Покровский собор Василия Блаженного в Москве, расписание, история, как доехать

История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.

Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Путешествие сквозь время

Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.

В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.

С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.

Видео: тайна куполов

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва святому Полиевкту Мелитинскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Этого святого считают первым мучеником, который предстал перед Господом в армянском городе Мелитине. К каждому представителю высших сил мы обязательно обращаемся с какой-то просьбой. В данном случае к мч. Полиевкту Мелитинскому возносят молитвы для возвращения денежных средств. Те, кто испробовали этот способ, говорят, что это очень действенное средство. Кроме того, должник самостоятельно отдает то, что брал без давления на него.

Житие святого Полиевкта

Войти в ряд святых можно только в случае, если человек еще при жизни вел себя достойно и соблюдал все церковные каноны. О его житие известно не так уже и много. Он служил в армии императора Деция. Изначально он был язычником, но вел добродеятельную жизнь при этом. Стать христианином сподвигнул его друг Неарха. Во времена гонения верующих был издан указ о том, что все должны поклонятся идолам.

Он вышел на площадь, разорвал свиток и выбил из рук жрецов их статуи их богов. Его тестю было приказано следить за выполнением данного приказания. Он с горечью узнал о поступке и был вынужден его казнить. Есть предание, что жена просила его отречься от Христа, но он был не приклонен. Поэтому его приговорили к смертной казни. После победы христианства в Мелитине был освящен храм в его честь.

В чем помогает молитва святому?

Произносить слова перед иконой можно с разной причины. В большинстве случаев советуют это делать в день поминовения 22 января. Его считают хранителем договоров и клятв. Но кроме всего этого к нему обращают свои просьбы:

  • бездетные супруги для дарования детей;
  • для укрепления веры и становления на путь истинный;
  • для не нарушения данного слова, обещания;
  • для поддержки и придания сил в минуты отчаяния.

Но чаще всего направлена молитва Полиевкту на возврат долгов, особенно если это касается людей, с которыми Вы не хотите портить отношения. Ведь порой мы даем в долг и даже не можем себе представить, что это может стать причиной серьезного раздора. Часто деньги выступают основой для разрыва отношений даже между самыми родными людьми.

«Святый мучениче Полиевкте! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Не стоит забывать о том, что если при прошении Вы думаете о своем обогащении ценой чьих-то потерь, то святой Вас обязательно накажет за это. Помыслы Ваши должны быть чисты, а сердце открыто. Если Вы просто произнесете слова, то никакого результата не получите, так как молитва святому мученику Полиевкту будет идти не от души. Важна в таком случае вера в Господа, ведь святой – только проводник между нами и Господом.

Читайте также:  Софроний Иркутский

Не стоит постоянно что-то просить и тем более требовать от Всевышнего. Порой нужно просто поблагодарить Его за то, что Вы уже имеете. Такие поступки будут располагать к Вам святых еще больше.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Мученик Полие ́ вкт Мелитинский

День памяти

Житие

Житие мученика Полиевкта Мелитинского

Свя­той По­ли­евкт был пер­вым му­че­ни­ком в ар­мян­ском го­ро­де Ме­ли­тине. Он был во­и­ном при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) и по­стра­дал за ве­ру во Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Ва­ле­ри­ане (253–259). Свя­той был дру­гом во­и­на Неар­ха, твер­до­го хри­сти­а­ни­на, а сам, ве­дя доб­ро­де­тель­ную жизнь, оста­вал­ся языч­ни­ком.

Ко­гда на­ста­ло го­не­ние на хри­сти­ан, Неарх ска­зал По­ли­евк­ту: “Друг, мы ско­ро раз­лу­чим­ся с то­бой, ме­ня возь­мут на му­че­ния, а ты, по­жа­луй, от­ре­чешь­ся от друж­бы со мной”. По­ли­евкт от­ве­чал ему, что ви­дел во сне Хри­ста, Ко­то­рый снял с него одеж­ду и на­дел дру­гую, свет­лую. “С этой ми­ну­ты, – ска­зал он, – я го­тов слу­жить Гос­по­ду Иису­су Хри­сту”.

Воз­го­рев­шись ду­хом, свя­той По­ли­евкт вы­шел на го­род­скую пло­щадь, разо­рвал ви­сев­ший там цар­ский указ об обя­за­тель­ном по­кло­не­нии идо­лам и вы­бил из рук жре­цов идо­лов, ко­то­рых они нес­ли.

