Патриарх Алексий II

Алексий II
Ридигер Алексей Михайлович

Религиозный деятель. Епископ православной Церкви. Являлся Патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Ленинградский и Новгородский. Доктор богословия. Академик Российской академии образования. Почетный член Российской академии художеств. Лауреат Государственной премии.

Алексей Ридигер родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин, Эстония. Вырос в глубоко верующей семье. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы.

Михаил Александрович обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии. Мать Святейшего Патриарха – Елена Иосифовна Писарева, уроженка Ревеля (Таллина). В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала расцвету культурной жизни.

В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь. Свою роль в приобщении будущего Патриарха к церковному служению сыграл настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине, в котором Михаил Ридигер служил диаконом, а юный Алексей – алтарником, – священник Александр Киселев.

Уже в раннем отрочестве, по его собственному свидетельству, у него появилось желание стать священником. В 1941 – 1944 годы был алтарником в храме, а также сопровождал своего отца во время посещений лагерей для перемещенных лиц, где находились тысячи советских граждан, перегоняемых в Германию на принудительные работы.

В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949, стал студентом Духовной академии в Ленинграде.

Ленинградским митрополитом Григорием 15 апреля 1950 года был рукоположен во диакона; 17 апреля1950 года – во пресвитера и определен настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви Таллинской епархии.

Будучи приходским клириком в шахтерском городе Йыхви, где первое время служил один, продолжал учебу в Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1953 году, получив звание кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».

Был переведен в город Тарту 15 июля 1957 года, где служил настоятелем Успенского собора и благочинным Тартуского округа. Возведен в сан протоиерея 17 августа 1958 года; 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.

После смерти матери, последовавшей 19 августа 1959 года, принял решение принять монашество; 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры он был пострижен с именем Алексий – в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречен в крещении, а Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.

Состоялось определение Священного Синода 14 августа 1961 года: «Епископом Таллинским и Эстонским быть иеромонаху Алексию (Ридигеру), с поручением ему и временного управления Рижской епархией»; 23 августа возведен в сан архимандрита архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом.

Архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию 3 сентября 1961 года, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллинского.

На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей – до 1986 года: с 23 июня 1964 года – архиепископ, с 25 февраля 1968 года – митрополит; засим, по переводе в Ленинград, в течение еще шести лет продолжал управлять ею по совместительству до 1992 года, в том числе уже будучи Патриархом. Возведен в сан архиепископа 23 июня 1964 года.

Назначен Управляющим делами Московской Патриархии 22 декабря 1964 года и по должности – постоянным членом Священного Синода; с 7 мая 1965 года одновременно – председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 года возведен в сан митрополита.

Член Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора 1971, а также председатель процедурно-организационной группы, председатель секретариата Поместного Собора. За эти труды 18 июня 1971 года был удостоен права ношения второй панагии.

Заместитель председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси с 23 декабря 1980 года – и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года , в связи с кончиной митрополита Антония (Мельникова) – и богословской группы.

В бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, 18 марта 1989 года Алексий избран народным депутатом СССР от общественной организаций «Фонд здоровья и милосердия», где входил в Комиссию Совета Национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия.

На съезде народных депутатов голосовал за включение в повестку дня вопроса о 6-й статье Конституции СССР, предусматривавшей руководящую роль КПСС в обществе, за расширение прав автономий, за изъятие слова «советский» из словосочетания «советский конституционный строй». По словам эстонского политика Эдгара Сависаара, бывшего депутата Съезда, Алексий сотрудничал с ним в деле обнародования секретных протоколов Пакта Молотова-Риббентропа и сочувствовал борьбе за восстановление независимости Эстонской Республики.

Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 года. Уже спустя один месяц состоялся Поместный Собор для избрания его преемника. 10 июня 1990 года состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. Алексий II стал первым Московским патриархом, использующим при своем имени номер.

Руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский 5 декабря 2008 года сообщил, что патриарх Алексий II скончался в своей резиденции, расположенной рядом с железнодорожной платформой и поселком Переделкино, утром того же дня. По официальной версии, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность: патриарх страдал ишемической болезнью сердца, перенес несколько инфарктов и периодически ездил за границу на обследование.

Награды Алексия II

Награды Русской православной церкви и других Поместных церквей

Орден Славы и Чести (2005)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
Орден святителя Алексия, митрополита Московского I степени
Орден святителя Алексия, митрополита Московского II степени
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (27 мая 1968)
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (11 мая 1963)
Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (21 февраля 1979)
Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени
Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени (2005)
Право ношения второй панагии (1971)
Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени
Орден преподобного Иоанна Рыльского I степени
Орден «Святой царь Борис» (Болгарская православная церковь, 1988)
Орден апостола Марка (Александрийская православная церковь, 1969)
Орден Животворящего Креста I и II степени
Орден святого великомученика Георгия Победоносца I и II степени
Орден апостолов Петра и Павла II степени
Другие ордена митрополий Антиохийского патриарха
Орден святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского I степени
Медаль 1500-летия Иерусалимского патриархата (1965)
Золотая медаль I степени святого великомученика Димитрия Солунского
Золотой медалью I степени святой великомученицы Екатерины Митрополия Катерини
Медаль «15 лет Кемеровской и Новокузнецкой епархии»

Государственные награды Российской Федерации

Орден Святого апостола Андрея Первозванного (19 февраля 1999) – за выдающийся вклад в духовное и нравственное возрождение России, сохранение мира и согласия в обществе

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (23 февраля 2004) – за выдающийся вклад в укрепление мира и согласия между народами, восстановление исторического и культурного наследия России

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 сентября 1997) – за большой вклад в достижение единения и согласия в обществе и многолетнюю миротворческую деятельность

Орден Дружбы народов (22 февраля 1994) – за большой личный вклад в дело духовного возрождения России и активную миротворческую деятельность

Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2005 года (9 июня 2006, вручена 12 июня).

