Последование ко Святому Причащению

Последование ко Святому Причащению

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

6 марта – вселенская Родительская суббота (особая поминальная служба по усопшим родным и близким. Вы можете подать записки на службы Родительской субботы в 7 монастырях за родителей, родных и близких в Дивеево, Киево- и Псково-Печерских Лаврах, в Сретенском, Покровском, Даниловом и Свято-Пантелеимоновом монастырях.

Как готовиться ко Святому Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

• соблюдение поста перед Причастием;

• посещение вечернего богослужения накануне Причастия;

• прочтение определенного молитвенного правила;

• воздержание от пищи и пития в сам день Причастия, с полуночи до самого Причастия;

• допущение до Причастия священником на исповеди;

• присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

– канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,

– канон молебный ко Пресвятой Богородице,

– канон Ангелу Хранителю

– и Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Перед Причащением необходима исповедь – вечером ли, или утром, перед литургией.

Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм.

Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником – памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

“Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом”.

О частоте Причащения
Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. В 19-20 веках св. Церковь заповедовала причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Св. Феофан Затворник пишет о том, как часто следует причащаться:

«Милость Божия буди с вами!
Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. – Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу, только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею – говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

Архимандрит Рафаил (Карелин):

“Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина – леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)». Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии. В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св.Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения. В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником.. Протоиерей Белоцветов в известном сборнике своих проповедей писал, что в его время христиане старались причащаться на Светлой седмице каждый день”.

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Полный канон Последования ко Святому Причащению

Канон ко Святому Причащению приводится по изданию: «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению». М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 г.; репринтное воспроизведение издания 1893 года.

Канон. Глас 2-й.

Песнь 1

Ирмо́с: Г рядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Стих: С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Х леб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.

Стих: Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

К ровь Твою Владыко Пречистую, и Тело Твое Пресвятое мене сподоби недостойнаго прияти, ясти же и пити, с желанием и верою.

Слава: О сквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

И ныне: З емле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный мiру, сподоби мя сей ядуща спастися.


Песнь 3

Ирмо́с: Н а камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

С лезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия, яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных Даров Твоих.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

В о оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.

Слава: С подоби мя, Господи, Твоего Тела причаститися неосужденно, и Крове твоея честныя, и славити Твою благостыню.

И ныне: Х леба животнаго Tрапеза пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мiрови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу быти.

Седален, глас 8

О гнь и свет, буди ми, Спасе, приятие Пречистых и Животворящих Твоих Таин, пожигая греховный плевел, и просвещая всего ко истинному богословию. Не издам бо святыни вражией лести, ни Тебе дам целования лестна, но яко блудница припадаю Ти, и яко разбойник исповедая Тя, вопию Ти: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.


Песнь 4

Ирмо́с: П ришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Читайте также:  Макарий Римлянин

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

В осхотел еси нас ради воплощься, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих, темже молю Тя, и моя очисти согрешения.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

И сцели души моея язвы, Господи, и всего освяти, и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.

Слава: С танем убо вси со страхом и трепетом, очи сердечныя горе имуще, и ко Спасу вопиюще: утверди, и вразуми нас Боже щедрый, во страсе Твоем.

И ныне: У милостиви и мне сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да приемь умнаго бисера, освящуся.


Песнь 5

Ирмо́с: С вета Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас, разве бо Тебе иного бога не знаем.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Я коже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси, се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

С лове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.

Слава: П реосквернену душу, и устне имый нечисте, ныне не смею приближитися к Тебе, Христе, и прияти Тело Твое, но Ты мя яви достойна.

И ныне: М арие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего.


Песнь 6

Ирмо́с: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

У м, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Д а бых устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.

Слава: С о страхом и трепетом приступим вси к Божественным Тайнам Христовым, истое же и Святое Тело Его примем, и истую и Святую и Честную Его Кровь.

И ныне: Б ожие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.

Кондак, глас 2-й

Х леб, Христе, взяти не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго, да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.


Песнь 7

Ирмо́с: Т елу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

И сточник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно, едине Блаже, яко да славлю Тя.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Д а избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Слава: Д уше моя окаянная, душе страстная, ужаснися зрящи таинства преславная, воздыхающи прослезися, в перси биюще, зовущи же и глаголющи: Боже, очисти мя, якоже блуднаго.

И ныне : С паса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую, нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.


Песнь 8

Ирмо́с: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Н ебесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери общника быти и мене сподоби отчаяннаго, Боже, Спасе мой.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

П од Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое и пию Кровь Твою.

