Парфений Киевский

Парфений Киевский

30 марта память Преподобного Парфения Киевского

Преподобный Парфений о Голосеево: Здесь носится дух преподобных отцов наших Печерских

О Господи, Создатель мой,
Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца,
которые делают нас достойными любви Твоей.
Преподобный Парфений Киевский

Преподобного Парфения Киевского (1793 – 1855) отличали непрестанная молитва и младенчески чистая душа. Монашеский путь праведник начал в Киево-Печерской Лавре. Иеромонаху поручили духовную опеку над братией обители. Он стал духовником Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Преподобный составил несколько известных молитв ко Господу и Пресвятой Богородице. Своим духовным чадам старец рекомендовал ежедневно читать Святое Евангелие и Псалтырь. Мудрые советы святого Парфения и ныне служат руководством на пути к спасению.

30 марта в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре Киева (Голосеевская пустынь) особо чтимый праздник – день памяти святого преподобного Парфения Киевского. В 1993 году иеросхимонах Парфений прославлен как местночтимый святой Украинской Православной Церкви.

Преподобный Парфений Киевский (в миру – Петр Иванович Краснопевцев) родился 24 августа 1793 года в бедной семье причетника села Симонова Тульской губернии. С самого раннего возраста испытал скорби, связанные с бедностью, и, видя жизнь своих родителей, научился терпению, смирению, милосердию и трудолюбию.

Призвание к иноческой жизни созрело в нем тоже рано. Еще в отроческом возрасте Петр удостоился видения Духа Божия в виде белоснежного голубя, и с тех пор ничто земное его не привлекало. Его старший брат Василий стал монахом. Родители надеялись, что с ними, женившись, останется младший, но Петр, не закончив курса в Тульской духовной семинарии, ушел в Киево-Печерскую Лавру.

Его назначили на послушание в просфорную. Впоследствии старец вспоминал: “Я вовсе не раздумывал о подвигах монашеских, о том, чтобы установить себе такое или другое правило, избрать такой или иной образ жизни. Я думал только о том, как бы молиться, да молиться непрестанно, и трудиться, сколько есть сил; слушать во всем, как Бога, начальника; никого не оскорбить и не осудить; да мне и некогда было смотреть за поступками других, я только себя знал”.

С детства кроткий, рассудительный и чистый сердцем, Петр и в новоначалии имел такие добродетели, которые обычно бывают только плодом долговременных подвигов.

Прп. Парфений Киевский изображен на иконе Новопрославленных Преподобных Киево-Печерских

Его строгая жизнь и ревность к послушанию не укрылась от наместника Лавры архимандрита Антония (Смирницкого, впоследствии – архиепископа Воронежского), который поставил послушника Петра начальником просфорни. Это послушание подвижник нес более 12 лет и удостоился даже видения преподобного Никодима Просфорника. В подражание этому святому Петр выучил наизусть Псалтирь и до конца жизни совершал ее ежедневно.

В 1824 году его постригли в монашество с именем Пафнутий. В этом же году он был рукоположен в сан иеродиакона, а спустя шесть лет – в сан иеромонаха. В 1834 году отца Пафнутия назначили духовником Лавры, поручив ему назидать братию. Это новое послушание доводило преподобного до изнеможения: его чистая душа не могла примириться с многообразием человеческих грехов и страстей. Но он никогда не обвинял грешника, а всю вину за грех возлагал на врага рода человеческого – диавола.

В 1838 году святитель Филарет постриг его в схиму с именем Парфений – в честь святителя Парфения Лампсакийского. После принятия Великого Ангельского образа старец затворился в тесной келлии, единственное окно которой закрыл иконой Пресвятой Богородицы. К Божией Матери он питал особую умилительную любовь и не раз удостаивался Ее видения, а также и других благодатных явлений. По слову Богоматери, что «схимничество есть посвятить себя на молитву за весь мир», преподобный Парфений неустанно молился обо всех. Он составил множество молитв, в том числе, и молитвенные воздыхания к Пресвятой Богородице и молитвенное поклонение Преподобным отцам Киево-Печерским.

В дневные молитвословия Русской, Болгарской и некоторых других православных церквей вошла Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского. ВИДЕО

Старец ежедневно совершал Божественную Литургию: осенью и зимой – в Киево-Печерской Лавре, а весной и летом – в Голосеевской пустыни, где в течение 17 лет проводил с владыкой Филаретом весенние и летние месяцы.

В Голосеево, в самом уединенном углу пустыни, находилась его келлия – небольшой домик, со всех сторон окруженный густым садом. Если владыка был занят, то после совершения Божественной Литургии в домовой церкви при митрополичьих покоях, старец сам уходил в лес и там совершал свое молитвенное правило, прочитывая во время прогулок всю Псалтирь, которую знал наизусть и читал даже во сне.

«Здесь носится дух Преподобных отцов наших Печерских». И если есть на земле утешение и радость, то это в пустынном безмолвии. Люди отлучают нас от Бога, а пустыня приближает к Нему», – так преподобный Парфений говорил о Голосеево.

Только в последние годы, когда его силы ослабели, он уже не мог совершать свои прогулки по пустынному лесу. Прогулки постепенно сокращались, а потом и вовсе прекратились.

Но, несмотря на свою великую любовь и к Лавре и к Голосеевской пустыни, старец всегда и во всем боялся нарушить волю Божию. Поэтому он спросил святителя Антония, архиепископа Воронежского о том, где ему полезнее пребывать: в Лавре или в Голосеево.

Святитель ответил преподобному: «Вам Бог послал великого архипастыря, отличающегося, сверх прочих Духа Святаго даров, Боголюбезным смиренномудрием. Его святым примером и наставлением руководствуйтесь. Какое место к прожитию и послушанию назначит Вам: там и пребывайте. Сему светильнику имею сильное стремление и я грубую выю свою подклонить в послушание, но по недостоинству лишен сего дара. Усерднейше прошу Вас пред святыми угодниками помолиться о моем недостоинстве. Сильный в крепости Господь да поможет Вам во спасении. Ваш усердный слуга и богомолец Антоний, арх. Воронежский».

Трудно было представить другого человека, у которого была бы такая младенчески чистая душа. Он жил совершенно в другом измерении, не помышляя ни о чем земном. Охраняемый Божественной благодатью, старец с юности не знал нечистых помыслов и борений с плотскими чувствами, и весь путь монашеского подвига проходил, по его же словам, удивительно спокойно и мирно, встречая по отношению к себе только любовь и уважение. Его рано назначили духовником Лавры. И схиму он принял рано: в 46 лет, когда в Киево-Печерской обители не осталось ни одного схимника…

Преподобный Парфений никогда не был предметом зависти для братии ни в Лавре, ни в Голосеево: все его любили, все радовались ему, как Ангелу. Эту любовь он приобрел своим младенческим незлобием и неподражаемой простотой, живо напоминавшей великих отцов первых, золотых времен иночества.

Не было дня, когда старец не совершил бы своего келейного правила, за которое в течение 20 лет испытывал страшные бесовские нападения.

