Преподобномученик Адриан Пошехонский: монастырь, источник, где находятся мощи

Преподобный Адриан Пошехонский

Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале ХVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена. В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людям слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю». В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители.

В монастыре был введен строгий устав преподобного Корнилия. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания. Причем чтение это совершалось «не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном», читали также и наедине. Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой мученик Евстратий Печерский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие, и тем более смерть мученика Евстратия, несет немало разнополярных фактов. Они проявляют себя не только в христианской, но и в научной сфере. Особенно много разногласий вызвано его причислением к лику святых.

Житие святого Евстратия

В основном все упоминания о нем в большей части сосредоточены в тех, которые опубликованы в Киево-Печерской Лавре. Он относился к богатому роду. В один прекрасный момент он раздал все свое имущество, принял монашеский постриг и пошел служить к Антонию.

В 1096 году был совершен набег половцев, которые захватили представителей монастыря, включая и его. Позже Евстратий Печерский был продан в рабство купцу иудею из Херсонеса. Есть легенда о том, что он изначально запретил им пить воду и таким образом хотел, чтобы они отказались от Христа. Но святой уговаривал их держаться. После этого купец перестал их кормить. Все остальные прожили только 10 дней, а Евстратий – 14. Хозяин распял его на кресте в день иудейской Пасхи и проткнул копьем.

Предварительно мученик поблагодарил Господа за такую участь. Далее над ним издевались зрители. В житие указано, что его тело было сброшено в море. Его выловили и похоронили в Ближних пещерах Лавры. Части мощей великомученика Евстратия есть в поселке Терновке в Крыму. Смерть довольно известного человека потянула за собой казни прочих еврейских представителей знати.

День памяти принято отмечать 10 апреля.

Молитвы мученику Евстратию

Именные иконы советуют носить и приобретать те, имя того святого, которое ты носишь. Но это вовсе не означает, что другой человек не имеет права обращаться с прошением к Евстратию Печерскому преподобномученику. Это вовсе не запрещается. В основном у него просят:

  • даровать материальную стабильность;
  • помочь принять важное решение;
  • вернуть долги;
  • укрепить веру в сложных жизненных ситуациях.

Если проговорить их перед его ликом и преклонится к мощам, то будет сделано меньше половины дела. Важно еще делать все это с верой в Господа. Ведь простое чтение текста не принесет положительного результата. Если Вы не знаете специального обращения к нему, то постарайтесь высказать все своими словами.

Важно только, чтобы они шли от души. Вот как выглядит молитва Евстратию:

«Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.»

Не стоит забывать также и о том, что не лишними будут и слова благодарности за то, что нам уже послано небесами. Подобное действие только положительно повлияет на отношение к Вам святых.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике Евстратие:

ЕВСТРАТИЙ

(† 1097 или 1098), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), постник.

Источники

Краткое Житие Е. («Слово о блаженем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика (в Кассиановской 2-й ред.- Слово 16) в числе 9, составленных в 1222-1226 гг. Владимирским еп. св. Симоном, бывш. насельником Киево-Печерского мон-ря. По мнению А. А. Шахматова ( Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись // ЖМНП. 1898. Ч. 313. Март. Отд. 2. С. 108-109), одним из источников при написании Жития Е. послужило утраченное Житие прп. Антония Печерского 2-й пол. XI в. Ю. А. Артамонов полагает, что основным источником для Жития Е. помимо устной традиции стал монастырский синодик, о котором писал свт. Симон («поминание ваше»). М. Д. Присёлков считал, что первоначальное Житие Е. было составлено в Крыму на греческом языке ( Присёлков М. Д . Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 242-243. (ЗИФФ; 116)). Г. Г. Литаврин предполагает существование письменного источника Жития Е., составленного во 2-й пол. XII в. на основе древнерус. и греч. текстов о мученичестве Е. По мнению Л. А. Ольшевской, киевский вариант рассказа о гибели святого мог возникнуть или в 1097-1098 гг., до примирения Киево-Печерского мон-ря с кн. Святополком Изяславичем, опиравшимся на финансовую поддержку ростовщиков евреев, или вскоре после евр. погромов в Киеве в 1113 г.

Биография

С именем Евстратий в Киево-Печерском мон-ре принял монашество киевлянин, раздавший большую часть своего имущества бедным. Согласно Арсениевской редакции Киево-Печерского патерика (1406), Е. пришел к прп. Антонию († 1073), который, видимо, поручил совершить над ним монашеский постриг прп. Никону (из Жития прп. Феодосия Печерского известно, что прп. Антоний сам не совершал постриги, но поручал делать это прп. Никону). По словам агиографа, в монастыре Е. был «постник и послушник ко всем». Возможно, Е. стал монахом в юном возрасте («бе бо постник от млад ноготь»).

Е. был захвачен в плен половцами (большинство исследователей полагают, что это произошло во время нападения половецкого хана Боняка на Киево-Печерский мон-рь 20 июля 1096; см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232-233; согласно Литаврину, более вероятным временем пленения Е. было нач. марта 1097). Вместе с 50 др. плененными киевскими христианами (в т. ч. 30 монастырскими работниками) святой был продан некоему иудею-работорговцу в Корсуни (Херсонесе). Согласно патериковому рассказу, иудей принуждал пленников отречься от Христа (вероятно, потому, что в таком случае их можно было продать в Византийской империи, где торговля христианами была запрещена). Однако укрепленные назиданием и примером Е. киевляне приняли мученическую кончину, отказываясь от еды и воды. Через 14 дней в живых остался только Е., поскольку всю жизнь был строгим постником. В день празднования христ. Пасхи Е., обвиненный хозяином в гибели пленных, был распят иудеями. Оставаясь живым на кресте в продолжение 15 дней, мученик скончался, пронзенный копьем. Вскоре по царскому указу все местные иудеи были лишены имущества и принуждены принять христианство, их старейшины казнены, иудей, виновный в смерти Е., повешен. По мнению Литаврина, в этой части патерикового рассказа описаны последствия издания имп. Алексеем I Комнином в 1095 г. новеллы, согласно которой на территории империи полагалось освободить рабов, родившихся свободными, при наличии достойных доверия свидетелей. По всей видимости, этот указ «служил для властей Херсонеса юридическим основанием для принятия карательных мер против преступающих нормы права работорговцев». А. Ю. Карпов высказал предположение, что в Житии Е. отразилось одно из антииудейских выступлений, охвативших в 1096-1097 гг. Византию. Литаврин считает, что рассказ Киево-Печерского патерика о гибели Е. является одним из свидетельств всплеска антисемит. настроений в христ. мире, в т. ч. в Византии, в кон. XI в., в ходе 1-го крестового похода.