Слава: Т репещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; oле страшнаго таинства! oле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся?

И ныне: Б ожественный Хлеб жизни во чреве Твоем, Богомати, истинно испечеся, сохранив невредна ложесна Твоя, Непорочная, темже яко питательницу нашу, поем Тя во вся веки.


Песнь 9

Ирмо́с: Б езначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Х ристос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Д ушею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой, причащением Священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю многомилостиве.

Слава: Я коже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

И ныне: Б ог воплотися от чистых кровей Твоих, темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Последование ко Святому Причащению: каноны и православные молитвы

История таинства Евхаристии

Первое Причастие совершилось в Сионской горнице, когда причащались святые апостолы, что описано в cвятом Евангелии. В Великий четверг перед своим арестом и смертной казнью Иисус Христос на Тайной Вечере даровал людям таинство Евхаристии. Спаситель благословил хлеб, собственноручно преломил его и дал ученикам со словами «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». В этот момент хлеб уже был не просто хлебом, а стал истинно Телом Христовым. Затем взяв чашу виноградного вина, возблагодарив Отца Небесного, Христос подал и ее апостолам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Господь принес в жертву за людей самого себя. Он дал апостолам Свою Плоть и Кровь, а уже на следующий день Его обрекли на страдания. Завершив причастие учеников, Спаситель заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор Евхаристия совершается во всех православных храмах. Этого великого таинства лишены еретики, считающие себя христианами, например, католики и протестанты, так как еретические таинства не действительны.

Таинство Причастия в Церкви

Православный – это не просто человек, который верит в существование Бога. Истинно православные люди находятся в благодатном общении с Господом. В Таинстве Евхаристии человек приобщается к Святымх Дарам, соединяется с Христом. Древние христиане не могли представить не причащающегося христианина, это было противоестественно. Для Великого Таинства люди собирались, даже если им угрожала смерть.

Известны случаи, когда по маловерию людей им даровалось чудо – хлеб и вино, под видом которых православные принимают Тело и Кровь Спасителя, действительно становились мясом и кровью. В частности, об этом свидетельствует всемирно известное Ланчанское чудо. Оно совершилось в VIII веке в городе Ланчано, Италия. Это было до Великой Схизмы. Разделения на католиков и православных еще не было.

Видео «Покаянный канон к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Основные правила подготовки к Евхаристии

Кратко о подготовке к Таинству можно прочесть в молитвослове. Этот раздел обычно размещают после Последования ко Святому причащению.

Готовясь ко Причастию, следует быть особенно внимательным к следующим действиям:

  • домашняя молитва;
  • посещение храмовых богослужений;
  • пост;
  • душевное состояние, поведение;
  • покаяние, исповедь;
  • поведение во время Причастия и после него.

Готовясь к Таинству, нужно по возможности посещать все богослужения, которые буду проходить в храме. Обязательно нужно участвовать в вечерней службе накануне завтрашнего причастия. Следует читать утреннее и вечернее правило, а также по одному канону в день.

Важно следить за своими мыслями и чувствами, не допускать обид, раздражения, ссор, гордости, тщеславия. Нельзя удерживать в себе плохие и злые мысли даже на минуту. В этом поможет непрестанное мысленное чтение Иисусовой молитвы. В дни подготовки человек отказывается от любого рода развлечений и интимных отношений.

Во время подготовки нужно примириться с ближними, всех простить, ни на кого не держать зла. Важно осознать свои грехи, свое недостоинство, искренне покаяться. Исповедь проводится на вечерней службе накануне Причастия или утром непосредственно перед ним.

Три совмещенные канона ко Причастию

Усилив домашнюю молитву, нужно ежедневно читать по одному канону. Так, если причастие будет в воскресный день, то в среду нужно прочесть «Канон покаянный ко Господу», в четверг – «Молебный ко Пресвятой Богородице», в пятницу – «Ангелу-Хранителю». В субботу читаются все три канона вместе. Существует практика совмещения их в один. Тогда песни канона читаются поочередно из каждого из них, некоторые стихиры и тропари опускают.

В молитвослове каноны могут быть раздельными или совмещенными в один. Если совмещенного нет, а человек боится допустить ошибку при самостоятельном совмещении, можно их прочесть полностью один за другим.

