Полиевкт Мелитинский

Святой Мученик Полиевкт

Иллюстрация из книги Димитрия Ростовского “Жития Святых”

Икона: Мученик Полиевкт

День памяти: 9 января
Прославлен в лике: Мучеников
Когда жил: ок. 300 г.
Где жил: Город Мелитина, Малоазийская область Каппадокия, северная часть Малой Армении

Тропарь, глас 4: Мученик Твой, Господи, Полиевкт, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас4: Спасу приклоншу во Иордане главу, сокрушишася змиев главы. Полиевктова же глава отсекшаяся льстиваго посрами.

  • Главная
  • Малоизвестные Святые
  • Блаженный Сильвестр, папа Римский
  • Священномученик Феоген, епископ Парийский
  • Мученик Гордий
  • Пророк Малахия
  • Евстафий, архиепископ Сербский
  • Преподобномученик Зосима и мученик Афанасий
  • Мученик Феопемпт и Мученица Феона
  • Преподобная Синклитикия Александрийская
  • Преподобная Аполлинария
  • Пророк Михей
  • Преподобный Григорий Критский
  • Преподобный Фостирий
  • Преподобный Мина
  • Мученик Иулиан и Мученица Василисса
  • Преподобный Григорий Печерский Чудотворец
  • Преподобная Домника
  • Преподобный Георгий Хозевит
  • Священномученик Картерий
  • Преподобный Илья Пустынник
  • Мученик Феофил и Мученик Елладий
  • Преподобный Емилиан Исповедник
  • Мученик Полиевкт
  • Филипп, митрополит Московский
  • Преподобный Евстратий
  • Пророк Самей
  • Петр, епископ Севастийский
  • Мученик Василий Анкирский
  • Дометиан, епископ Мелитинский
  • Преподобный Маркиан
  • Преподобный Павел Комельский
  • Преподобный Феодосий Великий
  • Преподобный Феодосий Антиохийский
  • Преподобный Михаил Клопский
  • Мученик Петр Авесаламит
  • Мученик Мертий
  • Мученики Ермил и Стратоник
  • Иаков, епископ Низибийский
  • Преподобный Павел Фивейский
  • Преподобный Иоанн Кущник
  • Мученик Пансофий
  • Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла
  • Мученик Данакт чтец
  • Мученица Евфрасия
  • Арсений Керкирский
  • Преподобный Евфимий Великий
  • Мученики Васса, Евсевий, Евтихий и Василид
  • Мученики Инна, Пинна и Римма
  • Мученик Неофит
  • Мученица Агния дева
  • Мученики Валериан, Кандид, Евгений и Акил
  • Апостол Тимофей
  • Преподобномученик Анастасий Персянин
  • Мученики Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и прочих, числом 377, с ними пострадавших
  • Cвященномученик Климент, Святой мученик Агафангел и прочие с ними
  • Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский
  • Преподобный Отец наш Геннадий Костромской
  • Преподобный Мавсима Сирин
  • Преподобный Саламан молчальник
  • Мученики Вавила Сицилийский и ученики его Тимофей и Агапий
  • Преподобный Македоний Пустынник
  • Мученица Фелицата и семь сыновей ее
  • Преподобный Поплий
  • Преподобный Мар Певец
  • Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий
  • Преподобный Симеон Ветхий
  • Мученики Анания пресвитер, Петр темничный ключарь и с ним семь воинов
  • Иосиф Солунский
  • Ефрем Печерский, епископ Переяславский
  • Преподобный Ефрем Новоторжский
  • Преподобный Палладий Пустынник
  • Преподобный Лаврентий, затворник Печерский
  • Мученики Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец
  • Мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий
  • Мученик Феофил Новый
  • Мученики Ипполит, Кенсорин, Савин, Хрисия девица и прочие двадцать мучеников
  • Преподобный Зинон
  • Чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн и Святая мученица Афанасия и три дочери ее Феоктиста, Феодотия и Евдоксия
  • Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий
  • Мученица Трифена

Другие разделы

  • Особо почитаемые
  • Святые по именам

Вам может быть интересно

  • Василий Великий
  • Почитаемые иконы Целителя Пантелеймона
  • Полное Житие Блаженной Ксении Петербургской
  • Почитаемые иконы Блаженной Матроны Московской
  • Божественная литургия Василия Великого (служба)

Житие: «Страдание святого мученика Полиевкта»

Во времена Декия и Валериана (1), царей римских в городе Мелитине, в земле Армянской (2), жили два уважаемых воина, Неарх и Полиевкт, которые питали такую взаимную любовь друг к другу, какая редко бывает даже между единоутробными братьями: каждый из них любил своего друга, как свою жизнь и дыхание. Неарх был христианин твердый в вере и верный исполнитель закона Господнего, а Полиевкт был язычник непросвященный еще светом истинной веры. Однако, сей последний жил по христианским обычаям и подвизался в разных добродетелях, так что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему недоставало только приобщиться к Церкви Божьей. Неарх старался обратить его в христианскую веру, часто читал ему Божественные Писания и говорил о едином Истинном Боге, показывая в то же время суету и мерзость идолопоклонства. Но, не наступил еще для Полиевкта час обращения и спасения его, назначенный ему от Бога. В скором времени на базарах и улицах стали читать безбожное повеление нечестивых царей, которое призывало всех к поклонению их мерзким богам и угрожало различными муками и казнями тем, кто оказался бы непослушным этому повелению. Неарх как верный раб Христов стал приготовляться к смерти; но в то же время он начал скорбеть о своем друге, Полиевкте, полагая, что тот, которого он рассчитывал видеть христианином из страха пред угрозами царя, останется неверующим и чрез это лишится вечного спасения. Постоянно скорбя об этом и плача о погибели, ожидавшей его друга, Неарх изменился даже в лице и всем видом своим выдавал свое душевное смущение. Полиевкт видя своего друга столь смущенным спрашивал его о причине его печали и, так как тот ничего не говорил, то опечалился и Полиевкт сочувствуя тяжкому горю своего друга. Наконец Полиевкт стал особенно настоятельно спрашивать Неарха:

– Не оскорбил ли я тебя чем-нибудь? В чем вина моя? Что я сделал ужасного, что ты не хочешь простить своему другу?

Тогда Неарх заплакав и воздохнув из глубины сердца, сказал:

– Когда я, друг думаю о том, что наша любовь и приязнь должны кончиться, то унываю и скорблю душою.

Услышав это, Полиевкт весьма огорчился и сказал:

— Как это может случиться, друг? Зачем ты говоришь о таких невозможных вещах? Отчего наша любовь должна прекратиться, когда и сама смерть не в силах ее расторгнуть?

— Любезнейший друг, – отвечал Неарх, – то меня так и угнетает до глубины души, что наше разлучение будет хуже, чем естественная смерть.

Полиевкт не поняв, что говорит Неарх, крепко обнял своего друга и еще настоятельнее стал просить его:

– Скажи, Неарх и разъясни, в чем будет состоять это разлучение наше? Я не могу более выносить твоего молчания, и если ты будешь продолжать молчать, и ничего не скажешь мне, то тотчас же увидишь меня пред собою мертвым.

Тогда Неарх сказал ему:

– Любезнейший Полиевкт! нас разлучит с тобою тот царский указ, который читается повсюду; ибо я принадлежу к христианской вере, а ты к языческой. И вот, когда меня возьмут на смерть, ты откажешься от меня и покинешь меня.

Услышав это, благоразумный Полиевкт тотчас понял, чего хочет Неарх, и, будучи просвещен благодатью Божьей, стал помышлять о Божественном. Он припомнил бывшее ему за несколько дней пред сим видение и сказал:

– Не бойся, возлюбленный друг мой Неарх! мы не расстанемся с тобою, ибо я видел во сне Христа, Которому ты служишь и Который, приблизившись ко мне, снял бывшую на мне одежду и облек меня в другую, новую, прекрасную и драгоценную, с золотыми петлями, и, кроме того, дал мне еще крылатого коня.

