Почему православным нельзя заниматься йогой

Православная Жизнь

Чтобы убедиться, что йога ныне – весьма модное и широко распространенное явление, достаточно прогуляться по улице где-нибудь в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Калуге или любом другом крупном городе. Вам обязательно попадутся на глаза если не сами вывески йога-центров, то их реклама. Можно выйти не на улицу, а в интернет. «Яндекс» по запросу «йога» выдаст вам более 850 млн. результатов, а по запросу «Православие» – 474 млн. – почти вдвое меньше.

После того как был разрушен Советский Союз с его безбожной идеологией, ей на смену не пришла никакая иная. Наоборот: государство объявило, что отныне не станет поддерживать никакую идеологию. Но так не бывает. Отсутствие идеологии – это тоже определенная идеологическая установка, и она способствовала невиданному размножению всего того, что десятилетиями подавлялось и сдерживалось государственным прессингом. Из подполья вышла и Церковь. Но умы и сердца большой части бывших советских граждан пленили иные явления и учения, представители которых также выбрались на поверхность и сразу начали заявлять и рассказывать о себе на телевидении, в интернете, печатных и иных СМИ: экстрасенсы, маги, астрологи, гадалки, приверженцы нетрадиционной медицины и, конечно, йоги…

Что общего между йогой и материализмом

Что приводит людей в йогу? В моем случае это была тяга к чему-то таинственному, к учению, показывающему путь к овладению сверхспособностями: телепатией, задержкой дыхания и т.п. Первое знакомство с йогой у меня состоялось еще в начальной школе благодаря старшему двоюродному брату. Уже тогда, в начале 1980-х, я сидел на занятиях в позе лотоса, а учительница делала мне замечания и просила сесть «по-человечески». Последним моим наставником был инструктор фитнес-йоги, с которым еще в 2008–2009 годах мы интенсивно восстанавливали порядком забытые за время моей офисной деятельности азы аштанга-йоги. Между этими двумя «учителями» было множество книг, групп, семинаров и преподавателей.

После тридцати мне стало интересно докопаться до сути йоги, а место физических упражнений – асан – стали всё больше занимать медитативные практики. Дело в том, что если человек занялся йогой и не бросил, то рано или поздно он обнаружит, что сидеть в одних и тех же позах изо дня в день, выполнять одни и те же упражнения – скучно. Однажды перед ним неизбежно встанет вопрос: а зачем всё это нужно? Так было и со мной: я стал искать смысл. И однажды узнал, что в индуизме есть такое понятие – пралайя, которое означает (несколько упрощая) циклическое разрушение всего мироздания. Неважно, чем ты занимался (йогой или чем-то другим), к чему стремился, сколько раз рождался и к какому сословию или касте принадлежал, – в конце концов все души, хотят они того или нет, соединятся в некоем «золотом яйце», в которое свернется всё мироздание, когда в очередной раз «день Брамы» сменится «ночью Брамы». Произойдет конец вселенной, и всё исчезнет. С точки зрения йога, бессмертия индивидуальной души не существует – с началом нового «дня Брамы» души вновь возникнут, но уже совсем другие, не те, которые были уничтожены. Бессмертен только безличный абсолют – Брахман.

Всё это имеет очень много схожих черт с материалистической картиной мира, «теорией пульсирующей вселенной» и т.п. Хотя в индуизме, частью которого является и йога, много направлений – от почти атеистических и агностических до пантеистических, признающих множество богов и близких к язычеству.

Тогда какую цель преследует йог? Он стремится достигнуть состояния самадхи и мокши – «освобождения». Это освобождение от существования, от самого бытия, которое йог понимает как сплошное страдание. Йог верит в реинкарнацию, в многочисленные перерождения, но он вовсе не стремится к ним, а, напротив, всячески старается избежать, потому что всё это для него – лишь умножение страданий.

Когда я осознал, что, с точки зрения йоги, человека в любом случае ожидает смерть, причем не только физическая, но и смерть души (прекращение ее перерождений и слияние с индифферентным абсолютом), – мне это перестало быть интересным. Еще несколько позже, летом 2010 года, я впервые «случайно» попал в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, и с тех пор моя жизнь начала изменяться.

Почему йога не может быть внерелигиозной

Почему бы не заниматься йогой просто как гимнастикой, не погружаясь в ее мистические и оккультные глубины? Я глубоко убежден, что это невозможно (разве что кому-то «повезет» и увлечение йогой окажется мимолетным). Йога – это часть религии индуизма, и никуда от этого не денешься. Само слово yoga происходит от санскритского yuj, что значит «сопрягать, связывать». А «религия» – от латинского religare: «связывать, соединять». В обоих случаях имеется в виду, что человек устанавливает связь с Богом – или с какими-то иными силами, невидимыми, но способными взаимодействовать с ним. Таким образом, говорить, что йога внерелигиозна, по меньшей мере нелогично: «йога» и «религия» – практически синонимы. Другое дело, что люди редко вникают в смысл слов.

На сайтах, посвященных йоге, можно встретить цитаты из Евангелия, утверждения о том, что будто бы Сам Христос был йогом, и тому подобное. Это говорится в расчете на тех «православных», но не воцерковленных людей, которых в России подавляющее большинство. Статистика тут известная: православными себя официально считают 70–80% россиян. Однако тех, кто причащается хотя бы один раз в год, – менее 30%. А истинных чад Церкви, знающих Символ веры, ведущих активную церковную жизнь и регулярно причащающихся, – менее 5%. И, конечно, йоги используют определенные элементы схожести своего учения с христианским, чтобы привлечь в свой стан этих «либеральных верующих», которые признают себя христианами и, может быть, даже искренне хотят ими быть, носят крестики, но практически ничего не знают ни о Христе, ни о Его Церкви.

Вопрос о том, в чем принципиальная разница между Православием и йогой, начал волновать меня после посещения Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Я всё спрашивал тогда у духовных наставников: «А можно йогой заниматься? А почему нельзя?» И если на первый вопрос мне уверенно отвечали, то от ответа на второй как-то уклонялись. Мне захотелось во всём этом разобраться, прежде всего – для самого себя. Со временем это превратилось в тему семинарской работы, а теперь и в книгу под названием «Йога. Православный взгляд», которую в ближайшее время планирует опубликовать издательство «Символик» (гриф Издательского совета Русской Православной Церкви Р18-812-0445 предоставлен 9 августа 2018 года).

О сверхспособностях и смирении

На первый взгляд, этические принципы йоги очень похожи на библейские заповеди. Принцип Ахимса (ненасилие), кажется, эквивалентен заповеди «Не убий». Брахмачарья (половое воздержание) – почти то же самое, что «Не прелюбодействуй». Астея (неприсвоение чужого) – всё равно что «Не укради». Но вот что говорил о подобной схожести святитель Григорий Палама: «Ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, – за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины». Эти слова точно описывают и ситуацию с христианством и йогой: разница становится заметна, когда начинаешь всё «раскладывать по полочкам».