Молитвы ко Святому Причащению

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию. Оно включает в себя псалмы, канон и ряд молитв ко Господу. Существует практика раздельного чтения Последования. Начало и канон читается вечером, а молитвы утром. Можно прочесть все Последование сразу вечером, но после этого уже нельзя есть и пить. В конце правила размещены стихи и тропари, которые нужно читать, уже подходя причащаться.

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию

Кроме канонов и последования, можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему и/или акафист ко Святому Причащению.

Все молитвы печатаются на церковнославянском языке, но русскими буквами. Перевод молитвенных правил на русский язык недопустим. Молитвы из правила ко Причастию обращаются к самому Господу, а не святому.

Евхаристия – величайшее Таинство Церкви. Чтобы к нему приступить, нужно тщательно подготовиться. Еще апостол Павел заповедовал испытывать себя, указывая, что из-за недостойной подготовки люди болеют и умирают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Каноны ко Святому Причащению — что, как и когда читать

Таинство Причащения

После Воскресения Спасителя христиане стали регулярно собираться для совместного «преломления хлеба» (Таинства Причащения). Со временем трапеза-вечеря преобразовалась в богослужение. Это Таинство (называемое по-гречески Евхаристия — Благодарение) — не только воспоминание Тайной Вечери накануне Распятия Иисуса Христа. Для соответствующей подготовки к этому Таинству были составлены каноны ко Святому Причащению.

По православному учению, Святые Тело и Кровь Христовы — это не только духовная пища для верующих, но и Лекарство Бессмертия. Через евхаристические Вино и Хлеб, становящиеся Телом и Кровью Христа, верующие принимают Христа. По Его собственным словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6:55-56).

Благодаря этому все христиане образуют «единый организм» — Тело Христа, которым является Церковь.

«Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом – всегда в едином Лице – Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек – совершенный Богочеловек. Здесь не одна тайна – здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну – тайну Богочеловека – в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела» (преподобный Иустин Попович Челийский, 1894-1978).

Преподобный Амфилохий Макрис, 1889-1970:

«Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой — мир, третий — дух верности и четвертый — неизреченное сострадание ко всему».

Таинство Покаяния

Православная Церковь учит, что к Таинству Причащения каждый христианин должен подходить подготовленным. Для этого необходимо очистить свою совесть и молитвенно настроиться. Поэтому исповедь дополняет каноны ко Святому Причащению. Покаяние является спасительным мостом, брошенным над пропастью греха, которая отделяет людей от Бога.

Святитель Иоанн Златоуст (347-407) так воспел покаяние: «О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».

Через Таинство Покаяния (Исповедь) верующие христиане, открыв свои прегрешения священнику, получают прощение грехов от Иисуса Христа. Священники получили такое право прощать грехи от самих апостолов. Те, в свою очередь, приняли власть отпускать грехи от Господа (Евангелие от Иоанна, 20:22-23).

«Человек, впавший в какой-то грех, но не лежащий в нем, то есть не остающийся в своих греховных мыслях, но кающийся в своем падении и подвизающийся с целью не повторить этого падения, приемлет Благодать Божию и получает помощь. Однако если у человека нет покаяния и он считает грех модой, то его состояние демоническое… Вначале изменить свою жизнь нелегко. Однако, действительно поняв, насколько тяжелы грехи, которые он совершил, человек перестает в них впадать» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

Подготовка к Таинству Причащения

Практика подготовки к Евхаристии в истории Церкви с течением времени менялась. В разных Поместных Церквях она также имела свои особенности. Каноны ко Святому Причащению не всегда были распространены.

Читайте также:  Молитва святому Луке об исцелении и выздоровлении от рака ребенка и взрослых

Так, в первохристианские времена существовала практика причащения всех присутствующих на богослужении («Учение 12 апостолов»). В Византийской Церкви 11-12 веков среди монашествующих зародилась традиция подготовки перед Причастием. Для это нужно было поститься, исповедоваться, прочитать особое молитвенное правило. Постепенно, эту традицию стали перенимать миряне. Так, например, в русском Типиконе (глава 32) говорится об обязательном 7-дневном посте перед Причастием. В греческом Типиконе такого указания нет.

Утвердившийся строгий подход в подготовке к Причастию способствовала формированию христианской духовности. Однако из-за этих правил многие верующие стали редко приступать к Таинству Причащения.

Общего и обязательного правила поста перед Причастием, предписанного церковными канонами, не существует. Верующие этот вопрос решают в индивидуальном порядке со своим духовником. По мнению митрополита Волоколамского Илариона, главы синодального Отдела внешних церковных связей

«Сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем».

