Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

  1. Святейший Патриарх Кирилл: биография, семья, служение
  2. Как узнать Патриарха Кирилла?
  3. Семья и происхождение Патриарха Кирилла
  4. Служение Святейшего Патриарха Кирилла
  5. Годы служения на посту Патриарха
  6. Семейная жизнь Патриарха Кирилла
  7. Патриарх Кирилл и противники абортов

Святейший Патриарх Кирилл: биография, семья, служение

  1. Акафист Животворящему Кресту
  2. Акафист Семистрельной Божией Матери
  3. Акафист Иисусу Сладчайшему

Сегодня важнейший пост Предстоятеля Русской Православной Церкви занимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Однако немногие люди знают важнейшие вехи его жизни и служения, откуда он родом и кем служил до избрания в Патриархи.

Как узнать Патриарха Кирилла?

  1. Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
  2. Молебен о семье
  3. Молебен Петру и Февронии Муромским

Патриарх имеет полное лицо, добрые и мудрые серые глаза, седую небольшую бороду, волосы также седые. Они спрятаны под патриаршим куколем или клобуком — это белый сферический колпак, обтянутый наметкой – белой тканью, ниспадающей на спину и плечи тремя частями как символ Святой Троицы. На вершине патриаршего куколя, в отличие от монашеских и епископских стоит небольшой крест, все его стороны украшены иконами — иногда это образ Христа с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), иногда изображения серафимов.

Во время богослужений Патриарх одет в яркое парчовое облачение с митрой (круглой твердой шапкой) на голове, во время торжественных посещений храмов перед и после богослужения — в патриаршей зеленой с красно-белыми полосками мантии, на которой вышиты его инициалы.

Во время посещений светских учреждений и на обычных, не церковных мероприятиях он в рясе (черной одежде до пола с широким рукавами, которую носят все священники). На груди Его Святейшества всегда — панагия, круглый или квадратный медальон с изображением Богоматери. Эту маленькую икону обязательно носит на груди каждый архиерей. Во время богослужения Патриарх носит два креста и панагию.

Патриарх ходит обычно с посохом или жезлом — это символ архипастырской власти. На богослужении его выносят вслед за Патриархом, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Кроме того, с древности на богослужении перед Патриархом носят Крест, таким образом выделяя его среди священников и архиереев.

Семья и происхождение Патриарха Кирилла

Будущий Патриарх родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде, при рождении получив имя Владимир. Семья Его Святейшества была священнической. Его дед, священник, с 1920-х по 1940-е годы много раз пребывал в тюрьмах за борьбу с «обновленческой» церковью. Группа авантюристов из числа духовенства в 1920-х годах создала так называемую обновленческую «церковь», призывая к «духовной свободе», заключавшейся в изменении богослужений, введении женатого епископата вопреки традициям Церкви и многом другом. Это была попытка церковной революции. Ее сумел предотвратить Святейший Патриарх Тихон, которого «обновленцы» вместе с советской властью обвинили в ведении контрреволюционной деятельности и арестовали.

Отец Патриарха Кирилла Михаил также был ленинградским священником, а брат его по сей день — настоятель Спасо-Преображенского собора в Ленинграде-Петербурге, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Родители его скончались в 1974 и 1984 (мать) годах.

Служение Святейшего Патриарха Кирилла

По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании — в Академию.

После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) — его духовным наставником. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.

После окончания Академии с отличием отец Кирилл был возведен в сан архимандрита. Затем он побывал на множестве ответственных должностей. Важнейшим достижением его был пост представителя Московского Патриархата во Всемирном совете церквей. Из-за этой должности в будущем Святейшего Патриарха много критиковали, однако это служение не было связано с уходом его или всей Церкви от истин Православия. Когда в 2015 году произошло встреча уже Патриарха Кирилла с Папой Римским, журналисты вновь напоминали о его служении в Совете. Тем не менее, эта деятельность носила только общественный характер.

В 1976 года отец Кирилл был хиротонисан во епископа и члена комиссии по вопросам христианского единства в Синоде, став затем его постоянным членом. Первой кафедрой Его Святейшества было Выборгское викариатство — это значит, что он был заместителем митрополита Санкт-Петербургского и тогда Новгородского (ныне Ладожского). В это же время он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, выпускником которой он был. Пожалуй, это был самый молодой ректор за всю ее историю. Он стал проводить очень активную работу с молодежью и за это подвергся нападкам властей, через несколько лет будучи «сослан» на отдаленную и бедную Смоленско-Калининградскую кафедру.

Тем не менее, и в Смоленске он смог применить свои силы, совершая множество просветительских
акций в регионе. Уже в 1994 году он прославился, создав телепередачу «Слово пастыря», где отвечал на вопросы людей, заданные, в том числе, в прямом эфире — каждый журналист знает, насколько это непросто.

Результатом его общественной деятельности и многих трудов многие считают принятые всей полнотой Церкви Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — документ, описывающий отношение Церкви к острым современным проблемам, которых не существовало во времена земной жизни Христа и Святых Отцов, и поэтому отношение Церкви к ним до того не было выработано. Сегодня в «Основах социальной концепции» описано, например, отношение Церкви к контрацептивам, ЭКО, вопросам детского права. Это необходимо, чтобы паства Церкви знала ориентиры и понимала, что полезно для спасения души.

Годы служения на посту Патриарха

В 2008 году скончался Патриарх Алексий Второй. Владыка Кирилл на тот момент был его ближайшим сподвижником, и потому был назначен «заместителем» Святейшего — Патриаршим Местоблюстителем, а через год на Соборе Церкви избран Патриархом Московским и всея Руси через голосование архиереев Церкви. Голос за владыку Кирилла отдали 75%.

В первую очередь Его Святейшество занялся внутрицерковными делами. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, возрождению храмов. Нынешний же Патриарх Кирилл сделал огромный акцент на работе с молодежью и просвещению (катехизации) уже верующих людей, реструктуризации Церкви, создании новых епархий.