На это не сразу обращаешь внимание, но в йоге нет заповеди о смирении. Нет вообще. Может быть, сами йоги начнут с этим спорить, но есть факт: в ключевом источнике по йоге – «Йога-сутрах», в их этическом разделе, – о смирении не сказано ни слова. А в христианстве заповедь о смирении – основополагающая. Блаженны нищие духом (Мф. 5: 3) – с этих слов начинается Нагорная проповедь Спасителя. И без смирения ни одна добродетель не имеет ценности.

Из личного общения с некоторыми уважаемыми мной адептами йоги я вынес такую мысль, что для них отсутствие гордыни – это, конечно, здорово, но оно нужно уже на самой вершине «духовного восхождения». А пока ты в пути, чтобы твой прогресс был более быстрым, нужна мотивация, которую задает в том числе и гордыня. Эго становится «двигателем прогресса». А смирение вроде бы и нужно, но – не сейчас: сначала мы пройдем все остальные этапы пути к «святости», а напоследок и от гордыни избавимся. Только вот удастся ли?

Поэтому христиане со смирения начинают – с самого начала полагаются на волю Божию, а не на свою.

Кто-то возразит: гордыня мотивирует человека добиваться всё большего и большего, а йог (по крайней мере, в классическом варианте) стремится к прекращению существования – цель, с гордыней вроде бы не согласующаяся. Тут надо ответить, во-первых, что сейчас «классической» йоги как таковой не существует не только в Европе, но даже на ее родине, в Индии. Допускаю (хотя не очень в это верю), что где-нибудь в Гималаях сохранились два-три гуру, которые практикуют «истинную» йогу. Но вообще йога – это довольно пестрый набор разных школ и направлений. У некоторых из них есть понимание, что овладение сверхспособностями питает гордыню и не помогает, а скорее даже мешает в духовном продвижении. Правда, тогда рождается вопрос: зачем те же «Йога-сутры» уделяют этим сверхспособностям такое внимание, целый раздел?

И не только «Йога-сутры»

Грехопадение Адама и Евы

В 1960-е годы на экраны нашей страны вышел фильм «Индийские йоги: кто они?». Йога преподносилась его авторами как философия, нравственное учение и оздоровительная гимнастика. Этот фильм внес свой вклад в популяризацию йоги в советском обществе – как и вдохновенные публикации о йоге в советских научно-популярных журналах, роман «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова и некоторые другие события советской культуры и искусства. Но вот что интересно: в современном продолжении этого фильма, вышедшем под названием «Индийские йоги: кто они? 40 лет спустя», говорится уже напрямик: йога – это инструмент «пробуждения энергии и обретения сверхспособностей». Раньше эта сторона йоги так не акцентировалась. А сегодня, очевидно, именно такая реклама йоги и работает.

Человек хочет уподобиться Богу, и это нормально. Вопрос только в том, каким путем он идет. Адам, исполняя заповедь Божию, мог оставаться бессмертным и со временем стать подобным Богу, возделывая вверенный ему Богом мир и совершенствуясь в любви. Но он предпочел легкий путь – стать «как боги», вкусив плод с древа познания добра и зла. Совершив нечто «магическое», не благословленное Богом, то, что «помимо Бога». И йогу многие воспринимают так же – как вход в духовный мир «с заднего двора». В христианстве я должен нравственные заповеди исполнять, соблюдать пост, ходить в храм – а зачем? Пойду-ка я лучше в йога-центр, поделаю асаны и пранаямы, помедитирую и получу всё, чего мне не хватает!

Тем не менее, я надеюсь, что тех йогов, которые искренне ищут Бога, Господь так или иначе всё же приведет в Свою Церковь – единственный «корабль спасения». Я верю, что даже убежденные адепты йоги просто сбились с пути в поисках истинного Бога. Мне кажется, среди них может оказаться большое число будущих преданных чад Церкви. Они ведь ищут, а не являются «теплохладными» (см.: Откр. 3: 15–16).

Главное поле расхождений между христианством и йогой – это догматы. Что такое догма с точки зрения большинства? Это что-то, во что меня Церковь призывает верить, ничего не доказывая и не обосновывая. Но и у йогов есть свои догматы, то, во что они верят безусловно. И вот эти-то основополагающие установки у йогов – совсем иные, чем у христиан.

Христиане верят в Личного Бога

Это довольно сложно для восприятия: христиане исповедают веру в единого по существу, но троичного в Лицах Бога: Отца, Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную. В Триипостасного и притом Единого Личного Бога. Это трудно даже для христианского рассуждения, а с точки зрения большинства йогов и индуистов высшее начало в принципе не является личностью. Индуисты признают существование разумных духовных существ, некоторых из них они даже называют богами, но высшее начало – Брахман – они мыслят как нечто безличное.

Христиане исходят из того, что жизнь – одна

Широко распространенная в йогической среде идея реинкарнации противоречит всем христологическим догматам и находится в оппозиции христианским представлениям о том, что жизнь дается человеку только один раз, а потом смерть, последующее воскресение и суд (см.: Евр. 9: 27).

Это важнейшая мысль, которую Церковь даже не утверждала в качестве догмата – просто потому, что никому из христиан никогда не приходило в голову в этом сомневаться. Среди первых аргументов, которые традиционно приводят защитники учения о перевоплощении душ, – его якобы широчайшая распространенность и мнимая древность. Христианство, мол, возникло «всего» 2000 лет назад, а в переселение душ люди верили еще за тысячи лет до рождества Иисуса Христа.

Но ни древние греки, ни тем более латиняне, насколько можно судить по сохранившимся памятникам, не имели таких представлений в своей исконной традиции. Каковы были их реальные взгляды на посмертное существование, видно из мифологии, наиболее древние образцы которой восходят к Гомеру и Гесиоду: по смерти человека его душа сходит в мрачное подземное царство (Аид, Эреб, Тартар), где влачит безрадостное полупризрачное существование. Идеи метемпсихоза (греч. «переселение душ») возникли только во времена Пифагора и Платона (то есть в VI–IV вв. до н.э.), и разделяли их лишь приверженцы отдельных философских школ.

Древние египтяне мумифицировали тела умерших в надежде на будущее соединение их душ с плотью. Вера в грядущее воскресение тел имелась и у древних евреев, о чем свидетельствуют знаменитые пророчества Иезекииля о воссоединении и оживлении сухих костей (см.: Иез. 37: 1–14), Исаии – о восстании мертвых тел (см.: Ис. 26: 19), книги Иова – о возрождении из праха в последний день (см.: Иов 19: 25–27). Никаких упоминаний о переселении душ нет ни в египетских, ни в ветхозаветных книгах.

Об отношении христианства к теории перевоплощения можно судить уже по евангельской притче о богаче и Лазаре: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк. 16: 22–23). Рассказчик этой притчи – Господь Иисус Христос – ясно свидетельствует, что после смерти человеческие души не переселяются из тела в тело, но, как замечает святитель Николай Сербский, «переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами».

