда́, я́ве обогати́лся еси́.

Прему́дрости ча́ши прине́с твоя́ уста́, прему́дре, и́же отону́ду дарова́ний исто́чник поче́рпл еси́, Бо́гу побе́дную пе́снь воспева́я.

Богоро́дичен: Я́ко на ле́гцем о́блаце, Соде́тель на Тебе́ прии́де низложи́ти, я́ко Си́лен, еги́петская, Влады́чице Чи́стая, рукотворе́нная, Христо́с, я́ко Всеси́льный.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Ума́ острото́ю, му́дре, су́щих собра́в, пресла́вне, естество́, и́мже нача́льную вину́, я́ко чи́ст богосло́в, неле́стно пости́гл еси́.

Поуче́ние положи́в я́сно сме́рти житию́, богоно́се треблаже́нне, страсте́й ве́щныя вины́ умертви́л еси́, безстра́стия объя́т бы́в жела́нием.

В сле́д, ра́дуяся, Христа́, кре́ст тво́й носи́в, после́довал еси́, о́тче, в посте́ тве́рдем и Сему́, я́ко мо́щно, уподо́бился еси́ жития́ чистото́ю.

Богоро́дичен: Зако́нных естества́ кроме́ Влады́ку ро́ждши, Богоро́дице Де́во, дре́внюю преслуша́ния кля́тву разори́ла еси́, благослове́ния исто́чник источа́ющи.

Седа́лен, гла́с 3.

Кни́га ра́зума уче́ния, бога́тством ве́ры сочинена́, Пресвято́му яви́лся еси́ Ду́ху, открыва́я Боже́ственная тре́бующим и жи́знь сокро́вищствуя хотя́щим. О́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственная была́ еси́ ски́ния Сло́ва, Еди́на Всечи́стая Де́во Ма́ти, чистото́ю а́нгелы превозше́дшая, па́че все́х мене́ пе́рсть бы́вша, оскверне́на плотски́ми прегреше́ньми, очи́сти моли́тв Твои́х боже́ственными вода́ми, подаю́щи, Чи́стая, ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, нетле́нная Де́во Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, Матероле́пно рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Незави́стно, преподо́бне, Христу́ повину́яся, да́нное тебе́ бога́тство, я́ко благопокори́в ра́б, разда́л еси́, и несказа́нныя тя́ ра́дости Влады́ка сподо́би.

Прему́дрости пучи́ну преплы́в, до́брый би́сер, я́ко до́бр купе́ц, приобре́л еси́ и се́й то́кмо сокро́вище неоску́дно стяжа́л еси́.

Боже́ственным Ду́хом осия́емь, лучи́ слове́с со́лнечно все́м испусти́л еси́, спасе́ния ве́рным, богоявле́нне, жела́я.

Богоро́дичен: Я́ко вои́стинну неизглаго́ланна и непости́жна Твоего́, Богоро́дице, боголе́пнаго су́ть Рождества́ су́щим на земли́ и на небеси́, Присноде́во, та́инства.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Умерщвле́нием, всему́дре, страсте́й вне́ бы́в и пло́ти, любо́вию Бо́гу прибли́жился еси́, Пресвято́му и Пресве́тлому Све́ту, и Еди́ному, истязу́ющему чистоту́.

Боже́ственным сия́нием твои́м, бла́же, у́м, богоно́сец, озари́в, сто́лп всесве́тел бы́сть, все́м посыла́я Боже́ственнаго Све́та Боже́ственныя зари́ и мра́к неве́дения отгоня́.

Хотя́й все́м я́ко бла́г, всему́дре, спасти́ся, наста́вника заблу́ждшим тя́ показа́, мно́гия обраща́ти ко спасе́ния пути́, Иси́доре треблаже́нне, о́тче пребога́те.

Богоро́дичен: Вои́стинну усты́ и душе́ю, Влады́чице ми́ра Блага́я, испове́даю Тя́, Всенепоро́чная, воплоще́нна Бо́га ро́ждшую, Чи́стая, и жития́ Тя́ предста́тельницу ве́рою предлага́ю.

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Словесы́ су́дными укра́шься я́ко иере́й, слове́сно разсуди́л еси́, богоно́се, и те́лом и душе́ю, и го́ршее лу́чшему повину́в смы́сленно, досточу́дне.

Благомо́щно Еги́пта страсте́й и пи́щи ты́, мона́шествующих похвало́, воздержа́тельными, сла́вне, я́звами, истязу́я уязви́л еси́, ве́рным углажда́я прехожде́ние.

Богоро́дичен: Нося́й вся́ческая си́лою Боже́ственною и содержа́й, я́ко Благоутро́бен, Твои́ми объя́тии, Пречи́стая, вопло́щся, я́ко Младе́нец но́сится, И́же Отцу́ по Существу́ Соприсносу́щный.

Конда́к, гла́с 4.

Денни́цу другу́ю тя́ Це́рковь обре́тши, пресла́вне, твои́х слове́с мо́лниями освеща́ема, взыва́ет ти́: ра́дуйся, всеблаже́нне богому́дре Иси́доре.

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла а́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

На тве́рди ве́ры поста́ви, о́тче, я́коже со́лнце, Влады́ка тя́, просвеща́ти сия́нием мы́сленным ду́ши вопию́щих приле́жно: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Скве́рны плотски́я и духо́вныя отмы́л еси́, блаже́нне, сле́з излия́ньми и, бы́в, богоно́сне, све́т су́щим на земли́, вся́ научи́л еси́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: На недви́жимем ве́ры стоя́ще основа́нии, Тя́, Богома́терь Чи́стая, испове́дуем Богоро́дицу: Сло́во бо Бо́жие без се́мене родила́ еси́ на́м. Благослове́н, Пречи́стая, Пло́д чре́ва Твоего́.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Я́ко слове́сну же́ртву, о́тче, все́ житие́ твое́ в воню́ благово́ния прине́сл еси́ на Кресте́ тебе́ ра́ди пове́шеному Христу́, Его́же превозно́сим во вся́ ве́ки.

