Освященное масло от неугасимой лампады блаженной Матроны Московской

Масло Матроны Московской — как использовать

Масло Матроны Московской — чудодейственное средство от многих недугов у православных. Оно спасает беременных от выкидыша, больных от страшного диагноза, а желающих забеременеть — от бесплодия, даря им дитя.

Как использовать масло, чтобы получить желаемое? Попробуем разобраться далее.

Что делать с маслом от Матронушки

За маслом от Матронушки в соборе в честь ее имени люди стоят в многометровых очередях. Это, как и многие другие случаи, доказывает, что оно обладает целебными свойствами.

Собор Матроны Московской в Москве

В чем оно помогает и что с ним делать?

  1. Оно укрепляет организм малыша, дополнительно борется с разными вирусами и инфекциями, защищает ребенка от влияния злых сил. Чтобы масло давало свою силу, его нужно мазать кисточкой на лоб, виски, носик и животик ребенка. Также его можно капать в ванную до купания малыша. Не больше одной капельки.
  2. Масло позволяет женщине обзавестись ребенком, сохранить его при ношении. Для беременности и предотвращения угрозы выкидыша им нужно растирать живот.
  3. Масло спасает от головных болей, мигрени и других болезней головы. Им нужно мазать виски, втирая их по кругу.
  4. Масло борется с болезнями живота, спины, груди и других частей тела, выступая обезболивающим средством. Также оно укрепляет организм взрослых.

В любом случае, масло поможет при вере и непреодолимом желании получить здоровье и долгожданную беременность. Его нужно использовать вместе с молитвами к святой и Богу.

Лучше до растирания им частей тела читать часовой акафист и молиться о своем здоровье и здоровье близких.

По возможности также рекомендуется исповедываться, посещать мощи святой Матронушки и стараться совершать добрые поступки.

Святая Матрона помогает лишь тем, кто искренне этого желает и помогает другим людям, как это делала она при жизни.

Как использовать освященное масло чтобы забеременеть

Женщины часто просят помощи у блаженной Матроны, чтобы получить возможность иметь ребенка, а также его выносить. Они обращаются к ней с молитвами, втирая освященное масло себе на тело.

Итак, чтобы избавиться от бесплодия, нужно каждый день по капельке втирать масло на низ живота с искренними молитвами. То же самое касается сохранения плода и предотвращения выкидыша.

При наличии болезней, не позволяющих женщине забеременеть, нужно мазать больные части тела. К примеру, при наличии опухолей, кист, миом, полипов, воспаления в органах, аномалий, перегородок во влагалище и других недугов, нужно мазать соответствующие места и молиться блаженной матушке.

Также, если женщину ожидает скорая операция на репродуктивных органах, за несколько дней до назначенной процедуры, стоит помазать живот, сходить в храм получить благословение, а также попросить Матрону о благополучном исходе и отсутствии осложнений.

От чего еще помогает масло Матроны Московской

Масло Матроны — уникальное средство от женских и мужских недугов. Оно защищает женщину от заболеваний репродуктивных органов, бесплодия и выкидышей. Но также оно помогает и при других случаях.

Так, оно избавляет человека от мигреней, высокого давления, частых головных болей в висках, развития опухолей головного мозга и ухудшения зрения вследствие катаракты.

Детям средство позволяет не только укрепить иммунитет, но и помочь бороться с инфекциями в районе живота, ушибами, растяжениями и болезнями спины.

Являясь отличным средством для заживления ран, масло исцеляет шрамы и раны, которые получены после несчастных производственных и жизненных случаев, аварий и внутренних разрывов. Известны случаи, когда люди мазали маслом колени, ступни, бедра и руки и они быстрее заживлялись и приходили в норму.

Кроме того, известны случаи, когда масло Матроны затормаживало и вовсе убирало симптомы развития болезней мужской половой системы, например бесплодия, эпидидимита, гонореи, патологий гипофиза, генетических отклонений.

Масло также помогает при психологических проблемах. В сочетании с молитвами и помазаниями висков и головы, многие люди избавлялись от затяжной депрессии, мыслей о суициде или аборте, панической атаки, бессонницы, отсутствием аппетита и легкой формы анорексии, интимных проблем психологического характера, кризисных психологических моментов и других расстройств.

В любом случае масло должно быть использовано после личного посещения мощей Матроны или искренней молитвы к ней. После помощи святую нужно поблагодарить, принеся к ее мощам белые розы или отстояв службу в храме, слушая и читая благодарственный акафист.

