Православный нательный крест: значение, виды, каким должен быть

Каким должен быть православный нательный крестик: выбираем правильно

Нательный православный крест – главный символ, который сопровождает верующего христианина с момента Крещения. С этого времени его необходимо носить всю жизнь на груди. Крестик поддерживает дух, защищает от бесов и чёрной магии, помогает справиться со всеми жизненными трудностями, напоминая человеку о вере, о его связи с Церковью и Богом.

У некоторых возникают вопросы. Какой должна быть форма креста, чтобы соответствовать православной вере? Допустима ли инкрустация драгоценными камнями? Как правильно носить? Разберёмся с каждым из таких вопросов.

О форме православного креста

Известно, что католическая традиция расходится с нашей по виду этого символа.

Тут нужно сразу разобраться с некоторыми предрассудками. Классическая форма креста в православии — восьмиконечная, на нём есть распятие Спасителя, слова «Спаси и сохрани» и христограмма — IC XC. Эти буквы означают имя Иисуса Христа. Такой канон был утверждён ещё в VII веке от Р. Х. Тульским собором.

Но для православного верующего допустимо ношение и другого креста, четырёх- и шестиконечного, кресты с изображением распятия или без него.

Однако если оно изображено, то есть несколько способов отличить католический крест:

Предельный натурализм. Это, например, провисание туловища на кресте: такое характерно именно для католиков, которые подчёркивают страстную природу страданий Христа, а не Его победу над смертью. На православных крестиках Спаситель «парит».

Число гвоздей, которыми распят Христос. На католических крестах их три. Православная вера учит, что их было четыре, ноги в таком случае располагаются отдельно.

Терновый венец. Это также традиционный атрибут именно католического распятия, в православии же встречается редко.

Виды православных крестов при этом разнообразны, даже в рамках канона. На нём возможны различные изображения: растительные орнаменты, черепа (обозначение смерти, которую попрал Христос), херувимы, Мария Богородица на обратной стороне и т. д.

Какой материал выбрать?

Поскольку крест должен быть долговечным и при этом лёгким, его традиционно производят из металлов, хотя иногда используют и другие материалы. Самые распространённые:

серебро;
золото;
платина;
латунь, нержавеющая сталь и другие недрагоценные металлы;
благородные сорта дерева;
драгоценные и полудрагоценные камни;
жемчуг;
янтарь.

Насколько допустимы нательные крестики, которые богато украшены и в целом являются предметом роскоши, — вопрос дискуссионный. Однако Церковь не даёт своим прихожанам в таких решениях никаких ограничений, а для многих верующих выбор дорогого изделия — это акт любви к Богу и Церкви, знак того, как высоко человек ценит их в своей жизни.

Вопрос материалов, по большому счёту, должен решаться исходя из индивидуальных особенностей человека. Например, у некоторых на коже быстро чернеет серебро, в таком случае следует защитить его от таких процессов, чаще ухаживать или, что проще, выбрать другой металл.

Вопрос освящения

Если крестик покупается в церковной лавке, его освящать не нужно: это уже сделано. А вот если Вы приобрели его в ювелирном магазине, стоит принести в церковь и, например, перед богослужением попросить священника провести обряд. Это также необходимо сделать, если Вы не уверены, освящено ли распятие (хотя это обязательно сделать только один раз).

Исключениями в этом плане являются российские бренды «Красноселие» и «ДАРЪ»: вся их продукция освящена перед продажей.

Как носить?

По этому вопросу есть да основных правила:

Крест стоит снимать только в самых исключительных случаях, в остальных — даже при посещении бани, скажем, — он должен быть на теле.

Традиционно его носят под одеждой, поэтому он и называется нательным.

Остальные утверждения, которые можно часто услышать — например, что его нельзя дарить, поднимать, если найдёшь, что нельзя носить крест другого человека (особенно умершего) — это суеверия, которые противоречат православной вере. Никаких запретов на дарение и на ношение чужого распятия нет. Нужно понимать, что в первую очередь это — символ личной веры и принятия человеком Христа, а не амулет или оберег, хотя он и защищает человека.

Также, несмотря на распространённое заблуждение, Церковь не запрещает ношение на цепочке, и этот вопрос вообще не принципиален — важно только, чтобы крестик не потерялся (хотя покупка новых тоже не возбраняется).

Где купить?

Сделать правильный выбор Вы можете на нашем сайте. Православные украшения и нательные крестики от производителей «Красноселие» и «ДАРЪ» в многообразии представлены в нашем каталоге. Вам не нужно переживать за необходимость освящения, а широкий выбор позволит Вам найти именно такое изделие, которое лучше всего подойдёт Вам и для выражения Вашей веры.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения относится к двунадесятым, так как имеет непосредственное отношение к земной жизни Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери. Праздник непреходящий, и отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю).