Мно́жиши бога́тство и по сме́рти, одушевле́на словеса́ твоя́, я́коже многоце́нно все́м ве́рным насле́дие оста́вль, превознося́щим Христа́ во вся́ ве́ки.

Украси́лся еси́, преблаже́нне, добро́тою слове́с твои́х, Свята́го бо Ду́ха яви́лся еси́ тро́сть, пиша́ благоче́стно ра́зум Боже́ствен превознося́щим Го́спода во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: К Твоему́ кро́ву прибега́ю, Всенепоро́чная, и Предста́тельницу жи́зни моея́ Тя́ ны́не предлага́ю, Тя́, па́че ума́ Бо́га Сло́ва ро́ждшую. Его́же превозно́сим во вся́ ве́ки.

Читайте также:  Святой Христофор Псеглавец: житие, Икона, Молитва

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Я́коже заря́ све́та, облиста́ в твою́ ду́шу благода́ти сло́во, преподо́бне, тобо́ю же вся́ земля́ испо́лнися того́ сия́ния. Ему́же причаща́ющиися, твоея́ му́дрости сокро́вищу, о́тче, удивля́емся.

Тре́м Ли́цам во Еди́нстве Естества́, оте́ческим после́дуя уче́нием, богому́дренно покланя́тися научи́л еси́, чти́ти богосло́вящия Несозда́нную Безнача́льную Тро́ицу, все́м ве́рным просвеще́ние источа́ющую.

Обре́т трудо́в твои́х воздая́ния на небесе́х, жи́знь безконе́чную прие́м, пою́щим, прему́дре, па́мять твою́ испроси́ спасе́ние, блаже́нне Иси́доре, престо́лу Бо́жию со а́нгелы ны́не предстоя́.

Богоро́дичен: Тле́нен, Сло́во Бо́жие нетле́нное, о́браз прие́м, челове́ки в нетле́ние облече́, благоволе́нием Отчим все́лься в Тя́, Обра́дованная. Те́мже, Пречи́стая, с небе́сными во́и Тя́ велича́ем.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́кѡ по сꙋ́хꙋ пѣшеше́ствовавъ і҆и҃ль по бе́зднѣ стопа́ми, гони́телѧ фараѡ́на ви́дѧ потоплѧ́ема, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь, пои́мъ, вопїѧ́ше.

Сокрꙋше́ннагѡ се́рдца стена́нїе ᲂу҆слы́шавъ, влⷣко, дꙋшѝ моеѧ̀ лю́тое сокрꙋше́нїе и҆сцѣлѝ моли́твами преподо́бнагѡ твоегѡ̀, хрⷭ҇тѐ, ꙗ҆́кѡ всеси́ленъ.

Вше́дъ ты̀, бг҃оно́се, въ дѣ́тельнꙋю добродѣ́тель, і҆сі́дѡре, видѣ́нїемъ чи́стымъ, и҆ кра́снымъ ꙗ҆вле́нїемъ бг҃ꙋ бесѣ́дꙋѧ всегда̀, ꙗ҆́вѣ ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ.

Премꙋ́дрости ча́ши прине́съ твоѧ̑ ᲂу҆ста̀, премꙋ́дре, и҆́же ѿѻнꙋ́дꙋ дарова́нїй и҆сто́чникъ поче́рплъ є҆сѝ, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь воспѣва́ѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ на ле́гцѣмъ ѻ҆́блацѣ содѣ́тель на тебѣ̀ прїи́де, низложи́ти ꙗ҆́кѡ си́ленъ є҆гѵ́пєтскаѧ, влⷣчце чⷭ҇таѧ, рꙋкотворє́ннаѧ, хрⷭ҇то́съ ꙗ҆́кѡ всеси́льный.

І҆рмо́съ: Нѣ́сть ст҃ъ, ꙗ҆́коже ты̀, гдⷭ҇и бж҃е мо́й, вознесы́й ро́гъ вѣ́рныхъ твои́хъ, бл҃же, и҆ ᲂу҆тверди́вый на́съ на ка́мени и҆сповѣ́данїѧ твоегѡ̀.

Оу҆ма̀ ѻ҆строто́ю, мꙋ́дре, сꙋ́щихъ собра́въ, пресла́вне, є҆стество̀, и҆́мже нача́льнꙋю винꙋ̀, ꙗ҆́кѡ чи́стъ бг҃осло́въ, неле́стнѡ пости́глъ є҆сѝ.

Поꙋче́нїе положи́въ ꙗ҆́снѡ сме́рти житїю̀, бг҃оно́се треблаже́нне, страсте́й вє́щныѧ вины̑ ᲂу҆мертви́лъ є҆сѝ, безстра́стїѧ ѡ҆б̾ѧ́тъ бы́въ жела́нїемъ.

Въ слѣ́дъ ра́дꙋѧсѧ хрⷭ҇та̀ крⷭ҇тъ тво́й носи́въ послѣ́довалъ є҆сѝ, ѻ҆́тче, въ постѣ̀ тве́рдѣмъ, и҆ семꙋ̀ ꙗ҆́кѡ мо́щно ᲂу҆подо́билсѧ є҆сѝ житїѧ̀ чистото́ю.

