Петр и Павел

Святые апостолы Петр и Павел: чему нас может научить их жизнь

12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)

Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.

Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век

С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.

После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.

Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век

Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.

Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век

А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.

Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.

Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.

Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.

Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век

В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.

Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 21705
  • |Видео 129
  • |Мероприятия 0

Преподобный Петр Галатийский, Антиохийский, молчальник

Святой Петр (ок. 328–ок. 429) родился около 328 года. Оставив дом родителей, он сначала подвизался в Галатии, потом – в Антиохии, где жил в гробнице и питался только хлебом и водой. Силой молитвы он возвращал рассудок беснующимся, исцелял телесные болезни, «даже одежда его, чрез прикосновение, действовала подобно одеждам божественного апостола Павла», – рассказывает Феодорит, епископ Кирский, современник преподобного Петра.
Мать блаженного Феодорита страдала болезнью глаз, от которой никто не мог исцелить ее. Знакомая, супруга восточного правителя Пергамия, исцеленная Петром от опасной болезни глаз, посоветовала обратиться за помощью к известному уже тогда подвижнику гробницы. Молодая, не просвещенная еще духовно женщина, отправилась к Петру разукрашенная, по обычаю, богатой одеждой. Увидев ее, блаженный пожелал исцелить ее сначала от любви к нарядам…
«Скажи мне, дочь моя, – заговорил Петр с ней, – если бы какой-нибудь живописец, весьма опытный в своем искусстве, написал какую-нибудь картину по всем правилам искусства и представил бы ее людям, желающим посмотреть, а другой кто-нибудь, не изучивший хорошо того искусства, а рисующий, как вздумалось, что пришло на мысль, пришел бы и, охулив ту художественную живопись, придал бы бровям и ресницам более длинное очертание, лицо сделал бы белее, на щеках прибавил бы краски, – как ты думаешь, несправедливо ли вознегодовал бы прежний живописец на это оскорбление его искусства и на сделанные несведущею рукою ненужные прибавления? Так точно и Творец всяческих и нашего естества Содетель и Художник оскорбляется тем, что вы как бы обвиняете Его неизреченную мудрость в несовершенстве: иначе вы не покрывали бы себя краскою, или белою, или черною, если бы не думали, что вам недостает этой принадлежности. А думая, что телу недостает необходимого, вы как бы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии, тогда как всякому известно, что Он имеет силу, равную хотению. Господь творит все, что хочет (Пс. 134, 6), дав всем все полезное, не дав только того, что вредно. Не искажайте же образа, предначертанного Богом, не усиливайтесь прибавлять то, чего не дал Премудрый, и не выдумывайте поддельной красоты, которая и целомудренных растлевает…»
Как доброе семя на плодотворную почву, так залегли эти слова в добрую душу молодой женщины и внезапно просветили и преобразили ее. Припав к ногам святого, она со слезами умоляла его помолиться о ней, говорила, что она не оставит его, пока не получит исцеления и от болезни своей.
«Если имеешь веру искреннюю и твердую, то выздоровеешь, – сказал ей смиренный Петр. – Бог, всегда готовый исполнить прошение верующей души, исполнит и твое прошение, не мне даруя благодать, но видя веру твою. Если примешь это Богом дарованное лекарство, то выздоровеешь». И когда, вслед за этими словами, Петр положил больной руку на глаз и изобразил знамение креста, то болезнь исчезла.
«Такую-то пользу приобрела мать моя от наставлений Петра, – говорит Феодорит, – искала исцеления телу, а приобрела и здравие души. Вот что блаженный Петр совершал словом, вот что мог делать молитвою… Имея множество и других повествований об этой блаженной душе, я весьма многие опущу, опасаясь за немощь многих, которые, судя по себе, не верят чудотворениям Боголюбивых мужей…»
Преподобный Петр мирно скончался около 429 г., 99-ти лет от роду (ср.: Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского. В 2 кн. Январь–июнь. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 189–191; Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон А.И. – СПб, 1898, т. 46 (XXIIIА), с. 483).