Вот что рассказывал сам преподобный о своем правиле: «Евангелие книжно чту в вечер, заутра и полудне, по единому Евангелисту. От полудне начинаю и Псалтирь воспевати с Богом изустно, и в сутки весь оканчиваю. Ко сну отходя чту акафист Богоматери, с поклонением Страстем Господним (Святителя Димитрия Ростовского) и вечерними молитвами. От сна восстав, чту акафист Спасителю с утренними молитвами и яже ко Причащению – вся сия изустно.

Обрадование с молитвою Богородице (Богородице Дево, радуйся) чту трижды сторицею; триста молитв: за Имя Божие во единице Триипостасное три краты, за евангелистов, на них же почил Христос, яко на колеснице умной – трижды четверицею; за язвы Христовы пяточисленныя – трижды пятерицею; за скорбь Богоматери, юже претерпе седсистрельно – трижды седмерицею; за странствие Христово на земли, иже пожил с человеки тридесять три лета – трижды десятирицею; за Пятидесятницу в ожидании Духа Божественного – трижды пятиюдесятирицею (то есть три раза по 50 молитв)…

Я на Богоматерь тако надеюсь, яко на гору каменную: понеже я Богом о Ней тако уверен, что от Адама и до скончания века не будет тех людей, лишенных вечной славы наслаждения, кои по Бозе на Нее уповали и надеялись…»

Батюшка Парфений нежно любил Матерь Божию, старался и приходящих к нему приобщить к этой любви. К чтению Псалтири он прибавлял между всеми кафизмами и славами Архангельское приветствие Богородице и составлял к Ней свои молитвы, исполненные нежной любви и упования.

Эту особенную, нежную любовь к Богоматери старец передавал и своим духовным чадам, а их было немало: святитель Антоний (Амфитеатров), Архиепископ Казанский; святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский; архимандрит Лаврентий (Макаров), наместник Иверского монастыря на Валдае и многие другие…

К владыке Филарету, облекшему его в великий Ангельский образ, преподобный питал безграничное доверие и любовь, а святитель, будучи истинным аскетом и монахолюбцем, очень чтил этого подвижника и даже выбрал его духовным отцом. Владыка отдыхал от архипастырских трудов и забот в пустынном Голосеевском уединении и в беседах со старцем Парфением. Да и сам митрополит в Голосеево был больше похож на старца, а не на архиерея: обычная шапочка, простая ряса, Евангелие, апостол и старческий костыль в руках…

Старец Парфений Киевский, имевший необыкновенное, умилительное, нежное усердие и детскую любовь к Богоматери, умер в тот самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который он особенно любил и о котором говорил: «Буди благословен и преблагословен и треблагословен день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

Достигши высших ступеней духовности, знаменитый подвижник, старец Парфений Киевский, с нетерпением и радостью ожидая дня смерти, сидя у давно приготовленного им для себя гроба, говорил с восторгом о том, как душа, покинув тело, просияет как солнце и будет с удивлением смотреть на свою смрадную темницу; а смерть этот человек называл «возвращением от земного, бедственного, многоплачевного, скучного, прискорбного и болезненного странничества в небесное, любимое, блаженное, покойное, всевеселящее, немерцающее, бессмертное, нескончаемое, вечное и неизреченное отечество».

В 1855 году в день Благовещения, совпавший тогда со Страстной пятницей, отец Парфений был найден бездыханным, сидящим как бы в глубокой думе у дверей своей келейной церкви.

Предсмертная молитва иеросхимонаха Парфения Киевского

1. Когда я, удрученный болезнью, восчувствую, приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.

2. Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.

3. Когда очи мои в последний раз орошатся слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами моими: Господи, помилуй меня.

4. Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.

5. Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.

6. Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.

7. Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.

8. Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе с врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.

9. Когда смертный пот оросит меня, и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.

10. Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.

11. Когда в теле моем прекратится все ощущение, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.

12. Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.

13. Когда душа предстанет лицу Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.

14. Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.

15. Когда тело, оставленное душею, сделается добычей червей и тления и, наконец, весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.

16. Когда трубный глас возбудит всех при втором Твоем пришествии и раскроется книга деяний моих: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного раба Твоего (имя). В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь.

Похоронили подвижника в Голосеевской пустыни, в церкви в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». В 1930-е годы храм был взорван и гробница святого разрушилась. В настоящее время его святые мощи находятся под спудом.

Подготовила Мария Проскура.

При подготовке материала использованы главы книги «Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон» и информация из открытых источников.

Свято-Покровский Голосеевский мужской монастырь Киева (Голосеевская пустынь)

Рассказы о святых. Схимонах Парфений Киевский (Петр Краснопевцев) православный фильм/мультфильм

Документальный фильм о Свято-Покровском Голосеевском монастыре

Преподобный Парфе ́ ний Лампсакийский, епископ

День памяти

Житие

Свя­ти­тель Пар­фе­ний, епи­скоп Ламп­са­кий­ский, был ро­дом из го­ро­да Ме­ли­то­по­ля (Ма­лая Азия), где его отец Хри­сто­фор слу­жил диа­ко­ном. Юно­ша не был на­учен гра­мо­те, но хо­ро­шо усво­ил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, при­сут­ствуя в хра­ме при бо­го­слу­же­ни­ях. У него бы­ло доб­рое серд­це и, за­ни­ма­ясь ры­бо­лов­ством, он вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­вал ни­щим. Ис­пол­нен­ный бла­го­да­ти Бо­жи­ей, свя­той Пар­фе­ний с 18-ти лет име­нем Хри­сто­вым вра­че­вал бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов и тво­рил дру­гие чу­де­са. Узнав о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни юно­ши, Ме­ли­то­поль­ский епи­скоп Филипп дал ему об­ра­зо­ва­ние и по­свя­тил во пре­сви­те­ра. В 325 го­ду, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­скоп Ки­зи­че­ский Ахил­лий по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Ламп­са­ка (Ма­лая Азия). В го­ро­де бы­ло мно­же­ство языч­ни­ков, и свя­ти­тель стал усерд­но рас­про­стра­нять ве­ру во Хри­ста, утвер­ждая ее по во­ле Бо­жи­ей мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных. Лю­ди ста­ли от­хо­дить от язы­че­ских ве­ро­ва­ний, и то­гда свя­ти­тель Пар­фе­ний от­пра­вил­ся к ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му с прось­бой дать ему власть раз­ру­шать идоль­ские ка­пи­ща и стро­ить на их ме­сте хри­сти­ан­ские хра­мы. Царь при­нял свя­ти­те­ля с че­стью, дал ему гра­мо­ту на ра­зо­ре­ние ка­пищ и снаб­дил сред­ства­ми для по­строй­ки хра­ма. Воз­вра­тив­шись в Ламп­сак, свя­ти­тель Пар­фе­ний при­ка­зал раз­ру­шить идоль­ские ка­пи­ща и по­сре­ди го­ро­да воз­двиг­нуть пре­крас­ный Бо­жий храм.