Бг҃оро́диченъ: Зако́нныхъ є҆стества̀ кромѣ̀ влⷣкꙋ ро́ждши, бцⷣе дв҃о, дре́внюю преслꙋша́нїѧ клѧ́твꙋ разори́ла є҆сѝ, благослове́нїѧ и҆сто́чникъ и҆сточа́ющи.

Сѣда́ленъ, гла́съ г҃.

Кни́га ра́зꙋма ᲂу҆че́нїѧ бога́тствомъ вѣ́ры сочинена̀, прест҃о́мꙋ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ дх҃ꙋ, ѿкрыва́ѧ бжⷭ҇твєннаѧ тре́бꙋющымъ, и҆ жи́знь сокро́вищствꙋѧ хотѧ́щымъ: ѻ҆́тче прпⷣбне, хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ, дарова́ти на́мъ ве́лїю ми́лость.

Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннаѧ была̀ є҆сѝ ски́нїѧ сло́ва, є҆ди́на всечⷭ҇таѧ дв҃о мт҃и, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ, па́че всѣ́хъ менѐ пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́на плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти мл҃твъ твои́хъ боже́ственными вода́ми, подаю́щи, чⷭ҇таѧ, ве́лїю млⷭ҇ть.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Несквє́рнаѧ а҆́гница сло́ва, нетлѣ́ннаѧ дв҃о мт҃и, на крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи повѣ́шена и҆з̾ неѧ̀ без̾ болѣ́зни прозѧ́бшагѡ, мт҃ролѣ́пнѡ рыда́ющи, вопїѧ́ше: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ча́до моѐ, ка́кѡ стра́ждеши во́лею, хотѧ̀ и҆зба́вити ѿ страсте́й безче́стїѧ человѣ́ка.

І҆рмо́съ: Хрⷭ҇то́съ моѧ̀ си́ла, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, честна́ѧ цр҃ковь бг҃олѣ́пнѡ пое́тъ, взыва́ющи ѿ смы́сла чи́ста, ѡ҆ гдⷭ҇ѣ пра́зднꙋющи.

Незави́стнѡ, прпⷣбне, хрⷭ҇тꙋ̀ повинꙋ́ѧсѧ, да́нное тебѣ̀ бога́тство, ꙗ҆́кѡ благопокори́въ ра́бъ разда́лъ є҆сѝ, и҆ несказа́нныѧ тѧ̀ ра́дости влⷣка сподо́би.

Премꙋ́дрости пꙋчи́нꙋ преплы́въ, до́брый би́серъ ꙗ҆́кѡ до́бръ кꙋпе́цъ прїѡбрѣ́лъ є҆сѝ, и҆ се́й то́кмѡ сокро́вище неѡскꙋ́днѡ стѧжа́лъ є҆сѝ.

Бжⷭ҇твеннымъ дх҃омъ ѡ҆сїѧ́емь, лꙋчы̀ слове́съ со́лнечнѡ всѣ̑мъ и҆спꙋсти́лъ є҆сѝ, спасе́нїѧ вѣ̑рнымъ, бг҃оѧвле́нне, жела́ѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ вои́стиннꙋ неизглагѡ́ланна и҆ непости̑жна твоегѡ̀, бцⷣе, бг҃олѣ́пнагѡ сꙋ́ть ржⷭ҇тва̀, сꙋ́щымъ на землѝ и҆ на нб҃сѝ, приснодв҃о, та̑инства.

І҆рмо́съ: Бж҃їимъ свѣ́томъ твои́мъ, бл҃же, ᲂу҆́тренюющихъ тѝ дꙋ́шы любо́вїю ѡ҆зарѝ, молю́сѧ, тѧ̀ вѣ́дѣти, сло́ве бж҃їй, и҆́стиннаго бг҃а, ѿ мра́ка грѣхо́внагѡ взыва́юща.

Оу҆мерщвле́нїемъ, всемꙋ́дре, страсте́й, внѣ̀ бы́въ пло́ти, любо́вїю бг҃ꙋ прибли́жилсѧ є҆сѝ, прест҃о́мꙋ и҆ пресвѣ́тломꙋ свѣ́тꙋ, є҆ди́номꙋ и҆стѧзꙋ́ющемꙋ чистотꙋ̀.

Бжⷭ҇твеннымъ сїѧ́нїемъ твои́мъ, бла́же, ᲂу҆́мъ бг҃оно́сецъ ѡ҆зари́въ, сто́лпъ всесвѣ́телъ бы́сть, всѣ̑мъ посыла́ѧ бж҃е́ственнагѡ свѣ́та бжⷭ҇твєнныѧ зари̑, и҆ мра́къ невѣ́дѣнїѧ ѿгонѧ̀.

Хотѧ́й всѣ̑мъ, ꙗ҆́кѡ бла́гъ, всемꙋ́дре, спасти́сѧ, наста́вника заблꙋ́ждшымъ тѧ̀ показа̀, мнѡ́гїѧ ѡ҆браща́ти ко спасе́нїѧ пꙋтѝ, і҆сі́дѡре треблаже́нне, ѻ҆́тче пребога́те.

Бг҃оро́диченъ: Вои́стиннꙋ ᲂу҆сты̀ и҆ дꙋше́ю, влⷣчце мі́ра бл҃га́ѧ, и҆сповѣ́даю тѧ̀, всенепоро́чнаѧ, воплоще́нна бг҃а ро́ждшꙋю, чи́стаѧ, и҆ житїѧ̀ тѧ̀ предста́тельницꙋ вѣ́рою предлага́ю.