Согласно свт. Симону, тело Е. было брошено в море, где совершилось затем множество чудес. Христиане тогда безуспешно искали св. мощи Е. По преданию, они были обретены позднее и перенесены из Корсуни в Ближние пещеры Печерского монастыря (впервые зафиксированы на плане пещер 1744-1769 гг.). В Слове 17 Киево-Печерского патерика рассказывается о видении прп. Никону Сухому, претерпевавшему пытки в плену у половцев, распятого иудеями печерского монаха, к-рый предсказал прп. Никону близкое избавление. Этот монах ниже именуется Герасимом («оного же ради блаженаго мученика Герасима жидове крестишася»), что заставило Шахматова предположить, что Е. и Герасим одно и то же лицо, а 2-е из имен – мирское имя Е. По мнению Артамонова, в утраченном Житии прп. Антония содержался рассказ о прмч. Герасиме, обстоятельства кончины к-рого были сходны со смертью Е. и смерть которого, так же как гибель Е., повлекла крещение иудеев (см.: Артамонов . 2001. С. 8).

Почитание

В патериковом рассказе о мученической кончине Е. отразились сведения, к-рые могли быть получены только от греков – жителей Корсуни и современников событий, что заставляет полагать, что почитание Е. в Корсуни возникло уже в кон. XI в. Святой чтился греками, а затем и печерскими монахами с прозвищем Протостратор (в Византии – начальник царской конюшни); по-видимому, это связано с помещенной в патерике херсонесской легендой, по к-рой Е. вознесся на небо на огненной колеснице, при этом раздался глас, по-гречески сказавший: «Се добрый града небесного гражанин нареченый!»

Давнее местное почитание преподобных Печерских, в т. ч. Е., подтверждается составленным при митр. Киевском св. Петре (Могиле) ок. 1643 г. каноном преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг. Е. посвящен 3-й тропарь 6-й песни канона: «Распныйся умерщвлением плоти первее, от иудей же распныйся второе, крепкий Евстратие; и темже многое дерзновение у Христа обрет. » (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 147). Имя Е. под 14 февр. и 28 марта имеется в месяцесловах, включенных в изданные в Киево-Печерском мон-ре «Анфологион» (К., 1619) и «Полуустав» (К., 1643), а также в рукописном Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 312, 313 об.; ср.: ГИМ. Син. № 901. Л. 100 об., 122). В «Похвальном слове русским преподобным» 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) кратко пересказан патериковый сюжет и говорится о Е., что он «исповедания ради обличивша июдеом еже на Спаса неистовство» ( Панченко О. В . Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I: «Похвальное слово русским преподобным» – соч. Сергия Шелонина: (Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 578). Е. как «вторый Илия колесничник» прославляется в 5-м тропаре 7-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 54; Минея (МП). Сент. С. 827). Общецерковное почитание Е. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. празднуется особой службой с полиелеем (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 258-269).

Несмотря на то что в патерике дата кончины святого не названа, в церковной традиции днем памяти Е. (по крайней мере с XVII в.) считается 28 марта. Шахматов отметил, что на этот день Пасха во 2-й пол. XI в. приходилась в 1087, 1092 и 1098 гг. ( Шахматов А. А . Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 276. Примеч. 1). Однако, как пишет Карпов, согласно патерику, «умер преподобный не в самый день распятия, а на 15-й день – 28 же марта ни при каких обстоятельствах не может быть 15-м днем после Пасхи» ( Карпов . 1997. С. 10. Примеч. 9). В 1097 г. Пасха праздновалась 5 апр.

Иконография

Одно из ранних изображений Е.- многосюжетная ксилография мастера Илии, помещенная в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Центральная композиция выделена крупным размером: иудей пронзает копьем распятого на кресте Е. Преподобномученик в монашеских одеждах, с нимбом, голова покрыта куколем, кисти рук и ступни ног пробиты гвоздями, из правого ребра истекает кровь. Крест поставлен на равнине среди невысоких холмов, на фоне города с островерхими кровлями; группа иудеев и мучитель святого одеты в платье по зап. моде XVII в. В нижнем регистре в круглых клеймах помещены 2 композиции: слева на огненной колеснице возносится к небу душа Е., справа иудеи бросают его тело в море. Внизу двустишие: «Евстратий Христу в смерти наследник явися: Днесь жизни сонаследник с Христом воцарися» (Д. А. Ровинский прочитал 1-ю строку как «Евстратий Христу в страсти наследник явися. », что усиливает уподобление Е. Спасителю – Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 630).

Другой вариант этой иконографии, усложненный и насыщенный деталями, с включением всех 3 сюжетов без членения на регистры выполнен Леонтием Тарасевичем для издания Киево-Печерского патерика 1702 г. К этой гравюре восходит изображение распятого Е. на деревянном резном кресте 1704 г. работы киевского мастера (НКПИКЗ), к-рое соотносится с традиц. Распятием Христовым на лицевой стороне, выражая святоотеческую мысль о жизни инока как крестной смерти и уподобляя кончину Е. подвигу Спасителя. Изображение преподобномученика встречается и на др. крестах XVIII-XIX вв. (2 в собр. НКПИКЗ).

В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Сед, плешив, брада менши Сергиевой, кругла, на плечах клобук, ризы преподобническия, испод киноварь розбелен» (БАН. Строг. № 66. Л. 315 об., «левыя страны» 11-й). Единоличное поясное изображение Е. имеется на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки святого в Ближних пещерах,- вполоборота вправо, в монашеской мантии и округлом клобуке, в виде средовека с немного раздвоенной русой бородой средней величины, с необычным жестом десницы (повернута ладонью, 2 пальца подняты вверх) и пальмовой ветвью в левой руке (с четками на запястье); надпись: «С. Прп(д)б. мчкъ Евстратiй». Фигура Е.- в мантии и куколе, со сложенными на поясе руками, с подписью: «сед, в схиме» – помещена среди рисунков лицевого иконописного подлинника посл. трети XIX в., созданного на основе протографа XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 122). В руководстве для иконописцев 1910 г. под 28 марта Е. отмечен как «типа русскаго, средних лет, с небольшою продолговатою русою бородой, лицом очень худ, в одной убогой подпоясанной ряске, на голове клобук», приводятся варианты надписей на свитке ( Фартусов . Руководство к писанию икон. С. 229).

