Поучения Владимира Мономаха: о чем говорится и в чем смысл наставления

Русская правда. Устав. Поучение (Владимир Мономах)

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Поучение Владимира Мономаха детям

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом — двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.

…помышляю, как перед страшным судьей не предстать, не покаявшись и не помирившись между собой.


Цитата из письма Олегу
Собственно, его цель — призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

Кто такой Мономах и что мы о нем знаем

В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод — был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.


Древнерусский князь Владимир Мономах

Завет потомкам

Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.

В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:

Избыти грехов и Царствия не лишитися.

Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.

Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:

… гордости не имейте в уме и в сердце, стариков уважайте; … подавайте сироте …

Автор «Поучения» большое значение придавал честности, в особенности, если это касалось клятвенных обетов:

Если придется целовать крест, подумайте вначале, можете ли клятву сдержать; а, поклявшись, держите ее, чтобы, нарушив, не погубить души.

Несмотря на то, что свое сочинение великий правитель адресовал собственным детям, читали и прислушивались к нему дети остальных бояр. В кратком содержании «Поучение Владимира Мономаха» изучается и в современных школах.

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.


Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной. Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

Читайте о других русский князьях:

  • Князь Дмитрий Донской
  • Князь Довмонт Псковский
  • Житие святых князей Бориса и Глеба

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Почаевская икона Божией Матери

Почаевская Успенская лавра – одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Почаевская икона Божьей Матери

В чем сила и духовное значение Почаевской иконы Божьей Матери? В чем помогает данная икона, и как правильно ей молиться? Описание и фото иконы, храма Почаевской иконы Божьей Матери, а также молитву и акафист вы найдете в данной статье!

Почаевская икона Божьей Матери

Икона Божьей Матери «Почаевская» — одна из самых почитаемых святынь хрстиан. Образ известен во многих славянских странах. С просьбами к Богородице обращаются не только православные, но католики.

Почаевский образ уже более полувека является светильником христианской веры. Она исцеляет, воскрешает и укрепляет в вере тысячи паломников, которые прибегают с просьбами о помощи к ней.

Читайте также:  Новоиерусалимский монастырь: расписание богослужений, адрес и как доехать

Подлинный образ находится в Почаевской Лавре примерно 400 лет .

История святого образа

В 16 веке через Почаев проезжал митрополит Неофит. Дворяне Гойские встретили его гостеприимно, за что он подарил им икону. Со временем образ прославился многочисленными чудесами, и стала настоящей святыней для людей.

Почаевская икона Богородицы несколько десятилетий находилась в доме благочестивых христиан, пока не произошло первое чудесное исцеление. Тогда хозяйка решила, что прятать от людей святыню неправильно и передала ее в Почаевскую обитель. Однако когда Анна Гойская умерла, родственники задумали вернуть образ себе. Этот поступок не остался безнаказанным – жена наследника стала душевно больной. Преподобный Иов Почаевский посоветовал вернуть образ обители, что они и исполнили. Вскоре женщина выздоровела.

Храм Почаевской иконы Божьей Матери

Целый век Почаевский монастырь оберегала Богородица, пока в 1675 году не началась война. Монастырь плотно окружили турки и забросали его стрелами. В какой-то момент на небе появилась Богородица, окруженная ангелами, рядом стоял Преподобный Иов. Стрелы, пущенные турками, начали возвращаться обратно, поразив врага его же оружием. Турки с позором бежали.

В 1721 году обладателями Святого образа стали католики-униаты. Под их покровом икона была коронована, над головами Христа и Девы Марии появились золотые короны.

Чудотворная святыня была возвращена в Почаев в 1831 году .

Чудотворный образ

Лик Пресвятой Богородицы написан в византийском стиле масляными красками на доске из липы. Вначале святыня была покрыта тонкой серебряной пластиной. После того, как ее утратили, пластину заменили ризой, усыпанной мелкими жемчужинами.

На образе изображена Богородица, держащая на правой руке Младенца. Спину и ноги Христа прикрывает плат, левая рука его покоится на плече Матери, а правой Младенец благословляет. Голова Царицы небесной склонилась к Младенцу, тем самым показывая безграничную любовь.

На образе также присутствуют следующие лики святых:

    преподобный Араамий – православие знает много подвижников с этим именем, считают, что это Авраамий Ростовский, который сокрушал идолов и обратил много язычников в христианство; мученик Стефан – существует мнение, что он первый принял мученическую смерть за христианскую веру; пророк Илья – ветхозаветный пророк, является покровителем десантников и летчиков. Почитают его не только в христианстве, но и в других вероисповеданиях. Известен тем, что вознесся на небо до его смерти; мученик Мина – первый флорентийский мученик; св. Параскева – приняла мученическую смерть во времена правления Нерона вместе с семьей; великомученица Екатерина – девушка отказалась выйти замуж за римского императора, так как она решила посвятить свою жизнь Христу, за что и была казнена; св. Ирина – вместе с двумя сестрами приняла смерть за Христа.

2983f/w:241/h:322/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Pochaevskaya-ikona-3.jpg” />На месте, где сейчас стоит Лавра, жили два монаха. Один из них помолившись, поднялся на вершину горы и узрел стоящую на камне объятую пламенем Богородицу. Свидетелями чуда стали также второй инок и обычный пастух. Они втроем поднялись на гору и стали прославлять Всевышнего и Царицу Небесную.

Когда ведение исчезло, на камне, где стояла Царица Небесная, остался отпечаток Ее стопы, который и сейчас находится там. Он всегда наполнен водой. Самое удивительное, что несмотря на то, что паломники постоянно черпают эту воду, она появляется вновь.

На этом месте стали строить монастырь, который на сегодняшний день включает в себя 16 храмов. Вначале возвели Успенскую церковь, затем построили собор над отпечатком стопы Богородицы. Отпечаток вместе с источником покрыт ковчегом и огражден решеткой.

Почаевскую икону Богородицы можно отличить по отпечатку стопы, которая расположена в нижней части образа .

