Паисий Святогорец

Житие святого Паисия Святогорца

Среди огромного количества православных святых можно найти удивительных подвижников всех времен христианства. Это и мученики первых веков, когда вера во Христа нещадно преследовалась и каралась сметной казнью; это и святые отцы Церкви, которые систематизировали христианское вероучение и описали все его догматы; это и новомученики, пострадавшие в годы советских репрессий и многие другие. Искренняя сердечная молитва перед каждым из них способна творить чудеса. Однако практически у каждого верующего христианина есть свой, особо почитаемый святой, молитва к которому отличается наибольшей пламенностью. Для многих православных таким святым стал афонский старец Паисий Святогорец, который был прославлен в лике святых совсем недавно, в 2015 году. Однако еще при своей земной жизни святой Паисий Святогорец почитался многими людьми как истинный носитель христианской мудрости и любви.

Семья и детство будущего подвижника

Все предки старца Паисия были родом из селения Фарасы — поселения, жители которого всегда славились бережным хранением православной веры и традиционной культуры. Большое количество христианских храмов и монастырей испокон веков поддерживали искру веры среди всего населения.

Важно. Весь род будущего подвижника отличался особой духовностью.

Так, его бабушке даже принадлежал один из местных храмов, в котором она часто уединялась для длительной молитвы. Отец будущего старца происходил из благородной семьи, члены которой занимали начальствующие посты в Фарасах. Будучи сильным и смелым человеком, отец Паисия не раз с оружием в руках вставал на защиту родного селения. Кроме того, он был знатным мастером на все руки — плавил железо для разных изделий, не избегал и крестьянского труда.

Мать старца выходила из благородного рода преподобного Арсения Каппадокийского. Она обладала особым благоговением, была воспитана трудолюбивой и благоразумной девушкой. Замуж была выдана в очень юном возрасте, но при этом сумела стать примерной женой и матерью. Господь сподобил этих супругов родить десятерых детей. Первые две девочки, к сожалению, умерли в раннем младенчестве. Третья их дочь была наречена Зоей, что в переводе означает «жизнь», и после этого все дети росли в здравии. Будущий старец Паисий, а по рождению названный Арсением, родился у пары шестым из выживших детей. Произошло это 25 июля 1924 года.

Исторический обмен населением привел к тому, что обитающие в Малой Азии греки были вынуждены отправиться в Грецию. Семья с младенцем Арсением попала на остров Керкира, где преставился ко Господу преподобный Арсений Каппадокийский, крестивший будущего старца и предрекший ему путь монашества.

Необычный ребенок

Благочестие в семье не могло не передаться детям. С раннего младенчества Арсений жил в атмосфере любви и веры в Бога.

Интересно. Вместо сказок родители часто рассказывали ему о житиях святых, и ребенок рано захотел последовать их примеру и стать монахом.

Особое влияние на мальчика оказывала его мать, к которой он был очень привязан. Видя, как помимо общих семейных молитв, мать молится Иисусовой молитвой в течение дня, Арсений мало-помалу начинал ей подражать. Будучи талантливым к обучению и имея гибкий ум, ребенок без особых сложностей научился читать. Как и следовало ожидать, любимой книгой стала Библия, особенно Святое Евангелие — он читал его ежедневно. Кроме того, ребенок очень любил читать жизнеописания различных святых — у него была целая коллекция подобных книг.

Образ жизни Арсений вел уединенный, избегал характерных детских игр для своего возраста. Компании ровесников он всегда предпочитал уединенную молитву. С детства строго соблюдал посты, чем часто удивлял окружающих людей. Особенно переживал за него старший брат, который хоть и был человеком благочестивым, считал, что Арсений слишком углубляется в свою веру и из-за этого наживет себе неприятностей. Брат часто мешал Арсению молиться, особенно по ночам, укладывал его насильно спать. Но любые препятствия не только не сломили веру ребенка, а только больше укрепили его на выбранном пути.

Юношество и подготовка к монашеской жизни

Конечно же, необычное поведение Арсения не скрывалось от его сверстников и одноклассников в школе. Однако никто его не дразнил, напротив — все уважали его за добрый нрав и готовность быстро откликнуться на нужду любого человека.

Окончив с высоким баллом начальную школу, будущий старец не пошел дальше учиться, поскольку поблизости не было гимназии. Арсений решил овладеть профессией плотника по примеру самого Господа нашего Иисуса Христа. Работая со своим мастером и учителем, талантливый юноша быстро выучил все тонкости ремесла и стал известным плотником в своих краях. Он делал любые изделия из дерева, например:

  • иконостасы;
  • полки для икон;
  • любую мебель;
  • гробы.

За последние он никогда не брал плату, тем самым выказывая сочувствие человеческой беде. Работа плотника позволяла Арсению иметь все необходимое для жизни, а также помогать нуждающимся.

В пятнадцатилетнем возрасте юный Арсений имел искушение в вере. Друг его брата попытался увести мысли подвижника от веры и доказать ему теорию эволюции по Дарвину. Тогда Арсений удалился для длительной молитвы, веруя, что Господь вразумит его тем или иным образом. И вот после длительной сердечной молитвы юноша сподобился лицезреть самого Христа. Видение было очень ярким, в окружении ослепляющего света. Убедившись таким образом в истинности своей веры, будущий подвижник никогда более не колебался.

После этого видения Арсений стал всерьез задумываться, как ему поскорее стать монахом. Церковное священноначалие, к которому он обратился, отказало ему в постриге в столь юном возрасте, и молодой человек занялся кропотливой подготовкой себя к будущему монашескому пути.

Примечательно, что будущему святому не пришлось уговаривать и увещевать своих родных. Зная, какой образ жизни ведет их сын, они прекрасно понимали, что он не согласится ни на какой другой жизненный путь, кроме монашества.

Важно. Очень строго будущий монах относился к посту.

Для того чтобы не разбаловать себя вкусной пищей, он питался самой простой едой, которую вдобавок не солил. Большие ограничения в питании не раз доводили молодого человека до обморочного состояния. Кроме того, работая в поле, он часто снимал обувь и ходил по скошенной стерне босиком. Ноги при этом становились израненным в кровь острыми скошенными стеблями. Таким образом Арсений приучал себя терпеть боль и любые ограничения, подобно святым мученикам за Христа.

О жизни других подвижников:

Конечно же, имея такую пылкую веру, Арсений не мог не пытаться донести Истину до окружающих его людей. Особое влияние юноша возымел на молодых людей и детей. Так, несколько из его друзей выразили желание также уйти в монастырь, а еще одного будущий старец поддержал во время принятия решения о пути священничества.