Читайте также:  Мученицы Агапия Ирина и Хиония

Най­дя на од­ном из ра­зо­рен­ных ка­пищ боль­шой ка­мень, удоб­ный для устро­е­ния свя­то­го пре­сто­ла в хра­ме, свя­ти­тель при­ка­зал об­ра­бо­тать его и от­вез­ти на стро­и­тель­ство церк­ви. По зло­бе диа­во­ла, ко­то­рый возъ­ярил­ся за взя­тый из ка­пи­ща ка­мень, по­воз­ка опро­ки­ну­лась, и кам­нем уби­ло воз­ни­че­го Ев­ти­хи­а­на. Свя­той Пар­фе­ний вос­кре­сил его сво­ей мо­лит­вой и по­сра­мил диа­во­ла, ко­то­рый хо­тел вос­пре­пят­ство­вать Бо­жье­му де­лу.

Ми­ло­сер­дие свя­ти­те­ля бы­ло так ве­ли­ко, что он не от­ка­зы­вал в ис­це­ле­нии ни­ко­му из мно­же­ства при­хо­дя­щих к нему или встре­ча­е­мых им на до­ро­гах лю­дей, страж­ду­щих те­лес­ны­ми неду­га­ми и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми. На­род пе­ре­стал об­ра­щать­ся к вра­чам, так как все бо­лез­ни во Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста без­мезд­но ис­це­лял свя­той Пар­фе­ний. Ве­ли­кой си­лой Име­ни Хри­сто­ва из­гнал свя­ти­тель мно­же­ство бе­сов из лю­дей, до­мов, мор­ских вод. Ко­гда свя­ти­тель из­го­нял бе­са из од­но­го че­ло­ве­ка, одер­жи­мо­го им с дет­ства, нечи­стый дух стал про­сить свя­то­го дать ему дру­гое ме­сто оби­та­ния. Свя­той по­обе­щал ука­зать та­кое ме­сто и, от­крыв уста свои, ска­зал бе­су: “Вой­ди и оби­тай во мне”. Диа­вол, как бы опа­лен­ный ог­нем, возо­пил: “Как я вой­ду в дом Бо­жий?”, и скрыл­ся в ме­стах пу­стын­ных и непро­хо­ди­мых. Нечи­стый дух, из­гнан­ный свя­ти­те­лем из до­ма, где из­го­тов­ля­лись цар­ские пор­фи­ры, кри­чал во все­услы­ша­ние, что Бо­же­ствен­ный огонь го­нит его в ге­ен­ну ог­нен­ную.

Так, яв­ляя лю­дям ве­ли­кую си­лу ве­ры во Хри­ста, свя­ти­тель об­ра­тил мно­же­ство идо­ло­по­клон­ни­ков к ис­тин­но­му Бо­гу.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний скон­чал­ся мир­но и был тор­же­ствен­но по­гре­бен ря­дом с со­бор­ной цер­ко­вью Ламп­са­ка, в по­стро­ен­ной им са­мим ча­совне.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобному Парфению Лампсакийскому, глас 3

Чуде́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ богому́дре свяще́нне Парфе́ние, чудотво́рче богоно́се,/ вся́ ве́рных стра́сти очища́я,/ ду́хи лука́вства, о́тче, изгоня́я,/ сего́ ра́ди тя́ воспева́ем,// я́ко ве́лия таи́нника Бо́жия благода́ти.

Перевод: Чудес ты принял Божественную благодать, Богомудрый святитель Парфений, чудотворец Богоносный, все страсти верующих очищая, духов лукавства, отче, изгоняя, потому воспеваем тебя, как великого таинника Божией благодати.

20 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ПАРФЕНИЯ, ЕПИСКОПА ЛАМПСАКИЙСКОГО.

Православной Церковью установлено празднование многочисленных религиозных дат, являющихся днями памяти того или иного святого. И если некоторые из них, посвященные таким знаменитым угодникам Божьим, как, к примеру, Николай Мирликийский, Серафим Саровский, Матрона Московская, мученица Варвара, не вызывают вопросов, отмечаются всеми верующими по причине прославленности указанных праведников, то о львиной доле других почти ничего не известно обычному христианину.

20 февраля как раз такой день – Церковь вспоминает святителя Парфения, епископа Лампсакийского.

Чудотворец Парфений.

Подвижник благочестия был выходцем из Малой Азии. Он появился на свет в городе Мелитополе, в семье дьякона Христофора. Отец не позаботился о том, чтобы обучить сына грамоте – первостепенную роль играло воспитание мальчика в духе христианства. Но уже с раннего детства посещая церковь, в которой служил Христофор, Парфений слушал Священное Писание, постигал его смысл и, в конце концов, преуспел в толковании его лучше любого образованного книжника.

Будущий угодник Божий рос добрым и отзывчивым ребенком. Нередко Парфений отправлялся на озеро, лежащее близ дома, удил рыбу, после продавал ее на рынке и раздавал нищим и бродягам все вырученные за улов деньги.

Духовная деятельность святителя Парфения, епископа Лампсакийского.

Вскоре о юном чудотворце услышал епископ Мелитопольский Филипп. Священнослужитель призвал Парфения к себе и, удостоверившись в том, что рассказываемое о нем – истинная правда, поручил своим людям обучить отрока грамоте. Как только угодник Божий получил необходимые знания, Филипп назначил праведника пресвитером и дал ему на попечение храм, невзирая на нежелание юноши.

Впрочем, святой Парфений смирился со своей участью и даже еще больше подвизался в добродетелях, пребывая в новой должности. Он стал исцелять телесные и духовные недуги человеческие с пущим рвением, в чем, конечно же, был промысел Божий. Одному юноше Парфений вылечил выколотый глаз, промыв последний водой; другую женщину избавил от неизвестной болезни, весьма ее мучившей, сотворив над страдалицей крестное знамение. И таких чудес было великое множество.

Людская молва о Божьем угоднике и совершаемых им невиданных благодеяниях дошла до Ахиллия, архиепископа Кизического. Тот призвал Парфения к себе и даровал ему сан епископа Лампсакийского. По всей видимости, это было сделано с тайным умыслом решить проблему, имевшую место быть в обители, которую владыка поручил заботам чудотворца. В указанной епископии почти все жители чуждались христианства, поскольку проявляли преданность в отношении еллинского идолослужения.

Конечно, осознав истинное положение дел, святитель Парфений расстроился. Он стал обличать грешников и язычников, совершать на глазах людей чудеса исцеления, наставлять на путь истинный своих подопечных. Это принесло положительные результаты: многие обратились в христианство, оставив прежнюю веру. Тогда Парфений решился на следующий шаг – разрушить капища и возвести на их месте храмы. Святитель получил особое разрешение на совершение задуманного властвующего в то время благочестивого царя Константина и приступил к реализации своего плана.

Бесчисленные знамения.