Где находится образ

Чудотворная икона находится над царскими вратами. В храме, где находится образ, иноки служит полунощницу, после чего святой образ опускают на обычный уровень с пением тропарей. Икона висит на шелковых лентах, а рядом с ней постоянно дежурит инок. Все, кто посетил службу, по очереди подходят к образу.

В храме можно получить воду из святого источника, которую раздает послушник.

Почаевская Лавра – оплот православной веры на всей западной Украине. Здесь же хранятся святые мощи преподобного Иова, который жил в Лавре более ста лет. Обитель не закрывалась ни в первую, ни во вторую мировые войны .

С какими просьбами обращаются к чудотворному образу

2983f/w:178/h:265/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Pochaevskaya-ikona-2.jpg” />Чудотворная икона помогает направить на истинный путь и укрепить веру. К образу обращаются с просьбами о:

    здоровье своих родных, исцелении физических и психологических заболеваний; даровании мира и покоя в семье и доме, избавлении от ссор, проблем и ненависти; защите жилища от плохих людей и воров; освобождении от тюрьмы и плена; избавлении от нечистых помыслов и вразумлении грешников.

Крайне важно не забывать благодарить Богородицу за Ее защиту и помощь .

Чудеса, произошедшие по молитвам перед святым образом

Первое чудо исцеления произошло еще в то время, когда образ находился в доме дворянки Гойской. Это было прозрение мужчины слепого от рождения.

2983f/w:300/h:285/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Pochaevskaya-ikona-5.jpg” />Граф Потоцкий, сердясь на своего кучера за недолжное выполнение своих обязанностей, решил застрелить его. Слуга недосмотрел, и лошади понеслись галопом так, что коляска перевернулась. Бедный кучер начал горячо молиться, глядя на Почаевскую гору. И произошло чудо, ни одна пуля не коснулась его. Граф Потоцкий был настолько этим чудом поражен, что пожертвовал обители деньги, на которые был построен Свято-Успенский собор.

У помещика умер сын. Бабушка, сорбя, горячо молилась за внука пред святым образом всю ночь. Следующим же утром ребенок открыл глаза и попросил еды.

Перенеся серьезную инфекцию, мальчик Юра стал глухим. Доктора назначили продолжительное лечение. Мальчик всю ночь держал возле себя Почаевскую икону, которую подарила ему бабушка. На утро он был совершенно здоров.

Анна Якимчукова, которая была от рождения слепой, омыла свои глаза водой, набранной из чудотворной стопы, и тут же прозрела.

Перед образом также молятся об освобождении из плена.

    Во время войны инок был пленен турками. Монах денно и нощно молил Богородицу об освобождении. Помощь пришла быстро. Чудесным образом, монах оказался среди нарядных людей на подворье Почаевской Лавры. Чудотворный лик освобождает от нападок темных сил. В доме, где есть святая икона, между членами семьи нет вражды, злости и ссор .

Как правильно молиться

Единственное и главное правило – молитва должна быть искренней и идти от всего сердца. Только в этом случае можно получить помощь от Почаевской Божией Матери, которая отзывается на просьбы всех, кто обращается к ней с сильной верой и чистыми помыслами .

Молитвы перед Почаевской иконой Божьей Матери

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избран­ная, и всеми роды небесными и зем­ными ублажаемая!

Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего,

да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасе­ние души и во здравие телу.

Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достоя­ние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источни­ка, в следе стопы Твоея, нам открытаго,

и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохра­нила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славит­ся в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице наша Преблагая, Владычи­це Преблагословенная, Надеждо на­ша Богородице!

К Тебе умиленно ны­не притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем молим Тя, Все­петая, пред Пречистым Твоим обра­зом:

помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия, и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем,

от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная, и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная, слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи.

Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная:

Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби, рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего,

всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Тво­его Почаевскаго, егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда, егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою от нашествия и обложения агарянскаго.

Призри благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости:

разсеянные со­бери, неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати и со­причти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви;

в семей­ствах наших мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй,

на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни, ограждающи ны выну, посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных, яже при­сно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя.

Даруй, Всебла­гая, земли плодородие, воздуха благорастворение и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, молитвами избранных угодников Твоих, благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружа­ющих:

Илии богоглаголиваго, святаго архидиакона Стефана первостра-дальнаго, преподобнаго Авраамия всеблаженнаго, и богомужнаго Мины мученика многоименитаго, и с ними купно святых и праведных жен:

Па­раскевы прехвальныя, Ирины преблаженныя и святыя Екатерины велико­мученицы многострадальныя, и всех святых.

Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение, сице предстани нам, Преблагословенная, якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спа­сение во время брани Збаражской,

и Твоим теплым ходатайством даруй нам христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну;

да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Тво­ими, безконечныя небесныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Тво­его, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Емуже подобает вся­кая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Владычице Бо­городице!

Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей.

О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосерди­ем Твоим.

Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея,

егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благосло­венная Надеждо и Спасение душ и телес наших:

омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя,

уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да, Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно:

Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя.

Радуйся, вож­делений нечистых потопление, радуй­ся, скверн всяких измовение.

Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премуд­рости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая.

Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.

Молитва четвертая

К Тебе, о Богомати, молитвен­но притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих.

Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам.

Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправле­ние наше попущающу.

Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сер­дец к Тебе взывают сице:

грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте соде­янная нами отпустит нам,

да за премногия неисполненная обе­щания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению наше­му пособствующия, от душ наших не отъимет.

Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим.

Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду ут­верди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти.

Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестер­пимых.

Даруй мир и благоустро­ение жительству христианскому предстательством Твоим, Влады­чице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире.

Церковь Апостольскую и Собор­ную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непо­колебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси.

Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко ис­тинней вере и покаянию приве­ди, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят.