  1. О празднике
  2. Почему Бог избрал Деву Марию для прихода в мир Мессии?
  3. Богословский смысл, заключенный в празднике Благовещения
  4. Особенности богослужения в день Благовещения
  5. Иконография праздника
  6. Благовещение: пост и народные традиции

О празднике

Благовещение празднуется ровно за девять месяцев до Рождества Христова, так как зачатие Господа произошло в тот же миг, как Пресвятая Дева сказала смиренно: “Се раба Господня; да будет мне по слову твоему”.

Кроме того, Благовещенье означает благую весть, сказанную архангелом Гавриилом Деве Марии. Об этом событии повествует лишь святой апостол Лука.

В маленьком палестинском городке Назарете, юной деве по имени Мария явился архангел Гавриил, и возвестил ей: “Богородице Дево, радуйся”. От такого приветствия Дева смутилась, размышляя в себе, что бы значили эти слова чудесного гостя. О чем же благовестит архангел? Он Объявляет праведной деве о том, что она станет Матерью Бога, и родит миру Спасителя. Дева Мария спросила Гавриила, как это будет, ведь я мужа не знаю. На что архангел ответил: “Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя”

Нам, живущим сейчас, невозможно понять весь тот смысл, что заключен в нескольких евангельских строках. Пресвятая Дева Мария дала смиренный ответ, который говорит о полном согласии следовать воле Божией, подобно тому, как и Господь изъявил свою волю на молитве в Гефсиманском саду: “не как Я хочу, но как Ты”.

Дева Мария была совсем юной девушкой, без родителей, жила и воспитывалась при храме. Иосиф обручник был ее мнимым мужем, старцем, избранным для хранения девства Марии. Сколько сплетен, сколько грязи вылилось на Честнейшую Херувим, если даже праведный Иосиф соблазнен был вестью о беременности Марии. Архангел Гавриил явился Иосифу, и убедил его принять Марию, говоря “Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго”.

Почему Бог избрал Деву Марию для прихода в мир Мессии?

Дева Мария происходила из рода царя Давида, от колена Иуды, семени Авраамова. Согласно ветхозаветным пророкам, Спаситель должен был родиться в роду царя Давида. Родители Марии по обетованию отдали Ее на служение Богу.

Детство и юность Мария провела в храме, изучая Писание, молясь, занимаясь рукоделием. Чистота и непорочность Девы, необыкновенное смирение привлекли к ней благодать Божию. Церковное предание называет Богородицу Пречистой, Непорочной, Пресвятой, так как Она была чище, совершенней всех земнородных и чужда личному греху. Именно за необыкновенное смирение и чистоту Бог избрал дщерь рода царя Давида для того, чтобы привести на землю Сына своего.

Церковное предание называет Пресвятую Богородицу Небом, Ковчегом Божиим, Раем, Лествицей Небесной, Престолом Всевышнего, Дверью Спасения, Жезлом расцветшим.

Богословский смысл, заключенный в празднике Благовещения

О моменте явления архангела Гавриила Деве Марии Церковное Предание рассказывает по-разному. Согласно одному варианту, Пресвятая Дева ткала завесу для Храма, а согласно второму — читала Писание, пророчество о том, что Дева зачнет и родит Сына, Эммануила.

Толкователи Писания часто объединяют эти два предания, и толкуют их, как два последовательных события. Таким образом, пряжа становится как бы образом плоти Христовой, которую Мария оденет багряницею своей плоти. В Послании к евреям апостол Павел также сравнивает завесу Храма с плотью Господа: “Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою”. Подтверждением служит тот факт, что завеса храма разодралась сверху донизу в момент смерти Христа, и Кровь Его открыла нам вход во Святилище Небесное.

Как только Дева Мария согласилась с пророчеством архангела Гавриила — “Се раба Господня”, — произошло чудесное, сверхъестественное зачатие Иисуса Христа, воплощение Господа в человеческое естество.

Именно в этот день Пресвятая Дева и соделалась Дверью Спасения, через которую пришел в мир Бог, и которой люди могут пройти в Царство Небесное.

Особенности богослужения в день Благовещения

Накануне праздника совершается всенощное бдение, которое состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Служба на Благовещенье похожа на службы в праздники Рождества Христова и Богоявления.