Заключение

В целом, масло Матроны Московской обладает целебной силой, способной помочь детям, мужчинам и женщинам. Его нужно наносить на кожу тела с праведными мыслями и помыслами, чистым сердцем и верой в душе, с молитвенными словами и искренним желанием получить желаемое.

Догматы христианства

Весь мир подчиняется определенным правилам, будь то законы физики или нормы морали, принятые в обществе. Любая религия также содержит правила — принятых аксиом, которые не подлежат критики. Православная вера имеет основу в виде догматов — главных богооткровенных истин, на которых строится все богословие Православной Церкви. Эти догматы определяют основные положения веры и раскрывают суть взаимоотношений человека и Бога, а также человека и общества.

Основные догматы христианства

Ряд утвержденных богооткровенных истин не был принят одномоментно — их определение и утверждение происходило на протяжении нескольких столетий и 7 Вселенских Соборов, каждый из которых был посвящен определенному вопросу. Например, на Первом Вселенском Соборе была принята истина о Троице — Бог Един и существует в трех ипостасях, Отец, Дух и Сын.

Все утвержденные аксиомы христианства стали воплощением трех главных правил, которые должны быть известны всем людям на Земле:

  1. Господь существует в трех ипостасях, при этом оставаясь единым.
  2. Иисус Христос Божий Сын стал воплощением Бога и Человека в одном лице, т.е. стал представителем человеческого рода.
  3. Человечество может избавиться от грехов только посредством принятия Искупительной Жертвы Христа.

Следует упомянуть и о том, что часто, именно распространявшаяся ересь была причиной Соборов и принятых впоследствии догматов — как точный и прямой ответ всем тем, кто распространял неверные и опасные мысли среди населения.

История использования термина

Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:

  1. В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной.
  2. Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона.
  3. Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты.
  4. Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне.
  5. В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить.
  6. Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы.
  7. Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.

Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.

Происхождение догматов

Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.

Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.

Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:

  1. Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления.
  2. Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины.
  3. Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет.
  4. Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т.е. строгие законы и не нарушать их.

Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.

Догматы, каноны и богословские мнения. В чем различие?

В православии есть несколько понятий, которые не до конца понятны простым христианам. В частности это: догмы, каноны и богословские мнения. Все эти понятия используются в жизни и деятельности Церкви, но являются разными по своей сути.

Основное отличии их в том, что догматы определяют основные истины вероучения в целом, каноны являются практическими правилами, которым подчиняются обряды, а богословские мнения являются просто человеческими позициями по определенным вопросам.

Каноны Православной Церкви

Каноны — это установленные правила проведения богослужений и любых обрядов. Они определяют порядок жизни Церкви в целом, а также частные аспекты жизни отдельных христиан. Как и догматы, каноны утверждаются на Вселенский Соборах и Поместных, и также имеют вечный и безусловный авторитет.

Каноны являются неким сводом правил, которые определяют различные аспекты жизни христианина. Они являются идеалом, к которому стремится каждый верующий. Каноны определяют не то, во ЧТО верят, но то КАК верят, но они все равно могут стать причиной раскола. В Православной Церкви насчитывается 762 канона.

Богословское мнение

Богословские мнения — личные мысли и позиции определенного человека, который имеет богословское образование и определенный авторитет в Церкви. При этом позиция человека не является общецерковным учением, но должна включать в себя Истину, которая не противоречит Божественным Откровениям.

Мнение ученого-богослова может быть ошибочным, даже Отцы Церкви порой высказывали неправильные мысли, но и они не противоречили Писанию и канонам. Христиане могут прислушиваться к подобным мнениям, ведь далеко не все важные темы раскрыты в догматах, но не принимать чужую позицию за Божью.

Перечень догматов православия

Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.

Главные догматы, которые были одобрены на Вселенском Соборе скрыты в Символе Веры — именно в данном тексте раскрываются три основные позиции Православной Церкви:

  1. Единый Бог в трех ипостасях.
  2. Очеловечивание Иисуса Христа и Его добровольная Смерть на Кресте.
  3. Спасение человечества от греха через Кровь Иисуса Христа.

Эти аксиомы являются основополагающими для православных и были приняты на Никейском Соборе 318-ю святыми отцами. Помимо этого, выделяют догматы:

  • Воскрешение и Вознесение Сына Божьего;
  • Будущее Второе Пришествие и Суд над человеком;
  • Значение и роль Церкви;
  • Воскрешение мертвых;
  • Божья и человеческая природа Иисуса Христа.