Война и испытания

Проведя юношеские годы в молитве и подготовке к монашеству, Арсению выпала и пора испытаний. Наступили тяжелые военные годы, началась греко-итальянская война. Когда случилась оккупация, семья Арсения помогала нищим, делилась хлебом с голодными, всячески помогала всем, кто в этом нуждался. Будущий старец очень сожалел, что из-за своего юного возраста не мог помогать страждущим больше — настолько он к этому стремился всей душой.

Наступившая следом Гражданская война принесла новые испытания. Арсений был арестован и посажен в тюрьму. Ужасные условия пребывания заключенных, крайняя теснота в маленьких камерах сильно изнуряли молодого человека. Не обошлось и без искушений — тюремное начальство перевело Арсения в одиночную камеру, куда привели двух практически раздетых молодых девушек. Начав молиться, юноша почувствовал, как страстные помыслы его оставили и он смог смотреть на девушек совершенно спокойно. Более того, он сумел так поговорить с ними, что девушки застыдились и ушли от него в слезах.

Коммунистическое тюремное начальство допрашивало Арсения, выдвигая ему обвинение в том, что его старший брат воюет в армии врага. На это подвижник отвечал, что брат по праву старшинства не отчитывается перед ним в своих поступках, и что сам Арсений не может влиять на выбор брата. Не найдя более, в чем обвинить его, юношу отпустили на свободу.

Война и связанные с ней трудности заставили Арсения на время отложить уход в монастырь, поскольку семья очень нуждалась в помощи. Но внутренняя духовная жизнь юноши по прежнему была очень напряженная и насыщенная. Строгий пост, неустанная молитва, понуждение себя на помощь и жертву ради ближнего — все это постепенно подготавливало душу к монастырскому послушанию.

Долг Родине

Но видя, что Родине угрожает опасность, Арсений пошел защищать ее с оружием в руках. Помимо искренней веры, в молодом человеке был и патриотизм, и долг Отечеству. Единственное, о чем молился Арсений перед уходом в армию, так это о том, чтоб не пришлось ему убить никакого человека.

Господь услышал его молитвы, и чудесным образом Арсений получил военную специальность радиста, что избавило его от необходимости убивать. На службе он не переставал служить ближним — с радостью выполнял чужую работу, подменял солдат в увольнении. Некоторые пользовались его добротой и злоупотребляли ею, но Арсений и этому радовался. Далекие от веры люди посмеивались над ним, считая его странным, но со временем насмешки сошли на нет и даже сменились уважением. Многие считали его благословением для их подразделения, чуть ли не талисманом на войне.

Война принесла много испытаний будущему монаху. Вместе со своими сослуживцами пришлось ему пережить и голод, и жажду, и холод. Однажды Арсению пришлось выкапывать из-под снежных завалов обмороженных солдат, и он спас целых 26 человек. Получил он и сам сильное обморожение ног, грозящее ампутацией. Но по Божьей милости все обошлось, и молодой человек выздоровел.

Чудеса на войне и стояние в вере

Конечно же, тяжкие военные испытания не могли не сказаться на духовном состоянии будущего монаха. Стараясь без ропота переносить все тяготы войны, Арсений из всего извлекал духовную пользу. Он каждый момент был готов отдать свою жизнь ради спасения ближнего. Участвуя в любых самых опасных заданиях, подвижник никогда не оставлял молитвы и искренней веры. И Господь хранил от смерти и его самого, и многих людей из ближайшего окружения.

Так, один из сослуживцев рассказывал, как в небольшой окоп, где прятался от пуль Арсений, попросились два солдата из его батальона. Видя, что на всех места не хватает, подвижник выбрался из окопа, уступая место другим. В этот момент рядом с ним разорвался снаряд, и молодой человек почувствовал, как один из осколков чиркнул его по голове. Ощупав и осмотрев позже голову, Арсений увидел, что осколок не оставил даже малейшей царапины, а пролетел так, что лишь аккуратно сбрил полоску волос под самый корень.

В другом сражении, когда батальон Арсения оказался в кольце, и надежды на спасение становилось все меньше и меньше, будущий монах вдруг вылез из окопа, встал во весь рост посреди свистящих пуль и снарядов, скрестил на груди руки и стал молиться. Через несколько минут прилетела штурмовая авиация и полностью уничтожила врага.

Спасение жизни

Множество людей, с которыми воевал бок о бок Арсений, обязаны ему жизнью. Так, один из сослуживцев со слезами на глазах рассказывал, как при отступлении он упал и потерял сознание. Заметили его отсутствие только тогда, когда солдаты добрались до своего укрытия. Никто уже и не думал спасать бедолагу, считая его погибшим, и лишь Арсений кинулся назад. Взвалив на плечи товарища, он приволок его в расположение, где тот пришел в себя. До конца своих дней он благодарил Арсения за спасение своей жизни.

Отслужив в общей сложности 5 лет, будущий старец получил увольнение в запас и мог вернуться домой. Друзья по службе предлагали поселиться по соседству в одном из селений и обзавестись семьями, но Арсений твердо заявил всем, что, отдав долг Родине, уйдет в монастырь.

Посещение святой горы и долгожданное монашество

Практически сразу после увольнения из армии, еще будучи в военной форме, Арсений решил осуществить свою давнюю мечту — посетить Святую Гору Афон. Будучи совсем неопытным в духовной жизни, первая поездка не принесла ожидаемой духовной пользы. Арсений был готов довериться любому, кто говорил с ним на тему веры. К тому же в скором времени по его приезду он получил письмо от отца с просьбой о помощи. Расценив это, как очередное послушание, Арсений вернулся в отчий дом и снова стал трудиться на благо своей семьи, не оставляя при этом строгого поста и неустанной молитвы.

Сделав все, что было в его силах для помощи своей семье, через несколько лет после первого посещения Святой Горы, молодой человек отправляется туда снова. Выбрав один из монастырей, он начинает там послушническую жизнь, к которой так тщательно себя готовил. Арсений повстречал в своем монастыре удивительных монахов и отцов, которые наставили его и еще больше утвердили в вере.

Днем он трудился по послушанию плотником, вечером и ночью молился. Спал на камнях или кирпичах, в келлии у себя не топил. Зимой ходил в одном подряснике, а тело под ним обматывал бумагой. Спал полчаса-час в сутки, а чтоб не засыпать ночью на молитве, стоял ногами в тазу с холодной водой.