Тесть его, пра­ви­тель Фе­ликс, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но ис­пол­нять цар­ский указ, ужас­нул­ся по­ступ­ку свя­то­го По­ли­евк­та и за­явил, что те­перь он дол­жен бу­дет уме­реть. “Иди, про­щай­ся с же­ной и детьми”, – ска­зал он. При­шла же­на и ста­ла в сле­зах умо­лять му­жа от­речь­ся от Хри­ста, за­пла­кал и тесть его Фе­ликс. Но свя­той По­ли­евкт остал­ся непре­клон­ным в сво­ем ре­ше­нии по­стра­дать за Хри­ста. С ра­до­стью пре­кло­нил он свою го­ло­ву под меч па­ла­ча и кре­стил­ся в соб­ствен­ной кро­ви († 259). Вско­ре, ко­гда Цер­ковь Хри­сто­ва при рав­ноап­о­столь­ном Кон­стан­тине вос­тор­же­ство­ва­ла по всей Рим­ской им­пе­рии, в Ме­ли­тине был воз­двиг­нут храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка По­ли­евк­та. Мно­гие чу­до­тво­ре­ния со­вер­ша­лись по мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству свя­то­го По­ли­евк­та. В его хра­ме го­ря­чо мо­ли­лись о да­ро­ва­нии сы­на ро­ди­те­ли пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Рож­де­ние ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка пра­во­сла­вия в 376 го­ду свер­ши­лось, та­ким об­ра­зом, по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го му­че­ни­ка По­ли­евк­та. Чти­те­лем его па­мя­ти был так­же свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Ме­ли­тин­ский, участ­ник III Все­лен­ско­го Со­бо­ра и ве­ли­кий по­бор­ник все­лен­ской ис­ти­ны. Как на Во­сто­ке, так и на За­па­де му­че­ник По­ли­евкт по­чи­та­ет­ся как хра­ни­тель клятв и до­го­во­ров.

Богослужения

Молитвы

Тропарь мученику Полиевкту Мелитинскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Полие́вкт/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Полиевкт, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Полиевкту Мелитинскому, глас 4

Спа́су прикло́ншу во Иорда́не главу́,/ сокруши́шася змие́в главы́./ Полие́вктова же глава́ отсе́кшаяся// льсти́ваго посрами́.

Перевод: Спаситель, преклонивший (при Богоявлении) в Иордане голову, сокрушил главу змия (Быт.3:15, 1Ин.3:8). Полиевкта же голова отсеченная диавола посрамила.

Молитва мученику Полиевкту Мелитинскому

О, святы́й му́чениче Полие́вкте! Услы́ши ны́не нас, к тебе́ усе́рдно моля́щихся. Моли́ся о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), да изба́вимся от вся́ких скорбе́й, боле́зней, бед и обстоя́ний и благоче́стно поживе́м в настоя́щем житии́, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних безпоро́чно. Испроси́ нам грехо́в проще́ние, телесе́м здра́вие, жития́ исправле́ние и ве́чное спасе́ние, я́ко да твои́м те́плым предста́тельством спаса́еми, сла́ву возсыла́ти сподо́бимся в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Полиевкт

англ. Polyeuctus
греч. Πολύευκτος
исп. Polieucto
итал. Polieucte
кор. 폴리에우크토스
нем. Polyeuktos
польск. Polieukt
рум. Polyeuctus
укр. Поліект
фр. Polyeucte
хорв. Polievkt
чеш. Polyeukt
яп. ポリュクトゥス

Полиевкт – (др.-греч. Πολύευκτος ) – имя греческого происхождения. Варианты: Полиект, Полуект, Полуэкт.

Содержание

Именины

9 января по старому стилю, 22 января по новому стилю

Известные носители имени

Архонты Афин

  • Полиевкт (или Эвбул ?) (277—276)
  • Полиевкт (248—247) Фесмофет Хэрефон

Христианские мученики

  • Полиевкт, мученик. Память 1 августа
  • Полиевкт Мелитинский (ум. 10 января 259) — мученик. Память 9 января
  • Полиевкт Месукевийский или Грузинский (ум. ок. 100-130) — мученик. Память 15 апреля
  • Полиевкт Кесарийский (Каппадокийский) (III века н.э.) — мученик. Память 19 декабря
  • Полиевкт Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых)

Церковные деятели

  • Полиевкт второй Златоуст (ум. 5 февраля 970) — Константинопольский патриарх (3 ​​апреля 956 — 5 февраля 970)
  • Полиевкт (Пясковский) — епископ Рязанский и Зарайский РПЦ (22 января 1900 — 7 ноября 1902)

Прочие

  • Полиевкт из Сфетта — афинский государственный муж и оратор, друг Демосфена
  • Полиевкт (нач. III века до н. э.) – древнегреческий скульптор из Афин. Автор портретной статуи Демосфена (280 год до н. э.)

