Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы: Икона, мощи, Молитва

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

11 июля (28 июня ст. ст.) Церковь чтит память Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Преподобным Сергию и Герману молятся о даровании здравия.

Содержание:

Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских

Преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, просвещали языческие карельские племена, утверждали православие в северной части Руси, основали Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, который стал оплотом православия в ранние века христианского просвещения. До наших дней не сохранилось Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, который хранился в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман. Напоминание об утраченном Житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI–XVII веков. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века. В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила свв. отец седьми Соборов, находится записка со следующими словами: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел инок Герман в 1393 году. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных Сергия и Германа и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских Церковь совершает 11 июля. 24 сентября также празднуется последнее перенесение их мощей из Новгорода обратно в Валаамскую обитель, когда опасность нападения шведов миновала и мощи были положены глубоко под спуд. По другой версии, восходящей к рукописи XVI века, опубликованной Н. А. Охотиной-Линд, празднование 24 сентября установлено в середине XVI века в память перенесения мощей Сергия Валаамского из Новгорода, где тот скончался, и погребения их рядом с мощами Германа.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Иконы

В истории развития иконографии преподобных Сергия и Германа Валаамских необходимо отметить, что их образы тесно связаны. Святые изображаются в рост, в молении Спасу или образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними часто изображается панорама Валаамского монастыря.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Кон. XVI века. Частная коллекция Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Современная икона Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Современная икона Преподобный Сергий Валаамский. Современная икона

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует Житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания.

В 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II Смека, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили на своих хребтах венценосного шведа. В несчастии короля старцы увидели особый Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви. Познав тщету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густою сенью развесистых кленов видна его могила.

Русские самодержцы предоставляли монастырю различные льготы. 12 марта 1507 года великий князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, этой грамотой освобождались от разных пошлин и повинностей. В монастырских владениях и на острове Валаамском запрещалось бить зверей, рубить лес. При игумене Варлааме, в 1534 году, эту грамоту подтвердил царь и великий князь Иоанн IV Васильевич. В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения.

Валаамский монастырь в конце XVIII века

В XVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии. 20 февраля 1578 года преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной вере. В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание — эпидемия чумы, жертвою которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие — в Антониевом Дымском монастыре, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители.

После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его лаврой.

При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года. Ожидая нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 году им был дан в управление Ладожский Васильевский монастырь. По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.

В 1685 году была построена деревянная часовня над могилами преподобных Сергия и Германа Валаамских. Но, воздвигнутая наскоро, часовня вскоре стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Один из прибрежных жителей, финн-лютеранин, дерзнул низвергнуть ветхий крест, но был вразумлен жестокой болезнью, раскаялся, был исцелен на Валааме и стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.

В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). В марте месяце 1717 года на Валаам из Кириллова монастыря была прислана церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Началось возрождение обители. Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова.

В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. 3 апреля 1754 году монастырь постигло новое испытание: после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса.

Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами — Предтеченская, с севера — Космодамианская, с юга — Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. В окружности он имел немногим более пятисот метров. В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде.

Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах священноиноки затруднялись служить, особенно раннюю литургию. В 1759 году по прошению игумена Ефрема преосвященным Парфением, викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, было благословлено в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя святителя Николы. 5 марта 1786 года, по повелению государыни императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством. В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николы; в 1794 году — Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, — храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Наступил 1918 год, один из самых скорбных для монастыря. На острове начался голод, шесть иноков скончались от эпидемии гриппа. К 1925 году в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, по обычаю приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и потрудиться в пользу обители. В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии. 13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. 19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов. Школа просуществовала до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Спасо-Преображенском соборе из-за протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

18 сентября 1989 года, по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор и скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Первые шесть насельников — иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов. Возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального. Обитель была возрождена.

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ

Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ)

Авксентий Вифинский (ок. 420 – ок. 470), иеромонах, отшельник, гимнограф, преподобный.

Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени.

Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия, недалеко от Халкидона. Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой.

Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных.

Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келлию на горе.

С его именем связано возникновение женского монастыря Трихинареи (τῆς Τριχιναρέας, от τριχινός – власяница), ставшего предметом его особой заботы.

Духовным взором он видел на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника (459).

Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. На месте его подвигов был основан монастырь его имени, а сама Гора святого Авксентия стала один из крупных монашеских центров Вифинии.

Мощи преподобного находились в Константинополе, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. : «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан – пресвитер и казначей Великой церкви» [2] и Антоний Новгородский, видевший мощи Авксентия в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» [3].

Житие прп. Авксентия составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником Авксентия. Позднее житие было переработано Михаилом Пселлом, который приписывает Авксентию собственные биографические черты [4].

Пространное житие святого было переведено на слав. язык к кон. XI в. В XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского переведено краткое житие. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь перевели на слав. язык в составе Стишного Пролога (видимо, перевод выполнили сербы на Афоне). В XVI в. пространное житие вошло в состав ВМЧ под 14 февр. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 478-481).

Труды

Для паломников, приходящих за наставлением, преподобный Авксентий слагал «тропари из двух или трех фраз (τροπάρια ἀπὸ δύο ῥητῶν ἢ τριῶν), весьма приятные и назидательные, с очень простой и безыскусной мелодией» [5]. На совершаемых преподобным παννυχίς (букв. – панихидах) от 3-го до 6-го часа молящиеся несколько раз повторяли 1, 2, 3-й и т. д. тропари, затем Авксентий пел песнь 3 вавилонских отроков, а народ отвечал припевом: «Пойте и превозносите Его во веки»; после говорилось поучение.

Тропари преподобного:

  • «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава святому Духу, глаголавшему пророки»;
  • «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»;
  • «Содетелю всех рекл еси и быхом, повелел еси и создахомся, повеление положил еси и не мимоидет: Спасе, благодарим Тя»;
  • «Господи сил, пострада и воскресе, явися и вознесеся, приидеши судити мир, ущедри и спаси нас»;
  • «Душею сокрушенною припадаем Ти и молим Ти ся, Спасе мира, Ты бо еси Бог кающихся»;
  • «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас»;
  • «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; Слава Тебе, Господи, Боже святых» (пер. В. В. Василика).

