Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, житие и творения

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, житие и творения

Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал.

Из предсмертного наставления
аввы Иоанна в изложении
преподобного Кассиана [с. 66]
[1]

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин родился около 350 г. в Марселе Галльской области – в Западной Римской империи (поэтому его и прозвали Римлянин). Хорошо владевший латинским и греческим языками, преподобный Кассиан стал крепким связующим звеном христиан Запада и Востока. Духовное богатство Востока он переносил в сокровищницы Запада, представляя и там полнейший опыт аскетики, монашеских идеалов, выработанных и утвержденных подвижниками Египта и Палестины. В своем личном богословии он соединил спекулятивно-теоретическое воззрение Востока с реально-практическим направлением Запада. Много и долго подвизался он и на Востоке и на Западе. Поэтому в равной степени почитается и здесь и там. Можно сказать, что преподобный Кассиан Римлянин – святой отец и Восточной Церкви, и Западной.
В юности преподобный Кассиан прибыл в Палестину, где в Вифлеемском монастыре принял монашество и получил первые наставления в подвижничестве. Но здесь задержался ненадолго. После двухлетнего подвига он, побуждаемый к новым духовным совершенствам, отправился вместе со своим другом, отныне неразлучным, аввой Германом в монастыри Египта [2]. “Посещая все славные монастыри в нижнем и верхнем Египте, они как пчелы, собирая все лучшее, что видели в монастырских постановлениях и примерах жизни строгих подвижников, с более просвещенными и опытными старцами входили в собеседования о разных духовных предметах, которые старались усвоять” [III]. Высота жизни египетских подвижников настолько пленила “духовных странников”, что они готовы были навсегда остаться среди них и лишь обещание в Вифлееме о скором возвращении туда “по обозрении египетских монастырей” [III-IV] понудило их оставить Египет. Впрочем, они провели там в подвигах и беседах семь лет. В Вифлееме они пребывали недолго – и снова отправились к увлекшим их духовной мудростью и святой жизнью аввам Фиваиды и Скитской пустыни. На сей раз они прожили в египетских пределах около трех лет.
В 400 г. друзья отправляются в Константинополь. Главной их целью было увидеть и услышать знаменитого учителя Святой Церкви святителя Иоанна Златоуста, слава о котором распространялась везде. Святитель оценил их духовные стремления и преподобного Кассиана рукоположил во диакона, а Германа, как старшего возрастом, во пресвитера. По достоинству они были приняты в Константинополе и преданными святителю Иоанну служителями Церкви Божией. Об этом свидетельствует уже то, что, когда враги святителя подняли на него гонение, преподобный Кассиан и Герман были введены в состав делегации, направленной в Рим, к папе Иннокентию, с ходатайством о защите невинного изгнанника и страдальца. Миссия эта не увенчалась успехом – святитель Иоанн был отправлен в ссылку. Более того, опала обрушилась и на всех друзей великого святителя. Потому преподобный Кассиан, посетив еще раз восточных подвижников для закрепления в сердце их наставлений, вернулся в свои родные края – в Марсель, в область папы, где был посвящен во пресвитера и где завершил свои земные дни (в 435 г.).
Недалеко от города Массилии преподобный Кассиан основал два первых монастыря – мужской и женский – по правилам палестинских и египетских киновий. Вследствие сего его относят к первым основателям монашества в Галлии. Вероятно, за устройство этих монастырей, за введенные в них порядки, послужившие потом образцом дисциплины в прочих западных монастырях, преподобный Кассиан удостоен почетного звания аббата, прилагаемого лишь к достойнейшим – совершеннейшим мужам.
Как западного святого отца память преподобного Кассиана торжественно празднуется в Массилии 23 июля. На Востоке же возносят ему молитвы 29 февраля (под этим числом см. в Четьих-Минеях его житие). В невисокосные годы церковная память преподобного в Русской Православной Церкви переносится на 28 февраля.

1. Стоящая в скобках цифра (или цифры) указывает страницу творений преподобного Кассиана по книге: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Перевод с латинского. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. РФМ. 1993.

2. Преподобный Кассиан именует Германа “святым аввой” и свидетельствует: с ним “у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце” [с. 167].

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Православная Жизнь

28 января Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Кущника – святого с необычной судьбой и очень короткой жизнью.

История святости этого подвижника Божия, широко почитаемого в древности, начинается с Евангелия, подаренного ему его родителями. Книга эта была единственным имуществом преподобного. С ней он не расставался ни на минуту и бережно хранил всю свою недолгую жизнь, черпая из источника силы для своего духовного подвига – добровольного нищенства Христа ради. В агиографической литературе христианской Церкви существует много жизнеописаний святых со схожими между собой подвигами благочестия. Житие же святого Иоанна Кущника подобно только сказанию о судьбе Алексия, человека Божия.

В житийном наследии сохранилось мало сведений о преподобном, которые позволили бы точно определить хронологические рамки его жизни. Но, поскольку известно, что он, еще будучи отроком, некоторое время подвизался в обители акимитов («неусыпающих»), основанной преподобным Александром Константинопольским в 20-х годах V века, то исследователи, опираясь на этот факт, предположили, что святой родился где-то в первой четверти упоминаемого столетия. Кроме этого, византийские богословы и историки Георгий Кедрин и Иоанна Зонара, рассказывая в своих хрониках о пожаре 468 года в Константинополе, упоминают церковь во имя святого Иоанна Каливита (или Нищего). Такое прозвище было у Иоанна Кущника, после смерти которого его родители воздвигли церковь.

В житии этого подвижника говорится, что он происходил из очень богатого и знатного рода военного сановника, проживающего в Константинополе. Иоанн был третьим, самым младшим сыном в семье. В отличие от его старших братьев, которые были отданы родителями на царскую службу и уже достигли определенных чинов, он занимался изучением разных наук. Среди своих сверстников будущий святой выделялся не только необыкновенными способностями и умом, но и мудростью не по годам, а также кротостью и смирением. С раннего возраста на этом ребенке почивала благодать Божия. Его мало интересовали детские игры и забавы, он любил церковные службы и чтение различных духовных книг. Уже в это время Иоанн решил для себя, что будет жить по Евангелию, а потому упросил родителей приобрести для него книгу, чтобы он мог по ней совершенствоваться и учиться делам Божьим. Поскольку родители были богаты и очень любили младшего сына, они для него специально наняли писца, который изготовил красивый, искусный и дорого украшенный камнями и золотом список Евангелия. Поэтому в некоторых древних восточных сказаниях святого называют еще Иоанном с Золотым Евангелием.