Благодарность Президента Российской Федерации (30 мая 1995) – за большие заслуги в возрождении духовной культуры, активную миротворческую деятельность по сохранению общественного согласия

Благодарность Президента Российской Федерации (13 января 2001) – за большой вклад в духовное и нравственное возрождение России, укрепление гражданского мира и в связи с 2000-летием христианства

Государственные награды СССР

Орден Трудового Красного Знамени (3 июня 1988 года) – за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси

Орден Дружбы Народов (22 ноября 1979)

Награды субъектов Российской Федерации

Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область)
Орден Белого Лотоса (Калмыкия, 1997)
Орден «Полярная Звезда» (Якутия, 2007)

Ведомственные награды

Памятная медаль А. М. Горчакова (МИД России, 2002)
Нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»
Медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса» I степени (Минсельхоз России, 2005)
Медаль Анатолия Кони (Минюст России, 2000)[17]

Иностранные государственные награды

Орден «Слава» (Азербайджан, 14 сентября 2005) – за заслуги в развитии дружественных связей между народами Азербайджана и России

Орден Креста Маарьямаа I степени (Эстония, 29 сентября 2003)

Орден Трех звезд I степени (Латвия, 27 мая 2006)

Орден Дружбы народов (Белоруссия, 26 марта 2004) – за плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению национальных культур, большой личный вклад в развитие духовного и интеллектуального потенциала братских народов Белоруссии и России

Орден Почета (Белоруссия, 20 октября 2008) – за значительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и культурных связей между народами Беларуси и России

Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 23 сентября 1998) – за особые заслуги в развитии и укреплении дружественных связей между народами

Медаль Франциска Скорины (Белоруссия, 22 июля 1995) – за большой вклад православной церкви в духовное возрождение белорусского народа

Орден Республики (Молдавия, 11 ноября 2005) – в знак признания выдающихся заслуг в утверждении ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости, за неустанный духовный подвиг во славу нравственной победы сил добра и правды и за непоколебимую верность идеалам многовековой дружбы народов Молдовы и России

Национальный орден Кедра (Ливан, 6 октября 1991)

Орден Великого князя Литовского Гядиминаса I степени (Литва, 1997)

Орден Достык I степени (Казахстан, 2002)[33]

Орден Республики (ПМР, 8 февраля 1999 года) – за неоценимый вклад в деле укрепления истинной Православной веры наших отцов, огромное, постоянное внимание, помощь, проявляемые к чадам Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нашего Государства и в связи с 70-летием со дня рождения

Общественные и иные награды

Почетная грамота Советского фонда мира (23 августа 1969)
Медаль и почетная грамота Советского фонда мира (13 декабря 1971)
Памятная настольная именная медаль Советского фонда мира (1969)
Медаль Всемирного Совета Мира (1976) – в связи с 25-летием движения сторонников мира
Медаль Советского комитета защиты мира (1974) – в связи с 25-летием образования комитета
Почетная грамота Советского комитета защиты мира (ноябрь 1979)
Почетная грамота и памятная медаль Советского фонда мира (ноябрь 1979)
Памятная медаль Всемирного Совета Мира (1981) – в связи с 30-летием движения сторонников мира
Почетный знак Правления Советского фонда мира (15 декабря 1982)
Грамота общества советско-индийской дружбы
По информации Keston News Service, в 1988 награжден Почетной Грамотой КГБ СССР
Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного
Национальная премия «Россиянин года» (2008 год)
Звезда Ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»
Орден «Шейх уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)

Почетный гражданин ряда регионов и городов

Почетный гражданин Москвы
Почетный гражданин Санкт-Петербурга
Почетный гражданин Новгорода
Почетный гражданин Сергиева Посада
Почетный гражданин Республики Калмыкия
Почетный гражданин Республики Мордовия
Почетный гражданин Ленинградской области
Почетный гражданин Республики Карелия (2006)
Почетный гражданин города Дмитрова (2003)
Почетный гражданин Мурома (Владимирская область, 2006)
Почетный гражданин Кемеровской области (2005)
Почетный гражданин города Подольска Московской области (2001)

Почетные ученые степени

Почетный доктор СПбГУ (1994)
Почетный доктор богословия университета Пасифик Аляски (1994 год)
Почетный доктор Бакинского славянского университета
Почетный доктор Петрозаводского государственного университета (2000 год)

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Патриарх Алексий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя Алексия II Патриарха Московского занимает прочное место в церковной науке. Еще до Первосвятительского престола он опубликовал более 150 работа на церковно-исторические и богословские темы. Он стал пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви и получил почетное звание Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Детские годы патриарха

В миру он — Алексей Михайлович Ридигер. Был рожден 23 февраля 1929 года в эстонском городе Таллинне. Семья будущего Патриарха была глубоко верующей. Отец Алексея, Ридигер Михаил Александрович, был уроженцем Санкт-Петербурга и происходил от старинного петербургского семейства. Мать Святого, Писарева Елена Иосифовна, была эстонкой.

В довоенной Европе жизнь русских семей. которые эмигрировали с родины, была не очень обеспеченной. Но хотя материальная жизнь была скудной, это не помешало Святейшему развиваться культурно.

Мальчик с юных лет стремился к богослужению. В семье Первосвятителя всегда царил дух православной церковности. Всегда считалось, что храм и семья — это неотделимая часть. Именно поэтому для молодого Алексея не было вопроса о выборе пути по жизни.

В возрасте шести лет мальчик совершил свои первые сознательные шаги в православном храме. Он выступил помощником священника, разливая священную воду. Тогда он точно решил, что когда вырастет, станет священнослужителем.

