Предсказания пророка Малахии, Молитва, Икона и житие

Малахия , пророк, из 12 малых пророков

Святой пророк Малахия
День памяти: Январь 3

Святой пророк Малахия жил за 400 лет до Рождества Христова, во времена возвращения иудеев из плена Вавилонского. Малахия был последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». Являясь образцом душевной доброты и благочестия, он приводил в удивление народ и был назван Малахией, то есть ангелом, или вестником. В канон Священных книг входит его пророческая книга, в которой он обличал иудеев, предсказывая пришествие Иисуса Христа и Его Предтечи и последний Суд (3, 1 — 5; 4, 1 — 6).

Кондак пророка Малахии, глас 4

Пророчества дарованием богатея, пророче,/ Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение,// Егоже сиянием мир просветися.

Ин кондак пророку Малахии, глас 8 Подобен: Избранной:

Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, / и сподобися преди будущая вещати,/ Господне бо вочеловечение всем уяснил еси,/ темже вопием ти: / радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.

Житие святого в изложении свт. Димитрия Ростовского

Память святого пророка Малахии

Святой пророк Малахия происходил из колена Завулонова1, Он жил и пророчествовал во времена Неемии2 по возвращении иудеев из плена Вавилонского (т.е. приблизительно за 400 лет до Р. Хр.), когда храм иерусалимский был снова построен, и в нем совершалось богослужение и приносились священниками жертвы. Благочестивою своею жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу Божьему, назвал его Малахиею, что значит — Ангел Господень. Призванный к пророческому служению, Малахия явился ревностным поборником веры, закона и благочестия. По возвращению Иудеев из плена, среди них было много неустройств в нравственно-религиозном их состояний, которые от нерадения и беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не огорчать пророка. Он выступил с сильным и грозным обличением народа и священников. Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят ему худые жертвы (Мал., гл. 1), обличал священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (Мал.2:1-9). Грозно обличая народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что беззаконно поступают с женами своими несправедливо, отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал.2:10-16), святой пророк Малахия угрожал им судом Божьим и за разные другие их пороки, за их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы, за удерживание платы у наемников за притеснение вдов и сирот за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (Мал. 3:5-12). Наконец, пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать его постановления и ходить пред лицом его в печальной одежде, что нечестивые и делающие беззакония счастливее живут лучше устраивают свои дела, и остаются целы (Мал. 3: 13-15; 2:17). Обличая эти пороки, святой пророк Малахия, вместе с тем провидел славу второго храма, и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых, прославление праведных и распространение славы Божьей пред всеми народами (Мал. 1: 5,11; 2:1-5; 3:16-18; гл. 4).

Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен с своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, почему у св. отцов он называется печатью пророков3.

1 Завулон — шестой сын патриарха Иакова от Лии. — Колено его занимало лучшую часть земли на север Палестины, от Средиземного моря до озера Геннисаретского, граничившую на севере с коленами Асировым и Нефеалимовым и на юге с Иссахаровым занимавшим великую равнину Израильскую.

2 Неемия — еврей, виночерпий персидского царя Артаксеркса Лонгимана; впоследствии он обвел полуразрушенный Иерусалим стенами и устроил вместе с ученым священником Ездрою, приведшим многих иудеев из Вавилона в Иерусалим, церковный и гражданский быт евреев в Иерусалиме после плена. Свои деяния изложил в книге, известной под его именем и вошедшей в состав Библии.

3С именем пророка Малахии осталась книга, последняя в числе книг «малых» пророков. Она состоит из четырех глав и излагает одну его пророческую речь по всей вероятности выражающую сущность многих устно произнесенных им речей. Содержанием этой речи служит обличение нравственных недостатков современного пророку еврейского народа, угроза наказанием Божьим и обетование о Спасителе. Книга пророка Малахии изобилует мессианскими пророчествами; в соответствии с мессианским характером содержания книги, (3:1-3, 6-7, 12, 17-18; 4:4-6), где содержатся пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паримия, во все праздники в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница

Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

  • Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
  • Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.

О семье в православии:

Наказание за прелюбодеяние

Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.

Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.

Важно! Мера епитимии (церковного наказания) устанавливается в зависимости от состояния совершившего грех человека.

  • Народ весьма порицает всякое проявление неверности, поэтому прелюбодей будет ощущать неприятные разговоры на стороне.
  • Впавшие в блуд не могут причащаться, пока не понесут покаяние.
  • Наказание происходит от собственной совести, которая не дает забыть грех долгое время. Очищение приходит только после уничтожения памяти об этом событии.
  • Последствием греха прелюбодеяния являются страдания, рождающиеся после узнавания об измене. Супругам приходится добиваться развода, потому что сохранить брак еще сложнее.
  • Любой блудный грех закрывает душе ворота в Небесную обитель.
  • Прелюбодеи понесут «вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы.
  • В Новом Завете тела каждого человека становятся членами Христова тела, поэтому согрешивший наносит бесчестие Сыну Божьему и расторгает первозданное единство. Потеряв священную опору, человек отдается во власть чудовищных демонов.
  • Блуд и прелюбодеяние сооружают метафизическую стену, через которую тяжело просачиваются молитвы и прощения. Если не проводит соответствующих мер по исцелению души, есть вероятность отпасть от Церкви и Бога навсегда.
  • От прелюбодея отстраняются, отворачиваются. Его считают предметом позора и презрения, он приносит печаль своим родителям и является предметом нелестных отзывов.
  • Грех прелюбодеяния в православии способен разрушать не только физическую, но и духовную оболочку. Они аннулируют законы морали, которые имеют независимость от воли человеческой.

На заметку! Святой Василий, рассуждая о супружеской измене, не делал различий между прелюбодеяниями со стороны жены и мужа. В обоих случаях грехи становились смертными и требовали полного покаяния.

Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.

Значение заповеди «не прелюбодействуй»

Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.

  • Прелюбодействует уже тот, кто с вожделением смотрит на женщину.
  • Дети Израиля не должны подвергаться этой страсти, так как Небесная обитель не принимает нечистых сердцем людей.
  • Тела в православии расцениваются как храм, в котором обитает Святой Дух. Считается, что нет ничего в материальном мире, что принадлежало бы нам, поэтому грешить в гостях запрещено и противоестественно.
  • Необходимо позаботиться о чистоте тела своего, потому что придет время и каждому христианину придется дать ответ за проделанную жизнь.
  • Прелюбодейство обязательно судится Всемогущим Господом, но чистый брак и непорочное ложе Богом разрешены.

Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии

Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.

  • Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
  • Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
  • Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело — истечениями.
  • Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
  • Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
  • Набег мысли — стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.

Как искупить блудливый грех

Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.

  • Первое дело — очищение тайников сердца, что позволит увидеть в душе Бога. Он будет давать наставления и верные советы, которые уберегут от влияния греха блуда. Ни одна мысль не скроется от Творца, поэтому стремление к блуду или прелюбодеянию должно уничтожаться большим стыдом перед лицом Всевышнего.
  • Священнослужители учат мирян быть более внимательными к чувствам и желаниям. Бесы похотливой греховности часто предстают в образе полезного и благого дела. Нечистые создания сначала помрачают ум, а после втолковывают то, что им нужно.
  • Исцеление придет, когда помышление о противоположном поле перестанут возбуждать страсть. Для снижения соблазна необходимо уменьшать время общения и отстранять от себя порочные размышления. Огонь похоти разгорается именно в движении мысли, а не в теле.
  • Так как бесовское нападение совершается на организм и душу, сопротивляться следует двояким способом. Одного телесного поста недостаточно, мирянину следует постоянно размышлять о Священном Писании, а также занимать свои руки трудом или рукоделием.
  • Если возникает перед человеком искушение, он обязан найти причину, внутреннюю или внешнюю, и искоренить ее. Целомудрие предполагает простоту в одеянии и покой собственной плоти, что не позволит возникать в уме блудным настроениям.

Дополнительные советы по истреблению плотской страсти

Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.