Были открыты многочисленные воскресные школы для взрослых, созданы молодежные общины при церковных приходах, усилено социальное служение Церкви — помощь бедным, сиротам, больным, пожилым, обездоленным.

Далее Патриарх Кирилл начал расширять границы сотрудничества между христианскими конфессиями и даже государствами. Его деятельность признана полезнейшей многими государствами мира; Патриарх удостоен многих наград, в первую очередь, российских. Сегодня он входит в состав Государственной Думы России, а также в состав многих международных и российских общественных комиссий, учреждений, высших учебных заведений.

Семейная жизнь Патриарха Кирилла

В двадцать три будущий Патриарх он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, принял рясофор с наречением имени Кирилл. Известно, что на постриг Владимира-Кирилла собрались многие ученики семинарии и Академии: будущий Патриарх уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками. Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время он, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Он дал обеты послушания, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, а также целомудрия. Через несколько дней святитель был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.

Таким образом, с тех пор Святейший Патриарх не может иметь семьи: жены и детей. Его семья — Церковь, жизнь посвящена служение Богу. Однако Его Святейшество очень любит детей и при встрече его в городах и селах всегда вперед выходят дети с караваями, в традиционных русских одеждах. Много времени Его Святейшество уделяет заботе о маленьких сиротах, тяжелобольных и умирающих детях: например, именно при участии Патриарха открылся первый Детский хоспис в Петербурге.

Активно ведет Патриарх и внешнеполитическую деятельность, выступая в ходе обсуждений действий различных стран, обличая зачастую идеологию потребления. Так, он говорил: «Если строить без Бога, то ничего не получится – ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе – человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь».

Патриарх высказывался по поводу скандальных информационных поводов, в том числе широко обсуждаемых произведений искусства и культурных событий, например, сопоставляя жизнь современного человека с житиями святых подвижников: «Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся».

Просветительская работа Его Святейшества заключается, в первую очередь, в выступлении с пространными проповедями после богослужений. Поскольку каждое Патриаршее богослужение является многолюдным, а также записывается а аудио и видео для размещения на общедоступных сайтах и в СМИ, его слова всегда слышны миру. Кроме того, Его Святейшество создал ряд монографий, научных трудов, и просветительских статей, объединенных в книги. Их тематика очень обширна: от истории Церкви до догматических вопросов.

Кроме того, Его Святейшество является ценителем литературы, в том числе современной, и входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы, возглавляет Общество русской словесности. Учреждена и Патриаршая литературная премия, лауреатов и победителей которой выбирает он сам. Вот, что говорит Святейший Патриарх о роли литературы: «В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность».

Патриарх Кирилл и противники абортов

Несмотря на преклонные годы — а в 2016 году Русская Церковь отметила 70-летие своего Предстоятеля, в том числе и молодежными креативными поздравительными акциями — Его Святейшество продолжает активную деятельность. Важнейшим его выступлением последних лет, вызвавшим широкий общественный резонанс, стало подписание обращения против абортов, выступление в Думе и на других публичных мероприятиях с призывом исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования. Под данной петицией вслед за Его Святейшеством поставили свои подписи более 300 тысяч человек по всей стране.

Патриарх сказал, что огромное число абортов — одна из главных бед России. В своей речи он отметил, что здоровье и благополучие семей и детей должно быть под защитой: «Церковь, следуя заповеди Божией «не убий», всегда видела в умерщвлении не родившегося ребенка тяжкий грех. Часто за таким действием стоят давление врачей и родственников, материальные и жилищные трудности».

Его Святейшество предложил комплексные меры, «которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей».

Патриарх отметил, что принятие подобного закона введет в работу системы здравоохранения этических норм, которые дадут врачам возможность заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка.

Он выступил за «сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение».

Его Святейшество сразу предугадал реакцию правозащитников, сказавших, что запрет на прерывание беременности приведет к росту подпольных абортов. Он подчеркнул, что такие аборты также делаются платно — поэтому если женщина примет роковое решение, она все равно сможет обратиться к профессиональным медикам, «цена услуг которых не должна быть больше, чем цена услуг «подпольщиков»».

Кроме того, в петиции речь идет о запрете на бесплатный аборт «по социальным показаниям», то есть фактически — прерывание беременности, наступившей из-за безответственности. Врачи будут проводить беседы с обоими родителями, поскольку важную долю ответственности должен нести и супруг беременной женщины. По статистике психологов, большинство женщин делают аборт именно из-за неуверенности в своем сожителе или муже.

Да благословит Господь Предстоятеля Русской Церкви, Патриарха Кирилла, его же молитвами и нас помилует!

Паломническая поездка в Пафнутьево-Боровский монастырь

В этой статье Вы увидите историю Пафнутьево-Боровского монастыря глазами паломника, и узнаете, кем же был Пафнутий Боровский. Приятного чтения!

В гости к преподобному Пафнутию Боровскому

Поездка была организована православным информационным сайтом «Православие и Мир» 8-го марта 2005 г. и с благословения настоятеля храма Всемилостивого Спаса (г. Москва) иерея Александра Ильяшенко. Паломниками были, в основном, прихожане храма Всемилостивого Спаса. Но поехать мог любой желающий, послав заявку по электронной почте, что я и сделал.

Интересна судьба этого храма. Храм находится на территории бывшего Скорбященского монастыря. Теперь здесь расположен детский парк и Станкостроительный институт. Само же здание храма — это здание бывших келий монастыря и по внешнему виду это обычный небольшой двухэтажный дом.

Главной целью паломнической поездки было посещение Пафнутьево-Боровского монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским. Пафнутьево-Боровский монастырь находится под г. Боровском, Калужской области. Расположен город на реке Протва (приток Оки), в 15 км от ж.д. станции Балабаново, в 106 км к северу от Калуги и в 80 км к юго-западу от Москвы.