Однажды отроку повстречался монах из обители «неусыпающих», которая была известна своей строгостью и тем, что братия совершала богослужения в ней непрестанно, разделив сутки на 24 череды. Иоанн упросил инока взять его с собой в этот монастырь. По прибытии в обитель ее игумен Маркелл, взирая на юный возраст будущего святого, отказал тому в иноческом постриге. Кроме того, в монастыре существовал обычай совершать постриг не тотчас, а после длительного испытания. Но блаженному Иоанну удалось упросить настоятеля посвятить его в монахи и взять в число братии. Юный инок провел в обители около 6 лет, находясь в подчинении у старцев, исполняя с ревностью и смирением все, что ему поручали. И очень скоро достиг такого совершенства в добродетелях, что стал приводить в изумление всех тех, кто принял иночество раньше него. Однако в какой-то момент святому стали приходить на ум воспоминания о родительском доме, об отце и матери, которых он покинул без их ведома и благословения и которые все это время искали и оплакивали своего сына. Преподобный возгорелся желанием посетить своих родных. Игумен не стал препятствовать святому, и тот отправился в путь. Встретив по дороге нищего, он поменялся с ним одеждою и в таком виде прибыл в отчий дом. От длительных постов и иноческих подвигов, совершаемых во время пребывания в монастыре, тело Иоанна истощилось и внешний вид его очень сильно изменился. Ни родители, ни прислуга не узнали его. Отец из милости к несчастному скитальцу посылал тому ежедневно пищу со своего стола, которую святой раздавал другим нищим. Мать же все время хотела прогнать его от ворот дома. Чтобы не попадаться на глаза своей матери, подвижник поселился в палатке (куще), которую соорудил для него управляющий домом, после чего и получил такое прозвище.

Так прожил угодник Божий три года, скрывая от своих родителей, что он их сын. Но пришло время, и Господь на 25 году жизни призвал подвижника в Небесные обители, открыв ему время кончины. Тогда святой попросил слугу позвать к нему свою мать. Она, впрочем, отказалась прийти к нему с первого раза. И только переданное ей Евангелие натолкнуло родителей на мысль выяснить, а не знает ли нищий пришелец, живущий в куще у дома, что-нибудь о пропавшем их сыне. Тогда святой, не в силах более сдерживать свою тайну, открылся им. Так подаренное много лет назад святому Иоанну Евангелие, по его собственным словам, научило любить Христа и нести Его благое иго. Преподобный взял обещание с родных, что они его похоронят на том самом месте, где стояла палатка, и в том самом рубище, которое он носил. По преставлению праведника на месте его погребения родители построили церковь и большой странноприимный дом.

Житие святое Иоанна Кущника в свое время произвело очень сильное впечатление на гения русской поэзии А. С. Пушкина, который, по свидетельствам его современников, почти в течение всей своей жизни регулярно обращался к Четьим минеям. Предание об этом подвижнике Божьем он перечитывал несколько раз. В своем стихотворении из 5 частей «Странник», написанном в период его личного жизненного кризиса за два года до трагической гибели, поэт в одном из фрагментов изобразил святого в виде юноши с книгой. Как и сам Пушкин, его лирический герой, потеряв ориентиры, мечется от неопределенности, изнывает от тоски и уныния, охвативших его душу. И лишь встреча с необычным юношей, читавшим книгу и указавшим ему на свет в дали, «на спасенья верный путь и тесные врата» как вечный ориентир, возвращает героя к действительности, к вере и надежде. Жизнь каждого из таких святых является для нас примером, как и Евангелие – единственным истинным ориентиром.

Современному человеку очень трудно принять и осмыслить явление такой святости, которая представлена нам в житии преподобного Иоанна Кущника. Многие из людей нашего времени, доживая до глубокой старости, так и не задаются вопросом о том, зачем и для чего они пришли в этот мир. Святой Иоанн уже с самых ранних лет искал вечного, а не временного, жаждал Царства Божия, ради которого и оставил все земные блага, став нищим скитальцем и добровольным страдальцем, отдав себя всецело на волю Господню. Очевидно, что такие подвиги могут нести лишь только единицы, чьи сердца всецело заполнены любовью к Богу. К сожалению, мы живем в эпоху, когда понимание основных евангельских истин подвергается постоянному искажению и пересмотру. Многое из того, чем жили верующие первых веков христианства, для нас малопонятно и непостижимо, но образец их святой жизни учит исполнению воли Божьей о каждом из нас.

Валентина Новикова (Чернышева)

Преподобный Иоанн Кущник

Аудио

Преподобный Иоанн Кущник

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Иоанн, Христа ради нищий, родился в Константинополе в правление Льва I (457–474). Сын богатого влиятельного сенатора Евтропия, Иоанн получил утонченное образование у прославленных учителей и с самого раннего детства являл пример необыкновенного благочестия.

Когда Иоанну было 12 лет, он встретил монаха из монастыря Неусыпающих, который собирался отправиться в паломничество в Иерусалим. Иоанн засыпал его вопросами об образе жизни монахов, их аскетическом делании, непрестанных песнопениях и их молитве, свободной от всяких мирских забот. Исполненный радости от услышанных рассказов о той ангельской жизни, которую ведут смертные, Иоанн заручился у монаха обещанием взять его с собой на обратном пути.

Под предлогом занятий чтением со школьным учителем мальчик добился, чтобы родители купили ему прекрасную рукопись Евангелия в богатом переплете, украшенном золотом и жемчугом. С тех пор он всюду носил ее с собой как самую драгоценную вещь из всего того, чем владел. Когда старец вернулся из Иерусалима, Иоанн втайне покинул родительский дом, взяв с собой из вещей лишь одно это Евангелие.

