Почему, когда заходишь в церковь плачешь, мнение православной церкви

Почему в церкви хочется плакать

Верующие только «для галочки» приходят в церковь, чтобы поставить свечку или заказать религиозный обряд (крестины, венчание). По-настоящему верующие люди посещают храм ради молитвы, во время которой общаются с Господом, выливают Ему свои горести, просят совета. Иногда во время тихой одиночной молитвы или многолюдной службы вы ощущаете, как по лицу текут слезы… Грешно ли плакать в церкви, или может, это плохая примета?

Всегда ли прихожане плачут в храме Божьем?

Такое происходит довольно часто во время знаковых событий: вполне понятны слезы людей от радости во время свадьбы или крестин (особенно если это событие желанное, с трудом вымоленное). Само собой, еще чаще прихожане плачут на похоронах. Такие человеческие эмоции — признак живой, ранимой души, и ни один священник не укорит вас за них.

Но иногда люди и сами не могут понять своих эмоций, когда слезы просятся во время исповеди, молитвы или святой Литургии.

Все люди разные. Как правило, такие слезы вызывают чувства:

  • искреннего раскаяния за свои грехи;
  • получения долгожданного ответа на свою молитву;
  • очищения от грехов;
  • осознания величия Господа;
  • воспоминания о горе, которое носит глубоко в сердце человек;
  • радости очищения и просветления души.

Не стоит полностью концентрировать себя на этих слезах, но и сдерживать их не нужно. Пусть себе льются, очищая душу! Греха в этом нет.

Кстати: воцерковленные христиане часто рассказывают, что рыдают не только в храме, но и во время домашней молитвы, растрогавшись из-за благоговения перед Господом. Такой плач священники называют святым, считая благодатью, дарованной Святым Духом. Батюшки считают, что такой радостью может наполниться только особый, восприимчивый к Слову Божьему человек.

Плохо ли это — орошать слезами церковную тишину?

Ощущая раскаяние, люди не только плачут — некоторых тянет даже встать на колени и поклониться иконам. Не стоит стыдиться этого чувства, даже если ловите на себе откровенно удивленные взгляды окружающих. Если людей удивляют, а то и возмущают такие эмоции, вряд ли они по-настоящему воцерковленные — а значит, вам не стоит пытаться казаться «нормальным» в их глазах (вы ведь не ради уважения ближних пришли в Божий храм, не так ли?)

И вообще: намного хуже придя в церковь, стоять там совершенно без эмоций, просто «отбывая» службу (показывая односельчанкам новое платье, пытаясь казаться набожным, следуя моде и так далее). Церковь — не обязанность и не работа, приход в это место должен быть желанным для любого христианина.

Кстати: некоторые суеверия считают истерику в храме признаком порчи. Это ошибка (как и другие церковные суеверия). Выплакавшись в этом святом месте, человек очищает душу. Если вы не совсем понимаете, что именно вызвало плач, подойдите к священнику, попросите совета, договоритесь об исповеди.

Мнение православных священников

В большинстве своем батюшки уверяют: в храме каждый из нас имеет полное право быть собой. Одни могут широко и светло улыбаться иконам, словно повстречав старых и добрых знакомых; другие падают ниц и заливаются слезами раскаяния; третьи садятся в уголке и максимально расслабляются… Все это нормально, ведь все люди разные.

Впрочем, некоторые священники говорят: если плач горький и безутешный, его вызывает нечистая сила, желающая отвратить человека от веры. У таких людей словно бы из ниоткуда появляется мысль о том, что они не достойны стоять здесь, перед лицом Господа, и даже переступать порог Церкви… Главная задача духовника — заметить такого растерянного человека и убедить его в обратном.

Упоминание молитвенных слез в Святом Писании

Святитель Исаак Сирин (преподобный аскет, один из отцов-основателей современной православной церкви) говорил, что именно со слез раскаяния начинается внутреннее перерождения души уверовавшего человека.

Святой Августин рассказывает о святой Монике, именно слезной молитвой отмолившей у Господа своих близких. Будучи единственной христианкой в семье, женщина сумела спасти души своих родных (детей и супруга).

А святой Афанасий (митрополит Лимассольський) писал: сущность молитвенной жизни человеку получится познать только посредством искренних слез.

Подытожим…

  • В церкви плачут по разным причинам: из-за раскаяния, стыда, чувства очищения, благодарности перед Господом.
  • Священники считают, что проливать слезы в Божьем храме не грешно и вполне уместно. Более того, такие чувства — это признак избранности, особенно тонкой, восприимчивой к Святому Духу души.
  • Случаи плача людей во время молитвы описаны и в Библии (причем такие молитвы получались очень сильными).