Неарх, услышав это, обрадовался и объяснил видение в том смысле, что снятие прежней одежды и облечете в новую, указывает на перемену жизни к лучшему:

– Предстоит тебе, – сказал он, – оставить языческое нечестие и облечься во Христа истинною верою; крылатый же конь означает скорый переход к небу.

Затем он промолвил:

– Вот ты уже познал Христа, Бога Истинного!

– Когда же я не знал Его? Не горел ли я сердцем, когда ты рассказывал мне о Нем? Не дивился ли я Его словам, когда ты читал мне святое Евангелие? Мне недоставало только христианского имени, а по расположению своему я уже был христианином, ибо я всегда только и думал о том, как бы мне, оставив суетных идолов, стать рабом Христа Господа. Итак, что же медлить, Неарх? Докажем самым делом нашу преданность Христу!

Неарх услаждался его речью и возрадовался; но, боясь того, чтобы друг его не стал жалеть об имуществе своем, о жене и детях, а также о своей жизни, он начал беседовать с ним о суетности сего мира и изображать невидимые блага и славу небесную.

– Для меня, Полиевкт – говорил он – ни богатство, ни слава, ни воинская честь, – ничто мирское так не дорого и так не вожделенно, как жизнь во Христе Иисусе: только ее я желаю, а все прочее кажется мне ничтожным.

Полиевкт же, как бы искушая его, сказал:

– А разве ты не дорожишь почестями своего воинского звания?

– Мне кажется, Полиевкт, что ты еще не представляешь себе истинной чести и славы и непрестанного блаженства, которое Господь Христос уготовал рабам Своим.

Полиевкт на это сказал:

– Ты думаешь, что я не имею понятия о славе, чести и блаженстве, которые приготовлены для нас у Христа на небе? А я думаю, что я пошел далее тебя в этом случае, потому что уже получил, как говорил тебе, в видении царскую хламиду. Но вот о чем я спрошу тебя: можно ли, не приняв христианских таинств приступить к Христу и быть его воином?

– Не сомневайся в этом верный друг – отвечал Неарх, – “Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму” (Мф. 3:9), ибо Он не затворяет дверей Своего милосердия ни перед кем, кто обращается к Нему, и приходящим в виноградник его позже платит то же, что получают и те, кто работал целый день (3). Так Он отверз рай разбойнику, распятому на кресте, и за краткое исповедание веры даровал такое возмездие, из-за которого другие положили много труда.

Услышав это, Полиевкт сказал:

– Да будет слава Христу, истинному Богу! С этого часа я оставляю миру всю его суету и исповедую себя рабом Христа, Которому послужу, как Он мне повелит. А теперь пойду и прочитаю царский указ, изданный против христиан и против Господа и Бога моего, Иисуса Христа.

С такими словами, Полиевкт пошел на площадь и, прочитав царский указ плюнул на него и разорвал его на части при народе. После этого, увидев что в капище несут идолов пред которыми люди преклонялись, он сначала рассмеялся на это языческое неразумие, а потом делая вид, что хочет поклониться им, начал хватать этих идолов одного за другим и разбивать их о землю, как глиняные сосуды; всего он сокрушил таким образом двенадцать языческих богов. В это самое время пришел сюда тесть Полиевкта, Феликс, которому было поручено царями преследовать христиан. Увидев произведенное Полиевктом разрушение богов своих, он весьма опечалился и со стоном сказал:

– Горе мне! Ныне я неожиданно лишился чад своих, ибо ни боги, ни люди – не помилуют Полиевкта, который сделал такое дело.
Полиевкт же, радуясь разрушению бездушных идолов, сказал своему тестю:

– Что смущаешься, отец? Ныне я ясно показал, как бессильны ваши боги; если у тебя есть еще такие, пусть их принесут сюда, и ты увидишь, как рабы Христовы надругаются над ними.

– Всемогущие цари наши, – отвечал Феликс, – повелели немедленно казнить таких людей, и ты уже близок к смерти, тебе предстоит казнь, – иначе и быть не может, потому что царского повеления отменить нельзя. Но я даю тебе некоторое снисхождение: ты можешь пойти домой и проститься со своею женою и детьми.

– Могу ли я печалиться о жене и детях, – возразил святой, – когда я пренебрег земным и ищу небесного, помышляю о вечности? если дочь твоя захочет идти за мною, то она будет блаженна; если же- нет, то погибнет с вашими богами.

Услышав это, Феликс стал плакать о своем зяте и говорил ему:

– Горе мне, любезный сын мой Полиевкт! И тебя прельстила волшебная сила Христова.

Святой Полиевкт отвечал на это:

– Не скрываю, что Христос призвал меня к познанию истины. Своею Божественною всесильной десницею Он вывел меня из тени на свет от смерти в жизнь, направил меня от заблуждения на путь правый и удостоил меня причисления к Своему воинству.

Когда Святой сказал это, его схватили мучители и стали бить по устам, но он не обращал на это внимания. Пришла тогда и жена его и стала плакать о нем вместе с отцом своим Феликсом. Святой же так говорил тестю своему:

– О, беззаконнейший служитель скверных идолов! Зачем ты своими слезами и слезами дочери своей хочешь прельстить меня к отпадению от веры Христовой? Зачем ты плачешь о Полиевкте, когда тебе следует гораздо более плакать о себе, именно о том что ты, служа земным царям, обрекаешь себя на огонь вечный?

Жена же святого, которой имя было Павлина, с рыданиями говорила ему:

– Что сделалось с тобою, возлюбленный муж мой Полиевкт? Что соблазнило тебя сокрушить двенадцать богов наших?

Святой же сказал ей с улыбкою:

– Если я один победил и разбил твоих двенадцать богов, то тебе не к кому уже прибегнуть за помощью: у тебя не осталось богов. Послушай меня, Павлина, и познай единого Истинного, живущего на небесах Бога; поклонись ему и променяй эту жизнь на вечную.

Слушая эту беседу святого с женою, Многие из язычников стоявшие около них наслаждались его словами и, познавая истину, умилялись душою и обращались к Христу. Судьи же городские и все советники, собравшись, потребовали к себе на суд святого Полиевкта и, то ласками, то угрозами, старались снова обратить его к служению идолам. Когда же их попытки окончились неудачно, они произнесли святому смертный приговор, обрекши его на усечение мечем.

Святой шел на смерть с несказанною радостью и говорил сопровождавшему его народу, что он беседует с одним лучезарным юношей, который его укрепляет и велит забыть все мирское; но юношу того никто, кроме мученика, не видел. Увидев также среди толпы блаженного Неарха, своего друга и отца по вере в истинного Бога, он закричал ему:

– Прощай возлюбленный друг мой, и помни скрепленный между нами союз любви!

Изрекши эти слова, он преклонил под меч свою святую главу и крестился в своей собственной крови, будучи казнен за Христа Иисуса (4).

Святой Полиевкт был первым мучеником в Армянском городе Мелитине, и его смерть содействовала умножение Церкви воинствующей и пополнению торжествующей, в честь и славу Христа Бога, Который есть Глава той и другой, Коему с Отцом и Святым Духом подобает всякая честь и слава в бесконечные веки. Аминь.

1 Римский император Декий царствовал с 249 – 251 г., Валериан царствовал с 253 – 259 г.
2 Город Мелитина построен римским императором Траяном (98 – 117). Это – главный город страны того же имени, находившейся в Малоазийской области Каппадокия, составлявшей некогда северную часть Малой Армении.
3 Ср. притчу Господню о делателях в винограднике (Мф. 20:1-16).
4 Это было в 295 году.

Святые России: Святые Угодники Божии России, житие, иконы, молитвы, акафисты, дни поминовения, чудеса, места почитания.
Copyright ©2012. Материалы сайта могут копироваться и распространяться любым способом, но мы будем благодарны, если Вы поставите ссылку или баннер на наш сайт.

Поликарп Смирнский

Глава из книги Сергея Шестака “Символ веры, история догматов Христианской церкви”.

