Православные церковные посты: на каждый день, рождественнский пост и другие

Церковный пост-2021: календарь всех постов на год

Краткое содержание:

  • Многодневные посты
  • Однодневные посты
  • В праздники:
  • Сплошные седмицы
  • Мясоеды
  • Обсуждение

Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.

Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.

Многодневные посты

Великий пост

15 марта – 1 мая 2021

Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Петров пост

28 июня – 11 июля 2021

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2021 году он длится 14 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

Успенский пост

14 – 27 августа 2021

Начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Его продолжительность составляет 14 дней.

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

Рождественский пост

28 ноября 2021 – 6 января 2022

Начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Его продолжительность составляет 40 дней.

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Однодневные посты

Крещенский сочельник

18 января 2021

Установлен на 18 января – канун праздника Крещения Господня.

В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).

Усекновение главы Иоанна Предтечи

11 сентября 2021

Установлен на 11 сентября – день мученической смерти Иоанна Предтечи (крестителя Иисуса Христа).

В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.

Воздвижение Креста Господня

27 сентября 2021

Установлен на 27 сентября – день обретения Животворящего Креста.

В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).

Пост в среду и пятницу

Среда и пятница – дни строгого поста.

В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.

В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.

В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.

В праздники:

Сретения Господня (15 февраля),

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – если не выпадает на Страстную седмицу,

апостола Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября),

Рождества Иоанна Предтечи (7 июля),

апостолов Петра и Павла (12 июля),

Преображения Господня (19 августа),

Успения Пресвятой Богородицы (28 августа),

Рождества Богородицы (21 сентября),

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября),

Введения Богородицы во храм (4 декабря),

Святителя Николая (19 декабря),

выпадающие на среду или пятницу, разрешено употреблять рыбу.

На Рождество Христово (7 января) и Крещение Господне (19 января) пост в среду и пятницу отменяется.

Сплошные седмицы

7 – 17 января 2021

Период с Рождества до Крещения. Начинается 7 января, заканчивается – 17 января (включительно). Продолжительность этой седмицы составляет 11 дней. Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.

Мытаря и фарисея

22 – 27 февраля 2021

Начинается за 21 день до Великого Поста (в понедельник) и заканчивается в субботу. Длится 6 дней. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день.

Сырная (масленица)

8 – 14 марта 2021

Неделя перед Великим Постом. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во все эти дни разрешена пища без мяса (яйца, рыба, молочные продукты).

Пасхальная (Светлая)

3 – 8 мая 2021

Неделя после Пасхи. Длится 6 дней, с понедельника по субботу. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день.

21 – 27 июня 2021

Неделя после дня Святой Троицы. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день.

Мясоеды

Зимний мясоед

7 января – 14 марта 2021

Период между Рождественским и Великим постами. В 2021 году он начинается 7 января и заканчивается 14 марта (в Прощеное воскресенье). Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба.

Весенний мясоед

2 мая – 27 июня 2021

Период между Великим и Петровым постами. В 2021 году он начинается 2 мая и заканчивается 27 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу.

Летний мясоед

12 июля – 13 августа 2021

Период между Петровым и Успенским постами. В 2021 году он начинается 12 июля и заканчивается 13 августа. Во время летнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно употреблять мясо. На среду и пятницу предписано сухоядение.

Осенний мясоед

28 августа – 27 ноября 2021

Период между Успенским и Рождественским постами. В 2021 году он начинается 28 августа и заканчивается 27 ноября. Во время осеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешено есть мясо. В среду и пятницу предписывается питаться сухоядением.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Какой должен быть православный нательный крест

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В интернете в последнее время попадается все большее количество различных споров о том каким именно должен быть крестик. Однако увы в большинстве случаев такого рода дискуссии ведутся не на форумах православной тематики, а на родительских и многих других, и каких только истин дискутирующие не рассказывают друг к другу. Но ничего необычного в этом нет, ибо в христианской религии верная символика нательного крестика, довольно многообразна и сложна, а к примеру, старые нательные кресты, которые использовались 2000 лет назад кардинально отличаются от нынешних.

Значение нательного креста

Представленный символ являет собой известнейшую христианскую святыню, то бишь видимым доказательством искупления грешного народа. Он считается орудием поистине мучительной и страшной казни и благодаря жертвенному поступку Вседержителя стал предметом спасения и искупления всего человечества от греходеяния и гибели.