Память преподобного Петра Молчальника

Память преподобного Петра Молчальника

Святой отец наш Петр родился в Понте от благочестивых родителей, с которыми прожил только семь лет. Остальное время своей жизни в любомудрии он провел прежде всего в Галатии, потом, ради усовершенствования, отправился в Палестину, где предался молитве, и затем поселился в Антиохии. Затворившись в одном сарае, он, заботясь о своей душе, проводил время в непрестанных молитвах. Ничего, кроме хлеба, он не вкушал и, кроме воды, не пил, да и то в малом количестве через два или три дня. Он имел власть над бесами. Так, одного человека по имени Даниил святой Петр освободил от беса; исцеленный, по наставлению и научению его святым Петром, сделался подражателем его жизни. Святой Петр отверзал очи слепым и исцелял различные недуги. Наставления он преподавал или письменно или словесно. Своей святой жизнью он прославился по всей Антиохии и ее пределах. Прожив девяносто лет, украшенный многими добродетелями и подвигами безмолвия, святой мирно отошел к Господу, около 429 года [1].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Память преподобного Петра

Память преподобного Петра Святой Петр, в мире Леонтий, жил в царствование императора Феофила [1], и происходил из Галатии [2], от родителей Феофила и Евдокии. Он отличался прекрасною и величественною наружностью и большою телесною силою, за что и выбран был в царские

Память преподобного Саламана молчальника

Память преподобного Саламана молчальника Сей преподобный отец наш Саламан происходил из селения Каперсана, расположенного на западном берегу Евфрата [1]. Возлюбив уединение, он отыскал на другом берегу реки маленькую хижину и затворился в ней, заложив наглухо дверь и

Читайте также:  Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Память преподобного отца нашего Петра чудотворца

Память преподобного отца нашего Петра чудотворца Родиной сего преподобного был город Константинополь. Он происходил от богобоязненных родителей. Когда родители преподобного приняли иноческое звание, а вскоре за ними постриглись в монашество и два брата его, Павел и

Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника

Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника Молчаливый [1], неумолкающих похвал достойный, святой и преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском [2], от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого императора Маркиана [3], в

Память преподобного Петра Молчальника

Память преподобного Петра Молчальника Святой отец наш Петр родился в Понте от благочестивых родителей, с которыми прожил только семь лет. Остальное время своей жизни в любомудрии он провел прежде всего в Галатии, потом, ради усовершенствования, отправился в Палестину,

Память преподобного отца нашего Петра

Память преподобного отца нашего Петра Преподобный Петр родился и был воспитан в Константинополе. Он происходил от славных и богатых родителей. Отец его, по имени Константин, — был саном патриций [1] и занимал должность полководца. С юности усердно занимаясь науками, сей

Память преподобного Петра в Атрое

Память преподобного Петра в Атрое Сей преподобный от самой утробы матерней был освящен Богом. Всю свою жизнь он провел в посте и непрестанной молитве; совершил много чудес; между прочим, прошел чрез реку Галис как бы посуху. Он так удручил свое тело железными веригами, что

Память преподобного Саламана молчальника

Память преподобного Саламана молчальника Сей преподобный отец наш Саламан происходил из селения Каперсана, расположенного на западном берегу Евфрата [1]. Возлюбив уединение, он отыскал на другом берегу реки маленькую хижину и затворился в ней, заложив наглухо дверь и

Память преподобного отца нашего Петра чудотворца

Память преподобного отца нашего Петра чудотворца Родиной сего преподобного был город Константинополь. Он происходил от богобоязненных родителей. Когда родители преподобного приняли иноческое звание, а вскоре за ними постриглись в монашество и два брата его, Павел и

Память преподобного отца нашего Петра

Память преподобного отца нашего Петра Преподобный Петр родился и был воспитан в Константинополе. Он происходил от славных и богатых родителей. Отец его, по имени Константин, — был саном патриций [1] и занимал должность полководца. С юности усердно занимаясь науками, сей

Память преподобного Петра в Атрое

Память преподобного Петра в Атрое Сей преподобный от самой утробы матерней был освящен Богом. Всю свою жизнь он провел в посте и непрестанной молитве; совершил много чудес; между прочим, прошел чрез реку Галис как бы посуху. Он так удручил свое тело железными веригами, что

Память преподобного Петра

Память преподобного Петра Святой Петр, в мире Леонтий, жил в царствование императора Феофила [1], и происходил из Галатии [2], от родителей Феофила и Евдокии. Он отличался прекрасною и величественною наружностью и большою телесною силою, за что и выбран был в царские

Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника

Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника Молчаливый [1], неумолкающих похвал достойный, святой и преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском [2], от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого императора Маркиана [3], в

Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра [147 ]

Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра [147] Святой Петр был родом из Царьграда. О имени и звании его родителей нет достоверных исторических сведений, а сам он был одним из схоластиков [148] византийской столицы, и вместе имел чин полководца. Так как он был

Память преподобного отца нашего Феолипта, епископа Филадельфийского (память его совершается в первую неделю по неделе всех святых)

Память преподобного отца нашего Феолипта, епископа Филадельфийского (память его совершается в первую неделю по неделе всех святых) Богомудрый отец наш Феолипт родился в г. Никее в малой Азии, около 1252 г. Император византийский Михаил Палеолог, овладевший царским

Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника

Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника Молчаливый[55], неумолкающих похвал достойный, святой и преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском[56], от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого императора Маркиана[57], в

Воскресенье, 14 февраля 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 14 февраля.