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. помещено в цветке «древа» в правой части композиции. В «Акафистах», изданных в типографии лавры (К., 1693. Л. 212б), Е. с крестообразно сложенными на груди руками представлен в числе 8 преподобных Ближних пещер. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика (1724) письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) Е. изображен в правой части среди святых Дальних пещер, в 6-м ряду слева, вместе с прп. Никоном Сухим, в виде средовека с небольшой округлой бородой, в коричневом клобуке, правая рука на груди, левая в молении; надпись на нимбе: «прп Евстратiй».

В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» Е. представлен, как правило, как средовек, в левой группе святых, за прп. Антонием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах. Его изображение помещено, напр., в 3-м ряду 5-м слева на гравюре кон. XVIII – нач. XIX в. (РГБ), 4-м слева на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), 2-м слева на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), 5-м слева на тонолитографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) – оглавно, без куколя, волосы на прямой пробор. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оплечный образ Е.- 3-й справа в 3-м ряду, с непокрытой головой, короткими прядями волос и маленькой округлой бородкой, черты лица индивидуализированы. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием, в верхнем ряду крайним справа – как средовек и в правой части, за прп. Феодосием, в 4-м ряду крайним справа – как старец в монашеском облачении и куколе (надпись: «Еvстратiй»).

В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (худож. К. А. Горбунов). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х – нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) фигура Е. расположена в нижней части композиции, в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на совр. списках образа.

Е., пострадавший в Корсуни, изображен на нек-рых иконах Собора Крымских святых. Оплечный фронтальный образ Е.-старца с седой бородой, в куколе представлен в 3-м ряду крайним справа на иконе посл. четв. ХХ в. из юж. придела во имя Всех святых, в земле Крымской просиявших, в Троицком соборе симферопольского во имя Св. Троицы мон-ря ( Проскурина Н. В. Симферопольский Св.-Троицкий жен. мон-рь. Симферополь, 2007. С. 61). Е., распятый на кресте, изображен в левой части иконы в ц. во имя Всех Крымских святых и вмч. Феодора Стратилата г. Алушты на юж. стене справа от алтаря (написана липецким иконописцем В. Блиновым к празднику Всех Крымских святых, учрежденному Синодом РПЦ в 1988) ( Путнина Г., Кенгурова И. и др. Христ. святыни Алуштинской долины. Симферополь, 2006. С. 74). В росписи ц. Трех святителей г. Симферополя (80-е гг. ХХ в., симферопольский худож. И. Сахаров) ростовой образ Е.-средовека с непокрытой головой и крестообразно сложенными на груди руками помещен в числе Крымских святых в 1-м ряду крайним слева. В 1995 г. в с. Терновка близ Севастополя был устроен в жилом доме храм во имя Е., приписной к Инкерманскому во имя ап. Климента мон-рю ( Дятлов В. Мон-ри Укр. Правосл. Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 39).

10 апреля – память прмч. Евстратия Печерского

Дни памяти преподобномученика Евстратия Печерского в Ближних пещерах:
10 апреля;
15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов;
11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах.

Преподобномученик Евстратий показал себя мужественным воином Христа как именем своим, так и жизнью своей. Он явился подражателем самого избранного Воеводы своего Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал.6:17).

Преподобномученик Евстратий Печерский родился в XI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании.
Зная же прежде всего, что человек был побежден первым грехом через невоздержание — преуспевал святой в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником.
В 1096 году попущением Божиим пришел на Русскую землю злочестивый Боняк со множеством половцев и разорили Печерский монастырь. Истребив многих иноков, святой Евстратий был захвачен вместе с другими в плен и продан в Греческую землю в город Корсунь одному еврею в числе других пятидесяти христиан.

Еврей этот начал понуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их в оковах голодом. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и так наставлял:
«Братие, кто из вас крестился и веровал во Христа, не будьте изменники обету, данному при крещении. Христос возродил нас водой и Духом, Христос искупил нас от клятвы закона Своей кровью (Гал.3:13) и сделал нас наследниками Своего Царства. Если живем — будем жить для Господа; если умрем — умрем в Господе (Рим.14:8) и временной смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражателями Тому, Кто сказал: «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение» (Флп.1:21) .
Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли умереть от недостатка временной пищи и пития, чем отлучиться от Христа, Который есть Источник вечной жизни. От голода все пятьдесят человек умерли — одни через три дня, другие — через четыре, некоторые — через семь, самые крепкие — через десять. Только один Евстратий, томимый голодом уже 14 дней, оставался жив и невредим, так как от юности привык к посту.

Еврей, видя, что черноризец был причиной пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся привести в свое зловерие, задумал ему отомстить.
Приближался день Воскресения Христова. Еврей начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над Самим Господом нашим Иисусом Христом.
И как в древности распяли Христа, так и этот праведник был пригвожден ко кресту этим евреем и друзьями его и благодарил за то Бога. Без питья и пищи Евстратий продолжал жить уже 15-й день.
Еврей и прочие друзья его поносили распятого и говорили ему: «Вкуси ныне, безумный, законной пасхи, чтоб остаться живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: «…проклят всякий, повешенный на дереве» (Втор.21:23)».

Преподобный отвечал: «Великой благодати сподобил меня днесь Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его креста.
Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: «Ныне же будешь со Мной в раю » (Лк. 23:43) . Не нужна мне пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7) , Который разорил наложенное за преступление закона и за древо проклятие и ввел в благословение жизни древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: «Жизнь твоя будет висеть пред тобой » (Втор. 28:66) . О празднике же Пасхи говорит Давид: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся» (Пс. 117:24).
Но ты, распявший меня, и все твои евреи, плачьте и рыдайте, ибо постигнет вас отмщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование — и приблизилось время убиения начальника вашего беззакония».

Услышав это, еврей распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. Тогда было видение огненной колесницы и огненные кони, и они несли на небо душу ликующего победоносного мученика, и был слышен голос, говоривший греческими словами: «Вот доблестный гражданин небесного града!»
Тело мученика еврей, сняв с креста, ввергнул в море. Верные искали там прилежно святых мощей, но не нашли. По смотрению же Божию, были обретены они в пещере, где и доныне почивают нетленно.

Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось немедленно после страдания его. В тот же день пришло повеление от Греческого царя изгнать из области его всех евреев, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан. Одним из первых был убит мучитель блаженного Евстратия.
Многие евреи, видя чудеса по кончине преподобного, уверовали и крестились.
Святой Евстратий мученически пострадал в 1097 г. Святые мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Тропарь преподобномученику Евстратию Печерскому, глас 7:
Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие, прежде бо воздержанием плоть умертвив, последовал еси Христу, нося крест свой. Последи же и сам на крест вознесен быв и копнем в ребра прободен, в руце Божий душу предал еси. Колесницею огненною возносим на Небеса, сугубо венчался еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак, глас 8:
Яко ревнитель страсти Владычней и постников усердный последователь сый, пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие, и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих: радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Величание:
Ублажаем тя, преподобномучениче Евстратие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евстратий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Аминь.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЧЕ ЕВСТРАТИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Преподобномученик Евстра ́ тий Печерский

Дни памяти

28 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Житие

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­стра­тий Пе­чер­ский ро­дил­ся в XI ве­ке в Ки­е­ве в бо­га­той се­мье. С воз­рас­том он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, раз­дав свое име­ние ни­щим. Пре­по­доб­ный Ев­стра­тий сми­рен­но про­хо­дил по­слу­ша­ние в оби­те­ли, стро­го ис­пол­няя мо­лит­вен­ное пра­ви­ло и про­во­дя дни в пост­ни­че­стве и воз­дер­жа­нии.

Ко­гда в 1096 го­ду на Ки­ев на­па­ли по­лов­цы и ра­зо­ри­ли Пе­чер­ский мо­на­стырь, ис­тре­бив мно­гих ино­ков, пре­по­доб­ный Ев­стра­тий был взят в плен и вме­сте с трид­ца­тью мо­на­стыр­ски­ми ра­бо­чи­ми и два­дца­тью ки­ев­ля­на­ми про­дан в раб­ство од­но­му иудею, жив­ше­му в го­ро­де Кор­су­ни. Бо­го­про­тив­ный ев­рей стал при­нуж­дать плен­ни­ков от­речь­ся от Хри­ста, угро­жая про­ти­вя­щих­ся умо­рить го­ло­дом в око­вах. Но му­же­ствен­ный инок Ев­стра­тий мо­лит­вен­но укреп­лял и по­учал сво­их бра­тий-хри­сти­ан ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми: “Бра­тие! Кто из вас кре­стил­ся и уве­ро­вал во Хри­ста, пусть тот не из­ме­ня­ет обе­ту, дан­но­му при Кре­ще­нии. Хри­стос воз­ро­дил нас во­дою и Ду­хом, ис­ку­пил нас от клят­вы за­ко­на Сво­ею Кро­вию и сде­лал нас на­след­ни­ка­ми Сво­е­го Цар­ствия. Ес­ли жи­вем – бу­дем жить для Гос­по­да; ес­ли умрем – умрем в Гос­по­де и вре­мен­ною смер­тью об­ря­щем веч­ную жизнь”. Укреп­ля­е­мые сло­ва­ми пре­по­доб­но­го, плен­ни­ки пред­по­чли луч­ше уме­реть от недо­стат­ка вре­мен­ной пи­щи и пи­тия, но не от­речь­ся от Хри­ста, Ко­то­рый есть пи­ща и пи­тие веч­ной жиз­ни. Ис­то­щен­ные го­ло­дом и жаж­дой, все пять­де­сят плен­ни­ков через несколь­ко дней умер­ли. Толь­ко один пре­по­доб­ный Ев­стра­тий остал­ся жив, по­то­му что с юных лет при­вык к по­сту. То­ми­мый го­ло­дом, он уже в те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней не при­ка­сал­ся к пи­ще и во­де. Нече­сти­вый ев­рей, ви­дя, что из-за чер­но­риз­ца про­па­ли его день­ги, за­пла­чен­ные за плен­ных, ре­шил ото­мстить свя­то­му ино­ку.

При­бли­жа­лось Свет­лое Хри­сто­во Воскресение, и ев­рей-ра­бо­вла­де­лец во вре­мя празд­но­ва­ния иудей­ской пас­хи, со­брав сво­их дру­зей, рас­пял на кре­сте пре­по­доб­но­го Ев­стра­тия. Со­брав­ши­е­ся во­круг рас­пя­то­го свя­то­го же­сто­кие му­чи­те­ли по­но­си­ли стра­сто­терп­ца и пред­ла­га­ли вку­сить их пас­хи. На это пре­по­доб­но­му­че­ник от­ве­чал: “Ве­ли­кой бла­го­да­ти спо­до­бил ме­ня ныне Гос­подь. Он да­ро­вал мне ми­лость по­стра­дать за Имя Его на кре­сте по об­ра­зу Его стра­да­ний. “. Услы­шав это, раз­гне­ван­ный ев­рей схва­тил ко­пье и прон­зил им при­гвож­ден­но­го ко кре­сту пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия. Свя­тое те­ло стра­даль­ца, сня­тое с кре­ста, бы­ло вверг­ну­то в мо­ре. Ве­ру­ю­щие хри­сти­ане дол­го ис­ка­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка, но не смог­ли их най­ти. Про­мыс­лом Бо­жи­им нетлен­ные мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре и ис­то­ча­ли мно­же­ство чу­дес. Впо­след­ствии они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ближ­ние пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

Пред­ска­за­ние свя­то­го му­че­ни­ка Ев­стра­тия о том, что кровь его бу­дет ото­мще­на, ис­пол­ни­лось тот­час по­сле его смер­ти. В тот же день при­шло по­ве­ле­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра из­гнать из Кор­су­ни всех ев­ре­ев, ли­шив их иму­ще­ства, а ста­рей­шин из­бить за му­че­ние хри­сти­ан. Ев­рей, рас­пи­нав­ший пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия, был по­ве­шен на де­ре­ве, по­лу­чив спра­вед­ли­вое воз­мез­дие за без­за­ко­ние.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобномученику Евстратию Печерскому, глас 7

По́стником и му́чеником яви́лся еси́ похвала́, преподо́бне Евстра́тие,/ пре́жде бо воздержа́нием пло́ть умертви́в,/ после́довал еси́ Христу́, нося́ кре́ст сво́й./ Последи́ же и са́м на кре́ст вознесе́н бы́в/ и копие́м в ре́бра прободе́н,/ в ру́це Бо́жии ду́шу преда́л еси́./ Колесни́цею о́гненною возноси́м на Небеса́,/ сугу́бо венча́лся еси́ от Христа́ Бо́га// и Спа́са ду́ш на́ших.

