Преподобный Антоний Великий: житие, духовные наставления, в чем помогает Молитва

Душеполезные наставления Преподобного Антония Великого

1. Истинно блажен тот, кто бодрствует над собой и исполняет заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

2. Страшитесь отступлений от веры, как начала всех зол.

3. Погрешить делами – это признак немощи, допускать себе неверие – признак дерзкого легкомыслия и безразсудности.

4. Начало всех добродетелей и начало премудрости – страх Господень.

5. Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, – смирение и кротость возносят человека с земли на небо.

6. Бог пребывает в человеке великодушном.

7. Святые соединены с Богом простотою своею.

8. Лукавство, будучи допущено в сердце, губит душу, вместе – оскверняет тело, приносит многие нечистые помыслы.

9. Гордость сердца ненавистна Богу, ангелам и святым Его. По причине гордости Он учредил ад и муки, устроена преисподняя.

10. Будем убегать ненависти и распрей.

11. Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов своих.

12. Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой.

13. Все грехи мерзостны перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца.

14. Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с дьяволом.

15. Помышляй всегда и говори себе:”не останусь в этом мире долее этого дня”. И не будешь согрешать перед Богом.

16. И днем и ночью болезнуй о грехах своих.

17. Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтоб не подвергнуться за это суду.

18. Хранись, чтоб ум твой не осквернился воспоминанием прежних согрешений, и чтоб не обновилось в тебе ощущение их.

19. Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою.

20.Никого, ни по какой причине, не обличи в недостатке его.

21. Отнюдь не употребляй божбы, ни в том, что сомнительно, ни в том, что верно.

22. Люби смирение, оно покроет тебя от грехов.

23. Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: прости меня, потому что смирение разрушает все козни врагов.

24. Во всем поведение твоем наблюдай скромность.

25. Лице твое да будет постоянно печальным, кроме тех случаев, когда посетят тебя странные братия. Тогда прими веселый вид, и поселиться в тебе страх Божий.

26. Делами твоими, каковы бы они ни были, не превозносись.

27. Отнюдь не тщеслався и не смейся.

28. Избегай любопрения и спора.

29. В церкви никогда не говори.

30. Спи мало, в меру, и будут наблюдать над тобою Ангелы.

31. Не ешь до сытости.

32. Мяса вовсе не ешь.

33. Не прерывай посты иначе, как по величайшей болезни.

34. Отвергни око лукавое – стяжи око простое.

35. Не страшись бесчестий, наносимых человеками.

36. Не оставь воли Божией, для исполнения воли человеков.

37. Не ропщи, и не позволь себе оскорбить кого-либо.

38. Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия.

39. Сын мой! не живи с гордыми – живи со смиренными.

40. Не говори с гневом; не возвышай голоса твоего.

41. Обезчещенный, не возненавидь обесчестившаго.

42. Не возносись гордостию, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно.

43. Нищета – не что иное, как воздержание и довольство своим положением.

44. Уста да говорят всегда правду.

45. Люби бесчестия больше, нежели почести.

46. Нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возноситься над ближним.

47. Язык твой да руководиться разумом твоим: слова, признесенные необдуманно, – волчицы и терние.

48. Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле.

49. Молитва, совершаемая с небрежением и леностию – празднословие.

50. Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их.

51. Друзей твоих предварительно подвергай испытанию, и не своди со всеми близкаго знакомства.

52. О добром деле, которое желаешь сделать, никогда не говори, – исполни его, не разгласив о нем предварительно.

53. Употребляй простейшую пищу.

54. Мужество – не что иное, как пребывание в истине, при твердом противоборстве невидимым врагам.

55. Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя.

56. Не наслаждайся наслаждениями мира: иначе умрешь несчастною смертию.

57. Ежедневно умирай, чтобы жить вечно: потомучто боящийся Бога жив будет вовеки.

58. Каждую ночь омывай ложе слезами, – смиряй себя перед Господом Иисусом Христом, чтоб Он простил тебе грехи твои.

59. Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвою и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту.

60. Никогда не суди ни о ком.

61. Остерегись разсердиться на кого-либо, – прощай всем.

62. Прочь – ложь! она отнимет у тебя страх Божий.

63. Не открывай помышлений твоих всем, чтоб не ввести брата твоего в соблазн.

64. Не будь непослушен.

65. Преждесодеянных грехов не укрепляй в душе твоим размышлением о них, чтоб они не возобновились в тебе.

66. Если будешь всегда говорить: прости меня, стяжешь смирение.

67. Похотений и желаний своих не исполняй.

68. Ни одной минуты не приноси в жертву лености.

69. При наступлении дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни, и сохранишь себя от грехов.

70. Грех, соделанный тобою не скрой от духовного отца своего.

71. Убегай стремления к собранию имущества, убегай непокорности.

72. От шуток и от препровождения времени в смехословии и забавах всячески остерегайся.

73. Где бы ты ни был – имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания.

74. Однажды подвергшись душевному смущению, авва Антоний говорил: “Господи, что мне делать со страстями своими, как мне спастись?” Всав с места он сел на другое, и вот – видит человека занятого трудом рук своих. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Это был Ангел Божий. И услышал Антоний глас, исшедший от Ангела: “Антоний, поступай так, и спасешься”. Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, он начал поступать также, и спасся.

75. Один охотник, увидев, что Антоний утешает и веселит братию, соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что необходимо дать братии послабление, сказал ему: “вложи стрелу в лук свой и натяни его”. Охотник сделал это. Старец сказал : “еще натяни”. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: “натяни еще более”. Охотник отвечал: “если сверхмеры натянуть лук, то он переломиться”. На это авва Антоний сказал:”так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление”.

76. Однажды блаженному Антонию был глас: “Антоний! Ты еще не пришел в меру совершенства кожевника, живущего в Александрии”. Услышав это, старец встал рано утром, и, взяв посох, спешно пошел в Александрию. Указанный муж крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: “поведай мне дела свои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню”. Кожевник отвечал: “не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде, нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце свое, прежде нежели лягу спать”. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: “по истине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал Царствие Божие”.