Однако в дни подготовки к Таинству Причащения (это время еще называется говением) по совету Святых Отцов следует увеличить ежедневное молитвенное правило.

Каноны ко святому Причащению

Согласно документу по теме Причастия, одобренному Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года,

«Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия».

После Праздника Пасхи (неделя Светлой седмицы) три канона заменяются на Пасхальный. Непосредственно в день богослужения (или накануне) читают канон и молитвы из Последования ко Святому Причащению. Такое молитвенное правило способствует обретению состояния покаяния в душе верующего. Оно помогает простить обиды и примириться с людьми.

Любой православный молитвослов содержит в себе каноны ко Святому Причащению, а также Последование (канон и молитвы). Время подготовки христиан к Причастию называется говение. Читать каноны можно в течение нескольких дней.

Канон покаянный ко Господу перед Причастием

Покаянный канон ко Господу входит в число подготовительных молитв к Причастию. Также духовенство советует читать покаянный канон и перед исповедью, если даже христианин не собирается причащаться. Слова Канона помогают подготовиться к исповеди более тщательно. Многим становится понятна суть поступков, которые называются грехами. Так душа человека призывается к покаянию.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице перед Причастием

Автором Канона молебного ко Пресвятой Богородице считается святой Феостирикт Медикийский, игумен Пеликитский (8 век). Сам Канон предназначен для чтения во время душевной скорби. Поэтому по церковной традиции он включен в молитвенное правило перед Причастием.

«Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога познают и Ее — как место невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она — причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных.

Она — основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она — слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она — начало, и источник, и корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее — Иисуса Христа, Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков» (святитель Григорий Палама, 1296-1359).

Канон Ангелу Хранителю перед Причастием

Каждый человек при совершении над ним Таинства Крещения на всю жизнь получает Ангела Хранителя.

Ангел Хранитель старается удержать вверенного ему христианина от грехов и соблазнов. Ангел помогает в борьбе с искушениями, внушает страх перед тяжкими грехопадениями. Его задача — духовно наставлять в истинной вере, заступаться за «подопечного» в течение земной его жизни. А также молиться за него Господу, не прекращая своего заступничества за человека и после смерти.

Поэтому верующие обращаются к своему Ангелу Хранителю ежедневно. А в период подготовки к Таинству Причастия следует читать ему составленный Святыми Отцами Канон. Для христианина это очень важно. Ведь через своего «личного» Заступника верующий может вымолить у Господа отпущения (прощения) содеянных грехов.

Канон из Последования ко Святому Причастию

Чтение Последования ко Святому Причащению совершается перед Божественной Литургией. Однако большее распространение получила практика делить Последование на части. Так, накануне перед Причастием можно прочесть «обычную шапочку»: начало, псалмы, сам канон до молитвы «Достойно есть». Тогда в день Причастия читается все остальное. Канон и молитвы способствуют «настраиванию» христианской души к Великому Таинству Причастия.

«Мы должны себя с Божьей помощью максимально очистить, чтобы уподобиться святому пророку Боговидцу Моисею. Ведь Литургия – это наше индивидуальное восхождение на Синай, в сердцевине которого мы узрим Господа. И можем ли мы пропустить без уважительных причин хотя бы ступеньку этого восхождения?» (иерей Андрей Чиженко).

Советы новоначальным

Человек впервые приходит в храм с желанием очистить свою совесть на исповеди и причаститься. И ему все кажется таинственным, незнакомым, даже страшным. Для таких людей существуют упрощенные правила подготовки (посоветуйтесь со знакомым священником). Ведь, если появилось желание исповедоваться, новообращенному следует незамедлительно это сделать.

Это голос Ангела Хранителя, который призывает к Таинству Покаяния. Важно не заглушить этот пока негромкий голос требованием читать все каноны ко Святому Причащению. В этом случае зачастую даже можно не читать Покаянный канон Господу, а просто совершить молитву Богу (можно про себя) и принести покаяние пред Богом в присутствии священника. Однако вопрос о молитвенной подготовке к Евхаристии обязательно нужно обсудить со священником. Его совет поможет новоначальному правильно приступить к Таинству Причащения.

Молитва Господу из Покаянного канона

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве.

Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице из Молебного Канона

Царице моя преблагая, Надеждо моя Богородице, Приятелище сирых, и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати; яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю из Канона

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святаго Крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение.