…А если в храме у вас возникают другие странные симптомы — скажем, все тело прошибает холодный пот или нападает непреодолимая зевота? На эти вопросы отвечает популярный священник, ведущий блог на Ютубе:

Правила хранения православных икон

Наверняка хотя бы раз в жизни каждый православный христианин задавался вопросом, как правильно хранить иконы. Имея дома свой иконостас, хочется сохранить образы в хорошем состоянии и, возможно, передать их своим детям. В храмах тоже вопрос сохранности стоит остро — большой поток людей, копоть свечей и перепады температур могут негативно сказываться на изображениях. Попробуем разобраться, как же сохранить в надлежащем виде почитаемые святыни.

Свод правил от специалистов Свято-Тихоновского гуманитарного университета

На кафедре реставрации Свято-Тихоновского гуманитарного университета были разработаны специальные правила хранения икон. Они подходят как для храмовых святынь, так и для тех, которые используются дома. Речь идет об образах, которые написаны красками на холсте, дереве или других материалах — именно они наиболее подвержены порче. Типографские изображения, напечатанные на принтерах, в меньшей степени нуждаются в особых условиях хранения.

Из всего перечня правил можно выделить основные:

  1. По возможности образа лучше держать в специальных киотах из стекла, которые будут защищать изображение от негативных внешних факторов.
  2. Если икона написана на деревянной основе, то ее нельзя хранить в помещениях, где есть древесный жук-точильщик.
  3. Не стоит вешать или ставить образ возле источника тепла (батарея, печь), поскольку от высокой температуры древесина пересохнет и деформируется.
  4. Следует избегать сквозняков и попадания прямого солнечного света непосредственно на изображение.
  5. Пыль и незначительные загрязнения нужно не вытирать тряпкой, а аккуратно стряхивать специальной кистью.
  6. Хранить иконы нужно в помещении с оптимальными параметрами воздуха (температура 18-22 градуса, влажность 50-65 %).
  7. Не стоит вытирать или намазывать поверхность образа какими-либо веществами или составами (в том числе и освященными), так как они могут вступить в химическую реакцию с красками и испортить изображение.
  8. При наличии большого подсвечника с множеством свечей икону следует разместить как можно дальше от огня.
  9. Если планируется отдавать образ на реставрацию, то лучше всего уложить его горизонтально изображением вверх и исключить механический контакт (например, положить в коробку).
  10. Любые реставрационные работы должны проводиться только профессионально обученными специалистами, имеющими документальное подтверждение своего образования.

Соблюдение таких достаточно простых и логичных правил поможет сохранить православные святыни на долгие годы без потери качества краски и яркости изображенных святых ликов.

Другие особенности хранения икон

Основные правила сохранности икон направлены на устранение чисто физических негативных факторов, могущих привести к порче изображения. Однако святая икона — это не просто картина, предмет искусства или украшение. Прежде всего, это большая святыня. И главное правило хранения иконы, как святыни — это благоговение.

О некоторых почитаемых иконах:

Совершенно недопустимо складывать иконы вместе с книгами, журналами, картинами или вообще какими-либо другими предметами.

Важно. Святые лики — носители образов Господа, Пресвятой Богородицы, святых мучеников и подвижников благочестия. Глядя на них, наш ум призван возвышаться к первообразу.

Если в домашнем иконостасе появились лишние иконы, которые некуда повесить, или оказалось два одинаковых образа — можно найти отдельное место для хранения святынь. Это может быть ящик стола, полка, где не будет лежать больше ничего лишнего.

Хорошо, если святые изображения не пылятся в столе, а находятся у верующих людей. Поэтому всегда предпочтительнее подарить лишнюю икону верующему христианину, чем хранить ее у себя. Исключением могут быть старинные родовые образа, которые передаются по наследству как семейная реликвия.

Многие изображения святых сегодня расцениваются как произведения искусства и могут иметь значительную ценность как финансовую, так и художественно-историческую. Тем не менее, не следует забывать, что перед образом нужно прежде всего молиться.

Небольшие иконки, напечатанные на бумаге или пластике, очень удобно хранить в молитвословах. Достаточно просто прикрепить образок на страницу с молитвой тому, кто изображен. В таком случае, читая эту молитву, образ всегда будет перед глазами и проще будет вознести свой ум к Богу.

Что же касается храмов, то в большинстве из них оборудованы специальные помещения для хранения икон, которые не используются постоянно в богослужениях. Эти образа могут выноситься на аналой в дни особых праздников или на молебны по просьбе прихожан. Те же лики, которые постоянно висят на стенах храма, чаще всего закрываются стеклом.