Житие Варсонофия Великого

Святитель являлся христианским монахом и великим подвижником, родился в землях Египта. Некоторые источники утверждают, что юные годы он проводил в большом городе, получил хорошее образование и прославился знанием нескольких языков. Почувствовав стремление к подвижничеству, удалился в обитель Серида, находящуюся в Палестине.

Более полувека Варсонофий жил один и в безмолвии, соблюдал строгий пост, творил чудеса и воскрешал мертвых. Наставления святителя отличаются высокой нравственностью и пропитаны бесконечной любовью к человечеству.

Путь к служению

О точной дате рождения и семье святителя практически нет достоверных данных. Историк Евагрий отмечает, что во второй половине VI столетия его уже почитали в качестве великого подвижника и Божьего угодника.

Латинская версия жития повествует, что он еще в юности отправился в качестве паломника на Святую землю, посетил несколько монастырей и принял постриг от аскета по имени Маркелл. Варсонофий жил вместе со своим духовным наставником, а после смерти учителя несколько лет являлся странствующим отшельником.

  • В своё время святитель поселился в обители аввы Серида, которая находилась на юге от Палестинского города Гиза. Многие другие монастыри желали видеть в своих стенах преподобного Варсонофия, но он выбрали тот, который никогда не искал его.
  • Первоначально святитель расположился в келье, находящейся на территории обители, но вскоре он удалился в затворничество. Сам аскет отмечал, что этот шаг можно сравнить с символическим заключением себя в воображаемом гробу ради славы Господней. В уединенной келье святитель провел более 50 лет, строжайшим образом следя за собственной деятельностью. Он практически никого не принимал, показывая тем самым, что для него все равны.
  • Однако один раз в неделю к отшельнику приходил сам авва Серид и приносил три куска хлеба и немного воды. Гость читал Варсонофию вопросы, которые интересовали прихожан монастыря и записывал ответы аскета. Некоторые иноки стали сомневаться в их истинности, так как отшельник был полностью недоступен для всех, кроме Серида. Поэтому многие решили, что именно основатель монастыря составляет эти нравоучительные и духовно полезные ответы. Тогда Варсонофий принял всех сомневающихся и умыл гостям ноги.
  • Великий отшельник никогда не оставлял трудов несмотря на постоянные боли и немощь. Он забывал о пище и воде, говоря, что Святой Дух есть все необходимое ему. Спустя много лет практики, Бог одарил святого отшельника способностью видеть истинный мир. Его назначили духовным руководителем многих близлежащих монастырей, учителем клира и мирян, несмотря на тот факт, что аскет был фактически заперт в своей уединенной келье. Великий отшельник прославился в округе своим непоколебимым смирением, способностью здравого рассуждения, прозорливостью, любовью ко всем существам и чудотворениями.

Интересно! В латинской версии жития говорится: преподобный Варсонофий единожды нарушил обет уединения и отправился в Константинополь, чтобы ходатайствовать об иноках своей области, которые проявили несогласие с богословским учением Оригена.

Император Юстиниан колебался в своем решении, то принимая сторону этого положения, то отвергая её, поэтому часто одна из двух противоборствующих сторон страдала от упреков правителя. Варсонофий, видя нерешительность императора в этом сложном богословском вопросе, советовал ему не бояться мирского и положится на волю Всевышнего.

Последние годы

Когда авва Серид покинул этот мир, великий отшельник полностью отгородился от света, совершенно отказавшись принимать у себя людей, даже нового игумена монастыря по имени Елиан. Он не принимал пищи, не отвечал на вопросы, и вскоре Варсонофий скончался, будучи глубоким старцем.

Еще о Великих святых:

Существует несколько предположений о дате его смерти.

  • Евагрий Схоластик пишет: люди продолжали верить в то, что старец все еще жив, несмотря на то, что он практически не выходил из кельи на протяжении 50 лет. Патриарх Евстохий усомнился в этом предположении и настоял на раскопке жилища старого затворника-аскета. Во время этих работ из кельи вырвался сильный огонь и чуть было не погубил всех присутствовавших на этом месте. Есть предположение, что старец Варсонофий скончался от истощения незадолго до раскопки.
  • Латинская версия его жития повествует: Великий подвижник умер вскоре после возвращения из Константинополя, где он решал сложный вопрос веры с императором Юстинианом (563 г.).

В IX столетии останки преподобного Варсонофия перевезли из города Газа в Орию (Южная Италия). Здесь их торжественно встретил епископ Феодосий. Чудотворные останки положили в старинной базилике, находящейся рядом с главными вратами церкви.

Константинопольская Церковь стала отмечать память великого подвижника в конце X столетия (6 февраля). Имя Варсонофия внесли в праздничный сборник под названием Синаксарь, который составили при императоре Константине VII. В середине XIX на горе Афон была составлена служба авторам «Вопросоответов». Однако рукопись сгорела во время пожара.

На заметку! Об ученике, сподвижнике и соавторе Варсонофия авве Иоанне известно меньше. Последний писал о духовном единении с первым: «Мы в Боге и составляем одно целое». Преподобного Иоанна в сочинении «Вопросоответы» называют «другим старцем».

Он 18 лет находился в монастыре аввы Серида, в той уединенной келье, где раньше жил Варсонофий. Иоанн принимал у себя только настоятеля Серида и преподобного Дорофея, который служил у него послушником 9 лет. Ученик Варсонофия, подражая своему наставнику, совершал духовное руководство при помощи письменных ответов, прямых и практичных. Иоанн также обладал великим даром прозорливости и пророчества, он скончался в 540 г.