Обычно на утрени читают Евангелие, поют полиелей и величание, но существуют и исключения:

  • Кириопасха — Благовещение приходится на Пасху. В таком случае полиелея не бывает, величание также не поют. Перед великой ектенией на Светлой утрени поют тропарь Благовещения дважды, а Евангелие Благовещения читают после 6 песни канона. К пасхальному канону присоединяется канон Благовещения.
  • Благовещение приходится на Вербное воскресенье. В этом случае после полиелея поется величание праздника Благовещения, а прокимен и Евангелие — Недели Ваий.
  • Благовещенье приходится на пятницу Страстной седмицы. Накануне служат утреню с чтением 12 Страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей, величание Благовещения и степенны, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединятеся с трипеснцем Страстной пятницы.

На праздник Благовещения служат литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого в случае, если праздник пришелся на дни Великого поста, а также на Страстной Четверг или Страстную Субботу. Перед литургией читают часы, совершают изобразительны и вечерню. Согласно Уставу, на часах не положено творить земные поклоны. Однако молитву Ефрема Сирина на 1-м часе и на изобразительных совершают с тремя земными поклонами. Вечерня, соединенная с литургией Иоанна Златоуста, совершается без чтения Псалтири и без земных поклонов.

Обычно поется задостойник праздника “Яко одушевленному Божию кивоту”, но если Благовещение случается в Великий Четверг, Великую Субботу, то поются задостойники дня. Если же храм Благовещения, то поется задостойник праздника независимо от дня.

Иконография праздника

Дева Мария на иконах праздника Благовещения изображена сидящей. Объясняется это тем, что Пресвятая Дева действительно сидела за прядением завесы, или чтением Писания (согласно апокрифам). С другой стороны, то, что Она изображена сидящей, подчеркивает Ее превосходство над ангелом.

Правая рука Пресвятой Владычицы изображается развернутой ладонью к ангелу, в виде знака внимания и послушания Божией воли, или прижатой к груди в знак смирения перед Божьей волей.

На разных иконах лик Богоматери принимает различное выражение — чувство смущения, желание последовать воле Божией.

Архангел Гавриил и Богородица изображаются глядящими друг на друга, или же смотрящими вверх, в Небо.

Луч, который часто изображают в верхнем углу иконы, ниже расходится на три луча. Это также является образом Божественного действия — очищение Девы Марии, благодаря которому Она стала из Чистой Пречистой, и подготовка Ее к необычной Миссии — стать Матерью Бога, желающего воплотиться в человека.

Благовещение: пост и народные традиции

В Великий пост ради праздника Благовещения Уставом разрешено есть рыбу. Однако если праздник приходится на Страстную седмицу, послабления на рыбу нет.

В народе чтут праздник Благовещения, он известен и невоцерковленным людям. Согласно народным приметам, на праздник Благовещения нельзя ничего делать: в этот день девки косы не плетут, птицы гнезд не вьют. Крестьяне избегали в день Благовещения заниматься ремеслами, пахать, мастерить. В этот день было принято выпускать на волю пленных птиц.

По-видимому, такие строгие ограничения связаны с особым благочестивым почитанием праздника, которые вылились в суеверия.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник. В чем особенности иконографии праздника, почему на Благовещение выпускают птиц, что общего у этого праздника и Евангелия – ответы на эти вопросы читайте в материале журнала “Фома”.

Фомапостер. Скачать бесплатно

Cобытие:

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.

Читайте также:  Булавка от сглаза как носить, заговор, как правильно прикалывать

Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание».

Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»,

— слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.

Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» (Быт 3:15) уничтожит, прельстившего их змея (дьявола). «Семя жены» — это образ безмужнего зачатия Христа, рожденного от Девы Марии.

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы (Ис 7:14). Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.

Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.

Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).

Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, эта традиция «воцерковилась». Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет нашествием на нее Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя (Лк 1:35). Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов и появилась современная традиция.

Голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.

Скачать и распечатать:

Читайте также другие публикации о празднике Благовещения

Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново

Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть.

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение — праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение — «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы — подснежники и фиалки; ночью — голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.

По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников — Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.

История установления праздника

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источник, возле которого произошло Благовещение

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

Читайте также:  Молитва Матроне Московской об исцелении от болезней

Смысл праздника

Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть.

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Православный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля 2020 года

Церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы посвящен событию, которое стоит на границе двух эпох в истории человечества — Ветхого и Нового Заветов. Начало отсчета Нового Времени идет от Рождества Христова, а оно произошло ровно через 9 месяцев после Благовещения.

Происхождение праздника Благовещения

Приснодева Мария до 14 лет пребывала в Храме, где служила Богу молитвой и постом.

В дальнейшем Она выразила желание остаться девой и была препоручена покровительству престарелого Иосифа Праведника, в течение 4 месяцев жила в его доме в Назарете.