Ведь именно на Кресте через боль, муки, смерть и в конечном итоге Воскресение Спаситель осуществляет исцеление и спасение натуры человеческой от тленности, страстности и смертности, которое придали в нее Адам и Ева, своим грехопадением.

Из всего вышесказанного следует, что верующий человек, носящий на себе Христово Распятие говорит о своем сопричастии мукам и великому поступку Сына Божьего, за которыми идут спасение и надежда, а соответственно и воскресение верующего для бесконечного жития с Всевышним.

Виды нательных крестов

Существует довольно большое количество различных видов крестиков, многие из которых имеют следующую форму:

  • криновидное окончание балок;
  • прямолинейная;
  • с расположенным посередине ромбом или же квадратом;
  • концы треугольной формы;
  • расширенные балки;
  • процветшое оформление;
  • окружности на концах балок.

Следует отметить, что предпоследний вид символа олицетворяет собой Древо Жизни и обрамляется растительным орнаментом, где также могут присутствовать виноградная лоза, лилия и прочие растения.

Нательный крест для мужчин внешне отличается от женского, так символ для женщин выполняется более округлой и сглаженной формы, без наличия острых углов, что довольно распространено для мужского варианта символа.

Если же сравнивать с народами, которые также исповедуют христианскую религию, то к примеру, армянский нательный крест имеет все же некоторые отличия от православного, в основном от выглядит немного вытянутым за счет удлиненной ножки. Из самой сердцевины исходят расширяющиеся крылья, которые окачиваются лучами в своего рода ласточкин хвост, а все предметы

Формы нательных распятий

Кроме имеющихся различий по форме православное Христовое Распятие также отличается и по видам. Вот список наиболее известных разновидностей символики:

  • Восьмиконечный символ. На сегодняшний день восьмиконечный крестик считается наиболее распространенным, причем изначально он имел обычную равностороннюю форму, но после распятия на нем Иисуса Христа был изменен.
  • Георгиевский символ. Был утвержден Екатериной Великой в качестве наградного знака для офицеров и священников. Представляет собой символ наиболее правильной формы, с четырьмя сторонами.
  • Семиконечное Христовое Распятие. Наиболее часто применялся для божественных образав, созданных в 15-м веке.
  • Венец терновый. Выполнен в виде крестика с колючим венцом, обозначающим страдания и мучения Христовы.

Правильный нательный крест, каким он должен быть

На христианском символе не должно присутствовать ничего что может осквернить Божественные силы, а также не допустимо присутствие символов других религий. На правильно выполненном символе очеловечивание Распятия Христа не допустимо, то бишь Спаситель должен как бы лежать поверх самого распятия, без провисания тела и запрокидывания головы.

Также христианский символ может изготовляться из нескольких материалов, а именно:

  • золото – что является символом истины;
  • являются не менее популярны нательные кресты из дерева, которые символизируют Жизненное Древо в Небесном Царствии;
  • серебро – из-за своего белоснежного цвета считается олицетворением целомудрия и чистоты.

В основном надпись нательный крест может иметь разную, но наиболее распространенными считается: «Спаси и Сохрани», «ІС+ХС» (Иисус Христос), а чаще всего встречается надпись «NIKA» на кресте (олицетворяет победу Вседержителя над смертью).

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

  1. Что значат 9 дней после смерти. Что происходит с душой через 9 день после смерти
  2. На какой руке носят обручальное кольцо
  3. Можно ли молиться во время месячных
  4. Можно ли работать в православные праздники
  5. Можно ли носить иерусалимский крест православным
  6. Когда можно открывать зеркала после похорон по православию
  7. Как правильно ставить свечи в церкви
  8. Как вести себя в церкви правильно
  9. Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным
  10. Петров пост
  11. Пост среда и пятница, что можно есть
  12. Что приносят в церковь на поминальный стол
  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому
  • крестик
  • традиции
Читайте также:  Никон Воробьев

3 thoughts on “ Какой должен быть православный нательный крест ”

Как хорошо,вовремя мне попалась эта статья. Разрешите мои сомнения-я отдавала по чистить от потемнения цепочку с крестиком,серебряные.Пришлось уехать мне,потом ювелиру,и вот я забрала,но мне кажется,что это не мои цепочка и крестик.Мастер говорит-мои.А мне кажется,что мои были чуть не такие.Хочу отдать в церковь,такая как читала кучу статей,что чужой крестик брать нельзя.Кто что думает,поделитесь.

