Преображение Господне

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

Преображение Господне. Как его надо отмечать и что нельзя делать в великий праздник

Преображение Господне отмечают православные 19 августа 2020. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть самых важных, которые посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа. Согласно евангелию, в этот день Иисус предстал преображенным перед своими учениками. В чем смысл Преображения Господня, почему в этот день священнослужители облачаются в белое и почему 19 августа освящают яблоки — читайте в материале amic.ru.

Традиция празднования Преображения Господня зародилась еще в IV веке. 19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил свое Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трех Евангелиях — от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор. Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как Учитель их преобразился “и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:1-2).

Также перед глазами удивленных учеников предстали и два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые говорили с Господом о его последних днях жизни, страданиях и смерти. Апостолы были поражены и наблюдали за происходящим. Вдруг на гору опустилось светлое облако, из которого ученики услышали голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Это был голос Бога Отца. Испугавшись, апостолы пали ниц.

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном образе. Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”.

“Преображение” переводится с греческого как “изменение формы”, “превращение в другой вид”. Смысл Преображения Господня в том, что так Иисус Христос показал, что нем соединяется сразу два естества – человеческое и божественное. Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Как считает богослов Иоанн Златоуст, Господь преобразился для того, чтобы показать свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества. А явление Моисея и Илии (один из них был уже мертв, а второй был взят живым на небо), по мнению Златоуста, означало, что Христос властвует над смертью и жизнью, пишет “Фома”.

“Яблочный спас” — так в народе прозвали праздник Преображения Господня. “Спас” — это сокращение от слова “Спаситель” (еще одно имя Иисуса). По ветхозаветной традиции 19 августа верующие несут в храм плоды первого урожая, дабы освятить их и поблагодарить Бога за дары. В Израиле и Греции — это виноград. А в Древней Руси к этому времени поспевали яблоки. Их-то как раз и несли на освящение в церковь. Отсюда и название — Яблочный спас. Хотя, по сути, 19 августа можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Накануне Преображения Господня в храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей — это самая торжественная часть Утрени, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, которое произошло на вершине горы Фавор.

Также в праздничный день совершается литургия. Во время службы священники надевают белые одежды – они символизируют небесное сияние, тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время преображения Христа.

19 августа прихожане приносят в храм плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить. Чин освящения плодов в церкви имеет большое значение для верующих. Согласно Типикону, до Преображения Господня запрещается есть виноград и другие плоды нового урожая: “Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов“.

Также на Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье и зазывали гостей.

19 августа нельзя употреблять мясо, молочные продукты и яйца. Ведь Преображение Господне выпадает на период Успенского поста, который продлится до 28 августа. Хотя в честь праздника можно позволить себе рыбу.

Также из-за поста в это день нельзя развлекаться, шуметь, ссорить и сквернословить.
Как и при остальных больших церковных праздниках на преображение нельзя убираться и стирать. Сделать это лучше накануне, при подготовке к празднику. Тяжелую работу тоже переносили на другой день. Запрещено шить и вязать.

Преображенский собор в Белгороде: адрес, расписание богослужений

В 90-е годы одним из результатов перестройки стало возвращение верующим города Белгорода кафедрального Преображенского собора. Это событие послужило началом возрождения одного из крупнейших духовных центров России. Сегодня духовенством собора проводится широкая работа по религиозному просвещению прихожан, столь необходимая после долгих десятилетий господства атеистической пропаганды.

Деревянная Преображенская церковь

Предшественницей нынешнего Преображенского собора в Белгороде была деревянная церковь, освящённая в честь великого церковного праздника, ─ Преображения Господня. По мнению исследователей, она находилась на территории Старого города, именуемой Ногайской стороной, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах, ранняя из которых датируется 1626 годом.

Из того же источника известно, что её причт владел весьма обширными земельными угодьями, раскинувшимися на противоположном берегу Северского Донца. Ему принадлежали не только пахотные наделы, но и богатые рыболовные угодья. Сохранилась эта церковь и после того, как в 1646 году, ввиду строительства новых оборонительных сооружений, город был перенесён на правый берег Северского Донца.