Юность Алексея II Патриарха Московского

Святейший с юных лет стал прислуживать в церкви. В 15 лет он стал иподиаконом в епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллиннского. В 1945 году Алексей стал ризничим и алтарником в местном соборе. Через несколько лет он поступил в духовную семинарию Санкт-Петербурга. А через пять лет стал настоятелем Богоявленского монастыря в Йыхви. В 1957 году его также назначили настоятелем Успенского собора. В течение года он служил в двух монастырях.

Епископское и патриархальное служение Святейшего Патриарха Алексия II

В возрасте 32 лет Святейший принял монашеский постриг. В этом же году было принято постановление о присуждении звания Эстонского и Таллиннского епископа Алексию Ридигеру. Так он стал управляющим Рижской епархией.

Время это было не легким. В коммунистической стране все больше разгорались революционные действия, которые были направлены на гонения религиозности. Это время хрущевских гонений. Правда, это не были довоенные времена, когда служителей церкви истребляли. В то время все просто обходилось клеветой на церковь в сообщениях массовой информации: газеты, радио, телевидение. Власти хотели затравить христиан, закрывая религиозные учебные заведения и храмы.

Сам Патриарх Алексий Второй об этом времени говорит так: «Только Господу известно, сколько каждому священнослужителю, который остался в Советской России, пришлось пережить в это время. Мы отстояли интересы Православной Церкви».

10 июня 1990 года был выбран пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За время своего служения Святейший образовал большое количество новых епархий. Создавал новые центры церковного и духовного руководства. Все это способствовало оживлению религийно-церковной жизни. Также он постоянно выступал с миротворческими инициативами в противостоянческих и боевых действиях на Балканах, в Молдавии, на Северном Кавказе, в Южной Осетии и Ираке.

Где похоронен Патриарх Алексий II

XV патриарх Русской православной церкви умер в светлый Рождественский пост — 5 декабря 2008 года. До своего юбилея Алексий не дожил всего два месяца. Смерть Патриарха Алексия была шоком для всего православного народа.

Сегодня верующие люди очень часто обращаются к мощам Святейшего:

  • за помощью;
  • за советом;
  • за исцелением;
  • с благодарностью.

Даже после смерти Патриарха его паломнический маршрут складывается сам собой. Многие приезжают к его месту захоронения. Он похоронен в Богоявленском соборе, который в народе еще называют Елоховским.

Люди приходят к нему, говорят с ним, советуются, просят о чем-то или поклоняются великому Святому Человеку. Причем приходят к нему, как обычные простые люди, так и руководители, знаменитые деятели, и даже президенты.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Святейшем патриархе Московском Алексие II:

Патриарх Алексий Второй

Русская православная церковь получила настоящее благословение в лице Алексия Второго, возглавившего православие земли русской в трудные переходные годы.

Читайте также:  Строгий пост в православии: что значит и что можно кушать

Патриарх Алексий Второй — Патриарх Московский и всея Руси, Богом выбранный Архипастырь для восстановления русской православной веры, епископ, академик, лауреат Государственной премии, доктор богословия.

Детские годы

23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.

Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.

Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.

Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:

  • схиигумен Иоанн (Алексеев);
  • иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
  • монах Иувиан (Красноперов).

Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.

Церковное служение в молодости

Служение в храме стало основной частью жизни подростка. 15-летний иподиакон прислуживает во время богослужений архидиакону. Епископ Исидор и архиепископ Павел Эстонский и Таллиннский доверяют сопроводительную миссию Алексею Ридигеру.

По достижении 16 лет он назначается алтарником, ризничим в Кафедральном Таллинском храме, где служит до 1946 года

По достижении 18-летия Ленинградская православная духовная семинария, Духовная Академия в Ленинграде стали ступенями для принятия сана иерея. Священник — целибат не принял еще монашеский постриг, но дал обет безбрачия.

Городок Йыхвы в 1950 году стал первым местом служения рукоположенного иерея, хотя он еще заочно учился в Духовной академии, которую оканчивает в 1953 году в степени кандидата богословия.

Начало священнического пути

В 1957 году отец Алексей — настоятель Богоявленской обители собора Успения Богородицы. В 1958 году руководившего двумя монастырями протоиерея Ридигера назначают благочинным над несколькими приходами.

После смерти матери, отошедшей к Господу в светлый праздник Преображения Господнего, в 1959 году Алексей Ридигер принимает монашеский постриг с именем Алексий.

В то же год будущий Патриарх принимает постриг в мантию, принимая малую схиму, отказ от мирской жизни при полном послушании епископу и нестяжании, которое подразумевает отсутствие собственного имущества.

Интересно! В 1961 году 32-летний отец Алексий стал самым молодым архипастырем Русской Церкви, приняв рукоположение в сан епископа.

Епископ Эстонский и Таллиннский назначается в Рижскую епархию.

Еще о патриархах:

Трудная дорога епископства

60-е годы стали новой волной мракобесия, когда людей преследовали за посещение церковных богослужений, совершение Таинства крещения и Исповеди. Пионерия, комсомол, партия были обязательными дорогами к успешной жизни, за посещения церкви могли уволить с работы, унижать в прессе. Массово закрывались духовные образовательные заведения.

Благодаря ревностному служению верных пастырей Церковь продолжала жить, международное и межконфессионное служение Преосвященнейшего Алексия принесло свои плоды.

В 1964 году архипастырь принимает сан архиепископа, занимая вскоре пост первого заместителя Патриарха Московского. Рукоположенный в сан митрополита Ленинградского и Новгородского, владыка переводится в Ленинград, где, как и сейчас, сосредоточена церковная наука и молитвенная жизнь.

Митрополит Алексий приложил немало трудов для возрождения православной веры, по его настойчивым просьбам:

  • в Валаам возвращаются монахи;
  • возрождается Иоанновский женский монастырь;
  • обретаются святые мощи святого Иоанна Кронштадтского;
  • восстанавливается часовня святой Ксении Петербургской;
  • возвращаются обители, храмы и святые мощи.

