Праздник Воздвижение Креста Господнего приметы и что означает

Приметы: Воздвижение Креста Господня

Для верующих весь год расписан по дням, каждый чем-нибудь да значим и наделен духовным смыслом. Для неверующих по религиозным праздникам легко отслеживать народные приметы. Что это за день – Воздвижение Креста Господня и приметы какого рода с ним связаны?

Воздвижение Креста Господня православные празднуют 27 сентября, а католики, у которых все происходит раньше, – 14 сентября. Если коротко, Воздвижение, как его называют в народе, пошло от обретения Креста Господня царицей Еленой через три века после распятия Христа.

Народ использует эту дату как веху окончательного поворота к осени и сбора последнего урожая. По поверьям в этот день (и таких дней в календаре еще предостаточно) происходит битва между добром и злом, нечисть беснуется, но отступает перед силой креста.

Именно в связи с разгулом злых сущностей родились приметы и запреты, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить в порядке душу, тело и даже спасти жизнь. У наших предков все было очень серьезно.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Лесные дела и нечистая сила

Первый запрет связан с лесом. Считалось, что как раз в Воздвижение леший приводит в порядок свое царство в приближении зимы, осматривает и пересчитывает зверей перед зимовкой, собирает лесных гадов (змей). Вместе со зверями буйствует нечисть. По этой причине появились приметы:

  • На Воздвижение не ходи в лес – пропадешь.
  • Нужно непременно закрыть дверь на замок, иначе в дом пролезут змеи или, еще хуже, нечистая сила.

В лес лучше было сходить заранее, принести грибов, которые пошли бы в блюда на праздничный стол: на Воздвижение Креста Господня принято поститься, так что никакого мяса.

От нашествия злых сил спасет крест, нарисованный на дверях и стенах мелом, углем или чесноком, как это делали предыдущие поколения. Если вы чувствуете, что на Воздвижение происходит что-то не то, можно нацарапать небольшой крестик где-нибудь на дверном косяке и не стесняться носить нательный крестик.

Для личной безопасности верящим в приметы лучше воздержаться от дальних прогулок.

Проведенные на Воздвижение ритуалы очистки дома (офиса) от нечистых сил будут особенно эффективны.

Капусту – на стол

Хорошей приметой считается на Воздвижение Креста Господня есть пироги с капустой. И даже не просто приметой, а традицией и чуть ли не обязанностью.

  • Испечь на Воздвижение пирог с капустой – привлечь удачу и достаток на всю зиму.
  • Накормить этим пирогом кого-нибудь – к улучшению отношений с ним.
  • Подать бедным еду – самому потом быть сытому.

В это время как раз много капусты: ее принято убирать на хранение или перерабатывать, ничего не оставляя на грядках. Пищевые привычки и приметы у народа формировал календарь с расписанием постов и разнообразие (точнее, его отсутствие) доступных продуктов. Убрали капусту – значит, капустный день, тем более в пост.

На Воздвижение Креста Господня принято было кормить голодных и подавать бедным, отсюда пошла примета про благотворительность. Мало того, что она хороша для души и настроения, именно в этот день она привлечет к вам удачу. Если вы не привыкли жертвовать еду или не знаете, где рядом с вами обитают нуждающиеся, можно пожертвовать деньги на какое-нибудь доброе дело, тем более сейчас это легко, можно даже из дома не выходить.

Привлечение женихов

После Воздвижения начинались «капустные вечеринки» – посиделки за пирогами и другими блюдами из капусты с играми, загадками и весельем. Слово «капустник» в значении шуточного представления – как раз оттуда.

Девушки на капустниках вовсю занимались устройством личной жизни, читали особые заговоры, делали привороты и кормили приглянувшихся юношей специально приготовленными пирогами.

  • Знакомства на Воздвижение обещают перерасти в роман.
  • Если оставить на столе на ночь пирожок с капустой и стакан молока и попросить домового о сватовстве, скоро состоится встреча с женихом. Жених, правда, не обязательно будет лучшим из возможных.
  • Умыться в этот день с мыслями о замужестве – стать более привлекательной.

Пирог и по сию пору остается отличным поводом для знакомства. Не нужно стесняться угостить приятного человека.

Для тех, кто дорожит свободой, 27 сентября лучше не устанавливать новых связей и не отвечать на флирт.

Встреча осени

Природа понемногу засыпает, заморозки крепчают, урожай окончательно покидает поля (иначе просто пропадет под дождями и холодом), день становится короче, и на тепло можно уже не рассчитывать – бабье лето окончилось.

В период засыпания природы лучше посвятить себя домашним делам. Помните капусту? Самое время ее квасить.

Тем не менее, в церковные праздники, тем более такие важные, как Воздвижения Креста Господня, усердно работать себе на выгоду было не принято.

  • Не следует начинать новых дел – они не удадутся и принесут убыток и разочарование.
  • Сделать заготовки в этот день – они получатся вкусными и будут долго стоять.
  • Увидеть улетающую птичью стаю и загадать желание – оно сбудется.

Птицы в это время массово улетают зимовать на юга, так что увидеть стаю в небе очень и очень вероятно. Чтобы желание сбылось, нужно никому его не озвучивать, держать при себе.

Погодные приметы

По погоде и птичьему поведению на Воздвижение Креста Господня определяли, какими будут весна и лето. Главное, вспомнить после зимы и посмотреть, сбылось ли.

  • Клин гусей летит высоко в небе – к весеннему половодью. Низко – и вода будет низкая.
  • В день Воздвижения дует холодный ветер – лето обещает быть теплым.

Неприятности для грешников

На Воздвижение, как и в другие постные дни и церковные праздники, принято заботиться о душе. Молитвы об избавлении от пороков возымеют особое действие, а если молиться вы не привыкли, то работа над собой принесет обильные плоды.

  • Поститься на Воздвижение – обеспечить себе избавление от всех грехов и, соответственно, душевный покой.
  • Кто не соблюдает пост и не раскаивается в грехах, на того они навалятся двойной тяжестью. И заодно станут случаться всякие неприятности.