Преемственность афанаситов: Иисус Христос – апостол Иоанн (любимый ученик Иисуса Христа) – Поликарп Смирнский (любимый ученик апостола Иоанна) – Ириней Лионский (любимый ученик Поликарпа Смирнского).

Поликарп Смирнский – ключевая фигура в преемственности афанаситов.

По моей версии, Поликарп Смирнский не знал апостола Иоанна.

«Папий во второй книге говорит, что Иоанн Богослов и брат его Иаков были убиты иудеями» (Филипп Сидский[1]).

Поликарп родился в 83 году. Иудеи убили Иоанна и его брата Иакова в Иерусалиме в 44. Предсказание Иисуса исполнилось: Иоанн и Иаков испили его чашу и крестились его крещением.

Предсказание Иисуса Христа о насильственной смерти Иоанна и Иакова.

Иаков и Иоанн захотели сесть по правую и левую руки от Иисуса. «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую я пью, и креститься крещением, которым я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую я пью, будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься; а дать сесть у меня по правую сторону и по левую – не от меня зависит, но кому уготовано» (Марк. 10: 35-39).

Иаков испил чашу Иисуса и крестился его крещением: «Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12: 1, 2). Ирод казнил Иакова. А как погиб апостол Иоанн?

Ирод казнил в тот день двух человек – это исторический факт.

Евсевий Кесарийский сообщил, ссылаясь на книгу «Очерки» Климента Александрийского (150-215) (ныне утерянную – уничтоженную намеренно), что Ирод казнил Иакова и некоего человека, который предал Иакова. Доносчик раскаялся, потрясённый верой Иакова, и объявил Ироду, что он тоже христианин (Ц. и. 2: 9). Евсевий не назвал имени раскаявшегося доносчика. По мнению афанаситов, доносчика звали Иосий[2].

Читайте также:  Сухоядение в пост: что это такое? Что значит сухоядение?

Неизвестный человек, не знавший Иисуса, правоверный иудей, смело объявил себя христианином. А Иоанн, любимый ученик Иисуса, родной брат Иакова, якобы затаился. По моему мнению, Иоанн решил разделить участь брата, – сгоряча, необдуманно, поддавшись чувству: объявил Ироду смело, жертвенно, что он тоже христианин!

Предсказание Иисуса Христа исполнилось: иудеи убили Иоанна и Иакова.

«И это естественно, так как невозможно, чтобы Бог солгал. Так и многосведущий Ориген в толковании на Евангелие от Матфея утверждает, что Иоанн мученически умер, указывая, что он знает это от преемников апостолов» (Георгий Амартол[3]).

Поликарп Смирнский (р. 83) не знал апостола Иоанна (ум. 44)!

Афанаситы, выстраивая свою преемственность, уничтожили книги Папия Иерапольского (II в.), Оригена (III в.), Филиппа Сидского (V в.), Георгия Амартола (IX в.), в которых те сообщили, что царь иудейский убил апостола Иоанна вместе с братом Иаковом. Они не справились с задачей: сохранились цитаты из этих книг.

Афанаситы «воскресили» апостола Иоанна (ум. 44): он должен написать «Евангелие», «Апокалипсис» и назначить Поликарпа (р. 83) епископом Смирны.

Афанаситам, как воздух, нужен живой апостол Иоанн! По их мнению, апостол Иоанн написал «Апокалипсис» в конце I века: Иисус Христос якобы ненавидит предателя Николая (николаитов), которого апостолы назначили диаконом. Якобы они ели идоложертвенное и прелюбодействовали, утверждая, что эти поступки – не грех. Вот почему афанаситы уничтожили книги Папия Иерапольского, Оригена, Филиппа Сидского, Георгия Амартола, сообщивших, что иудеи убили апостола Иоанна в 44 году.

Я сторонник версии Н. А. Морозова (1854-1946): Иоанн Златоуст написал «Апокалипсис» в конце IV века. Иисус Христос ненавидит дела Николая Мирликийского (николаитов), ставших предтечей инквизиции и мракобесия, – лжечудотворство, нетерпимость к чужому мнению, навязывание своего учения, репрессии оппонентов.

Афанаситы сожгли живьём 36212 человек; общее число репрессированных – 345626 человек (с 1418 по 1808 гг.) (С. Г. Лозинский[4]).

По моему мнению, книга «Апокалипсис» – это публичное осуждение афанаситов: нельзя убить столько людей и считать, что Бог остался безучастным к этому событию.

Афанаситы знают твёрдо, что Поликарп был учеником апостола Иоанна. И не знают, когда Поликарп родился – 69/70/83 гг., и когда его казнили – 155/156/169.

Афанаситы переменила дату рождения и дату смерти Поликарпа после того, как объявили книгу «Апокалипсис» канонической книгой.

Язычники решили сжечь Поликарпа. Пламя не причинило святому вреда: оно изогнулось, как надутый ветром корабельный парус. Тогда палач убил Поликарпа кинжалом. «Когда он сделал это, вылетел голубь и хлынуло столько крови, что она погасила огонь»[5]. Язычники и иудеи (иудеи принесли хворост для костра) не приняли христианство. Их не удивили странная форма пламени, не причинившая Поликарпу вреда, вылетевший голубь, невероятное количество крови Поликарпа, затушившее костёр.

«”Мученичество Поликарпа” – первое достоверное дошедшее до нас повествование о мученичестве конкретного исторического лица. Всё говорит за его подлинность, в том числе почти полное отсутствие чудесного элемента, характерного для легендарных “страстей”»[6].

Автор этой «достоверной» книги сообщил о годе гибели Поликарпа настолько неясно, что учёные спорят до сих пор. Поликарп погиб или в 155, или 156 году[7].

«Дата мученической кончины святого Поликарпа весьма спорная. Это мученичество, собственно говоря, составляет крест для хронологов; по этому вопросу исписано очень много бумаги и, однако, его нельзя считать подвинутым к окончательному решению» (Болотов[8]).

Согласно Евсевию, Поликарп «пострадал» в 169 году: он указал эту дату в своей книге «Хроника»[9]. А по мнению автора книги «Мученичество святого Поликарпа Смирнского», язычники убили Поликарпа в 155/156 гг. Евсевий знал эту дату: он привёл в своей «Истории» несколько глав из этой книги (Ц. и. 4: 15). Почему он не привёл доказательства в пользу 169 года?

Евсевий должен был доказать дату – 169 г. По вопросу о дате гибели Поликарпа «образовалась целая литература» (Болотов). Болотов упомянул тринадцать учёных. Его исследование – четырнадцатое. Четырнадцать учёных высказали своё мнение о дате гибели Поликарпа! А Евсевий не высказал. Он должен быть первым в этом списке.

Евсевий дискуссирует с Папием и Иринеем, приводит доказательства. Папий – глупый, не понял. Ириней – ошибся: не прочитал предисловия.

Папий изложил учение хилиазма: после воскресения мёртвых будет тысячелетнее и плотское Царство Христово на земле. Комментарий Евсевия: «Я думаю, что он плохо истолковал апостольские слова и не понял их преобразовательного и таинственного смысла, ибо был ума малого» (Ц. и. 3: 39, 12). Ириней (сторонник учения хилиазма) объявил Папия – учеником апостола Иоанна. Комментарий Евсевия: «Так сказано у Иринея. Сам же Папий в предисловии к своему сочинению отнюдь не выдаёт себя за человека, лично видевшего и слышавшего святых апостолов» (Ц. и. 3: 39, 2).

Евсевий написал сначала «Хронику», потом «Историю» (Ц. и. 1: 6). Сообщив в «Хронике», что Поликарп «пострадал» в 169 году, он привёл бы доказательства в пользу 169 года в «Истории», зная о другой дате (155/156 гг.), указанной в книге «Мученичество святого Поликарпа».

Возможно, Евсевий не знал о книге «Мученичество святого Поликарпа». Несколько глав из этой книги в «Церковной истории» Евсевия – не означает, что Евсевий знал об этой книге: афанаситы вставляли в книгу Евсевия всё, что им приходило на ум. Или другая дата (155/156 гг.) – небылица позднего редактора (например, XV в.), который сообщил о дате с ошибкой. Вот почему эта дата – крест для хронологов.