Наконец, 27 марта 1954 года, после перенесения всех послушаний, молодой человек принял свой первый постриг с именем Аверкий. Началась непростая монашеская жизнь, полная послушаний и испытаний. Так, монах Аверкий попал на работу плотником к одному из старших монахов. Этот монах не отличался особым благочестием, был заносчив и зол. Братия монастыря многое терпела от него, но он был единственным плотником, поэтому выгнать его не могли. Молодой монах Аверкий пробыл у него в послушании более 2 лет, и смиренно сносил все поругания и несправедливые наказания своего наставника. Позже подвижник скажет, что в этот период времени он получил огромную духовную пользу.

После нескольких лет простого монашества, отец Аверкий был пострижен в мантию с именем Паисий — именно под этим именем он прославился как великий Старец, а позже и как святой.

Чудеса святого Паисия Святогорца и помощь по его молитвам

Вся жизнь праведного старца от самого детства была наполнена удивительными чудесами, которые указывали на особый Божий Промысел об этом человеке. Но больше всего присутствие Бога отец Паисий ощущал, когда жил в монастыре.

Молитвы другим православным святым:

Так, однажды он возвращался со службы очень усталый и голодный. Ожидая на пристани катер, он испугался, что потеряет сознание от истощения. Тогда он взял четки и хотел было помолиться Пресвятой Богородице о даровании ему пищи, но передумал, найдя такое прошение слишком мелочным для Божией Матери. В ту же минуту из ворот монастыря вышел один из монахов и протянул отцу Паисию сверток с едой со словами «Прими сию пищу ради Матери Господа».

Важно. Сподобился отец Паисий и лично видеть Богородицу и даже самого Господа нашего Иисуса Христа.

Они являлись ему в разные периоды жизни, всегда укрепляя и поддерживая старца. Отец Паисий говорил, что благодать, дарованная ему свыше, ощущалась в его душе годами, что позволяло ему смиренно переносить любые тяготы монашеской жизни.

Живя уже в отдельной келии, где старец мог непрестанно творить молитву ко Господу, к нему постоянно стекался народ, ища утешения и духовного наставления. Бывали и случаи исцеления, когда к старцу приезжали безнадежно больные люди и полностью выздоравливали.

Приезжавшие к нему паломники свидетельствовали, что подвижник разговаривает с животными и птицами, которые беспрекословно его слушают. Так, однажды во дворе келии старца сидела группа гостей. Один из паломников внезапно подскочил и в ужасе закричал: «Змея, змея!». И действительно, все увидели большую ядовитую змею, подползавшую прямо к ногам монаха. Отец Паисий успокоил гостей, взял пустую консервную банку, наполнил водой и напоил змею. После этого он попросил ее уползти и не пугать приезжих. К немому удивлению всех собравшихся, змея покорно уползла восвояси.

Нельзя перечислить всех чудес, совершенных по молитвам старца как при его жизни, так и после его блаженной кончины. Искренне и от чистого сердца молясь Паисию Святогорцу, мы обретаем надежного и верного заступника пред Господом. Помогает старец в любых делах и жизненных обстоятельствах, лишь бы только молитва была чистая, а просьба не вредила душе человека.

Отошел ко Господу старец мирно, после длительной тяжелой болезни в 1994 году. По прошествии всего двух десятилетий, в 2015 году он был причислен к лику святых, и многие христиане по всему миру имеют теперь возможность возносить ему свои молитвы.

Преподобный отче Паисий Святогорец, моли Бога о нас!

Панихида по усопшим в церкви

Каждый верующий христианин испытывает глубокую внутреннюю потребность молиться не только лично за себя, но и за своих родных и близких. И молитва эта может быть как о живых людях, так и об уже умерших. Православие учит, что душа человеческая жива, и после физической смерти тела она не исчезает, а отправляется к Богу ждать решения своей участи в Вечности. И вот в этом ожидании молитвы еще живых близких людей могут очень помочь душе умершего человека. Для того, чтобы обратиться к Господу об усопших, существуют специальные заупокойные службы — панихиды.

Что такое панихида

Такое название носит специальная заупокойная служба, на которой в церковной молитве испрошается прощение грехов умершего человека и упокоение его в Царстве Божием. Служатся такие службы не только в храме, священник может отслужить и на кладбище во время или после похорон, и дома у родственников умершего. Но чаще всего, заказывают такое поминовение в церкви, а сам чин происходит после Литургии.

Значение такого поминовения для души умершего очень велико. Поскольку умирает только тело, а душа вечно жива, она ждет решения своей участи и проходит мытарства. Согласно Преданию нашей церкви, на мытарствах душа отвечает за все совершенные за жизнь грехи, а их у каждого человека набирается немало. И вот именно молитва любящих людей очень облегчает это прохождение, вплоть до спасения даже практически безнадежных душ.

Чаще всего панихиды заказываются перед похоронами умершего, а затем на 3, 9, 40 день. Кроме того, важными датами поминовения является годовщина смерти, а также даты рождения, именин умершего.

Читайте о датах поминовения:

  • Что происходит на 40-й день после смерти
  • 9 дней после смерти
  • Как правильно поминать усопших в годовщину смерти

Важно! В течение всего церковного года, если есть возможность и духовная потребность родственников, можно заказывать служение панихид в храме после окончания Литургии.

Читайте также:  Старцы Псково-Печерского монастыря

Очень желательно не просто написать записочку с именами поминаемых родных, но и лично присутствовать на служении. Церковная молитва тогда имеет особую силу, когда она соединяется с личным прошением близкого человека о судьбе умершего. Кроме того, и живым родственникам такое молитвенное поминовение будет приносить большую духовную пользу и утешение в своей скорби от потери близкого.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно — если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием — покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной — это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности — подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души. На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Панихиды вселенские

Для того чтобы заупокойная молитва охватила всех «от века почивших христиан», т.е. всех тех, кто когда-либо умер в православной вере, установлены специальные дни всеобщего поминовения усопших. Они носят название «вселенских родительских суббот». Понятие «родительская суббота» вовсе не означает, что поминать можно только умерших родителей, но всех родственников, весь род, который жил до нас и исповедовал православие.