По истечении 4 месяцев, во время занятия рукоделием и чтением книги пророка Исайи, Она удостоилась посещения Архангела Гавриила. Слова, произнесенные Архангелом, легли в основу одной из сильнейших молитв Православия — «Богородице Дево, радуйся…»

Дело в том, что Архангел принес Непорочной Деве величайшую в истории человечества весть — Она зачнет от Духа Святого и родит Сына, Господа Иисуса Христа.

Обратите внимание. Этого события ожидало человечество на протяжении пяти с половиной тысячелетий, томясь под гнетом своих грехов и внешних бедствий.

Пресвятая Дева выразила согласие: «Буди мне по глаголу Твоему…» Этим подчеркивается не только святость Богородицы, которая единственная из всех дев удостоилась такой чести, но и то, что принятие во чреве произошло по свободной воле.

Из Евангелия. Известно о явлении на Спасителе Святого Духа в виде голубя после того, как Он принял крещение.

Поэтому возникла традиция на Благовещение выпускать голубей и других птиц, а также печь печенье в виде птичек.

Иконы и Акафист Благовещению

В честь события Благовещения написаны православные иконы, ему посвящен акафист и множество молитвословий.

Как и прочие акафисты, он написан по образцу главного акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся Невесто Неневестная» и состоит из последовательно чередующихся кондаков и икосов. Точные сведения о создании главного акафиста «Радуйся Невесто Неневестная» на сегодняшний день отсутствуют. Полагается, что он был написан где-то между 5 и 7 веками одним из великих авторов — возможно, Романом Сладкопевцем, Георгием Писидийским или патриархом Сергием.

Но все последующие акафисты составлялись по его образцу.

Акафист Благовещению дает возможность всем верующим приобщиться к этому празднику, так как часто Благовещение выпадает на будние дни, когда большинство людей заняты работой и не имеют возможности посетить богослужения. Читать его можно как в храме, так и дома.

Совет! Но не следует думать, что чтение акафиста имеет смысл только в этот праздник. Нет, читать его можно на протяжении года.

Среди Канонических Евангелий эпизод Благовещения присутствует только в Евангелии от Луки.

Старый и Новый стили календаря

Датой Благовещения по старому стилю считается 25 марта, а Рождества Христова — 25 декабря. Православная Церковь живет по старому календарю. Поэтому, если смотреть на эти даты с точки зрения Нового Стиля, то они сдвигаются вперед на 13 дней — 7 апреля и 7 января.

Обратите внимание: В отличие от Православной, Католическая Церковь живет по новому стилю.

Там Рождество — 25 декабря по новому стилю. Причем в католичестве не придается такое большое значение Благовещению, как в православии.

О других Богородичных праздниках:

В православии же Благовещение входит в число двунадесятых, то есть самых значительных после Пасхи праздников и, по современному толкованию, является Богородичным.

Есть также и Господские праздники, посвященные важным событиям из жизни Господа Иисуса Христа.

Православная Церковь считает, что отсчет пребывания человека в земном мире идет не с момента рождения, а с момента зачатия. На законное зачатие младенцев Церковь благословляет супружеские пары в таинстве Венчания.

Церковные уставы относительно праздника Благовещения

Как уже говорилось выше, Благовещение празднуется Православной Церковью 7 апреля по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть, в отличие от некоторых других двунадесятых, он отмечается каждый год в одно и то же число.

Предпразднство и попразднство составляют один день. Попразднство также является Собором Архангела Гавриила.

Это тоже большой праздник, но к двунадесятым он не относится. Как и в день Архангела Михаила (21 ноября по новому стилю), воздается почитание одному из верховных Ангелов. Всего высших Архангелов восемь, и, при молитвенном обращении к одному из них, православному христианину полагается мысленно собирать их всех. Также, по учению Православия, был еще девятый архангел по имени Денница, но он отпал от Бога и стал дьяволом.

Неделя, предшествующая дню Пасхи, называется в Православии Страстной Седмицей, а последующая — Светлой Седмицей.

Внимание. Предшествующий Страстной Седмице Великий Пост в эти дни еще более усугубляется.

Христианину запрещены развлечения и мирские удовольствия, просмотр телевизора и чтение неполезных книг также не благословляются.

А в Светлую Седмицу, напротив, поститься строго запрещено.

Так вот, если Благовещение попадает на Страстную или Светлую Седмицу, то предпразднство и попразднство переносятся на другие дни. Подобные совпадения возможны в силу того, что Пасха — переходящий праздник, и каждый год он выпадает на новое число.

Православная и Католическая Церкви пользуются разными методами для определения дня Пасхи.

Благовещение — постный день, но мирянам разрешаются блюда из рыбы и растительное масло. А вот мясо, курица, яйца и молочные продукты запрещены.