Воскресенье, 14 февраля 2021 года, Предпразднство Сретения Господня, неделя о Закхее

В этом году именно 14 февраля — последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту или Неделя о Закхее. Уже следующее воскресенье начнутся богослужения с использованием Постной Триоди.

Подготовка к празднику Сретения Господня начинается с предпразднства в воскресенье 14 февраля. В этот день уже несколько лет мы празднуем Собор святых Пермской митрополии — в первое воскресение после 11 февраля, дня памяти Великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы. Первыми Пермскими святыми были святители Стефан, Герасим, Питирим и Иона, принесшие свет истины Христовой на Пермскую землю. За ними в Собор Пермских святых вошли святители Вологодские и Великопермские Антоний и Маркелл, преподобный Трифон Вятский и святой праведный Симеон Верхотурский. В прошлом веке лик небесных покровителей Пермской земли пополнили новомученники и исповедники, среди которых священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский; священномученик Феофан, епископ Соликамский, преподобномученник Варлаам, архимандрит Белогорского монастыря и преподобномученники белогорские и многие другие священномученики и исповедники Пермские.

В последние годы 14 февраля особенно выделяется благодаря необычному празднику — дню святого Валентина. Он был епископом города Интерамна (Италия) в конце III века во времена гонений на христиан: исцелял людей от различных недугов и, по преданию, тайно венчал влюбленные пары.

Подробнее об отношении современных верующих к 14 февраля и влюбленности читайте в наших материалах:

Тропарь предпразднства Сретения Господня

Небесный лик Небесных Ангел,/ приник на землю, пришедше зрит яко Младенца,/ носима к храму, Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя,// предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Перевод: Небесный хор, склонясь к земле с небесных сводов и видя Перворожденного всего творения, как грудного Младенца, ко храму несомого не познавшей мужа Матерью, поет с нами предпраздничную песнь в трепетном изумлении.

Кондак предпразднства Сретения Господня

Со Отцем Слово сый невидимо,/ ныне убо видим есть плотию:/ неизреченно от Девы родися/ и на руку старчу дается святителю./ Поклонимся Тому,// истинному Богу нашему.

Перевод: Слово со Отцом пребывающее невидимо, ныне видимо во плоти: неизреченно от Девы Он родился и дается на руки старцу-священнику. Поклонимся Ему, истинному Богу нашему.

Тропарь Собору святых Пермской митрополии

Благоукрашается Церковь Русская, земля Пермская ликовствует в памяти преславного лика святых своих, словом и житием Богу угодивших, имже мы благодарственно взываем: О, древни и новии подвижницы веры православныя, ови апостольские труды понесши, ови же кровьми мученическими веру утвердившии, велиции заступницы и хранителие, молите Христа Бога душам нашим в мире спастися.

День памяти святых

Мученица Перпетуя, мученики Сатир (Сатур), Ревокат, Саторнил (Сатурнил), Секунд и мучсеница Филицитата (202–203)

Рассказ о знатной жительнице Карфагена и других узниках, принявших крещение в тюрьме перед казнью, слушайте на радио «Вера».

Мученик Трифон Апамейский (250)

Рассказ о святом, еще с юности обладавшем даром исцелять и изгонять бесов, и принявшем мучения и смерть от язычников, читайте в нашем материале.

Преподобный Петр Галатийский, Молчальник (429)

Он оставил родителей и ушел в пустынное уединение, затем — на поклонение святым местам Палестины, затем подвизался в Антиохии. Прожил долгую жизнь (около 99 лет) и сподобился от Господа дара чудотворения, так что даже его одежда исцеляла, подобно одеждам апостола Павла.

Услышав о даре преподобного Петра и желая получить от него исцеление своей неизлечимой болезни, одна молодая женщина, принарядившись, отправилась к нему.

«Как живописец, пишущий картины не по правилам своего искусства, а так, как ему вздумается, оскорбляет самое искусство живописи, так и люди, покрывающие свои лица краскою, белою или черною, оскорбляют этим Творца и Содетеля всяческих, ибо через это они как бы обвиняют Его в несовершенстве Его творения, а отсюда и в бессилии, тогда как всякому известно, что Он обладает могуществом, равным хотению. «Все, что восхотел Господь, то сотворил» (Пс.134), дав всем все полезное и не дав только вредного. Не искажай же образа, созданного Богом, не выдумывай поддельной красоты, которая растлевает целомудренных!»

