Помощница в родах

Молитва Богородице Помощнице в родах

Счастье материнства – заветное желание каждой женщины. Известно, что зачатие ребенка и его рождения не зависят от нас целиком, как и его здоровье в будущем. Вот почему молитва о детях – главное средство и для зачатия, и для воспитания. Молитва матери о ребенке – самое сильное средство помощи ему на протяжении всей его жизни. Родители могут молиться о детях постоянно дома и в храме, а в особых обстоятельствах – заказывать краткое богослужение на этот случай, молебен о детях.

Икона Богородицы «Помощница в родах» – образ, через который Божия Матерь подает особую благодать будущим матерям и матерям новорожденных, помогает в зачатии ребенка, избавлении от бесплодия, вынашивании детей, родах.

Пресвятая Богородица Помощница в родах

На иконах Богородица изображена по пояс, в красном одеянии. Обеими руками она держит в мандорле (миндалевидном сиянии) Младенца Христа, показывая Его еще как бы в своем чреве, Плодом. Эта икона свидетельствует и о том, что аборт – грех, поскольку Христос уже в утробе Богоматери является Тем, Кто Он есть – Сыном Божиим.

Известны различные чудеса, совершаемые по молитвам к святым и Богородице. Не ленитесь молиться о детях – это так же важно, как и обеспечение их безопасности. Святой Паисий Святогорец советовал при любых трудностях с детьми, особенно трудностях в общении – больше говорить о детях с Богом и меньше надоедать им разговорами с наставлениями.

Молитва – это разговор с Богом и говорить вы должны от сердца. Но вы знаете, что с разными людьми вы говорите по-разному: с родителями, друзьями, коллегами и начальством. Поэтому и при общении с Богом – нашим Небесным Отцом, с Божией Матерью – стоит говорить по определенным правилам. Кроме того, молитва – не заговор, не механическое произнесение слов. Господь увидит ваше сердце, поэтому вместе с молитвой вы должны направлять и свою душу к Богу, к добру и любви.

Молитва-помощница – просьба к Богородице

В современном мире в связи с экономическими и экологическими трудностями бывает трудно не только решиться на зачатие ребенка, но и забеременеть, и воспитать чадо здоровым. Церковь благословляет деторождение (чадородие по-церковнославянски). Издревле дошли до нас многие молитвы о чадородии, традиции, связанные с деторождением.

Увы, многие семьи сегодня бесплодны. Женщины годами стараются забеременеть, лечатся оба супруга. Со временем из-за разочарования могут разрушаться отношения, появляется обида на жизнь и на Бога – Творца и Вседержителя. Это совершенно неверное направление мировоззрения. Господь – наша надежда. Он творит чудеса. Не оставляя медицинского лечения, нужно обязательно прибегать и к Небесному Врачу.

Одна из благочестивых православных традиций – молебен о даровании детей и о благополучном разрешении от бремени (легких родах). Молебен с акафистом иконе «Помощница в родах» можно заказать в любом храме.

Помощница в родах – молитва Богородице

Каждая верующая женщина понимает: здоровье и счастье семьи и детей зависит не только от нее… В наши дни каждый человек знает, насколько хрупко здоровье, как трудно доверять даже самым близким людям, как непросто приходит на работе. Но спокойствие, стабильность и счастье мы можем попросить у Того, Кто никогда нас не обманет – у Бога.

Православная семья помнит о Господе и полагается на Его защиту. С самых первых дней ее создания, на этапе зачатия ребенка и родов, в воспитании малыша людей сопровождают молитвы, вера и надежда.

Есть ряд святых, которые имеют особую благодать в помощи беременным и желающим рождения ребенка:
• праведные богоотцы Иоаким и Анна (родители Пресвятой Богородицы);
• праведные Захария и Елисавета (родители святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня);
• блаженные Петр и Феврония Муромские (покровители брака);
• святые Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского);
• блаженная Матрона Московская.

Всегда можно заказать молебен Господу Иисусу Христу или Богородице. Господь – главный Помощник и Покровитель каждому, а Божия Матерь – Заступница пред Богом рода человеческого. Можно заказать молебен о даровании детей перед любой иконой Богородицы.

Молитва Божией Матери в родах

Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Важно искренне молиться, посещать храм и церковные богослужения.

Самая распространенная молитва Божией Матери – просьба о заступничестве «Богородица, Дева, радуйся». Ее можно читать и ежедневно, хорошо выучить наизусть и повторять во время схваток и родов:

Богородица, Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой!
Ты особо благословенна из всех женщин Богом и людьми, и Плод Твоей утробы благословен: ведь Ты родила Иисуса Христа, Спасителя душ наших.

Да благословит вас Пресвятая Дева!

Эссе “Понятие исихазма в христианстве”

Содержимое разработки

на тему: «Понятие исихазма в христианстве».

учитель начальных классов МБОУ

«СОШ № 19» г. Ангарска

г. Ангарск, 2019 г.

Исихастская традиция в разрезе времен и понятий 4

Термин «исихазм» и последователи направления 4

Исихазм – духовная практика или жизненный путь? 5

Список использованных источников 8

С развитием прогресса человечество стремительно забывает о тех этических и моральных ценностях, на которых издревле строилось общество; те устои, которые это общество организовывали, делали единым организмом, одухотворяли его, наделяя существование идеей. В том числе в погоне за контролем над умами и сердцами людей, по политическим и иным соображениям искажается роль религии.

Религия становится инструментом для манипуляции сознанием людей. И вместо того, чтобы быть Светом, как говорится: «Свет Христов просвещает всех . Промысл Божий, действующий через проводников Господней воли просвещает мир, пронизывая его Своей безграничной любовью», 1 – выполняет лишь отведенную ей социальную, а зачастую и политическую, роль.

Казалось бы, из порочного круга не выйти. Кажется, что последняя надежда ускользает. Но в какое-то мгновение находишь в себе силы, не поддаваясь влиянию земных, материалистических сил, прислушаться к наставлениям сановников. Они пронизаны тем самым Светом, который может провести Дух сквозь Тьму бытия. А самый чистый свет можно найти в тех уголках, где технический прогресс и рыночная экономика не успели затронуть жизненные устои. Аскеты – те, кто следуют пути божиему и переносят веру свою на качественно иной уровень. И уже с аскетизма свое начало берет такое жизненное «делание» как исихазм.