Вообще-то, запрещена также и работа, но, в связи со светским характером нашего государства, прописанным в Конституции, обычно верующие в этот день идут на работу. Но, по крайней мере, они должны воздерживаться от физической работы на земле, в поле, в садах, в огородах, а также от стирки, уборки, шитья, посещения парикмахерских.

Некоторые известные храмы, посвященные Благовещению

В России первый каменный храм, посвященный Благовещению — Благовещенский Собор, возведенный великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского в период с 1397 по 1416 год. К 1482 году, в правление Ивана 3, строение пришло в негодность из-за возраста и было разобрано, на его месте был возведен новый храм.

В 1547 году, к началу правления Ивана Грозного, здание претерпело пожар, а в дальнейшем было восстановлено.

О храмах, освященных в честь праздника Благовещенье:

В Израиле на святом месте, вблизи источника, на котором бывала Дева Мария и где совершилось Первое Благовещение (сведения о нем основаны на апокрифическом писании от Иакова) в 1750 году была основана греческая православная Церковь Благовещения. Она действует и поныне.

Источник расположен в крипте храма, над ним есть икона, прославившаяся многими чудесами.

Народные поверья на Благовещение

В народе распространены такие поверья относительно этого дня:

  • Не давать в долг денег и других вещей — можно принести себе бедность.
  • Девушки не плетут косы, не причесываются.
  • Не надевать новую одежду — она долго не прослужит.
  • Жены стараются как можно чаще называть мужа «милым» — если это сделать 40 раз, то он будет добр к жене весь год.
  • Не сеять — будет неурожай.
  • Как проведешь этот день, так и весь год.
  • Не топить печь, не печь пирожков.
  • Хорошо, если в этот день гроза — лето будет теплым и урожайным.
  • Если дождь — будет хороший урожай ржи.
  • Ласточки не летают — весна будет холодной.
  • Вообще, этот день среди крестьян считается настоящим началом весны.

Однако следует заметить, что подобные поверья не признаются за истину официальной Православной Церковью и не имеют богословской ценности.

Совет! Русская Православная Церковь не налагает подобных запретов на своих прихожан в этот праздник, а рекомендует, если позволяют обстоятельства, посетить праздничную службу и причаститься Христовых Таин.

Благовещение в 2021 году

Дата в 2021 году:7 апреля , среда
Празднуется:в России, Украине, Беларуси и других странах мира
Другие названия:Благовещенье, Благовещеньев день, Возвещение, Приветствие Марии, Зимобор, Заклинание Весны, Праздник большого дня и другие
Церковное название:Благовещение Пресвятой Богородицы
Значение:явление Деве Марии Архангела Гавриила и сообщение о будущем рождении Иисуса
Традиции:запрещено проводить любые физические работы; богослужение в храмах; выпечка просфор; выпуск птиц на волю

Благовещение 2021 отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю). В Православной Церкви этот праздник называется Благовещением Пресвятой Богородицы. Он относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. Торжество приурочено к возвещению Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии ею Сына Божьего.

В Православной Церкви этот праздник символизирует искупление человечеством грехопадения Евы.

Читайте также:  Очень сильные молитвы святой Матроне Московской, отзывы

История праздника

Святая Мария воспитывалась в храме и дала обещание Богу остаться Девой. Она скромно жила в Назарете с названным мужем, дальним родственником – стариком Иосифом. Однажды к ней в дом вошел Архангел Гавриил и произнес речь, которую начал со слов: «Радуйся, Благодатная!». Он сообщил Пресвятой Деве о великом чуде – зачатии ею будущего Спасителя мира Иисуса Христа.

Первые упоминания о Благовещение относятся ко II веку. Официальным это событие стало в VI веке, когда византийский император Юстиниан установил дату праздника на 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Традиции и обряды праздника

В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. В этот день церковные наставники надевают голубое облачение. В храмах проводится всенощное бдение, которое начинается с великого повечерия. Службы имеют литургические особенности, зависящие от дней недели. Если Благовещение и Пасха совпадают (Криопасха), то каноны праздников соединяются.

В народе в этот день принято ходить в храмы, молиться, подавать милостыню и заниматься благотворительностью. В этот праздник распространена традиция выпускать птиц (голубей) на свободу. Люди верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.

Верующие люди 7 апреля подготавливают Благовещенскую соль. Для этого хозяйки берут мешочек, в который каждый из членов семьи насыпает по щепотке соли. Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.

В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.

У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья.