Для неверующих отличная идея – подумать в этот день о своих недостатках и о том, как можно их исправить и взрастить достоинства.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Праздник Крестовоздвижения

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Весь православный мир тщательно чтит все церковные праздники, которые сохранились еще с древних времен. На многих из них можно исцелится не только душой. Одним из праздников на котором происходит много чудес является Воздвижение Креста Господня. Оно празднуется ежегодно 27 сентября.

История Крестовоздвижения

Основой этого праздника служат события, которые стали очень важными для всего христианского мира. История праздника Крестовоздвижения уходит корнями в далекое IV столетие. В 326 году был найден крест на котором распяли Христа. Его нашла мать Константина царица Елена вместе с епископом Макарием, которые прибыли в Палестину с целью найти место погребения Христа. Они организовали раскопки, в процессе которых и была обнаружена святая находка.

Согласно легенде ими было найдено три креста, чтобы определить на котором именно был распят Христос, их поочередно прикладывали к больной женщине. После прикладывания одного из них она исцелилась от всех болезней. Это и был Животворящий крест.

Из Палестины царица Елена привезла крест в Константинополь, после чего было начато масштабное строительство православного храма. Строительство продолжалось 10 лет и закончилось оно 27 сентября. Именно тогда было принято решение сделать этот день Крестовоздвижения.

Традиции и обычаи

Как и любой другой православный праздник Воздвижение Креста имеет свои традиции и обычаи. Каждый год на этот праздник проводятся Богослужения. Считается, что нужно обязательно приложиться к Кресту и просить у Господа прощения за все грехи, которые были сотворены на протяжении всей жизни. Следует отметить, что Крестовоздвижение это постный день. Считается, что в этот день прощается семь грехов, при условии если не есть таких продуктов как:

  • Мясо,
  • яйца,
  • молочные продукты.

Кроме того, праздник Крестовоздвижения всегда приурочивали к уборке и заготовке капусты на зиму. Люди устраивали капустные вечеринки с песнями, посиделками и разнообразными гуляньями.

Народные поверья гласят, что в этот день нельзя начинать никаких серьезных дел. Так как они не смогут благополучно завершиться. Нельзя ходить в лес. Так как в этот день в нем становилось особо опасно из-за змеев и медведей.

Литургия на Крестовоздвижение

В этот праздник принято совершать Литургию и Всенощное бдение. Но к сожалению сегодня осталось не много храмов и церквей, которые придерживаются традиции проведения службы всю ночь. Чаще празднование проводится Богослужение накануне праздника – бдение.

Также нужно сказать о том, что данная служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, служба в честь памяти Иоанна Златоуста всегда переносится на другой день. Также интересным фактом является и то, что Литургия читается не на середине храма, а в алтаре. А священники одеваются в фиолетовые облачения.

В завершающий момент праздника священник или епископ выносит Крест. И все присутствующие в храме его целуют, после чего предстоятель проводит их помазание елеем.

Икона Крестовоздвижения

Икона Воздвижения Креста известна своими многочисленными чудотворными способностями. Говорят, если искренне перед ней молится, то она способна излечить от многих болезней. Много тяжелобольных женщин было излечено благодаря их искренним и регулярным молитвам и просьбам о помощи.

Перед иконой принято молится от таких хворей как:

  • Бесплодие,
  • Болезни костей и суставов,
  • Хронические мигрени,
  • Зубная боль.

Также она помогает исцелиться от неизлечимых и давних, хронических болезней.

Чаще всего на иконе Воздвижения Креста иконописцы изображают церкви 15 века. На полотне можно увидеть большое скопление людей на фоне одноглавого храма. На амвоне изображается Патриарх с Крестом, поднятым над головой. Справа изображается царица Елена с Константином.

К данной иконе можно обратиться в Московском Храме Воздвижения Креста Господня, в Ватикане, и в Алуйьевском Храме.

Стоит отметить, что подобная икона существует не только в православной вере, но и в католической. Кстати, ее изображение может отличаться. На некоторых образах изображают императора Василия II с Крестом с епископами, или изображение троицы: Константина и Елену, молящихся рядом около патриарха и т.д.

Но все же отличие православных образов от католических заключается в том, что на первых — рисуют Елену и Константина, а на вторых – императора Ираклия. Таким образом, получаются разные легенды и разные изображение, но значение у них одно и тоже – вера в Бога и принятие факта Воскресения Сына Божьего.

Как правильно молится у иконы

В принципе строгих правил как молиться не существует. Не важно, где вы будете читать молитву дома или в храме. Главное, чтобы это было искренне с верой и со всей душой. Ведь только тем, кто искренне верит в Бога, молитва способна помочь и сотворить настоящие чудеса.

Молитва на Крестовоздвижение:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео о празднике Крестоводвижения:

Воздвижение Креста Господня

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Раноапостольные Константин и Елена

Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века.

Читайте также:  Преподобный Алексий, человек Божий: житие, Икона, в чем помогает Молитва святому

Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Молитвы

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу.Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем.Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.

Песнопения Кресту Господню

Тропарь Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную

Кондак Кресту

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Кресту Твоему

Радуйся Живоносный Kресте

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Воздвижение Креста Господня. Святейший Патриарх Кирилл, храм Христа Спасителя, 2011

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Воздвижение Креста. Сирия.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Проповеди и статьи на тему Воздвижения Креста Господня

  • Митрополит Антоний Сурожский: Господь умер – неужели останемся мы безучастны?
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): О честный Кресте!
  • протоиерей Александр Ильяшенко: Воздвижение Креста Господня: не бесплодно ли наше страдание?
  • Схиархимандрит Авраам (Рейдман): Какой силой освящен Крест
  • Священник Федор Людоговский: Чтобы верующий не погиб
  • Протоиерей Александр Шмеман: Воздвижение Креста Господня – где победа?
  • Священник Филипп Парфенов: Крест как безумие
  • Сергей Аверинцев: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы я уже не взял на Себя»
  • Священник Константин Кравцов: Возьми крест свой
  • Воздвижение Креста: Кто жаждет – иди ко Мне и пей
  • Христианство – это весть о смертном Боге
  • Протоиертей Александр Авдюгин: Сила крестная
  • священник Феодор Людоговский: Несение креста
  • Протоиерей Алексий Уминский: Жизнь без Креста – жизнь без надежды
  • Священник Сергий Круглов: Родинка
  • Священник Александр Дьяченко: Краеугольный камень
  • Священник Димитрий Шишкин: Слово о Кресте

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2016 года

Воздвижение Креста Господня — это великий праздник, олицетворяющий все величие символа веры в Христа. Событие отмечается из года в год в один и тот же день — 27 сентября.