Правление нового митрополита в корне изменило церковную жизнь Ленинградской кафедры. Городские власти, прежде игнорировавшие всякое общение со священнослужителями, открыли для нового владыки все двери. Правящий архиерей сломал все советские стереотипы, государственные деятели неоднократно записывались к Митрополиту Ленинградскому.

1989 год стал годом признания владыки активным государственным деятелем, народ выбрал его в народные депутаты Советского Союза.

Наряду с активной государственной деятельностью, Преосвященнейший Митрополит находит время для научной богословской деятельности, пишет и защищает докторскую диссертацию «Исследование православия в Эстонии», за что получил 12 апреля 1984 года докторский крест.

Архиерейское служение митрополита Алексия наполнено международной деятельностью, посещением конференций, он участвует, как член делегации, в Ассамблее Всемирного совета церквей. За время своего архиерейства посещает Америку, Швейцарию, Германию, Финляндию и другие страны.

Труды митрополита Алексия, посвященные работе КЕЦ, несут историческую ценность для последующих поколений.

Архиерей избирается председателем нескольких семинаров Церквей СССР, которые проходили в Пюхтицкой женской обители, он член многих миротворческих фондов, возглавляет Общество советско-индийской дружбы, член Фонда славянских культур.

В 1990 году после смерти Святейшего Патриарха Пимена Русская православная церковь встречает нового Пастыря — Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

Служение Патриарха Алексия Второго

Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении.

Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:

С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.

Помимо посещения церкви и монастыри в русской епархии и за границей, Святейший Алексий ІІ возглавляет выпуск «Православной энциклопедии», благотворительный фонд примирения и согласия, участвует в попечительном совете военного фонда.

Многие страны мира публикуют его работы на самые разнообразные темы, как богословские, так исторические и миротворческие.

Пять раз он был председателем заседания Священного синода. В открытии духовных семинарий, академий, церковноприходских школ Патриарх видел необходимость формирования нового поколения священнослужителей для укрепления православной веры на Руси.

Важно! Придерживаясь принципа невмешательства власти и Церкви, патриарх выступал за новые взаимоотношения между ними на основах душеспасительства.

Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь.

Патриарх Алексий на государственном уровне доказывал, что невозможно возрождение нравственности вне Церкви, и духовная культура может возрастать в тесном сотрудничестве со светской. Как миротворец, святой отец едет на Балканы и Северный Кавказ, его видят на Ближнем Востоке и Южной Осетии. Возникают новые епархии и центры духовного руководства, в отдаленные районы приходит оживленная церковная жизнь.

Трудно найти сферу человеческой и церковной деятельности, в которой не оставил бы своего наследия Светлейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, сохранивший до конца своих дней простоту, терпение, смирение и доступность для всех людей.

Светлая кончина и место захоронения

Весть о смерти Патриарха 3 декабря 2008 года для людей всего мира была подобна грому среди ясного неба. Еще недавно бодрый владыка ездил по отдаленным епархиям, готовился к празднованию Рождества, как вдруг ужасная новость с трудом укладывалась в сознании.

Поползли слухи об убийстве, но они так и остались слухами, ибо приближенные священнослужители знали, что Алексий Второй перенес несколько инфарктов, смерть наступила в результате инсульта.

Похороны пятнадцатого Патриарха Русской православной церкви превратились в многодневное прощание, которое завершилось похоронной процессией в Богоявленском Елоховском соборе.

Алексий Второй пока не причислен к лику святых, но паломники отмечают чудеса, происходящие после молитвы на могиле святителя.

Человек, занимавший высокий церковный сан в Церкви, в памяти потомков остается примером Иисусовой чистоты и любви к людям, он, как заботливый отец, всегда старался помочь нуждающимся, отвечая на тысячи писем ежегодно.

Паломники постоянным потом идут и поныне к могиле святого отца, чтобы в простоте молитв попросить совета и поддержку у того, кто навеки остался Архипастырем, святейшим Алексием.

Митрополит Алексий Московский: великий архипастырь и мудрый правитель

Митрополит Алексий Московский был покровителем державы и правящей династии. В этой статье Вы найдете житие и иконы, посвящённые Святителю.

Успенский собор Кремля

Митрополит Алексий Московский чудотворец

В сердце Кремля, в величественном Успенском соборе – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдет одной могилы – одно имя выпадает из общей череды. Это имя митрополита Московского Алексия.

Елоховский Богоявленский собор

Здесь покоятся его непосредственные предшественники митрополиты Петр и Феогност, преемник – митрополит Киприан, чей путь на русскую митрополичью кафедру был особенно тернист и сложен, и многие другие, но чтобы молитвенно поклониться мощам святителя Алексия, нам придется отправиться в другой храм – в Богоявленский (Елоховский) собор. Туда, где рядом со своим небесным покровителем ныне покоится и Святейший Патриарх Московский Алексий II.

Святитель Алексий – не тот человек в истории Русской Православной Церкви, рассказ о котором можно уместить в двух словах или даже в рамках одной статьи. Его жизнь так наполнена драматическими событиями, что они могли бы составить канву захватывающего приключенческого романа, в котором нашлось место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.

На духовном небосклоне святой Руси фигура святителя Алексия как звездами окружена целым сонмом святых не меньшей величины. Те, с кем он соприкасался практически ежедневно, также прославлены Церковью каждый по своим заслугам. Преподобный Сергий Радонежский, святые благоверные Великий князь Дмитрий, прозванный Донским и супруга его Евдокия, в иночестве Евфросиния…

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата.

Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья.

Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на Константинополь, куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов.

Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов.

Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии.

Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

По преданию, Господь Сам призвал будущего первосвятителя, во сне пообещав ему, увлекавшемуся ловлей птиц, сделать его «ловцом человеков». Так в возрасте около двадцати лет юноша принял постриг в одном из московских монастырей. Был ли это, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, Богоявленский монастырь в в Загородье (современный Китай-город), достоверно неизвестно, но вероятно тогда инок и познакомился со старшим братом преподобного Сергия Стефаном.

Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семена Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре еще при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.

Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси. Вскоре ему придется снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда. Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.

Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы. Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением». Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.

Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времен растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.

Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. Особо известен эпизод исцеления им ханши Тайдулы от глазной болезни. С Ордой святитель всегда стремился поддерживать ровные дипломатические отношения, для ханов же это означало только одно: постоянные подношения и непременная выплата дани.

Управляя своей митрополией, святителю Алексию приходилось много путешествовать и не раз рисковать жизнью. В 1359 году во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостию Божией святителю удалось бежать в Москву.

Святой благоверный Димитрий Донской

Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных многодетных семей, чей пример особенно востребован в наши дни.

Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть. Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды.

Но это случится позже. Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве легкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств. Литовцы огнем проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осажденной Москве находился и митрополит Алексей. Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.

Читайте также:  Как ставить свечи в церкви, 3 свечи в 3 церквях, 7 свечей в 7 церквях?

Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения. Иногда политика требовала очень жестких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.

Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.

Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всем они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.

Дмитрий Донской имел на этот счет свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.

Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси дает нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.

Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал ее к благоговейной тишине в храме…

Святитель Алексий Московский

Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.

Вы прочитали статью Святитель Алексий Московский: житие, молитва, икона. Читайте также:

Алексий II — служение длиною в жизнь

Добрый, пронзительный взор, скромная улыбка — такой патриарх Алексий II на фото.

Алексий II, патриарх Русской православной церкви

У патриарха Алексия II дворянское происхождение

Патриарх Алексий II имеет дворянские корни немецкого рода фон Ридигеров. Ридигер Алексей Михайлович – так звали будущего патриарха. Семья была верующей, отец — протоиерей. Алекий II родился в 1929 году 23 февраля в Таллине.

Биография патриарха Алексия 2 имеет один странный эпизод. Есть версия, что в свидетельстве о рождении Алексия II указано имя Абрам Моисеевич Ридигер. Якобы фотография этого свидетельства о рождении была в какой-то эстонской газете.

Но эта версия официально не подтверждена.

С раннего детства мальчик хотел стать священником, с удовольствием служил алтарником. В пятнадцать лет, после окончания богословских курсов, был рукоположен как иподиакон. Служил архиепископу Нарвскому Павлу. Затем служил в Александро-Невском соборе алтарником и ризничим, был псаломщиком в Таллиннской Казанской церкви.

Таллинский собор Александра Невского. Именно здесь патриарх Алексий II начал свое служение как алтарник

В 1947 году Алексей поступил на третий курс Ленинградской духовной семинарии. А после закончил Ленинградскую духовную академию. С этих пор начинается путь к сану святейшего патриарха.

Алеша Ридигер, патриарх в детстве

Семейная жизнь патриарха не продлилась и года

Алексей II был женат на своей однокласснице, Вере Алексеевой. Отцом ее был настоятель Александро-Невского собора. Бракосочетание произошло в апреле 1950 года. Но вскоре между молодоженами произошел разлад, и брак расторгли.

Правящий в то время митрополит Григорий дал согласие на разрыв. Этот не сложившийся союз позволил Алексею быть рукоположенным во диакона, а затем во пресвитера и стать настоятелем в Богоявленском храме, расположенном в эстонском городе Йыхве в апреле 1950 года.

До епископства Алексий II был приходским клириком, настоятелем, протоиереем

В течение трёх лет с 1950 по 1953 будущий патриарх Алексий 2 совмещал службу приходского клирика и учебу. По окончании академии за курсовую работу о Московском митрополите Филарете, Ридигер становится обладателем степени кандидата богословия.

В 1957 году Алексей служит настоятелем собора в городе Тарту.

В 1958 году он дослуживается до сана протоиерея.

В августе 1959 года протоиерей потерял мать, после чего постригся в монахи, получив имя Алексий.

Алексей Ридигер. 50-е годы

Алексий становится епископом

После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.

Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.

Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.

И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.

24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.

Алексий становится митрополитом

Сан митрополита епископ таллинский получил в феврале 1968 года. За время работы митрополит Алексий Московский успел многое:

  • 1971 год – проводит Поместный Собор РПЦ;
  • 1958 и 1968 годы – РПЦ празднует 50 и 60 лет возрождения патриаршества;
  • 1980 год – празднуется 1000 лет с момента Крещения Руси;
  • 1983 год – решение о восстановлении Данилова монастыря;
  • 1986 год – митрополитство в Ленинграде и Новгороде;
  • широкая международная деятельность.

Алексий II в начале пути

Алексий II становится патриархом после Пимена

До Алексия II патриарший сан занимал его святейшество Пимен. После его ухода, случившегося в 1990 году, собрали заседание Поместного собора. 10 июня прошло настолование Алексия в Богоявленском соборе. Настолование — общественное богослужение, на котором приветствуют нового епископа, и он вступает в свои права.

С этого события началась новая эпоха в жизни русской церкви. Прошло 6 Архиерейских соборов, которые помогли решить многие проблемы Русской Православной Церкви. Будучи патриархом Алексий II объездил более ста двадцати епархий для пасторского попечительства отдаленных общин. Он работал чтобы укрепить церковь.

С его благословения открылось множество духовных учебных заведений. Он ратовал за возрождение нравственности и духовности. Патриарху удалось внести миротворческие инициативы в конфликтные ситуации на Балканах, Кавказе, в Молдавии. Именно ему удалось устроить переговоры о примирении между конфликтовавшими сторонами во время кризиса 1993 года в Российской Федерации.