Рукопись подвижников

Варсонофий самостоятельно ничего не писал, его ответы заносил в свой дневник авва Серид, прославившийся мудростью и любовью к окружению. После смерти Серида дело составления «Вопросоответов» перешло к новому настоятелю Елиану. Некоторое время предполагалось, что рукопись создал один безвестный монах. Современная патрология (наука об отцах церкви) повествует: составителем сборника является авва Дорофей, который был учеником преподобного Иоанна. Он собрал большую часть письменных и устных наставлений старцев.

  • Однако составитель нигде не указал своего настоящего имени, но ясно одно: он был современником Варсонофия и Иоанна. Исследователи утверждают, что автор находился среди братии монастыря Серида и имел возможность входить к Иоанну.
  • Ответы самой книги адресованы отшельникам, братьям-монахам, епископам и обыкновенным мирянам. В рукописи чаще всего цитируется Псалтирь, наставления Иова, Соломоновы притчи, пророк Исайя.
  • Когда Варсонофий толкует Библию, он показывает себя в качестве опытного и эрудированного мудреца. Он отмечает, что спасение придет, если его наставления будут глубоко изучены, ведь в них содержаться оба Завета, но в кратком изложении. Тогда уже не будет нужды в изучении других книг. Отсюда понятно: Варсонофий считал свои ответы истинными комментариями к Писанию, которые способен понять каждый человек.
  • Для современников Варсонофия и людей настоящего очевиден богооткровенный характер этого литературного труда. Авторы книги руководствовались божественным принципом: «Сам ищи Господа, а не пытай других, где Он находится». Их книга бесценна оттого, что в ней прямым образом отражена традиция религиозного наставничества, которая получена через личный духовный опыт.
  • Авторы книги подробно излагают основы подвижнического жития, хотя не считают аскетизм чем-то важным по сравнению со знанием Истины. Они превозносят труд, как лучшее лекарство от мирских соблазнов. Его необходимо выбрать самолично, без всякого сомнения, ибо ничто не дается нам сверх силы.

Духовное наследие

Единственным сочинением преподобного Варсонофия является книга «Вопросоответы», которую он создал вместе со своим учеником и другом святителем Иоанном. В этой душеполезной рукописи содержатся мудрые наставления на различную житейскую и духовную тематику.

Русский перевод избранных мест книги осуществлен в середине XIX столетия, а полная отечественная версия была опубликована через 20 лет.

ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ

Прп. Варсонофий Великий

Варсонофий Великий (Варсануфий; греч. Βαρσανούφιος; + сер. VI в.), монах, подвижник, аскетический писатель, преподобный

Преподобный Варсонофий происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя “Варсонофий”, несмотря на сирийские аллюзии (сир. сын Сенуфа?), является грецизированной формой коптского имени Урсенуф(и). Египетское происхождение преподобного подтверждается также тем, что он мог свободно говорить и писать “по-египетски”, т. е. по-коптски [1].

О семье, времени и точном месте рождения преподобного Варсонофия практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в середине VI века его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца [2]. Т. о., он род. не ранее второй половины V в. Слова преподобного “я не стал схоластиком… то есть праведником” [3] характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно латинской версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд монастырей, принял монашество от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом.

Монастырь аввы Серида

Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов других монастырей: “Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом” [4].

Поначалу св. Варсонофий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор, где он “заключился живым как во гробе ради имени Иисусова” [5] и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата [6]. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: “Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому” [7]. Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца [8] и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы [9]. Когда из-за полной недоступности преподобного многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, св. Варсонофий принял монахов и умыл им ноги [10].

Несмотря на немощи прп. Варсонофий никогда не оставлял своего рукоделия [11], забывал о вкушении пищи: “. ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его – Дух Святой” [12]. Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. Прп. Варсонофий получил от Бога великие духовные дарования смирения [13], рассуждения [14], прозорливости и пророчества [15], чудотворения, любви к Богу и ближним.

Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

Учеником, другом и сподвижником прп. Варсонофия был прп. Иоанн Пророк, писавший о прп. Варсонофии: “Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое” [16]. Оба старца стали “соавторами” сборника поучений т.н. “Вопросоответов”. Прп. Иоанн в Ответах именуется “другим старцем”.

Преподобный Варсонофий и монофизиты

В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды преподобный Варсонофий нарушил свое уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом [17]. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом, на которых император воздвиг гонение [18]. Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что преподобный ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем [19], то в их пользу (под влиянием Феодора Аскиды, митр. Кесарии Каппадокийской), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе, позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, прп. Варсонофий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: “И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21, 1)” [20].

Варсонофия Великого иногда путали с акефалом Варсануфием (см. Варсонофиты), и делались предположения, что прп. Варсонофий был монофизитом-акефалом. Впервые это было высказано неким “нечестивым Памфилом, восточного происхождения” [21]. На первый взгляд, данное предположение может найти некоторую поддержку, если принять во внимание совет преподобного, данный Павлу Отшельнику, следовать Никейскому Собору без упоминания о Халкидоне: “. держись царского пути, говорю, веры трехсот осмнадцати отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для тех, кто имеет совершенный образ мысли” [22].

Прп. Феодор Студит, защищая преподобных Варсонофия, Исаию и Дорофея от обвинений в монофизитстве, в согласии с Константинопольским патриархом Тарасием [23] и другими восточными отцами писал в своем Завещании: “В учении их я не нашел ничего нечестивого, напротив, большую душевную пользу” [24]. В качестве вещественного доказательства церковного признания св. Варсонофия Великого прп. Феодор указал на то, что его изображение находилось на облачении престола Св. Софии вместе с изображениями преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина и др. Что касается неупоминания Халкидонского Собора, оно могло быть связано с нежеланием преподобного принимать участие в богословских спорах; он писал (имея в виду оригенизм и полемику с ним): “Горе нашему роду! Что мы оставили и что исследуем! …Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое!” [25].