он должен быть четырёхконечным,без распятия,без загруглённости на концах,все углы прямые,длинной нательный крест желательно чтоб был чуть длиннее ладони без пальцев.Это оптимальный размер,не слишком маленький и не слишком большой.Такие вы в церковных лавках не найдёте,придётся вам самостоятельно вытачивать-выпиливать напильником их из железяки толщиной 1,5 мм,как я это сделала.В такой стали ещё возможно самим продолбать дырку для цепочки,не используя дрель.

где мой комент от 7 июня?Почему не опубликован?Я старалась,писала.

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А. Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII – XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Нательные кресты в традиции русского благочестия

Часть 1

Фото Андрея Гутынина

Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест-энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.

Первые киевские кресты

Крещение Руси имело следствием широкое приобщение ее населения к христианской культуре Византии. «Повесть временных лет» сообщает о большом количестве предметов церковной утвари, вывезенных князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Среди них были, несомненно, и первые нательные кресты, ставшие образцом для изготовления их уже на русской земле.

Первое упоминание о нательных крестах содержится в Новгородской летописи и относится к 1071 году. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет с уверенностью говорить о том, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.

Нательные кресты домонгольской Руси были весьма многообразными, притом все эти многочисленные формы укладываются в несколько типологических рядов. Основная масса крестов этого периода, найденных на территории России, изготовлена в Среднем Поднепровье. Художественная восприимчивость и духовная чуткость русских мастеров позволили им в считаные десятилетия освоить искусство работы с металлом и создавать подлинные миниатюрные шедевры. Ученые отмечают, что умельцы Руси, овладевая новыми технологиями, создавали и новую иконографию своих изделий.

Читайте также:  Святой апостол и Евангелист Марк

Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, зачастую обрамленные серебряными обоймицами, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. Были обнаружены они и при раскопках золотоордынского Увека — на территории современного Саратова.

При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике — не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия.

Что было до князя Владимира?

Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям — времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е. Е. Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик — это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа.

Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика — города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.

Наследие святых Кирилла и Мефодия

К крестам скандинавского типа примыкает группа крестов с изображением Распятия. Древнейшие из них имеют слегка расширяющиеся лопасти, фигура Христа облачена в коллобиум — длинное одеяние с большим количеством складок, а маленький четвероконечный крестик, изображаемый над головой Спасителя, вероятнее всего является редуцированным изображением таблички Понтия Пилата. Эти кресты, которые, по мнению А. Е. Мусина, происходят из Новгорода и датируются рубежом X–XI веков, очень близки к изделиям, найденным на территории Северной и Средней Европы.

Известный исследователь новгородских древностей В. В. Седов связывал происхождение этой группы крестов с мастерскими Среднего и Нижнего Подунавья. Опираясь на данное предположение, А. Е. Мусин высказывает версию, что эта форма пришла в древнерусские земли из Великой Моравии и связана с наследием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По его мнению, после падения Великой Моравии «кирилло-мефодиевские» кресты, бывшие там крещальными символами местного населения, через посредство Священной Римской империи распространились в Северной Европе, а оттуда вместе с варягами появились на Руси.

Солнце и Луна

Кресты Успенского собора во Владимире. XII век

Становление христианской культуры Руси было процессом, растянувшимся на столетия. Среди археологического материала нередко встречаются ожерелья, элементами которых являются как нательные кресты, так и разнообразные языческие подвески. Это является свидетельством о существовании некоторого переходного периода в распространении в русских землях христианской веры, для которого характерен был своеобразный сплав языческого и христианского мировоззрения.

Этот синкретический комплекс языческих верований и начатков христианского мировоззрения особенно ярко проявился в предметах с двойственной символикой, каковыми, в первую очередь, являются солярные подвески и лунницы.

На археологическом материале нетрудно проследить эволюцию солярной подвески, которая постепенно утрачивает свое языческое содержание, превращаясь в подвеску крестовидную, а затем — в настоящий нательный крест. Под влиянием христианства подвески-лунницы также претерпевают значительные метаморфозы. Между «рогов» лунницы появляется небольшое изображение креста. О том, что крест в ту эпоху воспринимался как некое средство духовной защиты, говорит тот факт, что в некоторых лунницах присутствует изображение не одного, а целых трех крестов.

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательный крест. XI–XIII века

Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В. Л. Янин и А. А. Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами».

Кресты-энколпионы

Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.

Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны».

Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т. д. Как считает А. А. Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными».

Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С. В. Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».

Киевская Русь была одним из самых просвещенных государств Европы своего времени. Русские мастера быстро осваивали навыки своих коллег по цеху из Византии и Западной Европы. Обилие берестяных грамот и содержание их надписей свидетельствуют о том, что грамотой владели представители всех сословий, а также женщины и дети. Литературные шедевры — такие, как «Слово о законе и благодати» и «Слово о полку Игореве», а также сохранившиеся до нашего времени храмы, иконы и произведения прикладного искусства, включая нательные кресты, по своему художественному уровню стоят вровень с лучшими образцами культуры европейского Средневековья.

Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век

Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век

Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Катастрофа монгольского нашествия не прервала, но в большой степени замедлила духовное и культурное развитие русского этноса. Упадок искусств и ремесел в XIV–XV веках проявился и в медной пластике. Исчезли крупные мастерские с развитыми технологиями литья, инкрустирования и эмалирования изделий. Но поскольку без нательного креста русский человек и в эту эпоху не мыслил своей жизни, появилось множество мастеров-одиночек, отливавших кресты по своему собственному вкусу. Помимо того что эти изделия XIV–XV столетий зачастую оказывались технологически несовершенными, с плохо пролитыми и неясными изображениями, их стилистика настолько невнятна, что говорить о какой-то типологии просто невозможно. К тому же при большом количестве иконографических форм этого времени каждая из них, изобретенная кустарным литейщиком, сохранилась в весьма малом числе экземпляров.

Солярные подвески с крестами

Лунницы с крестами

Впрочем, непокоренным оставался Великий Новгород, где даже в самую темную эпоху продолжалось изготовление великолепно проработанных нательных крестов и энколпионов. Производились разнообразные нательные кресты и в Тверском княжестве, издавна тяготевшем к Новгороду. Недалека была эпоха Русского Возрождения, начавшаяся в искусстве и духовной жизни Руси уже во времена преподобного Сергия Радонежского, задолго до обретения политической независимости и государственного суверенитета…

Газета «Православная вера» № 04 (624)

Каким должен быть православный крест?

Нас часто спрашивают, покупая крест нашей мастерской: «А он точно православный? Он правильный?» «Конечно, – отвечаем мы, – ведь все наши изделия создаются с благословения священника и всегда строго по канонам».

Давайте сегодня поговорим о том, что значит «правильный» православный крест.

Еще в IX веке преподобный Феодор Студит учил, что «Крест всякой формы есть истинный крест». То есть православные кресты могут быть разными: четырех, шести ли восьмиконечными, с округлыми концами или острыми, с перекладинами или без них, они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, перламутр, драгоценные металлы). Кресты могут украшаться вставками или драгоценными камнями.

Совершенно не важно, на чем носить крест: на цепочке или шнурке (многие неверно считают, что носить крест надо только на шнурке), ведь главное – наша вера. Подчеркнем только, что изображения креста на кольцах, серьгах и других украшениях не заменяют нагрудного крестика, который сопровождает верующего всю жизнь.

Крест – главный символ православной веры. Его можно увидеть на храмах, на могилках почивших (как свидетельство веры умершего) и, конечно, на груди каждого православного человека (см. статью «Зачем носить крест?»).

Как мы уже сказали, видов крестов огромное множество. Наверное, всем хорошо известны такие кресты, как: Андреевский, Греческий («корсунчик») или Георгиевский

Большое распространение наряду с простым, четырехконечным, на Руси получил шестиконечный крест, его еще так и называют, «Русский православный». Этот крест представляет собой две скрещенные перекладины, и внизу еще одна скошенная перекладина-подножие. Это подножие символизирует весы и напоминает нам о судьбе разбойников, распятых рядом с Господом. Приподнятый конец направлен в Небо, в Рай, куда отправился покаявшийся Благоразумный Разбойник, а другой разбойник, который был слева от Христа, умер без покаяния, и с его стороны конец перекладины опущен вниз (подробнее о символах на кресте читайте в статье «Что значат символы на Кресте?»).

Также в Православии распространен восьмиконечный крест. Он похож на шестиконечный, но в верхней части его изображается еще одна перекладина – титло. Это табличка, которая была прибита над главой Спасителя, когда Его распяли. На таких дощечках писали вину казненных. На Кресте Господнем было написано: «Иисус Назорей Царь Иудейский», сейчас на крестиках можно увидеть сокращения IHЦI (о том, что означают надписи на кресте можно прочитать в статье «Что значат надписи на Кресте?»).