Многие чудеса происходили по молитвам Парфения Лампсакийского. Бесы мстили ему за это, но не могли добиться поражения святого. Когда происходило строительство первого на месте разоренного капища храма, в котором праведник тоже принимал участие, откуда ни возьмись появился человек, одержимый нечистым духом. Бес, сидевший в мужчине, поздно спохватился, поняв, что ему грозит изгнание. И стал он умолять святого, чтобы тот не трогал его. На что Парфений ответил: «… укажу тебе человека, в котором и обитай, только из этого выйди». Он имел в виду себя, чем поверг беса в ужас и добился исцеления одержимого.

Как-то в одном из разрушенных капищ Парфений обнаружил больших размеров камень, который так и просился быть вложенным в стену будущего церковного престола одного из строящихся храмов. По приказу угодника Божия каменщики хорошенько обработали находку, сделав ее пригодной к совершению дальнейших манипуляций, затем водрузили на повозку, запряженную волами, дабы отвезти в церковь. Однако Дьявола разозлило такое похищение и по устрашению бесовскому волы вдруг взбесились, понеслись вперед и сбили с ног шедшего рядом возницу. Несчастный мужчина угодил под колеса и скончался. Но Парфений силой Божией все исправил. Узнав о случившемся, святитель прибыл на место происшествия, опустился на колени перед трупом и стал молиться. И мертвый воскрес!

Это знамение послужило укреплению веры людей. Страждущие полноводной рекой потекли к Парфению Лампсакийскому со всех краев. Денег святитель за лечение молитвой с людей не брал, в чем заключалась еще одна его добродетель.

Парфений в разное время изгнал бесов:

  1. из женщины по имени Зоиле;
  2. из Дафны – дочери Дионисия знатного рода;
  3. из Агалматии – дочери смирнского князя Мамалия;
  4. из жительницы города Арисва Александры;
  5. из дочери авединийского гражданина Синодия;
  6. из женщины Акакии, жившей в Фелеи;
  7. из отроковицы Руфины и диакониссы Феофилы – уроженок селения Асермии;
  8. из отроковицы Кириакии и нищей старицы Каллиопы.

Немало людей исцелил святитель от телесных недугов. Воина Агасана он избавил от расслабления всех частей тела, супругу вельможи Агапита, Евхерию – от отравления смертоносным ядом, единственного сына пресвитера Илария, Феласия – от расслабления ума, мужчину по имени Каллиста – от хромоты. Нередко Парфений оказывал помощь даже тем, кто не просил его об этом, поступая так по зову своего доброго сердца.

Воскрешением мертвых описанный выше случай с возницей тоже не ограничился. Однажды святитель Парфений вернул к жизни повесившегося в построенной самим праведником церкви. Имя самоубийцы было Алан, происходил он из Сирии. Нечистый дух подвиг несчастного на сей страшный поступок. В другой раз из мертвых по молитвам святителя Парфения Лампсакийского воскрес юноша Максим из города Виза, прислуживающий одному диакону в Лампсаке. У него возникла болезнь желудка, которая чуть и не свела несчастного в могилу.

Кроме того, как-то раз Парфений Лампсакийский помог царским работникам, страдавшим от нападок и порчи товаров, имущества Дьяволом. Тот вселился в дом, где происходила подготовка одеяний для правителя. Святитель изгнал нечисть, и все бесчинства прекратились. А еще угодник Божий спас от засухи целое селение.

Парфений Лампсакийский скончался в 318 году н.э. Святителя погребли в созданной им же часовне, что располагается близ соборной церкви города Лампсака. Обряд совершили прибывшие на церемонию представители духовенства. И сегодня молитва, вознесенная к святителю Парфению, исцеляет души и тела страждущих.

Моли́тва святи́телю Парѳе́нію, епи́скопу Лампсакíйскому:

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче Парѳе́ніе! Кíя моли́твы принесу́ тебѣ́ а́зъ, во грѣсѣ́хъ вы́ну пребыва́яй? Ра́звѣ о зло́бѣ свое́й те́плѣ пла́кати потщу́ся и твоея́ по́мощи и укрѣпле́нія испроси́ти дерзну́. Се́ зри́ши, о блаже́нне, ка́ко грѣси́, ско́рби же и напа́сти жите́йскія ду́шу мою́ обурева́ютъ и уже́ во во изнеможе́ніе ту́ю приведо́ша. Оба́че, на предста́тельство твое́ предъ Го́сподемъ надѣ́яся, вопію́ ти́, свя́те: укрѣпи́ осла́бленныя ру́цѣ и колѣ́на моя́, да́ждь утѣше́ніе свѣ́тлое безотра́днѣй душѣ́ мое́й, услади́ го́рькія ско́рби, я́же я́ко те́рнія и волчцы́ о́стрыя мя́ уязвля́ютъ и пу́ть спаси́тельный тя́жекъ ми́ творя́тъ. Испроси́ мнѣ́ отъ Го́спода терпѣ́нія да́ръ, кро́тости же и смиренному́дрія ду́хъ пра́вый, да не́гли и́ми на мя́ благода́ть Утѣ́шителева привлече́тся. Очи́сти мя́, моли́твою твое́ю отъ вся́кія скве́рны пло́ти и ду́ха, да бре́мя грѣхо́въ све́ргнувъ и отъ я́звъ страсте́й исцѣле́нъ, ле́гцѣ сподо́блюся прейти́ отъ діа́вольскія сѣ́ти и по́двигъ житія́ сего́ преше́дъ, не лише́нъ бу́ду ра́йскія оби́тели, ку́пно со всѣ́ми святы́ми сла́вя и воспѣва́я Пресвяту́ю и достопокланя́емую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Тропарь общий святителю Парфению и преподобному Луке, глас 4:

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Чудес приял еси Божественную благодать, Богомудре священне Парфение, чудотворче Богоносе, вся верных страсти очищая, духи лукавства, отче, изгоняя. Сего ради тя воспеваем, яко велия таинника Божия благодати.

Избравый тя Бог прежде создания во Свое благоугодие, имиже ведяще судьбами, присно от утробы освящает и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец, Ему ныне, радуяся предстоиши.

Величаем вас, святии отцы Парфение и Луко, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Парфения Лампсакийского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие православные христиане не только слышали, но и преклонялись перед ликом святого Парфиния. Он еще при жизни творил чудеса, которые не перестают происходить и после его смерти.

Житие святого

Православный святитель Парфний, епископ Лампсакийский родился в Мелитополе. Его отец был верующим человеком и служил в храме диаконом. Мальчик не был грамотным. Из-за бедности у родителей не было возможности его обучить письму или чтению.

Но несмотря на это усвоить писание Божье мальчик смог на литургиях, которые никогда не пропускал. Он был необычайно добрым, любознательным. При этом ему очень нравилось заниматься рыболовством. В повседневной жизни при каждой возможности старался помочь бедным и нуждающимся в этом людям.

С 18 лет занимался врачеванием в том числе умел изгонять бесов и творить настоящие чудеса, которые не мог никто объяснить. Когда о таких деяниях стало известно в округе и дошли до епископа Филиппа, тогда самим епископом было принято решение помочь юноше получить нормальное образование. Благодаря чему Парфений смог проповедовать веру среди язычников.

