Преподобный Григорий Декаполит: житие, Икона, в чем помогает Молитва

Икона Григория Богослова

Христианские ученые, богословы, миссионеры и простые христиане молятся у иконы Григория Великого о том, чтобы Бог даровал им силу проповедовать и нести слово Божье в массы. Икона Григория Богослова — святой христианский образ архиепископа, учителя, святителя, посвятившего жизнь защите христианства и его распространению на земле.

Роль Григория Богослова в христианстве

Отец Церкви Григорий Богослов, воспитанный на христианских традициях, был другом и однодумом святителя Василия Великого, одно время общался с Юлианом, ставшим императором, отступником и ярым гонителем христианства.

  • В возрасте 26 лет Григорий принимает крещение, много времени проводит в Пустыни Василия Великого, но по просьбе престарелого отца возвращается домой и рукополагается в сан пресвитера.
  • Служение в качестве священника не приносит удовлетворения святителю. Он постоянно уединяется в Пустынь для исследования Писания и общения с Богом. Там он создает свои уникальные рукописи, не утратившие актуальности и в 21 столетии.
  • Его проповеди собирают тысячи христиан.
  • Рукоположенный в сан архиепископа Константинополя Григорий Великий ведет ярую борьбу с арианами, защищая основы православной веры, за что терпит преследования и гонения.
  • Будучи архиепископом Константинополя, он отказывается от кафедры и удаляется в пустынное место для написания своих бессмертных посланий миру.

Важно! Вселенская Церковь оценила богословские послания Григория, и нарекла святителя Григория Богословом Великим.

Обладая даром познавать глубину Божьих посланий и умением донести их в истине широким массам, архиепископ Григорий стал автором поэтических посланий, которые и поныне используются в Литургиях.

Описание святого образа

Образ святителя Григория вначале появился на иконах рядом с другими святыми, такими, как икона четырех Григориев, написанная в начале 9 столетия. Единичный погрудный образ является редким памятником иконографии, относящийся к византийскому периоду.

Читайте о православной вере:

Однотонная охристая фелонь и черные кресты на белом омофоне — отличительные черты этой иконы. По предположению историков, первым храмом, в котором был написан святой лик Григория Великого, стала Успенская церковь, расположенная недалеко от Новгорода Великого.

  • Начиная с начала десятого века образ святителя присутствует на многих минейных циклах.
  • В отличие от русских икон, на них богословский учитель и поэт изображается лысым, с длинной бородой, греки, описывая иконы святого, говорят о кудрявом старце, у которого короткая борода.
  • По традиции иконографии святой Григорий Великий на святых образах одет в богослужебное облачение, одна рука его поднята для благословения, в другой святитель держит Евангелие или крест.
  • По отрешенному выражению лица, на котором не отображается чувственность и какие-либо эмоции, можно судить о высоком даре посвящения Господу.
  • Его облик наполняет благоговением и спокойствием. Строгое лицо святителя выполнено в нежных тонах, подчеркивая мягкость и теплоту характера Богослова.

Часто в храмах можно встретить образ святителя Григория на иконе Трех святых, где рядом с ним изображается Василий Великий и Иоанн Златоуст.

О чем молятся перед иконой Григория Богослова

Молитва перед святым образом святителя и хранителя христианской веры является обязательной перед началом нового строительства или входом в новое место жительства.

О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.

Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.

Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

В молитвенном воззвании христиане просят о проблемах, которые тревожат их в обыденной жизни:

  • исцеление души и тела;
  • указание правильного выхода из сложившейся ситуации;
  • укрепление веры и защите от ложных христианских верований;
  • дарование умения проповедовать и молиться.

Молитва святителю помогает обратить в православие и спасти от пагубных влияний души родных и близких.

Обращаясь к признанному Святой Церковью святителю Григорию, христиане просят в искренности сердца о защите душ от погибели, тел от страданий и бедствий. Никогда не переставая славить имя Великого Богослова, христиане уверенно стоят на пути истины и православной веры.

Важно! Православная Церковь почитает память великого христианского учителя, поэта и молитвенника Богослова Григория 7 февраля.

Молитвенное воззвание защитнику веры и гонителю ариан способно отогнать вражеские замыслы и нападки от домов наших и утешить сердца в дни горя. В молитве главное верить, что спасают не слова, а состояние сердце молящегося и сила веры.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Ефрем Новоторжский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В день почитания святого Ефрема Новоторжского у его иконы собирается много христиан чтобы вознести молитвы о помощи. Что это за святой и о чем ему принято возносить прошения — вы узнаете в этой статье.

Житие Ефрема Новоторжского

Родился преподобный в Венгрии. Вместе со своими братьями он уехал из родного города. Это произошло из-за того, что в те времена происходили гонения христиан. Братья пришли на Русь и начали служить князю Ростовскому. Спустя несколько лет погибает князь и брат. Им отрубают голову.

Преступники срезали голову, чтобы снять золотую подвеску, находящуюся на шее. Ефрем в то время был в Ростове, узнав об убийстве брата приехал на место преступления. Он взял с собой голову брата. Пережив сложный момент в жизни и потерю родного человека, Ефрем Новоторжский решается вести отшельническую жизнь.

Со временем рядом к святому начали присоединятся другие монахи, после чего было принято решение построить монастырь. Он был освящен в честь его братьев. Умер Новоторжский в старости. Его похоронили в монастыре, причем в могилу положили голову брата. Так завещал сам преподобный.

Мощи находятся и по сей день в Соборе творских святых. Днем памяти считается 28 января и 11 июня. Именно в те дни молитва к преподобному считается самой сильной.

О чем молятся преподобному

Сегодня икону с ликом святого можно встретить практически в каждом православном храме. К его образу приходят тысячи православных верующих, чтобы помолится и попросить о следующем:

  • защите от магической силы;
  • защите от зла и негатива, происходящего от людей;
  • защите дома от непредвиденных ситуаций и природных стихий;
  • укрепления семьи и понимания друг друга супругов;
  • здоровье всей семьи.

Молитвенные прошения к преподобному Ефрему, можно читать также как и к другим, православным святым молитвой из молитвослова. Ее можно приобрести в любой иконной лавке. Если нет возможности по каким либо причинам обращаться специальными словами, тогда можно прошения произносить своими словами. Очень важно формировать простые и понятные мысли.

Прошение читается либо дома перед иконой святого либо в стенах храма. Важно, чтобы во время ее чтения никто не отвлекал. После того как будет послана помощь, нужно обязательно прочесть благодарственную молитву, которую можно также найти в молитвослове.