Проконсул предложил Поликарпу отречься от Христа. Поликарп ответил: «Уже восемьдесят шесть лет я служу ему, и он ничем не обидел меня»[10].

Если язычники убили Поликарпа в 169 году (по хронологии Евсевия), тогда Поликарп родился в 83. То есть ему было 13 лет в 96 году, когда Иисус Христос написал ему письмо (Апок. 2: 8): со слов Иринея, Иисус продиктовал апостолу Иоанну письмо епископу Смирны в конце правления Домициана (ум. 96). Иоанн не мог назначить ребёнка епископом Смирны. Афанаситы состарили Поликарпа на 13/14 лет – для правдоподобия. Если его казнили в 155/156 гг., значит, ему было 26/27 лет в 96 году[11].

Афанаситы настолько намудрили с датой гибели Поликарпа, что учёные не могут понять, в каком году он погиб. Дата гибели – крест для хронологов. А если они намудрили с датой, тогда, возможно, и казнь Поликарпа – их очередная небылица.

Тертуллиан (155-220) объявил Нерона (ум. 67) и Домициана (ум. 96) единственными императорами, которые гнали христиан («Апологетик», 5: 5). Тертуллиан никогда не сказал бы так, если бы язычники убили Поликарпа – в 169 году.

Со слов сирийцев погибло пять апостолов – Пётр, Павел, Иаков, Иоанн и Стефан. «Иаков Афраат говорит, что, кроме Стефана, Петра и Павла, было ещё только два апостола мученика, Иоанн и Иаков» (Д. Гатри). А по подсчётам афанаситов, погибли все апостолы за исключением Иоанна.

Как я предполагаю, афанаситы «убили» других апостолов только для того, чтобы у Бога появился повод пригрозить язычникам «Апокалипсисом» в конце I века.

Язычники убили первого епископа Ефеса Тимофея – это, наверное, тоже небылица афанаситов. Они не знают его год смерти – или 80, или 91, или 97 год[12]. Арестованный Игнатий Богоносец в своём послании к ефсеянам не упомянул Тимофея. Говорит, хочу быть у ног казнённого Павла. А про Тимофея – ни слова. Если бы того казнили на самом деле, Игнатий сказал бы ефсеянам, что хочет быть у ног Павла и Тимофея.

Язычники убили Римского папу Телесфора (125-136) – это, наверное, тоже небылица афанаситов. «Ириней – единственный свидетель этого, и ничего более о мученичестве Телесофера не известно» (Болотов[13]). По моему мнению, идеологи Римской церкви вставили в книгу Иринея «Против ересей» (3: 3, 3) небылицу о казни Телесфора. Моё доказательство этого – информация Тертуллиана: императоры Нерон и Домициан были единственными гонителями христиан.

По мнению Федченкова, Ириней тоже умер мученически. Его доказательство этого – свидетельство Иеронима и Григория Турского.

Иероним рассказал о мученичестве Иринея в своей книге «Толкование пророка Исайи» скупо, единственным словом, через запятую: «. муж апостольский Ириней, епископ Лионский и мученик»[14]. Гарнак, Барденгевер, Додвель объявили слово «мученик» поздней вставкой. Их доказательство этого: Иероним, рассказав подробно о Иринее в книге «О знаменитых мужах», умолчал о том, что тот умер мученически.

«Иерониму не было нужды упоминать о смерти Иринея (в книге «О знаменитых мужах» – С. Ш.), так как он имел целью изложить здесь биографии святых отцов как церковных писателей» (Федченков).

Если Федченков прав, тогда биографии писателей Петра и Павла, Игнатия, Поликарпа, Иустина Философа, изложенные Иеронимом, являются подложными: он рассказал о мученической смерти этих писателей.

Со слов Григория Турского (538-594), язычники убили Иринея в 202 году при гонениях императора Септимия Севера (193-211).

«Реки христианской крови» текли по улицам Лиона. Мучитель приказал подвергнуть блаженного Иринея «различным пыткам и предал его мученической смерти ради господа Христа» («История франков», 1: 29).

Тертуллиан, Ипполит, Евсевий, Иероним, которые жили до Григория, умолчали о мученичестве Иринея. Поэтому учёные, – Н. И. Сагарда, Гарнак, Барденгевер, Додвель, – не верят Григорию. Реки крови, мученическая смерть Иринея – небылица[15].

[1] «Писания мужей апостольских». – Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 450.

Филипп (IV-V вв.) – родился на юге Малой Азии, в городе Сид (провинция Памфилия); пресвитер, сторонник оригениста Иоанна Златоуста (354-407), идейного врага Епифания Кипрского. Был претендентом на должность Константинопольского патриарха (426). Император Феодосий II (408-450) назначил Сисиния. Филипп написал «Христианскую историю» в 36 книгах (сохранились отрывки у поздних авторов). Идеологи Римской церкви, единственные хранители архивов, уничтожили книгу Филиппа.

[2] Впервые имя Иосия упомянуто в латинском апокрифе «Мученичество Иакова». Учёные датируют это сочинение II – IV вв. («Иаков Зеведеев». Православная энциклопедия).

[3] «Писания мужей апостольских». – Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 451.

[4] «История инквизиции в Испании». Санкт-Петербург. Издание Брокгауз-Ефрон, 1914. С. 140.

Лозинский Самуил Горациевич (1874-1945) – историк, писатель.

[5] «Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского», 16. «Писания мужей апостольских». – Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 421.

[6] «Писания мужей апостольских». – Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 394.

[7] Язычники убили Поликарпа «в начале месяца ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в восьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филлипа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата» (21).

Чтобы вычислить год казни Поликарпа, надо знать, что такое «месяц ксанфик», «мартовские календы», «великая суббота», годы правления Филлипа Траллиана, Стация Квадрата.

[8] «Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 278-288.

[9] «169 г. Во время начавшегося в Азии гонения пострадали Поликарп и Пионий, о страданиях которых передаётся и письменно» («Хроника Евсевия Памфила». Автор перевода – Иероним).

Творения блаженного Иеронима Стридонского. Т. 5. С. 375.

[10] «Мученичество святого Поликарпа Смирнского», 9.

[11] Некоторые исследователи, желая состарить Поликарпа, предположили, что он вёл отсчёт своих лет от крещения. Предположим, он родился в 60 году и крестился, когда ему было 20 лет (Григорий Богослов крестился в возрасте 30 лет, Василий Великий – 25). Апостол Иоанн, решив назначить Поликарпа епископом Смирны, например, в 95 году, спросил его: «А сколько тебе лет, Поликарп?» Ему было 35. А он ответил: «Пятнадцать». А если его спросили в 81 году, сколько ему лет (ему было 21), он ответил: «Один год».

[12] «Тимофей пробыл епископом Ефеса 15 лет до мученической смерти в 80 году по Р. Х. в царствование императора Диоклетиана» (Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Издательство П. П. Сойкина, Санкт-Петербург. Репринтное издание. Концерн «Возрождение», Москва, 1992). «Апостол Тимофей. скончался в 91 году по Р.Х. мученической смертью за имя Христа» («Жизнь и труды апостолов», Киево-Печерская Успенская Лавра, 2008. С. 234). «Тимофей мученически скончался около 97 года» (Димитрий, «Житие святого апостола Тимофея», память 22 января).

[13] «Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 278.

[14] «Толкование на книгу пророка Исайи», 64: 4. Т. 9. С. 175-176.

[15] Не все рассказы афанаситов о казнях христиан вымысел.