О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како ужн возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Последование ко святому причащению. Каноны

  1. Последование к таинству Причащения, и его возникновение.
  2. Главное требование к таинству причащению — важность евхаристии
  3. Таинство Евхаристии в храме. Порядок проведения.
  4. Каноны к обряду Евхаристии

Обряд причащения (евхаристия, переводится как признательность) играет одну из важных ролей в священном христианском образе и деятельности Храма. Евхаристия является одним из семи Господних обрядов, упоминающихся в Священные Книги. Первый раз такой обряд был совершен нашим Спасителем Иисусом Христом. Большинство людей наверняка, не один раз слышали, что крещенные и праведные люди совершая этот обряд и вкушают Кровь и Тело Господа Христовым.

Такое таинство требует обязательную подготовку не только физическую, а и душевную. Детей не достигших семилетнего возраста принято причащать не исповедованных, а остальные люди должны обязательно покаяться. Кроме того, советуют придерживаться поста и читать молитвы накануне обряда, потому как евхаристия считается большой радостью общности и разговора с Всевышнем.

Последование к таинству Причащения, и его возникновение.

  1. Во сне змея укусила. Чего ждать наяву.
  2. Прыщ на носу: примета хороша али нет
  3. Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге: как добраться до Новодевичьего монастыря в Питере

Такое таинство первый раз было совершено вечером перед предательством Иуды и мучительной смерти Христа. Иисус Христос вместе с апостолами находился в доме, и готовился к пасхальному ужину по древней еврейской традиции. Такого обычая придерживалась каждая иудейская семья, потому как было своеобразным напоминанием иудеям об выходе их предков из Египта под защитой пророка Моисея. Эта дата была памятью об избавлении от рабства иудеев.

Но Христос наполнил в эту праздничную трапезу новым смыслом. В Святом Писании эта трапеза упоминается как «тайная вечеря». Иисус Христос положил начало на этой последней трапезе таинство Евхаристии. Христос пошел на мучительную смерть, принося в жертву свою божественную кровь и девственное тело за все грехи человечества и соблазны. Обряд причащения является вечной память о самопожертвовании Всевышнего ради рода человеческого. Христос превратил свою Кровь в вино, а Тело в хлеб, и наказал ученикам сберечь этот обряд.

Главное требование к таинству причащению — важность евхаристии

Праведный человек, который не причащался не может познать все божественные таинства и выходит из покровительства Всевышнего. Люди, которые постоянно и одухотворенно совершают такой обряд, согласно Божьим речам «постоянно находятся вблизи Его». Таинство Причащения очищает душу и тело, максимально приближая людей к Господу. Этот обряд нужно проводить, чтобы Спаситель смог проникнуть в сердце и души человека. Лишь только те люди, которые прошли причащение могут уповать на то, что Господь постоянно будет с ними, весь их жизненный путь.

Таинство Евхаристии в храме. Порядок проведения.

Совершение обряда Евхаристии в храме носит название литургия. Сперва священнослужитель приготавливает все что нужно для Таинства Причащения, в это же время праведные люди ведут свои приготовления к Евхаристии. Затем проводят обряд Дарения, освещения хлеба и вина, потом начинается Евхаристия прихожан. Стоит отметить, что это таинство также совершают и после обряда крещения. Людям, которые не проходили обряд крещения участвовать в обряде Дарения Господних даров не разрешается, их участие находится под запретом.

Порядок проведения Евхаристии. Такая великая церковная служба состоит из трех самостоятельных частей:

служба для преданных.

Проскомидия переводится с греческого языка как «приношение». В древности было принято, чтобы прихожане приходили со всем необходимым для Евхаристии. В наше время в церкви обряд проводят с вином (обязательно виноградным и красным, потому что оно похоже на кровь) и просфорами — церковный хлебец, сделанный из квашеного теста.

Божественная служба названых в древние времена совершалась для верующих, прошедших долгую подготовку и таинство крещения, узнавших все догматы вероисповедания. В современном мире такого таинства оглашения нет. С верующими на этом этапе проводят крещение, сперва поговорив с ними. Затем, когда произносятся слова «оглашенные выйдите» все прихожане приготавливаются к Евхаристии, а те верующие кто был на исповеди уходят из храма, так как начинается самая главная часть церковной службы.