В церковном году выделяют такие дни для служения вселенских панихид:

  • Мясопустная суббота. Она припадает на конец мясопустной недели, следом за которой начинается Масленица, а далее Великий пост. Это первая вселенская поминальная суббота, когда Церковь во время службы воспоминает о том, что каждого человека ждет Страшный Суд перед Богом. И для того, чтобы облегчить загробную участь уже умерших до этого дня христиан, служится эта большая заупокойная служба.
  • Троицкая суббота. Перед пятидесятым днем по Воскресению, когда вся Церковь празднует сошествие Святого Духа, принято поминать умерших в знак того, что они также ждут спасения своей души. В молитвах этого дня мы просим, чтобы дары Духа Святого снизошли не только на живых, но и на почивших братьев и сестер в вере.
  • Родительские субботы Великого поста. Они отмечаются на 2, 3 и 4 неделе Святой Четыредесятницы. Время Великого поста — самый скорбный и покаянный период всего церковного года, когда человеку необходимо отложить все мирские дела и максимально постараться посвятить мысли Богу и служению ближним. Конечно же, мы не можем в эти дни забывать о наших умерших родных, которые очень нуждаются в молитвенной поддержке.
  • Радоница, или Антипасха. Это так называемая Пасха для умерших, когда радостная весть о Воскресении Христовом разносится и тем, кто уже покинул этот мир. Христос после своей смерти на Кресте спустился в ад, и даровал спасение уже умершим прежде праведникам. Поэтому весть о Светлом Христовом Воскресении несет радость жизни вечной не только для еще живых людей, но и для умерших христиан. Поскольку на Светлой седмице сразу после Пасхи панихиды не служат, на Радоницу все верные христиане спешат помянуть своих умерших родных.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В жизни каждого, к огромному сожалению, наступает день, когда он теряет близкого человека. Тогда время останавливается – и всё вокруг “умирает” вместе с ним. Человек уходит навсегда. Мы не в силах его вернуть, но здесь, в земной жизни, вспоминая о нём, тем самым помогаем ему там, на небесах, обрести долгожданный мир и покой. Именно поэтому в основные даты ухода в мир иной проводится церковная панихида, которая имеет огромное значение для верующего человека.

Панихида по усопшим

Это богослужение, схожее по своему складу с обрядом погребения и утренней. Такая служба проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Чтобы заказать её, необходимо:

  1. Прийти в храм заранее;
  2. Положить продукты на панихидный стол;
  3. Написать записку священнику с именем или именами тех, кого вы хотите помянуть;

Затем сказать служителю церкви о том, что вы хотите отслужить панихиду.

Панихида на 9 дней

На девятый день душа умершего ждёт прихода к девяти ангельским чинам и представления перед Господом. Церковь и родные молятся за усопшего и просят Всевышнего помочь приблизиться к святым ангелам.

Молитвы родственников, которые обязательно читаются перед самой панихидой, имеют очень большое значение для души покойного, так как до сорокового дня она мытарствует и ищет себе новое пристанище.

Во время панихиды все держат в руках зажжённые свечи, с помощью которых выражают свою искреннюю любовь. Такой обряд можно проводить как в одном, так и в нескольких храмах.

Панихида на 40 дней

На сороковой день душа усопшего после хождений по аду третий раз возносится к Богу, где решается её участь – пребывание до Страшного суда. Это решение зависит от того, какими были земные дела человека.

И здесь молитвы, просьбы и мольбы родных не менее важны. Они просят Господа простить все прегрешения покойного и пустить его в рай. Непосредственно перед самой панихидой также совершается молитвенный обряд.

Панихида на годовщину смерти

Также церковь поминает усопших и в годовщину смерти, так как год – это литургический цикл, по исходу которого повторяются все основные даты. В этот день, если нет возможности посетить храм, можно вспомнить умершего и сердечным поминовением. Считается, что это время рождения новой жизни, которая не имеет конца и будет длиться вечно.

Панихида по усопшим, текст

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Текст повторяется трижды.

Панихида — что нести в церковь

Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.

В церковь можно нести:

  • муку и хлебобулочные и кондитерские изделия;
  • всевозможные крупы;
  • фрукты и овощи;
  • яйца;
  • вино;
  • сахар;
  • растительное масло.

Не в коем случае нельзя нести мясные изделия. Также все приносимые продукты не должны быть испорчены.

Помните: всё приносимое в храм – это дар Богу. Обязательным блюдом на панихиде является кутья – вареная пшеница с мёдом. Зерно символизирует рост и новую жизнь, а мёд делает её сладкой.

Сейчас пшеницу часто заменяют рисом, а вместо мёда используют изюм, выкладывая его в виде Креста. После панихиды кутью и другие приношения благословляет священник, и затем они раздаются всем пришедшим на поминание либо на кладбище, либо дома. Обычно же умерших принято поминать чем-нибудь сладким.

Панихида на кладбище

Поминание на могиле – обязательный и нужный обряд. Прибрав её от пыли и сора, нужно зажечь свечу. Можно пригласить священника. Если такой возможности нет, родные могут сами прочесть молитву за упокой души, и тихо вспомнить умершего.

Кроме кутьи, которую освятили в церкви, на кладбище нежелательно ничего есть и пить. Это оскорбляет память покойного. Еду на могиле также нельзя оставлять, лучше раздать её голодным и нищим.

Все вышеизложенные обряды – это исторически сложившиеся правила православной религии. И человеку верующему их нужно выполнять неукоснительно, дабы его родной, которого уже нет на этом свете, смог праведно жить на небесах и даровать оставшимся за Земле покой и умиротворение.

Когда заказывают панихиду по усопшим, стоимость и сколько длится

Панихиду по усопшим проводят в строго определенные дни после смерти не только в церкви, но и на месте погребения или дома. В молитвах, обращенных к Богу об умерших людях, родные и близкие друзья просят прощения всех грехов и упокоения в Царстве Божьем. Существуют некоторые правила проведения панихиды, о которых необходимо знать всем верующим православным. Чин проходит после литургии при соблюдении некоторых правил.

Что собой представляет православная поминальная панихида в церкви

После смерти человек уже не может сам вымаливать прощения у Бога, поэтому за него это делают друзья и родные. Панихидой называют заупокойную службу, во время которой просят у Господа Бога прощения всех грехов.

Молитвы лучше читать в храме, где царит соответствующая обстановка:

  1. Разрешено также приглашать священника на кладбище во время и после похорон.
  2. Служба может проводиться и в доме родственников.

Значение панихиды для души покойного огромно. В православии считается, что подобный обряд помогает перейти душе из одного мира в другой. В ожидании своей участи душа, согласно церковным поверьям, проходит мытарства за все содеянные при жизни грехи. Молитвы за упокой помогают облегчить этот путь. Чем больше молитвенных слов обращено к Богу, тем больше греховных дел будет им прощено.

Это означает то, что нужно молиться все положенные дни всем родным.