Добравшись до монастыря Неусыпающих, Иоанн растрогал игумена своим душевным пылом и слезами и убедил, чтобы он постриг его в монахи в тот же день, невзирая на его молодость и не делая его предварительно послушником, как это обычно принято. С тех пор юноша стал выказывать замечательное рвение в аскетической брани и вскоре превзошел во всех добродетелях самых искушенных монахов. Три года подряд Иоанн вкушал пищу только по воскресеньям, предварительно причастившись, и стал настолько худым, что никто не мог в нем признать молодого утонченного аристократа.

Диавол, исполнившись зависти из-за таких успехов подвижника, повел против него ожесточенную войну. Лукавый начал беспрестанно внушать Иоанну мысли о родителях, подстрекая его юношеское сердце навестить их. Ничто не помогало отогнать эти пагубные помыслы: ни многократные исповеди, ни усиленный пост, ни обильные слезы.

В конце концов Иоанн добился у наставника разрешения вернуться в родные места, но не для того, чтобы, признав поражение, подвергнуть себя искушению, а чтобы лицом к лицу выдержать битву c диаволом c помощью силы Христовой и молитв святых отцов.

Выйдя из монастыря, Иоанн переоделся в лохмотья какого-то нищего, уступив ему взамен свою одежду, и после нескольких дней пешего пути, изнуренный, достиг ночью ворот родительского дворца. Никто его не узнал в таком платье и после стольких лет аскетической жизни. Слуги с жалостью его приняли, однако им было запрещено размещать во дворце нищих. Тогда они испросили у хозяина разрешение поселить его в маленькой хижине-куще, недалеко от входа, чтобы он смог хоть как-то укрыться от суровой непогоды.

Однажды мать Иоанна, как всегда грустящая о потере любимого сына, выходила из дома, чтобы идти в церковь. Она заметила грязного и безобразного нищего, сидящего на пороге своей хижины. Иоанн вызвал у нее отвращение, и она отдала распоряжение, чтобы отныне он не выходил из своего убежища, если не хочет, чтобы его прогнали.

Три года Иоанн жил в этом заточении, подвергаясь презрительному отношению со стороны родителей, осмеяниям и поношениям со стороны слуг и прохожих. Не довольствуясь печалями, случавшимися не по его воле, Иоанн добровольно прибавлял к ним угождение Богу постом и непрестанной молитвой. Однажды ночью Христос явился праведнику и сказал: «Возрадуйся, Иоанн, ибо ты победил диавола терпением и расстроил все его хитрые планы. Подходит время твоей кончины, через три дня Ангелы придут забрать тебя и приведут ко Мне».

Тогда Иоанн попросил передать хозяйке дома, чтобы она, если сочтет для себя возможным, снизошла к нему и навестила перед смертью. Удивившись поначалу такой просьбе, женщина все же пришла к хижине. Бедняк, которого она так долго презирала, тепло поблагодарил ее за гостеприимство, попросил похоронить в этой же лачуге прямо в его одежде и подарил позолоченное Евангелие, которое сам получил от нее десятью годами раньше. Сердце матери дрогнуло при виде рукописи. Она побежала к мужу, и они вдвоем пришли к нищему, умоляя сказать, где он взял такой дорогой предмет. Со слезами на лице святой отвечал: «Я и есть Иоанн, ваш сын, и именно из-за любви ко Христу я взял эту подаренную вами книгу, как легкое иго, именно из-за любви к Нему я и решил жить как чужестранец». Его родители пребывали в смешанных чувствах из-за радости от обретения сына и скорби от его скорого ухода из земной жизни. Они держали сына в объятиях, пока тот рассказывал все перипетии своей жизни. Когда он отошел ко Господу, они омыли тело Иоанна своими слезами.

Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Житие преподобного Иоанна Кущника

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На иконах Иоанна Кущника изображают молодым юношей с крестом и Евангелие в руках. День почитания святого 15/28 января.

Житие Иоанна Кущника

В Царьграде жил военноначальник Евтропий с супругой Феодорою. У них был сын Иоанн, который не играл как другие дети, а увлекался чтением священных книг и посещал церковные службы.

Однажды к ним в дом зашел монах, который следовал в Иерусалим и рассказал об иноческой жизни Иоанну. Тогда он загорелся желанием вести монашеский образ жизни. Он уговорил родителей купить Евангелие. Они обрадовались такому усердию. Мать наняла писца, который изготовил Евангелие и украсил золотом и драгоценностями. Родители вручили подарок сыну.

Когда вернулся инок, они вместе собрались и пришли к владельцу кораблю, чтобы тот отвез в монастырь. Но он запросил много денег. Сын пришел домой и сказал матери, что хочет организовать праздник для друзей в училище, ему нужны деньги. Отец выделил 100 золотых монет. Дав сыну деньги, родители поручили слуге сопровождать его. Но Иоанн перехитрил, сказал, что будет выбирать рыбу, а слугу послал сказать друзьям о празднике. Этим временем они сели с монахом на корабль и отплыли.

По прибытию в монастырь Игумен согласился постричь Иоанна. Шесть лет он прожил в монастыре, но стал мучиться мыслями о родителях, ослабел духовно и физически. Видя такие страдания инока, игумен решил, что ему надо идти домой. По дороге Иоанн променял хорошую одежду на лохмотья нищего.

По приходу к дому родители его не узнали и три года он жил в хижине возле их дома. Когда Иоанн почувствовал, что умрет, просил прийти мать. Она пришла к нищему из любопытства. Тогда Иоанн отдал ей подаренный Евангелие и сказал, что он их сын. Возле родительского дома у его хижины построили церковь, где молитвы преподобному Иоанну Кущнику совершали много чудес.

О чем молятся святому

Свои молитвы возносят православные святому Иоанну в самых разных ситуациях:

  • чтобы укрепить веру в Господа;
  • для помощи в трудную минуту;
  • о здоровье своем и своих родных.