Этот христианский праздник посвящен не Иисусу Христу или Божьей Матери самой вере и силе молитвы. Многочисленные народные приметы на Воздвижение говорят о том, что люди пытались объяснить этот праздник еще и с точки зрения природы, ведь она неразрывно связана с Богом. Эти приметы будут актуальны и для 27 сентября нынешнего 2016 года.

История праздника Воздвижение

Воздвижение — это двунадесятый праздник, то есть один из двенадцати самых важных событий христианского церковного календаря за весь 2016 год. Этот день издавна объединяет верующих, даря им силу и укрепляя веру каждого из них.

На Воздвижение Креста Господня вспоминают особое событие, которое произошло в начале четвертого столетия в Палестине на том самом месте, где был распят Иисус Христос. Императрица и епископ Макарий из Иерусалима пришли на место казни и раскопали три креста. Одним из них оказался тот самый крест, на котором умер наш Спаситель. Узнали его потому, что слепая женщина исцелилась, дотронувшись до него. Говорят, что животворящим крест назван в честь чудесного воскрешения мертвеца, которого проносили рядом с местом раскопок.

Позднее, через несколько лет, было принято решение об установлении праздника в честь Креста Господня. С того самого момента весь христианский мир празднует Воздвижение, объединяясь в вере.

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня

В 2016 году на Воздвижение можно прочесть и главную христианскую молитву «Отче наш», а также «Верую» или специальные праздничные молитвы:

Крест Господень, хранитель души и спаситель тела нашего, образом своим бесов изгоняющий, врагов отгоняющий, зло упраздняющий и благословение нам дарующий, и жизнь, и силу, содействием Святого Духа и молитвами Пречистой Богородицы нашей. Аминь.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Свое, даруй нам победы и силы на сопротивление всякому злу. Пусть озарит нашу жизнь милость твоя и Крест Твой Честной.

Эти молитвы необходимо будет прочитать дома, если вы не сможете попасть в храм 27 сентября и поцеловать Крест Господень. Если у вас есть время, не пропускайте Службу в такой день, ведь она будет особенно торжественной.

Помолитесь перед сном, поцелуйте нательный крестик и спокойно отходите ко сну. Постарайтесь вспомнить, за что погиб Иисус Христос. Его жертва была не напрасной. Она помогла нам преодолеть смерть и получить вечную жизнь, а также прощение грехов.

Традиции на Воздвижение 27 сентября

В этот день принято дарить своим детям золотые или серебряные крестики — в этом есть некий символизм праздника. Говорят, что крестик, купленный в храме на Воздвижение, будет оберегать вас от всякого зла даже тогда, когда он не с вами.

На воздвижение принято ходить в храм на праздничную литургию, а также подавать милостыню бедным и нуждающимся. Попробуйте и вы пожертвовать, к примеру, вещи, которые уже не носите. Но только делайте это от чистого сердца, не отдавайте то, что непригодно другому.

На праздник Воздвижения обычно мирятся теми, с кем сам Бог требует мира — с родственниками. Если между вами и одним из близких людей пролегла непреодолимая стена, то разрушить ее поможет искренность. Примирившись в такой день, вы обретете согласие в сердце.

В этот важный день все верующие словно становятся единым целым. Это главный праздник объединения, созидания и веры для любого православного человека. Еще со времен древней Руси люди начали понимать, что Воздвижение представляет собой день, когда чудеса реальны. Этот праздник напоминает нам о том, что вера способна победить зло, искоренить грехи и приблизиться к Творцу, ведь все мы — часть его замысла.

Прочитайте наш церковный календарь православных праздников на 2017 год, чтобы отметить для себя важнейшие события будущего года. Многие праздники и события требуют подготовки, так что заранее отслеживайте все родительские субботы и посты. Пусть молитвы и вера помогут вам обрести счастье. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Литургия на Крестовоздвижение

В этот праздник принято совершать Литургию и Всенощное бдение. Но к сожалению сегодня осталось не много храмов и церквей, которые придерживаются традиции проведения службы всю ночь. Чаще празднование проводится Богослужение накануне праздника – бдение.

Также нужно сказать о том, что данная служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, служба в честь памяти Иоанна Златоуста всегда переносится на другой день. Также интересным фактом является и то, что Литургия читается не на середине храма, а в алтаре. А священники одеваются в фиолетовые облачения.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

В завершающий момент праздника священник или епископ выносит Крест. И все присутствующие в храме его целуют, после чего предстоятель проводит их помазание елеем.

Чему посвящен праздник

Праздник Воздвижения посвящен важному событию — обнаружению римской императрицей Еленой в ходе раскопок Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Затем патриарх Макарий, став на возвышении, поднимал (воздвигал) Крест, чтобы предоставить возможность как можно большему числу народа хотя бы увидеть святыню. От этого действия произошло название — Воздвижение.

Обратите внимание: В православном церковном календаре самыми главными праздниками являются двунадесятые (они названы так потому, что их двенадцать).

Двунадесятые праздники делятся на господские и богородичные, соответственно тому, посвящены они Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице.

Читайте о Господских двунадесятых праздниках:

Рождество ХристовоПреображение ГосподнеВход Господень в Иерусалим

Воздвижение — Господский праздник. В отличие от некоторых других двунадесятых праздников, он непереходящий, то есть каждый год отмечается в одно и то же число — 27 сентября.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:

Спаси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст:

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Вознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Икона Крестовоздвижения

Икона Воздвижения Креста известна своими многочисленными чудотворными способностями. Говорят, если искренне перед ней молится, то она способна излечить от многих болезней. Много тяжелобольных женщин было излечено благодаря их искренним и регулярным молитвам и просьбам о помощи.

Перед иконой принято молится от таких хворей как:

Бесплодие,Болезни костей и суставов,Хронические мигрени,Зубная боль.

Также она помогает исцелиться от неизлечимых и давних, хронических болезней.

