Почаевская Лавра

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
В Неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Успенская Почаевская лавра

История

Успенская Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-41 гг. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Обитель была вновь устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября / 10 ноября 1651 г.), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.).

С 1713 по 1831 гг. монастырь находился под властью униатов. Возвращенная Православной Церкви, обитель в 1833 г. получила статус лавры (с присвоением ей четвертого места в числе тех, что существовали в Российской империи).

Во время Первой Мировой войны в 1915 г. монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В мае 1916 г. приходят русские войска, но в сентябре 1920 г. Волынь занимают поляки, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. С 1939 г. обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью.

В августе 1990 г. торжества по случаю 750-летия обители возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1991 г. при Лавре открыто духовное училище (с 1994 г. — Почаевская духовная семинария).

С 1997 г. монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит.

Храмы

  • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. в честь свт. Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь блгв. вел. кн. Александра Невского);
  • храм прп. Иова Почаевского (пещерный);
  • Троицкий собор;
  • Похвальная церковь;
  • часовня в честь 400-летия перенесения Почаевской чудотворной иконы Божией Матери;
  • часовня в честь 2000-летия Рождества Христова;
  • Преображенский собор.

Святыни

Почаевская икона Божией Матери, отпечаток стопы Богородицы с целебным источником, мощи прп. Иова Почаевского и прп. Амфилохия Почаевского.

Богослужение

Полунощница в 5.00. Ранняя Божественная литургия ежедневно в 6.15, поздняя Литургия в 9.00; по воскресным и праздничным дням в 6.00 и 10.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Почему православных верующих называют «раб Божий», а не «сын Божий»

Все знают, что рабство — ужасная вещь. Попадая в рабство, человек теряет свободу, возможность самостоятельно думать и передвигаться. Почему же тогда многие христиане с гордостью называют себя слугами Божьими.

Разобраться, что значит раб Божий в православии, нам поможет Священное Писание — Библия.

Раб или сын

По еврейским понятиям в слове «раб» не было ничего унизительного, так называли работников в доме, к которым относились порой, как к членам семейства. Если римские рабовладельцы не считали своих слуг за людей, то евреи относились к ним полностью противоположно. По субботам рабовладелец обязан был освободить прислугу от работы, ведь по законам иудеев работать в этот день грех.

Читайте о православной вере:

Господь послал Сына Своего на смерть ради людей, чтобы они, исполняя заповеди и веруя в Искупительную Кровь, могли войти в Царство Божие.

Грешный человек оставляет свою прошлую жизнь, подчиняет себя воле Божьей, живя по Его законам. При этом он теряет мирскую свободу, открывая для себя богатства Небес. В отношении подчинения мы — рабы Бога, но в трудные минуты каждый христианин может обратиться к Всевышнему, как к Отцу, автоматически становясь Ему сыном или дочерью.

Важно! Перейти от раба к сыну может каждый, это определенный период общения христианина со Святой Троицей.

Сам Иисус, когда говорил о тайной молитвенной комнате, учил обращаться к Творцу, как к Отцу — «Отче наш».

Если в человеке живет только Божий страх, тогда он будет делать все хорошо, правильно, но без особой радости. Это рабство ради спасения, слава Богу, что и таким путем многие люди приходят к вечной жизни. Сын Божий, неважно, православный или католик, радуется общению с Отцом и Спасителем, он слышит Духа Святого и знает свои права в духовном мире.

Сын Божий обладает полной свободой от греха:

  • лжи и лицемерия;
  • сребролюбия;
  • поклонения другим богам;
  • блудодеяния;
  • воровства;
  • неуважения родителей.

В письме Римлянам апостол Павел произносит противоречивую с точки зрения обычных людей фразу, что только освободившись от греха, можно стать рабом Богу. (Рим. 8:22) Свою мысль Павел продолжает в послании коринфянам, подчеркивая, что за каждого христианина заплачена огромная цена, поэтому не стоит опускаться снова в рабство греха. (1Кор.7:23)

Ефесская церковь также получила наставления по поводу рабства Господнего, где сказано, что волю Творца могут исполнять рабы Иисуса. (Еф. 6:6)

Святой Иоанн, после пребывания в Небесном царстве, в «Откровении» (Откр. 19:5) пишет повеление, что все рабы Бога могут хвалить Его.