Прикладываясь к святому изображению, спрятанному за стеклом, многие думают, что лишаются благодати, поскольку не касаются непосредственно изображения. Такой подход чужд христианству, поскольку благодать исходит не от доски с краской как таковой, а от Господа нашего Иисуса Христа, святых. И разве может обыкновенное стекло стать препятствием для благодати всемогущего Бога?

Еще одной благочестивой традицией является украшение иконостасов вышитыми рушниками или красивой тканью. Особенно часто такое встречается дома у верующих людей пожилого возраста. Действительно, покрывало из ткани убережет лик от пыли и копоти от свечей и облегчит уход за святыней.

Благоговейное отношение к изображению святого лика — это, прежде всего, молитва. Можно завесить весь дом самыми красивыми иконами, но если перед ними не читают искреннюю сердечную молитву, то это совершенно бессмысленно.

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Читайте также:  Как правильно молиться, чтобы Бог услышал? Узнаем!

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Православная писаная живописная мерная икона в каноне Заказать Купить

пишем мерные,именные,венчальные,семейные иконы,иконы Богородицы, Спасителя.

Как правильно хранить иконы. Старинные иконы.

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил. В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков. В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности. Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху. На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят. Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей. К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки. Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать. Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению. Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы. Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных. Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска. Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ). По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой. Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе. Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы. Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации. Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире. Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия. В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Читайте также:  Пользовательское соглашение

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку. Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности. И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Хранение православных икон на деревянной основе и рукописных. Условия для домашнего использования и в храмах

В древней Руси для хранения икон в доме всегда отводилось особое место, так называемый «красный угол». Все изображения с ликами Святых располагались в одном месте, вместе с лампадками или свечами. Иконостас украшался красивыми вышитыми вручную рушниками. Бережное, можно сказать даже почитаемое сохранение икон, считалось важным для каждой семьи. Ведь передать старинные реликвии наследникам было одной из главных задач у старших поколений.

В настоящее время религиозные ценности не считают большой ценностью, но многие семьи чтит традиции своих предков, и стараются сохранить иконы, доставшиеся им от дедов и прадедов. Хранить православные иконы на деревянной основе или рукописные можно не только в храме или музее, но и в домашних условиях. Для этого важно следовать определенным инструкциям и внимательно наблюдать за состояние церковных артефактов.

Рис 1 Иконы в старину хранили «в красном угле», который располагался в противоположном о печи месте. Это защищало их от высокой влажности и сквозняков.

Оптимальные условия для хранения рукописных икон:

  • температура +17-22 С;
  • влажность 50%-65%;
  • суточные перепады не должны превышать 10% по каждому показателю.

Слой краски и защитный грунт на полотнах может осыпаться или растрескиваться от резких перепадов температур, высокой влажности или больших сквозняков. Эксперты рекомендуют рукописные изделия, как старые, так и новые не хранить на кухне, в прихожей, на террасе. Желательно чтобы все челны семьи были в курсе особой ценности и хрупкости изображений Святых.

  1. Свод правил от специалистов по хранению церковных икон
  2. Как правильно хранить иконы в храме
  3. Основные виды порчи иконы и их причины
  4. Что нельзя делать при хранении деревянных икон
  5. Рекомендации для начинающих

Свод правил от специалистов по хранению церковных икон

Эксперты по изготовлению и реставрации икон акцентируют внимание на том, что на первый взгляд поражения полотен по причине перепадов климата не заметны. Однако они затрагивают абсолютно все части иконы, пусть и проявляются очень медленно. Год за годом начинает рассыхаться деревянная основа, лопаются ткани, слои левкаса (смеси клея и мела, которым покрывается полотно). С течением времени все это приводит к образованию трещин и осыпанию красок.

При постоянной повышенной влажности в помещении на изображениях развивается грибок и плесень. Например, на Руси всегда делали «красный угол» напротив печи. Иконы расставлялись на столе или на тонких деревянных рейках, на стенах, прилепляясь к стене жгутами или веревками. Для деревянной и тканевой основы применялись только самые лучшие и натуральные материалы.

Современные мастера по церковной живописи изначально обрабатывают доски для икон специальными средствами от насекомых. Так как самую большую опасность для дерева представляет жук-точильщик. Он может уничтожить икону за 2-3 года и избавиться от него очень сложно.

Рис 2 Иконостас в условиях современной квартиры обустроить совсем не сложно. Для сохранения качества рукописных и деревянных Святых изображений нужно избегать сквозняков, высокой влажности и прямых солнечных лучей.