Исихастская традиция в разрезе времен и понятий

Термин «исихазм» и последователи направления

Исихазм (от греч. ἡσυχία – спокойствие, покой, безмолвие) – «монашеская жизнь, преимущественно отшельническая, ставящая своей целью созерцание и молитвы». 2

Исихазм по сути своей является медитацией, торжеством духа над телом. Человек возвращается к церковности, к истокам своего существования. Одной из основных частей исихастской практики является «непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”», что подтверждается философскими исследованиями этой темы. 3 Через молитву устанавливается духовная связь с собственным «я» и достигается единение с божественным.

Стоит отметить, что разнообразные источники в зависимости от своего целевого назначения и того круга аудитории, на которую они рассчитаны, разнятся в определении исихазма. Сложность определения состоит в том, что не представляется возможным идентифицировать точные различия в христианском отшельничестве и «практике нравственной молитвы».

Безусловно, можно говорить о том, что исихазм – есть творение молитвы, позволяющей достичь просветляющего единения разумного и сердечного аскетом, пребывающем в отшельничестве. В свою очередь нельзя не допустить, что христианин-отшельник на пути своем следует неосознанно исихасткой практике. Его безмолвное прочтение молитвы может отличаться только в степени вовлеченности в нее «разумного» и в отсутствии психо-физических соответствий в медитации.

Практика исихазма берет свое начало от Исихия Иерусалимского и Григория Паламы. 4 В то же время о необходимости молитвы для единения ума и сердца говорили преподобный Антоний Великий, преподобный Марк Подвижник, преподобный Иоанн Лествичник, святой Епифаний Кипрский, преподобный Исайя Отшельник, что «свидетельствует о древности практики». 5

Имя Святого Григория Паламы настолько тесно связано с понятием исихазма, что этому термину иногда дают другое наименование – «паламизм». 6 В своем учении Григорий Палама защищал необходимость Иисусовой молитвы и проповедовал непостижимость Бога разумом. Как раз-таки из этого не следует, что Бог непостижим вовсе. Исихазм ставит центральным своим звеном сердце как элемент высшей духовной связи с Богом.

Исихазм – духовная практика или жизненный путь?

За понятием исихазма стоит множество имен святых, – последователей и наставников, – так или иначе проповедующих практику нравственного очищения через молитву. Но можно ли говорить о том, что это понятие – искусственно созданный термин для обозначения естественного явления? Будет ли исихастской практикой простое чтение молитвы, осуществляемое прихожанами, или приверженность исихазму доступна только воцерковленным аскетам?

Для ответа на данные вопросы хотелось бы вернуться ко второй составляющей термина «исихазм» – созерцанию.

В тот момент, когда мы выделяем из ряда церковных понятий явление «созерцания» и переводим его в разряд духовного, мы понимаем, что исихастская практика приобретает иное значение.

Здесь стоит затронуть идею «праведничества» и «святости». Для Русской Церкви эти понятия стали принципиально важными при формировании нового (не-языческого) сознания. Влияние Церкви на социо-культурную жизнь общества воплощалось не только через непосредственное чтение священных текстов и церковные учения, но и опосредованно через литературные произведения авторов, для которых тема «праведничества» и «аскетизма» становилась центральной либо ключевой в творчестве (Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы», Лесков Н. С. «Очарованный странник», Солженицын А. И. «Матренин двор» и др.).

Так, например, для Достоевского Ф. М. святой, праведник, через молитву и духовное очищение несущий в мир благодать, становится центральной фигурой произведений. Автор пишет: « чистый, идеальный христианин – дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол». 7

Из этих слов великого русского писателя, христианина можно сделать вывод, что даже если исихазм не назывался вслух как понятие, не выделялся как явление, но он присутствовал как высшее осознание божественного.

Нельзя сказать однозначно, что монахи-аскеты, следующие исихастской практике, и христиане, чистые в свои помыслах и откровенные в молитве – это не две неразделимые части одного целого, устремленного к Богу.

Исихазм – это духовное чтение, предполагающее аскетичный отшельнический образ жизни, единение разума и сердца через чтение молитвы, а также психофизические приемы, позволяющие достичь духовного единения и приблизиться к осознанию Бога.

Явление исихазма в христианстве остается мало изученным со стороны теологии. Это связано с разрозненностью сведений относительно объекта изучения, в том числе относительно информационного поля исследованиий.

Существует ряд направлений, в ключе которых можно рассматривать данное понятие: духовная практика, учение Григория Паламы, социокультурное явление.

Однако суть исихазма сводится к медитативному созерцанию, к мышлению «через сердце». А ведь именно этому и учит нас христианство: смирению, чистоте помыслов и любви Христа.

Список использованных источников

Климков О. С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. / рец. д.ф.н. Б. В. Марков. – М., РАН Институт проблем машиноведения. [Электронный ресурс] – URL : https://azbyka.ru/otechnik/molitva/pravoslavnyj-isihazm-i-uchenie-sv-grigorija-palamy/ (дата обращения: 22.07.2019 г.)

Кравцова Т. В. Старец Зосима – «идеальный христианин» Ф.М.Достоевского // Православный поклонник на святой земле. [Электронный ресурс] – URL : http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/dostoevsky_/zosima/ (дата обращения: 22.07.2019 г.)

Лепахин В. В. Исихазм: содержание понятия и его границы. [Электронный ресурс] – URL : https://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-ponyatiya-i-ego-granicy (дата обращения: 22.07.2019 г.)

Митрополит Питирим (Нечаев) Библия и культура (записки боголосова). – 2009 г. – [Электронный ресурс] – URL : https://pravoslavie.ru/29456.html (дата обращения: 23.07.2019 г.)

Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Т. 27. – с. 240. – [Электронный ресурс] – URL : http://www.pravenc.ru/text/674926.html (дата обращения: 22.07.2019 г.)

Пущаев Ю. Исихасты: молчальники. – 2017 г. – [Электронный ресурс] – URL : https://foma.ru/isixastyi-molchalniki.html (дата обращения: 23.07.2019 г.)

1 Митрополит Питирим (Нечаев) Библия и культура (записки боголосова). – 2009 г. – [Электронный ресурс] – URL : https://pravoslavie.ru/29456.html (дата обращения: 23.07.2019 г.)

