Прелюбодеяние – что это такое? Грех прелюбодеяния в православии

Что такое прелюбодеяние в православии

  • Грех прелюбодеяния в православии
  • Чем отличается от блуда
  • Что такое любодеяние
  • Каковы последствия и наказание
  • Молитва от блуда и прелюбодеяния
  • Видео по теме

Старинным, а потому несколько загадочным, словом «прелюбодеяние» назван один из смертных грехов.

Смертный он потому, что человек, который получил в дар от Бога бессмертную душу, совершая самые тяжелые из существующих грехов, отдаляет ее от Творца и тем самым обрекает на гибель, на невозможность спасения.

Каково же собственно значение слова «прелюбодеяние», что это за грех? В православии это внебрачная любовная связь, нарушение супружеской верности, аналог современного понятия «адюльтер».

Грех прелюбодеяния в православии

Брачный союз освящен Господом, Им благословлено не только духовное единство супругов, но и плотское. По этому поводу о муже и жене в Книге Бытия даже сказано: да будут они одна плоть. Брак предполагает взаимную ответственность, наличие обязанностей как по отношению друг к другу, так и к другим членам «ячейки общества».

Великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст супружескую измену называет двойным и даже тройным преступлением. В чем смысл этих слов? Они свидетельствуют о коварной сущности прелюбодеяния, «маскирующего» собой еще несколько проблем:

Человек в браке отдает свое тело во власть супругу.

  • воровство,
  • ложь и лжесвидетельство,
  • зависть,
  • вожделение,
  • недоверие к супругу.

Восьмая заповедь Закона Божьего гласит: «не кради». А человек, совершающий прелюбодеяние, крадет у жены (мужа) свое тело, которое с момента вступления в брак является собственностью «второй половинки». Апостол Павел так пишет о супружеских отношениях в телесном плане: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена».

Изменяя супругу, прелюбодеи непременно запутываются во лжи, лжесвидетельствуют о себе, выкручиваются и хитрят.

О зависти и вожделении по отношению к чьей-то жене или имуществу говорит заповедь: «не пожелай…» всего только что указанного.

А недоверие, точнее даже, убийство доверия к супругу, вызывается не столько ревностью как чувством, сколько по принципу «раз у самого рыльце в пуху», то и другого таковым видит.

Итогом внебрачных связей чаще всего становятся развод, разрушение семьи, обездоленность детей, растление — не только тела, но и, что гораздо более страшно, души.

Кстати, прелюбодеяние, независимо от того, кто из супругов его совершил, — вполне весомая причина для расторжения брака, и даже церковного.

Чем отличается от блуда

Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного — мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние — это когда изменяешь мужу или жене.

Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.

Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.

Блуд и прелюбодеяние — в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам. Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.

Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.

Брак, кроме любовной связи, это еще и единение душ.

По-настоящему счастливым человек может быть только в браке, поскольку это не только телесная, но и духовная близость, единение, любовь и взаимное доверие любимых людей.

Говоря о блуде, уместно вспомнить, что это «родной» грех проституток, гомосексуалистов, лесбиянок, людей, имеющих интимные отношения с близкими родственниками — этот вид блуда называется кровосмешением, и других сексуальных извращенцев.

По-другому блуд можно назвать аморальностью, развратом, крайней степенью человеческой испорченности.

Чтобы понять, насколько тяжел этот грех, стоит вспомнить определение апостола Павла о человеке как о «храме Духа Святого». А если человек этот живет блудными страстями, растлевает тела — свое и сексуального партнера, значит, он оскверняет сей святой храм; как ныне принято говорить, совершает акт вандализма по отношению к святыне, т.е. по большому счету восстает против того, что установлено Богом относительно каждого из нас, против Его порядка и гармонии.

Что такое любодеяние

Более широким понятием половой безнравственности является то, что среди смертных грехов именуется любодеянием или любодейством. Что это за грех? Данным «термином» обозначено все, так или иначе связанное с проявлениями похоти, потому и считается этот грех наиболее отвратительным.