Кроме отдельных панихид, в храмах проводят и общие, которые называют Вселенскими. В эти традиционные церковные дни вспоминают всех усопших людей:

  1. Вспоминать умерших принято на Троицкую субботу, которая приходится на 50-й день после Воскресения. Прихожане и священники молятся за спасение душ всех умерших.
  2. Мясопустная суббота приходится на предпоследний день Масленичной недели, перед Великим постом. В ходе службы упоминается о Страшном Суде, с которым предстоит столкнуться всем живущим на земле. Благодаря панихиде облегчается участь всех покинувших этот мир.
  3. Вспоминают всех усопших и молятся за них в Димитровскую субботу.
  4. Радоница. Этот праздник называют по-другому Пасхой для умерших людей.
  5. Перед Покровой.

Как правильно заказать заупокойную панихиду по новопреставленному

В первый год после кончины рекомендуется заказывать служения в церкви за душу умершего. Рекомендуется не просто писать имена поминаемых людей, а самим быть на церковном обряде. В этом случае церковная молитва будет иметь еще большую силу. Родственники смогут получить духовную силу, чтобы пережить потерю родного человека:

  1. Чтобы по усопшему родственнику была проведена панихида, необходимо прийти в церковь и подойти к свечному прилавку. Там нужно будет на специальном листе бумаги перечислить имена умерших родственников.
  2. Одновременно с подачей записки принято нести продукты, которые складывают на специальный столик. Считается, что эта еда предназначена для усопших, чтобы им было что поесть на том свете. Как только будут прочтены все молитвы, еда освящается и раздается прихожанам церкви. Приносить рекомендуется такие продукты, которые имеют долгий срок хранения.

В начале службы в руки берут свечи и зажигают их. Пламя свечи означает веру человека в чистое и светлое будущее.

Как только служба заканчивается, свечи тушат. Верующие делают это в знак того, что жизнь каждого человека на земле в скором времени так же потухнет.

Как часто проводится

Панихиду по усопшему родственнику заказывают в особых случаях.

На третий день после смерти

Обычай поминать покойника на третьи сутки идет от событий Ветхого Завета. Сам Иисус Христос воскрес именно на третий день после тяжелой и мучительной смерти:

  1. Первые два дня после смерти, согласно православному поверью, душу покойника везде сопровождает Ангел. Душа обязательно посещает место, где покоится ее тело, где проживала до ухода в другой мир. Бывает в тех местах, с которыми связано много воспоминаний, огорчается или восхищается от увиденного.
  2. На третий день душа окончательно прощается с телом и в сопровождении с ангелом уходит к Господу Богу. На третий день она первый раз встречается с Господом Богом.
  3. Хоронить покойника необходимо на третьи сутки, чтобы душа не наблюдала свои собственные похороны. Иначе это вызовет большое уныние у недавно почившего человека. Если захоронить тело раньше, то душе некуда будет отправиться, и она будет мыкаться.
  4. На третий день обязательно заказывают панихиду за единоумершего. Она поможет в прохождении всех испытаний и получении благоприятного приговора на Божьем Суде. Важно читать молитвы дома, заказывать службу в церкви и ставить свечки за упокой души. После похорон все родные встречаются за поминальной трапезой.

На 9 дней

С третьего по девятый день дух почившего знакомится с жизнью в раю и наблюдает за всеми его красотами. А вот на девятый день душу ведут знакомиться с преисподней.

Важным считается проведение панихиды именно в этот день, когда душа знакомится с тяжелой жизнью в преисподней, где свои мучения терпят грешники. Грешная душа, проходя различные уровни ада, осознает, что на земле проживала жизнь неправильно. Вероятность спастись и вымолить прощение у Бога повышается, если в это время молитвы читают близкие люди.

Поминальные молитвы помогают уменьшить страх новопреставленному перед встречей с Господом Богом. Богослужение также совершается и во имя девяти ангельских чинов, с которыми предстоит встретиться душе. Именно они будут просить за душу усопшего перед Всевышним, защищать ее и приводить примеры ее хороших деяний на земле:

  1. Первые дни после смерти родственникам обязательно нужно дома на столе держать стакан с водой и кусочком хлеба. В память об умершем родственнике зажигают лампадку или свечку.
  2. Принято подавать записку о поминовении души усопшего человека, в которой указывается его имя без сокращения в церковном варианте. Чтение молитв может проводиться не только в церкви, но и дома.
  3. Организуют поминальную трапезу, за которой собирают всех родственников и знакомых. К столу обязательно подают кисель, кутью и блины.
  4. Рекомендуется побывать на месте погребения усопшего. Над могилой читают молитву самостоятельно либо зовут священника.
  5. В память об усопшем родственнике полезно раздавать одежду, продукты.

На 40 дней

В этот день решается дальнейшая участь души. Проведение поминок и чтение молитв помогают смягчить приговор Господа по поводу дальнейшего места пребывания души. В молитвах родные просят простить грехи и впустить душу в рай. Считается, что после сорокового дня душа навсегда покидает землю. Днем рекомендуется читать псалтырь, а вечером устраивают поминальную трапезу с родными. Во время обеда вспоминают умершего и всех остальных усопших родственников. Молитвы, панихиды и псалтырь за упокой помогают душе попасть в милость Божью.

На годовщину

Через год после смерти рекомендуется прийти в церковь и подать записку еще до начала богослужения с полным церковным именем усопшего:

  1. После богослужения в церкви желательно сходить на место погребения и прочитать соответствующую молитву.
  2. Дома устраивают поминальный обед.
  3. За поминальным столом собирают всех знакомых и близких, которые хорошо знали умершего человека.
  4. Поминание проводят дома или в кафе.

О стоимости

Стоит панихида в каждом храме по-разному. Сумма пожертвований на поминание усопших по записке стоит от 10 рублей, сорокоуст от 90 рублей и выше, а заупокойное чинопоследование — от 300 до 500 рублей.

Длительность

Существует два вида заупокойных служб. Каждая из них длится по-разному:

  1. Упрощенный, краткий вид панихиды называется литией. Она предполагает прочтение завершающего отрывка одной большой заупокойной панихиды. Длительность литии составляет 6 минут. Ее разрешено читать любому православному верующему человеку самостоятельно дома или на кладбище.
  2. Если же имеется необходимость в длительной молитве, то в церкви проводят полную версию панихиды. По времени она занимает приблизительно 22 минуты. Начинается с песнопения «Трисвятое». Подобную панихиду чаще всего люди просят прослужить в храме или на кладбище.