Димитрий Ростовский, утомившись работать над книгой, лёг на кровать, не раздеваясь; заснул и увидел во сне мученика Ореста с весёлым лицом, который вдруг сказал ему: «А я больше претерпел за Христа, нежели ты написал». Задрав рубашку, он показал рану в левом боку: «Железом прожгли». Рана была глубокой. Потом он показал рану у локтя: «Перерезали». Димитрий увидел перерезанные жилы. Раны были и на сгибах колен. Орест пояснил: «Косой рассечено». Димитрий общался с человеком, который жил в IV веке! Потрясённый видением, он потерял дар речи. Орест опять сказал ему: «Видел? Я больше претерпел за Христа, нежели ты написал». Димитрий никак не мог понять, с каким Орестом он разговаривает? Было два мученика Ореста, живших в IV веке. Не то ли это Орест, память которого отмечается 13 декабря? Собеседник вдруг пояснил: «Я другой Орест. Ты написал обо мне сегодня». Димитрий написал в тот день житие Ореста, врача, жителя города Тианы в Каппадокии, память которого отмечается 10 ноября. Язычники казнили его в 304 году при гонениях Диоклетиана.

Святитель Димитрий Ростовский. «Царский путь». Избранные места из проповедей и поучений. Молитвословия. – Ростов на Д. Издательство Ростовской-на-Дону епархии, 2007, С. 157-158.

ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ

Сщмч. Поликарп Смирнский

Поликарп Смирнский (ок. 80 – 169), епископ, священномученик.

Родился около 80 года, жил в Малой Азии, в городе Смирне (ныне Измир). Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Вукол Смирнский. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями) он писал святому Поликарпу: “Как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога”.

На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161-180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – “отца всех христиан” и “совратителя всей Азии”. В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.

Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

По общецерковному преданию, священномученик Поликарп скончался мученически в 169 г. [1], во время свирепствовавшего в Малой Азии гонения Луция Вера и Марка Аврелия. Некоторые современные ученые от носят его кончину к более раннему времени, между 154 и 165 гг.

Его страдания и смерть описаны в “Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам” – одном из самых древних памятников христианской письменности. Большая часть этого послания сохранилась в “Церковной истории” Евсевия (IV, 15—16).

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в “Церковной истории” (V, 20):

Творения

Из многих сочинений священномученика Поликарпа сохранилось (в латинском древнем переводе) “Послание к Филиппийцам”, которое, по сообщению блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца. В этом послании Поликарп, излагая главнейшие идеи христианской догматики, предостерегает от еретиков, излагает обязанности пресвитеров и диаконов, юношей и дев, супругов и вдовцов, убеждает к посту и молитве и т. д.

Кроме того, известны на латинском языке несколько “Ответов” Поликарпа, содержащих в себе изъяснение некоторых изречений Иисуса Христа. Иероним говорит, что Поликарп писал сочинение против Евиона; преподобный Максим упоминает о его послании к афинской церкви и о его книге “Учение” (διδακή). Послание к Филиппийцам в рус. перев. напеч. в “Христианском чтении” (1821) и в издании Преображенского “Памятники христианской письменности” (т. II, М., 1865).

«Драгоценнее дорогих камней и благороднее золота» — святой Поликарп Смирнский и почитание мучеников

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский – один из самых древних святых, почитаемых христианской Церковью, принявший мученическую смерть в 155 году. Его считают последним из мужей апостольских – святых отцов Церкви конца I- начала II века, являвшихся учениками апостолов – самовидцев Господа Иисуса Христа. Память святого Поликарпа Смирнского совершается Церковью 7 марта (по новому стилю).

Смирна – древнейший город, основанный, вероятно, за 3000 лет до Рождества Христа. Еще при жизни апостолов город был просвещен благой вестью христианской проповеди. В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова можно прочесть: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат). Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 8-10). Эти слова в полной мере исполнились на святом Поликарпе, который, уже будучи глубоким старцем, засвидетельствовал свою верность Господу Иисусу мученической смертью.

Что мы знаем о святом Поликарпе?

Ученик святого Поликарпа – епископ Лионский Ириней (также окончивший жизнь мученически) писал о своем наставнике: «Поликарп не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь, и что одно только истинно» [1].

Западный апологет (защитник христианства) Тертуллиан сообщает, что святой Поликарп был назначен епископом Смирны самим апостолом и евангелистом Иоанном Богословом [2].

Старший современник святого Поликарпа – священномученик Игнатий Антиохийский в послании к христианам Смирны, называет его «богодостойным епископом» [3], а в личном послании к Поликарпу пишет: «Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге» [4].

Из приведенных свидетельств, становится ясно, сколь почитаем был Смирнский святитель еще при жизни. Но особенным образом почитание святого Поликарпа проявилось после его мученической кончины.

Сразу после казни святого было составлено «Мученичество святого Поликарпа», которое христиане Смирны послали христианам города Филомелии. Текст «Мученичества» был основан на свидетельстве очевидцев из числа христиан, присутствовавших на казни. Интересно то, что «Мученичество» стало первым дошедшим до нас описанием мученической смерти конкретного исторического лица [5]. Но еще более важно, что «Мученичество святого Поликарпа» стало первым свидетельством о том, что уже в самое древнее время в христианской Церкви существовало почитание мучеников, а также их останков – святых мощей.

Почитание мучеников в древней Церкви

Когда святой Поликарп был казнен, христиане хотели забрать его тело: «Когда завистливый и лукавый соперник и противник праведных увидел величие мученичества его (Поликарпа) и безукоризненное от самого начала житие его, и что увенчан он венцом нетления и получил непререкаемую награду, то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь частицу его святого тело» [6].

После этого следует очень интересное и важное описание дальнейших событий: «И вот внушил он (диавол) Никите (знатный человек, уговаривавший святого принести жертвы языческим богам) обратиться к начальнику, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. Ибо мы покланяемся ему как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность их к своему Царю и Учителю. Да даст и нам быть их общникам и соучениками» [7]. Эти слова становятся и одним из первых объяснений отличия между «поклонением» Христу, как Богу и Спасителю и «почитанием» святых, которое является проявлением «любви» к тем, кто явил пример истинной христианской жизни и смерти.

Священномученик Поликарп был не единственным, пострадавшим в то гонение, но именно его выделяют христиане, потому что он «был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию, все подражать желают» [8].

Тело святого Поликарпа было сожжено, но все равно христиане «взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало; там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать рождения его мученика, в память подвизавшихся за веру до нас и в наставление и приготовление для будущих подвижников» [9]. В этих словах содержится еще одно интересное и важное свидетельство о том, что день смерти мученика (из приведенной цитаты следует, что христиане Смирны готовились к празднованию первой годовщины со дня смерти святого Поликарпа) стал считаться «днем рождения» святого для вечной жизни. Впервые эту мысль высказал друг святого Поликарпа – священномученик Игнатий Богоносец. В послании к христианам Рима, он просит их: «Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим; не отдавайте меня миру» [10].

Святого Игнатия везли на корабле в Рим, где он должен был предстать пред судом императора. Святой беспокоился о том, что римские христиане могут попытаться воспрепятствовать его мученической смерти. Из процитированных слов видно, что для святого Игнатия – смерть за Христа станет настоящей жизнью (поэтому он и пишет – «не препятствуйте мне жить»).

Наставления священномученика Поликарпа Смирнского

Кроме свидетельства очевидцев, описавших мученическую кончину святого Поликарпа и его последующее почитание христианами, сохранился текст, автором которого является сам Поликарп Смирнский. Это его послание «К Филлипийцам». В нем есть замечательные слова – увещание к добродетели: «Стойте в добродетелях и следуйте примеру Господа; будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников (1 Пт. 2, 12) и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению» [11].

Как просты эти слова на первый взгляд, но какая глубина скрыта в этой простоте. Начать со «следования Господу», чтобы сохранить братскую любовь и твердость в вере, стяжать кротость и милосердие друг к другу. Все эти добродетели святой Поликарп – ученик апостолов, наставник христиан и мученик – явил и в своей истинно евангельской жизни, и призывает к этому всех нас.

[1] Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, V, 3 (4). Пояснение к сноскам: цифры после названия цитированного сочинения означают – V – номер книги, 3 – номер главы в книге, (4) – номер параграфа в главе. В остальных случаях – указывается или номер главы (если трактат разделен только на главы) или номер главы и параграфа.

[2] Тертуллиан. О прескрипции против еретиков, XXXII.

[3] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Смирнянам, XII.

[4] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Поликарпу Смирнскому, I.