Все они были приняты на общих Соборах, где встречались самые мудрые отцы того времени. Сегодня эти аксиомы помогают человеку осознать не только в Кого он верит, но и как вера должна менять его сердце и жизнь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Основные догматы христианства и православия

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый человек независимо от того верующий он или нет, придерживается определенных истин, которые помогают ему принимать решения и совершать поступки соответственно морали общества в которой он живет. Церковь создала свои догматы христианства, которые принимаются верующими людьми, как основные, недоказуемые правила.

Важно понимать, что если родители хотят воспитать духовно развитого человека, привить ему безграничную любовь к Богу, нужно с младенчества придерживаться всех церковных правил и обрядов. Но для начала, давайте подробнее выясним для себя, что же такое догмат и значение его. Это откровенные истины о Всевышнем, учение, направленное на прославление Отца всего человечества и веру в его искреннюю любовь к своим детям.

Служители церкви, проповедуя основы православия, каждый раз определяют навсегда установленные, постоянные, неоспоримые, неопровержимые, бесспорные, несомненные истины христианской веры. Для таких простых истин характерно: учиться вере, быть открытым и откровенным перед Богом, обязательно посещать церкви, храмы и монастыри не только на большие праздники, но и на простые богослужения.

Основные догматы христианства

Православные истины принимались на 7 Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе была установлена неопровержимая истина: Бог единый на всей Земле и существует в трех ипостасях Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

И дальше было рассмотрено упомянутую выше истину подробно. Бог Отец – создатель мира, Иисус Христос, рожденный Девой Марией, который отдал свою жизнь на Земле, таким образом, искупив грехи человечества. Постоянно человечество ждет пришествие Мессии. Обязательно нужно упомянуть о Святом Духе, воскрешение после смерти, как доказательство верующим, что жизнь после смерти продолжается, ведь душа бессмертна.

Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать все живущие на Земле:

  1. Существование Всевышнего в трех лицах;
  2. Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  3. Избавление человечества от грехов.

Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.

Следовательно, религиозные догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце, его отношениях со Вселенной, истинных представлениях о действующих законах мироздания. Разные точки зрения на те, или иные догматы, создают непреодолимые препятствия и приводят к смене религиозных взглядов и появлению разногласий между представителями разных вероисповеданий.

Догматы Православной Церкви

Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:

  1. Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
  2. Истина о совершении греха каждым из нас;
  3. Искупление грехов;
  4. Воплощение Сына Всевышнего;
  5. Воскрешение Иисуса Христа;
  6. Вознесение на небеса;
  7. Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
  8. Возрождение значения и роли Церкви;
  9. Воскрешение простых смертных;
  10. Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
  11. Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон.

Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.

Читайте также:  Святой Иоанн Златоуст: житие, Икона, молитвы

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео об основных православных догматах:

Что такое догматы и каноны Церкви? Чем богословское мнение отличается от вероучения Церкви?

Догматы веры

До́гматы – это непререкаемые вероучительные истины (аксиомы христианского вероучения), данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).

Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Вероучительность означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии (т.е. Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти).

Богооткровенность характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы – это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).

Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.

Общеобязательность догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы – незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними – строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.

Православные догматы формулировались и утверждались на 7 Вселенских соборах. Краткое изложение основных истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры .

Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

Догматические определения являются не столько раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. Используя догматы, Церковь ограничивает человеческий ум от возможных ошибок в истинном Богопознании.

Как правило, православные догматы формулировались только при возникновении ересей. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Если любой грех – следствие слабости воли, то ересь – «упорство воли». Ересь есть упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна.

Таким образом, догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь. Поэтому спор о догматах имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы. Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых – абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле.

Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.

Каноны Православной Церкви

Церковные каноны – это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Т.е. в отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Спрашивать о том, зачем Церкви нужны каноны можно с тем же успехом, как и спрашивать о том, зачем государству нужны законы. Каноны – это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Как и любые правила, каноны призваны не осложнять жизнь христианину, а наоборот, помочь ему ориентироваться в сложной церковной реальности и в жизни вообще. Если бы никаких канонов не было, то церковная жизнь представляла собой полный хаос, да и вообще само существование Церкви как единой организации на земле было бы невозможно.

Каноны едины для всех православных людей всех стран , утверждены на Вселенских и Поместных соборах и отмене не подлежат . Т.е. авторитет священных канонов вечен и безусловен . Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй и управление Церкви.

Каноны Церкви являют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих поступков и действий. Всякий, кто удаляется от них – удаляется от правильности, от совершенства, от праведности и святости.