Благое начинание

Неподалёку от неё имелась ещё одна, также деревянная Ильинская церковь. Когда к началу XIX века обе они весьма обветшали и подлежали сносу, по инициативе местного городничего И. П. Леонтьева было решено вместо двух деревянных церквей возвести одну каменную. Он же выбрал для будущей постройки подходящее место на Базарной площади, недалеко от Курской улицы, носящей сегодня имя Попова. Так зародилась идея создания в Белгороде Преображенского собора.

Любое доброе начинание, а особенно такое грандиозное, как постройка Божьего храма, требует материальной базы. В связи с этим был объявлен сбор средств, в котором приняли участие все жители округи. Как издревле повелось на Руси, наряду с представителями обеспеченных слоёв населения ─ дворянства и купечества, пожертвования на богоугодное дело вносили даже те, кому для этого приходилось жертвовать последними копейками.

Храм-памятник

Когда, наконец, необходимая сумма была собрана, озаботились созданием проекта будущего собора, работу над которым поручили харьковскому архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву. Это был хоть и молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя зодчий. Достаточно сказать, что в своё время секреты мастерства будущий создатель Преображенского собора в Белгороде постигал в мастерской, руководимой лучшим петербургским педагогом Д. Кварнеги ─ автором многих нашумевших тогда проектов.

Поскольку работы по возведению и отделке Преображенского собора (адрес: Белгород, ул. Преображенская, 63-В) завершились в 1813 году, было решено посвятить его победе России над наполеоновской армией. Традиция возведения храмов-памятников имеет в нашей стране давнюю историю, и поэтому столь патриотическая идея была встречена всеобщим одобрением.

В течение всего XIX и начала XX века Преображенский собор хоть и не являлся кафедральным, но по числу прихожан был одним из первых в городе. При нём постоянно действовала двухлетняя церковно-приходская школа, а также несколько учебных мастерских, в которых дети из беднейших семей могли получить навыки некоторых ремёсел. Характерно, что, согласно документам, сохранившимся в городском архиве, соборный причт не получал от епархиальных властей жалованья, а для своего содержания имел некоторые отхожие промыслы, в том числе и торговые лавки, сдававшиеся в аренду.

Лихие времена

Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.

В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.

Собор, превращённый в музей

Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.

Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.

Возрождение святыни

Когда же в конце 80-х годов в стране повеяли ветры перестройки и отношение государства к церкви изменилось, то перемены коснулись и Преображенского кафедрального собора в Белгороде. В 1990 году он был возвращён верующим, после чего начались восстановительные и реставрационные работы, средства на которые, как и в прежние времена, собирались всем миром.

Тогда же было совершено его освящение. В сентябре следующего года произошло весьма знаменательное событие: при стечении нескольких тысяч верующих в него крестным ходом были перенесены мощи святителя Иосафата Белгородского, второе обретение которых произошло незадолго до этого.

Службы в Преображенском соборе (Белгород)

Сегодня при храме действуют религиозная библиотека, воскресная школа, методический кабинет, катихезаторские курсы и музыкальный театр «Лествица». Но, кроме того, в полном объёме совершаются все службы, предусмотренные Уставом РПЦ. Расписание богослужений в Преображенском соборе Белгорода выглядит следующим образом: с понедельника по субботу утренние службы, включающие литургию, начинаются в 8:00, а в воскресные дни они совершаются в 8:30 и 9:30; вечерние же богослужения как в будние, так и в праздничные дни начинаются в 17:00.

Преображенский собор Белгород

Главный вход в Преображенский собор, как и в большинстве храмов, устроен с запада — через паперть под колокольней. В соответствии с традиционным планом храмового здания, далее следует трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом.

Основная часть в плане Преображенского собора представляет собой неравноконечный кресте мощным куполом на световом барабане, соединенном со столпами с помощью парусов. Слева (к северу) от центрального иконостаса устроен придел, освященный во имя Илии Пророка; справа (к югу) — придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Знамение». У столпа, отделяющего центральный придел от южного, помещена украшенная резной сенью рака, в которой почивают мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Придельные иконостасы — весьма просты, они имеют один ярус. Двухъярусный позолоченный центральный иконостас смотрится торжественнее и богаче, что, вообще говоря, вполне логично. Его выполнили в пору возрождения Преображенского собора, в начале 1990-х годов. Иконы написаны белгородскими художниками и иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

К западной стене основной храмовой части, на высоте второго этажа, примыкают хоры.