Сподоби убо нас, Пречи­стая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Тво­им заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти,

якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и про­роки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие про­славляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Свято­му Духу во веки веков. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Много икон Богоматери с Младенцем было написано на протяжении христианства, но немногие из них дошли до настоящего времени. Священный почаевский лик Божьей Матери является звездой надежды для людей, потерявших веру в спасение, исцеление от болезней, лечить которые порой бессильны врачи.

Важно. Почаевская икона Божией Матери более полувека воскрешает, исцеляет, укрепляет и дарует веру всем истинно верующим православным людям.

Исторические сведения о появлении Святого Лика Богородицы

Шел 1559 год, когда греческий митрополит Неофит посетил Волынь на пути к патриарху Московскому. Никогда священник не покидал Константинополь без заветной святыни, родового изображения Богоматери с Младенцем, дарующей благословение на дальний путь.

Дворяне Гойские оказали иерарху теплый прием, за их чистосердечное гостеприимство он благословил хозяйку Анну Гойскую, вдову, образом Святой Матери с Младенцем, с которым до сих пор никогда не расставался.

Родовая молельня Гойских почти 30 лет хранила святой лик. Обитатели поместья неоднократно замечали дивное свечение, исходящее от святого изображения.

1597 год стал знаменательным для семьи Гойских. Филипп Козинский, родной брат дворянки Анны, полностью прозрел, страдая перед этим врожденной слепотой. После этого чудотворный лик несколько раз посылал знамения, исцеления приходящим к нему с молитвами членам семьи.

Благочестивая дворянка поняла, что святое изображение должно служить многим людям, передала икону в Почаев по дарственной.

Через некоторое время Андрей Фирлей, ставший наследником иконы, после смерти богобоязненной Анны, предъявил права на святой лик, забрал его из монастыря на целых 20 лет. Бог не простил такого глумления над изображением Богородицы, поразил супругу Фирлея душепомешательством.

Преподобный Иов Почаевский рекомендовал супругам вернуть святыню в монастырь, что они и сделали. После чего жена Андрея выздоровела.

100 лет Почаевский монастырь храним Царицей Небесной, пока не началась Збаражская война 1675 года. Турки плотным кольцом окружили монастырь, забрасывая его тучами стрел. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери, окруженной полчищами ангелов, рядом стоящим Преподобным Иовом. Все стрелы, пущенные турками в Царицу Небесную, ангелов, стали возвращаться обратно, поражая врага его же оружием.

Турецкие полки позорно бежали от гнева Богородицы. Это было 5 августа, день, который поныне отмечается, как праздник иконы Божией Матери «Почаевская».

Наступил 1721 год, католики — униаты стали обладателями Святого образа Богоматери Почаевской,

Будучи под покровом униатов, Почаевская икона Божией Матери была коронована в 1773 году. Над головами Святой Марии и Младенца появились золотые короны.

1831 год принес православной церкви праздник — чудотворная святыня была возвращена под покров Почаева, Успенский собор Лавры освящается изображением Богородицы с Младенцев, окруженных святыми.

Украшения ризой из золота, инкрустирование драгоценными камнями, звездообразным киотом окончательно преобразовали святыню. С 1869 года изображение стало таким, каким его можно увидеть над царскими воротами Лавры.

Под сводами Лавры, которая принадлежит Московскому патриархату, по субботам звучит акафист Почаевской иконе Божьей Матери, воспоминание о чудесном возвращении зрения слепой от рождения девочки.

Уникальность и отличительная особенность Святого лика Богородицы Почаева

Среди изображений Почаевской Божьей Матери, фото которых не всегда отображают одинаковый образ, есть отличительные черты, присущие только этому лику.

Святая картина выполнена неизвестным художником византийской школы, основой для нее случит липовая доска, укрепленная шпунтами из дуба. Для написания иконы использовалась темпера, краски на основе яичного желтка.

Отличием от множества изображений Богородицы, которая является православным людям поныне, узнать Почаевскую икону Богородицы легко по отпечатку стопы, расположенному в нижней части. Такого знака больше нет ни на одном образе.

Стопа символизирует след Царицы Небесной, оставленный Нею на горе, с которой началось строение Почаевской лавры.

Читайте также:  Икона и Молитва святым Косме и Домиану значение и в чем помогает

О других монастырях в честь Богородицы:

Ценность изображения Богородицы в силе исходящей от нее благодати, Божией любви. Святой лик более полувека освящает Почаевскую лавру, даруя спасение и исцеление всему человечеству как православному, так и других верований.

Важно. Множество чудес подарила любящая свой народ Божья Матерь, являясь спасительницей в самых критических моментах нелегкой жизни.

Возникновение Почаевской лавры

По преданию, в конце 9 столетия ученики Святого Мефодия основались около речки Почайне, на пустынной горе, дав ей название почаевская.

В середине 13 столетия киевские иноки, бежавшие от Батыя, поселились на горе, имея благословения отцов-основателей Феодосия и Антония.

Оба монаха ночью увидели огненный столб, который не обжигал. Еще служители монастыря увидели Божью Матерь с короной на голове, со скипетром в руке. После исчезновения знамения на вершине горы остался отпечаток стопы, наполненный хрустальной водой.

Этот источник обладает чудодейственной силой. За святой водой приезжают паломники со всего мира, набирая ее для исцеления больных. По Божьей милости стопа-источник, находящаяся на самой горе, никогда не оскудевает.

О святых источниках:

Сегодня это место укрывает ковчег, окруженный решеткой.

Местонахождение Почаевской иконы

Ныне на горе построено шестнадцать храмов, в Успенском над центральным входом хранится Почаевская икона Божией Матери.

Под пение тропарей светлый лик опускается вниз при помощи шелковых лент, около него постоянно находится монах.

Это изображение обвито особой нежностью. Божья Матерь трепетно касается щеки Сына, подчеркивая этим особые отношения. Удерживая Его на правой руке, а левой Богоматерь заботливо укрывает босые ножки Младенца платом. Нежное сияние исходит от Божественного единства, озаряясь золотыми лучами оклада.