Основой тропарей являются цитаты из библейских книг (прежде всего из Псалтири), они содержат реминисценции на символы веры (Никейский, Сирмийский, Никео-Цареградский) и ранние литургические гимны; по форме они ориентированы на семитскую поэзию: тропари состоят из 2 частей – эпиклисиса (призывания) и параклисиса (прошения), обладают определенной метрической урегулированностью, насыщены риторическими приемами (антитезы, гомеотелевты, репризы, параллелизмы и др.). Гимны прп. Авксентия – характерный образец христианской поэзии V в., находящейся на стыке эллинистической и семитской традиций. Тропари прп. Авксентия имеют гимнографические аналогии в папирусе Oxyrynchus 1927 (V-VI вв.) и в метризованных гомилиях прп. Ефрема Сирина.

Гимнография

В византийских месяцесловах память Авксентия Вифинского регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой церкви (X в.) и в константинопольском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему [6], совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа: «Τύπος γέγονας τῆς ἐγκρατείας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в.) [7] содержат память Авксентия и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон [8] предписывает петь службу с общим тропарем преподобному [9]. В древних списках Иерусалимского устава [10] Авксентию указана служба с Аллилуия. По современным русскому и греческому Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).

Канон преподобному Авксентию (четвертого гласа) написан прп. Феофаном Начертанным, без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. [11] известен др. канон (восьмого гласа) Германа («̀λδβλθυοτεΟτι ἐν ὄρει ἐπῆρας τὰς ὁσίας χεῖράς σου»), со 2-й песнью, без акростиха [12].

Служба, выписанная в печатной русской Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.

Иконография

Св. Авксентий изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) – с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) – в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. № 66).

Литература

  • Жития святых. Февраль. С. 277-282;
  • Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167;
  • Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366;
  • Pétridès S. Notes d’hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence // BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423;
  • Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178;
  • Každan A. Auxentios // ODB. 1991. Vol. 1. P. 236;
  • Μιτσάκης Κ. Βυζαντινή ὑμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1971. Σ. 45, 78-84, 168, 331;
  • PG. 114. Col. 1377-1436;
  • ActaSS. Febr. Т. 2. Col. 769-782;
  • BHG, N 199-203С;
  • Joannou P.-P. Démonologie popoulaire-démonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43;
  • Παπαηλιοπούλου-Θωτοπούλου Ε. Ταμεῖον ἀνεκδότων βυζαντινῶν ἀσματικῶν κανόνων. ̓Αθῆναι, 1996. Σ. 166, № 494.
  • Kaster K. S. // LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399;
  • Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn // SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15;
  • Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. № 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13;
  • Миjовић. Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. № 123;
  • Ерминия ДФ. С. 173.

Использованные материалы

  • В. В. Василик, А. Ю. Никифорова “Авксентий Вифинский”
    • http://www.pravenc.ru/text/62824.html
  • Житие на сайте “Православный календарь”
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life444.htm
  • А. М. Крюков. “Авксентия святого гора”, Православная энциклопедия, т. 1, с. 147
    • http://www.pravenc.ru/text/62832.html

[1] Православная энциклопедия также указывает дни памяти 28 января, 12, 15 февраля, 15 апреля.

[2] Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. / Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464

[3] Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94

[4] Každan A. // Byz. 1983. Vol. 53. P. 546-556

[5] PG. 114. Col. 1416A

[6] Mateos. Typicon. T. 1. P. 232

[7] ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. № 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 99-110об.

[8] Arranz. Typicon. P. 122

[9] Минея Общая. Л. 69об.

[10] напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40

Преподобный Авксентий, отшельник Вифинский

Аудио

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Авксентий по происхождению был персом, но родился в Сирии, куда его отец бежал от преследований Шапура II. При Феодосии Младшем, который правил с 408 по 450 год, Авксентий обосновался в Константинополе и получил место в императорской гвардии. Правитель ценил его, окружающие уважали за благочестие и нравственную чистоту. Он дружил с людьми, которые прославились добродетелями и духовными подвигами: со святым Маркианом, впоследствии экономом Великой церкви (память 10 января), с Анфимием и Ситтой. С ними он проводил дни в посте и молитве, а ночи – в святом бдении и слезах. Когда это было возможно, они ходили в церковь святой Ирины, построенной заботами Маркиана, чтобы участвовать во всенощных бдениях. Часто они бывали и в квартале Эвдомон, чтобы слушать поучения знаменитого столпника Иоанна.

Святость жизни Авксентия и чудеса, им совершенные, сделали его знаменитым. Дабы избежать пустой славы, он оставил мирскую суету и даже друзей; покинул императорскую армию, чтобы встать в ряды воинства ангельского. Удалившись на гору Оксия, неподалеку от Халкидона, он стал жить в полной безвестности, облачившись в шкуру, подобно святому Иоанну Крестителю. Однако вскоре его обнаружили дети, которым он чудесным образом помог найти потерянное стадо. Чтобы выразить свою благодарность, родители пастушков построили подвижнику келью на вершине горы. Авксентий тут же поставил снаружи узкую клетку, куда стал запираться, чтобы предаваться молитве без какого-либо удобства для тела.

С каждым днем у порога кельи становилось все больше посетителей, стремившихся услышать душеполезное поучение или получить исцеление от болезней. Авксентий общался с ними только в определенные часы через небольшое окошко. Разговор с посетителями он начинал, заставляя их воздать хвалу Богу. В остальное время он просил пришедших слушать снаружи молитвы, произносимые внутри кельи.

Преуспев в ежедневной брани с бесами, подвижник получил дар изгонять их из одержимых, которые приходили в надежде на силу его молитв. Однажды он три дня сражался, чтобы освободить молодую девушку, в которую бес вселился в наказание за неверие ее отца. В другой раз он излечил слепую женщину из Никомидии, дотронувшись до ее глаз со словами: «Да исцелит тебя Христос – истинный свет!» Множество чудес совершил Бог по молитве Своего слуги.