Нужно отметить, что преподобный настолько огромную роль сыграл в истории православной веры, что в 2015 году был открыт памятник Ефрему Новоторжскому в Торжке. Он стал настоящим магнитом для туристов, которые посещают данный город. Святой теперь является ангелом хранителем города. Местные говорят, что с тех пор как был установлен памятник, жить в городе стало намного спокойней и уютней.

О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе, скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику, смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас, скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас, чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем, яко умилостивителя пред Господем, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом:

Преподобный Ефре ́ м Новоторжский, архимандрит

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых

18 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

8 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Еф­рем Но­во­торж­ский, ос­но­ва­тель Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря в го­ро­де Торж­ке, был ро­дом из Вен­грии. Вме­сте со сво­и­ми бра­тья­ми, свя­ты­м Мо­и­се­ем Уг­ри­ном (па­мять 26 июля) и свя­тым Ге­ор­ги­ем, он по­ки­нул ро­ди­ну, воз­мож­но, по при­чине пре­сле­до­ва­ния пра­во­слав­ных. При­дя на Русь, бра­тья по­сту­пи­ли на служ­бу к Ро­стов­ско­му кня­зю свя­то­му Бо­ри­су, сы­ну рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. В 1015 го­ду на ре­ке Аль­те вме­сте со свя­тым кня­зем Бо­ри­сом по­гиб и брат Еф­ре­ма Ге­ор­гий. Убий­цы от­ре­за­ли ему го­ло­ву, чтобы снять зо­ло­тую грив­ну, ко­то­рую он но­сил на шее. Мо­и­сею уда­лось спа­стись бег­ством, и он по­сту­пил в чис­ло мо­на­хов Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Еф­рем, на­хо­див­ший­ся в это вре­мя, оче­вид­но, в Ро­сто­ве, при­быв на ме­сто убий­ства, на­шел го­ло­ву бра­та и взял ее с со­бой. Оста­вив служ­бу при кня­же­ском дво­ре, пре­по­доб­ный Еф­рем уда­лил­ся на ре­ку Твер­цу с тем, чтобы там ве­сти уеди­нен­ную ино­че­скую жизнь. По­сле то­го, как воз­ле него по­се­ли­лось несколь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, он в 1038 го­ду по­стро­ил мо­на­стырь в честь свя­тых кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Бра­тия из­бра­ли его сво­им на­сто­я­те­лем. Близ мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку от тор­го­во­го пу­ти к Нов­го­ро­ду, был устро­ен стран­но­при­им­ный дом, где бес­плат­но со­дер­жа­лись бед­ные и стран­ни­ки. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Еф­рем в глу­бо­кой ста­ро­сти, его те­ло бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре, а в гроб, со­глас­но его за­ве­ща­нию, бы­ла по­ло­же­на го­ло­ва его бра­та, свя­то­го Ге­ор­гия. Мо­щи пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма бы­ли об­ре­те­ны в 1572 го­ду.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Ефрему Новоторжскому, глас 1

Боже́ственною свы́ше пpосвети́вся благода́тию, пpеподо́бне,/ мно́гим теpпе́нием во вpе́менной жи́зни по́двиг совеpши́л еси́./ Те́мже источа́еши чуде́с благода́ть/ всем с ве́pою пpиходя́щим к моще́м твои́м, Ефpе́ме пpеблаже́нне./ Сего́ pа́ди зове́м:/ сла́ва Да́вшему ти кpе́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты просветился свыше Божественной благодатью, преподобный, со многим терпением во временной жизни совершив подвиг. Потому источаешь благодать чудес, с верой приходящим к мощам твоим, Ефрем преблаженный. Поэтому мы взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Ин тропарь преподобному Ефрему Новоторжскому, глас 1

Боже́ственною свы́ше благода́тию просвети́вся, Богому́дре,/ и по сме́рти яви́ тя све́тлость жития́ твоего́,/ те́мже источа́еши ми́рови благоуха́ние,/ и́же с ве́рою притека́ющим к ра́це моще́й твои́х, Ефре́ме преподо́бне./ Тем вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти чудесе́м благода́ть,/ сла́ва Просла́вльшему тя в чудесе́х,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты просветился свыше Божественной благодатью, Богомудрый, и после смерти проявилась светлость жития твоего, потому ты источаешь благоухание мира всем, с верой приходящим к раке с мощами твоими, Ефрем преподобный. Поэтому мы взываем к тебе: «Слава Давшему тебе благодать чудотворений, слава Прославившему тебя чудесами, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Кондак преподобному Ефрему Новоторжскому, глас 8

Я́ко Богоявле́нная Росси́йская звезда́,/ днесь сия́я чудесы́, яви́лся еси́, преподо́бне о́тче Ефре́ме./ Тем не преста́й моля́ся о ста́де свое́м,/ сохраня́яй оте́чество твое́, град же и лю́ди,/ и́же тебе́ ве́рою почита́ющих/ и к честны́м моще́м твои́м усе́рдно притека́ющих,/ да велегла́сно тебе́ вопие́м:// ра́дуйся, Богому́дре Ефре́ме, о́тче наш.

Перевод: Как Богоявленная Российская звезда, сегодня, сияя чудесами, явился ты, преподобный отче Ефрем. Поэтому не переставай молиться о стаде своем, сохраняя Отечество твое, город же и людей, которые с верой тебя почитают и к драгоценным твоим мощам усердно приходят, да громко взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Ефрем, отче наш».

Ин кондак преподобному Ефрему Новоторжскому, на перенесение мощей, глас 8

Светоза́рную лучу́ похва́лим, преподо́бне,/ твою́ честну́ю ра́ку,/ многосве́тлою свеще́ю просвеща́ет бо Госпо́дь це́рковь твою́ от цельбоно́снаго гро́ба твоего́/ и озаря́ет омраче́нная на́ша сердца́./ Я́коже со́лнце незаходи́мое, о́тче,/ подо́бие о́браза твоего́ возсия́ нам,/ и град Торже́к тобо́ю благода́ть прие́млет,/ обогаща́ющу ти всех нас добро́тою чуде́с,// содея́нием благода́ти пою́щих ти: аллилу́ия.

Перевод: Сияющую зарю прославим, преподобный, твою драгоценную раку, ибо ярким светильником просвещает Господь храм твой от подающего исцеления гроба твоего и озаряет омраченные наши сердца. Как солнце незаходящее, отче, подобие образа твоего воссияло нам и город Торжок принимает через тебя благодать, обогащающую всех нас красотой чудес, содействием благодати воспевающих тебе: «Аллилуйя!».

Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому

О, пресла́вный Госпо́день уго́дниче и Бо́гом со́браннаго зде о тебе́ ста́да Христо́ва предо́брый па́стырю и наста́вниче, преподо́бне и Богоно́се о́тче наш Ефре́ме! Приими́ убо́гое сие́ на́ше и ма́лое от любви́ душе́вныя приноси́мое тебе́ моле́ние и не пре́зри нас, гре́шных, тре́бующих твоея́ по́мощи и заступле́ния. Се бо мы, предста́теля тя в ну́ждах непосты́днаго стяжа́вше, ве́рою несумне́нною тебе́ в хода́тайство призыва́ем, ты же, я́ко ве́лие име́яй дерзнове́ние ко Го́споду и Пречи́стей Его́ Ма́тери, бу́ди моли́твенник, по́мощник и хода́тай о всех, со тща́нием в Боже́ственный твой храм приходя́щих, честны́х же и многоцеле́бных моще́й твои́х со стра́хом и благогове́нием прикаса́ющихся, услы́ши ны, свя́тче Бо́жий, и при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия цельбоно́сному твоему́ гро́бу лю́ди. Ве́мы бо вои́стину, я́ко а́ще по отше́ствии твое́м пло́тию и разлучи́лся еси́ от нас, но ду́хом неотсту́пно пребыва́еши с на́ми, тем и вся нам, я́же ко спасе́нию поле́зная, усе́рдне прося́щим, моли́твами твои́ми пода́ти мо́жеши. Простри́ у́бо преподо́бныя дла́ни твоя́, о до́брый и вели́кий наш засту́пниче, и не преста́й моли́тися о стране́ на́шей и о лю́дях, на вся́ком ме́сте благоче́стно тебе́ на по́мощь призыва́ющих. Сохрани́ же вся гра́ды и страны́ Росси́йския от наше́ствия иноплеме́нник, междоусо́бныя бра́ни, тлетво́рных ветр и от вся́каго губи́тельнаго зла. Всех нас изба́ви от вся́ких бед и скорбе́й. Я́ко да тобо́ю управля́еми, многомяте́жное маловре́меннаго жития́ сего́ мо́ре безбе́дне преплы́вше, дости́гнем в жела́емое о́ное Небе́сное приста́нище и просла́вим Всесвяту́ю, Равноче́стную и Единосу́щную Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ЕФРЕМ

(† 28.01.1053 (?), г. Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля – в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря.

Источниками

В XVII в. Житие в редакции иером. Иоасафа подверглось переработке. По-видимому, это было связано с событиями Смутного времени, когда интервенты разграбили Торжок и уцелел только монастырский Борисоглебский собор, где почивали мощи Е., что было воспринято современниками как заступничество святого. В сер. XVII в. Житие было дополнено Похвалой святому и записью новых чудес, последнее из к-рых датируется 1647 г., некоторые списки Похвального слова содержат чудо, относящееся к 1681 г. Краткое Житие Е. было написано для издания Пролога в 1661 г. ( Кучкин В. А. Первые издания русских Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 142-143). В 1744 г. в Москве было опубликовано Житие Е. и служба ему, составленные, по-видимому, на основании 3 списков Жития XVII в. из Борисоглебского монастыря. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. представлены немногочисленными списками XVII-XVIII вв.

Биография

Согласно Житию, Е. был «родом угрин» (венгр), служил конюшим у ростовского кн. св. Бориса (см. Борис и Глеб), к дружине к-рого принадлежал также брат Е. св. Георгий Угрин. В 1015 г. на месте гибели кн. Бориса на р. Альте Е. нашел отсеченную голову брата, к-рый погиб, защищая сюзерена. Как реликвию Е. хранил голову св. Георгия всю жизнь. Е. удалился из Киевской земли в Верхневолжье, где на берегу р. Тверцы заложил деревянный храм буд. Борисоглебского мон-ря. Житие сообщает, что в 1038 г. Е. вместе со своим учеником и келейником прп. Аркадием Новоторжским и др. монахами воздвиг в Нов. Торге каменный собор во имя св. князей Бориса и Глеба. Рядом с храмом стоял устроенный святым ранее странноприимный дом, при храме образовался мон-рь, Е. стал его настоятелем. Перед смертью святой из камня высек гроб, в к-ром завещал похоронить себя вместе с головой св. Георгия. По сообщению Жития, Е. был погребен в Борисоглебской ц.

Житие Е. содержит ряд неточностей. По археологическим данным, каменный собор в Торжке был построен во 2-й пол. XII в., хотя в районе мон-ря ученые находили предметы XI в., а наиболее ранние образцы лепной керамики датируются IX-X вв. ( Малыгин П. Д. Древний Торжок: Ист.-археол. очерки. Калинин, 1990. С. 49). Строительство каменного собора в Борисоглебском мон-ре во 2-й пол. XII в. может говорить о достаточно древнем происхождении обители, которая к тому времени стала, очевидно, играть заметную роль в церковной жизни Новгородской земли. Анахронизмом является указание Жития на то, что Е. был архимандритом Борисоглебского мон-ря (такой статус настоятели этой обители получили не позднее 1572).

Почитание

В 1621 г. по указанию патриарха Филарета (Романова) было установлено празднование памяти Е. в московском Успенском соборе 26 янв., однако после смерти первосвятителя оно было отменено (не позднее 1634). В описании келейной казны патриарха Филарета 1630 г. упоминаются стихиры и канон Е. (Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. С. 208). Служба Е. в Уставах помещалась под 28 янв. В издании Устава 1641 г. общецерковное празднование памяти Е. было отменено, указано отправлять его в Борисоглебской обители и там, «где рассудит екклесиарх» (см.: Он же. 1991. С. 86. Примеч. 1). В «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. есть запись о памяти Е. 28 янв. с пометой: «новый чудотворец» (РИБ. Т. 4. Стб. 851). В Месяцеслове Симона (Азарьина), составленном в сер. 50-х гг. XVII в., приведено 2 дня памяти «Ефрема, Новоторжскаго чюдотворца»: 28 янв. (день кончины, в качестве года смерти указан 6543 (1035)) и 11 июня (обретение мощей) (РГБ. Ф. 173. МДА. № 201. Л. 310 об., 320). В 1675/76 г. в Борисоглебской ц. Новоторжского монастыря были устроены 2 каменных придела, один из к-рых, как и прежде, был посвящен Е. В 1690 г. состоялось перенесение мощей преподобного (возможно, в новую раку).