І҆рмо́съ: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зрѧ̀ напа́стей бꙋ́рею, къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ твоемꙋ̀ прите́къ, вопїю́ ти: возведѝ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й, многоми́лостиве.

Словесы̀ сꙋ́дными ᲂу҆кра́шсѧ ꙗ҆́кѡ і҆ере́й, слове́снѡ разсꙋди́лъ є҆сѝ, бг҃оно́се, и҆ тѣ́ломъ и҆ дꙋше́ю, и҆ го́ршее лꙋ́чшемꙋ повинꙋ́въ смы́сленнѡ, досточꙋ́дне.

Благомо́щнѡ є҆гѵ́пта страсте́й и҆ пи́щи, ты̀ мона́шествꙋющихъ похвало̀, воздержа́тельными, сла́вне, ꙗ҆́звами, и҆стѧзꙋ́ѧ ᲂу҆ѧзви́лъ є҆сѝ, вѣ̑рнымъ ᲂу҆глажда́ѧ прехожде́нїе.

Бг҃оро́диченъ: Носѧ́й всѧ́чєскаѧ си́лою бжⷭ҇твенною, и҆ содержа́й ꙗ҆́кѡ бл҃гоꙋтро́бенъ твои́ми ѡ҆б̾ѧ̑тїи, пречⷭ҇таѧ, вопло́щсѧ, ꙗ҆́кѡ младе́нецъ но́ситсѧ, и҆́же ѻ҆ц҃ꙋ̀ по сꙋществꙋ̀ соприсносꙋ́щный.

Конда́къ, гла́съ д҃.

Денни́цꙋ дрꙋгꙋ́ю тѧ̀ цр҃ковь ѡ҆брѣ́тши, пресла́вне, твои́хъ слове́съ мо́лнїѧми ѡ҆свѣща́ема, взыва́етъ тѝ: ра́дꙋйсѧ, всеблаже́нне бг҃омꙋ́дре і҆сі́дѡре.

І҆рмо́съ: Росода́тельнꙋ ᲂу҆́бѡ пе́щь содѣ́ла а҆́гг҃лъ преподѡ́бнымъ ѻ҆трокѡ́мъ, халдє́и же ѡ҆палѧ́ющее велѣ́нїе бж҃їе мꙋчи́телѧ ᲂу҆вѣща̀ вопи́ти: благослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

На тве́рди вѣ́ры поста́ви, ѻ҆́тче, ꙗ҆́коже со́лнце влⷣка тѧ̀, просвѣща́ти сїѧ́нїемъ мы́сленнымъ дꙋ́шы вопїю́щихъ прилѣ́жнѡ: благослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Сквє́рны плотскі̑ѧ и҆ дꙋхѡ́вныѧ ѿмы́лъ є҆сѝ, блаже́нне, сле́зъ и҆злїѧ́ньми, и҆ бы́въ, бг҃оно́сне, свѣ́тъ сꙋ́щымъ на землѝ, всѧ̑ наꙋчи́лъ є҆сѝ вопи́ти: благослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: На недви́жимѣмъ вѣ́ры стоѧ́ще ѡ҆снова́нїи, тѧ̀, бг҃омт҃рь чⷭ҇таѧ, и҆сповѣ́дꙋемъ бцⷣꙋ: сло́во бо бж҃їе безъ сѣ́мене родила̀ є҆сѝ на́мъ: благослове́нъ, пречⷭ҇таѧ, пло́дъ чре́ва твоегѡ̀.

І҆рмо́съ: И҆зъ пла́мене преподѡ́бнымъ ро́сꙋ и҆сточи́лъ є҆сѝ, и҆ пра́веднагѡ же́ртвꙋ водо́ю попали́лъ є҆сѝ: всѧ̑ бо твори́ши, хрⷭ҇тѐ, то́кмѡ є҆́же хотѣ́ти. тѧ̀ превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Ꙗ҆́кѡ слове́снꙋ же́ртвꙋ, ѻ҆́тче, всѐ житїѐ твоѐ въ воню̀ благово́нїѧ прине́слъ є҆сѝ, на крⷭ҇тѣ̀ тебє̀ ра́ди повѣ́шеномꙋ хрⷭ҇тꙋ̀: є҆го́же превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Мно́жиши бога́тство и҆ по сме́рти, ѡ҆дꙋшевлє́на словеса̀ твоѧ̑, ꙗ҆́коже многоцѣ́нно всѣ̑мъ вѣ̑рнымъ наслѣ́дїе ѡ҆ста́вль, превозносѧ́щымъ хрⷭ҇та̀ во всѧ̑ вѣ́ки.

Оу҆краси́лсѧ є҆сѝ, преблаже́нне, добро́тою слове́съ твои́хъ: ст҃а́гѡ бо дх҃а ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ тро́сть, пишѧ̀ благоче́стнѡ ра́зꙋмъ бж҃е́ственъ, превозносѧ́щымъ гдⷭ҇а во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: Къ твоемꙋ̀ кро́вꙋ прибѣга́ю, всенепоро́чнаѧ, и҆ предста́тельницꙋ жи́зни моеѧ̀ тѧ̀ ны́нѣ предлага́ю, тѧ̀ па́че ᲂу҆ма̀ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, є҆го́же превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

І҆рмо́съ: Бг҃а человѣ́кѡмъ невозмо́жно ви́дѣти, на него́же не смѣ́ютъ чи́ни а҆́гг҃льстїи взира́ти: тобо́ю бо, всечⷭ҇таѧ, ꙗ҆ви́сѧ человѣ́кѡмъ сло́во воплоще́нно: є҆го́же велича́юще, съ нбⷭ҇ными вѡ́и, тѧ̀ ᲂу҆блажа́емъ.