Полиевкт Мелитинский

Святой Полиевкт был первым мучеником в армянском городе Мелитине. Он был воином при императоре Деции (249 – 251) и пострадал в правление Валериана (253 – 259). Святой был другом воина Неарха, твердого христианина, а сам, ведя добродетельную жизнь, оставался язычником.

Когда настало гонение на христиан, Неарх сказал Полиевкту: “Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречешься от дружбы со мной”. Полиевкт отвечал ему, что видел во сне Христа, Который снял с него одежду и надел другую, светлую. “С этой минуты, – сказал он, – я готов служить одному Христу”. Полиевкт вышел на городскую площадь, разорвал висевший там указ об обязательном поклонении богам и выбил из рук жрецов идолов, которых они несли.

Тесть Полиевкта, правитель Феликс, которому было поручено исполнять императорский указ, с сожалением узнал о его поступке, и заявил, что если тот не покается, он вынужден будет его казнить. По преданию, и сам Феликс и жена Полиевкта умоляли его отречься от Христа, однако святой остался непреклонен и был казнен (около 259 года).

Вскоре, когда христианство при Константине восторжествовало по всей римской империи, в Мелитине был посвящен храм Св. Полиевкту. Как на Востоке, так и на Западе мученик Полиевкт почитается как хранитель клятв и договоров.

История Полиевкта Мелитинского легла в основу произведения «отца французской трагедии» Пьера Корнеля. Драма «Полиевкт» вышла в свет в 1642 году.

См.также

  • 22 января
  • Список православных имён
  • Мученик

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Полиграфия и издательское дело
  • Полиизобутилен

Смотреть что такое “Полиевкт” в других словарях:

Полиевкт — а, муж.; народн. Полуэкт, а; разг. Полиект, а; прост. к Полуект, а.Отч.: Полиевктович, Полиевктовна.Производные: Поля; Полиектушка.Происхождение: (Греч. личное имя Polyeuktos. От polyeuktos долгожданный, желанный.)Именины: 1 янв., 22 янв., 18… … Словарь личных имен

ПОЛИЕВКТ — (нач. 3 в. до н. э.) древнегреческий скульптор из Афин. Автор портретной статуи Демосфена (280 до н. э.) (сохранилась в ряде копий) … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛИЕВКТ — (нач. 3 в. до н. э.), древнегреческий скульптор из Афин. Автор портретной статуи Демосфена (280 до н. э.) (сохранилась в ряде копий) … Энциклопедический словарь

полиевкт — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПОЛИЕВКТ — • Polyeuctus, Πολύευκτος, 1. из Сфетта в Аттике, афинский государственный муж и оратор, друг Демосфена и, подобно ему, враг македонской партии. От его речи сохранились незначительные остатки. Он был замешан в процессе Гарпала.… … Реальный словарь классических древностей

Полиевкт — – св. патр. константинопольский, род. в 946 г., умер в 970 г. За красноречие был прозван вторым Златоустом. По сказанию летописца Нестора, П. сам крестил в 957 г. вел. княгиню Ольгу, преподав ей наставление о церковном уставе, о молитве,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Полиевкт — – св. мученик, воин; за уничтожение императорского указа и разрушение идола был схвачен в 259 г. при импер. Валериане, предан пыткам и усечен мечом в Мелитине армянской. Почитался карателем тех, кто нарушает и не сдерживает клятв и договоров … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Полиевкт (Патриарх Константинопольский) — Полиевкт Патриарх Константинопольский 956 970 Предшественник: Феофилакт … Википедия

ПОЛИЕВКТ Угличский — (ум. 1609) преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово Ярославских святых) … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛИЕВКТ Угличский — (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово Ярославских святых) … Энциклопедический словарь

Святому мученику Полиевкту.

Тропа́рь, гла́с 4:

Му́ченик Тво́й, Го́споди, Полие́вкт, во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: име́яй бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́, сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. Того́ моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Кано́н свята́го. Гла́с 8.

Пе́снь 1.