К сер. XVIII в. древняя Борисоглебская ц. обветшала и по решению Свящ. Синода в 1784 г. была разобрана. В 1796 г. совершилось освящение новопостроенного Борисоглебского собора, возведенного на средства, пожертвованные имп. Екатериной II. К освящению собора императрица прислала ризы с епитрахилью из золотой парчи, 3 одежды на 3 престола, одежду на жертвенник и покров на мощи Е. Основателю обители был посвящен правый придел нового храма. В 1839-1840 гг. в соборе шли ремонтные работы, после чего он был вновь освящен, придел во имя Е. сохранился. Мощи Е. почивали в центре Борисоглебского собора, на правой стороне, в серебряной позолоченной раке под бронзовой сенью, украшенной венецианским бархатом с золотой бахромой и кистями. В XIX в. в монастырской ризнице хранились деревянные богослужебные сосуды, к-рые, по преданию, употреблял Е. В 1893 г. Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) обратился в Синод с ходатайством об установлении общецерковного празднования памяти Новоторжских чудотворцев Е. и Аркадия и о внесении их имен в Типикон, Следованную Псалтирь и др. богослужебные книги. Ходатайство было передано Владимирскому архиеп. Сергию (Спасскому), давшему отрицательный отзыв, в силу чего Синод определением от 19 февр. 1897 г. постановил оставить в силе существовавший порядок местного чествования Новоторжских чудотворцев. В XIX в. в день памяти Е. 11 июня в Торжке совершался перед литургией крестный ход из Спасо-Преображенского собора по городу, после литургии – крестный ход с мощами Е. вокруг монастырского Борисоглебского собора. 26 сент. 1900 г. по ходатайству Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) Синод разрешил ежегодно совершать крестный ход с иконой Е. из Борисоглебского мон-ря и ближайших к нему храмов Торжка к «святому Семену» – бывш. монастырскому храму «на Дорогоще» на территории совр. дер. Семёновское. Ежегодно мощи святого 15 сент. переносились из холодного Борисоглебского собора в теплую монастырскую ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 1 мая святыня возвращалась в Борисоглебский собор.

5 февр. 1919 г. мощи Е. были вскрыты, в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна. Восстановление общецерковного почитания Е. совершилось включением его имени в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) в 1979 г.

Иконография

В иконописных руководствах нач. XX в. образ Е. был дополнен национальными чертами: «Типа венгерскаго, с багроватым цветом тела, старец; одежды преподобническия, в епитрахили, как архимандрит. В руках модель церкви, как у устроителя храма и монастыря. Можно писать ему хартию, по житию: «Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, с[вя]тых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився»» ( Фартусов . Руководство к писанию икон. С. 170-171).

Ранние известные изображения Е. относятся к XVII-XVIII вв. Из новоторжского Борисоглебского мон-ря происходили 2 лицевых покрова на мощи Е., один из них – 1644 г., вклад Ф. С. Куракина ( Жизневский. 1888. № 539, 540). Икона Е. (в монашеском одеянии, с одноглавой белой церковью в руке) и свт. Николая Чудотворца в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте, нач. XVIII в., происходит из ц. во имя арх. Михаила (Благовещенской) в Торжке (в наст. время в собрании ЦМиАР). Подобный извод мог быть основой для составления текста иконописных подлинников. В ц. во имя арх. Михаила находится единоличный ростовой образ Е. посл. трети XVII – нач. XVIII в. (с поздними поновлениями) – в схиме, с куколем на голове и разведенными в стороны руками, десницей благословляет именословно, в левой руке – модель храма своеобразной архитектуры. Личное исполнено в «живоподобной» манере, борода небольшая, слегка раздвоенная на конце, с вьющимися прядями и проседью; на верхнем поле – образ Спаса Еммануила. Образ аналогичного извода («древняя икона» святого в окладе, с цатой) воспроизведен на хромолитографии 1882 г. (московская мастерская Д. Гаврилова, РГБ, со штампом б-ки Румянцевского музея).

Наиболее распространенный иконографический извод – преподобные Е. и Аркадий Новоторжские на фоне Борисоглебского мон-ря в Торжке. В 1720 г. пономарь ц. во имя ап. Филиппа в Торжке иконописец Е. Ф. Недоносков написал икону преподобных в молении Спасителю с панорамой Борисоглебского мон-ря (с обозначением всех зданий) и пейзажем с видом Торжка, к-рая впосл. хранилась в Тверском музее ( Жизневский. 1888. № 59; Уваров А. С . Икона преподобных Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев // Он же. Сб. мелких трудов. М., 1910. Т. 1. С. 152-153. Табл. 86, 130). Существует 2 прориси с икон XVIII в. с близким типом изображения, Е. представлен с небольшой бородой и кудрявыми волосами по краю куколя ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 238-241).

Такие иконы – фигура Е. помещена слева – получили большое распространение в XIX в., как, напр., образ, созданный в Торжке во 2-й пол. XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) – Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX – нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись – благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г.

В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х – нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей.

Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп. Аркадия, блгв. кн. Георгия Угрина и блгв. кнг. Иулиании (1797, ТКГ). На нек-рых иконах Новоторжские преподобные (Е. с храмом в руке) представлены вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом (1-я пол. XIX в., ТКГ). На др. иконе Е. (слева, в руках жезл и развернутый свиток с текстом: «Братие, покаряйтеся благоверным Царем и великим князем») показан вместе со свт. Николаем Чудотворцем и с прп. Нилом Столобенским (посл. треть XIX в., новоторжский Борисоглебский мон-рь). Икона Е. и прп. Нила Столобенского нач. XIX в. в 2007 г. находилась в местном ряду иконостаса Богоявленского собора Ниловой Столобенской пуст. Образ Е. вводился в состав избранных святых, напр. на иконе 2-й трети XIX в. из Торжка с Деисусом и евангелистами (Е. с посохом в деснице слева в 1-м ряду вместе с прп. Аркадием, в центре – свт. Николай Чудотворец); в верхнем ряду среди полуфигур – на иконе «Введение Богородицы во храм, с ангелами, избранными сюжетами и святыми» XIX в. (обе в собрании ТКГ). В это время бытовали и единоличные иконы Е., а также списки ранних произведений (ТКГ).

Уникальная икона Е. с 30 клеймами жития 1712 г., находившаяся в соборе Борисоглебского мон-ря справа от входа, запечатлена на фотографии 1901 г. (ТГОМ). Е. представлен в куколе, с одноглавым храмом в правой руке и развернутым свитком в левой, на фоне обители, в верхних углах – Спаситель и Богородица, внизу слева – припадающий преподобный, справа клеймо с текстом. На других фотографиях интерьеров собора (ТГОМ): шитый прямоличный образ Е. в рост, в схиме и куколе на крышке раки; изображение Е. и прп. Аркадия на хоругви; фигура Е. с посохом в росписи на восточной стене возле раки (возможно, сохр. фрагментарно). Среди уцелевших фрагментов росписи монастырской надвратной ц. в честь Спаса Нерукотворного (1804-1811?) предположительно можно выделить образ Е. Очевидно, в обители имелись и др. изображения Е. XVIII – нач. XX в.