В результате все больше и больше людей начинали веровать в Всевышнего. Однажды вместе с помощником святитель нашел камень, который был очень удобным для воздвижения престола в храме. Он приказал помощнику обработать камень и забрать на строительство церкви. Бесы рассердились и своими темными силами опрокинули повозку. Она упала на возничего и убила его своей тяжестью.

Читайте также:  Дмитриевский собор во Владимире: описание, интересные факты, адрес

Парфений благодаря своей глубокой молитве смог оживить возничего. Было не мало чудес и изгнания бесов из православных верян.

Икона Парфения Лампсакийского

Днем памяти святителя считается 20 февраля. Именно в этот день рядом с его иконой собирается большое количество паломников и верян, чтобы вознести молитву о:

  • здравии родных и близких;
  • исцелении от тяжких болезней;
  • помощи в трудных ситуациях.

Икону святителя Парфения можно встретить в каждом храме. Перед ликом нужно обязательно зажечь свечи, и только после этого приступать к чтению молитвы:

Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, всё Упование моё! Не оставь меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне эту чистоту духа, эту простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце моё, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня всё противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе Лампсакийском:

Канон святителю Парфению Лампсакийскому (второй)

Припев: Святи́телю, о́тче Парфéние, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 20 февраля (07 февраля ст. ст.)

Глас 6.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу, побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Моле́бное тебе́ пе́ние предначина́я, смуща́юся, о́тче, ка́ко досто́йно е́сть воспева́ти тя́. Оба́че е́же от любве́ приноше́ние мое́ приими́ и устне́ моя́ отве́рзи, я́ко да возвещу́ хвалу́ твою́, Парфе́ние святи́телю.

Мо́ре страсте́й ты́ немо́кренно мину́л еси́, сла́вне, от вра́г невреди́вся, и́хже ополче́ния во глубину́ преиспо́дния низве́ргл еси́, поя́ Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.

Погуби́ супоста́ты, гоня́щия мя́, чудоно́сче, се́ бо настиза́ют уже́, и не́сть ми́ избавле́ния, а́ще кто́ не защити́т мя́ от ни́х или́ а́бие не погря́знут, я́коже дре́вле еги́птянов полцы́.

Богоро́дичен: Рождество́м Твои́м ле́сть бесо́вскую упраздни́вшая, Многомо́щная Всемогу́щаго Ма́ти, и мене́, враго́м прельща́ема, при́сно на бре́г спасе́ния возведи́, пою́щаго Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Обнища́вшее лю́те се́рдце мое́ предста́тельством твои́м обогати́, свя́те, и́маши бо вои́стину ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние, я́ко Иису́сов подви́жник до́блий, Парфе́ние.

Душа́ моя́ изнемо́же в боре́ниих и напа́стех и на гно́ищи стра́стнем ны́не низлежи́т, но да возведе́тся от а́да преиспо́дняго, си́лою же Бо́жиею да препоя́шется, моли́ся, святи́телю.

Расшири́шася уста́ твоя́ на враги́ ро́да челове́ча, моли́тв бо твои́х не терпя́ще, я́ко огне́м опаля́еми, стеня́ще, от тебе́ бежа́ху. Те́м и е́же на на́с неи́стовство и́х упраздни́.

Богоро́дичен: Тебе́ Симео́н ду́шу ору́жию пройти́ глаго́лаше, е́же и сбы́стся при Кресте́ Сы́на Твоего́. Ско́рбем у́бо на́шим спострада́ти могу́щи, я́ко Сама́ те́х вкуси́вшая го́речи, услади́ и́х на́м, Пречи́стая.

Седа́лен, гла́с 3.

Испо́лнь Ду́ха Боже́ственнаго сы́й, де́лы просия́ благоче́стия, свяще́нне чудотво́рче Парфе́ние, от ле́сти челове́ки обрати́л еси́, боля́щих стра́сти исцеля́я. О́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся ду́шам на́шим.

Богоро́дичен: Ра́бски ны́не притека́ю к покро́ву Твоему́, Пренепоро́чная, изба́ви мя́, Богороди́тельнице, слия́ния страсте́й, я́ко безстра́стия Вино́внаго ро́ждшая.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь Боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.

На стра́жи па́стырстей стоя́л еси́, иера́рше, бо́дрым о́ком ста́до твое́ озира́я, во уны́нии спя́щих возбужда́я, заблужда́ющия возвраща́я, хи́щники же дале́че отгоня́я устраше́нием Боже́ственных глаго́л.

О пи́ще теле́сней небре́гл еси́, Бо́жия любве́ насыща́яся при́сно жела́нием ненасы́тным. Моя́ бо пи́ща е́сть, вопия́л еси́, досточу́дне, е́же твори́ти во́лю Го́спода моего́ и де́ло Его́ соверши́ти.

Огра́да ми́ бу́ди от вся́каго прило́га и напа́сти сопроти́вныя, да ника́ко лука́ваго сне́дию бу́ду, но да же́ртва сотворю́ся Бо́гови прия́тная твои́ми, свя́те, моли́твами.

Богоро́дичен: Очище́ния не тре́бующая, дне́сь по зако́ну очища́ешися и, Сы́на нося́щи, во хра́м вхо́диши. Срета́ет же Тебе́ Симео́н, вели́чие Тебе́ возвеща́я и ско́рбь несказа́нную.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Но́щь глубока́ грехо́внаго помраче́ния на мя́ нападе́, но твои́ми, светоно́сче, моли́твами све́т невече́рний да возсия́ет ми́, стопы́ моя́ на и́стинный пу́ть направля́я.

Стра́ха ра́ди Бо́жия ду́х любве́ в се́рдце твое́ прия́л еси́, па́стве твое́й спасе́ние породи́в, а́ще же и мно́го боле́зновал еси́, оба́че сугу́бо и возвесели́ тя́ всесладча́йший Иису́с, Госпо́дь на́ш.

Ме́ртвыя воскреси́л еси́, бе́сы изгна́л еси́ и вся́ челове́ков неду́ги цели́л еси́ в житии́ твое́м, чудотво́рче, но и ны́не притека́ющих к тебе́ спаса́еши от вся́каго озлобле́ния.

Богоро́дичен: Безболе́зненно Христа́ Бо́га пло́тию ро́ждшая, но и ма́терних скорбе́й не избе́гшая, на́ша, я́же в совлече́нии дре́вняго челове́ка, боле́зни утиши́ и в но́ваго облещи́ся помози́ на́м, Всепе́тая.

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Бе́здну милосе́рдия Бо́жия беззако́ний мои́х бе́здною преогорчи́х, и покры́ мя́ се́нь сме́ртная, ко Го́споду же воззре́ти отню́д не могу́, но моли́твами твои́ми, о́тче, ко исправле́нию жития́ да возведу́ся.

Смуще́ние по́мысл мои́х укроти́, святи́телю, тишину́ Боже́ственную, я́же в се́рдцы твое́м почива́ше, и мне́ низводя́ в ду́шу, пребога́те.

В тиме́ние страсте́й преслуша́нием я́коже низверго́хся иногда́, та́ко, лю́те смири́выйся ны́не, на спасе́ния стези́ да возставля́юся, о́тче Парфе́ние, предста́тельством твои́м.