  • Христианин обязан избегать греха пьянства, что позволит быть бдительнее, и не даст бесу блуда ввести в соблазн. Необходимо очищать собственное сердце, в котором, по словам Соломона, обитают источники жизни и смерти. Человеку нужно стать смиренным и скромным, потому что страсти возникают от свободы общения.
  • Одной из важнейших орудий в борьбе — сохранение чувств в своих пределах. Церковь учит отстраниться от суеты и сконцентрироваться на достижении основной цели — очищения сердца и ума. Священники дают следующий совет: к вещам можно относиться нейтрально, даже если они и способны вызывать вожделение. Важно само отношение личности к окружению.
  • Христианин спасет душу от растления, если сумеет избежать общения с бесом прелюбодеяния. Врагу не следует противоречить, помогает абсолютное игнорирование. Противодействие лишь усилит агрессию нечистого демона, который не успокоится, пока не будет побежден смирением.
  • Еще одним способом избавления от блудных помыслов является праведный гнев. Если христианин увидит в душе признаки возрастающей похоти, он должен рассердиться на это. Сочувствие же позволит греху удержаться внутри и вернуться в моменты слабости.
  • Христианин не должен осуждать окружение, важно иметь терпение и кротость. Человеку морально запрещено приписывать другим то, о чем он не знает достоверно. Верующему рекомендуется трудиться только над собственным сознанием, расчищая дорогу в Небесные обители.
  • В борьбе помогают исповеди и молитвы. Часто эти методы являются последним шансом спасения для глубоко погрязшей души.

Важно! Сегодня молодежь становится жертвой «духа времени», и редко знает, что последствия блудной жизни могут привести к серьезным страданиям. Однако даже самая заблудшая душа имеет шанс вернуться к Богу, так как христианство есть религия воскресения. История знает большое количество примеров исправления блудниц, которые становились святыми, совершая колоссальный подвиг.

Духовная и телесная чистота (целомудрие) — это добродетель, которая является полной противоположностью прелюбодейства и блуда. Греховная измена отдает страдание семье и всем ее членам. Внебрачная связь не наносит никому обиды, но оставляет семя блуда на продолжительное время.

Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.

Что означает блуд и прелюбодеяние?

Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит «не прелюбодействуй»?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3

6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Именины в марте мальчиков и девочек по церковному календарю

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».

Первое азбучное правило борьбы с помыслами — никакого участия в «сальных» разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их — читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она — оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило — не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Что означает грех прелюбодеяния в православии: последствия и искупление

Значение заповеди «Не прелюбодействуй»

Супружеская измена – один из семи смертных грехов, о которых нам говорят Заповеди Господни. Человек, вступающий в безнравственную связь, лишается морали, а значит, перестает быть целостной личностью. Для лучшего понимания приведем несколько примеров:

  • неженатый молодой человек совращает замужнюю женщину;
  • девушка, будучи замужем, изменяет супругу с другим женатым мужчиной;
  • сюда же относятся инцесты, то есть половая связь между кровными родственниками;
  • сексуальные фантазии с участием чужой жены или мужа.

Значение заповеди «Не прелюбодействуй»

Однако здесь есть свои исключения. Так, молодой человек может иметь близость с незамужней девушкой, если они обручены. В противном случае парень обязан сделать ей предложение, а позже сочетаться узами брака. Если греховная связь произошла у женатого мужчины с одинокой женщиной, он должен взять ее к себе, как вторую жену.

Трактуя Заповедь «Не прелюбодействуй», православные священники часто приводят тезисы из Святого Писания:

  • возжелание чужой супруги – уже грех;
  • совершившим прелюбодейство закрыт путь на Небеса;
  • тело человека – храм Божий, а потому его нельзя осквернять безнравственными деяниями;
  • на Божьем Суде каждый христианин будет нести ответ за совершенные грехи;
  • Всевышний благословляет только чистые супружеские связи.

Видео «Блуд и прелюбодеяние в православии»

В этом видеосюжете представлено описание последствий греха.