2 Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Т. 27. – с. 240. – [Электронный ресурс] – URL : http://www.pravenc.ru/text/674926.html (дата обращения: 22.07.2019 г.)

3 Пущаев Ю. Исихасты: молчальники. – 2017 г. – [Электронный ресурс] – URL : https://foma.ru/isixastyi-molchalniki.html (дата обращения: 23.07.2019 г.)

4 Климков О. С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. / рец. д.ф.н. Б. В. Марков. – М., РАН Институт проблем машиностроения. [Электронный ресурс] – URL : https://azbyka.ru/otechnik/molitva/pravoslavnyj-isihazm-i-uchenie-sv-grigorija-palamy/ (дата обращения: 22.07.2019 г.)

5 Лепахин В. В. Исихазм: содержание понятия и его границы. [Электронный ресурс] – URL : https://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-ponyatiya-i-ego-granicy (дата обращения: 22.07.2019 г.)

6 Климков О. С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. – там же.

Читайте также:  Святой Паисий Святогорец, житие, Молитва, акафист

Эссе на тему: Понятие исихазма в христианстве
статья по орксэ

Хоть религия проникла во все уголки нашей планеты, многие термины, имеющие к ней отношение, остаются неизвестными, например, к ним относят исихазм. У этого направления есть свои идеи и философия, что помогает понять полное значение этого направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
esse.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие исихазма в христианстве

Колодязная Надежда Петровна,

учитель начальных классов,

Город Санкт – Петербург,

2.Понятие и философия исихазма 3

3.Основные аспекты 3-4

4.Что позволяет познать Господа в исихазме? 4

6.Список использованных источников 6

Хоть религия проникла во все уголки нашей планеты, многие термины, имеющие к ней отношение, остаются неизвестными, например, к ним относят исихазм. У этого направления есть свои идеи и философия, что помогает понять полное значение этого направления.

Понятие и философия исихазма

В переводе с греческого оно означает безмолвие, покой, отрешенность. Большинство ученых считают его мистическим направлением в религии, которое практикуется монахами, а также простыми мирянами. Основное задание заключается в постоянном безмолвном повторении молитвы для появления Божественного света. Философия исихазма в православии основана на том, что можно созерцать даже непознаваемое с помощью божественных энергий. Есть мнение, что при постоянном чтение определенных строк человек впадает в транс и самоуглубляется. Вот именно в этот период и может наступить просветление. Не стоит думать о том, что можно наглядно видеть Христа в физическом теле. Это будет в виде духовного понимания Его существования. Смысл его лежит в «перемещении» ума в сердце.

Большинство ученных говорят, что есть 10 понятий исихазма в христианстве . Рассмотрим основные из них:

  1. Очищение сердца. Христианский исихазм основывается на том, что только человек с чистым сердцем сможет узреть Бога. Считается, что люди должны быть более аскетичными в еде, одежде и других сферах. Важно отвлечься от любых объектов чувственного наслаждения, что позволит сосредоточиться на общении с Господом. Можно использовать умно-сердечные молитвы, к постоянному произношению которых привязывал сам Иисус.
  2. Уединение. Практиковаться необходимо только в одиночестве и лучше в полумраке. Это важно для максимальной концентрации.
  3. Соединение ума и сердца. Православный исихазм подразумевает применение медитаций и дыхательных упражнений. В результате ум сосредотачивается в области сердца, где и находится душа. Это принято называть «умным деланием».
  4. Молитва. Иисусову молитву необходимо повторять непрестанно и на одном дыхании. Это особое искусство, которому можно обучиться.
  5. Безмолвие. После того как все этапы были пройдены, происходит сосредоточение на сердце и образование тишины, что важно для общения с Господом.
  6. Явление Фаворского света. Последний этап свидетельствует о вступлении в богообщение.

Что позволяет познать Господа в исихазме?

Иисусова молитва – есть жизнь по образу и подобию Божию.

Говоря об исихазме, мы говорим о молитве Иисусовой. Говоря о молитве Иисусовой, говорим о православной молитве как таковой. Иисусова молитва — не просто одна из многочисленных форм, практик (техник) молитвы, как некоторые утверждают. Молитва Именем Христовым есть сама молитва, молитва в предельно совершенном и адекватном воплощении ее сущности и смысла. Для православного сознания исихазм есть истинный образец, принципиальная мера и высший критерий понимания и оценки всех прочих молитвенных практик. «Есть весьма много молитв… Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия» . Только руководствуясь исихазмом можно верно понять сущность, истоки, принципы, смысл молитвы, а значит и всей жизни. По слову преп. Иустина Поповича, «Молитва — содержание жизни, вся жизнь всех святых Ангелов на небе и всех святителей и праведников. Вся их жизнь по отношению к нам на земле — молитва; такова же и наша жизнь на земле по отношению к ним. Поэтому молитва — это сердце всех добродетелей, прежде всего, веры; она — их язык и жизнь. Да, всецелая жизнь…» .

Иисусова молитва, – это не просто разговор с Богом, не просто общение с Ним. Это сама сущность православного Предания, сама сущность православной жизни, ее основа, энергия и способ существования. Она – универсальное средство и факт познания — познания Бога, познания человека, познания всей твари. Непобедимое оружие против диавола, всех козней бесовских, действенное орудие спасения и обожения человека и всей твари. Она есть жизнь по образу и подобию Божию, причастие Его нетварной благодати.

Исихазм исконно присущ Православию. Он имеет исконно традиционный для Православия статус. Исихазм — это учение и практика евангельская, апостольская, святоотеческая; это сама суть Предания Православной Церкви, истоком которого является Сам Господь Иисус Христос со Своим Отцом и Духом Святым. Это подтверждается тем, что всё содержание учения об исихии во всех его существенных моментах изложено в Новом Завете и других книгах Священного Писания. «Святые Апостолы — это первые боголюди по благодати… Каждый из них — это повторенный Христос; и даже более — продолженный Христос. В них все богочеловечно, ибо все от святых добродетелей… Вся эта Богочеловеческая апостоличность полностью продолжена в земных наследниках христоносных Апостолов: в Святых Отцах. Меж ними, в сущности, нет никакого различия, в них одинаково живет, и трудится, и бессмертствует, и вечнует один и тот же Богочеловек Иисус Христос, Иже вчера, и днесь тойже, и вовеки (Евр. 13:8)». Отцы же в изложении исихазма лишь верно следовали указаниям Откровения Божия. Поэтому исихазм не является какой-либо частной практикой, он не замыкается рамками монашеской традиции, но прямо, адекватно и совершенно выражает всю православную традицию.

