Постные дни в году у православных

Православные посты в 2020 году

Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.

Календарь постов 2020

Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.

Многодневные посты

Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2020 году он длится 27 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

Начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Его продолжительность составляет 14 дней.

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

Начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Его продолжительность составляет 40 дней.

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Однодневные посты

Установлен на 18 января – канун праздника Крещения Господня.

В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Установлен на 11 сентября – день мученической смерти Иоанна Предтечи (крестителя Иисуса Христа).

В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.

Воздвижение Креста Господня

Установлен на 27 сентября – день обретения Животворящего Креста.

В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).

Пост в среду и пятницу

В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.

В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.

В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.

В праздники:

– если не выпадает на Страстную седмицу
апостола Иоанна Богослова

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Поучения Владимира Мономаха

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Краткое содержание и значение повести «Поучение детям» Владимира Мономаха

О произведении «Поучение детям»

Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.

В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.

Главные герои

Произведение представляет собой описание жизни киевского князя и ряд его наставлений. Основным героем можно назвать самого автора, так как его труд автобиографический. Кроме этого, упоминается его убитый сын и брат правителя Олег Святославович.

Краткое содержание произведения

Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.

Будучи глубоко верующим человеком, князь все свои поучения связывает с христианскими добродетелями.

Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.

Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:

  • уважать старших;
  • быть благожелательным к младшим и ровесникам;
  • избегать плохих компаний;
  • стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
  • жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
  • соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
  • во время междоусобиц всегда быть с оружием;
  • следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
  • любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.

Произведение представляет собой описание жизни киевского князя

Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.

Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно. Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело. Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.

Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.

Видео «Поучение Владимира Мономаха – цитаты из произведения»

В этом видеоролике представлены важные постулаты повести.

Важные моменты повести

В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.

Три важных добрых дела

Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.

Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:

  • заботиться о нищих и убогих, кормить их;
  • быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
  • ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
  • не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.

Вековая мудрость

Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:

  • почитать духовенство, заботиться о его представителях;
  • искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
  • старшего чтить как отца, младшего – как брата;
  • контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
  • самому расставлять стражников;
  • всегда иметь при себе оружие;
  • осматривать свои земли и пресекать бесчинство.

Наставления киевского князя потомкам

Евангельские наставления

Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток. Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно. В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.

Читайте также:  Православные псалмы

Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поучение . Владимира Мономаха

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В чем смысл поучения владимира мономаха и какие из них кажутся вам?

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир — был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.

2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.

3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.

4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.

5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.

6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.

7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.

8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

С начала XVI в. в официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство – наследник Византии («Москва – третий Рим»). Владимир Мономах – лицо, через которое московские государи получили от византийских императоров царский венец.

«Поучение» – сочинение Владимира Мономаха, состоящее их трех частей: собственно «Поучение», автобиографические заметки и письмо к князю Олегу Святославичу. В данном произведении Мономах обращался с размышлениями и советами прежде всего к своим детям как к «христианским людям». «Поучение» – это в первую очередь нравственная проповедь.

Формулируя для своих детей христианские нормы поведения, Владимир Мономах подразумевал, что они не простые «христианские люди», а русские князья. В то время межкняжеские отношения принимали сугубо договорной характер. Соблюдение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей: для принуждения кого-либо из них к выполнению договорных условий на практике не оставалось другого средства, кроме нравственной проповеди – взывания к его христианской совести.

В. Мономах осознал, что в новой социально – политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение, что судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть.

Не следует проливать кровь того, кто причиняет зло, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней. В. Мономах не говорил о божественном происхождении власти. Власть – это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Он должен помогать обездоленным, чтить старых, остерегаться лжи, пьянства и других пороков.

Князь – великий труженик. Обращаясь к своим детям – князьям, Владимир неоднократно призывал их не лениться. Князь также милосердный судья. Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием. Поэтому своим детям он советовал учиться. Призывал не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь.

Творя добро, князь не должен лениться ни на что хорошее, и прежде всего к церкви. Призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.

В автобиографических заметках автор прямо заявлял, что себя он не хвалит и не прославляет. Но хвалит и прославляет Бога, который его столько лет оберегал от смертельных опасностей и создал пригодным для всяких человеческих дел.

Мономах советует будущим великим князьям :

. Все дела решать совместно с Советом дружины ;

. Не допускать в стране «беззакония и неправды»;

. Вершить правосудие у него равнозначно понятию действовать «по правде», поэтому «оправдывать» означает — судить по закону;

. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

Милли фирка

Слово «повелитель», как уже говорилось, по своему основному значению не отличается от «правителя», но обратимся к однокоренной группе слов и их значениям. Абсолютно очевидно, «повелитель» – это тот, кто повелевает.