Греховность прелюбодеяния

Половая связь никогда не запрещалась Церковью, если только она совершалась в законном союзе. Евангелие, наоборот, призывает к регулярной интимной близости, дабы воздержание не привело к ненужным искушениям. Так как брак соединяет супругов духовно, секс является для них ярким переживанием, укрепляющим семью. Однако за пределами супружеского ложа интимные связи становятся грехом. Наслаждение, полученное изменником, считается проявлением слабости духа.

За пределами супружеского ложа интимные связи становятся грехом

Причины

Факторы, подталкивающие человека к прелюбодеянию, описывал еще Авва Исаия. В своем труде «Отечник», изданным во второй половине IV столетия, религиозный писатель называл следующие причины:

  • пустые разговоры сверх меры;
  • честолюбие;
  • привычка долго спать;
  • пристрастие к красивым предметам или одежде.

Последствия и наказание

Согрешивший человек страдает духовно и физически. Грех прелюбодеяния несет за собой страшные последствия:

  • разрушается семья;
  • человек становится узником своих низменных желаний и уподобляется животному;
  • он теряет свой статус, опускается в глазах ближних;
  • до самой смерти грешник обречен вымаливать прощение за свои безнравственные поступки;
  • теряется душевный покой;
  • нередко Господь лишает изменника разума;
  • распутник обрекается на одиночество;
  • появляются болезни, приводящие к ранней смерти;
  • из супружеских отношений уходит любовь, доверие, взаимопонимание;
  • мысли становятся нечистыми, похотливыми;
  • прелюбодей приравнивается к вору, так как крадет семейное счастье.

Безнравственные интимные связи по православным канонам караются отлучением от Церкви сроком на 15 лет. Пока изменник не раскается, ему запрещено проходить Таинство Евхаристии. Прелюбодея покидает Божья благодать, что заставляет страдать его морально и физически. Настоящим наказанием грешник становится сам себе, так как распадается семья, страдает душа, тело, постоянно мучает совесть.

Блуд и прелюбодеяние: отличия

Православие называет блуд меньшим грехом, по сравнению с прелюбодеянием. Церковь описывает его, как регулярное удовлетворение сексуальных желаний, не затрагивающее священный брачный союз, то есть если человек холост и не разрушает чужую семью. Приведем несколько примеров:

  • пристрастие к вульгарной одежде или макияжу;
  • вызывающее, легкомысленное поведение;
  • попытки завладеть вниманием противоположного пола, чтобы удовлетворить свое честолюбие;
  • беспорядочные сексуальные связи со многими партнерами.

Духовный и физический уровни греха

Прелюбодействие – это не просто физический сексуальный контакт. Интим за пределами супружеского ложа, как и нарушение остальных Заповедей Господних, лишает человека Божьей благодати, что приводит к краху нормальной жизни.

Сегодня очень распространены «гражданские браки», когда люди перед заключением супружеского союза какое-то время живут друг с другом, вступая в сексуальную связь. Церковь называет такое поведение блудом, и приводит статистику, где пары, которые не сожительствуют до брака, разводятся реже. Логика здесь следующая: разум, незамутненный физическим желанием, лучше видит все грани личности человека, что позволяет трезво оценить своего партнера.

Часто измена одного из супругов порождает месть второго. Женщины, как правило, быстрее прощают предательство, однако забыть его до конца не могут.

Терзаемые дилеммой: сохранить семью или развестись, жены ищут утешения на стороне. В итоге семья все равно распадается, так как теряется взаимное доверие.

Дети страдают от греха своих родителей не меньше. Мать, погрязшая в переживаниях, уделяет им мало внимания, а отец и вовсе может уйти из семьи. При этом последний нередко забирает ребенка с собой, что еще больше разрушает женщину изнутри.

Грех прелюбодеяния может стать причиной развода

Искупление греха прелюбодеем

Кара за супружескую измену велика, и никто не защищен от нее. Часто наказание за распутство родителей несут их дети, не понимая причин обрушившихся на них несчастий. Чтобы обрести спасение, прежде всего, нужно признаться в совершенном грехе самому собе. Осознав вину, люди обычно ищут успокоение в молитвах. Лучше всего посетить храм и совершить Таинство Исповеди, покаявшись перед Богом. Во время священнодействия человек пересматривает свои ценности, принципы, возвращается на праведный путь. Очистив душу и просветив разум, он начинает видеть ранее незамеченные возможности.