Что касается общего впечатления, то следует отметить, что интерьеры Преображенского собора оказываются гораздо пышнее и праздничнее его внешнего вида, в чем при желании можно усмотреть некую концептуальную мысль: внутреннее, дабы не возникало обмана, и должно быть богаче внешнего. Или, в предельном случае, равнозначно, равновелико ему.

На создание торжественного настроения внутри собора работает абсолютно всё: и многочисленные святыни, и тяжелая барочная резьба «под золото» киотов, и плавность арочных пролетов, и, может быть более всего, сплошная роспись храма. В 1887 году стены Преображенской церкви были «выбелены по штукатурке мелом». Но то был рядовой приходской храм, кафедральному же собору пристало иное оформление.

Читайте также:  Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

В 1999 году артель мастеров расписала купол. Росписи стен выполнялись позже и были завершены в 2005 году.

История возведения

Согласно историческим фактам впервые храм упоминается в 16 веке. Как описывается в Летописях храм бы богат на различные святые лики и других церковных церквей. Многие историки придерживаются того мнения, что она была построена в честь победы во время войны с войском Наполеона.

На месте где впервые построен был храм раньше стояла старая и ветхая церковь. Ново построенный Преображенский храм представлял собой двухэтажное здание, построенное из кирпича и камня. Он имел три предела. Во времена, когда происходила борьба большевиков против православной религии на территории СРСР храм был закрыт, как и многие другие.

После закрытия в нем работал краеведческий музей. И только в начале 90-х здание вернули под его прежнее предназначение. После чего были произведены некоторые работы по его восстановлению. В 1991 году в Соборе прошла первая божественная Литургия.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

История постройки

Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.

Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:

архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.

Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.

Советское время

В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.

В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.

Возрождение

Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.

Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.

В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.

Архитектура

Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:

Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках. Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.

Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.

Расписание богослужений Преображенского Собора Белгорода

В православном храме и по сей день проходят божественные Литургии. Их могут посещать все желающие православные верующие. Собор работает ежедневно без выходных. Богослужения проходят по следующему расписанию:

По будним дням Литургии читаются в 7:00 и 19:00.По выходным дням богослужения начинаются в 6:30 в субботу и 7:00 в воскресенье утренние, а вечерние в субботу в 17:00, в воскресенье – 18:00.

По праздничным дням расписание богослужений немного отличается. Более точное время начала Литургий в праздничные дни можно узнать у священнослужителей самого Собора.

Точный адрес Преображенского Собора в Белгороде: г. Белгород. Ул. Преображенская дом 63 в.

К нему удобно добираться как на общественном транспорте, так и на собственном авто. Он настолько известен, что каждый житель подскажет самую короткую дорогу к храму.

Храни Вас Господь!

Читайте еще:

Казанский собор в Санкт-Петербурге Староярмарочный Собор в Нижнем Новгороде Волгоград казанский кафедральный собор Кафедральный Воскресенский собор в Твери Троицкий собор в Подольске Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде Успенский Кафедральный Собор город Ярославль Собор Спасо-Преображенский Кафедральный Свято-Екатерининский собор Дмитриевский собор во Владимире Исаакиевский собор в Санкт Петербурге Собор Владимирской Божьей Матери в Санкт-Петербурге

Деятельность прихода

Сегодня храм Преображения Господня, считающийся памятником архитектуры, является одним из центров духовной и общественной жизни Белгорода. На его базе проводится активная просветительская и образовательная деятельность.

Помимо богослужений, священнослужители Преображенского храма проводят активную образовательную и просветительскую работу с детьми и взрослыми людьми города Белгород. При приходе существует образовательно-методический центр «Преображение», на базе которого организована работа по следующим направлениям:

занятия с детьми от 6 до 16 лет в Воскресной школе;организация выступлений детского театра «Лествица», в репертуар которого входят постановки религиозного характера;создание библиотечного фонда, содержащего как общедоступные, так и специализированные религиозные издания;проведение бесед на религиозные темы со взрослыми.