Исихасты: молчальники

В одном из выпусков Толкового словаря мы разбирали древнегреческое слово ἡσυχία (hēsyhia), которое значит «покой», «молчание», «тишину», «уединение». Иоанн Лествичник называл молчание матерью молитвы, врагом дерзости, стражем помыслов и соглядатаем врагов.

От слова ἡσυχία получил название исихазм – знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Особенно широкое распространение он получил в Византии в XIV веке от Р.Х.

Исихазм – это, в каком-то смысле, сердце Православия. Если монашество принято считать настоящим выразителем православной духовности, то исихастская традиция – это поистине средоточие или концентрированное выражение духовного опыта православного монашества.

Исихасты (это слово на русский язык дословно может переводиться как «молчальники», «безмолвники» или «пребывающие в покое») – удивительные монахи-подвижники, которые проходят сложнейший аскетический путь. Целью этого пути (напомним, что по-древнегречески аскеза – это упражнение) является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий – нетварного света.

Важнейшей частью исихастской аскетической практики является непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Правда, иногда беспрестанное творение про себя «Иисусовой молитвы» представляют как некий универсальный магический ключ, который должен очень быстро и чуть ли не автоматически привести в благодатное состояние даже начинающего подвижника. Такое представление характерно, например, для знаменитых «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу», вышедших в России в конце XIX века. В ней рассказывается, как один странник в России стал беспрестанно произносить про себя «Иисусову молитву» (дело доходило до 12 000 повторений в день), и одно это само по себе очень быстро привело его на вершины мистического опыта (так ему это казалось). Эта книга довольно быстро стала популярной в определенных кругах. Неслучайно, например, что ее с восторгом цитирует увлекавшийся мистическими восточными практиками американский писатель Дж. Сэлинджер в своей повести «Зуи».

Между тем отцы Церкви писали, что на творение «Иисусовой молитвы» должны уйти многие годы, прежде чем она станет «самодвижной», т.е. осуществляться без усилия. Лишь потом, после многолетних аскетических усилий сможет доставлять подвижнику сладость и лицезрение Божественного света. Творить ее всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства.

Игнатий Брянчанинов, проанализировавший писания Святых отцов по поводу Иисусовой молитвы, писал: «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом».

Вообще очень опасно, как говорили отцы Церкви, когда «новоначальные» принимаются за дело, которое под силу лишь уже опытным, далеко продвинувшимся монахам. Восхождение по «лестнице добродетелей» должно быть очень постепенным, крайне осторожным. Мечтания о том, чтобы сразу взлететь на ее вершину, легко могут погубить подвижника, поскольку в них сказываются неукрощенная гордость и самомнение. Невозможно узреть Божественный свет, не укротив сначала страсти. Ведь подвижник – это тот, кто «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный».

Обо всем об этом, в частности, говорил Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Вот лишь несколько изречений на этот счет:

  1. «Глубина догматов неисследима, и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться».
  2. «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться и Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть».
  3. «Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске».

Исихазм в православии и философии – что это такое?

Хоть религия проникла во все уголки нашей планеты, многие термины, имеющие к ней отношение, остаются неизвестными, например, к ним относят исихазм. У этого направления есть свои идеи и философия, что помогает понять полное значение этого направления.

Что это исихазм?

Термин произошел от греческого слова «исихия», значение которого: спокойствие, тишина и уединение. Исихазм – это практика монахов в православной вере, основанная на учении Иисуса. Его главная цель заключается в созерцании Божественного света, который будет исходить из сердца. Упоминание об этой практике удалось найти в документах 3-4 вв. н. э. Наибольшее распространение она получила благодаря Григорию Паламе в 14 веке. Официальное признание исихазм получил в 1351 году.

Согласно этой мистической практике, Господа нельзя познать, используя логическое мышление или научные знания. Чтобы его узреть, необходимы волевые усилия, нужно быть сосредоточенным и получить снисхождение Божьей благодати. Можно выделить три направления исихазма:

  • отшельничество – появилось в первые века монашества;
  • духовные практики, подразумевающие повторение молитвы Иисуса;
  • учение Григория Паламы о нетварных энергиях.

Исихазм в философии

Основа практик заключается в духовном перевоплощении, что дает шанс общаться и увидеть Господа. Исихазм в философии – это возможность понять, что человек является микрокосмом, в котором отражена вся Вселенная. Люди, совершающие грехи, затемняют образ Господа в себе, но если жить по заповедям, то можно очистить душу и приблизиться к Высшим силам посредством молитв. Бог постоянно открывается миру в своих действиях, например, в силе, любви, мудрости и так далее.

Исихазм в православии

Практики можно условно разделить на несколько элементов, которые должны выполняться исключительно в строгой последовательности.

  1. Очищение сердца. Христианский исихазм основывается на том, что только человек с чистым сердцем сможет узреть Бога. Считается, что люди должны быть более аскетичными в еде, одежде и других сферах. Важно отвлечься от любых объектов чувственного наслаждения, что позволит сосредоточиться на общении с Господом. Можно использовать умно-сердечные молитвы, к постоянному произношению которых привязывал сам Иисус.
  2. Уединение. Практиковаться необходимо только в одиночестве и лучше в полумраке. Это важно для максимальной концентрации.
  3. Соединение ума и сердца. Православный исихазм подразумевает применение медитаций и дыхательных упражнений. В результате ум сосредотачивается в области сердца, где и находится душа. Это принято называть «умным деланием».
  4. Молитва. Иисусову молитву необходимо повторять непрестанно и на одном дыхании. Это особое искусство, которому можно обучиться.
  5. Безмолвие. После того как все этапы были пройдены, происходит сосредоточение на сердце и образование тишины, что важно для общения с Господом.
  6. Явление Фаворского света. Последний этап свидетельствует о вступлении в богообщение.

Идеи исихазма

Если кратко описать основные идеи этой практики, то это умно-сердечная молитва, которая сочетается с контролем над собственными помыслами и помогает очистить ум и сердце. Хоть в Новом Завете и указано, что Господа никто и никогда не видел, учение исихазм утверждает, что он пронизывает весь мир. Многие практикующие утверждают, что можно общаться с ангельскими материями.