В монументальной живописи образ Е. (с моделью храма в руке) встречается в росписи Успенского собора ТСЛ 1684 г. на сев. грани юго-зап. столпа (поновлена мастерской Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). Образ Е., исполненный в академической манере, был помещен в алтарной арке придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве, рядом с прп. Ефремом Переяславским – роспись 70-х г. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова ( Мостовский М. С . Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Среди подвижников XI в. Е. изображен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).

Один из ранних примеров изображения Е. в произведениях декоративно-прикладного искусства – гравировка с чернью в овальном медальоне на серебряном наперсном кресте (1776-1788, ТГОМ; см.: Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта // Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). К юбилею преставления святого в 1903 г. были изготовлены памятные жетоны с фронтальной полуфигурой Е. на лицевой стороне и видом Борисоглебского собора на обороте (частное собрание). Тогда же (цензорское разрешение от 30 апр. 1902) в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе напечатаны хромолитографии «Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем» (РГБ, новоторжский Борисоглебский монастырь, ц. во имя арх. Михаила в Торжке). Святой показан сидящим в келье, он указывает прп. Аркадию и монахам на голову своего брата св. страстотерпца Георгия Угрина, рядом книга и четки, вверху – подробный текст о поучениях и завещании Е. В 50-х гг. XIX в. хромолитография была повторена львовскими художниками в росписи на зап. стене притвора ц. во имя арх. Михаила в Торжке.

Образ Е. часто вводился в композицию «Собор Новгородских святых», особенно на ранних иконах, в частности на «старинной» иконе с образом Софии, Премудрости Божией, «в ризнице Черниговской кафедры», в 3-м ряду ( Барсуков . Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский) . РСв. Май. С. 96-97). Предположительно Е. (или прп. Ефрем Перекомский) представлен в правой группе на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26). Его изображение в куколе, с небольшой бородой находится в 3-м ряду левой группы (3-й слева, надпись: «пр Ефремiи») на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г . Рус. иконы XVI – нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54). Е. написан на иконах «Новгородские чудотворцы» свящ. Георгия Алексеева 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ), на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, XVIII в.- 1-м к центру в 4-м ряду справа ( Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619).

В составе Собора русских святых образ Е. введен во 2-й ряд правой группы преподобных на поморских иконах: кон. XVIII – нач. XIX в. (МИИРК, надпись: «прп(д)б Ефремъ новоторжскiи»); 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись – Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) – со свитком в правой руке, надпись: «п ефремъ новгород(и)»; 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ – Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е. показан в 6-м ряду 5-м справа с моделью храма в руках, наименован новгородским («Прп(д) Ефремъ Нов(г)о»). Святой представлен дважды, в правой группе преподобных в 1-м и последнем рядах на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) Е. написан средовеком, со свитком в левой руке, в 4-м ряду крайним слева.

Е. изображен среди Тверских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е . Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). Рисунок для Миней МП, выполненный прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной, представляет Е. в рост, в схиме, с куколем на голове, с небольшой кудрявой бородой, в молении (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 148).

В храмах Тверской епархии находится много икон Е. (как правило, с моделью храма в руке), написанных в кон. XX – нач. XXI в. В частности, во Введенской ц. новоторжского Борисоглебского монастыря почитается аналойный прямоличный образ Е. с частицей св. мощей, на др. иконе святой представлен в рост, вместе с прп. Аркадием, предстоящим Спасу Нерукотворному. Е. изображается также в совр. композициях Собора Тверских святых (обычно в 1-м ряду 2-м справа, с моделью храма на покровенной руке), напр. на иконах нач. 90-х гг. XX в. из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица»), 2001 г. из кафедрального тверского Воскресенского собора.

ПУБЛИКАЦИИ

24 / 11 (ст. ст.) июня – перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского, учителя преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского. (1)

Преподобный Ефрем Новоторжский

Преподобный Ефрем родился в Венгрии (Угрин). В своем труде «Русские святые», архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) писал: «Между этими поздними поселенцами Карпат (венграми) семена христианской веры первоначально посеяны были Востоком. Князья их, Булозуд и Гилас, в половине X века крестились в Константинополе; последний посвящен был в сан епископа Венгерского и успел много сделать для распространения чистой, святой веры между венграми, особенно чрез брачный союз дочери своей с королем Гейзою. Сын Гейзы, король (с 997 года) Стефан, крещенный еще в юности, после того, как брачным союзом с бургонскою принцессою вступил в родственные связи со многими владетельными домами Запада, уклонился в суверенное уважение к папе; призвав толпы западных монахов, он дозволил им фанатически действовать как против язычников, так и против христиан восточного исповедования. Без сомнения, эти-то насилия фанатизма всего более заставили Ефрема и двух его братьев, Георгия и Моисея, удалиться в Россию». (2)

Святой Ефрем служил конюшим у убиенного святого мученика благоверного князя Бориса, во святом крещении Романа (+ 1015 г.; память 2/ 15 мая и 24 июля/ 6 августа). Вместе с ним состояли на службе у князя и братья его – преподобный Моисей Угрин, Печерский, погребенный в Ближних пещерах (+ около 1043 г.; память 26 июля/ 8 августа) и святой страстотерпец Георгий Угрин (+ 1015 г.; память 28 января/ 10 февраля). (3)

По преданию, слуги князя Святополка Окаянного обезглавили святого Георгия ради золотой гривны, подаренной ему святым князем Борисом. Преподобный Ефрем позже пришел на берег реки Альты, но нашел только главу брата Георгия, которую узнал по особому признаку и взял с собой. Преподобному Моисею удалось спастись бегством, и он, впоследствии приняв монашество, поступил в Киево-Печерский монастырь.

Вскоре (после 1015 г.) Ефрем оставил мир, и вероятно, пострижен в монашество в Киеве или Переславле.

Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке)

По преданию, преподобный Ефрем по пути в будущий Торжок заходил в Вязьму, где познакомился с блаженным Аркадием, ставшим впоследствии его учеником и подвизавшемся вместе с ним в посте и молитве. (4)

На правом берегу реки Тверцы в уединенном месте, принадлежавшем тогда к новгородским владениям, на свои средства преподобный Ефрем основал странноприимный дом. (5)

«Подвиг страннопримства был тогда подвигом Церкви; она принимала странников под свою защиту, покоила, питала, одевала; по уставу Владимира, они были люди церковные. Лучшие русские христиане высоко уважали подвиг странноприимства и считали его святым подвигом. Такой подвиг принял на себя блаженный Ефрем, отказавшийся от мирских почетных должностей и утешений. Этот подвиг совершал он с любовью несколько лет». (6)

При всяком удобном случае он благовествовал о Спасителе заезжим торговцам. Когда же открылись мощи святых князей Бориса и Глеба, преподобный Ефрем в 1038 году на новом месте построил храм в честь святых мучеников и основал при нем монастырь. (7)