Почетное место снискал патриарх Московский и всея Руси Алексий II в церковной науке. Его перу принадлежит не менее 500 работ на церковные и духовные темы. Патриарху стал доктором богословия церковных академий Дебрецена, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Праги, Сербии. Он был профессором крупных университетов, почетным гражданином Новгорода, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Республик Мордовии и Калмыкии. Награжден орденами РПЦ и государственными наградами. В том числе орденом Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира, Сергия Радонежского, Даниила Московского, Трудового Красного Знамени, За заслуги перед Отечеством, Дружбы народов.

Алексий Второй. Хранитель православных душ

Уход из жизни и погребение

5 декабря 2008 года — день, когда умер патриарх Алексий. Этот день он проводил в своем доме в подмосковном Переделкино.

Причина смерти патриарха Алексия II сердечная недостаточность, от которой он страдал последние годы, перенеся несколько инфарктов и инсульт.

Прощание с телом патриарха прошло в Храме Христа Спасителя с 6 по 9 декабря 2008 года. Елоховский Собор – место, где похоронен Алексий II. Дата смерти патриарха Алексия стала трагической датой в жизни многих православных россиян.

Похороны патриарха Алексия II

Патриарх Алексий II (в миру – Алексей Михайлович Ридигер) был избран Поместным собором русской православной церкви в 1990 году после смерти патриарха Пимена. Таким образом, он стал первым постсоветским патриархом в истории РПЦ. На период его правления пришлось бурное развитие православного богословского образования в России, почти полностью уничтоженного во времена СССР, а также рост влияния представителей Церкви в публичной политике. Своё последнее богослужение Алексий провел 4 декабря 2008 года: оно было приурочено к 91 годовщине интронизации святителя Тихона.

На следующий день, утром 5 декабря 2008 года, пресс-служба РПЦ сообщила о смерти патриарха. Последние годы жизни Алексий II страдал от ишемической болезни сердца, перенёс несколько инфарктов, да и в целом возраст его был уже преклонным: на момент смерти патриарху было 79 лет. Он часто ездил за границу для получения квалифицированной медицинской помощи, в течение 2000-х годов у него несколько раз случались инсульты, а в 2007 здоровье ухудшилось особенно сильно, о чем свидетельствует его личная переписка с коллегами и друзьями. В роковой день 5 декабря Алексий II пребывал в своей резиденции, что неподалеку от железнодорожной платформы и поселка Переделкино. Там патриарху стало плохо и он, упав, получил тяжелую травму головы, которая и привела к смерти. В тот же день появились многочисленные слухи и теории заговора относительно “истинных” причин его смерти – большинство из них канули в Лету, однако некоторые будоражат умы обывателей по сей день.

Вечером того же дня с официальным обращением во время вечерней службы выступил патриарх Константинопольский Варфоломей:

«Мать-Церковь Константинополя разделяет скорбь наших русских братьев о кончине нашего брата Алексия, патриарха Московского».

Прощание

Вечером 6 декабря гроб с телом патриарха Алексия доставили в Москву и поместили в храме Христа Спасителя. Когда окончилось воскресное Всенощное бдение, началась церемония прощания с покойным Алексием – эта церемония продлилась до утра 9 декабря. На протяжении этого времени храм Христа Спасителя держали открытым 24 часа в сутки, на протяжении которых непрерывно осуществлялось чтение Евангелия и совершались заупокойные богослужения. Согласно официальным данным, проститься с Патриархом Московским и всея Руси за эти несколько дней пришли более 100 тысяч человек.

В качестве местоблюстителя (т.е. временного исполняющего обязанности до выборов нового патриарха) Патриаршего престола Священным синодом 6 декабря был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Ему же было поручено возглавить комиссию по организации похорон патриарха. Комиссия под руководством Кирилла постановила произвести отпевание покойного патриарха Алексия девятого декабря в храме Христа Спасителя, а его похороны совершить в московском Богоявленском кафедральном соборе.

Седьмого декабря президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым был подписан указ «Об организационных мероприятиях в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». В данном указе не объявлялся государственный траур, однако вместе с тем в нём содержались предписания, адресованные учреждениям культуры и телерадиокомпаниям, об отмене развлекательных мероприятий и передач в тот день, когда должны были состояться похороны Алексия II. В том же указе от Правительства Российской Федерации, от московских органов государственной власти, а также от общероссийских телерадиовещательных организаций требовалось обеспечить информационную поддержку и освещение в СМИ мероприятий, связанных с прощанием с патриархом.

Похороны

Утром девятого декабря Храм Христа Спасителя закрыли для публики, чтобы провести в нем Заупокойную Божественную литургию. Литургия производилась под руководством местоблюстителя патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Гроб, в котором покоилось тело патриарха, и солея утопали в цветах; большего всего было белых роз – эти цветы Алексий любил больше всего. Возле гроба перед началом церемонии выставили атрибуты патриаршей власти: посох патриарха, белый патриарший куколь (особый головной убор), а также патриарший выносной крест. Перед началом церемонии местоблюститель Кирилл произнес следующую речь:

«Сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую церковь: это больше не немощная, не слабая (церковь). У нас не дрожат руки и ноги, потому что церковь со своим народом, потому что духовное проросло в материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды»

Более двухсот представителей христианских Церквей приняли участие в Заупокойной Божественной литургии: преимущественно это были высокие церковные чины – архиереи и епископы. При этом сотни людей, не попавших на отпевание, стояли на улице и ждали окончания мероприятия. Согласно канонам, во время церемонии все они были облачены в белую одежду, специально предназначенную для торжественного момента проводов церковного иерарха в загробную жизнь. Из присутствовавших на церемонии представителей иностранных церквей следует отметить Патриарха Константинопольского Варфоломея, митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и т.д. Во время отпевания нескольким священнослужителям стало дурно: в частности, митрополит Кирилл, как сообщается, почувствовал недомогание и чуть не потерял сознание после стихословия 17-й кафизмы, когда направлялся к алтарю мимо гроба для совершения каждения.