Ꙗ҆́коже зарѧ̀ свѣ́та ѡ҆блиста̀ въ твою̀ дꙋ́шꙋ благода́ти сло́во, преподо́бне, тобо́ю же всѧ̀ землѧ̀ и҆спо́лнисѧ тогѡ̀ сїѧ́нїѧ: є҆мꙋ́же причаща́ющїисѧ, твоеѧ̀ мꙋ́дрости сокро́вищꙋ, ѻ҆́тче, ᲂу҆дивлѧ́емсѧ.

Тре́мъ ли́цамъ во є҆ди́нствѣ є҆стества̀, ѻ҆ч҃єскимъ послѣ́дꙋѧ ᲂу҆че́нїємъ, бг҃омꙋ́дреннѡ покланѧ́тисѧ наꙋчи́лъ є҆сѝ, чти́ти бг҃осло́вѧщыѧ несозда́ннꙋю безнача́льнꙋю трⷪ҇цꙋ, всѣ̑мъ вѣ̑рнымъ просвѣще́нїе и҆сточа́ющꙋю.

Ѡ҆брѣ́тъ трꙋдѡ́въ твои́хъ воздаѧ̑нїѧ на нб҃сѣ́хъ, жи́знь безконе́чнꙋю прїе́мъ, пою́щымъ, премꙋ́дре, па́мѧть твою̀, и҆спросѝ спасе́нїе, блаже́нне і҆сі́дѡре, престо́лꙋ бж҃їю со а҆́гг҃лы ны́нѣ предстоѧ̀.

Бг҃оро́диченъ: Тлѣ́ненъ, сло́во бж҃їе нетлѣ́нное, ѻ҆́бразъ прїе́мъ, человѣ́ки въ нетлѣ́нїе ѡ҆блечѐ, благоволе́нїемъ ѻ҆́ч҃имъ все́льсѧ въ тѧ̀, ѡ҆бра́дованнаѧ: тѣ́мже, пречⷭ҇таѧ, съ нбⷭ҇ными вѡ́и тѧ̀ велича́емъ.

Пре­по­доб­ный Ис­и­дор Пе­лу­сиот жил в IV–V ве­ках. Ро­дом из Алек­сан­дрии. Вы­рос в сре­де бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. Он со­сто­ял в род­стве с Фе­о­фи­лом, ар­хи­епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским, и его пре­ем­ни­ком свя­тым Ки­рил­лом. Еще юно­шей он по­ки­нул мир и уда­лил­ся в Еги­пет на Пе­лу­си­от­скую го­ру, ко­то­рая ста­ла ме­стом его ино­че­ских по­дви­гов. Ду­хов­ная муд­рость и стро­гий ас­ке­тизм пре­по­доб­но­го Ис­и­до­ра в со­еди­не­нии с ши­ро­кой про­све­щен­но­стью и при­род­ным зна­ни­ем че­ло­ве­че­ской ду­ши поз­во­ли­ли ему в ко­рот­кое вре­мя снис­кать ува­же­ние и лю­бовь ино­ков. Они из­бра­ли его сво­им на­сто­я­те­лем и воз­ве­ли в сан пре­сви­те­ра. Сле­дуя при­ме­ру свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, ко­то­ро­го ему до­ве­лось ви­деть и слы­шать во вре­мя пу­те­ше­ствия в Кон­стан­ти­но­поль, пре­по­доб­ный Ис­и­дор по­свя­тил се­бя пре­иму­ще­ствен­но хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди, той “прак­ти­че­ской фило­со­фии”, ко­то­рая, по его соб­ствен­ным сло­вам, яв­ля­ет­ся “ос­но­ва­ни­ем зда­ния и са­мим зда­ни­ем”, в то вре­мя как ло­ги­ка “есть его укра­ше­ние”, а “со­зер­ца­ние – ве­нец”. Он был учи­те­лем и без­от­каз­ным по­да­те­лем со­ве­тов для всех, кто об­ра­щал­ся к нему за ду­хов­ной под­держ­кой – будь то про­стой че­ло­век, вель­мо­жа, епи­скоп, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский или сам им­пе­ра­тор. По­сле него оста­лось око­ло 10000 пи­сем, из ко­то­рых до нас до­шло 2090. Боль­шая часть этих пи­сем со­дер­жит глу­бо­кие по бо­го­слов­ской мыс­ли и вме­сте нрав­ствен­но на­зи­да­тель­ные тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Здесь пре­по­доб­ный Ис­и­дор вы­сту­па­ет как луч­ший уче­ник свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста. Лю­бовь и пре­дан­ность пре­по­доб­но­го Ис­и­до­ра к свя­то­му Иоан­ну Зла­то­усту про­яви­лись в ре­ши­тель­ных дей­стви­ях в за­щи­ту свя­то­го Иоан­на во вре­мя го­не­ния на него им­пе­ра­три­цы Ев­док­сии и ар­хи­епи­ско­па Фе­о­фи­ла. По­сле смер­ти свя­ти­те­ля пре­по­доб­ный Ис­и­дор убе­дил пре­ем­ни­ка Фе­о­фи­ла, свя­то­го Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, впи­сать имя свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста в цер­ков­ные ди­пти­хи как ис­по­вед­ни­ка. По ини­ци­а­ти­ве пре­по­доб­но­го Ис­и­до­ра был со­зван III Все­лен­ский Со­бор в Ефе­се (431), на ко­то­ром бы­ло осуж­де­но лже­уче­ние Несто­рия о Ли­це Иису­са Хри­ста.