По низу образа расположены святые, пророки и мученики:

  • справа можно видеть пророка Илию, покинувшего землю живым на огненной колеснице и Мину — мученика из Флоренции;
  • слева —святого Стефана, который первый пострадал за Иисуса, а также Прп Авраамия, положившего свою жизнь при обращении язычников;
  • центр основания украшает Великомученица Катерина, отказавшаяся от богатого замужества, посвятившая свою жизнь Иисусу, за что была казнена;
  • по бокам от нее стоят святые Параскева, Ирина, погибшие за веру вместе со своими семьями в разное время.

Значение образа Почаевского образа Богоматери несет глубокий смысл, выражая не только благоговейное отношение между Матерью и Сыном, но и между Богом Отцом и всем человечеством.

Главное чудо, дарованное Милостивой, как еще называют Царицу Небесную, заключается в исцелении человеческих душ, обращении их в православную веру.

Богородица Почаевская, значение изображения которой трудно переоценить, спасла монастырь от закрытия во время войн, в хрущевский жесткий период по отношению к православной вере. Существует поверье, что конец света не наступит, пока оплотом христианства, будет Почаевская Лавра, оглашаемая Литургией.

Чудеса и исцеления, дарованные Матерью Божией

При чтении молитвы перед ликом Почаевской Богородицы, искренне уверовавшие во Христа люди, получают ответы на свои просьбы.

Ни единожды Царица Небесная даровала людям:

  • исцеление от недугов;
  • освобождение от бесов и зависимостей;
  • укрепление веры и наставление на путь истинный;
  • избавление от плена;
  • защиту дома от злых людей и воров.

Чудеса исцеления начались с момента появления светлого лика в доме дворянки Гойской.

  • Как писалось выше, первым чудом было прозрение слепорожденного мужчины.
  • Не прекращалась милость Богородицы во время нахождения иконы во владении униатов.

Граф Потоцкий настолько рассердился на своего кучера за небрежность, что решил его пристрелить. По недосмотру слуги лошади графа понесли так, что коляска оказалась перевернутой.

Казалось бы, что уже ничего не спасет перепуганному кучеру, которому ничего не оставалось, как только молиться. Бедный слуга буквально вцепился взглядом в Почаевскую гору и вознес горячую молитву Божией Матери.

И чудо произошло. Выстрелы звучали один за другим, но не касались кучера.

Это событие настолько потрясло графа Потоцкого, что он не только уверовал в силу Богоматери, но и сделал пожертвования, на какие был возведен Свято-Успенский собор.

  • 1664 год подарил новое чудо. Умер сын помещика Жабокритского. В скорби и горе молилась бабушка за внука перед святой иконой всю ночь, а на утро мальчик открыл глаза и попросил кушать.
  • Современный мир не оставлен милостью Царицы Небесной. Святой лик дарует слух глухим. Мальчик Юра оглох после перенесенной инфекции. Врачи прописали лечение на длительное время. Всего ночь провел ребенок в палате, держа около себя изображение Богоматери, подаренную бабушкой, на утро был выписан, как здоровый.
  • Анна Якимчукова была слепа от рождения, приехала из Каменецка-Подольского к святой горе, омыла свои глаза водой из чудотворной стопы и сразу начала видеть.
  • Каждый православный, приходящий с молитвой к чудотворному образу, видит под ним костыли. Это своеобразный памятник чудесному исцелению монахини в 1950 году, приехавшей из Оренбурга. Она подошла к изображению Богоматери, волоча ноги, при сопровождении помощницы, а ушла из него самостоятельно, оставив костыли под иконой.

У святыни звучат молитвы об освобождении из плена.

  • Во время войны турки пленили монаха. День и ночь сокрушался пленник, молясь Богородице, обращаясь к Ней с просьбой об освобождении. Все случилось чрезвычайно быстро. Из подвала, где монах был закован кандалами, он оказался на подворье Почаевской лавры среди нарядно одетого народа.
  • Освобождает священный лик от плена духовного. В домах, где хранится чудотворный образ, исчезают ссоры, злость и вражда.

Чудотворные списки Святого образа

  • Первый список Святого изображения хранится в этой же лавре. В отличие от светлого лика Богородицы и Младенца, представленных в сиянии золотых лучей, этот список изображает Божью Матерь с Младенцем, а под ними отпечаток стопы. Эта икона в свое время спасла Киев от холеры.
  • Этот же холерный 1848 год по милости Богородицы даровал спасение Тобольскому краю от черной болезни. Список чудотворного образа хранит Иоанно — Веденский женский монастырь.
  • Бережет список святыни московскую церковь Святого Димитрия Солунского, охраняя Тверские ворота.
  • Поклонится списку Богородицы приходят люди в Троицкий собор, расположенном при Свято-Данииловом монастыре.
  • Лефортовская Петропавловская церковь хранит еще один список святого лика.

Немало списков чудотворной иконы хранятся во всем мире, где есть православные церкви. В этом перечне не только Россия, Украина, но и Босния, Сербия, Болгария, другие страны.

Важно. Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, 5 августа, день спасения Царицей Небесной храма от турков, являются праздниками, когда святая икона возглавляет крестный ход, совершаемый в Лавре.

Почаевская икона Божией Матери

Одной из самых важных святынь, которая послана людям, является Почаевская икона Божьей Матери – чудотворный образ, связанный со многими удивительными явлениями и чудесами веры.

  • 21 сентября
  • 5 августа

  1. История чудотворного образа
  2. Создание Почаевской Лавры
  3. В чем помогает икона
  4. Молитвы перед иконой
  5. Тропарь, глас 5
  6. Ин тропарь, глас 4
  7. Кондак, глас 1
  8. Молитва

История чудотворного образа

Начиная рассказ о том, как появилась Почаевская икона Богоматери следует перенестись в далекие времена. Когда Русью завладела Золотая Орда, два православных инока отправились на Волынь. Бродя по густым лесам, они обнаружили для себя пристанище, это была небольшая пещера, находившаяся в Почаевской горе. В этой части земля была практически не заселена людьми. Время шло. Иноки жили в постоянных молитвах с просьбами освободить русскую землю от разорительных набегов татаро-монгол. В один из дней, после длительной молитвы один монах отправился на вершину горы и перед ним появился образ Божьей Матери, которая встала на камень, а вокруг нее все было в огне.