Преображенский кафедральный собор — величественный архитектурный памятник, являющийся центром духовной жизни Белгорода. Даже во времена советской богоборческой власти он своим величественным видом вселял в души людей благоговение перед Домом Господним.

Преображенский кафедральный собор города Белгорода

Спасо-Преображенский собор в Нижнем НовгородеСпасо-Преображенский кафедральный собор в ХабаровскеСпасо-Преображенский кафедральный собор в РыбинскеСпасо-Преображенский собор в Тольятти

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

Город на белой меловой горе, возвышающейся над рекой Северский Донец, — один из центров русского православия. За многовековую историю на белгородской земле возвели множество величественных и красивых храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Одной из самых интересных и драматичных является судьба Преображенского собора.

История постройки

Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.

Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:

  • архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
  • подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
  • сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.

Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.

Советское время

В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.

В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.

Возрождение

Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.

Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.

Ещё интересные статьи о православии:

В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.

Архитектура

Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:

  1. Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
  2. Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
  3. Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.

Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.

Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.

Расписание богослужений

Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
  • с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
  • в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.

Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

Престольные праздники

В общецерковные и престольные праздники возможны изменения в работе храма, информацию о которых следует уточнять в информационной службе прихода. С особой пышностью отмечают следующие праздники:

  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 2 августа — день Ильи Пророка;
  • 10 декабря — икона Богоматери «Знамение»;
  • 17 сентября, 23 декабря — день памяти святителя Иосафа Белгородского.

Деятельность прихода

Сегодня храм Преображения Господня, считающийся памятником архитектуры, является одним из центров духовной и общественной жизни Белгорода. На его базе проводится активная просветительская и образовательная деятельность.

Помимо богослужений, священнослужители Преображенского храма проводят активную образовательную и просветительскую работу с детьми и взрослыми людьми города Белгород. При приходе существует образовательно-методический центр «Преображение», на базе которого организована работа по следующим направлениям:

  • занятия с детьми от 6 до 16 лет в Воскресной школе;
  • организация выступлений детского театра «Лествица», в репертуар которого входят постановки религиозного характера;
  • создание библиотечного фонда, содержащего как общедоступные, так и специализированные религиозные издания;
  • проведение бесед на религиозные темы со взрослыми.
Читайте также:  Молитва перед выходом из дома

Преображенский кафедральный собор — величественный архитектурный памятник, являющийся центром духовной жизни Белгорода. Даже во времена советской богоборческой власти он своим величественным видом вселял в души людей благоговение перед Домом Господним.

Крестовоздвиженский храм в Белгороде: его история, адрес, расписание богослужений

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Белгороде находится большое количество старинных Соборов и храмов. Но особое внимание заслуживает Преображенский Кафедральный Собор Белгорода. Он имеет свою истории и тайны. Несмотря на свой «возраст» он ежедневно привлекает все больше и больше прихожан. Это и не зря ведь в нем находится много чудотворных образов.

История

Преображенский храм был построен в 1807—1813 годах по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан на месте обветшавшего деревянного храма.

В 1923 году, после закрытия старинного Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. В 1930-х годах храм был закрыт.

Богослужения в нем возобновились в марте 1942 года, во время фашистской оккупации Белгорода. После освобождения города горисполком оформил документы о передаче Преображенского собора церковной общине «в бессрочное и бесплатное пользование».

В 1962 году Преображенский собор был вновь закрыт, а здание передано краеведческому музею. Но музей в этом здании был открыт только в 1973 году после окончания ремонта и перепланировки.

В сентябре 1990 года началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.

Внутреннее убранство собора, выполненное в духе «ново-русского благолепия» на рубеже XX—XXI веков, находится в кричащем противоречии с архитектурой храма — памятника провинциального русского классицизма.

Расписание богослужений

Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
  • с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
  • в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.


Богослужение в Преображенском соборе

Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

Святыни

Как уже упоминалось выше в храме находится много святынь. Главными из которых считаются следующие:

  • мощи святителя Иосафа Чудотворца,
  • святой лиц Богоматери «Знамение»,
  • образ святого Николая Ратного.