Интересно, что идеи переселения душ изначально не были свойственны и предкам ариев. По крайней мере в «Ригведе» (1700–1100 до н.э.) никаких следов учения о перерождении еще нет.

Христиане стремятся к вечной жизни в Царствии Небесном

Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

И вновь вернемся к представлениям о цели жизни человека. Индуисты стремятся перестать страдать, а христиане – к тому, чтобы жить счастливо вместе с Богом и чтобы эта счастливая жизнь была бесконечной. Важнейшая христианская идея обожения – единения человека с Богом – основывается на осознании того, что и человек, и Бог – личности. А раз так, то, соединяясь с Богом, мы не становимся какой-то частью Его тела или клеткой в Его организме, совсем нет. Мы получаем потенциальную возможность созерцать Бога и вступать с Ним в общение.

Йога «без заморочек»

И все-таки обязательно найдется кто-нибудь, кто воскликнет: «Да нет мне никакого дела ни до философии, ни до религиозных представлений, ни до прочих премудростей и заморочек! Йога интересует меня исключительно как комплекс физических упражнений, дающих практический результат. Как эффективная система тренировок. Что, разве нельзя заниматься йогой “просто так”?»

Но в том-то и дело, что к физическим упражнениям йога никак не сводится. Если вы пришли заниматься в йога-студию, то будьте готовы к тому, что вам предстоит не только тренировать тело, осваивая различные позы, но и выполнять различные упражнения на «расширение сознания», практикуя специальную дыхательную гимнастику и медитируя. Практика йоги подразумевает обязательную медитацию!

Неужели совсем не бывает йоги без всей этой «духовности»? Бывает, только это уже не йога. Существует множество похожих систем упражнений, направленных на повышение гибкости, силы, устойчивости организма к возбудителям заболеваний – словом, на оздоровление. Пилатес, стретчинг и так далее. И если вас интересуют сугубо физические тренировки, то лучше среди этих направлений и искать. А не соблазняться йогой с ее «духовностью», от которой пахнет серой.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как хоронят самоубиенных, самоубийц и суицидных людей, как вести себя на похоронах

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – это самое страшное, что может произойти с человеком. Родным и близким очень сложно смирится с потерей. Тяжело, когда такое событие происходит неожиданно, но еще тяжелее, если человек добровольно распрощался с жизнью. Церковь осуждает таких людей и запрещает хоронить их на кладбище. Почему суицидных людей нельзя хоронить на кладбище, этому есть различные объяснения. В первую очередь самоубийцой считают человека, который совершил грех перед своей душой и перед Богом. Но прежде чем рассказать о них, необходимо выяснить, кто же такие самоубийцы.

Самоубийцы — кто они?

В церковных канонах сказано, что к самоубийцам относятся:

  • убитые на дуэлях;
  • люди, которые приняли решение о проведении эвтаназии для себя;
  • преступники, которые были убиты во время разбоя;
  • погибшие при неизвестных обстоятельствах.
Читайте также:  Климент Охридский

Кроме того, к данному списку некоторые относят и любителей экстремальных видов спорта, так как они осознанно идут на риск и осознают смертельную опасность. Сюда же приписывают и наркоманов, алкоголиков и токсикоманов. Исключением становятся только душевнобольные люди, которые стоят на официальном психиатрическом учете.Так как самоубийц хоронят отдельно, то для психически больных делают исключение. Для этого просто необходимо предоставить справку об этом правящему архиерею.

Некоторые люди не особо знакомы с церковными обрядами и поэтому большое значение придают обряду отпевания усопшего в церкви. Они считают, что после проведения данного действия душа может автоматически попасть в рай. Но это заблуждение. На третий день душа усопшего проходит страшные посмертные мытарства и ей очень необходима молитва со стороны родственников и Церкви.

Самое главное значение проведения отпевания – это утешение души умершего. И после этого просят милости у Господа для души и прощения ей всех грехов. Именно для этого многие родственники пытаются скрыть факт самоубиства.

Почему самоубийц не хоронят на кладбище

Такое действие считают грехом, а соответственно того, кто его совершил, уже нельзя именовать человеком, ведь он самостоятельно отказался от этого статуса. Именно поэтому самоубийц и домашних животных принято хоронить вдоль дорог, в специально отведенных местах или на обочинах. А кладбище считают местом покоя для тех, кто ушел из жизни не по своей вине и находится под охраной Господа.

Ранее были отдельные кладбища для обычных людей и самоубийц. Но в наше время вряд ли придерживаются данного правила. Единственное, чего еще придерживаются, это запрета на захоронение самоубиенных возле церквей и на церковных кладбищах.

Есть еще одно мнение, что людей, которые самостоятельно ушли из жизни, не хоронят на кладбище потому, что душа смертника, когда будет идти в ад, может захватить с собой души прочих людей, которые находятся в раю.

Есть определенные запреты на то как хоронить самоубиенных:

  • запрещено проводить отпевание,
  • не разрешается скорбить и плакать по такому умершему,
  • хоронить необходимо на третьи сутки,
  • нельзя заказывать сорокоуст,
  • не можно целовать покойника,
  • не нужно заказывать панихиду по покойнику.

Если родственники не придерживались этих правил, то они также понесут ответственность перед Господом в совершении своего греха. Исключением в данном случае будут те, у кого перед смертью было время для покаяния, а также жертвы случайных самоубийств и по неосторожности. В таком случае их можно хоронить на общих кладбищах.

О том, как правильно хоронить самоубийц можно уточнить у церковнослужителей. Но известно однозначно то, что церковь не отпевает таких усопших. Как уже было сказано, исключением могут стать психически больные люди, а также те, когда есть сомнения в том, что умерший совершил суицид. Если смягчающих факторов для церкви нет, то не нужно обманом получить благословение епископа.

Данное действие не принесет пользы душе усопшего. В данном случае необходимо молится дома, подавать милостыню ради него, совершать дела милосердия. Все эти действия принесут душе больше утешения.

Также часто задают вопрос о том, как вести себя на похоронах самоубийцы. Это такая же утрата для всех, как и похороны обычного человека. Разница заключается в том, что этот человек не ведал что творил. В церковных письменах сказано, что не нужно скорбить и плакать за умершим.

Но помните о том, что каждая душа нуждается в прощении. Значит необходимо усиленно молится за спасение их души и прощение им их грехов.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

  1. На какой день хоронят человека после смерти у православных
  2. Почему молодых незамужних девушек хоронят в свадебных платьях
  3. Как хоронить человека некрещеного
  4. В какой одежде хоронят мужчин
  5. В какие дни нельзя хоронить умерших
  6. Можно ли хоронить в воскресенье
  7. Почему покойников хоронят на глубине 2 метров
  8. Когда можно жениться после смерти жены в православии
  9. Когда можно открывать зеркала после похорон по православию
  10. Как отмечают день рождения умершего человека в православии
  11. Что делать с вещами умершего после похорон по православию
  12. Через сколько лет можно хоронить в одну могилу по закону
  • Традиции православия
  • похорон
  • традиции

5 thoughts on “ Как хоронят самоубиенных, самоубийц и суицидных людей, как вести себя на похоронах ”

да конечно, не скорбеть, не целовать и т .д. это невероятные мучения, продолжать жить после самоубийства родного человека. скорблю,думаю и страдаю каждый день.

