Почаевская Икона

Почаевская икона Богородицы: её история, удивительные чудеса исцелений

Почаевская икона Матери Божией – это один из наиболее почитаемых христианами чудотворных ликов. Святыня способна вылечить от тяжкого заболевания, защитить от несчастья, наставить человека на путь истинный. Давайте сегодня узнаем историю священного образа, где он находится сейчас, кому можно обращаться к иконе за помощью.

Исторические сведения

Название иконы происходит от православной обители, что находится в городе Почаев (Тернопольская область, Украина). До наших дней сохранилась красивая легенда об обретении христианской реликвии. Согласно ей, в 1340-м году два инока отправились в далёкое путешествие.

Проделав немалый путь, монахи добрались до уютной пещеры, расположенной в горе (сегодня именно там находится Свято-Успенская Почаевская Лавра). Иноки на протяжение длительного времени были отшельниками, жили в этой пещере и денно и нощно молились Всевышнему, чтобы тот помог уберечь родную землю от нашествия татаро-монгольского ига.

Как-то раз христиане поднялись на самую высокую вершину горы, чтобы там помолиться. Когда прозвучали последние слова молебна, инокам вдруг показалась сама Дева Мария. Она стояла на камне, окружённая со всех сторон огнём. Не только монахи, но и пастух, случайно оказавшийся в то время неподалёку, смог лицезреть данное чудо.

Монахи упали на колени перед Богородицей, а вскорости видение исчезло. На камне же, где она стояла, сохранился отпечаток её ступни. Утром отпечаток наполнился чистой водой из родника.

С того времени воде, вытекающей рядом со священным камнем, стали придавать целебных свойств. Каждый год к роднику стекаются многочисленные паломники со всего мира, жаждущие испить чудесной водицы и набрать её с собой.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Удивительно то, что время идёт, но вода в отпечатке стопы Богородицы никогда не исчезает, он всегда остаётся наполненным. Со временем люди выстроили рядом с местом чудесного явления Святой Девы Почаевскую лавру и церковь.

Почаевская икона также известна в качестве чудотворной. Практически на каждом изображении нарисован отпечаток Богородицы, который сохранился на камне.

Оригинал же святого образа находится на хранении в Почаевской Лавре. Вы можете обнаружить икону над Царскими вратами, что расположены в Свято-Успенском соборе. В особые дни года дежурный монах опускает реликвию вниз, давая возможность верующим увидать её собственными глазами и обратиться со своими просьбами.

Но давайте вернёмся к истории обретения чудотворной иконы. Её принесла в Лавру Волынская помещица Анна Гойская, которая проживала в 16 столетии. Считается, что однажды в жилище верующей женщины приехал митрополит из Греции. Он получил радушный приём, был очень доволен, а на прощание дал Анне своё благословение и преподнёс ей в качестве подарка старинную икону Богородицы.

Поначалу помещица хранила святыню у себя в доме. Но по прошествии некоторого времени она обратила внимание на необычное свечение, исходящее от лика.

А ещё образ стал творить самые настоящие чудеса, не заметить которых было просто невозможно. Например, Почаевская икона исцелила брата Анны Филиппа от слепоты, когда он прочёл молитву перед святым образом. Это была самая первая (но далеко не последняя) история помощи лика верующим христианам.

К счастью, чудеса, совершаемые образом, не закончились и до сих пор продолжают совершаться им. Не зря же так много людей стремится добраться в Почаев, чтобы попить волшебной водички из источника и преклониться перед иконой Святой Девы.

Изображение иконы, её уникальные особенности

Почаевская святыня относится к византийскому иконописному стилю. Она изображена на липовой досточке, снизу подбитой дубовыми рейками. Лик нанесён при помощи масляных красок.

Говорят о том, что при создании на образе присутствовало ещё покрытие – тонкая пластина из серебра, но, увы, беспощадное время не сохранило её до наших дней. Впоследствии лик был украшен ризой и небольшими жемчужинками.

Изображается Пресвятая Богоматерь держащей на правой руке младенца Иисуса Христа. Лица обоих прикасаются друг к другу, Мария больше наклоняется головой к своему Сыну. В данном жесте священнослужители видят проявляющуюся безграничную материнскую любовь и ласку.

Маленький Иисус положил левую кисть на плечо Матери. А его правая рука сложена в благословляющем жесте. Спину и ноги Христа прикрывает платок.

У Почаевского образа Богородицы имеются некоторые уникальные особенности:

  • установлено, что краски, которыми писалась икона, имели в своей основе яичный желток;
  • в нижней части святыни можно рассмотреть отпечаток ступни Девы Марии;
  • Матерь Божья с Иисусом Христом излучают золотистое сияние;
  • они изображаются по линию пояса, а не в полный рост.

Даты празднования Почаевской иконы

Традиционно день памяти чудесного образа установлен на 5 августа ежегодно. В эту дату в 1675 году Почаевская Лавра была освобождена от турецкого нашествия.

Кроме того, вспоминают о святыне и по другим дням: 13 апреля (дата может меняться) и 21 сентября.

Списки с Почаевской иконы

Не обязательно ехать в Почаев, если вы хотите помолиться перед данным образом. С оригинала иконы было сделано большое количество копий (списков), которые находятся во многих странах мира. Так вы можете обнаружить их в России, Украине, Сербии, Болгарии и Боснии.

А дальше перечисляются наиболее известные и популярные места нахождения копий Почаевского лика:

  1. В храме Димитрия Солунского (Москва, Россия).
  2. В Иоанно-Введенской женской обители, которая находится неподалёку от Тобольска (Россия).
  3. В Троицком соборе, находящемся при Свято-Даниловом монастыре (Москва, Россия).
  4. В храме Святых Апостолов (Лефортов, Россия).

Почаевская Божья Матерь – в чём помогает верующим

Люди склонны вспоминать о Боге тогда, когда в их жизнь приходят болезни, трудные ситуации, из которых, кажется, что нет выхода. Тогда многие обращаются в веру, просят помочь Спасителя Иисуса Христа и его Божественную Мать.

Почаевский образ Богородицы способен подарить человеку духовное прозрение, он устраняет из головы плохие мысли и соблазны, лишние сомнения, делает веру более крепкой и помогает бороться с дьявольскими искушениями. Почаевская икона способна подарить защиту, исцелить даже очень тяжёлые, опасные для жизни недуги.

Ниже приводится перечень ситуаций, в которых верующие по обыкновению молятся перед данной иконой:

  • просят вылечить хронические недуги, тяжкие, врождённые патологии;
  • обеспечить крепкое здоровье себе, своим родным и близким;
  • установить хорошие, доверительные отношения с родственниками;
  • уберечь от различных проблем, неприятностей, несчастных случаев;
  • защитить жилище от грабителей, незваных гостей, людей, которые имеют недобрые помыслы;
  • обезопасить свой дом, нажитое имущество;
  • устранить из головы плохие, греховные мысли, часто выступающие главным врагом для человека;
  • защитить родную землю от вражеского нашествия.