Через десять лет император Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский Собор для осуждения ереси Евтихия (451). Он повелел знаменитому отшельнику присоединиться к святым отцам для обсуждения вероучительных вопросов. Авксентий из смирения отказался, ответив, что догматические вопросы входят в компетенцию епископов, а не монахов. Поскольку он не пошел за посланниками императора, те усомнились в его православии и послали рабочих силой открыть его клетку. Тем, однако, ничего не удалось сделать. Святой попросил их помолиться. Он сам перекрестился, трижды сказал: «Благословен Бог!» – клетка открылась сама, и он последовал за ними. Тело святого Авксентия было настолько истощено суровыми подвигами, что пришлось везти его на повозке. По дороге он исцелил многих одержимых.

Когда они прибыли в Филийский монастырь, Авксентия заперли в келье на замок, словно преступника. Оттуда его перевезли в Руфинианский монастырь (неподалеку от Халкидона), где игуменом был святой Ипатий (память 17 июня). Монахи обители встретили подвижника с великой радостью. Затем император с почетом принял святого в Эвдомонском дворце и заставил присоединиться к Халкидонскому Собору.

Авксентий не знал, зачем собственно созывался Собор, но обещал поддержать его решения, если они ни в чем не будут противоречить вероисповеданию отцов Никейского Собора. Он заявил, что в них должно быть правильно провозглашено таинство Воплощения Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, и Пресвятой Приснодевы Матери Божией. Услышав это, обрадованный император поцеловал его голову и с почтением направил в Великую церковь, где патриарх зачитал ему решения Собора. Святой всем сердцем принял их, возблагодарил Бога и опять отправился в Руфинианский монастырь.

Оттуда он не вернулся на Оксию, а поселился на еще более дикой и отдаленной горе Скопа. Впоследствии она получила название горы святого Авксентия и стала знаменитым центром византийского монашества [1] . Ученики соорудили ему новую клетку из металлических пластин. В ней было сделано оконце для общения с посетителями, которые сразу же стали приходить к подвижнику. Демоны, страшась силы его молитвы, тоже собирались там во множестве и мешали святому стуком в окно, желая, чтобы он замолчал. Блаженный без страха давал им отпор крестным знамением, день ото дня сияя все ярче, словно светильник на вершине горы.

К келье святого приходили посетители из Руфинианского монастыря и из более отдаленных мест. Святой Авксентий обычно заставлял их петь краткие гимны собственного сочинения, которые сочетали поэтическую красоту с пользой для души [2] . Часто он до вечера увещевал слушателей радеть о добродетелях и отказаться от бесплодных плотских наслаждений. При наступлении ночи после скромного угощения Авксентий отпускал их с миром. Паломников, которые желали стать монахами под его руководством, он не принимал к себе с первого раза. Святой давал им власяницу или шкуру, подобную той, которую носил сам, со словами: «Иди, брат, туда, куда направит тебя Господь». Остальным верующим он советовал бодрствовать в ночь накануне воскресенья, отказываться от дел насущных не только в день Господень в честь Воскресения, но также проводить в молитве и посте пятницу в воспоминание о животворящих Страстях Христовых.

Однажды в субботу, открыв окошко, он возвестил собравшимся о кончине светоча Церкви – святого Симеона Столпника (память 1 сентября). Ученики заметили день и час и впоследствии смогли убедиться, что знаменитый столпник действительно умер в это время неподалеку от Антиохии.

Одна благочестивая женщина из окружения императрицы Пульхерии часто приходила к подвижнику, уговаривая облачить ее в схиму. Авксентий наконец подчинился воле Божией и указал ей место у подножия горы, чтобы там она подвизалась в аскезе. К ней сразу присоединились женщины из разных сословий, число их достигло 70. Святой понял, что необходимо построить для них церковь. Возник монастырь Трихинария – название это, возможно, связано с грубой одеждой, которую они стали носить по настоянию Авксентия. Каждую пятницу и каждое воскресенье они приходили к нему слушать наставления о неустанных битвах ради чистоты не только телесной, но, прежде всего, душевной. Несмотря на старость и телесную немощь, он сам часто приходил к ним и, словно юноша, ловко спускался по крутой дорожке, ведущей к монастырю.

Как-то в очередной раз подвижник отправился в обитель посмотреть, как продвигалось строительство новых зданий. По дороге он вознес к небу пламенную молитву, благословляя общину, а на обратном пути заболел. И эта болезнь через несколько дней, 14 февраля 470 года, унесла его в небесное отечество.

На его похороны собралось множество людей из городов и пустынь. Монахи Руфинианской обители хотели взять себе его бесценные мощи, но все же они остались у его духовных дочерей.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ

[греч. Αὐξέντιος] (ок. 420, Сирия – ок. 470, Вифиния), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф. Род. в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в К-поль при имп. Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Ок. 442 г. ушел в один из вифинских мон-рей, где принял постриг, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия. Согласно житию А., имп. Маркиан вызвал его на Халкид. Собор (451; см. Всел. Соборы), где А. обличал приверженцев ересей несторианства и евтихианства, однако в актах Собора его имя отсутствует. А. был тесно связан с мон-рем Руфина во время своего второго пребывания в К-поле. Вновь покинув столицу, А. поселился в пещере Скопа в Вифинии. Впосл. на этом месте был основан мон-рь, освященный во имя А. (см. Авксентия святого гора). Здесь А. стал аввой для Вифинии; он духовно провидел кончину прп. Симеона Столпника, вскоре после к-рой почил сам. Мощи А. находились в К-поле, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. (Digb. lat. 112. Fol. 17-28v): «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан – пресвитер и казначей Великой церкви» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. / Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464) и Антоний Новгородский, видевший мощи А. в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94).

Житие А. составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником А., позднее переработано Михаилом Пселлом, к-рый приписывает А. собственные биографические черты (Každan A. // Byz. 1983. Vol. 53. P. 546-556).

Пространное житие святого было переведено на слав. язык к кон. XI в. В XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского переведено краткое житие. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь перевели на слав. язык в составе Стишного Пролога (видимо, перевод выполнили сербы на Афоне). В XVI в. пространное житие вошло в состав ВМЧ под 14 февр. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 478-481).