Основные правила по хранению икон:

  • нельзя ставить изделия рядом с отопительными приборами, обогревателями, печами, это может вызвать коробление материалов и вздутия краски;
  • стоит избегать резкого перегрева под прямыми солнечными лучами;
  • большие сквозняки или низкие температуры провоцируют ухудшение качества полотен;
  • не рекомендуется обновлять икону лаками или красами в домашних условиях;
  • при использовании свечей, нельзя ставить их слишком близко от изображений с ликами Святых;
  • при возникновении вопрос или появлении первых признаков деформации или порчи религиозных раритетов нужно обращаться за консультацией к профессиональным реставраторам.

Для хранения рукописных икон рекомендуется использовать специальные киоты из стекла. Они помогут защитить изделие от неблагоприятных факторов и предотвратить заражение жуком-точильщиком. Лучше не доверять реставрацию полотен мастеркам-самоучкам, а обращаться к специалистам с документальным подтверждением профильного образования. Свод этих правил позволит сохранить православные святыни в течение долгих лет без ухудшения качества и яркости красок изображенных на их Святых.

Как правильно хранить иконы в храме

Православные верующие относятся к иконам, как к настоящим святыням. Изображения с ликами Святых являются обязательными религиозными атрибутами в любой церкви или домашнем иконостасе. В условиях храмов для хранения рукописных изделий также существуют специальные правила.

Иконы не рекомендуется держать на колокольне, в подвальном помещении или на чердаке. В большинстве случаев всегда оборудуются специальные хранилища, в которых каждая святыня имеет свое место на стеллаже и не соприкасается с другими предметами. Здесь должна поддерживаться умеренная температура (+18-20°С) и сухой воздух, без сквозняков. Иконы кладутся в горизонтальном положении. Экземпляры, которые используются редко, обворачиваются в кальку.

Рис.3 Иконы в церкви, которые редко используются должны храниться в отдельных помещениях на стеллажах или в специальных стеклянных киотах.

Иконы неправильно было бы считать просто экспонатами церковного интерьера. Священники и прихожане считают их особыми обителями, которые создают неповторимую религиозную атмосферу. В больших храмах для хранения старинной церковной утвари, икон в том числе, используют стеклянные киоты. В них создается специальный щадящий микроклимат, при котором колебания температуры и влажности воздуха минимальные.

Деревянные конструкции (окна, двери) в храме должны находиться в идеальном состоянии. Требуется строго следить за попаданием жука-точильщика в помещение церкви. Массовый лет, которого в условиях Центральной Росси начинается в начале мая. Для правильного хранения икон необходимо регулярно проветривать церковь и все комнаты, где хранятся иконы. Реставрацию изображений проводят только специально обученные мастера.

Основные виды порчи иконы и их причины

Среди множества причин вызывающих порчу икон можно выделить две большие группы: экстремальные и механические. К первым относятся пожары, потопы, повреждения в результате попадания масла с ладанки или парафина от свечи. Кроме этого, деформация и потеря качества церковных экспонатов может, происходить вследствие медленных, но серьезных поражения из-за времени.

Изогнутость доски на основе или рамах иконы является следствием неправильного изготовления или хранения изделия. Среди самых опасных факторов специалисты выделяют прямые солнечные лучи, высокие температуры в помещении. По аналогичным причинам может произойти расслоение доски. Глубокие трещины становятся следствием сильных ударов или неумелой реставрации рамки иконы.

Рис 4 Иконы теряют свои эстетические качества в результате высоких перепадов температур, повышенной влажности или длительного воздействия прямых солнечных лучей.

Отслоение левкаса (слоя мела под краской) случается от быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков. Изображение может потрескаться или отойти от основы из-за попадания солнечного света или после протираний влажной тряпкой. Потерять яркость красок икона может из-за большого скопления пыли или после постоянного воздействия влаги, солнечного света.

Для того чтобы избежать потери качества церковных изделий эксперты по иконам рекомендуют по возможности хранить старинные экземпляры в киотах. При этом важно помнить, что уважение к изображениям Святых, забота и почитание религиозных святынь – это главные правила для правильного хранения. Ведь иконы – это не просто декоративные изделия, для православного человека они имеют особую историческую, духовную и религиозную ценность.

Что нельзя делать при хранении деревянных икон

Применение старинных икон на деревянной основе и рукописных изделий требует от владельцев соблюдения некоторых условий для того, чтобы не повредить уникальные творения и по максимуму продлить их срок службы.

Категорически запрещается при хранении икон:

  • применять моющие средства и воду с целью удаления пыли и грязи;
  • протирать изделия маслом;
  • пылесосить церковные картины;
  • самостоятельно реставрировать полотно или выпрямлять рамы;
  • использовать олифу, лаки или краску для покрытия внешнего слоя иконы.