Современный исихазм

В мире можно найти несколько современных очагов исихазма и к ним можно отнести следующие примеры:

  1. Автономное монашеское государство на горе Афон, Греция. Молитвенники в ХХ веке возродили исихазм и дали ему новый импульс. На Святой горе есть несколько пустынных келий, где и живут монахи, практикующие богословие исихазма.
  2. Скиты, Молдова. В монастырях, расположенных на территории этой страны, есть люди, практикующие исихазм.
  3. Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания. Исихазм для современников пропагандируют и в Англии. Распространил практики ученик преподобного Силуана.

Исихазм – книги

Есть несколько литературных произведений, которые излагают основные идеи и философию исихазма. Среди самых популярных книг можно выделить следующие:

  1. «Триады в защиту священно-безмолвствующих» Г. Палама. Автор защищает и систематизирует исихазм и другие учения, направленные на единение человека с Богом.
  2. «Одна ночь в пустыне Святой Горы» Иерофей (Влахос). В этой книге описывается, что исихазм – это духовный путь и расскрывается значение Иисусовой молитвы, этапы ее обучения и возможные результаты.

Исихазм и исихасты

Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира.
Исаак Сирин

Сейчас даже бабушки в деревнях слышали, что такое йога, а многие ею даже занимаются. При этом большое количество образованных людей считают духовные практики чисто восточным явлением. Мало кто в курсе, что в православии существует живая, действующая традиция духовного и физического совершенствования через стяжание Благодати Святого Духа.

Исихазм – духовная основа православия. О нем не говорят на каждом углу, потому что мало кто из монахов (не говоря уже о мирянах) имеет веру и силу, позволяющие выполнять практики такого уровня. Я уверен, что 99,99% читателей этой статьи не смогут практиковать исихазм в полной мере, потому что это потребует слишком большого самоотречения. Исихазм – не йога для офиса и не просветление за 15 минут в день, это явление совсем другого порядка, требующее 150 % самоотдачи на протяжении десятилетий. При этом результат совершенно не гарантирован. А упростить его, превратить в социально доступный вариант (как современный буддизм), невозможно. Упрощение уже есть – это обычная жизнь православного мирянина. Соблюдение постов, чтение молитв, исповедь и причастие – но это уже не совсем исихазм.

Исаак Сирин говорил, что молчание — это таинство будущего. Практика исихазма открывает вечность и дает возможность приобщиться к тайнам бытия. Исихазм содержит в себе духовный опыт монашества, цель которого – обожение, то есть соединение человека с Троицей. Чтобы лучше разобраться в исихии, начнем с самого начала.

Появление исихазма

Исихазм (от греч. hesychia – молчание) – особая эзотерическая практика в православии, которая позволяет созерцать мистическую энергию, исходящую от Троицы. Исихазм появился в Византийской империи в 5 веке н.э. Хотя и до этого на христианском востоке было достаточно подвижников, которые практиковали аскезу, уединение и молчание.

Святитель Григорий Палама говорил: «Для того, чтобы чисто собеседовать с Богом, необходимо и безмолвствовать, и хотя бы немного возвести ум от непостоянного». Один из важнейших моментов исихии – очищение от всех помыслов – как хороших, так и плохих. Это действие у Отцов Церкви называется «терапия», потому что только так человек излечивается и получает свои изначальные возможности. Максим Исповедник писал, что эта практика помогает переродится из неестественного состояния в естественное.

Отцы церкви, жившие в Византии 13-14 веков, упорядочили исихазм, обобщили практики и систематизировали учение. Речь идет о преподобном Григории Синаите и святом Григории Паламе.

Григорий Синаит написал несколько работ об «умной молитве». Главный труд Григория Паламы — «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По их мнению, исихаст стремится заключить бестелесное в своем теле. Поэтому эта практика является не только духовной, но и физической.

В 13 веке в Византии было несколько духовных движений, которые зачастую противостояли друг другу. Исихастам оппонировали последователи грека Варлаама, который родился в Италии. Он пытался сблизить православие с католицизмом и критиковал православную церковную мистику.

Тут нужно уточнить – мало кто говорит об этом, но мистическое богословие является весьма значимым явление в православии. Мистика, как учение о сближении с Богом – это то, что отличает православие, его сильная черта и важная особенность. В католицизме и протестантизме этого нет.

Исихасты считали, что Бог проявляется в мире через благодать и нетварный, невидимый свет. Последователи Варлаама отделяли благодать от Бога и считали, что нельзя отождествлять ее и Творца. Интересный богословский вопрос. Логика такова, если свет и благодать сотворены Богом, при этом действуют сообразно какой-то логике или причинно-следственной цепи, то появляется новая религиозная сущность. А отсюда уже недалеко и до гностицизма. В православии принято другое мнение. Благодать напоминает тепло, которое чувствуется возле человека. Или платоновские эманации, что нисходят от Всевышнего.

Чтобы решить этот вопрос, в 1341 году в Константинополе, был проведен собор, на котором мнение Паламы было признано правильным. Варлаам уехал в Рим и принял католичество.

Именно на этом соборе исихазм был принят как вершина православного духовного учения. Я пишу это с некоторой степенью допущения, потому что в те времена такие формулировки не были приняты. Кто-то сказал, что после Константинопольского собора, монахи-исихасты стали передовой линией обороны православия от мирового зла.

Учение исихастов передавалось по принципу антропологической диады – от учителя к ученику. Этот характерно не только для исихазма, но и для суфизма и многих других учений. Отшельничество обеспечивало, отрыв от стихии мирской реальности, а принцип диады – ретранслировал опыт следующим поколениям.

Прозорливость, которая свойственна многим монахам – одно из следствий духовной практики. При общении с другими людьми открывается способность видеть их внутреннюю реальность. Но это не цель, а одно из многих свойств, которые им открываются.

Учение исихастов

Принято считать, что есть исихазм двух типов:

  1. Практический;
  2. Богословский.

Практический исихазм и книги по нему почти не содержат теоретизирования. В них изложен путь от начала практики молитвы до видения нетварного света. В этом они напоминают инструкции или пособия. Кроме того, в книгах упоминаются опасности и преграды, через которые должен пройти практикующий. В практическом исихазме нет особых рассуждений, пояснений или философствования. Для тех, кому важна теория, существует богословский исихазм, который появился и развился для защиты от оппонентов.