Вначале мы заехали в сам город Боровск, чтобы посетить Благовещенский Кафедральный собор. В настоящее время наиболее чтимыми святынями в соборе являются: Казанская икона Божией Матери, резная икона святителя Николая, икона и посох преподобного Пафнутия Боровского. Особенно почитается резная в рост человека икона Николы Можайского. Происхождение ее относят к XIV в., ко времени Димитрия Донского. Так же в храме хранится икона-мощевик, которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня Гроба Господня и мощи 18 святых, в том числе святителя Николая Чудотворца.

Читайте также:  Акафист Спиридону Тримифунтскому, читать акафист

Город Боровск известен с 1356 года и изначально принадлежал черниговским наместникам. Позже — рязанским князьям. Упоминается как «Боровеск», позже «Боровск». Название города происходит от древнерусского слова «бор», что означает «сосновый лес». В 1382 город вошёл в состав Московского великого княжества. Сейчас город Боровск — маленький и тихий городок. Говорят, что в городе нет ни одного светофора, машин очень мало, совсем нет современной застройки, кроме немногочисленных зданий, в которых размещены госучреждения. В Боровске большое количество храмов, но не все – действующие. Боровск исторически является центром старообрядчества в России, поэтому в нём есть и старообрядческие храмы. В XVII веке в Пафнутьево-Боровский монастырь был сослан духовный отец старообрядцев протопоп Аввакум. В Боровске в молодости жил основатель космонавтики — Циолковский. В городе есть музей его имени. Музей мы не посещали, но увидеть дом с изображением Циолковского было тоже очень интересно. Этот дом находится практически напротив Благовещенского Кафедрального собора.

Далее наш путь лежал в монастырь.

Пафнутьево-Боровский монастырь

Пафнутьево-Боровский монастырь был основан в 1444 году Преподобным Пафнутием Боровским. Преподобный Пафнутий являлся внуком ордынского баскака из рода агарянского. Агаряне — это потомки Измаила, сына Авраама от рабыни Агари. Баскаки имели свои войска, мелких чиновников и наблюдали за отношением русских князей к императору Монгольской империи. Занимались разбором тяжб, переписывали население, собирали подати.

Но в начале 60-х годов XIII-го века было поднято восстание против татаро-монголов. Восстанием почти одновременно была охвачена вся Северо-Восточная Русь. Есть предположение, что руководство восстанием было единым и осуществляли его русские князья. И агарянам было предложено сделать выбор: уйти или остаться и принять православную веру, кто же останется, но не придёт к православной вере — будет предан смерти.

Так вот, дед Преподобного Пафнутия изволил принять веру Православную, крестился, назван был Мартином и жил во всяком благочестии и родил сына — отца Преподобного, названного во крещении Иваном. Иван же, повзрослев, обвенчался с будущей матерью преподобного Фотинией. И вот в 1394 году и родился от них отрок Парфений. Уже с ранних детских лет отрок навыкает Божественному Писанию. Он не заботился о пустом и неполезном, во всём имел крепкий смысл и вскоре в нём прорастают плод целомудрия и прочие виды добродетели. В 20-ти летнем возрасте Парфений, чувствуя еще большую потребность в духовном развитии, оставляет свой родной дом, отца и мать, знакомых, друзей и постригается в инока Высокого Покровского монастыря с именем Пафнутий. Настоятель назначает Пафнутию наставника – священноинока Никиту, который являлся учеником Преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, Пафнутий является духовным внуком Преподобного Сергия. В Высоком Покровском монастыре Пафнутий проведёт 30 лет, из них 13 лет игуменом. Будучи игуменом, он руководил монастырём.

Когда Пафнутию было чуть более пятидесяти лет, на него напал телесный недуг. Болезнь длилась долго, и Пафнутий принимает решение принять священную схиму, после чего он уже не служил Литургию, но пастырский долг совершал. А вскоре и оставляет своё руководство над живущими в Высоком Покровском монастыре, сделав это по изволению Всевышнего. После чего телесный недуг отходит, и, видя в этом промысел Божий, Преподобный окончательно принимает решение оставить обитель.

Преподобный Пафнутий оставляет обитель с одним из братии и 23 апреля (6 мая) 1444 года поселяется в лесу между реками Протвою и Истерьмою, на месте будущего Пафнутьево-Боровского монастыря. Со временем к нему стала приходить братия из Высокого Покровского монастыря и из других мест. Поэтому место распространялось, а братия умножалась. По просьбе братии и по благословению Преподобного была построена деревянная церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Уже при жизни Преподобного эта обитель стала почитаема во всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Окончательный свой облик, который сохранился до наших дней, монастырь приобретает позже, в XVI веке, когда он превращается в сильную пограничную крепость.

По свидетельству современников Преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь Преподобного и людей его окружавших. Много из них описано в житии Преподобного, написанное его учеником Святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Вот некоторые из них.

История об иконописце Дионисии

В монастыре под духовным началом жил и работал прославленный со временем иконописец Дионисий. Большую известность ему принесли как фрески выполненные для Пафнутьево-Боровского монастыря (которые, к сожалению, не сохранились), так и иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, иконы и фрески соборной церкви Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре и др.

Дионисий не мог начать дело, поскольку сильно болел ногами. И только когда Пафнутий благословил его и попросил Господа и Пречистую Богородицу помочь выздороветь — болезнь отошла и иконописец смог начать работу. Поскольку монахи в монастырях не едят мяса, Преподобный мирянам дал заповедь не есть мирской еды в обители. Как правило, так и делали, но однажды забыв, принесли на вечернюю трапезу ногу ягнёнка, запечённую с яйцами. Первым откусил Дионисий и обнаружил, что внутри куска, где были яйца, полно червей. Дионисий испугался, кинул мясо собакам, но на него тотчас напала чесотка и всё тело стало как одна гнойная рана. Дионисий, прося прощения, обратился к Пафнутию, и святой наказал ему больше такого не делать. И опять благодаря Пафнутию, его молитвам, наставлениям и советам Дионисий выздоровел.