Но больше всего молитва святителю помогает справиться с тоской по родине.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Иоанне Кущнике:

Преподобный Иоа ́ нн Кущник

День памяти

Житие

Житие преподобного Иоанна Кущника

Преподобный Иоанн Кущник (Каливит) был сы­ном бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей, жив­ших в Кон­стан­ти­но­по­ле в V ве­ке. С юно­сти воз­лю­бив Хри­ста боль­ше все­го зем­но­го, упро­сил ро­ди­те­лей по­да­рить ему Еван­ге­лие, чтобы, чи­тая, де­лом ис­пол­нять на­пи­сан­ное. Встре­тив ино­ка из оби­те­ли «Неусы­па­ю­щих» и же­лая жи­тия ино­че­ско­го, тай­но ушел из до­ма, взяв с со­бой Еван­ге­лие, по­да­рок ро­ди­те­лей. При­няв по­стриг, пре­по­доб­ный Иоанн про­жил в оби­те­ли шесть лет и пре­взо­шел мно­гих ино­че­ски­ми по­дви­га­ми.

Же­лая уви­деть ро­ди­те­лей, под ви­дом ни­ще­го вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль и по­се­лил­ся у во­рот ро­ди­тель­ско­го до­ма в ку­ще (то есть в па­лат­ке, от­ку­да и на­име­но­ва­ние свя­то­го – Кущ­ник), не от­кры­вая се­бя. Ро­ди­те­ли по­сы­ла­ли ему пи­щу со сво­е­го сто­ла как ми­ло­сты­ню Хри­ста ра­ди. Три го­да, при­тес­ня­е­мый и оскорб­ля­е­мый, про­жил он в этой ку­ще, тер­пя го­лод, хо­лод и зной, непре­стан­но бе­се­дуя с Гос­по­дом и свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми. Все­гда с ним бы­ло Еван­ге­лие, по­да­рен­ное ро­ди­те­ля­ми, от­ку­да чер­пал он гла­го­лы веч­ной жиз­ни. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­но­му в ви­де­нии явил­ся Гос­подь, от­крыв ему, что при­хо­дит ко­нец его скор­бям и через три дня он бу­дет взят в Цар­ство Небес­ное. Пре­по­доб­ный Иоанн от­крыл­ся ро­ди­те­лям и мир­но по­чил в воз­расте не бо­лее 25 лет.

На ме­сте его кон­чи­ны ро­ди­те­ли свя­то­го воз­двиг­ли храм и при­ют для ни­щих и без­дом­ных. Мо­щи свя­то­го Иоан­на Кущ­ни­ка на­хо­ди­лись в Ри­ме.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Иоанну Кущнику, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу прии́м бо крест после́довал еси́ Христу́, и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прихо́дит бо: прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней: тем же и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Иоа́нне, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Иоанн, дух твой.

Кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 2

Возлюби́в, прему́дре, нищету́ неокра́дому,/ роди́телей твои́х бога́тство возненави́дел еси́/ и, Ева́нгелие в рука́х твои́х держа́,/ после́довал еси́ Христу́ Бо́гу, Иоа́нне,/ моля́ся непреста́нно о всех нас.

Перевод: Возлюбив, премудрый, нищету нетленную, родителей твоих богатство возненавидел ты и, Евангелие в руках твоих держа, последовал ты Христу Богу, Иоанн, молясь непрестанно обо всех нас.

Ин кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 2

Вы́шних улучи́ти, прему́дре, жела́я,/ до́лу кра́сных, му́дре, преоби́дел еси́/ и, Христу́ обнища́вшему сообнища́в,/ ра́дуяся, после́довал еси, Иоа́нне./ К Нему́ же приле́жно не преста́й моля́ся о всех нас.

Перевод: Высшего достичь желая, премудрый, ты с мудростью презрел низшие, земные блага и Христу обнищавшему (2Кор.8:9), сам обнищав, радуясь, последовал, Иоанн. К Нему же не переставай усердно молиться обо всех нас.

Ин кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 3

Уклони́лся еси́ жите́йского треволне́ния,/ и к приста́нищу Боже́ственному упра́вил еси́, блаже́нне, ше́ствия своя́,/ и источи́л еси́ исцеле́ния, я́ко струи́,/ ве́рою и любо́вию, Иоа́нне, к тебе́ притека́ющим и вопию́щим:/ предста́ни в День Суда́ восхваля́ющим светоно́сную па́мять твою́, о́тче,/ и страсте́й и мук изба́ви.

Перевод: Ты избежал житейских бурь и к пристанищу Божественному направил путь свой, блаженный, и источил исцеления, как потоки, с верой и любовью, Иоанн, к тебе приходящим и взывающим: «Защити в День Суда прославляющих светоносную память твою, отче и избавь от мук и страданий».

Молитва преподобному Иоанну Кущнику

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иоа́нне! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ИОАНН КУЩНИК