Любодеяние — многогранно. О первых двух «видах» под названием «прелюбодеяние» и «блуд» мы уже рассказали. А еще оно охватывает такие противоестественные пороки как:

  • кровосмешение,
  • малакию — что означает рукоблудие, мастурбацию, онанизм,
  • мужеложство — «содомский грех», гомосексуализм,
  • скотоложство — такой же «содомский грех», представляющий собой половой контакт человека и животного.

Каковы последствия и наказание

В Первом послании к коринфянам апостол Павел предупреждает блудников и идолослужителей, прелюбодеев, малакий и мужеложцев о том, что Царства Божия они не наследуют. Фигурально говоря, это и есть смерть души. Так что же, нет никакого выхода? Слова апостола можно продолжить: если не принесут искреннего покаяния и не порвут с греховной жизнью.

Столетия назад прелюбодеи строго наказывались.

Надо сказать, что во времена, описываемые в Ветхом Завете, прелюбодей предавался смерти. А Новый Завет свидетельствует о том, как женщину, взятую в прелюбодеянии, фарисеи собирались побивать камнями.

По современным церковным канонам впавшие в грех любодеяния тоже наказываются очень строго. Нет, их не казнят, но они на длительное время отлучаются от причастия, что для человека верующего почти сравнимо с физической казнью. А перед этим должны покаяться и понести епитимью — так называется церковная нравственно-исправительная мера для кающихся грешников.

Она может быть выражена назначенными духовником постами, молитвами, делами милосердия, определенным количеством поклонов. Как епитимья будет выглядеть именно за блудный грех какого-то конкретного человека, может решить священник.

Однако, несмотря на все строгости, всегда следует помнить, что Царствие Небесное открыто для всех. Христианство неспроста называют религией воскресения. На протяжении его истории возникали личности, и единожды согрешившие, и ведшие распутную жизнь, которые, покаявшись и духовно исцелившись, даже были причислены за свои подвиги к сонму святых.

О пути к спасению очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, отметив, что воскресение, которое служит началом будущего для каждого из нас, заключается и в том, когда блудник становится целомудренным, корыстолюбец превращается в милосердного, а жестокий делается кротким. Грех, таким образом, умерщвлен, а праведность воскресла; ветхая жизнь упразднена, а начата новая, евангельская.

Путь от греха к нормальной жизни нелегок. Чистосердечное раскаяние — это первая ступень. Вторая — излечение души — значительно сложнее. Еще долго подорванное духовное здоровье будет нуждаться в духовной же терапии. Главное, не возвращаться к греху. Нельзя также отчаиваться и впадать в уныние, находить спасение нужно в молитве.

Молитва от блуда и прелюбодеяния

Можно читать псалом или хотя бы повторять краткий отрывок из него:

а можно выучить такую молитву:

«О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков».

Кстати говоря, эта молитва — обращение к св. Марии Египетской, которая была в юности блудницей, но потом осознала всю низость своей жизни и подвигами, поистине превышающими человеческие возможности, молитвами и постом искупила содеянные грехи.

Любодеяние и иже с ними способны потянуть за собой цепочку новых грехов. Последствиями блудных грехов, кроме лжи, могут стать клевета и сплетни, ожесточение и ненависть, нередки убийства из ревности и аборты — детоубийство.

А не впасть в этот страшный порок можно, удалив из своего характера саму склонность к подобному греху, избегая соблазнительных развлечений и праздности, изменив свое отношение к соблазнам. Но самое главное — помнить о Страшном суде и его возможных последствиях для себя и призывать помощь Божью в борьбе с грехом.

Видео по теме

Преображение Господне

Великие праздники

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей – законодатель, Илия – тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, – спросите вы, – именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос – не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними – апостолами, Илией и Моисеем –долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел освободить Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

Читайте также:  Что такое сплошная седмица, когда бывает

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос – не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили – вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор – помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

Преображение Господне – 19 августа в 2021 году

Преображение Господне в 2021 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне в 2022 году (19 августа)

Преображение Господне в 2023 году (19 августа)

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Читайте также:  Вифлеемская Икона

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Читайте также:

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа; 1 день предпразднства (с 18 авг.) и 7 дней попразднства (по 26 авг.)