[5] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 394.

[6] Мученичество святого Поликарпа, 17, (1).

[7] Мученичество святого Поликарпа, 17, (2-3).

[8] Мученичество святого Поликарпа, 19, (1).

[9] Мученичество святого Поликарпа, 18, (2-3).

[10] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Римлянам, VI.

[11] Сщмч. Поликарп Смирнский. К Филиппийцам, X.

Протоиерей Георгий (Флоровский)

Не печатанные лекции по Патрологии. Они напечатаны в качестве приложения в издании: протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV-VIII веков. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

1. Из жизни св. Поликарпа мы знаем только несколько отдельных эпизодов. Год его рождения приблизительно можно определить, если принять свидетельство его мученических актов, что он пострадал 86 лет, и относить его кончину к 155 – 156 году. Выходит, что родился он в 69 – 70. О национальности его мы ничего не знаем, но вряд ли был он евреем – в своем Послании к Филиппинцам он вовсе не ссылается на Ветхий Завет. Он был учеником апостольским – “собеседник апостолов, получивший епископство над Смирнской Церковью от самовидцев и служителей Господа”, говорит о нем Евсевий (III. 36). Прежде всего был он связан с апостолом Малой Азии, Иоанном Богословом. По-видимому, он пользовался большим уважением и в Смирне, и в окрестных Церквах. Об этом свидетельствует тот факт, что он принимает св. Игнатия во главе депутации от других Церквей, и Игнатий пишет ему особо. На него ложится обязанность пересылать по разным общинам послания св. Игнатия. В глазах язычников он был “учителем Азии, отцом христиан” (Mart. XII. 2), а христиане чтили его за доблестную жизнь (XIII. 2). Верующие имели обыкновение собираться у него и слушать его беседы. Об этом так рассказывал впоследствии св. Ириней, бывший в молодости слушателем Поликарпа: “Могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп. Могу указать все входы его и исходы, начертать образ его жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом, описать, как сам он рассказывал о своих беседах с Иоанном и другими самовидцами Господа, как припоминал слова их, как и что слышал он от них о Господе, как пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни, – и все его сказания согласовались с Писанием”. (Письмо к Флерину, у Евсевия V.20). Св. Поликарп был муж апостольский, живой свидетель апостольского благовестия, – это в нем прежде всего ценили его ученики.

2. В 154 году св. Поликарп путешествовал в Рим, при папе Аниките, и был там принят с уважением. Епископы говорили между собою о разных вопросах и, между прочим, о праздновании Пасхи. В это время обнаружилось уже обрядовое разногласие между отдельными Церквами, за которым чувствовалось разное понимание смысла и значения величайшего христианского праздника. Вскоре вспыхнули по всем Церквам горячие споры, так что понадобилось собираться соборам для примирения и выяснения вопроса. Св. Ириней так вспоминает о споре Поликарпа с папой: “Ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа, и обращаясь с остальными апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров”. (У Евсевия V. 24). Соблюдать, – о соблюдении чего шел спор? Нужно думать, – о соблюдении ветхозаветного срока Пасхи. В малоазийских Церквах праздновали Пасху 14 ниссана, по примеру самого Христа, именно в этот день совершившего Тайную Вечерю, – от “разногласия евангелистов” в данном случае можно отвлечься. При этом совершалось воспоминание страстей Христовых, Пасха крестная. “Пасха наша, Христос заклан за нас”, – говорил апостол Павел и видел и в Евхаристии прежде всего воспоминание смерти Господней (I Кор. V. 7. XI. 26). В Риме и в некоторых других Церквах праздновали ближайший за 14 ниссана воскресный день в память Воскресения Христова, Пасха воскресная, “таинство воскресения”. Сталкивались два пасхальных восприятия: Пасха скорби – Пасха радости. Принципиальный вопрос осложнялся разногласием об “образе поста”, – четыренадесятники, праздновавшие день 14 ниссана, естественно в этот день прекращали пост, тогда как воскресники с особым воздержанием проводили дни ожидания воскресного дня, – дня, когда взят Жених. При столкновении обоих обычаев в одной церковной общине это практическое разногласие должно было чувствоваться особенно резко и болезненно. Соблюдение ветхозаветного срока несомненно опиралось на апостольский пример и обычай, на что ссылается и Поликарп. Иерусалимские христиане, во всяком случае в первые годы, совершали два главных иудейских праздника – Пасху и Пятидесятницу, соединенные исторически и с величайшими событиями новозаветной истории: Страсти Христовы и сошествие Духа. К тому же, на Востоке долгое время пользовались иудейским календарем – не только в Палестине, но и в Александрии. В частности, для малоазийских Церквей несомненно решающим был пример апостола Иоанна, который “возлежал на персях Господа, был священником и носил дщицу to petalon”, как напоминал несколько позже Смирнский епископ Поликарп: и он праздновал Пасху “по Евангелию в четырнадцатый день, ни в чем не отступая от правила веры, но во всем держась его” (Еве. V. 24). Апостол Иоанн был истинным израильтянином по духу, любил и чувствовал Ветхий Завет, был ближе к апостолу Петру, нежели Павлу, и к тому же, воспоминания пасхальной ночи имели для него особую, личную яркость. Может быть именно с его личным примером и связано упорство малоазийцев в пасхальной практике. Обычай праздновать день Воскресения не был только римским. Можно думать – он с самого начала установился в Церквах всех языков, среди них римская была самая влиятельная. К тому же, по-видимому, в первые годы вероятно и не справлялось годичное воспоминание Воскресения Христова – оно воспоминалось каждую неделю – “в едину от суббот”. Только постепенно установилась годичная память воскресения, и по-видимому повсеместно. Только в Малой Азии держались иудейского обычая. В сущности, здесь не было разделения между Востоком и Западом. Потому в конце II века на соборах не только западных, но и восточных, “единодушно было положено общим правилом праздновать таинство Воскресения Господня не иначе, как в день воскресный” (Еве. V. 28). Малоазийский обычай был пережитком апостольского времени, запоздалым архаизмом. Во 2-ую половину II века этот архаизм становился опасен в связи с обострением иудаистических настроений в евионитстве и монтанизме. Поэтому Церковь так решительно борется с ним. Для св. Поликарпа этот обычай имел другой смысл, – смысл живого воспоминания об возлюбленном учителе. Это новое свидетельство о его близости к великому апостолу любви. Можно прибавить еще, что преимущественная память о дне Страстей Господних согласуется с тем ярким мученическим пафосом, который был силен у Поликарпа, как и у его блаженного друга св. Игнатия.