Пре­по­доб­ный Ис­и­дор до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся око­ло 436 го­да. Цер­ков­ный ис­то­рик Ева­грий (VI век) о пре­по­доб­ном Ис­и­до­ре пи­шет, что “жизнь его ка­за­лась всем жиз­нью ан­гель­ской на зем­ле”. Дру­гой ис­то­рик, Ни­ки­фор Кал­лист (XI в.), так вос­хва­ля­ет пре­по­доб­но­го Ис­и­до­ра: “Он был жи­вым и оду­шев­лен­ным стол­пом ино­че­ских уста­вов и Бо­же­ствен­но­го ви­де­ния и как бы са­мым выс­шим об­раз­цом теп­лей­ше­го под­ра­жа­ния и уче­ния ду­хов­но­го”.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСИДОР ПЕЛУСИОТСКИЙ

(Открываем святого Исидора для себя по-новому)

Большой почитатель Св.Иоанна Златоуста, происхождением из Египта.
Широко-образованный человек 4 века. Единственный сын у родителей. Знал древнегреческую литературу, математику, философию, астрономию, медицину. Отличался глубокой мудростью и очень высокими моральными качествами. Являлся родственником двух Александрийских епископов Феофила и Кирилла и способствовал через них своим ходатайством почитанию культа Иоанна Златоустого в Александрии.
Вначале работал учителем, а потом узнал, что в Александрии за его ум и мудрость его хотят поставить Патриархом Александрийском и преподобный покинул Александрию и ушёл в отшельничество в дельту реки Нил, так как не желал жить в мирском богатстве даже Патриархом.

Он говорил , что монашество является идеалом христианского совершенства и рассматривал три вещи , которые необходимы для спасения души: молитва, добродетель и вера.
Однако называя монашество высшей ценностью, он оговаривается, что монашество – это не единственный образец духовной жизни.

К тому же Исидор не издаёт уставов монастыря, считает это дело ненужным ибо монахи не должны ограждать себя от Церкви и должны участвовать в делах Церкви и отсекая свою волю подчиняться священству, в этом по словам Исидора и весь устав монаха, в послушании духовенству. Настоящий монах тот – кто сможет услужить всем людям, а не отсиживаться одиноко в пустыни.

Преподобный Исидор считал, что брак для человечества необходим, но люди состоящие в браке, они на духовной лестнице ниже девственников. Честный брак, преподобный считал делом похвальным, но эта похвала должна основываться на светской точки зрения, а в небесных критериях совершенство – это девство.

Говорил, кто хочет служить Христу, пусть носит кожаную одежду и питается травой и большего христову служителю не нужно! Духовный человек должен быть нравственным примером во всём для мирян. Он всегда приводил в пример жизнь Иоанна Крестителя.Он и сам во всём подрожал Иоанну Крестителю.

Будучи монахом, преподобный Исидор всё же согласился принять сан священника и возглавить монастырь в Египте где стоит современный город Порт-Саид. Живя духовной жизнью, он следил и за тем, как живут миряне и написал в мир более 2.000 писем. Его поклонником был даже Александрийский Патриарх, который ценил высокий ум Исидора и предложил ему стать своим советником, но Исидор отказался.

Исидор был очень благоразумным и смиренным человеком. Он имел очень красивый почерк. А проповеди имели такую красивую речь, что его ставили в один ряд с классиками греческой литературы по богатству и красоте речи.

Преподобный Исидор учил, чтобы быть хорошим священником, нужно регулярно и напряжённо работать, они должны быть заботливыми и по родительски опекать своих прихожан, трудолюбивыми, заботливы, не избегать жертвенности и риска. Истинный священник по словам преподобного, это не тот священник , который просто творит внешнее добро для людей, а тот , кто может давать и внешнюю пользу и свой внутренний мир, которым исправляет человека духовно. Священник должен служить людям не как политический деятель, а как служитель Христов, избегая от гордыни, самомнения, конфликтности и целью должно быть мирное служение.

Преподобный Исидор указывал, что в храмах священнослужители так высоко поставили себя и так возносятся над мирянами, что миряне перестали причащаться в храмах по той причине, чтобы только близко не подходить к священнику, который может позволить обругать при всех мирянина. Это недопустимо!

Читайте также:  Можно ли есть свинину православным согласно Священному писанию

О посте говорил, что видимое воздержание священника от еды или удовольствий этого мира без чувств, ни чего не значит. Каждое воздержание надо переживать внутренними чувствами, чтобы понимать зачем и ради чего мы воздерживаемся.

Святой говорил, что священники должны не только учить словами, но и жить так как учат, чтобы учить делами и примером своей жизни.Указывал, что истинный священник или епископ ни когда не будет считать своё служение честью, а будет считать тяжкой ношей, ибо лёгкой жизни у истинного духовенства быть не может.

Исидор признавал, что в мире много недостойных и нерадивых священников, но даже от таковых любое таинство нужно считать законным ибо таинство совершает не священник, а Бог через священника.

«Если мы думаем,- говорит преподобный,- что для последования ангельскому житию достаточно иметь мантию, носить бороду и жезл, a между тем будем обращаться в толпе народной, слушать суетные мирские беседы, это будет означать, что мы хвалимся победными знаками, уклонившись от брани и борьбы, которою приобретается победа. Для монаха мало одного удаления от мира, нужно, чтобы и внутри души соблюдалась тишина помыслов». Так же преподобный не советует монахам заботится о своей внешности и образованности.