История о воронах

Вокруг обители, в лесу, обитали чернопёрые многоголосые вороны, вили гнёзда и блаженный Пафнутий очень радовался, видя это. Радовался, как будто видел что-то большее. И заповедовал он всем не трогать воронов и их птенцов, не губить ни руками, ни оружием. Однажды проезжал мимо сын местного воеводы, повернув голову и, увидев ворона, поразил его стрелой из своего лука. Он обрадовался, но когда хотел повернуть голову обратно, не смог сделать этого. Он тотчас вспомнил заповедь блаженного и направился к нему. Испросив прощения, он просит святого помолиться за него. Преподобный Пафнутий совершил молебен, осенил крестом сына воеводы и сказал: «Обратись наперед силою Животворящего Креста». После этого сын воеводы смог без труда повернуть голову обратно, он ушёл, радуясь и славя Господа и святого.

В течение 33 лет Преподобный Пафнутий обустраивал монастырь. Он собрал вокруг себя 95 человек братии. Это было самое большое количество монахов за всю историю монастыря.

В 1477 году, 1 мая, Преподобный Пафнутий отошёл ко Господу. Сразу после кончины он стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный был рождён по молитвам Преподобного Пафнутия и называл его в одном ряду с Сергием Радонежским. Всё остальное время после кончины Преподобного монастырь находился на острие событий, происходящих на Руси. Самозванец Тушинский, идя на Москву, в 1610 году разорил монастырь. Произошло это из-за измены некоторых предателей среди защитников монастыря. Все оборонявшиеся и монахи были убиты. Воевода Михаил Константинович Волконский был убит прямо в соборе. Храм-усыпальница Волконских находилась на месте бывшего учебного корпуса механизации, построенного большевиками после революции (теперь в этом здании находится воскресная школа для мирян г.Боровска и окрестностей и комнаты для размещения).

В 1812 году обитель была вновь разорена, на этот раз французами Наполеона. Тогда сгорела большая монастырская библиотека. В начале 20 века при монастыре существовало братство, миссионерское по своей деятельности.

Сразу после большевистского переворота 1917 года на монастырь начались гонения. Но первое время братии удавалось сохранить духовные святыни. Они жили и работали в монастыре под видом сельскохозяйственной коммуны.

Но далее они уже не смогли противостоять вооружённым отрядам красноармейцев. Монастырь был разорён. По распоряжению помощника начальника трудовой колонии товарища Баранова в 1932 году был сброшен отлитый в 1488 году (через 11 лет после кончины Преподобного) один из самых древнейших и известных колоколов в России. Из икон иконостаса Ирининского предела делали судки для собак и клетки для кроликов. Имущество обители частично было «передано» Главмузею, который до сих пор существует на территории монастыря. В этом музее до настоящего момента находятся ценные исторические предметы, принадлежащие ранее монастырю, например, старое издание Евангелия. И музей отказывается возвращать эти «экспонаты».

Тем не менее, облик монастыря сохранился достаточно неплохо благодаря многолетней работе реставраторов. Хранителем духовного наследия монастыря считают старца схиархимандрита Амвросия, который жил неподалёку и почил за 10 лет до его возрождения. Благодаря Высокопреосвященному Клименту, архиепископу Калужскому и Боровскому, в марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь пророка Илии (до этого там проводили химические опыты) с больничной и трапезной палатами. По преданию, церковь была построена на месте захоронения защитников монастыря в 1610 году. После возвращения там помещались все монастырские службы.

Постепенно к монастырю перешла большая часть строений, монастырский сад с заросшими прудами и со святым источником Преподобного. Позднее в храм были перенесены ковчег с частицей Преподобного Пафнутия (место же захоронения или нахождения останков неизвестно) и икона Рождества Богородицы из храма Преподобного Сергия Радонежского села Передоль, которая до переворота 1917 года находилась в Боровском монастыре. Мы взобрались на самую высокую колокольню по шатким деревянным лестницам, прошли по старинным галереям, осмотрели все храмы, приложись к святыням. Многие из паломников посетили источник и окунулись в нём с трёхкратным погружением, со словами: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

К вечеру усталые, но счастливые, вернулись домой — здоровыми и невредимыми.

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь – православный монастырь в Калужской области. Основан в 1444 году, был закрыт в 1919 г., возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря – главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.

После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.

Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Собор Рождества Богородицы
  • Трапезная церковь Рождества Христова
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского
  • Проломные (Водяные) ворота с надвратной часовней

Святыни

  • Мощи преподобного Пафнутия Боровского
  • Святой источник

Престольные праздники

  • Собор Рождества Богородицы – 21 сентября
  • Трапезная церковь Рождества Христова – 7 января
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка – 2 августа
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского – 17 июня

Собор Рождества Богородицы

Трапезная церковь Рождества Христова

Церковь свт. Митрофана Цареградского

Видео

Как добраться

Адрес: Россия, Калужская область, Боровский район, г. Боровск, п/о Роща, Боровский Пафнутиев монастырь

На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).

На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители.

Читайте также:  Сочельник перед Рождеством

Паломнику

Пафнутьев-Боровский мужской приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь в Калужской области

Эта древняя монашеская обитель славится непередаваемой атмосферой умиротворенности и уюта. Здесь паломники находят божественную святость и легко прогоняют суету и различные проблемы, укоренившиеся в умах тех, кто постоянно живет среди шума и вожделений. Пафнутьева пустынь не только священное место паломничества, но и изящный архитектурный комплекс, сохранивший в своих постройках величие прошлых веков.

История основания обители

В конце XIV столетия в семье благочестивых христиан из местечка Кудиново, что в нескольких километрах от города Боровска, родился сын, которого назвали Парфением. Легенда гласит, что дедом мальчика являлся татарский сборщик налогов, принявший православие. В 12 лет сын покинул родительский дом и поселился в Покровской обители, расположенной неподалеку.