Это не имеет отношения к православию. Откровенно вводите в заблуждение.

На сайте большей частью бред и введение в язычество, а не в православие! Понемногу нахватали из разных мест.

Отдельные кладбища для самоубийц не делают потому, что это будет наглядной статистикой смертей людей, которые не сумели выжить в тех или иных государственно-экономических условиях. Увеличение количества могил будет говорить в какой период существования данной государственной системы люди предпочли смерть жизни. Скорее всего на таких кладбищах было бы очень много пенсионеров, ранней молодежи и просто одиноких людей. Официальная статистика наверняка занижает количество самоубийств в год, а на кладбищах для самоубийц можно всё сосчитать своими глазами.

Как можно не скорбеть и не плакать о близких, которые покинули наш мир, не важно какой смертью, даже если это самоубийство. Да не отпевают, да не поминают в церквях. Читала много статей по этому поводу. Пишут о том, что и дома никак поминать нельзя, а если молишься, то чуть ли не грех на себя берёшь. И то, что суицидников человеком назвать нельзя, ну как это? Он же жил человеком, был крещёным христьянином. Разные причины для самоубийства бывают, чтож их теперь за людей не считать и совсем забыть?

Можно ли ставить кресты на могилах самоубийц?

В большинстве религиозных традиций самоубийц порицают, решение человека распорядиться жизнью, которая была получена по воле Господа Бога выглядит дикой дерзостью. Да, человек совершивший самоубийство так же, как и любой другой заслуживает того, чтобы быть организация похорон и сам ритуал, был проведен достойно. Однако следует учитывать то, что в этом случае есть некоторые специфические детали.

Важная особенность состоит в том, что самоубийц не принято хоронить на кладбище. Связано это с тем, что самоубийца по определению грешник, причем речь не идет о совокупности тех грехов, которые выпадают на многих из людей при жизни, речь о сильном нарушении религиозных традиций.

По сути, если признать тот факт, что религии выступают с критикой в адрес самоубийц, то самоубийца автоматически отказывается от своей конфессии.

Именно потому, что человек пошедший на суицид больше не является подопечным Господа Бога, похороны такого человека не могу проходить по стандартным канонам, хоронить таких людей следует на окраине кладбища.

Почему в православии запрещено самому лишать себя жизни

Православная вера крайне отрицательно относится к покончившим жизнью людям. Существует подобное отношение потому, что Иисус Христос заповедовал своим ученикам, а то есть и всему роду человеческому,- «Не убий». Эта заповедь означает, что человек не вправе убивать как других людей, так и лишать жизни себя самого. По православным канонам только Бог может распоряжаться жизнью людей, а суицид является страшным грехом. Убить себя – значит не принять Дар Божий – жизнь. Отпевание суицидников запрещено и не принято в православной церкви ни при каких обстоятельствах. Более того, самоубиенных не принято поминать на богослужениях в храме и нельзя осуществлять захоронение их тел на православном кладбище.

В православии все же можно отпевать самоубийц при некоторых обстоятельствах. При самоубийстве, совершенным психологически нездоровым человеком, возможно обращение в церковные учреждения с просьбой об отпевании.

Как поминать самоубийц?

— Как поминать самоубийц? Я вчера была в храме, и когда подавала записки, меня спросили: «Все ли крещеные, нет ли самоубийц?» А я спросила: «Разве в эту субботу поминают не всех покойных?» А мне сказали, что самоубийц не поминают никогда. Это так или нет?

Протоиерей Димитрий Смирнов рассказывает о том, как поминать самоубийц

— Это так, самоубийц не поминают никогда, а также убитых на дуэли и умерших от пьянства. Вот человек напился и умер. Поминовение в этом случае не имеет смысла. Потому что человек умер в смертном грехе, и он определяется на суд Божий. Каждый человек, который чувствует к этому умершему любовь и какую-то обязанность, может молиться о нем келейно, дома.

Да, существует поверие о том, что в родительскую субботу можно поминать самоубийц, но оно возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца — в этом-то и горе, и печаль — это такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее.

Исключение делается только для психически больных людей — их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.

Протоиерей Димитрий Смирнов о самоубийстве и молитве о самоубийце

— Я сегодня сестру похоронила, она жизнь самоубийством кончила. Она была пьяная, у нее была великая депрессия. От нее муж год назад ушел, попытки суицида у нее были. Вот она выпила уксус, три дня промучилась… Но дело в том, что когда она выпила уксус, тут же сказала дочери вызвать «скорую помощь», то есть она как бы пожалела об этом. А когда сестра лежала в больнице, я хотела, чтобы она причастилась перед смертью, но мы не успели. Вот как быть? Как помочь ей? Вообще, как поминать самоубийц? Можно ли в церкви молиться, разрешение на это взять?

— Лучше творить за нее милостыню, как бы от ее имени, и еще — молиться всем родственникам на домашней молитве. А в церкви я бы не стал поминать. Она же была человеком нецерковным, потому что если бы она была церковным человеком, Господь бы и допустил ее до причастия, и она бы сумела причаститься. За три дня можно было и священника позвать, ведь дочку же она попросила вызвать «скорую помощь». Тут вот и выпивка тоже… Человека, когда он погибает в состоянии алкогольного опьянения, по канонам тоже нельзя отпевать. Поэтому давайте не будем нарушать церковный закон. Потому что этим мы пользу усопшей не принесем. А как поминать самоубийц? Если будем за нее милостыню творить и молиться о ней дома все вместе, то обязательно Господь эту молитву примет. Вы ее знаете, любите, соболезнуете ей, и ваше умягченное сердце принесет молитву на алтарь Господу нашему, который милосерд и все ее тяжелые обстоятельства знает. А церковные правила зачем нам нарушать?

Почему родственники скрывают суицид

Самоубийство родственного человека – это огромное горе для всей семьи. Часто родственники и не подозревают о возможных проблемах в жизни человека, а позже он просто уходит из жизни. Родственники могут скрывать от общества причины смерти близкого по нескольким причинам:

  • боязнь осуждения обществом;
  • чувство вины, что тот не помог ушедшему из жизни, не спас его;
  • желание осуществить традиционное отпевание в храме. Поскольку отпевание лишившего себя жизни христиан запрещено, то иногда родственники просто решают скрыть факт самоубийства, чтобы похороны были «как у всех».