Чаще всего на иконе Воздвижения Креста иконописцы изображают церкви 15 века. На полотне можно увидеть большое скопление людей на фоне одноглавого храма. На амвоне изображается Патриарх с Крестом, поднятым над головой. Справа изображается царица Елена с Константином.

К данной иконе можно обратиться в Московском Храме Воздвижения Креста Господня, в Ватикане, и в Алуйьевском Храме.

Читайте также:  Можно ли есть в пост: вино, морепродукты, хлеб, растительное масло, макароны, халву

Стоит отметить, что подобная икона существует не только в православной вере, но и в католической. Кстати, ее изображение может отличаться. На некоторых образах изображают императора Василия II с Крестом с епископами, или изображение троицы: Константина и Елену, молящихся рядом около патриарха и т.д.

Но все же отличие православных образов от католических заключается в том, что на первых — рисуют Елену и Константина, а на вторых – императора Ираклия. Таким образом, получаются разные легенды и разные изображение, но значение у них одно и тоже – вера в Бога и принятие факта Воскресения Сына Божьего.

Обязательно к прочтению: Можно ли носить православным звезду Давида

Испытание Креста

Теперь трудно было определить, на каком из крестов был распят Спаситель. Вопрос был решен путем испытания, предложенного патриархом Макарием.

В окрестностях жила одна женщина, уже долгое время страдавшая от неизлечимой болезни и находящаяся при смерти. Ее принесли, и сначала к ней приложили первые два креста, но ей не стало лучше. После приложения третьего Креста она мгновенно исцелилась (по другим данным, исцеление произошло, как только ее осенила тень от Креста).

Существует также версия, что при прикосновении к Святому Кресту воскрес умерший человек, уже приготовленный к погребению.

Столь убедительные доказательства не оставляли сомнений. Интересно, что старик Иуда, указавший место, сам принял христианство и впоследствии даже стал Иерусалимским патриархом, преданным на мучение при императоре Юлиане Отступнике.

Традиции поклонения

С того момента началось поклонение Животворящему Кресту. Вначале патриарх поднимал Его, чтобы как можно большее число людей смогло Его увидеть. При этом люди произносили одну из основных христианских молитв: «Господи, помилуй». На этой основе впоследствии был разработан чин поклонения Кресту в соборах, когда святыню поднимает над головой архиерей.

Из истории: Елена начала строить храмы в Иерусалиме и по всей святой земле.

Первой была построена церковь Воскресения на месте обретения Животворящего Креста. Всего было построено восемнадцать храмов в разных священных для христиан местах.

Точных сведений о последующей судьбе святыни нет. Известно, что она была разделена на частицы и разошлась по храмам во всем христианском мире. Первоначальное разделение на две части было осуществлено Еленой, которая часть отослала к Константину, а часть оставила заключенной в драгоценный ковчег на поклонение для народа в Иерусалиме. Толпы народа приходили в храм и прикладывались ко Древу. Возглавлял поклонение епископ. Но, несмотря на принятые строгие меры, разделение Древа на частицы продолжалось.

Из истории войны с Персией

В 7 веке, при императоре Фоке, святыня была похищена в ходе персидского нашествия и перевезена в Персию. Но преемник Фоки, император Ираклий, восстановил порядок. Вначале его военные действия против персидского царя Хозроя не увенчались успехом. Тогда он прибегнул к молитвам, постам и богослужениям.

Важно: Господь помог благочестивому правителю, и победа над персами состоялась.

В 628 году Святой Крест был возвращен в Иерусалим.

Тогда совершилось очередное чудо. Древо в храм понес на плечах сам Ираклий. Он был одет в царское облачение. Но при подходе к Лобному Месту почему-то царь не смог идти дальше. Тогда к патриарху Захарии пришло откровение, что мученический Крест надлежит нести в простой одежде и с босыми ногами. Ираклий переоделся в простую одежду и смог продолжить движение.

Крест был возложен на свое прежнее место в храме.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в старообрядчестве. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Самарской области, г. Чайковского Пермского края, села Давыдово Московской области, г. Меленки Владимирской области.

Храм РПСЦ во имя Воздвижения Честна́го Креста в с. Давыдово Московской области

Праздник является престольным также для мужского Мануйловского белокриницкого монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).

Храм Воздвижения Креста Господня. Село Великоплоское

Празднику Воздвижения посвящены храм Русской древлеправославной Церкви поселка Тарбагатай республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, г. Поставы Витебской области, г. Червень Минской области, дер. Перелазы и дер. Юзофово (Литва).

Храм Воздвижения Креста Господня. Перелазы

Храмовой праздник отмечают и общины старообрядцев часовенного согласия г. Ревда и г. Невьянск Свердловской области.

Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. Невьянск

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

В начале XIX века община разделилась на две части — мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится.

Особенности Богослужения праздника Воздвижения

Служба праздника Воздвижения Креста Господня имеет очень много особенностей. Здесь будут приводиться основные моменты, но и их обретается достаточное количество.

Первой отличительной чертой праздника является само событие, которое легло в его основание. В отличие от других праздников, оно произошло много позже тех священных событий, которые описаны в Евангелии и связаны с домостроительством нашего спасения, т.е. всеми делами, которые Господь сделал ради нас и нашего ради спасения. Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой древа того самого Креста, на котором был распят Христос. Событие, безусловно, памятное, оно отражено и в названии. Однако содержание текстов не много останавливается на факте обретения Креста, а более обращают мысленный взор на Пасху – на крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великого Пятка. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя, и собранные воедино они лучше всякого учебника объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразовательное значение.

Как и в любой великий церковный праздник, в день Воздвижения положено Всенощное бдение и Литургия. Бдение предполагается именно всенощное, то есть на всю ночь. Но сейчас такая служба совершается по многим причинам далеко не везде, и лишь в некоторых храмах и монастырях совершают ее, более соответствующую требованиям Устава, чем обычное праздничное Богослужение накануне праздника, называемое по традиции «бдением».