Историческое содержание

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: “Что значит встать из гроба?”» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках “Скрижали завета” – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Преображение Господне 2021: история и традиции праздника

Так Евангелие описывает одно из величайших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — Преображение.

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Хотя некоторые современные исследователи полагают, что с большей долей вероятности это произошло на другой вершине — Ермон, которая выше и была в те времена безлюдна, в то время как на Фаворе находилось римское укрепление. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Ведь, несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Очень важно было и присутствие при Преображении Моисея и пророка Илии. Своим присутствием они показали, что Господь не отвергает ветхозаветное учение, как считали фарисеи, а сами пророки, повинуясь Ему, показали, что Он есть Бог истинный. Кроме того, некоторые люди в то время принимали Иисуса за вернувшегося на землю пророка Илию, но сейчас все встало на свои места.

Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

Когда отмечается

Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю).

Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа?

Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника.

История праздника

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими.

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.

О духовном смысле Преображения для каждого из нас говорит отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «В этот день мы читаем прекрасные слова молитвы кондака о том, что апостолы увидели славу Христову столько, сколько сердце их смогло ее вместить. И на это стоит обратить особое внимание. Наверное, на горе Фавор могли быть и другие люди, но они бы просто ничего не увидели. Они стояли бы рядом, но не увидели преобразившегося Христа.

Как тогда, так и сегодня люди живут бок-о-бок, едят одну и ту же еду, дышат одним воздухом, но один человек горит верою во Христа и дорожит каждой секундой своей жизни, ради того, чтобы посвятить ее Господу и спасению своей души, а другой равнодушно пройдет мимо храма и даже не заглянет туда, несмотря на великий праздник. Один человек никогда не боится, будет ли у него еда и одежда, что случится завтра и будут ли у него деньги, потому что знает, что единственное, что ему действительно необходимо сегодня, завтра и всегда — это спасение души, молитва и покаяние, и только это он боится потерять и этим дорожит, и этот человек видит Славу Божию и вмещает ее в свое сердце. А другой, тот, что не зашел в храм, потом спрашивает Бога, откуда в жизни взялось столько неудач и несчастий, почему ничего не получается: ни в работе, ни в семье, ни с детьми. А ответ очень простой: потому что он не молился и не просил Бога помощи обо всем этом. Человек не может вместить Благодать Божью, если душа его переполнена грязью, самооправданием, леностью. Такой человек, конечно, никогда не сможет увидеть Славу Божью. Каждый из нас начинает видеть ее и вмещать в свое сердце только тогда, когда остановится от земной суеты, осознает грехи и станет готовиться к покаянию».

Читайте также:  Сорок мучеников Севастийских: житие, Икона, храм

Православная Жизнь

В праздник Преображения Господня мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

Икона «Преображение Господне» (XIV век), иконописец — Феофан Грек.

История

Приближались последние дни земной жизни Христа. Накануне Господь впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними. При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о будущем.

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они встали и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа, — образ света Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

Феофан Грек, знаменитый древнерусский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня (смотр. выше). Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

Четыре факта о празднике

1. Гора Фавор, или гора Преображения, расположена в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. Сегодня на ее вершине находятся два монастыря — католический и православный.

2. Традиция празднования Преображения Господня зародилась в IV веке. Именно тогда равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор первый храм, который был посвящен этому евангельскому событию.

3. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, который дошел до наших дней, почти полностью сохранившись. Храм был заложен князем Юрием Долгоруким, а достроен в 1157 году при Андрее Боголюбском. Храмовая икона Преображения, приписываемая кисти Феофана Грека, хранится в Третьяковской галерее.

4. Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня. Связано оно с древним обычаем, когда иудеи приносили в храм все, что появилось первым на поле или в хлеву. Эту традицию переняли и христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его приносили в церкви как раз на праздник Преображения. В наших же краях вместо него приносили яблоки.