Что можно кушать на Благовещение

Благовещение 2021 приходится на Великий пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Прихожанам можно кушать рыбу. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю (последняя неделя перед Пасхой), то делается исключение – рыбу нельзя употреблять в пищу. Мясо, молочные продукты в этот день исключаются из рациона.

Что нельзя делать на Благовещение

В народе Благовещение считается большим религиозным праздником. В этот день существуют запреты на повседневные дела.

7 апреля не рекомендуется шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.

7 апреля следует воздержаться от тяжелого физического труда. Хозяйки стараются приготовить еду накануне Благовещения, чтобы в праздник быть свободными от домашних хлопот. Плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Не следует в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.

Приметы и поверья

  • Заморозки на Благовещение предвещают богатый урожай.
  • Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней.
  • Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы.
  • Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай.
  • Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.

Благовещение Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам Православной Церкви. В этот день верующие воздерживаются от работы, домашних хлопот, ссор и обид. Прихожане посещают храмы, совершают паломничество по святым местам. Этот религиозный праздник считается лучшим периодом для заготовки соли, освященной воды и просфор, которые будут служить оберегами в течение всего года.

Поздравления

Благую весть принес архангел Гавриил,
Он о рождении Спасителя Марию возвестил.
Сегодня, этот светлый праздник отмечая,
Благ любых тебе без меры я желаю.
В дом твой чтобы стучались радостные вести,
И чтоб прожил на свете ты лет двести.

С Благовещением вас я поздравляю,
Света и добра я вам желаю.
В каждый дом войдет пусть благодать
И возможность счастье испытать.

Желаю здоровья и усталости не знать,
Никогда и ни за что не унывать,
Много радоваться и трудиться много,
К счастью ведь нелегкая дорога!

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

С ПРАЗДНИКОМ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­ну­ет­ся 7 ап­ре­ля (нов ст.), от­сто­ит ров­но на 9 ме­ся­цев от да­ты празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, име­ет один день пред­праздн­ства и один день по­праздн­ства, в ко­то­рый празд­ну­ет­ся Со­бор ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла. Пред­праздн­ство и по­праздн­ство от­ла­га­ют­ся, ес­ли Бла­го­ве­ще­ние слу­ча­ет­ся на Страст­ной или Свет­лой сед­ми­це.

БЛА­ГО­ВЕ­ЩЕ­НИЕ ПРЕ­СВЯ­ТОЙ БО­ГО­РО­ДИ­ЦЫ

На­зва­ние празд­ни­ка ука­зы­ва­ет на ка­кое-то осо­бое, неслы­хан­ное ра­нее «ра­дост­ное из­ве­стие», про­зву­чав­шее еди­но­жды в ми­ро­вой ис­то­рии. Этим и объ­яс­ня­ет­ся от­сут­ствие у празд­ни­ка уточ­ня­ю­ще­го смысл под­за­го­лов­ка (осо­бен­но в оби­ход­ной ре­чи): про­из­но­ся од­но лишь сло­во «Бла­го­ве­ще­ние», мы не бо­им­ся быть невер­но по­ня­ты­ми, ибо «ра­дост­ных из­ве­стий» бы­ло мно­го, но Бла­го­ве­ще­ние слу­чи­лось лишь од­на­жды. Та­ким об­ра­зом, на­зва­ние празд­ни­ка «Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це» бук­валь­но озна­ча­ет: «Ра­дост­ная весть [со­об­щен­ная] Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це». Ка­кая же ра­дост­ная весть со­став­ля­ет су­ще­ство празд­ни­ка? Кто был вест­ни­ком?

Из Еван­ге­лия от Лу­ки (ибо толь­ко он опи­сы­ва­ет дан­ное со­бы­тие) мы узна­ём, что немно­гим бо­лее двух ты­сяч лет то­му на­зад в ма­лень­ком па­ле­стин­ском го­род­ке На­за­ре­те со­вер­ши­лось пре­вос­хо­дя­щее на­ше ра­зу­ме­ние со­бы­тие — при­ро­да Бо­га со­еди­ни­лась с при­ро­дой че­ло­ве­ка. Здесь жи­ла скром­ная под­дан­ная рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, юная Ма­рия, к то­му вре­ме­ни си­ро­та. Она про­ис­хо­ди­ла из ди­на­стии ца­ря Да­ви­да, к ко­то­рой при­над­ле­жал и Иосиф, хра­ни­тель дев­ства Ма­рии, по­жи­лой вдо­вец, ко­то­ро­му Она бы­ла об­ру­че­на во ис­пол­не­ние тра­ди­ции, вос­пре­щав­шей доб­ро­де­тель­ной жен­щине оста­вать­ся оди­но­кой. Иосиф был бе­ден, ра­зу­ме­ет­ся, не афи­ши­ро­вал свое про­ис­хож­де­ние (это бы­ло смер­тель­но опас­но!) и вел жизнь про­сто­го ре­мес­лен­ни­ка.