Теперь мы видим, что быть слугою Творца, отдаться в рабство Иисусу — большая честь и награда.

Церковь о понятии «раб Божий»

Люди, читая словосочетание «раб Божий» делают ударение на первом слове, священнослужители акцентируют внимание на втором.

Раб принадлежит одному хозяину, который о нем полностью заботится. Над Божьими людьми не может иметь власти никто, кроме Бога, Иисуса и Святого Духа. Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным, только вера и исполнение заповедей открывает двери новой жизни.

В послании Римлянам (Рим.8:16-20) апостол Павел подчеркивает, что человек сам отдает себя в рабство и при этом выбирает хозяина. Когда господином христианской жизни становится Иисус, в нее приходит Божия благодать и благословение.

Иисус через апостола Павла говорит, что придет время, когда на рабов Божьих изольется Дух Святой. (Деян. 2:18) Павел не написал, что Святой Дух придет только на учеников, он подчеркнул, что эта благодать дастся тем, которые отдали себя в духовное рабство Спасителю, оделись в светлые одежды небесной чистоты.

Духовное рабство в этом случае подразумевает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, покорность и смирение. Дух Святой никогда не опустится там, где есть бунт и нечистота.

Во время католической службы священник часто называет прихожан как рабами, так и детьми Божьими.

Дева Мария, услышав весть о своей беременности, назвала себя рабой, той, которая отдается во власть своего господина с покорностью и благодарностью. (Луки 1:38)

В Новом Завете все апостолы называли себя рабами Божьими, так что попасть в рабство к Иисусу — высшее благословение. В Библии встречается слово «Doulos», которое означает:

  • раб;
  • слуга;
  • подданный.

Три этапа возрастания. Слуга Господа нашего Иисуса Христа служит своему Господину, выполняя Его повеления, становясь прообразом Его рук, помогая людям.

Иисус ради грешного человечества надел на Себя грязные одежды греха и рабства, унизился ради любви, сошел в ад, уподобившись человеку. (Фил. 2:6 −8)

Истинное верующее сердце будет стремиться подражать Спасителю, с честью называясь рабом Божьим.

Есть рабы по закону, есть — по любви. В 15 главе евангелия от Иоанна написано, что Иисус уже не называет учеников рабами, а обращается с ними, как с друзьями, передавая им все, «что слышал от Отца».

Люди, считающие себя христианами, но не желающие преображаться в Его образ, познавать Его волю, навсегда остаются рабами по духу, но это не раб Своего Повелителя, желающий вырасти до состояния друга, сына, наполнившись новой степенью взаимоотношений.

Сын имеет власть в доме своего отца, он обладает правом на наследство.

Что об этом говорят священники

По словам диакона Михаила Паршина, фраза о рабстве смущает только тех людей, которые не познали природу Бога. Попасть в руки тирана страшно, но настоящее наслаждение отдать свою жизнь любящему Творцу, источнику всего прекрасного на земле. Сюда входит:

  • любовь;
  • истина;
  • правда;
  • принятие;
  • прощение и другие добродетели.

Важно! В обычном рабстве человек обязан тяжело работать, в сотрудничестве с Богом, который самодостаточен во всем, христиане с радостью выполняют повеления Господина. Что может быть прекраснее, чем признаться, что ты раб Любви и Истины, Милосердия и Мудрости?

Диакон Паршин подчеркивает, что чем больше человек познает Бога, тем глубже он осознает греховность.

Интересное открытие сделал протоиерей А. Глебов, который исследовал Ветхий Завет и пришел к выводу, что много тысячелетий тому назад называться рабами Божьими имели право только цари, потом пророки. Этим избранные лица Израиля показывали, что над ними нет другой власти, кроме Бога.

В притче о злых виноградарях работали наемные рабочие, а смотрели за ними рабы царя, являющиеся прообразами пророков Израиля, через которых Творец сообщал Свою волю народу.

Называя себя рабом Божьим, человек подчеркивает свое эксклюзивное положение, а именно личные отношения с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом.

Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику». Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство – религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – есть любовь». А с другой стороны – апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного бесправного раба?

И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне ободрялось Церковью, а когда оно исчезло – то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается – любовь к людям и к своему Богу – и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите?