Выделяют 6 ступеней, через которые должен пройти практикующий:

  1. Очищение духовного центра личности (сердца);
  2. Сведение разума и сердца;
  3. Постоянное состояние молитвы;
  4. Сосредоточенность и безмолвие;
  5. Божественные имена, как преображающая энергия;
  6. Созерцание нетварного Фаворского света – как начало богообщения.

В основе исихазма лежит умное делание, которое подразумевает постоянное проговаривание вслух, или про себя, Иисусовой молитвы:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Ее называют «самодвижной» молитвой, потому что практикующие постоянно крутят ее в сознании. В этом исихазм схож с практикой повторения мантр. Как в звуке «ОМ» заключена вселенная, так и в Иисусовой молитве, по мнению преп. Иустина Поповича, содержится вся жизнь ангелов на небе и святителей, и праведников на земле. Молитва — сердце добродетелей и веры, она язык и жизнь. Через молитву происходит общение с Богом, до того момента, когда кончаются слова и начинается богоприсутствие, при котором не нужно слов.

Метано́йя (др.-греч. μετάνοια – перемена ума) – переориентация сознания исихаста с горизонтальной плоскости – на вертикаль. То есть от мирских дел к созерцанию горнего, используя молитву человек становился на путь духовной работы.

духовного плача, и осознанием своей греховности, причинением себе физических трудностей, тягот и неудобств. Отсюда столпничество, вериги, власяницы и целый комплекс психологических и антропологических практик для того, чтобы оторваться от предшествующего существования и войти в область духовных врат. В большинстве религий есть это отталкивание мира, но в православном исихазме оно развито наиболее сильно.

Выйти в иной способ бытия и на более высокие горизонты сознания означает посмотреть на человеческую природу со стороны. А потом измениться на всех уровнях, во всем своем существе. Обрести восприятие на высших уровнях, это относится не только к духовному, но и к телесному преображению личности.

Это та задача, которую «ортодоксальные» философы считают практически не решаемой, и пытаются преодолеть с помощью надстроек (точка сознания – М. Мамардашвили, философская рефлексия А. Пятигорский). А эзотерики – массой различных способов, начиная от смещения точки сборки, заканчивая грибами, медитациями, депривационными состояниями и опытом прижизненной смерти.

Интересно, что многие монахи, достигшие высоких стадий практики, потом вновь поворачивались к миру и несли свет людям. То есть, они не становились социальными в полном смысле слова, но осуществляли акты личного общения с теми, кто к ним обращался. Сила личного общения исихастов очень велика, потому что воспитана общением с Богом.

В целом, духовный путь исихаста сравнивают с лестницей (лествицей) потому что он соответствует ступенчатой парадигме развития. От раскаяния до обожения (теозиса), которое является высшей стадией духовного прогресса и несет в себе соединение энергий человека с божественными энергиями – благодатью.

Говорить о состояниях, которые при этом возникают у практикующего мы можем только с высокой долей условности. Внутри сознания человека создается определенное пространство, в котором происходит непрестанная молитва. При этом, напряженность постоянно нарастает, за счет чего и происходит духовный рост. Поддержание нужного состояния происходит за счет развития концентрации и внимания. С этим связан образ пророка Илии на огненной колеснице, как подъемной силы к новым уровням сознания.

Исихазм на Руси

Историки говорят о том, что в 14-15 веках исихазм пришел на Русь из Византии и нашел здесь благодатную почву. Нил Сорский и Сергий Радонежский – самые известные исихасты тех времен. Но, кроме молитвенной практики, принято относить к исихазму иконографию Андрея Рублева, Феофана Грека и других художников.

Троица Рублева воплощает в себе безмолвное действие, предложение и принятие жертвы. Это тот случай, когда не нужно слов, чтобы понять, о чем речь. Рублевская троица – молчаливая проповедь и тайна.

Феофан Грек – один из немногих иконописцев, имя которого сохранилось для истории. Он работал в Константинополе, но в 1370 году прибыл на Русь с митрополитом Киприаном. Жил в Новгороде и Москве, расписывал храмы, писал иконы. Считается, что, благодаря ему, на Руси развился византийский иконописный символизм. Иконы Феофана аскетичны и наполнены идеями исихазма. Ниже вы видите изображение трех столпников-исихастов.

Преп. Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Алипий Столпник.

Эти аскеты прославились верой и стойкостью в вере, например, Симеон Столпник провел на столпе 37 лет в молитве и посте. А Алипий построил церковь на языческом кладбище, сделал себе столп из старой колонны и 53 года постоянно там молился, проповедовал и наставлял прихожан.

Иконопись тех времен наполнена исихастскими мотивами, которые и со временем не утратили силу в восточном православии. Византийская традиция приобрела здесь форму старчества. Старцы – это живые святые, которым дан молитвенный и пророческий дар, и встречи с которыми не забываются.

В конце статьи о исихазме нужно сказать, что эта традиция существует и развивается и в наше время. В Византии, во времена турецкого завоевания она потеряла силу, остались только отдельные монастыри, некоторые практики были утрачены. Но благодаря тому, что к моменту кризиса был создан мощный корпус литературы, исихазм был возрожден в Греции и на Руси.

На Афоне расположен монастырский комплекс, который считается оплотом исихазма. Во многих православных монастырях есть последователи этой традиции. Естественно, их редко показывают по телевидению и ролики с ними нечасто попадают в интернет. Эта практика нацелена в первую очередь на внутренний, мистический мир человека.

Исихазм рассчитан не на мирян, а на избранных монахов, хотя познакомиться с книгами Григория Паламы или Дионисия Ареопагита иси С. Хоружего может каждый.

Исихазм. История, философия, практика

Интернет

На Земле живет около шести миллиардов людей, большинство из которых являются последователями одной из нескольких тысяч религий и религиозных течений. Но, как правило, принадлежность эта будет формальной. На протяжении всей известной нам истории человечества лишь очень немногие люди полностью отдавали себя духовному развитию, стремясь до конца постичь суть своего вероучения.

Пройдя по этому пути, они оставались недостижимым идеалом для современников и потомков, и в то же время неугасимым светом на пути своих последователей.