Когда служится служба в храме

Заупокойная служба проводится в храме утром, после литургии. Перед кануном (специальный столик с изображением распятия и рядом стоящими подсвечниками) читается молитва. Вечером собирают поминальную трапезу.

Чтобы помянуть покинувшего этот мир близкого человека, необходимо заказывать сорокоусты и панихиды.

Не нужно забывать про службы, которые посвящены всеобщему поминовению усопших христиан.

Служат ли в воскресенье

Панихиду разрешено служить практически в любые воскресные дни недели. Исключением является воскресенье, которое приходится на Пасху и на праздник Рождества Христова.

О продуктах на церковную панихиду

На церковную панихиду принято носить постные блюда и продукты. Это могут быть обычные печенья, карамель, фрукты и овощи, крупа, растительное масло. Обязательным блюдом считается кутья — вареная каша из риса или пшена с медом и изюмом. Нельзя приносить в церковь мясные продукты. После панихиды продукты раздаются всем прихожанам для поминовения почивших.

О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Читайте также:  Как читать псалмы

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Поминовение усопших — дни особого поминовения усопшего

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

  • Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

  • Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

  • Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

  • Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

  • Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
  • Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
  • Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Вы прочитали статью Панихида, поминальная молитва. Читайте также:

Панихида по усопшим: правила проведения и важные церковные даты

Панихида по усопшим – это церковная служба по умершим православным христианам в день похорон, а также на 3, 9 и 40 день после смерти. Помимо этого поминальные службы проходят в годовщины смерти и рождения.

Дни особого поминовения усопших в православии

К особым датам поминовения усопшего относятся третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно тогда Церковь совершает моления о покойном, принося бескровную жертву. Поминовение в эти дни является древним церковным обычаем. Такая традиция основана на церковном учении о состоянии души после смерти.

Церковь разрешает заказывать панихиду сразу же после смерти человека, не дожидаясь его захоронения. Однако для живущих (пусть и тяжело болеющих) такие службы не устраиваются. Если человек болеет, обездвижен или находится в коме, в храме следует поставить свечку и заказать молебен о здравии. Также болеющему следует исповедаться и собороваться.

Читайте также:  Когда помогает Икона Иисуса Христа

На третий день

На основании христианских догм первые два дня после физической смерти душа новопреставленного находится на земле. В сопровождении Ангела она проходит по различным местам, с которыми у нее связаны приятные и неприятные воспоминания. На третий день Господь призывает душу на небеса для преклонения. Именно поэтому первая панихида об упокоении заказывается на третий день после смерти.

На девятый день

Поминальная служба на девятый день устраивается в честь девяти чинов ангельских, которые в этот момент ходатайствуют о душе усопшего. В это время душа усопшего снова предстает перед Господом. Только на этот раз она ходит не по земле, а в сопровождении Ангела отправляется в райские обители. Нахождение в райских кущах сопровождается ощущениями блаженства и наслаждения. Но если человек не успел исповедоваться и собороваться, и у него остались неотпущенные грехи, душа впадает в уныние.

Поминальная молитва в этот момент поможет ей справиться со скорбью. На девятый день нужно молиться особенно рьяно о тех людях, которые редко посещали церковь, нелицеприятно отзывались о христианстве и имели грехи, о которых известно их близким.

На сорок дней

Все время между девятым и сороковым днем душа умершего в сопровождении ангелов пребывает в аду. Там она созерцает всевозможные муки нераскаявшихся грешников. На сороковины душа снова предстает перед Господом, и он решает ее участь. По земным делам и раскаянью Бог определяет ее место в загробном мире до Страшного суда.

На годовщину

День смерти любого православного христианина – чрезвычайно важная дата, когда он перерождается для новой вечной жизни. Годовщина смерти не может остаться незамеченной, причем в церкви самым большим и главным литургическим циклом является именно годовой круг. Когда проходит год, все неподвижные праздники и дни поминовения повторяются.

На годовщину можно не устраивать каких-либо торжеств, но важно помянуть усопшего в молитве. Через год после смерти нужно снова заказать панихиду в церкви и прочитать литию на кладбище.

Молитвенные песнопения облегчают участь души, заглаживая некоторые грехи покойного. Но панихида по усопшим не гарантирует попадания в рай и прощение всех грехов человека по заказу.

Родительские субботы

Родительские субботы являются общими церковными праздниками для всех христиан, когда устраиваются всеобщие панихиды. В церковном кругу существует несколько таких Родительских суббот.

Суббота Мясопустная

Этот всеобщий день поминовения усопших приходится на мясопустную неделю. Точная дата зависит от календарных особенностей, но ориентировочно Родительская суббота приходится на конец февраля – начало марта.

Если Мясопустная суббота приходится на день памяти какого-либо святого, то эту памятную дату могут перенести на другой день. Однако в случае совпадения Мясопустной субботы и Сретения Господня (или какого-либо храмового праздника), заупокойная служба Триоди (чтение трехпесенных канонов) ведется на улице или совершается в другой день (предыдущий четверг или субботу).

Троицкая суббота

Этот день всеобщего поминовения усопших перед праздником Святой Троицы. Поминальная служба проводится субботу перед Пятидесятницей. Святой Василий Великий, составлявший молитвы вечерни Пятидесятницы, утверждал, что в этот день Господь благоволит принимать молитвы даже о тех умерших, что находятся в аду.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы

Эти Родительские субботы приходятся на дни Великого Поста. Важно, что в эти дни можно подавать записки за покойных и ставить свечки даже в том случае, если человек не постится.

Радоница

Радоница (в древних православных книгах ее также называли Радуницей) – один из самых светлых православных праздников. Этот день поминовения усопших приходится на вторник после Фоминой недели. Именно на Радоницу православные верующие приходят на могилы своих близких с известием о Воскресении Христовым. И также на Радоницу принято прибираться на кладбище, убирая мусор и старые ветки.

Димитриевская Родительская суббота

Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В Димитриевскую субботу православные христиане посещают могилы почивших родных, в храмах и на кладбищах служат литии, а дома устраивают поминальные трапезы.

Накануне Родительских суббот по сложившейся традиции проходит служба парастас или великая панихида, а в сам день поминовения после Божественной литургии совершается вселенская поминальная служба.

Что такое панихида и как правильно ее заказать

Панихида – это специальные молитвы за упокой души. Они заказываются в определенные даты, но обязанность каждого христианина – молиться за усопших ежедневно, а не только на годовщину или в Родительские субботы.

