Посмертные мытарства души

Мытарства души после смерти — куда попадают и где находятся души усопших

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти — испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств», под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, — до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти — сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие — слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым — ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое — чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое — леность, праздность. Шестое — воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое — сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое — лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое — обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое — зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое — гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое — гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое — злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым — чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое — блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый — проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама — с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое — ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание — немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний — «по ту сторону», а загробный — «за гробом».

В христианской традиции мытарства происходят на третий день после смерти, длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай — сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы — та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать на девятый день после смерти (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней — общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад — Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя, место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище — место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс вновь прийти в земную жизнь и просуществовать ее достойно участи праведника или грешника: всё зависит от того, какой урок извлекла душа из прежней жизни и из видений Ада и Рая.

Все испытания, тяжести и горечи в мире представляются подготовкой к Небесному Царству. Первостепенными задачами всякого верующего и православного человека оказываются работа над собой, соблюдение заповедей, усердие и прилежность в творении добрых дел. Кротость, смирение и молитвы помогут преодолеть двадцать мытарств и войти в ворота Рая.

Как правильно поститься в среду и пятницу

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу — средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.

Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей.

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение — пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.

На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению.

Послабления в пост

Некоторым людям, в силу привходящих обстоятельств и условий жизни, строгое следование пищевому воздержанию не рекомендуется, а иногда и вовсе запрещается.

  • Кормящие матери и беременные женщины должны получать большое количество белков и минералов, для формирования здорового плода и кормления новорожденного. Соблюдение ими поста в среду и пятницу может приносить большой вред.
  • Готовящиеся к соревнованиям спортсмены, которые могут не выдержать нагрузок без соответствующей пищи.
  • Соблюдать строгий пост не рекомендуется работникам тяжелого труда и вредных предприятий. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочной продукции.
  • Дети до 7 лет не должны нагружать себя подобным воздержанием.

В году существуют недели, которые не предполагают посты по средам и пятницам. К ним относят Святки, Недели после Великой Троицы, Пасхи и во время Масленицы.

На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру — добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

  1. Как правильно поститься перед причастием
  2. Что такое акафист и как правильно его читать?
  3. Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи
  4. Как правильно креститься?

Хочу поститься по средам и пятницам. Я человек работающий,можно ли в эти дни есть каши и творог.

Добрый день. Мера православного поста — это очень важный вопрос духовной жизни каждого христианина. С одной стороны, посты чрезвычайно важны для борьбы со страстями, для общего духовного настроя человека. С другой — сегодняшний ритм жизни никак не способствует соблюдению поста по Уставу. Часто бывает, что чрезмерно ревностные христиане пытаются до последней буквы следовать пощению по Уставу, исключают растительное масло из рациона, устраивают дни сухо- или сыроядения. Все это заканчивается упадком сил, ухудшением здоровья, и человек решает, что пост ему не подходит. Это очень неверный подход.

Православный пост — это, прежде всего, навык самоограничения. Конечно, работающему мужчине совершенно не подходит питание одной сырой морковкой, он просто не сможет тогда работать. Поэтому мера поста должна быть строго индивидуальной, с учетом образа жизни каждого постящего человека. Понятно, что для женщины средних лет, сидящей дома с внуками, и молодого мужчины, занятого физическим трудом, мера поста будет принципиально отличаться.

Лучше всего с этим вопросом подойти к духовнику или опытному священнику, который поможет правильно выстроить рацион, исходя не из формальных правил, а из потребностей человека. К тому же, на послабление поста всегда желательно взять благословение. Но, если такой возможности у вас нет, не будет грехом и самолично определить свою меру.

Так, каши, о которых вы спрашиваете, сами по себе являются постной пищей, разрешенной в пост. Обычно в посты, а также дни среды и пятницы из рациона убираются все продукты животного происхождения — мясо, яйца, молочная продукция, иногда рыба. Если у вас повышена потребность в питательных веществах, то священник, вероятнее всего, может благословить вам и творог, и яйца, и рыбу в постный день. Решить этот вопрос можно только индивидуально с благословения священника.