Малая вечерня, как необходимая часть именно всенощных служб, практически не совершается, кроме тех храмов, где такая служба все-таки есть, и тех, где ради украшения праздничного Богослужения дополнительно совершают Малую вечерню (рассказывали мне о такой практике одного монастыря, но это было давно, возможно, сейчас там служат и настоящие всенощные бдения). Меж тем после Малой вечерни на престол переносится Крест, который во время бдения будет вынесен для всеобщего поклонения и целования. Действие небольшое, но совершается с полным началом, т.е. благословение священника, Трисвятое по Отче наш, с пением тропаря и кондака праздника, с каждением, в конце произносится отпуст. Так как в большинстве храмов Малой вечерни нет, то перенесение Креста на престол совершается непосредственно перед праздничной вечерней службой. К сожалению, увидеть этого нельзя – все совершается в алтаре священнослужителями, можно только услышать, если придти в храм перед службой заранее.

Воздвижение относится к так называемым Господским двунадесятым праздникам. Это означает, что служба этого праздника не соединяется ни с какой другой службой, даже с воскресной, если праздник случится в воскресенье. Так, в этот день в изгнании скончался великий святитель Иоанн Златоуст, но память его не совершается ради праздника, а перенесена на другой день.

Великая вечерня совершается обычно. Стихиры к вечерним псалмам «Господи возвах…» 6-го гласа, косвенного ко 2-му, на этот глас написана завершающая стихира, на Слава, и ныне. Эта стихира «Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся» в кратких словах раскрывает церковный догмат об искуплении: «праотца бо Адама прельстивый древом, Крестом прельщается»… «Древом бо подобаше древо исцелити, и страстию Безстрастнаго, яже на Древе, разрешити страсти осужденнаго». После литии и чтения из творений св. отцов (где бывает такое чтение) совершается Утреня.

Первая существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Существует еще одна причина чтения Евангелия в алтаре: это совершается ради особенности праздника. В алтаре совершаются лишь особенные священнодействия, поэтому чтобы подчеркнуть особую торжественность праздника, Евангелие читается в алтаре. После этого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше…», в какой бы день ни случился праздник, потому что в этот праздник воспоминается крестная смерть и воскресение Христово.

Канон праздника написан прп. Косьмой, епископом Маиумским. Интересная особенность есть у этого канона – в нем две 9-х песни. Предание гласит, что однажды прп. Косьма был в праздник Воздвижения в другом городе и услышал, что его канон исполняют не так, как он его написал. Он указал, что канон следует петь по-другому, но на его замечания не обратили внимания. Когда он сказал, что он автор этого канона, от него потребовали доказательств. Тогда прп. Косьма тут же написал вторую 9-ю песнь, подобную первой. Лично мне эта версия кажется более вероятной, чем мнение некоторых исследователей, считающих вторую 9-ю песнь остатком какого-то древнего канона, хотя и это тоже возможно. Как обычно бывает в так называемые двунадесятые праздники, на 9-й песни не поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» с припевом «Честнейшую херувим…», а поются припевы праздника. Так как 9-х песней две, то и припевов тоже два.

Главной особенностью службы праздника является вынос Креста и поклонение ему. Как говорится в Уставе, «певаему же славословию», то есть во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель (первенствующий священник или епископ) выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии – ради особой торжественности службы и особого почитания Креста. Там, где совершается чин воздвижения, происходит примерно то же, что происходило в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение – по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!» И по чину предстоятель 5 раз при пении «Господи помилуй» (100 раз) совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот тропарь еще раз подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя.

Чин воздвижения бывает не во всех храмах, а большей частью только в соборных. Там, где воздвижения не совершается, бывает только вынос Креста во время славословия, положение его на аналое посреди храма с пением тропаря праздника трижды, потом, опуская чин воздвижения, сразу поклонение, и поются стихиры на целование Креста.

На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое, как обычно, а тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…» Однако это совершенно не означает, что все в этот момент должны делать земные поклоны. Проще и лучше всего смотреть, что в этот момент делают священнослужители в алтаре (Царские врата в этот момент открыты): если они совершают земное поклонение, то и всем следует делать так же, если не совершают, то общий порядок нарушать, наверное, не стоит, а сделать положенные в этот момент Литургии обычные поясные поклоны. По окончании Литургии, напротив, обычно все священнослужители выходят на середину храма, и с пением тропаря трижды кланяются до земли. Все молящиеся вместе с ними творят земные поклоны. Это единственный случай, когда полагаются земные поклоны в Господский двунадесятый праздник или воскресный день, да еще и после причастия святых Христовых Таин.

Такой чин поклонения Кресту (без воздвижения) бывает еще два раза в году: в Неделю Крестопоклонную Великого поста, и в праздник Изнесения честных древ Креста Господня, который бывает в первый день Успенского поста.

Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему. В день отдания праздника после Литургии святой Крест заносится обратно в алтарь и полагается на своем месте.

Ради воспоминания крестных страданий Спасителя в этот день установлен пост: не принято в день Воздвижения есть мясо, молоко, яйца, рыбу, а только овощи и прочие растительные продукты.

Традиции и особенности праздника Воздвижения Креста Господня

История и событие праздника

Праздник совмещает в себе воспоминание сразу о двух событиях, связанных с Животворящим Крестом Господним. Первое из них – обретение Креста. Иудеи, распявшие Господа, хоть и знали, что идут на борьбу с Богом, старались всячески скрыть, что распятый ими Христос и есть долгожданный Мессия. Крест Господа был закопан в земле. Затем язычники, также борясь с христианством, дополнили чашу беззакония и основали на том месте, где находился Крест, языческое капище.

В IV веке при правлении императора Константина, прославленного позже в лике святых, его мать, царица Елена, поехала в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Христов. Обнаружив на указанном месте языческое сооружение, его разрушили и начали поиски. В результате было найдено три креста, гвозди и табличка, на которой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Но как понять, на какой из находок был распят Христос?

Мимо места раскопок, расположенного возле Голгофы, проходила похоронная процессия. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий полагал по очереди на покойника найденные кресты. Когда на умершего был возложен Крест Спасителя, он ожил на глазах многих свидетелей. Так был выявлен Крест Спасителя в 326 г.

Второе событие, вспоминаемое в праздник Крестовоздвижения – возвращение великой святыни из Персии. В VII веке он был возвращен в Иерусалим императором Ираклием. В обоих случаях обретенный, а позже возвращенный Крест воздвигали – высоко поднимали, чтобы все люди могли его видеть. Отсюда пошло наименование праздника.