Чудесные истории исцелений

Удивительно, но за время своего существования святой лик смог совершить порядка 600 чудес, историй исцеления. Давайте дальше ознакомимся с самыми примечательными из них:

  1. Когда на город Почаев напали турки, то местные жители собрались в Лавре и отчаянно молились у образа Святой Девы Марии. Их мольбы были услышаны свыше – враги вдруг увидали перед собой Богородицу. Её явление повергло их в панический ужас, они стали разбегаться, нападая друг на друга.
  2. Эта история случилась в 1664 году. Тогда в доме у богатого человека по фамилии Жабокритский случилось горе – умер его сын. Все были в ужасной печали, а верующая бабушка, никак не могла поверить в то, что любимый внук умер, поэтому всю ночь молилась перед Почаевской иконой. Утром, на рассвете мальчик неожиданно ожил.
  3. В 1950 году с помощью чудотворной иконы была исцелена искалеченная монахиня по имени Варвара, жительница города Оренбурга. 48 лет она не могла самостоятельно передвигаться, в глубоком отчаянии женщина вознесла молитвенные речи у лика Почаевской Богородицы. И случилось удивительное: Варвара смогла встать и пойти. А её костыли до сегодняшнего дня хранятся как доказательство исцеления у образа.
  4. Жительница Украины Анна Якимчукова из города Каменец-Подольский с рождения была слепой. Она решила приехать в Почаев, поднялась на вершину горы, где некогда монахи увидали Матерь Божью. Там она умыла лицо святой водой из родника и в тот же миг смогла видеть.

Как молиться Почаевской иконе

Для того, чтобы вознести молитвы перед ликом Богородицы, необязательно отправляться в город Почаев. Хотя, если есть желание и возможность, то вполне можно съездить на родину священного лика. Но вы можете посетить любой храм, где хранится список с иконы, либо приобрести её мини-версию, которую разместите на своём домашнем иконостасе.

Главное, чтобы ваша молитва была искренней, исходила от самого сердца. Никогда не просите ничего плохого для других людей, ведь помните, что всякое зло, посланное вовне, обязательно вернётся обратно. И не забудьте в конце поблагодарить Богоматерь за то, что она помогла вам.

Почаев – удел Богородицы

Заметки паломника

Вдруг издалека, словно с неба, вспыхивали золотом купола взмывшего ввысь собора.
И люди, подняв головы, осеняли себя благодатно крестным знамением: значит, сподобил Господь дойти, вот она, Почаевская лавра!

Из книги «Почаевская лавра. Взгляд через века»

Первая встреча

Паломничество всегда оставляет след сугубо индивидуальный. Моя первая встреча с Почаевом состоялась еще в советское время, когда у подножия лавры в двухэтажном дореволюционном здании, где ныне размещается духовная семинария, находился музей атеизма. И всех туристов, в том числе и иностранных, заводили сюда, как в некое безбожное чистилище, дабы граждане «самой свободной страны» не отравились на Почаевской горе «опиумом для народа». Не помню напрочь содержание музейной атеистической агитации, но хорошо помню, как был впечатлен Троицким собором лавры, возведенным в начале прошлого столетия (1906–1912). В то предреволюционное время культурное общество открывало для себя гениальность древнерусского зодчества, и академик А.В. Щусев решил в тысяче с лишком километрах на запад, у рубежа католического мира, повторить на горе Почаевской Троицкий храм подмосковной Сергиевой лавры, где почивают мощи преподобного Сергия Радонежского, только увеличив его ровно в четыре раза.

Тогда я, еще весьма далекий от веры и Церкви молодой советский журналист, как бы увидел эту самую «Святую Русь» воочию: волны людского моря колыхались меж сине-голубыми стенами со строгими ликами святых. Литургия только окончилась, и народ, среди которого во множестве были «сирые и убогие», на самодельных инвалидных возках и колясках, с котомками за плечами, устремлялся к сияющему в утреннем луче золотому кресту, который держал в руках иеромонах… Я не знал тогда совершенно о масштабах гонений на Церковь, о море пролитой крови исповедников ХХ века. Не знал также и о трудных хрущевских временах, когда тернопольские партийные чиновники проводили в жизнь секретные атеистические директивы ЦК и местная милиция устраивала облавы в Почаевской лавре. Тогда заливали кельи водой из пожарных гидрантов, монахов заталкивали в грузовики… Многие попали в тюрьмы «за нарушение паспортного режима».

Увидел людей с котомками и с молитвословами в руках, разместившихся в каменных нишах длинной лестницы, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова, с ликами всех святых, «в земле Российской просиявших». С икон глядели равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, убиенные дети крестителя Руси – юные князья Борис и Глеб, затем Киево-Печерские угодники, потом – святые эпох Александра Невского и Сергия Радонежского, преподобный Иов Почаевский и далее в великом множестве – преподобные, мученики, юродивые – до Димитрия Ростовского и Серафима Саровского (а позже здесь появятся лики новомучеников и исповедников XX, самого кровавого, века и новопрославленного нашего современника – преподобного Амфилохия Почаевского († 1971).

«Здесь какая-то тайна», – подумал тогда в удивлении…

Начало 1990-х: последние гонения

В конце 1980-х и начале 1990-х годов по западным регионам Украины прокатилась жуткая по сути своей и масштабам политическая волна захватов православных храмов греко-католиками, с легкой руки М.С. Горбачева получивших официальный статус, но без соответствующих директив о том, как быть с церковным имуществом и в каких храмах им молиться. И вынырнули из немецкого оккупационного прошлого, как восстали из небытия, самостийныки-автокефалы, возглавляемые маниакально одержимыми нардепами и новыми политическими вожаками. Тогда уже были захвачены кафедральные соборы во Львове, Ивано-Франковске. В Луцке, Тернополе и Ровно верующие на молитву в соборах закрывались, а разъяренная толпа националистов едва удерживалась кордонами милиции.

Почаевская братия пишет письмо в ООН в защиту Лавры, 1963 год.

Митрополит Владимир, прибывший на Киевскую кафедру в 1992 году, попросил нас, малочисленных журналистов, поддержавших каноническую Церковь на страницах печати, посетить западноукраинские регионы. Помню, как мы жались на крохотном пятачке ступенек перед Луцким кафедральным собором, а внизу – бушующее море разъяренной толпы в оцеплении ОМОНа, с палками и плакатами вроде «Геть Московську Церкву!» Помню и 20-километровый крестный ход из Кременца в Почаев в поддержку осажденной Почаевской лавры. Врезался в память газетный заголовок – как квинтэссенция происходившего: «Храм закрыт. На ступеньках кровь…»

Запомнил тогда строгие лица братии в углубленной молитве в Успенском и Троицком лаврских храмах, акафисты и бесконечные молебны, молитвенные возгласы: «Спаси и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию…» И автобусы националистического Руха, перегораживающие вход в Почаевскую лавру.