В 19-летнем возрасте Парфений принял постриг от настоятеля Маркела и получил иноческое имя Пафнутий.

  • В 1434 г. его избирают игуменом Покровской пустыни, ритуалом рукоположения руководил митрополит Фотий. Спустя 10 лет Пафнутия постигает тяжелейшая болезнь, поэтому он принимает великую схиму, уходит из пустыни и поселяется на берегу реки под названием Протва и основывает Боровскую обитель.
  • Через четыре года в новоявленной пустыни заканчивают строительство деревянного собора Рождества Богородицы. В 1467 г. на её месте поставили другую церковь, созданную на основе камня. Через 10 лет стены этого храма расписали фресками, работу совершали знаменитые иконописцы и их сыновья.
  • В 1477 г. основатель монастыря смиренно отошел в Небесную обитель, новым настоятелем избрали игумена Иосифа, который через короткий промежуток времени покинул пустынь и основался в Волоколамских землях.
  • В 1480 г. Боровскую обитель посетил князь Иоанн III, ведущий активную борьбу против монгольских войск. Правитель высоко оценил роспись стен главного храма и пригласил мастеров, работавших здесь, в столицу.
  • В начале XVI столетия на территории пустыни начинается строительство церкви Рождества Спасителя. В 1529 г. монастырь посетил князь Василий третий, он молился о даровании наследника престола.
  • В 1531 г. собор священнослужителей установил торжество в честь преставления основателя Пафнутия — 1 мая (ст. стиль). Спустя 14 лет преподобного схимника причислили к лику святых чудотворцев.
  • В 1584 г. принимается решение разобрать каменный собор Рождества Богоматери, чтобы увеличить постройку. Царь Федор дал указание о возведении нового храма из кирпича, работами заведовал Б. Годунов.

События от XVII века

В 1610 г. армия Лжедмитрия II, устремленная завоевать Москву, вторглась в стены Боровского монастыря. Враги были беспощадны к братии и крестьянам из близлежащих поселений, они расхитили святыни и сожгли церковные постройки. Через 20 лет обитель посетил патриарх Филарет, для восстановления монастырского комплекса выделили необходимые средства.

    В период с 1620 по 1640 год здесь строится храм во славу преподобного основателя Пафнутия, расписываются стены церкви Рождества Пречистой Богоматери.

Пустынь в XX веке и в наше время

В 1919 г. специальная московская комиссия произвела тщательный осмотр монастырского комплекса и официально установила его историческую ценность, а также произвела опись всего монашеского имущества. Через 3 года здесь произошло изъятие реликвий, чтобы помочь голодающим людям в Поволжье. В мае 1922 г.

Боровскую обитель закрыли и присвоили ей статус исторического музея. Вскоре монастырское хозяйство превратили в сельскохозяйственную коммуну, но ликвидировали её через год. На территории поместили предприятия различной направленности.

  • В 1935 г. здесь организовали школу механизации, а на месте некрополя и храма Всех Святых строят учебный корпус. В 1941 г. территорию захватывают немецкие оккупанты, которые покидают монастырь через год, проиграв сражение советским войскам.
  • Школа механизации вновь начинает свою деятельность, но в конце войны её реорганизовывают в гимназию инструкторов производства. В 1953 г. на территории обители создаются различные учебные корпуса, нефтебазы и мастерские.
  • В 1954 г. обрушился основной купол собора Рождества Пречистой Богородицы. Через год начинаются исследования по восстановлению монастырского комплекса. В 1968 г. здесь создают исторические и краеведческие музеи.
  • В 1990 г. принимается официальное решение о передачи Пафнутьевой пустыни в управление Калужской епархии. Возрождается монашеская жизнь, приходят первые насельники, торжественно освящается церковь Илии Пророка.
  • В 1992 г. из стен пустыни вывезли техникум механизации, а через год торжественно отметили день памяти святителя Пафнутия. В 1995 г. монастырь обогатился святыми ликами и церковными реликвиями.

На заметку! С момента передачи Боровской пустыни в управление РПЦ и возобновления здесь монашеского общежития началась кропотливая и серьезная восстановительная деятельность. Сегодня бо́льшая часть работ подошла к своему концу, паломники, навещая монастырь, отмечают его благоустроенность и неописуемое изящество архитектуры.

Архитектура

Территория Свято-Пафнутьева монастырского комплекса ухожена, паломников и насельников вдохновляет окружение пестрых цветов, умиротворяющей зелени и могучих, спокойных деревьев. Пустынь обнесена крепостной стеной с несколькими башнями, каждой из которых присвоено индивидуальное имя, за этой оградой течет река и стоит небольшой пруд.

  • Центральным зданием является церковь, освященная в честь Рождества Пречистой Богоматери. За 4 века существования собор неоднократно переделывался. Внутренне убранство расписано в византийском стиле. В стене на северной стороне располагается потайная комната, где устроено помещение для хранения монастырских денег и прочих ценностей.
  • В 1670 г. в обители заложили первый камень одноэтажного небольшого храма в честь Илии пророка. В качестве строительного материала использовался тяжелый кирпич. К зданию примыкают два притвора, которые ранее использовались в качестве госпиталя и трапезной. В память о трагичных событиях Смутного времени неподалеку возведен поклонный крест.
  • Церковь в честь святителя Митрофана была сооружена в середине XVIII в., она считается одной из самых поздних построек на территории Пафнутьева монастыря. Храм стоит на высоком основании, имеет один этаж и главку. В подклете (нижнем ярусе) располагается две палаты. В 1992 г. собор освятили, а в престол положили чудотворные останки великомучеников Хозевитских.
  • К трапезной пристроена высокая колокольня, являющаяся самостоятельным зданием. Её высота от основания до кончика креста составляет 55 метров. Издревле на первом ярусе располагалась лестница, ведущая в собор и внешнюю пристройку. На втором этаже колокольни находилась библиотека и ризница, а на третьем были установлены часы с колокольным механизмом. Верхние ярусы изначально предназначались для звона, который усиливался за счет полых сосудов в стене.
  • В XVII столетии воздвигли трехэтажное здание, которое назвали палатами архимандрита. Корпус многократно перестраивался и сегодня напоминает казарму николаевских времен. На первом ярусе расположены кельи для гостей, на втором — покои настоятеля, выше — братские палаты.