Ирмос: Посе́ченый несеко́маго пресече́, и ви́де со́лнце зе́млю, ю́же не ви́де, лю́таго врага́ вода́ потопи́, и непроходи́мое про́йде Изра́иль. Пе́снь же воспева́шеся: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.

Припев: Святый мучениче Полиевкте, моли Бога о нас.

Многоже́ланныя пи́щи насыща́емь, и блаже́нныя зари́, сла́вне, исполня́емь, и Ангельскаго ли́ка удостоя́емь, тво́й благохва́лящия пра́здник, Полие́вкте, спаса́й, Го́споду пою́щия: сла́вно бо просла́вися.

Светоно́сная и благознамени́тая па́мять твоя́, све́та Боже́ственнейшаго полна́, возсия́, просвеща́ющая све́тло ве́рою воспева́ющия тя́, до́блий во́ине Христо́в Полие́вкте всеблаже́нне, Го́споду пою́щия: сла́вно бо просла́вися.

Вжиля́емь кре́постию Ду́ха и Боже́ственною си́лою, блаже́нне, оде́явся, изше́л еси́ тве́рдо к боре́нию го́рдаго и, сего́ кре́пко низложи́в, усе́рдно взыва́л еси́: Го́споду воспои́м, сла́вно бо просла́вися.

Богородичен: Воплоще́ннаго, пе́рвее Безпло́тнаго, Де́во Богоро́дице, родила́ еси́, Всенепоро́чная и Всечи́стая, я́ве Де́ва пребы́вши, бога́тством благоутро́бия на́с ра́ди обнища́вшаго и спа́сшаго Тому́ зову́щия: сла́вно бо просла́вися.

Пе́снь 3.

Ирмос: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Измени́л еси́ мудрова́ние к благоче́стию, свы́ше сподо́бився боже́ственнаго зре́ния Спа́сова, Полие́вкте.

Побе́ды жела́яй, вся́ оплева́л еси́, сла́вне, я́же на земли́, и небе́снаго насле́дия сподо́бился еси́.

Сла́вы жела́я, я́же па́че ума́, устреми́лся еси́ терпели́вно и и́дольское безсла́вие низложи́л еси́.

Богородичен: Напра́ви моя́, Влады́чице, стопы́, да к Твоему́ Сы́ну похва́льным жи́тельством пойду́.

Седа́лен, гла́с 5.

Яко до́бр во́ин Христа́, все́х Бо́га, благода́тию Сего́ укрепля́емь, всего́ преложи́л еси́ себе́ в любо́вь Его́ Неа́рхом, ве́рным во́ином, и́же с тобо́ю, му́дре. Те́мже, зако́нно пострада́в, досто́йно венча́лся еси́ от Го́спода, му́чениче Полие́вкте.

Пе́снь 4.

Ирмос: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра Отча, и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Благочести́вым испове́данием, всеизря́дне, Влады́це са́м себе́ приве́л еси́, е́же за Того́, сла́вне, заколе́ние любо́вию прие́м и поро́ка вся́каго свобо́ден бы́в. Отсю́ду Спа́су взыва́еши: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Читайте также:  О чем молятся Феодосию Тотемскому

Сла́дость благоче́стия услади́ся тебе́, впери́лся еси́ Боже́ственною любо́вию, чи́стым и све́тлым жела́нием уя́звен и любо́вию распала́емь вы́шняго Ца́рствия, песнопое́ши Влады́це: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Преесте́ственным единому́дрием связа́вся Неа́рху, сего́ же глаго́лы огласи́вся ко благочести́вей ве́ре Тро́ичестей, богому́дре му́чениче Полие́вкте, вои́стинну многожела́нныя и любе́зныя сподо́бился еси́ му́чеников све́тлости.

Му́ченическим сочи́слився во́инством, Ца́рство прия́л еси́ недви́жимое, новозакла́вся, в сие́ вше́л еси́, еще́ кро́вем ка́плющим. Взя́лся же еси́, прему́дре, в ра́дость непреме́нную, и Све́т невече́рний, и вели́кия сла́вы получи́в.

Богородичен: Уподо́бився су́щим на земли́, Небе́сный небе́сныя сия́ соде́ла и, пострада́в естество́м стра́стным, Боже́ственнаго безстра́стия прича́стие дарова́. Сего́ у́бо Ро́ждшую, Неискусобра́чную Отрокови́цу Богоро́дицу ве́дуще, сла́вим.