Кончина и почитание

После смерти аввы Серида преподобный Варсонофий ушел в полный затвор и не принимал никого, в т. ч. и нового игум. Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы. В то время он был уже ветхим старцем и вскоре скончался.

О дате кончины преподобного существуют разные предположения. Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что преподобный Варсонофий “живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более (ἀπὸ τούτων πεντήκοντα καὶ πρός γε χρόνων) никому не показывался и ничего не принимал земного”; когда усомнившийся в этом Иерусалимский патриарх Евстохий (на кафедре с 552/553 по 563/564) велел раскопать келью, “где затворился человек Божий”, оттуда вырвался огонь и “едва не попалил всех там бывших” [26]. Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина преподобного, последовавшая, согласно латинскому житию, вскоре после его возвращения из Константинополя, чаще всего датировалась 563 годом [27]. При этом исходили из времени патриаршества Евстохия и участия преподобного в посольстве к имп. Юстиниану I. Другая датировка смерти обусловлена тем, что указанные Евагрием 50 лет можно толковать как срок, прошедший до времени написания его «Церковной истории», – 594 г. (или 597-й. [28]). При вычитании из 594-го 50 лет выходит, что преподобный скончался около 544 г. [29]. М. Лекьен, учитывая год кончины прп. Иоанна Пророка, предлагает еще более раннюю датировку кончины прп. Варсонофия – 540 год. [30].

В IX веке мощи прп. Варсонофия были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Юж. Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, еп. Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 году они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица [31]. Именно в связи с последним обретением мощей и была составлена латинская версия жития.

В конце X века память прп. Варсонофия Великого отмечалась Константинопольской Церковью 6 февраля, хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в некоторые др. календари той же эпохи [32]; в частности, она указана в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. [33]. Другое древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных Варсонофия, Иоанна и Дорофея 6 февраля содержится в грузинской Минее, написанной в Иерусалиме около середины XI в. [34]; оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием Константинополя [35].

Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху [36]. В 1865 году в монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым [37], но она сгорела вместе с некоторыми другими рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, славянский перевод которой был сделан и опубликован монахом Троице-Сергиевой лавры Агафангелом (Легачем) [38].

Основными источниками для жития прп. Варсонофия Великого являются: “Церковная история” Евагрия Схоластика (IV 33); “Вопросоответы”, или “Ответы”, главное сочинение прп. Варсонофия и аввы Иоанна Пророка; лат. версия жития прп. Варсонофия, написанного неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца [39]. Последняя содержит наиболее подробный материал, но, вероятнее всего, составлена значительно позже, в конце XII – начале XIII века, в связи с обретением мощей прп. Варсонофия, перенесенных в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к другому одноименному подвижнику, который жил позднее [40].

Сочинения

  • PG. 86/1. Col. 892-901 [ответы об учении Оригена, Евагрия и Дидима];
  • PG. 88. Col. 1812-1820 [ответы прп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея];
  • Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας συγγραφεῖσα μὲν παρὰ τῶν ὁσίων καὶ θεοφόρον πατέρων ἡμῶν Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, ἐπιμελῶς δὲ διορθωθεῖσα, καὶ τῇ τῶν ῾Οσίων βιογραφίᾳ, καὶ πλατυτάτῳ πίνακι πλουτισθεῖσα παρὰ τοῦ ἐν μοναχοῖς ἐλαχίστου Νικοδήμου ῾Αγιορείτου. Venetiis, 18161;
  • Βόλος, 19602 [уточненное переизд. под ред. С. Схинаса]; Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου ραταποκρίσεις / Κείμενο, μετάφρ., σχόλια Σ. Ζαχαριάδου. Τ. Α´: (ἀρ. 1-229); Τ. Β´: (ἀρ. 230-522); Τ. Γ´: (ἀρ. 523-841). Θεσσαλονίκη, 1988, 1988, 1989. (Θιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καὶ ἀσκητικῶν, 10);
  • Barsanuphius and John. Questions and Answers/ Crit. ed. of the Greek Text with English transl. by D. J. Chitty // PO. P., 1966. T. 31. Fasc. 3. (N 150). P. 449-616 (5-172) [гл. 1-124];
  • Переизд.:
    • Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, Κείμενα διακριτικὰ καὶ ἡσυχαστικὰ (ἐρωταποκρίσεις) / ᾿Εκδ. ῾Ετοιμασία ῾Ιερᾶς Μονῆς ῾Αγίου ᾿Ιωάννου Προδρόμου Καρέα. ᾿Αθῆναι, 1997. Τ. Α´-Β´;
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / Introd., texte crit., notes par F. Neyt, P. de Angelis-Noah, trad. par L. Regnault. P., 1997. I: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1-71. (SC; 426); P., 1998. T. 2: Lettres 72-223. (SC; 427). P., 2000. II: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224-398. (SC; 450); P., 2001. T. 2: Lettres 399-616. (SC; 451). P., 2002. III: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617-848. (SC; 468);
    • Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï. Louvain, 1917. P. 116-117. (CSCO; 165. Subs. 9) [о груз. версиях];
  • переводы:
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance: recueil complet / Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. Solesmes, 1972. Sablé-sur-Sarthe, 1993;
    • Regnault в изд. SC (см. выше); Diezt M. Von Reichtum des Schweigens: Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jh.), ausgew. und zum ersten Male ins Deutsche übers. Zürich etc., 1963;
    • Seraphim Rose, Fr. Saints Barsanuphius and John: Guidance toward Spiritual Life: Answers to the Questions of Disciples / St. Herman of Alaska Brotherhood. Platina (Calif.), 1990;
    • Lovato T. M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. R., 1991. (Collana di Testi Patristici; 93);
    • Ава Варсануфиjе и Jован Пророк. Духовно руковођење. Манастир Хиландар, 1996;
    • Ζαχαριάδον (см. выше);
  • русские переводы:
    • Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249–252 [пересказ];
    • Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского; Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1852 [пер. на церковнослав. яз., записан рус. буквами]. Вопросоответы: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца. М., 1855 [алф. указ. наставлений], 1883, 1892. СПб., 1905. М., 1993, 1995, 2001 [репринты и переизд. 4-го изд.];
  • отрывки:
    • 1) в пер. иером. Пахомия (1815), опубл.: Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 257–270; Душеспасительные наставления // Там же. 1834. Ч. 1. С. 158–175; Ч. 3. С. 244; Там же. 1835. Ч. 2. С. 262–276; Там же. 1836. Ч. 4. С. 41–54;
    • 2) в пер. свт. Феофана, еп. Вышенского: Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 559–598;
    • 3) Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439 [по изд.: М., 1883];
    • 4) Избр. места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна / Собр. Вел. кнг. Милицей Николаевной. СПб., 1908;
    • 5) Уроки духовной мудрости преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Серг. П., 1912. (Троицкий цветок; 82).