Интересный ответ на подобный вопрос дал один священник молодой женщине ожидающей ребенка. Беременным крайне трудно соблюдать пищевой пост, поскольку питание должно быть разнообразным и полноценным. Батюшка ответил этой женщине так: «Вы можете кушать абсолютно все, что нужно для здоровья вас и вашего малыша. Только пусть ваша еда будет максимально простой — если это творог, то ешьте его чистым, а не делайте из него вкусную выпечку. Если это мясо — просто отварите кусочек в воде, а не готовьте изысканное блюдо. Ну и так дальше. Такой пост снабдит ваш организм всеми питательными веществами и, в то же время, вы будете ограничивать себя и не баловать кулинарными изысками».

Такой ответ можно взять за основу для понимания того, какие послабления поста выбрать для любого человека исходя из его потребностей.

Могу ли я принимать участие в Святом причастии, если уже более 10 лет назад был ходил в протестантскую церковь ? Я исповедовался об этом в православной церкви и мне временно было отказано в причастии.

Добрый день. Этот вопрос нужно решать лично со священником того храма, куда вы собираетесь ходить. Тут необходимо учитывать множество нюансов — были ли вы крещены в православии, а потом ушли к протестантам? Или же вы вообще не приняли Таинства Крещения? По какой именно причине вам было отказано в причащении? По вашему короткому вопросу этого понять нельзя. Если на вас была наложена епитимия, то решать вопрос о возможности причастия желательно со священником, который ее наложил. Если это невозможно — ищите другого батюшку, который вникнет во все ваши обстоятельства, в т.ч. и запрет на причастие, и примет решение о том, как вам дальше поступать.

В любом случае, православная церковь всегда с радостью принимает в свои ряды членов других христианских конфессий. Те разногласия, которые могут возникать в индивидуальных случаях, всегда решаемы при участии грамотного и опытного духовника. Помогай вам Господь!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Пост среда и пятница, что можно есть

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читайте также:  Почему красят на пасху яйца, в какой цвет красить и когда

Помимо обычных традиционных постов, в православной церкви верующие постятся однодневными постами в среду и пятницу. Их обязательно соблюдать? — один из самых часто задаваемых вопросов священникам от обычных мирян. В основном это люди, которые только начали приобщаться к церкви и церковной жизни.

А ведь действительно, зачем нужен этот однодневный пост? А если человек постоянно следует многодневным постам, ему нужно держать со всей строгостью однодневные? Как соблюдать пост в среду и пятницу? Почему недостаточно традиционных? Чтобы ответить на все эти вопросы, заглянем в недра истории.

Пост в среду и пятницу — зачем нужен

Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру.

Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства.

Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда. А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти. Но у многих людей все равно возникает вопрос: «зачем постится так часто»? Кроме траурного назначения, постный день несет в себе круглогодичную охрану души верующего человека.

Только так крестьянин может показать дьяволу, что он никогда не теряет бдительности, всегда соблюдает все правила, помнит Бога и в любое время готов к духовной борьбе с нечистыми силами. Об этом постоянно говорят святые отцы. Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой.

Пост в пятницу и среду: питание православных

Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться:

  • от яиц;
  • от мяса;
  • от рыбы;
  • от молока и кисломолочных продуктов.

Такой постный день также может предполагать сухоядение, когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи.

Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником (любым православным священником) и непосредственно вами. Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья.

Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено:

  • кормящим женщинам;
  • беременным;
  • спортсменам в период подготовки к соревнованиям;
  • работникам, которые трудятся на очень тяжелой и вредной работе (им, как правило, разрешаются рыба и молочные продукты);
  • детям до 7 лет.

Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Это:

  • Святки (период от Рождества к Крещению);
  • Неделя после Пасхи;
  • Неделя после Троицы;
  • Две недели до Великого поста;
  • Неделя во время Масленицы.

Пост среда и пятница, что можно есть? Лучшие рецепты

На сегодняшний день часто слышны вопросы: как держать пост в среду и пятницу, о том можно ли есть рыбу, что и как можно готовить, что есть нельзя и всякое другое про постные дни. Для того, чтобы дать полные ответы на эти вопросы, лучше всего обратится к авторитетным православным источникам.