Раскол по каноническим вопросам в Церкви носит столь же принципиальный характер, что и по догматическим, но его легче преодолеть, потому что он касается не столько мировоззрения – во что мы верим , сколько нашего поведения – как мы верим . Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть «незаконной» и объявляет свою полную независимость от Церкви, а иногда даже считает «истинной церковью» только себя. Таков был раскол со старообрядцами, таковы сегодняшние расколы на Украине, таковыми могут быть очень многие маргинальные группы, называющие себя «истинными» или «автономными» православными. Причем, на практике с такими раскольниками Православной Церкви зачастую бывает гораздо сложнее общаться, чем с догматическими расколами, потому что жажда власти и независимости у людей очень часто бывает сильнее стремления к Истине.

Тем не менее, каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл . Святые Отцы блюли не букву канона, а именно тот смысл, который Церковь в него вкладывала, ту мысль, которую она в нем выражала. Например, некоторые каноны, не относящиеся к существу церковной жизни, в силу изменившихся исторических условий, иногда теряли свое значение и упразднялись. Теряли в свое время и буквальное значение и наставления Св. Писания. Так, мудрое учение св. ап. Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но лежащий в этом учении духовный смысл имеет, можно сказать, непреходящее значение и слова великого Апостола и теперь могут и должны являться нравственным руководством во взаимоотношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные начала свободы, равенства и братства.

При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты.

В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил» .

«Книга Правил» представляет собою свод законов, исшедших от Апостолов и св. Отцов Церкви – законов, утвержденных Соборами и положенных в основу христианского общества, как норма его бытия.

В этом сборнике находятся правила св. Апостолов (85 правил), правила Вселенских Соборов (189 правил), десяти Поместных (334 правила) и правила тринадцати св. Отцов (173 правила). Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия (134 правила). Всего канонов православной церкви762 .

В обширном смысле, канонами называются все постановления Церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Богословское мнение

Конечно опыт христианства шире и полнее догматов Церкви. Ведь догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений .

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Безусловно, всякий произвол в богословии исключается. Критерием истинности того или иного мнения является его согласие со Священным Преданием, а критерием допустимости – не противоречие с ним. В основании православных и правомерных богословских мнений и суждений должны лежать не логика и рассудочный анализ, но прямое видение и созерцание. Это достигается через молитвенный подвиг, через духовное становление верующей личности.

Богословские мнения не являются непогрешимыми. Так, в сочинениях некоторых отцов Церкви нередко встречаются и ошибочные богословские мнения, тем не менее не противоречащие Священному Писанию.

По словам святителя Григория Богослова, вопросы творения, искупления, последних судеб человека принадлежат области, где богослову предоставлена некоторая свобода во мнениях.

Что такое догмат: без этого античного слова не обошлись и христиане

Популярная в наше время писательница Людмила Улицкая в своем романе «Даниель Штайн, переводчик» говорит: «Достойно и правильно вести себя важнее, чем соблюдать обряды». В этом она не одна, так многие люди считают, что этично вести себя важнее, чем соблюдать церковные обряды или же придерживаться мнения, разделяемого Православной Церковью.

В этом случае ставятся под сомнение такие краеугольные камни веры как признание Иисуса Христа Мессией, идеи Троичности, Искупления и Спасения и т.д. Для того чтобы этого не происходила и крепость христианской веры не подверглась сомнению, Церковь разработала и утвердила специальные положения (догматы) не подлежащие обсуждению и сомнению.

Догмат утверждается Христианской Церковью и признаётся не подлежащей сомнению и неизменяемой истиной

Что такое догмат, к сожалению, знают далеко не все верующие или же люди, причисляющие себя к их числу. Если бы это они обладали таким знанием, в христианском мире было бы меньше разногласий и расколов.

Значение слова догмат при этом может быть многообразным, так как в наше время оно из церковного лексикона перекочевало в мирской лексикон. Так, например, говорят иногда о научных или политических догматах.

Догмат об иконопочитании. Книга Правил. Догмат общеобязателен для христиан, принявшей его Церкви и не подлежит обсуждению

Само слово «догмат», в переводе с греческого, означает мнение, решение, постановление. Религиозные догматы ― это непререкаемые истины христианского вероучения, данные через Божественное Откровение, хранимые и толкуемые Церковью, общеобязательные для всех христиан. Их также можно назвать аксиомами христианского вероучения. Некоторые из них сформулированы на Вселенских Соборах.

Учение о догматах разработали античные ученые и Отцы Церкви

История слова «догмат» идёт из античной литературы, при этом тогда оно не употреблялось в богословском смысле. Так Цицерон словом dogma обозначал те общеизвестные доктрины, которые имели значение неоспоримой истины.