Богоро́дичен: Поноше́ние нападе́ на ду́шу мою́, и жда́х соскорбя́щаго, и не бе́, и утеша́ющих и не обрето́х, у́бо к Тебе́ притека́ю, Богома́ти, да всеси́льным Твои́м умири́ши лю́те мя́, обурева́ема, в приста́нище безстра́стия наставля́ющи.

Конда́к, гла́с 3.

Чуде́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, Богому́дре свяще́нне Парфе́ние, чудотво́рче Богоно́се, вся́ ве́рных стра́сти очища́я, ду́хи лука́вства, о́тче, изгоня́я. Сего́ ра́ди тя́ воспева́ем, я́ко вели́каго таи́нника Бо́жия благода́ти.

Чистото́ю, я́коже тайнови́дец и дру́г Христо́в Богосло́в Иоа́нн, у́мныя о́чи уясни́в, зре́л еси́, Богому́дре Парфе́ние, сокрове́нная и та́йная, я́же познава́я, ми́ра непостоя́нная презре́л еси́, ника́коже к си́м прилепи́тися восхоте́л еси́, еще́ же и ча́да твоя́ от су́етных отвраща́л еси́, лу́чшим жела́нием те́х разжиза́я; те́мже и по все́й вселе́нней сла́вно бы́сть и́мя твое́, я́ко вели́каго таи́нника Бо́жия благода́ти.

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же, оте́ц на́ших.

После́довал еси́ Христо́ви все́м се́рдцем твои́м по все́м путе́м Его́ ско́рбным и за́поведи Его́ преступи́ти па́че вся́каго зла́ убоя́лся еси́. Те́мже и яви́ тебе́ лице́ Свое́ возлюби́вый Тя́, благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

В седмери́цею разжже́нной пе́щи искуше́ний неврежде́н сохрани́выйся, о́тче Парфе́ние, и мене́ из пла́мене грехо́внаго неопа́льна изми́, да па́ки в чудесе́х твои́х просла́вится благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

Душе́ю сокруше́нною и се́рдцем смире́нным Иису́сови моли́твы принося́ в житии́ твое́м, до́бре услы́шан бы́л еси́, у́бо и о мне́ ны́не помоли́ся, да уще́дрит тя́ благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: О́гнь Божества́ во чре́ве неопа́льно прие́мшая, Де́во, и мене́ приима́ти Сего́ Пло́ти и Кро́ви сподобля́й при́сно, да стра́сти моя́ попали́т благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо, е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Зла́та и бога́тства не поклони́лся еси́ куми́ру, сокро́вище се́рдца твоего́ в Бо́зе полага́я, нестяжа́ние же возлюби́в, кро́тостию и нищелю́бием преукраси́лся еси́, сла́вне.

А́ще и препя́тия вы́ну полага́ше тебе́ в до́брых твои́х де́лех кня́зь тьмы́, оба́че ника́коже тебе́ вреди́в, са́м посрамля́емь быва́ше, всезло́бный, и твое́ю, о́тче, моли́твою опаля́емь.

Пу́ть жития́ простра́нный, сла́достию прельща́ющий на́с, облича́й, му́дре, я́ко лжи́вый и ско́рбь вели́кую нанося́щий душа́м, я́ко да ра́достно сотвори́м у́зкаго пути́ терно́вное ше́ствие.

Богоро́дичен: Две́ре Благослове́нная, Е́юже спасе́ние в ми́р вни́де, Цари́це Блага́я, отве́рзи ми́ вхо́ды Небе́снаго жи́тельства, преступле́нием заключе́нныя иногда́.

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети на Него́ же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с Небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.

Святи́телей сла́во, о́тче Парфе́ние, уче́ньми твои́ми низложи́вый иногда́ злосла́вия вознесе́нную горды́ню, и мои́х страсте́й воста́ние укроти́, смире́ние ми́ подая́ и се́рдце сокруше́нное.

Поще́нием кре́пким и моли́твою ору́жие, бесо́м стра́шное, восприя́л еси́, о́тче, ро́д бо се́й ничи́м же, кроме́ си́х, побежда́ется. Те́мже и мне́ в доброде́телех преуспева́ти пода́ждь.

Тро́ицы бо́дрый служи́телю и покая́ния пропове́дниче, уны́ния моего́ дрема́ние отжени́ и бо́дрствовати помози́ ми́, свя́те Парфе́ние, сего́ же прося́, моле́ние мое́ убо́гое скончава́ю.

Богоро́дичен: Всеблаже́нная Де́во и но́выя благода́ти свяще́нный киво́те, заве́т Тво́й и обетова́ние ро́ду христиа́нскому помяни́ и ско́ро помощи́ мне́ потщи́ся, моля́щу Ти́ ся́.

Светоно́сное Иису́сово И́мя, возлю́бленное и вожделе́нное тебе́ от млада́го во́зраста, но́ваго тя́, Моисе́ю подо́бнаго, Богови́дца соде́ла, во мра́к та́инственный входя́щаго. Те́мже, Парфе́ние небоявле́нне, и мою́ ду́шу, мра́ком грехо́вным покрове́нную, озари́ любве́ Иису́совы заре́ю и на безстра́стия го́ру смире́нием возведи́.

Богоро́дичен: Светоза́рная Бо́жия пала́то и недоуме́нный Светода́вца престо́ле, Ма́ти Безневе́стная, просвети́ ны́ све́том доброде́тели, да о́браз Бо́жий, помраче́нный страстьми́, па́ки сла́вою дре́влею просия́ет в на́с, ве́рою и любо́вию Тя́ воспева́ющих.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний, епи­скоп Ламп­са­кий­ский, был ро­дом из го­ро­да Ме­ли­то­по­ля (Ма­лая Азия), где его отец Хри­сто­фор слу­жил диа­ко­ном. Юно­ша не был на­учен гра­мо­те, но хо­ро­шо усво­ил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, при­сут­ствуя в хра­ме при бо­го­слу­же­ни­ях. У него бы­ло доб­рое серд­це и, за­ни­ма­ясь ры­бо­лов­ством, он вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­вал ни­щим. Ис­пол­нен­ный бла­го­да­ти Бо­жи­ей, свя­той Пар­фе­ний с 18-ти лет име­нем Хри­сто­вым вра­че­вал бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов и тво­рил дру­гие чу­де­са. Узнав о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни юно­ши, Ме­ли­то­поль­ский епи­скоп Филипп дал ему об­ра­зо­ва­ние и по­свя­тил во пре­сви­те­ра. В 325 го­ду, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­скоп Ки­зи­че­ский Ахил­лий по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Ламп­са­ка (Ма­лая Азия). В го­ро­де бы­ло мно­же­ство языч­ни­ков, и свя­ти­тель стал усерд­но рас­про­стра­нять ве­ру во Хри­ста, утвер­ждая ее по во­ле Бо­жи­ей мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных. Лю­ди ста­ли от­хо­дить от язы­че­ских ве­ро­ва­ний, и то­гда свя­ти­тель Пар­фе­ний от­пра­вил­ся к ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му с прось­бой дать ему власть раз­ру­шать идоль­ские ка­пи­ща и стро­ить на их ме­сте хри­сти­ан­ские хра­мы. Царь при­нял свя­ти­те­ля с че­стью, дал ему гра­мо­ту на ра­зо­ре­ние ка­пищ и снаб­дил сред­ства­ми для по­строй­ки хра­ма. Воз­вра­тив­шись в Ламп­сак, свя­ти­тель Пар­фе­ний при­ка­зал раз­ру­шить идоль­ские ка­пи­ща и по­сре­ди го­ро­да воз­двиг­нуть пре­крас­ный Бо­жий храм.