Инок сразу же позвал своего напарника и вдвоем они стали наблюдать за этим необычным явлением. Рядом с пещерой в это же время гулял пастух, он также увидел это интересное явление. Пастух взошел на вершину горы и пал на колени перед образом Богородицы. Спустя какое- то время видение ушло. Но камень, где появилась Божья Матерь, стал самым настоящим свидетельствованием того, что она являлась людям потому, что на нем остался след от ее ноги. Используемый для почитания акафист Почаевской иконе Божией Матери кратко отмечает эти события.

Создание Почаевской Лавры

С тех времен вода, которая течет вблизи этого камня и в следу, считается святой и целебной. Ежегодно туда приходит большое число паломников, для того, чтобы испробовать этой водички и набрать ее с собой. Со временем вода в отпечатке следа не исчезает, он по-прежнему полный.

Спустя время, рядом с местом появления Божьей Матери были построены каменный монастырь и церковь. Также помогает и Почаевская икона Божьей Матери, которая тоже чтится как чудотворная. На многих списках изображаются отпечатки на камне и след Пречистой Девы.

В самой Почаевской Лавре находится икона Богородицы, которая обладает существенным значением для верующих и принесена туда Анной Гойской.

Анна жила в 16 веке и была Волынской помещицей. Как-то раз, ее дом посетил греческий митрополит. Встретила она его по-доброму, проявила истинное гостеприимство. Напоследок, он благословил Анну и подарил ей старинную икону Девы Марии, которая сейчас принимает молитвы верующих к иконе Божией Матери, ведь Почаевская Лавра привлекает много паломников и прихожан.

Сначала помещица оставила икону в своем домашнем месте для молитв. Спустя время она заметила, что икона излучает необычный свет и рядом творятся необычные чудесные вещи. Ее брат Филипп был слепым, а после того как прочитал молитву иконе Богородица Почаевская он излечился от этого недуга. Это был первый известный случай помощи Почаевской Божьей Матери простым верующим.

Чудесные явления не перестают радовать людей и в настоящее время. Именно поэтому большое количество паломников и отправляются в эти края, чтобы испить водички и приклониться к иконе Богородицы.

Читая молитвы, просят помочь избавить их от разных болезней и прочих не приятных жизненных моментов. Верующим Почаевская икона помогает с самыми разными просьбами.

В чем помогает икона

На протяжении всего времени почитания икона Почаевской Богородицы дарила людям множество чудес. Только зафиксированных чудес около шестисот и с каждым годом данное количество непрестанно увеличивается. Из древних времен дошли факты о невероятных вариантах исцеления, таких как воскрешение детей и многое другое.

Именно поэтому детям также советуют молиться этой иконе, Почаевская Богородица считается заступницей юных чад. Помимо этого, используют молитвы Почаевской иконе Божьей Матери от тюрьмы, и Пречистая Дева помогает тем, кто обвинен необоснованно и защищает.

На протяжении всей истории этот образ являлся заступником веры и русской земли. Ведь были такие исторические периоды, когда на этой территории лютеране активно распространяли собственную веру. Тем не менее, икона Пресвятой Богородицы Почаевская всегда помогала православным.

Иконографически образ относится к типу Елеуса, то есть Умиление. Тут Богородица и Христос прильнули друг к другу. Такой образ символизирует стремление людей к Господу.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 5

Пpед свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́pы и́стинныя позна́ние пpие́млют/ и ага́pянская наше́ствия отpажа́ют./ Те́мже и нам, к Тебе́ пpипа́дающим,/ гpехо́в оставле́ние испpоси́,/ по́мыслы благоче́стия сеpдца́ на́ша пpосвети́,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́// о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: Перед святой Твоей иконой, Владычица, молящиеся удостаиваются излечения, получают познание истинной веры и отражают бесовские нападения. Потому и для нас, к Тебе припадающих, испроси прощение грехов, просвети наши сердца благочестивыми помыслами и вознеси молитву к Сыну Твоему о спасении душ наших.

Ин тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м к ди́вному о́бразу Ея́, и́же на горе́ Поча́евстей: к нему́же уми́льно взира́юще и моля́щеся Цари́це Влады́чице из глубины́ душе́вныя вопие́м: О Пречу́дная Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, от лет дре́вних избра́вшая оби́тель Поча́евскую в ме́сто селе́ния Своего́! Зе́млю оте́чественную на́шу в правосла́вии и ми́ре утверди́, и спаси́ всех предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, пред Пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми. Не отврати́ рабы́ Твоя́ тщи́: Тя бо еди́ну Наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице усердно сейчас обратимся грешные и смиренные, и поклонимся удивительному образу Ее, который на горе Почаевской, на него же с благоговением взирая и молясь Царице Владычице из глубины души взываем: «О Пречудесная Дева, Мать Господа Всевышнего, с древних лет избравшая обитель Почаевскую как место пребывания Своего! Землю Отечества нашего в православии и мире утверди, и спаси всех предстоящих и молящихся Тебе со смиренной душой и сокрушенным сердцем, перед пречистым образом со слезами. Не оставь рабов Твоих ни с чем, ибо на Тебя у нас единственная надежда».

Кондак, глас 1

Исто́чник исцеле́ний и ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние/ Поча́евская Твоя́ ико́на, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и нас, к ней притека́ющих,/ от бед и искуше́ний свободи́,/ ла́вру Твою́ невреди́му сохрани́,/ Правосла́вие во о́крест стоя́щих страна́х утверди́,/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х:// ели́ка бо хо́щещи, мо́жеши.

Перевод: Источником исцелений и силой Православной веры явилась Почаевская Твоя икона, Богородица, потому и нас, к ней приходящих, от бед и искушений освободи, лавру Твою сохрани невредимой, Православие в окружающих странах утверди и грехи отпусти всем молящимся Тебе, потому что все, что Ты хочешь, можешь.