В этом же смысле такие христианские писатели как Ориген и святой Исидор называли Сократа законодателем догматов аттических, а учения Платона и стоиков ― догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться

Ксенофонт. Бюст. Слово «догма» встречается уже у античных авторов, которые определяют его как начальственное распоряжение, которому следует без обсуждения повиноваться

Толкование понятия «догмата» из античной литературы перекочевало в литературу христианскую. Так в греческом переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила, Есфири, книг Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению.

Кроме того, там же этим словом назван закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.

В Новом Завете, а именно в евангелии от Луки, словом δόγμα названо повеление кесаря о переписи населения Римской империи. В Книге Деяний Апостольских — законы царские в послании к Коллосянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

Если же говорить о религиозных догматах, то вначале в книге Деяний Апостольских, а затем в книги Деяний (XV, 20—28) этим словом обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена.

Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата

Такие Отцы Церкви как Игнатий Богоносец, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст и т.д. подробнее разработали понятие догмата. Согласно их сочинениям:

  1. Догмат ― это непререкаемая божественная истинная, которая даётся через Божественное Откровение. Именно поэтому догматы веры божьи и не признаются продуктом спекулятивного человеческого мышления и личного мнения.
  2. Догматом признается та истина, которая относиться к теории и существу религии. Этим он отличается от правил повседневной жизни христианина.
  3. Догмат, как истина божественного происхождения, определяемая и формулируемая Церковью, называется догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
  4. Догмат это такая истина, которую христианин обязан безусловно признавать для того, чтобы причислять себя к составу Церкви.

Догматик — человек, который строго следует христианским истинам

Часто верующие люди и атеисты спрашивают: кто такой догматик? Ответ на этот вопрос можно найти в любом энциклопедическом словаре: догматик — это человек, всегда следующий церковным догматам (догмам).

В каком-то смысле всех православных можно назвать догматиками, так как Православная Церковь не допускает отступления или изменения их. Католики и особенно протестанты достаточно вольно трактуют церковные догматы, что и привело со временем к тому, что они отделились от православия, вступив в раскол Христианской церкви.

Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога

Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:

  • Существование Всевышнего в трех лицах;
  • Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  • Избавление человечества от грехов.

Видеоролик: «Истина, догмат и вера». На 4 минуте 22 секунде автор говорит о том, что истина дана в Церкви изначально и не может изменяться или же увеличиваться.

Читайте также:  Песчанская Богородица

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.

Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.

Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.

Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:

  1. Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
  2. Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
  3. Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.

В православии догматы стали ответом на искажение христианского учения

Православная догматика выделяет следующие свойства догматов:

  1. Теологичность.
  2. Боготкровенность.
  3. Церковность.
  4. Общеобязательность.

Содержание этих свойств раскрыты выше применительно к сочинениям отцов Церкви, посвящённым догматам. Необходимо отметить, что каждое религиозное течение может иметь собственные догматы.

Так, например, православные признают догматы, принятые постановлениями Вселенских Соборов, ответом на те или иные фундаментальные искажения церковного учения. Католики же признают необходимость появления новых догматов без этого условия.

Догмат Церкви ― это вероучительная истина, не подлежащая обсуждению. Именно поэтому если фиксируется сознательный отход от догмата в виде полного его неприятия или же иной трактовки, можно говорить о наличии ереси в суждениях того или иного человека.

Таким образом, отвечая на вопрос: кто такой догматик, можно сказать, что это тот человек, который не уклоняется от учения Церкви, разделяет и соблюдает все ей догматы.

Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе

Догматические положения православного учения изложены в Символе Веры. Кроме того, их также можно найти в Катехизисе и учебной литературе по Закону Божиему. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.

Именно поэтому вероучительными истинами католицизма и протестантизма признаются иные положения, чем в православии, что и привело к расколу между крупнейшими христианскими конфессиями.

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

  1. Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
  3. Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
  7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
  8. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
  10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
  12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.

Православные Церкви признают 12 догматов из 15 принятых на вселенских соборах.

Всего же в христианстве существует 15 догматов, но Православные Церкви признают только первые 12, которые утвердил Первый и Второй Вселенский собор. Вместе они составляют Никео-Цареградский Символ веры. Он является являющийся догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов и содержащих догматическую основу христианства. Первые его восемь членов выражают догматы о Святой Троице и Христе-Спасителе (со 2-го по 7-й).

Догмат о Святой Троице состоит в том, что Бог един по существу, но троичен в Лицах (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), которые различаются друг от друга тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца.

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов, (икона, XIX век). Православные Церкви признают первые 7 Вселенских Соборов и утверждённые на них религиозные догматы.