Литература

  • ActaSS. Aрr. T. 2. P. 22-26;
  • Fevr. T. 3. P. 387-390;
  • Evagr. Hist. eccl. IV 23;
  • Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 22 // PG. 145. Col. 1100-1332;
  • Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 126-130; Варсонофий Великий // ПБЭ. Т. 3. С. 107;
  • Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт ист. и нравственно-психол. исслед.: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1894. Ркп.;
  • Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe // EO. 1904. T. 7. P. 268-276;
  • idem. Saint Barsanuphe // Ibid. T. 8. P. 14-25;
  • idem. Jean le Prophéte et Séridos // Ibid. P. 154-160;
  • Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1914. Ркп.;
  • Варнава (Беляев), иером. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1915. Ркп. (рец.: Феодор (Поздеевский), еп. // БВ. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 166-168;
  • Флоренский П., свящ. // Там же. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 168-189);
  • Hausherr Ir. Barsanuphe, St. // DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 1255-1262;
  • Βεσελίνοβιτς ᾿Αμβ. Βαρσανούφιος ὁ Μέγας, ᾿Ιωάννης ὁ προφήτης καὶ Δωρόφεος ὁ ἀββᾶς: ᾿Εναίσιμος ἐπὶ διδακτορία διατριβή. ᾿Αθῆναι, 1939;
  • Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée // Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315-322;
  • Neyt. F. Les Lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza: Diss. Louvain, 1969;
  • idem. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza // Le Muséon. 1971. N 89. P. 65-92;
  • idem. Jean de Gaza // DSAMDH. 1974. T. 8. P. 536-538;
  • idem. Un type d’autorité charismatique // Byz. 1974. T. 44/2. P. 343-361;
  • idem. Présisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza // StPatr. 1975. Vol. 12. P. 247-253;
  • Иннокентий (Самылкин), иерод. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1974. Ркп.;
  • Stead J. Brother Andrew’s Problems: A Sick Soul of the 6th Cent. // Monastic Studies. 1975. Vol. 11. P. 173-180;
  • Cupane C. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: Una proposta di ricostruzione // JÖB. 1979. Bd. 28. P. 195-207;
  • Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes // Philoxenia. B. Kötting gewidmet. Münster, 1980. S. 281-308;
  • Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre êta // Byz. 1983. T. 53/2. P. 494-506;
  • Perrone L. Le lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza // Mémorial Dom J. Gribomont. R., 1988. P. 463-486;
  • Киприан (Цибульский), иером. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1990. Ркп.;
  • Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza // Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351;
  • Агафангел (Легач), мон. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1998. Ркп.;
  • Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1. С. 172-174.

Использованные материалы

  • Иером. Дионисий (Шлёнов). “Варсонофий Великий” // Православная энциклопедия, т. 6, с. 684-696
    • http://www.pravenc.ru/text/376982.html

[1] αἰγυπτιστί – Отв. 55. С. 39 / Ep. 55. 8-10; рус. пер. по: Прп. отцев Варсануфия и Иоанна Руководство. / Пер. МДА. М., 1855 и др.; Ep.: Epistula // Neyt. 1997. (SC; 426)

Православная Жизнь

Чем так велик прп. Варсонофий и что нам о нём известно?

Однажды епископ Феофан Быстров спросил свт. Вениамина Федченкова, знает ли тот Варсонофия Великого? «Нет», – отвечал Вениамин. И Феофан грустно сказал: «А ведь он великий…»

Чем же велик Варсонофий и что нам о нём известно? Год рождения святого не установлен в точности. Родился в Египте. Получил хорошее образование.

Впоследствии удалился в монастырь аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской. Более 50 лет святой жил уединенно в качестве отшельника в стенах монастыря и в пустыне. Варсонофий обладал даром чудотворения, в том числе воскрешения умерших. Сохранились духовные поучения Варсонофия Великого и его переписка со святым Иоанном Пророком, записанные аввой Дорофеем, который был его учеником.

Часто Варсонофий Великий упоминается вместе со своим учеником Иоанном Пророком. Иоанн чтил Варсонофия, любил его и говорил: «Старец в Боге, и я с ним, и вместе мы – одно». Умер подвижник в 563 году.
Прп. Варсонофий – человек, достигший высших мер благодати, того, о чём в «Добротолюбии» сказано, что самое высокое на земле – состояние апостолов и тех, кто им равен в благодати. Выше и больше этого человеческое тело на земле уже не вмещает. Варсонофий о себе говорил, что мог бы до Второго пришествия обходиться без еды, воды и одежды и не нуждаться в этом, так как его укреплял Дух Святой.

Когда человек живёт по Богу, в его жизни постепенно начинают происходить божественные события и чудеса, и всё это становится частью его бытия.

Старец Ефрем Филофейский: «Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаём, тёплое оно или холодное, проводим рукой по одежде – и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели – и выясняем, что мебель твёрдая. Прикасаясь к вещи, мы определяем её свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, Премудрость и Благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещёнными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист – и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих».