В устроенной им обители он подвизался в посте и молитве и ревностно наставлял благочестию братию своей обители. Преподав последние наставления своим ученикам проводить жизнь в безмолвии и братолюбии, не оставлять странноприимства и милостыни, особенно же прилежать посту, молитве и песнопению, хранить в сердце страх Божий и удаляться суеты мирской, преподобный Ефрем почил в глубокой старости 28 января 1053 года. По его завещанию, с ним положена в гроб и глава брата его Георгия. (8)

Еще в XVI веке в Борисоглебском монастыре начали почитать святого подвижника и бережно хранили его житие. Честные мощи святого Ефрема, обретены 11 июня 1572 году. Высокопреосвященнейший Леонид, архиепископ Новгородский, возвращаясь из Москвы в Великий Новгород, посетил для молитвенного поклонения Борисоглебскую обитель. Он спросил братию, где положены мощи чудотворца. При нем открыли гробницу преподобного, увидели его нетленные мощи и ощутили благоухание. (9)

Прославление преподобного Ефрема произошло в 1584-1587 годах при высокопреосвященнейшем Дионисии, митрополите Московском и всея России и высопреосвященнейшем Александре, архиепископе Новгородском. С этого времени установлено местное празднование и составлена ему служба, общецерковное позднее. (10)

Житие и чудеса преподобного Ефрема описаны насельником Новгородского Юрьева монастыря иеромонахом Иоасафом. (11)

Мощи святого Ефрема почивали в соборном храме Борисоглебского монастыря, в начале XX века в серебряной раке, устроенной в 1874 году. Ежегодно 11 / 24 (н. ст.) июня совершался крестный ход вокруг монастыря с мощами преподобного. Второй крестный ход в обитель из всех городских храмов проходил 28 января / 10 февраля (н. ст.). (12)

Другой святыней обители являлась местночтимая икона Божией Матери «Одигитрия». В ризнице монастыря хранились деревянные церковные сосуды, которые по преданию употреблял при богослужении преподобный Ефрем. (13)

Во время междоусобных войн в 1166 году обитель Борисоглебскую разорили приближенные князя Святослава Ростиславовича. После этого монастырь неоднократно опустошался русскими и татарами. Литовцы довершили разорение обители: остался только один каменный храм, построенный при преподобном Ефреме. (14)

Славянское поселение на территории Торжка возникло на рубеже IX-X веков. С XII века многие начали селиться для торговли около Борисоглебского храма, и место получило название Новый Торг.

В царствование Василия Иоанновича Шуйского на Торжок вновь напали литовцы, сожгли и ограбили все городские храмы. Остался невредим только один Борисоглебский храм с мощами преподобного Ефрема и преподобного Аркадия. В 1785 году на пожертвования императрицы Екатерины II и усердием жителей Торжка Борисоглебский храм в обители перестроили и обогатили утварью. (15)

Заново освятили соборный храм в 1895 году при высокопреосвященном Савве (Тихомирове), архиепископе Тверском и Старицком. (16)

В «Подлиннике иконописном» 28 января (ст. ст.) читаем о его изображении: «…преподобнаго отца нашего …Ефрема Новоторжскаго, сед, брада подоле Николины, на главе схима, в руках церковь» и 11 июня (ст. ст.): «…преподобнаго отца нашего Ефрема Новоторжскаго чудотворца, подобием что Никола, на главе схима, в руках церковь». (17)

На свитке, который преподобный Ефрем держит в руке на иконе, обычно пишется текст: «Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, святых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився». (18)

Тропарь преподобному:

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою исцеления.

Кондак:

Яко богоявленная Российская звезда, днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме. Тем не престай моляся о стаде своем, сохраняй отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающих и к честным мощем твоим усердно притекающих, да велегласно тебе вопием: радуйся, богомудре Ефреме, отче наш. (19)

Примечания:

  1. 10 февраля/ 28 января (ст. ст.) — память преподобного Ефрема Новоторжского. / Верный месяцеслов всех русских святых, прославленных с 1072 по 1918 годы. Сост. еп. Афанасий (Сахаров). М., 2015. С. 12, 23, 29, 37.
  2. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею церковью или местно. «Русская симфония». М., 2008. С. 55.
  3. Богослужебный месяцеслов на 2018 г. Изд. МП РПЦ. М., 2017. С. 38, 60.
  4. Город Торжок Тверской области, упоминается в летописях с 1139 г. // Архиепископ Филарет. Русские святые. С. 56. // Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, чудотворец. Родился в Вязьме. Келейник и ученик преподобного Ефрема, архимандрита Борисоглебского монастыря. Аркадий славился святостью жизни, подражая во всем учителю своему, преподобному Ефрему. Преставился мирно в обители в 1077 году. Мощи его почивали в Новоторжском Борисоглебском монастыре, под спудом. В Вязьме на месте подвигов преподобного Аркадия в 1832 году открыт Аркадиевский общежительный женский монастырь. Память преподобного: 14/ 27 (н. ст.) августа и 13/ 27 (н.ст.) декабря. / Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. М., 1991. С. 33.
  5. Река Тверца – левый приток Волги – берет свое начало близ Вышнего Волочка, в Тверской области.
  6. Архиепископ Филарет. Русские святые. С. 56.
  7. Считается, что на месте странноприимного дома святого Ефрема, позже был монастырь во имя преподобного Симеона Столпника – «Симеоновский на Дорогощи», к югу от Торжка. На его месте существовал Симеоновский погост. / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Январь-апрель. Кн. 2. Репринтное изд. Оптина Пустынь. М., 1994. С. 171. // Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 454. // Православные монастыри России. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 189.
  8. Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Т. 1. X-XV вв. Великий Новгород, 2006. С. 48. // Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Т. II. Сост. Зверинский В.В. СПб., 1892. С. 79.
  9. Высокопреосвященнейший Леонид, архиепископ Новгородский находился на Новгородской кафедре с 1571 г. по 1575 г. / Кафедра Новгородских святителей. 992-1575. Т. I. Великий Новгород, 2011. С. 649.
  10. Высокопреосвященнейший Дионисий, митрополит Московский и всея России. На кафедре в 1581-1586 гг. / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 122. // Высопреосвященнейший Александр, архиепископ (митрополит — с 1590 г.) Новгородский, Великолукский и всего Поморья. На кафедре в 1577-1591 гг. / Кафедра Новгородских святителей. 1576-1900. Т. II. Великий Новгород, 2011. С. 701. // Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Репринтное изд. М., 1998. С. 117. // Преподобный Ефрем упоминается в печатных святцах и служебных книгах XVII в. / Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. I. Восточная агиология. «Православная энциклопедия». М., 1997. С. 610.
  11. Книга, глаголемая описание о Российских святых. Репринтное изд. Изд. Валаамского м-ря. М., 1995. С. 183.
  12. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т. 2. Репринтное изд. «Николин день». М., 2016. С. 1544.
  13. Православныя Русския обители. Сост. П.П. Сойкин. Репринтное изд. «Воскресение». СПб., 1994. С. 434.
  14. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. «Книжная палата». М., 2000. С. 467.
  15. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Репринтное изд. «Книга». М., 1991. С. 96-97.
  16. Высокопреосвященнейший Савва (Тихомиров), архиепископ Тверской и Старицкий, на кафедре в 1879-1896 гг. / История иерархии РПЦ. С. 486.
  17. Подлинник иконописный. Изд. Большакова С.Т. Под ред. Успенского А.И. Репринтное изд. «Паломник». М., 1998. С. 69, 106.
  18. Филатов В.В., Камчатнова Ю.В. Наименование и надписи на иконных изображениях: Справочник для иконописцев. «Православная педагогика». М., 2004. С. 216.
  19. Жития русских святых. Сентябрь-февраль. Т. II. «Сибирская благозвонница». М., 2002. С. 836.