Читайте также:  Алексий человек Божий

Служба преданных проводится после наказа уйти оглашенным. Преподобный отец уходит обратно в престол с кубком и оставляет ее на алтаре, накрывая его специальным покровом. Певцы поют псалтырь — Ангельскую песнь. Затем все присутствующие прихожане получают одобрение священнослужителя, причащаются. После того как прихожане пройдут обряд причащения, преподобный отец забирает кубок. Священник произносит признательную молитву. В завершении службы он говорит опус, поминая всех ангелов и Богородицу, а прихожане прикладываются к кресту.

Каноны к обряду Евхаристии

Люди, готовящиеся к обряду обязаны прочитать следующие каноны к таинству Причащения:

канон Небесному Защитнику;

молитвенный канон Пречистой Богородицы;

Покаянная молитва нашему Господу Богу.

Все эти обращения рекомендуют прочитать перед таинством Евхаристии.

Текст последование ко святому причащению

Каждый православный человек должен как можно чаще исповедовать свои грехи и причащаться Святых Христовых Тайн. Но к этому великому таинству необходимо правильно подготовиться.

  1. Приготовление к таинству Причастия
  2. Молитвы перед причащением
  3. Текст последование ко святому причащению

Приготовление к таинству Причастия

В основном, приготовления длятся 2-3 дня. Это касается не только духовной, но и телесной жизни. Следует воздержаться от лишней пищи, употреблять разрешается только постные продукты.

Нельзя вкушать пищу животного происхождения — мясо, яйца, молоко. В некоторых случаях разрешается употреблять рыбу, но не всегда. Также в умеренном количестве следует есть хлеб, овощи и фрукты.

Исключения составляют только прихожане с заболеваниями, при которых нельзя поститься.Об этом необходимо заранее сообщить священнику. Он подскажет, как лучше поступить, а также даст свое благословение.

Приготовление к причащению заключается не только в ограничении пищи, но и в чистоте духовной. По возможности, следует ходить в храм на утренние и вечерние богослужения. Перед днем причащения обязательно нужно побывать на вечерней службе в храме.

Молитвы перед причащением

Перед причащение обязательно прочитать специальные молитвы, которые можно найти в православном молитвослове. Помимо молитв на сон грядущий накануне причастия, нужно прочитать последование к причастию. В нем присутствуют каноны, которые читаются полностью (всего 3), а также тропари и молитвы святым.

По желанию, можно прочитать акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12 ночи, в день вашего причастия, нельзя есть и пить. Таинство совершается строго натощак. Утром перед Божественной литургией читаются утренние молитвы и снова последование к причастию. Каноны при этом можно не читать.

Утром перед причащением необходимо исповедоваться в храме.

Текст последование ко святому причащению

И поклоны, сколько хочешь.

Видео: Последование ко Святому Причащению (с текстом)

Правила и каноны ко Святому Причащению

Зачем люди причащаются? Что же вообще такое причастие? Хотите узнать? В наше время для многих людей, порой даже и верующих людей, христиан, таких, кто носит крестик и несколько раз в год по определённым случаям посещает церковь, таинство святого причащения остаётся загадкой. Вы из их числа? Тогда сейчас мы с вами попробуем понять, что даёт христианину это таинство и почему оно является таковым. А также поговорим о том, как правильно ко причастию подготовиться. Но и это ещё не все. Мы расскажем про каноны ко святому причащению. Из статьи вы узнаете и о том, как проходит исповедь. Без неё человек не допускается к причастию. Итак, читайте внимательно и запоминайте написанное ниже. Эта статья поможет всем тем, кто хочет по-настоящему приобщиться к церкви.

Причастие, причащение, евхаристия. Как правильно?

В Православии, а также и у католиков используется термин «евхаристия», который переводится с греческого как «благодарение». В русской православной церкви среди прихожан более распространено наименование «святое причастие» или же «святое причащение». Можно говорить и так, и так, ошибки не будет. Причастием этот обряд называется потому, что при совершении его христиане приобщаются Тела и Крови Спасителя Иисуса Христа и соединяются с Богом, становясь причастными к Нему. Он очень важен для каждого верующего человека.

Причастие – это таинство

Евхаристия, по учению Церкви, является одним из христианских таинств, потому что, как и остальные таинства, установлена была самим Иисусом Христом и имеет божественное происхождение. В отличие от других церковных обрядов, таинство направлено на изменение внутренней жизни человека, а не внешней. Его признают все христианские церкви. Причащение является одним из семи таинств у православных и католиков, а также одним из двух у протестантов.