Важно! Эксперты по реставрации икон рукописных и деревянных не рекомендуют применять влажные вещества для протирания полотен. Влажные тряпки, щетки, а тем более бытовая химия могут спровоцировать частичное или полное разрушение красочного слоя или натурального дерева на основе иконы.

Если попытаться обработать изделие маслом (льняным, подсолнечным, механическим), то можно нанести ущерб живописи, причем не всегда изделие начинает портиться сразу. Активные компоненты масла при попадании на старинное полотно могут вызвать его медленное, но действенное разложение и выцветание.

Рис 5 Ремонтом или реставрацией икон должен заниматься только специально обученный профессионал. «Подпольные» мастера могут навредить качеству Святыни, в результате чего теряется историческая и материальная ценность.

Механическое воздействие на иконы (пылесосом, гвоздями, шурупами) снижает износостойкость, может вызвать трещины, выравнивание частей живописной основы. Изображения с ликами Святых нельзя хранить в помещениях с повышенной влажностью и большими сквозняками. Прямые солнечные лучи провоцируют выцветание красок, в результате происходит коробление и растрескивание живописного слоя.

Совет! Реставрацией рукописных и деревянных старинных икон должен заниматься профессиональный реставратор. Самостоятельные попытки не только ухудшают внешние свойства таких изделий, но приводят к потере религиозной и исторической ценности.

Изображения с ликами Святых лучше располагать на полках, но так чтобы предотвратить любые механические воздействия. Не рекомендуется закреплять на них подвесы или вешать к стене, гвоздями или само резами. Не стоит счищать потемневшие пятна и изображений или рамы изделия, как и трогать печатный слой руками. Все это приводить к разрушению красок и основного полотна.

Рекомендации для начинающих

Сохранению материальной, религиозной и искусственной ценности старинных икон помогает соблюдение определенных правил. Опытные прихожане знают, как правильно и в каких условиях содержать изображения с ликами Святых, а вот новичкам следует быть внимательнее и принять их к сведению.

Для наилучшего сохранения качества икон существуют обязательные условия:

  • хранить изображения лучше в специальных стеклянных киотах (ящиках из стекла);
  • для очистки от загрязнений и пыли применяются широкие мягкие кисти с натуральной щетиной;
  • в комнате с иконостасом не должно быть перепадов влажности и сквозняков;
  • эксперты рекомендуют внимательно осматривать полотна дважды в течение года, при любых повреждениях нужно незамедлительно обращаться к реставратору;

Хранение уникальных церковных артефактов не представляет особой сложности даже для начинающих прихожан. В условиях храма за сохранностью икон следят специальные люди, а в домашних условиях эта роль возлагается на каждого члена семьи. Для того чтобы сберечь бесценные памятники истории и передать их в наследие детям и внукам нужно всего лишь следовать вышеперечисленным инструкциям.

Где и как хранить иконы

В православном богословии иконы играют очень важную роль. Это не просто образы святых, но ещё и инструмент общения с Богом и церковью. Поэтому с ними принято обращаться очень бережно. Это особенно касается старинных икон, написанных на дереве. В силу старости они могут легко повредиться, поэтому хранить их нужно очень аккуратно.

Что влияет на срок хранения

Сохранность старинных икон, написанных на деревянной основе, зависит от таких факторов:

  1. Состояние иконы. Если она повреждена, следует прибегнуть к реставрации. При дальнейшем хранении повреждения будут увеличиваться.
  2. Температура. Желательно, чтобы находилась в диапазоне +17°С-+22°С.
  3. Влажность. Должна быть в пределах 50-65%.
  4. Место хранения. Должно быть чистым и сухим, закрытым от прямых солнечных лучей.

Эти факторы актуальны для старинных образов, краска и грунт на которых могут очень быстро растрескаться при неправильном хранении. Современные изделия, особенно из пластика, гораздо менее требовательны, их достаточно держать в сухом чистом месте.

Правила хранения

Современные печатные изображения менее требовательны к условиям хранения. Проще всего портятся иконы, написанные на холсте или дереве. Можно выделить такие ключевые правила:

  • В идеале образа нужно помещать в киоты – специальные рамы-шкафчики с остеклением. Конструкция защитит от внешних негативных воздействий.
  • Деревянные изделия нельзя содержать в местах, где обитает жук-точильщик. Определить его наличие можно по отверстиям в деревянных стенах. Этот вредитель может за 2-3 года сделать из образа Святого труху.