[Иоанн Каливит; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καλυβίτης] (1-я пол. V в.), прп. (пам. 15 янв.). В агиографической традиции, посвященной И. К., практически отсутствуют сведения, позволяющие более или менее точно определить хронологические и географические рамки повествования, к-рое из-за скудости деталей приобретает полулегендарный характер. Время жизни святого принято относить к 1-й пол. V в., поскольку И. К. подвизался в обители акимитов («неусыпающих»), основанной прп. Александром Константинопольским в 20-х гг. V в., а в сочинениях Георгия Кедрина ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 610) и Иоанна Зонары ( Zonara. Annales. XIV 1) при описании пожара в К-поле в 468 г. упоминается ц. во имя Иоанна Каливита (или Нищего) ( Janin. Églises et monastères. P. 270-271). В Житии говорится, что подвижник род. в Риме (в данном случае следует понимать под этим топонимом «Новый Рим», т. е. К-поль) в богатой, знатной семье и был младшим из 3 сыновей. Он получил образование, обычное для мальчика из аристократической семьи, отличался особой любовью к богослужению и чтению церковных книг. Когда И. К. было 12 лет, инок из мон-ря акимитов, направлявшийся в паломничество в Иерусалим, зашел в дом к его родителям и остался на ночлег. И. К., узнав об образе жизни акимитов, уговорил инока по возвращении из Иерусалима взять его с собой в монастырь. По просьбе сына родители подарили ему Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями. Когда монах вернулся из Иерусалима, юноша втайне от родителей, мечтавших о его светской карьере, с помощью хитроумных уловок покинул дом и, наняв корабль, отправился с иноком в мон-рь. Ни местоположение мон-ря, ни имя игумена в Житии не упоминаются. Несмотря на юный возраст И. К., игумен, видя его стремление стать монахом, согласился принять его в число братии. Юноша провел в мон-ре 6 (в др. редакции Жития – 7) лет, удивляя всех своими подвигами, после чего решил увидеть родителей. Покинув с благословения настоятеля монастырь, он пришел в К-поль в одежде нищего и, не узнанный родителями, поселился неподалеку от входа в отчий дом под небольшим навесом или в шалаше (откуда и получил свое прозвище), который соорудил для него один из слуг. Отец И. К. посылал ему время от времени еду, а он раздавал ее нищим. Его мать, напротив, не только не подавала ему милостыню, но и приказала прогнать И. К. от ворот дома. Через 3 года И. К. получил откровение о скорой кончине, после чего позвал родителей, которые, увидев Евангелие, поняли, что он и есть их пропавший сын. И. К. попросил похоронить его на месте своих подвигов в тех одеждах, которые он носил. Родители исполнили его волю и воздвигли на месте его погребения церковь и странноприимный дом.

Почитание И. К. было широко распространено в древности. Cуществуют 3 греч. редакции Жития И. К., 2 из к-рых не опубликованы, а также многочисленные его версии на вост. языках, в частности на коптском и армянском. В копто-арабском Синаксаре указано 3 дня памяти святого: преставление И. К. 16 абиба (16 хамле эфиоп. календаря), т. е. 20 июля, и 17 тубаха, т. е. 12 янв.; освящение церкви и перенесение мощей И. К. 20 тубаха (20 тэр эфиопского календаря), т. е. 15 янв. В копто-эфиоп. традиции И. К. называют Иоанном с Золотым Евангелием, его также именуют Нищим или Бедным, как и в др. восточных традициях. В арм. Синаксаре день памяти святого совпадает с днем, указанным в греч. Синаксарях,- 15 янв. (8 аряца). Между 868 и 876 гг. Анастасий Библиотекарь выполнил перевод одной из греческих редакций Жития И. К. на лат. язык (AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 258; по мнению Ж. М. Соже, ок. 870 г.- BiblSS. T. 6. P. 641). Содержание различных версий Жития, как правило, имеет незначительные отличия, при сохранении основных моментов повествования могут опускаться второстепенные подробности, варьироваться сроки пребывания в мон-ре (6 или 7 лет), отсутствовать название монастыря и т. п.

Между Житием И. К. и Житием Алексия, человека Божия, имеются многочисленные совпадения. В частности, высказывались предположения о том, что Житие И. К. послужило одним из источников Жития Алексия или же оба этих произведения принадлежали к одному кругу агиографических памятников с общими типическими чертами.

Мощи святого, по свидетельству рус. паломника Антония (впосл. архиепископ Новгородский), видевшего его могилу (Книга Паломник. С. 29), ок. 1200 г. еще находились в К-поле. Однако, согласно др. традиции, уже в VIII в. тело И. К. было перенесено из К-поля в Рим и положено в посвященной ему церкви. В Безансоне в соборе св. Стефана хранилась глава И. К., для которой был сделан серебряный реликварий. В 1674 г. реликварий перенесли в собор св. Иоанна, в 1794 г. глава И. К. была утеряна. В наст. время рука И. К. хранится в мон-ре Живоносного Источника (Хрисопиги) близ Ханьи (Крит), др. частицы – в архиепископской резиденции в Никосии (Кипр), в скиту Пресв. Богородицы (Афон), в мон-ре Варлаама (Метеоры), в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе, в исихастирии Вознесения Господня близ г. Козани, в мон-рях Лимонос (Лесбос), Честного и Животворящего Креста (Самос), Живоносного Источника близ Кисамоса (Крит), Успения Пресв. Богородицы близ Пили (Фессалия) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201).

Гимнография

Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 391-392) 15 янв. помещен подробный устав соединения службы И. К. с последованием Октоиха и со службой прп. Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь И. К. ᾿Εν σοί, πάτερ, ἀκριβῶς διεσώθη̇ ( ), поется канон И. К. 2-го гласа, по 3-й песни – седален И. К., по 6-й – кондак И. К.; И. К. назначаются 4 стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь И. К., прокимен Пс 149. 5 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие – дня, причастен Пс 111. 6.

В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 107-108) последование И. К. включает: отпустительный тропарь И. К. 4-го гласа ᾿Εκ βρέφους τὸν Κύριον ἐπιποθήσας θερμῶς̇ (С младенчества Господа горячо возжелав. ), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе.

В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 251) память И. К. также отмечается 15 янв.; важные особенности, касающиеся последования И. К., не указаны.

В богослужебных книгах Иерусалимского устава, начиная с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38) и до совр. печатных изданий, память И. К. отмечается 15 янв. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования И. К. и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь И. К., что и в Мессинском Типиконе); И. К. также назначаются канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование И. К. также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа указаны посвященные И. К. кондак 3-го гласа канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. И. К. назначается иной кондак 2-го гласа В исправленном издании Типикона 1682 г. И. К. также назначается др. кондак 2-го гласа

Последование И. К., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ᾿Εκ βρέφους τὸν Κύριον ἐπιποθήσας θερμῶς̇ (С младенчества Господа горячо возжелав. ) – в греч. Минее; общий отпустительный тропарь И. К. и Павлу Фивейскому 4-го гласа – в слав. Минее; кондак 2-го гласа Ποθήσας σοφέ πτωχείαν̇ ( ) с икосом; кондак 2-го гласа (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 9); кондак 3-го гласа (Там же); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Πτωχὸν παθῶν με δεῖξον εὐχαῖς σου Μάκαρ. ᾿Ιωσήφ (Нищa страстей мя покажи молитвами твоими, блаженне. Иосиф) 2-го гласа, ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ ( ), нач.: Πλουτισθες ταῖς θείαις ἀρεταῖς ( ); цикл стихир-подобнов (в слав. Минее их 2), самогласен (в рус. Минее их 2), светилен (в греч. Минее их 2), седален.