Перевод: Ты прославил постников и мучеников, преподобный Евстратий, сначала умертвив воздержанием плоть, ты последовал за Христом, неся свой крест. В конце же и сам был вознесен на крест и копьем в ребра пронзен, в руки Божии ты предал свою душу. Возносимый на Небеса на огненной колеснице, ты особо венчался от Христа Бога и Спасителя душ наших.

Кондак преподобномученику Евстратию Печерскому, глас 8

Я́ко ревни́тель стра́сти Влады́чней/ и по́стников усе́рдный после́дователь сы́й,/ пле́нники уче́нием твои́м наста́вль, Христо́ви приве́л еси́, Евстра́тие,/ и на́с, плене́нных страстьми́, мольба́ми свои́ми свободи́/ и подража́тели честно́му твоему́ житию́ покажи́, зову́щих:// ра́дуйся, испи́вый сла́достне ча́шу Христо́вых страда́ний.

Перевод: Как подражатель страданиям Владыки Христа и усердный последователь постников, ты напутствовал своими наставлениями пленников и привел ко Христу, Евстратий, и нас, плененных страстями, молитвами своими освободи и сделай подражателями твоей почитаемой жизни, взывающих к тебе: «Радуйся, с наслаждением испивший чашу Христовых страданий».

10 апреля. Великий пост. Преподобномученик Евстратий Печерский, в Ближних пещерах

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 10 апреля, Православная Церковь совершает память преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах.

Преподобномученик Евстратий родился в ХI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании.

Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах.

Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь».

Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде.

Нечестивый еврей, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку. Приближалось Светлое Христово Воскресение, и еврей-рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав своих друзей, распял на кресте преподобного Евстратия. Собравшиеся вокруг распятого святого жестокие мучители поносили страстотерпца и предлагали вкусить их пасхи. На это преподобномученик отвечал: «Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. »

Услышав это, разгневанный еврей схватил копье и пронзил им пригвожденного ко кресту преподобномученика Евстратия. Святое тело страдальца, снятое с креста, было ввергнуто в море. Верующие христиане долго искали святые мощи мученика, но не смогли их найти. Промыслом Божиим нетленные мощи были обретены в пещере и источали множество чудес. Впоследствии они были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерского монастыря.

Предсказание святого мученика Евстратия о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось тотчас после его смерти. В тот же день пришло повеление греческого императора изгнать из Корсуни всех евреев, лишив их имущества, а старейшин избить за мучение христиан. Еврей, распинавший преподобномученика Евстратия, был повешен на дереве, получив справедливое возмездие за беззаконие.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (около 754);

прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (около 815);

прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476);

мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (около 330);

мч. Бояна, кн. Болгарского (около 830);

новомучеников и исповедников Российских: св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Канон святому преподобномученику Евстратию Печерскому

Припев: Преподобному́чениче о́тче Евстра́тие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 10 апреля (28 марта ст. ст.)

Глас 1.

Ирмо́с: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.

Воскресе́ния дне́ и прича́стник све́та хотя́ бы́ти, преподо́бне, в де́нь стра́сти Влады́чни возне́слся еси́ на кре́ст, и сообрази́лся еси́ стра́сти Христо́вей, победи́в ми́р, и ны́не, прича́стник сы́й сла́вы неизрече́нныя, весели́шися, побе́дную пе́снь пою́щи.

Ничто́же в ми́ре се́м многомяте́жном возлюби́л еси́, преподо́бне, я́ко Кре́ст Христо́в, и, того́ име́я в похвалу́, со апо́столом взыва́л еси́: мне́ да не бу́дет хвали́тися, то́кмо о Кресте́ Госпо́днем. О не́мже весели́шися, пе́снь побе́дную пою́щи.

Ко кресту́ пригвожде́н сы́й от иуде́й, всеблаже́ннейший о́тче, пригвозди́л еси́ вся́ теле́сныя стра́сти, я́ко тебе́ со апо́столом глаго́лати: мне́ ми́р распя́тся, и а́з ми́ру. Те́мже досто́йно ны́не с Воскре́сшим весели́шися, побе́дную пою́щи.

От любостра́стнаго Еги́пта ми́ра сего́ изше́д, о кресте́ всебу́рное того́ безмяте́жно преше́л еси́ мо́ре, свя́те, вопреки́ же написа́в пригвожде́нныма дла́ньма, погрузи́л еси́ мы́сленнаго фарао́на с возду́шными во́и и ны́не ра́дуешися, побе́дную пою́щи.

Богоро́дичен: Любостра́стнаго ми́ра сего́ изше́д, а́ки от Еги́пта, возвраща́юся на пе́рвая, да чре́ву угожда́ю, пита́яся ско́тски; да́ждь ми́, Богоневе́стная Де́во, поне́ ма́ло уклони́тися от си́х, да, свобо́дь сы́й, принесу́ Ти́ хвале́ние, побе́дную пою́щи.

Ирмо́с: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Прииди́те ко Мне́, вси́ тружда́ющиися, — Ре́кшему после́довал еси́, о́тче, и Того́ Кресто́м разгна́л еси́ враги́ мы́сленныя, и́же, до конца́ побежде́нни, возврати́шася со студо́м. Моли́ и о на́с, да и мы́ проти́ву те́х ополче́ния ста́нем, на сие́ бо о Христе́ утвержда́емся.

Кре́ст возложи́в на ра́мо, свя́те, ве́рою несумне́нною к Еди́ному любо́вию привяза́лся еси́, да Христа́ приобря́щеши, и Того́ по жела́нию обре́л еси́ те́сною стезе́ю, ю́же проше́л еси́, не запе́нся, имы́й кре́ст держа́ву и утвержде́ние.