«Повелевать» в свою очередь перекликается с выражением «по велению», то есть «по воле», а по своему основному определению обозначает «указывать, приказывать». Таким образом, получается, что «повелитель» заставлять других следовать только своей воле.

Английский мыслитель и философ Томас Гоббс предлагает свой образ идеального государя в труде «Левиафан». Его точка зрения заключается в том, что народу без сомнения необходим повелитель, абсолютный монарх, главной целью которого, предположительно, должно быть обеспечение мира и безопасности его подданных.

Каким должен быть идеальный правитель

Требуются все три составляющих, любых двух мало. Но идеальное население — это население, которое обладает знаниями, навыками и драйвом, чтобы заботиться о своем физическом, финансовом и душевном здоровье.

Опять приведу пример. Допустим, мы строим множество местных больниц и завозим туда врачей. Они лечат крестьян, продолжительность жизни растет, смертность падает. Но при этом крестьяне не имеют понятия о гигиене, все время болеют холерой и дизентирией.

Другой вариант, мы создаем центры распространения знаний о гигиене. Крестьяне начинают мыть руки и устанавливать во дворах септики, учить этому детей.

Результат тот же. Продолжительность жизни растет, смертность падает. Но уже не нужны врачи-бюджетники, чиновники распределители денег, и т.д.

Система работает правильно сама, больше регулирования не требуется. Врачей можно занять апендицитами.

В 18 веке местный совет принял решение, что должна быть черепичная крыша, каменные стены, деревья и цветы, и не выше трех этажей. С тех пор горожане так и строят. Они договорились и выполняют. Они скидываются на ремонт общих территорий. И живут богато и красиво не только внутри своих квартир, но и снаружи.

Это институты демократии, местного самоуправления. Московская многоэтажка — это сотни семей. Небольшой городок по европейским меркам. Он достоин иметь мэра, городской совет, налоги, бюджет и полицию. Тогда в нем будет внутренняя Швейцария. Совокупность таких маленьких швейцарий дает прекрасный район, совокупность прекрасных районов, город, в котором хочется проводить отпуск. Совокупность прекрасных городов — замечательную страну.

Никакой Петр I не сможет создать Швейцарию.

Каким должен быть идеальный правитель цитаты

Нынешние — министр Лавров, министр Шойгу, глава Чечни Кадыров, глава «Роснефти» Сечин и, если хотите, премьер Медведев — тоже очень хороши. Но, согласитесь, это не совсем та свита, которая делает короля.

Петр Великий немыслим без Алексашки Меньшикова, Екатерина Вторая — без екатерининских орлов.

Нужно подобрать персон соразмерного калибра и подержать на виду. Хотя бы до марта.

Каждый запросто может сам продолжить этот список рецептов.

Их суть — перетащить страну из той сумрачной альтернативной реальности, в которой она увязла, в другую, тоже альтернативную, но безмятежную.

Такую, где вождь идеален, окружающий мир тих и благостен, а милый народному сердцу застой, потерянный три года назад, каким-то чудесным образом вернулся.

Post navigation

Существует класс людей, они очень склонны к сражению. До сих пор. Как например, буркасы или полиция. Вы слышали такое название, Непал.

Это небольшое государство, независимое государство, оно не находится в пределах Индии. Между Китаем и Индией. Всё население Непала это кшатрии.

Они хорошие борцы. Аналогичного сикхи, джатасы. Они также всегда склонны к борьбе.

Вы удивитесь, но Британская империя добровольно ликвидировалась, потеряв Индию. Британцы, они поняли, что из-за потери Индии у них нет больше возможности поддерживать Восточную империю.

И она ликвидировалась. Почему? В действительности вся британская империя держалась с помощью индийских солдат. Этих сикхов и буркасов. Они поддерживали всю империю.

Завоевав Индию, они распространили британскую империю на средний восток, и на дальний восток, просто благодаря сикхам и буркасам, их солдатам.

Идеальный правитель. эссе о том

Врагов они недолюбливают, но весьма ценят почтительные отзывы иностранцев о нашем начальстве. И эти отзывы просто обязаны звучать.

Читайте также:  Молитва от ссор в семье

«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Вот идеальный отзыв, занимающий почетное место в умственном хозяйстве любого сталиниста. То, что Черчилль этого не говорил, никакого значения не имеет. Не в Англии живем. А у нас миллионы людей верят: авторитетнейший западный госдеятель и как бы противник тогдашнего нашего вождя полностью признавал его превосходство.

Сегодня нужно что-нибудь соразмерное. Многообразные иностранцы, вытаскиваемые для похвал у нас на экраны, слишком уж легковесны. Нужен всего один хвалитель, но такой, чтобы замерли все сердца.