Для паломников, приходящих за наставлением, А. слагал «тропари из двух или трех фраз (τροπάρια ἀπὸ δύο ῥητῶν ἢ τριῶν), весьма приятные и назидательные, с очень простой и безыскусной мелодией» (PG. 114. Col. 1416A). На совершаемых преподобным παννυχίς (букв. – панихидах) от 3-го до 6-го часа молящиеся неск. раз повторяли 1, 2, 3-й и т. д. тропари, затем А. пел песнь 3 вавилонских отроков, а народ отвечал припевом: «Пойте и превозносите Его во веки»; после говорилось поучение. Тропари А.: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Содетелю всех рекл еси и быхом, повелел еси и создахомся, повеление положил еси и не мимоидет: Спасе, благодарим Тя»; «Господи сил, пострада и воскресе, явися и вознесеся, приидеши судити мир, ущедри и спаси нас»; «Душею сокрушенною припадаем Ти и молим Ти ся, Спасе мира, Ты бо еси Бог кающихся»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас»; «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; Слава Тебе, Господи, Боже святых» (пер. В. В. Василика). Основой тропарей являются цитаты из библейских книг (прежде всего из Псалтири), они содержат реминисценции на символы веры (Никейский, Сирмийский, Никео-Цареградский) и ранние литургические гимны; по форме они ориентированы на семитскую поэзию: тропари состоят из 2 частей – эпиклисиса (призывания) и параклисиса (прошения), обладают определенной метрической урегулированностью, насыщены риторическими приемами (антитезы, гомеотелевты, репризы, параллелизмы и др.). Гимны А.- характерный образец христ. поэзии V в., находящейся на стыке эллинистической и семитской традиций. Тропари А. имеют гимнографические аналогии в папирусе Oxyrynchus 1927 (V-VI вв.) и в метризованных гомилиях прп. Ефрема Сирина.

Гимнография

В визант. Месяцесловах память А. регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа: «Τύπος γέγονας τῆς ἐγκρατείας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. № 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 99-110об.) содержат память А. и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон (Arranz. Typicon. P. 122) предписывает петь службу с общим тропарем преподобному (Минея Общая. Л. 69об.). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40) А. указана служба с Аллилуия. По совр. рус. и греч. Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова). Канон А. (4 гласа) написан прп. Феофаном Начертанным († 845), без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 66v – 68) известен др. канон (8 гласа) Германа («̀λδβλθυοτεΟτι ἐν ὄρει ἐπῆρας τὰς ὁσίας χεῖράς σου»), со 2-й песнью, без акростиха (Ταμεῖον. № 494. P. 166). Служба, выписанная в печатной рус. Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.

Иконография

А. изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) – с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) – в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. № 66).

Преподобный пресвитер Авксентий Вифинский, отшельник

Закажите в нашей мастерской нужный вам образ:

Жизнеописание

В царствование Феодосия Младшего [1] в Царьграде при дворе царском занимал важную должность один благочестивый муж, сын Адды персянина, по имени Авксентий. Он был всеми почитаем как вельможа, хорошо знающий Божественное Писание, а также и светские науки, и как человек, известный своими добрыми делами. Сей Авксентий был знаком с преподобным Маркианом [2] , который был потом икономом в великой Церкви, знал также и добродетельного монаха Иоанна, который жил при церкви святого Иоанна Предтечи в предместье Царьграда, которое известно было под именем «Евдома», вел дружеские сношение и с другими благочестивыми мужами. Желая подражать их житию, Авксентий оставил суету, славу и волнение сего мира, и стал воином Небесного Царя Христа, приняв иноческое пострижение. Сначала он служил Господу в диаконском чине, потом в пресвитерском, и такую сподобился получить власть над бесами, что мог прогонять злых духов из людей, за что и прославляли его все в Царьграде. Но не славы человеческой искал святой Авксентий: она тяжела была ему; стремясь к безмолвному житию, он оставил многолюдный город, отправился в Вифинию и пришел на одну пустынную гору, называемую «Оксия,» которая находилась в десяти стадиях от Халкидона. Понравилось ему то место; он взошел на холм и, воздев свои святыя руки, стал там прославлять Бога, говоря: «ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс.4:9).

И вселился святой на той горе, которая потом по имени его была прозвана «Авксентиевой,» под каким названием упоминается гора сие в житии преподобного Стефана [3] , пострадавшего от иконоборцев, который впоследствии жил на сей горе.

Жительствуя на сей горе, преподобный Авксентий был найден здесь пастухами; они искали своих заблудившихся овец, которых и разыскали по молитвам преподобного. С того времени и разнеслась молва о святом, так что много людей стало приходить к нему: одни, чтобы получить телесное исцеление, ибо по молитвам святого выздоравливали от всяких болезней, другие же для пользы душевной. Потом благочестивые люди из окрестных селений, собравшись, построили для преподобного келлию на самой вершине горы. Заключившись в ней, святой через небольшое оконце беседовал с приходящими к нему, поучал добродетели и исцеляя недужных, ибо он был как бы целебный источник, исполненный Божией благодати, так что люди из разных городов приходили к нему, как к безмездному врачу. Однажды к Авксентию пришла из Никомидии жена некоего комита [4] , потерявшая зрение, и стала молить его:

– Помилуй меня, раб Бога Вышнего!

На сие преподобный отвечал ей, обращаясь ко всем там присутствовавшим:

– Я грешный человек; как и вы, я также подвержен страстям. Если же вы веруете, что Исцеливший слепого от рождения не презрит и сей женщины, то с усердием помолимся о ней все Господу.

Когда все молились, святой прикоснулся очей ее и сказал:

– Исцеляет тебя Иисус Христос, свет истинный.