Пе́снь 5

Ирмос: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Да присносу́щное получи́ши наслажде́ние, блаже́ннейше, кра́сная жития́, и естества́ сво́йство, и сла́дость, и сла́ву, и жи́знь са́мую презре́л еси́ и наде́жды твоея́ не погреши́л еси́.

Тайнонауче́н бы́в Боже́ственнаго о́браза Боже́ственным та́йнам, тве́рдым умо́м к соверше́нным подвиго́м отлучи́лся еси́ и, победоно́сец я́влься, нетле́нных сподо́бился еси́ венце́в, Полие́вкте.

Безбо́жнейшую че́сть, естество́м ненавистозло́бное име́я мудрова́ние, благоче́стно отри́нул еси́ и бо́ги су́етныя низве́ргл еси́, благоче́стия ре́вностию разже́гся и усе́рдия богодохнове́ннаго испо́лнився, пресла́вне.

Богородичен: Рече́нию Твои́х усте́н, Пречи́стая, после́дующе, Тя́ ублажа́ем: с Тобо́ю бо вои́стинну вели́чия сотвори́в, Госпо́дь возвели́чи Тя́ и и́стинную Бо́жию Ма́терь, ро́ждся из утро́бы Твоея́, показа́.

Пе́снь 6.

Ирмос: Бе́здна грехо́в и прегреше́ний бу́ря мя́ смуща́ет и во глубину́ ну́жднаго ре́ет мя́ отча́яния, но Твою́ кре́пкую ру́ку мне́ простри́, я́ко Петро́ви, о Упра́вителю! и спаси́.

Чи́на Ангельскаго удосто́ился еси́, досточу́дне му́чениче, Ангельскую ре́вность я́ве показа́в, с ни́ми у́бо приле́жно, блаже́нне, моли́, изба́витися от напа́стей воспева́ющим тя́.

Усну́л еси́ любе́зне, страда́льче, до́лжным сно́м, отсе́кшейся главе́ мече́м, многострада́льне, и ны́не на небесе́х жре́бий нетле́нен насле́довал еси́, с му́ченики водворя́яся.

Сообра́зен и о́бщник страда́ний Спа́са бы́л еси́, на́с ра́ди стра́сть кре́стную подъе́мшаго, и ны́не, блаже́нне, с Ни́м, я́коже обеща́, ца́рствуеши во ве́к безконе́чный.

Богородичен: Иму́щи милосе́рдие, я́ко ро́ждши человеколю́бное Сло́во, спаси́ ны ну́жднаго и лю́таго обстоя́ния: Тя́ бо еди́ну, ве́рнии, Всечи́стая Влады́чице, Предста́тельницу непобеди́му стяжа́хом.

Конда́к, гла́с 4.

Спа́су прикло́ншу во Иорда́не главу́, сокруши́шася змие́в главы́. Полие́вктова же глава́ отсе́кшаяся льсти́ваго посрами́.

Во Иорда́не реце́ Зижди́тель вся́ческих, главу́ преклони́в, креще́ние прие́млет и, змие́м главы́ неви́димо сокруши́в, си́лу подаде́ челове́ком на велему́дреннаго, пе́рвее в раи́ запе́ншаго Ада́му сне́дию дре́ва и сме́рть нане́сшего ему́ без наде́жды. Те́мже страда́лец ны́не Полие́вкт, ласка́ньми жены́ не преклони́вся, пострада́ тве́рдо, просте́р главу́, е́йже, отсе́кшейся, льсти́ваго посрами́.

Пе́снь 7.

Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния о́гонь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице, лику́юще поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Показа́л еси́, Влады́ко, Твоему́ рабу́ си́лу Твою́, сего́ ра́ди преусе́рдно к подвиго́м прии́де самозва́нен и, победоно́сец бы́в, поя́ше: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Сла́вный и всезнамени́тый пра́здник тво́й, му́чениче, возсия́, явле́ния бо твоего́ Влады́ки све́т прино́сит и озаря́ет ве́рою зову́щия: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Бога́тство некра́домо, пребыва́ющее обре́л еси́ досто́инство и неотпа́дающе, но во ве́ки пребыва́ющую прия́л еси́ сла́ву, поя́, чу́дне: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богородичен: Безнача́льному Роди́телю Спребыва́ющаго при́сно Разумева́емаго заче́нши, Де́во, воплоще́нна Сы́на родила́ еси́, за е́же спасти́ ве́рою зову́щия: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмос: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Священноде́йствуется дне́сь многомоле́бная па́мять твоя́, му́чениче страстоте́рпче Христо́в Полие́вкте: Христу́ бо благоуго́дна и прия́тна же́ртва бы́л еси́, закла́вшемуся тебе́ ра́ди и поже́ршуся. Его́же о́троцы благословя́т, свяще́нницы воспева́ют, лю́дие превозно́сят во вся́ ве́ки.