Догмат о двух естествах во едином Лице Иисуса Христа принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне, догмат о двух волях и действиях принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе, догмат о иконопочитании принят на VII Вселенском Соборе в Никее.

Православные Церкви эти догматы и Соборы не признают. Кроме того, Среди догматов, не обсуждавшихся на Вселенских соборах, можно назвать: догмат о Богодухновенности Священного Писания, догмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви, догмат о приснодевстве Богородицы и др. Они признаются Православными Церквями и входят в состав Священного Писания и Священного Предания.

Догмат о Троице и Двоице ― сердце Православной Веры

Главными среди православных догматов являются два догмата: о Троице и Двоице. На это Так говорит святой Максим Исповедник. Святой Григорий Синаит. Указывает: «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу».

Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.

Троица. Икона. А. Рублев. Около 1411 год. Догмат о Святой Троицы — один из двух главных догматов Православия

Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.

Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.

Догматы не нужно путать с Церковными Канонами и Богословским мнением

Необходимо навсегда запомнить, что церковный догмат ― это вероучительное определение, не подлежащее сомнению. Оно может иметь разную догматическую формулу, но неизменное содержание.

Об этом необходимо помнить всегда и не путать догмат с частным богословским мнением или телогуменом. Теологумен — вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Оно обязательно основывается на священном Писании и высказываниях святых Отцов Церкви.

Книга церковная Канон 1910 Святому мученику Вонифатию. Церковный догмат не нужно путать с церковными канонами и богословским мнением

Что же касается частного богословского мнения. То оно ― размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, необязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат, таким образом, стоит выше теологуменов и частных богословских мнений.

Также не стоит путать догматы с церковными канонами ― основными церковными правилами, определяющими порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).

Догматы истинной веры: объяснение Символа веры

Символ веры – краткое, но точное изложение того, во что веруют православные христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение. Знать и понимать его должен каждый верующий, чтобы правильно и осознанно содержать свою веру. Вместе с тем знакомство с православной догматикой полезно и для любого человека вообще, у которого рано или поздно появляются вопросы о смысле жизни и смерти, о том, кому или чему все существующее обязано своим первоначальным происхождением. Полный и совершенный ответ на эти вопросы дает христианство в своих догматах.

1-й член: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Символ веры разделен на двенадцать членов и содержит в кратком виде учение Божественного Откровения о Боге в Самом Себе и в Его отношении к внешнему миру – как Творце, Промыслителе, Спасителе и Совершителе судеб мира. Сегодня мы рассмотрим часть 1-го члена Символа веры, в которой говорится о Боге и Его свойствах.

Верую…

Символ веры начинается словом «верую», которое относится не только к началу, но и ко всему содержанию Символа. Верую – значит принимаю на веру, считаю содержание Символа истиной, согласной со Свщ. Писанием. Через веру мы обретаем религиозное знание о том, чего не можем видеть и познать силой собственного разума – о невидимом Боге, об отношении Его к миру и человеку, об ангельском мире, о Будущей жизни и т. п. «Престанем опираться на слабый разум наш… этот хрупкий жезл; приступим с верою к учению Божественного Откровения: вера усваивает человеку познания, вполне превысшие его силы», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Веровать в Бога – значит иметь уверенность в Его бытии и сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого. Ближайшим действием сердечной веры является ее исповедание. Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся правой веры, и притом с такой твердостью, что ничто не может нас заставить отречься от веры в Истинного Бога. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуются во спасение (Рим. 10, 10), – учит ап. Павел.

Неисчислимые блага дает человеку вера, соединяя его с источником всякой жизни и силы – Богом. «Вера есть ключ к сокровищнице Божией», – пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский.

О Боге и Его свойствах

Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде. Свт. Василий Великий

О единстве Божием. Символ веры говорит не просто о вере в Бога, но о вере в единого Бога. Догмат о единстве Божием, один из основных догматов христианства, отвергает ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. Идеей монотеизма (единобожия) преисполнено все библейское повествование. Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бозе инии разве Мене (Исх. 20, 2–3). Это первое свидетельство Бога о Самом Себе и первая заповедь Божия, данная людям в ветхозаветные времена. Никтоже Бог ин (иной), токмо един (1 Кор. 8,4), – свидетельствует и Свщ. Писание Нового Завета. По словам прп. Иоанна Дамаскина, то, «что Бог один, а не много богов, не подвергается сомнению со стороны верящих Свщ. Писанию».