Облеки́йся во и́ноческий о́браз, ми́ра обнажи́лся еси́, блаже́нне, и, ле́гце проше́д пу́ть, во обетова́нную зе́млю, в Пече́рскую оби́тель, точа́щую, а́ки ме́д и млеко́, уче́ния богоно́сных оте́ц, от ни́хже напита́вся, бы́л еси́ кре́пок, те́х уче́нием сотвори́, да и мы́ утвержда́емся.

Глаго́лом моли́твы и посто́м чу́вственнаго врага́ покори́в ду́ху, смире́нием же и послуша́нием мы́сленнаго Амали́ка победи́в, бы́л еси́, о́тче, уго́ден Влады́це своему́ и от Него́ прия́л кре́ст, ору́жие непобеди́мое, о не́мже и мы́ утвержда́емся.

Богоро́дичен: Коле́блемь сы́й вра́жиими прило́ги вы́ну, утвержде́ния не имы́й а́з, стра́стный, к Тебе́ прибега́ю, Ма́ти Бо́жия: Ты́ бо еси́ ве́рным Необори́мая Стена́, о не́йже утвержда́емся.

Победоно́снаго страда́льца прииди́те, лю́дие, воспое́м па́мять, пе́сньми и пе́нии де́нь весе́лия его́ провожда́юще, от плаче́внаго бо удо́лия сего́ к неконча́емей ра́дости пре́йде, и, предстоя́ Влады́чню престо́лу, вопие́т к на́м: подража́тели мне́ быва́йте, я́коже а́з Христу́, И́же пода́ст все́м бога́тую Свою́ ми́лость.

В ми́ре стра́стное житие́ имы́й, обурева́юся смертоно́сных ве́тров волна́ми, Ко́рмчия ро́ждшая, Христа́, к ти́хому приста́нищу упра́ви живо́т мо́й, молю́ся, и пода́ждь ми́ бога́тую Твою́ ми́лость.

Ирмо́с: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.

Ве́дый, преподо́бне, невоздержа́ния ра́ди пе́рваго во а́д все́льшагося челове́ка, приложи́лся еси́ воздержа́нию и поще́нию зе́льному и отсю́ду стяжа́л и́мя по́стник, зане́ сло́вом Бо́жиим па́че, не́жели бра́шном, пита́лся еси́, пою́щи Христу́, я́ко Всеси́лен.

Вы́шняго попуще́нием плене́н, свя́те, бы́в от по́ловцев, апо́стольски взыва́л еси́: свобо́дь е́сть, и́же пленя́ет у́м сво́й в послуша́ние Христо́во. Те́м в ско́рби не изнемога́л еси́, но па́че, судьба́м Бо́жиим дивя́ся, славосло́вил еси́ Христа́, я́ко Всеси́лен.

Пре́даннаго Иису́са всегда́ нося́ на те́ле свое́м о́браз, про́дан бы́л еси́ в гре́ческую зе́млю, во гра́д Корсу́н, не́коему богоуби́йце иуде́янину, и то́й тебе́ тща́шеся отврати́ти от любве́ Бо́жия, ея́же ра́ди и на сме́рть гото́в бы́л еси́, пою́щи: воскре́се Христо́с, я́ко Всеси́лен.

Затворе́н бы́в в темни́це с про́чими христиа́ны и гла́дом му́чимь от евре́ина, терпя́, сла́дце ре́кл еси́: кто́ мя разлучи́т от любве́ Христо́вы? ни гла́д, ни сме́рть, ни теснота́ — вся́ бо ма́ла су́ть сия́ к хотя́щей сла́ве яви́тися в на́с, пою́щих: воскре́се Христо́с, я́ко Всеси́лен.

Богоро́дичен: Плене́н бы́в от враго́в мы́сленных и бли́з уже́ су́щи а́довы темни́цы, к Тебе́ обра́щся, вопию́: Ма́ти Бо́жия, внегда́ возврати́ши пле́н души́ моея́, тогда́ язы́к мо́й весе́лия испо́лнится и воспое́т: воскре́се Сы́н Тво́й, я́ко Всеси́лен.

Ирмо́с: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.

У́треневал еси́ любо́вию ко Христу́, до́блественне Евстра́тие, проти́вящеся понужда́ющему евре́ину отступи́ти от Христа́ твоего́, И́же е́сть Пра́вды Со́лнце, все́м присносу́щную жи́знь возсия́ющее.

Твои́м, о́тче, уче́нием вси́ пле́нницы, су́щии в темни́це, богоуби́йственнаго евре́ина поплева́ша бу́йство и изво́лиша па́че гла́дом и жа́ждею умре́ти, не́же отврещи́ся Христа́, все́м жи́знь подаю́щаго.

По́лк му́ченик пятьдесяточи́сленный, гла́дом и жа́ждею убие́н от жидови́на, предпосла́л еси́, блаже́нне, Христу́ своему́, са́м последи́ то́жде пострада́ти хотя́ за любо́вь Иису́са, все́м жи́знь подава́юща.

Ви́дев окая́нный, я́ко изме́ршим все́м у́зником в темни́це погуби́ зла́то и наде́жду привлече́ния к злоче́стию своему́, умы́сли распя́ти тя́ на кресте́, на него́же те́кл еси́ спе́шно, преподо́бне, зовы́й: Христе́ мо́й, изведи́ из темни́цы плотски́я ду́шу мою́.

Богоро́дичен: Преблаже́нная Де́во, уще́дри бла́гостию Твое́ю ду́шу мою́, ги́блющую гла́дом, и насы́ти ю́ а́нгельским хле́бом, напо́й пото́ком сла́дости небе́сныя, да отсю́ду ми́р души́ мое́й обря́щу.

Ирмо́с: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш, Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.

А́ки во́днаго зве́ря, бы́сть утро́ба беззако́ннаго иуде́янина, и́же хотя́ше тя́ поглоти́ти и в число́ привести́ омраче́ннаго евре́йскаго со́нмища, но ты́, о́тче, дерзнове́нно ста́л еси́ проти́ву того́ зия́ния и одоле́л еси́ тому́, по́мощию Вы́шняго укрепля́емь.

В о́ньже де́нь, возшата́вшеся, иуде́е Животода́вца на Кресте́ пове́сиша, тогда́ и тебе́ окая́нный евре́ин распя́; да с Ни́мже страда́л еси́, с Те́м и просла́вишися, блаже́нне, в немерца́емом све́те прие́мь возме́здие от Спа́са своего́.