Читайте также:  Именины Матвея по православному календарю

Однако одного посещения церковной службы недостаточно. Священники рекомендуют ходить в храм каждое воскресенье, вносить пожертвования, помогать страждущим, раздавать милостыню. Искупить страшный грех поможет бескорыстная помощь бедным, сиротам или немощным старикам.

Дома нужно наладить семейные отношения, принести искренние извинения. Хорошо увеличить время совместного досуга, уделять больше внимания партнеру, почаще говорить ему ласковые слова, признаваться в любви. Все это должно быть искренним и происходить из чистого сердца.

Священники рекомендуют ходить в храм каждое воскресенье

Молитвы во избежание искушения прелюбодеяния

Дабы избавиться от соблазнов, принято молиться святой Марии Египетской. Преподобную просят помочь усмирить похотливые мысли и укрепить силу духа:

Прелюбодействие не зря относится к числу смертных грехов, ведь супружеская измена способна разрушать судьбы. Дабы не лишиться Божьей благодати, нужно всегда следить за своими мыслями и не давать низменным инстинктам взять над собой верх.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Прелюбодеяние — что это такое? Грех прелюбодеяния в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Во всех религиях есть свои заповеди, каноны, обряды в которых четко прописано, что правильно, а что греховно и строго карается Богом. Так и в православии есть свои правила, не нарушая которые человек сможет прожить счастливую и духовно богатую жизнь, но в большинстве случаев, много людей нарушают правила, основные заповеди, от этого и страдают.

Грех прелюбодеяния

А что такое прелюбодеяние в православии? Когда люди будучи в браке изменяют друг другу, позволяют себе думать о другом человеке, очерняют их светлые чувства и разрываются на две половины. Седьмая заповедь Божья гласит: «Не прелюбы сотвори» (другими словами не прелюбодействуй).

В книге жизни написано, что каждый человек, который верит в Бога, обязан соблюдать 10 божьих заповедей. Они помогут обрести душевное умиротворение и смысл жизни. Так сложилось, что все люди в жизни совершают много греховных ошибок, нарушают заповеди, не задумываясь над этим, а потом ломают головы, как искупить грех прелюбодеяния. Для каждого человека важно понять смысл совершенного поступка, решить, осознать последствия прелюбодеяния и искренне покаяться перед Богом.

Прелюбодеяние и блуд в чем разница

Нет четкого определения этим понятиям, каждый человек воспринимает веру и эти понятия по-своему. Зачастую, под прелюбодеянием понимают измену мужчины или женщины, которые состоят в браке, нечистоту в помыслах и сердце. Прелюбодеяние расценивается так же как предательство, как удар острым ножом в спину. Часто зависть к противоположному полу и эмоциональное состояние заставляет человека совершать бездумные поступки, о которых он потом будет очень сильно жалеть.

Блуд имеет более широкое значение, ведь человек совершает греховные деяния под влиянием природных физиологических потребностей, используя для этого разные средства, которые широко представлены на современных рынках. Также он своим внешним видом (очень короткая, вызывающая, яркая одежда и макияж) и раскованным, без всяких рамок приличия, поведением всячески показывает свое желание достичь удовольствия любым путем.

Таким образом, разница заключается в том, что в первом случае человек изменяет своей законной жене или мужу, с которыми возможно даже и повенчан, позволяет себе разрушить всю теплоту отношений, которую с таким упорством выстраивал, оно подобно наваждению.

Во втором же случае, человек всеми своими мыслями, поступками и поведением показывает свое неугасимое желание добиться поставленной цели любым путем. Для него нет ничего невозможного, он готов на все ради желаемого результата.