Александр, г. Клин Московской области

Отвечает Роман Маханьков:

Рабство в Библии

Когда мы произносим слово «раб», перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы. Абсолютно бесправные, несчастные, «человекоподобные» существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей. Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить.

Читайте также:  Иоанн Успенский

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

Рабство любви.

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное – современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая – иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает свое религиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе. Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Социальное рабство – это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя «рабами Божьими», но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями . » (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело. Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в «странную» фразу «я раб Божий» человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.

Кто отменил рабство?

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа равны перед Господом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга – Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина. По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата. Вот в этом принцип социальной активности Церкви – не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-сайта. Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства – сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила – медленно, но верно.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Что значит раб Божий

  1. Какое значение имеет в христианстве понятие “Раб Божий”
  2. Почему говорят раб Божий
  3. Как объясняет церковь
  4. “Рабство” Господу

Какое значение имеет в христианстве понятие «Раб Божий»

  1. Молитва Ангелу-Хранителю ребенка
  2. Молитва Иоанну Милостивому
  3. Молитва от злобы

В христианской культуре существует большое множество традиций, обрядов, с которыми мы довольно часто сталкиваемся, и они не вызывают у нас недоумение.

Тоже самое касается и специальных библейских фраз, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали для нас настолько обыденными, что мы даже и не знаем что они значат на самом деле. Именно поэтому существует разнообразные мнения относительно трактование и использования такой церковной фразы как «раб Божий».

Многие думают, что такое обращение является унизительным для человека. Однако не надо сразу думать, что это так. Сперва надо более детально изучить этой фразы и понять почему верующих именуют Божьими рабами.

Почему говорят раб Божий

  1. Молитвословие Пречистой Богородицы “Неупиваемый Кубок”
  2. Что такое акафист
  3. Молитва перед иконой Покров Пречистой Божьей

Чтобы понять истинное значение этих слов необходимо абстрагироваться от других сферах жизни, где используется слово раб, тогда и не будет возникать недоразумения и пустые обиды, поскольку в религии значение этого словосочетание совсем иное. Наша духовное мышление не должно зависеть от обыденного понимания слова «раб».

Потому, что самая важное стремление Всевышнего заключается в том, чтобы каждый человек обрел вечное существование. В случае когда люди погрязли в грехах, то они просто обязаны не лишь уверовать в Господа, а и беспрекословно и смиренно подчинятся Всевышней доброй воле.

Ведь в самой Библии о таких людях сказано, в случаях, когда они решили изменить свою жизнь и перестали совершать грехи и избавились от нечистых мыслей и решили следовать благому велению Всевышнего, то таких людей и называют «рабами Божьими». В церковном обиходе данное словосочетание обозначает почетное звание.

Существует пару трактований словосочетание раб Божий либо ж раба Божья:

  1. У иудеев фраза «раб» вообще не употреблялось как что-то оскорбительное. Этим словом просто называли работяг.
  2. Основное стремление Всевышнего, заключается в даровании людям различных даров и показать нам дорогу к идеалу. Поэтому смиренно следовать благому умыслу Всевышнего не имеет под собой ничего оскорбительного.
  3. Чувственная окраска этого словосочетание призванная обратить наш взор на то как мы доверяем Всевышнему и насколько мы верны Ему. К Господу надо не только обращаться с просьбой о помощи в трудных ситуациях, но и благодарить за все блага которые у вас есть.
  4. Нужно еще упомянуть о характерных чертах той эпохи, в которой был рабовладельческий строй. Существовали лишь рабы и их владельцы. Однако в этой ситуации «раб» не подразумевает человека без прав.
  5. Но возникает вопрос почему именно раб Божий, а не отрок Господний? Считается, что взаимоотношения Всевышнего и людей включают в себя три ступени отношений: раб, работник и отрок. Такое разделение упоминается в предании о странствующем отроке.

Как объясняет церковь

Большинство преподобных отцов считают, что нужно выделять в словосочетании «раб Божий» вторую фразу. В том случае когда Вы принадлежите Всевышнему, то это обозначает, что никому больше вы не сможете принадлежать.