3. В 154 году св. Поликарп был в Риме, а в 155 году принял мученическую кончину в Смирне. О его мученичестве сохранился рассказ очевидцев в осведомительном послании Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской во Фригии, – и “ко всем, во всей вселенной, парикиям святой и кафолической Церкви”. Подлинность этого послания не подлежит спору. Написано оно под свежим впечатлением событий. На одном из древних списков есть приписка: “Пострадал же блаженный Поликарп месяца Ксанфика, во вторую декаду за семь дней до мартовских календ, в великую субботу в восьмой час. Был взят Иродом при архиерее Филиппе Тралльском и проконсуле Стации”. Эту точную дату нелегко перевести на наше летосчисление. Однако внимательное хронологическое исследование приводит к выводу, что она соответствует 23 февраля 155 года нашей эры. – Послание Смирнской Церкви – окружное, общительное послание. Оно написано в ответ на пожелание знать подробности события. И смирняне просят филомелийцев переслать их послание “более удаленным братиям”, чтобы и они прославили Господа “за тот выбор, который Он сделал среди рабов своих”. Уже в этом выражении сказывается повышенное уважение к мученическому подвигу: мученики – это отбор, избранники, избранная часть. В час страдания они уже не люди, но ангелы, и Христос с ними. В рассказе много исторических деталей. Особенно нужно подчеркнуть – христиан преследуют как безбожников, атеистов, tous afeous (III. 2. IX. 2). Мы знаем, что это было действительно одним из главных обвинений против христиан, особенно в народных массах, – христиане не признавали и не почитали языческих государственных богов, не принимали участия в общем культе, и потому казались безбожниками тем, кто не знал и не чтил единого истинного Бога. При великом уважении к мученическому подвигу, смирняне подчеркивают, что не следует его искать, “предавать самих себя”, – это несогласно с Евангелием. И они рассказывают нам, как один фригиец, по имени Квинт, сам явился к проконсулу, и увлек с собою других, – но убоялся мук, отрекся и принес всесожжение. – Св. Поликарп пострадал во время гонения. Он не был первым мучеником в Смирне. До него многие пострадали. Он уединился в маленьком сельском домике недалеко от города, и там молился о всех и о Церквах всего мира, – “по своему обыкновению”, замечают смирняне (V). За три дня до того, как он был схвачен, во время молитвы он видел: его подушка была охвачена огнем, – тотчас же он объяснил: меня сожгут живым (V). Его выследили и нашли. Это было в пятницу. Пришедших взять его он встретил в мире, предложил им трапезу, а сам, с их разрешения, встал на молитву, – она была вдохновенной, – “настолько была полна благодати, что в продолжение двух часов не мог он умолкнуть”. Преследователи были смущены (VII). Иринарх (начальник полиции) и его отец встретили его на дороге, пригласили к себе в колесницу и убеждали его принести жертву, – раздраженные его молчанием и кротким отказом, они вытолкнули его из колесницы с такою силой, что он поранил ногу. Его повели на стадий, где неистовствовала толпа. На стадии святого убеждал проконсул. Святой ответил: “Я – христианин. Если хочешь узнать учение христианства, назначь день и выслушай”. Проконсул сказал: “Убеди народ”, – в этих словах слышалось презрение. Блаженный старец отвечал: “Тебя я удостаиваю слова, ибо нам предано воздавать честь подобающую властям и началам, поставленным от Бога, поскольку то не вредит нашей вере, а этих людей я не считаю достойными, чтобы защищаться пред ними”. Народ требовал казни. У проконсула уже не хватило зверей, – он осудил Поликарпа на сожжение. Поликарп взошел на костер с дерзновением и радостно, лицо его исполнилось благодати. Народ собирал дрова для костра, – из мастерских и из бань. Как обычно, всего более усердствовали иудеи. На костре святой молился словами благодарения и хвалы, – “огонь принял форму шатра и, подобно корабельному парусу, надутому шатром, окружал тело мученика, так что, находясь в средине, оно казалось не плотью сожигаемой, но златом или сребром, разжигаемым в горниле”. И очевидцы прибавляют: “Мы ощущали при этом такое благоухание, словно курился ладан или иной какой драгоценный аромат”. Пришлось праведного добить мечом, – пролилась кровь и залила огонь. Чтобы тело мученика не досталось христианам, по наущению иудеев, по языческому обычаю сотник сжег его. “Но мы потом собрали его кости, – сокровище, драгоценнее дорогих камней и чище золота, чтобы положить их в достойном месте”, – и на святых мощах праздновать день его мученического рождения (XVIII. 3), когда приял он “венец нетления” (XIX. 2). – Смирняне разделяли мысль своего блаженного епископа: в мученических светолепных узах он видел венцы избранников Божиих. И исповедовал, что мученики ныне занимают место около Господа, страдания Которого они разделили, “Которому спострадали” (Фил. IX). И смирняне видели в мучениках “учеников и подражателей Христа”, привязанных к Царю и Учителю безгранично любовью (Mart. XVII. 3).

4. Св. Поликарп совсем не был писателем, – если что писал, то по обстоятельствам пастырского служения. Сохранилось только одно Послание к Филиппинцам, – в ответ на их письмо, извещавшее о приезде св. Игнатия. Св. Ириней говорил о его посланиях во множественном числе, – “которые он писал иногда соседственным Церквам для укрепления их, а иногда к некоторым братьям с намерением преподать им увещание и наставление”. Впрочем, и у Иринея есть ссылки только на Послание Филиппинцам. Более позднее указание других писателей нельзя проверить. Подлинность сохранившегося послания хорошо засвидетельствована. Во времена бл. Иеронима оно читалось за богослужением в азийских Церквах. Полный текст (14 глав) сохранился только в латинском переводе, во всех греческих рукописях только 9 глав, а далее следует вторая часть послания Варнавы, – ясное указание на ошибку переписчика, спутавшего листы. У Евсевия сохранены почти полностью главы 9-ая и 13-ая. Это послание – скорее всего письмо. В нем всего больше нравственных советов. По-видимому, и в Филиппах распространялся докетизм: св. Поликарп напоминает, что кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти, тот антихрист, и кто не приемлет “свидетельства Креста”, тот от дьявола (VII. 1). Еретическим новшествам и разделениям св. Поликарп противопоставляет предание Церкви, – “преданное изначала Слово”. Он напоминает филиппийцам об апостоле Павле, некогда преподававшем им “Слово истины” и писавшего к ним послания, – призывает объединяться в истине, in veritate sociati (X. 1). Св. Поликарп не излагает учения веры, он предполагает его известным и только о немногом напоминает. Христос, наш вечный Первосвященник, пришел во плоти ради нас, умер за нас и за грехи наши, воскрес и разрешил затворы адовы. Он сидит одесную Бога. Ему все подчинено на земле и на небе. Ему повинуется всякое дыхание и служит. Он придет судить живых и мертвых, и Бог взыщет Кровь Его с тех, кто не уверовал в Него (II). Он все перенес за нас, чтобы и мы имели жизнь в Нем, – Он образ для нас, и образ прежде всего в своем страдании (VIII). Он – надежда наша, и чрез Него приходит спасение от Отца. Св. Поликарп продолжает борьбу св. Игнатия с докетами. Он повторяет слова Иоанна Богослова: кто не исповедует, что Иисус Христос пришел во плоти, – антихрист (I Ин. IV. 2.3), и продолжает: кто отвергает свидетельство креста, to marturion tou staurou, тот от диавола, и кто извращает слова Господа в угоду своим вожделениям и отрицает воскресение и суд, тот первенец сатаны (VII). Св. Поликарп призывает филиппийцев быть твердыми в вере, напоминает им заповедь любви. Особо дает наставления пресвитерам и диаконам: они должны быть благоутробны и милосердны, заботиться о слабых и блуждающих, не презирать ни вдов, ни сирот, ни нищих, избегать гнева, несправедливости. Они не должны поспешно верить дурным слухам, не должны быть суровы в своем суде, помня, что все мы повинны греху и нуждаемся в прощении, – поэтому и сами должны прощать. Диаконы должны помнить, что они служители не человеков, но Бога и Христа. Вдовицам св. Поликарп внушает иметь веру твердую и смиренно-мудренную, заступаться за всех, не верить лжесвидетельствам и помнить, что они – жертвенник Божий. Все должны быть стойки в борьбе со страстями. И главная заповедь – молитва за всех. -Для характеристики св. Поликарпа следует привлечь также его пред-смертную молитву, исполненную такой горячей веры. В ней не без основания отмечают отзвуки литургических песнопений и обороты, близкие к языку апостола Иоанна. Св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова и учитель св. Иринея, был посредствующим звеном между ними. Он был выразителем той слагавшейся малоазиатской традиции в богословии, которая впервые получила связное изложение у Иринея и для которой характерна сотериологическая точка зрения – исповедание веры, исходящее из созерцания искупительного дела Христова.

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

Особенности:

Друг Игнатия Богоносца и соученик его у апостола Иоанна.

Рождение

Полагают, что Поликарп родился ок. 70 – 80 г. по Рождестве Христовом от родителей христианских. Иные же относят его рождение еще ранее, почитая его обращенным из язычества.

Христианская преемственность

Поликарп, как пишет Ириней, был наставлен в вере Христовой апостолами и обращался среди многих из тех, которые видели Господа (Ирин. adv. haer. III, 3)

Служение

Епископство в Смирне

Был поставлен Иоанном Богословом в епископа Церкви Смирнской (примерно ок. 110 г)

(Тертулл. О прескрипции еретиков, 32.
Иероним О знаменитых мужах, 17
Св. акты о муч. св. Игнатия.)