Прихожане просто слетаются со всей страны, чтобы помолится и преклонится перед святыми. О них по всей территории страны ходят истории о том, как иконы помогли многим людям в самых трудных житейских ситуациях. При храме работает двухклассная воскресная школа, в которой изучают святое письмо, песнопение и т. д.

Следует отметить, что и сегодня Преображенский Собор считается памятником архитектуры. Но несмотря на это в нем проводятся ежедневно божественные Литургии. С иконой пр. Богородицы «Знамение» ежегодно в конце каждой весны проходит крестовый ход в соседнее село Устынка.

Деревянная Преображенская церковь

Предшественницей нынешнего Преображенского собора в Белгороде была деревянная церковь, освящённая в честь великого церковного праздника, ─ Преображения Господня. По мнению исследователей, она находилась на территории Старого города, именуемой Ногайской стороной, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах, ранняя из которых датируется 1626 годом.

Из того же источника известно, что её причт владел весьма обширными земельными угодьями, раскинувшимися на противоположном берегу Северского Донца. Ему принадлежали не только пахотные наделы, но и богатые рыболовные угодья. Сохранилась эта церковь и после того, как в 1646 году, ввиду строительства новых оборонительных сооружений, город был перенесён на правый берег Северского Донца.

Белгородский Успенско-Николаевский собор

Интересную историю имеет ещё один древний собор Белгорода – Успенско-Николаевский, ведь своим появлением он обязан самому Государю Петру I, который пожертвовал на его строительство сто рублей. Произошло это в июне 1701 года, и записка об этом знаменательном событии 200 лет хранилась в алтаре собора.

Он был построен в течение буквально нескольких лет и стал одним из самых красивых и богатых храмов Белгорода. Так было до 1930 года, когда с его золотых куполов сбросили кресты, уникальную колокольню разрушили, а само здание собора превратили в тюрьму, узниками которой стали церковнослужители и верующие. После войны здесь был оборудован хлебозавод, и лишь спустя полстолетия Успенско-Николаевский собор был признан памятником истории, культуры и архитектуры и взят под охрану государства.

В начале 90-х годов прошлого столетия вокруг Успенско-Николаевского собора началось строительство женского Марфо-Мариинского монастыря, которому он и был передан.

Содержание

  • 1 Спасо-Преображенский собор (Белгород)
  • 2 Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 3 Николо-Иоасафовский собор (Белгород)
  • 4 Крестовоздвиженский храм (Белгород)
  • 5 Приход святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии (Белгород)
  • 6 Храм Почаевской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 7 Храм Георгия Победоносца (Белгород)
  • 8 Свято-Михайловский храм (Белгород)
  • 9 Храм Архангела Гавриила (Белгород)
  • 10 Храм Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 11 Храм Живоначальной Троицы (Белгород)
  • 12 Храм Сергия Радонежского (Белгород)
  • 13 Храм блаженной Матроны Московской (Белгород)
  • 14 Свято-Троицкий храм (Белгород)
  • 15 Часовня Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 16 Часовня Почаевской иконы Божией Матери (Белгород)

Лихие времена

Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.

В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.

Собор, превращённый в музей

Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.

Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.

Храмы России

При составлении географического каталога за основу взято административно-территориальное деление Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года. Для упрощения поиска многие города областного подчинения, закрытые административно-территориальные образования и проч. отнесены к административным районам, центрами которых они являются или территории которых их окружают.

В годы процветания настоятелем Крестовоздвиженской церкви был протоиерей Амфитеатров

Одним из лучших периодов церковной жизни являются годы, когда настоятелем храма стал отец Порфирий Амфитеатров. С его деятельностью связано духовное просвещение местного населения и материальное поддержание созданного им прихода.


Настоятель Порфирий принимал посильное участие в духовном развитии прихожан

Церковноприходская школа заняла почетное место в Курской епархии. На проповеди к настоятелю приезжали люди с соседних уездов. В начале XX века при посредничестве батюшки неподалеку была построена богадельня для съезжающихся сюда паломников.

Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород)

Двухэтажный кирпичный храм в духе московского барокко, сооруженный в 1727-1763. Четверик основного храма завершен небольшим восьмериком купола, над притвором установлена колокольня. В XIX в. был реконструирован в стиле классицизма. Внизу тёплый Смоленский храм, вверху Петропавловский, третий престол Михаило-Архангельский (1839). Закрыт не позже 1930-х, в 1943 поврежден обстрелом. С 1980-х реставрировался под органный зал, в 1992 возвращен верующим. Отреставрирован в первоначальных формах.

: Смоленской иконы Божией Матери

Год постройки

: Между 1727 и 1762.

: 308600, г.Белгород, Гражданский проспект, 50

Часовня Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)

В конце XVII века в пяти-шести верстах от Белгорода, в местечке, называемом Лог (сейчас Монастырский лес), чудесным образом была обретена икона Пресвятой Богородицы.

По благословению митрополита Илариона на этом месте была возведена часовня, которая в начале XVIII века вместе со святой иконой передана в ведение Белгородского Рождество-Богородицкого монастыря.

К 70-м годам XIX века здесь уже были построены и освящены два храма. Один – в честь Корсунской иконы Божией Матери, второй – в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В советские годы оба храма были разрушены, монашеский скит закрыт.

В начале 1990-х годов в Монастырском лесу были начаты восстановительные работы. На месте обретения чудотворной иконы восстановлена часовня. 22 октября 1995 года ее освятил епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

308010, г. Белгород, Ячнево (Монастырский лес)

Храм Почаевской иконы Божией Матери (Белгород)

Строительство храма Почаевской иконы Божией Матери было начато в апреле 2010 года и велось 1,5 года. 24 мая 2010 года был торжественно освящен закладной камень.

Общая площадь храма — 570,0 м2, высота — 35 м (до верха креста).

По бокам Храма расположены 4 малых башни с куполами, в центре находится главная башня с куполом диаметром -7,2 м, высота — 6,7 м.

Площадь первого этажа, где проходят богослужения, составляет 240 м2, высота помещения главного зала — 13,5 м.

Храм рассчитан на 450 прихожан.

Основной престол храма посвящен иконе Божией Матери «Почаевская», приставной престол — святителю Спиридону еп. Тримифунтскому.

6 января 2012 года по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна прошло первое Всенощное бдение, а 7 января – первая праздничная Божественная литургия.

Преображенский Кафедральный Собор Белгорода, адрес и расписание богослужений

Первое упоминание о Преображенской церкви г. Белгорода находим в самом раннем источнике по истории Белгорода – Писцовых книгах В.А. Керекрейского, датированных 1626 годом: “в Стрелецкой слободе церковь Преображения Господня да придел Дмитрея Солунскаго”. Точное место расположения этой церкви определить трудно. С полной уверенностью можно только сказать, что находилась она в Остроге, на “ногайской стороне”, то есть на территории современного Старого города.

Сохранилось краткое описание древней Преображенской церкви: “. древян клецки; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение. ” Преображенскому причту принадлежали земли и угодия, – “пашни паханые добрые церковные земли за рекою за Северским Донцом на Крымской стороне, по конец стрелецкие пашни, к лихому ярку дикого поля пятнадцать чети в поле, а в дву потомуж; сена девяносто копен”.

Существовала Преображенская церковь и после переноса Белгорода на правый берег Северского Донца. В более поздних источниках – церковных книгах Белгородского Николаевского мужского монастыря упоминается как сама Преображенская церковь, так и некоторые её священнослужители.

В начале XIX века начался обсуждаться вопрос о строительстве в Белгороде нового каменного храма. Интересные документы, связанные с его строительством обнаружил в начале XX века курский историк А.А. Танков. Это было “Дело о постройке в Белгороде вместо двух церквей – Преображенской и Пророко-Ильинской одной каменной трехпрестолъной: Преображения Господня, Св. Пророка Ильи и Св. Благоверного князя Александра Невского”.

Подготовить проект и возглавить строительство храма в Белгороде было поручено молодому харьковскому архитектору Е.А.Васильеву.