Также у людей часто возникает вопрос, когда необходимо начинать пост. Многие говорят, что с вечера. Но это далеко не так. Постный день начинается, как и обычный, после 24:00.

Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные.

  • Для приготовления нужно: по стакану сахара, варенья, воды, 1 ч.л. соды, погашенной уксусом, и 2.5 ст. муки.
  • Все ингредиенты нужно смешать.
  • Форму смазываем и выкладываем на нее тесто. Выпекаем.
  • Сверху можно присыпать немного пудры или сделать какую-то глазурь.
  • Коврижку постную советуют есть в пятницу перед Успенским постом.
  • Для приготовления необходимы следующие компоненты: постный майонез, орехи, курага, чернослив, свекла.
  • Количество ингредиентов можно брать, как хотите или как любите.
  • Свеклу отвариваем и измельчаем на терке.
  • Чернослив и курагу заливаем кипятком, чтобы немного размочить.
  • Далее, жидкость сливаем, и фрукты нарезаем соломкой.
  • Орехи дробим. Все ингредиенты смешиваем и заправляем майонезом.

Постный ужин готов! Как видите можно вкусно питаться, соблюдая при этом традиции православия.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

  1. Что такое строгий пост в православии?
  2. Петров пост
  3. Православные церковные посты: на каждый день, рождественнский пост и другие
  4. Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным
  5. Что такое сплошная седмица
  6. Сколько в году постных дней у православных
  7. Что такое седмица по православному календарю
  8. Можно ли молиться во время месячных
  9. Можно ли работать в православные праздники
  10. Когда можно открывать зеркала после похорон по православию
  11. Как вести себя в церкви правильно
  12. Что едят в Успенский пост, питание, постные блюда, молитва
  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому
  • пост
  • традиции

21 thoughts on “ Пост среда и пятница, что можно есть ”

Добрый день. В среду и пятницу православные держат сухоядение,но ваши рецепты к этим дням не относятся,т.к свеклу отвариваем ,фрукты заливаем кипятком и сверху запраляем майонезом(постным).На самом деле,постный майонез-не постный,в него добавляют яйца ,просто в меньшем количестве,чем в обычный.Рецепт вкусный и питательный,но для других дней.Спасибо.

Давно уже в майонез кладут сухой яичный порошок, в промышленных производствах не используют яйца, ибо майонез стоил бы очень дорого! Храни Вас бог!

Инна, что за фантазии — постный майонез действительно постный. яиц там нет.

Постный майонез можно приготовить самим. Для этого вместо яиц используют густой мучной клейстер. Вот вам и постный майонез.

Я давно уже во все дни не ем мясо,яйца,но молочное и рыбу ем даже в пост,т.к.добыча молока не связана с убийством,а рыба не считаетс живой,воспринимаю её как съедобный набор клеток.В эту страстную пятницу я соблюдала пост,ничего не ев от завтрака до ужина,пила только,потому что работаю.Теперь я каждую пятницу держу пост,после завтрака и до ужина только пью(воду).Семечки можно тоже в пятницу,они почти не еда.А ЭТА пятница выпадает на 22 июня,поэтому в этот день даже в завтрак лучше не есть сладкое,поститься особенно строго,только пить воду или сок.Тем более в жаркую погоду не тянет объедаться.

Инна. В чем смысл кулинарных изысков если пост это ограничение. Если нельзя есть майонез — значит нельзя его бутафорить. Иначе это уже не пост а пиршество фарисейское где нет правды а форма есть. Вы пишете что православные держат сухоядение — если сухоядение у вас такое же бутафорское как и майонез почитайте о фарисеях.

Православные! Есть очень простое правило как определить что постишься правильно. Когда соблюдаешь пост правильно не чувствуешь превосходство над непостящимися и не тянет похвастать своим постом перед другими.