Значение в Азии

В особенности со смертью Игнатия Богоносца, возвысилось значение и влияние Поликарпа, так что Иероним называет его «вождем всей Азии» (Catal. scr. eccl. с. 17).

Ученичество

Поликарп образовал около себя круг учеников, между которыми особенно славен Ириней, епископ Лугдунский (Лионский) вероятно, по его внушению отправившийся на запад в Галлию для проповеди христианства.

Путешествие в Рим

Во времена папы Аникиты (158-169) предпринял путешествие в Рим, где были сильно распространены гностические лжеучения Валентина и Маркиона. С ревностью и достоинством ученика апостолов возвещая принятое от них учение истины, Поликарп многих обольщенных ересью обратил к правой вере. Когда Маркион, встретившись с ним, с дерзостью сказал ему: «Узнай нас», — то ученик Иоанна отвечал: «Знаю тебя, первенеца сатаны». (Против ересей III, 3, 4).

По поводу различия между малоазийскими церквами и западными в понимании и праздновании Пасхи, епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, но расстались между собою в мире, в знак чего Аникита предоставил Поликарпу совершить Евхаристию в римской церкви.

Творения

По словам Иринея, он писал послания к соседственным Церквам или отдельным лицам для утверждения их в вере. До нас дошло только одно — послание к филиппийцам.

…«из него желающие и пекущиеся о своем спасении могут узнать характер веры (Поликарпа) и его проповедь истины», говорит Ириней.
(Евсев. IV, 14).

Кончина

Подробный рассказ о славном мученичестве Поликарпа сохранился в окружном послании Смирнской Церкви к христианам других Церквей. Евсевий большую часть этого послания о мученичестве Поликарпа помещает в своей Истории (IV, 15).
Толпа смирнских язычников, когда его вели на казнь, кричала: «Вот учитель Азии и отец христиан»

Мученичество Поликарпа совершилось, по свидетельству послания, во второй день сирского месяца Ксанфика, т.е. 26 марта, в Великую Субботу. Но память его в Церкви празднуется 23 февраля, в латинской церкви — 26 января.

Кончина его относится к 166 году (См. Филарета «Историческое Учение об отцах Церкви» том 1, стр. 32.), но мнения исследователей колеблются от 147 до 167 гг.

Свидетельства:

Поликарп был еще молод, когда Игнатий Богоносец незадолго до своего мученического подвига писал к нему:

«Зная твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я весьма рад, что удостоился видеть непорочное лицо твое: о, если бы и всегда я мог наслаждаться им о Боге»
(Посл. Поликарпу, 1).

«Как кормчим нужны ветры или обуреваемому — пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога»
(Посл. Поликарпу. 2)

Воспоминание св. Иринея о своем малоазийском учителе, которое он оставил в письме к Флорину (также ученик Поликарпа, но впоследствии впавший в гностические лжеучения):

Эти мнения, Флорин, мягко говоря, созданы мыслью нездоровой. Эти мнения не согласны с Церковью; они ввергают в величайшее нечестие тех, кто их принял. Эти мнения никогда не осмеливались провозглашать даже еретики, стоящие вне Церкви. Этих мнений не сообщали тебе пресвитеры, наши предшественники, ученики апостольские. (5) Я еще мальчиком видел тебя в Нижней Асии у Поликарпа: ты блистал при дворе и старался отличиться. (6) Я помню тогдашние события лучше недавних (узнанное в детстве срастается с душой). Я могу показать, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу рассказать о его уходах и приходах, особенностях его жизни, его внешнем виде, о беседах, какие он вел с народом, о том, как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении. Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, это согласно с Писанием. (7) По милости Божией ко мне, я тогда внимательно это слушал и записывал не на бумаге, а в сердце. И по благодати Божией, я все время как следует пережевываю и могу перед Богом засвидетельствовать, что, если бы этот блаженный апостольский старец услышал что-либо подобное, он возопил бы, заткнул уши и по обычаю своему воскликнул: „Боже милостивый! На какое время сохранил Ты меня, чтобы такое мне выносить!” Он убежал бы с того места, где сидел или стоял, услышав такие слова. (8) Это совершенно ясно из его писем, которые он посылал или соседним Церквам, чтобы подкрепить их, или какому-нибудь брату, чтобы наставить и уговорить его».
Это слова Иринея.
(Евсев. Ц. Ист. V, 20).

Иной перевод (в сокращении):

«Не такое учение предали нам предшествовавшие нам отцы, которые слушали самих апостолов. Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа. Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся. Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, — то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах. По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца. Итак, могу засвидетельствовать пред Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! до какого времени Ты допустил меня дожить»
(Евсев. Ц. Ист. V, 20).

Пресвитер Пионий написал житие и страдание святого священномученика Поликарпа.

См. также:

Священник о.Сергий (Мансуров). Очерки из истории Церкви. — Святой Поликарп, епископ Смирнский

Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — Поликарп священномученик

Поликарп Смирнский

Полика́рп (ок. 70 — 23 февраля 156 года [1] [2] ) — епископ Смирнский, ученик апостола Иоанна, им поставленный во епископа, один из апостольских мужей, христианский мученик. Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях.

По выражению Иеронима, он был «вождём всей Азии» в христианстве. Образовал около себя круг учеников, из которых особенно чтил его память Ириней Лионский. Ездил к епископу Аниките в Рим, где спорил о времени проведения пасхи, как о том свидетельствует Ириней:

Ибо Аникита не смог убедить Поликарпа прекратить празднование [пасхи в 14-й день нисана], благо таковые вещи всегда соблюдал и Иоанн ученик Господа, и прочие апостолы, с которыми он [Поликарп] общался.

Поликарп в детстве остался сиротой и был усыновлён вдовой-христианкой Каллистой. После смерти приёмной матери он раздал всё имение бедным и стал вести аскетический образ жизни. Он был любимым учеником престарелого уже Иоанна Богослова, и был рукоположён первым епископом Смирны Вуколом в дьяконы, а затем (около 110 г.) сам стал епископом. Активно боролся против гностиков и учения Маркиона. Поликарп, отказавшийся отречься от Христа, был заживо сожжён на 86-м году жизни. Из всех мучеников он первый, чья смерть в подражание Христу была подробно описана, в «Окружном послании Смирнской церкви к другим церквам». Это описание приведено и в «Церковной истории» Евсевия. Является самым ранним свидетельством существования у христиан культа мучеников за веру.

В истории христианства Поликарп представляет собой ключевое звено, связующее апостолов (Иоанн Богослов) с отцами церкви (Ириней Лионский). По значению среди «апостольских мужей» с ним могут сравниться только Климент Римский и Игнатий Богоносец, который адресовал ему особое послание. Вот как пишет о Поликарпе его ученик Ириней:

Я еще мальчиком видел тебя в Нижней Азии у Поликарпа: ты блистал при дворе и старался отличиться. Я помню тогдашние события лучше недавних (узнанное в детстве срастается с душой). Я могу показать, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу рассказать о его уходах и приходах, особенностях его жизни, его внешнем виде, о беседах, какие он вёл с народом, о том, как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении. Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, это согласно с Писанием.

Из собственных сочинений Поликарпа сохранилось только «Послание к Филиппийцам», в котором епископ, опровергая Маркиона и прочих гностиков, всячески превозносит апостола Павла и цитирует его писания. Это едва ли не первый текст, в котором присутствуют цитаты из Евангелий от Луки и Матфея, а также Первых посланий свв. Петра и Иоанна.

Некоторые патрологи [ какие? ] приписывают св. Поликарпу авторство новозаветных текстов, близких по языку и стилю к «Посланию к Филиппийцам», — именно, Первого и второго посланий к Тимофею, а также Послания к Титу (т. н. пастырские послания).

Православная церковь совершает память Поликарпа Смирнского 23 февраля (7 марта) в високосный год или 23 февраля (8 марта) в невисокосные годы.

Ссылка на основную публикацию