В десять часов утра Храм Христа Спасителя открыли для представителей государственной власти. Проститься с патриархом Московским и всея Руси Алексием II в тот день пришел действующий и бывший президенты России со своими супругами, президент Белоруссии Александр Лукашенко и другие.

По окончании литургии гроб с телом патриарха эскортировали к Богоявленскому собору, в котором в июне 1990 Алексий взошел на патриарший престол. В этом же соборе содержатся икона Казанской Божьей Матери, а также мощи небесного покровителя Алексия – митрополита Московского Алексия, жившего в четырнадцатом веке. Кортеж двигался по улицам Волхонка, Моховая, по Театральной площади, а также по Маросейке и Покровке. Вдоль пути следования траурного кортежа в тот день собрались тысячи людей, а у самого собора их собралось по меньшей мере две тысячи, причем многие собрались там еще с раннего утра. После слежения литии над гробом патриарха его захоронили в правом приделе Богоявленского собора. На его надгробной плите значится:

«Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии своем 23.02.1929 – 5.12.2008».

Возможно, вам будет интересно:

Патриарх Алексий Второй

  1. Патриарх Алексий Второй – жизнь, биография, слова
  2. Детство Патриарха
  3. Русский Патриарх в молодости
  4. Епископ Алексий – будущий Патриарх Московский
  5. Слова и деяния Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2
  6. Патриарха Алексия Второго убили?
  7. Где похоронен Патриарх Алексий II
  8. Могила Патриарха Алексия

Патриарх Алексий Второй — жизнь, биография, слова

  1. Молитва в дорогу
  2. Молитва задержания зла Пансофия
  3. Молитва Матроне Московской в болезни
  4. Молитва от тюрьмы

Совсем недавно, менее десятка лет назад, отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возглавлявший Русскую Православную Церковь в труднейшие для всей страны переломные годы конца 80-х —начала 90-х. Его Святейшество, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.

Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы. Кто такой Патриарх Алексий (Ридигер), почему его почитают как праведника и что он сделал для Церкви и всей России — вы узнаете в данной статье.

Детство Патриарха

  1. Молитвы Иоанну Кронштадтскому
  2. Акафист Серафиму Саровскому
  3. Сильные молитвы от одиночества

При рождении, в миру Патриарх также имел имя Алексей Ридигер — что достаточно необычно, обычно при пострижении в монашество имя меняют. Он появился на свет 23 февраля 1929 года в «столице советской Эстонии» — Таллине. Необычна история его семьи: по отцу, Михаилу Александровичу, он был потомком немецкого рода дворян, переселившихся в новую столицу — Санкт-Петербург при Анне Иоанновне или даже Петре Первом и обрусевших, то есть принявших православную веру. По матери, Елене Иосифовне Писаревой, Его Святейшество был эстонцем. Семья была эмигрантами, после революции покинувшими Петроград через Финляндские земли. Несмотря на скудость быта, характерную для всех беженцев, Алеша Ридигер был воспитан в знании и уважении к культурным ценностям, интересе искусству и Церкви.

Читайте также:  Софроний Иркутский: в чем помогает, Икона, житие и чудеса святого

Корни глубокой веры и благочестия Алексия II были заложены его семьей, ведшей подлинно христианскую жизнь. Отец будущего Патриарха был священником и благословлял сына помогать ему за богослужениями, церковная жизнь была неотделима от семейной. Известно даже время первой службы, в которой участвовал будущий Святейший Патриарх: в шесть лет, в 1936 году, он начал помогать разливать святую воду для прихожан на Крещение Господне. Вероятно, с детства он желал послужить Церкви — но только Богу известно, как и когда появилась в нем та сила духа, которая позволила возглавить всю Русскую Церковь.

Важной страницей начала жизни Алексия II было регулярное посещение вместе с родителями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — духовной жемчужины Ладоги, древней обители. Здесь он также прислуживал в алтаре. Ясно, что в этой обители появилось у него и желание отдать жизнь монашескому служению Богу и людям.

Русский Патриарх в молодости

Талант вдохновенной молитвы, благочестие, знание церковный служб — вот что определило призвание Алексея Ридигера, ставшего уже в 15 лет иподиаконом (то есть сопровождающим и постоянно прислуживающим за богослужениями архиерею) епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллинского. В 16 лет — в год окончания Великой Отечественной войны — Алексей стал даже ризничим (ответственным за облачения и церковную утварь), продолжая совершать служение алтарника в кафедральном соборе Таллина.

Вскоре он поступил в Ленинградскую православную духовную семинарию (ныне СПбПДАиС) и по ее окончании стал студентом духовной Академии Северной столицы. Приняв рукоположение во иереи, поначалу он был просто белым священником-целибатом (не имеющим монашеского пострига, но давшим только обет девства). Начав иерейское служение в небольшом городке Йыхви, вскоре он стал настоятелем Богоявленского монастыря, а в 1957 году — и настоятелем местного Успенского собора. Так около года он руководил двумя обителями и приходом собора. Затем его официально поставили благочинным округа (то есть священником, контролирующим деятельность ряда приходов, — обычно эта должность отдается настоятелю крупного собора области, имеющим многолетний пастырский опыт).

С 1959 года будущий Патриарх принимает решение полностью посвятить себя Богу в монашестве. Совсем немного времени прошло с его рясофорного пострига — наречения нового имени, символического пострижения волос с возможностью носить некоторые монашеские одежды — до пострига мантийного. В это время Алексий, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1959 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания епископу, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Отец Алексий был пострижен в мантию с сохранении имени, что достаточно необычно для церковной практики. Также через малое время — лишь спустя 2 года — его хиротонисали во епископа. В свои 32 года он был, одним из самых молодых архипастырей Церкви. Его направили на управление родной Рижской епархией с присвоением титула Эстонского и Таллинского епископа.