Постный фасолевый майонез
Ингредиенты:
1 баночка (400 г) консервированной белой фасоли
300 мл растительного масла (рафинированного, без вкуса и запаха)
по 1/2 ч. ложки сахара и соли
1 ч. ложка горчицы (сухой или готовой)
2 ст. ложки сока лимона (можно заменить 1 ст. л. уксуса)
Вместо консервированной подойдет и отваренная до мягкости белая фасоль. Блендер можно использовать стационарный или погружной.
Приготовление:
Для начала выдавливаю сок из лимона.
Перекладываю фасоль в блендер, предварительно слив с нее жидкость, и измельчаю в пасту.
В процессе измельчения добавляю 1/2 ч.л. соли.
Насыпаю 1/2 ч.л. сахара. И кладу ложечку горчицы.
вливаю в блендер тонкой струйкой растительное масло, не переставая взбивать соус.
Теперь наливаю выжатый сок лимона и еще раз прокручиваю майонез блендером.
Майонез из фасоли готов!

Читаю список кому очень строго постится не рекомендуется, а иногда и запрещено но не вижу там больных..Это реально важный вопрос..Как правильно питаться больным в среду и пятницу, что бы не навредить себе..

И еще интересный момент, в пост разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи….извините…вы знаете их стоимость?…они дороже мяса, молочного вместе взятых…Такое впечатление что дилерам только на руку иметь постящихся покупателей…100грамовый кулечек ореха 230руб…не говоря уже про мед и фрукты…

Ну зачем вести речь о ценах в данной теме? Ведь никто не принуждает поститься. Не хочешь- не постись и не ищи себе оправдания, а хочешь, так и возможность найдётся. Не орехи, так семечки, не фрукты заморские, так яблоки с морковью всегда можно себе позволить. Ну и если нет возможности поститься сухоядением, просто поститесь скоромной пищей. Богу куда важнее с какими помыслами, мыслями и деяниями мы это делаем, а не какими именно продуктами постимся.

А по поводу майонеза, абсолютно согласна с Германом. Всегда в пост позволялось временами лишь растительное масло. Пост- это ограничение, сдерживание, смирение! Так для чего «удовольствия» подменять тем же самым? Смысл то не столько в составе блюда, сколько в нашем сдерживании. Понапридумывали постный майонез, соевую колбасу, молоко. Но все это лишь маркетинговый ход и к посту не имеет никакого отношения. К диете- да! К посту- нет.

Братья и сестры, цель поста — ограничивать себя, то есть не объедаться, кушать скромную пищу, не развлекаться, ограничить супружеские отношения и больше молиться. Придумывать постные блюда, которые будут вкусными, а ещё и объедаться ими, это уже не пост… Храни всех Господь.

Яблоки, бананы, помидоры, тыкву и морковь и орехи и мед я планирую есть в среду и пятницу. Капусту и морковь натереть как салат. Вот и дёшево. Голь на выдумки хитра, во славу Божию.

Я обжора, кормящая мать. Боюсь, что молоко пропадёт, вот и ем много и пью. Но малой уже скоро 5 мес., пора успокоиться и прикорм давать и перестать себя едой насиловать. Вешу 81 кг. А были времена, была 51кг.Пост держала.

Мы даем отдохнуть организму от тяжелой пищи, жиров, детокс так сказать. Подготовиться к лету, следующему году. Перезагрузиться душой и телом- вот что такое пост. Отдохнуть и очиститься должна и душа и тело. Всем полезно полезно посидеть на овощах фруктах раз в неделю. Я пробую «отдыхать» на воде , одном яблоке и пакетике семечек- что бы не так грустно было)

Интересно, что бы сказал на эти посты сам Иисус Христос? Ему то они нужны от верующих? По мне, так, каждый человек имеет мозги, чтобы решать, как ему питаться, чтобы не навредить своему здоровью. Думаю это главное для любящего Бога.

Вы извратили веры!
В вашем понимании если не съел кусок мяса — то добродетельный христианин! При этом Вы полны жестокости, гордыни, нет сострадания к людям которые не могут так постится, полны презрения и осуждения. Ваша вера измерена куском мяса и сведена до секты «Кулинарная книга». Основа вашего поста — жратва. Вы только и заняты как «правильно» пожрать. Такие мысли как не осудить, быть милостивым, любящим, оказать помощь ближнему, проявить сострадание, молитва не приходят в голову..