Как добраться

Монастырь находится в городе Боровске, что в Калужской области, по адресу: улица Димитрова № 1.

Чтобы добраться на автомобиле, необходимо следовать вдоль Киевского шоссе до села Балабаново. На развилке следует повернуть налево, проехать через Русиново до Рябушек, где будет указатель на Пафнутьеву обитель.

Читайте также похожие статьи:

Если добираться в монастырь на электричке с Киевского вокзала (2 часа пути), необходимо выйти на станции Балабаново, а после на автобусе или маршрутном такси до Боровска.

Святыни и богослужения

На территории Пафнутьева монастырского комплекса хранится несколько христианских реликвий, которые особенно привлекают сюда благочестивых паломников. Миряне имеют возможность прикоснуться к чудотворным останкам:

  • преподобного Пафнутия;
  • Матроны Московской;
  • князя Владимира;
  • святителей Киево-Печерской лавры.

В церкви Рождества Богоматери хранится икона Иверской Богородицы.

Богослужения в обители проходят каждый день, в 5:30 совершается братский молебен, а в 17:00 начинается вечернее богослужение.

Мужской Свято-Пафнутьев монастырь, расположенный недалеко от города Боровска, что в Калужской области, ежедневно открыт для паломников. Обитель ярко сочетает церковную архитектуру и живописное окружение, вселяя в души людей настоящее умиротворение.

Паломники, приезжавшие в монастырский комплекс, набирали священной воды из источника преподобного Пафнутия. В 2013 г. над родником установлена купель, где православный народ окунался, чтобы смыть с тела прошлые грехи.

Ещё интересные статьи:

К сожалению, сегодня источник стал бездействующим, так как напор совсем ослабел. Никто не знает причин, но многие уверены, что чудесным образом родник вновь оживет и будет приносить паломникам очищение и утешение.

На заметку! Искупаться в купели можно в Покровском храме, расположенном недалеко от Пафнутьевой пустыни.

За церковью Рождества Пречистой Девы создано место, напоминающее Рай на земле. Вход сюда предопределен ажурной аркой, к которой ведет изящная мраморная лестница. Вскоре человек замечает уютную беседку, оживленную ароматными и пестрыми цветами, недалеко располагается деревянная кормушка и ухоженные газоны. Между мощными деревьями скромно стоит фонтан, приютивший в своем центре двух целующихся птиц.

Прихожане забывают здесь о течении времени, глубоко погружаясь в ароматы гармоничного умиротворения.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Боровско-Пафнутьевский монастырь – одно из святых мест, известных давно, куда может обратиться каждый, жаждущий получить поддержку и очищение, успокоить ум, вспомнить о своей душе и стать немножко лучше.
Это популярное место для паломничества, но вместе с тем и старинный архитектурный памятник, хранящий в себе красоту и тайны былых времен, который будет интересен и людям, далеким от религии.
Мой рассказ познакомит вас с достопримечательностями и святынями Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, а также с его богатой историей и практической информацией, которая может понадобиться вам в путешествии.

Боровский монастырь – где находится (адрес, телефон)

Боровский монастырь – как доехать?

  • Электричкой из Москвы от Киевского вокзала до ст. Балабаново, оттуда – автобусом или маршруткой в Боровск (ост. «Роща» или «Рябушки»). Далее – пешком.
  • На своем автомобиле из Москвы по Киевской трассе в сторону Калуги до поворота на Балабаново. На повороте сворачиваете направо и едете до пересечения с А-108 (около 1 км), поворачиваете направо в сторону Боровска. Проезжаете д. Ермолино, поворачиваете налево (на Боровск), едете еще около 1 км и поворачиваете налево (здесь будет указатель на Свято-Пафнутьев монастырь). Через 1,5 км вы на месте.

Особенности посещения монастыря

Боровский монастырь – расписание богослужений

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Где можно остановиться?

Рядом с монастырем действует паломническая гостиница, в которой есть номера с различным уровнем комфорта (от 6-местного эконом-класса до 2-комнатного люкса). Стоимость проживания будет различаться от 350 до 3500 рублей.

История создания монастыря

  1. История Боровского монастыря уходит в далекий 1444 год, когда на самом высоком месте в Боровске была построена деревянная церковь. В
  2. 1467 г. на ее месте уже появился первый белокаменный храм. В 1586 году храм был перестроен.
  3. В XVI веке вокруг храма появились крепостные стены, и он начал выполнять также и оборонительную функцию.
  4. Постепенно достраивались все новые здания и храмы, монастырь пережил не одно сражение, в ходе некоторых из них он частично разрушался, но потом снова восстанавливался.
  5. Боровский монастырь начал приходить в упадок после реформ патриарха Никона. С приходом Советской власти его состояние ухудшилось, в 1923 году монастырское имущество было передано Главмузею.
  6. Советские времена здесь размещалась исправительная колония и сельхозтехникум.
  7. Пострадал монастырь и в годы ВОВ.
  8. В 1960-х гг. началась постепенная реставрация музея, а в 1991 году он вернулся к РПЦ, после чего получил «новую жизнь».

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в.
Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Храм Илии Пророка;
  • Митрофановский храм;
  • Покои архимандрита;
  • Братский и погребной корпуса;
  • Западные братские кельи;
  • Трапезную.

Святыни монастыря

Есть в Боровском монастыре несколько объектов, которые делают его особенно привлекательным для паломников:

  • Мощи преп. Пафнутия – основателя монастыря;
  • Икона Богоматери Иверская, которая хранится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Мощи св. матроны Московской (в Храме Илии Пророка);
  • Мощи св. кн. Владимира;
  • Мощи Киево-Печерских святых;
  • Мощи старцев Глинских.