Грех прелюбодеяния и последствия

  1. Человек разрушает свою крепость – семью.
  2. Согрешив, человек опускается на дно, им управляют только природные потребности и желания.
  3. Репутация прелюбодея резко падает в глазах других людей.
  4. Прелюбодеи пробивают себе дорогу в ад и до конца своих дней вымаливают прощения у Бога.
  5. Лишаются душевного покоя и личного счастья.
  6. Прелюбодеяние приравнивается к воровству самого близкого и сокровенного.
  7. Похоть превращает человека в животного.
  8. Порождает неверность и грязные помыслы.
  9. Способствует появлению болезней и ранней смерти тела.
  10. Прелюбодеяние приводит к нищете и одиночеству.
  11. Разрушает взаимопонимание и любовь в семье.
  12. Бог за такой грех может лишить прелюбодея разума.

Наказание за прелюбодеяние

Церковными канонами предусматривается наказание за грехи совершенные под властью эмоций и желаний. За грех блуда и прелюбодеяния прихожан церкви отлучали от причастия на 15 лет, а священнослужителей лишали сана. Таким образом, демонстрируя, тяжесть совершенного, и показывая всем верующим людям, что так поступать нельзя.

Как прелюбодеяние искупить

Каждому человеку, совершившему грех прелюбодеяния, необходимо пойти в церковь помолиться, а затем исповедоваться, чтобы облегчить душевные страдания и освободиться от тягот блуда, подобно словам ангела преподобной Феодоры, при прохождении ею мытарств:

«Ты видела страшные, отвратительные, блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад».

  • Нужно помнить, что пока человек с чистосердечным раскаянием не обратится к Богу, пока он не переосмыслит всю силу и тяжесть греха, до тех пор и будет страдать его тело, душа, ища утехи в случайных связях или предательстве и изменах своего партнера.
  • Нужно быть мужественным, и покаяться, пока не поздно, чтобы избежать подобного греха в дальнейшем, и искренне обратиться к Богу с молитвой от прелюбодеяния и блуда, которая откроет сердце и очистит душу. Только таким образом человек духовно развивается и переходит на ступень выше.
  • Важно помнить, что чем раньше человек поймет, что он сотворил и переосмыслит всю свою жизнь и станет на путь праведный, тем лучше, он сможет быть счастливым, прислушиваясь к Богу и его Заповедям.

А вот и сам текст молитвы от блуда и прелюбодеяния:

» О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.»

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

  1. Что означает лукавство?
  2. Является ли курение грехом в православии
  3. Мздоимство и лихоимство, значение и отличия
  4. Правило от осквернения Василия Великого
  5. Как бороться со смертным грехом унынием, православный ответ
  6. Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?
  7. 10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов
  8. Смертные грехи в православии. Список
  9. В чём разница храма и церкви
  10. Можно ли православным заходить в мечеть
  11. Протестанты, чем отличаются от православных
  12. Как почистить квартиру от негатива с помощью церковной свечи
  • Интересное в православии
  • грех
  • интересное

One thought on “ Прелюбодеяние — что это такое? Грех прелюбодеяния в православии ”

Родина нынешнего православия? Если это Библия— то где там написано такое: измена. Все вы врете, все извратили и есть сами нарушители пресловутых 10 заповедей.

Часть 6. Любодеяние

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г.), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Читайте также:  Молитва как вернуть жену

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Горе миру от соблазнов

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

Бог в помощь!

Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.

Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.

Прелюбодеяние — что это такое, грех прелюбодеяния и блуд в православии

Прелюбодеяние – добровольный половой акт одного из супругов с лицом, не состоящим с ним в официальном (светском) браке и не венчанным с ним в церкви. Другими словами, это неисполнение супружеской верности.

Общие понятия о браке в православии

Союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением всех христианских традиций, является церковным таинством. Это значит, что два любящих человека (жених и невеста) по взаимному согласию обещают любить, уважать и хранить верность друг другу.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

За это они получают в церкви благословение и Божью благодать на рождение здоровых детей, на приумножение благосостояния семьи. «Великое таинство брака…» — так назвал апостол Петр брак в православии. «…И будут двое одна плоть…», как Иисус любил своих верующих и пролил кровь за веру в Церковь, так муж должен любить жену, а она должна во всем ему повиноваться.

Оба супруга должны нести равную ответственность за благополучие, стабильность и гармонию в семье. Прелюбодеяние – это нравственное преступление перед своими близкими и, прежде всего, перед своей второй половиной. Это считается большим грехом по христианским заповедям «Не прелюбысотвори (не прелюбодействуй)» – гласит седьмая заповедь Ветхого завета Библии.