Перед церемонией следует ознакомиться с текстом молитв, чтобы понимать, что они означают, и о чем говорит священнослужитель. Это придаст молитве большую силу. Когда идет служба, родственники и близкие новопреставленного держат в руках зажженные свечи.

Желательно заказывать панихиду в том храме, в котором умерший был прихожанином. В этом случае священник будет знать того, о ком молится, что придаст молитве дополнительную силу. Если это невозможно, то можно заказать панихиду по покойному в другом месте. Но перед началом службы желательно поговорить со священником и в нескольких словах рассказать об усопшем.

Заказать панихиду по умершему может любой человек. Для этого необязательно быть родственником, но нужно знать правильное церковное имя усопшего, ведь оно может отличаться от того, что стояло у него в паспорте.

Как правильно подавать записки об упокоении

Подавать записки за упокой можно на обычных листках (половина от листа формата А4) или на специальных церковных бланках. Эти бланки можно попросить в церковной лавке, но обычно они лежат прямо на прилавке со свечками.

На церковном бланке находится восьмиконечный крест, но рисовать его на простом листке необязательно. Но нужно обязательно указать в заголовке тип записки (О Упокоении). После этого необходимо написать в родительном падеже понятными крупными буквами имена всех тех, кого следует помянуть. Причем имя необходимо указывать то, которое значится в святцах. Если человек был крещен не своим светским именем (обычно это происходило из-за отсутствия имени в святцах), то нужно писать только его имя по крещению. Указывать полные ФИО не нужно, ведь в православии все миряне называются только по именам. Также не следует писать в записке:

  • степень родства (папа, мама, тетя и т.д.);
  • возраст усопшего;
  • место захоронения.

Когда заказывают панихиду, обычно не говорят о причинах смерти человека. Исключение составляют лишь случаи самоубийства, т.к. по православным правилам в церкви не поминают самоубийц.

Количество имен в записке не регламентировано, но нужно понимать, что чересчур длинные записки могут не успеть внимательно прочесть. Если есть возможность, лучше подать несколько записок.

При подаче записок человек вносит пожертвование. Сумма пожертвования зависит от внутренней политики прихода. Т.е. в разных храмах могут быть разные цены. Эти деньги идут на нужды прихода.

Сколько длится служба

Существуют 2 формы панихиды: стандартная и лития. Лития – это укороченные песнопения. Они могут читаться в течение 5-10 минут. Важно, что прочесть литию могут даже родственники усопшего у него на могиле.

Стандартная поминальная служба длится дольше (около 20 минут). По структуре она напоминает заупокойную утреню или отпевание, хотя некоторые молитвы, характерные для этих служб, в ней отсутствуют.

Службы в день похорон начинаются с молитвы «Трисвятое» и 90-го псалма. После этого читаются:

  • ектения об усопших;
  • тропари;
  • канон;
  • «Со духи праведных» и другие песнопения;
  • отпуст.

На похоронах обычно заказывают полную панихиду, хотя чтение только одной литии не является нарушением церемонии. Во время заупокойного песнопения родственники могут политься простыми словами про себя.

Можно ли заказывать панихиду некрещеному

Если человек не был крещен при жизни, то его нельзя ни отпевать, ни заказывать панихиду. За него можно поставить свечку в церкви или молиться в домашней молитве, но подавать записки нельзя. Причем важно понимать, что обман ничего не даст.

Даже написав в записке имя некрещеного усопшего и заказав необходимые обряды, родные не смогут помочь его душе. Обман – это грех даже в том случае, если это относится к церковным церемониям.

Но за крещенного усопшего могут молиться его некрещеные родственники. Когда подаются записки за упокой, в церковной лавке могут уточнить, являются ли христианами близкие покойного, но в проведении обряда не откажут.

Если человек исповедовал другую веру (не православие), он должен быть погребен в соответствие с традициями, характерными для его религии. Но его родственники могут молиться Святому Уару. Именно этот святой является покровителем всех некрещеных и иноверцев.

Можно ли есть перед панихидой

На панихиде не причащают, т.к. Причастие совершается только во время литургии. Непозволительно завтракать только перед Причастием. Во всех остальных случаях не имеет никакого значения, ел человек перед посещением храма или нет. Исключение составляют только дни поста. Но если человек не держит пост, он может поесть перед панихидой.

Что нести в церковь на панихиду

Каких-то обязательных вещей, которые нужно принести в храм на поминальную службу, нет. Но существует традиция приносить на панихиду продукты и оставлять их на специальном столике под иконами. Это один из видов пожертвования, т.к. не все люди могут подать милостыню за покойных деньгами. Если человек решил принести еду в храм, то лучше для этого выбрать продукты, которые долгое время не испортятся:

  • крупы;
  • сахар;
  • овощи;
  • печенье;
  • орехи с медом;
  • варенья и соленья (их можно сделать самостоятельно);
  • растительное масло и т.д.

Не нужно приносить в храм мясные продукты, алкоголь и сигареты. Мясные блюда быстро портятся, а спиртные напитки и сигареты противоречат православным догмам.

Можно ли устроить панихиду на кладбище

Панихида на кладбище – это частное поминовение мертвых. Она совершается на третий, девятый и сороковой день после смерти. Такая служба уместна, если нет возможности провести ее в церкви. Заказывать сразу две панихиды (и на могиле, и в храме) не нужно. Однако родственники усопшего могут заказать панихиду по умершему в храме, а сами на могиле прочитать литию за упокой.

Когда не служат панихиду

Поминовение усопших может происходить практически ежедневно, но по церковному уставу они не проводятся:

  • на Рождество Христа;
  • в праздник Пасхи;
  • в период с Рождества до Богоявления;
  • в первую неделю Великого поста;
  • в период с Лазоревой субботы (суббота перед Вербным воскресеньем) до Радоницы.

Можно ли служить панихиду по самоубийцам

Люди, совершившие самоубийство, не могут быть помянуты в церкви. Это касается всех православных служб. Исключение составляют только те самоубийцы, которые при жизни страдали психическими заболеваниями, и этому есть документальное подтверждение.

За остальных самоубийц подавать записки об упокоении нельзя. Их родственники могут молиться о покойных в домашней молитве.

Однако во Вселенские Родительские субботы служатся поминальные службы по всем усопшим, в т.ч. и по тем, кто совершил самоубийство. Иногда покойных можно поминать на Радоницу, но делается это только с благословения священника.

Правила облачения

Не существует никаких церковных рекомендаций по поводу одежды мирян во время поминального богослужения. Но не стоит одеваться слишком вызывающе и ярко. При посещении храма женщинам следует накрыть голову платком, а мужчины наоборот снимают головные уборы.