Мож­но пред­ста­вить чув­ства юной Де­вы, Ко­то­рой, во вре­мя от­сут­ствия Иоси­фа, вдруг зри­мо пред­стал небес­ный вест­ник, ан­гел Гав­ри­ил.

«Ан­гел, вой­дя к Ней, ска­зал:
«Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная! С То­бою Гос­подь!»

Но Она силь­но сму­ти­лась от его слов и ста­ла раз­ду­мы­вать, что же зна­чит та­кое при­вет­ствие. И ска­зал Ей ан­гел:

«Не стра­шись, Ма­ри­ам,
ибо Ты об­ре­ла ми­лость у Бо­га:
и вот, Ты зач­нешь и ро­дишь Сы­на,
и на­ре­чешь Ему имя: Иисус.

И бу­дет Он ве­лик,
и на­зо­вут Его Сы­ном Все­выш­не­го.»

И ска­за­ла Ма­ри­ам ан­ге­лу:
«Как же бу­дет это, ес­ли Я не знаю му­жа?»

И ан­гел ска­зал Ей в от­вет:
«Дух Свя­той сой­дет на Те­бя,
и Си­ла Выш­не­го осе­нит Те­бя,

по­то­му Ди­тя Твое бу­дет свя­то
и на­ре­чет­ся: Сын Бо­жий.»

То­гда Ма­ри­ам ска­за­ла:
«Пред то­бою ра­ба Гос­под­ня; да бу­дет со Мною, как ты ска­зал.»
И уда­лил­ся от Нее ан­гел»
(Лк.1:28-32, 34-35, 38).

О со­вер­шив­шем­ся в эти мгно­ве­ния та­ин­стве труд­но го­во­рить: лю­бые сло­ва ка­жут­ся непро­сти­тель­ной дер­зо­стью. Здесь при­ста­ло толь­ко бла­го­го­вей­ное со­зер­ца­ние тай­ны: «удо­бее мол­ча­ние» (при­ли­че­ству­ет мол­ча­ние), как по­ет­ся в од­ном из бо­го­ро­дич­ных гим­нов.

По­ста­ра­ем­ся лишь по­нять: то, что за­ни­ма­ет несколь­ко строк еван­гель­ско­го по­вест­во­ва­ния, под­го­тав­ли­ва­лось всей ис­то­ри­ей вет­хо­за­вет­но­го че­ло­ве­че­ства, и в диа­ло­ге ан­ге­ла и Де­вы Ма­рии эта ис­то­рия об­ре­ла свой смысл и дол­го­ждан­ное за­вер­ше­ние. Вет­хий за­вет (что зна­чит бук­валь­но «древ­ний со­юз», «ста­рый до­го­вор») Бо­га с че­ло­ве­ком, имев­ший ха­рак­тер под­го­то­ви­тель­ный и вре­мен­ный, от­ныне сме­ня­ет­ся но­вым со­ю­зом со всем че­ло­ве­че­ством и на все вре­ме­на.

Од­ни­ми лишь сво­и­ми си­ла­ми че­ло­век не мог пре­одо­леть глу­бо­чай­шую про­пасть, раз­верз­шу­ю­ся меж­ду ним и Бо­гом, ибо страш­ный удар, со­тряс­ший его в неза­па­мят­ные вре­ме­на («гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей»), рас­ко­лол его свер­ху до­ни­зу: от выс­ше­го со­зна­ния до те­лес­ной при­ро­ды. Он пе­ре­стал при­над­ле­жать Сво­е­му Со­зда­те­лю, а зна­чит — и сво­е­му ра­зум­но­му «я». По­тре­бо­ва­лась встре­ча и ре­аль­ное со­еди­не­ние Бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской при­ро­ды через Бо­го­во­пло­ще­ние. Толь­ко так мог­ла быть воз­вра­ще­на в пер­во­здан­ное до­сто­ин­ство це­лост­ная при­ро­да че­ло­ве­ка. И в ли­це Ма­рии че­ло­ве­че­ство до­стиг­ло выс­шей точ­ки сво­е­го ду­хов­но-нрав­ствен­но­го раз­ви­тия и очи­ще­ния на пу­тях вос­ста­нов­ле­ния Со­ю­за с Бо­гом.