Слова преподобного упали на благодатную почву и молодая женщина пала к ногам подвижника, умоляя его помолиться о ней и исцелить. Преподобный Петр ответствовал: «Если имеешь твердую веру в помощь Божию, то получишь исцеление своей болезни; ибо Бог всегда готов исполнить прошение верующей души». Затем он положил руку свою на больной глаз и, сотворив знамение креста, исцелил болезнь.

Преподобный Вендимиан, пустынник Вифинийский (около 512)

42 года он подвизался в посте и молитве в келлии своего учителя в расселине скалы, претерпевая искушения от демонов. За свои подвиги преподобный стяжал дар исцелений.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Мезенцев (8 сентября 1863 — 14 февраля 1938)

Последний раз больничного священника арестовали по обвинению в помощи сыну, белому офицеру, которого расстреляли еще в начале 20х годов. Краткое житие священномученика Николая слушайте на радио «Вера».

Особенности православного богослужения

Почти на каждой литургии звучит Херувимская песнь — молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля. Ее текст был составлен в VI веке неизвестным автором. «Иже херувимы…» символизирует пение ангелов у престола Божия: в учении об ангелах говорится, что херувимы — второй ангельский чин. В богослужении нашей Церкви это песнопение закрепилось после XV века.

Подробнее об одном из самых запоминающихся песнопений литургии читайте в нашем новом материале «Херувимская песнь».

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1 — 10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 19 — 21

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Апостольское чтение:

Первое Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 4, стих 9 — 15

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно. 10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 11 Проповедуй сие и учи. 12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. 13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. 14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Актуально для каждого из нас звучал слова святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского о Закхее: «В торжестве Мессии для него лично, для Закхея – катастрофа и гибель. Но он не думает об этом. Он хочет только хоть краем глаза увидеть Того, о Ком предвозвестили Моисей и пророки. И вот Христос проходит мимо. Он окружен толпой. Закхей не может Его увидеть, так как мал ростом. Но жажда, совершенно бескорыстная, предельно самоотверженная жажда Закхея, хоть издалека увидеть Христа, так безгранична, так непреодолима, что он – человек богатый, облеченный положением, чиновник Римской империи, среди враждебной, ненавидящей и презирающей его толпы, ни на что не обращая внимания, поглощенный только горячим желанием видеть Христа, нарушает для того все условности, все внешние приличия, и залезает на дерево, на смоковницу – сикомору, растущую при пути.

Читайте также:  Преподобный Феодор Трихина («власяничный»)

И глаза тяжкого грешника – начальника изменников и предателей, встретились с глазами Святого Израилева – Христа-Мессии – Сына Божия.

Любовь видит то, что недоступно равнодушному или враждебному взгляду. Самоотверженно любя образ Мессии, Закхей смог тотчас же узнать в проходящем Галилейском Учителе Христа Господа, а Господь, полный Божественной и человеческой любовью, увидел в этом смотрящем на Него с ветвей сикоморы Закхее те душевные глубины, которые были неведомы дотоле и самому Закхею: Господь увидел, что нимало не затемненная какой-либо корыстностью, горящая любовь к Святому Израилеву в этом сердце изменника может его возродить и обновить.

Прозвучал Божественный голос: «Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти».

И нравственное возрождение, спасение, обновление пришло к Закхею и ко всему его дому.

Сын Человеческий воистину пришел взыскать и спасти погибшее.

Господи, Господи, и мы, как некогда Закхей, изменили Тебе и делу Твоему, лишили себя части в Израиле, предали свое упование! Но пусть, хотя бы и в посрамление нам и подобным нам, да приидет Царствие Твое, Твоя победа и Твое торжество! Да не глумятся враги Твои над наследием Твоим! Даже, если заслуженно, по грехам нашим, Твое пришествие принесет нам гибель и осуждение, гряди Господи, гряди скорее! Но дай нам, хотя издали, увидеть торжество Твоей правды, даже если мы не сможем быть его участниками. И помилуй нас, паче надежды, как помиловал некогда Закхея!»