И всплывало перед глазами панорамное изображение на стене Успенского собора турецко-татарской облоги Почаева в XVII веке, когда по молитвам явившихся над монастырем Божией Матери и Иова Почаевского вражеские стрелы чудесным образом были повернуты вспять и поражали потрясенных видением врагов. И на исходе XX века лавра, как и тогда, выстояла. Но и по сей день в предночные часы почаевские иноки обходят с молитвой, с горящими свечными фонарями и хоругвями древнюю обитель…

Знакомство с монашеским укладом

В начале 1990-х территория лавры выглядела совсем иначе, чем сейчас. Не было мощенных белым камнем аллей, миниатюрных часовен, изящной златоглавой альтанки, под сенью которой размещается выносной престол, где служится Божественная литургия в дни великих праздников, когда все пришедшие помолиться не вмещаются в лаврских церквях и тогда вся огромная лаврская территория становится единым храмом под открытым небом. Так было при последнем посещении Почаевской лавры патриархом Кириллом 5 августа 2009 года, в день празднования чудотворной Почаевской иконы Божией Матери – около 50 тысяч человек пели тогда хором православный Символ веры.

1970-е годы

Тогда, в начале 1990-х, вместо грациозных корпусов гостиницы для паломников из-за высокого деревянного забора с колючей проволокой наверху выглядывали облупившиеся стены областной психиатрической лечебницы, в зарешеченных окнах которой можно было увидеть землистые лица умалишенных. Нас тогда по благословению наместника разместили в одной из монашеских келий, так что мы видели жизнь лавры изнутри. Видели, как в полумраке длинных коридоров обители появляются бесшумные фигуры братии в черных клобуках, спешащей на полунощницу в Успенский собор, соединенный с братскими корпусами средневековыми коридорами и скрытыми от мирских глаз монастырскими двориками.

Тогда впервые удалось послушать седоглавых старцев, помнящих своих наставников – почаевских насельников царского времени, – десятилетиями бережно хранящих наследие монашеского почаевского устава: в многочасовых, подобных афонским, богослужениях, пении, многочисленных послушаниях, даже в традиции выпечки монастырского хлеба и просфор. Не говоря уже о главном монашеском делании – молитве. И коль Сама Пречистая коснулась Своей стопой этих скал и оставила на ней Свой пречудный след, из которого проистек чудотворный хрустальный источник, то молятся иноки за весь мир, покрываемый Ее чудесным заступлением.

Запомнилась двухчасовая беседа в келье схиархимандрита Димитрия (Шивкеника, † 2005), очень почитаемого братией и в народе опытного духовника и исповедника паломников.

Мы сидели в полумраке сумерек, и отец Димитрий рассказывал о том, как мама в голодном детстве отвела его ребенком в монастырь, чтоб не умер с голоду, как он просыпался на ночные бдения, как полюбил Бога и Пресвятую Богородицу, как умирал от язвы кишечника уже в зрелом возрасте, 40 дней в Великий пост не принимал никакой пищи и не умер, а исцелился. И многое другое о любви Божией к людям, о смирении и терпении. И в его тихой речи была некая сладость, а когда большие настенные часы в его келье отмеряли очередные полчаса, он крестился и творил краткую молитву…

Тогда удалось записать на диктофон и сфотографировать (монахи, особенно пожилые, этого не любят) старейших насельников лавры, многие из которых прошли фронты, лагеря и тюрьмы. Они тогда одногласно оценили злодеяние филаретовского раскола и его лидера, и эти интервью удалось поместить в одном из крупных политических еженедельников Украины.

Запомнились еще некоторые послушники, одним из которых был бывший офицер-танкист, афганец, страдавший видениями кровавой войны со слезами и криками убиваемых мирных жителей. Здесь он нашел успокоение, и страшные видения прекратились, и он рассказал о том, как Матерь Божия его исцелила.

В горе. Откровение

Исповедь. Схиархимандрит Димитрий (Шивкенник,+2005)

Потом были и другие поездки в Почаев, одна из которых – после трагической гибели нашего 20-летнего сына в позапрошлом году. Мы тогда с супругой понесли свое горе по святым местам, ища утешения духовного у православных святынь. Тогда в моем журналистском блокноте появилась такая запись:

Читайте также:  Святой Нектарий Эгинский Чудотворец: Молитва, Икона, мощи, акафист

«Владыка наместник благословил нам 182-ю комнату в почаевской гостинице с удивительной панорамой зеленых полей, рощ, холмов, уходящих за горизонт, в синие дали, где уже далеко на востоке в бледно-голубой дымке земля соприкасается с небом. И воздух, напоенный цветущими летними травами, и птицы, и размеренные удары лаврского колокола, и в углу икона “Неупиваемая чаша”, и наши слезы пред ней об ушедшем Алеше, и усталость прожитого дня – все это покрывалось великой благодатью Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Проснулся в 5 после крепкого сильного сна, подошел к растворенному окну и увидел малиновый шар солнца над синими далями – и возблагодарил Господа, Творца неба и земли. И пошел в Троицкий храм, построенный в древнерусском стиле, расписанный так, как было при преподобных Сергии Радонежском и Андрее Рублеве. Я исповедовался и стал у образа – чудотворного списка Почаевской Божией Матери – у медных перил и горящего подсвечника, на ступенях, ведущих к образу в киоте на возвышении. И смотрел на Ее потемневший лик сквозь белые, красные и розовые лилии, выставленные за медными перилами в керамической вазе, вдыхая их нектарное благоухание. И молился Царице Небесной, изливая свою душу и свое горе. И Она утешила меня, окаянного, причастием крови и плоти Сына Своего, во оставление грехов и жизнь вечную. И понял я душой, что все живы. И на ропот мой об Алеше послала мне Пресвятая мысль: “Так было надо”. И покой вошел в мое больное сердце. 2 июля 2009 года. Почаевская лавра».

На светлых лестницах и в коридорах современной уютной гостиницы царила какая-то неуловимая чистота благодати одинаково настроенных на молитвенные труды людей. Пожилых и не очень, с детьми и подростками, юношей и дев… Они все приехали сюда к святыне молиться и напоминали своей молчаливой согласованностью сообщество древних христиан, у которых, по слову апостола, «все было едино». И сколько здесь разных судеб, думалось тогда, сколько слов и сокровенных воздыханий, устремленных к Богородице. Вот уж воистину свято место пусто не бывает…

Последний визит

Он был необычным и несколько тревожным. Дело в том, что в церковных СМИ появились странные обвинения в адрес почаевской братии и наместника о том, дескать, что в лавре нарушается таинство исповеди предвзятым отношением к исповедующимся, что лаврские священники выспрашивают у паломников нечто неподобающее, не допускают к причастию и накладывают непосильные епитимьи. И кроме всего прочего, наводнили весь Почаев листовками об угрозах от ИНН как печати антихриста и прочими апокалипсическими «страшилками».