Сама идея полноты и совершенства Бога не позволяет мыслить о нем иначе как о едином. «Если Бог не один, то нет Бога», – пишет церковный писатель Тертуллиан. Иначе говоря, божество, ограниченное другим существом, теряет свое божественное достоинство.

О непостижимости Существа Божия. Существо Божие непостижимо не только для человека, но и для Ангелов. В Свщ. Писании сказано, что Бог во свете живый неприступнем… (1 Тим. 6,16). «Что такое Бог, сего объяснить не можем… В отношении к Богу высокое для нас ведение – признаться в своем неведении», – пишет свт. Кирилл Иерусалимский.

Известен рассказ о блж. Августине: он, прогуливаясь по берегу моря с мыслями о Боге, увидел отрока, переливавшего раковиной воду из моря в ямку в песке. Эта картина внушила блж. Августину мысль о несоразмерности между нашим утлым умом и величием Божиим: нашему уму так же невозможно вместить представление о Боге, как вычерпать раковиной море.

Читайте также:  Серапион Бийский

«…как спасаюсь? – пишет свт. Василий Великий. – Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог ес́ть (А не чт́о Он есть)».

Что мы знаем о Боге. Тем не менее в известной мере мы имеем знание о Боге постольку, поскольку Сам Он открыл его людям. «Бог сообщил нам познание о Себе, насколько мы вместить можем… открыл все, что нам знать полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух (Ин. 4, 24) – Вечный (Пс. 89, 3; Откр. 4, 8; Рим. 14, 25); Всеблагий (Бог есть любовь) (Мф. 19, 17; Ин. 4, 16; Пс. 144, 8–9); Всеведущий (1 Ин. 3, 20; Рим. 11, 33); Всеправедный (праведный и правосудный) (Пс. 10, 7; Рим. 2, 6, 11); Всемогущий (Пс. 32, 9; Лк. 1, 37); Вездесущий (Пс. 138, 7–12); Неизменяемый (Иак. 1, 17); Вседовольный (полнота и источник всех благ) (Деян. 17, 25); Всеблаженный (полнота и источник всякого блаженства) (1 Тим. 6, 15). Бог везде, но говорят, что Бог на Небесах или в храме, потому что на Небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах – особое присутствие Его, благодатное и таинственное. Иисус Христос говорит: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Понятиями о совершенствах Бога, единого по Существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, дарованного нам в Откровении. Христианская истина единства Божия углубляется истиной единства триипостасного.

Тайна Святой Троицы

Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа. Свт. Григорий Богослов

Бог одинаково Еди́ница и Троица. Прп. Максим Исповедник

Слова Символа веры: Верую во единого Бога Отца – нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы: 1) Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная; 2) Ипостаси различаются по личным, или ипостасным, свойствам: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца; 3) три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть

Истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.

Истина троичности Лиц в Боге при единстве Существа прикровенно содержится в Ветхом Завете: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф… (Ис. 6,3). Св. отцы и учители Церкви утверждают, что здесь выражены как троичность Лиц в Боге через трикратное «Свят, Свят, Свят», так и единство Существа – словами «Господь Саваоф». И совершенно ясно говорит о Триедином Боге Новый Завет: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… (Мф. 28,19). Свт. Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во многие имена, потому что один Бог… потому что не два и не три Бога».

Явление Бога в Троице совершилось при Крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само это событие называется также Богоявлением: Сын Божий, вочеловечившись, принял Крещение в водах Иордана; Отец гласом свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, как об этом говорится в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»

О Боге Отце Символ веры говорит в 1-м члене, о Боге Сыне и Боге Святом Духе – в последующем своем изложении.

Единство трех Ипостасей является тайной, выходящей за пределы человеческого восприятия, никакие сравнения из жизни тварного мира не способны изобразить его. Желая сделать учение о Троице более доступным для понимания, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы: солнце, его свет и тепло; корень, ствол и плод дерева и т. п. Но всегда оговаривались при этом, что эти сравнения условны и далеко не достигают до истины. Мы веруем в тайну Святой Троицы по непреложному свидетельству Слова Божия.

Догмат троичности – основной догмат христианства и основа всего православного богословия. Этот догмат является собственно христианским. Исповедание его отличает христиан от иудеев, магометан и вообще от всех, кто знает только единство Бога, но не знает тайны Триипостасного Божества.

Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни и духовного опыта. «Един Господь – Пресвятая Троица, едина вера – вера в Пресвятую Троицу, едино крещение – Крещение во имя Пресвятой Троицы, и един Бог и Отец всех… Ощущать это и жить этим… значит быть христианином», – пишет прп. Иустин Попович.