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Склонение имени Пётр

Пётр — мужское имя, по происхождению греческое.
Вариант написания имени транслитом (латиницей): Petr

Значение имени

Пётр – “скала” или “камень”.”Камень”, “Скала” (греч.)
Петя растет любознательным мальчиком. Ничто не проходит мимо его детского ума, ко всему он приглядывается и все хочет знать: как строят гнездышко ласточки, где спит сова и как устроен подшипник. В нем сильно чувство солидарности, и если мальчишки во дворе набедокурили, Петя скорее всего будет с ними.Маленький Петя, как правило, музыкально одарен и обладает неплохим голосом. Родители правильно сделают, если отведут сына в музыкальную школу. В юности часто коллекционирует фотографии и пластинки любимых артистов.С учебой проблем почти не бывает. Петя тянется к знаниям и, окончив школу, стремится продолжить свое образование.Профессию выбирает по призванию, к своей профессиональной подготовке относится основательно, стремится быть одним из лучших. У него есть склонность к анализу и систематизации, поэтому среди Петров часто встречаются следователи, ученые и писатели.Пётр долго ищет жену и, встретив наконец ту, которая соответствует его идеалу, действует быстро и решительно. Если он при этом ошибается, то никого, кроме себя, в происшедшем не винит. Жена, по мнению Петра, должна быть прежде всего верной. Все остальные ее качества для него не столь важны.Любит заботиться о беспомощных животных, маленьких детях, помогает старым людям. Очень привязан к матери, и жене придется смириться с ведущей ролью свекрови в поступках мужа. Домашним хозяйством занимается по настроению.Ревнив, в ревности несдержан. Измены могут возникнуть только на почве конфликтных отношений с женой — как способ самоутверждения. Пьет мало.Именины:

3 января (21 декабря) — святитель Пётр, Московский и всея России чудотворец (Рус.) (преставление).
10 января (28 декабря) — мученик Пётр Никомидийский.
14 (1) января — мученик Пётр Пелопонесский.
15 (2) января — преподобный Пётр Римский.
22 (9) января — святитель Пётр, епископ Севастии Армянской.
25 (12) января — мученик Пётр Авессаломит.
26 (13) января — мученик Пётр Анийский.
29 (16) января — апостол Пётр (поклонение честным веригам).
4 февраля (22 января) — мученик Пётр.
8 февраля (26 января) — мученик Пётр, темничный страж.
9 февраля (27 января) — преподобный Пётр Египетский.
12 февраля (30 января) — благоверный царь Пётр (Волг.).
14 (1) февраля — преподобный Пётр Галатийский.
20 (7) февраля — преподобный Пётр Мономватийский.
22 (9) февраля — священномученик Пётр Дамаскин.
6 апреля (24 марта) — мученик Пётр Казанский (Рус.).
20 (7) апреля — мученик Пётр.
16 (3) мая — преподобный Пётр чудотворец, епископ Аргосский.
29 (16) мая и 31 (18) мая — мученик Пётр.
5 июня (23 мая) — благоверный царевич Пётр Ордынский (Рус.).
9 июня (27 мая) — праведный Пётр.
17 (4) июня — преподобный Пётр Коришский.
25 (12) июня — преподобный Пётр Афонский.
8 июля (25 июня) — благоверный князь Пётр, в иночестве Давид, Муромский (Рус.).
9 июля (26 июня) — мученик Пётр Римский.
12 июля (29 июня) — апостол Пётр (и апостол Павел) и мученик П. Сипопский.
13 июля (30 июня) — апостол Пётр.
14 (1) июля — преподобный Пётр Патрикий.
27 (14) июля — священномученик Пётр, епископ Критский.
22 (9) августа — мученик Пётр.
6 сентября (24 августа) — святитель Пётр, Московский и всея России чудотворец (Рус.) (перенесение мощей).
16 (3) сентября — мученик Пётр.
23 (10) сентября — святитель Пётр, епископ Никейский.
26 (13) сентября — преподобный Пётр, в Атрои.
5 октября (22 сентября) — праведный Пётр бывший мытарь.
6 октября (23 сентября) — мученик Пётр.
14 (1) октября — святитель Пётр, епископ.
15 (2) октября — мученик Пётр Казанский (Рус.).
16 (3) октября — мученик Пётр.
17 (4) октября — священномученик Пётр Канетолийский.
18 (5) октября — святитель Пётр, Московский и всея России чудотворец (Рус.).
22 (9) октября — преподобный Пётр Галатийский.
5 декабря (22 ноября) — благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, Владимиро-Волынский (Рус.).
8 декабря (25 ноября) — преподобный Пётр молчальник.
11 декабря (28 ноября) — мученик Пётр.
24 (11) декабря — праведный Пётр подвижник.