Страда́льческое сопротивле́ние, страстоте́рпче, да́же до кро́ве показа́в на земли́, Полие́вкте, в черто́г многосве́тлый на небесе́х всели́лся еси́, твои́х крове́й кре́щся ба́нею и поя́ Влады́це: свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Умерщвле́нную паде́ньми ду́шу мою́ возста́ви, му́ченическим твои́м дерзнове́нием объе́м, Боже́ственным повеле́нием причита́я, сла́вне, достоле́пно к доброде́тели обраща́я вопию́щую Влады́це: свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богородичен: Ра́дуйся, Ея́же ра́ди обрето́хом ра́дость ве́чную; ра́дуйся, Евину печа́ль разреши́вшая, Ада́мово се́тование в све́тлость обрати́вши; ра́дуйся, Бо́га воплоще́нна ро́ждшая, Де́во Богоро́дице, ве́рных Предста́тельнице, Тя́ превознося́щих во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмос: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Прииди́те, у́бо боговенча́ннаго, мучениколю́бцы, воспои́м му́ченика, его́же спросла́ви светоиме́нным Свои́м Вы́шний явле́нием, и честны́м дне́м почествова́, и венча́, и боже́ственными доброде́тельми украси́.

Струя́ми му́ченических излия́вшихся твои́х крове́й удави́л еси́ вражде́бнейшаго, зло́бу соде́лавшаго, Це́рковь же Христо́ву напая́я, уясни́л еси́, богоблаже́нне, ве́рою тя́ при́сно блажа́щую.

Бу́ди ми́, му́чениче, помо́щник, от напа́стей мя́ разли́чных избавля́я и обстоя́ний, у́з же реша́ е́реси и лю́тыя свобожда́я темни́цы моли́твами твои́ми, воспева́ющаго тя́ мы́слию чи́стою, пресла́вне.

Богородичен: Зако́на же и проро́ков Главу́, Христа́, и полноту́, Всечи́стая, родила́ еси́, за благоутро́бие безме́рныя пучи́ны вочелове́читися на́с ра́ди из Тебе́ благоизво́лившаго и спа́сшаго ве́рою Тя́ при́сно велича́ющия.

Свети́лен свята́го.

Многожела́нное стяжа́в от души́ многожела́нныя бога́тство небе́сное, о Полие́вкте блаже́нне, и сла́ву, и све́тлость, в Бо́зе бы́в, и вене́ц Боже́ственный прия́л еси́ от руки́ Вы́шняго с му́ченическими ли́ки, я́ко му́ченик и́стинен.

Молитва мученику Полиевкту Мелитинскому

О, святы́й му́чениче Полие́вкте! Услы́ши ны́не нас, к тебе́ усе́рдно моля́щихся. Моли́ся о нас, рабе́х Бо́жиих (Имена), да изба́вимся от вся́ких скорбе́й, боле́зней, бед и обстоя́ний и благоче́стно поживе́м в настоя́щем житии́, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних безпоро́чно. Испроси́ нам грехо́в проще́ние, телесе́м здра́вие, жития́ исправле́ние и ве́чное спасе́ние, я́ко да твои́м те́плым предста́тельством спаса́еми, сла́ву возсыла́ти сподо́бимся в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

22 января. Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

33-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 9 января по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Павла Никольского пресвитера (1943).

Святитель Филипп, митрополит Московский

Святитель Филипп (в миру Феодор) происходил из боярского рода. В юности его приблизил великий князь Василий III, но служба при дворе, равно как и земные блага, не прельщали юношу. Тайно, в простой одежде, он покинул Москву и достиг Соловецкого монастыря, где принял постриг и нес самые тяжелые послушания. Когда на трон взошел Иоанн Васильевич Грозный, он призвал к себе Филиппа, которого знал и любил в детстве. Царь рассчитывал на его полную поддержку в борьбе с боярами и против его воли возвел на митрополичий престол. Но беззакония опричнины и бесчисленные казни возмущали святителя, и он стал мужественно обличать царя, пережившего в детстве страх убиения и ставшего до безумия вспыльчивым и яростным. За это митрополита заключили в оковы и колодки, а потом заточили в монастырь, где он и принял мученическую кончину.