Схиархимандрит Димитрий. Последнее фото.

«Куда дрейфует Почаев?» – взывал церковный журналист-священник к интернет-аудитории. На страницах электронных СМИ развернулась полемика по этому поводу, посыпались обвинения, но высказывались и трезвые слова защиты. Тех, кто защищал Почаев (в их числе был и авторитетный архимандрит, наместник крупного киевского монастыря), сравнивали с кликушами, называли мракобесами, «благо» сейчас в интернете выставляй, что хочешь, и пиши, о чем хочешь. Ругай патриархов и митрополитов, размещай свои «православные» демократические взгляды на индивидуальных блогах и в православных форумах. Тут уж бумаги нет, краснеть нечему…

Об этом думалось по дороге из Тернополя в Почаев, когда белый маршрутный «бусик» вез пассажиров по извилистому волынскому краю, и за каждым поворотом и подъемом открывался новый удивительный пейзаж. Вспомнился мне тогда почему-то один почивший Киево-Печерский схиигумен, прикованный к инвалидной коляске. Некогда боевой протоиерей, отец многодетного семейства, церковный строитель и молитвенник, он еще в непожилом возрасте был поражен тяжелым полиартритом, сковавшим его тело. И он ушел по договоренности с матушкой доживать век в Киево-Печерскую лавру и снискал у братии, прихожан и паломников большое почитание. Так вот, рассказывал отец Геронтий – так его нарекли в великой схиме, – что часто видит один и тот же сон: будто идет он бодро и радостно пешком через долины и горы – в Почаев, к Пресвятой Богородице.

Вот и Почаев. Я был на исповеди, говорил с насельниками, с братией, расспрашивал паломников и женщин, несущих послушание в паломнической гостинице. Наконец взял обширное интервью у наместника лавры архиепископа Владимира. И сделал свой журналистский вывод: критические статьи о лавре были предвзятыми и надуманными. Наместник рассказывал, как собирались по этому поводу лаврские соборы и как монахи-духовники делились своими впечатлениями.

Дело в том, что в лавру чаще всего едут с генеральной исповедью, часто с какой-то духовной проблемой, которую на приходе верующие разрешить не смогли. Архиепископ объяснил, что исповедь и прием паломников для духовных бесед – это уже монашеское послабление ради людей. Так как в монастырях в былые времена вообще не исповедовали: главным уделом братии была молитва. Но в наше время тотального атеизма люди ищут духовное убежище чаще всего в монастырях. Исповедующему иеромонаху порой приходится задавать вопросы, чтобы выяснить суть внутренней проблемы человека. Может, среди таких неопытных в духовной жизни людей, приехавших в лавру, и возникало недовольство почаевской исповедью.

К тому же, сюда и из окрестных католических, греко-католических городков и сел, из раскольничьих приходов едут люди и стремятся попасть к причастию. Так что священники лавры вынуждены спрашивать, откуда приехали, какого вероисповедания.

О злополучных ИНН

Говорили с наместником и об ИНН. Да, в почаевских листовках звучат предостережения на этот счет. Но вовсе не «страшильного» характера, а излагающие монашескую точку зрения. Но никто из братии не спрашивает у приходящих на исповедь, есть или нет у них идентификационный номер налогоплательщика. Наместник подтвердил, что есть официальное мнение Церкви по этому вопросу, и каждый вправе сам решать, с кодом жить или без оного.

И в моей записной книжке появилась такая запись: «Будучи обладателем ИНН и не усматривая в этом какой-то духовной опасности, я все же пытаюсь понять, почему люди так воспринимают новые информационные технологии? И я попробовал представить себе отца Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, богослова-архиерея Игнатия (Брянчанинова), переводившего святоотеческое наследие… Как бы они восприняли ИНН? Я думаю, что так же, как это сделал архиепископ Владимир. И не потому вовсе, что уже явилась печать антихриста, а потому, что такие явления плохо совместимы с внутренней свободой веры, неким индикатором духовного православного сознания. И вот эти “бабки”, которых мы так злобно высмеиваем, протестующие против ИНН у Верховной Рады, и крестные ходы в периоды политических неурядиц и оранжевых революционных потрясений – ведь это тоже диапазон самовыражения веры, точнее – реакции на процессы времени, мира, который, по слову Христа, во зле лежит. Вот в некоторых странах сексуальным рабыням вшивают чип для отслеживания их перемещения, камеры наблюдений сейчас практически везде простреливают пространство. А представим на минуту, что при этой технологии контроля поменялся политический режим и к власти пришел новый Нерон, который за одно крестное знамение предаст человека смерти. Ведь все это было в истории, и эти “бабки” всю жизнь ходили в храмы под надзором КГБ, и многие пожертвовали карьерой и благополучием, а иные и лагеря прошли. Не им ли со всей строгостью относиться к нововведениям? Мы, другое поколение, можем ли их понять? Я уж не говорю о том, что церковные журналисты должны блюсти Церковь от нападок и не подавать повод для соблазнов…»

Новый храм почаевский

Впрочем, не хотелось завершать беседу на тревожной ноте. И владыка наместник рассказал о строительстве нового почаевского храма, в дополнение к двум существующим: Успенскому – конца ХVIII века и Троицкому – рубежа XIX и XX столетий. Храмы, как объяснил наместник, требуют реставрации и ухода, и часто приходится реставрационные работы проводить между богослужениями. К тому же, число паломников с каждым годом возрастает. Поэтому возникла идея строительства нового храма – в честь Преображения Господня. Это подарок Почаевской лавре и будущим поколениям от поколения начала ХХІ века. А Преображение – это и наше с вами личное преображение веры, преображение всех государств, всех народов некогда Святой Руси.

И отвечая собрату по перу, скажу свое мнение на поставленный им вопрос: «Куда дрейфует Почаев?»

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Украина, Почаев. Фото, адрес, часы работы

Свято — Успенская Почаевская Лавра — место, где находят душевный покой не только подвизающаяся там братия, но и сотни тысяч паломников, ежегодно приезжающих сюда. Она по праву считается одним из трех самых красивых монастырей восточной Европы.

Свято — Успенская Почаевская Лавра сегодня

Это святое место, призванное укреплять христиан в вере на пути спасения, известно всем православным. В религиозном мире Почаевская Лавра выделена в числе пяти православных монастырей, которым был присвоен статус Лавры. Здесь ежедневно исцеляются сотни болящих и духовно укрепляются в вере тысячи паломников.