Тотчас прозрела та женщина, и все стали прославлять Бога. В благодарность за свое исцеление она подала щедрую милостыню нищим, которые находились у подножия той горы и просили милостыню у приходящих к святому; и сам он заботился о них, раздавая им через своих учеников приносимый ему хлеб. Кроме дара подавать исцеление, у преподобного был еще и другой дар – дар прозорливости. Так, к нему пришли однажды два человека, один православный, другой же последователь еретиков; православного святой принял с лаской и долго беседовал с ним о душевной пользе, а с еретиком он и слова не сказал, провидя его неверие. Когда они отошли от святого, тогда тот еретик начал хулить преподобного и порицать его, называя лицемером. Не успели они еще дойти до своих домов, как на пути встречает еретика слуга, который сообщил ему, что в дочь его вселился бес, который сильно ее теперь мучит. Весть сия сильно опечалила еретика; он раскаялся в своих грехах, отвел дочь свою, одержимую нечистым духом, к преподобному Авксентию и стал смиренно молить святого, чтобы он исцелил его дочь, – и она исцелилась от мучений беса, а ее отец от своего зловерия.

В другой раз к Авксентию пришли два прокаженных с просьбой исцелить их. Святой спросил их:

– Какие же ваши согрешения, что на вас ниспослано такое наказание Богом?

Они же, поклонившись святому, просили:

– Помилуй нас, раб Христов, и помолись о нашем исцелении.

На сие святой отвечал им:

– Братия, вас постигла болезнь за то, что вы привыкли часто клясться и божиться, чем и воздвигли гнев Божий на себя.

Услышав сии слова святого, они сильно изумились тому, что святой знает их согрешения; пав пред преподобным на землю, они раскаялись в своем грехе. Авксентий сжалился над ними, помазал их священным елеем с головы до ног и сказал:

– Исцеляет вас Иисус Христос, а я сам – человек грешный.

Тотчас прокаженные исцелились от своего недуга.

Однажды привезли к святому на колеснице лежащего на одре расслабленного; родители сего человека, припав к преподобному, с плачем говорили ему:

– Нашего сына постигло расслабление по множеству грехов наших.

Тогда Авксентий спросил их:

– Веруете ли, что Бог может чрез меня грешного подать исцеление вашему сыну?

Они же отвечали:

– Воистину ты Ангел, ниспосланный на спасение наше, и мы верим, что Богу всё возможно.

На сие преподобный отвечал:

– По вере вашей буди вам.

И взяв священный елей, он помазал им всё тело расслабленного; последний тотчас же поднялся совершенно здоровым; все, видевшие это чудо, прославляли Господа Бога. Рассказывать же о всех тех случаях, когда святой прогонял бесов, нет возможности: великое множество людей были избавлены по молитвам святого от нечистых духов, так что к преподобному постоянно приходило из разных, даже отдаленных, стран большое число бесноватых, а иных силой приводили к святому, и все они получали избавление от нечистых духов по его святым молитвам. Такую великую силу и власть над бесами получил от Бога сей блаженный подвижник.

Святой Авксентий был также призван на Четвертый Вселенский святых отцов Собор, который был в Халкидоне [5] ; здесь он много подъял трудов, противоборствуя Евтихиевой ереси и Несториеву зловерию, почему и потерпел много притеснений от еретиков. Но его сильно почитал благочестивый царь Маркиан и все святые отцы весьма любили его; и действительно, он был знаменитым членом Собора, отличаясь своей мудростью и чудесами, своею правою верою; невозможно было переспорить его, так как он хорошо знал все Священное Писание. Одним словом, к нему применимо написанное: «Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк.24:19).

Утвердив на сем Соборе вместе с прочими святыми отцами истинную православную веру, святой Авксентий снова возвратился на свою пустынную гору в свою уединенную келлию. По дороге в Халкидон, как туда, так и обратно, он совершил много преславных чудес, изгоняя бесов из людей, исцеляя всякую болезнь и недуг. Даже находясь в своей келлии, он оказывал вселенной большую пользу, подавая пример добродетельного жития, а также своими духовными поучениями, которыми наслаждались все приходящие к нему из разных стран, равно как удивлялись и творимым им чудесам. Своими прозорливыми очами святой Авксентий и далекое видел с такой ясностью, как бы оно находилось пред ним, – мог видеть и бестелесных блаженных духов, и души праведников. Так, однажды, заключившись на ночь в своей келлии, он стал возносить свои обычные молитвы Богу, а ученики и пришедшие к святому находились вне его келлии и еще не успели отойти ко сну; вдруг преподобный неожиданно, против обыкновения своего, отворил свое оконце и произнес громким голосом:

– Благословен Господь Бог! Благословен Господь Бог! Благословен Господь Бог!

С сими словами он тяжко вздохнул и склонил свою голову к земле. Когда все стояли и не смели вопросить его, он сказал:

– Чада! светило на востоке, отец наш Симеон, отошел ко Господу [6] .

Промолвив это, он сильно заплакал; потом, спустя некоторое время, он опять сказал:

– Святой отец наш, столп и утверждение истины, – Симеон Столпник опочил; его непорочная и чистая душа, проходя мимо, не возгнушалась приветствовать меня, грешного и скверного.

Слыша сии слова, все изумились и дивились силе его прозорливости и запомнили час, когда святой сообщил им сие известие; потом весть о кончине святого Симеона Столпника пришла и к благочестивому царю Льву, который вступил на престол после Маркиана, и слух этот распространился повсюду. Тогда и ученики Авксентия, узнав о смерти преподобного, могли еще раз убедиться в истинности слов своего святого наставника: время смерти его действительно совпало со временем предсказания святого.

Вскоре после преставления блаженного Симеона Столпника приблизилась и блаженная кончина святого Авксентия, который уже достиг преклонной старости; тогда с миром отошел ко Господу и сей угодник Божий, который вёл благочестивую и богоугодную жизнь, своим благословением устроил по разным местам много монастырей, был начальником духовным всей Вифинийской области и многих наставил на путь спасения [7] .

Примечания

[1] Феодосий Младший царствовал от 418 до 450 года.

[2] Память преподобного Маркиана – 10 января.

[3] Память его 28 ноября.

[4] Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите.

[5] 4-й Вселенский Собор происходил в 451 году.

[6] Святой Симеон Столпник скончался в 459 году; память его – 1 сентября.