Кто? Обаму с негодованием отметаем. Киссинджер слишком стар. Трамп был бы самое то, но по понятным причинам отпал. Значит, надо включить воображение.

LiveInternetLiveInternet

Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом. «Поучение» – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам.Мономах работал над «Поучением» до конца жизни. В «Поучении» князь подводит итоги своей государственной деятельности, и, шире, всего земного пути. Рассказывает нам об отношении к вере, власти, поданным, Родине, врагам. Поучение читается на одном дыхании, как завет не только сыновьям, но и «иным, кто прочтёт», завет потомкам.
Цитаты из «Поучения» 1. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.

2. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

3.»Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него».

4..»Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй».

«Ибо как Василий (Василий Великий – византийский богослов, архиепископ Кесарийский, около 330 – 379 гг.) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что не ставить всеобщий почёт».

5. «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни».

6. «Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

7. «И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

8. «…пролейте слёзы о грехах своих…»

9. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

10. «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

11. «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

12. «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».

13. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».

Источник: Древнерусская литература. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа: Вече, 2003. стр. 112 – 115.

Каким должен быть идеальный правитель

Поучение. Даже судебная деятельность правителя должна быть возможно сдержаннее, в интересах собственной страны и ее правопорядка. «Остерегайся карать, неповинного не убивай; наказывай битьем и заточением». Подданные – это не враги власти и государства, поэтому их надо по возможности вернуть к подчинению; казнить следует открытых мятежников.

Вместе с тем правителей неоднократно наставляют обогащать вельмож, продвигать воинов – ибо вся их власть всецело связана именно с этими слоями общества, на них опирается, ими поддерживается и охраняется от посягательств со стороны не только внешних врагов, но и тех, кто по своей политической роли противостоит власти правителя: жречества, областных правителей, полупокоренных племен вассалов.

Древневосточная монархия стала особым типом ранней госудаственности – первым из известных истории права.

Каким должен быть идеальный правитель цитаты мономаха

Государь является и правителем и повелителем одновременно, эта двуликость – залог успеха в управлении государством. Трудно поспорить с такой формулировкой, хотя после прочтения моментально возникает чувство отрицания, поскольку идеал все же привычнее воспринимать как нечто, лишенное недостатков. Однако нельзя не заметить, что государь Макиавелли проявляет реальную заботу о народе, хотя мыслитель сразу же относит это к обязательному пункту в деятельности государя, поскольку народ нужно приучать любить монарха. Умелый государь в данном случае должен успешно сочетать в себе и правителя, и повелителя, в нужные моменты переключаясь с одного на другого. Государь-правитель соотносится с волей своего народа, и правильно: ведь ему выгодно, чтобы люди были более менее довольны — в такой ситуации отпадает опасность заговора.

Поучения детям Владимира Мономаха: читаем по пунктам

В период расцвета Византии, усиления ее соперника — Священной Римской империи, бесчинств кочевых племен, внутриклановых междоусобиц князем на Руси был Владимир Мономах.
Подвластная ему земля имела все признаки государственности: православную религию, писаное право, централизованные налоги, единую территорию. Учитывая ее проблемы, правитель пишет «Поучение детям», ставшее памятником литературы XII века.

Краткое содержание и анализ

Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

  • Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
  • Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
  • Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
  • Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
  • Не лениться и остерегаться лжи

По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое».

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

Родовое дерево Мономаха

Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.

Генеалогия Мономаха представляет его как:

  • внука Ярослава Мудрого;
  • сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
  • потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.

Детство и юношество

Мономах переводится как «единоборец».

Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:

  • с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
  • юношей победил богатыря из Кафы;
  • в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.

Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера.
В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.

Великое княжение

В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.

В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:

  • половцы;
  • торки;
  • братья-рюриковичи.

Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве.
Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью.
Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.

Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:

  • договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
  • съезд в Любиче в 1097;
  • изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.

Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи

В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно.
Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха.
Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя.

В главе Русской земли соединялось два начала:

  • светское;
  • духовное.

Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах.
Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов.
Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида.
Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет».
Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II.
Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.

Заповеди Мономаха своим детям

Огромную надежду подавала вера, основанная на православии. Князь прожил 72 года. Когда одна из трех частей письма увидела свет, он прошел тернистый, порой опасный путь. Повелитель Руси благодарит за свою жизнь Господа и призывает потомков жить, как он, а других судить по закону Божьему.

Жанр, структура, стилистика древней книги Руси

Поучение как жанр древнерусской литературы имеет дидактический характер.

Структура труда Мономаха имеет три фазы:

  1. Завещание детям.
  2. Частичная автобиография.
  3. Письмо к князю Олегу Святославличу.