Мученик Полиевкт

Святой Полиевкт жил в середине III века. Когда началось гонение на христиан, его товарищ Неарх, исповедующий истинную веру, сказал Полиевкту: «Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречёшься от дружбы со мной». Однако Полиевкт неожиданно ответил Неарху, что видел во сне Христа, Который снял с него одежду и надел другую, светлую. «С этой минуты, — сказал он, — я готов служить Господу Иисусу Христу». Возгоревшись духом, святой Полиевкт вышел на городскую площадь и разорвал висевший там царский указ об обязательном поклонении идолам. Тесть мученика, местный правитель Фелокс, и жена бывшего язычника были в ужасе и пытались уговорить его не губить своей жизни. Но святой Полиевкт с радостью преклонил свою голову под меч палача и крестился в собственной крови.

Священное Писание

2 Пет., 64 зач., I, 1-10

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

Мк., 58 зач., XIII, 1-8

1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: 4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец.

8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Филипп ясно понимал особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира. Она вне мира той самой стороной, которая не имеет ничего общего с материальным. Именно об этой природе Церкви и сказал апостол Павел, когда назвал ее «Телом Христовым» (см. 1 Кор. 12, 27). Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа, быть проводником слова Божия и в этом смысле сохранять свою автономию от всякого рода внешних влияний. В чем же должна состоять эта автономия Церкви? А в том, что для Церкви высший авторитет — это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Она может и должна сотрудничать с окружающим миром. Но она не может, ни при каких условиях, в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью. Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия.

Читайте также:  Прелюбодеяние - что это такое? Грех прелюбодеяния в православии

Иосиф Исихаст о гневе

Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле. А он — нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего пути Божию. Если же гневаешься на единодушных братьев или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что ты болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души. А избавляешься от этого любовью ко всем и истинным смирением. Поэтому, когда найдет на тебя гнев, крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не дашь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз, станет слабее и прекратится совсем. Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью.

Богослужебный устав — Типикон

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого, который пришёл в России на смену Студийскому.

Типикон не является священной книгой на все времена, априори не подлежащий каким-либо измениям. Содержание Типикона отражает определенную благочестивую богослужебную традицию.

По словам святителя Афанасия (Сахарова): «Название нашего Церковного Устава «Типикон» характеризует его содержание и значение. Типикон от греческого слова τύπος — тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал — это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон — изложение идеального порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов и подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе».

Каким образом возможно было исполнить указание Типикона о храмовых богослужениях, составляющих более половины суток? Здесь следует учитывать, что богослужения совершалось монахами поочерёдно (даже в рамках одной службы) и стасидии являлись принадлежностью любого храма. В книге М. Скабаллановича «Толковый Типикон» есть интереснейшая глава об идеальной всенощной, отслуженной в начале XX века в Киевской духовной академии.

В настоящее время в большинстве приходских храмов используют ежегодно издаваемые Патриархией Богослужебные указания.

Молитвословия

Тропарь мученика Полиевкта

Мученик Твой, Господи, Полиевкт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Полиевкта

Спасу приклоншу во Иордане главу,/ сокрушишася змиев главы./ Полиевктова же глава отсекшаяся// льстиваго посрами.