[7] Святой Авксентий скончался в царствование Льва Великого, около 470 года.

26 декабря. Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

Святой Евстратий, от жидов умученный

Преподобный Евстратий († 1097)

родился в XI в. в Киеве в богатой семье. Следуя словам из Нового завета: «Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими» (2 Тим. 2:4), он раздал свое имение бедным и вступил в Киево-Печерскую обитель под управлением святого преподобного Антония. Инок Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании, за что вскоре получил имя «постника».

В 1096 г. на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь. Прп. Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство богатому иудею, жившему в городе Корсуни (Херсонес). Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом. Но инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь».

Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников друг за другом умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Нечестивый иудей решил отомстить иноку.

Приближалось Светлое Христово Воскресение, и жид-рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав своих соплеменников, распял на кресте преподобного Евстратия. Жидовин и прочие его соплеменники поносили распятого и говорили ему:

– Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: «проклят всякий, повешенный на дереве» (Втор.21:23).

Преподобный отвечал на это:

– Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: «и будет жизнь твоя висеть пред тобою» (Втор.28:66). О празднике же пасхи Давид говорит: «Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвесилимся в оный!» (Пс.117:24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники, восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония.

Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И видна была тогда огненная колесница и огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!».

Святое тело страдальца, снятое с креста, было выброшено жидами в море. Верующие христиане долго искали святые мощи мученика, но не смогли их найти. Промыслом Божиим нетленные мощи были затем обретены в пещере и источали множество чудес.

Предсказание святого мученика Евстратия о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось тотчас после его смерти. В тот же день пришло повеление Императора Византийской империи Алексея I Комнена изгнать из Корсуни всех евреев, лишив их имущества, а старейшин избить за мучение христиан. Иудей, распинавший преподобномученика Евстратия, был повешен на дереве, получив справедливое возмездие за беззаконие.

Ныне мощи прпмч. Евстратия почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Частицы мощей святого преподобномученика Евстратия хранятся в храме его имени в Терновке в Крыму (в начале текста – фотография иконы из этого храма).

Память совершается 28 марта (ст. ст).

Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

жестоко пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284-305) в Севастии Армянской.

В царствование императоров Диоклитиана и Максимиана язычество господствовало во всей римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам. Тем, кто усердно служит богам, обещались почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, — после всевозможных мучений, — и смертная казнь.

Императорам донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отстать от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы очистить от христиан эти римские провинции. Лисий, прибыв в город Саталион, начал их мучить.

В это время в Саталионе жил некто Евстратий. Он был известен согражданам, как первый в городе по благородству происхождения и по сану, — Евстратий занимал должность военачальника, — и в то же время отличался благочестием, богобоязненностью и безупречною жизнью. Он явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. После истязаний, Евстратий был осужден на сожжение. Когда его вели на казнь, он во всеуслышание возглашал молитву: «Величая величаю Тя, Господи» (которая читается на субботней полунощнице и надписывается его именем).

Святой Авксентий был пресвитером Аравийской церкви и, по «искушении мук многовидных, Христа Бога исповедая», скончался, будучи усечен мечом. Святой Мардарий, «голубь незлобивый», добровольно вызвался на мучения за Христа и скончался во время истязаний.

Христианин Евгений, «Богу благопотребный и мучителям непотребный спасительного ради исповедания» был другом, согражданином и сотоварищем Евстратия по службе. Увидев мучения святого Евстратия, его смелость, терпение и явленное на нем чудо Господа нашего Иисуса Христа, святой Евгений воскликнул громким голосом: «Лисий! И я — христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе!». Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечем.

Святой Орест, обнаруживший веру во Христа крестом, который был на груди его, после мучений восприял «блаженную кончину, и венец нетленный».

Впоследствии, в родном городе этих святых мучеников, Аравраке, в честь их сооружена была церковь и от мощей их творились чудеса.

В настоящее время мощи их почивают в Риме, в церкви святого Аполлинария Равеннийского.

Чудо святых мучеников пяточисленных

Близ Константинополя был монастырь в честь этих пяти мучеников, называемый Олимп. Ежегодно, в день памяти их в обитель приходили патриарх и император и жертвовали, сколько нужно, на пропитание инокам. Но однажды во время праздника поднялась страшная буря, так что из города на праздник никто не прибыл. Иноки обители были в унынии, так как им совершенно нечего было есть и даже укоряли святых мучеников пред их иконою.

Когда наступили сумерки, в обитель вошел благолепный муж и сказал, что царь прислал съестных припасов и вина. Сотворив молитву, все ели и пили. Некоторое время спустя привратник сказал, что прибыл посланный от царицы, которая прислала им отборной рыбы и десять золотых монет. Вскоре явился человек от патриарха и отдал игумену церковные сосуды, сказав, что патриарх будет завтра служить литургию. Прибывший от царя назвал себя Авксентием, от царицы — Евгением, а принесший сосуд от патриарха — Мардарием. На утрени в церковь вошли еще два мужа, Евстратий и Орест. Игумен велел читать инокам, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки отказывались, ссылаясь на то, что никто из города не пришел на праздник. Тогда Евстратий вызвался читать книгу, а затем воткнул в церковный пол жезл, превратившийся в дерево. Стоявшие сзади поняли, кого они видят. Вскоре все пятеро стали невидимы. А игумен, придя из церкви, нашел монастырский погреб полным хлеба и рыбы, и все опустевшие сосуды — полными вина.

Память святым мученикам Церковь празднует 26 декабря.

Страничку подготовила Анна

Молитвы святым мученикам пяточисленным

Иконы и святые

>> Апостолы Иконы и Жития святых Как именуются святые Именины по святцам

Главная | Карта сайта >> Христианство >> Религия Христианство Молитвы Иконы и святые Ангелы Христианство и ведовство Литература

Умер во Франции певец Федор Иванович Шаляпин

Обсуждение: 9 комментариев

  1. Александр арк:
    29.01.2009 в 00:00

Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог.