Преподобный Ефрем Новоторжский

10 февраля (28 января по ст. ст.) Церковь чтит память святого Ефрема Новоторжского, основателя Новоторжского Борисоглебского монастыря.

Содержание:

Житие преподобного Ефрема Новоторжского

Ефрем Новоторжский — святой, подвизавшийся на территории Верхневолжья (Тверская область), в историю Церкви он вошел как основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря. Реальность личности новоторжского подвижника подтверждает Новгородская Третья летопись под 1015 г.

Для восстановления биографии Ефрема Новоторжского обратимся к житию святого. Согласно ему, он имел венгерское происхождение (происходил из Угорской земли) и родился во второй половине Х в. Ефрем был боярином и служил при князе Борисе, сыне великого князя Владимира Святославича, к дружине которого принадлежали также и братья Ефрема — Георгий и Моисей.

О брате Ефрема, Моисее, известно из Киево-Печерского патерика. В 1018 г. во время войны Ярослава Мудрого с королем Болеславом Моисей оказался в плену у поляков, где обратил на себя внимание одной вдовы, которая неоднократно пыталась соблазнить его, но он не прельстился властью и богатством, а по возвращении на родину постригся в Киево-Печерской лавре. Церковь чтит память Преподобного Моисея Угрина, Печерского чудотворца, 26 июля (по ст. ст.).

24 июля 1015 г. на реке Альте вместе со святым Борисом погиб другой брат Ефрема — Георгий, которому убийцы отсекли голову, чтобы снять с его шеи подаренную князем золотую гривну. На месте гибели князя Бориса на р. Альте Ефрем нашел отсеченную голову брата и как реликвию хранил ее всю жизнь.

Гибель князя Бориса и одного из братьев заставили преподобного Ефрема покинуть княжеский двор, дабы не иметь отношения к междоусобицам и распрям, которые происходили после смерти князя Владимира. Он решает удалиться на северо-восток и под Торжком строит странноприимный дом, посвящая свою жизнь христианской миссионерской деятельности и подвигу странноприимства. В 1038 г. вместе с другим подвижником Аркадием Новоторжским он строит каменный Борисо-Глебский храм и основывает монастырь, посвященный Борису и Глебу. Скончался Ефрем 28 января 1053 г. в глубокой старости и был погребен в основанном им соборе. Как сообщает преподобный Димитрий Ростовский, после приставления Ефрема Новоторжского в 1053 году «у гроба его многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим…».

История почитания преподобного Ефрема Новоторжского

В 1572 г. произошло обретение мощей Ефрема Новоторжского. Мощи оказались нетленными, в гробу также находилась голова святого Георгия Угрина, брата Ефрема. Местная канонизация Ефрема Новоторжского была установлена в 1580-е гг. В это же время было создано и его житие.

Рака с частью мощей преп. Ефрема Новоторжского

Согласно житийной легенде, ряд чудес связан с заступничеством Ефрема за Торжок в Смутное время. По сообщению краткого летописца Торжка XVII в., город был избавлен от войска литовцев благодаря заступничеству преподобного Ефрема.

История изучения жития Ефрема Новоторжского

Истории создания жития и его редакциям посвящены труды архиепископа Филарета, В. О. Ключевского, И. Некрасова, Н. П. Барсукова, В.В Викторова, Г.С. Гадаловой и др. В середине XVII в. житие было переработано, дополнено новыми чудесами, последнее из которых датируется 1647 г. В дореволюционных исследованиях выявлено более 10 списков (копий) жития преподобного Ефрема Новоторжского. Исследователь Будовниц ввел в научный оборот еще 8 списков и выделил две редакции памятника XVI в. В дальнейшем В.В. Викторов выявил еще несколько списков жития. В настоящее время выявлено более 40 списков жития святого. Житие Ефрема Новоторжского как исторический источник представляет интерес для исследователей в связи с дискуссионным в научной литературе вопросом о дате канонизации святых Бориса и Глеба.

Святой Ефрем Новоторжский. Иконография

Особенностью иконографии Ефрема Новоторжского является изображение модели храма, построенного им в честь благоверных князей Бориса и Глеба в Новом Торге. Часто преподобный Ефрем изображается вместе с иноком Аркадием Новоторжским.

Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Россия. XIX в. Тверская картинная галерея Преподобный Ефрем Новоторжский Преподобный Ефрем Новоторжский и святитель Никола Чудотворец. Первая четверть XVIII века. Музей имени А. Рублева Современная икона «Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские» Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. XIX в., Россия Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и святые князья Борис и Глеб. Первая пол. ХIХ века

Борисоглебский монастырь

Преподобный Ефрем Новоторжский, как говорилось ранее, считается основателем Борисоглебского монастыря (Тверская область, г. Торжок). Обитель была основана в 1038 г., почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имён двух князей — Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Ранняя дата основания монастыря побуждает исследователей считать древнейшей иноческой обителью на Руси не Киево-Печерскую лавру, а Новоторжский Борисоглебский монастырь.

Ансамбль Новоторжского Борисоглебского монастыря

В XIII в. монастырь подвергался нападениям со стороны монголо-татар и литовцев. Во времена смуты был разорён поляками. Благодаря усилиям настоятелей и насельников начинается период медленного процветания монастыря до 1917 г. Затем в 20-х гг. XX в. братию распустили, а в монастыре разместили тюрьму строгого режима. Далее в здании размещались лечебно-трудовой профилакторий и историко-этнографический музей. Литургическая жизнь в монастыре возобновилась в 1998 году.