О духовном могуществе монастыря говорит тот факт, что сама Царица Небесная приняла его под своё покровительство, обозначив свою особую милость оставленным отпечатком своей стопы на Почаевской горе. Там, где оставила Матушка Пресвятая Богородица свой след, забил источник, исцеляющий болящих и доныне.

Монастырь является центром культуры, туризма и паломничества здешних мест. В течение года сюда стекаются порядка 2-х миллионов православных христиан, страждущих прикоснуться к святыне и получить очищение.

Архитектура, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Сверкая золотом куполов, Почаевская Лавра поражает своим величием и монументальностью. Поскольку расположена она на горе, видно святыню издалека.

Архитектурный ансамбль Лавры представлен несколькими храмами:

  1. Успенский собор – главный храм, здесь хранится Чудотворная икона и святая стопа Богородицы.
  2. Троицкий собор.
  3. Храм Иова Почаевского – хранитель чудотворных мощей.
  4. Собор Преображенский.

Собор Успения Пресвятой Богородицы – постройка, выполненная в стиле позднего барокко. Поражая своей мощью и неповторимой красотой, собор стоит на возвышенности. А большая терраса с оградой вокруг него позволяет с этого места полюбоваться панорамой города. Золоченые купола Успенского собора будто тянутся к небу и уходят в его неизведанную синь.

Величественность собора и его прекрасную архитектуру оценил российский император Николай I, побывавший в Почаеве в 1842 г., назвав его «произведением дерзкой архитектуры».

Троицкий собор построен по проекту архитектора Щусева по образу и подобию одноименного собора Троицко — Сергиевой Лавры. Собор выдержан в стиле древне — русского зодчества и иконописи. Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаичными панно по эскизам Николая Рериха.

В скале под Свято — Успенским храмом скрыт от людских глаз Пещерный храм Преподобного Иова.

Чтобы попасть туда, следует преодолеть множество крутых лестничных ступенек и галерейный коридор, расписанный ликами святых угодников Руси. Храм небольшой, с левой его стороны — вход к нетленным мощам Иова и Амфилохия, покоящихся в гроте. Стены грота расписаны эпизодами земной жизни святого Иова Почаевского. Рядом — меленькая пещерка, где возносил свои неустанные молитвы к Богу святой Иов.

Преображенский собор воздвигнут в 2013 году. По своим размерам и архитектурному величию не уступает Свято — Успенскому. Хотя визуально кажется, что он значительно меньших размеров, видимо из — за того, что территориально расположен ниже Успенского.

Величие и красоту архитектурного ансамбля Свято-Успенской Почаевской Лавры дополняет четырёхэтажная лаврская колокольня. Первый этаж имеет крестообразную форму, остальные три – четырёхугольные. Фронтоны с южной и северной стороны украшены колоннами. Над входной дверью колокольни – Почаевская икона Матушки Богородицы.

Осеняют своими перезвонами святую обитель 25 колоколов, расположенных на 3 ярусе. Их мелодичный звон уходит далеко за пределы Лавры и приглашает богомольцев к святыням. Почаевская Свято-Успенская лавра, помимо 4-х соборов, имеет на территории скит Святого духа — место, где было засвидетельствовано второе явление Богоматери.

Территория скита небольшая. Есть здесь двухъярусный храм, ухоженный монастырский сад, стометровый колодец с целебной водой, чудотворный поклонный крест преподобного Никиты Столпника. Примечательным является факт, что роспись скитского храма идентична фрескам Успенского собора Лавры.

История строительства

История строительства монастыря уходит вглубь XII века. Согласно преданию, бежавшие от татарского нашествия на волынские земли, монахи Киево – Печорской Лавры увидели на горе явившуюся в огненном столпе Богородицу с короной на голове и скипетром в деснице. Прикоснувшись им к камню, она оставила след стопы, источающий струи целительной влаги.

Многие годы монахи, основав на том месте монашеский скит, жили в горной пещере близ святого места и возводили свои молитвы во славу Господа Иисуса Христа и его Матушки Пресвятой Богородицы. Великое чудо привлекало сюда толпы верующих.

Позднее на месте пещеры была воздвигнута деревянная церковь. Сегодня там осталась часовенка в честь преподобного Иова. Именно по его настоянию на месте церкви был воздвигнут каменный Успенский храм, положивший начало строительства православного монастыря, основателем которого по праву считается преподобный Иов Почаевский.

Первые сведения о монастыре относятся к 1527 году. Вслед за Успенским построили Свято – Троицкий храм. Обитель обнесли капитальной стеной из камня, для братии устроили кельи, выстроили хозяйственные сооружения, а затем и монастырскую типографию, небольшой заводик для изготовления свеч.

Местная помещица Анна Гойская постоянно оказывала монастырю посильную помощь. А в 1597 году, завещав обители немалые угодья земли, передала в дар монахам икону с ликом Царицы небесной, явившую православным свою чудодейственную силу.

Интересный факт! Во время путешествия по Волынским землям греческий митрополит Неофит остановился для отдыха в имении благочестивой и гостеприимной Анны Гойской. В благодарность за радушный приём гость сделал хозяйке щедрый подарок — икону Пресвятой Богородицы.

Вскоре от иконы получил исцеление Филипп, брат Анны, слепой от рождения. Позднее засвидетельствовано немало фактов исцеления по молитвам к чудесному образу. В 1713 году началось основательное строительство монастыря из камня.

Внутреннее убранство

Почаевская Свято-Успенская лавра поражает великолепием внутреннего убранства. Наряду с эстетической составляющей, оформление храма несет определенный символический смысл. В центре каждого из них — восьмиконечный крест, подобный тому, на котором был распят Спаситель.

Мощью и духовным содержанием поражает иконостас, укрепляющий верующих в том, что на пути спасения мы не одиноки, поскольку святые подвижники молятся с нами за всё человечество. Богато украшенные царские врата создают ощущение присутствия Христа за их створками.

Помимо общих деталей внутреннего убранства, в каждом храме существуют свои, присущие только ему, особенности, свои «изюминки»:

  • Росписи и иконы Успенского храма представляют исторические моменты монастырской жизни. Иконостас именуется Царским, поскольку в память о времени, проведенном в Лавре, был передан в дар императором Александром II. Над Царскими вратами храма расположена Почаевская икона Божьей Матери, укрепленная на лентах и облачённая в звездоподобный киот. Ежедневно на утренней литургии икону опускают на уровень человеческого роста, давая возможность молящимся приложиться к святыне.
  • Отличительной особенностью Троицкого собора являются многочисленные необычно удивительные кресты на его стенах. Стеновые росписи своей красотой притягивают взгляды посетителей. Задняя стена храма представляет картину Страшного суда и наводит богомольцев на размышления о правильности бытия, поскольку их взгляды при выходе невольно устремляются на изображения адских мук и райского блаженства. Паникадило сохранилось со времен Николая II. Оно было подарено императором именно этому храму.