Конечно, особого внимания заслуживает крест с Распятием. Сразу оговоримся, что Распятие не является обязательным на православном кресте. Кресты без Распятия тоже каноничны.

Читайте также:  Молебен Архангелу Михаилу, как заказать, молебен за усопших


Если все же вы решились приобрести крестик с Распятием, обратите внимание на то, как изображается Спаситель на Кресте в православной традиции, ведь в разных христианских конфессиях Распятый Господь изображается по-разному.

Вот, например, главные отличия православного Распятия от католического.

1. Руки Спасителя на католическом кресте могут быть сжаты, на православном же – ладони всегда раскрыты. Такой жест означает, что Сын Божий как бы принимает нас в свои объятия.

2. На православном Распятии Господь изображается с крестчатым нимбом, что подтверждает Божественную сущность. На католическом Распятии глава увенчана терновым венцом.

3. На православном Распятии ноги Христа пригвождены каждая раздельно. У католиков на Распятии Господь пригвожден к кресту тремя гвоздями: по одному на руках, и одним гвоздем прибиты обе ступни Спасителя. В католической церкви это объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с Креста Господнего, и их три. Однако есть исторические свидетельства о том, что царица Елена в IV веке нашла на Голгофе 4 гвоздя.

4. На православных распятиях Господь изображен как живой – тем самым, олицетворяется торжество Божественной жизни над смертью. А у католиков тело и глава Господа изображают смертные страдания. На лбу Его видны следы крови от тернового венца, а в области ребер – рана от копья.

Кстати сказать, изображения Иисуса Христа на кресте живым, воскресшим появились еще в V веке, тогда как натуралистические изображения умершего Христа, стали появляться только в X веке.

Предлагаем Вам подборку наших крестов с Распятием.

Что означает православный крест?

Традиция почитать иконы и носить нательные кресты пришла к нам из древних времен. Крестная символика часто встречается в древних храмовых орнаментах и оформлении старых церковных книг. Сейчас кресты располагают на верхушках куполов, распятие можно встретить на стене в доме у христианина. Иногда ношение нательного креста — это дань моде или традиции. Но чаще всего — это символ безусловной веры.

История

Крест издавна указывает на принадлежность его носителя к христианам. Крест почитается верующими, ведь на нем Спаситель принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи всего человечества. Этот способ экзекуции был популярен в Римской империи того времени, раньше такую казнь считали позорной. После страданий Христа крест стал знаком победы и напоминанием о бесконечной любви Спасителя к людям.

Важно! Крест был освящен кровью Сына Божьего. Своими страданиями Христос закрыл долг человечества перед Всевышним, добровольно взвалив на свои плечи вину всех людей.

На Руси традиция ношения нагрудного крестика возникла после того, как князь Владимир признал христианство официальной религией русского государства. Многие язычники не хотели принимать крещение и скрывали свои религиозные убеждения.

Тогда было решено выдавать всем тем, кто был действительно крещен, маленькие крестики, которые следовало всегда носить с собой. Только так можно было отличить язычника от христианина.

Важно! С тех пор право носить крестик имеет только крещеный человек.

Традиционные виды крестов

Кресты разного формата можно увидеть на куполах храмов, иконах, церковной атрибутике и в качестве украшений. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, однако, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Четырехконечная форма

Такой вид нательного крестика чаще всего встречается у христиан на Западе. Такая символика встречалась еще на развалинах древних римских часовен, поэтому католики до сих пор отдают предпочтение именно такому символу веры.

Восьмиконечная форма

Такой крест — традиционный символ веры в православии, он точно отображает тот крест, на котором принял свою смерть Спаситель. Первая перекладина изображает табличку с именем Иисуса Христа, нижняя — подставку для ног. Перекладина для ног всегда наклонена влево.

Это объясняется тем, что преступник, который находился справа от Христа, покаялся. Грешник признал Христа Господом и был удостоен Царствия Небесного. Второй же разбойник преступными словами осложнил свое положение. Его нераскаянные грехи стали причиной, по которой он отправился в ад.

Шестиконечная форма

Подобная символика была распространена среди христиан Древней Руси. На ней, также как и на восьмиконечной, есть перекладина для ног. Нижний ее край напоминает о грехах, тянущих душу вниз, в преисподнюю. Верхний конец символизирует освобождение, которое получает раскаявшийся грешник.