Как (и почему так) хоронят самоубийц

Сейчас, конечно, совершивших суицид хоронят на общих кладбищах, так как они все-таки условно считаются «светскими» (хотя и пестрят крестами): в любом случае, запретить этого никто не может. Раньше считалось, что таким образом душа человека, который отправляется в ад, может захватить с собой и души праведников – а кладбищенская ограда призвана как-то воспрепятствовать этому. Кстати, почему самоубийство считается самым страшным грехом, наравне с гордыней? В интернете вы можете встретить объяснения такого рода, что человек отказывается от звания человека, наложив на себя руки, однако это не так. Священники объясняют, что грех самоубийства по определению останется нераскаянным, и человек об этом знает.

Однако все, что находится в ведении христианской церкви, осталось до сих пор тем же, и по канонам следует поступать следующим образом.

  • Самоубийц не отпевают. Единственное, что разрешено – это заказ утешительной молитвы, но делается она, по сути, для родственников того, кто совершил суицид: они, как считается, несут на себе печать его греха.
  • По самоубийцам не совершают панихиду, а также не читают сорокоуст.
  • Считается, что скорбеть и плакать по самоубийце, а также целовать его в гробу, нельзя.
  • Похороны должны устраиваться непременно на третьи сутки.

Интересно, что, хотя ислам и осуждает самоубийц, все похоронные обряды для них проводятся точно по тем же канонам, что и для обычных людей.

Как происходит захоронение тех, кто добровольно ушел из жизни

С давних времен существуют особые обряды захоронения самоубийц. Захоронение осуществляется часто втайне. Однако существует возможность обратиться в агентство ритуальных услуг для упрощения организации процесса похорон.

В далекой древности места, где хоронят самоубиенных, представляли собой лес или отдаленное место. Более того, если в деревне слишком часто случались самоубийства, то создавались два кладбища – для умерших естественным путем и для убивших себя людей.

Традиции мусульман

Ислам отрицательно относится к самоубийствам. Насилие, как над другими, так и над собой, – это страшный грех. Совершивший подобное мусульманин будет обречен на вечные муки в аду. Стоит отметить, что самоубийство в исламе имеет больший уровень тяжести греха, чем убийство другого человека.

Эвтаназия (смерть с помощью медицинских препаратов) запрещена исламскими учеными. Если же врач сделает смертельную инъекцию тяжело больному пациенту, это будет расцениваться как убийство.

Где хоронят самоубийц и с чем это связано

Многих интересует, как хоронят суицидников. Сейчас самоубийц принято хоронить вдали от церквей и храмов на кладбище. Это происходит потому, что по священным канонам запрещается хоронить лишившего себя жизни человека на одном кладбище вместе с умершими естественным образом христианами.

Особые правила для похорон самоубийц

Существует ряд ограничений для похорон людей, совершивших суицид. Причем, все эти вещи являются одними из основных в традициях для похорон обычных людей. Так для самоубийц не предусмотрено отпевание, хоронят такого человека только на третьи сутки после смерти, не принято скорбить по самоубийце, так же нельзя на прощание целовать покойного, сорокоуст по самоубийце не исполняется, не предусмотрено поминальной панихиды. Все, кто переступит через эти запреты будут сами нести ответственность перед Господом Богом. Стоит отметить, что есть исключения – на кладбище могут быть похоронены те самоубийцы, что покаялись перед смертью. Так же важно учитывать, что к самоубийцам нельзя относить тех, кто сам убил себя по неосторожности. На таких умерших ограничения не распространяются.

Черная магия и могилы самоубиенных

В черной магии нередко используют предметы, с помощью которых человек добровольно лишил себя жизни. Также темные колдуны могут использовать землю или другие иные предметы с кладбища для проведения ритуалов. Такая магия является злой, черной, она содержит в себе смертельную энергию. Однако стоит заметить, что далеко не все колдуны осмеливаются заниматься магией подобного рода, поскольку она может нанести вред колдующему.

Черную магию с помощью могилы покончившего жизнь самоубийством используют в таких целях, как: наведение порчи, смертельной болезни и муки. Также с помощью могилы могут делать привороты и ритуалы общения с потусторонним миром.

Самоубийство – это тяжелейшее событие. Покончивший жизнь таким образом человек испытывает невероятно сильные и ужасные мучения, как в момент совершения, так и после смерти телесной. В данной статье читатель смог узнать православные каноны и традиции, связанные с захоронением самоубиенных.

Кресты на могилах самоубийц

Церковь считает, что крест на могиле самоубийцы ставить нежелательно, однако это правило соблюдается не очень строго. Если хочется соблюсти канон, но все же отметить могилу распятием, можно выбрать памятник с крестом (а не отдельный крест) или просто памятник, на котором распятие выгравировано: это несколько примирит запрет с желанием поместить крест на могиле усопшего.
24 Марта 2020 Кладбища

Уход за памятниками из гранита

Как правильно уложить плитку на кладбище: пошаговый гайд

Как правильно хоронить самоубийц и можно ли ставить крест на их могилах? Считает ли церковь грехом самоубийство душевнобольного и отпевает ли таких людей?

Отношение православных к самоубийцам

Как было сказано выше, самоубийство — это грех. Это действие приравнивается к нарушению одной из десяти заповедей. Ведь происходит убийство, пусть и своего, но тела. Также это свидетельствует о том, человек не верит в то, что он сможет справиться с ситуацией, обратившись к Господу. Он дерзает решать сам свою судьбу, совершенно не пытаясь пройти испытания, закалить свой дух. Душа самоубиенных обречена на то, чтобы вечно скитаться и мытарствовать.

Следует заметить, что этот грех не может быть отпущен церковью. Все это ведь предполагает покаяние, совершившего это недостойное деяние. Помимо не отпущения греха, церковь не совершает молитвы за душу того, кто добровольно покинул этот мир. Поэтому и не существует традиционного церковного поминовения для него. Также нельзя подавать записочки с именем за упокой.

Самое страшное это то, что таким душам очень трудно помочь в загробной жизни. Если у родственников возникает вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, то им следует знать, что в церкви это действо запрещено. В порядке исключения отпевание проводится при наличии специального разрешения.

Читайте также:  Молитва святому Иоанну Богослову о семейном счастье и не только

Как хоронят самоубийц

Немало людей слышали, как хоронят самоубийц: за оградой кладбища, без христианской атрибутики и нужного ритуала. Правда ли это? Уже не во всём — тут нужны уточнения.

Поговорим о них, а также о том, почему Церковь запрещает поминать самоубийц в молитве и правда ли это самый страшный грех.

Люди кончают с жизнью, когда теряют надежду

Пожалуй, лучшим ответом на вопрос, почему люди вешаются, топятся и бросаются из окон, может быть фраза: они не хотят так жить. Именно «так». Вряд ли найдётся кто-то, кто в здравом уме просто так отказался бы от жизни.

Кто-то испытывает невероятную боль из-за болезни, кто-то утратил всякую радость, кто-то почувствовал себя ненужным в этом мире. Причин множество.