Свободная воля человека должна проявляться не только в вере и словах, но и в конкретных делах, поскольку одна вера сама по себе не спасает .

Преподобный говорит, что не нужно стараться своим корявым языком объяснять то, что необъяснимо, как например учение о Троице или Благовещении. Наш мозг всё равно понять правильно это не в силе. Просто нужно твёрдо стоять на учении и не искать понимания. Ведь все ереси происходят от гордости людей.

Когда преподобный к кому-то обращался со словом, он не отделял монахов от мирских и говорил, что Церковь и к мирянам и к монахам предъявляет одинаковые требования. Учил, что со всеми добрыми людьми надо разговаривать кротко, а с дерзкими – строго. Но предупреждал от строгого осуждения всех подряд.

Считал, что людям нельзя шутить над Церковью, как нельзя священникам украшать Церковь внешне сверх-потребности. В храме всё должно быть скромно, храм должно украшать не видимое богатство, а красота святых даров на престоле и молитва в сердцах людей. И это хочу заметить, было сказано в 4-5 века, что бы он сказал в 21 веке видя русские храмы?

Исидор учил оградить себя от тех друзей, которые искушают нас отводя от церкви и духовного пути: «Оком и рукою десною, которые надо отсечь при искушении, всеблагий Христос наименовал близость к нам друзей и преданных нам за их благорасположение искренно содействовать, назвав именами тех членов, которыми приводим в исполнение, что нам приятно. Посему как скоро кто-либо из них делается виновником соблазна, погрязает в каком-либо грехе, который и нас подвергает укоризне, и ему приносит бесчестие, надлежит отсечь такового; иначе и ты, подобно ему делаясь вредоносным, утратишь телесную чистоту, сообщив свой недуг тем, которые не заражены еще подобными страстями»

Преподобный Исидор по своему толковал Библию и Евангелие и порой высказывал такие мысли, которые не высказывал ни до, ни после него. Например почему Христос плакал у гроба Лазаря. Тут Исидор пояснил, что слёзы были от того, что Христос предвидел воскресение своего друга, ведь с воскресением Христос возвращал его назад в этот мир полный зла и жестокости и плакал, что вынужден был вернуть Лазаря в зло этого мира.

Учил, чтобы в будущем Церковь не стала объектом сарказма, священник не должен быть жадным. В своё время, говорил Исидор, Церковь потеряла себя тем, что подчинилась не евангельским и апостольским учениям, а светским государственным законам.

Он критиковал людей недобросовестных, критиковал трусость, обиды, подкуп. В то же время критиковал работодателей, которые не платят зарплаты работникам. Даже если человек работает во славу Церкви и если нанят на такую работу, то отблагодарить его финансово тоже должен работодатель, а не надеяться, что ему оплатит только Бог. Бедных рабочих, даже на благочестивой работе нельзя обижать, учил святой.

Размышлял преподобный, даже на темы войн и говорил, что войны бывают как агрессивные, так и оборонительные и разные войны требуют разных советов по поводу поведения человека в военное время.

Исидор Пелусиотский

в Православной и Католической церквях

в Православной церкви — 4 февраля (по юлианскому календарю)
в Католической церкви — 4 февраля

более 2000 посланий

Исидор Пелусиотский (ум. ок. 449 года) — преподобный, ученик Иоанна Златоуста, автор богословских сочинений. Память Исидора совершается Православной и Католической церквями 4 февраля (по юлианскому и григорианскому календарям соответственно).

Согласно житию, Исидор был родом из Александрии, происходил из христианской семьи. Состоял в родстве с Феофилом Александрийским. В юношеские годы Исидор удалился на Пелусиотскую гору, где жил пустынником, подражая Иоанну Крестителю. Во время путешествия в Константинополь познакомился с Иоанном Златоустом и стал его учеником, посвятив себя христианской проповеди.

В своих посланиях он обращается с наставлениями к воинам, монахам и высокопоставленным лицам духовным. Порицал арианство. Его послания, сохранившиеся в большом количестве (более 2000), начали издаваться уже с XVI века. Труды Исидора включены в 78-ой том Patrologia Graeca. Святой Исидор был сторонником почитания мощей, о чём писал:

Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому. [1]

Исидор выступал в защиту Иоанна Златоуста во время гонения на него императрицы Евдокии. После смерти святителя Иоанна Исидор убедил Феофила, архиепископа Александрийского, включить имя Иоанна в диптихи для поминания как исповедника. [2] Исидор во время обострения споров с несторианами писал императору Феодосию II и убедил его созвать Третий Вселенский Собор для решения этого вопроса.

Исидором были перенесены из Египта в Писидию (Малая Азия) мощи преподобных Паисия Великого и Павла Фивейского.