По рукописям известны песнопения И. К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон с акростихом ῾Ο νοῦς πένης μοι̇ πλουτίσοις τοῦτον, πάτερ (Ум бедный мой: обогати его, отче) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( ), нач.: ῞Ολον τὴν αἴϒλην τοῦ ἁϒίου Πνεύματος (Все сияние Святого Духа) (Ταμεῖον. Σ. 154); дополнительный кондак 8-го гласа c икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 248); дополнительные икосы (Там же. С. 92, 175).

Иконография

И. К. сложилась в визант. искусстве к X в. и в дальнейшем не претерпела существенных изменений. И. К. изображается молодым безбородым иноком, с короткими темными волосами, в монашеском одеянии; в правой руке держит крест, в левой – закрытое Евангелие, которое является непременным атрибутом образа И. К. как подарок родителей святого,- благодаря Евангелию они смогли узнать сына перед смертью. Описание этого иконографического типа содержится в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Юный, без бороды, держит закрытое Евангелие» (Ерминия ДФ. С. 173). В др. варианте иконографии И. К. изображается средовеком, напр. на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 25r, 1327-1340 гг.), в росписи ц. Вознесения в монастыре Дечаны, Сербия (1348-1350).

Одно из древнейших изображений И. К. сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 322, 1-я четв. XI в.). С XI в. образ И. К. часто включается в систему храмовых росписей, где помещается среди образов великих аскетов и основателей мон-рей: дважды он изображен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.),- в медальоне в зап. части наоса и на галерее – в рост; образ И. К. находится в кафоликоне монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.). В ц. вмц. Варвары в Соганлы, Каппадокия (между 1006 и 1021), сохранились изображения в зоне рядом с алтарем; его образ находится в виме ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки), Пелопоннес (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (XII в.), в крипте церкви мон-ря свт. Николая близ Орхоменоса в Беотии (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), в ц. Пресв. Богородицы в Ахтале, Армения (между 1205 и 1216), на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII – нач. XIV в.), в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228),- рядом с прп. Алексием, человеком Божиим, в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в трапезной Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (1512) и др.

В иконописи образ И. К. включен в состав святых на минейных иконах (гексаптихе и диптихе) из монастыря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI – нач. XII в.), где святой представлен с крестом в руке.

В поствизант. время И. К. в соответствии со сложившейся традицией изображали как безбородого инока, с Евангелием. Он представлен в т. н. Афонской книге образцов (РНБ. 0.I.58. Л. 92, XV в.), в росписи собора свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский), в нартексе собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (1552), на южной стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.), в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1621).

В древнерус. искусстве образ И. К. встречается не так часто, как в византийском, уступая распространению изображений прп. Алексия, человека Божия. Один из ранних предполагаемых образов И. К. сохранился в росписи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В росписи ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380) он был представлен в облике юноши в светлом рубище; на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515) – как преподобный, с Евангелием перед грудью. И. К. изображен в алтаре ц. ап. Иоанна Богослова (1683) архиерейского дома в Ростове, рядом с прп. Иоанном Лествичником; в приделе святых Гурия, Самона и Авива в ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.).

В XVIII-XIX вв. изображение И. К. помещалось на заказных иконах и на иконах среди избранных святых, напр. на иконе «Святые Павел Фивейский и Иоанн Кущник» (1-я треть XVIII в., ЯХМ).

28 января – память преподобного Иоанна Кущника

В Царьграде, в царствование Льва Великого I (457–474), жил один богатый и именитый военный сановник, по имени Евтропий, с женою Феодорою. У него было три сына, из которых двое были отданы на царскую службу и уже достигли на ней значительных чинов, третьего же младшего, по имени Иоанна, он отдал на обучение разного рода наукам. Иоанн получил утонченное образование у прославленных учителей и с самого раннего детства являл пример необыкновенного благочестия.
Когда Иоанну было 12 лет, он встретил монаха из монастыря Неусыпающих, который собирался отправиться в паломничество в Иерусалим. Иоанн засыпал его вопросами об образе жизни монахов, их аскетическом делании, непрестанных песнопениях и их молитве, свободной от всяких мирских забот. Исполненный радости от услышанных рассказов о той ангельской жизни, которую ведут смертные, Иоанн заручился у монаха обещанием взять его с собой на обратном пути.
По отбытии инока в Иерусалим, блаженный Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих родителей приобрести для него Евангелие, чтобы, учась в нем словам Христовым, научиться совершать и дела, угодные Христу. Родители весьма порадовались при виде такого усердия сына к Божественному Писанию. Они тотчас наняли искусного писца, чтобы тот изготовил красивый список Евангелия; потом они обложили его золотом и украсили драгоценными камнями, чтобы сына их привлекали к усердному чтению книги не только сладость написанных внутри ее слов Христа, но и внешняя красота книги.
Изготовив такое Евангелие, они подарили его сыну. С радостью приняв святую книгу, Иоанн стал усердно читать ее; сердце его услаждалось словами Христовыми, и он, возгораясь со дня на день все большею любовью к Богу, с нетерпением ждал возвращения из Иерусалима инока, которому открыл тайну своего сердца.