Най­дя на од­ном из ра­зо­рен­ных ка­пищ боль­шой ка­мень, удоб­ный для устро­е­ния свя­то­го пре­сто­ла в хра­ме, свя­ти­тель при­ка­зал об­ра­бо­тать его и от­вез­ти на стро­и­тель­ство церк­ви. По зло­бе диа­во­ла, ко­то­рый возъ­ярил­ся за взя­тый из ка­пи­ща ка­мень, по­воз­ка опро­ки­ну­лась, и кам­нем уби­ло воз­ни­че­го Ев­ти­хи­а­на. Свя­той Пар­фе­ний вос­кре­сил его сво­ей мо­лит­вой и по­сра­мил диа­во­ла, ко­то­рый хо­тел вос­пре­пят­ство­вать Бо­жье­му де­лу.

Ми­ло­сер­дие свя­ти­те­ля бы­ло так ве­ли­ко, что он не от­ка­зы­вал в ис­це­ле­нии ни­ко­му из мно­же­ства при­хо­дя­щих к нему или встре­ча­е­мых им на до­ро­гах лю­дей, страж­ду­щих те­лес­ны­ми неду­га­ми и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми. На­род пе­ре­стал об­ра­щать­ся к вра­чам, так как все бо­лез­ни во Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста без­мезд­но ис­це­лял свя­той Пар­фе­ний. Ве­ли­кой си­лой Име­ни Хри­сто­ва из­гнал свя­ти­тель мно­же­ство бе­сов из лю­дей, до­мов, мор­ских вод. Ко­гда свя­ти­тель из­го­нял бе­са из од­но­го че­ло­ве­ка, одер­жи­мо­го им с дет­ства, нечи­стый дух стал про­сить свя­то­го дать ему дру­гое ме­сто оби­та­ния. Свя­той по­обе­щал ука­зать та­кое ме­сто и, от­крыв уста свои, ска­зал бе­су: “Вой­ди и оби­тай во мне”. Диа­вол, как бы опа­лен­ный ог­нем, возо­пил: “Как я вой­ду в дом Бо­жий?”, и скрыл­ся в ме­стах пу­стын­ных и непро­хо­ди­мых. Нечи­стый дух, из­гнан­ный свя­ти­те­лем из до­ма, где из­го­тов­ля­лись цар­ские пор­фи­ры, кри­чал во все­услы­ша­ние, что Бо­же­ствен­ный огонь го­нит его в ге­ен­ну ог­нен­ную.

Так, яв­ляя лю­дям ве­ли­кую си­лу ве­ры во Хри­ста, свя­ти­тель об­ра­тил мно­же­ство идо­ло­по­клон­ни­ков к ис­тин­но­му Бо­гу.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний скон­чал­ся мир­но и был тор­же­ствен­но по­гре­бен ря­дом с со­бор­ной цер­ко­вью Ламп­са­ка, в по­стро­ен­ной им са­мим ча­совне.

20 февраля. Память преподобного Парфения, епископа Лампсакийского

Cедмица о Закхее.
Поста нет. 7 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Святитель Парфений, хотя и был в юности простым рыбаком, но прославился тем, что уже с 18 лет именем Христовым безмездно врачевал многие недуги, изгонял бесов и творил иные чудеса. Позже, будучи поставлен во епископы, он отправился к императору Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы. Диавол ополчался на святого и однажды убил возницу, увозившего камни разрушенного капища. Святитель воскресил погибшего. Одно из исцелений явило особую силу святого. Когда он изгонял беса из человека, одержимого с детства, нечистый дух стал просить дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и рек: «Войди и обитай во мне». Бес, словно опаленный огнем, с криком: «Как я войду в дом Божий?» — бежал в пустынные места.

Читайте также:  Храм Григория Неокесарийского на Полянке, расписание служб, как добраться

Преподобный Лука Елладский

Преподобный Лука Елладский, основатель монастыря Осиос Лукас. В 14 лет после смерти отца он ушел из дома в Афины, желая стать монахом в одном из афинских монастырей. Около 946 года Лука поселился на склонах Геликона. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство храма во имя святой Варвары, вокруг которого возник монастырь Осиос Лукас. Лука скончался в 953 году и был погребен в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь.

Священномученик Алексий (Троицкий), пресвитер

Священник Алексий Троицкий родился в 1875 году в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. С 1902 года — диакон, служил, в частности, в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Волынское Московского уезда. С 1920 года — иерей, с 1921 года — настоятель того же храма. Через 7 лет арестован, обвинен в поджоге храма, после трехдневного заключения освобожден за недоказанностью обвинения. С 1935 года служил в храме Покрова в Филях. В 1937 году арестован, обвинен в недовольстве существующим строем, в организации молебнов в домах и панихид на кладбищах без разрешения властей и так далее. Следствие использовало лжесвидетелей. Отец Алексий признал служение панихид без разрешения властей, но обвинения в контрреволюционной деятельности отверг. Приговорен к 10 годам лагерей. Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году переведен в Кулойлаг Архангельской области. Там умер и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Александр (Талызин), пресвитер

Протоиерей Александр Талызин родился в 1870 году в селе Типня Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии служил священником в храмах Тверской епархии. В 1928 году арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки. Вернувшись, вновь служил в Тверской епархии. В 1938 году арестован, помещен в тюрьму в райцентре Красный Холм, обвинен в антисоветской и контрреволюционной работе. Желая услышать имена людей из окружения отца Александра, следователь требовал назвать его связи в районе. «Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю», — отвечал священник. Вызванные лжесвидетели подписали необходимые показания. «Тройкой» НКВД отец Александр приговорен к расстрелу и погребен в безвестной общей могиле.

Священное Писание

2 Тим., 293 зач., II, 11-19

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19 Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: “познал Господь Своих”; и: “да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа”.