Примечания

  1. Творения святаго Исидора Пелусиота. Ч.1. М. 1859 г. стр. 39
  2. Преподобный Исидор Пелусиот

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кавалергардский лейб-гвардии полк
  • Исидор Харакский

Смотреть что такое “Исидор Пелусиотский” в других словарях:

Исидор Пелусиотский — преподобный, ученик Иоанна Златоустого, жил пустынником, подражая св. Иоанну Крестителю. В посланиях своих он обращается с наставлениями к воинам, монахам и высокопоставленным лицам духовным. Арианство он порицал сильно. Послания его,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Исидор (Пелусиотский) — преподобн., ученик Иоанна Златоустого, жил пустынником, подражая св. Иоанну Крестителю. В посланиях своих он обращается с наставлениями к воинам, монахам и высокопоставленным лицам духовным. Арианство он порицал сильно. Послания его,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Исидор Пелусиот — (фреска XIII века, монастырь Креста (Иерусалим)) Исидор Пелусиотский (ум. ок. 449 года) преподобный, ученик Иоанна Златоуста, автор богословских сочинений. Память Исидора совершается Православной церковью 4 февраля (по юлианскому календарю) и… … Википедия

Исидор — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Имя>>. Вы можете помочь проекту, добавив его. Исидор (от др. греч … Википедия

Сидор — а, муж. Разг. к (см. Исидор).Отч.: Сидорович, Сидоровна; разг. Сидорыч. Словарь личных имён. Сидор Дар Исиды, егип. и греч, богини деторождения, плодородия, жизни и здоровья (греч.). 15 (2) января – праведный Исидор. 21 (8) января –… … Словарь личных имен

Отцы Церкви — Три святителя Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πα … Википедия

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων AXeÇavbpevs) (15/10 до н. э. после 41 н. э.), эллинистический иудейский философ, писатель и экзегет. Родился в Александрии в богатой и влиятельной семье (по Иерониму, Vir. ill. 11, «из рода священников»), имевшей… … Античная философия

“О Женщине! И не только..” — препод. Исидор Пелусиот философу-язычнику Максиму о философии и происхождении человечества

“Три женских взгляда”

“Величаешься философиею, враждебною истинной Мудрости /понимай, Мудрости от И.Христа — СК/, отрицая темъ и самое имя философии, потому что она не что иное есть, какъ непременная любовь къ Мудрости. Посему, если действительно хочешь быть любителемъ Мудрости, то возлюби подлинную Мудрость /от И.Христа — СК/, которая хвалится не словом только, но и жизнию, и обучаетъ истинному богочестию. А та мудрость, которую возвещаешь ты, и ныне подлежитъ осмеянию /схоластами — СК/, называя божествами источники срама, и породитъ безпощадное мучение в будущемъ /т.е. в Аду — СК/, где Платонъ угрожалъ тебе коцитами и флегетонами. ”
/мифические чудовища Ада, по учению Платона. Однако чуется нам, что сам Иисус Христос (который и Мудрости, и земной Магии, и основам языческой философии обучался у языческих жрецов Египта, будучи в возрасте 13-20 лет) ну (мягко говоря) не одобрил бы эту полемику преподобного Исидора Пелусиота с языческим философом Максимом: нельзя пилить сук, на котором сидишь! Недаром философ-художник, француз Камиль ТРУЙ не уважал христианских иерархов за ханженство, лицемерие и склонность к отжившей своё схоластике.
И ещё одна несуразность с Исидором Пелусиотом — его несуразности на Святой Руси: он известен своим подвижничеством в борьбе с Арианством, однако креститель Руси князь Владимир крестил в 990г киевлян именно в Арианство, а затем и сам князь-креститель был похоронен именно по Арианскому обряду (его мраморный саркофаг был изукрашен Арианскими символами) — СК/

Вот эдак католик, выдающийся живописец-француз Гюстав Курбе художественно (картиной “Происхождение человечества”) проиллюстрировал схоластическую несуразность яро преподобного христианина Исидора Пелусиота:

ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Исидор Пелусиотский Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску В Википедии есть статьи о других людях с именем Исидор.
Ισίδωρος ο Πηλουσιώτης
Миниатюра из Минология Василия II Рождение ок. 370
Александрия Смерть 449

  • Египет

В ликепреподобных День памяти в Православной церкви — 4 февраля (по юлианскому календарю)
в Католической церкви — 4 февраля Подвижничество борьба с арианством Категория на ВикискладеИси́дор Пелусио́тский (Иси́дор Пелусио́т, греч. Ισίδωρος ο Πηλουσιώτης; ум. ок. 449 года) — преподобный, ученик Иоанна Златоуста, автор богословских сочинений. Память Исидора совершается Православной и Католической церквями4 февраля (по юлианскому и григорианскому календарям соответственно).
Согласно житию, Исидор был родом из Александрии, происходил из христианской семьи. Состоял в родстве с Феофилом Александрийским. В юношеские годы Исидор удалился на Пелусиотскую гору, где жил пустынником, подражая Иоанну Крестителю. Во время путешествия в Константинополь познакомился с Иоанном Златоустом и стал его учеником, посвятив себя христианской проповеди.
В своих посланиях он обращается с наставлениями к воинам, монахам и высокопоставленным лицам духовным. Порицал арианство. Его послания, сохранившиеся в большом количестве (более 2000), начали издаваться (переписывались как в скрипториях монахами-переписчиками так и мирянами) уже сразу после его кончины, печатаются – с XVI века. Труды Исидора включены в 78-й том Patrologia Graeca. Святой Исидор был сторонником почитания мощей, о чём писал:

Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому.[1] Исидор выступал в защиту Иоанна Златоуста во время гонения на него императрицы Евдокии. После смерти святителя Иоанна Исидор убедил Феофила, архиепископа Александрийского, включить имя Иоанна в диптихи для поминания как исповедника.[2] Исидор во время обострения споров с несторианами писал византийскому императору Феодосию II и убедил его созвать Третий Вселенский Собор для решения этого вопроса.
Исидором были перенесены из Египта в Писидию (Малая Азия) мощи преподобных Паисия Великого и Павла Фивейского.

  • Творения святаго Исидора Пелусиота. Ч.1. М. 1859 г. стр. 39
    1. Преподобный Исидор Пелусиот

  • Ссылка на основную публикацию