Теперь о принуждении к посту. Мария пишет : «Ведь никто не принуждает поститься. Не хочешь- не постись и не ищи себе оправдания, а хочешь, так и возможность найдётся..» Как раз принуждение есть!
Пропаганда в среду и в пятницу есть мясо — это грех! если я христианка, как грешить? Не могу.. Но при этом я больна., мне физически плохо.. Такие как Мария «Правильные христиане» в ответ: да ты ищешь себе оправдания.. Ей плевать, что кто то не может купить меда и орехов, кто то страдает болями желудка, кто то работает на двух работах с ночными сменами, главное она «правильно» постится и отсюда высокомерное «не хочешь — не постить» отстань только от нас «правильных» христиан таких гордых и здоровых да богатых..

А сахара и варенья много тоже ни к чему.. И согласна абсолютно с теми, кто пишет, что пост это прежде всего воздержание во всём, ну и конечно, в первую очередь любовь в сердце должна быть ко всем и всегда..

Вообще, я бы сахар причислила к непостным продуктам, хоть он и из растительного сырья, но это уже по сути химия, пустые калории. Сахар образует много слизи в организме, особенно вместе с белой мукой. Уж лучше испечь хлеб из цельной муки, несладкий пирог, т п. Сахар ведёт к похоти и болезням, на нём активно размножаются трихомонады и прочая мерзость. Отказаться от животной пищи и при этом кушать пироги с вареньем ещё больший вред. Надо бы ввести запрет на белую муку и сахар, или хотя бы ограничение, если у кого туго с деньгами, нет возможности мёд купить..

Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности

Узнайте все самое интересное и полезное о посте в среду и пятницу, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое пост

Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.

Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

Как поститься в среду и пятницу мирянам

В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.

Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.

Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.

Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»

Распространенные заблуждения о соблюдении поста

Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии.

Читайте также:  Молебен Покрову Богородицы когда читают

Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.

Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.

Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.

Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Православный церковный календарь постов и трапез на 2021 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2021 год

Периодыпонедельниквторниксредачетвергпятницасубботавоскресенье
Великий Пост
с 15 марта по 1 мая
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Весенний мясоедрыбарыба
Петров пост
с 28 июня по 11 июля
горячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
Летний мясоедсухоядениесухоядение
Успенский пост
с 14 по 27 августа
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Осенний мясоедсухоядениесухоядение
Рождественский пост с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 годадо 19 декабрягорячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
20 декабря — 1 январягорячая без маслагорячая с масломсухоядениегорячая с масломсухоядениерыбарыба
2-6 январясухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Зимний мясоедрыбарыба

Великий Пост в 2021 году

с 15 марта по 1 мая в 2021 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Петров пост в 2021 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
с 28 июня по 11 июля в 2021 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост в 2021 году

С 14 по 27 августа в 2021 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2021 году

С 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2021 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые.
  • Мы постимся, чтобы быть счастливыми

Посты в среду и пятницу

«Не поститесь с лицемерами»

Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…

Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП

Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.

Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.

Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них – это наша сегодняшняя христианская традиция.

Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?

Пост лицемеров

В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа (Мф.6:2,5,16, 7:5, 15:7, 16:3 и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи – фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23,13-15). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16).

В свою очередь, «Дидахи» – древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.

Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» – очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.

Долгожданный дождь

Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.

Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом – как люди, на которых разгневался Вездесущий».

Образец благочестия

Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, – это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.

Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (Лк.18,11-12). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.

Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».

Два из семи

Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.

Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.

Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.

Читайте также:  Икона "Умиление" Пресвятой Богородицы - значение и в чем помогает

Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».

Иудейский пост той эпохи был очень строгим – он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.

Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.

«Мы» и «они»

Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).

Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.

Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).

Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.

В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.

Богословие традиции

Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».

Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».

Церковь на посту

Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.

Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения – это время смерти Спасителя на Кресте (Мф.27,45-46), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: “Еще не наступил час прекращения поста”… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».

Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (1Цар.7,5-12, 14:24), говоря о том, что эти дни – период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва – крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».

Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.

Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».

От добровольного к обязательному

В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.

Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.

Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV – нач. V в.):

«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».

Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.

Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.

Средство или цель?

Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».

Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором – ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.

Воспоминание в христианстве – это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.

Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории – Распятию и Воскресению Христа.

И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» – семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.

Православная Жизнь

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Ссылка на основную публикацию