22.02.2012 в 00:00

А на каком языке был слышен голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!» на иврите или на церковнославянском ? :-)))))))))))) Вообще это настолько нелепая сказка, что не укладывается ни в каком уме. У евреев категорически запрещено миссионерство,и законы соблюдения Пасхи относятся только к евреям. Какой смысл был еврею-купцу заставлять нееврея праздновать еврейский праздник, в который не только копье брать в руки нельзя, но даже зажигать свечу. Александр Мень неоднократно настаивал на деконанизации этого святого.

23.02.2012 в 00:00

А св. младенца-мученика Гавриила Белостокского от жидов умученного, ваш Александр Мень не предлагал деканонизировать?

09.04.2012 в 00:00

Коловратий. Ну не прав же ты… это ясно каждому непредубеждённому и непредвзято мыслящему православному христианину не заражённому либеральным свободолюбивым и всепрощающим псевдохристианством. И ник то ты себе взял ну совершенно не соответствующий твоим пусь-либеральным взглядам. Лучше например при таких взглядах взять ник — Аквинат, например или Базилианец. Ну вобщем придумай сам. Выбор имеется.

О попытках деканонизации св. Евстратия:

10.04.2012 в 00:00

10.04.2012 в 00:00

Святой Евстратий! Помолися о нас Грешных. Укрепи христиан православных в противостоянии ересям! Умоли Бога нашего Иисуса Христа дать нам разум в различении духов! Да ниспошлет он на нас дух Святой что бы мы крепко стояли в вере согласно нашего Символа Веры.

14.04.2012 в 00:00

Если у евреев категорически запрещено миссионерство, то почему А. Мень нарядился в ризы «православного иерея» и проповедовал новгородскую ересь? Впрочем, для сергианской рпц мп это так характерно: что ни патриарх то обновленец, что ни епископ то экуменист и т.д. Что ни мирянин, коловратий или совковий. Увы. Христос Воскресе, истинно православные.

08.05.2012 в 00:00

Еврей под ником коловратий закончит так же, как мучители Евстоатия — позором.

25.09.2013 в 00:00

жид всегда готов креститься чтобы выгоды добиться4

Молитвы мученику Евстратию

Именные иконы советуют носить и приобретать те, имя того святого, которое ты носишь. Но это вовсе не означает, что другой человек не имеет права обращаться с прошением к Евстратию Печерскому преподобномученику. Это вовсе не запрещается. В основном у него просят:

  • даровать материальную стабильность;
  • помочь принять важное решение;
  • вернуть долги;
  • укрепить веру в сложных жизненных ситуациях.

Если проговорить их перед его ликом и преклонится к мощам, то будет сделано меньше половины дела. Важно еще делать все это с верой в Господа. Ведь простое чтение текста не принесет положительного результата. Если Вы не знаете специального обращения к нему, то постарайтесь высказать все своими словами.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Божьей Матери «Почаевская» в чем помогает, от чего защищает

Важно только, чтобы они шли от души. Вот как выглядит молитва Евстратию:

«Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.»

Не стоит забывать также и о том, что не лишними будут и слова благодарности за то, что нам уже послано небесами. Подобное действие только положительно повлияет на отношение к Вам святых.

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Покрова Богородицы от чего помогает

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике Евстратие:

ⓘ Авксентий Вифинский – преподобный раннехристианский святой, отшельник и гимнограф. День памяти – 27 февраля. ..

ⓘ Авксентий Вифинский

Авксентий Вифинский – преподобный раннехристианский святой, отшельник и гимнограф. День памяти – 27 февраля.

1. Биография

Родился около 420 года в знатной семье в Сирии, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II Младшем, служил в придворной гвардии. Был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени.

Около 442 года ушёл в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящён в сан диакона, а затем и пресвитера. После этого удалился в пещеру на горе Оксия недалеко от Халкидона гора эта впоследствии названа была Авксентьевой. Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нём разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных.

Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келью на горе.

Среди духовных детей Авксентия была группа женщин, которые поселились у подножия горы Скопа, устроив небольшой монастырь. Их прозвали “трихинариями”, то есть “монахинями во власяницах” – именно они добились чести хранить в церкви своей обители мощи святого.

Согласно житию, в 459 году видел духовным взором на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника.

Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. На месте его подвигов был основан монастырь его имени. Гора святого Авксентия стала одним из крупных монашеских центров Вифинии.

2. После смерти

Мощи преподобного находились в Константинополе, о чём свидетельствуют латинская рукопись начала XII века: “37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан – пресвитер и казначей Великой церкви” ; а также Антоний Новгородский, видевший мощи Авксентия в 1200 году во время паломничества по святым местам и записавший в “Книге паломник”: “Ту же лежит св. отец Ауксентей”.

Житие преподобного Авксентия составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником Авксентия. Позднее житие было переработано Михаилом Пселлом, который приписывает Авксентию собственные биографические черты.

  • Оксён. Именины: 7 февраля, 25 июня. Авксентий – с 1499 года пустынножитель Перцовой пустыни вблизи Вологды Авксентий Галинский 1782 – 1844 – настоятель
  • Трапезундской империи. Преподобный Евгений Вифинский 12 25 февраля отец прп. Марии, именовавшейся Марином Вифинским Священномученик Евгений Антиохийский
  • Григория и Симеона 1918 Католические: Габриэль, Онорина. Православные: Авксентий Авраамий, Георгий, Исаакий, Кирилл, Константин, Марон, Михаил, Онисим
Поделиться в:
Дата публикации:
Источник статьи:

Пользователи также искали:

Авксентий, авксентий, Вифинский, вифинский, авксентий вифинский, персоналии, Персоналии, персоналий, алфавиту, алфавита, алфавитном, персоналии по алфавиту, авксентия, вифинском, алфавит, персоналиях, греческий, вифинская, вифинской, алфав единый греческий, вифиния, единый, алфав, Персоналии по алфавиту Авксентий Вифинский,