Принадлежать Господу это обретение уникальной свободы. Быть «рабом» Божьим считается наибольшей свободой, чем быть рабом своих предпочтений и шаблонов.
Поэтому не надо пытаться найти взаимосвязь трактования этого понятие в мирской жизни и в духовной. Ведь главное в христианстве это вера в Всевышнего и придерживаться канонам Божьим.

«Рабство» Господу

  1. молитва Господи и Владыко живота моего
  2. Мощи святого Валентина

Принадлежность Господу в обобщенном понимании означает смиренное подчинение Всевышнему и противопоставляется другому пониманию как принадлежность греховному поведению.

Однако в более специализированном трактовании, это означает добровольное следование Господней воли подавляя свою на основе боязни расплаты, эта считается первой стадией отношений с Господом (вторая и третья это наемник и отрок).

Священнослужители делят на три ступени отношений с Господом:

Первая это раб, который следует за Богом по причине боязни расплаты;
рабочий, подчиняющийся за деньги;
и отрок, который подчиняется из-за любви к Отцу.

Именно стадия сын считается самой высшей ступеней развития отношений с Господом. Как говорил преподобный Иоанн Богослов: «Любовь исключает боязнь, и идеальная любовь избавляет от страха, ведь в боязни существует страдание. Тот, кто боится не знает совершенную любовь»

Только не называйте меня «раб Божий»

Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!

Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников. Конечно, сам этот случай — чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.

Читайте также:  Дивеевский монастырь, история, как добраться

Когда я называю себя «рабом Иисуса Христа», я испытываю некоторый трепет — так называл себя святой апостол Павел, святой апостол Петр, другие апостолы Христовы, священномученик Игнатий Богоносец и многие иные мученики, святые, подвижники, отцы и учители Церкви.

Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» — было бы неуместной дерзостью. «Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его — не с гордостью, я его не заслужил и не мог — но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.

Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).

Но современный мир яростно требует равенства

Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно — слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер. Раб — это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться — даже убить — безнаказанно. Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать.

Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти. Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы — это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве.

Страшно оказаться в полной, безраздельной власти своего ближнего — потому что полагаться на его добрую волю не приходится. Именно поэтому нас пугает и возмущает рабство.

Мы боимся и не доверяем друг другу — и имеем на это веские основания.

Современный мир яростно требует равенства — потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо — в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно — но, по крайней мере, к нему следует стремиться.

Невозможно обойтись без власти одних людей над другими — но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься — и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.

Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация — и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песн. 6:3). Принадлежность другому человеку — не всегда источник угрозы. Иногда — как для влюбленных — это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей — и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся.

Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами — но такое иногда бывало. Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт. 14:14). Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина — и это вполне оправдывается.

Такое бывало — не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство — а отеческая забота. Увы, не слишком часто — мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое — и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас.

Оно могло быть выражением благодарности и преданности — правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами. Оно могло быть выражением принадлежности — как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.

Преданность по отношению к личности почти исчезла из нашего мира. Но в античном мире (как и в средневековом) всем было понятно, о чем идет речь. Средневековый король мог воскликнуть в гуще битвы: «Те, кто любит меня, за мной!» — и за ним следовали.

Слово «раб» могло означать полное доверие — «я принадлежу тебе».

Владыка мироздания принял образ раба

И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» — это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя!

Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

Бог полностью отдал Себя творению — Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью — теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.

Раб Божий и сын Божий: 2 смысла или один?

«Раб Божий» — то самое сочетание слов, которое так любят использовать в спорах атеисты. Разве это нормальная форма отношений с Богом? Кому понравиться быть в таком уничижаемом состоянии? Не уж то проще стать свободным, ничего не бояться и никого не слушаться? Именно такую философию исповедуют адепты Церкви Сатаны. Да и прочие религии, взять хотя бы славянских неоязычников, говорят, что человек сын Божий. А что же мы, в православии, совсем отстали со своими установками из Ветхого Завета?

Конечно, нет. Но обо всём по порядку.

Слово «раб» использовано не в метафорическом смысле, а в буквальном

Слово раб в русском языке имеет три похожих значения. Процитируем словарь Ожегова:

Значение 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всехправ и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

Значение 2. перен, Зависимый, угнетенный человек.

Значение 3. перен., кого-чего.Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.

Здесь нет «удобных» переносных значений, которые бы позволили сказать, что слово раб имеет метафорический смысл. Нет, всё верно, есть Бог, есть Его раб.