  • Образа не следует размещать у источников тепла. Повышенная температура приводит к пересыханию и деформации дерева. Даже тепло от настольной лампы способно повредить изображение.
  • Место должно быть закрытым от прямых солнечных лучей и защищённым от сквозняков.
  • Если рядом есть подсвечник с большим количеством свечей, его следует отставить подальше.
  • Если икона повреждена и планируется её реставрация, следует хранить в горизонтальном положении. В идеале нужно поместить в картонную коробку, в православии это допустимо. Так образ удастся сохранить до момента реставрации. Чтобы в коробке изделие не болталось, можно сделать уплотнение по бокам из ткани или бумаги.
  • Если для молитв икону используют редко, её можно хранить в закрывающемся шкафу. Это обеспечит защиту от пыли и других негативных воздействий. Однако согласно традициям православия, принято устанавливать образ на открытом месте в восточной части дома и там, где регулярно собирается вся семья.
  • Для иконы можно сделать или приобрести специальную полку.
  • Если в иконостасе появились дубли ликов Святых, их можно убрать, к примеру, поместив в ящик стола или шкаф.
  • Маленькие бумажные или пластиковые иконки можно содержать в молитвослове. К примеру, образ можно закрепить на странице того Святого, который на нём изображён. Благодаря этому образ будет всегда перед глазами при чтении молитвы этому Святому.
  • Иконостасы часто украшают вышитыми рушниками. Это не только красиво, но также защищает лик от копоти и пыли.
Читайте также:  Харалампий Магнезийский

  • Место хранения должно быть защищено от резких колебаний температуры и влажности. Поэтому, если на улице сильный ветер или дождь, лучше не открывать окно или убрать образ подальше.
  • Согласно православным традициям, лики не следует ставить рядом со светскими книгами. Поэтому лучше не размещать их в книжном шкафу или письменном столе.
  • Традиции также гласят, что образа не следует вешать в непосредственной близости к фотографиям и картинам.
  • В детской комнате будет уместно размещение образа Святого или Ангела Хранителя, чьё имя носит ребёнок. На кухне можно установить образ, изображающий Тайную вечерю. Для спальни можно выбрать икону Святых Петра и Февронии, защищающих семью.
  • Лики можно размещать в любой комнате дома, но лучше ориентироваться при выборе конкретных образов на церковные рекомендации.
  • Коллекции ликов принято хранить на специальных полочках. Такие можно найти в продаже в церковных лавках. Они могут быть прямыми и угловыми, состоящими из одного или нескольких ярусов. Подбирать стоит исходя из количества и размеров имеющихся икон.
  • У многих верующих можно встретить дома полноценный иконостас. Это некое подобие перегородки, на котором образа расположены в несколько рядов в определённом порядке.
  • Иконостас в доме

    Полезные советы

    Чтобы предотвратить порчу иконы, что особенно актуально для ценных старинных образов, учтите несколько рекомендаций:

    • Изделие должно быть защищено от низких и высоких температур, ультрафиолета, повышенной влажности и сквозняков.
    • Повреждённую икону лучше спрятать в коробке до момента реставрации. При этом не нужно оборачивать тканью.
    • Для удаления пыли нельзя использовать сухие или влажные тряпки. Со временем такой уход приведёт к стиранию рисунка. Нужно пользоваться специальной мягкой кистью.
    • Не следует обрабатывать или протирать поверхность различными составами и средствами, даже если это освящённые вещества. Есть риск химической реакции с краской из-за чего испортится изображение.
    • Если планируется реставрация, следует обращаться только к специалистам, имеющим официальную квалификацию.
    • Если есть возможность, лучше держать образ за стеклом. Некоторые опасаются, что, прикладываясь и молясь в таком случае, они нарушают церковные нормы. На самом деле это не так. Источником благодати являются Господ, Иисус, Святые и Ангелы, но не сами разрисованные доски, как таковые.
    • Нельзя мыть икону какими-либо средствами. Также нельзя покрывать маслом, всевозможными красками и лаком. Для протирки нельзя использовать какие-либо средства, это чревато повреждением краски.

    Советы по сохранности икон

    Как сохранять иконы, причины и признаки порчи икон, как правильно транспортировать иконы.

    У каждого православного человека есть в доме икона, а чаще всего их даже несколько.

    Иконы в доме могут находиться в разных местах – над входными дверьми, на кухне, в гостиной, спальне и т.д. В древности, у людей высокого сословия была традиции иметь в доме отдельную комнату для моления, где были расставлены иконы и куда домочадцы приходил обращаться к Богу. В наших современных условиях, когда в доме так много места, люди часто устраивают «красный угол» – специально украшенный угол в доме, где размещаются все или большинство икон.

    Иконы оберегают дом и его домочадцев от бед, горя и дурных влияний других людей, а также от разного рода нечистой силы. Ежедневно живущие в доме люди обращаются к иконам, находящимся в доме, будь то с молитвой или благословением на новое дело, просьбой в помощи в делах житейских и трудных, за душевное спокойствие и здравие своих родных и близких, а также мир и достаток в доме.