Евгений Алексеевич родился в 1779 году в Петербурге. Обучался в Петербургском училище под руководством Д.Кварнеги и в студии Порто. С 1803 года он уже адъюнкт университета в Харькове, с 1817-го – экстраординарный профессор, архитектор университета. Евгений Алексеевич стал автором проектов и руководителем строительства многих зданий города Харькова. В числе сохранившихся до наших дней – несколько бывших университетских корпусов на Университетской улице, колокольня Успенского собора, Николаевская церковь на Цементной улице.

Деньги и строительные материалы для нового храма собирали, как принято было издавна на Руси, всем миром. Священник старой Преображенской церкви Шумов доносил, что прихожане обещают доставить “потребное количество материалов из собственного их кошту”. Крупную сумму в 2 тысячи рублей жертвовала на строительство церкви вдова белгородского купца Стефанида Тамбовцева со своим семейством. Двое неизвестных прихожан Ильинской церкви передали на строительство 1000 и 200 рублей, “прочие же прихожане и сограждане доброхотным подаянием обещаются тогда, когда онаго храма основание утвердится”. Жители слободы Красной “обещались на первый случай доставить извести 300 четвертей или из их общественной суммы 100 р.” Для начала строительных работ этих средств было достаточно.

Читайте также:  Петров пост, что есть, устав, можно ли жениться

В письме Е.А.Василъеву преосвященный Феоктист предлагал часть денег, предназначенных для строительства колонн, “употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами. ”
В 1813 году двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном, была открыта и освящена. В первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью, так как в ней было три придела, два: Преображения Господня и пророка Ильи, перешедшие от старых церквей, и один новый – в честь св. благоверного князя Александра Невского. Впоследствии последний был упразднен, а вместо него созданы три новых придела: в честь жен Мироносиц, Богоявления Господня и иконы Божией Матери “Знамение”. Прихожанами новой церкви стали жители Белгорода: купцы, мещане, крестьяне, а также малороссияне пригородной слободы Красной.

В начале XX века в Преображенском приходе насчитывалось 186 прихожан, имелась двухклассная церковно-приходская школа. Церковный притч состоял из священника П.М. Нездоймищева, диакона П.И. Аристидова и псаломщика П.М. Василъева.

В августе 1925 года был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской – икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский. Директор вновь открытого в Белгороде музея краеведения П.И.Барышников докладывал в 1925 году своему руководству: “В Преображенской церкви находится древняя икона Николая Ратного, имеющая до 400 лет, взятая самовольно из мужского монастыря для крестных ходов в Устинку и подлежащая согласно ст. 5 декрета 7/1, 1924 г. отобранию в музей, как значащаяся в описях”.

В конце 1920-х годов в Белгороде началась компания по подготовке общественности к закрытию других храмов. Из трудовых коллективов, по инициативе местного отделения Союза безбожников, пошли письма в газеты с требованием закрыть оставшиеся в городе действующие церкви, в том числе и Преображенскую. 20 октября 1929 года газета “Белгородская правда” поместила на своих страницах гневное письмо воинствующих атеистов: ‘”Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не “поднять вопрос” – он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба”.

И всё же местные власти не решились закрыть главный храм города. Преображенский кафедральный собор действовал в годы советской власти без малого полвека. В нем проповедовалось слово Божие и в тяжелые годы гонения на церковь, и в Великую Отечественную войну, и в послевоенное лихолетье. Закрыли собор в 1962 году. После затянувшегося на целое десятилетие ремонта и перепланировки, существенно изменивших его интерьер. “По просьбам трудящихся” Преображенский кафедральный собор передали под областной краеведческий музей.