И вовсе не стоит думать, что в древности слово раб имело какое-то иное, более мягкое значение. Раб — это тот, кто исполняет волю кого-то или чего-то другого, служит кому-то одному, фактически ему принадлежит. Именно эти, жёсткие формулировки приложимы к нашему разговору.

Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность

Раб — это не тот, кого лишили свободы, а тот, кто добровольно предпочёл ей что-то

Но почему мы рабы Божьи? Неужели нельзя было установить равные отношения между Богом и человеком? Не будем пока спешить с выводами. Сперва поймём, почему говорят, что мы рабы Божьи.

И первая причина этого — противовес выражениям «раб греха», «раб страсти», «раб страха». Вспомним Ожегова: раб — человек, который подчинил себя чему-то.

Похоже ли рабство страсти на участь настоящего раба? Пытает ли такого человека его чувство, угнетает ли? Нет. Напротив, раб страсти — человек счастливый (по крайней мере, с точки зрения благ материального мира). Он погружён в то, что доставляет удовольствие.

Захочет ли такой человек сбежать из своего рабства? Вряд ли. Ну, пока не найдёт себе какое-то более приятное времяпрепровождения.

Есть такая популярная аллегория, её на разный манер рассказывают применительно к подобным случаям:

«Пришёл ученик к учителю и говорит: «ты мудр, ты смог справиться с различными своими страстями. Научи меня избавиться от вожделения».

Учитель ответил: «Хорошо, ложись спать, а после я тебя научу».

Ученик послушал, но проснулся от страшного крика. Выбежал и обнаружил учителя, который держится за дерево. “Оно меня не отпускает, помоги!”, — обратился старец к ученику.

«Ничего не понимаю. — Удивился ученик. — Учитель, дерево не может Вас держать. Это Вы его держите. Просто отпустите».

«Вот именно это ты делаешь со своим вожделением», — объяснил учитель.

То же самое происходит в отношении с любой страстью. Можно ли назвать человека, который осознанно сам держится за дерево рабом дерева? Назвать можно. Но считать таковым всерьёз нельзя. Он — раб не потому, что дерево его лишило свободы, а потом сам себя лишил свободы, чтобы не отрываться от дерева.

Любую привязанность можно назвать рабством, но её источник — сам человек, а не внешняя сила

Если человек раб Бога — это значит, что он отбросил страсти и живёт по Закону Божьему

Говоря про раба Божия, мы подразумеваем, что этот человек предпочёл держаться за Господа, а не за вредные привычки или свои пороки.

Это не столько утверждение зависимости человека от Бога, сколько констатация того, что он предпочёл Его, Всевышнего, всем другим привязанностям, которые мог бы иметь.

То есть, по-видимому, первоначально появилось выражение «раб страсти», а уже потом — раб Божий. И если раб страсти сам себя разрушает и вынужден идти по нисходящей в жизни, то раб Божий — это не тот человек, который в чём-то ограничен.

Говоря, что мы рабы Бога, мы подчёркиваем свою свободу от всего другого в мире.

«А почему вообще нужно быть чьим-то рабом?», — спросит проницательный читатель.

Нет, не обязательно. Ведь это не рабство, а способ говорить. В стремлении к свободе можно отказаться от всего.

  • «Я не раб телевизора» — и выбросить его в окно.
  • «Я не раб работы» — и уволились.
  • «Я не раб друзей» — и перестали общаться со всеми.

Но спросите себя: это ли свобода? Или же наоборот, такое поведение приведёт к самому жуткому аскетическому самограничиению? Скорее второе, согласны? То есть свобода далеко не в пустоте, она — в правильном наполнении жизни, верно расставленных приоритетах.

К чему надо примкнуть человеку, чтобы оставаться самим собой? А чем является человек? Образом и подобием Божьим. Соответственно, именно в Боге он и обретает свою истинную, свободную природу.

Есть такой взгляд на Бога как на организм, а на человека — как на эритроцит в этом огромном организме. Человек смог бы прожить без одного эритроцита. А эритроцит справился бы без человека? Можно ли изъять себя из Вселенной, лишить воздуха, тепла, света и назвать это свободой? Вряд ли. Наше бытие обусловлено Богом.