Установление таинства святого причастия

Вспомним Библию. Таинство причастия установлено самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. Это была последняя трапеза Господа с Его учениками перед тем, как в ту пасхальную ночь Его взяли под стражу после предательства Иуды. Именно за этой трапезой Иисус, взяв хлеб и благословив его, сказал ученикам: «Примите и ешьте, это есть Тело моё, которое я отдаю за этот мир, — и, взяв чашу с вином и благословив, сказал: — Пейте, это есть Кровь моя, за многих проливаемая».

Для чего нам нужно причащаться?

Согласно учению Церкви, христианин, причащаясь святых Христовых Тайн, таинственно соединяется с Ним. Евхаристия мистическим образом воспламеняет в нас любовь Христову, зарождает благодетели, даёт силу противостоять искушениям, а также всему, исходящему от злого духа; причастие исцеляет душу и тело. Если мы не будем этого делать, то даже самые добрые дела и духовные подвиги могут не помочь нам наследовать Его Царства.

Как часто необходимо причащаться?

Окунемся в историю. Первые христиане причащались ежедневно. С тех пор, конечно же, многое изменилось. И в наши дни можно причащаться хоть каждую неделю, если вести соответствующий строгий образ жизни. Иметь только хорошие помысли и творить добрые дела. А также соблюдать правило ко святому причащению: неизменно перед причастием поститься. Если так не получается, то желательно причащаться хотя бы во время постов, это минимум. Сейчас священники в большинстве своём рекомендуют делать это как можно чаще, потому что в наше время появилось слишком много искушений для человека, которые без принятия святых Тайн Христовых, человек зачастую может и не выдержать. К тому же христианин всегда должен быть готов к смерти и ко причастию. Без этого никак. Очень хорошо, когда человек причащается в свой день рождения, в день своих именин. Стоит задуматься над этим. Для супругов прекрасно было бы причаститься в день их бракосочетания. Перед венчанием. Также желательно причащаться и в дни памяти усопших родных и близких, это способствует единению во Христе живых и покинувших сей мир. Вообще христианин зачастую сам определяет для себя, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, или же нужно посоветоваться со своим духовником, который сможет подсказать, как правильно поступить.

Таинству причащения предшествует покаяние

За редким исключением отдельных случаев, таинству евхаристии предшествует другое таинство — исповедь. Это обязательный обряд. Покаяние — это таинство, во время которого христианин кается в своих грехах и, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо избавляется от грехов самим Иисусом Христом. Христианин, собирающийся на покаяние, сначала держит пост минимум в течение трёх дней, посещает церковные службы, вспоминает свои грехи и, раскаиваясь в них, просит Господа простить ему их. Затем в определённое время он идёт ко священнику, принимающему исповедь перед аналоем с лежащими на нём крестом и Евангелием, и приносит покаяние. Священник покрывает голову кающегося концом епитрахили и читает специальную разрешительную молитву, прощая грехи от имени Господа. И только после исповеди христианин допускается ко причастию. Такие правила. Это покаянные каноны ко святому причащению.

Подготовка ко святому причащению

Тот, кто желает причаститься святых Христовых Тайн по всем правилам, должен достойно подготовить себя к совершению этого таинства. Узнайте как. Подготовка к причастию должна длиться минимум три дня. Пост в процессе ее должен касаться не только воздержания от определённой пищи, но, прежде всего, должен затрагивать общие аспекты телесной и духовной жизни человека. Телу в эти дни необходимо воздержание, телесная чистота, ну и, само собой, ограничение в пище. Умом человек должен быть сосредоточен на подготовке к причастию и покаянию, а не на житейских мелочах и забавах. Также следует, по возможности, посещать церковные богослужения и особенно тщательно выполнять домашние молитвенные правила. Накануне своего причащения христианину настоятельно рекомендуется побывать на вечернем богослужении. Кроме обычных молитв перед сном, нужно прочитать правило ко святому причащению. Обычно в него входят каноны совмещенные ко святому причащению, а также, по возможности, — акафист Иисусу Сладчайшему; кроме них, также читается канон последования ко святому причащению: специальный вечером, а остальные вслед за утренними молитвами. После полуночи не разрешается вкушать пищу и пить, потому что к Святой Чаше следует приступать на пустой желудок. И — очень важно — о чём мы говорили выше, перед самим причастием необходимо исповедаться. Женщинам также следует помнить, что нельзя причащаться в дни месячного очищения. Правила необходимо соблюдать. А женщины после родов допускаются ко причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Каноны совмещенные ко святому причащению

Совмещённый вмещает в себе три канона ко святому причащению: Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, Молебный канон ко Пресвятой Богородице, Канон к ангелу-хранителю. Весь совмещённый канон представляет из себя восемь песен и три дополнительные молитвы.