Знаки

Планета: Уран.
Стихия: Воздух, холодный-сухой.
Зодиак: Козерог, Водолей.
Цвет: электрический блестящий, неоновый, фиолетовый.
День: среда, суббота.
Металл: алюминий.
Минерал: аметист, горный хрусталь.
Растения: резиновое дерево, осина, барбарис, альпийская роза, камнеломка.
Звери: электрический скат, электрический угорь.

Обет молчания

Мы живем в мире, в котором не бывает тишины. Все вокруг говорят, и никто никого не слушает. Более того, люди зачастую не слышат сами себя, свои мысли. Между тем, наш Бог — Слово, и в Евангелии сказано “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”. Мы же безрассудно треплем языками, не прекращаем мысленную брань, не останавливаемся ни на секунду. Наш Бог, Иисус Христос, назван Начальником тишины. В Его силах даровать покой нашим душам, и многие православные подвижники избрали молчание ради обожения — соединения с Богом.

Спас Благое молчание

Обет молчания — это распространенная духовная практика во многих религиях, так как молчание — способ духовного развития, самопознания и созерцания.

В западной традиции обет непрерывного молчания (кроме исповеди) практикуют целые монашеские общины, например, монастыри ордена картезианцев, или монастырь молчальников в Иерусалиме ордена траппистов.

  1. Молчальники, прославленные в Церкви
  2. Киево-печерские безмолвники
  3. Преподобный Иоанн Молчальник (Безмолвник)
  4. Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец
  5. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
  6. Исихазм
  7. Учителя исихазма

Молчальники, прославленные в Церкви

В Церкви несть числа подвижникам, избравшим затвор и молчание. Не все из них прославлены в лике святых, не о всех есть сведения.

Преподобные, прославившиеся подвигом молчания:

  • Саламан Молчальник;
  • Иоанн Молчальник;
  • Пимен Великий;
  • Герасим;
  • Исихий Хоривит, Безмолвник;
  • Нил Столобенский;
  • Исаакий Радонежский;
  • Лука Новый Столпник;
  • Никола Святоша;
  • Андроник и жена его, Афанасия;
  • Вера Молчальница;
  • Игнатий Белозерский.

Преподобный Сергий Радонежский после долгих лет многотрудных подвигов благословил на игуменство преподобного Никона, а сам до кончины пребывал в безмолвном уединении.

Киево-печерские безмолвники

В пещерах Киево-Печерской Лавры можно увидеть замурованные окошки, а рядом с ними надпись — Преподобный Имярек, Затворник.

Лаврские пещеры

Основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний, любил безмолвие. Постриг он принял в одном из афонских монастырей, и первое время подвизался на Афоне. Стремясь исполнить волю Божию, направился на Русь, по пути основывая монастыри (Лядовский Усекновенский мужской монастырь). Остановившись на берегу Днепра в Варяжской пустыни, преподобный положил начало общежительному монастырю. Передав настоятельство игумену Варлааму, преподобный ушел в затвор, где и преставился.

О Киево-печерском святом Онуфрие Молчаливом известно, что подвизался он в 12 веке в Ближних пещерах.

Немного больше известно об Афанасие Затворнике. Этот киево-печерский преподобный был монахом строгой жизни. Случилось так, что он заболел и умер, а как был беден, его не похоронили в тот же день, оставив тело в келье. Игумену приснился обличительный сон, строгий голос спрашивал игумена, как ты можешь веселиться, если человек Божий лежит второй день непогребенный. Игумен с братией вошли в келью Афанасия, и увидели его живым и плачущим. Воскресший монах ни о чем не рассказывал братии, лишь наставил их, чтобы каялись, молились и просили Господа, Пресвятую Богородицу и преподобных Антония и Феодосия Печерских, чтобы быть похороненными в пещерах. После этих слов Афанасий стал затворником, жил еще 12 лет, через день вкушая понемногу хлеба и воды, и непрестанно молясь Богу. После смерти прославился как чудотворец, о чем есть рассказ в Патерике.

Вместе с Онуфрием Молчаливым и Афанасием вспоминают и Феодора Молчаливого Печерского, избравшего подвиг молчания, чтобы не согрешить словом и пребывать в Богомыслии. Феодор Молчаливый прославился чудотворениями.