Тогда верно ли сказать, что эритроцит — раб человека? В определённой степени да: он должен жить по определённым законам, на пользу всему своему миру-организму. А нарушители биологических законов превращаются в раковые клетки.

Но лишён ли свободы эритроцит, если всё, что требует от него организм, — это быть эритроцитом? Бог просит нас: «Люди, будьте людьми, будьте Моим подобием». Разве плохое это рабство — просто походить на Бога?

Человек без привязанностей становится не свободным, а рабом пустоты и одиночества

Когда мы видим красивую женщину, сравниваем её с Богиней, когда говорим о талантливом человеке, говорим, что он делает что-то как Бог. Живи как Бог — что значит безупречно. Это Закон Божий, то есть не свод ограничений, а список правил счастья.

В рабстве Божием люди находятся по своей воле

Раб Божий — это не приговор, не требование. Если вернуться к примеру с деревом, то становится ясно, что Всевышний дал нам полную свободу действий и выбора. Собственно, он никогда не называет людей рабами. Бог не считает человека своим слугой.

Читайте также:  Молитва о зачатии

Назвать себя рабом — это значит заявить о преданности. И на это нужна воля человека. В Священном Писании мы можем обнаруживать, что рабом Божиим каждый может назвать себя только сам. Например, вот человек возвещает Богу о своей преданности:

«О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои».

В Новом Завете апостолы с достоинством называют себя рабами Божьими:

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться»

«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».

«Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию» .

Нам дают представление, что рабство это не подразумевает каких-то лишений, а лишь следование самым элементарным принципам духовной жизни:

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» .

То есть рабство у Бога, сколь бы странно, есть высшее проявление свободы и волеизъявление человека:

«..равно и призванный свободным есть раб Христов»

Свобода эта, в первую очередь, от греха:

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная».

И в рабстве Божием никого не держат. Апостол Павел ясно даёт понять, что человек не держится в рабстве Божием насильно и всегда волен найти себе иное пристанище:

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» .

Раб Божий — это тот, кого защищает Господь

Ещё один немаловажный аспект: тот, кто принял образ раба Божьего, находится под защитой Всевышнего. Это не сразу очевидная для нас аналогия, но для жителей древнего Рима она была весьма понятна.

Кто такой раб, помимо того, что это человек, который служит господину? Это ещё тот, кто находится под защитой этого самого господина.

Возможно ли, чтобы кто-то приказал чужому рабу? Посмеет ли кто-то причинить вред этому рабу? Нет. Ибо раб наделён покровительством господина, а значит любые действия против него — это ещё и выпад в сторону хозяина. Чем выше господин, тем большим покровительством и защитой пользовался раб.

Здесь можно провести удачную параллель — раб Божий под защитой Всевышнего. Где тут найти ещё большую защиту?

Раб Божий — это тот, кто всецело предан Всевышнему

Называя себя «раб Божий», человек также заявляет о своей преданности Всевышнему. Возможно, сегодня это не кажется чем-то значимым. Но во времена Ветхого Завета было очень важно подчеркнуть преданность тому или иному Богу. К таким вещам относились ревностно. Чего стоит хотя бы то негодование, которое вызвали у Моисея потомки Израиля, когда сотворили Золотого Тельца.

Раб Божий — человек, который предан Богу. И предан не потому, что боится Его, а потому, что всецело Ему верит. Именно это и есть истинная вера, а не вера в то, что Бог существует.

Мы называем себя рабами Бога, но являемся при этом его детьми

Много слов христиане говорят в защиту понятия раб Божий, мол, мы не дети Его, а рабы. Но это неверно. Это мы, люди, в своей кротости стараемся называть себя рабами. Это ёмкий, многозначный и удобный термин.

В 1-м Послании Иоанна Богослова сказано, что люди — это дети Божии

Бог же — есть любовь. И в своей безграничной любви Он никогда не считал людей рабами и не называл таковыми. Для Бога человек — это Его сын, о чём есть свидетельства в Священном Писании. Подробнее всего эта тема раскрыта в Первом послании Иоанна:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ».

Также о том, что мы — дети Божьи свидетельствуют и другие авторы Библии:

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Римлянам 8:16).