Почаевская Свято-Успенская лавра внутри поражает своей красотой.

  • Галерейный коридор пещерной церкви Преподобного Иова расписан ликами святых угодников Руси. В настенных росписях можно проследить все события Страстной недели жизни Христа, описанные в Евангелии. А фреска с изображением распятого Спасителя является истинным чудом. Когда, пытаясь визуально охватить изображение в полном объеме, переходишь с одной стороны храма на другую, создается впечатление, что Христос провожает тебя взглядом, полным страдания и любви. А у проходящих по коридору создается ощущение трепетного покаяния.
  • Святыни и мощи

    В Лавре хранятся великие святыни, поклониться которым приезжают паломники со всех уголком Земли:

    • След стопы Божьей Матери. От него забил целительный источник. При строительстве над источником храма, в полу на камне со святым следом оставили отверстие, а над ним — ковчег, дающий паломникам возможность лицезреть святыню. Но, в силу немощи православных, приезжающих в обитель за исцелением, для многих прикладываться к полу было затруднительно. Тогда поверх ковчега положили вышитое не шелке изображение стопы, которое не утратило целительных свойств.
    • Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Почаевской. Она написана масляными красками на обычной липовой доске. Первоначально была покрыта тонким слоем серебра, который со временем исчез, а образ украсили мелким жемчугом. Засвидетельствовано множество чудес от святого образа в избавлении от тяжких, неизлечимых болезней, наставлении заблудших на путь истинный. От лика Заступницы происходит исцеление от недуга телесной и душевной слепоты.
    • Святые нетленные мощи преподобного Иова и Амфилохия. Прикоснуться к ним можно в Свято — Троицком храме обители. Если подходить к святыне с чувством глубокой веры, то можно получить помощь и исцеление.

    Духовенство, наставники

    Величие монастыря зависит не только от его внешнего великолепия, но и от подвизающейся в обители братии. Господь призвал их в это святое место для спасения душ и для молитвенного прошения о заступничестве страждущих. Нам, живущим в миру, непонятен особый подвиг их веры.

    Составляя духовную силу монастыря, они в ежедневных трудах своими молитвами охраняют православных христиан от зла и укрепляют их в вере. Управляет монастырем наместник — архиепископ Почаевский Владимир (Мороз). Благочинный следит за размеренным распорядком лаврской жизни, выполнением послушаний монахами.

    Ризничный контролирует порядок богослужений, обеспечение обители всем необходимым. Уставщик следит, чтобы службы проходили по предписанному уставу. Финансовой составляющей ведает казначей. Регент руководит клиросом. Братский духовник оказывает помощь инокам в духовной жизни, принимает исповеди. Иноки несут различные послушания.

    Социальная работа, повседневная жизнь

    Главный показатель в жизни любого монастыря — умножении числа братии. Если в конце прошлого века в Лавре подвизались несколько десятков иноков, то теперь их число выросло до двухсот. Из них почти половина — в священническом или диаконском сане.

    Монастырь успешно осуществляет духовную, культурную и социальную деятельность. Православные фестивали и концерты, ярмарки и выставки проводятся здесь регулярно. Помимо этого, на территории Лавры действует Киевская духовная школа, православно — катехизаторские курсы.

    Воскресная школа

    Неотъемлемой частью духовной жизни Почаевской Лавры является деятельность воскресной школы, сформировавшейся по принципу семейной школы. Занятия школы способствуют воцерковлению и формированию христианского образа жизни те только детей, но и их родителей.

    Большое внимание уделяется развитию изобразительных наклонностей и творческого самовыражения детей, но с уклоном в православие. Работы детей можно увидеть на выставках, приуроченных к тому или иному православному празднику, ими украшены стены класса Воскресной школы. Занятия школы помогают ребятам увидеть жизнь во всех её проявлениях через призму веры.

    Престольные праздники

    Главный праздник Лавры — день Почаевской иконы Матери Иисуса Христа, христолюбивые чада православной церкви отмечают 5 августа. Со всех концов Земли в этот день стекается в Лавру народ. Вот уже 400 лет чудотворная икона помогает верующим.

    10 ноября Успенская Почаевская Лавра чтит память основателя, преподобного Иова. В этот день совершается крестный ход и общая молитва.

    Режим работы для посетителей

    Почаевская Свято-Успенская лавра открыта для посещения с 6 утра до 9 вечера. Подробное расписание всех богослужений можно найти на официальном сайте.

    Интересные факты

    Среди множества интересных фактов и чудесных исцелений, вспомним лишь малую толику их них:

    1. В лавре есть весьма загадочное место. Это пещерка, в которой некогда жил и возносил свои молитвы ко Господу преподобный Иов. Войти в неё нельзя, можно только вползти. Но и это сделать может не каждый. Те же, кому удалось попасть в то намоленное место, точно уверуют в существование загробного мира: скользкие от влаги стены, мрак, теснота такая, что ни сесть, ни лечь нельзя, острое ощущение замкнутости и изолированности от всего мира. А святой Иов проводил в этих условиях не только целые дни, а порой и недели. От постоянного стояния на коленях его ноги были покрыты незаживающими язвами, следы которых сохранены и на нетленных мощах. Но это не останавливало Иова в его стремлении неустанно молиться «о благосостоянии мира во зле лежащем».
    2. Негативное отношение Сталина к церкви известно всем. Однако, согласно преданию, он изменил его после чудесного исцеления своей дочери Светланы почаевским старцем Амфилохием. И Иосиф Виссарионович, и Светлана были благодарны старцу. После смерти отца Светлана Аллилуева решила уехать за границу и решила увезти Амфилохия, которому грозили советские репрессии. Но старец не принял приглашения и, несмотря на то, что уже были приобретены билеты, остался в Лавре.
    3. Возле Главный иконы монастыря до сих пор стоят костыли. Их оставил человек, пораженный детским церебральным параличом. Приехав в Почаев с надеждой на исцеление и подойдя к иконе Богородицы, он услышал её голос, призывающий бросить костыли и идти самостоятельно. Больной вышел из храма здоровым, и с тех пор он ходит по святым местам, рассказывает всем о происшедшем с ним чуде и прославляет Матушку Пресвятую Богородицу.

    Где находится, что в окрестностях, как добраться

    Почаевская Свято-Успенская лавра — крупный храмовый комплекс и мужской монастырь, расположенный в западной части Украины. Возведенный на высокой горе и окруженный с 3-х сторон Новым Почаевым, он возвышается над всей округой практически на 80 км. Добраться можно железнодорожным и автомобильным транспортом.

    На любом поезде из Киева до Львова или Ужгорода, выйдя на станции Радивилов, пересесть на маршрутное такси до Почаева. С Киевского железнодорожного вокзала до Лавры паломников возит автобусом служба «Путник», на сайте которой можно посмотреть расписание перевозок. Курсирует и маршрутка Киев — Почаевская Лавра.