Неза­ме­чен­ным бы­ло яв­ле­ние Де­ве Ма­рии вест­ни­ка Небес, ни­кто не слы­шал про­ис­шед­ше­го меж­ду ни­ми раз­го­во­ра. Ни­чуть не из­ме­ни­лась ви­ди­мая жизнь ни в са­мом На­за­ре­те, ни тем бо­лее в гор­де­ли­вом Ри­ме по­сле ис­чез­но­ве­ния ан­ге­ла. Но как уди­ви­лись бы жи­те­ли огром­ной мно­го­языч­ной Им­пе­рии, ес­ли бы узна­ли, что имен­но в этом непри­мет­ном со­бы­тии на­шла свое оправ­да­ние и за­вер­ше­ние вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ства от Ада­ма и что их по­том­ки ста­нут от­счи­ты­вать Но­вую эру от Дня Рож­де­ния маль­чи­ка, ко­то­ро­го окру­жа­ю­щие пре­не­бре­жи­тель­но на­зы­ва­ли «сы­ном плот­ни­ка»!

«Се­го­дня — на­ча­ло на­ше­го спа­се­ния…», — по­ет­ся за бо­го­слу­же­ни­ем празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния. Про­дол­же­ни­ем его станет жизнь Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста – «Вто­ро­го Ада­ма», а за­вер­ше­ни­ем — Тай­ная ве­че­ря, Гол­го­фа, воз­глас «Со­вер­ши­лось!», нис­хож­де­ние во Ад, Три­днев­ное Вос­кре­се­ние, Воз­не­се­ние и си­де­ние «одес­ную От­ца».

Древ­ний на­род­ный обы­чай в день Бла­го­ве­ще­ния вы­пус­кать из кле­ток на во­лю пле­нен­ных птиц ме­ло­ди­че­ски за­пе­чат­лен в пре­крас­ных сти­хах А. Пуш­ки­на и Ф. Ту­ман­ско­го.

Ли­те­ра­ту­ра: Ру­бан Ю. Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Л.: «Хро­но­граф», 1991; Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002. Том V, с. 254-268 (при­ве­де­на по­дроб­ная биб­лио­гра­фия).

При­ло­же­ние

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4:

Се­го­дня – на­ча­ло на­ше­го спа­се­ния и от­кро­ве­ние пред­веч­ной тай­ны: Сын Бо­жий ста­но­вит­ся Сы­ном Де­вы и Гав­ри­ил воз­ве­ща­ет о нис­по­сла­нии бла­го­да­ти. По­это­му и мы вме­сте с ним вос­клик­нем Бо­го­ро­ди­це: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою!»

Кондак празд­ни­ка, глас 8:

Те­бе, Выс­шей Во­е­на­чаль­ни­це, мы, недо­стой­ные ра­бы Твои, из­ба­вив­шись от бед, о, Бо­го­ро­ди­ца, вос­пе­ва­ем по­бед­ную и бла­годар­ствен­ную песнь. Ты же, как име­ю­щая си­лу непо­бе­ди­мую, осво­бож­дай нас от вся­ких бед, чтобы мы взы­ва­ли к Те­бе: «Ра­дуй­ся, Неве­ста, в брак не всту­пив­шая!»

По­э­ти­че­ская стра­нич­ка

А. Крас­ниц­кий
В день Свя­то­го Бла­го­ве­ще­ния

Про­шли уже ве­ка, но так­же, как и преж­де,
По­всю­ду этот день — день ра­до­сти люд­ской —
Встре­ча­ет це­лый мир в жи­ви­тель­ной на­деж­де,
Что серд­цу он несет от­ра­ду и по­кой.

Бла­гую весть серд­цам, как Ан­гел крот­кой Де­ве,
При­но­сит этот день и нам в жи­тей­ской мгле.
За­быть бы о враж­де, о зло­бе адской, гне­ве,
И лег­че бы то­гда всем бы­ло на зем­ле.

А. Пуш­кин
Птич­ка

В чуж­бине свя­то на­блю­даю
Род­ной обы­чай ста­ри­ны:
На во­лю птич­ку вы­пус­каю
При свет­лом празд­ни­ке вес­ны.

Я стал до­сту­пен уте­ше­нью;
За что на Бо­га мне роп­тать,
Ко­гда хоть од­но­му тво­ре­нью
Я мог сво­бо­ду да­ро­вать!

Ф. Ту­ман­ский
Птич­ка

Вче­ра я рас­тво­рил тем­ни­цу
Воз­душ­ной плен­ни­це мо­ей:
Я ро­щам воз­вра­тил пе­ви­цу,
Я воз­вра­тил сво­бо­ду ей.

Она ис­чез­ла, уто­пая
В си­я­нье го­лу­бо­го дня,
И так за­пе­ла, уле­тая,
Как бы мо­ли­лась за ме­ня.

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Величание Благовещению Пресвятой Богородицы

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Ссылка на основную публикацию