Руга́нием помина́юще стра́сть Влады́чню скве́рнии богоуби́йцы, я́коже отцы́ и́х — Христа́, та́ко си́и к дре́ву кре́стному, руга́ющеся, пригвозди́ша тя́, о́тче: но бы́сть и́м дре́во кре́стное — юро́дство, тебе́ же, спа́сшемуся, — си́ла Бо́жия.

Обличи́л еси́ пра́здники скве́рныя иуде́йския, на кресте́ ви́ся, свя́те, не боя́ся и́х кля́твы, я́ко та́ потреби́ся пло́тию пригвожде́нна Христа́ Бо́га и тридне́вным Воскресе́нием ми́р просве́щшаго.

Богоро́дичен: Я́же пра́дедную кля́тву потреби́вшая благослове́нным Рождество́м Твои́м, Ма́ти Чи́стая, благослове́ния избра́нных Бо́жиих, молю́, да мя́ сподо́биши, Благослове́нная и Просла́вленная.

Я́ко ревни́тель стра́сти Влады́чней и по́стников усе́рдный после́дователь сы́й, пле́нники уче́нием твои́м наста́вль, Христо́ви приве́л еси́, Евстра́тие, и на́с, плене́нных страстьми́, мольба́ми свои́ми свободи́ и подража́тели честно́му твоему́ житию́ покажи́, зову́щих: ра́дуйся, испи́вый сла́достне ча́шу Христо́вых страда́ний.

Ирмо́с: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

Безу́мное веле́ние иуде́йское, пригвожде́н сы́й, о́тче, на кресте́, обличи́л еси́ проро́ческими Писа́ньми и па́схи зако́нныя не восхоте́л еси́ вкуси́ти, жела́я прича́стник бы́ти Па́схи, Я́же за ве́сь ми́р пожре́ся — Христо́с Бо́г благослове́нный.

Разоре́ние кля́твы, я́же от дре́ва, приводи́л еси́, блаже́нне, от проро́к сказу́я, и, вхо́д живота́ на дре́ве кре́стном живото́м, ви́сящим пред очи́ма и́х, пропове́дуя, посрами́л еси́ иуде́и, неве́дущия пе́ти: Бо́же, благослове́н еси́.

Распе́ншим тя́ иуде́ем проро́чествовал еси́, о́тче преподо́бне: прии́дет вско́ре отмще́ние на вы́ за кро́вь мою́ и про́чиих христиа́н, и́хже уби́сте непови́нне, и пра́здники ва́ша в се́тование обратя́тся, ненави́дит бо суббо́т ва́ших Госпо́дь, в ни́хже отверго́стеся пе́ти: Христе́ Бо́же, благослове́н еси́.

Словеса́ твоя́ бы́ша о́стрыя стре́лы беззако́нным, и́миже пробода́еми, не стерпе́ша, но копие́м ре́бра твоя́ прободо́ша, и отше́л еси́ ко Источи́вшему от прободе́ннаго ребра́ жи́знь всему́ ми́ру пе́ти: Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Прободе́нну ми́ грехолю́бным копие́м лю́таго велиа́ра, ско́ро приложи́ пла́стырь ми́лости Твоея́, Богоневе́стная Де́во Ма́ти, я́ко да, исцеле́в, вы́ну Ти́ пою́, Влады́чице: Благослове́нна еси́.

Ирмо́с: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Почти́те, лю́дие, до́браго страда́льца, и́же, вся́ у́ды пре́жде собо́ю мы́сленне распя́в, последи́ чу́вственне от иуде́й распя́т, возопи́л ко Христу́: се́ а́з я́звы Твоя́ на те́ле мое́м ношу́ и пою́ Тя́ во вся́ ве́ки.

Тебе́, о́тче, на не́бо о́гненною колесни́цею и ко́ньми восхище́нну, изыдо́ша в сре́тение му́ченик и пра́ведник ли́ки, восхвали́ша ру́чныя и но́жныя я́звы твоя́ и бо́к прободе́нный, прие́млюще тя́ в ски́нию святы́х хвали́ти Го́спода во ве́ки.

Гла́с принесе́ся к тебе́, свя́те, от велеле́пныя сла́вы: се́ до́брый небе́сный граждани́н, его́же не бе́ досто́ин ве́сь ми́р, восхо́дит от су́етнаго ми́ра к преми́рным селе́ниям пе́ти Го́спода во вся́ ве́ки.

Сокро́вище многоце́нное — мо́щи твоя́, — преблаже́нне, беззако́нный евре́ин хотя́ утаи́ти, вве́рже в мо́ре, но Бо́жиим смотре́нием обрето́шася зде́, в пеще́ре, и́мже покланя́ющеся, прославля́ем просла́вльшаго тя нетле́нием и чудесы́ Го́спода во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Сокро́вище многоце́нное, дража́йшаго Иису́са, от Ма́терних не́др произве́дшая, искупи́ ду́шу мою́ от плене́ния любостра́стнаго ми́ра, да пою́ Тя́ зде́ и в немерца́ющем Све́те во вся́ ве́ки.

Ирмо́с: О́браз чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Свети́ся, свети́ся, Бо́жия Ма́тере Пече́рская оби́тель, в тебе́ бо цвету́щее дре́во возрасте́, чу́дный Евстра́тий, благово́нными цве́ты страда́ния укра́шен. Красоте́ того́ и мы́ прича́стницы да бу́дем, покланя́емся моще́м его́ и пе́сньми велича́ем.

Открыва́яй та́йны Бо́г скве́рных уби́йцев яви́ благочести́вому царю́, я́ко, лицеме́рствующе, иуде́е в та́йне христиа́н убива́ют, и взы́де непра́вда на главу́ и́х: ра́вную бо сме́рть восприя́ша по твоему́ проро́честву, о́тче блаже́ннейший.

Кро́вь твоя́, непови́нне излия́нная от иуде́й, а́ки А́велева, о́тче, вопия́ше к Бо́гу, И́же пра́ведным судо́м за ню́ наведе́ отмще́ние, и, пове́шен бы́в на дре́ве, тво́й мучи́тель получи́ ча́сть со Иу́дою в гее́нне, твоя́ же ча́сть — Госпо́дь, Ему́же покланя́ющеся, дне́сь велича́ем.