Преподобный Иоанн Молчальник (Безмолвник)

Иоанн Молчальник родился в середине 5 века, по происхождению армянин. Он с юности полюбил молитвенное уединение. С 18 лет подвизался в молитве и посте. Двадцати восьми лет его рукоположили по просьбе жителей города Колонии, был посвящен в епископы. Избегая мирских неурядиц, бесконечной брани и многих попечений, святитель Иоанн тайно прибыл в Иерусалим. По его молитве Господь указал новое место подвига — монастырь Саввы Освященного. Никому не открывшись, святитель стал подвизаться вместе с отцами-савваитами. Чтобы поощрить усердного монаха, игумен Савва решил рукоположить его. Избегая земной славы, святитель Иоанн открылся патриарху Иерусалимскому Илии, и первоиерарх благословил его на подвиг молчания. Так Иоанн молчал четыре года, пребывая в затворе. Вскоре Господь открыл святому Савве, что Иоанн — епископ Церкви Христовой, после чего Иоанн Молчальник скрылся в пустыне.

После смерти святого Саввы, Иоанн много потрудился на благо Церкви, боролся с ересью оригенитов и утешал скорбящих, изгонял бесов, исцелял, прозревал мысли людей, как свои.

Многие святые, стремившиеся к тишине и безмолвию, прославлены за другие подвиги.

Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец

Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. С юности избранный Богом, он стремился к безмолвию и вступил в братство Святой Сион. Господь Иисус Христос со своей Пречистой Матерью явился святому в видении, и указал ему другой путь. Господь подал будущему Святителю Евангелие в богатом окладе, а Богородица — омофор, знаменуя этим епископское служение.

Вскоре умер архиепископ Иоанн, и Сбор стал решать, кого избрать на епископскую кафедру. Одному из епископов Собора было видение, в котором указан был Божий избранник — молодой священник Николай. Возлюбивший безмолвие в Боге, святитель Николай явил собой образец кротости, любви и смирения — Правило веры и образ кротости, воздержания учитель, как поется в тропаре святому.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Один из трех великих учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст, родился в Антиохии. Святитель изучал риторику и философию, но еще в молодости осознал суетность мирской учености, углубился в изучение Священного Писания и молитву. Монашеский постриг принял после смерти матери.

Предполагалось, что Иоанн или его друг Василий (будущий святитель Василий Великий) займут епископскую кафедру. Друзья избрали отшельничество, избегая высокого сана. Иоанн тайно способствовал посвящению Василия, сам же оставался в пустыне и два года хранил полное молчание. По состоянию здоровья Иоанн возвратился в Антиохию, был рукоположен в диаконы, а затем и в пресвитеры. Кроме того, на Иоанна была возложена обязанность проповедовать Евангелие. За необыкновенный Божий дар проповедника паства нарекла Иоанна “Златоустым”. В 397 году Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру.

Исихазм

В жизнеописаниях святых нередко встречаются слова: “пребывал в безмолвии и молитве”. Целью христианских подвижников было пребывание в Боге, в молитвенном единстве с Творцом. Инструменты достижения единения с Господом — безмолвие и молитва. В Православии многие подвижники выбирали молчание, причем молчание совершенное, — не только уст, но и ума, и сердца. Это мистическое движение называется исихазм и учит оно “умному деланию” — Иисусовой молитве, совершаемой в тишине сердца.

Высшая цель отцов-исихастов — обожение человека и созерцание Божественных энергий — Нетварного света.

Исихасты проходят сложный путь духовной и телесной аскезы, непрестанно произнося Иисусову молитву, и постепенно молитва становится самодвижной, то есть, совершается без усилий подвижника.

Учителя исихазма

Об исихазме писал Григорий Двоеслов (Палама), это наиболее известный теоретик исихазма.

Русские исихасты — Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Максим Грек, Андрей Рублев. Отцы-исихасты 19 века — преподобный Паисий Величковский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский, преподобный Сергий Радонежский.

Один из представителей отцов-исихастов 20 века — афонский старец Иосиф Исихаст. О жизни подвижника написана прекрасная книга “Моя жизнь со старцем Иосифом”. Автор — отец Ефрем Филофейский.

Еще одна хорошая книга для общего развития об исихазме — “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”.

Следует понимать, что исихазм — это наука высшего порядка, не высшая математика и не философия, это духовная мистическая практика. Для ее освоения написаны книги, такие, например, как “Добротолюбие”, или “Лествица”. Автор “Лествицы”, Иоанн Лествичник, предупреждает об опасности занятий делом, которое под силу опытным монахам: “Глубина догматов неисследима, уму безмолвника не безбедно в нее пускаться”.

Читайте также:  Молитва о любви

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Переяславская обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конец 17 века.