Молитвы

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Величание Преображения Господня

Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Праздник Преображения Господня — дата, смысл, традиции

Узнайте все самое интересное и важное о Преображении Господнем, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Преображение — что это

Праздник Преображения Господня был установлен в память об изменении облика Иисуса Христа на горе Фавор перед тремя его учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Это событие описывается в трёх Евангельских текстах — (Мф. 17: 1–6); (Мк. 9: 1–8); (Лк. 9: 28–36).

Традиция праздновать Преображение Христа на горе Фавор принадлежит равноапостольной царице Елене ( ок. 250-330 гг. н.э.), матери Римского императора Константина Великого (равноапостольного Константина). Это место было выбрано не случайно, гора Фавор — настоящее украшение Святой Земли. Она была свидетельницей многих ключевых событий в истории Израильского народа. Однако некоторые исследователи указывают на другие места, где могло произойти Преображение.

События, легшие в основу праздника

Христос, взяв трёх учеников, поднялся на гору. Очевидно, восхождение было трудным. Устав от пути, ученики заснули. Во время их сна Иисус преобразился:

“И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” (Лк. 9: 29).

Когда ученики проснулись, они увидели, как Господь беседует с двумя пророками — Моисеем и Илиёй. От Христа исходил яркий свет и божественная благодать. От радости, которая разливалась вокруг, Пётр захотел остаться на горе Фавор навсегда. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — Ему и двум пророкам.

«Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Ученики испугались и упали на землю, закрывая лицо руками. И исчезла вся Слава Господня и пророки Его. Когда ученики поднялись, они увидели только Иисуса Христа.

Когда Господь сошёл с учениками с горы Фавор, Он повелел им молчать о видении, открывшемся им. Молчать до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, не хотевших отпускать Его на добровольную жертвенную смерть. Своим Преображением Христос наглядно показал апостолам свою божественную природу. А через явление двух ветхозаветных пророков подтвердил, что его будущая Крестная Смерть является исполнением древних пророчеств о Мессии.

Праздник Преображения Господня: история и значение

Точную дату оформления Преображения как церковного праздника назвать сложно. Есть мнение, что его установила равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, в IV веке. Она построила храм на горе Фавор в честь Преображения Господня. Среди учёных есть мнение, что праздник был установлен позже, в V — VI веках в Армении и Каппадокии. Но первая версия является традиционной и более распространена.

Из Евангелия понятно, что Преображение Господне произошло за сорок дней до распятия Спасителя. То есть в конце февраля — начале марта. Тогда почему же мы празднуем Преображение 6(19) августа?

Это связано с распространением православия и миссионерским движением. Церковь, распространяясь по языческим землям, старалась на место древних языческих праздников ставить христианские. При этом оставлялись элементы внешнего оформления празднования, но полностью менялась суть. Так случилось и с праздником Преображения.

Когда христианство пришло в Грецию, Преображение Господне поставили на место празднования в честь Диониса, бога вина и виноделия. Из внешней атрибутики осталось только освящение в церкви гроздей винограда. А когда из Византии Православие пришло на Русь, виноград заменили яблоками, которые в основном и произрастали на нашей территории, и другими плодами. Так праздник Преображения Господня получил второе, бытовое название — Яблочный Спас.

Что означает Преображение Господне

Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.

Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.

Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.

На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.

Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.

Особенности праздничного богослужения

Преображение — двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день торжественное. На вечерней службе служится лития и совершается освящение хлебов. Поётся Великий прокимен, песнопения праздника и Преображенский канон. На Литургии антифоны и тропари тоже праздничные. Вместо “Достойно есть” исполняется задостойник праздника. От дня Преображения до отдания праздника священнослужители носят белое облачение.

Главная особенность праздника — чин освящения плодов. Обычно прихожане приносят с собой корзины с различными фруктами. Священник после заамвонной молитвы освящает их, окропляя святой водой. Чин освящения плодов символизирует снятие с природы печати проклятия, которое пало на всю землю с грехопадением человека.

Тропарь, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Ссылка на основную публикацию