Кро́вь твоя́, свя́те, и нело́жное проро́чество мно́гия по́слежде приведе́ к ве́ре: сбытие́ бо того́ ви́девше, и́стинно пока́явшеся, ве́роваша во Христа́, и, кре́щшеся, до́бре пожи́ша, и блаже́нныя сподо́бишася жи́зни, ея́же и мы́ да не лиши́мся, кла́няемся ра́це моще́й твои́х и тя́ велича́ем.

Богоро́дичен: Жи́знь присносу́щную в не́дрех Свои́х объе́мля, от вре́менной жи́зни к ве́чной на́с упра́ви Твои́м хода́тайством, Непоро́чная Ма́ти, и да́ждь все́м зре́ти невече́рний де́нь Ца́рствия Сы́на Твоего́.

Присносу́щную прови́дя жи́знь, блаже́нне, о вре́менней неради́л еси́, вся́, наноси́мая от иуде́й, претерпе́в до́блественне, и, зако́нныя па́схи не восхоте́в вкуси́ти, ко кресту́ пригвожде́н бы́л еси́, и, о́гненною от земли́ восходя́ колесни́цею, свиде́тельствовал еси́: Христо́с е́сть Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.

Присносу́щнаго Све́та Предста́тельница су́щи, Богоневе́стная Де́во, на́м, во мра́це живу́щим, предста́ни и упра́ви жи́знь на́шу, да безпреткнове́нно до́йдем, иде́же Христо́с е́сть Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­стра­тий Пе­чер­ский ро­дил­ся в XI ве­ке в Ки­е­ве в бо­га­той се­мье. С воз­рас­том он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, раз­дав свое име­ние ни­щим. Пре­по­доб­ный Ев­стра­тий сми­рен­но про­хо­дил по­слу­ша­ние в оби­те­ли, стро­го ис­пол­няя мо­лит­вен­ное пра­ви­ло и про­во­дя дни в пост­ни­че­стве и воз­дер­жа­нии.

Ко­гда в 1096 го­ду на Ки­ев на­па­ли по­лов­цы и ра­зо­ри­ли Пе­чер­ский мо­на­стырь, ис­тре­бив мно­гих ино­ков, пре­по­доб­ный Ев­стра­тий был взят в плен и вме­сте с трид­ца­тью мо­на­стыр­ски­ми ра­бо­чи­ми и два­дца­тью ки­ев­ля­на­ми про­дан в раб­ство од­но­му иудею, жив­ше­му в го­ро­де Кор­су­ни. Бо­го­про­тив­ный ев­рей стал при­нуж­дать плен­ни­ков от­речь­ся от Хри­ста, угро­жая про­ти­вя­щих­ся умо­рить го­ло­дом в око­вах. Но му­же­ствен­ный инок Ев­стра­тий мо­лит­вен­но укреп­лял и по­учал сво­их бра­тий-хри­сти­ан ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми: “Бра­тие! Кто из вас кре­стил­ся и уве­ро­вал во Хри­ста, пусть тот не из­ме­ня­ет обе­ту, дан­но­му при Кре­ще­нии. Хри­стос воз­ро­дил нас во­дою и Ду­хом, ис­ку­пил нас от клят­вы за­ко­на Сво­ею Кро­вию и сде­лал нас на­след­ни­ка­ми Сво­е­го Цар­ствия. Ес­ли жи­вем – бу­дем жить для Гос­по­да; ес­ли умрем – умрем в Гос­по­де и вре­мен­ною смер­тью об­ря­щем веч­ную жизнь”. Укреп­ля­е­мые сло­ва­ми пре­по­доб­но­го, плен­ни­ки пред­по­чли луч­ше уме­реть от недо­стат­ка вре­мен­ной пи­щи и пи­тия, но не от­речь­ся от Хри­ста, Ко­то­рый есть пи­ща и пи­тие веч­ной жиз­ни. Ис­то­щен­ные го­ло­дом и жаж­дой, все пять­де­сят плен­ни­ков через несколь­ко дней умер­ли. Толь­ко один пре­по­доб­ный Ев­стра­тий остал­ся жив, по­то­му что с юных лет при­вык к по­сту. То­ми­мый го­ло­дом, он уже в те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней не при­ка­сал­ся к пи­ще и во­де. Нече­сти­вый ев­рей, ви­дя, что из-за чер­но­риз­ца про­па­ли его день­ги, за­пла­чен­ные за плен­ных, ре­шил ото­мстить свя­то­му ино­ку.

При­бли­жа­лось Свет­лое Хри­сто­во Воскресение, и ев­рей-ра­бо­вла­де­лец во вре­мя празд­но­ва­ния иудей­ской пас­хи, со­брав сво­их дру­зей, рас­пял на кре­сте пре­по­доб­но­го Ев­стра­тия. Со­брав­ши­е­ся во­круг рас­пя­то­го свя­то­го же­сто­кие му­чи­те­ли по­но­си­ли стра­сто­терп­ца и пред­ла­га­ли вку­сить их пас­хи. На это пре­по­доб­но­му­че­ник от­ве­чал: “Ве­ли­кой бла­го­да­ти спо­до­бил ме­ня ныне Гос­подь. Он да­ро­вал мне ми­лость по­стра­дать за Имя Его на кре­сте по об­ра­зу Его стра­да­ний. “. Услы­шав это, раз­гне­ван­ный ев­рей схва­тил ко­пье и прон­зил им при­гвож­ден­но­го ко кре­сту пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия. Свя­тое те­ло стра­даль­ца, сня­тое с кре­ста, бы­ло вверг­ну­то в мо­ре. Ве­ру­ю­щие хри­сти­ане дол­го ис­ка­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка, но не смог­ли их най­ти. Про­мыс­лом Бо­жи­им нетлен­ные мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре и ис­то­ча­ли мно­же­ство чу­дес. Впо­след­ствии они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ближ­ние пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

Пред­ска­за­ние свя­то­го му­че­ни­ка Ев­стра­тия о том, что кровь его бу­дет ото­мще­на, ис­пол­ни­лось тот­час по­сле его смер­ти. В тот же день при­шло по­ве­ле­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра из­гнать из Кор­су­ни всех ев­ре­ев, ли­шив их иму­ще­ства, а ста­рей­шин из­бить за му­че­ние хри­сти­ан. Ев­рей, рас­пи­нав­ший пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия, был по­ве­шен на де­ре­ве, по­лу­чив спра­вед­ли­вое воз­мез­дие за без­за­ко­ние.

Ссылка на основную публикацию