Лк., 88 зач., XVIII, 2-8

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 2, 11-19; Лк. 18, 2-8

Чтобы сделать более впечатленною ту истину, “что должно всегда молиться и не унывать”, если не скоро услышится молитва, но все продолжать молиться, Господь сказал притчу, как судья, Бога не боявшийся и людей не стыдившийся, удовлетворил наконец прошение вдовицы, не потому, чтоб Бога убоялся и людей постыдился, а потому одному, что вдова та не давала ему покоя. Так если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения, Бог ли человеколюбивый и многомилостивый не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и переутрудить себя в молитве. Вот и не слышится и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В преддверии Великого поста Церковь предлагает верующим особый подготовительный период. Он длится более трех недель, и богослужебные тексты, общий строй церковной жизни помогают православному человеку таким образом настроить свою душу, чтобы войти в Великий пост с правильным пониманием того, что надлежит в течение Великого поста совершить и к каким целям подойти. Подготовительные недели наполнены замечательными богослужебными текстами, вдумываясь в которые человек поневоле настраивается на соответствующую волну. Он готовит свою душу, свой разум, свои чувства к вхождению в поприще святой Четыредесятницы.

Святитель Иоанн (Максимович) о частной молитве

Важно присутствовать на общественном богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определённые молитвы или будет молиться так, как ему душевное настроение указывает. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы не только совместной, но и отдельной.

Чем страшен Страшный Суд?

Страшен Страшный Суд тем, что он будет всеобщим и окончательным. Для христианина страшна не смерть, а неподготовленность к вечности. Когда попал в воду, поздно учиться плавать.

Сейчас у нас нередко внешнее заслоняет внутреннее. Суд обнажит наше истинное духовное состояние. Одними из образов Бога является Свет или Огонь (Бог наш есть огонь поядающий – Евр.12:29). Преподобный Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние.

Сергей Аверинцев выразил это в поэзии: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад. Как на солнце черный предмет может раскалиться, и такой же предмет рядом с ним — только светлый — останется прохладным, так и душа чёрная рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Можно представить образом Страшного Суда и солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце — родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, его кожа сгорела, и он испытывает нестерпимые муки. Для одного солнце приносит тепло и радость, для другого — пытку.

Молитвословия

Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Луки

Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.

Кондак преподобного Парфения

Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Православная Жизнь

Свя­ти­тель Пар­фе­ний, епи­скоп Ламп­са­кий­ский, был ро­дом из го­ро­да Ме­ли­то­по­ля (Ма­лая Азия), где его отец Хри­сто­фор слу­жил диа­ко­ном. Юно­ша не был на­учен гра­мо­те, но хо­ро­шо усво­ил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, при­сут­ствуя в хра­ме при бо­го­слу­же­ни­ях. У него бы­ло доб­рое серд­це и, за­ни­ма­ясь ры­бо­лов­ством, он вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­вал ни­щим.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний, епи­скоп Ламп­са­кий­ский

Ис­пол­нен­ный бла­го­да­ти Бо­жи­ей, свя­той Пар­фе­ний с 18-ти лет име­нем Хри­сто­вым вра­че­вал бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов и тво­рил дру­гие чу­де­са. Узнав о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни юно­ши, Ме­ли­то­поль­ский епи­скоп Филипп дал ему об­ра­зо­ва­ние и по­свя­тил во пре­сви­те­ра. В 325 го­ду, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­скоп Ки­зи­че­ский Ахил­лий по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Ламп­са­ка (Ма­лая Азия). В го­ро­де бы­ло мно­же­ство языч­ни­ков, и свя­ти­тель стал усерд­но рас­про­стра­нять ве­ру во Хри­ста, утвер­ждая ее по во­ле Бо­жи­ей мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных. Лю­ди ста­ли от­хо­дить от язы­че­ских ве­ро­ва­ний, и то­гда свя­ти­тель Пар­фе­ний от­пра­вил­ся к ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му с прось­бой дать ему власть раз­ру­шать идоль­ские ка­пи­ща и стро­ить на их ме­сте хри­сти­ан­ские хра­мы. Царь при­нял свя­ти­те­ля с че­стью, дал ему гра­мо­ту на ра­зо­ре­ние ка­пищ и снаб­дил сред­ства­ми для по­строй­ки хра­ма. Воз­вра­тив­шись в Ламп­сак, свя­ти­тель Пар­фе­ний при­ка­зал раз­ру­шить идоль­ские ка­пи­ща и по­сре­ди го­ро­да воз­двиг­нуть пре­крас­ный Бо­жий храм.

Най­дя на од­ном из ра­зо­рен­ных ка­пищ боль­шой ка­мень, удоб­ный для устро­е­ния свя­то­го пре­сто­ла в хра­ме, свя­ти­тель при­ка­зал об­ра­бо­тать его и от­вез­ти на стро­и­тель­ство церк­ви. По зло­бе диа­во­ла, ко­то­рый возъ­ярил­ся за взя­тый из ка­пи­ща ка­мень, по­воз­ка опро­ки­ну­лась, и кам­нем уби­ло воз­ни­че­го Ев­ти­хи­а­на. Свя­той Пар­фе­ний вос­кре­сил его сво­ей мо­лит­вой и по­сра­мил диа­во­ла, ко­то­рый хо­тел вос­пре­пят­ство­вать Бо­жье­му де­лу.

Ми­ло­сер­дие свя­ти­те­ля бы­ло так ве­ли­ко, что он не от­ка­зы­вал в ис­це­ле­нии ни­ко­му из мно­же­ства при­хо­дя­щих к нему или встре­ча­е­мых им на до­ро­гах лю­дей, страж­ду­щих те­лес­ны­ми неду­га­ми и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми. На­род пе­ре­стал об­ра­щать­ся к вра­чам, так как все бо­лез­ни во Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста без­мезд­но ис­це­лял свя­той Пар­фе­ний. Ве­ли­кой си­лой Име­ни Хри­сто­ва из­гнал свя­ти­тель мно­же­ство бе­сов из лю­дей, до­мов, мор­ских вод. Ко­гда свя­ти­тель из­го­нял бе­са из од­но­го че­ло­ве­ка, одер­жи­мо­го им с дет­ства, нечи­стый дух стал про­сить свя­то­го дать ему дру­гое ме­сто оби­та­ния. Свя­той по­обе­щал ука­зать та­кое ме­сто и, от­крыв уста свои, ска­зал бе­су: «Вой­ди и оби­тай во мне». Диа­вол, как бы опа­лен­ный ог­нем, возо­пил: «Как я вой­ду в дом Бо­жий?», и скрыл­ся в ме­стах пу­стын­ных и непро­хо­ди­мых. Нечи­стый дух, из­гнан­ный свя­ти­те­лем из до­ма, где из­го­тов­ля­лись цар­ские пор­фи­ры, кри­чал во все­услы­ша­ние, что Бо­же­ствен­ный огонь го­нит его в ге­ен­ну ог­нен­ную.

Так, яв­ляя лю­дям ве­ли­кую си­лу ве­ры во Хри­ста, свя­ти­тель об­ра­тил мно­же­ство идо­ло­по­клон­ни­ков к ис­тин­но­му Бо­гу.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний скон­чал­ся мир­но и был тор­же­ствен­но по­гре­бен ря­дом с со­бор­ной цер­ко­вью Ламп­са­ка, в по­стро­ен­ной им са­мим ча­совне.

Молитвы

Тропарь преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак преподобному Парфению Лампсакийскому, глас 3

Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

Ссылка на основную публикацию