Стиль автора Поучения соответствует традиции наставлений, идеализирующих древнерусского христианина. А живая речь, переплетающая личное и общечеловеческое, признана гениальным откровением .
Называя себя «худым», Величайший правитель Руси демонстрирует смирение перед памятью предков.
Толкование многих фраз «Поучения» дают Куприн, Погодин и др. Например, смысл выражения «седя на санех…» объяснен, как благодарность Всевышнему за прожитую жизнь, понимание важности передачи опыта.

Сюжетно-композиционные элементы «Поучения»:

  1. В качестве экспозиции описан инцидент с заговором братьев.
  2. Основу завязки составили ссылки на Псалмы.
  3. Кульминационно звучали истории личного спасения.
  4. Главная интрига — и она же финишная часть — заключалась в советах быть мужественными, не убегать от судьбы, довериться Богу.
  5. По стилистике труд Мономаха представляет единое композиционное целое.
  6. Изобилуя народной речью, он удивляет яркими метафорами и эпитетами.

История и содержание первой части послания

Причиной послания, как свидетельствует сам автор, стала попытка сговора внуков Ярослава Мудрого против Ростиславичей из Галицкой династии. Свой отказ заговорщикам древнерусский князь-писатель мотивировал обетом «крестнаго цѣлованія».
Чтобы найти подтверждение верности избранного пути, Мономах читает откровения из Псалтыря. Он открывает его на случайной странице. Надо сказать, что и сегодня многие для ответа на животрепещущие вопросы жизни пользуются этим пращуровским методом.

  • уповать на Всевышнего;
  • быть кроткими;
  • стремиться к праведности.

Поэтому Владимир верил, что «меч нечестивых поразит их сердце», а чистого человека жизнь помилует. Вспоминая отца русской церкви Василия Великого, Владимир передает его христианские заповеди.

Автобиографические примеры в поучении Владимира Мономаха

Во второй части древнего исторического документа – рассказ о жизни самого автора. Дата создания этого творения приходится на активную фазу жизни Мономаха. Будучи трудоголиком, вставая до рассвета солнца, глава государства Русь призывает своих детей к такому же ритму жизни и к ответственной службе отчизне.

Причиной смерти души и тела, как добропорядочный человек и семьянин, он называет:

  • ложь;
  • пьянство;
  • разврат.

Совет «учиться» выделен в письме особенной строкой. В пример он ставит отца своего, разговаривавшего на пяти языках. Из «Поучения» узнаем, что у Владимира было 83 больших похода, после которых соперники более 20-ти раз просили у него мира. Кульминационно звучит призыв быть мужественными и не бояться судьбы.

Письмо Мономаха к Олегу Святославличу

Владимир и Олег были двоюродными братьями. 1096 — год их междоусобицы под Стародубом — закончился изгнанием Олега из Чернигова. В следующей битве под Муромом был убит сын Мономаха – Изяслав.
Дети Мономаха не желали кровной мести и предлагали Олегу мир, но тот отказывался. Только после череды неудачных сражений Олег пошел на согласие.
В те времена письма князей назывались грамотами. Одной из таких грамот в описанный период и было «Письмо к Олегу Святославовичу».
С моральной точки зрения грамота несет наивысшие гуманистические ценности, так как победитель проявляет терпимость, прощение, любовь к побежденному.

Читайте также:  Икона игуменьи Евдокии Илиопольской, о чем молятся преподобномученице

Значение Поучения в истории

История теряет смысл, когда пользуется сомнительными выводами. Но сложно ее исказить, имея на руках письма очевидцев. В истинности «Поучения» Мономаха не сомневаются самые заядлые скептики. А искренность изложения проявляет основные черты его личности.
В сложной борьбе росло могущество Руси. Она пережила измены, набеги, войны.

Но самым важным для правителя было:

  • умение определить единую цель;
  • желание жертвовать частными интересами ради Отчизны.

Именно этому посвящено обращение Мономаха к потомкам, построенное на православной вере и любви к соотечественникам, к Родине.
Написать наставление в христианском духе в начале XII века — означало задать ориентиры управления землей русской. Как жанр древнерусской литературы произведение стало бессмертным.

Видео

Открытие памятника в Смоленске ознаменовало 9-ти вековой рубеж со дня заложения первого камня в основание строительства Свято-Успенского собора Владимиром Мономахом.

Сведения, отсутствующие в летописи

Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях 1070-х—1110-х годов, прежде всего касающиеся борьбы с половцами и Всеславом Полоцким, при аналогичной последовательности.

«Поучение Владимира Мономаха» Анализ

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

Ссылка на основную публикацию