Игнорирование Библейских законов верующим человеком приводит к предательству своей веры, потере душевного равновесия. Порой мгновенные похотливые помыслы притупляют нравственные чувства, развращая его добрый нрав.

Церковнослужители уверены, что тело верующего человека – это храм живущего в нем Святого Духа. Грех прелюбодеяния или блудодеяния убивает целомудрие. От целомудрия рождается любовь, а от любви все другие блага.

Чем отличается блуд от прелюбодеяния

Блуд – это постоянное удовлетворение своих физиологических потребностей с разными партнерами. Нравственное поведение, поступки и мысли такого блудливого человека не имеют ничего общего с православными традициями и вероисповеданием.

Блуд имеет более широкий смысл в христианстве, но это деяние считается меньшим грехом (по сравнению с прелюбодеянием), так как происходит вне супружеского статуса. А значит, не нарушает седьмой заповеди Ветхого завета.

В блуде могут обвинить вульгарно одетую женщину легкомысленного поведения, всем своим видом пытающуюся обратить внимание незнакомых мужчин. Желание быть в центре внимания, ловить вожделенные взгляды ради собственного тщеславия, цинизма и похоти.

Мужчина может попасть под статус блудливого благодаря своему легкомысленному поведению с противоположным полом. Неконтролируемое желание сексуальной близости с разными женщинами — тоже большой грех, отнимающий у православного его Божье благословение, энергию и силу.

Прелюбодеяние подразумевает нарушение многих заповедей. Это не только супружеская измена, предательство любимого человека. Священники считают, что здесь нарушается и восьмая заповедь – не укради. Ведь твое тело принадлежит теперь твоей второй половине, предложив себя для сексуальных утех другому человеку, ты украл у собственной жены или мужа.

Нарушается и девятая заповедь – не лжесвидетельствуй. Обычно тот, кто изменяет, начинает всячески это скрывать и лгать. Именно ложь в семейных взаимоотношениях становится первым поводом для развода.

Церковь призывает не общаться и не есть за одним столом с блудливыми и прелюбодействующими, открыто об этом заявляющими. Такая гордость и слава – путь к растлению души и тела. Это обреченно разрушает союз любви, лишает детей родителя.

Чтобы не возбудилась похоть к другой женщине, жене следует быть всегда внимательной к мужу и гасить пламя страсти, обращая внимание супруга на свой облик, красоту, ласку, покорность и любовь. Муж, в свою очередь, должен быть крайне чуток к благорасположению жены.

Пара, находящаяся в священном союзе брака, не должна уклоняться друг от друга. Исключением может быть только пост и молитва. Только так можно избежать искушение Сатаны от собственного невоздержания.

Что теряет впавший в блуд и прелюбодеяние

  • Человек не только разрушает свою семью, он ставит огромную стену между собой и Богом. А это значит, что в минуты отчаяния вам (и даже священникам) будет сложно возносить молитву о здоровье, жизни близких, а также о собственном благословении.
  • Безнравственность – это путь к забвению. Если человеком управляют только природные инстинкты и потребность к физическим удовольствиям, значит, он не способен дарить любовь и делать кого-то счастливым. Такие личности заканчивают в одиночестве, забытые преданными родственниками и теми, кто когда-то разделял с ними ложе разврата.
  • Авторитет и репутация таких грешников становится очень неустойчивой. Такое поведение осуждается и не принимается здоровым обществом. В деловой среде не заключат крупную финансовую сделку с персоной, не стабильной в семейных делах. Если он легко предает близких, то он так же просто может обмануть партнеров.
  • Разгульный образ жизни семейного человека приводит к душевному беспокойству, нервным срывам, психической нестабильности, порождает недоверие к окружающим, лишает возможности наслаждаться простыми человеческими радостями.
  • Неверный муж (или жена) начинает чаще болеть и может уйти на тот свет раньше своего партнера. Сказывается его ранняя энергетическая изнашиваемость. Организм не успевает восполнять физические и эмоциональные ресурсы, а попросту закрыты двери для такого восполнения. Привычка жить «без тормозов» дает повод ранней смерти.
  • Супружеская неверность может вызвать потерю разума, логики и деловой хватки. А это станет причиной для потери основного источника дохода. Для многих такая жизнь заканчивается нищей и одинокой старостью.