С тех пор он всюду носил ее с собой как самую драгоценную вещь из всего того, чем владел. Когда инок вернулся из Иерусалима, Иоанн втайне покинул родительский дом, взяв с собой из вещей лишь одно это Евангелие. Долгие поиски родителей сына и в Царьграде, и в окрестностях его не привели ни к чему, и в доме Евтропия горько плакали и рыдали о возлюбленном сыне Иоанне.
Между тем, когда Иоанн находился в пути, Бог явно помогал ему: он послал кораблю попутный ветер, и путешественники в непродолжительном времени приплыли к обители Неусыпающих. Здесь инок рассказал игумену Маркеллу и братиям все, что знал об отроке Иоанне, также – и то, с какою верою и ревностным усердием он стремится к принятию иноческого образа и служению Господу.
Иоанн растрогал игумена своим душевным пылом и слезами и убедил, чтобы он постриг его в монахи в тот же день, невзирая на его молодость и не делая его предварительно послушником, как это обычно принято.
Иоанн, когда желание его, наконец, исполнилось, с ревностью и смирением исполнял все, что ему приказывали и, преуспевая постепенно в иноческих подвигах, в скором времени достиг такого совершенства в добродетели, что превзошел принявших иночество ранее него и для всех сделался примером непрестанной молитвы, кроткого послушания и терпеливого перенесения самого строгого поста. Часто он в течение многих дней ничего не вкушал – кроме лишь причащения пречистых и животворящих Христовых Таин, – и только этим поддерживал себя.
Среди таких подвигов блаженный Иоанн прожил в обители шесть лет.
Диавол, исполнившись зависти из-за таких успехов подвижника, повел против него ожесточенную войну. Лукавый начал беспрестанно внушать Иоанну мысли о родителях, подстрекая его юношеское сердце навестить их. Ничто не помогало отогнать эти пагубные помыслы: ни многократные исповеди, ни усиленный пост, ни обильные слезы.

В конце концов Иоанн добился у наставника разрешения вернуться в родные места, но не для того, чтобы, признав поражение, подвергнуть себя искушению, а чтобы лицом к лицу выдержать битву c диаволом c помощью силы Христовой и молитв святых отцов.
Выйдя из монастыря, Иоанн переоделся в лохмотья какого-то нищего, уступив ему взамен свою одежду, и после нескольких дней пешего пути, изнуренный, достиг ночью ворот родительского дворца. Никто его не узнал в таком платье и после стольких лет аскетической жизни.
Сжалившись над нищим, управитель дома оставил его. Спустя немного времени, вышли из дому родители Иоанна, направляясь в царский дворец.
При виде их, блаженный заплакал и стал говорить в своем уме:
– Желание мое, наконец, исполнилось, – я вижу своих родителей. Но не порадуешься, диявол, потому что, по благодати моего Господа, я считаю за ничто твои, обращенные против меня, палящие стрелы.
И снова от всей души воззвал он к Богу:
– Господи Иисусе Христе, не оставь меня до конца!
Блаженный Иоанн оставался неподвижным в углу у ворот и лежал там, как Лазарь (Лк.16:20), или как Иов на куче пепла (Иов.2:8).
Отец его, видя лежащего у ворот бедного нищего, начал посылать ему кушанья со своего стола, говоря:
– Велико терпение у этого нищего, – оставаясь без крова, он переносит и зиму и зной, и мороз и дождь; поистине таковые именно наследуют Царство Небесное. Ради него Бог, может быть, и нас спасет, почему и направил его к нам, – чтобы, оказывая милость ему, мы чрез это и сами удостоились потом быть помилованными Им. Кто знает, – быть может, такую же нищету переносит сейчас и наш возлюбленный сын Иоанн, о котором мы даже не знаем, где он; мы делаем этому нищему то самое, чего желали бы в таком случае нашему сыну от других.

Однажды мать Иоанна, выйдя из дому, увидела этого нищего лежащим на куче навоза в своих лохмотьях. Это показалось ей настолько отвратительным, что она сказала слугам:
– Оттащите прочь отсюда этого противного человека, так как я не могу ходить сюда, пока вижу, что он здесь лежит.
Слуги тотчас оттащили его в другое место. Блаженный мог теперь только издали смотреть на ворота дома своего отца. Однажды, увидев вышедшего из ворот управителя дома, он подозвал его к себе и сказал:
– Умоляю тебя, господин мой, – как с самого начала ты был милостив ко мне, так и теперь пожалей меня и сделай мне небольшую палатку, чтобы госпожа ваша не видала меня, и чтобы у меня было хотя какое-нибудь прикрытие от холода.
Управитель исполнил просьбу Иоанна и вскоре построил небольшую палатку, в которой Святой и оставался, проводя все время в молитве, к Богу. Каждый день отец посылал ему со своего стола пищу; Иоанн с благодарностью принимал ее, но раздавал посещавшим его другим нищим, сам же всегда терпел голод и жажду и от такого чрезвычайного воздержания и поста настолько исхудал, что можно было пересчитать все суставы его костей.
В течение целых трех лет Иоанн терпеливо переносил такую жизнь, скрывая от своих родителей, что он сын их. По прошествии же трех лет, преблагой и человеколюбивый Господь наш Иисус Христос, видя терпение и смирение Своего раба, определил положить конец его бедствиям и трудам. Он явился ему в видении и сказал:
– Радуйся, Иоанн, уподобившийся возлюбленному ученику Моему Иоанну, Девственник, потому что ты, оставив все, последовал за Мной в чистом девстве. Вот уже приближается предел твоей жизни, и наступает конец твоим великим страданьям: через три дня ты придешь ко Мне и наследуешь покой праведных.

Придя в себя после видения, Иоанн начал со слезами молиться Господу и говорил:
– Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты хочешь даровать мне, недостойному, покой праведных. Но умоляю Тебя, Владыка мой, вспомни и о моих родителях, помилуй их по Своей великой милости и очисти их грехи, потому что Ты один благ и многомилостив.
После такой молитвы, он позвал к себе вышеупомянутого слугу своих родителей, управителя дома, и сказал ему:
– С самого начала и до сих пор ты был милостив ко мне. Умоляю тебя, господин мой, будь милостив до конца. Об одном прошу тебя, – поди и скажи своей госпоже следующее: тот нищий, которого ты приказала прогнать от ворот, умоляет тебя чрез меня такими словами: ради Владыки Христа, не погнушайся мною, убогим, но соблаговоли прийти ко мне, ибо мне нужно поговорить с тобой.
Слуга передал своей госпоже слова нищего.
Та же сказала:
– О чем еще нищему говорить со мною? Я и смотреть-то на него не могу, а он еще беседовать хочет со мной.
Об этом она рассказала мужу, но тот стал уговаривать ее:
– Иди, жена моя, не гнушайся нищим, ибо Сам Бог избрал нищих.
Тем не менее, она не послушала мужа и не пожелала идти. Преподобный Иоанн снова послал к ней с такими словами:
– Через три дня я умру, ты же, если не захочешь видеться и говорить со мною, очень потом будешь сожалеть.