Самоубийство — это следствие того, что человек утратил всякую надежду. Он знает, что ничего уже не произойдёт хорошего, никто не поможет.

В этом можно уследить некоторую степень вины окружающих, которые недоглядели, не помогли. И каждый отчаявшийся человек должен знать, что даже если он думает, что все его оставили, это не так.

Всегда есть люди, готовые помочь и выслушать. Например, священник в церкви, старец в монастыре, православные психологи. Ведь задача веры — дарить надежду.

Если уж хочется избежать религиозного подтекста, всё равно остаются психологи и социальные службы, готовые откликнуться и помочь человеку в сложной ситуации.

А вот самоубийство — не выход. Пока ты жив, есть возможность что-то изменить. Кто сказал, что на том свете будет лучше?

По мнению Церкви, самоубийца теряет шанс на спасение

Есть такое утверждение — самоубийство самый страшный грех. В любом другом ты можешь успеть покаяться, если проживёшь ещё хотя бы секунду, а после самоубийства уже ничего не произойдёт.

Хотя, оговоримся, что и тут возможны нюансы. Например, Паисий Святогорец однажды утешил одного родителя, что его сын, который бросился с пятого этажа, имел достаточно времени, чтобы раскаяться.

Но вернёмся к самому поступку самоубийства. Чем же он так плох? Дело в том, что грешник самоубийством отвергает христианские принципы, а значит, изымает себя из лона православной Церкви, теряет надежду на спасение.

Самоубийц не хоронят по православным обрядам, не отпевают и не поминают

Похороны без православной атрибутики

Хоронить самоубийц по всем традициям нет смысла. Отчего-то близкие думают, что можно «задобрить» Господа венками с молитвами, крестами, отпеваниями.

Но это не так. Это не Всевышний отвергает самоубийцу, а сам человек изъял себя из лона православной Церкви греховным поступком. Нельзя задним числом записать его в раскаявшиеся праведники.

Конечно, можно пойти на вредность и похоронить так же, как и всех остальных, но на участь души такие манипуляции не влияют.

Кресты и прочие православные атрибуты не используют для похорон самоубийцы

Нет отпевания

Почему самоубийц не отплавают? Ровно по той же причине.

Православная Церковь могла позаботиться душе в момент её земной жизни, когда человек был в силах принимать решения и реализовывать задуманое.

Его последнее действие — изъять себя из христианской традиции. Теперь душа всецело во власти Бога. Отпевание ей никак не поможет.

За оградой кладбища хоронят всё реже

Прежде именно так и предпочитали хоронить самоубийц. Многие кладбища — земли освящённые, примыкающие к монастырям и Церквям.

Не хоронить самоубийцу в этих местах — это никакая не карательная мера со стороны православия. Мнение Церкви: телу самоубийцы даже правильнее не находиться в почве, которую освятили священники отвергнутой им религии.

Всё-таки кладбища в России общие, хоть там преимущественно христиане. Где хоронить самоубиенных, как не там? Да и родственникам неприятно, когда их близкого будто бы выкинули.

Самоубийц не принято хоронить на кладбищах, но другого места обычно нет.

Самоубийц не поминают

Причина та же — незачем, ибо храм направлен лишь на общение с теми душами, которые сохранили преданность православию в течение жизни. Над другими он не властен.

Соответственно, нельзя отмолить самоубийцу. Но есть чины для домашней молитвы, их задача — подарить утешение.

Есть исключения

К самоубийцам, которые имели душевное заболевание, особое отношение.

На них перечисленные меры могут не распространяться. Но этот вопрос надо решать в индивидуальном порядке с представителями высшего церковного духовенства.

Библия касается темы самоубийства 4 раза, но не даёт оценок этому поступку

Казалось бы, тема загробной жизни должна быть очень хорошо изложена в Священном Писании. Есть же «Тибетская» и «Египетская» книги мёртвых, где прямо по полочкам изложены все нюансы посмертной жизни души.

Но христианство довольно скупо на детали того, что произойдёт потом. В Библии акцент стоит на том, как правильно жить в единении с Богом. Именно жить, но никак не умирать.

Быть может, нечто такое есть в стереотипных историях о самурайском кодексе, но у нас жизнь объявлена самым щедрым Божьим даром, а потому сама мысль о том, чтобы её отвергнуть, не присуща авторам Священного Писания.

Самоубийство описано всего четыре раза:

  • Саул (1 Царств 31:4);
  • Ахитофел (2 Царств 17:23);
  • Замврий (3 Царств 16:18);
  • Иуда (Матфея 27:5).

Сделать однозначные выводы из этих историй нельзя. Все четыре персонажа — люди с плохой репутацией, которых Священное Писание осуждает.

Поэтому сложно сказать, говорят ли об их самоубийстве негативно потому, что плохо само решение расстаться с жизнью, либо потому, что вообще любое деяние этих людей заведомо противно авторам Библии.

Вот, например, как описано самоубийство Саула:

«И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него».

Никакой оценки поступка — только констатация факта.

Иуда Искариот — один из четырёх людей, чьё самоубийство описано в Библии (картина «Иуда» Николая Ге)

Библия осуждает самоубийство, но в ней есть обнадёживающие утверждения

Существует две одинаково распространённые точки зрения на самоубийство.

1 точка зрения. Самоубийца не может попасть в рай

Здесь всё довольно прозрачно. Есть ряд оснований для такого утверждения:

  • Нарушение заповеди «Не убей». Самоубийца совершает убийство, хотя нацелено оно не на кого-то другого, а на себя. Но, тем не менее, заповедь не уточняет, что убивать нельзя только человека, или только другого человека. Она самая общая и применима к самоубийцам. А о тех, кто нарушил заповеди, Библия говорит:

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду».

  • Отсутствие возможности покатятся. Чтобы попасть в рай, нужно раскаяться в грехах. Лучше всего — перед священником, на исповеди. Тогда человека с чистой совестью призывают более не грешить. Но самоубийца этой возможности лишён, а потому остаётся грешником.
  • Оскорбление Бога. Помимо убийства, человек ещё и бросает вызов Богу, пытается нанести Ему оскорбление. Это дополнительный грех, который тоже отягощает душу.

2 точка зрения. Самоубийца может попасть в рай

Аргументы за эту точку зрения чуть сложнее:

  • Христианин может грешить, но всё равно оставаться верующим. А, как мы знаем, Библия утверждает, что вера — это гарантия жизни вечной. Так что одно дело — обстоятельства в жизни самоубийцы, а другое — его отношения с Богом:

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».

  • Любовь Божия ничем не обусловлена, смерть здесь бессильна. Если Бог видит, что человек вёл праведную жизнь, то Его любовь будет выше всяких обстоятельств и сил:

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Итак, с одной стороны у нас Закон Божий, а с другой — Его вера и любовь. Это противоречие некогда, согласно Евангельскому рассказу, решил Иисус Христос:

«Он из любви принёс себя в жертву, чтобы соблюсти Закон. Так что теперь, каждый человек, который примет Христа как Спасителя, обретёт жизнь вечную так, словно он безгрешен.»