Можно ли молиться за собак и кошек

Хотя животные тоже умирают, их не отпевают и не поминают в церкви. Причем за них даже не молятся в домашних молитвах.

Научное обоснование поминальных служб

Доподлинно неизвестно, что именно точно происходит с душой после смерти. Скептикам сложно поверить в существование загробной жизни, и атеисты могут даже не отпеть своего верующего близкого, т.к. не увидят в этом смысла.

Однако даже наука говорит о том, что после физической гибели людей от них остаются их тонкие тела, состоящие из их чувств, воспоминаний, эмоций и т.д. Эти тонкие дела или души являются разновидностью электромагнитного излучения, спектр которого зависит от точного состава излучения и настроя человека при жизни.

Рай и ад в земном понимании притягивают душу в зависимости от ее спектра. И сильная молитва в этот момент может действительно помочь, изменив характер электромагнитного излучения. Если человек сомневается в этом, он может заказать молебен о здравии за себя или за своего близкого, а потом посмотреть на свое состояние в этот день.

Мысли и слова материальны. Они приводят к внутренним изменениям, нужно их только отслеживать и проверять. Именно в этом месте и происходит стык интересов религии, эзотерики и науки.

Поминальная молитва – это важная вещь, и не стоит лишать этой милости своих усопших родственников только из-за того, что сам человек не верит в Бога.

Чем отличаются гражданская и церковная панихиды

Гражданская панихида – светская процедура прощания с умершим человеком. Она не носит религиозного характера, хотя на этой церемонии часто присутствуют церковнослужители. Однако вместо священника там также могут находиться служители других религиозных конфессий (буддизма, иудаизма, ислама и т.д.).

Во время светских похорон люди, знавшие покойного при жизни, говорят о нем теплые слова. Чаще всего она устраивается по знаменитым людям (актерам, певцам, научным деятелям), т.е. тогда, когда с покойным хотят проститься много человек. Обычно такая церемония длится несколько часов. После завершения процедуры гроб накрывают крышкой и следуют к месту захоронения, а после самих похорон устраивают поминки.

Православная панихида по усопшим читается священником в храме, на кладбище, в доме умершего или даже на месте его смерти. Чинопоследование этой службы изложено в Требнике. После этого также устраивают поминальные трапезы, но они не являются обязательными. Во время поминок на стол часто ставятся блины и кутья, хотя усопшего можно помянуть и той едой, которую он любил при жизни.

Заключение

Поминальная служба в церкви – последняя дань уважения умершему от живых, попытка позаботиться о близком человеке после смерти. Панихиду следует отслужить всем усопшим, которые исповедовали православие и не совершили самоубийства. Причем эти молитвы не только облегчают участь души усопшего. Они помогают спастись его живым родственникам.

Заказать панихиду

Панихида это заупокойная служба, т.е. Богослужение по умершим. Суть панихиды в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших. Совершая панихиду, Святая Церковь обращает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют дела свои пред самим Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение.

Все заказанные требы читаются перед Чудотворными иконами и Мощами Святых.

Для отправки Требы, заполните форму заказа ниже:

Лучшая помощь усопшим – молитва.

На протяжении всего нашего мирского существования наша жизнь практически всеобъятно находится в наших собственных руках. Бог Всемогущий знает о наших потребностях и прошениях задолго до того как мы начинаем просить помощи у Небесного Отца. Но от человека, который по стечению обстоятельств или по воли Отца Всемогущего ушел из жизни, уже ничего не зависит. Несмотря на то, что родственник или друг ушел из жизни в мир иной, нашей обязанностью является искренняя молитва с непоколебимой верой. Молитва способна творить чудеса и на этом мире и в Царстве Божьем. Как гласит Святое Писание «Ибо так возлюбил Отец Небесный мир, что отдал Сына Своего, дабы всякий, кто уверовал в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин.3,16». Дабы наблизить вечную жизнь в Божьем Царстве мы просто обязаны помнить, и молится об усопших, так молитва способна умилоствовать Господа Бога, дабы он простил грехи и ниспослал благодать вечной жизни.

Что же такое панихида, и насколько она необходима.

Церковнослужители, кроме стандартных и ежедневных молитв об умерших в процессе суточных богослужений, производят заупокойные поминовения. Таким заупокойным поминовением считается и Панихида. В процессе панихиды церковнослужители совместно с прихожанами молясь искренне и от всего сердца, просят у Творца прощение грехов и вечной жизни для умерших.
Согласно Церковным учениям, душа человека навечно покинув бездыханное тело, проходит сложный путь, перед тем как предстать перед Богом. Души безмерно мучаются, из-за угрызений совести и непрощенных грехов, при этом очень нуждаются в помощи. Панихида, которая является одной большой молитвой за душу усопшего, облегчает нелегкий и мучительный переход в мир иной. Каждый, кто хоть однажды присутствовал на панихиде, чувствовал необыкновенное блаженство и спокойствие, которое проникает в каждую клеточку организма, а песнопение умиротворяет и успокаивает самое тревожное сердце. Точно такие же ощущения испытывает и заблудшая душа усопшего.

Когда нужно заказывать панихиду

Панихиду принято заказывать по просьбе прихожан до погребения усопшего на третий, на девятый и конечно же сороковой день после смерти, а также в именины и дни рождения усопшего. Церковнослужители проводят панихиду на Радоницу, перед сырной неделей, в три субботы Великого поста и другие дни.
Высшее духовенство прекрасно понимает, что в суете насущной жизни далеко не всегда есть возможность лично попасть в храм и заказать то или иное действие. Посему было принято решение, которое намного упростит заказ требов в независимости от того, по какому случаю нужно заказать богослужение, появилась уникальная возможность заказать практически все виды онлайн. Посредством всемирной паутины можно в режиме онлайн заказать панихиду, которая ни в коем случаи и ни на долю сотою не будет отличаться от той панихиды, которая заказана лично.

В Божьем Доме с чистым сердцем и открытой душой.

Бог есть любовь. Молитва во время панихиды по усопшему это единственная помощь, которую мы можем оказать умершему. Насколько чистое сердце в процессе заказа панихиды и самого богослужения нас только Господь Бог отклонится на прошения об отпущения грехов умершему.
И напоследок несколько слов о том, когда и почему нельзя заказывать панихиду.
Ни в коем случаи нельзя заказывать никакие требы по некрещенным, это правило касается и панихиды.

Ссылка на основную публикацию