Она стала колебаться в раздумье, – идти ей или нет, – не столь желая послушать нищего, сколько любопытствуя, что именно он хочет сказать ей; едва победила она свою нерешительность и вознамерилась пойти, только услышав о приближении его смерти и рассчитывая узнать от него что-нибудь новое. Она вышла из дому и приказала своим рабам принести и положить пред ней нищего, так как преподобный Иоанн, по причине тяжкой болезни, сам не мог уже подойти.
Чтобы не быть узнанным, он закрыл свое лицо и начал так говорить ей:
– Скоро уже, госпожа, я перестану нуждаться в оказываемых мне приюте и помощи, и уже уготована вам награда за милостыню, по слову Господнему в Евангелии: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Я же, не обладая по своему убожеству никаким имуществом, хочу оставить тебе некоторое благословение, но прежде умоляю тебя: поклянись мне исполнить то, что я скажу тебе, – и тогда ты получишь благословение.
Она поклялась исполнить, что он скажет. Тогда преподобный Иоанн стал просить:
– Умоляю тебя, госпожа, чтобы ты распорядилась, по смерти моей, похоронить меня на том месте, где стоит моя палатка. Не позволяй покрывать меня никакими другими одеждами, кроме этих лохмотьев, которые сейчас на мне, так как я не стою более почетного места и лучшей одежды.
После этого он вынул из-за пазухи Евангелие и, подавая ей, сказал:
– Пусть это будет тебе, утешением в настоящей жизни и добрым путем в вечность тебе и твоему мужу, моему господину.

Взяв Евангелие, она стала рассматривать его, обращая к себе то той, то другой стороной, и думая про себя:
– Как это Евангелие похоже на то, которое господин мой переплел для нашего сына!
И потом пошла, и показала его своему мужу.
Тот признал его и сказал:
– Это, действительно, то самое Евангелие, которое мы подарили нашему возлюбленному сыну, а не другое, пойдем и спросим: откуда оно у него, и не знает ли он чего-либо о нашем сыне Иоанне.
Родители пришли к нему вдвоем и стали ему говорить:
– Заклинаем тебя Святой и Живоначальной Троицей, – скажи нам, откуда ты взял это Евангелие, и где наш сын Иоанн?
Будучи не в силах скрывать более муку своего сердца и удерживаться от слез, он отвечал:
– Я – ваш сын Иоанн, и это – то самое Евангелие, которое вы мне подарили; правда, я виноват в причиненной вам скорби, но подаренное мне вами Евангелие научило меня любить Христа и терпеливо нести его благое иго.
Услышав это, они припали к его изголовью, обнимали его и в течение долгого времени орошали его обильными слезами. Одновременно их сердце было переполнено и радостью и скорбью: радовались они тому, что нашелся, наконец, их любимый сын, сокрушались же сердцем оттого, что нашли его в такой нищете и убожестве, и что не узнали его, когда он лежал у ворот.
Все соседи, друзья и знакомые собрались к ним; слух о возвращении Иоанна прошел по всему городу, и все, прославляя Бога, и дивились. Между тем преподобный Иоанн предал душу свою в руки Божьи. Богу было угодно, чтобы жизнь Иоанна, и при самой его кончине, осталась неоскверненной мирскими почестями и отрешившейся от любви родительской; Господь потому и поспешил взять его к Себе, чтобы он вошел в небесное жилище чуждым мира и мирской дружбы.

Забыв клятву, мать сняла с него ветхое рубище и одела его в драгоценный, золототканые одежды; но неожиданно тотчас же впала в расслабление и опасно занемогла. Евтропий же, отец Иоанна, сказал:
– Мы должны исполнить волю своего сына, так как он не хочет, чтобы его хоронили в таких дорогих одеждах.
С тела преподобного сняли мирские одежды, вновь одели в нищенские лохмотья, и Феодора, мать Иоанна, тотчас же исцелела и стала по-прежнему здоровой.
Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей.
Честные и святые мощи преподобного Иоанна родители его похоронили в той же палатке, в которой он жил. Над гробом его они выстроили потом церковь и большой странноприимный дом, все же свое имущество пожертвовали на содержание странников и пропитание нищих. Вскоре, после того они и сами мирно скончались и были погребены в той же церкви, которую устроили над гробом своего сына, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес.
Св. мощи Иоанна сначала хранились в Константинополе, а потом перенесены в Рим.

Тропарь преподобному Иоанну Кущнику, глас 4-й:
В тебе отче известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобне Иоанне, дух твой.

Кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 2-й:
Возлюбив, премудре, нищету неокрадому, родителей твоих богатство возненавидел есй и, Евангелие в руках твоих держа, последовал еси Христу Богу, Иоанне, моляся непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 2-й:
Вышних улучити, премудре, желая, долу красных, мудре, преобидел есий и, Христу обнищавшему сообнищав, радуяся, последовал еси, Иоанне. К Нему же прилежно не престай моляся о всех нас.

Ин кондак иной преподобному Иоанну Кущнику, глас 3-й:
Уклонился еси житейскаго треволнения, и к пристанищу Божественному управил еси, блаженне, шествия своя, и источил еси исцеления, яко струи, верою и любовию, Иоанне, к тебе притекающим и вопиющим: предстани в День Суда восхваляющим светоносную память твою, отче, и страстей и мук избави.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Иоанне, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва преподобному Иоанну Кущнику

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:
помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя:
поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко
Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся:
молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:
Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобне отче наш Иоанне, моли Бога о нас.

Ссылка на основную публикацию