Молитва

К Тебе́, о Богома́ти, моли́твенно притека́ем мы, гре́шнии, чудеса́ Твоя́, во святе́й ла́вре Поча́евстей явле́нная, помина́юще и о свои́х сокруша́ющеся прегреше́ниих. Ве́мы, Влады́чице, ве́мы, я́ко не подоба́ше нам, гре́шным, чесого́ проси́ти, то́кмо о е́же Пра́ведному Судии́ беззако́ния на́ша оста́вити нам. Вся бо на́ми в житии́ претерпе́нная, ско́рби же, и ну́жды, и боле́зни, я́ко плоды́ паде́ний на́ших прозябо́ша нам, Бо́гу сия́ на исправле́ние на́ше попуща́ющу. Те́мже вся сия́ и́стиною и судо́м Свои́м наведе́ Госпо́дь на гре́шныя рабы́ Своя́, и́же в печа́лех свои́х к заступле́нию Твоему́, Пречи́стая, притеко́ша и во умиле́нии серде́ц к Тебе́ взыва́ют си́це: грехо́в и беззако́ний на́ших, Блага́я, не помяни́, но па́че всечестне́и ру́це Твои́ воздви́гши, к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу предста́ни, да лю́те соде́янная на́ми отпу́стит нам, да за премно́гая неиспо́лненная обеща́ния на́ша лица́ Своего́ от рабо́в Свои́х не отврати́т, да благода́ти Своея́, спасе́нию на́шему посо́бствующия, от душ на́ших не оты́мет. Ей, Влады́чице, бу́ди спасе́нию на́шему Хода́таица и, малоду́шия на́шего не возгнуша́вшися, при́зри на стена́ния на́ша, я́же в беда́х и ско́рбех на́ших пред чудотво́рным Твои́м о́бразом возно́сим. Просвети́ умиле́нными по́мыслы умы́ на́ша, ве́ру на́шу укрепи́, наде́жду утверди́, любве́ сладча́йший дар сподо́би нас прия́ти. Си́ми у́бо, Пречи́стая, дарова́ньми, а не боле́зньми и скорбьми́ живо́т наш ко спасе́нию да возво́дится, но, от уны́ния и отча́яния ду́ши на́ша огражда́ющи, изба́ви нас, маломо́щных, от находя́щих на ны бед, и нужд, и клеветы́ челове́ческия, и боле́зней нестерпи́мых. Да́руй мир и благоустрое́ние жи́тельству христиа́нскому предста́тельством Твои́м, Влады́чице, утверди́ Правосла́вную ве́ру в стране́ на́шей и во всем ми́ре. Це́рковь Апо́стольскую и Собо́рную умале́нию не преда́ждь, уста́вы святы́х оте́ц на ве́ки непоколеби́мы сохрани́ и всех к Тебе́ притека́ющих от ро́ва поги́бельнаго спаси́. Еще́ же и е́ресию прельще́нных бра́тий на́ших или́ ве́ру спаси́тельную в грехо́вных страсте́х погуби́вших па́ки ко и́стинней ве́ре и покая́нию приведи́, да вку́пе с на́ми, Твоему́ чудотво́рному о́бразу покланя́ющеся, Твое́ предста́тельство испове́дят. Сподо́би у́бо нас, Пресвята́я Госпоже́ Богоро́дице, еще́ в животе́ сем побе́ду и́стины Твои́м заступле́нием узре́ти, сподо́би нас благода́тную ра́дость пре́жде кончи́ны на́шея восприя́ти, я́коже дре́вле насе́льники Поча́евския Твои́м явле́нием победи́тели и просвети́тели ага́рян показа́ла еси́, да вси мы благода́рным се́рдцем вку́пе со А́нгелы, и проро́ки, и апо́столы, и со все́ми святы́ми, Твое́ милосе́рдие прославля́юще, воздади́м сла́ву, честь и поклоне́ние в Тро́ице пева́емому Бо́гу Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

История и значение Почаевской иконы Божией Матери, в чем помогает и тексты молитв

Почаевская икона Святой Божией Матери считается одной из наиболее почитаемых в православии. Ей молятся не только России, но и в Боснии, Болгарии, Сербии, Украине и многих других странах. Чудеса, которые происходили после посещения святой иконы, описаны в тысячах рассказов. Поэтому если хочется получить помощь стопроцентно, то обращаются именно к Божьей Матери.

История появления

Почаевская икона Божьей Матери находится в Свято-Успенском монастыре, который находится в городе Почаев Тернопольской области, Украина. История лавры очень интересна, историки до сих пор спорят о некоторых событиях, которые имели место здесь быть. Первое упоминание о том, что Богоматерь посылает свою помощь через икону, появилось в начале 16-го века. Но в священных текстах есть информация — лик Матери явился еще в конце 12-го века, тогда Богородица показалась монахам сама и указала на место, где стоит воздвигнуть храм и поставить иконы. История появления Матери Христа в первый раз вызывает удивление.

В 12-м веке на территории Киевской Руси происходили кровопролитные сражения с татарскими войсками. Горожане вынуждены были постоянно скитаться, ища укрытия от этих набегов. Одним из их маршрутов стали земли Волыни — Западная территория страны. Именно там им явилась Матерь Христа в огненном ореоле. Сохранилась информация о том, что в том месте, где ступила Дева Мария, остался ее отпечаток и теперь из него течет непересыхаемый родник с чистой водой. До сих пор к нему приходят паломники.

Сама же Почаевская икона прибыла в Украину только в 1559 году. Она привезена была патриархом Нефитом. С этого момента икона стала охранять монастырь. Например, она защищала его, когда в 1675 году чуть было не произошел захват турецкими войсками. Есть различные виды иконы Пресвятой матери. Образ относится к типу Умиление. На правой руке находится Христос, на левой — белый платок. Просят икону божьей Матери о многом, но в большей части ее используют на Рождество, в дни праздников Богородицы.