Монах 1:
Брат, помоги мне старую березу возле бани срубить, настоятель благословил! А то не ровен час, упадет, всех придавит.
Монах 2:
Я не могу, занят. А ты нашего блаженненького попроси, он на всякую работу кидатся.
Монах 1:
И то верно, как я про Корнилия забыл?
Монах 2:
Не знаю, как про него забыть можно?! Я всякую свою работу на него переваливаю.
Монах 1:
И не стыдно тебе, брат, после этого над ним же и надсмехаться?
Монах 2:
А он все равно немой и глухой.
Монах 1:
Увы, мне грешному. Это я немой и глухой к зову совести и слова Божия. А Корнилий – праведник, не чета мне грешному.
Монах 2:
Ой, ли! Таких святых не бывает. Только и знает со своими яблонями возиться, а потом яблоки всем подряд раздавать, нет бы продал, всё монастырю копеечка. И поесть-то по-человечески не умеет. Спит – никто не знает где и как. Разве таким может быть достойный человек?
Монах 1:
Вот то-то и оно. Отдыха никогда себе не дает. Ест то, что за братией остается, да не каждый день, лишь три раза в неделю. Тощий – одна кожа да кости, а сил-то у него не убывает! И дрова рубит, и воду носит, и в саду работает и в трапезной. В церковь – первый, из церкви – последний. И каждому помочь стремится.
Монах 2:
А все же чудной он какой-то. Руками водит, а бабы, разинув рот, на него смотрят. Ну не грех ли монаху?!
Монах 1:
Он не говорит, лишь руками водит, а народ его понимает. Многим он людям помог, подсказал, как поступить. А некоторые даже исцелились по его молитве.
Монах 2:
Что же он сам себя не исцелит? Ноги приволакивает, руки едва гнутся.
Монах 1:
Прости. Заболтался я совсем с тобой. Лясы точу, а работа стоит.
Монах 2:
А всё же скажи, говорят, избили его крепко местные. А за что?
Монах 1:
Не вводи меня во грех, брат.
Монах 2:
В чем грех? Простой разговор не грех. Скажи, за что избили? Все равно не отстану, за тобой ходить буду.
Монах 1:
Господи, помилуй меня грешного! Не знаю я.
Монах 2:
Знаешь! Ты уже сто лет в этом монастыре.
Монах 1:
Да хоть бы и двести. Не всё грешным людям открыто. Кое- что от них, по их слабости человеческой, утаивается. Жил Корнилий в затворе. Еду ему через окошечко передавали, я сам часто носил, так же и причащали. А однажды нашли его в саду. Все кости переломаны, сам едва живой. А между тем его келья изнутри заперта, а маленькое окошечко в ней целое! Как он на улице оказался, кто его избил и наружу, ничего не отворяя, вынес, сам догадайся.
Монах 2:
Неужто… бесы?!
Монах 1:
За работу, брат, за работу.
Монах 2:
Спаси Господи тебя, брат! Вразумил меня, я даже испугался. Понял, как недостойно вел себя с Корнилием. Пойду у него прощения попрошу. А ты обожди меня минутку, помогу тебе с березой управиться. А откуда он в нашем монастыре взялся. Откуда пришел?
Монах 1:
Этого никто не знает.

Лишь перед смертью, предвидя свою кончину, преподобный Корнилий, по просьбе духовника, произнес несколько слов. Он открыл, что родом он из Переславля-Рязанского, назвал имена своих родителей и сказал, что пришел в монастырь, когда ему исполнилось пятнадцать лет. Перед смертью преподобный принял великую схиму – самый высокий монашеский чин, когда человек больше не участвует ни в каких земных делах и полностью погружается в молитву.
Спустя восемь лет после кончины преподобного Корнилия, во время строительных работ, его тело было найдено нетленным и источало благоухание. Его гроб поставили в церкви и к нему начали приходить люди, те, кто был болен, исцелялись. Особенно часто, после молитв у его гроба, выздоравливали младенцы. Всем стало ясно, что это святой.
С тех давних пор и до наших дней люди идут к нему непрерывным потоком. Кто-то просит помощи в житейских делах, кто-то надеется на выздоровление, по молитвам Угодника Божия. Многие верующие специально приезжают в Переславль, чтобы зайти в Никольский женский монастырь и поклониться преподобному Корнилию Молчальнику, попросить его святых молитв и заступничества.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google
  • Елицы

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Июль 2014

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ИюнАвг »
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Неделя о блудном сыне (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Икона дня

Святитель Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский

День памяти: 16 февраля, 23 августа (Моск.), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Перевод: Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 1 марта 2021. Святой Церковью читается Евангелие от Марка, глава 11, стихи 1–11.

Ссылка на основную публикацию