    Исторически сложилось так, что в России православные верующие более трепетно относятся к своим духовным реликвиям. Для многих икона является настоящей семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Доводилось видеть иконы, дошедшие по семейной линии до нашего времени с 17-18 веков. И у них было разное состояние. Те, что были в киотах – сохранялись однозначно лучше.

    Серьезным испытанием для старинных икон было советское время. Кто-то продолжал тайно заботится о своих реликвиях, но часто иконы хранились с другим пожитками на чердаке либо в сенях. Тогда много икон «погибло» как от рук разрушавших святыни безбожников, так и от того, что просто забывали о существовании семейной реликвии или неправильно ее хранили.

    В настоящее время существует большая проблема сохранения икон, не только старинных, но и вновь сделанных. Незнание простых правил может сказаться на то, что даже икона, сделанная по всем канонам и по лучшим старинным традициям, может разрушиться и стать неприглядной всего за десяток лет.

    Основные виды порчи иконы и их причины.

    Прошу заметить, что здесь мы не затрагивает соблюдение технологии изготовления самой иконы. Эта информация дает понять то, как могут повлиять разные факторы среды на вид иконы в долгосрочной перспективе. Сюда же не включены такие экстремальные случаи как: пожары, потопы, соседи сверху залили, упала зажжённая свеча, опрокинулась ладанка и обрызгала маслом икону.

    Изогнутость доски.

    Со временем, на любой иконе появляются поперечные искривления.

    Иконная доска делается из нескольких вертикальных дощечек соединенных между собой в торцах. Соединительным элементом являются шпонки – поперечные перемычки из твердых пород дерева, которые «стягивают» дощечки иконы. Иконы из цельной доски бывают только маленьких размеров. Основная причина этому – волокна дерева должны правильно располагаться. Так если взять цельную доску большого размера, то в любом случае на доске буду проходить годовые кольца образую овальную сердцевину – самую ненадежную часть доски. Со временем «сердцевина», образованная этими кольцами, может выпасть.

    Однако и правильно сделанная иконная доска может искривиться (выпуклая или вогнутая). При этом, если шпонки в иконе стоят до сих пор плотно, то, скорей всего икона подвергалась сильному и продолжительному воздействию влажности. В данном случае икона искривляется сгибая сами шпонки.

    Если шпонки ходят ходуном или совсем отошли, то скорей всего было воздействие на заднюю часть иконы сильными солнечными лучами или икона подвергалась воздействию повышенной температуры.

    Расслоение доски.

    Вертикальные дощечки иконной доски разошлись или разъехались. Икона скорей всего подвергалась постоянным колебаниям влажности с изменениями температуры воздуха. Также могло быть механическое воздействие – например, икона упала или стукнулась, в результате чего произошло отслоение (отклейка) соединений.

    Глубокая трещина на иконе.

    “Глубокая” – означает, что она затрагивает левкас (грунтовку). Скорей всего были сквозняк или неравномерное продолжительное воздействие солнечных лучей. Не исключено механическое воздействие (упала, например, на торцевую часть).

    Отслоение левкаса.

    Происходит в результате быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков.

    Отслоение изображения.

    Слой красок (темперы) отслаивается от левкаса. Часто это происходи из-за сильных солнечных лучей, а также частых протираний иконы тряпкой. Возможно, что по лицевой стороне иконы был удар или давление.

    Грязь на поверхности, жирный сажный слой.

    Эта грязь со временем въедается в поверхность иконы, что мешает лицезреть всю ее красоту. Это особенно актуально для жителей мегаполисов, где воздух сам по себе оставляет на подоконнике дома очень много жирной сажной пыли. Так бывает когда икона стоит возле отопительных приборов, возле окон (форточек) либо на сквозняке.

    Блеклая поверхность, матовость.

    Поверхность иконы подвергалась сильным солнечным лучам. Либо икону часто вытирали тряпкой (в том числе влажной). В комплекте с остающейся на иконе пылью может еще больше ухудшать состояние поверхности.

    Вдавленные линии имеющие геометрически правильную форму или повторяющие контуры сюжета иконы.

    Икона ранее была в окладе (ризе), в результате изгиба или по другой причине, оклад очень близко стал прилегать к иконе, оставив со временем различные «вдавленности» от своего контура или рельефного рисунка.

    Как лучше всего переносить икону?