О понятии «Бог»

Указывая свойства Божии, данные Откровением, богословие не дает определения понятия «Бог». Такое определение невозможно по существу, т. к. всякое определение есть указание пределов, а значит, указание на ограниченность, неполноту. У Бога же нет пределов, поэтому не может быть определения понятия Божества. По словам св. отцов, понятия «Бог», «Божество», «Божественный» относительны в применении к

Тому, Кто превосходит всякое понятие, слово и имя.

В следующих номерах газеты объяснение 1-го члена Символа веры бу-дет продолжено рассмотрением христианских догматов о Боге как Творце и Промыслителе мира.

Подготовила Людмила Кузнецова

Догматы Православной веры – выражение Божественных истин

Отче! Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
(Ин. 17,17)

Происхождение догматов

В апостольские времена словом «догмат» обозначалось вообще все христианское учение – догматическое и нравственное, но с развитием богословской мысли этот термин стал пониматься более конкретно.

В IV веке святитель Кирилл Иерусалимский пишет «Катехизические поучения», где раскрывает истины Символа веры, а также учение о главных церковных таинствах. В это же время святитель Григорий Нисский создает «Большое огласительное слово» – важный опыт системного догматического изложения.

В V веке блаженный Феодорит Кирский пишет «Сокращение (сокращенное изложение) Божественных догматов».

На Западе, приблизительно тогда же, блаженный Августин составляет «Руководство для Лаврентия», напоминающее катехизис.

Но, несомненно, лучшим произведением I тысячелетия, где глубоко и точно раскрыто христианское вероучение, заслуженно считается трактат преподобного Иоанна Дамаскина «Источник знания», и конкретно, третья часть этой книги – «Точное изложение православной веры».

С IV века восточные отцы Церкви стали именовать «догматами» не все содержащиеся в Откровении истины, а лишь относящиеся к области веры. Так, святитель Григорий Нисский разделяет содержание собственного учения на «нравственную часть и на точные догматы».

Греческое слово «догма» с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово «догматический»).

Слово «догмат» мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам:

«Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо»; «Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы»

Догмат – слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»).

С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки.

Догматы – это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом.

Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой – служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования.

Догматы – богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Опыт Церкви

Опыт Церкви шире и полнее догматических определений. Догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений. Мы их встречаем в творениях отцов Церкви и в богословских сочинениях. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова.

Христианство не ограничивается нравственным учением. Евангелие не является одним из сборников моралистических предписаний. Мораль, даже самая высокая, сама по себе не дает сил для исполнения ее требований. Лишь при содействии благодати Христовой человек может стать поистине нравственным человеком, который творит добро «чисто» «. Без Меня не можете делать ничего», – говорит Спаситель (Ин. 15, 5).

Догматические определения Православной Церкви приняты на Семи Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом.

Под догматами ныне понимаются вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.

Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу».

Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок.

Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания – характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. – ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»,- свидетельствует св. Евангелист Лука (Деян. 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.

Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Православные догматы

По словам св. Максима Исповедника Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу»,- указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.

«Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св. Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».

Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.

Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.

Вторую часть составляют догматы о Боге как Творце мира, о Боге как Промыслителе, о Боге как Спасителе, о Боге как Освятителе и о Боге как Судии.

Основные догматы православия следующие:

  • Догмат о Пресвятой Троице
  • Догмат о грехопадении
  • Догмат об Искуплении человечества от греха
  • Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде
  • Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства
  • Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни
  • Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в – Халкидоне
  • Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе
  • Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее

Отношение человеческого разума к догматам как вечным Христовым истинам определено отношением Самого Господа Иисуса к человеческому разуму в его греховной cущности.

Исходя из опыта Церкви, святоотеческого учения можно говорить, что догматы, лежащие в основании христианской нравственности, представляют единственно верный критерий оценки поступков и поведения разумной и свободной личности

Чего вообще требует от каждого человека Господь Иисус Христос как условия следования за Ним?

Только одного: отвержения себя и взятия своего креста. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; ср.: Мк. 8, 34; Лк. 14, 26–27; Ин. 12, 24–26).

Отвергнуться себя- значит отказаться от своей греховной личности, от своего «я». Человек достигает этого, если личным подвигом веры во Христа распинает в себе и вокруг себя грех и всё греховное; если умирает для греха и смерти, дабы ожить для безгрешного и бессмертного Господа нашего Иисуса Христа (см.: Кол. 3, 3–8; Рим. 6, 6. 10–13; Гал. 2, 19; 6, 14).
Библиография

Ссылка на основную публикацию