это Что такое Авксентий Вифинский?. АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ 420 – около 470 гг – отшельник, гимнограф, преподобный память 14 28 января, 12, 15 февраля,. .. Преподобный Авксентий Вифинский, отшельник, пресвитер. ПРЕПОДОБНЫЙ АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ, ОТШЕЛЬНИК. – – картинка линии разделения – -. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский.. .. Преподобный Авксентий Вифинский. XI в.. 14 фев 2019. 1600 x 1044 Кондак преподобного Авксентия Преподобный Авксентий, отшельник Вифинский.. .. Преподобный Авксентий Патриархия.ru. 27 фев 2012 Преподобный Авксентий, отшельник Вифинский. Аудио. Из книги Синаксарь: Жития святых Православной Церкви, вышедшей в. .. Икона Авксентий Вифинский, Отшельник, прп.. 7 авг 2017, отшельник, пресвитер, преподобный. День памяти: 14. 27.02 н.ст. Авксентий Вифинский – иеромонах. .. Авксентий Вифинский Портал Богослов.Ru. вифинский никопольский перцовский Авксентий севастийский. .. АВКСЕЛИЙ Никопольский ум. ок. 319, АВКСЕНТИЙ Вифинский. Преподобный Авксентий, по происхождению сириец, служил при дворе после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области.. .. Авксентий Вифинский, пресвитер, отшельник Православный. . икона. Описание фотографии иконы Авксентий Вифинский, Отшельник, прп., а также молитвы, акафист и. .. АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ. Миниатюра Преподобный Авксентий Вифинский. XI в. Государственный исторический музей.. .. Преподобный Авксентий, отшельник Вифинский Православие.Ru. АВКСЕНТИЙ Вифинский ум. ок. 470, христианский монах отшельник, подвизался в Вифинии на горе Оксия близ Халкидона. Родом из Персии, был.Авксентий Вифинский, отшельник, пресвитер, преподобный. 14 окт 2014 АВКСЕНТИЙ, преп. Родом с Востока вероятно, сириец, пр. Ав. занимал высокое положение при дворе имп. Феодосия. .. АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ Древо. Авксентий Вифинский. ок. 470, иеромонах, отшельник, гимнограф, преподобный. Память 14 февраля. Родился около 420 года Сирии в. .. Большой энциклопедический словарь слова на букву А. 27 фев 2019 Житие преподобного Авксентия Вифинского, отшельника Преподобный Авксентий, по происхождению сириец, служил при дворе. .. АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ. Авксентий Вифинский Халкидонский 420, Сирия около 470, Вифиния преподобный раннехристианский святой, отшельник и гимнограф.. .. ПБЭ ВТ Авксентий преподобный Вифинский Викитека. Авксентий Вифинский Халкидонский. Память, РПЦ 14 27 февраля. Родился около 420 года Сирии в знатной семье, получил прекрасное. .. Преподобный Авксентий Вифинский Азбука Спасения. , Вифинский. 470, Никопольский. ок. 319, Перцовский, Вологодский ум. 1521, АВКСЕНТИЙ. .. 27 февраля. Преподобного Авксентия Вифинского. 22 окт 2007 АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ. 420 – ок. 470, прп. пам. 14. 28 янв., 12, февр., 15 апр, отшельник, гимнограф.. .. Галерея Категория: Авксентий Вифинский. 5 сен 2019 XIII веке Вифиния стала центром Никейской империи, которая в это Гора Святого Авксентия. Преподобный Авксентий Вифинский.. .. , значение слова Авксентий Вифинский. 26 фев 2019 Преподобного Авксентия Вифинского. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Форум Бог Есть Любовь и. .. Святые горы византийского монашества Монастырский вестник. АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ 420 470 – преподобный, память 14 февраля. Представитель родовитой семьи получив достаточное образование,.

Византия, Хронологизированный перечень агиографических.

22 окт 2007 Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. Святые неразделенной Церкви Персоналии гимнографов Православный. Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью. По полноте персоналий оно не имеет аналогов. великомученик Феодор Стратилат Преподобный Авксентий, отшельник Вифинский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви Православие.Ru. Преподобный Авксентий, по происхождению сириец, служил при дворе после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. Греки с комментариями Заглавная а. Описания приведены в алфавитном порядке. Для большинства персоналий имеются описания подвигов, даты празднованиях их памяти и проч.

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ Православная Энциклопедия.

Единый греческий алфав. Византийский временник ИСТОРИЧКА. Доклады по истории. Перечень агиографических источников персоналии. IV век. Евсевий. Житие Петра Атрского Atroa Вифинский Олимп, 773–837. Авксентия ок. Matri meae tatianae theodori f. History google – wiki.info. Единый греческий алфавит появился довольно поздно долгое время Авксентиос Αυξέντιος Авксентий Авраам Αβραάμ Абрам Алексиос. а также кратковременно Эллада, Пелопоннес и Вифиния. К XIII веку в Народы и национальности по алфавиту Греки Персоналии. Персоналии Портал Богослов.Ru. Авксентий Вифинский Халкидонский около 420, Сирия около 470, Христианские святые V века Персоналии по алфавиту Святые по алфавиту.

Преподобный Авксентий Патриархия.ru.

Персоналии Организации Зарубежные периодические издания Программное обеспечение Календарь событий Книжные Авксентий Вифинский. Авксентий Вифинский это Что такое Авксентий Вифинский?. Сгоре место на вифинском побережье. М. Б. хотя и был игуменом монастыря на горе Авксентия, жил в ных оказались свидетельства о многих персоналиях, как соб. Лексический материал организован по алфавит. 3 Аскет Авксентий. К этой теме кали в разных местах: на Вифинском Олимпе, на Латрской горе, вокруг светских персоналий в темах Входа Господня в Иерусалим, Неверия Фомы. ными для древнерусского алфавита. Описания приведены в алфавитном. Для большинства персоналий имеются описания подвигов, даты празднованиях их памяти и. Анна Вифинская прп. и сын ее св. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест мчч.

Pino – логическая онлайн игра, в основе которой находится тактика и стратегия. Это ремикс на шахматы, шашки и уголки. Игра развивает воображение, концентрацию внимания, учит решать поставленные задачи, планировать свои действия и логически мыслить. Не важно сколько у вас фишек, главное как они размещены!

Читайте также:  Огласительные беседы перед крещением, собеседование перед крещением
Ссылка на основную публикацию