Судьба самоубийцы — во власти Всевышнего.

Проблема в том, что мы не узнаем, как же сложились взаимоотношения с Богом у каждого конкретного самоубийцы, а потому, как говорится, «по умолчанию» хороним этих людей так, словно они вышли из христианской веры.

Господь на том свете уже разберётся с каждым лично.

Христа и мучеников православие не причисляет к самоубийцам

Самоубийство и Церковь — вещи, которые в некотором смысле совместимые.

Мы же можем назвать самоубийцей человека, который знает, что его поступок приведёт к смерти, но всё равно доводит себя до трагического финала? Можем.

А не так ли поступали некоторые христианские мученики? Они предпочли умереть за веру, осознано представали перед люди, которые несли им смерть.

Даже сам Иисус Христос прекрасно знал, чем закончится Его проповедь. Он не раз сообщал об этом ученикам.

И тут православие старается не использовать определение «самоубийцы». Есть топорный подход — мол, святые же убили себя не сами, у них были палачи.

Но дело же не в палачах. Правильнее смотреть глубже: самоубийцу от мученика отличает мотив. Праведник теряет свою жизнь, но спасает десятки других — бывает, физически, а бывает, духовно, если стал примером.

Скажем, мученица Пелагия Тарисийская добровольно вошла в печь, чтобы избежать казни от палача. Ныне её почитают верующие.

Мученица Пелагея Тарисийская — самоубийца, но не грешница

При этом не обязательно страдать за веру: странно было бы назвать человека, который пожертвовал собой, чтобы спасти кого-то из горящего дома, грешником.

Отношение церкви к суициду

Статьи

    –>
  • Главная
  • Статьи
  • Отношение церкви к суициду

Некоторые православные правила, каноны и традиции со временем изменяются, адаптируясь под современный мир. Но добровольное лишение себя жизни на протяжении многих веков остается тяжким грехом, который церковь не отпускает. При захоронении и поминовении самоубийц придерживаются особых правил.

Кто такие самоубийцы в Православии

Организация похорон самоубийцы обладает отличительными особенностями, так как церковь не может отпевать таких покойников. Но для начала требуется разобраться, кто такие суицидники в православном понимании:

  • – Люди, добровольно лишившие себя жизни, используя любые способы (повешение, отравление, прочее);
  • – Человек, случайно погибший при совершении преступного действия;
  • – Больные, ушедшие из жизни посредством эвтаназии;
  • – Люди, злоупотреблявшие спиртным и наркотиками, что и стало причиной их смерти.

Почему церковь не отпевает самоубийц

Самоубийство – это грех, в котором невозможно раскаяться, чтобы получить прощение Господа и спасти душу. Церковь отворачивается от таких людей, поэтому родственники не могут заказать панихиду и достойно проводить умершего в другой мир.

Позиция в Православии касательно суицида сформировалось уже давно. Жизнь – великий дар Бога, а самоубийство оскорбляет все, чем дорожит церковь. Среди грехов Иуды худшим является добровольное лишение себя жизни, а не предательство Иисуса Христа.

Самоубийство сочетает в себе грех убийства, маловерие, уныние, малодушие. В Православии главное верить в замысел божий, ведь каждый получает ровно столько испытаний, сколько он может выдержать. Спасение дается, когда человек с мужеством и благородством проносит свой крест сквозь отведенное ему Господом время.

Также за самоубийцей тянуться и другие грехи, в которых он не покаялся. Обычно безбожники даже не осознают греховность своих действий. Часто они просто игнорируют факт существования Бога и все моральные законы, прописанные в Священном Писании.

Самоубийц запрещается поминать в храме. За них нельзя заказать панихиду и любую другую молитву. Родственники погибшего могут молиться только дома, но священники предупреждают, что такие действия могут привести к нарушениям психического здоровья. Один человек не способен смягчить боль того, кто отчаялся и принял решение добровольно закончить свои земные мучения.

В современном мире проблема суицида стоит достаточно остро. Статистика такой смертности заставляет переосмыслить старые взгляды. Церковь старается приспосабливаться к новым правилам. Сейчас священнослужители ищут способы, чтобы обойти устаревшие каноны.

Заочное отпевание

Не каждый способен в одиночку справиться с горем, когда приходится хоронить близкого человека, совершившего суицид. Люди стараются найти разные способы, чтобы заручиться поддержкой церкви. Отпевание покойного в храме дает надежду, что с его душой все будет хорошо.

Если усопший был психически болен, то можно заказать заочный ритуал. Для этого требуется предоставить священнослужителю справку, подтверждающую наличие психических отклонений. Если о душевном состоянии погибшего ничего неизвестно, то церковь соглашается провести чин утешения, что демонстрирует желание смягчить боль родственников умершего.

Особенности похорон самоубийц

Могилы людей, которые самостоятельно лишили себя жизни, обычно располагаются на окраине кладбища. Раньше суицидников хоронили в лесу или на пустыре. Нередко в поселках размещалось сразу два кладбища. Но в цивилизованном мире действуют другие правила. Так одним из выходов из сложившейся ситуации является кремация.

На сегодняший день самоубийцу можно захоронить на обычном кладбище. Главное условие – отсутствие поблизости православных храмов. В Библии описаны четкие рекомендации, где хоронить человека, лишившего себя жизни. Его могила размещается на ближайшем холме рядом с кладбищем, так как душа усопшего грешная, и отправляясь в преисподнюю, может захватить с собой невиновного покойника.

Похороны суицидников проводятся с соблюдением строгих правид на третий день после смерти. При этом многие обряды находятся под запретом:

  • – Отпевание покойного;
  • – Заказ сорокоуста и панихиды;
  • – Скорбь по усопшему;
  • – Прощальный поцелуй умершего.

Если родственники решили обойти запреты и обмануть церковь, то это становится их личным грехом. Чтобы заказать отпевание, можно попытаться доказать, что погибший убил себя непреднамеренно или он был невменяемым, когда совершал преступление против божьих законов.

Заключение

В отношении суицида церковь остается непреклонной на протяжении длительного времени. Человек, самостоятельно убивший себя, отвернулся от Господа и больше не может раскаяться, поэтому его отпевание в храме невозможно. Но в этих правилах существуют исключения. Например, непреднамеренная смерть или психические отклонения, спровоцировавшие человека на самоубийство.

Символ Веры

Православные новости

Накануне праздника Благовещения 6 Апреля 2011 года Блаженнейший митрополит Владимир в сопровождении Архиепископа Полтавского Филиппа, Архиепископа Переяслав-Хмельницкого Александра и группы священников и набожных паломников с Украины посетили Иерусалимский патриархат и встретились с патриархом Иерусалимским Феофилом.