Важно! Сила креста заключена не в его внешнем виде. Его чудотворность — в силе Сына Божьего, победившего смерть. Крест любой формы признается Церковью, если он помогает человеку укрепиться в вере.

Другие формы креста

  • Т-образный. В годы, когда первых христиан преследовали за их веру, буква Т служила изображением креста.
  • Египетский. Он похож на египетский иероглиф, значение которого — жизнь. Такой символ часто использовался ранними христианами, чтобы знакомый знак не привлекал внимание язычников.

Распятие

Верующие христиане уделяют большое внимание отображению распятого Христа на нательных крестах.

Ещё о святом кресте:

Согласно католической традиции, на распятии изображаются муки Христа, которые он принял ради людей. В Православии Христа изображают воскресшим, что отражает торжество жизни над смертью.

Важно! Все верующие знают, что Христос принял смерть на кресте. Но всем известно и то, что после всех перенесенных страданий Он воскрес. Он ожил для того, чтобы научить людей хранить свои души от скверны, чтобы каждый из ныне живущих тоже мог воскреснуть и жить вечно. Распятие в Православии символизирует торжество жизни и светлую пасхальную радость.

Надписи на крестах

  • На верхней перекладине, которая изображает табличку с именем осужденного, пишут символы IНЦI. Так как прокуратор Иудеи не смог окончательно определить вину Христа, на табличке было указано «Иисус назарянин, Царь Иудейский».

Приметы и суеверия

К сожалению, народная молва часто связывает символ веры с различными суевериями. Так, потерю крестика связывают с приближающейся бедой. Для того чтобы избежать ее, люди усердно молятся и причащаются.

Суеверия так же связаны и с ношением чужого крестика. Якобы, человек, надевший на себя чужой крестик, взваливает на свои плечи чужие тяготы. По этой же причине не поднимают крестики, найденные на дороге. Есть притча, рассказывающая именно о таком случае.

Маленький мальчик нашел на дороге крест и принес домой. Его суеверная мама испугалась, что ребенок принес в дом беду, и спросила сына, зачем он это сделал. На что ребенок ответил, что на крестике написано «Спаси и сохрани». Поэтому мальчик спас крестик и сохранил.

О нательных крестиках:

На этом примере можно увидеть, что детское сердце, не зараженное суевериями, понимает истинный символизм и силу креста, стремится уберечь его. Все суеверия, связанные с крестом, не имеют ничего общего с православной верой. Навредить может только нераскаянный грех, поселившийся в душе человека.

Как выбрать себе нательный крест

Ассортимент нательных крестов на прилавках церковных лавок и ювелирных магазинов огромен, но часто продавцы сами путаются в многообразии форм. Перед покупкой следует разобраться в этом вопросе, так как крест — не просто талисман или ювелирное украшение.

Православная религия допускает использование любых форм крестиков, католицизм традиционно приветствует ношение четырехконечного креста.

Крестик можно купить:

  1. В церковной лавке или киоске, в котором продают церковные атрибуты. Там продают уже заранее освященные крестики. Можно выбрать крест из благородных металлов, простой металлический крестик или деревянный. Стоимость крестика не имеет значения и никак не отражается на качестве жизни его владельца.
  2. В ювелирном магазине. Нательный крестик можно выбрать на свой вкус, а затем отнести в ближайшую церковь и освятить.

Многие православные кресты лишены ювелирных изысков. Они не являются украшениями в прямом смысле этого слова. Не зря ведь крест называется нательным — он прилегает к телу и зачастую бывает спрятан под одеждой. Это не бытовой атрибут, призванный украсить повседневный образ, а символ веры и принадлежности к христианству.

С другой стороны, выполнение изделия из драгоценных металлов и украшение орнаментами не возбраняется. Нет единого канона и в отношении размера нательного крестика. Любой размер изделия будет допустимым.

Интересно знать! Иногда верующие говорят: «Он несет свой крест». Этой фразой обозначают трудности, с которыми человек сталкивается на протяжении жизненного пути. Таким образом, неся свой крест, каждый человек совершает жизненный подвиг, в соответствии с заповедями Божьими.

Что нельзя делать с нательным крестиком

  • Относиться к кресту как к безделушке или талисману;
  • Выбрасывать старые или поврежденные крестики;
  • Носить их вместе с подвесками, не относящимися к христианству.