Рассмотрим в связи с личностью Варсонофия Великого несколько вопросов.

Образование святого

Варсонофий был хорошо образован. Образован был и его ученик, авва Дорофей, и Варсонофий не видел в этом никакого препятствия к спасению, но направлял ученика, пользуясь и его образованностью в том числе.

Вообще святые отцы считали, что разум нужно не отбросить, а обожить. Они были открыты к знанию. Иоанн Дамаскин, Блаженный Августин, Василий Великий много пишут в своих книгах о достижениях современной им науки. Сейчас эти фрагменты кажутся нелепыми, но это не вина отцов – они доверяли современному им знанию.

Например, свт. Феофилакт Болгарский рассказывает о происхождении жемчуга в море так: моллюск раскрывает раковину, и туда бьёт молния, молния рождает раковину. Это древнее научное предположение он связывает с Рождением Христа от Девы по наитию Духа.

Подобные примеры есть и у Дамаскина. Однако это естественно, так как научная картина мира менялась много раз. Поэтому здесь нам важно само доверие отцов науке.

Григорий Богослов цитировал языческих авторов не реже Писания.

Василий Великий перенимал знания у язычников, конечно, пользуясь методикой святого апологета философа.

О. Сергий Булгаков пишет: «Христианство из греко-римской культуры избирает и воспринимает своё, то, что принадлежит ему как христианство до Христа».

Например, Сократ говорил, что Бог видим в Своих деяниях, что истинное познание исходит от Него и должно вести к Нему. Он с удивительной для язычника чуткостью заметил, что добродетели и пороки каждого человека сказываются на судьбе всех грядущих поколений, на всём космическом порядке вещей. Нетрудно заметить, что святым подвижникам была открыта вселенская связь всего со всем и влияние личного греха на осквернение мира. Сократ, не имея прозорливого вникновения христианских подвижников, за много столетий до них говорит то же самое. Это возможно, так как Бог даёт подлинный авторам вникновение в мир и его суть.

Христиане, подобно этому, брали из язычества. Всё это присутствовало и в христианстве, но ещё не было выражено такими красивыми словами.

Христиане заимствовали также некоторые методы и аспекты знаний из античной науки. Логические законы, искусство спора. Перенимали и конкретные знания.

Поэтому Василий Великий благословлял христиан изучать античных авторов и сам их штудировал.

Ведь свет античности – свет христианского Бога. Так это понимали такие отцы, как Григорий Богослов. Античность об этом не знает, но мы знаем. А нам дорого всё Господне.

Многие отцы имели лучшее для своей эпохи образование. Таковы и наши современники: Николай Сербский, Иустин Сербский.

И всем им приходилось выслушивать обиды со стороны неучей, которые всех хотели видеть столь же невежественными.

Архимандрит Киприан Керн пишет об этом: «Отцы классической эпохи православного богословия – святитель Афанасий, каппадокийцы, святой Максим Исповедник, патриарх Фотий, святой Иоанн Дамаскин и многие другие – были для своего времени представителями самой широкой интеллектуальной культуры. Они стояли на уровне утонченной элиты той эпохи. Они в совершенстве знали философию, риторику, математику, музыку. Отдавая бесспорное первенство духовной подготовке и благочестию, они нисколько не опасались того, что светская образованность как-то сможет помешать их благочестию и духовности. И на самом деле, ни их смирение, ни их вера, ни их молитвенный подвиг не страдали от того, что они знали Платона, Аристотеля, Гомера, Вергилия и подобных. Кто хотя бы немного углубился в изучение патристики и читал святых отцов хотя бы в издании Миня, тот не может не удивиться образованности и высокому уровню тех, кого хотят представить простачками и обскурантами. Обскурантами и простачками их хотели именно представить враги христианства Лукиан, Цельс, Юлиан, но на самом деле святые отцы поражали даже язычников своей ‟внешней”, то есть интеллектуальной подготовкой».

Киприан Керн из этого факта делает важный вывод о необходимости для христианина интеллектуальной подготовки, хотя бы в миссионерских целях. Всегда хорошо знать историю, литературу, науку лучше своего собеседника, чтобы помочь ему увидеть во всём следы Божии.

Одна студентка, учившаяся на духовном факультете, рассказывала, что до прохождения учёбы не могла спорить со своим учёным мужем на тему Церкви. А после того как выучилась, легко побеждает мужа, когда тот выдвигает против Церкви некие нелепые обвинения.

И ещё одно. Есть древний апостольский принцип: вначале – душевное, потом – духовное. Знания и культура и обеспечивают душевное у человека, так как эта душевность на самом деле коренится в Духе.

Один священник рассказывал о своем посещении оптинского старца игумена Феодора Трутнева такую историю:

«Душа горела любовью к монашеству, желанием непрестанной молитвы, подвига и поста. И вот я подошёл к игумену Феодору (Трутневу):
– Батюшка, благословите ‟Добротолюбие” читать.
Он посмотрел на меня со своей неизменной мягкой улыбкой и сказал:
– Не надо, ты сейчас лучше сказки читай…
Вот такой неожиданный был ответ, но как я сейчас понимаю, глубокий и мудрый. Ведь что главное в сказках? Да то же, что и в ‟Добротолюбии”».

К одному старцу на Афон приехал юноша и спросил, книги каких святых отцов ему старец посоветует читать. А старец ему: «Читайте Диккенса». И в ответ на удивление юноши он объяснил, что, прежде чем стать святым, надо стать хорошим человеком.

Святой Варсонофий Оптинский: «Русская литература, в ее лучших представителях, в лице ее политических гигантов, там, где она кипит высшими творческими замыслами, есть литература пророческая по преимуществу. В ней все стремится к Небесам чистейшим пламенем увлечения и восторга. Это литература, вся сила которой в ее патетическом искании высшей правды, высшей справедливости, Живого Бога, живого человека. В ней все мотивы человеческой жизни сведены, как это и должно быть в литературе великой, к своим нравственным религиозным корням».