Любое духовное учение, с увеличением числа своих адептов неизбежно разделяется на экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (внутреннюю) части. Экзотерическое учение охватывает, как правило, большую часть последователей. Такие люди выполняют положенные ритуалы и руководствуются в жизни рядом правил, предписанных учением.

Однако религиозные ценности не являются главными в их жизни, хотя они не всегда отдают себе в этом отчет. Для православных христиан таким человеком будет благочестивый верующий, старающийся жить по заповедям, регулярно посещающий богослужения в церкви, участвующий в положенных таинствах, читающий утренние и вечерние молитвы, знающий Библию и жития святых.

Все это, безусловно, важно и занимает основательную часть жизни христианина, но охватывает лишь внешнюю сторону духовной работы.

В эзотерическую часть учения посвящались люди, которые с полным основанием называли религию целью и смыслом своей жизни и были готовы отдать всего себя без остатка духовному пути. Для них любое священнодействие или заповедь были наполнены глубоким смыслом и внутренним религиозным переживанием.

В православном христианстве такими людьми были исихасты (от греч. Hesychia – «спокойствие», «покой», «мир», «безмолвие», «тишина», «одиночество», «молчание»). Это были истинные монахи, сутью духовной жизни которых было «молчание» для людей и непрестанное общение с Богом в молитве.

Краткая история исихазма.
История становления исихастской традиции начинается вместе с историей христианского монашества. Немногочисленные отшельники появились еще в эпоху гонений на христиан. Когда же в IV в. н. э. римский император Константин окончательно прекратил притеснения христиан со стороны официальных властей, и число приверженцев новой религии стало быстро расти, существенно увеличилось и количество людей, видевших путь спасения души в удалении от мира и уединении внутри себя.

В это время стала формироваться традиция духовного пути, которая через тысячу лет, на закате Византийской цивилизации, получит свой окончательный вид и официальное признание церкви. Ее создателями были христианские монахи, истинные подвижники, которые через суровую аскезу, размышление и непрестанную молитву достигали высот духовного пути и раскрывали в своих сочинениях глубину своего духовного опыта.

В первое время пустынножители подвизались в основном в египетских пустынях, но уже в III-IV вв. становятся заметными монахи на Синайском полуострове, в Сирии, около Антиохи, в Палестине и в других местах Востока. В это время свой духовный путь проходят Макарий Египетский (ок. 301 – ок. 390 гг.) и Евагрий Понтийский (346 – 399 гг.), основатели исихастской традиции, отразившие в своих трудах цель монашеского пути, как мистическое единение с Богом.

Их учение переняли и совершенствовали византийские подвижники.

В раннюю византийскую эпоху (IV-VIII вв. н. э.) исихазм означал вообще отшельничество – одинокий подвиг пустынника. В позднюю византийскую эпоху (XIII-XV вв. н. э.) исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши, священному покою, внутреннему духовному сосредоточению и молитве. Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившего Христа на Фаворской горе (Мф.

17:2). Наибольший вклад в формирование византийской традиции исихазма внесли Исаак Сирин (ум. В кон. VIIв.), Иоанн Лествичник (ок. 570 – 649 гг.), Симеон Новый Богослов ( ум. В 1022 г.), Григорий Синаит (1260-е гг. — 1340-е гг.).

Однако истинный расцвет исихазма связан с личностью Григория Паламы. Он родился в 1296 г. в Малой Азии. Юный Григорий получил отличное образование при царском дворе в Константинополе. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув двадцати лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь, где начал путь подвижничества и принял монашеский постриг.

В начале своей монашеской жизни Григорий учился у старцев монастыря, затем несколько лет жил отшельником, был рукоположен в сан священника и руководил небольшой общиной монахов-отшельников. В 1333 г. он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы, но уже в 1336 г. святой вернулся к отшельнической жизни и занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

Начиная с 30-х годов XIV в. в Византии ведутся так называемые исихастские споры, поставившие Григория Паламу в ряд великих вселенских апологетов Православия. Оппонентом Григория в этих спорах был ученый монах Варлаам, известный богослов, профессор, опровергавший теорию и практику исихастов.

В результате ожесточенной полемики в 1351 г. большой Собор в Константинополе вынес определение, полностью подтверждавшее точку зрения Паламы. Сам Григорий в конце жизни был поставлен архиепископом Солунским. Вскоре после его смерти (1359 г.) произошло причтение его к лику святых.

Если до XIV в. исихазм не был систематически изложен, и в трудах упомянутых святых отцов развиваются лишь отдельные его стороны, то Григорий Палама был тем человеком, у которого хватило и философского склада ума и живого мистического опыта свести все аспекты учения в единую, стройную систему.

Основы философии исихазма.
В центре философии исихазма стоит вопрос о возможности обожения человека. Обожение здесь означает духовное преображение человеческого существа, делающее его способным к боговидению и богообщению.

Главный противник Паламы, Варлаам Калабрийский, являясь представителем возрождавшейся в то время в Византии светской философии, утверждал абсолютную недосягаемость Бога. Из невозможности богопознания он выводил и невозможность знать что-либо об исхождении Святого Духа и предлагал в данных вопросах просто подчиняться авторитету Церкви и Предания.

Человеческому интеллекту по его мысли оставалось развиваться вне области богословия, например в светских науках.

Палама в свою очередь признавал, что Бог умом непознаваем, но, тем не менее, доказывал реальность богообщения, которая следовала из богоподобия человека, созданного по образу Божьему. Человек — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Грехи, совершаемые человеком, затемняют в нас образ Божий, однако жизнь по заповедям и любовь к Богу и ближнему очищает нас, делает способным к богообщению, главным образом в молитве.

Но как возможно такое общение, если Бог вне мира? Чтобы обосновать реальность встречи человека, творения, с Творцом, существующим за пределами тварного мира, Григорий Палама сформулировал учение о сущности и энергиях.

Сущность (т. е. бытие) Бога непознаваема, о ней не может быть ничего сказано, к ней не применимы никакие определения. Всякое такое высказывание, утверждающее или отрицающее, не может выразить подлинную сущность Бога, хотя при высказываниях отрицательного порядка легче избежать неправильных представлений о Боге.

Палама характеризует ее такими определениями как «тайная», «неисходная», «невыявленная».