    Климат в России тяжелый. Зимой, перепады температуры между помещением и улицей может достигать 40-50 градусов Цельсия. Поэтому если вы собираетесь купить рукописную икону зимой, то обязательно продумайте то, как вы ее будете переносить. Ведь не смотря на то, что тело иконы чаще всего делается из липовой доски, которая из всех пород деревьев, наименее подвержена колебаниям при изменении температуры, сильные перепады температур все равно могут негативно повлиять на икону. Рекомендуется для переноски икон заворачивать икону в ткань или полистерол. Причем полистерол, как показывает опыт наиболее практичен, он обеспечивает и мягкость для иконы, и не прилипает к ее поверхности. Так если икону завернуть в ткань и держать ее в жаре, то ткань моет оставить на лицевой стороне иконы, покрытой олифой или лаком, следы «сетки» (текстуры ткани). Коробки для икон также достаточно практическая вещь, однако, при сильном морозе нужно обеспечить неподвижную фиксацию иконы в коробке, поскольку при тряске она может повредиться об такую упаковку (получить притёртости).

    В любом случае старайтесь, что бы лицевая поверхность иконы продолжительно не взаимодействовала (не соприкасалась) с другими материалам.

    Как лучше всего хранить икону?

    Вот несколько советов:

      Не размещайте иконы вблизи отопительных и нагревательных приборов, форточек, окон, и там где есть вентиляция, а также напротив и близко к кондиционерам.

    Не располагайте иконы вблизи форточек, дверных и оконных проемов, поскольку сквозняки и сильные воздушные потоки также оказывают негативное воздействие. Кстати угол в доме – это место, избавленное от сквозняков изначально, если конечно в углу не стоят у вас вентиляционные выходы.

    На икону не должны падать прямые сильные солнечные лучи. Сильные солнечные лучи бывают днем, кода солнце на юге. Поэтому лучше, что бы икона «не смотрела» на окно с южной стороны дома.

    Не размещайте икону на кухне. Кухня – это место, где постоянно меняется температура и влажность. Причем, в процессе готовки еды, может идти копоть и гарь.

    Иконы лучше вообще не протирать, особенно старинные. Если же все же есть необходимость в чистке от пыли, то лучше смахнуть ее мягкой кисточкой.

    Не ставьте иконы на комоды и тумбочки, которыми постоянно пользуйтесь, или на поверхности которых лежат другие вещи. Как не редко бывает в повседневной спешке можно случайно задеть и скинуть (или опрокинуть) икону или поцарапать ее другими предметами.

    Старинные иконы с трещинами нужно переносить аккуратно, любые микровибрации (такие как в машине или в поезде) приводят к тому, что из трещин может высыпаться левкас (грунтовка).

    Старинные иконы очень боятся ударов, поскольку со временем дерево становиться пористым и в тоже время более хрупким. Даже небольшой случайный удар рукой может вызвать расслоение доски либо отслоение изображения иконы.

    Киот или рамка, куда помещается икона, не должны сильно плотно заживать икону с торцов. В любом случае должен быть небольшой зазор. Если для оформления такой рамки или киота используется басма или другие жесткие материалы, то нужно следить за тем, что бы они не поцарапали икону в месте их прилегания.

    Вставлять старинную икону в киот нужно спокойно, без резких движений и трясок. Нужно следить, что бы зажимы, держащие икону, сильно на нее не давили.

    Не делайте никаких отверстий в иконной доске. В том числе, не забивайте в нее гвоздей и не вкручивайте в нее шурупы. Поверхность иконы чаще всего покрыта со всех сторон защитным слоем (олифа, лак), поэтому делая дырки в иконе, вы тем самым повреждаете этот защитный слой. Со временем, эта дырка может рассохнутся и дать трещину на всю доску. Кроме того, при забивании гвоздя, происходит сильные локальные вибрации и напряжения структуры доски. Это может привести к тому, что слой левкаса с изображением возле или напротив дырки (с другой стороны) может в дальнейшем отойти или осыпаться.

    И два главных совета:

    • Относитесь к иконе с должным уважением и заботой. Образ, который на нем изображен, следует почитать.
    • Какой бы икона не была, лучше всего помещать ее в киот, поскольку эта самый надежный способ ее защиты. Киот – это специальная коробка, куда помещается рукописная икона. Эта коробка полностью закрывается, а с лицевой стороны киота стоит стекло. Киот предполагает «воздушную» прослойку между лицевой поверхностью иконы и стеклом, а также защищает икону полностью от всех негативных факторов внешней среды. Кроме обеспечения сохранности иконы от внешних воздействий, такой киот несет в себе еще декоративные функции – украшая икону. Икона в киоте будет долго радовать ваш глаз, а также ваших детей и внуков.

    У нас всегда можно приобрести готовые киоты для икон из дерева с различным оформлением сделанные из натурального дерева. А если ваша икона нестандартных размеров, мы готовы сделать для нее киот на заказ.

    Ссылка на основную публикацию