    Согласно легенде, всем, кому довелось побывать в Свято — Успенской Почаевсой Лавре, прощаются забытые и не исповеданные грехи. Может быть поэтому, в надежде на очищение души и укрепление телесного здравия, едут в это святое место сотни тысяч паломников со всего мира.

    Автор: Лаврентьева Л.В.

    Оформление статьи: Лозинский Олег

    Видео о Почаевской Свято-Успенской лавре

    Свято-Успенская Почаевская лавра — Символ веры:

    ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА

    Почаевская Успенская лавра

    Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Почаев, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Тернопольской епархии

    Основание

    Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

    Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

    В борьбе с унией

    Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель – он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

    В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

    В руках униатов

    С 1713 [1] по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.

    Возрождение в Синодальный период

    25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские [2], а в 1840-1860-х годах – Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

    Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

    При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.

    На фронтах войн начала XX века

    В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

    Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь независимой Польши. Около того же времени патриарх Всероссийский святитель Тихон даровал обители статус ставропигии.

    Межвоенные годы в составе Польской Церкви

    Вплоть до 1939 года монастырь входил в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда “ревиндикция” – передача храмов Римо-католической церкви, проводившаяся под покровительством польских светских властей. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. Благодаря архимандриту Дамаскину (Малюте) в Лавре были устроены электростанция и мельница. На нужды православных приходов Польши в обители работали иконописная и позолотная мастерские, в которых обучались профессии воспитанники открывшегося в лавре приюта для сирот. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции – в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).

    Военные годы и советский период

    В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый “новый корпус”, где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.

    Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

    В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.

    Новейшее время

    С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность – открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение – как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.

    С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года – Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.

    Статистика

    • 2013 – более 300 человек братии [3]

    Святыни

    Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В Лавре пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери и почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

    Храмы на территории Лавры

    • Успенский собор
    • Антония и Феодосия Печерских
    • Варвары великомученицы
    • Иова Почаевского
    • Михаила Архангела, при архиерейских покоях
    • Николая Чудотворца, надвратная
    • Похвалы Пресвятой Богородицы
    • Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
    • Троицы Живоначальной

    Настоятели, наместники

    • Прп. Иов Почаевский (нач. XVII в. – 28 октября 1651)
    • Досифей (упом. 14 сентября 1659, + 1664)

    С 1831 года священноархимандритами обители были архиереи: Волынские, Львовские, Тернопольские, а по обращении в ставропигию – Киевские

    • Антоний (Рафальский) (1833 – 1834)
    • Амвросий (Лотоцкий) (1860 – 1865)
    • Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 – 1909)
    • Дамаскин (Малюта) (август 1920 – 1931)
    • Пантелеимон (Рудык) (1933 – 2 июня 1941)
    • Панкратий (Кашперук) (1943 – 1946)
    • Елисей (1946)
    • Иосиф (Забарный) (1946 – 1950)
      • Иннокентий (Леоферов) (1949 – 1951) и/о
    • Иннокентий (Леоферов) (1951 – 1953)
    • Севастиан (Пилипчук) (12 февраля 1954 – 1962)
    • Варфоломей (Бабяк) (1962 – 1964)
    • Августин (Шкварко) (1964 – 1970)
    • Самуил (Волынец) (1971 – 1974)
    • Иаков (Панчук) (8 августа 1974 – 1982)
    • Николай (Шкрумко) (31 июля 1982 – 26 июня 1985)
    • Марк (Петровцы) (26 июня 1985 – 19 июля 1988)
    • Онуфрий (Березовский) (20 июля 1988 – ноябрь 1990)
    • Иаков (Панчук) (14 декабря 1990 – 1992)
    • Феодор (Гаюн) (5 июля 1992 – 27 июля 1996)
    • Владимир (Мороз) (с 27 июля 1996)

    Свято-Успенская Почаевская Лавра

    Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. По статистике 2013 года в лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Описание
      • 2.1 Храмы лавры
      • 2.2 План лавры
    • 3 Святыни
    • 4 Престольные праздники
    • 5 Местонахождение
    • 6 Где остановиться
    • 7 Галерея
    • 8 Видео
    • 9 Ссылки

    История

    Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

    Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

    Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель – он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

    В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

    С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.

    25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах – Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

    Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

    При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.

    В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

    Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.

    Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда “ревиндикция” – передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции – в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).

    В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый “новый корпус”, где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.

    Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

    В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.

    В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.

    С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность – открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение – как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.

    С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года – Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.

    Описание

    Свято-Успенская Почаевская Лавра – крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине.

    Храмы лавры

    • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра Невского);
    • храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский;
    • храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях;
    • храм во имя Святой Живоначальной Троицы;
    • храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских;
    • храм во имя св. вмц. Варвары.

    План лавры

    1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери).
    2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия).

    3. Троицкий собор.
    4. Колокольня.
    5. Похвальной церковь.
    6. Почаевская духовная семинария.
    7. Святые ворота.
    8. Экскурсионный офис.
    9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери.
    10. Летний алтарь.
    11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.
    12. Иконная лавка.
    13. Записной стол.
    14. Проход к колодцу прп. Иова.
    15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры).
    16. Вход в храм прп. Иова.
    17. Странноприимная.
    18. Подземный переход на стоянку.
    19. Подземный переход на территорию Лавры.
    20. Нижняя стоянка.
    21. Верхняя стоянка.
    22. Дорога к автостанции.
    23. Дорога на Радылов.
    24. Дорога на Тернополь.
    25. Дорога на монастырское кладбище
    26. Дорога на Кременец.

    Святыни

    • Почаевская икона Божией Матери (в Успенском соборе);
    • отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе);
    • мощи прп. Иова Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме);
    • мощи прп. Амфилохия Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме)

    Престольные праздники

    Местонахождение

    Адрес: Украина, Тернопольская область, Кременецкий р-н, Почаев, ул. Воссоединения, 8, Свято-Успенская Почаевская лавра
    Почтовый индекс: 47025
    Телефоны:
    Звонки с Украины:
    (03546) 612 18 (привратник), (03546) 625 47, 625 48 (гостиница)

    Где остановиться

    Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются:

    • общие 10-местные номера;
    • отдельные номера с удобствами на этаже;
    • улучшенные номера с удобствами в номере.

    Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес. Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.

    Галерея

    Успенский собор лавры

    Внутренне убранство Успенского собора лавры

    В подземном храме Иова Почаевского

    Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе)

    Свято-Успенская Почаевская лавра

    Предания гласят, что Успенская Почаевская лавра была основана монахами-беглецами, спасшимися от татаро-монгольского нашествия. Сегодня это второй по значимости храмовый комплекс после Киево-Печерской лавры.

    История Почаевской лавры

    Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена. Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси.