Крест был обнаружен незадолго до наступления праздника Воскресения Христова. Поэтому изначально Крестовоздвижение праздновали на второй день Пасхи. 13 сентября 335 г. в Иерусалиме освятили новый храм в честь Христова Воскресения, в связи с чем празднование Крестовоздвижения было перенесено на 14 сентября (27 сентября по новому стилю).

Видео «Праздник Воздвижения Креста Господня: традиции и приметы»

В этом видеосюжете рассказывается, какие традиции и приметы нужно соблюдать в этот день.

Богословское содержание

Праздник Крестовоздвижения подразумевает восхваление с благодарностью и благоговением самого Креста Христова, воспоминание его обретения, а также воспоминание страшных мук, которые Господь претерпел ради людей. Крест – величайшая святыня, слава, духовный меч, данный Богом, который никто не может одолеть. Он – орудие победы над адом и смертью. Силою Честнаго и Животворящего Креста совершается множество чудес, исцелений, люди получают помощь и защиту. Бесы трепещут и в страхе разбегаются от человека, осеняющего себя крестным знамением.

Празднование Крестовоздвижения приходится на конец сентября. В эту пору заканчивается сбор урожая. При поклонении Кресту те люди, которые собрали богатый урожай, уберегаются от гордыни. Видя распятого Христа, они понимают, что всем обязаны Господу, и получили имеющийся достаток только по Его неизреченной милости. Те же люди, которые собрали скудный урожай, поклоняясь Кресту, обретают радость и утешение.

Читайте также:  Пророк Илия

Богослужебные особенности

Отличительная черта праздничного богослужения – священник из алтаря выносит в храм Крест, чтобы люди могли ему поклониться. Это совершается на Малой вечерне, а если она не служится, как бывает в некоторых храмах, то вынос происходит перед Великой вечерней. Крест украшается живыми цветами. Во время пения славословия и тропаря совершается поклонение святыне.

Священник из алтаря выносит в храм Крест

Антифоны меняются на праздничные, Трисвятая песнь не поется. По завершении литургии все священники выходят в храм для поклонения и делают земные поклоны вместе с прихожанами. Крестовоздвижение – единственный двунадесятый праздник, при праздновании которого положены земные поклоны. Крест не уносят в алтарь и оставляют в храме до отдания 4 октября.

Полный чин воздвижения Креста проводится в большинстве случаев только в соборных храмах.

Народные традиции и поверья

Согласно церковному уставу в этот день полагается соблюдать строгий пост. В народе к этому дню старались завершить все работы на земле и подготовить поля к пахоте. После праздника начиналась подготовка к зиме. Люди замечали, что именно с этого дня все реже радует солнце теплом, все чаще небо затягивает облаками, начинаются дожди. В старину на Крестовоздвижение проводилось сватовство невесты.

Что нужно делать

Как и во всякий церковный праздник, нужно присутствовать на вечернем богослужении и Божественной Литургии, поклониться святыне. Оставшееся время после службы нужно провести в мире и тишине. Праздник проводится в благочестии и чистоте, без ссор и потакания собственным страстям. По уставу следует соблюдать пост независимо от того, в какой день выпадает праздник.

В этот день нужно присутствовать на вечернем богослужении

Что запрещено делать

В этот день, как и в любой другой, нельзя грешить. Запрещена физическая работа. Люди не только не трудятся на земле, но и не убирают жилище, не шьют и пр. Нельзя вкушать скоромную пищу: мясные, молочные, рыбные продукты и яйца. Все продукты на столе должны быть только растительного происхождения.

Иконы и храмы в честь Воздвижения Креста Господня

В тех храмах, которые освящены в честь Воздвижения Креста, этот праздник является престольным.

Со времен обретения в православных странах в честь святыни освящаются храмы и монастыри. Один из наиболее известных Крестовоздвиженских храмов России находится в Алтуфьево. Он был воздвигнут в 1760–1763 гг., оснащен колокольней, а в конце XVIII столетия проводилась его перестройка. Храм действовал с тех пор почти постоянно, закрываясь лишь на короткий период во времена ВОВ.

Еще один древний Крестовоздвиженский храм был заложен на левом берегу Москвы-реки в 1640 г., а в 1658 г. в нем освятили престол. Сейчас он известен как Храм на Чистом Вражке.

Самые простые иконы изображают только святого Макария, поддерживающего воздвигнутую святыню. Более сложные имеют дополнения. В большинстве случаев иконы содержат следующие особенности:

  1. Святыня располагается вертикально в центре на возвышении.
  2. Возле креста изображен один или несколько священников, один из них – архиерей.
  3. Возможно изображение молящегося народа.
  4. Возле святого Макария по сторонам от Креста изображают равноапостольную царицу Елену и ее сына равноапостольного императора Константина.
  5. На заднем плане возможно изображение храма, который по архитектурным особенностям напоминает храм Воскресения Христова.

В праздник Крестовоздвижения вспоминается обретение святыни, ее возвращение из Персии, а также страдания Спасителя. Меняется ход богослужения, дополняясь чином Воздвижения. Этот день по уставу всегда постный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История Воздвижения Креста Господня и как праздновать 27 сентября

О Воздвижении Креста Господня ничего не говорится в Новом Завете. Об обретении святыни первые сведения появляются в конце IV, начале V веков. О событии, установлении празднества повествуют римские историки и христианские деятели этого периода. Крестовоздвижение неразрывно связано с Воскресением Христа, что нашло отражение в богослужениях этого праздника.

История возникновения праздника

Воздвижение Креста Господня – один из 12 важнейших христианских праздников. В этот день христиане обрели один из главных символов веры – Честной Животворящий Крест. Во II веке языческий римский император Андриан, яростный противник Христа и его учения, решил стереть из памяти людей воспоминания о Спасителе. Он приказал уничтожить место, где пострадал за людские грехи Иисус Христос. Голгофу, место казни и гробницу он повелел засыпать землей и возвести здесь языческий храм. Идолопоклонники и жрецы совершали в нем жертвоприношения на протяжении столетий.

Через 300 лет римский император Константин прекратил гонения на христиан, принял учение Христа. Его мать, Елена, также стала христианкой. За свои заслуги перед Церковью Константин и Елена после кончины были приравнены к равноапостольскому чину.