Фото монастыря и видео

Красота и величие монастыря с высоты птичьего полета.

Внутреннее убранство одного из храмов монастыря.

Ворота монастыря открыты для всех ищущих ежедневно.

Посетив место, подобное Боровскому монастырю, задумываешься о смысле жизни, о настоящих ценностях, уходит суета и страхи, обращаешься к вечному. А если есть возможность поговорить с духовным наставником, мудрецом – тогда вообще переосмысливаешь многие вещи и уезжаешь домой другим человеком.

ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Собор Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря

Боровский Свято-Пафнутьев монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы Калужской епархии

Основан в 1444 году игуменом Покровского монастыря в селе Высоком, преп. Пафнутием Боровским, который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь.

В 1467 году была воздвигнута каменная церковь Рождества Богородицы [1], которую расписывали некие Митрофан и Дионисий. Оказалось, что это было началом великой карьеры Дионисия: в 1480 году монастырь посетил Иван Третий, который, увидев фрески, распорядился отправить автора в Москву, где тому было поручено изготовить иконостас Успенского Собора Московского Кремля.

Преп. Пафнутий умер в 1477 году, и следующим игуменом стал прп. Иосиф Волоцкий. Монастырь, правда, ему пришлось вскоре покинуть, так как монахи оказались недовольны его методами управления.

В XVI-XVII веках ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен.

В 1584–1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иоаннович.

В 1610 году войска Лжедмитрия Второго разграбили монастырь. Погибло 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.

Пафнутьев-Боровский Монастырь, Святые врата

В 1630 г. монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.

С 1620 по примерно 1640 г. строится церковь преподобного Пафнутия, расписывается собор Рождества Богородицы (1644).

В 1666 г. в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая — в сентябре — длится до 30 апреля 1667 года.

В 1670 г. построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.

В 1691 г. вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.

В 1760 г. в монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.

В 1776 г. в монастыре открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.

В 1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж юго-восточных братских келий.

В 1822 г. обитель обновлена и вновь отстроена.

В 1837 г. на новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.

В 1919 г. специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись. В марте 1922 г. в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья, сопровождающееся волнениями верующих.

В мае 1922 постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.

В 1923 г. монастырская сельхозкоммуна ликвидируется. На территории монастыря размещаются различные организации, в том числе Боровская индустриально-ремесленная школа.

В 1935 г. на территории монастыря создается Боровская школа механизации сельского хозяйства. Строится учебный корпус.

В 1941 г. школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии [2].

В январе 1942 г. освобождают Боровск, и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность, в 1945 г. школа механизации реорганизована в школу инструкторов производственного обучения. В 1953 г. на базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.

В 1954 г. рушится главный купол собора Рождества Богородицы.

В 1955 г. начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.

В 1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации. В 1960 г. на территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры. В 1962 г. в монастырь переводят Боровский сельхоз-техникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский Завод.

В 1968 г. на общественных началах в монастыре создается историко-архивный и краеведческий музей. В 1984 г. в монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах В 1987 г. на базе общественных музеев создается Государственный музей — филиал Калужского областного краеведческого музея.

В 1990 г. исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.

В 1991 г. монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.

В 1992 г. из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.

В 1995–1996 гг. церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.

В 1997–1998 гг. в трапезной Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.

Пафнутьев-Боровский монастырь, 2015 г. Фото Юрия Булкина

Архитектура монастыря

В центре композиции монастыря – пятиглавый Собор Рождества Богородицы (прибл. 1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в 1644 году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины (1651).

Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле “восьмерик на четверике”, то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне, а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году.

В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (1670), а также Митрофаниевская церковь (1760) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.

Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век).

По одной из гипотез, в создании укреплений монастыря принимал участие Федор Савельевич Конь. Никаких документальных подтверждений его связи с Боровском не существует.

  • Собор Рождества Богородицы
  • Трапезная церковь Рождества Христова
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского
  • Колокольня
  • Проломные (Водяные) ворота с надвратной часовней
  • Купальня и Святой источник прп. Пафнутия Боровского

Настоятели, наместники

  • Прп. Пафнутий Боровский (1444 – 1477)
  • Прп. Иосиф Волоцкий (1477)
  • Герасим (Смердков) (1479-1481) .
  • Симеон Тобольский (1649 – 1651)
  • Павел Коломенский (1651 – 1652) .
  • Варфоломей (Любарский) (29 июня 1745 – 1747)
  • Митрофан (Шеинков) (31 августа 1747 – июль 1763)
  • Константин (Борковский) (6 августа 1763 – 1767) .
  • Иннокентий (Тихомиров) (6 февраля 1808 – 17 августа 1814) .
  • Венедикт (Григорович) (сентябрь 1821 – 11 июня 1833)
  • Виталий (Щепетов) (июнь 1833 – 1837) .
  • Дионисий (Никольский) (26 мая 1882 – 25 февраля 1895) .
  • Алексий (Житецкий) (1915 – 1919?)
  • Сергий (Гришин) (XX в.)
    • Гавриил (Москаленко) (12 марта 1992 – ?) и/о наместника
  • Серафим (Савостьянов) (15 октября 1999 – 16 апреля 2016) и/о, затем наместник
    • Пафнутий (Архипов) (12 апреля 2016 – 28 января 2021) и/о наместника
    • Иосиф (Королев) (с конца января 2021) и/о наместника

Использованные материалы

  • История монастыря на официальном сайте обители
    • http://www.pafnuty-abbey.ru/about/history/
  • “Путеводитель по России. Боровск”
    • http://www.mccme.ru/putevod/40/Borovsk/borovsk.html

[1] Позже снесена “за малостью”.