Музей был открыт 22 октября 1973 года. В его шестнадцати залах, занимавших площадь 1116 квадратных метров на двух этажах, разместилось около четырех с половиной тысяч экспонатов и исторических документов с древнейших времен до начала 1970-х годов. У входа в православный храм, ставший музеем, были установлены каменной изваяние языческой “бабы” и пушка времен Полтавской битвы. С северной стороны храма, по улице Коммунистической, поставили на “вечную” стоянку танк Т-34 и пушку времен Великой Отечественной войны, а с восточной, по улице Попова, – трактор 1930-х годов и огромную глыбу руды.
Семнадцать лет в Преображенском соборе размещался музей. Но вот во второй половине 1980-х годов начало меняться отношение к Церкви. Повсеместно в стране стали раздаваться сначала робкие, а потом всё более настойчивые требования о передаче храмов верующим. В Белгороде в то время часто можно было видеть в самых оживленных местах города группу молодых людей, собиравших подписи с требованием перенести музей из Преображенского собора и вернуть храм верующим. Многие поддерживали этих молодых людей и охотно ставил свои подписи.

В 1990 г. по воскресеньям к Преображенскому собору начали приходить верующие. У крыльца они читали акафист святителю Иоасафу, усердно молились, чтобы Господь возвратил им святыню. 19 августа того же года, в престольный праздник Преображения Господня, в сослужении архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, у стен Преображенского собора состоялась первая после почти тридцатилетнего перерыва Божественная Литургия.

В сентябре 1990 года собору была передана первая часть Ильинского предела. К сентябрю 1991 г. в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа, епископа Белгородского храм был полностью освобожден.

17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа. Так Святитель Иоасаф как бы вновь освятил своим присутствием Белгород – место его последних подвигов. Десятки тысяч горожан приняли участие в крестном ходе.

В 1992 году в Преображенском соборе было организовано Православное братство во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Члены этого братства, среди которых были люди разных профессий – инженеры, архитекторы, педагоги, библиотекари, рабочие, вели духовно-просветительскую работу среди населения, помогали Русской Православной церкви в восстановлении храмов, часовен, занимались благотворительностью. С их помощью был восстановлен источник Корсунской иконы Божьей матери. В ноябре 1994 года с благословления архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, вышел в свет первый выпуск газеты Православного братства “Фавор”. На страницах этой газеты печатались приходские новости, материалы по истории христианства, статьи духовно-просветительского характера.
При Преображенском соборе с 1991 года существует воскресная школа. Ученики воскресной школы изучают Закон Божий, церковный Устав, совершают паломнические поездки, проводят Рождественские елки.

Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 гг. были укреплены стены храма, установлены новые купола, установлены новые купола на них, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.

В правом углу храмовой части, возле иконостаса размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 году группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000 – 2004 годах.

Несколько десятилетий икона Пресвятой Богородицы “Знамение” и подобная ей по размеру и материалу икона Святителя Иоасафа Белгородского хранились в запасниках Белгородского областного краеведческого музея. За долгие годы небрежного хранения металлические поверхности этих икон целиком покрылись плотным слоем ржавчины.

С 17 сентября по 17 ноября 1998 г. в музее была развернута выставка “Дорогою любви Христовой”, посвященная памяти Святителя Иоасафа. Икона Пресвятой Богородицы “Знамение” и икона Святителя Иоасафа были помещены в застекленную витрину, как пример поругания Святынь. Во время выставки чудесным образом постепенно сквозь темно-коричневый налет стали проступать лики Богородицы и Богомладенца. Последними появились изображения рук Пречистой Девы Марии и надпись внизу иконы.

Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями.
7 декабря 1998 г. (накануне праздника в честь иконы Божьей Матери Знамение”) икона была передана в Преображенский кафедральный собор, правый предел которого освящен в честь этой иконы.

Храмы Белгородской области
Город Белгород

Преображенский кафедральный собор

Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 63-В.
Телефон: (4722) 32-01-82, 32-44-06, 33-68-25.
Настоятель: протоиерей Олег Николаевич Кобец.
Духовенство храма: протоиерей Николай Герасимович Кобец, протоиерей Борис Владимирович Лаврушин, протоиерей Виктор Иванович Кравец, протоиерей Виктор Александрович Толстиков, иерей Алексий Сергеевич Куренков, иерей Димитрий Владимирович Карпенко, иерей Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер, протодиакон Игорь Евгеньевич Панкратов, диакон Владимир Олегович Тимофеев, диакон Алексий Александрович Махонин.

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.

В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.

В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.

Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.

Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

Ссылка на основную публикацию