Блаженный Иероним: «Читать древних, одобрять некоторых, усваивать, что хорошо в них, и не отступать от веры Церкви».

Святой Иоанн Дамаскин: «Если мы сможем получить что-либо полезное для себя из внешних писаний, то и это не запрещено… наилучшие мысли возьмём себе».

Обратимся и к Библии: «Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египтян» (Исх. 3:22).

Святой Григорий Нисский и Блаженный Августин толкуют это место сходным образом. «Заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, и словесные произведения, и всё, что уважается пребывающими вне церкви, наставник добродетели повелевает взять в виде займа у богатых подобным сему в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени, когда нужно будет божественный храм таинства украсить словесным богатством» (Григорий Нисский).

Разноликая святость

Однажды святой Варсонофий Великий сказал: ему было открыто во время молитвы, что Бог в его время хранит мир от бед и гибели по молитвам троих человек. Один из них – сам Варсонофий. Имена и место проживания двух других он также сообщает.

Интересно, что ни в хрониках, ни в легендах не упоминается о тех двоих равновеликих Варсонофию людях. Известно только, что оба они из больших городов и не монахи. И это не единственный пример того, что святые живут рядом с нами, но большинство из них неизвестно миру.

Например, когда Антонию Великому пришел помысел, что он самый совершенный, то Бог отправил его в Александрию, сказав, что Антоний не достиг ещё меры одного женатого сапожника. Антоний посетил сапожника. У того была всего одна добродетель – он любил жену. И Антоний увидел, что он, монах, не достиг ещё такого единения с Христом, как этот сапожник со своей женой.

Эти и подобные им истории говорят о том, что святость разнолика. Большинство святых – это миряне, лаики. Но мы не узнаем ни их имён, ни кем они были. Они не прославлены на земле и не канонизированы Церковью. Святость монаха, чудотворца или прозорливца легко отследить. Святость общественного деятеля или церковного писателя ясна. Но святость какой-нибудь девушки, которую всю жизнь муж бил, а она терпела, незаметна никому, кроме Бога. Но это не означает, что её святость меньше. Как мы видим, многие из них незаметными терпением и любовью превзошли даже воскрешающих мёртвых.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Варсонофий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие святые оставили после себя не только память о деяниях и чудесах, но и прочие труды, которые и в наше время не теряют своей популярности. Так к таким относят руководство к духовной жизни Варсонофия Великого. В нем он подробно постарался растолковать о том, что стоит совершать и чего не нужно при желании соблюдения богоугодного жития.

Житие святого

Родился он в Египте. Он был самым ревностным подвижником. Есть упоминания о том, что неподалеку от монастыря Аввы Серида он построил себе небольшую келию. Там он провел достаточно длительное время в служении Господу и ревностной молитве. Так и началось житие, посвященное Богу.

За такую свое преданность ему был дарован дар прозорливости. Немного позже перешел в еще более тесное помещение, где провел 50 лет в работе над трудами и подвигами. Постоянные молитвы позволили ему достичь высокой степени духовного совершенства. О его подвигах есть упоминания в некоторых рукописях.

Относительно даты смерти, но она также не однозначна. Большинство склоняется к тому, что он закончил свой жизненный путь в 563 году. День памяти его считается 19 февраля.

В чем помогает святой

Способности его не раз проявлялись в тех случаях, когда к нему обращались за помощью. В большинстве случаев они связаны с прошениями:

  • об исцелении;
  • о даровании принятия правильного решения;
  • о наставлении на путь истинный;
  • прощении всех прегрешений.

Самой распространенной считается чтение молитвы Варсонофия Великого о забытых грехах. Ведь многие согласятся с тем, что мы не всегда запоминаем то, какие мелкие прегрешения были нами совершены. В таком случае поможет ее чтение.

«Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.»

Произносить ее можно перед иконой или без. Важно в данный момент сосредоточится на словах, которые исходят и постараться очистить Ваши помыслы. Сильная вера и открытая душа способны сотворить множество чудес.

Труды Варсонофия

Упоминания о Варсонофии Великом и Иоанне пророке есть в виде ответов. В них говорится о том, что святые давали наставления по поводу благочестивой жизни верующих. Их расценивают также как и руководство к духовной жизни направлено не только на современников, но и на все последующие поколения. Соблюдая их можно заметить свой рост и развитие в духовной сфере.

Основные аспекты, которые он советуют соблюдать, считаются:

  • хранение сердца;
  • рассуждения и огненная любовь;
  • пост;
  • непрестанная молитва;
  • безмолвие.

Придерживаясь всего этого можно достичь максимума. За такие его деяния он был одарен возможностью врачевания, предвидения и прозорливости.

Храни Вас Господи!

Смотрите еще видео рассказ о святом Варсонофие:

Варсонофий Великий – история святого имени

Труды преподобных Варсонофия и Иоанна

• Из жизни святого Нифонта Цареградского

• Ответы на вопросы учеников

Краткие жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Святой Варсонофий происходил из Египта. Это был великий подвижник. Необыкновенность его подвига состояла в том, что он удалился в пустыню вместе с одним из своих духовных друзей и затворился в келлии. 18 лет прожили они вместе в келлии, а после смерти своего друга Варсонофий предался совершенному безмолвию, нарушая его только для блага церкви. Скончался он в 563 г.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.

Полные жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Преподобный Варсонофий родился в Египте (год его рождения неизвестен). С юных лет он стал вести жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы Серида, он устроил себе малую келлию вблизи монастыря (келлии на Востоке часто вырубались в виде пещер). Позднее в этой келлии прожил 18 лет – до своей кончины – ученик преподобного Варсонофия, преподобный Иоанн, подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости он получил название Пророка. Преподобный Варсонофий через некоторое время перешел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря. Для полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого, питаясь только хлебом и водой, преподобный провел 50 лет в трудах и подвигах.