Константин Великий перенес столицу Римской империи в Константинополь. В борьбе за власть ему 3 раза было видение Креста Господня, после чего его войско одерживало победы.

После этих явлений Константин решил найти артефакты, свидетельствующие о страданиях и месте захоронения Христа после казни. Его мать, царица Елена, отправилась в Иерусалим по просьбе сына. Вместе с иерусалимским патриархом Макарием она начала поиск. Долгое время не было никаких результатов. Пока однажды им не встретился старый еврей, указавший, где находилась Голгофа.

Елена приказала разрушить языческий храм и начать раскопки. Это были первые археологические изыскания, в результате которых были обнаружены Гроб Господень, три креста, гвозди и табличка с именем Иисуса. Царица не сомневалась, что орудие казни Христа обладает чудодейственной силой, является Животворящим.

Она повелела прислонять поочередно к каждому кресту больного человека. После касания одного из крестов больной стал здоров. Патриарх Макарий, воодушевленный примером царицы, прикоснулся этим крестом к умершему человеку. Свершилось чудо: мертвец воскрес.

Макарий поднял святыню, чтобы все присутствовавшие на раскопках увидели Животворящий Крест Господень. Люди стали благоговейно кланяться Кресту и повторять слова: «Господи, помилуй!». Обретение Животворящего Креста произошло в 326 году от Рождества Христова.

Название празднования уходит своими корнями в обычай поднимать крест над головой, чтобы присутствующие на службе верующие его увидели. Крест, на котором был распят Иисус Христос, «возвысился» над всем христианским миром, как символ веры.

Равноапостольная Елена возвела на Голгофе храм Гроба Господня, куда поместила священную реликвию. В Константинополь к сыну она привезла частицу святой реликвии.

Император повелел возвести храм в память о Воскресении Христа. День освящения храма Воскресения Христа – 13 сентября. 14 сентября было определено, как дата празднования Воздвижения Святого Креста.

Русская, сербская, иерусалимская, грузинская, польская православные церкви, неканонические греческие церкви отмечают Воздвижение 27 сентября. Католическая и остальные поместные православные церкви празднуют 14 сентября. Армянская Апостольская Церковь – в воскресенье, между 11 и 17 сентября.

Празднование Воздвижения Креста Господня связано с историей его похищения и возврата в Иерусалим. В начале VII века персидский царь разграбил Иерусалим и увез распятие Иисуса и патриарха Захария. Через 14 лет византийский император Ираклий разгромил персов и вернул реликвию и Захария в Иерусалим.

В торжественной обстановке Ираклий направился на Голгофу, чтобы вернуть священный раритет в храм, но не смог подняться на гору. Невидимая сила остановила его у подножия. Захарий пояснил императору, что его ноша предназначена для страдания в пути и не следует совершать его в царском облачении. Ираклий надел рубище и беспрепятственно взошел на Голгофу в храм. Крест Господень был в дальнейшем разделен на частицы и распределен между христианскими храмами.

Богослужение

В этот день соблюдается строгий пост, во время которого не принимают продукты животного происхождения. Облачения священнослужителей фиолетового цвета.

Служба ведется по Минее (книге, где утвержден порядок и тексты богослужений в зависимости от праздника).

Начинается празднование с малой вечери. Священник выносит Святой Крест и кладет его на блюдо, установленное на жертвенник, укрытый покрывалом. Священное дерево украшают венком из живых цветов.

Перед началом всенощной иерей и диакон подходят к жертвеннику и поют псалмы, указанные в Минее. Во время пения священнослужитель берет блюдо со Святым Деревом и устанавливает себе на голову и направляется к престолу. Перед ним идет свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Крест кладут на престол, перед ним зажигают свечу на подсвечнике. Во время бдения на утрене читают Евангелие, поют канон и стихиры.

До начала Великого славословия священник облачается в праздничные одежды. Во время пения славословия предстоятель и диакон трижды обходят престол и совершают каждение. Заканчивается славословие пением Трисвятого, во время которого священник три раза кланяется до земли и поднимает блюдо с реликвией на голову.

Он выходит из алтаря до середины храма, кладет Крест на аналой. Рядом с ним идут свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Священнослужители три раза обходят аналой, совершая каждение. Заканчивается служба троекратным земным поклоном предстоятеля, хора, целованием Креста, помазанием елеем верующих и ектенией.

Крест лежит на аналое до 21 сентября. В этот день исполняется литургия, во время которой (после пения тропаря и кондака) Крест уносится в алтарь.

Чин Воздвижения Креста Господня

При архиерейском богослужении или с благословения архиерея совершается чин Воздвижения Креста. Для службы рекомендуется особый Крест, который используют только в празднование Воздвижения. Он должен быть большого размера, вырезанный из дерева или написанный на дереве.

Отличия богослужения чина Воздвижения Креста:

  1. В литургии Трисвятое заменяется на «Кресту твоему…», «Святое Воскресение…». Поклоны до земли не делают.
  2. После того, как Крест выносят из алтаря, священнослужители кланяются 3 раза.
  3. Иерей берет в руки Крест в венке из живых цветов и поворачивается лицом на восход солнца и поднимает Крест над головой. Дьякон стоит перед ним со свечой и произносит 5 раз «Помилуй нас, Боже…». При каждом возгласе предстоятель поднимает Крест над головой (совершает чин).
  4. Хор повторяет «Господи, помилуй» сто раз.
  5. Во время исполнения «Господи, помилуй» священник 3 раза осеняет Крестом восточную часть храма. Затем начинает медленно склонять голову. Голоса певчих начинают затихать. К началу 50-го повтора голова иерея наклонена почти до земли. Со второй половины повтора «Господи, помилуй» священник начинает выпрямляться, хоровое пение усиливается. К 97 повтору предстоятель стоит, выпрямившись, а певчие поют во весь голос. Иерей снова осеняет 3 раза Крестом восток.
  6. Во время бдения два священнослужителя поддерживают иерея под руки, а третий медленно и непрерывно льет из сосуда воду на Крест. Вода стекает в емкость, которую держит свеченосец. В воду добавляют ароматические вещества, за исключением духов и одеколонов. Воду по окончании службы разбирают молящиеся.
  7. Священник разворачивается на заход солнца. Перед ним встает дьякон, громогласно произнося ектению с просьбой о жизни и здравии патриарха РПЦ, всех православных верующих Русской Церкви. Предстоятель поднимает Крест над головой.
  8. Следующий разворот – на юг. Дьякон произносит ектению о мире и спокойствии в государстве российском. Предстоятель в это время совершает воздвижение.
  9. Четвертый раз Крест поднимается над головой, когда священник поворачивается на север. Дьякон возглашает просьбу о здоровье и спасении от грехов каждой христианской души.
  10. Иерей снова поворачивается на восток и совершает воздвижение таким же образом, как в первый раз. Дьякон возглашает просьбу о спасении, здоровье священнослужителей храма.