Священник Александр Дьяченко отметил, что люди часто считают крест символом смерти. Хотя на самом деле, это символ любви. Великой и всепрощающей любви Спасителя к людям. Нательный крест говорит о том, что человек принимает в свое сердце Христа. Крест защитит его носителя от бесовских нападок и недобрых людей, если ношение креста будет сопряжено с крепкой верой и искренней молитвой.

Как правильно выбрать нательный крестик и как он должен выглядеть?

Нательный крест на груди православного христианина символизирует жертву, которую принес Господь ради нашего спасения, указывает на верность Христу и Его Божественным заповедям. И бывает странно видеть этот великий символ на людях, поведение и образ жизни которых ему не соответствуют. Как правильно выбрать нательный крест, где его лучше приобрести и на что обращать внимание во время покупки?

  1. Внешний вид
  2. Отличия православного креста от католического
  3. Технические моменты при выборе крестика

Внешний вид

Благочестивая традиция первых христиан превратилась в обязательный атрибут для каждого верующего. Выбору личного крестика уделяется большое внимание и значение. Ведь это символ древа, на котором была пролита Божественная кровь и явлено человечеству спасение.

Нательные православные крестики

Но в православном мире можно встретить разные взгляды на то, какой внешний вид должен иметь главный символ христианства. Одни священники не признают православным нательный крест без Распятия и надписи «Спаси и сохрани», а другие относятся к этому не столь категорично. Но все признают, что личный крестик должен обязательно пройти чин освящения в православной церкви. Если изделие приобреталось в ювелирном магазине, перед ношением также необходимо отнести его в храм.

Материал или качество металла, из которого изготовлен крестик, совершенно не учитывается с точки зрения православной веры. Преимущество дорогих металлов над простыми не имеет значения, так как не может отразиться на качестве или степени освящения предмета. Человек должен почитать не золото и серебро, а силу и изображение на кресте. Главный принцип христианина – не выставлять крестик напоказ и не делать из него украшения, носить смиренно.

Отличия православного креста от католического

Православный крест можно перепутать с католической версией этого символа. Поэтому, чтобы сделать правильный выбор, следует знать некоторые моменты.

Главное отличие заключается в изображении Иисуса Христа. В православной традиции считается, что Господь был распят на кресте 4-мя гвоздями. Католики утверждают, и это отображено на распятии, что их было три: два – на каждой из рук, один – на обе ноги, поэтому ступни Спасителя сложены одна на другую.

Еще одно важное отличие – надпись на верхней перекладине. В православном варианте – это ІНЦІ (или ІНІ), а в католическом — INRI. Кроме этого, у католиков отсутствуют восьмиконечные кресты (с двумя перекладинами). В православии форма не имеет решающего значения. Кресты могут быть четырех- , шести- , восьмиконечные, а также каплевидные, в виде трилистника. На них присутствует надпись «Спаси и сохрани», которой в католическом варианте не бывает.

Технические моменты при выборе крестика

Самыми ненадежными в эксплуатации являются вырубные кресты. Они сделаны из тонкой пластины. Наиболее слабое место у них – это проушина и кольцо, с помощью которого она крепится к кресту. И то, и другое быстро перетираются и требуют ремонта. При покупке такого изделия нужно быть готовым к тому, что скоро возникнет необходимость его восстановления.

Второй классический вариант – это литые кресты с круглым ушком. Такая конструкция служит достаточно долго и надежно. Но нужно обращать внимание, чтобы ушко было достаточно плотным. При небольшой толщине оно быстро перетирается. Особенно уязвимы изделия из серебра, так как этот металл довольно мягкий. Чтобы не потерять крестик, нужно следить за состоянием и вовремя ремонтировать.

Одним из самых надежных вариантов крепления ушка к кресту является штифтовое соединение. Такая конструкция креста служит долго. Крепление само по себе малоподвижное, поэтому срок службы приличный. Конечно, со временем штифт тоже может перетереться, но это происходит не так быстро, как в двух предыдущих случаях.

Крепление проушины к кресту – это самое слабое место крестика, поэтому ему нужно уделять особое внимание. Самый лучший вариант крепления – вглухую, когда ушко припаяно к кресту. Тогда изделие служит очень долго, быстрее перетирается цепочка.

Каким должен быть православный нательный крестик можно узнать из видео:

Кто может быть крестным у ребенка, как им к этому подготовиться, можно узнать из нашей предыдущей статьи.

Ссылка на основную публикацию