  • Главная
  • Христианские храмы и святыни
  • Лечение в Израиле
  • Интересное
    • РПЦЗ
    • Святая Земля
    • Молитвы.Богослужения
    • Жития Святых
  • Православные новости
    • Престольные праздники
  • Молитвослов
  • Библия
  • Обратная связь
  • Продажа икон из Иерусалима
  • Продажа ювелирных изделий
  • Реквизиты
  • Церковные требы
  • Карта Сайта

Почему самоубийц не отпевают и не хоронят на кладбище?

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16)

Наверное, в мире нет ни одной религии, которая оправдывала бы суицид. Но православные наиболее рьяно осуждают этот грех. Согласно христианским догматам, самоубийц нельзя отпевать в церкви, хоронить на освященной земле, заказывать за них поминальные молебны в храмах.

Почему это происходит? В православной традиции жизнь является высшей человеческой ценностью, Божьим даром. И распорядиться ею надо соответствующим образом: жить по Божьим заповедям в гармонии с собой и миром, окружать себя добрыми делами и помыслами, не грешить, бороться с соблазнами и искушениями. Наложить на себя руки – все равно, что швырнуть Богу в лицо ненужный подарок, выказав тем самым презрение к существующему порядку, бросить вызов высшим силам. А кому такое понравится? Тем более – Создателю…

Грех самоубийства Русская православная церковь приравнивает к греху убийства. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование. При этом, суицид является более тяжким грехом, поскольку раскаяться в убийстве еще возможно при жизни, и у человека есть надежда на спасение души. В случае же с самоубийством новопреставленный уходит в мир иной с тяжестью неисповеданного и непрощенного греха.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека.

Казалось бы, в этот период усопшему как никогда нужна посмертная молитвенная помощь. Но ни один священник не согласится отслужить панихиду по великому грешнику. Почему нельзя отпевать самоубийц? Да потому что как ни молись, Царствия Божьего они уже не унаследуют. Эти люди сами себя лишили последней возможности спасения. И если человек намеренно отказался от собственного благополучия, осквернил своим поступком собственную душу и буквально плюнул в лицо Господу, то какой смысл совершать над ним столь священный чин?

Но если родственники самоубийцы скорбят о покойном и жалеют его, у них есть возможность облегчить посмертные страдания загубленной души и молиться за него самим. Несмотря на то что в храме отпевать самоубийц нельзя, почему бы не оказать ему молитвенную поддержку келейно, то есть, в домашних условиях. Эту процедуру уместнее всего обсудить со священником, поскольку существует особые правила молитвы за самоубийц, и родные должны их знать.

Читайте также:  Иосиф Волоцкий

Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

– Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

– Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам – что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

– Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей – темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход. Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание

– Могут дойти до такого состояния верующие люди?

– Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние… Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

– Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

– Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы –дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни – это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Церковная записка

Церковная записка, подаваемая «о здравии» или «о упокоении», наравне со свечей является наиболее массовым и обычным церковным обращением людей к Господу, Богородице и святым угодникам

– Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

– Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство – они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной – договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго»

– Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

– Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

– Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны – выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

– Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки

– Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

– Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

– А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

– Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

– Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

– В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Почему самоубийц не хоронят на кладбище

Можно ли отпевать самоубийц? О правилах и запретах на похоронах самоубийц

Многие родственники, утратившие в своей семье близкого человека, который совершил акт самоубийства, нередко задаются вопросом: как хоронить самоубийцу? Можно ли его отпевать? Для человека, который исповедует христианство, в частности, православную ветвь, отпевание души усопшего становится весьма значительным и важным обрядом. Ведь отпевание – это такой же важный, как и крещение, обряд, позволяющий душе покойного подготовиться к загробной жизни.

По религиозным понятиям – самоубийца является человеком, который преступил как перед своей душой, так и перед Богом. Ведь если Бог дал вам жизнь, то лишь он имеет право ее отнять.

Хоронят ли самоубийц?

Да, самоубийц хоронят. Однако, сам процесс погребения в некоторой степени отличен от того, как хоронят людей, которые не по собственной вине свели счеты с жизнью.

Где хоронят самоубийц?

Ответ на этот вопрос заключается в следующем: самоубийц нельзя хоронить на кладбище, где погребены люди, которые умерли либо естественной смертью, либо не от своих рук. В православии самоубийство считается тяжелейшим грехом, вплоть до того, что есть такое убеждение, что человек, совершивший суицид, отказывается от статуса человека. Это значит, что самоубийц, как и домашних животных, нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах, или же в определенных местах. Это происходит по причине того, что кладбище является местом, где покоятся люди, охраняемые Богом, лишившиеся жизни не по собственной вине.

Раньше самоубийц хоронили в лесах или же на полянах. Также, ранее были такие деревни, где суицид был достаточно распространенной причиной смерти, и по этой причине в этих деревнях было два кладбища. Первое кладбище было для людей, ушедших из жизни не по своей вине или воле, а также, для тех, кто самостоятельно отобрал у себя жизнь. Однако на сегодняшний день, люди пренебрегают тем, что самоубийцы должны быть погребены в специально отведенном месте, хотя по Библейским канонам, на кладбищах хоронить самоубийц не разрешено.

Запреты для самоубийц

Самоубийц нельзя отпевать, а похороны нужно осуществлять на третьи сутки. Нельзя плакать и скорбить по умершему, а также целовать покойного. После погребения сорокоуст за упокой также нельзя заказывать, а еще нельзя поминать покойного панихидой.

Кого относят к самоубийцам по церковным канонам?

К самоубийцам относятся не только те люди, которые совершили акт суицида известными нам способами (повешение и так далее), но и те, люди, которые будучи преступниками, были убиты во время совершения преступного деяния, люди, страдающие от тяжелых заболеваний, которые согласились на эвтаназию. В отпевании души усопшего может быть отказано, если не было установлено, покончил ли жизнь самоубийством человек или же нет.

Также, фактически, церковь относит наркоманов, токсикоманов и алкоголиков, ведь они добровольно сокращают свою жизнь и приближают и без того неминуемый момент смерти.

И все-таки: можно ли отпеть самоубийцу?

Отпеть самоубийцу можно только в том случае, если человек, который наложил на себя руки, был психически нездоров. Для того, чтобы сделать это возможным, необходимо обратиться с письменным прошением на имя архиерея Вашей епархии с указанием психической болезни, которой страдал самоубийца. Также необходимо приложить справку о болезни и о том, что человек состоял на учете. После того, когда вы получите разрешение с указом архиерея, необходимо обратиться к вашему приходу.

Также, дома можно молиться за душу усопшего не запрещено, однако это считается большим искушением, поскольку родственник самоубийцы просит прощения за человека, который совершил тяжелейший грех.

Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что приводит людей к самоубийству?

Информацию о всех ритуальных обрядах и обычаях в Минске и других городах Беларуси, а так же задать интересующий Вас вопрос, Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

Ссылка на основную публикацию