Хор исполняет кондаккре, во время которого предстоятель кладет Крест на аналой. Окончание службы по обычаю.

Иконография

Первые изображения описывали обретение Креста. Мозаики X-XI веков были посвящены равноапостольным Константину и Елене. Святые отображены в полный рост, стоя по сторонам Креста. Впоследствии сюжет усложнился, появилось несколько вариантов: Константин и Елена наблюдают, как из земли извлекают священную реликвию; отображено паломничество царицы в Иерусалим.

Русская иконография имеет свою традицию, сложившуюся после XV века. На иконе на фоне церкви изображается многолюдная сцена. В центре, поддерживаемый двумя дьяками, стоит патриарх, удерживая над головой Крест. По обе стороны от него стоят святые, певчие и верующие, пришедшие для поклонения святой реликвии.

На некоторых иконах имеются изображения чудесного исцеления и оживления во время обретения артефакта. После XVII века в иконографии появился сюжет, где присутствуют царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, царица Евдокия.

Народные традиции и приметы в этот день

Утром 27 сентября в церквах заканчивается еженощное бдение. Верующим, не присутствовавшим на богослужении, следует пойти в храм, помолиться на литургии за здоровье родных и близких, купить 3 освященные свечки. Возвратившись домой, зажигают свечу и крестят углы в доме, читая вслух «Отче наш». Таким способом прогоняют нечистую силу, очищают жилище от негативной энергии.

Существует поверье, что если в этот день соблюсти пост, то Бог простит 7 грехов. Церковь запрещает употреблять в пищу мясо-молочные продукты, яйца. Другое поверье касается о дарении детям золотых или серебряных крестов, приобретенных в церкви. Считается, что такой крестик будет оберегом для ребенка всю жизнь, даже если он не будет его носить постоянно.

По народным приметам считалось, что на Воздвижение лето заканчивается. К этому времени корнеплоды должны быть убраны в хранилища, чтобы заморозки не погубили урожай. После Воздвижения в деревнях занимались заготовкой капусты (солением/квашением).

По другим наблюдениям было подмечено, что если 27 сентября:

  • перелетные птицы улетели – будет морозная и долгая зима;
  • пауки опутывают ветки сетями – ожидать теплую осень; мало паутины – ранние холода;
  • морозное утро – зима придет раньше обычного;
  • ясное и теплое начало дня – зимние холода наступят позднее.

В праздник нельзя было:

  • ссориться;
  • стирать;
  • шить;
  • мыть полы;
  • ходить в лес, в поля, к рекам и озерам.

Запрет на посещение леса объяснялся тем, что к зиме готовятся змеи. Ворота и двери закрывали плотно, чтобы змея не попала в дом.

В этот день не следует что-то планировать и делать, так как начинание будет неудачным.

Храмы

На месте обретения Честного Животворящего Креста святая Елена воздвигла храм в честь Воскресения Христа. Император Константин повелел построить в Константинополе величественный храм Воскресения Христа, где будет храниться частица Животворящего Креста, привезенного царицей Еленой. Строительство длилось 10 лет, до 336 года. Первоапостольная Елена не дожила до его освящения, она скончалась в 327 году. На следующий день после освящения возведенного храма был установлен день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В Москве известны 6 храмов Воздвижения Креста Господня:

  • на Чистом Вражке;
  • в Алтуфьеве;
  • Митине;
  • Черкизове;
  • Московском Кремле;
  • Никольском монастыре.

Храм на Чистом Вражке – один из старейших в Москве. Свое летоисчисление он ведет от конца XVII века. Окончательная архитектурная композиция оформилась через 200 лет.

Храм освящался трижды:

  • В 1658 году;
  • 1813 (после французского нашествия и пожара);
  • 1993.

С 1931 по 1992 года в храме не совершались богослужения. Архитектурный комплекс был частично разрушен. После передачи храма РПЦ в 1992 году в нем проходили реставрационные работы, закончившиеся в 2000 году. В настоящее время храм действующий.

Первое упоминание о церкви в Алтуфьево относится к 1564 году. В 1760 году была перестроена. Находится на территории имения Алтуфьево. В 1812 году имение и церковь были разорены. После восстановления в церкви не прекращались богослужения, за исключением ноября-декабря 1941 года. В конце XX века была перестроена, что нарушило ее историческую ценность.

В Московском Кремле Крестовоздвиженская церковь была построена по велению царя Федора Алексеевича в 1681 году. Теремная церковь имеет небольшие размеры: 7х4 метра. После 1917 года церковь была закрыта, как и все остальные церкви на территории Большого Кремлевского дворца. В настоящее время является частью президентской резиденции.

Храм в Никольском монастыре был освящен в 1854 году. После революции и закрытия монастыря прекратил богослужения. Здание было перестроено, использовалось для жилья и производственных нужд. В 90-х годах возвращено РПЦ. До настоящего времени продолжаются восстановительные работы.

Старообрядческие храмы

В центре Москвы находится старообрядческая община (федосеевцев-беспоповцев). Основанная в 1801 году, она сохранила свои устои до настоящего времени. На ее территории в 1811 году был построен соборный храм Воздвижения Креста Господня. В отличие от обычных церквей, у него отсутствует алтарь.

В 20-е годы прошлого столетия часть ценных экспонатов была передана в Крестновоздвиженскую церковь в Кремле. Старообрядческие богослужения в храме не прекращались со дня открытия.

Ссылка на основную публикацию