Когда услышал о подвижнике патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он решил убедиться в нем лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем. В своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой степени духовного совершенства. О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках XV–XVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В XVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского († 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи “Ответов” преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти 563, другие говорят более осторожно – до 600 года.

Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5 июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение “от силы в силу” преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же монастыря – старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней. (Кроме Варсонофия Великого, православного подвижника, почти в одно время с ним жил другой Варсонофий – еретик, монофизит. О нем говорил в своем “Исповедании веры”, посланном на VI Вселенский Собор, Софроний, патриарх Иерусалимский.)

Когда пришел в обитель аввы Серида и откуда был родом преподобный Иоанн Пророк, ученик святого Варсонофия, осталось неизвестным. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во всем своему учителю. Но, по своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами он посылал к авве Варсонофию. Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, так же и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря – Елиан – умолял преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга. Об этих двух подвижниках мы знаем из книги “Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников”. Эта книга была известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют сочинения преподобного Феодора Студита (память 11 ноября и 26 января), священноинока Никона Черногорца († 1060), преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта) и других православных подвижников и писателей (Евагрий).

Варсонофий Великий

не ранее 2-й пол. V века
Египет

мощи в городе Ория, Италия

в Православной церкви — 6 (19) февраля, в Католической церкви — 11 апреля

Варсонофий Великий (или Варсонофий, авва Палестинский; умер около 563 года) — христианский святой, монах, подвижник.

Варсонофий родился в Египте. По некоторым данным, детство и юность провел в крупном городе, был хорошо образован, знал несколько языков.

Впоследствии удалился в монастырь Аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской. Более 50 лет святой жил уединенно в качестве отшельника в стенах монастыря и в пустыне. Варсонофий обладал даром чудотворения, в том числе воскрешения умерших. [1] Сохранились духовные поучения Варсонофия Великого и его переписка со святым Иоанном Пророком, записанные Аввой Дорофеем.

Часто Варсонофий Великий упоминается в одном контексте со своим учеником и доверенным лицом Иоанном Пророком.

Память святого почитают в Православной (память — 19 февраля (6 февраля по юлианскому календарю)) и Католической (память 11 апреля) церквях.

Его мощи в 850 году были привезены в Италию где и хранятся по настоящее время в городе Ория, чьим покровителем он считается в Католической церкви.

Молитва Варсонофия Великого о прощении забытых грехов

Широко известна и регулярно употребляется в православной традиции молитва преподобного Варсонофия Великого о прощении забытых грехов [2] :

Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.

Примечания

  1. Православный календарь. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  2. Молитва о прощении забытых грехов

Литература

  • Дионисий (Шлёнов)Варсонофий Великий // Православная энциклопедия. — М ., 2003. — Т. 6. — С. 684—696. — ISBN 5-89572-010-2.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Осипов, Сейран
  • Греческий профиль

Смотреть что такое “Варсонофий Великий” в других словарях:

ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ — Прп. Варсонофий Великий. Икона XX в. Прп. Варсонофий Великий. Икона XX в. [Варсануфий; греч. Βαρσανούφιος] († сер. VI в.), прп. (пам. 6 февр., пам. зап. 11 апр.), подвижник, аскетический писатель. Происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя… … Православная энциклопедия

Варсонофий — (арам. «сын, воспитанник военного подразделения») мужское имя. Известные носители: Варсонофий Великий (ум. ок. 563) христианский святой, монах, подвижник. Варсонофий (Вихвелин, Василий Васильевич) (1863 1934) епископ Никольский … Википедия

Великий (прозвище) — Основная статья: Великий Великий (лат. Magnus (Магнус), греч. Μέγας, болг. Велики, исп. Magno, фр. le Grand польск. Wielki) распространенное прозвище выдающихся лиц в истории, как правило, монархов … Википедия

Варсонофий (Ходыкин) — Епископ Варсонофий (Ходыкин) епископ Русской православной церкви, епископ Смоленский. Биография Хиротонисан в епископа Смоленского в 1509 году. 29 июля 1514 года великий князь Василий Иоаннович лично осадил Смоленск; артиллерия… … Википедия

Варсонофий — епископ смоленский с 1509 года. Великий князь Василий Иванович 29 июля 1514 года лично осадил Смоленск; наша артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Ходатаем за город и жителей перед Василием Ивановичем явился… … Большая биографическая энциклопедия

Варсонофий епископ смоленский — епископ смоленский с 1509 года. Великий князь Василий Иванович 29 июля 1514 года лично осадил Смоленск; наша артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Ходатаем за город и жителей перед Василием Ивановичем явился… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Варсонофий, епископ Смоленский — епископ Смоленский с 1509 года. Великий князь Василий Иванович 29 июля 1514 года лично осадил Смоленск; наша артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Ходатаем за город и жителей перед Василием Ивановичем явился… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Авва Варсонофий — Статуя Варсанофия Великого в городе Ория Варсонофий Великий (или Варсонофий, авва Палестинский) (умер около 563 года) христианский святой, монах, подвижник. Варсонофий родился в Египте. По некоторым данным, детство и юность провел в крупном… … Википедия

ЗАТВОРНИЧЕСТВО — [затвор; греч. ἐγκλεισμός, от ἐγκλείω закрывать, запирать, затворять], особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве (στενοχωρία, лат. clausa, recluserium). В явлении З.… … Православная энциклопедия

Варсоноф — а, муж. Разг. к (см. Варсонофий).Отч.: Варсонофович, Варсонофовна. Словарь личных имён. Варсоноф Великий сын Божий (арам.). 26 (13) января – праведный Варсонофий. 19 (6) февраля – преподобный Варсонофий Великий. 13 марта високосного года (29… … Словарь личных имен

Ссылка на основную публикацию