Описание и значение в православии

Икона Почаевской Божией Матери относится к типу Умиление. Богоматерь изображена по пояс, что характерно для многих ее изображений. В одной руке у нее младенец Иисус Спаситель, в другой руке она держит платок белого цвета, которым прикрывает тело сына. Правой рукой Иисус делает характерный жест благословения.

Читайте также:  Афанасий Великий

Почаевская икона содержит различные древнегреческие надписи по периметру. Также там прорисованы, но не так детально, изображения различных Святых, к примеру, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины, пророка Ильи и мученика Степана. Богородица в христианстве — это символ земной сущности Христа. Это его природное начало, то, что связывает его с миром людей.

Но Почаевская икона Божьей Матери по своему смыслу немного отличается от основного толкования личности.

Божья Матерь и ее икона, как никто другой, понимает мольбы тех, кто находится на Земле. К ней приходят просить помощи при страшных и неизлечимых болезнях, если в семье большие трудности, если есть переживания на своих детей. Матерь Спасителя хоть и причислена к лику Святых, обладает человеческой сущностью. Она является связующим звеном между небесным и земным миром. Иконе придается особенное значение в православии, о чем можно судить по обилию праздников, посвященных Божьей Матери.

О чем можно просить перед чудотворным образом

Обращаются к иконе в таких случаях.

О здравии и исцелении близких

К иконе Божией Матери обращаются в самых тяжелых случаях. Она может излечить от серьезного заболевания, при этом молиться может как сам больной, так и его ближайшие родственники, например, мать или супруга.

Читать не возбраняется и лежа, если человек не может подниматься и опускаться на колени перед иконой.

Но, увы, есть неизлечимые заболевания. В таких случаях тоже не лишним будет попросить помощи у Матери Спасителя. Пусть даже она и не сможет излечить, но избавит от мук, поможет найти силы для прощания с близкими и примирения с мирским путем.

Семейном мире и покое, избавлении от ссор и несчастий

Божия Матерь, как никто другой из Святых, понимает, как важно, чтобы в семье царил покой, спокойствие, чтобы домочадцы любили друг друга, находили общий язык и не желали друг другу зла. К Матери обращаются в том случае, если постоянно:

  • возникают ссоры между супругами;
  • дети не понимают старшее поколение;
  • нет взаимопонимания между невесткой и тещей;
  • супруг собирается уйти из семьи и многое другое.

В любом случае нельзя просить таким образом икону, чтобы исполнившееся желание пронесло хоть кому-то боль и страдания.

Защите обители

Матерь Божью просят и о защите обители. Это полезно, если по каким-то причинам постоянно происходят ограбления, если возникают пожары или топят соседи сверху. Божья матерь позаботится не только о том, чтобы в доме между домочадцами было взаимопонимание и лад, но и о том, чтобы никакие причины извне не могли разрушить сложившийся позитивный микроклимат.

Вразумлении грешников и избавлении от нечистых помыслов

Очень часто даже самые добрые и честные люди вступают не на ту дорожку. Если семья понимает это, то не стоит пускать ситуацию на самотек. Лучше обратиться сразу к Святым иконам. Помогает икона грешникам, избавляет от нечистых помыслов и наставляет на путь истинный именно Божья Матерь. Почаевская икона поможет тем, кто столкнулся с алкоголизмом, наркоманией, стал жертвой игровой зависимости. Молиться иконе могут родственники, при этом можно даже и не посвящать грешника в свои планы.

Тексты

Используют следующие тексты.

Молитва

«О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице,
от всех родов избранная, и всеми роды небесными и земными ублажаемая!

Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею
и усердно к Тебе молящийся народ сей,
и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего,
да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей,
но да приимет кийждо от Тебе вся,
по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей,
во спасение души и во здравие телу.
Призри благосердием, Всепетая Богородице,
и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся,
юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достояние себе,
и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источника,
в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия,
якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго,
да выну воспевается и славится в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа,
и Твое преславное успение, во веки веков.
Аминь».

«Царице наша Преблагая, Владычице Преблагословенная, Надеждо наша Богородице!
К Тебе умиленно ныне притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем
молим Тя, Всепетая, пред Пречистым Твоим образом:

помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия,
и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем,
от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная,
и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная,
слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи

Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная:
Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби,
рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего,
всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Твоего Почаевскаго,
егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда,
егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою
от нашествия и обложения агарянскаго.

Призри Твоя благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления
и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости:
разсеянные собери,
неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави,
отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати
и сопричти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви;

в семействах Твоя мир утверди,
старость поддержи,
юныя Твоя настави,
младенцы воспитай,
сирыя и вдовицы заступи,
плененныя свободи,
болящия уврачуй,
на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни,
ограждающи ны выну,
посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных,
яже присно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя.

Даруй, Всеблагая, Твоя земли плодородие, воздуха благорастворение
и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя,
молитвами избранных угодников Твоих,
благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружающих:

Илии богоглаголиваго,
святаго архидиакона Стефана первострадальнаго,
преподобнаго Авраамия всеблаженнаго,
и богомужнаго Мины мученика многоименитаго,
и с ними купно святых и праведных жен:

Параскевы Твоя прехвальныя,
Ирины преблаженныя и
святыя Екатерины великомученицы многострадальныя,
и всех святых.

Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение,
сице предстани нам, Преблагословенная,
якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спасение во время брани Збаражской,
и Твоим теплым ходатайством даруй нам
христианскую кончину живота нашего безболезннну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну;
да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Твоими,
безконечныя небесныя жизни во Царствии
возлюбленнаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа,
Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков.
Аминь».

«О, Пресвятая Дево, Владычице Богородице!
Благодарю Тя от всего сердца моего,
яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего
предстати зде и покланятися на святей горе Твоей.
О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосердием Твоим.

Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой,
зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея,
егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси,
и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои,
молю Тя, благословенная Надеждо и Спасение душ и телес наших:

омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа,
утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя,
уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя,
да Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно:

Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя.
Радуйся, вожделений нечистых потопление, радуйся, скверн всяких измовение.
Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая,
радуйся, росо небесная, свыше токи премудрости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая.
Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение.

«К Тебе, о Богомати,
молитвенно притекаем мы, грешнии,
чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе
и о своих сокрушающеся прегрешениих.

Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити,
токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам.
Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни,
яко плоды падений наших, прозябоша нам,
Богу сия на исправление наше попущающу.
Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя,
иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая,
притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице:

грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни,
но паче всечестныя руце Твоя воздвигши к Сыну Твоему и Богу предстани,
да люте содеянная нами отпустит нам,
да за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит,
да благодати Своея, спасению нашему пособствующия,
от душ наших не отъимет.

Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и,
малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша,
яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим.

Просвети умиленными помыслы умы наша,
веру нашу укрепи,
надежду утверди,
любве сладчайший дар сподоби нас прияти.
Сими убо, Пречистая, дарованьми,
а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится,
но от уныния и отчаяния души наша ограждающи,
избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд,
и клеветы человеческия и болезней нестерпимых.

Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице,
утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире.
Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь,
уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани,
всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси.
Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших
паки ко истинней вере и покаянию приведи,
да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят.

Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице,
еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, с
подоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти,
якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси,
да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы,
и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще,
воздадим славу, честь и поклонение в Троице воспеваемому
Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Тропарь

Тропарь иконе Божьей Матери:

«Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети, и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших».

Кондак

«Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши».

Величание

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних на горе Почаевской прославила еси».

Канон

Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Почаевская» произносится в дни памяти. Они отмечаются 03 мая, 21 сентября и 05 августа. Канон состоит из 9 песен.

Акафист

Акафист Почаевской иконе Божией Матери был составлен протоиереем Андреем Хойнацким. Одобрен был и введен тем самым в церковное пользование решением Святого Синода 14 августа 1883 года.

Как правильно разместить в доме

При размещении иконы Матери следуют правилам:

  • устанавливается на стене или в углу на восток;
  • размещают справа от входной двери.

Если человек болен или нужна защита младенцу, то икону вешают над кроватью. Нельзя ставить икону рядом с предметами декора, бытовой техникой, книжками, фотографиями.

Где можно найти списки и оригинал

Оригинал иконы находится в Успенском соборе Почаевской лавры. Каждый день священнослужители читают полный акафист в память Матери Спасителя.

Когда проходят дни празднования

Празднуют дни иконы 03 мая (20 апреля ст. ст.); 21 сентября (08 сентября ст. ст.); 05 августа (23 июля ст. ст.)

Реальные примеры чудесной помощи

Икона помогает людям, столкнувшимся с различными зависимостями. Известно, что большое влияние она оказывает на алкоголиков, наркоманов. Также Матерь Божья поможет наладить отношения в семье, защитить членов семьи, нормализовать бытовые вопросы между родными. Матерь Божья икона помогает всегда. В доме у православного она обязательно должна быть.

Почаевская икона Божией Матери

5 августа – празднование в честь Почаевской иконы Божьей матери

1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по Руси, приехал на Волынь.

По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своем имении благочестивая дворянка Анна Гойская, к чьим владениям относился и Почаев, владыка благословил ее иконою Пресвятой Богородицы.
Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.

У южных славян, как и у прочих народов, был в то время распространен благочестивый обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный праздник. Примечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские. Это свидетельствует о том, что, возможно, «образ Почаевский писан рукой русскою».

Долго находилась святыня в часовне дворянской усадьбы. Служанки много раз видели икону в сиянии, о чем рассказывали своей госпоже.

Богоматерь во сне являлась и самой Гойской. Наконец, однажды, став наяву свидетельницей того, как от Образа исходит дивный свет, благочестивая женщина уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду.

По молитвам у иконы стали совершаться чудеса. Когда же благодаря чудотворному образу исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивленная и обрадованная, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, святыня была крестным ходом перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение монахам, жившим в пещере на горе.

Это событие произошло в 1597 году. На горе была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. С этих пор икона стала называться Почаевской.
До 1664 года различные чудотворения не записывались. Однако народная молва о таких событиях быстро разносилась по всем концам русской земли. Со всех сторон стали стекаться к Почаевской иконе Божией Матери множество паломников.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых.
Игумен монастыря Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 23 июля, с восходом солнца, татары держали последний совет о штурме обители. Игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над обителью внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил нападавших. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли православную веру и остались в обители навсегда.

…Ныне чудотворная икона помещена в Успенском соборе Лавры в звездообразном киоте в третьем ярусе иконостаса. Его пожертвовал в 1859 году император Александр II в память о паломничестве в Почаевскую обитель.

Каждый день в пять часов утра в Успенском соборе, освещенном в предутреннем сумраке лишь одними лампадами, монастырской братией служится полунощница. После нее, при пении тропаря «Непроходимая Врата», Чудотворный образ Почаевской Матери Божией медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста. Икона держится на двух шелковых лентах. Рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции «киотным». Иноки, а вслед за ними и все молящиеся в храме безмолвно и неторопливо подходят и прикладываются к чудотворному образу.

Точно так же опускается святыня по субботам после соборного акафиста перед ней, а также по воскресным и праздничным дням после поздней Божественной Литургии.
Чудеса исцеления у этой иконы бесконечны, как и поток паломников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Сербии и других стран, приезжающих к ней в Лавру.

Далеко не на каждого изливаются чудеса от Почаевской святыни, но каждому, кто обращается к этому образу с сердечной молитвой, и тайно, и явно подается помощь духовная, душевная и телесная. У каждого из приезжающих к святыне есть что-то, что можно выразить лишь молитвенным вздохом. И для этого всегда не хватает слов.

Ссылка на основную публикацию