Песнь первая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая; далее следуют: молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, молитва ко Пресвятой Богородице и молитва ко ангелу-хранителю. Теперь вы знаете 3 канона ко святому причащению.

Последование ко святому причащению

Молитва последование ко святому причащению должна быть прочитана в ночь перед причастием. Утром тоже читаются некоторые молитвы.

Каноны ко святому причащению состоят из: песни первой, третьей, четвёртой, пятой, шестой; далее следуют: кондак, глас 2, песнь седьмая, песнь восьмая, песнь девятая, молитва ко Святой Троице, молитва Господня и тропарь дня или праздника.

Как себя следует вести возле Святой Чаши?

Необходимо знать, как правильно подойти ко Святой Чаше, дабы причастие проходило без суеты. Одно из главных правил: когда открываются царские врата, то причастнику необходимо перекреститься, а также сложить руки на груди в форме креста; отходить от неё надо так же, не разжимая рук. Запомните! Подходить к чаше следует с правой стороны храма. Первыми по правилам причащаются служители алтаря, далее монахи, после них дети, а затем и все остальные. Женщины пропускают вперёд мужчин. Не забывайте об этом. Подойдя к Чаше, нужно отчётливо назвать своё имя, а затем принять Святые Дары. Их следует разжевать и тут же проглотить. Запрещается дотрагиваться до Чаши руками, креститься возле нее, поскольку, поднимая руку для совершения крестного знамения, можно невзначай подтолкнуть служителя церкви. Подойдя ко столику с запивкой, необходимо съесть поданный антидор (часть просфоры) и запить. Только после этого можно вновь прикладываться к иконам. Нельзя причащаться более одного раза в день. Непосредственно в день святого причащения не дозволяется вставать на колени. Исключения составляют поклоны в Великий пост, а также в Великую субботу перед Площаницей Христа.

Молитвы после причастия

После того как вы приняли святые Христовые Тайны, следует прочесть благодарственные молитвы в храме или же дома самому. Начинать следует с троекратного «Слава Тебе, Боже». Это канон молебный ко святому причащению.

Вообще же, после того как христианин причастится, ему должно оставаться в храме, никуда не уходить и продолжать совершать молитвы вместе со всеми до тех пор, пока не закончится богослужение. Не стоит покидать церковь раньше. После отпуста (это заключительные слова) все причастники подходят ко Кресту, чтобы выслушать читаемые благодарственные молитвы. По окончании чтения причастники расходятся и старются как можно дольше сберечь чистоту души, которая теперь свободна от грехов, не вдаваясь в пустые и ненужные разговоры и явно не полезные для души и ума дела. Оставшееся время дня желательно постараться провести как можно более благочестиво: не следует много и попусту говорить, приветствуются воздержание от курения и супружеской близости, не нужно смотреть увеселительных телепередач, а также слушать веселую музыку.

Как необходимо причащаться больным?

Причащение больных — это особый вид евхаристии, для людей, которые по причине их тяжёлой болезни не могут пребывать на литургии в храме и участвовать в таинстве причащения непосредственно там. С самого своего возникновения Церковь, зная о таинстве евхаристии как о лучшем лекарстве для души и тела, посылала Дары Святые больным на дом. Очень часто Церковь поступает так же и в наши дни. Для причастия больных священника вызывают на дом. Само же причащение больных имеет свой порядок. Священник берёт часть Святых Даров, кладёт её в специальный сосуд — потир, и столько вливает вина, чтобы больному было удобно. Дополнительно читаются «Приидите, поклонимся. » (3 раза), Символ веры и все молитвы ко причастию. Непосредственно перед причастием больной также исповедуется.

Несколько слов напоследок.

Теперь вы знаете, что такое таинство причастия. Помните о том, что это это очень важный обряд для верующего человека, поэтому необходимо тщательно подготовиться к нему как морально, так и физически. Надеемся, что эта статья дала вам исчерпывающую информацию и ответы на все вопросы об исповеди, а также о том, какие существуют каноны ко святому причащению. Все это вам непременно пригодится. Также вы сможете рассказать о причащении своим близким.

Удачи вам во всех ваших делах! Сохрани вас Господь и ваших близких людей от всего злого! Не забывайте о том, что только выполняя церковные обряды, можно стать ближе к Богу и получить его благословение!

Ссылка на основную публикацию