[2] По другим источникам, в монастыре был фашистский концлагерь.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Автобус№ 101, 101т из Балабаново до остановки «Роща» или «Рябушка»
Маршрутное таксиост. «Роща», «Рябушка»

Основанный в XV веке Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь находится в ста километрах от Москвы, на краю тихого провинциального города Боровска (Калужская область). Обитель носит имя своего создателя — преподобного Пафнутия Боровского.

Архитектурный облик пу́стыни формировался преимущественно в XVI — XVII веках. В этот период возведены храмы, колокольня, трапезная, каменные стены и башни. Одновременно с этим монастырь превращался в хорошо защищенное оборонительное сооружение.

Сегодня Боровский монастырь — это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, регулярно привлекающий многочисленные группы туристов, паломников и прихожан. Здесь проводятся экскурсии, организуются лагеря для детей, также есть вечерняя школа, библиотека, книжная лавка, музей «Русской Иконы».

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый. При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев. По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году. С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы. В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Архитектура монастыря

В настоящее время архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря восстановлен. Реставрация началась еще в советские годы, благодаря чему удалось сохранить ряд строений XVI века постройки и уникальные фрески XVI–XVII веков.

Любительская панорама внутреннего двора Свято-Пафнутьевского монастыря

Рождественский собор

На просторной площадке в центре монастыря, не скрывая своего великолепия, стоит одно из самых старых строений — освященный в 1589 году пятикупольный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К южной и северной стороне храма примыкают два придела — в честь покровителей Федора Стратилата и Великомученицы Ирины. Купола собора увенчаны крестами с царскими коронами.

За 400 лет к собору неоднократно пристраивали новые помещения, так например в 1837 году была пристроена трапезная, в которой сегодня устроен придел в честь преподобного Пафнутия.

В ходе реставрации проводимой в 1960-е были найдены блоки самого первого каменного собора, построенного еще при Пафнутии. Ценность находки заключается в частично сохранившейся уникальной росписи XV века, за авторством иконописцев Дионисия и Митрофана. Некоторые рукописные фрагменты были переданы в музей Андрея Рублева.

Стараниями реставраторов восстановлены фрески, изразцы и богатая иконная роспись на стенах храма, выполненная в византийском стиле.

Внутри храма хранятся мощи православных святых, чудотворные иконы Божьей Матери, драгоценности и конечно же главная святыня — мощи Святого Пафнутия Боровского.

Ильинская церковь

Храм Пророка Илии построен из кирпича в XVI веке и внешне скромен — один этаж, один купол, простые очертания и небольшие размеры. Храм имеет две пристройки, использовавшиеся в качестве трапезной и для размещения больных. Каждое из строений строилось в разные промежутки времени, о чем можно понять по стыкам на стенах. Рядом с церковью находится старинное кладбище, где по преданию захоронены погибшие в 1610 году защитник крепости.

Митрофановский храм

Одно из самых молодых сооружений Свято-Пафнутьевского монастыря считается Митрофановский храм, 1760 года постройки. Храм однокупольный и одноэтажный, его высота достигает 30,5 метров, преимущественно за счет высокого цоколя (подклети). Вплотную к церкви прилегает настоятельский корпус, через который можно попасть в храм не выходя на улицу.

В одной из палат подклети покоятся останки прежних настоятелей обители. С 1992 года в престоле лежат мощи мучеников Хозевитских.

Здание дважды сильно пострадало: во время войны 1812 года и Второй мировой войны. В 1972 году под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд, который, как оказалось, пролежал здесь со времен ВОВ, чтобы продолжить ремонт пришлось вызывать саперов.

Крепостная стена

Изначально Свято-Пафнутьев Боровский монастырь окружал деревянный забор, который в XVI–XVII веках заменили более серьезным защитным сооружением — кирпичной стеной с башнями и бойницами. Протяженность стен 673 метра, охватываемая площадь 1,62 гектара. Башни имеют собственные имена, назначение и историю. Всего их шесть:

  • Поваренная — стоит на западе крепости, высота 26 метров, толщина стен у основания — более трех метров. По своей форме башня схожа с Георгиевской. Один из углов опирается на огромный валун.
  • Оружейная — расположена с юго-восточной стороны, высота порядка 26 метров. По конструкции трёхъярусная. На каждый из ярусов можно попасть через отдельный вход: со двора, с крепостной стены либо по внутренней лестнице.
  • Георгиевская — она же Знаменская, расположена с юго-восточной стороны. Общая высота 33 метра. В стародавние времена в ней стояли ворота для въезда в монастырь. По форме башня почти квадратная, с шатрообразной крышей увенчанной крестом.
  • Тайницкая — еще одна прямоугольная башня, но уже на северо-западной стороне, у большого оврага. Высота 29 метров. Считается, что именно здесь в 1610 году вражеские войска вошли в крепость. В народе ей дали еще одно название — башня Измены.
  • Круглая — одна из самых старых (1523 год) и низких башен, высота всего 8,5 метров, а толщина стен 85 сантиметров. Название исходит из формы башни.
  • Сторожевая — огромная и внушительная башня в восточной части крепости. Большая часть основания выходит за пределы монастыря, лишь одним углом упираясь в стену. В древности с её вершины открывался вид на всю территорию крепости.

Колокольня

Одним из выдающихся примеров русского зодчества с уверенностью можно назвать колокольню XVII века. Постройка высотой 55 метров примыкает к одной из стен трапезной. Белокаменные стены декорированы живописными барельефами, полуколоннами на углах, высокими закругленными окнами. В звоннице пять ярусов, на одном из которых установлены действующие башенные часы, правда, уже с современным механизмом.

В 1859 году в башне было девять колоколов. Из старых колоколов остался только один, ныне он находится в музее Коломны. В 1992 году на звонницу Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря подвесили 16 новых колоколов, полученных в дар и отлитых в Москве.

Внутри колокольни можно увидеть средневековые фрески, включая работы руки Спаса Нерукотворного. Здесь также расположился музей русской иконы и иконно-книжная лавка.

Ссылка на основную публикацию