    Основание обители

    В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

    Читайте также похожие статьи:

    В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

    Период войн и разорения

    Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.

    Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

    В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

    Как возникло название обители

    Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

    Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

    Ещё интересные статьи:

    Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

    Архитектурные памятники и храмы

    На территории Успенско-Почаевской лавры представлены храмы, являющиеся достоянием и сточки зрения архитектуры, среди них:

    • Собор Успения Пресвятой Богородицы (выстроенный в два придела, один из которых посвящен Николаю Чудотворцу, второй — Александру Невскому).
    • Пещерный храм преподобного Иова Почаевского.
    • Собор Святой Троицы.
    • Похвальная церковь.
    • Собор Преображения Господня.
    • Часовни Почаевской чудотворной иконы Богоматери и Рождества Христова.

    Святыни

    К самым известным святыням Лавры относят:

    • Лик Божьей матери Почаевской.
    • Целебный источник на месте явления Богородицы.
    • Отпечаток стопы Пресвятой Богоматери.
    • Мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

    Расписание богослужений

    Богослужения в Успенско-Почаевской лавре начинаются ежедневно с 5 утра и завершаются в 17.00. По вторникам читается акафист преподобному Иову, а в субботу — соборный акафист Божьей матери, по завершении вечернего богослужения.

    По воскресным дням и праздникам проводятся с 17.00 всенощные службы и праздничные литургии.

    По понедельникам и четвергам проводится соборование.

    За все время существования обители сменилось довольно много настоятелей. Одним из самых известных для нашего времени настоятелем Лавры является патриарх Алексий II, возглавляющий обитель с 1990 года.

    Как добраться

    Свято-Успенская Почаевская лавра находится в Украине по адресу: Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, д. 8.

    Карта-схема лавры

    Для посетителей Успенской Почаевской лавры существует специальная карта, в соответствии с которой обычно проходят экскурсии по обители. Карта-схема представляет собой наиболее важные объекты, перечисленные в определенной последовательности:

    • Успенский храм.
    • Церковь, посвященная преподобному Иову Почаевскому.
    • Собор Святой Троицы.
    • Главная колокольня.
    • Похвальная церковь.
    • Духовная семинария.
    • Святые врата.
    • Часовня, посвященная чудотворной иконе Почаевской Божией Матери.
    • Алтарь для летнего времени.
    • Часовня Рождества Христова.
    • Иконная и свечная лавка.
    • Проход до колодца святого Иова и сам колодец.
    • Храм преподобного Иова.
    • Странноприимная.
    • Подземные переходы на стоянку, территорию Лавры.
    • Дорога к автостанции, на Радылов, на Тернополь, на монастырское кладбище, на Кременец.

    Внимание! Следуя данной карте, легко ориентироваться на довольно-таки большой территории Свято-Успенской Почаевской лавры и не пропустить важные ее достопримечательности и святые места.

    Свято-Успенская Почаевская Лавра

    Свято-Успенская Почаевская Лавра расположилась и открыла свои двери для всех верующих в древнейшем украинском городке Почаев. Эту лавру по праву можно назвать храмовым городом, имеющим собственную величайшую монастырскую обитель с глубокой и увлекательной историей, о которой известно почти каждому.

    Исторические сведения

    Согласно известным историческим данным основание Свято-Успенской Почаевской Лавры принадлежит рукам монахов Киево-Печерской Лавры, которым пришлось спасаться от татар бегством в 1240 году. Первые письменные источники, в которых упоминается о лавре, датируются 1527 годом.

    После возведения монастыря, спустя некоторое время зажиточная помещица презентовала обители много земель, имений и хранившуюся у нее старинную чудодейственную икону Богородицы. Благодаря помощи семьи Домашевских было добавлено несколько новых построек и храм.

    Монастырь не раз подвергался нападениям татар и турков. В один из таких злополучных дней перед молящимися мирянами появилась окруженная ангелочками Богоматерь, спустившаяся с небес, а подле нее находился Иов Почаевский. Лучшие годы монастыря и период расцвета приходится именно на времена деятельности святого.

    Во времена греко-католического периода Свято-Успенская Лавра хорошо отстроилась, в те годы была возведена столовая-трапезная, кельи для монахов и основной лавровый храм. Материально лавре помогал Потоцкий М. В., а благодаря таланту архитектора Гофмана новый храм стал произведением искусства.

    Статус лавры был получен лишь в 1833 году. После этого храму пришлось пройти через множество испытаний, а начало 20 столетия стало действительно переломным моментом. После того, как украинские земли были освобождены от австро-венгерских захватчиков, в лавре началась новая жизнь и полностью восстановились богослужения. Период Второй мировой войны снова принес за собой разруху, из-за этих ужасных событий монастырская обитель лишилась продуктов, школы и приюта. «Сошла на нет» и духовная жизнь лавры, а члены братии были изгнаны.

    В середине 20 века монастырь подвергся гонениям, это произошло из-за проводимых в те времена антицерковных реформ. Несмотря на это Свято-Успенская Почаевская Лавра выстояла. Конец 20 столетия ознаменовался для обители положительными обновлениями: число прихожан и монахов возросло, снова начали печататься книги, открылась школа и иконные лавки, отстроилась новая часовня. Эти годы принесли Свято-Успенской Почаевской Лавре звание одной из главных святынь страны. В нынешнее время на территории лавры располагается монастырская обитель, пещерный храм, знаменитая церковь Святой Великомученицы Варвары, а также храм преподобного Феодосия и Антония.

    Чем знаменита Лавра

    Свято-Успенская Лавра известна не только своей богатой историей, красивыми пейзажами и чудотворными святынями. Помимо этого, неподалеку от лавры располагается монастырь святой Анны, связанный с трагическими событиями периода татаро-турецких нашествий. Согласно преданиям, однажды в храме появилась новая святыня – икона Святой Праведной Анны. Поговаривают, что образ сам избрал лавру в качестве своего пристанища, в честь чего и был возведен монастырь. Здесь размещается святейшее исцеляющее от всех недугов место – источник Святой Анны.

    Также неподалеку от лавры расположился великий и известный на весь мир древнейший Монастырь-Скит, считающийся высокодуховным и чудодейственным местом. Сюда съезжаются люди со всех уголков земли.

    Святыни Почаевской Лавры

    Наиболее знаменитым и почитаемым образом Свято-Успенской Почаевской Лавры по праву можно назвать многовековую, прошедшую через множество испытаний икону Богородицы, известную своими чудесами. Именно этот образ когда-то давно стал символом веры в Господа.

    Еще одной известной святыней являются послания богомудрых почаевских старцев. Долгие годы они вселяли веру и духовность в прихожан, а их пророческие слова сыграли важную роль в становлении православия и храма. Это величайшее место наполнено любовью, верой, духовностью. А стены зданий пропитаны увлекательной и глубокой историей.

    Ссылка на основную публикацию