Епископ Алексий — будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.

Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.

Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.

Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь — духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.

Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.

В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.

Слова и деяния Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2

Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства.

Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.

Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:

Увеличение числа храмов, обителей и епархий — при том, что число верующих и воцерковленных людей не требовало такого числа церковных структур.

Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление — это именовалось «претензией Церкви на каноническую территорию». Если некоторые церкви были отданы под склады или цеха и возвращались безболезненно, то возвращение храмов-музеев, храмов-памятников встречало активное сопротивление со стороны общественных активистов. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния. Интеллигенция удостоверилась в том, что Церковь действительно умеет сохранять культурное достояние стороны, тем более, что именно она и создала это достояние: именно для молитвы была построена и Троице-Сергиева лавра, и Исаакиевский собор в Петербурге, и Ипатьевский монастырь в Костроме.

Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников — Синодальных отделов — в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.

В то же время, такое «увеличение потока кадров» и мест для молитвы создали задел, пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых. Так, в Москве существует программа по созданию 200 новых храмов в спальных районах столицы; в одной Выборгской епархии строится 36 храмов, а во всей Санкт-Петербургской митрополии — более 100. Люди действительно не помещаются в зданиях маленьких церквей, многие приходы по воскресным и праздничным дням выносят колонки наружу здания, чтобы люди могли помолиться и на улице.

Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали , что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей. Сам он безбоязненно выступал по всему миру с речами, направленными на укрепление традиционных нравственных ценностей — ведь в их основе лежат именно заповеди Божии — в то время, как в Европе начиналось движение пропаганды гомосексуализма и нивелирования различий между полами, узаконивания эвтаназии. Предстоятель не раз заявлял, что моральное разложение общества ведет к гибели цивилизации.

Непросты были внутрицерковные отношения: редко созывались Поместные соборы, обострились отношения с Римско-Католической Церковью и Вселенским Константинопольским Патриархатом. При этом ряд священнослужителей обвиняли Его Святейшество в экуменизме, то есть слишком активном взаимодействии с другими конфессиями и религиями.

В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.

В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.

Патриарха Алексия Второго убили?

Его Святейшество отошел ко Господу, не дожив лишь два месяца до своего 80-летия. Алексий Второй скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино, в дни Рождественского поста — 5 декабря 2008 года. Православный народ всей России и ближайших стран настолько привык, что этот добрый пастырь Церкви всегда бодр, ездит по стране и бывает даже в отдаленных епархиях, что смерть его вызвала шок и изумление. На этом фоне стали даже распространяться слухи, что Патриарх был убит, однако свидетельствами близко знавших его иерархов и заключением медицинской экспертизы они были опровергнуты: Алексий Второй в течение последних лет жизни перенес несколько инфарктов и инсульт, поэтому смерть наступила по естественным причинам, став следствием сердечной недостаточности.

Где похоронен Патриарх Алексий II

При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны.

Гроб с телом, в величественной похоронной процессии, через всю Москву перевезли в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где и захоронили. Над могилой сейчас стоит мраморное надгробие с крестом. Духовенство храма и сотрудники Церкви свидетельствуют что многие паломнические маршруты из разных регионов страны обязательно имеют остановку в соборе у могилы Алексия Второго. Уже сейчас в народе имеет место почитание Его Святейшества.
Не только его духовные чада, при жизни просившие Патриаршего совета, но и многие люди, от деревенских прихожан, приехавших поклониться святыням столицы, до самого Президента и различных знаменитостей, приходят посоветоваться со Святейшим владыкой, испросить его помощи и благословения на добрые и необходимые дела. Патриарх пока не причислен к лику святых — ведь для канонизации должен пройти не один десяток лет — но уже сейчас фиксируются чудеса по молитвам к нему у могилы, досконально изучаются материалы и свидетельства вех его жизненного пути, разрастается народное почитание.
Так, митрополит Калужский и Боровской Климент, бывший заместителем Алексия Второго — он имел должность Управляющего делами Московской Патриархии — писал, что в близком общении всегда видел в нем рассудительного пастыря Церкви, имевшего поистине дарованную Богом любовь ко всем людям. Он был для всех православных людей словно заботливым отцом, руководившим Церковью с искренним переживанием ее проблем в собственном сердце. Не было для него вопрос неважных, даже самых простых людей, с которыми поступали несправедливо, он отстаивал перед властью, помогал самым дальним и бедным церковным приходам. По словам Высокопреосвященнейшего Климента, на имя Святейшего Патриарха Алексия приходило более десяти тысяч писем ежегодно (то есть около 30 ежедневно) — и ни одно он не оставлял без внимания, каждый день выделяя время на прочтение корреспонденции и указания по просьбам адресантов. Многие люди, служившие вместе со Святейшим или бывшие сотрудниками Синодальных отделов, свидетельствуют, что общение с ним стало школой жизни. Он показывал образец пастырского служения в неизменном устремлении ко Господу и любви к каждому человеку.

Могила Патриарха Алексия

В любой день вы можете посетить Елоховский собор столицы и поговорить у могилы Его Святейшества с ним самим. Молитва — это диалог с усопшим, имеющим признаки святости.

Приобретите в храме свечу, поставьте ее на подсвечник у могилы, обратитесь ко Господу:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Святейшего Патриарха Алексия, где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная. Прости ему все грехи вольные и невольные, его же святыми молитвами и меня грешного (грешную) помилуй».

Затем можете своими словами, обращаясь к Патриарху, попросить его о своих нуждах. Многие просят его, как мудрого руководителя,

О совете в делах;

О принятии решения в трудном выборе;

О помощи об избавлении от несправедливости начальства;

Об оправдании при клевете;

С благодарностью за совершенные дела, получившиеся вещи.

Молитвами Патриарха Алексия да хранит вас Господь!

Ссылка на основную публикацию