Определение «дети» при этом важнее всего прочего, чем цари и пророки, святые и мученики. Оно универсально для любого человека. Если ты стал человеком, значит и чадом Божиим.

Быть чадом Божиим важнее, чем Его рабом

Слово «Раб» в его нынешнем и самом прямом понимании неприложимо к жизни верующего человека. Раб — это нечто безвольное. И, к сожалению, в рамках религиозных течений очень много именно таких людей — с рабским мировоззрением и формальным подходом к религии.

Задача православия — бороться с такой абсолютно пустой и показушной имитации христианской набожности.

В этом ключе человеку очень полезно помнить, что он — в первую очередь чадо Божие, а не раб. Очень хорошо на этот счёт высказался сатирик Михаил Николаевич Задоронов, сказав, что раб боится господина, но может поступить вопреки его воле, а вот сын Божий любит дом своего отца и гадить в этом мире не будет.

Первоначально для нас — это любовь к Богу. В ней подчинение происходит естественно, а не по принуждению. Об этом нужно помнить. Когда Бог для тебя — любимый отец, само собой начинаешь стараться жить праведно.

Если слово «раб» в молитве мешает молиться искренне, его лучше избежать, чем молиться не от сердца

В православных молитвах регулярно используется слово «раб/раба Божий/Божья». Иногда это становится препятствием для искренней молитвы. Человек никак не хочет против своей воли и называть себя рабом.

Можно ли молиться иначе?

Хотя православный канон рекомендует использовать тексты из молитвенника, священники понимают, что молитва должна быть искренней. Если формализм становится препятствием для общения с Богом, молитву можно подкорректировать. Бог смотрит не в слова, а в мысли.

Но православие подобные поблажки не сильно приветствует, и на сей счёт есть масса негативных мнений.

Почему «Раб Божий» – это высокий титул?

«Раб Божий» – это словосочетание околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, – говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы – не мы!». Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.

Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми [1] ? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму [2] , к Моисею [3] , к Халеву [4] , к Давиду [5] , к Елиакиму, сыну Халкиину [6] , к Иову [7] , к Своим пророкам [8] и к Иакову (Израилю) [9] , под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора [10] , рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4 Цар. 21:15), в некоторых мессианских пророчествах Своего единородного Сына [11] .

Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди. Порой они действовали против воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделен свободной волей и даже Господь не может ее нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин. 8:34), не укоренен в нем, что он раб праведности (см.: Рим. 6:16-20).

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нем Господь только дает нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встает на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».

Все же крещенные во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых Отцов[12], нужно возрасти из состояния раба, делающего все из страха перед господином, сначала в состояние наемника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего все из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещенные достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.

При этом, «раб Мой» – это не единственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом[13], в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин. 15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошел Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принес в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии н весь мир, добровольно взошел на крест.

[1] Иак. 1:1; 2Пет. 1:1; Иуд .1:1; Рим. 1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал. 1:10; Еф. 6:6; Фил. 1:1; Кол. 4:12; Тит. 1:1; Откр.1:1.

[3] Чис. 12:8; Нав. 1:2,7; 4Цар.21:8; Мал. 4:4.

[5] 2Цар. 3:18; 2Цар. 7:5,7; 3Цар. 11:13,32,34,36,38; 3Цар. 14:8; 4Цар. 19:34; 4Цар. 20:6; 1Пар. 17:4,7; Пс. 88:21; Ис. 37:35; Иер. 33:21,22,26; Иез. 34:23,24; Иез. 37:24,25

[7] Иов. 1:8; Иов. 2:3; Иов. 42:7,8.

[8] 4Цар. 9:7; 4Цар. 17:13; Иер. 7:25; Иер. 26:5; Иер. 29:19; Иер, 35:15; Иер. 44:4; Иез. 38:17; Зах. 1:6.

[9] Ис .41:8; Ис. 44:1,2,21; Ис. 45:4; Ис. 49:5,6; Ис. 65:9; Иер. 30:10; Иер. 33:26; Иер. 46:28; Иез. 28:25; Иез. 37:25

[10] Иер. 25:9; Иер. 27:6; Иер. 43:10.

[11] Ис. 49:3,5,6; Ис .52:13; Ис. 53:11; Зах. 3:8.

[12] См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвертое: о страхе Божием.

Ссылка на основную публикацию