Тропарь святителя Филиппа Московского

Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

Кондак святителя Филиппа Московского

Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

Молитва святителю Филиппу Московскому

О великий угодниче Христов святителю отче наш Филиппе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны многогрешныя, вемы бо, сердцем и усты и со благоразумным разбойником исповедуем, яко по делом нашим беды постигшия нас приемлем, сими бо временными скорбьми избежим по милосердию Господа вечныя муки, грешником уготованныя: сеяхом бо семена своевольнаго жития, пожинаем же терния скорбей. Обаче немощни есмы, и в покаяние теплое пришедше, молимся, да преложит Господь гнев Свой на милость и тебе, святителю Христов, усердно просим: пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже присно предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и уповающих на твое предстательство. Умоли праведнаго Судию, да защитит святую обитель сию, место, в нейже ты духовно породился еси, и путевождь иноком святаго места сего был еси. Упаси якоже добрый пастырь жезлом благости твоея разсеянныя овцы стада Христова и во дворы Господни всели я. Огради нас от соблазна ересей и расколов в православной Церкви нашей. Научи нас, во странствии сущих, горняя мудрствовати, а не земная, просвети разсеянный ум наш и на путь истины направи, охладевшее сердце наше любовию ко Господу и к ближним нашим согрей. Вдохни в нас ревность ко исполнению велений Божиих. Ослабленную грехами и нерадением волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго. Православие укрепи, нападения лукавнуюших и беззаконных человек на Церковь Божию далече отжени. Отпадшия ветви от лозы Христовы с тою паки соедини, испроси у Христа Бога душам и телесем нашим здравие и крепость, болящим исцеление даруй, страждущих утеши, скорбящим мир и отраду покажи, плачущия радоватися сотвори, печальныя ликовствовати соделай, враждующих умиротвори, завистливыя милостивны покажи, всякия в нас неправды исправи. Изжени всякую крамолу и лукавыя советы нечестивых разруши, обаче тех в покаяние приведи. Архиереем и духовным пастырем, поставленным пасти стадо Христово Российския Православныя церкви, подаждь премудрость и праведное житие, якоже и сам сими добродетельми украшался еси, старыя поддержи, юныя научи и уцеломудри, и даруй им молитвами твоими трудолюбие, послушание и мирное жительство. Нам же всем радость присную о Господе подаждь, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа, Емуже буди слава, благодарение и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. Для подписки перейдите по ссылке .

Молитвы святому мученику Полиевкту

Святому Полиевкту молятся о защите и покровительстве вот уже более тысячи лет. Великомученик почитается как хранитель клятв и договоров.

  1. Житие святого Полиевкта
  2. В чем помогает святой Полиевкт?
  3. Тексты молитв святому мученику Полиевкту
  4. Тропарь, глас 4
  5. Кондак, глас 4
  6. Канон молитва
  7. Молитва иная святому мученику Полиевкту

Житие святого Полиевкта

Полиевкт жил в первой половине III века в городе Мелитина, входившем в состав Малой Армении. За свою военную карьеру он служил двум императорам – Декию (249-251 гг. н. э.) и Велериану (253-259 гг. н. э.). Почти всю жизнь Полиевкт был язычником, но добродетельным, и дружил с воином-христианином Неархом.

В те годы начались гонения на христиан, которые не обошли и Мелитину. Неарх тогда сказал святому: «Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречешься от дружбы со мной». На что тот ответил, что во сне ему явился Иисус Христос, который сменил его одежды на светлые. «С этой минуты, – сказал он, – я готов служить Господу Иисусу Хри­сту».

Вера и любовь к Христу разгорелась в Полиевкте ярким пламенем. Он пришел на центральную площадь, где сорвал указ императора, которым все обязывались поклоняться языческим идолам. Когда мимо проходили жрецы, он выбил идолов из их рук.

Весть о таком поведении Полиевкта дошла до правителя Фелокса, который приходился святому тестем. Он, вместе с женой воина, пытался переубедить его и отказаться от христианской веры, но святой был непреклонен и добровольно лег на плаху. Так, в 259 году Полиевкт стал первым мучеником Мелитины.

При Константине Великом в том городе воздвигли храм во имя святого мученика Полиевкта. День памяти святого отмечают 22 января.

В чем помогает святой Полиевкт?

Святому мученику Полиевкту Мелитинскому молятся бездетные супруги, как делали это родители Евфимия Великого. Молитва святому укрепляет веру в Господа и наставляет на правильный путь.

Молятся святому Полиевкту те, кто не сдержал обещание или нарушил клятву, или же те, кто не в силах соблюдать договор. Святой придаст душевных сил и поддержит в минуту отчаяния.

Чаще всего читают молитву Полиевкту на возврат долгов, особенно от друзей, с которыми не хочется портить отношения.

Тексты молитв святому мученику Полиевкту

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Полиевкт, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 4

Спасу приклоншу во Иордане главу, сокрушишася змиев главы, Полиевктова же главы отсекшаяся льстиваго посрами.

Канон молитва

Святый мучениче Полиевкте! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная святому мученику Полиевкту

О святый мучениче Полиевкте! Услыши ныне нас, к тебе усердно молящихся. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся от всяких скорбей, болезней, бед и обстояний и благочестно поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиих Господних безпорочно. Испроси нам грехов прощение, телесем здравие, жития исправление и вечное спасение, яко да твоим теплым предстательством спасаеми, славу возсылати сподобимся в Троице славимому Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Ссылка на основную публикацию