С другой стороны трансцендентный (т. е. вне мира) Бог постоянно открывается миру в своих действиях, которые называются энергиями (от греч. Energeia «действующая сила»). Эти проявления Бога – благодать, сила, любовь, мудрость и т. д. – не часть Божества, но и не представляют собой нечто от Него отличное или обладающее своим собственным бытием. Энергия — это сам Бог, всецело проявленный в тварном мире и в то же время оставшийся сокровенным в своей сущности.

Святитель Григорий Палама с одинаковой силой подчеркивает сокрытость Бога и Его откровение миру в энергиях. Энергии доступны тварному миру, они им познаются и разделяются в меру его способности сопричастности. Божественная же сущность доступна только через энергии, а не сама по себе. Эти различения в Боге не противоречат Его единству, нераздельности и простоте и не привносят в Него сложности. Энергия не есть нечто иногда бываемое, иногда отсутствующее, то увеличивающееся, то уменьшающееся и, вообще, изменяемое.

Это неизменное, извечное, постоянное действие Бога, изменяющееся только в степени своего обнаружения и причастности к ней твари. Переживание сопричастности этим энергиям является целью духовной практики исихазма.

Еще один важный аспект философии исихазма – учение о Божественном свете. Он, как и все энергии Бога, нетварен и, тем не менее, не есть Его сокрытая и недосягаемая сущность. Мистический опыт говорит о нем как об одном из высочайших духовных состояний. Будучи нетварным, он не может адекватным образом быть выражен понятиями мира тварного и обычно определяется понятиями негативными: не материальный, нечувственный, нетленный и т. п. Аспекты его явлений различны: от внутреннего озарения до сияния внешнего, способного освещать предметы в темноте и одновременно воздействовать на сердце человека.

Таким был свет Воскресения Христа, освещавший во время прихода Марии Магдалины (Мф. 28:1-3). Таким был и Свет Преображения Христа (Мф. 17:2), — классический, но не единственный пример нетварного Света. Фаворский свет не был преходящим феноменом. Он вечен и постоянен. В момент Преображения он был явлен апостолам в соответствии с возможностью их восприятия, и был увиден ими обычными глазами.

Возможность подобного видения соответствует учению Григория Паламы, говорившего о способности тела еще здесь, на земле участвовать в духовной жизни.

Аскетическая практика исихазма.
Для приобщения Божественным энергиям человеку необходимо проявлять усилие, аскезу. Вопросам аскетики уделяется большое внимание на страницах Григория Паламы, хотя здесь он целиком находится на почве традиции, ведущей свое начало от первых монахов. Аскетизм – необходимое условие духовного совершенствования, поэтому стоит подробно остановиться на этом аспекте.

Во всем нужна последовательность и постепенность: духовная жизнь не терпит крайностей. Путь к Богу лежит через познание самого себя. По православному учению сердце является центром нравственной жизни человека и хранителем его совести. С очищения сердца начинается путь исихаста. По мере борьбы с пороками, человек все больше осознает свою греховность, и тогда он смиряется перед Богом, которому единственно под силу окончательно излечить человеческую душу.

Главным условием прохождения подвига является искреннее смирение, без которого невозможно спасение.

На пути к бесстрастию лежит трудная борьба со страстями и усвоение противоположных им добродетелей. От подвижника требуется знание духовных и психологических законов и глубокое проникновение в свою душу. Страстей насчитывается восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

В исихастской аскетике главное внимание обращается не на внешнее проявление греха, не на его отдельные случаи, а на их причину, т. е. укоренившиеся в душе пороки и страсти, или болезнь души и скрытое внутреннее состояние греха.

Основной частью духовной практики является непрестанная Иисусова молитва («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»). Ум должен удерживаться в постоянной памяти о Боге. Молитва сначала повторяется как можно чаще устно.

Со временем произнесение вслух уже не нужно, ум легко сохраняет сосредоточенность на священных словах. А на своей завершающей стадии молитва уже непрестанно сама произносится в сердце человека силой Божьей благодати.

Суть и содержание духовной практики составляет таинственная и сверхрациональная работа переустройства души в состояние открытости для благодати. Начинают формироваться новые, не встречаемые в естественном состоянии принципы организации и механизмы работы сознания человека.

В формировании этих новых структур и механизмов центральное место занимает особый процесс концентрации, сосредоточения или центрирования сознания, который называется сведение ума в сердце. Человек должен сам своею волею и усилием, собрать всего себя в сердце.

Итак, сознание и внимание заключены в сердце. Деятельность разума, направленная на внутреннюю, глубочайшую основу человеческой жизни и поведения, прямой целью имеет рассмотрение подвижником своего внутреннего состояния во всех деталях, достижение точного исследования и познания себя самого, своего собственного религиозно-нравственного состояния, различение в нем доброго и злого, хорошего и дурного, полезного и вредного.

В силу непрерывного внедрения в душу имени Бога через молитву, образ Христа проникает в подсознание и расцветает в сознании. Совершается преображение души, начиная с ее скрытых глубин, преображение, имеющее своим пределом полное обожение. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у Григория Паламы исихия и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное видение Бога.

В таком состоянии «неведения», превосходящего какое бы то ни было «знание», человек достигает богопознания, того познания, Исихазмкоторое недоступно интеллектуальной философии.

Подведем итог: аскетическое делание, путем борьбы с помыслами при помощи непрестанной молитвы, заключающей в себе имя Бога, имеет своей предельной целью обожение человеческой личности. Смиряясь, человек возносится на недосягаемую высоту, становится «богом по благодати», причастником нетварного Фаворского света.

Заключение. Кратко резюмируя наш рассказ об исихазме, можно сказать, что аскетико-мистическое учение Православного Востока развивалось и совершенствовалось в творениях великих христианских подвижников пока не нашло свое окончательное, систематическое выражение и философско-богословское оправдание в трудах Григория Паламы.

Он черпал свое богословие из личного опыта и умел все традиционные проблемы аскетики и богословия формулировать новым, свойственным только ему образом. Он заложил в основу православного вероучения незыблемое основание, на котором можно утверждать действительность общения человека с Богом и реальность его обожения.

Исихазм оказал огромное влияние на культуру православных стран. Его следы мы можем найти в богословии, философии, искусстве многих народов. В России практическая сторона исихазма нашла свое отражение в духовной жизни многих отечественных подвижников, а богословие исихазма в книгах выдающихся русских философов XIX – нач. XX вв.

Ссылка на основную публикацию