Как избежать наказания и вернуться к православной вере

Первый путь к спасению – это осознание собственного греха. Только глубочайшее покаяние и смирение могут вернуть Божье благословение. Блуд не считается невольным, импульсивным проступком. Чтобы так согрешить, нужен некий расчет и приготовления. У блудливого человека всегда есть время опомниться и остановиться.

Тем и ужасен грех прелюбодеяния, что человек идет на него сознательно, а не в состоянии аффекта или стресса. Рассчитывая на свою безнаказанность, неверный муж (жена) не учитывают тот факт, что искупление за свои проступки может перейти на будущее потомство.

Никто не застрахован от искушения и соблазна, особенно это распространено среди обеспеченных слоев населения. Но избежать наказания не удастся даже при баснословном состоянии.

Многие люди, раскаявшись, ищут спасение в молитве. Чтобы усилить свое желание искупить грех, необходимо пойти в церковь и исповедаться. Особенно действенно присутствие на утренней службе, когда ваши мысли не поглотили насущные проблемы и житейская суета.

В такой период переосмысления действительности меняются ценности человека, а вернее, они возвращаются в правильное русло. Раскаяние помогает человеку на пути к просветлению, это может открыть для него новые грани существования.

Вернувшись в семью, человек начинает осознавать, что бы он мог потерять и как тяжело бы ему было в одиночестве. Но не стоит останавливаться на посещении церкви единожды. Посещайте воскресную службу, раздавайте милостыню, спешите помочь тем, кто нуждается в вашей поддержке.

Меценатство, благотворительность, патронаж сирот и многодетных семей – все будет иметь значение при сближении с Богом. Благодать Божья начнет действовать в тот момент, когда вы начнете испытывать радость и счастье от своих поступков. Погружение в реализацию благих дел отнимет время на поиски физических услад и утех.

Но не следует забывать про собственных домочадцев. Обратите внимание на свою супругу (супруга), вспомните, что покорило вас в вашей половине, заставило сердце биться чаще и быстрее. Почему вы решили связать свою жизнь именно с этим человеком.

Для такого восприятия моментов прошлого подойдут совместные прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, путешествия. Создайте собственные семейные традиции, ритуалы. Сделайте совместное времяпровождение более разнообразным и познавательным.

Традиции и факты мировой практики

В истории церкви упомянуты случаи, когда за факты прелюбодеяния священников лишали сана священнослужителя, а простой народ отлучали от посещения церкви, исповедования и причастия на пятнадцать лет.

Супружеская измена в современном укладе жизни — первый повод для бракоразводного процесса. В некоторых странах за такое грехопадение могли лишить жизни, но, как правило, это касалось исключительно женщин. Такое неравенство связывали с тем, что мужчина был после не уверен в своем родстве с кровными детьми.

Не все мировые культурные традиции осуждают внебрачные половые связи. Для некоторых этот образ жизни позволяет сохранять свободу личности в сексуальном поведении. В России семейные взаимоотношения регулируются Семейным кодексом РФ.

В нашей стране (согласно закону) прелюбодеяние не является веским основанием для расторжения брака. Окончательное решение о расторжении брака принимает лично каждый из супругов. Но вместе с тем закон может освободить одного из супругов от уплаты алиментов для другого, если доказано его недостойное поведение в семье.

В иудаизме по Ветхому завету запрещается мужчине жить с неверной женой. А в христианстве даже вожделенный взгляд на чужую жену будет считаться великим грехом прелюбодеяния и блуда. В исламе за такие внебрачные связи могли назначить наказание в сто ударов плетью. В мусульманских странах даже в наши дни могут казнить женщину за блуд и прелюбодеяние (хотя в Коране об этом ничего не сказано).

Ссылка на основную публикацию