Литература:

  1. Гадалова Г.С. К вопросу о редакциях Жития Ефрема Новоторжского: [Тезисы]. В: Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3 (61).
  2. Дробленкова Н.Ф. Житие Ефрема Новоторжского. В: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград, 1987. Вып. 1. С.148–150.
  3. Житие Ефрема Новоторжского. В: Памятники литературы Древней Твери. Вступит ст., пер. и комментарий В.З. Исакова. Тверь, 2002. С.192–197.

Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец

Кафедра новгородских святителей

Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

Архимандрит Ефрем Новоторжский

  • | Печать |

Подробности 17.09.2011 17:30 Просмотров: 3619

Память его празднуется месяца января в 28-й день и месяца июня в 11 день.

+ 1053

Преподобный Ефрем, как передает житие его, был родом венгр и доводился родным братом преподобному Моисею Угрину, а также Георгию, любимому и преданному отроку святого князя Бориса. Оставив свое отечество, преподобный вместе с братьями поступил на службу к святому Борису. Когда князь 24 июля 1015 г. умерщвлен был подосланными Святополком Окаянным убийцами, а родной брат преподобного Ефрема Георгий обезглавлен ими ради золотой гривны, возложенной на него святым князем, преподобный Ефрем, находившийся в то время в отсутствии, пришел на берег реки Альты и искал тело убитого брата. Но нашел он одну лишь главу Георгия и взял ее с тем, чтобы завещать потом положить в одну с собой гробницу. Вскоре после того преподобный оставил мир и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, недалеко от города Торжка или от того места, где возник он. На свои средства преподобный Ефрем построил здесь странноприимный дом и принял на себя подвиг страннолюбия, распространенный среди благочестивых и нищелюбивых людей древней Руси.

Подвиг странноприимства был тогда подвигом Церкви; она принимала странников под свою защиту, покоила, питала, одевала; по уставу Владимира они были люди церковные. Лучшие русские христиане высоко уважали подвиг странноприимства и считали его святым подвигом. Такой подвиг принял на себя блаженный Ефрем, отказавшийся от мирских почетных должностей и утешений. Этот подвиг совершал он с любовью несколько лет. Когда открылись мощи святых князей, блаженный Ефрем в 1038 г. создал каменный храм в честь святых мучеников и при нем основал монастырь. Он веселился духом, что в его храме верующие славят святых князей, к которым он при жизни был так близок. Свободной душой молился он любимому князю своему, прославленному Господом. Он подвизался в посте и молитвах и ревностно наставлял благочестию братию обители своей. Преподобный Ефрем достиг высокой духовной силы и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 г. По его завещанию с ним положена была во гроб и глава брата его Георгия, убиенного вместе со святым Борисом.

Из числа учеников его особенно ревновал подражать строгой жизни учителя Аркадий. Он начально подвизался на родине в Вязьме, уединенно занимаясь молитвой, на том месте, где ныне женский Аркадиев монастырь. Святой Ефрем, увидавшись с ним дорогой из Киева в Торжок, полюбил его. Аркадий сперва посещал Ефрема в Торжке, а потом остался навсегда в его обители, принял иночество и до гроба шел путем строгого подвижничества.

Еще в начале XIV века обитель Ефремова хранила у себя житие преподобного основателя своего и вместе с тем благоговейно чтила память его. В 1315 г. князь Михаил Ярославич после победы над князем Афанасием, сторонником новгородцев и брата своего князя Юрия Даниловича, захватил все имущества новоторжцев и, в том числе, взял в Тверь и дорогое житие преподобного Ефрема. Обитель не успела выкупить своего сокровища, как оно сгорело в Тверском пожаре. Так говорит житие XVI века, где описаны многие чудеса преподобного, происходившие при царе Грозном.

Из них следующие два. Бывший царь Казанский Эдигер, принявший имя Симеона в святом крещении, получил от царя Иоанна Грозного в удел Тверь и Торжок. Посещая часто Борисо-Глебскую обитель, он начал благоговейно почитать преподобного Ефрема и решил устроить для его мощей кипарисную раку. Но поручил он это дело небрежному мастеру, который уронил дерево в раку и сокрушил кость ноги преподобному. В это самое время чудотворец явился во сне настоятелю обители Мисаилу и сказал о небрежности мастера, показывая язву ноги своей, и просил передать царю Симеону, чтобы он переменил мастера. Мисаил поспешил к Симеону, и благочестивый царь не только исполнил волю святого, но и украсил его храм святыми иконами и церковной утварью.

Во времена же Грозного посланы были в Новгород с царской казной Дементий Черемисин и Замятня Завоплюцкий. Черемисин хотел везти казну водой против течения реки Тверцы; но сам он ехал сухим путем, поручив сопровождать казну Замятне. Царские слуги жестоко грабили по дороге народ и монастыри. Так они собрали много именья. Доплыв до Борисо-Глебской обители, Замятня потребовал у братии под царскую казну людей и много запасов. Братия вынуждены были занимать деньги, чтобы ими откупиться. Но когда Замятня плыл по Тверце, обремененный монастырским богатством, он уронил в воду деньги, а сам вдруг смертельно заболел. Дали знать Черемисину. Он ужаснулся, велел нести больного товарища в обитель и сам сопровождал его. Здесь служили молебны святым мученикам; оба плакали о своих грехах и возвратили отнятое у обители серебро. Тогда явился больному старец; укорив его за расхищение обители, он смилостивился и даровал ему исцеление.

Обитель Борисо-Глебская была разорена в 1166 г., во время междоусобий, Святославом Ростиславичем, после того многократно опустошаема была русскими и татарами. Литовцы (в княжение Александра Невского) довершили разорение монастыря: осталась одна только каменная церковь, построенная преп. Ефремом. Впоследствии начали многие около церкви селиться для торгов; место оттого прозвано Новый торг, а жители – новоторжцами.

В царствование Василия Иоанновича Шуйского литовцы напали на Торжок, сожгли и ограбили церкви; одна Борисо-Глебская, с мощами преподобного Ефрема и ученика его – преподобного Аркадия, осталась невредима. В 1781 г. щедротами императрицы Екатерины II и усердными приношениями новоторжских жителей церковь Борисо-Глебская перестроена и обогащена церковной утварью. В тамошней ризнице хранились деревянные церковные сосуды, которые употреблял преподобный Ефрем при богослужении.

Память преподобного Ефрема Новоторжского местно чтится 28 января.

Древнее житие с описанием чудес преподобного Ефрема, известное в настоящее время, составлено в XVII в. Но в этом житии читается известие, что существовало более древнее житие подвижника, которое погибло в XIV столетии и содержание которого неизвестно.

Читайте также:  Именины в октябре женские имена по церковному календарю и мужские
Ссылка на основную публикацию